Доу «детский сад «золотой петушок» П. Пангоды пояснительная записка

В нашей группе «Эрудиты» с 26.09.16 г.-02.11.16 г проходил проект «Осенний калейдоскоп».

Где обобщили и систематизировали представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях; расширили представления детей о многообразии природных материалов и пользе осенних даров природы; развивали умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников; расширяли и активизировали речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире; способствовали развитию воображения, воспитывали у детей бережное отношение к природе. Рассматривали и обследовали муляжи, трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

Ознакомление с окружающим:

. «Осенний лес. Дары леса»

. «Приметы осени»

. «В гости к осени»

Конструирование и ручной труд из природного материала:

. «Дерево» (из листьев)

. «Жар - птица» (из листьев)

. «Лесовичок» (из шишек, желудей)

Беседы:

«Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья»,

«Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

За изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

За красотой и богатством осенних красок

За цветником

За перелетными птицами

За насекомыми

За деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки:

«Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Экспериментирование:

«Опыты твердое и мягкое»

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев - овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц - нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Творческое рассказывание детей по темам:

. «Мы гуляли на участке»

. «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок. Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни - назови», «Один - много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».

Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»

А. Плещеев «Скучная картина»

К. Бальмонт «Осень»

Н. Сладков «Осень на пороге»

Е. Благинина «Улетают, улетели»

Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»

А. Ерикеев «Наступила осень

Л.Толстой «Дуб и орешник»

З.Федоровская «Осень»

К.Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»

Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья - Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник».

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку - нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Следопыты».

Игры - драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева), «Гриб - боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала)

Трудовая деятельность:

Участие в субботнике «Чистый город»

Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)

Уборка опавшей листвы

Подготовка клумбы группового участка к зиме

Укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?»

Аппликация:

· «Осенние деревья» «Грибы»

· Рисование:

· «Заяц в осеннем лесу»

· «Золотая осень» (пейзаж)

· «Рябина»

Лепка

· «Деревья осеннего леса» «Лесовичок»

Программное содержание:
Формировать обобщенные представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде, для употребления в пищу)
Уточнить представления о многообразии овощей, формировать умение обобщать по существенным признакам. Систематизировать знания о труде людей осенью, уборка урожая, заготовка на зиму продуктов, семян.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно, полно отвечать на поставленный вопрос. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.
Словарная работа - корнеплоды, консервирование.
Развивающая среда - поднос с овощами, карточки с изображением овощей, банки с соленьями, семена овощей, шапочки с изображением овощей.
Предварительная работа.
Беседа об овощах и труде людей осенью, проведение дидактических и настольно- печатных игр, загадки, чтение стихотворений, рисование и аппликация овощей, сюжетно - ролевая игра в магазин, знакомство с работой продавца в овощном магазине.
Ход занятия
Звучит спокойная музыка - течёт ручеёк дружбы
(дети с закрытыми глазами слушают музыку)
Пожелаем всем доброго дня.
- Ребята, какое сейчас у нас время года? Что было бы если бы после лета наступила зима?
Дети: Такого не бывает. В природе все идет по плану (одно время за другим)
- Как люди готовятся к холодной зиме? Что принесла в подарок осень?
(урожай овощей, фруктов)
Осень - дивная пора,
Любит осень детвора
Груши, сливы, виноград
Все поспело для ребят.
-Как называется первый осенний месяц? Какая осень, почему?
(ранняя, золотая, щедрая- урожай грибов, ягод, овощей)
- А где растут овощи?(на грядке)
Летом славно потрудились
Наши ручки не ленились
И богатый урожай
Дружно с грядки убирай
Вот капуста и морковка
Соберем их быстро, ловко
Будет на зиму запас
Закрома полны у нас.
-А кто выращивает овощи?
Показать семена(они все разные, у всех овощей есть имена)
-Что надо делать с семенами? (поливать, рыхлить, чтобы дышали, воздух поступал)

Есть такая пословица- « Что посеешь, то и пожнешь»

Все ли овощи растут на поверхности земли? Какие? (огурцы, помидоры, перец, кабачок, тыква)
Есть корнеплоды (корни находятся в земле).
-Что делаем с овощами? (выдергиваем из земли - редис, петрушка, репа, картошка, морковь, лук, свекла)

Игра 1: «Вершки, корешки».( на магнитной доске).
Игра 2: - «Вершок, вершок, где твой корешок ?» (дети вершки и корешки ищут себе пару)

Все овощи разные, отличаются друг от друга.

Игра 3: « Чудесный мешочек».
(дети на ощупь определяют овощ и рассказывают о нем)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Иван, Иван вырывай бурьян
(дети наклоняются и обеими руками вырывают сорняки, отбрасывают их в сторону от себя)
Чтоб росла редиска
Чтоб росла морковка
Зеленел лучок (имитируют посев семян)
Не ленись, дружок!
(имитируют работу граблями и другими огородными инструментами).
Чтобы была репка сладкая и крепкая
Чтоб капусты кочан рос большой, как чугунок.
(делают широкий круг - растягивая руки)

Все ли овощи можно есть сырыми?

Игра 4: « Определи на вкус.»
(показать кусочек овоща всем и положить в рот ребенку - глаза у него должны быть закрытыми)

А как вы помогали в огороде своим родителям, бабушкам и дедушкам?
- Как хранить овощи?
Есть такие овощи, которые долго не хранятся, их солят, консервируют.

Аппликация - Будем с вами консервировать на зиму огурцы и помидоры.
На столе лежит вырезанная из картона банка - дети вырезают огурцы и помидоры, наклеивают на банку.
- Как складываем полоски?
- Как срезаем уголочки? (плавно, поворачивая)
(Когда справятся с работой показать настоящую банку с соленьями (сравнить).
-Почему говорят, что овощи нужно есть круглый год.(полезные, в них много витаминов, экологически чистые).

Вот однажды овощи поспорили, кто из них вкуснее и полезней.
Стихотворение:
Однажды хозяйка с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла

Петрушку, и свеклу, ох!
Вот овощи спор завели на столе,
Кто лучше, вкусней и нужней на земле
Картошка, капуста, морковка, горох
Петрушка и свекла ох!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу ох!
И суп получился совсем уж не плох.

Давайте послушаем и посмотрим какая история произошла с девочкой Таней.
Стихотворение
(инсценирование)
« Таня и овощи».
Таня: Посылает меня мама в огород,
И капуста и морковка здесь растет.
Но каких нарвать не знаю овощей!
Для салата, винегрета и для щей!
Как мне только разобраться и узнать
Что мне для обеда собирать?
Кто бы в этом трудном деле мне помог?
Где морковка, где капуста, где лучок?
Морковь: Я - красна девица,
Зелена косица
Собою я горжусь!
И для сока и для щей,
Для салатов и борщей.
В пироги и в винегрет,
И…зайчишкам на обед.

Капуста: Я бела и сочна,
Я полезна и вкусна!
Стою на толстой ножке,
Скрипят мои одежки.

Зеленый лук: Говорят я горький,
Говорят не сладкий,
Стрелочкой зеленой,
Я расту на грядке
Я полезный самый-
В том даю вам слово!
Лук зеленый ешьте,
Будете здоровы.

Свекла: Я, кругла и крепка,
Темно-синие бока,
Свекла молодая,

Красная такая.
Я гожусь на обед
И в борщи и в винегрет

Картошка: Я картошка - загляденье!
Я картошка- объеденье
Крах-ма-лис-та!
Без меня, нет, нет,
Не получится обед!

Козел: Не дам я морковки,
Не дам огурцов!
За каждый кочан
Я сражаться готов.

Овощи все вместе : Защити нас Таня,защити,
От козла нас сможешь
Ты спасти.
Прогони его ты поскорей.
Пусть идет дорогою своей!

Таня: Ты козел, козлище,
Зеленые глазищи,
Уходи, уходи,
Огороду не вреди
Не стучи ногами
Не крути рогами,
Уходи, уходи
Огороду не вреди,
Вот я тебе:

Овощи: Спасибо, спасибо,
Большое спасибо!
Мы выгнать козла без тебя не смогли бы
- Вот капусты кочан!
-Вот морковки пучок!
- Вот душистый огурчик!
- Вот свежий лучок!
- Вот свекла, красные бока!
- А вот картошка!
Мы все поделились с Танюшкой немножко.

Вот так мы помогли Танюше собрать урожай. Набрали полную корзину овощей. А теперь все сядем в машину и поедем домой.

Песня « Урожайная»

Осенний досуг в подготовительной группе. СценарийКонспект беседы в подготовительной к школе группе на тему «Приметы и поговорки про осень»
Миначетдинова Гульназ Мансуровна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавлёнок» г. Новочебоксарска Чувашской Республики.

Описание материала: Конспект обобщающей беседы по теме «Осень» предназначен для воспитателей, работающих с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет).

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Цель: Развитие компонентов устной речи детей: связной речи – диалогической формы, лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны речи.

Задачи:

1. Образовательные:

Закрепить представления о времени: времена года, осенние месяца;

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе,

Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках в разные периоды осени;

2. Развивающие:

Развивать у детей интерес к окружающему;

Развивать умение находить взаимосвязи и делать выводы, логическое мышление, память внимание;

3.Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения: уважение к окружающим (слушать сверстников и взрослых не перебивая, быть внимательными друг к другу);

Словарная работа:

Уточнение и активизация словаря по теме «Осень»;

Совершенствование навыков ведения диалога, умение отвечать на вопросы полно и кратко.

Воспитатель: Наступила осень. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, холодает. Дни становятся короче, солнце греет меньше. Часто идут дожди, на земле появляются лужи.

Как называются осенние месяцы?

Ответы детей: сентябрь, октябрь, ноябрь

Воспитатель: Люди всегда отмечали все изменения в природе и вывели много примет и поговорок про осень.

Про осень говорят
«Осень - погоды перемен восемь».

Как вы понимаете эту поговорку?

Ответы детей:

Воспитатель: Какая бывает осенью погода?

Ответы детей:

пасмурная;

солнечная;

облачная;

прохладная;

ветреная;

дождливая;

холодная;

Воспитатель: Одинаковая ли погода осенью в сентябре, октябре, ноябре? Как она меняется?

Ответы детей:

Про осень говорят
«Осень идет, и дождь за собой ведёт».

Осенью часто идут дожди. Ребята, скажите, а какой бывает дождь?

Ответы детей:

Дождь бывает

холодный;

моросящий;

затяжной;

проливной;

Воспитатель: В народе говорят
«В сентябре и лист на дереве не держится».

Воспитатель: Осенью листья на деревьях меняют окраску. У разных деревьев они окрашиваются по - разному, от ярко желтого, оранжевого до тёмно - красного и коричневого.

Листья опадают с деревьев. Как называется это явление?

Воспитатель: Как можно сказать про осенние листья, какие они?

Осенние листья разноцветные, резные, желтые, красные, зелёные, прохладные, гладкие, сухие.

Воспитатель: А какие деревья не теряют свой облик осенью?

Ответы детей.

Воспитатель: Про осень говорят
«Осенняя пора - птица со двора».

Интересная поговорка, Помните, как всё с утра и до вечера над детским садом и домами летали быстрые стрижи и ласточки?

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да, как сеть, мелькали

Вон над той горой… А. Фет.

Ребята, скажите, куда улетели птицы? А почему птицы улетают в тёплые края?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, птицы улетают, потому что им становится трудно добывать себе еду, они улетают туда, где есть корм.

Воспитатель: Какие птицы улетают на юг?

Ответы детей.

ласточки, стрижи, соловьи, грачи

Воспитатель: как можно назвать этих птиц, какие они?

Дети: перелётные

Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать?

Ответы детей.

воробьи, вороны, голуби, синицы.

Воспитатель: «Я люблю осень, потому что осенью необычно и интересно. Осень - самое красочное время - листья расцвечиваются разными цветами, птицы улетают в тёплые края, воздух чистый и свежий.

А вам нравиться осень?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, представьте, что было бы, если не было времени года осень?

Воспитатель: Какие приметы и поговорки об осени вы запомнили?

Ответы детей.

Если домашнее задание на тему: » Конспект беседы в подготовительной группе на тему «Приметы и поговорки про осень» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе "В гостях у бабушки ".
  • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180 «Журавлик» города Чебоксары Чувашской Республики Конспект урока на тему «Зима» подготовила Егорова Людмила Анатольевна, воспитатель Программное содержание: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 75 «Гвоздичка» Республики Татарстан Урок на тему «Конспект целевой прогулки во второй младшей группе ООД в подготовительной (старшей) группе. Методическая разработка занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Вот и Осень пришла Конспект занятие «Знакомство с туристическим снаряжением»Автор: Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Цель: Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустар­ников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспиты­вать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фрук­тов на зиму; развивать эстетическое восприятие окружающего.

Ход занятия

Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что было бы? (Птицы не успеют улететь на юг, животные не пригото­вятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснутся, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов, пло­ды и зерно погибнут и т. д.)

Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяет ся прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы под­готовиться к суровой зиме.

А как же готовятся люди к зиме? (Ответы детей).

Правильно, это прежде всею сбор урожая. (Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением уборки зерновых.)

В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с по­лей. Осенью же предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно всю зиму до весны. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна. Зерно обрабатывают специальными веществами, чтобы предотвратить плесень и гниль зерновых культур. Очень важно хранить зерно при определенной температуре и влажности, чтобы оно не потеряло свои цен­ые питательные качества.

Богаты закрома земли русской, всю зиму народ будет питаться полез­ными и вкусными крупами; манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными, пшеничными и ячневыми хлопьями и т.д. Нужна мука - покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная.

Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука - будут и ма­кароны, и лапша, и рожки, и спагетти. Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенья, и пироги.

Позаботился человек о зерне, теперь об овощах пора подумать.

Ребята, какие овощи собирают на полях? (Помидоры, огурцы, бак­лажаны, картофель, свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, репу, редьку и др.)

Расскажите, какие овощи вы помогали собирать в деревне и на даче. (Рассказы детей).

Как в вашей семье хранят овощи зимой? (Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, горький перец сушат на веревке, грибы сушат в гирляндах, огурцы и поми­доры засаливают в банках, капусту квасят в бочках и т. д.)

Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. (Предлагает детям трафа­реты). Давайте и мы заготовим овощи на зиму. (Дети наклеивают овощи на заготовки: картошку в мешках, огурцы и помидоры в банках, капусту - в бочке, перец - на ниточку, грибы - на ниточку, лук и чеснок - в косы и т.д.)

Вот как хорошо мы потрудились! Весь урожай на зиму заготовили.

Однажды зашла я в деревне к бабушке, вижу, у нее много в доме разных пучков трав висят, сушатся, а в доме стоит такой чудесный травя­ной аромат. Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (Ответы детей).

Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся. Хотите, расскажу, какие травы приготовила бабушка? (Воспи­татель рассказывает про целебные свойства зверобоя, чабреца, душицы, ромашки, мяты, крапивы, липы, березовых листьев, плодов шиповника, бо­ярышника, красной и черной рябины и др.)

Хорошо в холодный, морозный вечер посидеть у теплой печки, да попить от вара из душистых трав с пахучим медом. Все хвори уйдут сразу в сторону.

А у вас в семье заготавливают лекарственные травы? Кто помогал их собирать? (Рассказы детей).

Овощи заготовили, травы собрали. Больше нечего делать человеку осенью?

Работы ещё мною. Надо землю к весне приготовить. Земля ухода требует, бережного отношения. Крестьяне поля вспахивают, а затем сеют озимые. В деревнях и на дачах люди убирают высохшую ботву, листья, пле­ти, сжигают все, золой удобряют почву. Осенью разбрасывают по земле удоб­рения (навоз, перегной, минеральные удобрения) и перекапывают. Окапы­вают деревья и кустарники, обрезают сухие ветки, белят деревья специаль­ным садовым раствором, чтобы защитить стволы от вредных грызунов и морозов. Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарни­ков и цветов. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть саженцы кустар ников и многолетних цветов.)

Сегодня на прогулке мы также займемся посадкой растений, укра­сим наш участок новыми насаждениями. Будем ухаживать за ними до самой весны. Осенью прикроем корни листьями, зимой будем засыпать пушистым белым одеялом - снегом.

Если правильно посадим растения и будем бережно за ними ухажи­вать, то весной будем радоваться зеленым листочкам на них.

Ребята, много работы осенью у человека на земле. А дома что надо делать, чтобы подготовиться к холодам? ( B деревне - утеплить ко­ровники, курятники, приготовить дрова и уголь для отопления дома. В городе - отремонтировать трубы, батареи, оклеить окна, утеплить двери.)

Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо? (Отре­монтировать или купить новые шубу, шапку, обувь, варежки и т. д.)

Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах. (Дети перечисляют то, что запомнили в ходе занятия, добавляют из личного опыта сведения о заготовке ягод, фруктов, овощей: соленые грибы, моченые яблоки, сушеные яблоки и груши, салаты из овощей, кетчупы, соусы, варе­нье, повидло, джемы, компоты, соленые арбузы, сок, соленые кабачки, семеч­ки, орехи и т. д.)

Спасибо тебе, земля-матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая. (Дети говорят хором.)

Па прогулке занимаются посадкой кустарников и многолетних цветов.


Словарь: овощной магазин, грядка, огород, сад, садовод, фруктовый, огуречный, свекольный, луковый, вишневый, сливовый, тыквенный, томатный.

Ход НОД

Воспитатель: Мы знаем, что группировать предметы можно по разным признакам. Если группировать эти картинки по какому-то признаку, то на какие две группы можно разделить эти картинки?

Дети: Овощи и фрукты.

Воспитатель: Где растут овощи?

Дети: На грядке, в огороде. (Выставляется картинка.)

Воспитатель: Как называется профессия человека, который выращивает овощи на больших полях?

Дети: Овощевод.

Воспитатель: Как называется магазин, ларек, лоток или отдел большого магазина, где продают овощи?

Дети: Овощной.

Воспитатель: Где растут фрукты?

Дети: В саду, на деревьях. (Картинка.)

Воспитатель: Как называется профессия человека, который разводит сад?

Дети: Садовод.

Воспитатель: Как называется магазин, ларек, лоток или отдел большого магазина, где продают фрукты?

Дети: Фруктовый.

Воспитатель: Как используют фрукты и овощи?

Дети: Варят компот, варенье, делают пюре, сок; сушат; делают начинку для пирожков; едят сырыми; готовят салат.

^ Дидактическая игра «Назови, не ошибись»

Картинки с разными овощами и фруктами стоят на доске «спинкой» к детям. Ребята называют овощи и фрукты, изображенные на картинках, которые указывает воспитатель (не по порядку).

^ Дидактическая игра «Большой - маленький»

Слова: помидор, огурец, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

Дидактическая игра «Овощной магазин»

Воспитатель. У меня яблоко. В магазине продают что? (Яблоки.) На прилавках много чего? (Много яблок.)

Слова: помидор, огурец, морковь, картофель, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

Физкультминутка

Количество стульчиков на один меньше количества детей. Ребята делятся на две группы: дети-«овощи» и дети-«фрукты». На команду водящего: «Овощи»!» дети-«овощи» меняются местами; на команду: «Фрукты!» дети-«фрукты» меняются местами. На команду: «Салат!» меняются местами все дети. Водящим становится тот ребенок, кому не хватило стульчика.

^ Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

В «Чудесном мешочке» лежат натуральные овощи и фрукты. Дети по очереди на ощупь узнают и называют их.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Яблоко, слива, помидор, груша.

Огурец, свекла, картошка, абрикос.

Персик, свекла, лимон, апельсин.

Морковь, капуста, редиска, виноград.

Баклажан, перец, ананас, редька.

Мандарин, айва, огурец, алыча.

^ Дидактическая игра «Разрезные картинки»

У каждого ребенка конверт с двумя картинками (овощ и фрукт), разрезанными на 5 частей (черно-белые изображения). Дети составляют картинки.

^ Дидактическая игра «Угадай»

Каждый ребенок описывает одну из составленных картинок, не произнося название овоща (фрукта). Остальные дети должны угадать овощ (фрукт).

Например: «Это овощ. Он красный, круглый, крупный, сочный». (Помидор.) и т.д.

^ Дидактическая игра «Названия соков»

Сок из огурца - огуречный сок

Сок из свёклы - свекольный сок

Сок из лука - луковый сок

Сок из помидоров - томатный сок

Сок из капусты - капустный сок

Сок из тыквы - тыквенный сок

Сок из моркови - морковный сок

Сок из яблок - яблочный сок

Сок из вишни - вишневый сок

Сок из сливы - сливовый сок

Сок из ананаса - ананасовый сок

Сок из граната - гранатовый сок

Сок из винограда - виноградный сок

Сок из груши - грушевый сок

Сок из персика - персиковый сок

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой у меня план. Давайте с вами попробуем составить рассказ – сравнение по плану.

Воспитатель: Что это?

Дети: Это яблоко и помидор.

Воспитатель: Где растут?

Дети: Яблоко растет на дереве, а помидор - на грядке.

Воспитатель: Цвет.

Дети: Яблоко зеленое, помидор - красный.

Воспитатель: Как используют?

Дети: Из них готовят салаты, сок.

(огурец, банан, свекла, мандарин и т.д.)

Воспитатель: Ребята, какие игры больше понравились на нашем занятии? Хотите на следующих занятиях еще поиграем.

^ НОД 7. ОСЕННИЕ ХЛОПОТЫ ЧЕЛОВЕКА.

Задачи:


  • познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян;

  • дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду;

  • развивать эстетическое восприятие окружающего;

  • формировать представление о роли воды в жизни растений;

  • упражнять в словообразовании;

  • воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.
Опыт «Вода нужна всем».

Материал к занятию: серия сюжетных картинок: 1.Трактор пашет землю. 2. Трактор с сеялками. 3. Комбайн убирает зерно и пересыпает его в грузовик; предметные картинки и трафареты по теме «Овощи»; картинки по теме «Лекарственные травы»; «цепочки развития» - цветы, деревья.

Словарь: пашет, сеялки, ржаной, пшеничный, хлебороб, зверобой, чабрец, душица, шиповник, навоз, перегной.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что было бы? (Птицы не успеют улететь на юг, животные не приготовятся к холоду и погибнут, насекомые не успеют спрятаться и весной не проснутся, люди не смогут убрать урожай с полей, садов и огородов, плоды и зерно погибнут и т. д.)

Воспитатель: Правильно, ребята, в природе все идет по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень - очень важный период года. Осенью все трудятся: и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, также много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме.

Воспитатель: А как же готовятся люди к зиме? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это, прежде всего сбор урожая. (Воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением уборки зерновых.)

Воспитатель: В жаркие летние дни убирают земледельцы драгоценное зерно с полей. Осенью же предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища. От того как просушат зерно, как отремонтируют амбары, как избавятся от вредных грызунов, зависит, сохранится ли зерно всю зиму до весны. Ученые разрабатывают современные методы борьбы с болезнями зерна. Зерно обрабатывают специальными веществами, чтобы предотвратить плесень и гниль зерновых культур. Очень важно хранить зерно при определенной температуре и влажности, чтобы оно не потеряло свои ценные питательные качества. Будет сохранено зерно зимой - будет и мука, будет мука - будут и макароны, и лапша, и рожки, и спагетти. Будут и хлеб, и булки, и пряники, и печенья, и пироги.

^ Дидактическая игра «Какой хлеб?»

Воспитатель: Какой бывает хлеб? (Ржаной, пшеничный, свежий, вкусный, черствый, душистый, ароматный.)

Воспитатель: Для того чтобы получить какое-то изделие из муки, необходим труд многих людей. Есть пословица: «Хлеб - всему голова» («голова» в этой пословице имеет смысл «главный», то есть хлеб - главный продукт питания на столе в любое время приема пищи, поэтому к хлебу нужно относиться бережно). О хлебе говорят: «Берегите хлеб! Хлеб - наше богатство!»

^ Дидактическая игра «Назови слова, в которых есть одинаковая часть»

Хлеб - хлебушек, хлебец, хлебница, хлебороб, хлебопекарня.

Воспитатель: Позаботился человек о зерне, теперь об овощах пора подумать. Ребята, какие овощи собирают на полях?

Дети: Помидоры, огурцы, баклажаны, картофель, свеклу, морковь, капусту, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, тыкву, репу, редьку и др.

Воспитатель: Расскажите, какие овощи вы помогали собирать в деревне и на даче. (Рассказы детей).

^ Физкультминутка «В огороде»

В огород пойдем, Дети идут по кругу, держатся за руки.

Хоровод заведем.

В хоровод возьмем редиску, Приседают, держатся за руки.

С ней присядем низко-низко.

В хоровод возьмем морковку Пляшут, держат руки на поясе.

И с морковкой спляшем ловко.

Вверх потянемся с лучком, Тянутся вверх, поднявшись на носочки.

Побежим за кабачком Бегут по кругу друг за другом.

И поскачем по дорожке, Скачут по кругу друг за другом.

Как зеленые горошки.

Воспитатель приглашает детей к столу для опыта.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы с вами не будем поливать растения? (Они засохнут без воды, листики увянут, не будет урожая.)

Воспитатель: Вода необходима для жизни и роста растений. Давайте с вами понаблюдаем. Возьмем две горошины, Одну из них поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце в сухую ватку. Блюдца поставим на подоконник. В какой горошине появится росточек, а в какой – нет? Почему? В результате этого наблюдения дети наглядно убедятся в роли воды в развитии, произрастании растений.

Воспитатель: Как хранят овощи зимой?

Дети: Картофель ссыпают в погреба, морковь и свеклу хранят в песке, лук и чеснок сплетают в косы, горький перец сушат на веревке, грибы сушат в гирляндах, огурцы и помидоры засаливают в банках, капусту квасят в бочках и т. д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. (Предлагает детям трафареты.)

Воспитатель: Давайте и мы заготовим овощи на зиму.

^ Дидактическая игра «Заготовь овощи на зиму»

Дети наклеивают овощи на заготовки: картошку - в мешках, огурцы и помидоры - в банках, капусту - в бочке, перец - на ниточку, грибы - на ниточку, лук и чеснок - в косы и т.д.)

Воспитатель: Вот как хорошо мы потрудились! Весь урожай на зиму заготовили.

Воспитатель: Однажды зашла я в деревне к бабушке, вижу, у нее много в доме разных пучков трав висят - сушатся, а в доме стоит такой чудесный травяной аромат. Кто догадался, что за траву насушила бабушка на зиму? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, это лекарственные травы и плоды, которые зимой очень пригодятся. Хотите, расскажу, какие травы приготовила бабушка? (Воспитатель рассказывает про целебные свойства зверобоя, чабреца, душицы, ромашки, мяты, крапивы, липы, березовых листьев, плодов шиповника, боярышника, красной и черной рябины и др.) Хорошо в холодный, морозный вечер посидеть у теплой печки, да попить отвара из душистых трав с пахучим медом. Все хвори уйдут сразу в сторону.

Воспитатель: А у вас в семье заготавливают лекарственные травы? Кто помогал их собирать? (Рассказы детей).

Воспитатель: Овощи заготовили, травы собрали. Больше нечего делать человеку осенью?

Воспитатель: Работы еще много. Надо землю к весне приготовить. Земля ухода требует, бережного отношения. Крестьяне поля вспахивают, а затем сеют озимые. В деревнях и на дачах люди убирают высохшую ботву, листья, плети, сжигают все, золой удобряют почву. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные удобрения) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви, белят деревья специальным садовым раствором, чтобы защитить стволы от вредных грызунов и морозов. Осенний период благодатен для пересадки многолетних кустарников и цветов. (Воспитатель предлагает детям рассмотреть саженцы кустарников и многолетних цветов.)

^ Дидактическая игра «Цепочки развития»

Дети должны выстроить последовательность картинок, на которых изображен путь развития растений (семечко – росток – цветок в бутоне). Можно использовать картинки с сезонными изменениями в жизни деревьев (ветка без листьев – ветка с первыми листочками – ветка с ягодами - ветка с осенними листьями)

Воспитатель: Ребята, много работы осенью у человека на земле. А дома что надо делать, чтобы подготовиться к холодам?

Дети: В деревне утеплить коровники, курятники, приготовить дрова и уголь для отопления дома. В городе - отремонтировать трубы, батареи, оклеить окна, утеплить двери.

Воспитатель: Звери меняют свою шубку к зиме, а человеку что необходимо?

Дети: Отремонтировать или купить новые шубу, шапку, обувь, варежки и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы хорошо подготовились к зиме. Давайте еще раз повторим, что приготовили люди к зимнему периоду в своих закромах. (Дети перечисляют то, что запомнили в ходе занятия, добавляют из личного опыта сведения о заготовке ягод, фруктов, овощей: соленые грибы, моченые яблоки, сушеные яблоки и груши, салаты из овощей, кетчупы, соусы, варенье, повидло, джем, компоты, соленые арбузы, сок, соленые кабачки, семечки, орехи и т. д.)

Воспитатель: Спасибо тебе, земля-матушка, за щедрые дары твои! Не страшна людям зима лютая. (Дети говорят хором.)
^ НОД 8. ВИКТОРИНА «ОСЕНЬ.

Задачи:


  • закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе;

  • развивать наблюдательность, развивать связную речь;

  • активизировать словарь по данной теме;

  • воспитывать любовь к своей природе, желание глубже познать её тайны.
Материал к занятию: письмо от зайца оклеенный осенними листочками; предметные картинки с разнообразными приметами; черно-белой вариант пейзажа; цветные карандаши; силуэты людей разного возраста и модели разнообразной одежды; фишки.

Словарь: осенние листья – багряные, золотые, коричневые, пасмурно, дождливо, холодно.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, к нам пришло необычное письмо.(Дети рассматривают конверт необычной формы, оклеенный осенними листочками)

Воспитатель читает:

Куда: Детский сад

Кому: Детям старшей группы

От кого: От зайца из пригородного леса

«Здравствуйте, дорогие ребята!

На заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора ли нам менять серые шубки на белые. Получился спор. Одна половина зайцев считает, что уже пора менять летнюю шубку на зимнюю, а другая половина зайцев доказывает, что еще рано, до зимы далеко. Одни показывали, что небо уже хмурое, а другие, что трава еще зеленая. Одни говорили, что осень уже наступила, а другие спорили, что осень еще далеко. Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, ребята! Вы уже взрослые, умные, много в детском саду узнали. Объясните нам, далеко ли осень и скоро ли она будет в нашем лесу. Предоставьте нам убедительные доказательства. Ведь менять шубки - для зайцев дело непростое! Надеемся на вашу помощь.

Заячье собрание из пригородного леса»

Воспитатель удивляется, что, действительно, у зайцев из пригородного леса серьезные проблемы.

Воспитатель: Ну, что, предоставим заячьему собранию убедительные доказательства? (Дети соглашаются.)

Воспитатель: Мы, как на заячьем собрании, разделимся на две команды. Одна команда будет спорить с другой, и доказывать, наступила осень или нет.

^ Дидактическая игра «Приметы осени »

Детям предлагается набор картинок. Дети выбирают себе карточки,

доказывают что именно эта карточка соответствует осени:

солнце светит

облака серые

дуб зеленый

яблоня с яблоками

астры цветут шиповник поспел

воробьи летают ласточки улетели на юг

муха летает бабочки

спрятались под листики

поле зеленеет озимыми

урожай овощей

^ Дидактическая игра «Интервью у пернатых друзей»

Каждая команда рассказывает, что им поведали птицы (по вопросам).

Строят ли птицы сейчас гнезда?

Откладывают ли яйца?

Подросли ли птенцы?

Когда собираются улетать в теплые края?

Воспитатель: А теперь третье задание.