Что должен делать в 6 месяцев. Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок

Полгода – первый маленький юбилей и важный рубеж для малютки. В этом возрасте ползать, сидеть, благодаря чему у него есть возможность видеть окружающее пространство по-новому – из вертикального положения. Меняются и развлечения ребенка: он пристально разглядывает свои , будто изучая их вновь, начинает видеть и открывать в них другие качества.

Основная задача родителей – помочь своему чаду развиваться и совершенствовать свои навыки дальше, ведь еще столько нужно узнать и освоить. Отличным помощником в этом станут игры с малюткой.

Основная задача родителей полугодовалого ребенка - помочь природному развитию малыша, захватить его внимание и привлечь к изучению новых навыков

Значение игр для развития крохи

В полугодовалом возрасте малыш активно развивается, тщательно изучает все вокруг, и родители обязаны помочь ему в этом. Все обучение должно проходить в игровой форме.

Если мама и папа заботятся о благополучии своего малыша, им просто необходимо регулярно уделять ему время, играя дома. Чем же занять кроху в таком возрасте?

Современные психологи указывают на большое значение развивающих игр в жизни 6-тимесячного крохи, они помогают малышу совершенствовать уже имеющиеся навыки, а также приобретать новые.

Без подобных забав ребенок отстает от своих сверстников как в плане физического развития, так и интеллектуального – он начинает позже говорить, вставать на ножки и ходить (подробнее в статье: ). Такая статистика наблюдается сегодня во многих странах.

Формируем мелкую моторику

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Сегодня в детских магазинах имеется огромный ассортимент обучающих игр, но для крохи в возрасте 6 месяцев подойдут самые простые развлечения. Родителям для этого стоит запастись как незамысловатыми игрушками, проверенными не одним поколением детишек, так и различными предметами обихода (коробочками, баночками, клубочками, пластмассовыми стаканчиками).

Пирамидка с кольцами

Обычная пирамидка с крупными кольцами – незаменимая игрушка для развития полугодовалого крохи. Конечно, ребенок не начнет сразу же самостоятельно собирать и разбирать ее, для начала нужно продемонстрировать ему, как это делается. В первую очередь, будем учить кроху разбирать пирамидку: показываем нижнее кольцо и просим ребенка снять его, делаем это сами, затем ручкой малыша, и только после серии упражнений кроха освоит этот навык. Когда ребенок научится управляться с одним кольцом, следует усложнить ему задачу и добавить еще пару колец на пирамидку. По мере развития и совершенствования навыка количество колечек нужно продолжать увеличивать.

Как только кроха научится разбирать пирамидку, можно переходить к следующему этапу – нанизыванию на стержень колец. Это задача требует от малыша большей сосредоточенности и умения координировать свои движения - такие манипуляции он освоит ближе к 7-8 месяцам, а может и позже.

Пирамидка – игрушка многофункциональная, она способствует развитию внимания, логики и мелкой моторики. Играя с ней, кроха познакомится с разными цветами и размерами предметов.


Несмотря на простоту конструкции, пирамидка является незаменимой вещью: она учит малыша различать формы, цвета и размеры предметов

Коробочка с игрушками

Небольшие контейнеры, ящички и коробочки с крышками станут отличными игрушками для полугодовалого малыша. Любознательные детки попытаются самостоятельно открыть их, желая узнать, что спрятано внутри. Если кроха не заинтересовался игрушкой, можно привлечь его внимание: потрясти коробочку, спросить, что в ней лежит, предложить открыть ее.

Когда ребенок научится снимать крышку , надо показать ему, как доставать игрушки из контейнера, а затем складывать их обратно. Вынимая из коробки предметы, можно рассказывать малышу о них, производить с ними разные манипуляции. Можно собрать целую коллекцию баночек и контейнеров, ребенок с интересом будет возиться с ними еще несколько последующих месяцев.

Стаканчик и мячики

По мере совершенствования навыков крохи продолжаем усложнять упражнения. Теперь нужно найти небольшую коробочку, мячики (это могут быть шарики, клубки или другие круглые предметы) и пластиковый стаканчик. Задача малютки – ручкой достать шарик из контейнера и бросить его в стакан . Для малыша 6 месяцев это достаточно сложное задание, но оно отлично развивает координацию движений, глазомер (ведь нужно попасть в стаканчик) и моторику пальчиков.

Тренируем крупную моторику

С целью совершенствования крупной моторики малыша можно развлечь его таким образом: лечь на пол, надев на ноги плотные носки, кроху разместить на своих ступнях лицом к себе. Удерживая малютку за ручки, приподнять ноги и двигать ими в воздухе в различных направлениях (в стороны, вверх-вниз, по кругу).

Такое развлечение научит ребенка доверять взрослому – между ними наладится устойчивая психологическая взаимосвязь. Также кроха будет совершенствовать крупную моторику, координацию, вестибулярный аппарат. Молодая мамочка же во время такой забавы сможет привести в тонус свой пресс и убрать животик после родов.

Это развлечение придется по вкусу и малышу, и его маме. Оно поможет крохе научиться ориентации в пространстве, разовьет его способность сохранять равновесие.

Учим ползать

В 6-7 месяцев большинство деток активно учатся передвигаться ползком. Многие специалисты, в том числе и доктор Комаровский, указывают на необходимость помочь малышу освоить этот навык.

Традиционный способ научить кроху ползать – (рекомендуем прочитать: ) положить любимую детскую игрушку недалеко от малыша , но так, чтобы он не смог дотянуться до нее ручкой. Что будет делать в такой ситуации ребенок? Конечно, попытается приложить все усилия, чтобы добраться до игрушки.

Сразу это у него не получится, но достаточно несколько раз позаниматься с малышом по 10-15 минут, и в итоге он поползет. Для начала нужно помогать крохе – подкладывать ему под грудь свернутое валиком полотенце или одеяло, так малютке будет легче приподнять туловище и освоить навык ползания.

Такая нехитрая забава принесет свои плоды очень скоро – кроха, стараясь дотянуться до любимой игрушки, обязательно подползет к ней. Но проводить уроки с малышом нужно каждый день.

Развиваем тактильные навыки

Новорожденный начинает познавать окружающее пространство именно путем тактильных ощущений, в полугодовалом возрасте их нужно продолжать совершенствовать. Помогут в этом простые развлечения с малюткой, а перышки, ленточки, кусочки шелковой или махровой ткани станут главными игрушками.

Открыть новые ощущения поможет такая забава: следует раздеть кроху до подгузника и уложить его на спинку, предметами с разной текстурой (что-то гладкое, пушистое, шероховатое) нужно водить по туловищу младенца. Из-за новых ощущений ребенок будет испытывать различные эмоции – то настороженно замирать, то радостно «агукать» и улыбаться (подробнее в статье: ). Начинать прикосновения нужно с животика, затем перемещаться к ручкам и ножкам, когда малыш успокоится, его следует перевернуть и погладить ему спинку.

В течение одного занятия не стоит использовать больше 2-3 предметов, этого малютке будет достаточно. Такая забава приносит удовольствие всем деткам, она дарит им новые ощущения и эмоции. Узнать об опыте других мам и других интересных развивающих решениях можно на видео.

Разговариваем с крохой

С полугодовалым крохой необходимо разговаривать как можно чаще. Разнообразные детские песенки, стишки и потешки способствуют формированию речевых навыков у ребенка в будущем.

В возрасте 6-8 месяцев можно выполнять с малюткой упражнение «Телефон». Для этого нужна телефонная трубка, в которую взрослый должен говорить простые слоги, но с различной интонацией. Итак, сев рядом с малышом, прикладываем телефон к своему уху и произносим, например, «ма-ма», потом «ма-ма?», затем подносим трубку к малышу, пусть он попытается что-то повторить.

Для деток постарше (от полугода до года) можно порекомендовать забаву под названием «Первые слова». Ее цель – обучить малютку подражанию звукам и лепетанию. Можно уложить ребенка на спинку и немного склониться над ним, чтобы он видел лицо взрослого. Взяв кроху за ручки, начинаем проговаривать слоги и короткие слова. Во время игры на каждом слове ручки разводим в стороны и сводим снова, такой прием поможет малютке концентрироваться на самом процессе «общения» с родителями. Малыш будет внимательно слушать речь взрослого, следить за его губами, пытаясь повторить движения.


Хотя малыш еще очень мал, родителям требуется активно общаться с ним и использовать разговорные элементы в играх - это понадобится малышу уже очень скоро

Что еще нужно знать о развивающих играх?

Все заботливые родители непременно окружают своего малыша вниманием и заботой, уделяя время играм и обучению. Важно еще, чтобы эти занятия приносили настоящую пользу и удовольствие, а не были в тягость ребенку или взрослым. Необходимо создать все условия для того, чтобы кроха полноценно развивался и обучался новому.

По окончанию этого месяца вы отпразднуете первый юбилей вашего малыша - полгодика. Ребеночек очень изменился за это время. Вы подружились, понимаете, друг друга, знаете его вкусы, что именно он хочет в этот момент, какое у него настроение.

На шестом месяце вес ребенка увеличивается в среднем на 600-650 г, то есть каждую неделю малыш набирает по 140 г.

Ребенок больше двигается, чем в прошлом месяце. Никто не может научить ребенка ползать на полу, пока он сам не поймет какие движении ручками и ножками нужно делать. В своем стремлении к ползанию, малыш руководствуется безусловным интересом: быстрее самому доползти к интересной игрушке, чем думать какими же звуками объяснить маме дать ему эту самую игрушку или предмет. Как правило, в этом месяце малыши начинают ползать. Самая любимая методика ползания у деток - это ползание «на животе».

Малышу, в возрасте шести месяцев, все еще сложно ползать классическим способом, с помощью вытянутых ручек и коленок. Но некоторые детки могут использовать и этот способ. В основном сначала, получается, ползти назад - «рачком». Но, есть уникальные детки, которые умеют ползать своим уникальным способом - «колобком». Они просто переворачиваются со спины на животик, потом с животика на спинку через другую сторону - и так через всю комнату. Это занятие для малыша становиться любимым видом спорта. Не мешайте! Может перед вами будущий гимнаст или гимнастка! Кроме того, это своего рода прекрасный массаж.

К концу шестого месяца большинство деток могут самостоятельно, полноценно сидеть. «Полноценно» - это когда ребенок сидит с ровной спинкой без прогибания туловища в сторону или вперед. Но, дорогие родители, не пробуйте выровнять спинку ребенка самостоятельно. Если она остается круглой, значит, время сидеть, пока еще не пришло. Не волнуйтесь, у всех деток по-разному. Одни малыши готовы садиться уже в 5,5 месяцев, другие ближе к 7 месяцам. Если в возрасте 7 месяцев спинка ребенка остается круглой и по-прежнему не может сидеть без поддержки, следует обратиться к врачу-педиатру. Причиной этого может быть снижение тонуса мышц спины, например, в связи с , или же с заболеванием нервной системы. Если с рождения ребенок отстает в психомоторном развитии, то навыки сидеть у него тоже появятся позже.

Очень часто в возрасте 6 месяцев у деток появляется желание «ходить». Конечно с вашей помощью. Счастливые родители с гордостью сообщают об этом достижении. Но, обратите внимание, как в коленках выгибаются ножки, стопочки тоже выворачиваются наружу и это есть не правильным в формировании будущих навыков ходьбы. Более того, иногда такая «ходьба» может задерживать или искажать появление нормальной, хорошей ходьбы. Дело в том, что мышцы гомилок, бедер и тазового пояса еще не полноценно развиты, для того чтобы обеспечить правильную технику ходьбы. В этом возрасте рекомендуются «прыжки» и «танцы», к которым малыш может проявить желание. Такие занятия не только улучшат настроение ребенка, но и будут тренировать все группы мышц, которые берут участие в ходьбе. Поэтому, обязательно включите эти упражнения в ежедневный комплекс гимнастики малыша.

Можно использовать «ходунки». Беря во внимание, что малыш может передвигаться, ползая или с помощью «ходунков», нужно следить за безопасностью. Это касается розеток, горячих нагревательных приборов, цветов на высоких подставках и т.д. Желательно выделить отдельную комнату для малыша, если такой возможности нет, сделайте в данной комнате временные преграды. Особое внимание следует обратить на ступеньки. Помните, что они очень привлекают внимание ребенка.

Поскольку, ребеночек уже может передвигаться в «ходунках», разместите на безопасный уровень все острые, дорогие, мелкие и стеклянные предметы. Спрячьте все лекарственные препараты! Очень жаль, что именно в этом возрасте детский интерес приводит к тяжелым химическим ожогам и медикаментозным отравлениям.

В этом возрасте ребенок интуитивно или поверхностно начинает понимать разные эмоции. Помните, что высокие тона ваших реплик и ссоры между взрослыми, не только настораживают, пугают, но и раздражают вашего малыша. Ребенок получает общее впечатление об эмоциональности общения родных через выражение их лиц, громкости разговора, интонации.

Именно сейчас малыш самым лучшим образом проявляет всю гумму своего настроения. Вы редко когда сможете объяснить, почему ваша доченька или сыночек, только что улыбалась, а теперь стала очень серьезной. Дело в том, что малыш научился переключаться с одного предмета на другой, при этом каждое новое впечатление проявляется новой эмоцией. Диапазон новых навыков расширяется с каждой неделей. И, теперь вы уверенно можете рассказывать своим подругам, у которых есть малыши такого же возраста как у вас, какой умный ваш ребенок и сколько всего нового он умеет делать.

В шестимесячном возрасте малыш начинает формировать свой пассивный словарик. Все предметы, которые вы называете, он запоминает и, со временем, при назывании их в слух, малыш будет смотреть именно на эти вещи.

Ребеночек и дальше продолжает изучать ваше лицо. Его маленькие пальчики прикасаются к вашим глазам, носу, рту… Малыш начинает понимать, что он и вы - это два разных человека: если себя дергать за волосы, то становится больно, а если маму, даже если сильно, почему-то не болит!

С 6-месячным малышом нужно как можно больше разговаривать - во время кормления, купания, одевания, чтобы малыш чувствовал ваше внимание и заботу. Укладывая ребенка спать, пойте ему колыбельные песни. Предлагайте малышу слушать разнообразные музыкальные произведения - тихую спокойную музыку. Называйте ребенка по имени и при этом отходите от него на разные расстояния.

Не все дети к 6 месяцам начинают сидеть, и в этом нет ничего страшного - каждый ребенок развивается индивидуально. Не обкладывайте вашего малыша подушками, потому что этими действиями вы не поможете ему быстрее присесть, а наоборот ограничите его двигательную активность, а пассивное положение ребенка без движений будет негативно отражаться на его развитии.

Большинство родителей пытаются подытожить этот период и сделать выводы, о том, что ребенок должен быстрее «пойти», потому что начал сидеть чуть ли не в 5 месяцев, хорошо прыгает, ползает и т.д. Не стоит! «Раньше» или «позже», об этом вам не скажет ни одна книжка. Все зависит только от вас!

Самым любимым занятием карапуза есть игра, обязательно с вашим участием. Он постоянно стремиться к общению: движениями, звуками, взглядом. Если вы от него отвернетесь или будете уделять внимание экрану телевизора, он очень расстроиться.

В возрасте 6 месяцев, вы должны посетить детскую поликлинику для проведения вашему малышу 3-й профилактической прививки. Вы можете задать вопросы врачу по поводу массы ребенка, роста, соответствия навыков малыша его возрасту, необходимости осмотра его другими специалистами.

После того как врач оценит состояние здоровья ребенка, можно обговорить дату проведения третей иммунизации вакциной АКДС и против полиомиелита.

Именно на шестом месяце у большинства малышей начинают прорезаться первые зубки. Помните, что точного времени появления первого зубчика нет. У всех деток по-разному. Для кого-то этот процесс начинается в 4 месяца, у других - в 9-10 месяцев. Этот срок зависит от наследственной склонности ребенка. Спросите у родителей, когда у вас появился первый зубчик, у мужа, у родственников.

Напомним, что сроки появления зубов не влияют на их последовательность. У большинства детей их порядок остается одинаковым. Первыми появляются 2 нижних средних резца, следующими - 4 верхних резца, а потом 2 нижних боковых резца. Первые 8 передних зубов. Прорезание зубчиков длительный процесс и детский организм за долго до появления зубов (за 3-4 месяца) начинает реагировать на изменения. Поэтому, наберитесь терпения на 2-2,5 года. За это время у малыша должно появиться целых 20 зубов.

Общие признаки прорезания зубчиков, характерные для многих детей:

  • повышенная температура тела (до 37-38 грудусов по Цельсию);
  • увеличение выделения слюны;
  • отказ от еды;
  • жидкий стул;
  • сосание нижней губки.

На сегодняшний день есть много способов, с помощью которых вы можете облегчить появление зубов. Вот некоторые из них:

  • специальные резиновые игрушки - «грызунчики», которые наполняются холодной водой из холодильника, но не с морозильной камеры. Холод снимет раздражение и устранит боль на деснах;
  • в аптеке можно приобрести препараты, в которые содержат вещества местной анестезии. Использование таких препаратов уменьшает чувствительность десны в том месте, где прорезывается зубчик.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • ребенок набирает в весе 600 - 650 гр. за месяц, или по 140 г каждую неделю;
  • в среднем за весь период (с 1-го по 6-й месяц) ребенок вырастает на 15–16 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
  • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
  • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
  • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
  • кроха может держать в руках чашку;
  • свободно оборачивает головку во все стороны;
  • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
  • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.

Интеллектуальные навыки:

  • ребенок не только смотрит на два разных предмета - он может их сравнивать;
  • у ребенка есть разные эмоции, может быстро менять настроение;
  • любит наблюдать за предметом, который двигается (машина, мячик, человек);
  • увеличивается количество звуков, «удачных» по произношению, а также объединение их в слоги.

Социальные навыки:

  • малыш смеется и «хихикает», если ему, что-то нравиться;
  • эмоционально проявляет удовлетворение или неудовлетворение чем-либо;
  • улыбается, когда видит свое отображение в зеркале;
  • беспокоится, если рядом находиться чужой, незнакомый человек;
  • ребенок оборачивается на голос, когда слышит свое имя;
  • перестает плакать, прислушивается или подпевает, когда слышит музыку.

Режим дня

Режим дня ребенка в этом месяце остается таким как в предыдущем месяце: сон-кормление-активный период-сон и т.д. Днем малыш спит 3-4 раза по 1,5-2 часа, при этом дневной сон обязательно должен быть на свежем воздухе. Ночной сон длится около 10,5-11 часов.

Ребенок к шести месяцам больше бодрствует - около двух часов после дневных кормлений, и час - после последнего. С каждым днем он становится все активнее. В это время с ним нужно играть, гулять на улице, делать массаж и гимнастику.

Ваш малыш начинает обращать больше внимания на игрушки и конечно же хочет чтобы вы общались с ним - это для него очень важно. Пробуйте оставлять малыша одного в окружении игрушек на некоторое время.

Во время, когда малыш не спит, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, учите ползать, переворачиваться, дотягиваться до игрушки и просто играйте, чередуя разные игрушки по цвету, форме, звучанию.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-20 °С. Систематично проветривайте комнату, с использованием сквозного проветривания. Летом держите форточку постоянно открытой можно прикрывать ее только на ночь.

Гуляйте с ребенком на улице два раза в день при температуре воздуха от +30 °С до -12 °С. Летом по 2,5-3 часа и зимой - по 2 часа в день. Не оставляйте малыша на улице без присмотра.

Купать ребенка все еще необходимо каждый день. Температура воды 35- 35,5 °С, длительность ванны 8-9 минут. После купания ребенка нужно облить водой, температура которой 34- 35 °С. Кроме гигиенических ванн, каждое утро умывайте лицо малыша и чистите носик и ушки.

Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

Продолжайте заниматься гимнастикой и массажем. В комплекс массажа и гимнастики входят такие упражнения как движения руками с обниманием тела, сгибание и разгибание ног вместе, поворот со спины на живот за правую руку, массаж спины, «ширяние» в положении на животе, массаж живота, сгибание и разгибание рук попеременно, поворот со спины на живот за левую руку, упражнения, стимулирующие к ползанью. Этот комплекс следует проводить каждый день на протяжении 10 минут, с повторением каждого упражнения по 5 -7 раз.

Питание ребенка

С введеним прикорма в дневной рацион ребенка часы кормлений распределяются следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. - пятиразовое питание с периодами в четыре часа, интервал между ночными кормлениями - 8 часов.

В этом возрасте нужно продолжать или молочной высокоадаптированной смесью. Ассортимент фруктовых соков и фруктовых пюре увеличивается. Возьмите себе за правило - не совмещать разные соки и пюре в один день. Сегодня даете яблочный сок, завтра - банановое пюре, послезавтра - сливовый сок и т.д. Это делается, для того чтобы, во-первых: избежать дополнительной нагрузки на желудочек малыша и, во-вторых: определить реакцию организма на новый продукт.

На шестом месяце одно кормление полностью заменяется прикормом - овощным пюре или кашей (в соответствии с рекомендациями вашего педиатра о ). В этом месяце в питание ребенка нужно ввести яичный желток (куриный). Для этого варят вкрутую яйцо (не менее 15 минут), достают желток и растирают его с материнским молоком или со смесью, дают ребенку перед кормлением. Рекомендуется добавлять желток в овощное пюре, для того чтобы блюдо прикорма (овощное пюре) стало более рациональным, а витамины, которые находятся в желтке, лучше усваивались. В рацион малыша яичный куриный желток вводят в количестве 1/4 желтка и постепенно доводят порцию до 1/2 желтка. Желток не вводят в рацион детей с аллергичными заболеваниями.

Новый продукт или блюдо нужно давать маленькому ребенку небольшими порциями, чтобы у малыша была возможность распробовать еду, которую вы ему приготовили, и привыкнуть к ее вкусу. Особенно если до этого он знал только вкус маминого молочка!

Примерная схема вскармливания ребенка на 6 месяце жизни предоставлена в таблице.

Если малыш каждый месяц много набирает в массе, подкорректируйте его дневной рацион: количество овощного пюре и сырых фруктов увеличьте, и сократите объем высококалорийных блюд (молочные каши). Но если ребенок каждый месяц не добирает в массе около 300-400 г, то в его дневное меню можно добавить сливочное и подсолнечное масло, подобрать калорийную кашку и готовить пюре из разных овощей.

Выражение «Когда я ем, я - глух и нем» не о вашем малыше в этом возрасте. Дело в том, что принятие еды становиться самой приятной игрой карапуза. Если у вас есть время, достаточный объем еды и относительно чистая одежда малыша, хоть иногда организовывайте ему такую игру. Вы увидите - с каким удовольствием ребенок тестирует все то, что есть на тарелке! Сначала одним пальчиком, потом пятью, а затем и ротиком.

Малышу (а, возможно, и вам) эта игра принесет много радости и новых открытий: оказывается, овощное пюре прекрасно растирается по столу, а чай или сок, почему-то оставляет мокрый след на столе или целую лужу. Для вашего карапуза это просто захватывающе занятие!

Полгода – это первый серьезный рубеж, первый «юбилей» в жизни ребенка, ведь во втором полугодии беспомощный малыш превращается в маленький вихрь, который начинает активно изучать окружающий мир, сначала на четвереньках, а затем и на двух ногах. В 6 месяцев малыш впервые самостоятельно садится, начинает есть «взрослую» пищу и учиться манипулировать двумя руками. В этом возрасте уже можно начинать развивающие занятия с ребенком, но для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 6 месяцев и на какие стороны его развития стоит обратить внимание.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

На шестом месяце жизни ребенок прибавляет в весе примерно 500-600 грамм, его рост увеличивается на 1,5 – 2 см, в среднем дети в этом возрасте весят от 7 до 9 кг , а их рост составляет 65-70 см.

На шестом месяце жизни ребенок уже умеет уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно и постоянно совершенствует свои умения, умудряясь перекатываться с места на место и даже падать с кровати или дивана, теперь малыша можно оставлять одного только в его кроватке или манеже.

Многие дети к концу шестого месяца уже умеют садиться самостоятельно , а те, кто еще не могут сделать этого, садятся, держась и подтягиваясь за что-то руками. Но в этом возрасте позвоночник ребенка еще не может долго выдерживать вес его тела, поэтому нельзя сажать ребенка больше чем на 15-20 минут за 1 раз, а также пользоваться ходунками, сидячими качелями или вертикальным «кенгуру».

В 6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться двумя руками, теперь он может держать, крутить и вертеть игрушки не одной рукой, а двумя, а также перекладывать их из руки в руку.

В этом же возрасте дети, лежа на животе, приподнимают верхнюю часть туловища, опираясь на одну руку, а второй пытаются что-то достать или схватить. К концу 6-го месяца некоторые дети могут стоять, держась за опору, или начинают ползать. Те дети, которые пока ползать не в состоянии, начинают осваивать другие способы перемещения в пространстве – переворачиваются в боку на бок, отталкиваются от вертикальных поверхностей ножками, подтягиваются ручками или кружатся вокруг своей оси. Очень важно давать ребенку достаточно свободы для такой двигательной активности – это поможет укрепить мышцы спины, рук и ног и ребенок раньше начнет ползать и ходить. Для этого нужно ежедневно, несколько раз в день, выкладывать малыша на одеяло на полу или на кровати, раздевать его и давать возможность подвигаться в свое удовольствие.

К полугоду у большинства детей начинают прорезаться первые зубки , в этот период ребенок может стать капризным, вялым, отказываться от еды и игрушек. Заметить рост зубов достаточно просто – десны ребенка краснеют, опухают, он тянет в рот любые предметы, держит во рту пальчик или грызет соску, а также у него текут слюни.

Нервно-психическое развитие

В возрасте 6 месяцев уже можно начинать занятия по раннему развитию ребенка. Малыш уже умеет фокусировать свой взгляд на мелких предметах, например, на картинках в книгах, хорошо различает эмоции окружающих и радостно копирует звуки и движения взрослых. В этом возрасте он начинает идентифицировать себя – поворачивает голову, если слышит свое имя, радуется, когда его хвалят или начинает плакать, если слышит сердитый голос.

В 6 месяцев малыш уже узнает свои игрушки, любит играть в «ку-ку» и слушать разные потешки, сопровождающиеся простыми движениями, в этом возрасте у ребенка активно развивается речь – он произносит различные слоги, гласные, поет и «разговаривает» даже когда остается один.

Так что полгода – отличное время для первых развивающих занятий, теперь, когда ребенок сел, у него освобождаются руки и очень полезными в этот период окажутся различные игрушки для развития мелкой моторики рук. Главное, не давать ему мелкие предметы или игрушки, которые легко можно сломать, так как дети продолжают изучать мир «на вкус» и обязательно попробуют погрызть новую игрушку. Больше всего детям в таком возрасте нравятся игрушки, состоящие из крупных деталей, на веревочке или резинке, которые можно передвигать и тянуть, а также разнообразные пирамидки, пасочки и другие игрушки, которые вкладываются одна в другую или нанизываются на стержень. Не менее полезно для развития ребенка давать ему как можно больше разных по текстуре материалов на ощупь, это могут быть специальные мягкие игрушки, сшитые из разных тканей и набитые разными наполнителями или самодельные мячики, полосочки и другие игрушки с песком, рисом, горохом, фасолью и так далее.

К 6 месяцам становится заметна разница в характере и темпах развития ребенка, спокойные дети в этом возрасте больше заняты освоением своих рук, маленькие «энерджайзеры» предпочитаются двигательную активность и могут распевать целыми днями. Начиная с 6 месяцев, оценивать развитие ребенка становится сложнее, так как навыки приобретаются им постепенно и зависят только от темпов индивидуального развития. Например, ползать дети начинают с 6-7 месяцев и до года, а кто-то вообще не ползает, а сразу ходит и все это – вариант нормы. Поэтому родителям не стоит огорчаться, если их малыш не делает того, что уже умеют его ровесники, главное, чтобы его развитие соответствовало стандартным нормам. Так в 6 месяцев ребенок должен уметь.

6 месяцев – это первый серьезный юбилей вашего крохи. Он из беспомощного младенца начинает превращаться в смышленого малыша, активно изучающего все, что находится вокруг него.

Всем родителям интересно знать, что должен уметь делать их ребенок в полугодовалом возрасте. Нет одинаковых детей, и каждый развивается по-разному: одни быстрее, другие медленнее. Но всегда существует ориентир, на который нужно равняться. О развитии малыша поговорим в этой статье.

Физиологические особенности грудничка в 6 месяцев

За последний месяц малыш наберет еще примерно 600 грамм и теперь его вес достигнет 7400-7900 гр. Также кроха вырастет на 1,5-2 сантиметра, приблизившись ростом к 70 см.

К полугодовалому возрасту темпы, с которым малыши набирают вес, замедляются. Мальчики и девочки развиваются по-разному, что становится заметно уже у шестимесячных крох. Отличаются они средними показателями веса и роста: девочки часто чуть меньше мальчиков.

Слух . Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся двери, журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.

Зрение. В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса. Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.

Речевые навыки. Малыш еще активнее и дольше, чем раньше гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки а-ма, ба-бя, па и т.д. В 6 месяцев активно формируются и развиваются речевые реакции ребенка. То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.

Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки, теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один. Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.

Сон. Сон к этому возрасту обычно становится более спокойным и продолжается до 16 часов в сутки. При этом на ночной отдых приходится 9–10 часов. Днём ребёнок спит несколько раз, от 20 мин до 3–4 часов. Сон на свежем воздухе часто более длительный и спокойный, чем в помещении.

Физические навыки малыша в 6 месяцев

В полгода многие детки активно начинают менять положение своего тела в пространстве. Они переворачиваются, присаживаются, пытаются ползти. Такому проявлению активности способствует окрепший мышечный корсет и тяга к новым достижениям, таким как:

  • Грудничок встаёт на четвереньки, раскачивается в этом положении.
  • К 6 месяцам, малыш уже умеет поворачиваться не только со спины на животик, но и обратно. Лежа на животе, карапуз старается встать, отрывая животик от поверхности. Если есть за что ухватиться, малыш сможет, подтянув свое туловище, сесть. Теперь это получается у него очень хорошо.

Лежа на животе, малыш может держать свое тело, опираясь только на одну руку, другая ведь нужна, чтобы брать игрушки. Теперь ребенок понимает, что у него есть две ручки, и он может взять сразу две игрушки. Вскоре он начнет осознавать, что ему нужно что-то выпустить из рук для того, чтобы взять другую вещь.

Психоэмоциональное развитие 6 месячного малыша

К 6 месяцам большинство из рефлексов, имеющихся у новорождённых, угасают или в норме не наблюдаются вовсе. Зато малыш становится более самостоятельным, активно и настойчиво приобретает новые навыки и умения:

Питание грудничка: таблица прикорма

Включает в себя смесь или грудное молока и прикорм. Причем ведущая роль отводится именно молоку и продуктам, его заменяющим. 6 месяцев – это подходящий срок для введения прикорма. Дети, получающие смесь, начинают прикорм с 5 месяцев. Для грудничка же оптимальный возраст – 6 месяцев.

  1. Начинается введение прикорма с каш или овощного пюре. Это определяется индивидуально для каждого ребёнка.
  2. Время приёма новой пищи – утро. Малыш в эту пору голоден и не хочет спать. Поэтому не будет сильно возражать при виде новой пищи. Родителям же это позволит наблюдать за малышом в течение дня.
  3. Малый объём. Начинаем с 3 - 5 миллилитров. Это чайная ложка. Затем докармливаем грудью или смесью.
  4. Постепенное наращивание количества еды. За 5 - 7 дней доводим объём питания до возрастной нормы, заменяя продуктом прикорма одно кормление.
  5. Введение нового продукта не ранее, чем через 4 дня.

Наилучшее время для введения в рацион овощей и фруктов – это лето. Блюда, приготовленные из свежих, а не размороженных продуктов, намного вкуснее и ценнее для детского организма. Первыми в меню малыша на ГВ и ИВ войдет пюре таких овощей: кабачок; цветная капуста; брокколи; картофель; цукини; морковка.

Поводы для беспокойства: когда нужно обратиться к врачу?

Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов. Необходимо обратиться к доктору, если:

  • малыш не держит уверенно голову;
  • при лёгком потягивании за ручки не делает попыток сесть;
  • ребенок не отвечает на эмоциональный контакт улыбкой или оживлением;
  • не делает отличий между родителями и посторонними людьми;
  • малыш не делает попыток в произношении звуков;
  • кроха не реагирует на звуки и речь;
  • грудничок не интересуется игрушками.

Осмотр у врачей и вакцинация

В 6 месяцев малыша, как и в предыдущие месяцы, осматривает педиатр , который замеряет вес, рост, температуру, объем головы и груди. Оценивает нервно-психическое и физическое развитие крохи, отвечает на вопросы.

После осмотра врач принимает решение о плановой вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и вирусного гепатита В .

Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2018 году регулирующийся Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» вычеркивает из осмотра таких врачей, как: невролог, хирург и ортопед. Также в 6 месяцев не нужно сдавать общий анализ крови и мочи .

Но, при необходимости, врач может выписать направления на внеплановое посещение других узких специалистов, сдачу анализов и проведение различных обследований.

Уход за малышом в 6 месяцев

Утром малыша купать не нужно, его достаточно просто умыть. Следите за чистотой и сухостью его ягодичек, вовремя меняйте подгузник, избегайте появления в этой зоне воспалительных процессов.

Отличительной особенностью при вечернем купании ребенка в 6 месяцев является активная вовлеченность родителей в процесс купания. Теперь вы можете придумывать различные игры в воде, сделав при этом процесс купания очень интересным и занимательным.

Если до 6 месяцев при купании необходимо было постепенно уменьшать температуру воды, для того чтобы увеличить двигательную активность малыша и закалить его, то начиная с этого месяца температура должна быть неизменной.

Ребенку должно быть комфортно, он не должен мерзнуть. Помните, что в ванне ребенок в большей степени сидит, при этом его движения становятся менее активными, именно потому сейчас нужно обеспечить ребенку ту температуру, на которой вы закончили снижение, а именно +32-36 градусов.

Познавательные игры и упражнения для развития малыша

В магазине в настоящее время можно приобрести специальные детские развивающие центры, сенсорные коврики, интересные картинки, которые здорово повеселят малыша и будут ему полезны. Но для игры с мамой порой достаточно и подручных средств, типа предметов обихода, ложечек, разных формочек и т.д.

В этом возрасте для крохи очень важна эмоциональная составляющая игры, а также удовлетворение познавательного интереса. Неудивительно, что он пытается все потрогать, пощупать, отведать на вкус. Таким образом, он получает нужные ему сенсорные стимулы, которые помогают правильно расти и развиваться мозгу.

Частые проблемы у 6 месячного малыша

Большинство родителей сталкиваются с новыми проблемами, когда карапузу исполняется 6 месяцев. К самым распространенным неприятностям, объясняемым ранним возрастом, относятся следующие:

  • Дискомфорт от прорезывания зубов. Десны набухают и чешутся, вызывая капризы. Используйте охлаждающие гели, специальные прорезыватели, чтобы минимизировать неприятные ощущения.
  • Пробуждения по ночам . Часто малыши несколько раз просыпаются за ночь. Улучшить сон крохи поможет купание на ночь и кормление после него. Проследите, чтобы между последним дневным и ночным сном прошло не меньше 4 часов.
  • Травмы . Возросшая активность приводит к тому, что шансы травмироваться у ребенка увеличиваются. Падения с кровати, удары о мебель при попытках ползти и другие неприятности родители могут предупредить, только если обеспечат постоянный контроль. Осмотрите помещение, где находится карапуз, сделайте его максимально безопасным.

Полгода – это одна из знаменательных дат в жизни каждого малыша. Именно после этого момента начинается формирование полноценной личности. С каждым днём карапуз получает всё больше новых навыков, всё чаще удивляет родителей проявлением индивидуальных особенностей характера.

В 6 месяцев ребёнок активно развивается в физиологическом и психическом отношении. В связи с этим происходит изменение в распорядке дня и питании. Для деток в этом возрасте характерно совершенствование речи, хоть это и происходит пассивно, незаметно для окружающих. К полугоду кроха прекрасно узнаёт голоса мамы и папы, реагирует на своё имя и названия любимых игрушек.

Особенности физического развития

Для того чтобы определить уровень развития ребёнка 6 месяцев, специалисты используют специальные таблицы. Данные будут разными в зависимости от пола малыша. Мальчик должен иметь вес от 6,4 до 9,8 кг, рост от 63,3 до 71,9 см. Для девочки показатели будут несколько иными. Вес – от 5,7 до 9,3 кг, рост – от 61,2 до 70,3 см.

Ребёнок 6 месяцев уже умеет самостоятельно менять положение, переворачиваясь со спины на живот или на бочок. Кроха активно готовится к тому, чтобы вскоре начать ползать: не поднимаясь от поверхности, немного продвигается вперёд и назад, крутится. Он уже тянется к маме или папе, демонстрируя, что хочет на ручки.

Навыки малыша

Что умеет ребёнок в 6 месяцев? На самом деле карапузы уже могут многое.

  • Малыши в достаточной мере смогли усвоить перевороты со спинки на животик и наоборот.
  • Все дети освобождаются от выраженного мышечного перенапряжения, так называемого физиологического гипертонуса, который проявляется у многих младенцев.
  • Кроха может удерживать пальцами руку взрослых, приподниматься из лежачего положения при наличии поддержки со стороны родителей.
  • Некоторые дети в таком возрасте уже умеют сидеть без посторонней помощи.
  • Грудничок 6 месяцев умеет, лёжа на животе, опираться одной рукой в кровать, а другой хватать игрушку.
  • Карапузы постоянно пытаются ползать на четвереньках либо подтягивают тело, опираясь на локти. Движения чаще всего направлены на приближение к интересующему предмету.
  • Если ребёнка поддерживать под мышки, он отталкивается ножками, совершая «танцующие» движения.
  • Некоторые малыши уже пытаются вставать, придерживаясь за мебель.
  • Кроха захватывает игрушки одной рукой, может перекладывать их в другую. Он удерживает предметы в двух руках. Детишки много раз подряд бросают и поднимают игрушку, внимательно наблюдая за этим процессом.
  • Если любимую игрушку спрятать, малыш принимается за поиски, он уже способен обнаружить предмет, если он чем-либо прикрыт.
  • В шесть месяцев кроха самостоятельно играет на протяжении 10 – 15 минут. Интерес вызывает повторение действий, которые хорошо получаются: разворачивание и сворачивание кусочка ткани, открывание и закрывание коробки и другие.
  • Шестимесячный возраст нередко знаменуется появлением первого зуба. Обычно это центральный резец на нижней челюсти. В это время стоит впервые посетить стоматолога, который сделает вывод о развитии челюстей.

Особенности психоэмоционального развития

Данный аспект очень важен для развития в 6 месяцев ребенка, поэтому стоит уделить ему внимание. Что умеет делать малыш?

  • Теперь плач появляется только при наличии физиологического неудобства. Лепет постепенно совершенствуется, пополняясь новыми сочетаниями звуков. Порой это производит впечатление, будто кроха уже разговаривает и произносит целые слова. Однако ребёнок пока лишь старается повторить услышанные звуки. Называть речью такую имитацию рано. Развитие малыша к началу седьмого месяца позволят ему усваивать до 40 различных звуков.
  • Теперь малышу всё интереснее становится смысл сказанных взрослыми слов. Он может найти взглядом игрушку или предмет, о котором говорит мама.
  • Младенец без труда узнаёт голоса близких людей даже тогда, когда не видит их. Когда он слышит голос мамочки, например, из прихожей, то сигнализирует об этом криком.
  • Большинство детишек уже всячески проявляют свою любовь и ласку к родителям, прижимаются к ним. Что касается отношений с посторонними людьми, то малыш в 6 месяцев уже не испытывает такого страха, как это было ранее, но держит дистанцию.
  • Мышление крохи продолжает развиваться, происходит формирование самых простых причинно-следственных связей. Например, он знает, что при падении предмета на пол раздаётся стук, при нажатии на кнопочку интерактивной игрушки появится музыка, если он начнёт плакать – обязательно придёт мама. Специалисты утверждают, что судить о значимых изменениях в интеллектуальном плане ребёнка можно тогда, когда у него появятся страхи. Это свидетельствует не только о понимании связи явлений, но и об их предвидении.
  • Шестимесячный ребенок проявляет интерес к практическим особенностям различных предметов.

Тест на проверку развития полугодовалого малыша

Для того чтобы провести такую проверку, необходимо реализовать следующие действия.

  • Стоит привлечь внимание карапуза игрушкой и подержать её на расстоянии 30 см. Он должен переводить взгляд на предмет, отделяя его от всей окружающих вещей.
  • Когда малыш находится в лежачем состоянии, потрясите перед ним погремушкой, а потом не спеша отдаляйте её. Малыш с дополнительной поддержкой сумеет подняться и сесть.
  • Предложите крохе сначала яркую игрушку, а затем бутылочку. Реакция на различные предметы должна быть разной. При виде пищи он будет открывать ротик или воспроизводить сосательные движения. Игрушка вызывает оживление.
  • Развитие ребёнка в 6 мес. позволяет ему повторять мимические движения за родителями: улыбаться, сводить брови.
  • Если часто мама и папа называют чадо именно по имени, то в данном возрасте малыш способен активно реагировать на это.
  • Когда ребёнок держит в ручке игрушку, попробуйте потянуть её к себе. Навыки карапуза позволяют ему довольно крепко удерживать предмет и противостоять действиям, которые ему не по душе.

Тревожные симптомы

В 6 месяцев развитие ребёнка происходит довольно интенсивно. Родители должны внимательно следить за его состоянием и обязательно обратиться к врачу при наличии следующих особенностей.

  • Кроха не делает попыток садиться, даже если ему помогают.
  • Когда родители поддерживают малыша под мышками, он не проявляет активности и не «пританцовывает».
  • У малыша в 6 месяцев не появляется реакция на звуки, локализующиеся в местах, которые ему не видны.
  • Кроха не может перекладывать из одной руки в другую предметы.
  • Не просит взять на руки.

Развитие 6-месячного ребенка позволяет ему узнавать близких людей, улыбаться им, лепетать. Если таких умений нет, это служит сигналом для родителей.

Ведение прикорма

Когда исполняется шесть месяцев ребенку, наступает время для знакомства со «взрослой» пищей. Чаще всего для этого используются фрукты и овощи. Рекомендуется вводить прикорм только после консультации со специалистом, который сумеет правильно составить меню, соответствующее индивидуальным потребностям малыша.

Несвоевременное или неправильное применение прикорма может иметь серьёзные негативные последствия для детского здоровья. На протяжении первого года жизни пищеварительная система только формируется, как и иммунитет. Нарушения этого процесса порой проявляются не сразу, а спустя несколько лет. По этой причине необходимо с большой ответственностью подходить к использованию дополнительных продуктов для кормления малыша.

Как играть с полугодовалым малышом?

Нормальное развитие ребёнка в 6 месяцев требует предоставления возможности заниматься «исследованиями», чему способствуют определённые предметы:

  • ёмкости с крышками, которые без труда можно открывать и закрывать;
  • интерактивные игрушки, издающие звуки после нажатия на кнопку;
  • погремушки;
  • развивающий предмет, способный растягиваться или сжиматься.

Важно учить ребёнка находить взглядом знакомую вещь. Для этого стоит задавать простой вопрос: «Где машинка?». Стоя с малышом перед зеркалом, спросите, где он, а где мама или папа, а затем покажите ему, где чьё отражение. Карапуз должен мочь показать где кто находится.

Надо не забывать об индивидуальных особенностях ребенка в 6 месяцев, что развитие одного крохи, может отличаться от способностей другого. Тем не менее, элементарный набор описанных выше навыков у него должен быть. Об их формировании следует тщательно заботиться. Это станет залогом его крепкого здоровья, нормального уровня интеллектуальных и физических способностей.