Хранение детских игрушек идеи и советы. Системы хранения детских игрушек

Евгения Дрозд
Артикуляционная гимнастика для дошкольников

Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3-5 лет .

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции и увеличить объём и силу движений, а также, вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой с детьми в рамках воспитательной и образовательной деятельности :

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед : их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту» .

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, нужно следить, чтобы ребенок усвоил основные движения.

К ребенку 4-5 лет требования повышаются : движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

Артикуляционная гимнастика подготовит речевой аппарат воспитанников к правильному произношению, и составит отличный фундамент для работы со специалистом.

Для маленьких детей 3-4 лет занятия артикуляционной гимнастикой - серьёзная работа , какими бы легкими ни казались эти упражнения для вас. Чтобы ребёнок не отвлекался и не уставал, эту работу нужно превратить в весёлую игру, именно поэтому мною была разработана красочная презентация, с инструкциями в стихах собственного сочинения и демонстрационным видео. Ребятам очень весело заниматься с таким мультимедиа сопровождением, также использование презентации позволяет проводить артикуляционную гимнастику не только индивидуально, но и в группах.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков [С], [С’], [З], [З’], [Ц].

1. «Заборчик» -

За дело мы возьмёмся смело-

Забор построим мы умело.

Улыбнёмся широко,

Зубки стиснем мы легко.

Ну а чтоб заборчик был

Крепок, неподвижен,

Зубки верхние поставим

Ровненько на нижние.

.

2. «Слон» -

Мы ничуть не удивимся,

Что в слонов вдруг превратимся.

Губы сложим трубочкой,

Вытянем вперёд.

Вырос хобот у слона,

Посмотрите-вот!

И про зубки не забудем,

Сжатыми держать их будем.

(Удерживать такое положение 5-7 секунд, повторить 4-5 раз) .

3. Чередовать упражнения «Заборчик» и «Слоник» -

И старательно, без спешки

Не составит нам труда

Превращаться вперемежку

То в заборчик,

То в слона!

(Нижняя челюсть не должна двигаться, двигаются только губы, повторять по 5-6 раз).

4. «Чистим зубки» -

Широко откроем рот,

Зубки всем покажем.

И почистить наши зубки

Язычку прикажем.

Будет язычок скользить

Влево-вправо по зубам,

Верхние и нижние

Он почистит зубки нам.

(Повторить по 5-6 движений в каждую сторону сначала по верхним, потом по нижним зубам).

5. «Горка» -

Широко откроем рот,

Зубки вновь покажем!

Язычку, на это раз,

Горкой стать прикажем.

Кончик язычка в зубки упрётся,

Спинка язычка гибко прогнётся.

(Удерживать в таком положении под счет до 5, повторить 4-5 р.) .

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

1. «Заборчик» .

2. «Слон»

3. «Непослушный язычок» -

Язычок сейчас мы с вами

Помнём тихонечко зубами,

И пошлёпаем губами.

Будем шлёпать мы когда,

Дружно скажем «пя-пя-пя» .

А когда будем мять,

«Тя-тя-тя» повторять.

(Повторить 4-5 раза) .

4. «Блинок» -

А сейчас наш язычок

Превратится вдруг в блинок.

Он на нижней на губе

Отдохнуть приляжет.

Верхней мы его пришлёпнем

«Пя» скорее скажем.

Испечётся наш блинок,

Улыбнётся язычок!

(Удерживать такое положение 3-10 секунд, повторить 4-5 раз) .

5. «Вкусное варенье» -

А теперь представьте

Вкусное варенье

С верхней губки его слижем,

Вот так наслаждение!

Нужно сверху – вниз лизать,

Нижние зубки показать.

(Нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык. Повторить 3-5 раз)

6. «Индюк» -

А сейчас мы с вами

Станем индюками.

Мы по верхней губке будем

Быстро двигать язычком.

Вперёд-назад, вперёд-назад

Скажем «бл-бл-бл» при том.

Тянуть этот звук 5-7 секунд, сделав сначала глубокий вдох).

7. «Чашечка» -

Широко откроем рот,

Зубки всем покажем.

Язычку на этот раз

Чашкой стать прикажем.

Язычка края поднимем

Сбоку, впереди.

Получилась чашечка,

Ну-ка, погляди!

(Удерживать так 5-10 секунд, повторить 4-5 раз) .

Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков [Л] , [Л’], [Р], [Р’].

1. «Заборчик»

2. «Слоник»

3. «Вкусное варенье»

4. «Маляр» -

Широко откроем рот,

Зубки всем покажем.

Будем «красить потолок»

Язычком мы нашим.

Будем шустрый язычок

Мы водить назад-вперёд.

Маляром стал язычок,

Наше нёбо потолок.

(Повторить по 5-6 движений в каждую сторону) .

5. «Лошадка»

Приоткроем рот немного,

Зубки всем покажем.

Будем цокать не спеша

Язычком нашим.

Сначала кончик язычка

К нёбу присосётся,

А потом свободно вдруг

Вниз легко сорвётся.

За язычком мы будем

Внимательно следить,

И челюстями нашими

Не будем шевелить.

«Цок-цок-цок» - пошла лошадка,

Вот для язычка зарядка!

(Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью. Повторить 5-6 раз).

6. «Грибок» -

Приоткроем рот немного,

Зубки всем покажем.

А теперь мы язычку

Стать грибком прикажем.

Плоский кончик языка

К нёбу присосётся,

И его у нёба нам

Удержать придётся

Раз, два, три, четыре, пять,

«Цок» - и можно опускать.

(Удерживать так 5-10 секунд, повторить 2-3 раза) .

7. «Гармошка» -

Приоткроем снова рот,

Зубки всем покажем.

Язычку, сейчас, гармошкой

Стать скорей прикажем.

Широкий кончик язычка

К нёбу присосётся,

И у нёба нам его

Удержать придётся.

А теперь начнём играть,

Рот открывать и закрывать,

И при этом не забудем

Язычок не опускать.

(Повторить 6-8 раз) .

(Презентация создана в программе Microsoft PowerPoint 2016. Все видеофайлы встроены в презентацию. Совместимость с предыдущими версиями программ Microsoft PowerPoint не гарантируется)

Артикуляционную гимнастику лучше проводить в форме своеобразной игры – сказки о Язычке. Это в ненавязчивой, весёлой форме даёт возможность ребёнку тренировать мышцы языка, увеличивать его подвижность и скорость переключения с одной артикуляционной позы на другую. Для привлечения внимания ребёнка к правильному выполнению упражнений рекомендую дополнять «Сказку про Язычок» красочными рисунками, изображающими необходимые движения языка.

Варианты сказок могут быть различными, родители могут придумывать их сами, опираясь на основные требования к проведению артикуляционной гимнастики:

Персонажи сказки должны выполнять те действия, которые можно изобразить движением языка;

Движения языка должны соответствовать определённому артик. упражнению;

Действия Языка (т.е. персонажа сказки) и названия артикуляционного упражнения могут не совпадать;

Выполняя упражнения при прослушивании сказки, ребёнок должен наблюдать движения языка при помощи зеркала и хорошего освещения;

Прежде чем предложить ребёнку тренировку языка на основе сказки, взрослый должен сам выучить все артикуляционные упражнения перед зеркалом.

Сказка о Веселом Язычке.

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи.

У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка.

Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале?

Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.)

А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.)

Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо.

А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.)

Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая.

Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Вторая сказка о Весёлом Язычке.

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик - рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт).

Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе).

Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

Третья сказка о Веселом Язычке

Рот - домик, губы - двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Стрелочка".)

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо...

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(Упражнения "Часики", "Змейка".)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

(Упражнение "Улыбка", "Жало", "Стрелочка".)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Но пора за дело.

(Упражнения "Лопаточка", "Качели".)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

(Упражнение "Заборчик".)

Гвозди, молоток и клещи -

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит "тук-тук!",

Язычку он лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т".)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать. (Упражнение "Маляр".)

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

- Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача -

Загонять в ворота мячик.

(Упражнения "Лошадка", "Гармошка", "Футбол".)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения "Горка", "Лопаточка".)

Четвертая сказка про Язычок.

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.)

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5-10.)

Стучит молоточек

вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра

в гости к тётушке пора!

(Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт")

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя")

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок цок цок цок цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, затем быстрее).

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз).

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.

(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка")).

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся: "И – у! И – у! И – у!"

(Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.)

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

(Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.)

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

(Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.)

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

(Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.)

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

(Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.)

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«ГРИБОК». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

«КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щеку.

«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

«ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Всем хорошо знакомы и понятны традиционные виды гимнастики, состоящие из различных упражнений для рук, ног, спины. Мы тренируем их для развития общей моторики, чтобы мышцы стали сильнее, а тело – более ловким и быстрым.

Зачем же надо тренировать язык, ведь в нем нет костей? Именно этот орган является главным для нашей речи, поэтому ему тоже необходимы специальные упражнения. Развитие и укрепление его мышц позволяет точно и четко выговаривать все слова и звуки, делая речь более четкой и понятной.

Артикуляционная гимнастика необходима детям для развития навыков произношения звуков

Артикуляционная гимнастика – что это такое?

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.

Ребенку для хорошей дикции и произношения требуются сильные губы и язык, легко меняющие свою позицию. Именно для достижения этого и необходимо заниматься с ним артикуляционной гимнастикой, выполняя специальные упражнения и играя в логопедические игры.

Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше. Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.



Заниматься гимнастикой для язычка можно с логопедом или дома перед зеркалом

Кому заниматься с малышом?

Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет (см. также: ). К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист (подробнее в статье: ). Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

Начинать выполнение упражнений следует перед зеркалом – так ребенок сможет наблюдать за движениями губ и языка. В отличие от взрослых, у которых все движения выполняются автоматически, малышу требуется визуально отображение всех своих действий в ходе занятий для выработки необходимых навыков.



Цель гимнастики - сделать язычок сильным и подвижным и научить его принимать необходимые для произносимых звуков положения

Взрослые, произнося звуки, делают это, не задумываясь о постановке языка, положении губ, дыхании. Ребенку же, который только осваивает их верное произношение, все эти моменты представляются довольно трудными и малопонятными. Губы и язык слушаются его с большим трудом, постоянно пытаясь занять более удобное, но не всегда правильное положение.

Сделать занятия легче и интереснее для ребенка можно, превратив скучные и непонятные упражнения в веселые игры и истории о приключениях языка, сопровождая их стихами и загадками. Предложите представить ему, что его язычок живет в своем домике (рте), где прячется за высоким забором (зубы). Он ложится спать, смотрит в окошко, выходит на прогулку, превращается в котенка или лошадку, катается на пароходе – так вы можете представить любое упражнение, как увлекательную игру и целую историю о его жизни.

Переоценить значение артикуляционной гимнастики для малышей очень сложно. Оно сопоставимо с ролью утренней зарядки и оказывает аналогичное действие на мышцы лица – укрепляет их, улучшает в них циркуляцию крови, развивает подвижность и гибкость. Закрепить имеющиеся навыки и приобрести новые позволит ежедневное выполнение рекомендованного комплекса, отводя на занятия по 5 минут несколько раз в день и повторяя каждое упражнение от 4 до 8 раз.

Вполне возможно, что выполнение некоторых упражнений может вызвать сложности даже у вас. В таком случае делайте их вместе с ребенком, не стесняясь признаться ему в своих затруднениях. Наберитесь терпения, и сохраняйте спокойствие – и в какой-то момент вы добьетесь успеха. Помочь вам в его достижении способны картинки с изображением каждого упражнения по артикуляции или специальные логопедические обучающие видео.

Упражнения и игры

Игра с язычком - одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

Универсальный комплекс

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.


Примеры упражнений для укрепления языка

Обучение звукам «с», «сь», «з», «зь»

При правильном произнесении данных звуков губы требуется немного растянуть в улыбке, так, чтобы были слегка видны зубы, а язык упирался в зубы спереди, краями же прикасался к жевательным. При такой позиции вдоль языка образуется канавка, при прохождении по которой вдыхаемый воздух образует свистящий шум. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту. Улучшить артикуляцию и научиться правильному произношению данных звуков помогут следующие упражнения:

  • «Свистушки» – растягиваем губы в улыбке, прячем язык снизу за зубами и пытаемся посвистеть.
  • «Сдуваем вату с ладошки» – растягиваем губы в улыбке и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, слегка высунув его. Делаем вдох, и выдыхаем воздух, как будто пытаемся что-то сдуть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.



Упражнение «Вкусное варенье»

Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
  • «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
  • «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.

Изучение звуков «ч», «щ»

Отработку данных звуков можно начинать лишь тогда, когда ребенок научился произносить глухие шипящие. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • «Птенец зовет маму» – слегка приоткрываем рот и помещаем расслабленный язычок на нижнюю губу. Произносим звук «пя-пя-пя», дотрагиваясь до языка губами.
  • Удержание широкого расслабленного языка – распахиваем рот и сохраняем позицию в течение 10 секунд.


Упражнение необходимо для звуков: Р, Рь, Ж, Ч, Щ, С, Сь, Ть, Дь, Ц

При выполнении упражнений важно сохранять язык и губы расслабленными и внимательно контролировать дыхание, не допуская его задержки. Повторяем каждое упражнение по 3 – 6 раз.

Изучение звуков «л» и «ль»

  • «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
  • «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
  • «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.


Упражнение «Пароход»

Правильное произношение звука «р»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения:

  • «Лошадка» – распахнув рот, цокаем языком.
  • «Грибочек» – распахиваем рот и приклеиваем язык к верхнему небу, так, чтобы почувствовать натянутость уздечки. Зафиксировать позицию и сохранять ее максимально долго.
  • «Барабан» – приоткрыть рот и растянуть губы в улыбке. Сохраняя позицию бить кончиком язычка по зубам сверху, произнося «д-д-д-д». При поднесении руки ко рту вы сможете почувствовать выходящий толчками воздух. Во время выполнения важно контролировать, чтобы рот был постоянно открыт, а язык не касался нижних зубов.

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение гууб вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

«Киска лакает молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке, и широким кончиком языка гладят небо, делая движение назад – вперед. Гимнастика развивает подвижность языка.

«Пыхтелка»

На щетку колючую очень похож

В клубочек свернувшийся маленький…(еж).

Дети произносят на активном выдохе слог «пых». Упражнение способствует укреплению губ и обучают равномерному выдоху.

«Зверек»

Словно рыженькая стрелка,

По деревьям скачет…(белка).

Поднимают верхнюю губу и опускают нижнюю, обнажая сомкнутые зубы, опускают губы обратно. Упражнениие развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Мишка вытягивает губы».

Не умеет песни петь,

Любит мед. Кто он? (Медведь).

Вытягивают вперед сомкнутые губы, удерживают их в таком положении 5-10 секунд и возвращают обратно. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляюет мышцы губ вперед, укрепляет мышцы губ, развивает их подвижность.

«Зайчик»

Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Подуем на горячий чай»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

«Очень вкусно»

Дети приоткрывают рот и облизывают язычком сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Упражнение развивает подвижность языка.

«Откусим пирожок»

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение ммышц языка.

«Птенчик»

Открывают широко рот, язык спокойно лежит в ротовой полости. Удерживают рот в таком положении 5 – 10 секунд. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, удерживать губы и язык в заданном положении.

«Пила»

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела.

Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Произносят на ровном, продолжительном выдохе звук ж. Упражнение способствует равномерности и продолжительности выдоха.

«Топор»

Что за шум? Что за гром?

Я ударил топором.

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д. Упражнение развивает подвижность языка.

«Молоток»

Застучали молоточки,

Ударяют по гвоздочкам.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует подвижности языка.

«Погреем руки»

Дети приоткрывают рот, положив широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты. А посередине образовался небольшой желобок. Подставляют ко рту ладошки и плавно дуют на них. Упражнение учит выпускать длительнрую направленную воздушную струю.

«Рычание»

Дети приподнимают верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и произносят звук р. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх, развивает ее подвижностть.

«Вой»

Вытягивают губы вперед трубочкой и произносят на продолжительном выдохе звук у. Упражнение способствует выработке равномерного продолжительного выдлоха, укрепляет мышцы губ.

Артикуляционная гимнастика для укрепления мышц языка

1. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.

2. Слегка улыбаются, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на нижнюю губу. Держат язык в таком положении 3-5 секунд и убирают в рот.

3. Открывают рот. Широким языком облизывают верхнюю губу и убирают язык в глубь рта.

«Трубочка»

Дети вытягивают губы вперед трубочкой. Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Улыбка – трубочка»

Чередуют положение губ. Упражнение развивает подвижность губ.

Артикуляционная гимнастика.

Дети покусывают нижнюю губу верхними зубами, приподняв верхнюю губу. Упражнение стимулирует движения верхней челюсти.

Дети покусывают верхнюю губу нижними зубами. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.

Артикуляционная гимнастика.

Широко открывают рот, как при звуке а и производят длительный выдох.

Растягивают губы в улыбку, как при звуке и, и производдят длительный выдох.

Округляют губы, как при звуке о, и производят длительный выдох. Упражнения способствуют укреплению жевательно-артикуляторных мышц.

Артикуляционная гимнастика

Дети беззвучно произносят гласные А, Э, И, О, У, держа кончик языка у нижних зубов. Упражнение укрепляет жевательно – артикуляторные мышцы.

«Белка грызет орешки»

Двигают челюстями вправо – влево при закрытом и открытом рте. Упражнение стимулирует движения нижней челюсти.

«Орешек»

Язык поочередно упирают то в оддну, то в другую щеку, задерживаясь в каждом положении на 3 – 5 секунд. Упражнение развивает произвольные движения языка, укрепляет мускулатуру языка и щек.

Артикуляционная гимнастика

Дети произносят шепотом звук о. Упражнение укрепляет мышцы губ и вырабатывает продолжительный равномерный выдох.

«Чашечка»

Рот широко открыт. Передней и боковой края широкого языка подняты, но зубов не касаются. Упражнение учит удерживать губы и язык в заданном положении.

«Конфетка»

Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Самовар»

Иван Иваныч Самовар надувают обе щеки и удерживают в таком

Был пузатый самовар, положении 3 -5 с.

Трехведерный самовар.

В нем качался кипяток, Поочередно надувают правую и левую щеки,

Пыхтел паром кипяток, как бы перегоняя воздух из одной щеки в

Разъяренный кипяток, другую.

Лился в чашку через кран, Сжимают губы, надувают щеки, удержи-

Через дырку прямо в кран, вают воздух 2 – 3 с и выпускают через губы,

Прямо в чашку через кран. произнося «Пых!»

Артикуляционная гимнастика.

Слегка улыбнувшись, медленно открывают рот (как для пропевания звука а, держат в таком положении 5 – 10 с и медленно закрывают рот. Упражнение учит детей спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка.

«Ветерок»

Упражнение для формирования ровного продолжительного выдоха. Дети округляют губы, как для произнесения звука у, и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

«Индюк»

Упражнение для обучения подъему языка и подвижности его кончика. Дети приоткрывают рот, кладут язык на верхнюю губу и производят движения кончиком языка по вепрхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп движений постепенно убыстряется. Добавляется голос, пока не послышится «бл – бл». Обращать внимание на то, что кончик языка должен загибаться кверху.

«Теленок пьет молоко»

Дети открывают рот, губы в улыбке. Широким передним краем облизывают верхнюю губу сверху вниз, а затем втягивают язык в рот до середины неба. Упражнение укрепляет мышцы языка, развивает его подвижность, способствует растяжке подъязычной связки.

«Теленок улыбается»

Дети улыбаются так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживают губы в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке, укрепляет мышцы губ и развивает их подвижностть.

«Теленок вытягивает язычок»

Дети улыбаются, приоткрывают рот и широким языком стараются дотянуться до подбородка, затем убирают язык в рот. Упражнение повторяется 3-5 раз. Оно отрабатывает движение языка вниз, растягивает подъязычную связку, укрепляет мышцы языка.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение для укрепления мимико-артикуляторных мышц. Дети опускают вниз уголки губ, затем сморщивают все лицо, потом открывают рот и поднимают вверх брови.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение для расслабления мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). Дети улыбаются, приоткрыв рот, покусывают язык, продвигая его постепенно вперед – назад.

«Иголочка»

Дети открывают рот, высовывая язык как можно дальше, напрягая его, стараясь делать узким, и у держивают в таком положении под счет от 1 до 5. Упражнение учит делать язык узким и удерживать его в таком положении.

«Катушка»

Дети улыбаются, открывают рот, кончик языка упирают в нижние зубы. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Повторять 5-8 раз в спокойном темпе. Упражнение развивает подвижность языка и укрепляет его мускулатуру.

«Хобот»

Упражнение отрабатывает движение губ вперед и развивает подвижность губ и языка. Дети открывают рот, вытягивают губы и язык вперед, загнув вверх боковые края языка.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение укрепляет жевательно-артикуляторные мышцы. Дети беззвучно произносят звук а, открывая и закрывая рот, держа кончик языка у нижних резцов.

«Любопытный язычок»

Дети слегка приоткрывают рот, кладут язык на нижнюю губу и производят им движение вперед – назад. Затем язык убирают в рот. Выполняют 5-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы языка и развивает его подвижность.

«Язык здоровается с верхней губой».

Дети, слегка улыбнувшись, приоткрывают рот и кладут широкий край языка на верхнюю губу, держат его в таком положении 3-5 с и убирают в рот. Нужно обратить внимание на то, чтобы двигался только язык, а нижняя губа «не помогала» ему. Упражнение отрабатывает движение языка вверх, укрепляет его мышцы.


Артикуляционная гимнастика. Что это и для чего? Все мы привыкли к правильному и быстрому произношению на родном языке. Но маленький ребёнок, как иностранец. Часто теряется в незнакомой обстановке. Сердится, если его не могут понять. И не может самостоятельно справиться с проблемой правильного выражения детских мыслей и желаний. Все это - работа артикуляционного аппарата.

Развитие артикуляционного аппарата - длительный процесс и требует постоянной практики речи. Для правильного произношения всех звуков родного языка (обычно самым проблемным становится звук «р») нужен комплекс движений. И учиться им нужно так же, как учиться кушать или ходить.

Подвижность речевого аппарата зависит от двух критериев:

  1. владеет ли ребёнок базовыми движениями, необходимыми для произношения звуков (например «р»)
  2. может ли он быстро, плавно и легко переходить от одного движения к другому.

Для формирования у детей дошкольного и младшего школьного возраста дифференцированных движений для чёткого произношения и созданы упражнения артикуляционной гимнастики. Она помогает:

  • отработать правильные положения языка для чёткости речи;
  • развить подвижность речевых мышц (язычок) для точных целенаправленных движений;
  • малышам 3-4 лет научиться правильному звукопроизношению;
  • справиться с имеющимися нарушениями речи более старшим деткам (6-7 лет).

Правила занятия артикуляционной гимнастикой

Гимнастику для речи можно сравнить с физическими упражнениями. Если вторые помогают укрепить мышцы рук, ног, спины и шеи, вырабатывают правильную осанку и красивую фигуру, то артикуляционные упражнения нужны для ловкости, точности и красоты речи. Чем раньше начать упражняться, тем быстрее проявится эффект. Заинтересуйте ребёнка - проводите упражнения в игровой форме, тренируйтесь вместе с ним и не переусердствуйте: 5 - 7 минут в день вполне достаточно.

Где лучше проводить занятия?

Посадите малыша на стульчик возле большого зеркала или дайте ему в руки маленькое. Зеркало для занятий артикуляционной гимнастикой необходимо . Оно даёт возможность ребёнку контролировать свои движения. Показывая пример, вы должны быть в поле зрения ребёнка. Главное, чтобы ребёнку было комфортно и он не испытывал напряжения.

Когда и сколько заниматься?

Для закрепления новых навыков и доведения их до автоматизма упражняемся каждый день. Много времени для этого не понадобится. Достаточно 5-7 минут.

Как вариант, можно заняться артикуляцией до завтрака или после утренней гимнастики.

Работа над речью кропотливая, но результат того стоит!

Какие особенности в занятиях с детьми разного возраста?

Основным правилом проведения артикуляционных упражнений для детей всех возрастов - это игровая форма занятий!

Артикуляционная гимнастика для детей 3 - 4 лет . Начинаем занятия со сказочной игры. Её сюжет можно придумать самому или подсмотреть в интернете, он может видоизменяться от занятия к занятию. На первых порах никаких критериев оценки выполнения малышом упражнений. Главное - запомнить и повторить. Ближе к 4-х летнему возрасту количество навыков увеличивается, дети запоминают комплекс упражнений.

Артикуляционная гимнастика для детей-дошкольников (5 лет) . Детки 5 лет уже хорошо знакомы с упражнениями, поэтому внимание фокусируется на чёткости и плавности выполняемых действий, умении оставаться в определённом положении от 5 до 10 секунд (под контролем взрослого). Темп проведения варьируется от медленного до быстрого.

Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет . Занятия для таких детей включают в себя выполнение всех комплексов артикулярных упражнений. Проводятся занятия, направленные на развитие фонематического слуха (дифференцирование разных звуков).

Что делать, если у ребёнка не получается?

Самое главное, не ждите мгновенных результатов. После первого занятия в тренажерном зале, ещё никто не вышел с мышцами Арнольда Шварценеггера. С тренировкой мышц артикулярного аппарата все так же. Звук «р» требует тренировок! Поначалу движения у малыша несимметричные, напряжённые и прерывистые. Не стоит заострять на этом внимание ребёнка! Это отобьёт у него желания продолжить тренировки. Подчеркните то, что удалось достичь. Замечайте каждую мелочь. И хвалите, хвалите, хвалите. Со временем вы заметите, как движения малыша становятся все более координированные, симметричные, плавные и лёгкие.

Если по прошествии времени не удаётся достичь результата (ребёнок выполняет упражнения несимметрично, напряжённо и отсутствует лёгкость), без помощи специалиста не обойтись. Понадобится логопед.

Артикуляционная гимнастика: картотека упражнений

Логопедических упражнений не так и много. Зачастую одни и те же задания именуются по-разному. Составив свою картотеку артикуляционных упражнений и повторяя их с ребёнком ежедневно, можно достичь отличных результатов. Примеры артикуляционных упражнений в картинках:

«Язычок - мой дружок!»

Это комплекс упражнений для самых маленьких. Ребёнок, играя, знакомится с органами речи. Узнаёт, что рот - это домик языка с двумя дверцами: губы и зубы.

№1 . Где дружок-язычок? Покажи его чуток!

Малыш должен сделать острый язычок и высунуть его, немного приоткрывая губы.

№2 . На крылечке он сидит

Язычок расслабленный, лежит на нижней губе.

Во все стороны глядит

Язычок двигается вправо-влево, сохраняем улыбку

№3 . Кто порхает в вышине

Любопытно стало мне

Потянулись высоко

Не поймали никого!

Язычок поднимаем, стараемся дотянуться до кончика носа, резко отпускаем вниз.

«Язычок и зверёк»

Подойдёт для выполнения с детками постарше (5 лет), знакомыми с артикуляционной зарядкой.

№1 . В море чёрном кит живёт

в море чёрном кит плывёт

у него огромный рот!

Ребенок задерживает рот в полуулыбке с приоткрытыми губами и зубами.

№2 . Гляди-ка умный кот шагает

По сторонам хвостом виляет

Подразни его немножко

твой язык, как хвост у кошки!

Губы растянуты в улыбке, язычок из стороны в сторону.

№3 . Под пеньком зайчик живёт

и морковку он грызёт

Корчит мордочку смешно.

Теперь ты как у него!

Сморщить нос, выставляем сомкнутые зубы, приподняв верхнюю губу.

«Утро язычка»

Будет интересно для детей младшего школьного возраста.

№1 . Язычок, приятель, здравствуй!

Ты у нас такой прекрасный!

Выгляни скорей в окошко,

И проснёшься понемножку!

Представить рот, как окошко и произносим тихо звук «ООООООО»

№2 . Вместе по порядку

Делаем зарядку

Ну-ка, ну-ка не ленися

Наклонися, потянися

Повертись по сторонам

И спроси: Где завтрак, мам?

Зубки не смыкаем, фиксируем на губах улыбку. Стараемся языком достать до носика, до подбородка, а затем до правой и левой щёчки. Повторять 15-20 секунд.

№3 . Мы работали, устали

Нам тут завтрак обещали

Торопись скорей за стол

И весёлый пир пошёл

В быстром темпе язычок наружу внутрь. Губы присомкнуты.

№4 . На столе у нас блины,

А во рту полно слюны

Язычок полностью расслаблен, как лопата лежит на нижней губе. Рот широко открыт. Удерживать до 10 секунд.

Обмакни блины варенье,

Этот завтрак - объеденье!

Язычок по кругу облизывает губы: сначала верхнюю, затем нижнюю.

«Хозяин-язычок»

№1 . Начинаем с малышом наши упражнения

Делай все и не ленись

Будет выступление

Ротик — дверь откроем

Открываем рот, как будто произносим звук «ООООО»

Зубки чисто все помоем

Язычок проходится по каждому зубу в верхнем и нижнем ряду.

Вокруг все чисто заметём

Язык двигается по нижней губе слева направо, потом обратно.

Смело отдохнём потом.

Ротик круглый приоткрыт, язычок расслабленно лежит на нижней губе.

В доме слышен стук часов:

тук-тук-тук и тук-тук-тук

Язычок наш повтори

тук-тук ии тук тук и. . .

Губы растянуть в улыбке, язычок ходит из стороны в сторону.

А потом за стол все сели

Вкусное варенье ели

Посмотри испачкал ротик

Ты протри его, мой котик!

Язычок по кругу облизывает верхнюю и нижнюю губу.

Уже вечер. Солнце село.

Ротик-дверь наша закрылась.

Язычок ложится спать

Значит нам пора молчать.

Закрываем плотно рот.

Артикуляционная гимнастика в картинках - простой и эффективный метод. Он помогает справиться со многими речевыми проблемами, например, невыговаривание «р». Для удобства занятий можно сделать карточки с описанием движений, стихами и картинками.

Оцениваем работу над артикуляцией

Этот этап работы над произношением — один из главных. Если пустить все на самотёк можно долго удивляться, почему соседский малыш уже говорит «р», а собственный никак не справится даже с шипящими. Ведь упражнения одни и те же. Итак, обращаем внимание на:

  • Плавность и лёгкость. Отсутсвуют подёргивания, толчки и перерывы. Движения мягкие.
  • Дифференцированность. Двигается язычок при неподвижности челюсти, губ и т. д.
  • Симметричность. Равномерное движение в обе стороны.
  • Четкость. Движения выполняются ребёнком точно и в полном объёме.
  • Устойчивость. Умение задержаться в заданном положении до 10 секунд.
  • Переключаемость. Способность быстро переходить от одного задания к другому.

Не забывайте хвалить ребёнка! Сравнивайте его с ним вчерашним выговариванием «р»! Вместе радуйтесь успехам!

Сделайте ваши ежедневные занятия с малышом интересными. Придумывайте новые сюжеты, меняйте игры и сказки, придумывайте свои описания движений язычка. И эта работа не пройдёт даром. Даже не заметите, как малыш скажет «р», а может громко зарычит.