Как научить ребенка кушать с помощью ложки? От теории к практике.

Одни никак не могут отучить ребенка от соски, другие никак не могут засунуть ребенку соску в рот. Да, да, иногда дети наотрез отказываются от соски-пустышки, а довольно часто именно соска пустышка выручает родителей в разных ситуациях. Она отлично успокаивает ребенка, стимулирует сосательный рефлекс. Во время сосания соски происходит стимуляция мозга, вырабатывается определенная сосредоточенность, выработка гормонов удовольствия. Ребенок быстро успокаивается, сосредотачивается на сосании и засыпает. Споры на счет того, что ребенка вообще не следует приучать к соске были всегда, поэтому тут каждый родитель решает сам, приучать или нет. Но также вы должны знать, что хуже от соски ребенку точно не будет, единственный реальный минус, это возможно будут трудности когда придет время забирать и отучать вашего ребенка от соски () .

Когда нужно использовать пустышку?

  • Оптимально использование пустышки перед сном. В этом случае стимуляция сосательного рефлекса будет способствовать успокоению ребенка, замещая привычное и нормальное для младенца сосание груди перед сном;
  • Во время долгих сборов на прогулку и на самой прогулке когда ребенок играет в песочнице;
  • Когда приходится ждать в больших очередях, например, в поликлинике;
  • Во время прогулок по магазинам (примерка новой одежды на крохе);
  • Всевозможные поездки и путешествия.

Почему не получается приучить ребенка к соске при кормлении грудью?

Если кормление грудью продолжается до года или полутора лет, пустышка не потребуется. Напротив, с большой вероятностью, она будет с негодованием отвергнута. Приучить ребенка, находящегося на грудном вскармливании к пустышке практически невозможно. Дети превосходно чувствуют разницу и будут требовать не пустышку, а теплую и живую материнскую грудь.

Не все могут позволить себе кормление ребенка грудью длительное время. Использование ряда лекарств, антибиотиков, не соблюдение специальной диеты, стрессы, ранний выход на работу. Все это приводит к вынужденному отказу от кормления грудью.

Для чего может быть полезна соска пустышка?

  • Ребенок, приученный к пустышке не требует внимания перед сном, ему достаточно пустышки. Это очень важный момент. Укачивание ребенка перед сном без использования пустышки потребует не менее часа, а то и двух ежедневно (т.е. в течение всего дня). Если вы располагаете таким количеством времени, можно не задумываться о необходимости пустышки. Если нет, рациональнее выбрать хорошую соску;
  • Пустышка стимулирует деятельность кишечника и спасает малыша от газиков;
  • Во время прогулок на улице и игры ребенка в песочнице (ведь малыши тянут в рот всевозможную «каку»);
  • Существуют специальные соски, способствующие формированию правильного прикуса;
  • Ребенка можно быстро успокоить в любой ситуации, предложив ему пустышку;
  • Использовать пустышку чтобы успокоить ребенка может любой член семьи. И отец, и бабушки ребенка, и старшие дети. Для приведения младенца в благодушное состояние не требуется обязательное участие матери;
  • Происходит выработка навыка сосредоточенности, которая впоследствии будет весьма полезна в учебе или в интеллектуальной работе. Очень важно проследить, чтобы эта привязанность не переключилась, например, на курение. Но подростку легко можно объяснить вред курения и найти альтернативу для достижения сосредоточенного состояния.

Какие могут быть отрицательные стороны использования соски?

  • Меньше внимания уделяется изучению окружающего мира, ребенок сосредоточен на сосании;
  • Дети, приученные к пустышке, позже начинают разговаривать, чаще требуется помощь логопеда (это конечно возможно и миф);
  • От использования пустышки трудно отучить. Иногда так и есть (как отучить ссылка в начале статьи);
  • В ряде случаев ребенок переключается на другие предметы (все что попадется на глаза) и сосет их, в том числе и пальцы. Кстати, отучить ребенка от соски проще чем от сосания пальцев () ;
  • Пустышку ребенок может сосать несколько часов без перерыва. Это значительно дольше, чем можно сосать грудь;
  • Поскольку пустышку используют дольше, чем физиологически оправданно грудное кормление, и без временных ограничений, чрезмерно развитый сосательный рефлекс может сохраниться надолго и отразиться в сосании ручек и карандашей в школе, привычке грызть ногти, курении.

Есть и положительные стороны при чрезмерно развитом сосательном рефлексе. При посасывании предметов, например, карандаша, происходит привычная стимуляция мозга, с легкостью достигается сосредоточенное состояние, вырабатываются гормоны удовольствия. И задача по алгебре решена, так еще и с удовольствием. А карандашей вместо погрызенных при решении, можно купить еще коробку, ничего страшного.

Некоторые дети категорически не хотят пользоваться пустышкой. Стоит ли настаивать?

Конечно, пустышка это удобный инструмент управления ребенком. Большинство родителей считает, что это удобно, в любой момент заставить ребенка замолчать и успокоиться. От соски чаще отказываются активные дети, желающие самостоятельно управлять любой ситуацией. Вполне возможно, что именно для таких детей, отказывающихся от соски, привычка к сосредоточенным состояниям будет особенно полезна. Ну и все плюсы использования соски мы написали выше.

Приучаем к пустышке — маленькие хитрости

Существует 2 основных метода приучения ребенка:

Ах да, многие советуют мазать соску сладким вареньем или медом чтобы ребенок ее не выплевывал, ни в коем случае не стоит этого делать, т.к. у маленького ребенка от этого может появиться , кариес, и возникнуть зависимости от вкуса. Также не нужно облизывать соску, перед тем как дать ее ребенку, в слюне взрослого человека содержится огромное количество бактерий.

С какого возраста можно предлагать пустышку?

Соску можно давать с рождения. В хороших аптеках имеется широкий выбор сосок для детей, начиная с рождения. Если новорожденный наотрез отказывается от пустышки, то повремените и попробуйте заново в 1 месяц. Формирующие прикус соски можно начинать использовать с 7-12 месяцев.

Как выбрать?

Приобретайте соски в соответствии с возрастом младенца (пустышки продаются по размерам от 0 до 3 месяцев, от 3 до 6, от 12 и 18 месяцев). Также обращайте внимание на материал соски — может быть силикон и латекс (латексные мягче силиконовых) и на форму.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Стоит ли совмещать грудное кормление и использование пустышки?

Это нежелательно. Причины следующие. При грудном вскармливании ребенок приучается очень бережно относиться к материнской груди. Дети, не использующие пустышки, практически никогда не кусают грудь.

Но пустышку очень удобно грызть. И дети грызут пустышки, когда , в результате, когда во рту снова оказывается грудь, детям трудно переключиться, и они могут укусить. Терпеть и прощать подобные укусы нельзя, наказывать тоже не за что.

Нужно понимать, что любое решение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Исходите из рациональных предпочтений. Если вы располагаете достаточным временем, спокойно отнесетесь к требованиям ребенком внимания посреди ночи, готовы часами укачивать своего малыша, если у него болит животик или режутся зубки – вопрос с пустышкой можно оставить открытым.

Умение пользоваться столовыми приборами и пить из кружки – начальные умения для каждого ребёнка. И хотя обслуживать самого себя кроха начнёт ещё ох как нескоро, интересоваться ложкой он станет уже в 5-6 месяцев, когда мамочка .

Поощряя заинтересованность, родители смогут без особых трудностей приучить малыша к самостоятельной трапезе в год или даже чуть раньше. Ну а советы специалистов помогут родителям понять, как научить ребенка есть ложкой без слёз и капризов.

Усвоение навыка владения ложкой займёт несколько недель, а то и месяцев, однако торопиться всё же не следует. Если приучать ребёнка с полугода, когда начинается прикармливание, то результатом станут лишь разлитая еда и испорченное настроение. Ведь в этом возрасте координированность движений находится на крайне низком уровне.

Но и упускать подходящий момент также не стоит. Малыша постарше сложнее увлечь игрой, заинтересовать столовыми приборами. Ближе к трём годам дети, вступив в очередной кризисный период, вообще могут заупрямиться, отказаться обучаться новому навыку.

Идеального возраста для приучения ребёнка пользоваться ложками-вилками не существует. Однако многие специалисты уверены, что в год или чуть раньше малыш уже готов к обучению, поскольку способен слушать и понимать.

Родители, до последнего пряча ложку от ребёнка, совершают две больших ошибки:

  1. Если начинать обучение с рекомендованного возраста (например, в год), то уже к 18 месяцам малыш овладеет этим важным умением. Затягивание же чревато тем, что трёхлетка отправится в сад необученным, а, значит, окажется белой вороной среди более умелых ровесников.
  2. Не помогает в этом деле и чрезмерная опека. Отдельные мамочки не приучают кроху кушать ложкой и пить из кружки, не желая грязнить кухню либо считая, что ребёнок ещё слишком мал, а вот когда подрастёт…

Итак, во сколько приучать малыша к столовым приборам, решать лишь родителям. Излишняя спешка или оттягивание обучения – частые ошибки родителей. Поэтому нужно присмотреться к ребёнку и ориентироваться на его возможности.

К 8-месячному возрасту ребёнок должен сидеть довольно-таки уверенно. В это время он также с интересом наблюдает за ложечкой, которой его прикармливает мама. Если эти два условия совпадают, пора приступать к приучению, пользуясь следующими рекомендациями.

  1. Педиатр Комаровский убеждён, что поначалу, когда ребёнок ещё начинает изучать столовые приборы, родителям стоит давать ему кашу самим. Ну а любимое пюре следует предложить малышу скушать самостоятельно, чтоб он не остался голодным, увлёкшись процессом обучения.
  2. Вообще лучше отдавать предпочтение не слишком густым кашам и пюрешкам. Суп же лучше оставить до лучших времён, поскольку высока вероятность, что жидкая пища попросту не дойдёт до детского рта, разлившись по пути.
  3. Чтоб у ребёнка в год выработалась так называемая мускульная память, а пища начала попадать, куда следует, маме придётся пару месяцев вкладывать ложечку в детскую руку и придерживать своей.
  4. Приучение к самостоятельной трапезе в год не обойдётся без клякс и брызг. Чтоб снизить масштабы капитальной уборки, нужно подготовить кухню – убрать ковёр, постелить клеёнку, возможно, поклеить моющиеся обои. Передник для малыша подойдёт длинный, иначе придётся много и часто стирать. В жаркую погоду можно высаживать ребёнка голышом, а уже затем помыть в ванночке.
  5. Быстро приучить кроху орудовать ложкой и пить из кружки получится, если ребёнок как следует проголодается. Недавно позавтракавшего молоком либо смесью малыша пища будет привлекать лишь в качестве очередной игрушки.
  6. Донести ложку до рта в год – это целый подвиг для пока неумелого малыша. Вот почему крайне важно поощрять его каждый раз, когда столовый прибор попадает точно «в цель». Кроме того, можно сопровождать самостоятельное кормление эмоциональным одобрением: «ам-ам-ам», «ту-ту-ту».

Если вы не знаете, как научить ребенка кушать самостоятельно в год и чуть раньше, попробуйте воспользоваться вышеописанными советами специалистов.

Раннее приучение несёт в себе немало пользы, однако требует от родителей терпения и усидчивости.

Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.

Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.

К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.

Столовый прибор для прикармливания должен быть мягким и максимально безопасным.

К примеру, родитель может приобрести силиконовую ложку с ручкой из пластика. Дорогие модели термочувствительны и при высоких температурных показателях меняют окраску.

Подобная функция крайне удобна, если родители разогревают питание в микроволновой печи. Такая ложечка убережёт ребёнка от обжигания горячей едой, а ещё этот прибор не сможет поранить дёсны при неловком движении. У силиконовых ложек гнутся рукоятки, чтоб малышу было удобно держать её в руке.

Это самый первый прибор, подходящий для малыша до годика. Деткам постарше можно приобретать и другие ложки, обращая внимание на определённые характеристики:

Чтоб максимально обезопасить малыша, родителям следует тщательнейшим образом следить за качеством столовых приборов и прочей посуды. Правил для выбора несколько:

  1. Не экономьте на детской посуде, ведь самочувствие крохи гораздо важнее. Выбирайте товары известных изготовителей, а покупку совершайте либо в аптечной сети, либо в специализированных отделах магазинов.
  2. Покупка обязана быть упакована. Обёртка необходима для того, чтобы изучить инструкцию по пользованию, определить методы очистки и узнать меры предосторожности.
  3. Особенное внимание обращайте на маркирование пластиковых столовых принадлежностей. Если особые метки отсутствуют, откажитесь от покупки. Пластмасса и силикон должны быть пищевыми, а не для промышленного использования.
  4. Детские столовые принадлежности обычно выполнены в ярких цветах, однако подобная весёлая раскраска увеличивает риск аллергических реакций у ребёночка. Важно изучить сертификат качества, в котором указано, насколько хорошо зафиксированы красители.

Ребёнку старше полутора лет уже можно предлагать вилку, конечно, она должна быть с закруглёнными зубчиками.

Первый столовый «трезубец» будет из пластика, а вот двухлетнему малышу уже предлагают металлические вилки с силиконовой рукояткой. Несмотря на все ухищрения, оставлять кроху с вилкой наедине нельзя!

Типичные родительские ошибки

Процесс обучения детей умению орудовать столовыми принадлежностями иногда тормозится и затягивается. И виноваты в этом не малыши, а сами родители, которые, даже не подозревая, совершают следующие распространённые ошибки.

  1. Заставляют кушать. Если ребёнок капризничает и с неохотой трапезничает, можно предположить, что ему не понравилось определённое блюдо, он уже накушался, у него режутся зубки или же он чуточку приболел.
  2. Торопят. Сколько времени на трапезу понадобится маленькому ребёночку, не умеющему ловко орудовать ложкой? Правильно, довольно-таки много. Поэтому следует разрешить ребёнку кушать в своём собственном темпе.
  3. Оставляют одного. Безусловно, испугается разлитого супа или расплачется из-за упавшего столового прибора. Кроме того, крохе попросту скучно находиться без мамы за столом.

Ещё одно заблуждение – сравнение своего чада со знакомыми более развитыми детками. Не нужно переживать, если ребёнок подруги уже вовсю управляется ложкой, а ваш карапуз только примеряется к столовому прибору. Каждому навыку – свой срок!

Так как научить ребенка есть самостоятельно – нелёгкая задача, родителям потребуется немало терпения, понимания и любви к маленькому несмышлёнышу.

Старайтесь придерживаться вышеописанных правил, заинтересовывайте кроху привлекательной посудой, вкусно приготовленными и красиво оформленными блюдами, в этом случае процесс обучения существенно ускорится. А если чадо уже ловко орудует ложечкой, избавьте его от своей помощи. Вмешательство родителей способно охладить интерес к этому увлекательнейшему занятию.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Рутина и привычки у детей, в том числе выполнение работы по дому и другие обязанности, как правило, формируются к 9 годам и больше не меняются значительным образом. У большинства детей к третьему классу уже устойчиво формируется понятие о том, что ему нужно делать, а что - нет. В ходе данного исследования американские специалисты опросили около 50 000 семей.

Поэтому психологи рекомендуют приучать ребенка к порядку с ранних лет. Многие родители пытаются как можно больше продлить счастливое детство своих чад, объясняя это тем, что в дальнейшем им придется еще хлебнуть взрослой жизни, так пусть отдыхают, когда есть время. Конечно, благие намерения родителей можно понять. Помимо этого, родители боятся доверять ребенку те или иные домашние обязанности, потому что они переживают за безопасность своих детей или что ребенок будет расстроен, если у него что-то не получится.

Однако необходимо понимать, что неудачи - это неотъемлемая часть любого процесса обучения. И говорить "Я не хочу, чтобы моего ребенка расстраивали неудачи" - все равно что сказать "Я не хочу, чтобы мой ребенок учился". И дети, и взрослые учатся на ошибках. Поэтому не бойтесь понемногу учить ребенка быть самостоятельным и ответственным.

Домашние обязанности ребенка - это неотъемлемая часть воспитания и формирования самостоятельности и ответственности. А чтобы родители могли ориентироваться в том, в каком возрасте и что ребенок должен уметь делать самостоятельно, а также как правильно приучить ребенка к порядку и самостоятельности, психологи рекомендуют использовать нижеприведенную схему.

Ребенок дошкольного возраста:

Детям такого возраста родители представляют понятие совместное ответственности за поддержание порядка в доме и уходом за собой. В таком возрасте для детей уборка - это игра. Не забывайте хвалить малыша за выполненное задание. Чему необходимо научить ребенка дошкольного возраста:

  • убирать игрушки;
  • самостоятельно выбирать одежду (из предложенных Вами вариантов);
  • помогать убирать со стола;
  • чистить зубы;
  • накрывать на стол;
  • вытирать пыль;
  • застилать свою постель.

Не критикуйте ребенка за неидеально проделанную работу и не заставляйте его переделывать то, что он сделал не совсем так, как Вам бы этого хотелось. Помните, что в процессе обучения навыки совершенствуются, а способствует этому не критика, а похвала. Чему необходимо научить ребенка 5 - 7 лет:

  • накрывать на стол;
  • убирать со стола после еды;
  • сортировать грязную одежду (белые и цветные вещи отдельно);
  • доставать книги и тетради из рюкзака; выбрасывать мусор из рюкзака;
  • одеваться (со сложными пуговицами и шнурками помогают родители).

Это время очень важно для обучения ребенка путем проб и ошибок. Что должен уметь ребенок в первом классе: с вечера выбирать себе одежду; полностью одеваться самостоятельно; аккуратно заправлять постель; самостоятельно собираться в школу до завтрака; выносить мусор; вытирать пыль в своей комнате; самостоятельно собирать рюкзак в школу; самостоятельно складывать одежду в шкаф (под руководством родителей).

  • готовить простой завтрак;
  • определять время по обычным часам;
  • самостоятельно собирать и разбирать рюкзак;
  • мыть посуду;
  • пылесосить и вытирать пыль в нескольких комнатах;
  • пользоваться микроволновкой.
  • писать список необходимых продуктов;
  • готовить простую еду для семьи (например, яичницу);
  • самостоятельно убираться в шкафу;
  • знать, что ему нужно в школу и покупать некоторые предметы самостоятельно.

Приучить ребенка к самостоятельности не так уж сложно. Главное - начать делать это в соответствующем возрасте и всячески поддерживать ребенка, не перегружать его и объяснять в доступной форме, что его помощь в выполнении домашних обязанностей Вам просто необходима.

Ложка – один из первых инструментов, который малыш начинает использовать «по назначению». Для ребенка это очень серьезное дело – научиться самостоятельно есть, и без помощи взрослого тут не обойтись.

В каком возрасте ребенок научится есть самостоятельно, в первую очередь зависит от родителей. Чем больше они опекают малыша, тем медленнее он осваивает новые навыки. И наоборот, малыш, которого мама не ограничивает в его стремлении к самостоятельности и во всем поддерживает, быстро освоит эту нелегкую задачу.

При обучении ребенка навыкам самостоятельного пользования ложкой родителям надо набраться терпения. Кормления будут занимать больше времени, чем обычно, а процесс обучения займет не один день. Надо приготовиться к тому, что во время еды малыш будет пачкать не только себя, но и все вокруг. После каждого приема пищи придется вытирать стол, пол, измазанные едой руки и лицо ребенка. Но это не повод для того, чтобы отказываться от поставленной цели и возвращаться к кормлению с ложечки.

Когда начинать учить ребенка есть самостоятельно?

Дети с разной скоростью осваивают навык пользования ложкой, но, как правило, к 1–1,5 годам они уже начинают есть самостоятельно.

Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у ребенка в тот момент, когда он начинает сам есть печенье, сухарики, хлеб. На следующем этапе своего развития малыш начинает брать пищу из тарелки руками. Ругать его за это ни в коем случае нельзя – это своеобразная тренировка: он берет руками пищу и учится попадать едой себе в рот. Именно эти действия приближают маленького человека к освоению навыка самостоятельного употребления пищи. Ведь прежде чем начать есть ложкой, ребенок должен научиться брать и удерживать предметы между большим и указательным пальцами. Когда кроха освоит этот важный навык – а произойдет это примерно к 7–8 месяцам, – можно начинать учить его пользоваться ложкой.

У нас самообслуживание

С самого раннего возраста надо приучать ребенка есть на кухне или в столовой. Для кормления необходимо приобрести специальный детский стульчик со съемным столиком, за которым малышу будет удобно кушать.

Также у крохи должна быть своя посуда: ложка, глубокая и мелкая тарелки, чашка. Вся детская посуда должна быть небьющейся, так как, возможно, ей не раз придется падать на пол. Этим требованиям отвечает термостойкий пищевой пластик.

Тарелка. На первых порах малышу подойдет тарелка с высокими бортиками и присоской – она крепится к столу, и малышу вряд ли удастся ее перевернуть. Крохе будет интереснее кушать, если на тарелке будут изображены различные зверюшки или сказочные герои. Можно сочинить для него какую-нибудь сказочную историю и заинтересовать нарисованным сюжетом. Существуют тарелки с подогревом; у них внутри есть резервуар, куда заливается горячая вода – благодаря этому пища долго остается теплой.

Чашка. Чашку лучше выбрать небольшого размера (не более 100–125 мл), с ручками с двух сторон. Ребенок сможет держать ее двумя руками.

Ложка. Сейчас делают специальные ложки для малышей: небольшого размера, с нескользящей удобной ручкой, часто округлой формы, удобной для захвата детской ладошкой.

Вилка. С детской вилкой малыша можно познакомить примерно в 1,5–2 года, когда он уже хорошо управляется с ложкой. Зубчики у детской вилки должны быть не острыми, а закругленными, чтобы малыш не мог поранить себя. Ребенку надо показать, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды (кусочки котлеты, рыбы и т. д.), то ее необходимо держать зубцами вниз, а если вилкой кушать пюреобразную пищу (картофельное пюре, вермишель) – то ее надо держать как ложку.

Мама обязательно должна показать малышу, как накалывать еду на вилку и как аккуратно снимать пищу с вилки ртом, чтобы не пораниться.

Существует также специальная обучающая посуда для малышей. Пластмассовые ложки и вилки из таких комплектов имеют форму, изогнутую в сторону лица. Благодаря этому крохе легче донести еду до рта.

Нож. Чуть позже, в 2,5–3 года, можно дать ребенку неострый детский нож, предварительно продемонстрировав, как им правильно пользоваться.

Нагрудник. Чтобы малыш не испачкался во время еды, необходимо надевать на него специальный непромокаемый фартучек или нагрудник с кармашком внизу. Фартучков лучше иметь несколько, так как после каждого кормления их придется стирать. Очень удобны нагрудники с загнутым нижним краем, так как они предотвращают стекание на одежду малыша жидкой пищи. Эти нагрудники изготавливаются из специального мягкого и гибкого пластика. Они хороши тем, что их не надо стирать – они легко моются и быстро сохнут. Малышу вполне достаточно будет иметь один такой нагрудник. Помытый после еды, он уже через 5 минут снова готов к употреблению.

Как научить ребенка есть ложкой? Основные принципы

Чтобы научить ребенка есть ложкой, необходимо последовательно соблюдать несколько принципов.

  • Решение о том, что малыш будет учиться есть самостоятельно, должно быть оговорено со всеми членами семьи. Чтобы не получилось так, что мама учит малыша пользоваться ложкой, а бабушка или другие родственники кормят его сами. В этом случае малыш будет лениться и процесс обучения может затянуться.
  • Учить ребенка есть ложкой нужно каждый день, чтобы он не забывал уже приобретенных навыков. Однако если кроха болеет, у него режутся зубки, он устал или у него просто плохое настроение – не надо заставлять его кушать самостоятельно. Лучше в этот раз покормить малыша с ложечки, а когда состояние ребенка нормализуется, снова предложить ему есть самому.
  • Родители обязательно должны показать, как едят они сами. Для этого надо стараться организовывать совместные трапезы. Основной чертой детского поведения является подражание, поэтому, глядя на взрослых, он станет брать с них пример и будет стремиться кушать самостоятельно.
  • Кормить ребенка лучше в строго установленное время.
  • Для первых попыток самостоятельно пользоваться ложкой лучше всего подходят каши и пюре – это густая пища, и малышу проще донести ее до рта. Если дать крохе сразу самостоятельно есть суп, то он просто расплескает содержимое ложки, не донеся еду до рта.
  • Лучше предлагать ребенку есть самостоятельно, когда он действительно голоден. Желательно, чтобы это были вкусные, любимые блюда.
  • Не надо ставить на стол пред ребенком сразу все, что приготовлено на обед. Иначе он выберет , а от остального откажется. Первое и второе блюдо должны подаваться отдельно, из разных тарелок.


Едим ложкой

Чтобы малыш понял, как надо есть ложкой, маме нужно вложить "инструмент" в его ручку и показать, как правильно им пользоваться. Мама берет руку ребенка в свою, зачерпывает еду из тарелки и помогает ему донести ложку с едой до рта. Когда эта процедура повторится несколько раз, малыш поймет, как пользоваться ложкой. Первое время он будет держать ложку в кулачке, так как у него еще плохо развиты мелкая моторика и координация движений. Крохе просто тяжело держать этот столовый прибор правильно.

Главная его цель на данном этапе – донести еду до рта. Но все равно малышу надо показывать, как правильно держать ложку, тогда он постепенно научится и этому.

Если ребенок самостоятельно и с аппетитом начал есть сам, но быстро устал, мама должна докормить его. Лучше это делать параллельно – второй ложкой. Если у малыша не получается набирать еду в ложку самостоятельно, можно предлагать ему уже наполненную едой ложку. Также крохе можно предложить такой вариант еды: одну ложечку с едой кладет ему в рот мама, другую – он сам.

Как научить ребенка пить из чашки самостоятельно?

Учить малыша пользоваться чашкой можно начинать в 6–8 месяцев. Многие родители при переходе ребенка от груди или бутылочки к чашке используют в качестве промежуточного звена поильник. Ведь научиться пить из поильника ребенку намного легче, чем из чашки. Поильник – это пластиковая чашечка, на которую надевается специальный колпачок с носиком, жидкость из этого носика попадает точно в рот малыша. Но вовсе необязательно ребенок должен пить из поильника, до того как научиться пить из чашки.

Прежде всего, мама должна показать малышу, как надо пользоваться чашкой. Для этого она должна попить из чашки сама на глазах у ребенка. Затем надо аккуратно прижать чашку к губам ребенка, слегка наклонить и дать ему сделать 1–2 глотка любимого им напитка. В первое время нужно обязательно придерживать чашку и контролировать действия ребенка, подстраховывая его. Очень скоро малыш поймет, каким должен быть угол наклона, чтобы жидкость попадала в рот, и тогда ему можно будет разрешить пить из чашки самостоятельно. При обучении важно соблюдать два правила:

Поначалу в чашку наливать немного жидкости – на 3–4 глотка, – чтобы малыш случайно не захлебнулся;
питье должно быть обязательно привычным для крохи.

Этикет для ребенка

С раннего возраста у ребенка формируются правильное пищевое поведение и привычки. Поэтому необходимо сразу учить его правильно вести себя за столом.

  • Перед едой надо обязательно мыть ребенку руки. Это один из главных гигиенических навыков. Мама должна показать малышу, как правильно мыть руки, и постараться доступно объяснить, зачем это надо делать.
  • Не нужно кормить ребенка вне кухни и во время игры. Многие мамы, пытаясь накормить малыша, окружают его различными игрушками – это неправильно. С самого начала нужно дать понять крохе, что во время еды надо есть, а играть – потом.
  • Нельзя разрешать ребенку играть с едой и столовыми приборами. Когда малыш начинает баловаться, стоит сразу прекратить кормление.
  • Не нужно ругать ребенка за неаккуратность – лучше научить его пользоваться салфеткой. Подходящий для этого возраст – 1,5 года. Сначала мама должна показать малышу на своем примере, для чего нужна салфетка, а затем можно предложить ее крохе.

Правила для взрослых

  • Не следует кормить ребенка насильно, поскольку у него может закрепиться отрицательное отношение к еде.
  • Нельзя торопить малыша во время еды.
  • Нельзя оставлять ребенка во время еды одного; он может подавиться или поперхнуться.
  • Обязательно надо хвалить кроху, даже если у него не все получается.

И наконец, два универсальных правила, о которых важно помнить взрослым, приучающим малыша к самостоятельности:

  • не предъявлять ребенку непосильные требования;
  • не делать за малыша то, что он может сделать сам.

Возможно, вам будут интересны статьи