Конспект по развитию речи старшая группа фрукты. Фрукты план-конспект занятия по развитию речи на тему

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально- педагогических технологий и ресурсов»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров

Конспект занятия

Тема «Фрукты»

Слушатель курсов ПК УЛ3

Багаутдинова Алсу Раисовна

МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №6 «Тургай»

посёлка городского типа Актюбинский

Азнакаевского муниципального района

Республики Татарстан

Сроки проведения: 16.09-26.09.

Куратор курсов: Садыкова А. Н.

Набережные Челны 2015

Тема «Фрукты».

Цель: активизация и расширение словаря по теме «Фрукты»;

Задачи:
1.Формирование и использование в речи обобщающего понятия;
2. Практическое употребление в речи множественного числа существительных;

3.Практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
4.Упражнение в образовании и использование в речи относительных прилагательных;

5.Практическое усвоение и употребление притяжательных местоимений «моя», «мой», «моё» ;

6.Продолжать учить детей составлять сложно- сочинённые предложения;
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук, осязания, внимания, памяти.

8. Воспитывать аккуратность, усидчивость, умение слушать педагога и друг друга.

Интегрируемые образовательные области : коммуникация, здоровье, познание.

Предварительная работа: отгадывание загадок о фруктах в режимные моменты, рассматривание иллюстраций и муляжей, рисование фруктов, придумывание загадок детьми, проведение в режимные моменты различных игр «Какая, какое, какие?», «Угадай по описанию», «Поварята», и т.п.

Демонстрационный материал : компьютер, экран для презентаций, фруктовница, презентация выполненная в программе Power Point по теме «Фрукты» , мешочек для игры, мяч.

Раздаточный материал: муляжи фруктов, трафареты фруктовых деревьев , карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте!

Давайте, сейчас приготовим наши губки, язычки, щёчки для занятия. Выполним зарядку для них.

2. Введение в тему: Учитель - логопед предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек?». Дети по очереди угадывают на ощупь, какой фрукт они взяли в руки.

Как ты узнал, что это персик?

У него есть полосочка, вмятинка на боку.

Игра продолжается по аналогии.

- Ребята, мы сейчас, что доставали из мешочка?

Фрукты.

А где растут фрукты?

Фрукты растут в саду.

На чём растут фрукты?

Фрукты растут на дереве.

Ребята, сейчас положим все фрукты в посуду. Как называется посуда для фруктов, кто знает?

Фруктовница.

Правильно, положим все фрукты в фруктовницу. А вы, ребята, запомните ваши фрукты, в дальнейшем мы с вами поиграем в другую игру, где вам нужно будет, вспомнить какой фрукт был у вас в руках.

Логопед собирает все фрукты в фруктовницу.

3 . Образование множественного числа существительных. Игра «Один - много» . Демонстрируются слайды с 1 по 12. Дети называют попарно:

Апельсин - апельсины, банан - бананы,
мандарин - мандарины, слива - сливы,
персик - персики, яблоко - яблоки и т.д.

4. Развитие мелкой моторики :

Ходит еж в саду по травке, пальцы ладоней скрещены,
Натыкает на булавки пальцы смотрят вверх - «еж»
Грушу, сливу, всякий плод, пальцы сгибаются
Что под деревом найдет, не меняя первого положения,
И с подарочком богатым пальцы обеих ладоней «бегут» по столу,
Возвращается к ежатам.

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Игра «Большой - маленький» (игра с мячом).

Логопед называет фрукт и бросает ребенку мяч. Ребенок должен назвать этот же фрукт ласково и вернуть мяч логопеду (яблоко - яблочко, апельсин - апельсинчик...).

6. Употребление притяжательных местоимений. Игровое упражнение «Вспомни свой фрукт!».

Сначала, детям предлагается, вспомнить какие фрукты они достали из мешочка.

Сейчас, встаньте только те ребята, которые могут сказать про свой фрукт «мой»!

+ «Мой» - апельсин, мандарин, банан, лимон, персик.

Сейчас, встаньте только те ребята, которые могут сказать про свой фрукт «моя»!

+ «моя» - слива, груша;

Сейчас, встаньте только те ребята, которые могут сказать про свой фрукт «моё»!

+ «мое» - яблоко.

7 . Физминутка. “Садовник”.

Мы вчера в саду гуляли, (Идут по кругу, взявшись за руки)

Мы смородину сажали. (“Выкапывают” яму и “сажают” в нее куст)

Яблони белили мы известью, белилами. (Движения правой рукой вверх, вниз)

Починили мы забор, (“Ударяют” молотком)

Завели мы разговор (В круг выходит один ребенок)

- Ты скажи, садовник наш,

Что ты нам в награду дашь?

Дам в награду слив лиловых, (Загибают по одному пальцу)

Груш медовых, самых крупных,

Спелых яблок, вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

8. Преобразование существительного в прилагательное. Игровое упражнение «На каком дереве вырос фрукт?», «Какой сок?».

Логопед с детьми выясняют, на каком дереве выросли фрукты. Для этого дети получают трафареты деревьев, и карандаши. Задание следующее: «Нужно нарисовать на трафарете свой любимый фрукт, и затем сказать полным сложно - сочинённым предложением, какое дерево у него получилось». Например, «Я нарисовал на своём дереве груши, и поэтому у меня получилось грушевое дерево».

Абрикосовый сок приготовили из абрикосов, а грушевый сок – из груш.

9. Образование притяжательных прилагательных. Игра «Это чьё дерево?».

Учитель – логопед предлагает детям выставить свои деревья на доску.

Ребята, что у нас получилось?

У нас получился фруктовый сад.

А теперь, вспомним у кого какое дерево было? Я буду показывать на дерево, а вы будете угадывать! Это чьё дерево?

Это дерево, Руфинино!

10. Итог занятия.

Ребята, на следующем занятии мы с вами будем уже составлять рассказ по схеме о ваших любимых фруктах.

Занятие окончено, до свидания.

Список используемой литературы.

1.Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» методическое пособие, М.: 2007г.

2. Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» планирование и конспекты книга 1. М.: 2007г.

3. Е. А. Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам» планирование и конспекты книга 2. М.: 2007г.

4. О. С. Гомзяк «Говорим правильно», тетради взаимосвязи логопеда и воспитателей, 1,2,3., М.: Гном и Д., 2007.

5. О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей», М.: Просвещение, 2005.

6. Интернет сайты: логопед. ru , nsportyal . ru , LogoPortal . ru , Logopedia . bu , ilogoped . ru , logolife . ru .

Конспект НОД по развитию речи в средней группе осеннюю тематику

Данный материал будет полезен для педагогов детских учреждений для закрепления знаний по теме овощи - фрукты. Отдельные части занятия можно использовать в сюжетных играх.
Задачи:
- учить детей различать овощи и фрукты по внешнему виду, вкусу, закреплять знания о месте их произрастания;
- учить составлять рассказ используя схему;
- уточнить представления о пользе овощей и фруктов для здоровья человека;
- активизировать словарь по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными, развивать связную речь;
- воспитывать любознательность, доброжелательность, ценность здорового образа жизни.

Ход занятия.

Воспитатель:
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что помогает нам быть здоровыми, сильными, радостными и красивыми. Послушайте стихотворение.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
(Стук в дверь.) Воспитатель: - Ребята, слышите, кто-то стучит? Я посмотрю, кто это.
Мишутка заезжает в зал на машине.
Воспитатель. Это Мишутка к нам в гости приехал. Давайте поздороваемся с ним. Мишутка: Здравствуйте! А вот и я!
Только очень болен я.

У меня усталый вид,
Очень голова болит.
Воспитатель: А вот мы не унываем
И улыбка на лице
Потому что принимаем
Витамины А, В, С.
Мишутка: А что такое витамины? И где они находятся?
Дети: Это полезные для организма вещества. Они есть в овощах и фруктах.
Мишутка: А что такое овощи и фрукты? Я их никогда не видел.
Воспитатель: Ребята, поможем Мишутке узнать про овощи и фрукты? (Да)
Мишутка: Ах, какая-то красивая коробка. А что в ней лежит?
Воспитатель : А что лежит в коробке, Мишутка, ты узнаешь, если дети отгадают загадки. Присаживайтесь на стульчики. И Мишутку посадим с нами.
1. Круглое румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко). Яблоко – это овощ или фрукт?
2. Растут на грядке зеленые ветки, а на них красные детки. (помидор)
3. В шкуре желтой кислый он, называется (лимон)
4. Он совсем-совсем зеленый и овальный удлиненный. Помидора верный брат, так и просится в салат. (огурец)
5. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели (лук)
6. Я румяную матрешку от подруг не оторву, подожду пока матрешка упадет сама в траву. (груша)
Дети, что же лежало в коробке? (Овощи и фрукты).
Мишутка спрашивает у детей: яблоко – это овощ? А лук- это фрукт?
Мишутка: Ребята, я совсем запутался, где овощи, а где фрукты.
Воспитатель: Давайте поможем Мишутке запомнить, где овощи, а где – фрукты. Для этого мы с вами отвезем овощи в овощной магазин, а фрукты – во фруктовый. Мишутка, ты дашь нам для перевозки свой грузовик?
Мишутка: Дам, я не жадный.
Воспитатель: Выходи, Маша. Выбирай овощ или фрукт и расскажи Мишутке о нем, глядя на эту схему.
Дети (по одному) выходят и берут 1 овощ. Рассказывают о нем по схеме:
Что это? Фрукт или овощ?
Какого цвета?
Где растет?
Что можно приготовить?
Мишутка: молодцы, теперь я запомнил овощи и фрукты.
Воспитатель: А в какое время года созревают овощи и фрукты? (летом, осенью) А сейчас какое время года? (осень). Мишутка очень хочет отправиться с вами в огород. Возьмем его с собой? Давайте оденем резиновые сапоги (имитация действий), теплую жилетку, перчатки. Теперь мы с вами огородники.
Малоподвижная игра – физкультминутка.
Осенью в огород пойдем, урожай там соберем.
1, 2, 3, 4, 5 начинаем собирать.
Мы морковки натаскаем,
Мы картошки накопаем,
Срежем мы кочан капусты
Круглый, сочный, очень вкусный.
Щавеля нарвем немножко,
И вернемся по дорожке.
- Какой замечательный собрали урожай!
Превращаемся в ребяток –дошколяток.
Ребята, пока мы ходили в огород, в магазинах овощном и фруктовом началась дегустация. Это значит, что покупателям и посетителям предлагают попробовать овощи и фрукты. Вы хотите принять участие в дегустации? А вы знаете, что нужно сделать перед тем, как съесть овощ или фрукт? Правильно, вымыть. Мишутка, ты понял, что овощи и фрукты надо мыть и кушать только чистыми?
Дети вытирают руки влажными салфетками. С закрытыми глазами берут зубочистки с кубиками овощей или фруктов. На вкус определяют, что за продукт. Говорят, какой на вкус.
Ребята, Мишутка мне сказал, что он сегодня научился различать овощи и фрукты и узнал много интересного. А вам понравилось играть с Мишуткой?
А что больше всего понравилось?
Мишутка не хочет расставаться с вами. Давайте возьмем его в нашу группу, пусть он у нас погостит. Согласны? Дети уходят.

Рыбалко Антонина Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области, Россия

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Фрукты. Овощи»

Цель:
Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности: выявить знания детей о значении овощей и фруктов в жизни человека; подводить детей к выводу о пользе овощей и фруктов
Задачи:

  1. Закреплять обобщающие понятия: овощи и фрукты.
  2. Совершенствовать диалогическую форму речи.
  3. Обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на схемы.
  4. Развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме овощи и фрукты.
  5. Учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных и множественное число существительных.
  6. Создать двигательную активность детей.
  7. Учить слушать стихотворения, отвечать на вопросы полными предложениями.

Предварительная работа.
Рассматривание альбомов «Овощи и фрукты»
Беседа «Что растет в огороде и саду»
Чтение стихотворения С.Михалкова. «Овощи»
Оборудование: муляжи, картинки овощей и фруктов, картинки с изображением сада, огорода, схемы, мандарин, банан, лимон, лакмусовые бумажки, пипетки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? После, какого времени года наступает осень? Игра «Хорошо – плохо»

Что хорошего вы знаете об осени? (Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою одежду деревья и кустарники и т. д.)

Что плохо осенью? (часто льют дожди, солнце светит меньше, на улице много луж и грязи и т. д.)

А ещё осенью созревают овощи и фрукты. Хотите поиграть? Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите в словах название какого-либо фрукта. Слушайте внимательно: репка, лук, груша, баклажан, апельсин; банан, варенье, персик, компот, слива, салат, сок.

2. Выявление знаний по теме, обогащение знаний детей.

Игра «отгадай-ка».

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай! Что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто, Летом выросла (капуста)

  1. Собираем мы в лукошко очень крупную (картошку)
  1. От дождя земля намокла, Вылезай, толстушка – (свекла) .
  1. А теперь пойдем мы в сад. Там созрел уж (виноград).
  1. Очень сочны и красивы Выросли на ветках (сливы ).
  1. Из земли за чуб плутовку Тянем сочную (морковку).
  1. Помогает деду внук, Собирает с грядок (лук).
  1. Вот зеленый толстячок - Крупный, гладкий (кабачок) .
  1. Для Володи и Катюши соберем в корзину (груши) .
  1. Не забудем для Алены очень кислые (лимоны ).
  1. Для начинки в пироги набираем (яблоки) .

Сейчас я вам раздам картинки фруктов и овощи, и будем их описывать. Чтобы вам легче было это сделать, будем использовать схему. (на доске висит схема описания :

  1. Что это за предмет?
  2. Где растет (сад, лес, огород)?
  3. Какой на вкус? Какой на ощупь?
  4. Какой формы?
  5. Какого цвета?
  6. Что можно приготовить из него?)

Поместите картинку или на грядку, или на дерево.

Как вы думаете, какие фрукты полезнее для здоровья человека: сырые или консервированные? Почему? (Ответы детей.) Что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей.) Правильно, из фруктов можно приготовить много разнообразных блюд.

3. Пальчиковая гимнастика. Приготовьте ваши ручки – мы будем «варить компот».

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают».)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.)
Грушу будем мы рубить (Рубят.)
Отожмем лимонный сок (Отжимают.)
Слив положим и песок (Имитируют движения.)
Варим, варим мы компот («Варят» и «мешают».)
Угостим честной народ. (Угощают).

Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какой сок получится из этого фрукта или овоща?

Сок из моркови - морковный сок

Сок из свеклы - свекольный сок

Сок из яблока – яблочный сок

Сок из помидоров- томатный сок

подумайте, какой суп, если я его буду варить: Из свеклы - свекольный суп, Из картофеля – картофельный суп, Из капусты – капустный суп, Из гороха - гороховый суп.

4. Физминутка. «В ОГОРОДЕ»

Дети шли, шли, шли (дети шагают на месте)

В огород они зашли.

Капусту нашли (наклонились и собирают овощи)

Огурцы нашли, помидоры все собрали,

Кабачки нашли, Всё в корзинки положили

И домой пошли. (шагают на месте)

5. Исследовательская деятельность. (Цель – установить, почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее?)

Дети, есть фрукты, которые растут только в жарком климате, назовите их. (Ответы детей.)

Чем похожи лимон, банан и мандарин? (Ответы детей.) Что у них есть общего? (Ответы детей.) Правильно, мякоть и кожура. Как вы думаете, от чего защищает кожура эти фрукты? (Ответы детей.) Правильно, от того, чтобы не испортились.

Мы с вами рассматривали эти фрукты несколько дней назад: мандарин, банан и лимон. Все они были свежие и красивые на вид. Мы их оставили лежать на шкафу в группе. Давайте посмотрим на них сейчас. Они как-то изменились? (Ответы детей.)

Мы с вами знаем, что у них у всех есть кожура – она защищает фрукты от порчи.

И что мы видим? Лимон не испортился совсем, мандарин стал немного портиться, а банан почернел и совсем испортился. Почему же это произошло? (Воспитатель выслушивает все предположения детей.)

Хотите узнать, почему так получилось?

У меня есть специальная бумага, она меняет свой цвет, если на неё попала кислая вода или кислый сок. Давайте это проверим. (Дети из разных пипеток капают на бумагу воду и кислый сок.) Что стало с бумагой? (Ответы детей.) Верно, одна бумага осталась такая же, другая стала розового цвета.

Давайте капнем на такую специальную бумагу по капельке сока из мякоти каждого фрукта. (Дети выполняют действие – поочерёдно капая на разные лакмусовые бумажки сок лимона, мандарина и банана (в марле мякоть).)

Теперь сравните цвет бумаги. Что с ней произошло? (Ответы детей.) Где больше всего изменился цвет бумаги? (Ответы детей.)

Значит, кислого сока больше всего где? (В лимоне.) А меньше всего где? (В банане.)

Так, почему банан испортился быстрее всех? (ответы детей), правильно, потому, что он самый сладкий. Почему не испортился лимон? (Ответы детей.) Теперь мы все вместе можем ответить на трудный вопрос: почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем помогает детям сделать общий вывод – сладкие фрукты портятся быстрее, чем кислые.)


После занятия коллективное собирание общего панно «Фрукты». Слушание песни «Урожайная» (диск)

6.Подведение итогов:

Послушайте стихотворение:
«Солнце, солнце веселей,
Посвети еще, погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку
И, конечно же, морковку
И когда придет зима,
Были полны закрома.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты?
(Ответы детей - люди употребляют их в пищу. )
Воспитатель: А как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья?
(ответы детей)


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнка»

Никифоровского района Тамбовской области

Фрукты

Конспект занятия в старшей группе по лексической теме

подготовила

учитель - логопед

Давыдова Елена Юрьевна

р.п. Дмитриевка

2017 г.

Задачи:

расширение и активизация словаря.
Образовывать множественное число существительных.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксам.

Учить согласовывать существительные с прилагательными.
Учить образовывать относительные прилагательные.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, разрезные картинки фруктов

1. Ход занятия

Логопед: Сейчас я загадаю вам загадки.

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий... (ананас)


Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это... (слива)

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала... (груша)

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растет.

А на вкус кислейший он.

Как зовут его? (Лимон)

Этот фрукт в рубашке яркой

Любит, чтобы было жарко.

Не растет среди осин

Круглый рыжий... (апельсин)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран.

Высоко растет... (банан)

Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
(Яблоко)

Логопед: Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках? (фрукты)

Сегодня мы с вами поговорим о фруктах.

2.Игра «Один — много»

Логопед: Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.

Яблоко - яблоки
Банан - бананы
Апельсин - апельсины
Мандарин - мандарины
Слива - сливы

Арбуз — арбузы

Дыня — дыни

Лимон — лимоны

Груша — груши

3.Игра «Назови, какой сок?»

Сок из яблок — яблочный,

Груш - грушевый

Слив - сливовый,

Вишни - вишневый,

Лимонов - лимонный,

Абрикосов - абрикосовый,

Апельсинов - апельсиновый,

Персиков - персиковый,

мандаринов - мандариновый.

4. Игра «Назови ласково»

Логопед: Я буду называть фрукт, а вы будете называть его ласково.
Апельсин - апельсинчик;
Мандарин - мандаринчик; ;
Банан - бананчик;
Яблоко -яблочко;
Лимон -лимончик;

гранат - гранатик;

абрикос - абрикосик;

виноград - виноградик.

5. «Четвертый лишний»

Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, лук, яблоко, абрикос.

Помидор, груша, свёкла, тыква.

Апельсин, банан, огурец, вишня.

Яблоко, виноград, картошка, слива.

6. Физкультминутка

Будем мы варить компот. маршировать на месте

Фруктов нужно много. показать руками - "много"

Будем яблоки крошить, имитировать: как крошат

Грушу будем мы рубить, рубят,

Отожмем лимонный сок, отжимают,

Слив положим и песок. кладут, насыпают песок

Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя

Угостим честной народ. хлопать в ладоши

7. Игра «Угадай, про какой фрукт я говорю»

Вкусная, полезная, мягкая, зелёная, сладкая, сочная аппетитная. (Груша)

Сочное, сладкое, спелое, твёрдое, красное. (Яблоко)

Вкусный, жёлтый, мягкий, длинный. (Банан)

Вкусная, полезная, мягкая, синяя, овальная, сладкая, сочная, мелкая. (Слива)

Вкусный, оранжевый, круглый, полезный, сочный, крупный. (Апельсин)

8. Игра. «Собери картинки».

Логопед: Соберите картинки и назовите фрукты, которые у вас получились. (Банан, груша, апельсин, ананас, яблоко).

9. Итог занятия. http://miroditeli.com.ua/skachat/razreznye-kartinki/razreznye-kartinki-frukty.ht

Кохнспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи:

«Фрукты», с использованием современных образовательных технологий: личностно - ориентированные, здоровье сберегающая, сотруднечество.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, безопасность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад № 53

компенсирующего вида

Калининского района Санкт-Петербурга.

Кохнспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи:

«Фрукты», с использованием современных образовательных технологий: личностно - ориентированные, здоровье сберегающая, сотруднечество.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд, безопасность.

Составила:

Воспитатель Орлова В.А

Санкт-Петербург

2014

Цели:

Расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека.

Упражнять детей в образовании имен прилагательных, имен существительных в родительном падеже множественного числа.

Совершенствовать навыки рисования и закрашивания цветными карандашами.

Словарь : косточковые, семечковые.

Развивать наблюдательность, мелкую и общую моторику, вкусовой анализатор.

Сформировать у детей представление о том, что витамины, содержащиеся в фруктах, полезны для здоровья человека.

Воспитывать любознательность.

Оборудование: Фрукты в корзинке, картинки с изображением этапов роста плодового дерев, листы бумаги с нарисованными цветными фруктами и их тенью - черным силуэтом, цветные карандаши,

листы бумаги с нарисованным деревом, муляжи фруктов для эстафеты, картинки с изображением фруктов для гимнастики для глаз. кусочки фруктов наколотые на шпажки для игры, фруктовый сок и мармелад для дегустации.

Ход занятия:

Сегодня у нас занятие не только очень интересное, но и вкусное. Здесь в корзинке (накрыта) то, что любят все дети, да и все взрослые тоже. А что именно лежит в корзинке, вам подскажет загадка:

Спелые, сочные, разноцветные,

На прилавках всем заметные!

Мы полезные продукты,

А зовутся просто - … (фрукты)

Как только приходит весна, на деревьях появляются почки. Когда солнышко начинает припекать, почки раскрываются и превращаются в цветы. Насекомые собирают с них пыльцу. Лепестки цветов после этого опадают, а на их месте завязываются плоды.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Дети расставляют картинки с изображением этапов роста дерева (дерево с почками, с цветками, с незрелыми плодами, с созревшими плодами).

Плоды собирают с деревьев руками, используя лестницу, если дерево высокое. Положите перед собой листы бумаги с нарисованным деревом и давайте дорисуем эту картинку.

Рисование «Нарисуй на дереве плоды и лестницу для сбора урожая»

А на каком дереве собирают урожай каких плодов, вы подскажите мне сами.

Дидактическое упражнение «С какого дерева плод?»

С яблони собирают урожай … чего? Яблок.

С сливы собирают урожай … чего? Слив.

С груши собирают урожай … чего? Груш.

С айвы собирают урожай … чего? Айвы.

С персика собирают урожай … чего? Персиков.

С абрикоса собирают урожай … чего? Абрикосов.

А хорошо ли вы знаете, как выглядят эти фрукты. Сейчас мы узнаем.

Дидактическое упражнение «Найди тень»

Детям предлагается соединить линиями цветные картинки фруктов с их черным силуэтом (тенью).

Динамическая пауза «Фруктовая эстафета»

Дети делятся на команды и по-очереди переносят муляжи фруктов из одной точки (фруктовый сад) в другую точку (магазин), преодолевая по пути препятствия.

А теперь проверим, хорошо ли знаком сам вкус этих фруктов.

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Детям предлагается с закрытыми глазами попробовать на вкус кусочки фруктов и определить названия этих фруктов.

Гимнастика для глаз «Отгадай загадку, найди картинку-отгадку»

В разных частях групповой комнаты (выше уровня глаз детей) развешены картинки с изображениями фруктов. Дети слушают загадку, но не называют отгадку вслух, а показывают глазами на картинку-отгадку.

Загадки про фрукты

Зеленые, желтые, красные, и есть кислые, и есть сладкие.

(Яблоки)

Они на дереве растут, сухие курагой зовут.

(Абрикосы)

Когда она на ветках спеет, на солнышке она синеет.

(Слива)

На деревьях растет тоже, и на лампочку похожа.

(Груша)

С красным боком и мохнатый, очень сочный он и сладкий.

(Персик)

Самый кислый фрукт на свете, но полезен даже детям.

Из теплых стран нам шлет поклон! Наш желтый друг...

(Лимон)

Фрукты с косточкой и с семечками

Внутри фруктового плода находятся семена. Они нужны растению для размножения. Если эти семена посадить в землю, из них вырастут новые растения.

Но в некоторых плодах есть только одно семя. Оно крупное и покрыто прочной оболочкой. Его называют косточкой. А все фрукты с косточкой называют косточковыми.

Косточковые фрукты - это персик, абрикос, слива.

Взгляните на косточки, можете рассмотреть их с помощью лупы.

А есть фрукты, внутри которых находится несколько семян. Они небольшого размера и не очень твердые. Такие фрукты называют семечковыми.

Семечковые фрукты - это яблоки, груши, айва.

Взгляните на семечки, можете рассмотреть их с помощью лупы.

Польза фруктов

Дети здоровыми растут,

Если фрукты жуют,

Потому что фрукты -

Лучшие продукты.

Все без исключенья!

В этом нет сомненья.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь,

Кто из них вкуснее,

Кто из них нужнее.

Чтобы быть здоровыми,

Ешьте дары садовые!

Витаминная родня –

Дети солнечного дня!

Что можно приготовить из фруктов?

Из фруктов делают напитки. Может подскажите, какие? Сок, компот, лимонад.

Из фруктов делают начинку для тортов, пирогов, пирожных.

Летом дети и взрослые с удовольствием лакомятся фруктовым мороженым.

Еще можно приготовить фруктовый салат, фруктовый йогурт, фруктовое желе.

В магазинах можно купить конфеты с фруктовой начинкой, фруктовый мармелад.

Ваши бабушки и мамы наверное умеют варить варенье их фруктов. А как называется варенье из разных фруктов, мы сейчас выясним.

Дидактическое упражнение «Варенье из фруктов»

Из яблок варят … какое варенье? Яблочное.

Из слив варят … какое варенье? Сливовое.

Из груш варят … какое варенье? Грушевое.

Из айвы варят … какое варенье? Айвовое.

Из персиков варят … какое варенье? Персиковое.

Из абрикос варят … какое варенье? Абрикосовое.

А сейчас предлагаю вам полакомиться фруктовым мармеладом и фруктовым соком.

Проводится дегустация фруктового сока и мармелада.

После занятия во второй половине дня дети заканчивают свои рисунки (дорисовывают по желанию солнце, траву, корзину и т. п.).