Нужно знать ребенку 4 месяца. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке

Вашему малышу уже 4 месяца. Он подрос и вы, если присмотритесь внимательней, увидите интересные изменения, которые происходят с цветом его глаз и цветом волос. Волосики, с которыми родился малыш (тоненькие, нежные, кудрявые), постепенно выпадают, и на их месте вырастают новые. Заметим, что этот процесс может длиться месяц, а то и два.

На 4 месяце жизни цвет глаз ребенка тоже меняется. Если ребенок родился со светлыми (например, с голубыми) глазами, а у мамы и папы глаза карие, то в течении первого полугодия, цвет глаз малыша может поменяться. Не пугайтесь - это природный процесс. У большинства новорожденных глазки светлые, но к 4-5 месяцам, они темнеет. Только если цвет глаз до шести месяцев не изменится, можно с уверенностью сказать, что этот цвет - навсегда.

У малышей, родители которых темноволосые и кареглазые, цвет глаз преимущественно светло-коричневый. Но когда ребенок достигает 4-месячного возраста, цвет его глаз становиться таким же темным как у его мамы или папы. Поэтому четвертый месяц жизни малыша можно назвать как месяц становления нового качества волос и нового цвета глаз.

«Родничок» на головке еще открыт, он не имеет костной ткани, но с каждым месяцем его размеры уменьшаются. Не забывайте, что «родничок» нужно держать в чистоте.

С каждым месяцем, малыш продолжает набирать в весе. Родители, у которых есть возможность проконтролировать прирост массы тела ребенка, должны знать, что эта цифра составляет от 140 до 170 г в неделю. Итак, за 4-й месяц жизни ваш карапуз наберет в весе от 600 до 750 г. Рост ребенка увеличиться приблизительно на 2-2,5 см. Благодаря постепенному развитию и усовершенствованию мышц, тело грудного ребенка приобретает крепкий и сформированный вид. Не стоит забывать, что все выше перечисленные показатели, это всего лишь ориентированная норма, с помощью которой, родители сами могут контролировать физическое развитие своего малыша. Для каждого малыша природа запрограммировала его индивидуальные темпы увеличения массы тела и роста.

В конце четвертого месяца ваш малыш уже уверенно держит головку, когда лежит на животике. Даже в положении на спине, он с легкостью поднимает головку, для того чтобы как можно лучше изучить свои маленькие ножки. Вы заметите, что малыш с удовольствием крутит головкой во все стороны - он рассматривает все вокруг и с интересом наблюдает за вами, за вашими действиями.

В возрасте трех месяцев, ребеночек еще не может переворачиваться со спинки на животик. На 4-м месяце жизни ему это уже под силу. Обратите внимание, что малыш, лежа на животике, уже может удерживать свое тельце, при этом он опирается на предплечья обеих рук. Сейчас малыш более уверенно может попробовать удерживать головку и свою грудную клетку с помощью одной руки, для того чтобы освободить другую ручку и дотянуться, а возможно и схватить что-то интересное.

На четвертом месяце жизни продолжает усовершенствоваться координация движений ручек у вашего малютки. Он не просто поднимает ручки, но и следит за ними координированным, целесообразным взглядом. Пальчики на ручках не сжатые - ручка распрямленная. Малыш берет игрушку, держит ее крепко двумя или одной ручкой, водит игрушкой со стороны в сторону, при этом внимательно следит глазками за перемещением игрушки. Это упражнение доставляем малышу наибольшую радость. А самыми «сладкими» на вкус остаются погремушки, собственные пальчики и кулачки.

Самым любимым упражнением малыша в этот период становиться «велосипед» - попеременное поднимание ножек. Время от времени малыш разгибает ножки в коленках, но в основном, когда он спокойно лежит его ножки находятся в согнутом состоянии. Ежедневно занимаясь гимнастикой с ребенком, вы увидите, что двигательная активность ног очень улучшилась по сравнению с предыдущим месяцем, при чем во всех суставах.

Поставьте малыша на стопочки - вы видите, он сгибает и разгибает ножки. Такие упражнения хорошо делать для укрепления ножек. Они доставляют ребенку особенное удовольствие, если сопровождаются вашим пением.

Во время купания малыш, проявляет желание поплавать на животике. Он настойчиво делает движение ручками, стонет, сопит, и даже, кричит из-за того, что у него не получается это сделать. В этих движениях проявляется желание малыша учиться ползать. Помогите вашему малышу в его начинании.

Некоторые родители считают, что в 4-месячном возрасте, ребенок уже должен сидеть или же хотят ускорить этот процесс, для этого высаживают малыша в подушки. Конечно, малышу это нравиться, он может сам удерживать головку вертикально. Но мы настоятельно советуем не делать этого. Во-первых: мышцы малыша еще не достаточно окрепли, чтобы находиться в таком положении. Во-вторых: ни в коем случаи нельзя долго оставлять ребенка одного в положении сидя, потому что его спинка пребывать в вертикальном состоянии не может и поэтому она выгибается, тем самым способствует деформации позвоночника и утомляет ребенка. Не торопи те события. Используйте данное упражнение, когда занимаетесь гимнастикой с малышом: возьмите его за ручки и подтяните в положение, сидя, за тем спокойно, тихонько опустите. Это упражнение укрепит позвоночник ребенка.

Иногда, во время занятий гимнастикой можно услышать потрескивание в локтевых и коленных суставах. Не беспокойтесь - это происходит по причине не зрелости суставного аппарата, в состав которого входят мышцы, кости, сухожилия, хрящи. Через несколько месяцев занятий массажем и гимнастикой, мышцы ручек, ножек и туловища карапуза окрепнут, и такие явления уже не будут беспокоить вас и вашего малыша.

В четырех месячном возрасте ребенок стремиться к общению с вами. Старайтесь, как можно больше с ним разговаривать и озвучивать все, что вы делаете.

Сейчас малыш обращает внимание на все звуки, окружающие его - тихие, громкие, прислушивается к шуму. Большинству деткам нравиться слушать музыку: тихую, спокойную или ритмичную. Это их успокаивает и развеселяет. Но наибольшее удовольствие малышу доставляют звуки, так сказать собственного производства. Он снова и снова повторяет их «удачную» комбинацию, как будто, пытается запомнить собственное вокальное произведение.

Кстати, в будущем, многие слоги будут легче выговариваться малышом, но уже в составе настоящих слов. Его своеобразное «мурлыкание», постепенно измениться на «хихиканье», а за тем и на отдельные звуки, такие как «а», «у», «е», «ы», «га».

Если, играя с малышом, вы пощекочите его за животик, то малыш начнет громко смеяться - это ответная реакция щекотания и сигнал социального развития вашего ребенка. Если вдруг настроение малыша изменилось - он стал нервным, сонным, апатичным, попробуйте найти тому причину. Если вы ограничили его среду восприятия - сей час же исправьте эту ошибку. Прогулки на улице заключаются не только в сладком сне на свежем воздухе, но и в знакомстве с окружающей средой. Ведь как много всего интересного вокруг! Покажите ребенку цветочек, веточку елки, листочки дерева, овощи, фрукты, собачку, которая пробегает рядом, голубя, что собирает крошки хлеба, снег и т.д. Малыш получит от прогулки большое удовольствие, узнает много нового. Не забывайте о вашей самой важной миссии - вы впервые в жизни этого создания знакомите его с миром. А вознаграждением за ваши старания будет искренняя улыбка вашего малыша.

Кстати, именно улыбка является самым главным проявлением счастья и удовлетворения. Она становиться проявлением любви ко всем, кто заботится о малыше. Много разговаривайте с малышом и обязательно хвалите его за все достижения, помогите ему успешно преодолеть ступеньки развития.

Малышу нравиться наблюдать за движущимися предметами. Движения глазных яблок стали координированными. Если взять яркую игрушку (желтого, голубого, оранжевого, красного цвета) и показывать ее ребенку на расстоянии 25-30 см, то можно увидеть, что он не только поймает ее взглядом, но и будит следить за ней взглядом по всей траектории перемещения игрушки: вправо, влево, вверх, вниз. Обратите внимание - глазки уже не должны косить.

В конце четвертого месяца ваш ребенок сможет наслаждаться цветным миром, а не черно-белым.

Для ребенка на четвертом месяце жизни большое значение имеет становление языка, развитие движений и расширение диапазона эмоциональных реакций. Для этого необходимо правильно организовать то время, когда ребенок не спит.

Если малыш не спит не оставляйте его в кроватке - старайтесь, что бы он проводил это время на пеленальном столике (на плотной поверхности). Вы можете сделать малышу поглаживание, затем массаж, можно заняться гимнастикой. Занятия взбодрят и развеселят вашего малыша. И уж точно порадуют вашего маленького карапуза такие упражнения - выкладывайте ребенка на животик и ставьте перед ним яркую игрушку на расстоянии вытянутой руки, понаблюдайте за малышом - ребенок не только сосредоточит свое внимание на игрушке, он захочет дотянуться к ней и потрогать. С игрушками можно экспериментировать и предлагать малышу каждый раз другую по форме (кубик, мячик), по цвету, по материалу (тканевая, пластиковая и т.д.). Таким образом, занимаясь с ребенком каждый день этими не сложными упражнениями, вы будете стимулировать и развивать желание у вашего малыша к ползанию.

Ребенок, как и в предыдущий месяц, стремится к общению с вами. Малышу необходимо, чтобы с ним ласково и долго разговаривали, пели песенку. Есть детки, которых успокаивает негромкая спокойная музыка. Это могут быть как произведения классики, так и детские песенки. Рассказывайте вашему малышу детские стишки, коротенькие сказки и просто старайтесь разговаривать с ним как можно больше, не зависимости чем вы занимаетесь - купаете ребенка, кормите, одеваете - озвучивайте все ваши действия.

Когда вашему малышу исполниться 4 месяца, вам необходимо посетить вашего участкового педиатра. Он измеряет рост ребенка, его вес, определит физико-психическое развитие. Так как вы уже хорошо знакомы с вашим детским врачом, можете задать ему все интересующие вас вопросы относительно режима дня, введения в рацион ребёнка новых продуктов питания (соки, фруктовые пюре и т.д.), новых игрушек для ребенка, которые наилучшим образом развивали его психоэмоциональную сферу.

Педиатр со своей стороны должен проконтролировать проводится ли профилактика анемии и рахита, соблюдаются ли сроки вакцинакции.

С каждым днем малыш растет и развивается и требует от вас заботы, любви, внимания и терпения. Не забывайте, что ваш ребенок индивидуален, и к нему нужно искать подход, определенные методы воспитания, присматриваться к нему и прислушиваться. Даже если вы опытная мама, и у вас это не первый ребенок - не останавливайтесь на вашем предыдущем опыте воспитания старших деток - постоянно узнавайте что-то новое о вашем малыше, наблюдайте за ним, при возникновении вопросов обращайтесь к вашему педиатру или к семейному врачу, ведь от этого зависит здоровье и будущие вашей семьи.

Первые зубки у грудных деток появляются, как правило, в 5 или в 6 месяцев. Но есть определенный процент малышей, для которых процесс прорезания молочных зубчиков начинается в конце 4-го месяца. Вы заметите, как изменится поведение вашего малыша в этот период. Приведем только некоторые признаки, на которые нужно обратить внимание: ребенок нервный, беспокойный, практически все тянет в ротик и покусывает деснами, может подниматься температура до 38-39 °С. Также процесс прорезания зубок, часто сопровождается расстройствами пищеварительной системы, насморком и заболеванием горла. Мы привели общие признаки, каковы они будут у вашего ребенка зависит от реакции организма, типа телосложения и зрелости периферийной и центральной нервной системы.

В том месте, где должен появиться зубчик десна будут красные и немного припухшие. В основном первыми появляются нижние центральные резцы. Сейчас малыш все тянет в ротик, чтобы немножко почесать воспалившееся десна. Поэтому рекомендуем приобрести для него грызунчик – резиновая игрушка в виде колечка или другой формы с жидкостью внутри. Ее нужно положить в холодильник на некоторое время, чтобы жидкость охладилась, а потом предложить малышу. Дело в том, что холод действует успокаивающе на десна, он устраняет ощущение боли и чесания десен. На сегодняшний день в аптеке вам могут предложить большой выбор гелей, в состав которых входит анестезин, который выполняет функцию обезболивания, а также успокаивает десна в местах их раздражения.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • ребенок набирает в весе 700-750 гр. в среднем за месяц;
  • рост ребенка увеличивается на 2-2,5 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • может удерживать маленькие предметы между указательным и большим пальцами;
  • удивлено смотрит на предмет, который упал и на место, с которого он упал;
  • все предметы, которые попадаются в руки, малыш, отправляет на «тестирование» в ротик;
  • плещется в ванной и получает удовольствие во время купания;
  • кроха интересуется запахами и различает их;
  • самостоятельно переворачивается с спинки на животик и наоборот;
  • организм ребенка подготовился к употреблению более плотной еды (прикорм);
  • пробует выполнить «плавательные» движения и перемещаться в кроватке;
  • в положении на спине и животе, поворачивает головку в разные стороны;
  • ребёнок длительное время удерживает головку;
  • на разных расстояниях фокусирует взгляд.

Интеллектуальные навыки:

  • у ребенка увеличивается длительность активного период после дневного сна (около одного часа).
  • у присутствии людей, малыш больше улыбается и «разговаривает» (гукает).
  • у ребенка наблюдается кратковременная память от 6 до 8 секунд.
  • ребенку нравиться имитировать знакомый тон и издавать разные звуки.

Социальные навыки:

  • интересуется своим отображением в зеркале и улыбается ему;
  • ребенок смеётся, когда с ним разговаривают и требовательно кричит, если игра останавливается;
  • малыш смеётся, если его пощекотать за ножку или под ручками;
  • издает звуки, чтобы привлечь чьё-то внимание;
  • с удовольствием слушает музыку;
  • ребенок любит играться во время игры.

Режим дня

На четвертом месяце режим дня малыша нужно организовать в правильной последовательности: спит - кушает - гуляет - спит и т. д. Между сном и кормлением необходимо соблюдать определенные периоды - это способствует хорошему аппетиту у ребенка.

Днем ребенок спит два или три раза: один раз утреннее время после завтрака и два раза после обеда.

Ночью сон малыша становиться беспрерывным, более длительным - около 10-11 часов, и глубоким.

Вы сами должны определить время, когда нужно класть спать ребенка, так как у каждого малыша есть свои индивидуальные биоритмы.

Как же узнать хочет ребенок спать или нет? Если малыш устал от игры, он капризный, зевает, трет глазки или наоборот стал очень активным, крутит ритмично головкой и сосет свой большой палец - это признаки усталости, которые подскажут маме, о том, что малышу пора в кроватку. Как только вы заметите такое поведение ребенка сразу же кладите его спать и не предлагайте ему новые игры, этим вы только расстроите малыша. В данном случае все зависит от вашего таланта и умения разгадывать «код засыпания» вашего малыша.

Ночной сон становиться более спокойным и имеет продолжительность около 9-11 часов. Днем малыш спит 3- 4 раза от 1,5 до 2 часов, при этом дневной сон должен быть на свежем воздухе. Каждый вечер, непосредственно перед сном купайте ребенка - водные процедуры способствуют хорошему сну. Можно проводить воздушные ванны по 10-15 минут перед купанием.

Температура воздуха в комнате малыша не должна превышать 21-22 °С. Более высокая температура плохо влияет на рост и развитие ребенка.

Помещение необходимо проветривать, лучше всего сквозным проветриванием, при этом обмен воздухом осуществляется в 7 раз быстрее, чем при открытой форточке. Сквозное проветривание проводят 5 раз в день во время отсутствия ребенка. После проветривания температура воздуха в комнате должна снизиться на 2-3 °С. В летнее время необходимо постоянно держать открытой форточку, при этом закрывать ее только на ночь.

Прогулки с ребенком проводите при температуре воздуха не ниже – 10 °С два раза в день зимой - 1,5-2 часа. В холодное время года, чтобы избежать обморожения, на лицо малыша наносите ланолиновое масло или детский крем. В летнее время длительность прогулок увеличивается до 2-2,5 часа 2 -3 раза в день. Приучайте ребенка спать на свежем воздухе - для него это очень полезно.

Малыша нужно приучать не только к низким температурам, но и к высоким. Выносите малыша на улицу при температуре +31 °С, сначала на одну минуту, постепенно увеличивайте прогулку до 30-60 минут, потом при температуре +32 °С, +33 °С, +35 °С. Ребенок должен находиться не на солнце, а в тени под листьями деревьев. Малыш привыкнет, и будет хорошо переносить высокую температуру. Ребенок должен быть легко одет (тоненькая маечка и ситцевые ползунки.)

При закаливании ребенка, необходимо придерживаться следующих принципов:

  • ребенок должен быть полностью здоровым;
  • при закаливании нужно учитывать индивидуальные особенности малыша, его положительные эмоциональные реакции;
  • постепенно наращивать интенсивность закаливающих процедур;
  • занятия должны проводиться систематически;
  • закалять ребенка можно начинать в любое время года;
  • после перерыва закаливающие занятия с малышом нужно восстанавливать сначала.
Очень важный способ закаливания – воздушные ванны, которые на четвертом месяце жизни ребенка совмещаются с влажными обтираниями. Воздушные ванны начинайте проводить по 5-10 минут два раза в день при температуре воздуха 21-22 °С. Малыша оставляйте раздетым, периодически меняйте положение тела. Потом перейдите к обтираниям (сначала к сухим, потом к влажным).

Сухие обтирания проводят мягкой варежкой с махровой ткани до появления на коже легкого покраснения, при этом нужно учитывать нежность кожи малыше.

Приблизительно через неделю можно перейти к влажным обтираниям. Для этого смочите в влажной воде махровую варежку, слегка отожмите и оботрите сначала ручки ребеночка от кончиков пальцев до плеч, потом ножки, грудную клетку, живот и спинку. После этих процедур все части тела нужно осторожно растереть с помощью полотенца до высыхания и легкого покраснения. Влажные обтирания начните с температуры воды 36°С. Потом раз в три дня температуру воды понижайте на 1°С. Длительность данной процедуры 1-1,5 минут.

Влажные растирания следует совмещать с массажем и гимнастикой, которые нужно проводить один раз в день. Длительность данной процедуры 8-9 минут. Каждое упражнение нужно повторять 5-6 раз. Обязательно придерживайтесь регулярности и последовательности.

  • движения руками с обниманием тела;
  • поворот со спины на живот за правую руку;
  • массаж спины;
  • отклонения головы назад в положении на весу;
  • массаж живота;
  • поворот со спины на живот за левую руку.

Питание ребёнка

В этом возрасте для ребеночка самой вкусной, рациональной и питательной едой остается мамино молочко. Ведь для вас обоих это не просто процесс кормления, а возможность очень близкого общения, взаимопонимания, нежности и любви. Если вы заметили, что молока у вас стало немного меньше - не расстраивайтесь, приложите все усилия, чтобы увеличить лактацию - это нужно вашему малышу. Беря во внимание рекомендации современной медицины можно пить травяной чай, который вы приобретете практически в любой аптеке. Не забывайте также о том, что кормящая мама должна отдыхать, хорошо питаться, пить много теплой жидкости (чай со сгущенкой, компот, травяной чай и т.д.).

Малыша нужно кормить 6 раз в сутки через 3,5 часа с ночным интервалом после кормления около 6,5 часов. В зависимости от вида вскармливания ( , искусственное вскармливание) на четвертом месяце можно вводить первый - фруктовый сок или фруктовое пюре. При этом количество кормлений сократиться до 5 раз в сутки через четыре часа, а ночной интервал, наоборот увеличиться до 8 часов. Сразу, после того как ребенок проснется, будет первое кормление.

Детям, которые находятся на искусственном вскармливании, вводят , начиная с 4 месяца.

Время кормления для детей, в рацион которых не ввели прикорм: 6.00; 9.30; 13.00; 16.30; 20.00; 23.30.

Время кормления для детей, в рацион которых ввели прикорм: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00.

Примерная схема вскармливания ребенка на 4 месяце жизни ребенка предоставлена в таблице.

Объем еды на одно кормление, мл

Грудное молоко или смесь

Грудное молоко или смесь

Сок фруктовый

Грудное молоко или смесь

Фруктовое пюре (тёртое яблоко)

Грудное молоко или смесь

Сок фруктовый

Грудное молоко или смесь

Грудное молоко или смесь

После каждого кормления у вас есть 1,5-2 часа, которые нужно провести с пользой для ребенка - игры, массаж, гимнастика, воздушные ванны. Перед ночным сном период бодрствования можно сократить до одного часа.

Четвертый месяц считается переломным моментом в жизни малыша, поскольку это период завершения адаптации к окружающему миру. Развитие ребенка в 4 месяца очень многогранно, ведь в это время изменяются все системы организма, у малыша появляются свои привычки и особенности, именно из-за этого у молодых родителей могут появляться проблемы относительно собственного образа жизни и воспитания малыша.

Параметры тела в это время изменяются пропорционально. Вес малыша увеличивается примерно на 700-800 граммов – в отличие от предыдущих месяцев прирост массы не столь значителен, однако слишком маленький набор веса считается отклонением от нормы. Что касается увеличения объемов тела, то окружность головы может измениться на 10-15 мм, груди – на 15-20 мм.

Соответственные изменения касаются и внутренних органов – увеличивается объем легких, печени и поджелудочной. К 4 месяцу устанавливается правильный процесс пищеварения, это очень удобно для мамы, поскольку малыш уже не так часто требует ее внимания, а ночные кормления требуются не так часто, как раньше.

В это время важно придерживаться определенного режима, поскольку малейшие отклонения от установленного графика приведут к сбою дня и ночи. Четвертый месяц для грудничка может стать как моментом начала правильного режима дня, так и периодом несбалансированных суток. Вставая в одно и то же время, придерживаясь режима питания, укладывая ребенка спать в определенные часы, вы сможете легко наладить оптимальный для себя режим жизни семьи. Помните, что незначительные отклонения от уже установленного режима способны привести к сбою графика, что впоследствии сложно вернуть в норму.

Оптимальный режим сна для 4-месячного малыша – 3-4 раза дневного отдыха продолжительностью по 1,5-2 часа и ночью примерно 8-10 часов, возможно, с незначительными перерывами на кормление.

Что касается режима питания, то именно в 4 месяца многие малыши получают свой первый прикорм. Самым правильным для данного времени станет овощное пюре и незначительное количество фруктового сока. Лучшим выбором из растительных продуктов для данного периода станут:

  • зеленые и желтые яблоки;
  • вишни и черешни;
  • домашние сливы;
  • кабачок;
  • картофель;
  • морковь;
  • свекла;
  • капуста;
  • детские молочные продукты.

Разумеется, любой из представленных продуктов следует вводить в рацион постепенно, начиная с ½ чайной ложки за один прием. Придерживаясь такой методики, вы сможете предотвратить и полностью исключить активное развитие аллергических реакций на определенный компонент меню.

Наряду с прикормом для многих малышей незаменимым станет введение в рацион детской смеси или молочной (а может, безмолочной) каши. Обычно такие продукты назначают малышам, которые не набирают нужного для своего возраста веса. Вовсе не обязательно использовать покупные продукты, ведь домашние кашки и пюре намного вкуснее и полезнее магазинных. Для приготовления питания для малыша удобно использовать привычные для взрослого стола продукты, однако подавать их следует в измельченной форме, для чего подойдет миксер или блендер. Также поначалу стоит готовить блюда для ребенка отдельно, ведь кроха не станет есть пересоленное или слишком сладкое пюре, к тому же некоторые компоненты взрослого стола ему вовсе противопоказаны. Придерживаться правил кормления малыша стоит обязательно, поскольку в противном случае у крохи не получится набрать нужный вес, из-за чего могут возникнуть дополнительные проблемы с развитием организма.

В возрасте 4 месяцев у деток могут появляться первые зубки, поэтому частые капризы вовсе не означают начало заболевания или же расстройства психики. Первыми признаками прорезывания зубов станет чрезмерное слюноотделение, привычка тянуть все предметы в рот и незначительное повышение температуры. Заметив один или несколько признаков появления зубиков, помогите малышу, предложив ему резиновые прорезыватели или же смягчив процесс охлаждающим гелем.


Для 4 месяца характерно развитие у малыша навыков общения, ребенок активно общается с взрослыми людьми и детками посредством жестов и звуков, причем можно замечать одинаковую радость при появлении знакомых и незнакомых людей, ведь малыш еще не совсем четко различает лица и звуки.

Разговорные навыки в данный период только начинают развиваться, малыш может произносить разнообразные звуки, однако определенных слогов еще ждать рано. Зато слух совершенствуется изо дня в день, крохам в 4 месяца очень нравится музыка в любом ее проявлении, поэтому для данного периода оптимальным вариантом станут музыкальные игрушки, например, электронный мобиль, мини-азбука, музыкальные инструменты, разнообразные погремушки и пр. Помимо развлекательных предметов малышам не повредит прослушивание классической музыки, можно предложить малышам детские песенки и аудио-стишки, а также крохи по достоинству оценят ваши вокальные достижения.

Для развития памяти стоит как можно чаще разговаривать с ребенком, показывать ему определенные предметы и обязательно называть их. С 4-го месяца кроха уже способен реагировать на свое имя, при этом он улыбается и начинает агукать. Таким же образом малыш проявляет радость при появлении в комнате знакомых людей, например, мамы или папы.

Такой же эффект может быть заметен при появлении знакомых предметов: к примеру, если кроху привлекают машины, можете начинать учить его названиям автомобилей – грузовик, пожарная, милиция и пр. Многие груднички любят животных, в этом случае стоит рассказывать деткам о названиях зверей, так малыш быстро запомнит не только названия, но и станет подражать звукам, которые они производят.

Что касается активных игр, то для ребенка 4 месяцев оптимальным занятием станет рассматривание новых игрушек, стандартная гимнастика, массаж и долговременные прогулки на улице, если позволяет погода. Сейчас кроха стремится больше времени проводить на руках, поскольку сверху ему лучше и больше видно, однако идти на поводу у малыша не стоит, ведь его вес уже не маленький, к тому же впоследствии его трудно будет отучить от этой привычки. Лучше соорудите в коляске высокую спинку с мягкими подушками, на которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и удобно. Для дома можно приобрести манеж или мягкий игровой коврик, на котором кроха сможет играть, а вы получите немного свободного времени.

Главные линии и задачи развития малыша, создание развивающей среды, какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца, что умеет ребенок в 4 месяца.

Ребенок в 4 месяца: особенности развития малыша, игры и упражнения, что умеет малыш

Главная линия развития ребенка в 4 месяца

Самая важная линия развития малыша в 4 месяца – это развитие его сенсомоторной двигательной активности. Ребенок в это время учится менять положение своего тела, что даёт ему дополнительные возможности для физического и умственного развития. Он становится более активным. Малыш захватывает и ощупывает висящие погремушки и игрушки, учится перехватывать предмет из руки мамы. Малыш познает разные свойства предметов – цвет, характер поверхности (гладкая, шероховатая, твердая, мягкая), звук, массу (легкий – тяжелый), раскачивает игрушки, трясет, ударяет, пробует на вкус.

Поэтому в этом возрасте малышу необходима развивающая среда, которая поддержит формирование у него этих новых умений и будет содействовать закреплению уже сформированных умений.

Какие игрушки нужны малышу в 4 месяца?

В этом возрасте очень важно научить малыша захватывать игрушки. Поэтому в первую очередь ребенку необходимы игрушки для захватывания и удержания в руке (погремушки с удобной ручкой, погремушки – подвески, погремушки – кольца, кольца с бубенцами или колокольчиками).

Самая удобная ручка – это прочная, круглая в сечении ручка погремушки, похожая на ручку деревянной ложки. Увы, теперь таких погремушек не так уж много, и многие мамы их делают сами. Предком такой погремушки был шаркунок – старинная русская игрушка из бересты. У шаркунков очень удобная ручка, приспособленная к размеру детской ладошки. Звук шаркунка мягкий, шелестящий. Шаркунки до сих пор делают мастера и продают на ярмарках. А вот в магазинах их уже не найти.

КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:

В 4 месяца игрушки для обучения захватыванию подвешивают в кроватке низко над грудью малыша, чтобы он, размахивая руками, наталкивался на них и начинал их притягивать к себе, захватывать, ощупывать. Расстояние от игрушки до малыша должно быть равно вытянутой ручке ребенка, чтобы он мог дотянуться до них.

К 5 месяцам постепенно игрушки начинают подвешивать не только так, чтобы ребенок случайно мог их достать, но и подальше чуть левее или правее – чтобы он стал тянуться к ним, направлять к ним ручки, мог их покачать, потянуть.

К 5 месяцам малыш научается брать игрушку из рук мамы (в положении на животе) и удерживать ее в своей ладошке длительное время (от 30 секунд до 1 минуты).

Также ребенку необходимы игрушки для демонстрации – неваляшка, разноцветные сюжетные игрушки, резиновые игрушки. Вы показываете игрушку, называете ее части, действия, читаете стишок, поете песенку о ней. При этом малыш лежит на животе. Эти игрушки должны быть объемными, привлекательными, яркими.

Для развития слухового восприятия нужны игрушки с разным звучанием. Это может быть бубен, металлофон, барабан, колокольчики, шумовые баночки и коробочки.

Для изготовления шумовых коробочек возьмите баночки от детского питания или от киндер-сюрпризов и положите в них разные наполнители. В одну – горох, в другую – орех, в третью – бусинки, в следующую – пуговки. Крепко закройте и завинтите крышки баночек.

Если Вы даете шумовые коробочки в руки малышу, то они должны быть безопасными для него. Для этого они должны быть вшиты в тканевый яркий чехольчик, чтобы даже при неожиданном открытии баночки ничего из нее не высыпалось. Иначе малыш может случайно открыть коробочку и проглотить наполнитель.

Для развития тактильной чувствительности можно сшить тканевые подушечки из ткани разной фактуры и разного цвета. При этом наполнить их разными звучащими наполнителями – вшить бубенец или наполненную бисером коробочку киндер-сюрприза или шуршащую упаковочную бумагу. Если в 4 месяца малыш будет только ощупывать их и извлекать звуки, то в дальнейшем, когда он подрастет, Вы сможете находить пары подушечек по цвету, по звуку, по весу (тяжелая – легкая). Подушечки могут быть как одной формы (все квадратные), так и разных форм (елочка, домик, рыбка и т.д.).

Также для развития тактильной чувствительности можно подвешивать на поперечную перекладину или шнур колокольчики, привязывая к ним шнуры разной фактуры и разного сечения. Малыш трогает шнуры, тянет за них и слышит мелодичный перезвон колокольчиков.

Игрушки желательно покупать природных оттенков — цвета живой природы – неба, дерева, песка, травы (голубые, желтые, зеленые, оранжевые). Звучание игрушек должно быть разнообразным.

На пятом месяце жизни нужно чаще выкладывать малыша на животик и класть игрушки недалеко от ребенка, чтобы он тянулся к ним, менял положение тела, доставал их, а не просто лежа на спине случайно их задевал (как это было на четвертом месяце жизни).

Игрушки надо менять каждые 2-3 дня, так как знакомая игрушка уже не привлекает внимание малыша. Для этого весь «арсенал» игрушек можно поделить на четыре части и предлагать их по очереди (менять). Не стоит давать сразу все игрушки малышу – это рассеивает его внимание.

Все игрушки (в том числе и те, которые мы демонстрируем ему) надо давать малышу в руки для того, чтобы он послушал звук, рассмотрел, погладил, попробовал на вкус, понюхал. Чем активнее малыш в познании мира, тем он лучше развивается.

Вы, наверное, заметили, что я ничего не пишу о так называемых аудио и видео-развивающих программах для младенцев, на которых написано, что они рекомендованы детям с 3-4 месяцев для их обучения и развития. Почему? Потому что на самом деле эти программы не развивают малыша и не обучают его, а скорее наоборот, утомляют и вызывают трудности в дальнейшем развитии. Исследованиями доказано, что основным развивающим стимулом в первый год жизни для ребенка является речь мамы! И качество этой речи определяет успех ребенка в дальнейшем — и не только уровень его речевого развития, но и уровень интеллектуального развития. Причем развивает малыша именно речь мамы, а не аудиозапись или видеозапись чужого голоса, так как малыш отличает голос матери от других звуков с очень раннего возраста. Поэтому важно разговаривать с ребенком во время укладывания спать, пробуждения, переодевания, купания, игр и упражнений, использовать пестушки и потешки, колыбельные.

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Малыш уверенно держит голову как лежа на животе, так и в вертикальном положении тела, когда его носят на руках. Когда ребенок лежит на животе, он упирается на предплечья. Нужно следить за тем, чтобы малыш упирался не на сжатый кулачок, а на раскрытую ладошку.
  • Ребенок поднимает голову в положении лежа на спине.
  • Он ощупывает свои ручки, играет с ними, рассматривает их, берет вложенную в ручку игрушку в рот (развитие координации «рот – рука»). Ребенок ощупывает ручками игрушки, край одеяла или подушки, водит руками по игрушке (развитие осязания).
  • К пятому месяцу раскрывается кулачок, поэтому малыш может свободно брать игрушку из рук мамы и удерживать ее в своей руке. Малыш рассматривает игрушку, вложенную в руку.
  • Он умеет целенаправленно тянуться к игрушке (висящей над грудью или находящейся в руках у мамы), захватывать и удерживать ее, манипулировать ей (развитие зрительно-моторной координации).

В 4-4,5 месяца ребенок может брать игрушку двумя руками, иногда одной рукой.

Если в три месяца ребенок наталкивался на подвешенные игрушки, то в четыре он захватывает, ощупывает и рассматривает их. А к 5 месяцам у него сформируется умение схватывания игрушки – он будет четко брать игрушку из рук взрослого.

Конечно, нужно следить, чтобы игрушки для малыша в этом возрасте были удобными для захватывания.

Когда малыш тянется к игрушке, он смотрит не только на нее, но и на свою ручку. В 4 месяца он уже в состоянии оценить расстояние до игрушки. Но умение схватить игрушку развито еще недостаточно, и малыш часто идет к игрушке не «прямым маршрутом», а « в обход», делая петлеобразные движения, отклоняясь в другое направление.

Кроме того, ребенок еще все игрушки захватывает одинаково – прижимая пальцами к ладони. В дальнейшем, приобретя опыт схватывания игрушек и предметов разной формы, малыш начнет захватывать предметы по-разному в зависимости от их формы.

  • Ребенок проявляет интерес к разным игрушкам, их звучанию.

  • Малыш эмоционально откликается на разные интонации речи мамы (ласковая, веселая, строгая), на разный характер музыкальной мелодии (различает и по-разному реагирует на плясовую или спокойную музыку)
  • Ребенок радуется при виде мамы, узнает ее. Он может узнать близкого взрослого с расстояния в два-три метра, находясь на руках у другого взрослого. Узнает он маму и папу и по голосу. Различает близких людей и незнакомых, по-разному реагирует на них. К 5 месяцам реагирует на новую обстановку, может заплакать при виде чужих людей, длительно их рассматривает.
  • Малыш смеется в ответ на эмоциональное общение с ним мамы. Может заплакать, если мама говорит с ним недовольным тоном.
  • Ребенок следит за перемещающимся предметом или концентрирует свой взгляд на неподвижном предмете в разных положениях туловища: на руках у взрослого, лежа на спине, лежа на животе.
  • Он находит взглядом невидимый источник звука (музыка, игрушка, мама) – поворачивает в сторону звука голову и находит источник звука глазами.
  • Ребенок в 4 месяца певуче гулит. В гулении малыш учится произносить гласные звуки созвучно родному языку, тренирует речевые навыки. В течение пятого месяца жизни гуление становится более разнообразным – певучим с разной интонацией.

Малыш в 4 месяца гулит длительно в ответ на речь мамы, при рассматривании игрушки, во время бодрствования. Если ребенок слышит голос мамы, то гуление становится более длительным и разнообразным. Гуление проявляется только когда у ребенка хорошее самочувствие и эмоциональное состояние.

К 5-6 месяцам гуление сменится отдельными слогами – лепетом: мамама, баба, папа и др. Лепет будет свидетельствовать о том, что ребенок слышит звуки речи взрослых, слышит сам себя, достиг определенного уровня развития артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения.

Чтобы у ребенка развивались подготовительные речевые навыки, очень важно создать тишину дома, чтобы ребенок слышал сам свое гуление. Ему очень нужно научиться слышать самого себя. Если же в доме постоянно работает телевизор, то этот фон мешает полноценному развитию ребенка и его слуховому сосредоточению.

  • Малыш может привлекать к себе внимание звуками. Это умение появляется у ребенка только тогда, когда с ним постоянно общаются, разговаривают. Если же этого нет, то малыш не проявляет интереса ко взрослому и не привлекает его внимание.
  • Ребенок играет в перекличку с мамой. Как играть в перекличку Вы узнаете из второй части статьи (Игры и упражнения)
  • В 4 месяца ребенок учится поворачиваться со спинки на бочок. Это умение приходит к малышу не сразу, не «вдруг». Сначала он высоко поднимается на предплечья так, как будто скоро перевернется. А потом уже делает первый поворот. Когда малыш освоит это умение, он начинает учиться поворачиваться со спины на живот. Это произойдет позже — примерно в 5 месяцев. Однако уже ближе к 5 месяцам жизни у многих детишек появляются предпосылки такого поворота – они начинают переворачиваться со спинки на животик «блоком» (т.е. одновременно поворачивая голову, плечи и таз).

Первые повороты малыша очень стремительные, быстрые, резкие, неожиданные, поэтому за детьми нужен глаз да глаз! И лишь затем малыш научится делать их плавно.

ВНИМАНИЕ: ОЧЕНЬ ВАЖНО! Ребенка в 4 месяца нельзя оставлять без присмотра, даже если он еще не умеет поворачиваться! Он может повернуться очень неожиданно для Вас (например, потеряет Вас из виду и начнет Вас искать) и упасть.

  • Ребенок придерживает руками грудь мамы или бутылочку, при введении прикорма к 5 месяцам начинает есть с ложечки.
  • Малыш различает цвета (именно поэтому мы используем цветные ленты разного цвета для подвешивания игрушек в кроватке, да и сами игрушки для игр и занятий с малышом подбираем так, чтобы они были разных цветов).
  • Ребенок при потягивании за руки пытается подняться и сесть. Но малыш в этом возрасте еще не сидит и нельзя его сажать насильно! Также в этом возрасте нельзя сажать малыша на подушки, прислоняя к стене. Почему нельзя? Ребенок, не умеющий сидеть, еще не может сам изменить положение своего тела, даже если поза ему стала неудобной. Это отрицательно сказывается на состоянии позвоночника ребенка, дальнейшем развитии движений.

Каковы нормативные показатели развития ребенка? Что он будет уметь к концу месяца, то есть к 5 месяцам?

К концу месяца малыш умеет:

  1. длительно лежать на животе при опоре на ладони,
  2. крепко упираться выпрямленными ногами о стол (в вертикальном положении) при поддержке под мышки – стоит ровно, устойчиво,
  3. может поворачиваться со спины на бочок,
  4. хорошо берет игрушки и предметы (целенаправленно притягивает и захватывает игрушку с расстояния вытянутой руки из удобного положения тела), удерживает игрушку в руке от 30 секунд до минуты. В случае неудачи повторяет попытку схватить и удержать предмет без побуждений мамы.
  5. отличает новые игрушки от знакомых,
  6. манипулирует игрушками, активно исследует их
  7. отличает близких людей от незнакомых, в том числе по голосу (речь, пение)
  8. отличает ласковую интонацию от сердитой,
  9. активно гулит.

Если малыш что-то не умеет, то не стоит расстраиваться. Просто нужно делать с ним упражнения, и всё получится. Чаще всего у ребенка наблюдаются трудности, если просто с ним раньше не занимались т.к. родители были в неведении по поводу того, что даже с таким крохой нужно проводить специальные упражнения, массаж и игры. Когда начнете заниматься и играть с ребенком, у него всё получится, пусть немножко позже.

Также нужно знать, что у каждого ребенка «своя норма». Один начнет переворачиваться на неделю позже, другой на неделю раньше. Это зависит и от самого ребенка, и от того, проводится ли с ним гимнастика и массаж и от многих других факторов. Однако есть очень тревожные симптомы, которые показывают, что малышу нужна помощь специалистов. На что нужно обратить внимание?

Тревожные симптомы в развитии ребенка в 4 месяца

Следует посоветоваться со специалистами и принять вовремя меры помощи малышу, если ребенок в 4 месяца

  • лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья,
  • голова малыша отклоняется назад, когда Вы поднимаете его в вертикальное положение из положения лежа на спине.
  • не пытается опереться на кончики пальцев ног, когда малыша поддерживают под мышки и держат в вертикальном положении,
  • не улыбается, когда мама с ним говорит и не выражает радости, когда с ним играют и общаются (равнодушен к общению с близкими взрослыми).

Неизвестное об известном. Тайны колыбельных песен — первого учебника жизни для ребенка.

Какими они должны быть? Как они влияют на младенца и на маму? В чем их развивающая роль? Как их правильно использовать колыбельные для развития ребенка? В чем ценность народных колыбельных песен?

Отточенный многими поколениями и веками метод развития младенцев.

Или на обложку курса ниже для

Для полноценного развития младенца необходимо внимание и забота родителей, также от них потребуются регулярные занятия с малышом. При этом педиатры рекомендуют ориентироваться на средние статистические показатели того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Так папы с мамами могут определить, какие навыки у карапуза отсутствуют или сформированы недостаточно.

К четырём месяцам у деток наблюдается существенная прибавка в весе – они набирают до 750 г за 30 дней, рост же увеличивается на 2, 5 см, как и месяц назад. У детишек в данный момент отмечается редкое соответствие окружностей головки и груди, после чего, к пятому месяцу в размере начинает преобладать грудная клетка.

Организм четырёхлетнего ребёнка продолжает расти и адаптироваться к новой жизни и это проявляется в анатомических и физиологических изменениях:

  • маленький ребёнок уже может показать свои первые слёзки, так как у него сформировались слёзные железы;
  • всё меньше младенец мучается от колик в животике – это говорит о том, что начинает нормально функционировать пищеварительный тракт;
  • быстрым темпом расут настоящие луковичные волосики крохи и его ноготки;
  • физически малыш окреп, пополнел, сильнее стала его мускулатура и координация движений, особенно, это касается мышц спинки – в результате, у него получается уверенно переворачиваться, что в дальнейшем поможет ему научиться сидеть;
  • постепенно исчезают оставшиеся младенческие рефлексы, в том числе, Моро и рефлекс ползанья, повышенный тонус сохраняется пока в ножках карапуза;
  • улучшается зрение ребёнка, которое воспринимает основные цвета, мышцы глаз укрепляются, и по этой причине, у многих деток, страдающих в этом возрасте лёгким косоглазием, зрительная функция выправляется;
  • в отношении слуха тоже много интересных перемен, дети хорошо слышат, чувствуют различные звуковые нюансы, отдают предпочтение низким тонам и отчётливому ритму, не говоря уже о том, что прекрасно отличают голоса взрослых;

Четырёхмесячные детки очень любят, когда их держат столбиком, на руках, или, поддерживая под мышки – так они могут лучше познавать мир, наблюдая за людьми, рассматривая предметы. Садиться деткам ещё рано, так что за ними надо постоянно следить. Особенно, вредно раннее присаживание девочкам, у которых из-за этого в будущем могут быть проблемы с репродуктивной системой.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Стоит подробно рассмотреть, что должен уметь 4 месячный ребенок, тем более что многие его достижения достойны восхищения, ведь он ещё такой маленький.

Основные навыки и умения:

  1. Дети уже освоили умение держать головку – уверенно и довольно долго, при этом лежа на животе. Кроме того, они пытаются привстать, упираясь ручками и приподнимая плечики, грудь.
  2. Не менее важно то, что многие карапузы делают это и лежа на спинке. По сути, так они пытаются присесть, подтягивая голову и поднимая плечи.
  3. Если родители занимались с ребёнком до этого возраста, малышу удаётся хорошо управлять своими руками – он уверенно хватает и удерживает подвешенные и лежащие рядом игрушки и погремушки, научился держать бутылочку со смесью и обнимать маму. О развитой мелкой моторике может говорить и то, что малютка рвёт и мнёт листы газетной и журнальной бумаги, с интересом может трогать прорезыватели из разных материалов.

Особенно важным достижением считаются перевороты с животика на бок и на спину, они получаются у четырёхмесячного крохи всё лучше, причём делает он это самостоятельно без посторонней помощи. Это наиболее ценный показатель взросления ребёнка, делающий его менее зависимым от опеки родителей

Наряду с этим развиваются органы чувств и социальность малыша:

  1. Издавая разные интересные звуки, четырёхмесячный ребёнок ещё не использует губы и язык. Он только пробует всё новые и новые тональности, и порою, сам бывает удивлён своими способностями, прислушиваясь к собственному гулению.
  2. В развитии зрения также есть заметные сдвиги – ребёнок способен определить расстояние до предмета, и если тот недалеко, протянуть к нему ручку, не обращая внимания на более удалённую вещь. Детки в 4 месяца уже легко узнают членов своей семьи, они искренне радуются при их приближении и могут огорчаться, когда человек уходит. В этот период детей уже живо интересуют движущиеся объекты, животные, машины за окном, солнечные «зайчики» и свет фонарика, скользящие по комнате.
  3. У детей активно формируется правильное слуховое восприятие – они уже начали различать голоса родственников, определять тон сказанных слов. Малыши со вниманием прислушиваются к шуму, производимому домашней техникой, писку котёнка, с удовольствием слушают классическую музыку, если она звучит тихо.
  4. Нормальный здоровый ребёнок умеет улыбаться, радоваться новым игрушкам и приходу родителей, выказывать положительную реакцию на произношение своего имени. Во время плача при включении приятной музыки, дитя отвлекается, и глазки его просыхают – он уже увлечён новой информацией и пытается её переработать.
  5. При узнавании мамы или папы эмоции ребёнка возрастают – это выражается в радостном гулении, активном сучении ножками и ручками. Такое поведение малышей характерно для них в хорошем настроении, и часто связано с подготовкой к купанию, переодеванием и сменой подгузника.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца? Прежде всего, выражать свои эмоции – в этом возрасте малыш делает это с помощью разных действий, которые хорошо знакомы матери:

  • если он взволнован или напуган, он перестаёт улыбаться, замолкает, может отвернуться от незнакомца и прижаться к матери;
  • если при усталости или слишком громких голосах малыш быстро устаёт или бывает недоволен, его нормальной реакцией в этот момент может стать плач;
  • когда ему приходится ждать, он может шумно вздыхать, показывая своё нетерпение;
  • успокаивается и перестаёт кричать, плакать, услышав мамин голос.

Но, начиная с четырёх месяцев, младенец, вполне, может научиться следить за человеком даже после того, как тот покинет комнату, проявлять гнев при отказе в общении или играх. У некоторых детей такие действия могут наблюдаться и раньше.

Закономерным является интерес молодых пап и мам к тому, что нужно уметь в 4 месяца девочке и мальчику.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: видео

Существуют ли отличия в развитии между разнополыми детьми

Умения и развитие ребенка в 4 месяца могут отличаться, если речь заходит о мальчиках и девочках. И это не только рост и вес, по показателям которых мальчики пока опережают девочек. Пока, потому что такое положение сохраняется до года, а затем лидировать начинают маленькие представительницы прекрасного пола.

С самого рождения работа мозга определяет разный склад психики детей, и у девочки это всегда ориентация на выживание, а мальчик постоянно стремится совершенствоваться. Этим и можно объяснить отличия в поведении и играх малышей.

Заметить такие отличительные черты детей нетрудно, если просто понаблюдать за ними:

  • девочку легче успокоить мелодичным пением, колыбельной, тихо и нежно произносимой речью;
  • в четыре месяца они уже способны узнавать людей даже на фотографиях, в то время как мальчик уметь в 4 месяца этого не может;
  • малышки одинаково хорошо могут видеть обоими глазами, в то время как ребята – только левым глазом;
  • мальчики сразу узнают синий цвет, а девочки – красный.

И это ещё не всё, что могут узнать родители о своих детях:

  1. Девочки любят мягкие игрушки, умеют грустить, быстрее ощущают боль и дискомфорт. У них быстро развивается и имеет хорошее качество зрительная память, речь, периферийное зрение. Они быстрее распознают оттенки эмоций у окружающих людей.
  2. Мальчики не так сильно реагируют на резкий громкий шум и звук, тип их зрения – центральный, пространственный. Они любят механические игрушки, чаще подвержены гневливости, позднее учатся говорить, но раньше начинают вставать и ходить, у них преобладает слуховая память.

В итоге, четырёхмесячная девочка проводит с мамой гораздо больше времени, поскольку больше, чем мальчик нуждается во внимании, заботе и любви, хотя это необходимо всем детям.

Подсчитано, что дочери в первые месяцы после рождения смотрят на маму почти в два раза больше, чем сыновья, но это тоже обусловлено определённым складом ума разнополых детей.

Обучение и развитие

Психологи и врачи рекомендуют родителям больше времени проводить с маленьким ребёнком, и дело даже не в специальных упражнениях и массаже – малыша необходимо обучать играм, которые будут его развивать, ведь сам он пока не знает, как это делать. Вот почему нужно вкладывать ему в ручки игрушки, показывать картинки, обращать внимание крохи на происходящие вокруг интересные события.

В 4 месяца дети спят 15 часов в сутки, поэтому у них появляется больше времени для развивающих игр, которые нужно правильно распределить. Не стоит требовать от младенца выполнения непосильных для него задач, как бы родители не хотели видеть его первым во всех необходимых навыках.

Помочь ребёнку развиваться можно следующими способами:

  • предоставляя ему игрушки, разнообразные по фактуре, для прикосновения, яркие и красочные – для развития зрения и умения различать цвета, музыкальные – для совершенствования слуха;
  • можно пускать мыльные пузыри, чтобы кроха следил за ними глазами;
  • можно поднимать и опускать ручки малыша, складывать их вдоль тела и на груди – так улучшается координация;
  • в процессе массажа или во время физических упражнений, полезно читать ребёнку стишки или петь песенки;
  • разговаривая с малышом, следует правильно проговаривать слова и делать это с выражением, ведь впоследствии карапуз станет подражать родителям и научится говорить не только быстро, но и грамотно.

При развитии и воспитании малыша родители должны поддерживать у него хорошее настроение, а для этого и сами должны быть настроены позитивно. Нельзя позволять ребёнку долго плакать, если его что-то сильно расстроило. Это может повредить формирующейся нервной системе младенца.

Да и обучение скорее принесёт плоды, если атмосфера занятий будет доброжелательной, а родители будут сопровождать свои важные уроки улыбкой и поощряющими словами. Внимательные мудрые родители похвалят ребёнка уже за то, что он попытался что-то сделать.

Как определить, что малыш отстаёт

Если ребёнок не умеет то, что должен уметь делать, это можно объяснить несколькими причинами – малыш к этому ещё не готов, в силу наследственного фактора, его не обучили родители. Но иногда неумение означает и отклонение в нормальном развитии.

Определить это можно по нескольким отрицательным признакам:

  • ребёнок апатичен, вял, у него отсутствует нормальная жизнерадостная реакция на своё имя, он не узнаёт своих близких людей;
  • у него нет реакции на звуки голоса, на тихий и громкий шум;
  • малыш, практически, не реагирует на боль;
  • игрушки кроху мало интересуют;
  • у малютки присутствуют рефлексы, которых уже не должно быть.

Но, пожалуй, самыми главными тревожными симптомами считается неспособность малыша держать головку, переворачиваться, удерживать игрушку. Также стоит обратить внимание на состояние ребёнка, если при подтягивании малыша за руки, его головка отклоняется назад.

Поскольку абсолютно нормальным в возрасте 4 месяцев считается повышение двигательной и познавательной активности, здоровый малыш должен обязательно интересоваться окружающими его людьми и различными предметами. Вообще, нормальным является, когда четырёхмесячный младенец с удовольствием играет, много смеётся, бормочет и пищит на своём языке, выражая множество эмоций. И если этого не происходит, то обязанностью родителей является посещение педиатра и других детских специалистов с целью обследования, а, возможно, и лечения малютки.

Для того чтобы следить за развитием малыша и помогать ему во всех начинаниях, взрослым необходимо знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца. При этом бессмысленно сравнивать своего сына или дочь с другими детишками, ведь каждый их них идёт по жизни своей дорогой.

Ребенку 4 месяца: какие изменения ждут малыша к четырем месяцам жизни?

Вашей крохе уже пошел четвертый месяц. Начинается новая ступенька в развитии маленького человека. Изменения видны невооруженным глазом: внешне малыш становится более гармоничным и пропорциональным, он все меньше похож на того смешного «головастика», которого вы забирали из роддома. Но еще большие перемены ждут кроху в психологическом развитии.

Вы наверняка заметили, что каждый день для вашего малыша – это время чудесных открытий, познания чего-то нового об этом пока таком непонятном мире. Кроме того, ребенок приобретает все новые и новые навыки. Конечно, нам, взрослым, они могут показаться совсем простыми, но, поверьте, для маленького человечка это настоящие достижения!

Малыш растет… И вместе с ним растет беспокойство родителей: а все ли я делаю так? Правильно ли я веду себя с малышом? Не отстает ли он в развитии от сверстников? Как помочь своему ребенку правильно и полноценно развиваться? Эти и миллионы других подобных вопросов ежедневно крутятся в голове у мам и пап.

Как бы там ни было, дорогие родители, помните одно важное правило: сейчас малыш больше всего нуждается в вашем внимании, чуткости и, конечно же, любви. Впрочем, эти задачи останутся сверхактуальными и в последующие несколько лет.

А сейчас давайте попробуем разобраться, какие же изменения ждут вашего кроху на четвертом месяце жизни?


Прибавка в весе за четвертый месяц равняется примерно 600 грамм, в росте — в среднем 2 сантиметра. То есть, в среднем вес малыша в этот период составит около 6300-6800 граммов, а рост — в пределах 60-65 сантиметров. Естественно, эти показатели очень усредненные, и точно им соответствовать ваш малыш вряд ли будет. Помните, что каждый ребенок – индивидуален, он может набирать вес и расти быстрее или медленнее нормы. Обратитесь к специалисту в том случае, если кроха совсем не набирает вес, или слишком перебирает допустимые показатели.

Начиная с этого важного четырехмесячного «порога», малыш перестанет так интенсивно прибавлять в весе, как это было ранее. Каждый месяц теперь добавка будет немного меньше, чем в предыдущем. А вот рост до года останется стабильным: около 2-3 сантиметров в месяц.

Начиная с четвертого по шестой месяц жизни, органы малыша развиваются разными темпами. За счет этого пропорции тела крохи гармонизируются: голова уже не кажется (и не является) больше, чем грудная клетка. Уходит дисбаланс, и малыш становится более пропорциональным. Ножки выпрямляются, удлиняются, становятся более крепкими. Совсем скоро, через каких-то четыре-пять месяцев, ваш кроха сможет вставать и покажет, на что они способны!

Начинают активно расти волосы. При этом меняется также цвет и структура волос. Тот пушок, с которым кроха родился, выпадает, уступая место новым волосикам. Скорее всего, они будут сильно отличаться по цвету от своих предшественников. Такая смена волос будет длиться один-два месяца. Кстати, вполне вероятно, что в это время изменится и цвет глаз ребеночка.

Параллельно с волосами активно начинают расти ногти. Родители обязательно должны вовремя их подстригать – длинные ноготки на руках могут послужить причиной микротравм и расчесов. Обычно малыши не очень рады таким «срезательным» процедурам. Впрочем, никто и не обещал, что будет легко.

Надо быть готовыми к тому, что в этом месяце у крохи могут начать прорезаться первые зубки. Помогите своему малышу – предлагайте ему специальные кольца-прорезыватели. Такие приспособления созданы для того, чтобы их сосать, жевать, и таким образом разминать десны. В случае если первые зубки уже начнут «проситься» наружу, у малыша начнет выделяться много слюней. Обильное отделение слюны может вызвать сыпь на подбородке. Если вы заметили подобное явление – обратитесь к детскому врачу, он поможет вам легко справиться с проблемой.

Главным органом познания мира для крохи сейчас является рот. Малыш может привыкнуть постоянно сосать пальчики. Специалисты рекомендуют уже сейчас отучать ребенка от этой привычки, чтобы избежать неправильного формирования челюстей.

Большинство детишек на четвертом месяце жизни становятся более активными. Их движения разнообразны: попытки ползания с помощью ручек и ножек, перевороты со спинки на животик и обратно, подобие сидению в опоре на подушки, и даже первые шажочки при поддержке мамы. Конечно, для полноценного сидения кроха еще не готов – его позвоночник и мышцы пока не окрепли для такой нагрузки. Поэтому не стоит раньше времени пытаться усадить своего карапузика – такие «пробы» могут ему навредить. При этом можно и нужно помочь крохе укрепить мышцы спинки, животика и ручек с помощью простого упражнения: подставьте свои пальцы ребеночку так, чтобы он был в состоянии ухватиться за них, и медленно поднимайте свою руку, а вместе с ней и кроху. Когда ребенок поднимется, на несколько секунд задержите его в сидячем положении и осторожно опустите обратно на спинку.

В основном в этот период жизни малыши учатся переворачиваться на животик. Чтобы помочь крохе в этой непростой задаче, попробуйте завести одну ножку за другую и подтолкнуть его набок. В следующий раз подложите свою руку ребенку под плечики и понемножку качайте его со стороны в сторону.

А тем временем малыш уже может поднимать свои ножки так высоко, что ручки способны дотянуться до коленок или даже пальчиков. И, если ранее во рту были только пальчики рук, совсем скоро малыш сможет посасывать и пальчики на ножках.

Обычно на четвертом месяце жизни малыши делают первые попытки ползать. Такие движения помогают крохе перемещаться на маленькие расстояния, чтобы самому добраться до интересной ему «штучки». В положении лежа на животике, карапуз приподнимается на локотках, и при этом пытается ножками оттолкнуться от пола. Специалисты говорят, что половина малышей начинают свои «поползновения» назад, а не вперед. Скорее всего, так им проще ползать.

Движения крохи становятся более стабильными, постепенно исчезает присущая ранее поза напряженной шеи, голова держится по средней линии, не заваливаясь. Малыш тянет ручки к игрушкам и всем интересующим его предметам, охотно хватает все, что попадается в его поле зрения, ощупывает предметы. Если вы дадите карапузу погремушку, он схватит ее, будет крепко держать в ручке, долго и с интересом осматривать и ощупывать со всех сторон. Когда что-то сильно радует или, наоборот, злит кроху, он делает «мостик» — сильно прогибает спинку.

Самая интересная игрушка для четырехмесячного карапуза — это он сам. Что может быть занимательнее, чем коснуться своего носика, подергать себя за волосики, ощупать личико, и, конечно же, залезть в рот ручками! Такие простые и незатейливые операции приносят всегда интересные новые ощущения. Малыш умеет соединять вместе обе ручки и с ними играть.

Захватив предмет с помощью двух ручек, младенец не сразу будет засовывать его в рот. Сначала кроха внимательно его рассмотрит, изучит. Малыш уже в состоянии определить, насколько далеко нужно протянуть ручку, чтобы взять интересующую его игрушку. Он изо всех сил старается выяснить разные свойства предметов – насколько они тяжелые, мягкие они или гладкие, как они звучат. Плюс к тому, на четвертом месяце жизни кроха уже замечает, что предметы исчезают или появляются.

У малыша появляются «любимые» игрушки. Об этом он не преминет сообщить вам, если вы дадите ему «не то». Кроха громко возмутится по поводу такого неуважения к его пристрастиям, и радостно загулит, наконец-то получив желаемое.

Ранее зрение малыша позволяло ему четко различать предметы на расстоянии 30 - 40 сантиметров от него. Теперь же к концу четвертого месяца жизни кроха может хорошо видеть на расстоянии 3,5 метров. Ребенок способен различать основные спектральные цвета. Глазки движутся более плавно, и теперь карапуз в состоянии легко следить за движущимся человеком или предметом.

Слух у ребенка в этот период развит почти так же, как у взрослого. Малыш реагирует на музыку, может определить источник звука, отличить мамину речь от папиной, с удовольствием слушает собственные звуки – чихание, кашель, бормотание. Те звуки, которые ему нравятся больше всех, он готов повторять снова и снова, делая их громче, тише, и забавляясь таким способом.

Также малыш начинает больше «разговаривать». Появляются попытки произнести открытые звуки «а» и «о». Первые согласные звуки крохи — неопределенные «б» и «п», а также «м», которая сливается с гласными, провоцируя подобие такому долгожданному «мама».

При появлении мамы или папы кроха их узнает, и сам приглашает пообщаться – смеется и громко гулит. При этом малыш подстраивается под ритм, темп и громкость вашего голоса. Если резко оборвать «разговор», карапуз расстроится и начнет плакать. Поэтому не стоит оставлять его одного, предварительно не переключив его внимание на любимую игрушку.

Когда малыш замечает, что вы хотите взять его на руки, он старается помочь вам всем телом – напрягается, пытается подпрыгнуть и подтянуться в ваши объятия.

Кроху занимает все, что имеет цвет и движется: домашние животные, листики на деревьях, машины. Он уже начинает узнавать родных: не только маму и папу, но и дедушек с бабушками, сестричек и братиков. На их лица он мгновенно реагирует радостной улыбкой.

Детки на четвертом месяце жизни, как правило, ходят в туалет «по-большому» 2-3 раза в сутки, а в случае введения прикорма и один раз в сутки. Конечно же, эти моменты необходимо отслеживать, чтобы не допустить запоров.

Время бодрствования все увеличивается. Иногда детки могут порадовать маму с папой возникшей способностью спать три раза днем и по 10 — 11 часов не просыпаясь ночью.

Но не стоит забывать, что малыши на четвертом месяце жизни могут очень сильно отличаться друг от друга, в том числе по уровню физического развития. У каждой крохи есть свой собственный график развития, и не стоит искусственно опережать события. Лучше всего помочь малышу развивать уже имеющиеся у него навыки: поворачивать головку, приподниматься лежа на животике, выпрямлять ножки, опираться на предплечья.


В первые три месяца жизни проявлялась прямая зависимость между настроением малыша и уровнем удовлетворения его физических потребностей - он плакал из-за того, что был голоден, или болел животик, или пытался «позвать» родителей. Теперь же, благодаря интенсивному развитию мозга, усовершенствованию работы нервной и пищеварительной систем кроха начинает живо интересоваться окружающим миром. А что там, за пределами его самого? Ох, как интересно!

Отныне любое действие карапуза имеет эмоциональный подтекст. Вот только опыта и широких возможностей для выражения своих эмоций, чувств и отношения к окружающим событиям у крохи еще недостаточно.

Более разнообразными становятся чувства малыша. Кроме известных ранее страха и голода, появляются (хоть и на короткие промежутки времени) интерес, досада, любопытство, удивление, разочарование. Чтобы постигать и изучать окружающую среду, карапуз должен с ней непосредственно взаимодействовать. Поэтому специалисты рекомендуют предоставить ему как можно больше возможностей для познания: везде брать его с собой, привлекать его к «помощи» при уборке или приготовлении еды. Это так важно для полноценного развития крохи! Любые события малыш сейчас переживает очень бурно: если ему плохо, то все совсем уж ужасно, а если хорошо, то все вокруг прекрасно!

Самая главная особенность этого периода жизни крохи — острая потребность в общении. Малышу уже недостаточно просто кушать и спать, ему необходимо внимание мамы и папы. Контакты с близкими и родными уже налажены: кроха узнает всех членов семьи, всем улыбается, радуется вниманию к себе, разговорам, играм, почти непрерывно гулит и лепечет. Но, конечно же, самые радостные и теплые улыбки по праву достаются маме и папе.

Общение доставляет малышу огромное удовольствие. Он поддерживает диалог, как может – агукает, улюлюкает, произносит отдельные звуки, повторяет вашу мимику, поддерживает темп и громкость голоса. Но общение для крохи сейчас не просто прихоть, а жизненно необходимая потребность. Поэтому не стоит надолго оставлять его одного, даже если он не плачет.

На этом этапе ребенок уже отлично понимает речь, обращенную к нему, хорошо чувствуя интонации разговора. Речевые навыки развиваются интенсивными темпами. Кроха очень много времени посвящает «тренировкам». Носогубные мышцы уже достаточно хорошо развиты, благодаря чему появляются первые гласные и согласные звуки. Малыш начинает реагировать на звук своего имени – замирает, поворачивает головку, прислушивается.

Кроха различает знакомые и незнакомые ему голоса. Услышав неведомый ранее голос, он может иногда испугаться и заплакать. Но чаще всего малыш с огромным удовольствием «знакомится».

Кроха в этом возрасте будет очень рад активным играм с родителями. Восторг вызывают папины «подкидывания» вверх, перевороты, щекотка, а также смешные рожицы или звуки. Но обязательно надо знать меру – избыточное возбуждение малыша может привести к испугу.

И обязательно помните, что залог нормального психического развития крохи — это крепкая эмоциональная связь с мамой и папой.


Многим мамам интересно знать, что же будет уметь малыш на четвертом месяце жизни? Обобщая, можно утверждать, что он:

  • узнает маму и папу и отдает им предпочтение перед остальными людьми;
  • распознает голоса знакомых ему людей и может отличить их от незнакомых;
  • самостоятельно может переворачиваться с животика на спинку и наоборот;
  • лежа на животике, легко поднимает верхнюю часть туловища, держит голову и поворачивает ее на весу влево-вправо;
  • с неподдельным интересом разглядывает все происходящее вокруг него;
  • «поет», выводит рулады, пытается произносить гласные и согласные звуки, первые слоги;
  • может схватить предмет одной или сразу двумя руками;
  • слышит звук своего имени и реагирует на него;
  • лежа на спинке, приподнимает головку и плечики;
  • различает и выделяет «любимые» игрушки среди «нелюбимых»;
  • в процессе кормления пытается играть с грудью или бутылочкой;
  • может по-разному реагировать на знакомые и незнакомые ему вещи, проявляя различные эмоции;
  • может порадовать вас первым зубиком;
  • умеет различать вкусы;
  • активно общается, смеется, гулит, а при резком прекращении игры плачет;
  • улыбается своему отражению в зеркале, изучает его;
  • различает цвет, форму, объем;
  • узнает знакомых даже в новом облике;
  • тащит все незнакомые предметы в рот;
  • ощупывает лица родителей, изучает их.


Каждая мама хочет помочь своей крохе развиваться гармонично. Для этого вам стоит прислушаться к простым советам:

1. Увеличьте время прогулок с малышом. Летом можно гулять 2-3 часа, а замой – до двух часов. Во время прогулок ребенок называйте все, что видит кроха: людей, деревья, дома, животных и т.п. Повторяйте за ребенком звуки, вводите новые.

2. Два раза в день – утром и вечером – делайте крохе массаж. Как его правильно делать, вас научит детский врач.

3. Придумайте специальный ритуал отхода ко сну: купание, колыбельная, нежные поглаживания. Такой ритуал надо соблюдать постоянно, и малыш будет лучше засыпать.

4. Играйте с крохой! Продолжайте игры, начатые ранее – используйте мешочки с разными материалами, большие красочные игрушки. Такие забавы не только порадуют малыша, но и помогут развитию мелкой моторики и тактильного восприятия.

5. Поддерживайте и стимулируйте интерес ребенка к познанию мира, давайте ему возможность увидеть и попробовать как можно больше. Не забывайте следить за тем, чтобы предметы в зоне досягаемости крохи были чистыми и без мелких деталей. Также старайтесь не перевозбудить малыша.

6. Добавьте новые упражнения: разведите ручки крохи в разные стороны, а потом скрестите их на груди (повторять несколько раз), поворачивайте ножки ребенка таким образом, чтобы его таз немножко повернулся. При этом малыш начнет поворачивать плечи и голову в ту же сторону. Помогите ему повернуться, слегка потягивая за ручку.

7. Купите крохе резиновые пищалки, издающие звук при сдавливании. Такие игрушки помогут развить ловкость и сноровку ручек. Чтобы развивать координацию и мышление, предлагайте ребенку разные погремушки, с тонкими или толстыми ручками, с кольцами.

8. Закрепите на стенке кроватки крохи небьющееся зеркальце. Увидите, с каким интересом и восторгом малыш будет наблюдать за своей мимикой, улыбаться своему отражению.

9. Поощряйте ползание крохи, стимулируйте его, «приманивая» игрушкой или непривычными для малыша вещами: кастрюлями, чашками, черпачками. Но, когда малыш подползает, не отодвигайте игрушку, чтобы не отбить желания ползать. После игры обязательно похвалите кроху, улыбнитесь, ласково погладьте.

10. Постоянно общайтесь с ребенком! В процессе разговора меняйте скорость и громкость речи, говорите разными голосами. Повторяйте «речь» крохи. Почаще зовите малыша по имени. Хлопайте в ладоши в такт музыке, меняйте медленную и быструю музыку, ее громкость, ритм.

11. Рассказывайте крохе сказки, стишки, потешки. Делать это надо не монотонно, а эмоционально и ярко. Используйте веселые игры-потешки, например:

Ножки-топтыжки
Малыш лежит на спинке, а мама сгибает по очереди его ножки, а потом сводит и разводит ручки, приговаривая:
Ножки-топтыжки
Пошли молотить, 
Ручки-грабельки
Сено воротить.

Толкачики-рогачики
Мама подводит согнутые ножки крохи к животику, переворачивает на бок, приговаривая: 
Толкачики – рогачики, оп! 
Перевертушки!

Поехали!
Мама тянет кроху за ножки на себя:
Поехали – поехали за солью, за солью.

Ковалек
Мама постукивает по пяточкам крохи, напевая: 
Куй, куй, ковалек, 
Подай сапожок, 
На маленькую ножку 
Золоту подковку.

Если вы заметили хотя бы один из перечисленных ниже симптомов, обязательно обратитесь к врачу:

  • если кроха безразличен к кормлению, не проявляет эмоций в ответ на человеческий голос или игру;
  • если вы наблюдаете подергивание лук и лица;
  • если малыш страдает постоянным нарушением сна;
  • если ребенок не реагирует на свет и звук, либо реагирует слабо.

И, конечно же, универсальный рецепт – любите своего кроху! И тогда он обязательно будет расти и развиваться, радуя своих родителей!