Чем взрослый отличается от ребенка знаниями. Чем дети отличаются от взрослых

Вопрос о ребенке как раз принадлежит к числу таких, где до сих пор мифология цветет пышным цветом. Любая мать, например, задумывается, откуда берутся у ее ребенка те или иные проявления. Типичные мифоло­гические ответы состоят, по существу, в преувеличении роли либо наследственности, либо среды. Приверженцы первой точки зрения полагают, что люди появляются на этой земле разными и в течение своей дальнейшей жизни не меняются. Для них ребенок уже с мо­мента появления на свет наделен определенными чертами харак­тера, умственными способностями и еще чем-то таким, что предо­пределяет его судьбу - удачей, жребием.

Вторая точка зрения состоит в том, что люди - их своеобра­зие - всецело определяются воздействием среды. Здесь имеются две различных возможности: 1) либо предполагается, что можно точно предусмотреть все воздействия и влияния среды, и тогда, по существу, это позиция Пигмалиона (или советского государства): дайте мне ребенка, и я сделаю из него все, что захочу; 2) либо признается, что влияния среды настолько многоразличны и много­численны, что с практической точки зрения бессмысленно даже пытаться что-нибудь предусмотреть или предсказать, и из ребенка может получиться все что угодно.

Придерживаться мифов просто и в силу этого приятно. Вопрос об ответственности за собственное поведение и поведение ребенка теряет всякое содержание: либо все определяют врожденные фак­торы, либо среда. Если врожденные факторы, то заниматься вос­питанием (или самовоспитанием) совершенно бесполезно, так как наследственность - то, с чем человек родился, - все равно свое возьмет. Если же все определяет среда, то либо я контролирую ее воздействия, и тогда все влияния среды очень существенны в плане формирования характера, либо пытаюсь учесть сочетание ее бес­численных факторов, что все равно бесполезно, и это снова помо­гает нам увильнуть от ответственности.

Отчасти содержание мифов можно проверить данными науки. Например, точно установлено (близнецовыми исследованиями и многими другими методами), что вклад врожденных факторов в показатель интеллекта (IQ - Intelligent quotient) равен приблизи­тельно 80%. Иными словами, показатель интеллекта, насколько можно сейчас об этом судить, целиком определяется наследствен­ностью и от среды не зависит. Но это, что важно, не значит, что в свойствах ребенка повторяются свойства родителей: совокуп­ность прирожденных свойств сложным образом зависит от наслед­ственных факторов, ребенок может быть вовсе не похож ни на од­ного из родителей. «Бывает, впечатлительный ребенок фантазиру­ет, что он в доме родителей - подкидыш. Да: тот, кто породил его, умер столетия назад» (Януш Корчак).

Показатель интеллекта показывает, насколько хорошо для свое­го возраста дети решают разные задачи. По мере того как дети ра­стут, возрастают и их способности к решению задач. Этот (несом­ненный) факт привел Альфреда Бине к идее «умственного возра­ста» и породил идею определять коэффициент интеллекта, однако его огромное значение не только в этом: столько раз говорилось о том, что все дети - гении, что мы не всегда держим в уме, что все-таки взрослые умнее детей, т.е. лучше решают задачи. Редко кто постоянно, независимо от возраста, прогрессирует в интеллек­туальных способностях, обычно старость все-таки приходит, и человек начинает хуже справляться с задачами, предъявляемыми жизнью, но все-таки на большом пространстве возраста от рожде­ния до зрелости человек умнеет, взрослеет, растет его личность, созревают чувства.

Само представление об уровне интеллекта опирается на тот факт, что умственные навыки связаны между собой: если человек обладает хорошей памятью, очень велика вероятность того, что у него большой словарный запас и он легко справляется с арифме­тикой. Так обычно и бывает: способный ребенок способен во всем. Правда, это не относится к так называемым творческим способ­ностям (креативности) - высокий показатель интеллекта служит только залогом того, что ребенок может хорошо учиться, будет ус­певать в средней и высшей школе. Коэффициент интеллекта (КИ), необходимый для того, чтобы успешно учиться в университете, составляет 120%; 100% КИ является нормой, а 140 и 80% встреча­ются довольно редко.

Другие измерения личности, если не претендовать на научную точность, можно в совокупности назвать характером. И вот здесь

разделить влияния наследственности и среды значительно труднее. Дело в том, что в нормальном случае среду ребенка образуют и определяют в основном его родители со всеми своими наследст­венно предопределенными особенностями, поэтому справедливо будет сказать, что в данном случае среда является продолжением наследственности. Разделить влияния среды и наследственности в этом - нормальном - случае не просто трудно, а невозможно.

Как уже говорилось (см. ч. 1, «Культура»), помимо наследствен­ности и среды нужно учитывать такой механизм передачи инфор­мации, как культурная преемственность. Напомним: если пере­метить всю популяцию зайцев в данной роще и пристально наблю­дать за ними, можно увидеть, что через 20 лет ни одного меченого зайца не останется в живых, а тем не менее нравы, обычаи, привычки зайцев останутся теми же. Культурная преемственность состоит в том, что новым (новорожденным) членам сообщества передаются культурные традиции.

Как сказал Эдвард Сепир, мы все участвуем в заговоре относи­тельно реальности: мы договорились понимать ее определенным образом. На самом деле это неточно: никто ни с кем договаривал­ся - дети в процессе своего развития постепенно приобщаются к определенному способу миропонимания, принятому в данном обществе. Если в обществе господствует, например, мифологичес­кий взгляд на мир, ребенок и вырастает в лоне этого взгляда. Свой особый мир, свой контекст бытия есть у каждого народа, у каждой семьи, у каждой школы.

В процессе складывания личности происходит привыкание к контексту данной гуманитарной системы - всех гуманитарных сис­тем, в деятельности которых участвует ребенок. Пресловутое «поче­му?» ребенка снова и снова напоминает нам, что очень многое в жизни для нас «само собой разумеется», а когда хочешь искренне ответить на детский вопрос, обнаруживаешь полную невозможность это сделать. Ты просто привык обращаться с предметами и явлениями «правильно», «конвенционально», «как все». Вопрос «Почему?» у ре­бенка может означать: что это такое? как это делают? и что это зна­чит? - и переводиться приблизительно так: научи меня обращаться с предметами и понятиями так, как это делают все люди, даже если не умеют об этом рассказать. Процесс приобщения к культуре пред­ставляет собой процесс привыкания к совместному с другими людь­ми употреблению понятий и обращению с предметами.

Ребенку приходится самому выстраивать контекст существова­ния в культуре, в различных ее подсистемах, и этим его положение

в корне отличается от позиции взрослого, который просто уже выстроил этот контекст, а выстроив, перевел его в подсознание и потерял от него ключи. Никто не помнит, как это дьявольски труд­но завязывать шнурки, чистить зубы, читать и писать, платить деньги, понимать фильмы и музыку. В каких еще подсистемах социума мы должны действовать, не задумываясь о заговоре, в котором мы все принимаем участие? Неосознаваемый контекст бытия, будучи осво­енным, принимается нами как должное, мы привыкаем его исполь­зовать, не задумываясь о его существовании.

Жить вместе с другими, совместно с другими - это быть спо­собным понимать некоторые простые вещи, которые совершенно не требуют объяснения, но при попытке сделать это взрослый рас­терянно останавливается, как перед внезапно возникшей стеной. Это порою странно обнаруживать: ты понимаешь окружающую те­бя реальность совершенно определенным образом, но не отдаешь себе в этом отчета; ты уверен, что и другие разделяют твою уве­ренность в том, что все люди понимают эту реальность одинаково. И так оно и есть, но только в пределах того сообщества, которое сложилось в данное время и в данном месте.

Например, дзэн-буддизм - это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории совре­менной западной мысли. Это не религия и не философия, не пси­хология и не наука, это образец того, что в Индии и Китае назы­вают «путь освобождения». Западная мысль становится в тупик при попытках описать этот феномен - путь освобождения не подда­ется положительному определению, его можно описать лишь кос­венно, указав, чем он не является.

Слово становится средством общения лишь в том случае, когда собеседники опираются на похожие переживания. Ребенок осваивает не только сам язык, но те особенности мышления, которые с помощью языка выражаются. Знаменитый чаньский вопрос: «Куда девается кулак, когда я разжимаю пальцы?» - подразумевает для европейца, что объект (кулак) существовал, а потом куда-то делся. В китайском же языке многие слова являются одновременно и гла­голами, и существительными, так что человеку, мыслящему по-ки­тайски, нетрудно понять, что он никуда не делся, для него предметы являются также действиями (сжимание и разжимание кулака), и наш мир - совокупность скорее процессов, чем сущностей.

Кроме языка, ребенок должен воспринять многие другие раз­новидности кодов. Нам трудно общаться друг с другом, если мы не можем идентифицировать себя в терминах ролей - отец, учи-

тель, рабочий, художник, «славный парень», спортсмен и т.д. В той степени, в какой мы идентифицируем себя с этими стереотипами и связанными с ними правилами поведения, мы и сами ощущаем, что на самом деле чем-то являемся.

Воспитание представляет собою процесс, в результате которого человек становится способен играть эти социальные роли, отожде­ствлять себя с одним или несколькими сообществами, осваивает коды, при помощи которых данное сообщество выражает свое миропонимание. «Что такое ребенок?» «Чем, собственно говоря, ребенок отличается от взрослого?» Вот чем - естественной (пото­му что все через это проходят) недееспособностью. Он не умеет, не знает, а потому и не может того, что может взрослый, и пока и поскольку это так, он является ребенком. Он станет взрослым, когда у него появится неявный контекст бытия.

Странный вопрос! Наверное, тем же, чем и взрослые от детей. А что делать, если взрослый человек не может сравнить, хотя бы потому, что просто не помнит себя в детстве? Редко кто может похвастаться устойчивыми воспоминаниями раньше 3, а то и 5 лет. Но ведь до того возраста человек тоже живёт, растёт и очень активно развивается. Так что же скрывает наша память?

Первое, и самое главное отличие детей от взрослых — серьёзные пробелы в знаниях об этом мире. Которые они активно пытаются восполнить. Именно поэтому дети рассматривают, нюхают и пробуют всё на ощупь, на вкус, пытаются ответить на вопрос «как это устроено?» всеми доступными способами и задают кучу вопросов. И со стороны родителей ругать, а то и наказывать, своих чад за стремление учиться — не просто глупо, но и недальновидно, — впереди учёба в школе. Где дети, которых наказывали за попытки самостоятельно изучить мир, окажутся в заведомо проигрышном положении.

Второе отличие, очевидное — размеры и возможности физического тела. Физические тела детей растут и развиваются, поэтому им нужны и правильное питание, и физические нагрузки, и полноценный сон — об этом знают все. А о том, что происходит развитие нервной системы детей, дозревание отделов и становление функций головного мозга, во внимание принимают меньше. А о том, что физическая активность ребёнка напрямую влияет на его умственное развитие знают вообще немногие. Дело не только в подвижных играх на свежем воздухе, ребёнку нужна информация о мире, а для этого он должен и трогать, и манипулировать предметами, и передвигаться в пространстве — у его должны быть задействованы все органы чувств. Именно на основе этой информации ребёнок создаёт полноценные образы, которыми учится оперировать в ходе мышления. Например, яблоко — круглое, зелёное, гладкое, прохладное, с особым запахом, вкусом и консистенцией мякоти. А ещё, косточки у него могут особо постукивать внутри. И яблоки бывают разными, но есть качества, которые их все объединяют в одно понятие.

Третье отличие — непосредственность. Дети изучают мир, запоминают что здесь и как называется, и активно пользуются полученными знаниями, сообщая всем пассажирам автобуса, что дядя лысый, а тётя очень толстая. Дети, в отличие от взрослых, только учатся самостоятельно идентифицировать эмоции, которые испытывают в той или иной ситуации, и учатся у родителей способам их выражения. А о том, что окружающие тоже способны что-то чувствовать, и что с этими чувствами надо считаться, детям обычно рассказывают родители, ибо это и есть воспитание.
«Непосредственность» взрослых имеет совсем другое происхождение.

И четвёртое отличие, более всего отдаляющее миры взрослых и детей, — центрированность. Центром мира каждого ребёнка, является он сам. И именно этот факт позволяет ребёнку так быстро развиваться, усваивать колоссальный объём информации, сохраняя, при этом поразительную гибкость психики. Именно поэтому время в детстве течёт так медленно.
Центр мира взрослого человека в 98% случаев лежит вне его самого, поэтому счастье и благополучие большинства взрослых зависят не от них самих.
Сдвиг этого центра происходит в процессе воспитания, из-за непосредственного желания ребёнка быть любимым и доказать родителям свою любовь.

Любите ваших детей и будьте счастливы.

Ещё интересные материалы:

Если вы думаете, что дети - это маленькие копии взрослых, то это не так. У них есть анатомо-физиологические особенности, не всегда связанные с их незрелостью.

Нервная система

Голова и мозг у детей относительно велики. Например, у новорожденного составляют 1/8 массы тела. У взрослого человека 1/40.

Мозг - это жир и вода. Ткань мозга ребенка особенно богата водой, но не белком, и хорошо кровоснабжается. Нервных клеток столько же, сколько у взрослого, но они имеют мало отростков и плохо связаны друг с другом (недостаточная миелинизация). Поэтому некоторые неврологи любят назначать рыбий жир и лецитин. У детей повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера (это преграда и в тоже время фильтр между кровью и мозгом), поэтому относительно легко возникают нейроинфекции и интоксикации.

К 2 годам строение спинного мозга такое же, как у взрослого. Спинной мозг у маленьких детей относительно длиннее, поэтому пункции проводятся ниже, чем у взрослых.

Мышечная система

У детей первых месяцев жизни тонус мышц-сгибателей преобладает над тонусом мышц-разгибателей. Физиологический гипертонус исчезает к 4-м месяцам. Мышечный корсет слабый. Мускулатура начинает лучше развиваться в подростковом возрасте.

Костная система

Кости у детей имеют волокнистое строение, похожи на хрящ. Кости обильно кровоснабжаются, поэтому в них легко проникает инфекция, и чаще, чем у взрослых, возникает остеомиелит (гнойное воспаление). В костях детей много воды, но мало солей. Дети чувствительны к дефициту витамина Д и кальция. Кости легко искривляются, но труднее ломаются. Переломы называют по типу «зеленой веточки». При таких переломах надкостница цела, выпуклая сторона кости теряет целостность, с вогнутой стороны структура кости сохраняется, поэтому смещение небольшое или отсутствует. Если перелом проходит через область роста кости (ростковая зона), может возникнуть деформация кости и даже укорочение конечности.

Череп новорожденного ребенка составляет ¼ длины тела (взрослого человека - 1/8), голова ребенка, относительно тела тяжелее, чем у взрослого, шейный отдел позвоночника слабый, неразвитый. Поэтому устанавливают против хода движения: при столкновении кресло движется вместе с ребенком, снижая риск травмы шеи. Если люлька установлена по ходу движения, то голова выбрасывается вперед, ударяется о грудину и с силой отбрасывается назад, шейные позвонки и спинной мозг разрываются.

У новорожденных имеются - плотные мембраны на стыке костей черепа, поэтому можно, не боясь повредить, их потрогать.

Кожа

Кожа сочная, рыхлая, легко ранимая. Сальные железы хорошо развиты, их секреция уменьшается после 4-х месяцев жизни и увеличивается в подростковый период. А потовые железы начинают функционировать после 4-х месяцев. Потовые железы помогают сохранять постоянную температуру тела. Поэтому пока они не развиты, новорожденного легко «перегреть». Тепловой удар сопровождается покраснением кожи, вялостью, рвотой и даже судорогами.

Дыхательная система

Носовые ходы узкие, что приводит к быстрому нарушению носового дыхания при респираторных заболеваниях. Околоносовые пазухи развиваются с 2-х летнего до подросткового возраста, поэтому синуситы, в том числе гаймориты, до 2-х лет очень редки. Евстахиева труба, соединяющая глотку со средним ухом, короткая и широкая, поэтому инфекция легко проникает из носоглотки в среднее ухо, что приводит к частым отитам. Голосовая щель узкая, что приводит к быстрому развитию ларингита со стенозом. Правый бронх является прямым продолжением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживают инородные тела. Легкие плотные, маловоздушны, поэтому в них легко развивается воспаление.

Сердечно-сосудистая система

Сердце у детей относительно велико, просвет сосудов шире. Артериальное давление ниже, чем у взрослого. Максимальное (систолическое) АД = 80+2*число лет ребенка. Минимальное (диастолическое) АД составляет у детей половину максимального + 10.

Лимфатическая система

Миндалины у детей первого года жизни маленькие, поэтому ангины у них встречаются редко. Аденоидная ткань легко разрастается, особенно у аллергичных детей. На защите детского организма специальный орган - тимус или вилочковая железа, находится за грудиной. У взрослых такого органа нет.

Пищеварительная система

Желудок ребенка сравнивают с открытой бутылкой, т. к. мышечный замок - сфинктер на входе в желудок слабо развит, поэтому дети склонны к срыгиваниям. Емкость желудка у новорожденного 30 мл, у годовалого ребенка 300 мл, у взрослого от 500 мл до 1 литра. При рождении кишечник стерилен. При вскармливании грудным молоком в кишечнике преобладают бифидумбактерии, при искусственном вскармливании - кишечная палочка.

Мочевыделительная система

Почки имеют эмбриональное строение до 2-х лет. Примерное суточное количество мочи у детей равно 600 мл + 100 * (число лет - 1).

Фото - фотобанк Лори

Мы привыкли слышать высказывания по поводу того, что ребенок - это копия его мамы, папы или бабушки, лишь с разницей в масштабах. Верно ли такое понятие? Задумавшись над этим вопросом, каждый из нас понимает, что сходство между маленькими детьми и взрослыми ограничивается лишь внешними признаками. Рассмотрим подробнее, чем отличается ребенок от взрослого и почему важно это понимать каждому родителю?

Дети

Где граница между детством и взрослой жизнью? Детским возрастом принято считать отрезок жизни, который начинается с момента появления на свет младенца и заканчивается с наступлением полового созревания. У каждого ребенка этот период включает разное количество времени, но к средним показателям относят первые 14 лет жизни. На протяжении этого времени организм и все физиологические процессы у детей имеют свои особенности. Хорошим наглядным примером может стать процесс развития малыша в первые годы жизни. Дети преображаются очень быстро: меняются и головы, ребенок интенсивно растет и набирает вес, а также молниеносно развивает свои навыки, моторику и опорно-двигательные функции. Чем отличается ребенок от взрослого в первые годы своей жизни? Ответ находится на поверхности: все процессы в организме протекают значительно быстрее. Поэтому родители должны понимать, что у растущего организма и потребности соответствуют скорости развития.

Чем взрослый отличается от ребенка?

К главному отличию можно отнести умение управлять своими эмоциями. Человек, не страдающий заболеваниями психики, в любой ситуации способен контролировать свое поведение, независимо от настроения. Дети, особенно маленькие, неспособны этого делать. Этой характерной особенностью можно объяснить шалости, гиперактивность и капризы малышей. С возрастом, благодаря наставлениям родителей и формированию нервной системы, ребенок начинает проявлять умение владеть собой независимо от настроения.

Еще одним важным аспектом вопроса «Чем отличается ребенок от взрослого?» является тот факт, что малыш неспособен обеспечить свое существование. Поэтому он всегда зависим от взрослых. Малыш неспособен принимать взвешенные решения самостоятельно, в отличие от своих родителей. Чаще всего чадо копирует наше поведение, тогда как взрослый является самодостаточной личностью и в объекте подражания не нуждается.

Каждый из нас занимается серьезными делами, а в это время наши детки познают мир, играя.

Все эти аспекты очень важны в развитии каждого маленького члена общества, поэтому родители должны в полной мере обеспечить своим детям питание, уход, понимание, любовь, защиту, достойный образец поведения и развивающие игры.

Что дети делают лучше взрослых?

Наверное, все согласятся, что наши дети умеют лучше нас смеяться и радоваться, любить просто так и быть искренними. В завершение хочется отметить, что над вопросом, чем отличается ребенок от взрослого, полезно задуматься каждому родителю, тогда будет проще простить наших чад за шалости и капризы. А также это поможет осознать потребность детишек в постоянном движении вперед.

Для каждого человека детство – своя маленькая планета, с которой начинается путешествие по неизведанному длиною в саму жизнь. В пути с ним происходят странные метаморфозы, и, оглядываясь назад, он перестает узнавать себя в наивном и непосредственном малыше, как будто и не было того времени, когда все бесконечные «почему?» находили вразумительные ответы, мир казался простым, а деревья большими.

Чем же ребенок так отличается от взрослого, что в его чертах далеко не все узнают свое собственное отражение?

Взрослые накопили года, а вместе с ними – опыт и знания, часть которых абсолютно бесполезна и не делает человека счастливым. Он обременен массой дел, заботами о близких, карьерным ростом, стремлением соответствовать определенному статусу и без устали трудится, в поте лица добывая хлеб насущный. Ребенок получает его в виде бутерброда к завтраку, запивает сладким чаем и тут же отправляется строить замки в песочнице, пускать по лужам кораблики и заниматься другими, не менее важными, чем у взрослых, делами. Самые главные из них – расти и учиться, приобретать знания и копить опыт.

Детям это удается без особых усилий. Все они талантливы от рождения и к двум годам уже лепечут на своем языке, самостоятельно едят манную кашу и даже завязывают шнурки на ботинках. Взрослые тоже умеют это делать. Бывает так, что только это и умеют.

Но, как правило, они овладевают и более сложными навыками, приобретают профессию, оттачивают способность мыслить, анализировать, высказывать зрелые суждения, могут убеждать, организовывать и вообще действовать, причем нести за это полную ответственность перед совестью и законом.

Для ребенка такая ответственность наступает с момента его совершеннолетия. В разных странах установлена своя возрастная черта, за которой, как принято считать, начинается взрослая жизнь. Это значит, что человек становится полноправным членом общества, то есть, в полном объеме получает гражданские права, а вместе с ними – обязанности перед государством, социальным окружением, семьей. Взрослые могут вступать в брак, по своему усмотрению распоряжаться собственным имуществом, осуществлять финансовые операции, заниматься различными видами деятельности, участвовать в политической жизни.

Дети не имеют таких прав, потому что для них только начинается период личностного становления, они полностью зависимы от опеки родителей и физически не готовы к выполнению функций взрослого человека.

Пожалуй, самая важная из этих функций — воспитание ребенка, что подразумевает необходимость создать для него здоровую нравственную атмосферу, развить навыки социального общения, научить придерживаться общепринятых норм поведения, равно как и уважать культурные традиции своего народа.

Ребенок не может самостоятельно постичь эти сложные жизненные премудрости, посему получает их первые уроки в виде сказок и родительских наставлений. Если они не сводятся к добродушному увещеванию К. Чуковского «Не ходите, дети, в Африку гулять», а основаны на примере поведения самых близких людей, результат обязательно бывает положительным. Дети копируют взрослых, подражая им во всем, вплоть до мимики и жестов. Эта особенность помогает ребенку усваивать не только правила хорошего тона, но и языки, уроки музыки, школьные предметы, а также добиваться спортивных достижений в раннем возрасте и противостоять вредным соблазнам в переходный подростковый период.

Взрослый человек умеет управлять своими эмоциями и держать под контролем собственное настроение. Ребенок не умеет. Капризы, шалости, гиперактивность – детские «грехи», за которые наказывают, лишая удовольствий или сладкого.

А между тем, детям положено и шалить, и капризничать, и быть сластенами. Их нервная система активно развивается, требуя ежедневной порции глюкозы и сахаров в объеме не менее 60 мл. Без сладкого ребенок отстает в росте, становится рассеянным, подавленным или, наоборот, чересчур возбудимым.

Взрослые предпочитают не сладкое, а крепкое, чтобы снимать стрессы, которые их нервная система может не выдержать без соответствующей разрядки. Большинство взрослых легко прощает себе вредные привычки и также легко забывает, что дети могут копировать их и в этом.

Выводы сайт

  1. Возраст ребенка ограничен моментом его рождения и временем совершеннолетия. Человек становится взрослым, когда общество признает за ним это право.
  2. Ребенок, в отличие от взрослого, не может самостоятельно обеспечить свое существование.
  3. Взрослый принимает решения и берет на себя ответственность за их выполнение. Ребенок не в состоянии принимать самостоятельные решения.
  4. Взрослые занимаются серьезными делами. Ребенок познает мир в играх.
  5. Взрослый человек самодостаточен. Ребенок развивается, подражая взрослым.
  6. Взрослые наделены гражданскими правами, а также имеют обязанности перед обществом и государством. Права ребенка определяются соответствующими государственными органами и международными организациями.
  7. Одна из обязанностей взрослого человека – воспитание ребенка. В этом процессе дети тоже могут выступать в роли воспитателей, косвенно определяя меру личной ответственности взрослых за свое поведение.



Советы начинающим хозяйкам
2024 © loveserial.ru