Беседы о семейной жизни гумеров павел. Протоиерей Павел Гумеров: Мужчины перестают быть мужчинами

Что такое Йом Кипур? Что означает козел отпущения и козел для Господа?

    ВОПРОС ОТ ТАТЬЯНЫ
    Не понятно, что за козел в жертву за грех народа описан в 16 главе книги Левитам и что такое козел отпущения? Зачем нужны были еще жертвы, если жертвы за свои грехи люди постоянно приносили в святилище?

В Ливитам 16 главе описан Йом Кипур - День Суда или День Искупления. В рамках этого праздника народ должен был сутки с вечера девятого дня до вечера десятого дня седьмого месяца смиряться, каяться в совершенных ошибках, а 10-го числа приносились жертвы, которые Вы упомянули в вопросе – козел в жертву за грех и отводился в пустыню козел отпущения . Дело в том, что в течении года люди могли забыть какие-то грехи, ошибки и просто не обратить внимания, что кого-то могли обидеть. То есть за какие-то ошибки люди в течение года могли не принести жертву. А во время дня смирения это вспоминалось. Последний козел приносился в жертву за все грехи народа, за которые по разным причинам жертвы ранее не были принесены. Также было и со священниками. За них в Йом Кипур приносился телец, ведь и они в течение года могли ошибаться не принося за это жертвы. Ниже я опишу Йом Кипур более подробно.

Жертва за грех – Хатат

Из текста Библии следует, что кровь является символическим носителем греха

«Душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника , чтобы ОЧИЩАТЬ ДУШИ ВАШИ, ибо кровь сия душу очищает» (Лев.17:11)

Получается, что все жертвенные животные, убиваемые на жертвеннике, были «носителями» грехов людей, являясь прообразами Христа. Перед тем, как принести жертвенное животное в жертву, человек исповедовал над ним свой грех и возлагал свои руки на живое существо как бы перенося на него свой грех.

Последний козел в году, убиваемый в Йом Кипур, назывался «для Господа».

«И приведет Аарон (Первосвященник) козла, на которого вышел жребий для Господа , и принесет его в жертву за грех » (Лев.16:9)

Этот козел «для Господа» был жертвой за грех (в оригинале Хатат), как многие другие животные, приносимые в жертву за грех в течение года в храме. В Левитах 16 главе он так конкретно и называется Хатат – жертва за грех. В законе Божьем четко прописан обряд принесения Хатат (жертвы за грех). Это описано 4 главе книги Левит. На жертву возложением рук перекладывался грех, ее убивали,

«Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу (козла, тельца, овна, горлицу в зависимости от материального состояния человека) без порока за грех свой, которым он согрешил, и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют в жертву за грех…» (Лев. 4:27-29)

Тук (жир) жертвы за грех сжигали на жертвеннике, а мясо, кожу и внутренности выносили за пределы скинии и там сжигали.

«И вынет из тельца за грех (или другого животного) весь тук его … и сожжет … на жертвеннике всесожжения; а кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его, … пусть вынесет вне стана … и сожжет его огнем на дровах» (Лев. 4:8-12)

Если посмотреть внимательно на 16 главу книги Левит, то там мы увидим те же действия по отношению к козлу «для Господа» , который, как мы увидели, так и назван «жертвой за грех» . А значит, на этого козла, также как на жертву за грех, конечно по закону Божьему должны были возложить руки, перекладывая на него грех.

Причем, те же действия (как с Хатат - жертвой за грех) были и по отношению к тельцу в день Йом Кипур. Он в тексте Левит 16 главы также назван Хатат - жертвой за грех.

«И приведет Аарон (Первосвященник) тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой , и заколет тельца в жертву за грех» (Лев.16:9)

Внимание: именно кровью тельца и козла для Господа очищалось святилище и народ, а не только кровью козла. Отмечу, что на этом не часто богословы акцентируют внимание. Чтобы понять, что происходило в храме в День Йом Кипур, нужно проследить весь путь греха.

Цепочка движения греха в течение года выглядела следующим образом: сначала согрешивший человек перекладывал грех на животное через возложение рук. Живое существо, называемое богословами заместительной жертвой, как бы принимая наказание человека за этот грех, было убиваемо.

Затем было 2 варианта , что описано в законе Божьем.

  • 1. Если жертва была за весь народ или священника, то ее кровь вносилась в святое храма и кропилась на завесу Святого святых и на жертвенник благовонных курений

«Возьмет священник помазанный, крови тельца и внесет ее в скинию собрания , и омочит священник перст свой в кровь и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесою святилища; и возложит священник крови пред Господом на роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания » (см Лев. 4:5-7, см также весть отрывок Лев. 4:1-21)

  • 2. Если жертва была за отдельного человека, то мясо жертвы за грех съедал священник, символически принимая на себя этот грех и нося его до Дня Йом Кипура. Кровь этой жертвы не вносилась в святилище после жертвоприношения.

«Почему вы (священники) не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом» (Лев.10:17, см. также Лев. 6:25-30)

О человеке, приносившем жертву, написано конкретно, что он сразу очищался от греха и прощалось ему:

«Так ОЧИСТИТ его священник от греха, которым он согрешил, и ПРОЩЕНО будет ему» (Лев. 4:35)

Что происходило в храме (скинии) в Йом Кипур

А в День Искупления, то есть Йом Кипур, приносилось несколько жертв. Поэтому этот особый день в оригинале называется не Йом Кипур, а Йом аккипурим (с окончанием им множественного числа), что дословно переводится примерно как День переносов вины или точнее День переносов ответственности за грехи. Первосвященник должен был занести кровь последних двух жертвенных животных (тельца и козла «для Господа» ) прямо в присутствие Божье - Святое святых храма и покропить на ковчег, в котором хранился закон Божий. Это был единственный в году случай, когда Первосвященник мог войти в Святая святых святилища.

Таким образом, через этот обряд грех всего народа попадал в Йом Кипур перед лицо Божье: кровь тельца символизировала грех, снимаемый со всех священников (их личный грех, за который они по какой-то причине не принесли жертвы, и грех людей, который они приняли на себя, съедая мясо жертв за грех в течение года) и кровь козла за грехи всего народа (грехи, за которые люди не успели или не смогли принести жертвы в течение года). Таким образом в конце года в Йом Кипур кровь тельца и козла для Господа попадала к Богу в Святая святых храма и соприкасалась с Его законом, который находился в ковчеге завета на каменных скрижалях и в свитке. Получалось, что ВСЕ ГРЕХИ ВСЕГО НАРОДА ЗА ВЕСЬ ГОД «попадали» на закон!

Когда согрешали в течение года священники, общество и отдельные евреи, то они обязаны были приносить жертвы. Так с них грех снимался, но не соприкасался с самим законом! А в Йом Кипур ВСЕ грехи «собирались» – одни на голове тельца (грехи священников и грехи людей, жертвы за которые уже были принесены и носились на священниках, съевших мясо), другие (все остальные грехи) на голове козла «для Господа» .

Согласно 16 главе книги Левит Библии, именно в тот момент, когда справедливое требование закона Божьего удовлетворялось – кровь, пролитая за грех, падала на символ Божьего закона – ковчег, народ окончательно очищался от грехов, совершенных за прошедший год.

«И заколет козла В ЖЕРТВУ ЗА ГРЕХ ЗА НАРОД, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его ТО ЖЕ, ЧТО ДЕЛАЛ С КРОВЬЮ ТЕЛЬЦА и покропит ею на крышку и пред крышкою, - и ОЧИСТИТ СВЯТИЛИЩЕ ОТ НЕЧИСТОТ СЫНОВ ИЗРАИЛЕВЫХ и от преступлений их, ВО ВСЕХ ГРЕХАХ ИХ » (Лев. 16:15,16)

Затем Первосвященник этой же кровью очищал наружный двор храма, где стоял жертвенник для жертвоприношений.

Так очищались окончательно от грехов сами люди и храм, состоявший из помещения (Святого отделения и Святого святых) и храмового двора (где был жертвенник для жертвенных животных). И только после всех этих действий, символизирующих полное очищение народа и храма, приводился второй козел, называемый «для отпущения».

Козел отпущения, точнее, козел для Азазеля

«И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла» (Лев. 16:20)

По тексту этот козел в Синодальном переводе называется «козел для отпущения» . Переводчики имели в виду, что этого козла в отличие от первого нужно было отпустить. Но в оригинале Библии данный козел назван не козел отпущения, а козел для Азазеля. Азазель – это имя демона пустыни, в которого верили некоторые народы. А почему этот козел назывался для Азазеля? Дело в том, что после очищения народа и святилища на этого козла возлагалась ОТВЕСТВННОСТЬ за все грехи.

«И возложит Аарон (Первосвященник) обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним ВСЕ БЕЗЗАКОНИЯ сынов Израилевых и ВСЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ их и ВСЕ ГРЕХИ их, и ВОЗЛОЖИТ ИХ на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню» (Лев. 16:21).

Внимание! Козел для отпущения (для Азазеля) в оригинале НЕ назывался жертвой за грех (Хатат)! То есть второй козел символически принимал на себя НЕ грех, а ОТВЕСТВЕННОСТЬ за все грехи. Он мучительно умирал в пустыне от обезвоживания, а его труп потом растаскивали хищные птицы. Многие богословы уверены, что этот козел был символом того, как в конце времени ответственность за грехи мира будет возложена на истинного виновника греха – на сатану. Это описано в последних главах книги Откровение Библии.

В земном храме после дня Йом Кипур начинался новый год. А в конце времени нашу планету ждет реальный Йом Кипур, когда Земля навсегда очистится от греха. О символизме иудейских праздников я писал в книге “Познакомьтесь с Богом Библии” в главе «

Valery Tatarkin
E-mail: [email protected]

«Главные правила общения с подростками почти те же что и с детьми вообще… Основные принципы — это любовь и понимание. Этого ждут от нас дети любого возраста, хотя конечно, подростковый период имеет свои особенности. Если ребенок недополучил в детстве любви, это может весьма плачевно сказаться на его дальнейшей жизни…»

Священник Павел Гумеров

Один знакомый мне священник имел двух сыновей. Когда его старший сын стал взрослым и также принял священный сан, а младший еще был подростком, этот батюшка овдовел. Он один воспитывал младшего сына и тот, когда уже заканчивал школу, начал потихоньку отбиваться от рук. Например он увлекся творчеством скандально известной рок-группы «Ленинград». Кто не знает, поясню: «Ленинград» совершенно отвязная группа, почти в каждой их песне содержится нецензурная лексика.

Отцу, естественно, не могло понравиться новое увлечение сына, но он смог вразумить его весьма оригинальным способом. Священник нашел диски этой группы и стал вечерами в присутствии сына прослушивать их. И не только слушать, но и живо комментировать тексты. Через несколько дней сын не выдержал, подошел к отцу и сказал: «Папа, давай выключим это» . После этого «Ленинградом» он больше не увлекался.

В этом маленьком эпизоде можно почерпнуть большую мудрость, ибо в нем заключаются все основные правила поведения для родителей в отношении детей-подростков.

  1. Батюшка не стал бороться с увлечением сына путем запретов и давления. Потому что давление вызывает в подростке дух противления . Даже если он внутренне согласен с разумностью запрета, он будет противиться из юношеского упрямства. К тому же «запретный плод сладок».
  2. Отец подошел с уважением к подросшему сыну, потратил время, чтобы разобраться в проблеме, а не просто крикнул: «Прекрати слушать всякую бесовщину!» То есть вник в проблему, чтобы судить о ней со знанием дела.
  3. И наконец, показал сыну глупость и пошлость его нового увлечения на наглядном примере, как бы с его стороны, как будто говоря ему: «Ага, ты считаешь себя взрослым, подумай, может ли взрослый, уважающий себя человек слушать подобную дрянь?»

Переходный возраст, подростковый период – время очень непростое как для родителей, так и для самих детей. И пережить его можно, только если запастись любовью, уважением и пониманием. Именно уважения и понимания в первую очередь молодежь ждет от нас. Они полагают, что уже стали взрослыми и хотят, чтобы мы беседовали с ними как со взрослыми людьми . Мне довольно часто приходилось проводить уроки и беседы со школьниками, выступать перед весьма сложными подростками, но всегда я придерживался одного правила: относиться к моим молодым слушателям с таким же уважением, как если бы я выступал во взрослой аудитории.

Даже если мне специально задавали провокационные, каверзные вопросы, я стремился максимально обстоятельно и аргументировано ответить на них, не теряя при этом самообладания и уважения к своим совопросникам. Это всегда вызывало ответное уважение у моих слушателей. И могу сказать, что мои уроки ребята слушали с большим вниманием, тем более что я выбирал для общения с ними интересные для молодежи темы.

Наши отношения с детьми, с наступлением переходного возраста должны быть пересмотрены. То, что было приемлемо со школьниками 8-10 лет не пройдет с подростками. Ошибки, допущенные при воспитании детей, в подростковом возрасте уже не исправишь. Родителям остается только усиленно молиться за своих детей и постараться стать для них не авторитарными руководителями, а авторитетными старшими товарищами .

Как общаться с детьми в этот непростой период? Как понять их и найти с ними общий язык?

В годы так называемой перестройки на экраны страны вышел документальный фильм «Легко ли быть молодым?» Эта картина довольно откровенно рассказывала о жизни и проблемах современной молодежи и наделала тогда много шума. Помню мой дед, только увидев название фильма, проворчал: «Легко ли быть молодым? – тоже мне вопрос – лучше бы спросили: легко ли быть старым!» Думаю, что и в юности и в пожилом возрасте есть свои большие трудности. Оба этих периода являются кризисными, а значит очень непростыми, требующие адаптации, перестройки.

Молодой человек только входит во взрослую жизнь, этот период так и называется переходный возраст, а человек среднего возраста, старея, тоже переходит в новую фазу своего жизненного развития. И неизвестно, кому труднее; молодым или старым.

Почему переходный возраст является наиболее трудным периодом в жизни ребенка и в чем его особенности? Время, когда дети становятся подростками, а потом юношами и девушками, это период взросления, бурного роста и изменения всего организма. Но главное происходит активное формирование и становление личности. Переходный возраст начинается в 12-13 лет, а к 18 годам обычно заканчивается. Хотя в некоторых случаях может затянуться до вступления молодого человека во взрослую жизнь. Сейчас, вообще, подростки взрослеют медленно. Очень часто подходят родители и начинают рассказывать о проблемах с детьми и складывается впечатление, что речь идет о подростках 15-17 лет, а оказывается их детям уже сильно за 20. В этом, конечно, больше вины родителей, которые никак не хотят приучать своих чад к самостоятельности, ответственности и взрослому образу жизни. Например, один мой знакомый папа, когда его детям было уже больше 20 лет, продолжал их будить каждый день в институт, а по воскресеньям в церковь.

Переходный период – время большого стресса. Активный рост организма, гормональная перестройка, половое созревание, становление личности, выбор жизненного пути, вступление во взрослую жизнь – все это является немалыми проблемами для недавних детей, и они не всегда знают, как с ними справиться. Это часто выливается в агрессию, противление родителям, подростковый бунт и неадекватные поступки. У подростка вдруг может резко измениться характер, он начнет грубить или становится скрытным. Его настроение может постоянно меняться. От радостного, возбужденного, до депрессивного. Психика становится неустойчивой. У многих молодых людей в этот период появляются мысли о самоубийстве, они могут чувствовать себя глубоко несчастными, всеми оставленными и некому ненужными. И иногда эти мысли могут перейти в действие. Думаю, каждый знает примеры, когда подростки бросались под поезд, прыгали с крыши или резали вены из-за неразделенной любви или других проблем.

Подросток взрослеет и начинает самоутверждаться и это нормально , но делает это часто совершенно неправильными методами, через непослушание, хамство, свержение авторитетов и норм поведения. Родителям нужно понять, что обижаться на своих взрослеющих детей в этот период нельзя, они как бы находятся в состоянии детской болезни, и потому мы в принципе не можем требовать от них нормального поведения, они не совсем адекватны. Мы же не обижаемся на человека, если у него хронический кашель, и он ночью мешает нам спать, или у него болят уши и он нас плохо слышит. Так и подростки нуждаются в том, чтобы мы относились к ним с вниманием и пониманием. Они не нарочно хотят нас обидеть, оскорбить и задеть, просто у них проблемы, и они не знают, как с ними справиться. Очень хорошо в это время вспомнить себя в подростковом периоде, свои переживания, ощущения, трудности, стремления и тогда нам будет гораздо легче понять наших детей.

Почти все подростки пробуют курить, пить пиво, не слушаются старших, дерзят учителям и обманывают родителей. Бояться этого не следует, просто нужно правильно на это реагировать. Но нельзя и не обращать на это внимание, просто действия родителей в этот период должны быть весьма осторожными и разумными, об этом мы поговорим немного позже. Если подросток переболел детскими «болезнями» и чудачествами, и родители правильно вели себя в это время, он приобретет иммунитет и во взрослом возрасте не наделает глупостей.

Главные правила общения с подростками почти те же что и с детьми вообще Основные принципы — это любовь и понимание . Этого ждут от нас дети любого возраста, хотя конечно, подростковый период имеет свои особенности. Если ребенок недополучил в детстве любви, это может весьма плачевно сказаться на его дальнейшей жизни . Ведь, как правило, преступники это либо дети из неблагополучных семей, либо дети вообще лишенные родителей, воспитанные в детских домах и интернатах. Конечно, ребенок из обезпеченной, внешне благополучной семьи, тоже может пойти по преступной стезе, но во-первых таких случаев довольно мало, во-вторых достаток семьи вовсе не свидетельствует о наличии настоящей родительской любви.

Помню, один священник рассказывал, как посещал колонию для малолетних преступников. Он выступил перед ними и прочел в глазах ребят одно, — их очень сильно недолюбили в детстве.

Когда подросток уходит из дома, или связывается с плохой компанией, он ищет того, что ему не хватало в семье. Любви, понимания и уважения. И еще, может быть, авторитета старшего. И даже когда он попадает в молодежную банду, он может получить там замену всему этому.

Там его понимают, не относятся к нему как к маленькому, уважают, он имеет свое дело в новой «семье», и он видит пример для подражания в лице старших товарищей. Они в «авторитете» и они ведут его за собой.

Поэтому задача родителей создать в семье такие условия, чтобы подростку не хотелось убежать «на страну далече» и искать чего-то вне дома. Он должен почувствовать, что его семья дает ему поддержку, заботу и понимание . Семья это собрание самых лучших и верных друзей. Конечно, у юноши и девушки могут быть друзья и приятели, но и они также должны быть в курсе; с кем дружит и тусуется их ребенок. Они должны познакомиться с его друзьями, пригласить их в гости и желательно познакомиться с их родителями. И только тогда отпустить подростка гулять с ними. Потому что сейчас для их чада авторитет друзей – товарищей может быть гораздо выше родительского, и если ребенок связался с не очень хорошими людьми, они могут оказать на него большое отрицательное влияние. Главное, что нужно понять родителям: дети становятся проблемными и «трудными» из-за проблем и трудностей в семье . Либо у супругов плохие взаимоотношения, либо ребенок не получил в семье должного воспитания, либо к его проблемам никто не прислушивается. Особенно это нужно знать родителям, чьи дети еще не достигли подросткового возраста, чтобы не упустить момент. Все что мы хотим вложить в ребенка в плане воспитания, нужно сделать до переходного возраста. Потом дети практически перестают воспринимать наши наставления. Зато, если ребенок получил должное воспитание, в юношеском возрасте он будет знать, что такое хорошо, а что такое плохо и сможет сделать правильный выбор.

Нередко бывает такой вариант: родители (особенно отцы) не уделяли особого внимания воспитанию ребенка, а в подростковом возрасте спохватились и начали усиленно наверстывать упущенное, и требовать с него очень многого. Это вызывает отчуждение, ребенок начинает все больше отделяться от родителей. Один мой знакомый очень мало времени уделял своим дочкам. Он сам рассказывал мне, что когда они были маленькими, почти никогда не гулял с ними. Помню, он даже с какой-то гордостью говорил: «Я ни разу в жизни коляску не катал!» Так что получилось? Дочери выросли, и с ним они почти не общаются. Если в семье теплая дружная атмосфера, если домочадцы уделяют время общению, совместным делам и занятиям, кризис подросткового возраста проходит легко . По проведенным исследованиям в большинстве семей родители разговаривают с детьми в среднем 15 минут в день. Можно ли после этого говорить о каких-то хороших взаимоотношениях?

И вообще, побольше интересуйтесь: чем он живет и увлекается. Родители сами могут влиять на увлечения ребенка, подсказывая и предлагая ему интересные книги, фильмы или музыку.

Если мы беседуем с подростком и его мнение не совпадает с нашим, не нужно давить его родительским авторитетом . Наше возражение и критика только тогда будут иметь действие, когда будут аргументированными и авторитетными. Например, отроку нравится определенная музыка, фильмы, сайты или стиль одежды. Важно не голословно отрицать что-то, это неизбежно вызовет конфликт, а вместе разобраться, обсудить. Может быть вы преувеличиваете опасность того или иного увлечения, а может быть сможете предложить что-то свое. Нужно не только и не столько что-то запрещать, но и разобравшись в теме, ненавязчиво дать нужное направление, предложить альтернативу. К примеру, подросток увлекается рок-музыкой и слушает тот же «Ленинград». Но русский рок – явление очень разнородное. И выступая против непонравившейся вам группы, можно при этом разрешить слушать других рок- исполнителей. Такие мастодонты отечественного рока, как Ю.Шевчук, К.Кинчев, являются людьми православными. Немалое количество рок-коллективов имеет в своем репертуаре песни на духовные темы. (Например, «Черный кофе»)

Также можно помочь молодому человеку в выборе литературы. Сейчас молодежь увлекается романами Пауло Коэльо. В его произведениях содержится много оккультного, эзотерического, а значит, они неприемлемы для православного человека. Нужно не только рассказать об этом ребенку, но и предложить что-то взамен, например, книги Толкиена, Льюиса или что-то другое.

Кстати, критику всегда лучше начинать с похвалы . Скажем: «Ты такой умный, серьезный парень, разбираешься во всех проблемах, а слушаешь примитивную попсу». Или «Ты такая у меня серьезная девушка, так много помогаешь, весь дом на тебе, а в комнате у тебя безпорядок».

Похвала, поощрения – это то, что ребенок ждет от нас в любом возрасте , и родителям обязательно нужно хвалить детей за достижения и просто хорошие поступки, конечно соблюдая при этом меру, чтобы ребенок не «зазвездился». Ведь в этом возрасте подростки, как правило, и так имеют преувеличенное представление о своих способностях. Но, тем не менее, родители гораздо большего добьются от детей, если будут говорить им простые, теплые слова благодарности за то, что они делают для дома, для семьи.

Пару слов скажу о церковном воспитании подростков , ибо это весьма непростая и болезненная тема. Ведь очень многие молодые люди, которых родители с детства водили в церковь, потом отходят от храма и церковной жизни. Здесь два основных момента. Вера, молитва, участие в таинствах – все это должно быть для самих родителей не формальным обрядом, а частью жизни, потребностью души. Тогда они смогут привить это все детям . Ведь родители для детей – первый пример во всем. Если мы требуем от детей опрятности – сами должны одеваться в чистую, аккуратную одежду; если хотим, чтобы ребенок молился и соблюдал пост – сами должны не делать себе послаблений в посте и не пропускать молитв и церковных служб. Кроме родительского примера детям нужны заинтересованность и объяснения. Им не должно быть скучно в храме и они должны получать от родителей простые, живые и доступные объяснения духовных вопросов. В посещении служб следует избрать разумную меру согласно с возможностями детей, чтобы не переусердствовать и не вызвать отторжения от храма. В духовном воспитании важно подавать материал интересно. Можно рассказать про наступающий праздник или пересказать житие ныне празднуемого святого своими словами, можно подобрать интересные книжки для детей. Благо сейчас продается много художественной православной литературы и фильмов. К сожалению, сложно представить, что дети переходного возраста будут читать «Лествицу» или «Поучения аввы Дорофея», но в этом возрасте важно, чтобы интерес подростка к церковной теме не угас, а для этого нужно потрудиться. Когда я вел уроки «Основы православной культуры» в школе, то проводил беседы с учениками, используя фильмы. Например, показывал детям фильм «Кво вадис» по роману Сенкевича «Камо грядеши», а потом беседовал с ними о подвиге мучеников.

Подростки перестают ходить в храм часто потому, что родители не уделяют их духовному росту и воспитанию достаточного внимания. Они за ручку водят ребенка в 4 года к причастию, водят его в 7 лет к исповеди и думают, что этого достаточно. Но в 12-16 лет дети требуют большего. Только тогда он останется в церкви, когда церковная жизнь будет вызывать у него интерес. Поэтому нужны и родительские беседы, и книги и общение с церковными сверстниками и может быть какая-нибудь помощь храму, чтобы подросток чувствовал свою причастность к приходской жизни.

Удержать подросшее чадо в Церкви и сохранить его веру – задача очень серьезная и непростая. Тут опять-таки не должно быть перегиба. Тинейджер уже не имеет детского восприятия веры, он выходит из послушания родителям, но и к взрослым духовным переживаниям еще не пришел . Поэтому не отбить у него охоту молиться и ходить в храм – наипервейшая задача. Подросткам нужно бывает какое-то участие в церковной жизни. И хотя я и говорил, что появление детей в алтаре нежелательно, для отрока переходного возраста это может сыграть положительную роль.

Пение на клиросе, чтение тоже в этом возрасте может удержать детей в церкви. И, конечно же, общение с себе подобными церковными детьми. Я рос в советское время и для меня особенно важно было, что не я один верующий. Есть ребята, с которыми я вместе хожу в храм, делаю какие-то дела. Речь о совместных церковных детских мероприятиях у нас уже была. Помню, мы с моим другом ездили в загородный храм. Дорога занимала более двух часов, было тяжело, но вместе все было легче и интереснее. «С кем поведешься, от того и наберешься» — говорят в народе. С большой радостью мы участвовали в освобождении храма от мусора, в восстановлении. Здесь же и общались со взрослыми прихожанами, многому от них учились. Подростку нужно дело, поддержка друзей.

В любом храме к молодежи отнесутся хорошо и дадут посильное дело. Можно научиться звонить, даже просто убирать территорию от снега, а если юноша что-то умеет делать руками, то ему вообще цены нет. Очень важно бывает выбрать правильный приход, где много молодежи. Духовник тоже играет огромную роль. Ему иногда рассказывают то, что никогда не расскажут родителям, и он может очень сильно повлиять на духовную жизнь отрока.

К сожалению, подростки (даже из церковных семей) часто плохо понимают смысл церковной службы. И поэтому в храме они скучают, переминаются с ноги на ногу. Родителям необходимо дома объяснять детям порядок и символическое значение богослужения, очень неплохо хотя бы немного изучить церковнославянский язык. В мое время молодые люди нередко приходили в храм с брошюрой «Всенощное бдение и Литургия» и следили за ходом службы. Правда, эта книжечка нужна только на первых порах, потом подросток уже сам хорошо начнет понимать богослужение.

Молитва не должна превращаться в формальность. Самое главное – не большое правило, а постоянное . Родители должны показать подростку, что существует живая связь с Живым Богом и что Сам Бог ждет от нас этого общения . В нашей семье дети уже хорошо знают, всякое дело нужно начинать с молитвы. Перед путешествием служится молебен. Если начинается важное дело – тоже молебен. И Господь приходит на помощь. «Просите и дастся вам» (Мф.7, 7-8). Бог ближе, чем мы иногда думаем.

Говоря о взаимоотношениях родителей и подростков, невозможно обойти тему запретов. Запреты, поучения, наставления это то, что особенно вызывает конфликты в паре: отцы и дети. Но все же любой нормальный родитель понимает: без запретов обойтись нельзя , потому что мы несем перед Богом ответственность за наших детей за их духовное и телесное здоровье.

Когда дети достигают переходного возраста, запреты и даже поучения надо свести к минимуму . Запрещать что-то можно только тогда, когда родители видят, что ребенку угрожает опасность.

Если запретов будет слишком много, они просто потеряют всякую цену. Подросток должен чувствовать: родители не ограничивают его свободу, если они что-то запрещают – значит это действительно нужно. Любой запрет должен объясняться .

Один мой знакомый является настоящим подвижником семейного воспитания. Он организовал близ Владивостока православную деревню «Семейный очаг». В этом поселке живут несколько семей, в каждой из которых по 7 – 9 детей. Несколько родных и несколько приемных, притом приемные – трудные подростки из детских домов. И вот этот человек, зовут его Олег Петрук, рассказал, что в их деревне дети не курят, не пьют и не ругаются матом. Я спросил его, как ему удалось создать такие условия, и он ответил, что регулярно по вечерам проводит беседы с детьми на духовные темы и также о вреде табака, алкоголя и сквернословия.

И конечно дети, видя что родители и старшие товарищи не курят и не ругаются, берут с них пример.

Я также по просьбе своих прихожан проводил беседы с их детьми, которые стали увлекаться пивом о действии алкоголя на юношеский организм и эти беседы имели действие. Так что дети ждут от нас толкового объяснения наших запретов.

Конечно, полностью оградить подростка от всех бед не получится. Дети покуривают, пробуют алкоголь, совершают другие проступки часто не потому что склонны ко греху, а потому что находятся в поиске, становлении, им хочется все испытать на собственном опыте и конечно почувствовать свою «взрослость». И если в семье не курят, а выпивают только по праздникам, вероятность того, что юноша или девушка «подсядут» на табак и алкоголь, очень мала. Однако родителям нельзя не обращать внимания на такие вещи. Курение, употребление спиртного, хамство — родителями все это должно пресекаться, но, опять же, запрет должен сопровождаться грамотными и конструктивными разъяснениями. Кроме объяснений о вреде тех или иных пороков, нужно дать понять подростку, что мы очень переживаем за него, что родительская обезпокоенность вызвана любовью и неравнодушием к нему.

Есть такое понятие как подростковая гиперсексуальность . Подростки переживают половое созревание, у них происходит гормональный всплеск, и это вызывает повышенный интерес к теме сексуальных отношений. В этом возрасте очень важно, чтобы молодые люди не наделали больших грехов. Они должны получить знания по половым вопросам не от своих школьных и дворовых друзей, а от родителей. И родителям нужно не только дать правильные объяснения в интимной области, но и рассказать детям о семье и браке как величайшей человеческой ценности, о необходимости хранить целомудрие до супружества и о недопустимости половой жизни до брака . Вести подобные беседы нужно, конечно, очень осторожно, чтобы не вызвать ненужного интереса к этой деликатной теме. Вообще повышенный интерес к интимной теме в этом возрасте очень опасен, он может привести к растормаживанию сферы влечения и серьезным грехам.

Родительские беседы должны иметь, конечно, не только запретительно-дидактический характер. С подростками можно разговаривать о чем угодно, но нужно постараться, чтобы это было для них интересно.

Очень важно беседовать с детьми о выборе жизненного пути. Сейчас мечта большинства молодых людей, вступив во взрослую жизнь, поменьше работать, побольше отдыхать и развлекаться. Притом не так важно где работать, лишь бы побольше платили. Это, конечно полное безумие, потому что работа занимает весьма значительную часть нашей жизни. И заниматься ею просто ради того, чтобы было достаточно денег на отдых и развлечения, по меньшей мере, глупо. Потому что работа тоже может стать источником радости и огромного удовлетворения.

Одна наша прихожанка, разговаривая с дочерью о выборе профессии, сказала: «Не так важно где ты будешь работать, главное чтобы это приносило пользу людям».

Не следует впадать в отчаяние и уныние, если ваш ребенок в переходном возрасте проявляет непослушание и готов спорить с вами с пеной у рта.

Этот период надо просто пережить, вооружившись терпением, любовью и родительской молитвой . Если вы по-настоящему любили своего ребенка в детстве, ему было хорошо в родительском доме, он, когда станет взрослым, обязательно будет вспоминать родительские советы и наставления с благодарностью.

По книге: Павел Гумеров «Три кита семейного счастья»

– В чем основные причины разводов сегодня?

– Причина в нетерпеливости современного человека. Мы знаем, что семейная жизнь – это терпение. Главной причиной разводов является также недостаток общения, внимания друг к другу.

Обычно развод совершается не так спонтанно: стукнуло в голову, и пошли разводиться. Люди не понимают, что брак – великая ценность, не видят этого в своем союзе, в своих отношениях. Они считают: есть машина, ее можно поменять, есть жена – можно поменять. И второе – это отсутствие терпения.

До революции это было служением. Это был очень серьезный проект: когда люди друг другу служили, когда людям надо было выживать. Люди должны были обеспечить себе жизнь в нашем суровом, очень тяжелом климате, которая зависела от урожая, неурожая, от того, пошлет Господь засуху или плодородный год. Обеспечить себе пенсионный фонд в качестве детей. Потому что если ты не воспитаешь, не научишь их работать, почитать отца и мать, то тебя никакое государство не накормит потом. Муж должен был беречь жену. Есть такое выражение – «Любить жену как лошадь». Если человек был безлошадный, он считался самым нищим и бедным крестьянином. И опять же, слова апостола Павла: мужья, берегите своих жен, как свое тело.

– Вы говорите: брак – это всегда риск. Как его минимизировать?

– Действительно, риск существует всегда. Вступление в брак тоже связано с риском. Даже при идеальных стартовых условиях, когда и семья и родители очень хорошие, люди православные, церковные, охраняли девство, чистоту до брака, хотят жить по заповедям Божиим, у них есть опыт родительский – риск и у них есть.

Вы считаете, что семья – это когда два человека сняли квартиру, живут вместе, делят постель, у них общая касса? Ничего подобного. И государство называет это сожительством, семьей это не считает Церковь, но женщины считают! Кольца даже себе покупают. Хотя на самом деле большинство мужчин не считают их женами. У нас поэтому больше замужних, чем женатых. 80% женщин считают, что они замужние, 90% мужчин считают, что они не женаты. То есть на самом деле это игры в семью.

Первое, что я хочу посоветовать. Брак – это родство очень серьезное, и нужно его рассматривать так: независимо от того, какое у меня настроение, самочувствие, ушла любовь или не ушла, все нужно делать для сохранения и спасения семьи.

Второе, что я хочу сказать: нужно обратиться к нашим ценностям, которые изложены в Библии и Евангелии. У нас такая четкая иерархия: на первом месте стоит мой ближайший родственник, затем мои родители. Сначала ты должен решить проблемы с женой, ее утешить и успокоить, потом уже заняться своими родителями.

Третье, что можно посоветовать: семейная иерархия, которая тоже подзабыта, особенно в странах, где развит феминизм, супруги рассматриваются как равноправные партнеры. Очень большая проблема – это инфантилизм мужской, отсутствие мужского начала. В этом виноваты женщины, жены – своим поведением, до жен мамочки человека баловали, все за него делали, никакое решение не давали принять. Мужчины перестают быть мужчинами, если к ним не относиться как к мужчинам.

Папа как тень отца Гамлета

– Вы сегодня упоминали одну из причин разрушения семьи: насилие. Что происходит с ребенком, который постоянно видит скандалы в семье?

– Конечно, это очень влияет. Дело в том, что мы даже не осознаем, насколько психотравмы детские на нас могут повлиять потом. Дети должны расти в атмосфере любви, их нужно всячески ограждать даже от неласковых слов, упреков, колкостей по отношению друг к другу. Ясно, что человек так же будет относиться к своей жене, как папа относился к маме. Пример отца очень сильный и очень серьезный, это самый главный человек в твоей жизни, он бессознательно будет на тебя влиять всю жизнь, как тень отца Гамлета, будет все время за тобой ходить.

– Бывает ли такое, что в созданной семье один из супругов является более зрелой личностью?

– Это часто бывает. Конечно, более благоприятный вариант, когда жена незрелая. Все-таки, бывает, что жена страдает инфантилизмом, она была единственным ребенком в семье, а муж из многодетной семьи. Это нормально, муж берет ее под опеку, занимается ее воспитанием, становлением как личности. Они в процессе учатся многому.

Когда жена более зрелая, а муж из семьи неполной, воспитывался матерью-одиночкой, не получил должного воспитания, примера, тоже можно серьезно повлиять. Что может сделать жена? Задача жены – поощрять мужа, хвалить его. Когда он начинает первые робкие шаги делать, помогать ему: у тебя все получится, все ты сможешь.

Когда жена живет только жизнью мужа

– Когда человек вступает в брак, он часто теряет индивидуальность. Как сохранить себя, свои способности и таланты в семье?

– Тут речь идет о чем? О том, что они растворяются друг в друге. Сильный муж, успешный – и жена начинает жить его жизнью. Или, например, он писатель или художник, а она всю жизнь посвящает только ему.

Есть несколько вариантов. Если люди до этого были очень общительными, а сейчас они общаются друг с другом и никто им особо не нужен вне их маленького мирка – он, она и дети – ничего плохого в этом нет. Это часто происходит.

Другое дело, когда человек действительно начинает терять себя. Например, муж является человеком искусства, который еще страдает завышенной самооценкой, считает себя великим. Он считает, что жена должна оставить все. Например, у меня были примеры, что он поэт, бард, музыкант, и супруга у него имеет актерское образование, и он, видимо, хотел, чтобы она полностью в нем растворилась. А у нее тоже были свои творческие амбиции, ей это очень не нравилось, и из-за этого у них серьезные конфликты получались. Я думаю, что если два человека – такие яркие личности, нужно дать возможность каждому развиваться.

Не надо бояться психолога

– В семье, которая находится на грани развода, как должны вести себя родители?

– Если такая ситуация случилась в семье, родители не должны ничью сторону принимать. Они должны молиться о семье, если не получается помочь. Стараться обоих супругов поддерживать, постараться им внушить: мы любим вас обоих, вы оба нам дороги, мы очень переживаем за вас, готовы вам помочь, посодействовать, если вы захотите. И очень хорошо, когда они супругам друг про друга рассказывают что-то хорошее. Не так, как бывает: мама рассказывает сыну, какая у него плохая жена, ее видели там-то, она в том-то не помогает, не заботится. Понятно, что это не любовь никакая, это эгоизм, ревность, самолюбие материнское.

– Часто ли вам приходится направлять пары к психологу?

– Я очень часто отправляю к психологам. Священник обладает возможностью сугубо за человека молиться, у него другие средства для решения семейных проблем. У священника есть и очень серьезные минусы – например, хронический недостаток времени. Любой серьезный конфликт требует не единоразового посещения, а работы достаточно серьезной, разговора около часа или полутора часов, и редкий священник обладает таким количеством времени. Поэтому священник подчас выполняет роль такого участкового терапевта. Каждый священник, думаю, должен направлять к психологу, он не должен этого бояться. Очень хорошо, когда у него есть знакомые специалисты, в которых он уверен. Потому что и психологи разные бывают.

– Как духовник в Школе семьи, какие задачи вы решаете, какие семьи к вам могут прийти?

– На сайте центра есть все координаты. Расположен он очень удобно, на Охотном ряду. Телефон доверия там бесплатный, по нему можно получить первичную консультацию, помощь. У нас немало было совместных проектов. Самое главное – это семейная школа. Раз в год мы читаем курс лекций, раздаем книги, пособия, диски, все это записываем, потом в интернет выкладываем. Есть возможность индивидуально с людьми позаниматься, помочь в решении каких-то вопросов.

При нашем храме Петра и Февронии в Марьино работают психологи из этого центра. Мы читаем лекции на важную тему: такой «курс молодого бойца» для тех, кто хочет создать семью. Некоторые создают после этого семью, разрешают семейные проблемы.

Павел Гумеров (1974, Уфа) — священник.

В 1984 принял Святое Крещение вместе с родителями, братом и сестрой. Вся семья отца Павла проживала тогда уже в Москве. (Отец отца Павла впоследствии был рукоположен в священники, а в 2005 году принял монашеский постриг с именем Иов. Ныне он является насельником Сретенского монастыря в Москве).

В 1991 поступил в Московскую Духовную Семинарию в городе Сергиев Посад, которую окончил в 1995. В том же году поступил в Московскую Духовную Академию. В 1996, учась в Академии, принял священный сан. В этом же году, указом Святейшего Патриарха Алексия, назначен штатным клириком в храм святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище г. Москвы. 14 декабря 2012 назначен настоятелем строящегося храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино. С 29 марта 2014 года постоянно служит в этом храме.

Священник Павел Гумеров пишет книги и статьи, записывает диски, выступает с лекциями, проводит семинары и беседы на темы семьи и брака, нравственного богословия. Также по благословению священноначалия поет в хоре духовенства Московского Петропавловского благочиния. Женат, имеет двоих сыновей.

Отец Павел является автором книг: «Малая Церковь», «Он и она», «Семейные конфликты. Профилактика и лечение», «Вечная память» (в соавторстве с иеромонахом Иовом), «Дом христианина. Традиции и святыни» (в соавторстве с иеромонахом Иовом), «Православная аскетика, изложенная для мирян», «Таинство причащения», «Три кита семейного счастья», «Ключи от семейного счастья», «Гражданский брак». Начало семейной жизни или блудное сожительство?«, «Владимир Высоцкий: трагедия русской души», «Закон Божий. Новая книга» (в соавторстве с иеромонахом Иовым (Гумеровым) и священником Александром Гумеровым).

Книга «Три кита семейного счастья» признана Издательским Советом Московской Патриархии лучшей книгой для молодежи 2012 года и награждена дипломом 1 степени.

Несколько книг отца Павла переведены на сербский и румынский языки.

Книги (7)

Беседы о семье и браке

В основе семейной жизни православного христианина должны лежать три слагаемых.

Первое и самое главное: любовь и правильное понимание этого понятия, потому что далеко не все знают, что такое настоящая любовь.

Второе — это правильное понимание целей и задач семейной жизни.

И третье — правильная семейная иерархия. На этих трёх, так сказать, «китах» строится семейная жизнь.

Вечная память

Уход человека из жизни — всегда тяжелое испытание для близких. Как пережить боль утраты? Как правильно подготовить усопшего к погребению? Как проводить в последний путь? Как поминать потом?

В книге, один из авторов которой (священник Павел Гумеров) служит в храме свт. Николая на Рогожском кладбище, вы найдете подробные указания обо всех деталях православного погребения, а также пастырские советы и слова поддержки. В приложении помещены утешительные письма свт. Феофана о часе смертном и молитвы, которые в Православной Церкви принято читать, провожая ближнего в путь всея земли.

Малая Церковь. Жизнь семьи в современном мире

Книга посвящена современной семье.

Ее автор ведет беседы с молодежью о том, как строить современную семью, чтобы она была нравственно здоровой, долгожизненной и счастливой. Автор специально обращается к современной жизни и подробно говорит о том, как защитить семью от тех опасностей, которые так разрушительно действуют на семью.

Две последние части книги посвящены одной из самых болезненных тем нашего общества — воспитанию детей.

Он и она. В поисках супружеского согласия

Зачем Господь создал мужской пол и женский? Что ждет женщина от мужчины и мужчина от женщины? Как им прийти к взаимопониманию и любви? Как достичь мира и согласия в браке, который назван Церковью Тайной Божией, Таинством соединения «двух существ в одно нераздельное существо», — по словам свт. Иоанна Златоуста.

Обо всем этом читатель узнает из книги «Он и она. В поисках супружеского согласия».

Православная аскетика, изложенная для мирян. О борьбе со страстями

Книга отца Павла Гумерова призвана помочь православному христианину в его борьбе со страстями и греховными привычками.