Правила общения с больным ребенком. Общение врача с ребенком

Уход за кожей ребенка 2-10 лет не требует сложных процедур. Соблюдения гигиенических правил и некоторых предосторожностей будет достаточно.

Уход за кожей в дошкольном и школьном возрасте имеет некоторые особенности. С двухлетнего возраста роговой слой кожи становится плотнее. Вследствие этого кожа ребенка делается более устойчивой и выносливой, чем кожа новорожденного. Наряду с развитием кожи, изменяются и условия жизни ребенка. Он становится более самостоятельным; ползает, ходит, бегает. Ребенок больше соприкасается с окружающей средой, и различные внешние факторы оказывают на него более активное действие, поэтому в дошкольном возрасте кожа чаще загрязняется и требует внимательного ухода.

Грязь является одной из главных причин, способствующих заболеваемости детей. Больше всего у детей грязнятся руки. Руками дети хватаются за различные предметы, гладят животных: кошек, собак, роются в земле, песке, копаются в снегу, возятся в воде. Грязными руками дети дотрагиваются до лица, волос, трут глаза. Взятые грязными руками и съеденные хлеб и другие продукты могут вызвать желудочно-кишечные заболевания. Грязь является хорошей питательной средой для микробов. Если не мыть рук перед едой, то легко можно занести в рот яйца глистов. Они попадают на кожу рук, когда дети играют с землей, песком и т. п. которые могут быть загрязнены испражнениями больных животных. Поэтому у детей руки надо мыть значительно чаще других частей тела. Можно рекомендовать обязательное мытье рук утром и перед сном, перед каждой едой и после их загрязнения. Руки надо мыть мылом и теплой водой. Намыливание и промывание надо производить тщательно. Не следует мыть руки с плотно прижатыми пальцами, так как грязь при этом смывается только с ладоней и остается в межпальцевых промежутках. Эта грязь может размазываться полотенцем по лицу и рукам при вытирании. Однако от частого мытья кожа рук может высыхать и шелушиться. После мытья следует тщательно вытирать руки; при появлении шероховатости надо смазывать на ночь кожу рук глицерином Велюр, смесью глицерина с водой (в равных частях) или глицериновым желе.

При уходе за кожей рук надо обращать внимание на состояние ногтей. Помимо неприятного впечатления, которое производит вид грязных ногтей, они представляют большую опасность: рассчесывая кожу ногтями, ребенок может легко расцарапать ее, внести инфекцию и вызвать гнойничковое заболевание кожи. Ногти на руках лучше всего обстригать коротко. Для удаления грязи из-под ногтей нужно мыть их специальной щеточкой.

Во время игр, беготни ноги потеют, сильно загрязняются, поэтому их ежедневно следует мыть перед сном тепловатой водой с мылом. Надо приучать ребенка к мытью ног не только в летнее, но и в зимнее время. После мытья нужно тщательно вытирать кожу стоп и межпальцевые промежутки.

Ногти на ногах надо подрезать каждую неделю. Подрезывание ногтей производят прямыми ножницами, не срезая углов ногтей, так как неправильно срезанные ногти могут врастать в кожу.

При уходе за кожей ребенка надо уделять также достаточное внимание полости рта и зубам. В ротовой полости находится большое количество микробов. Они могут вызывать заболевания не только слизистых, но и кожи.

К уходу за зубами надо приучать ребенка с раннего детства. Больные зубы иногда служат причиной серьезных заболеваний. При разрушении зубов пища проглатывается неразжеванной, и это нарушает работу желудочно-кишечного тракта. Во время еды остатки пищи застревают между зубами и разлагаются; при гниении пищи выделяются вещества, которые повреждают зубы. Кроме того, во рту и на зубах скопляются отторгнувшиеся клетки слизистой оболочки и слизь, а также микробы. Все эти скопления частично смываются при проглатывании слюны, однако этого совершенно недостаточно для очистки зубов и полости рта. Поэтому надо прополаскивать рот после каждого приема пищи. Зубы следует чистить утром и вечером или в крайнем случае один раз в день.

Ребенку нужно ежедневно мыть лицо по утрам тепловатой водой и тщательно обсушивать его мягким полотенцем. Обычно дети много времени проводят на воздухе. Их нежная, тонкая кожа, особенно на губах, очень легко обветривается, раздражается и шелушится. Поэтому не следует перед выходом на улицу умывать ребенка. Полезно, особенно в ветреную погоду, слегка смазывать кожу и слизистую губ борным вазелином, детским кремом или глицерином, разведенным пополам с водой.

У некоторых неопрятных детей появляется покраснение, а иногда мокнутие кожи лица. Выделения из носа, попадая на кожу, раздражают ее. Раздраженную, покрасневшую кожу целесообразно смазывать борным вазелином или детским кремом.

Помимо ежедневного туалета, необходимо все тело ребенка мыть теплой водой с мылом не реже 2 раз в неделю. Одновременно с мытьем тела ребенку моют голову.

В этом возрасте волосы и кожа головы быстро загрязняются. Зимой дети играют и бегают в головных уборах, что способствует усиленному выделению пота, а летом во время игр на волосы попадают песок, пыль, земля, с которыми смешиваются пот и кожное сало. Поэтому в летнее время надо особенно тщательно ежедневно расчесывать волосы гребешком и щеткой и мыть теплой водой с мылом 1-2 раза в неделю.

Во время мытья вполне достаточно намыливать волосы 1-2 раза. Каждый раз после намыливания надо тщательно смывать мыло теплой водой.

Для поддержания чистоты волосяного покрова и нормального роста волос необходимо ежедневно расчесывать волосы гребенкой. У девочек длинные волосы следует расчесывать, начиная с концов, сначала редким, а потом частым гребнем. Расчесывать волосы необходимо медленно и осторожно, так как грубое, насильственное расчесывание неприятно и может вести к обрыву волос. После того как волосы расчесаны гребнем, нужно специальной щеткой прочесать волосы от корней до самых концов. Расчесывание волос щеткой прекрасно очищает волосы от пыли и грязи; жировая смазка при этом равномерно распределяется по стержню волос, и они становятся блестящими.

Длинные волосы девочек заплетают в косы. Туго заплетать косы не следует. Нельзя также длинные волосы сильно стягивать ленточками. Мальчикам следует стричь волосы один раз в 3-4 недели.

При правильном уходе за волосами они пушисты, мягки, шелковисты и придают голове красивый вид.

Родителям и педагогам, а также школьным врачам необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали все требования, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность кожи и волосистого покрова.

Большое значение имеет закаливание детского организма воздушными, солнечными ваннами, физкультурой и т. д. Воздушная ванна - наиболее мягкий способ закаливания детского организма. Перед воздушной ванной должна сниматься вся одежда с тем, чтобы действию воздуха подвергался весь кожный покров. Тело раздетого ребенка даже в самый жаркий день охлаждается, поэтому воздушную ванну ребенку можно проводить при температуре не ниже 23-25 .

Солнечные лучи являются могучим лечебным фактором. Однако надо умело использовать солнечные ванны. Их необходимо проводить очень осторожно, соблюдая некоторые правила:

1) длительность солнечной ванны не должна превышать 3-5 минут;

2) солнечную ванну нужно принимать лежа;

3) во время солнечной ванны надо поворачивать ребенка с живота на спину и на бок;

4) голову следует защищать от действия солнечных лучей белой косынкой, панамой или зонтиком.

Продолжительность солнечных ванн можно повышать ежедневно на 1 минуту и доводить для ребенка до 3 лет до 15 минут, а для детей старшего возраста - до получаса.

После принятия солнечной ванны полезно сделать ребенку обливание тепловатой водой, насухо вытереть его и поместить в тень.

Гигиена детей и подростков

На определенной стадии воспитания собственных детей абсолютно все родители начинают задумываться о таком понятии как детская гигиена. И хорошо, если это произойдет в самом раннем возрасте, так как содержать зубы, руки, волосы, ногти, половые органы в чистоте необходимо уже с самого рождения.

Изначально родители, пока их ребенок ещё маленький, должны сами следить за его гигиеной. Но дети растут, становятся более самостоятельными. Именно поэтому первоочередной задачей пап и мам является обучение детей личной гигиене.

В чем состоит гигиена детей?

Тело ребенка нужно содержать в чистоте с самого рождения. Естественно, необходимо мыть руки перед едой с момента, когда он начнет ходить, ну или хотя бы ползать. Чистить зубы, соответственно, с момента появления первых зубов. По началу достаточно только протирать зубки ребенка влажным бинтиком, который для большего удобства можно намотать на палец. В дальнейшем — чистить зубы без пасты, одной лишь зубной щеткой, а ближе к трем – четырем годам – приучать малыша к зубной пасте.

Но очень часто родители, заботящиеся о том, чтобы их малыш познал все секреты личной гигиены. «упираются» в барьер, детское сопротивление: согласитесь тяжело найти маленького ребенка, который любил бы чистить зубы, мыть руки. Важно в этот момент не ругать и не нервничать! Хотите приучить его к гигиене – сделайте это играючи – привлеките ребенка игрой и что самое главное – собственным примером.

Пусть малыш наблюдает как Вы, возвращаясь с улицы домой, начинаете мыть руки; утром и вечером идете в ванную комнату, чтобы умыться и почистить зубы. Если Ваш ребенок по-прежнему отказывается мыть руки – проявите фантазию, попробуйте ему рассказать «увлекательную» историю, заинтересовать интересным рассказом, используя в своих рассказах наиболее любимых героев Вашего ребенка, являющихся для него авторитетами.

Что касается интимной гигиены ребенка (уход за половыми органами) необходимо соблюдать с самого момента рождения. Новорожденных девочек следует подмывать кипяченой водой, а половые органы своего сына — мыть с мылом, несильно отодвигая крайнюю плоть и ни в коем случае резко её не дергать! Возможно, это и не поможет, но обязательно расскажите своему ребенку о том, что интимная гигиена является необходимостью и следить за чистотой собственного тела необходимо каждому человеку без исключения. Врачи-педиатры рекомендуют, чтобы рассказывал и показывал, каким образом необходимо поддерживать свое тело в чистоте, родитель одинакового пола с ребенком. Помимо того, это приучит детей к тому, что в будущем девочкам будет проще обратиться с интимным вопросом к маме, особенно во время периода полового созревания, а к папе — мальчику.

Достаточно часто для любого новоиспеченного родителя уход за своим малышом представляет собой большую проблему. Но общие правила гигиены просты и с легкостью поддаются освоению.

Правила детской гигиены

Ребенка необходимо подмывать после стула каждый раз проточной теплой водой. Перед сном — вечернее купание, температура воды должна достигать 36 — 37 градусов. Использовать рекомендуется детское мыло или специальные средства для детей. Во время ухода за половыми органами не нужно прибегать к использованию марганцовки и различных трав – это позволит детям избежать аллергии и сухости кожи.

Обыкновенная гигиена ребенка будет несколько отличаться от гигиены взрослых. Руки, лицо и глаза омываются ватой, которую предварительно необходимо смочить в кипяченой теплой воде. Рот ребенка нельзя вытирать, иначе это может поранить его нежную слизистую оболочку. Следует каждый день проверять подмышечные впадины и область ягодиц у малыша. В случае образования опрелостей – смазывайте кожу или детским маслом, или подсолнечным прокипяченным.

Обучать детей правилам гигиены – несомненно, одна из самых важных задач каждого родителя, которая обеспечивает его полноценное воспитание. Изложенные ниже правила и положения должен запомнить любой родитель, чтобы своих детей им обучить.

Тело нужно мыть теплой водой с мочалкой и мылом каждые четыре – пять дней. Если Ваш ребенок посещает спортивные секции или самостоятельно занимается спортом, то после всех тренировок нужно принимать теплый душ. Он прекрасно очищает кожу и оказывает успокаивающее воздействие на нервную и сердечно-сосудистую систему, улучшает обмен веществ и ускоряет восстановительные процессы.

Повышенное внимание требуется уделить открытым участкам тела. Взрослые должны следить за тем, чтобы во время умывания ребенок умывал не только лицо, но ещё и уши, и шею. По завершению водных процедур необходимо тщательно вытираться полотенцем, поскольку кожа, на влажных местах, может обветриваться, соответственно, образуются трещинки. Умываться лучше всего теплой водой. Запомните, что слишком горячая сделает кожу ребенка дряблой, а слишком холодная вода нарушит нормальное питание кожи – это связано с сужением сосудов и задержкой отхождения выделений сальной железы, что существенно снизит способность кожи к самостоятельному очищению и поспособствует появлению некрасивых угрей.

Посещение общественных мест (спортзалы, раздевалки, душевые, бани) предусматривает придание гигиене ребенка особого значения — на полу могут располагаться патогенные грибки, поражающие стопы ног. Возникновение жжения, а также невыносимый зуд между пальцами, шелушение кожи, образование небольших пузырьков и трещин – все это являются первыми симптомами заражения грибком. При первых же симптомах этого заболевания желательно как можно быстрее обратиться к врачу. Приучите с самого рождения ребенка к тому, что нельзя использовать чужое полотенце, носки и обувь. Находясь в бане, душевой, раздевалке, на пляже, общественном туалете, необходимо использовать резиновые тапочки.

Гигиена кожи

В профилактике болезней кожи огромное значение имеют чистота кожи и правильный уход за ней. Постоянное поддержание чистоты кожи, систематическое удаление загрязнений: пыли, микробной флоры, сапрофитирующей на коже, отделяемого многочисленных желез - непременное условие предупреждения болезней.

Поэтому необходимо не реже двух раз в день мыть открытые участки кожи водой с мылом, а руки - перед каждым приемом пищи. Мыться в бане или ванне следует не реже одного раза в неделю. Лицам, работающим на производстве, где приходится соприкасаться с керосином, машинными маслами, нефтью, дегтем и т. д. следует особенно обращать внимание на правильную и систематическую очистку кожи.

На таких производствах медицинские работники обязаны контролировать регулярную работу душей, умывальников, следить за своевременной обработкой микротравм и правильной очисткой кожи рук рабочих с применением специальных моющих средств.

Свежий воздух, солнечные лучи, воздушные ванны закаливают организм, способствуют повышению его сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, так как усиливают секрецию желез, обусловливают расширение кровеносных сосудов и влияют на процессы обмена веществ в коже.

Однако длительное и нерациональное использование солнечных лучей приводит к утомлению, повышенной возбудимости и нарушению сна. Наиболее рационально и полезно солнечное облучение в том случае, если оно проводится постепенно начиная с 2 - 5 мин и ежедневно увеличивается на 5 - 10 мин. Солнечные ванны противопоказаны лицам с нарушением функций эндокринной и сердечнососудистой систем, больным туберкулезом легких или других органов в активной стадии, лицам, страдающим истощающими организм заболеваниями.

Большое значение для укрепления организма и сохранения здоровой кожи имеют систематические занятия спортом и гимнастикой. Физическая культура способствует повышению тонуса нервной системы, улучшению процессов обмена веществ и тем самым укрепляет состояние кожи.

После физических упражнений полезно принять душ или обтереться влажным полотенцем Большое значение имеет тщательный уход за кожей самих медицинских работников.

Постоянно соприкасаясь с больными, медицинские работники должны соблюдать правила гигиенического ухода за кожей, следить за целостью кожных покровов, своевременно лечить возникшие кожные заболевания, чтобы исключить возможность передачи кожного заболевания больным или окружающим лицам.

«Кожные и венерические болезни»,
А. А. Студницин, Б. Г. Стоянов

Кожа в детском и старческом возрасте имеет ряд особенностей строения и функций. Кожа в детском возрасте. Наиболее четко выявляется своеобразие строения кожи у детей в различных возрастных группах. Эпидермис, хорошо развитый у взрослых.

Современная косметика включает профилактическую, лечебную и декоративную. Косметика предусматривает ряд мер, способствующих устранению имеющихся дефектов кожи путем применения общих методов терапии и местного лечения косметических.

Особенности работы с детьми определяются особенностями их психики. Они характеризуются большей впечатлительностью, ранимостью в случае неблагоприятных воздействий внешней среды, недостаточно развитой критикой по отношению к себе и происходящему вокруг. Если у ребенка уже есть опыт общения с медициной, важно знать, каков он. Если ребенка раньше пугали врачами или какими-либо медицинскими манипуляциями, у него могут возникнуть болезненные фантазии о том, что болезнь и все неприятные воздействия, ею вызванные, – это наказание ему за какие-то провинности. Большинство родителей первые признаки заболевания замечают по изменившемуся поведению ребенка: он меньше играет, становится менее активным и более замкнутым, больше капризничает, плохо ест. Совершенно иная, чем у взрослых, реакция у детей на внешние раздражители, особенно на боль. Отсюда следует и соответствующее отношение медицинских работников ко всем медицинским манипуляциям с детским организмом, сопровождающимся болью. Врач должен помнить, что, испытав однажды боль от медицинского вмешательства, ребенок впредь будет со страхом и опаской относиться и к другим действиям медицинского персонала. По мере возможности все врачебные назначения должны выполняться безболезненно для ребенка. Можно и нужно использовать повышенную внушаемость ребенка, говорить с ним спокойно и уверенно, умело шутить. В ряде случаев ребенка лучше просто отвлечь, учитывая, что отрицательные эмоции легче вытеснить более сильными, положительными, чем снять уговорами. При любых страхах важно выяснить, чего конкретно боится пациент, а лишь потом пытаться развеять их. Медицинским работникам стационарных педиатрических учреждений не следует забывать о том, как тяжело большинство детей переносят разлуку с родителями, особенно если это произошло внезапно. Особенно скрупулезно необходимо подходить к вопросу госпитализации детей до 3 лет. Стационарного лечения в этом возрасте желательно избегать и госпитализировать детей только при острой необходимости. Если представляется возможным, ребенка нужно заранее познакомить с больничной средой, лечащим врачом. При расставании с матерью не следует обманывать ребенка, прибегать к уловкам. После ее ухода медицинская сестра должна некоторое время уделить вновь поступившему, почитать или поиграть с ним. В больничной палате ребенка будет волновать буквально все: и цвет стен, и особенности одежды медицинского персонала, и поведение соседей по палате, и многое другое. Порой ребенка волнует то, на что он раньше и никак не реагировал, то, что он раньше просто не замечал. Для предсказания особенностей реагирования того или иного ребенка на разные события его больничной жизни желательно больше знать о характере маленького пациента, его привычках, особенностях нервной системы. Острое потрясение при госпитализации условно можно разделить на три стадии. Первая – протест против всего, выражающийся в постоянном беспокойстве, плаче, возбуждении. Вторая – отчаяние, которое развивается у ребенка, потерявшего надежду на перемены к лучшему, которое может привести к депрессивному состоянию. Третью стадию можно назвать привыканием, адаптацией: ребенок перестает беспокоиться, начинает интересоваться окружающей обстановкой, может подружиться с медицинской сестрой и соседями по палате. Реакция психики может быть разной степени выраженности, может приводить и к разрегулированию механизмов адаптации, и выражаться в подавленном, угнетенном состоянии, частых беспричинных слезах. Почти всегда присоединяется нарушение физиологических отправлений: сна, аппетита, мочеиспускания, дефекации и др. Такие нарушения могут приводить к чувству ложного стыда и затруднять откровенное общение с врачом. Задача врача – разрушить этот психологический барьер. В общении врач обязан помнить, что больному ребенку тяжелее, а маленькому почти невозможно себя контролировать. Когда это сделать удалось, облегчаются дальнейшие разъяснения необходимых медицинских воздействий и манипуляций. Это особенно важно, если речь идет о хирургическом вмешательстве. Так, например, старшим детям становится легче что-либо разъяснять, а младших проще уговорить, убедить, что их не ждет ничего страшного, они становятся более открытыми и доступными для контакта. При уговорах нередко бывает эффективным метод привлечения к разрешению конфликта других детей, уже адаптировавшихся к больничной среде. Одни и те же разъяснения будут более эффективными, если ребенок, находящийся в состоянии страха и неуверенности, получит их от своего соседа по палате, чем от медицинского работника. Имеет значение и манера обращения медицинского персонала к детям. Наиболее удачным является обычное обращение по имени, нужно избегать прозвищ, а также шаблонных схематизированных обращений. Врач должен учитывать возраст ребенка, уровень его интеллекта и жизненный опыт, опыт общения с медиками. Созданию продуктивного контакта между врачом и больным ребенком будет способствовать обстановка, сложившаяся в отделении, больнице в целом. Она должна максимально напоминать домашнюю. Ребенку должны быть доступны игрушки, игры, книги, в коридорах должны быть цветы или просто растения, медицинский персонал не должен быть излишне строг, больным детям нужно больше прощать. О личности ребенка, взаимоотношениях его с окружающими многое могут рассказать игры, в которые играет ребенок, взаимоотношения, которые он в это время выстраивает с игрушками и другими детьми. Игра предоставляет возможности как для познания детской личности, так и для воздействия на нее. Не стоит забывать и о родителях госпитализированных детей. Педиатр должен помнить о тесной психологической зависимости матери и ребенка, он должен располагать информацией о семье, в которой растет его пациент, и быть особенно внимательным к ребенку, рожденному или растущему в неполной семье. Многие из таких детей не были желанными, и, если им об этом известно, их психическое состояние постоянно страдает от отсутствия самого главного в жизни маленького члена общества – уверенности в материнской защите. Работа педиатра с родителями должна учитывать два основных аспекта: родители переживают не меньше ребенка и нуждаются в адекватном успокоении, оно будет эффективнее, если врач не будет ждать, пока взволнованные родители засыплют его вопросами, порой не по существу, а при госпитализации и в дальнейшем с определенной периодичностью будет проводить с ними краткую разъяснительную работу. В этом случае родители будут просто спокойно ждать очередного свидания с врачом в назначенное им время, а не прорываться к нему в неурочное время, нарушая при этом санитарно-эпидемиологический режим и распорядок работы отделения. Вторым важным аспектом является влияние настроения родителей на настроение ребенка. Мать или отец, удовлетворенные продуктивной беседой с врачом, окажут наилучшее психотерапевтическое воздействие на ребенка. Поведение родителей во время болезни ребенка во многом зависит от отношения к нему, предшествующего опыта общения с педиатром. Очень тяжело переживают любое болезненное состояние своего ребенка родители, пережившие смерть другого ребенка. Встречается и диаметрально противоположное – безразличное, легкомысленное, безответственное отношение к болезням детей. С легкомысленным отношением иногда приходится встречаться в многодетных семьях, наиболее часто в социально неблагополучных. Особые психологические проблемы возникают при необходимости хирургического лечения. Ребенок, нуждающийся в операции, должен быть соответствующим образом подготовлен к ней, он должен располагать информацией о том, что ему предстоит, в объеме, который способен воспринять в соответствии со своим возрастом и интеллектом. По возможности нужно подбирать соседей по палате так, чтобы они могли между собой обсуждать сходные проблемы, связанные с хирургическим лечением, поддерживать друг друга. Как правило, дети охотно помогают своим соседям по палате, заменяя при необходимости сестру или санитарку. Родители и ребенок должны четко представлять, чего они могут ожидать от операции, и не рассчитывать на то, что не является целью операции. Целесообразно остановиться на реакции психики ребенка и родителей на острое и хроническое заболевание. Острое заболевание нетяжелого характера, переносимое в привычных домашних условиях, редко приводит к особому беспокойству. Тяжелее психологическая реакция у хронических больных, особенно если заболевание тяжелое, длительно протекающее и (или) неизлечимое. Немаловажное значение имеет и тот факт, является ли заболевание врожденным, прогрессирующим со временем или приобретенным. Тяжелые неизлечимые заболевания детей часто вызывают бурную эмоциональную реакцию у родителей. Они могут необоснованно обвинять врачей в неправильном лечении, ходить от одного врача к другому в надежде на новые методы лечения, заниматься самолечением или даже обращаться к экстрасенсам и знахарям. У родителей может развиться чувство вины, они начинают заниматься самобичеванием или взаимными обвинениями, что оказывает негативное влияние на обстановку в семье в целом в тот момент, когда, наоборот, все члены семьи должны сплотиться в борьбе с недугом и помогать друг другу. Медицинские работники должны помочь родителям осознать факт тяжелой болезни их ребенка и их возможности в борьбе с ним. Еще важнее помочь ребенку приспособиться к новым условиям существования в связи с наступившей болезнью. Самая сложная ситуация создается в том случае, если заболевание неизлечимо, смертельно. Врачу очень трудно сообщить сам диагноз такого заболевания родителям, это неизбежно вызовет тяжелое потрясение, поэтому врач должен делать такое заявление только после завершения всех обследований и при наличии полной своей уверенности в диагнозе. В первый момент после сообщения реакция может быть разнообразной: страх, горечь неизбежной утраты, недопонимание происходящего, могут быть агрессивность со стороны родителей и высказывания необоснованных страшных обвинений, о которых они впоследствии жалеют. Их сознание сначала отказывается воспринимать страшную весть, и они вновь и вновь обращаются к доктору с просьбой объяснить, в которой подразумевается скрытая надежда на иной диагноз и прогноз. Даже после разъяснений они многократно переспрашивают врача о реальном положении. Следующий этап – подготовка родственников ребенка к предстоящей неизбежной трагедии, связанной с его смертью. Помимо сообщения о реальном положении больного, необходимо поддержание слабой надежды на выздоровление, даже если врач уверен в прогнозе. Он должен разъяснять, что течение заболевания может быть различным, бывают длительные периоды ремиссии, наука идет вперед и изобретает новые методы лечения тяжелых заболеваний. Лечение такого ребенка должно носить общеукрепляющий характер, поддерживающий его физические силы. Во время пребывания такого больного в стационаре возможность посещений его родственниками должна ограничиваться минимально, это оказывает благоприятное влияние как на ребенка, так и на его семью. Если состояние позволяет, доктор должен найти возможность отпускать пациента с родственниками в краткосрочные поездки, прогулки. По мере ухудшения состояния больного, наступления рецидива заболевания после продолжительной ремиссии меняется психологическое состояние родителей. Отрицание факта тяжелой болезни сменяется пониманием неизбежности ее трагического исхода, все в их жизни отодвигается на задний план, кроме событий, связанных с состоянием ребенка. Сам ребенок реагирует на факт своей тяжелой болезни по-разному, многое в его реакции зависит от возраста. Обычно он не может осознать, что значит быть неизлечимо больным и что он может умереть. Дети школьного, иногда и более младшего возраста могут ощущать приближение смерти. Они впадают в депрессию, испытывают полное равнодушие ко всему. Реже наблюдается реакция отрицания самого факта болезни. В момент смерти медицинский персонал должен помочь родителям пережить произошедшую трагедию, к их горю необходимо проявить чуткое внимание и понимание. Многие родители стремятся еще раз встретиться с врачом, обсудить еще раз все, что произошло, просто еще раз поговорить о пережитом, тем самым облегчить свои страдания. Задача врача – внимательно выслушать, посочувствовать, убедить, что было сделано все возможное как со стороны медицинских работников, так и родителей, и постараться направить их мысли в позитивное русло, обратить внимание на оставшихся детей, напомнить, что их жизнь продолжается, и помочь им вспомнить свои интересы в прошлом. Кроме своего горя, родители умершего ребенка должны помнить, что не только они пережили тяжелый стресс, но и другие их дети. У них могут возникнуть болезненные реакции, страхи, поэтому такие дети нуждаются в повышенном внимании родителей, которые столь же нуждаются в любви и внимании оставшихся детей.

Взаимоотношения медицинского работника с родными и близкими больного ребенка - один из важнейших вопросов медицинской деонтологии.

Медицинские сестры круглосуточно контактируют с матерями, находящимися в стационаре с больными детьми.

Некоторые врачи-педиатры отрицательно относятся к пребыванию матерей в стационаре, считают излишними их услуги, критически оценивают их уход за ребенком. Матерям предлагают «комнаты для отдыха».

Конечно, если ребенок болен не тяжело, у матери найдется возможность для отдыха в этой комнате. А если ребенок болен тяжело? Какая мать хотя бы на минуту покинет свое дитя?

В таких случаях нужно поставить себя на место этой матери и создать ей условия для пребывания рядом с больным ребенком (для ухода за ним и короткого отдыха).

Потому что никакой, даже самый квалифицированный, персонал не заменит материнской заботы, не создаст той благоприятной психологической атмосферы, которую способна создать только мать.

Присутствие матери для тяжело больного ребенка необходимо. Но чаще мать ребенку во время пребывания его в стационаре заменяет детская медицинская сестра.

Ребенок не может, как взрослый больной, оценить поступки сестры, проконтролировать назначения, пожаловаться врачу. Для него все - «врачи», если одеты в белые халаты.

Детской сестре стационара необходимо все время помнить об этом.

В дни передач, посещений контакты медицинской сестры с родственниками расширяются.

Родители обращаются к ней с вопросами о состоянии детей, интересуются аппетитом, сном ребенка, его настроением и т.д. При насыщенном рабочем дне медицинской сестры эти «назойливые» вопросы родителей могут:

  • раздражать
  • вызывать недовольство
  • побуждать желание побыстрее уйти от разговора

Родители обычно взволнованы, они очень остро реагируют на малейшие дефекты в уходе за детьми, на недостаточное (по их мнению) внимание к детям. Поэтому они сами нередко нуждаются в чутком, внимательном отношении.

Особенно чувствительны к малейшим недостаткам в уходе за ребенком матери больных. У них чувство тревоги проявляется в слезах, иногда в невольном повышении интонации в разговоре, у некоторых матерей снижается внимание, притупляется реакция на окружающее.

Поэтому медицинская сестра в первую очередь должна вникнуть в их состояние с точки зрения медицинской психологии, мысленно поставить себя на их место.

Представим себе такую картину. Ребенок находится в стационаре без матери. Но у родителей постоянно мысли заняты больным ребенком.

Ежедневно до работы, поднявшись «до зари», мать готовит для ребенка любимые блюда - «передачу». После работы, усталые и обеспокоенные, родители спешат в детскую больницу (может, и приезжают издалека). Конечно, они волнуются.

Встреча родителей с внимательной, участливой сестрой, которая сообщит какие-либо положительные подробности о поведении их больного ребенка, общем состоянии (не вдаваясь в подробности болезни, лечения и исхода заболевания), вызывает чувство благодарности, снимает тревогу, нервное напряжение.

Говорить с родителями нужно просто, не употребляя сложных терминов и помня, что осторожность в словах - выше красноречия.

Никогда не следует проявлять в разговоре с родителями раздражение, нетерпение. Это вызывает утрату доверия к медицинской сестре.

Перед тем как начать разговор с родителями, медицинская сестра должна отрекомендоваться по имени и отчеству.

К родителям также следует обращаться по имени и отчеству (данные имеются в истории болезни, а при их отсутствии можно уточнить, попросив извинения, имя и отчество во время разговора). Это помогает в общении, обязывает к продолжению разговора в доверительной, культурной форме.

Медицинская сестра дает справку родителям о самочувствии больного, аппетите, температуре, соблюдении режима и приглашает к родителям лечащего врача, который может сообщить более подробно и конкретно о состоянии здоровья, результатах обследования, течении заболевания у больного.

И медицинская сестра, и лечащий врач должны беседовать о больном ребенке с участием к нему, к его родителям.

Но бывает иногда и так (хотя и редко): медицинский персонал встречает родителей отсутствующим взглядом и сообщает отцу или матери, что они опоздали, что время беседы уже окончено, что их ребенок плохо воспитан (забывая об изменении психики ребенка во время заболевания) и т. д.

Торопливый, односложный и категоричный ответ медсестры, не устраивая родителей, в дальнейшем затрудняет установление необходимого психологического контакта с ними. Порой лечащему врачу очень долго потом приходится исправлять ошибку медсестры.

Нет, и не может быть мелочей в этом ответственном деле, и ошибки, бывает, очень дорого стоят.

Несоблюдение правил медицинской этики приводит к жалобам - это чужая боль, и на нее мы должны откликаться. И это вина всего персонала.

Но бывает и так, что некоторые родители конфликтуют с медперсоналом совершенно необоснованно. Например, требуют свидания с ребенком в часы отдыха, во время кормления и пр., то есть, явно нарушая режим работы стационара.

В ответ на спокойное (но не безразличное) объяснение медицинской сестры обычно родители также начинают успокаиваться.

Довольно разноречивы мнения о том, нужно ли сообщать родителям диагноз неизлечимого заболевания. Нам кажется, что и в этом вопросе медицинский работник должен проявить гуманизм и как можно дольше не сообщать «напрямик» родителям о плохом исходе.

Видя безуспешность стараний врачей, родители сами придут со временем к такому выводу, но уже немного психологически подготовившись.

Такие родители должны быть окружены вниманием и сочувствием. Повышенного внимания требуют к себе также родители, ранее уже потерявшие одного ребенка и, следовательно, глубоко травмированные несчастьем.

Особую группу составляют немолодые родители, имеющие одного ребенка, или родители, лишенные по каким-либо причинам возможности иметь второго ребенка. Таких родителей медицинские сотрудники называют иногда «трудными».

Но их можно и нужно понять. И также необходимо поставить себя на их место.

Таким образом, родителей больного ребенка мы должны воспринимать такими, какие они есть, со всеми особенностями характера, не обращая внимания на необоснованные претензии и другие психологические реакции.

Нужно уметь «гасить» эти реакции, находить взаимопонимание. Нужно сделать все возможное, чтобы о людях в белых халатах, возвращающих здоровье детям, счастье родителям, всегда говорили с большим уважением.

Профессия педиатра - самая благодарная потому, что получаешь двойную благодарность: улыбку на лице выздоравливающего ребенка и бесконечно счастливые глаза родителей, которым вернули к жизни их ребенка.

Испытать радость вместе с отцом и матерью выздоравливающего ребенка - в этом смысл работы педиатра и высшая награда за его нелегкий труд.

Еще М.Я. Мудров говорил о том, что врач должен «искать не пользы своей, но чести и уважения». Это в полной мере относится к медицинской сестре, к любому современному медицинскому работнику.

Клиническое интервью (беседа с пациентом) имеет большое значение для вовлечения пациента и его родственников в активную терапевтическую программу. Врач общей практики должен заботиться не только о физическом, но и о психическом здоровье своих маленьких пациентов. Клиническое интервью служит прежде всего для сбора информации и выявления нарушений поведения.

Практическая часть клинического интервью в большинстве детских клиник и учреждений общего профиля - это простой сбор медицинских сведений, которые имеют отношение к настоящему заболеванию, характеру и течению перенесенных болезней, наследственности в сочетании с общим пропедевтическим осмотром. Другие аспекты жизни пациента, в частности психосоциальные, часто остаются вне поля зрения врача. Однако наличие психосоциальных проблем оказывает значительное влияние на течение болезни, выполнение рекомендаций по ее лечению и даже служит основным поводом для посещения врача.

Кроме того, коррекция поведенческих нарушений без понимания внутрисемейных взаимоотношений или эмоционального состояния подобно вождению автомобиля вслепую. Педиатр может использовать клиническое интервью для выяснения эмоционального статуса пациента, поиска вероятных причин психосоциальных нарушений в контексте семьи. Знание вех развития ребенка и критериев оценки внутрисемейных отношений необходимо для успешного проведения клинического интервью и эффективного анализа информации, полученной в процессе беседы.

Понимание эмоционального статуса ребенка или способность вникать во внутренний мир семьи в равной степени зависит от специфических навыков врача и индивидуальной манеры его общения. Первая цель - найти общий язык с ребенком и его семьей. Педиатр, который следует модели взаимодействия согласно развитию ребенка, имеет больше шансов найти с ним общий язык. Краткий экскурс в историю становления навыков при развитии ребенка облегчает эту задачу. Однако есть несколько основных принципов ведения беседы при сборе анамнеза, которые полезно сразу принять во внимание.

Установление контакта между пациентом и врачом требует постоянного интереса; закрытая дверь и отсутствие интереса, напротив, не способствуют общению. Соблюдая тактичность, когда это необходимо, врач поощряет поток информации, особенно при обсуждении психосоциальных аспектов. Не всегда легко затрагивать частные интимные вопросы, но без ответов на них врач не может быть уверен, что пациент (или его семья) доверительно относятся к врачу и готовы сообщить ему необходимые факты. Важно придерживаться адекватной продолжительности визита.

Учитывая психосоциальное и физиологическое состояние ребенка , который впервые пришел к врачу, беседа не должна длиться более 30-40 мин - это время, необходимое для выяснения основных, наиболее значимых деталей.

Очень важно рационально использовать время в процессе беседы с пациентом. При каждом последующем визите врач имеет возможность дополнить сложившееся у него представление о пациенте, если вначале удалось добиться взаимного доверия. Педиатру необходимо быть открытым, его вопросы следует строить таким образом, чтобы на них нужно было отвечать развернутой фразой, а не коротким, односложным ответом.

В процессе клинического интервью в центр внимания следует поставить собственно пациента, тогда собрать данные анамнеза значительно легче, к тому же пациент остается довольным вниманием врача. На практике при четко сформулированных вопросах во время беседы и живом интересе к пациенту клиническое интервью может занимать не больше времени, чем обычный осмотр. Построение диалога таким образом, чтобы он был нацелен на обсуждение проблем пациента и членов его семьи, в дальнейшем позволяет избежать диагностических ошибок.

Кроме того, клиническое интервью можно разбить на несколько частей, например: часть вопросов можно задать родителям в начале осмотра, часть - в процессе физикального осмотра ребенка и часть - по его окончании. Каждый пациент, приходя к врачу, боится не быть услышанным, поэтому стремление врача поставить проблемы пациента в центр внимания успешно решает эту проблему.

Большую долю информации можно получить, сосредоточившись на невербальных каналах. Как врач, который пальпирует, но не применяет аускультацию при физикальном осмотре, может пропустить важную информацию, так и врач, который не обращает внимание на выражение лица и жестикуляцию, может не заметить существенных фактов, касающихся психического статуса пациента. Например, подросток с опущенным взглядом печальных глаз, безусловно, находится в состоянии дискомфорта. Если врач этого не замечает и аккуратно не поинтересуется причинами такого состояния, лечение может оказаться неэффективным. Кроме того, если внутренние потребности пациента не удовлетворены, он может обращаться за помощью к другим врачам.
Эффективность клинического интервью значительно повышается при разумном анализе невербальной информации.

Часто внутрисемейные проблемы (например, когда родители не могут найти общий язык со своим ребенком) словесно не обсуждаются с врачом, но о них можно узнать из невербальных источников. Как правило, в процессе беседы такая невербальная информация предоставляется, но врач должен правильно расценить ее. Нужно помнить, что информацию не всегда можно выразить словами, поэтому врачу также следует использовать невербальные приемы во время беседы с пациентом. Например, такие банальные приемы, как внимательный взгляд и спокойный тон голоса во время объяснения терапевтических рекомендаций, увеличивают степень понимания пациентом и его родителями излагаемых фактов.

Четко написанные инструкции в сочетании с подробным объяснением, почему их необходимо выполнять, еще более улучшают качество терапии. Иногда, при необходимости, может быть полезным позвонить родителям по телефону и еще раз напомнить о каких-либо важных терапевтических рекомендациях.

При работе с детьми наладить контакт помогает знание уровня психоречевого развития ребенка. Метод общения, который адекватен для ребенка, находящегося на определенном уровне развития, совершенно неприменим к ребенку другого уровня развития. Ниже приведены некоторые советы по ведению разговора с детьми разных возрастных категорий.