Причины фрустрации в психологии. Фрустрация и агрессия

Наверное, немногие знают, что такое фрустрация, а между тем бывать в этой ситуации, к сожалению, приходилось большому числу людей. Frustratio c латинского переводится как «обман», «напрасные ожидания», и в общем состояние фрустрации характеризуют именно эти неприятные переживания - крушение надежд, невозможность достижения цели.

Определение понятия

Такие явления, как стресс, кризис, тревожность и фрустрация, в психологии изучаются обычно в комплексе, как негативные психические состояния, имеющие схожие проявления. Понятия «фрустрация» и «стресс» особенно сближаются, есть даже мнение, что фрустрацию можно считать формой стресса. Фрустрация и тревожность также могут вызывать примерно одинаковые ощущения.

Что же вкладывается в понятие фрустрации, что выделяет ее в этом ряду? Определение явления в психологических словарях звучит так: фрустрация - это такое эмоциональное состояние, которое возникает, если человеку не удается добиться цели или удовлетворить потребность.

Состояние фрустрации сопровождают такие негативные эмоции, как тревога, чувство вины, разочарование, гнев и другие. Можно также встретить толкования, рассматривающие фрустрацию как пример той самой ситуации, когда желания не совпадают с возможностями. Уже заметна терминологическая путаница.

Что именно подразумевает термин: саму ситуацию или реакцию, которой организм на нее отвечает? В литературе используется и то, и другое понимание, однако в некоторых источниках специально оговаривается, что следует разделять фрустратор (причины фрустрации), фрустрационную ситуацию и реакцию на нее.

Всякая ли ситуация способна фрустрировать? При ответе на этот вопрос, во-первых, нужно учитывать особенности характера человека (насколько он устойчив к невзгодам, может ли успешно бороться с трудностями) и его общее физическое состояние. А во-вторых, есть обязательные компоненты самой ситуации. Таких составляющих две: сильная мотивация к достижению цели (удовлетворению потребности) и барьер, мешающий этому.

Следовательно, группировать фрустрации можно по мотивам (потребностям) и по барьерам. Например, серьезные последствия может нести неудовлетворение первичных потребностей (в безопасности, уверенности в завтрашнем дне), а неудовлетворение вторичных (самореализация, уважение других), как правило, переносится менее болезненно.

Фрустрация порождается самыми разными барьерами, виды которых можно представить следующими группами. Физические (стены здания, из которого невозможно выйти), психологические (страх, сомнения), биологические (болезнь, возрастная изношенность организма), социокультурные (общественные нормы, правила).

Интересны также идеологические барьеры. Термин этот предложил американский психолог немецкого происхождения Курт Левин при исследовании барьеров, посредством которых взрослые управляют поведением ребенка. Это подвид социокультурных барьеров, куда включены ценности, которые разделяет сам ребенок («Ты же девочка!»).

Если понимать фрустрацию как особое состояние, то требуется обратиться к : психология обогатилась этим термином именно благодаря теории . Как известно, Фрейд считал, что психика человека состоит из трех компонентов: Ид (бессознательные влечения), Эго (посредник между внутренним миром личности и окружающими) и Супер-Эго (моральные нормы, сдерживающие Ид).

Состояние фрустрации, согласно психоаналитической теории, возникает, если человек отказывается от своих влечений, порожденных Ид, которые подавляет «цензор» Супер-Эго. Постоянная борьба Ид и Супер-Эго и ведет к многочисленным фрустрациям.

Поведение при фрустрации

В концепции фрейдистов и неофрейдистов была намечена идея связи между фрустрацией и агрессивным поведением, которая позже получила значительное распространение в других психологических подходах. Так, типология американского психолога Сеула Розенцвейга включает три формы фрустрации, отличающиеся направленностью .

  • Экстрапунитивная форма характеризуется выплеском гнева и агрессии на внешние объекты, то есть стремлением обвинить в неудаче обстоятельства или других людей.
  • Противоположный тип - интропунитивный, когда в случившемся человек винит самого себя.
  • Импунитивное реагирование свойственно тем, кто к неудачам относится философски, считая их событием либо не слишком значимым, либо неизбежным.

Однако на современном этапе в признаки фрустрации включается не только агрессивное поведение. Обобщая существующие подходы, можно выделить несколько основных реакций на состояние фрустрации.

  • Уже рассмотренное агрессивное поведение (различной направленности).
  • Регрессия - «спуск» на более примитивный уровень поведения или реагирования. Плач, например, будет формой эмоциональной регрессии.
  • Уход от ситуации. Может выражаться в виде рационализации (попытке логически обосновать ненужность цели) и замещении (попытке выбрать новую цель).

Тип личности

Существует еще такая формулировка, как «фрустрирующий тип личности». Этот тип выделяется в новой, экспериментальной S-теории личности, в рамках которой и существуют как фрустрирующий, так и фрустрационный тип.

Что же отличает фрустрирующий тип от остальных? Это активные люди, инициаторы всевозможных начинаний, которые, кажется, никогда не сидят на месте. Любят пробовать новое, легко дают обещания и так же легко о них забывают. Они не доверяют другим, предпочитая лично убедиться в правильности или неправильности вывода или способа действия. Им очень тяжело принять собственные неудачи, в которых они предпочитают винить обстоятельства или других людей, они с трудом берут на себя ответственность.

Фрустрационный тип, наоборот, не любит суеты и спешки. Такие люди часто оттягивают момент принятия решений, не могут завершить начатые дела. С фрустрирующим типом их роднит боязнь ответственности и желание познать все на личном опыте, а не на чужом. Зато человек этого типа обычно миролюбив, спокоен, легко сглаживает острые углы в общении и так же непринужденно и мягко обходит мешающие ему запреты и правила. Автор: Евгения Бессонова

состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Понятие «фрустрация» широко используется в современной психологической и психоаналитической литературе, но представление о фрустрации, как психическом состоянии, способном привести к возникновению невроза, находило свое отражение в классическом психоанализе. Так, при рассмотрении этиологии невротических заболеваний З. Фрейд использовал понятие Versagung, означающее отказ, запрет и чаще всего переводимое на английский язык как фрустрация.

Для основателя психоанализа вынужденный отказ человека от чего-либо и запрет на удовлетворение его влечений соотносились прежде всего с невозможностью удовлетворения потребности любви. Причем он считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Таков один из возможных поводов к психическому заболеванию. Другой тип поводов к заболеванию носит, по мнению З. Фрейда, иной характер, связанный с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. И в том, и в другом случае наступает невротическое расстройство. В первом случае заболевают от переживаний, во втором – от хода развития. «В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения и индивидуум страдает от недостатка сопротивляемости, во втором задача требует замены одного удовлетворения другим и крушение происходит от недостатка гибкости». Такое понимание, по сути дела, фрустрации было высказано основателем психоанализа в статье «О типах невротических заболеваний» (1912).

По мере развития теории и практики психоанализа стало очевидным, что невротические заболевания могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. В некоторых случаях при достижении успеха у человека может появиться неожиданно внутренняя неудовлетворенность после того, как внешняя неудовлетворенность уступает место исполнению желания. Размышляя о «крушении во время успеха», З. Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению. Подобное понимание фрустрированного состояния человека нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916).

Помимо размышлений о фрустрированном состоянии человека З. Фрейд поставил вопрос о том, какими средствами располагает психоаналитик, чтобы сделать скрытый в данный момент конфликт влечения у пациента актуальным. По его мнению, это можно сделать двояким образом: создать ситуации, в которых он станет актуальным, или довольствоваться тем, чтобы поговорить о нем во время анализа и указать на такую возможность. Первой цели психоаналитик может достичь в реальности или в переносе. В обоих случаях аналитик доставит пациенту в известной мере «реальное страдание из-за фрустрации и застоя либидо». Иначе, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), имело бы смысл предписание, что аналитическую терапию следует проводить «в состоянии фрустрации». Но это относится уже к технике устранения актуального конфликта.

Представления З. Фрейда о фрустрации легли в основу тех психоаналитических концепций, в соответствии с которыми фрустрация с необходимостью вызывает враждебность, является источником инстинктивного напряжения и становится причиной невротической тревоги. Одни психоаналитики стали придерживаться подобного понимания роли фрустрации в возникновении враждебности, агрессивности человека и его психического заболевания. Другие не разделяли подобные взгляды на фрустрацию. К последним относится немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952), которая в работе «Новые пути в психоанализе» (1936) подвергла критике фрейдовское представление о фрустрации.

На основе анализа теории либидо К. Хорни пришла к следующим положениям: тот факт, что невротический человек чувствует себя фрустрированным, не позволяет делать обобщения о предопределяющей роли фрустрации в заболевании; как дети, так и взрослые могут переносить фрустрацию без каких-либо враждебных реакций; если фрустрация воспринимается как унизительное поражение, то проистекающие из нее враждебные реакции являются откликом не на фрустрацию желаний, а на то унижение, которое индивид субъективно переживает; человек не только может переносить фрустрацию удовольствия намного легче, чем полагал З. Фрейд, но и способен даже «предпочесть фрустрацию, если она гарантирует безопасность»; доктрина фрустрации в значительной мере способствовала «снижению потенциала психоаналитической терапии».

Американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1982) уделил особое внимание соотношению между фрустрацией и агрессивностью. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он подверг критике фрустрационную теорию агрессивности. Подчеркнув то обстоятельство, что «ни одно важное дело не обходится без фрустрации», он, подобно К. Хорни, придерживался точки зрения, согласно которой опыт жизни не подтверждает предположение о непосредственной связи между фрустрацией и враждебностью, поскольку люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивных реакций. Словом, фрустрация не ведет к росту агрессивности. В действительности, как считал Э. Фромм, «важную роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, которая в зависимости от общей обстановки может быть различной».

В целом Э. Фромм исходил из того, что важнейшим фактором для определения последствий фрустрации и их интенсивности является характер человека и именно от него зависит, «во-первых, что вызывает в нем фрустрацию, и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию».

Австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997) ввел в психоаналитическую литературу понятие «экзистенциальная фрустрация», означающее, что фрустрированным может быть не только сексуальное влечение, но и стремление человека к смыслу. Он считал, что экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Речь шла о специфическом «ноогенном» (в отличие от психогенного) неврозе, связанном с моральными конфликтами и духовными проблемами человеческого существования, в числе которых «экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль».

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное психическое состояние, обусловленное НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

ФРУСТРАЦИЯ

психологическая боль") - блокирование целенаправленного поведения; - 1) обман, введение в заблуждение; 2) напрасная надежда, неудача: в политической психологии - ситуация дискомфорта из-за несоответствия внешней и внутренней картин общественно-политической действительности. (Словарь, с. 304)

ФРУСТРАЦИЯ

frustration) Состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочаровании. Фрустрацию и ДЕПРИВАЦИЮ часто путают, хотя, строго говоря, фрустрация имеет отношение к последствиям, связанным с неудовлетворением влечения или неудачей в достижении цели, тогда как депривация подразумевает отсутствие предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, фрустрационная и депривационная теории невроза сходятся в утверждении, что депривация ведет к фрустрации, фрустрация ведет к АГРЕССИИ, агрессия ведет к ТРЕВОГЕ, тревога ведет к ЗАЩИТАМ…

Несмотря на распространенное мнение, что психоанализ убежден во вреде фрустрации, это не совсем так, ибо психоанализ считает, что РАЗВИТИЕ Я начинается с фрустрации. Фактически фрустрационные теории невроза предполагают, что как фрустрация, так и депривация являются патогенными при повышении определенного порога интенсивности (ста. ПОРОГ).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - эмоционально-тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.

ФРУСТРАЦИЯ

Конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвав непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

В связи с фрустрацией различаются:

1) фрустратор - причина, вызывающую фрустрация;

2) ситуация фрустрационная;

3) реакция фрустрационная.

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр. Уровень фрустрация зависит:

1) от силы, интенсивности фрустратора;

2) от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фрустрационную;

3) от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Важное понятие при изучении фрустрация - толерантность фрустрационная - устойчивость к фрустраторам, в основе коей лежит способность к адекватной оценке ситуации фрустрационной и предвидение выхода из нее.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие каких-либо препятствий и противодействий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится (В.С. Мерлин).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, неудача) - одна из форм психологического стресса, возникающего в ситуации разочарования и проявляющегося гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины. Ф. вызывают объективно непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности.

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Возникновение Ф. обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Ф. у детей возникает в виде переживаемого "чувства крушения", когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности. См. Аффект неадекватности, Гипотеза фрустрации-агрессии.

Фрустрация

Frustration). Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. В ситуации фрустрации, как это показали эксперименты Левина и его коллег, человек склонен регрессировать к поведению, свойственному более ранним стадиям развития. Само же жизненное пространство становится менее дифференцированным.

Фрустрация

Frustration). Отсутствие удовлетворения потребности или желания со стороны материнской фигуры. Также возникает при блокировании достижения личных целей.

Эго (Ego). В теории психоанализа - аспект личностной структуры; включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой невозможности достижения цели. Состояние Ф. сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

ФРУСТРАЦИЯ

Специальное использование в психологии обычно ограничивается двумя значениями: 1. Действие – прекращение, вмешательство или прерывание поведения, – которое направлено на какую-то цель. Это операциональное определение; под поведением может пониматься почти все: от явного, физического движения до скрытого, когнитивного процесса. 2. Эмоциональное состояние, которое, как считается, возникает в результате действия в значении 1. Обычно считается, что это эмоциональное состояние имеет мотивационные свойства, которые вызывают поведение, разработанное, чтобы обойти или преодолеть препятствие.

Фрустрация

Негативное эмоциональное состояние, которое тяжело переживается человеком, порой дезорганизует его жизнь и деятельность, превращаясь во внутриличностный конфликт. Фрустрация возникает, если потребности и желания личности не могут быть удовлетворены вследствие кажущихся непреодолимых препятствий, ограничений и запретов.

Фрустрация

психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием. Характеризуется отрицательными переживаниями (тревога, гнев и т. п.).

Фрустрация

психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.

Фрустрация

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности индивида, вызванное столкновением с объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми как таковые трудностями, препятствующими удовлетворению потребности, достижению цели или выполнению поставленной задачи; переживание неудачи, сопровождающееся разочарованием, раздражением, отчаянием, тревогой.

Фрустрация

от frustration) вынужденный отказ, особое состояние или внутренний психический конфликт, возникающий при столкновении личности с субъективно непреодолимым препятствием на пути к достижению осознаваемых или неосознаваемых целей (термин введен 3.Фрейдом).

Фрустрация

необходимый компонент гештальт-психотерапии, а также фактор необходимый для созревания личности (см. зрелость). По словам Перлза, гештальт-терапевт - это искусный фрустратор. Клиент проецирует (см. проекция) на терапевта способность сделать за него то, что он сам не готов сделать в своей жизни, и пытается добиться этого с помощью манипуляций (см. манипуляция). «Гештальттерапия исходит из предположения, что пациенту не хватает способности опираться на себя, и что терапевт символизирует эту неполноту «я» пациента» [Перлз (17), с. 136]. Фрустрация проявляется в том, что психотерапевт не поддерживает манипулятивное поведение клиента, а побуждает последнего мобилизовывать собственные ресурсы для удовлетворения потребностей. Важно учитывать, что фрустрация не должна быть чрезмерной - терапевт должен соблюдать баланс фрустрации и поддержки. Лаура Перлз так сформулировала этот принцип: терапевт должен оказывать такую поддержку, которая необходима, но она должна быть наименьшей из всех возможных. Литература:

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов), 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией. В рамках бихевиористских теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов] - психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач. При этом подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности. В логике фрейдизма и неофрейдизма проблематика фрустрации напрямую связана с проблематикой агрессии как некий «запускающий» механизм, практически неизбежно приводящий индивида к проявлениям агрессивного поведения. В логике бихевиористского подхода фрустрация традиционно рассматривается в качестве фактора, если не разрывающего схему «стимул - реакция», то во всяком случае существенно замедляющего деятельностный «отклик» на предъявленный стимул и деструктурирующего естественное протекание ответной деятельностной активности. Понятие «фрустрация» в рамках современной психологической науки нередко рассматривается как разновидность стресса, а порой - как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться как лишь частично «покрывающее» в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной и непродолжительной депривации. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то понятно, что наибольший интерес здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений и прежде всего конфликтного взаимодействия. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрусрационную реакцию и фрустрационные последствия. Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане волне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет этим личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация - агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним (типичная фрустрирующая ситуация - В. И., М. К.). Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение»1. В этом эксперименте, как и в ряде других было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия. Однако в других экспериментах, в частности Ю. Бернстайна и Ф. Уорчела, в ходе которого «...ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии»2.

Анализируя результаты этих и своих собственных экспериментов, Л. Берковиц пришел к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше (страх, гнев и т. д.). Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов (к классическим стимулам такого рода Л. Берковиц, в частности, относил наличие в поле зрения фрустрированного человека оружия), но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер (как, например, это имело место после дефолта 1998 г. в России), то и социальную проблему.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х - 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «...наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта. За ними по частоте упоминания следуют конфликты в отношении секса, общественной жизни, денег и детей.

Особенно высокий уровень фрустрации в семьях создают экономические проблемы. Большее число семейных конфликтов и вспышек бытового насилия регистрируется в семьях из рабочего класса, нежели в семьях из среднего класса, а также в семьях с безработными кормильцами и в семьях с большим количеством детей. ... Проблемы, связанные с работой, также находятся среди основных источников фрустрации и гнева. В ходе одного исследования, проводившегося среди работающих женщин, было обнаружено, что такие проблемы, как конфликты между ожиданиями руководителей и работниц, неудовлетворенность трудом и воспринимаемая недооценка своих умений были названы в числе сильнейших предикатов уровня общей враждебности. Эти примеры говорят о том, что враждебность порождается фрустрацией»3.

Совершенно очевидно, что практически все перечисленные источники массовой фрустрации характерны и для современной России. Кризис семьи, рост семейного насилия на протяжении последних лет являются предметом неизменного внимания средств массовой информации, государственных чиновников самого высокого уровня. На решение этих проблем направлены многочисленные целевые программы (поддержки молодой семьи, многодетных семей, доступного жилья и т. п.), к сожалению, пока не приносящие сколько-нибудь ощутимого позитивного результата. Позорно низкий для европейской страны экономический уровень жизни большинства населения остается неизменным, несмотря на огромные государственные доходы, обусловленные беспрецедентно благоприятной мировой конъюнктурой на газо- и нефтепродукты. К этому следует добавить такие специфические именно для российской действительности источники массовой фрустрации, как отсутствие полноценно функционирующих социальных «лифтов», критический уровень социального расслоения общества, постоянно меняющиеся правила игры, а то и откровенный произвол со стороны государственных и, прежде всего, так называемых «силовых» структур.

В этих условиях, наряду с очевидной необходимостью кардинального пересмотра всей внутренней политики, критически важной, с точки зрения не только модернизации, но и элементарного выживания общества, является проблема фрустрационной толерантности его членов. Она во многом обусловлена особенностями развития и социального научения в детском возрасте. Так, если в период становления детской инициативы (в возрасте от 3-х до 6-и лет) фрустрирующие действия взрослых (родителей, воспитателей и т. д.), направленные на подавление активности ребенка (в своей первооснове такие действия вполне оправданы и, более того, необходимы, если они объективно направлены на обеспечение безопасности ребенка, а также законных интересов его социального окружения: других детей, родственников и т. п.), приобретают глобальный характер, тем самым превращая ситуативную фрустрацию в устойчивую депривацию жизненно необходимой потребности ребенка в самостоятельной активности. В таких условиях ребенок учится реагировать на фрустрацию либо агрессией в адрес непосредственных фрустраторов (взрослых) в ее инфантильных проявлениях (чаще всего в форме истерического отвержения), либо ищет замещающие объекты (игрушки, домашних животных, других детей). В данном ракурсе становится совершенно понятна весьма распространенная схема реагирования на фрустрацию взрослых людей, описываемая анекдотом «...о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса»1.

Заметим, что в рамках отечественных традиций как семейного воспитания, так и классической дошкольной педагогики, в центре внимания которых было и остается не то, как развивается реальный ребенок в конкретных условиях, а то, как должен развиваться абстрактный ребенок в некоей идеальной схеме, культивируется именно директивный, совершенно дисфункциональный, с точки зрения формирования фрустрационной толерантности личности, подход к воспитанию.

Другим критическим в контексте рассматриваемой проблематики моментом развития является подростковый и юношеский период. В этом возрасте роль фрустраторов спонтанной личностной активности, наряду с родительскими и замещающими их фигурами (учителями), все больше начинают играть социальные институты. При этом особую значимость с данной точки зрения приобретают господствующие в обществе идеологические установки. В этой связи отчетливо наблюдаемая в современном российском обществе тенденция к агрессивному навязыванию так называемых «традиционных ценностей» в самой идиотизированной их форме, изоляционизма и ханжеской десексуализации представляют прямую и явную угрозу не только психологическому благополучию отдельных индивидов, но и самим первоосновам существования России как целостного государственного образования.

О том, что это действительно так, свидетельствует, в частности, рост ксенофобии и межнациональной напряженности, уже вылившийся в кровавые события в карельском городе Кондапога и целый ряд других инцидентов, не получивших столь широкого освещения в средствах массовой информации. Следует также добавить, что в более локальных своих проявлениях низкая фрустрационная толерантность отдельных членов сообщества может полностью парализовать деятельность группы. Особенно актуально это для команд, занимающихся ярко выраженной инновационной деятельностью, которая по определению предполагает высокий риск неудачи и связанной с этим фрустрации.

Практический социальный психолог, осуществляя ежедневное курирование конкретной группы или организации, должен иметь четкое представление о степени индивидуальной предрасположенности каждого члена общности к фрустрационным воздействиям и об уровне его фрустрационной толерантности, что является необходимым условием выбора той или иной коррекционно-поддерживающей программы психологического сопровождения жизнедеятельности сообщества.

Асоциальное поведение).

Дословно фрустрация переводится как «обман, ложное ожидание». Это негативное состояние, вызванное невозможностью удовлетворения актуальных потребностей. Переживание и поведение человека определено и вызвано трудностями, которые он не может преодолеть на пути к цели или в процессе решения задач.

Проявления фрустрации носят индивидуальный характер. В число самых популярных реакций входят:

  • разочарование,
  • досада,
  • негодование,
  • отчаяние.

Ситуации, вызывающие состояние фрустрации, называют фрустрационными. Препятствия, затрудняющие достижение цели и вызывающие состояние фрустрации, называют фрустраторами или фрустрационными воздействиями. Эффект, который испытывает личность, пытаясь адаптироваться к фрустрационным условиям, принято называть фрустрационной напряженностью. Чем выше напряженность, тем сильнее активируются функции нейрогуморальной системы. Таким образом, чем больше напряжение (личности сложно адаптироваться), тем на больших мощностях работают психофизиологические резервы организма. Он постепенно истощается.

Теории фрустрации

Вопрос фрустрации до сих пор изучен не до конца. Предлагаю ознакомиться с наиболее популярными теориями, называющими основную защитную реакцию, сопровождающую фрустрацию.

Фрустрация – агрессия

Теория Д. Долларда. Согласно автору, если человек проявляет агрессию, то можно предположить о его фрустрации. Чем сильнее стремление к недостижимой цели, тем сильнее . Фрустрация тем сильнее, чем чаще повторяется и чем ниже толерантность к ней.

Фрустрация – регрессия

Теория К. Левина, Р. Баркера и Т. Дембо. Основной – регрессия, то есть личность воспроизводит ранее усвоенные модели поведения (откат к предшествующим возрастным периодам). Часто этот механизм сочетается с другими.

Фрустрация – фиксация

Теория Н. Майера. Активность человека теряет цель. Поведение становится бесцельным и повторяющимся. То есть человек фиксирует внимание на чем-то узком и не относящемся к цели, зацикливается на не относящихся к фрустрации вещах.

Виды фрустрирующих ситуаций

С. Розенцвейг выделил 3 типа фрустрирующих ситуаций: привационные, депривационные и конфликтные:

  1. Привационные ситуации предполагают невозможность овладения объектом потребности.
  2. Депривационные предполагают утрату объекта потребности.
  3. Конфликтные ситуации подразумевают влияние фрустраторов в виде внешних или внутренних .

Причины фрустрации

Состояние фрустрации вызывают препятствия, мешающие активности, необходимой для достижения цели. Речь идет о запретах, физических и моральных препятствиях, противоречиях. Препятствия бывают:

  • физическими (арест);
  • биологическими (старение, болезнь);
  • психологическими ( , недостаток знаний);
  • социально-культурными (нормы, табу общества).

Преодоление фрустрации

  1. Чтобы адекватно пережить состояние фрустрации, нужно особое внимание уделить ему вначале, когда фрустрация только-только стала заметна. Именно в этот момент человек совершает необдуманные, хаотичные, бессмысленные поступки – как направленные на достижение первичной цели, так и далекие от нее. Главное, пережить агрессию и депрессию, унять эти настроения в себе. Для этого подойдут техники .
  2. Второй шаг – замена первичной цели на альтернативную, но более доступную. Или рассмотрение причин неудачи и составление плана по их преодолению. Лучше сначала провести анализ ситуации. Если выясняется, что преодолеть трудность действительно нельзя (слишком много объективных факторов, не зависящих от личности), то рекомендуется выбрать другую цель или отсрочить достижение прежней, если внешние условия могут измениться со временем.

Состояние фрустрации заставляет чувствовать себя неполноценным. В ответ на это человек, как правило, реагирует защитными механизмами или чрезмерной активностью (гиперкомпенсация). Возможен и третий вариант – сознательное преодоление .

Особенности фрустрационного поведения описываются через мотивосообразность и организованность. Первый фактор предполагает осмысленную и перспективную связь поведения и мотива (потребности), провоцирующего фрустрацию. Организованность поведения предполагает наделение его хоть какой-то целью, не обязательно ведущей к удовлетворению первичного мотива, вызвавшего фрустрационную ситуацию. Сочетание этих параметров и обуславливает характер поведения. Например, оно может быть мотивосообразным и организованным или мотивосообразным, но не организованным и так далее.

Все люди имеют определенные потребности и намерения. Если кратко, то фрустрация в психологии – это невозможность удовлетворения своих активных нужд .

Такое состояние сопровождается отрицательными эмоциями, и периодически наступает на протяжении всей жизни. Разочарование и страх мешают двигаться вперед, к желаемой цели.

Главная опасность фрустрации заключается в деструктивном поведении личности - попытке уйти от реальности, зависимость от вредных привычек, избежание контактов с социумом.

Определение

В переводе с латинского языка термин «frustratio» означает «неудачная попытка», «невыполнение задуманного». В психологии этому слову дается следующее определение: «характерное состояние сознания, наступающее в случае невозможности удовлетворения человеком своих потребностей в реальных или потенциально возможных ситуациях».

Простыми словами, фрустрация – это несоответствие намерений индивида с его возможностями, вследствие чего он ощущает напряжение, раздражение, возможно отчаяние.

При любых ситуациях, в которых проявляется фрустрация, нарушается внутренняя гармония, и индивид пытается всеми возможными способами восстановить равновесие, и удовлетворить актуальную потребность.

Причины

Фактором, вызывающим фрустрацию, можно считать частоту, с которой человек не может удовлетворить свои текущие нужды и его отношение к неудачным попыткам. Это состояние в частности интенсивно прогрессирует, когда человек теряет самоуважение и веру в собственные возможности. Фрустрация может быть спровоцирована даже незначительными изменениями или событиями.

Если неудачи вызваны внешними факторами, то процесс адаптации к этим условиям проходит легче. С внутренними причинами всё намного сложнее, человек может довести себя до нервного срыва или . Для преодоления людьми такого этапа в своей жизни следует проанализировать сложившуюся ситуацию, выявить причины случившегося и, сделав выводы, продолжать двигаться дальше.

Причины появления состояния фрустрации подразделяют на несколько типов:

  1. Биологические – различные болезни и расстройства, недееспособность, старость.
  2. Физические – недостаточное количество финансовых средств, ограничение свободы передвижения.
  3. Психологические – проблемы любовного и сексуального характера, потери (смерть родственников, разорение), внутриличностные и внешние конфликты, недостаток знаний и опыта.
  4. Социокультурные – принципы, препятствующие человеку получить желаемое (закон, моральные ценности, общественные установки, социальные конфликты, поиск смысла существования).

Признаки

Под понятием «фрустрация» понимается напряженное состояние, сопровождающееся дискомфортными ощущениями, спровоцированными трудностями при достижении намерений или удовлетворения нужд.

В таком состоянии человек ощущает безысходность положения, невозможность отстраниться от происходящего, всё внимание сконцентрировано только на проблемах, возникает желание что-то изменить. Эффективность работоспособности снижается, индивид чувствует разочарование, раздражительность, но продолжает сопротивляться фрустрации (активно или пассивно).

Личность, способная подстраиваться под изменения окружающей среды, увеличивает мотивацию и повышает интенсивность деятельности для достижения желаемого. Малоконструктивное поведение проявляется в замкнутости, в уходе от реальной жизни (проблем).

Виды фрустрационного поведения:

  • Враждебность – злость или нервозность, как кратковременная вспышка гнева или длительный процесс (нервничать, злиться, ругаться долгое время).
  • Рационализация – выявление положительных последствий в случившемся.
  • Регрессия – больше всего присуща пессимистичным людям, которые сами себя настраивают на серьезные эмоциональные переживания (может проявляться как плач).
  • Смещение – индивид ищет более легкий способ достичь цели (например, купить более дешевую и менее качественную вещь, вместо той, которую хотелось приобрести ранее).
  • Замещение – человек всеми доступными методами пытается придумать другой способ удовлетворения потребности (например, поехать на другом автобусе или посетить другой магазин).
  • Депрессия – ухудшение настроения, стресс, выйти из этого состояния крайне сложно.
  • Апатия – состояние, когда ничего не хочется, ничто не представляет интереса (замкнутость в себе, бесцельное времяпровождение).
  • Двигательная возбужденность – активная жестикуляция, быстрые перемещения по комнате.
  • Фиксация – это последний этап, выход из фрустрации. Человек проанализировав всю ситуации, делает выводы и не совершает подобных ошибок в будущем.

Важно!
Специалисты утверждают, что в большей степени модель поведения людей в период фрустрации обуславливается типом характера (холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник), а не от вида неудовлетворенной потребности.

Диагностирование

При определении фрустрации среди психологов наибольшей популярностью пользуется тестирование Розенцвейга (Метод рисуночной фрустрации). С использованием этого метода изучается отношение человека к имеющейся проблеме, варианты выхода из сложившегося положения (из-за которого желаемое не достигнуто).

В тесте применяется 24 картинки, на каждой из них нарисованы 2 беседующих человека. То, что рассказывает индивид слева, написано в геометрической фигуре, задача испытуемого придумать ответ на данную реплику (сказать первое, что приходит на мысль). Явления на картинках можно поделить на две категории: обвинительные и препятствующие ситуации.

Каждый полученный ответ, психолог оценивает по двум критериям – по направленности и типу реакции. По типу реакции классифицируются ответы:

  1. Препятственно-доминирующие – на всех барьерах (проблемах), препятствующих достижению определенной цели заостряется повышенное внимание, в независимости от характера их рассмотрения (благоприятные, неблагоприятные, нейтральные).
  2. Необходимо-упорствующие – потребность человека в нахождении рационального выхода из неприятной ситуации, используя при этом помощь третьих лиц, уверенность в разрешении конфликта с течением времени или разработка самостоятельных действий. Еще эта реакция называется «фиксирование на выполнение желаемого».
  3. Самозащитные – ответственность за проблему никому не приписывается, тестируемый отрицает собственную вину в случившемся, уклоняется от критики и упреков, «фиксируется на самозащите».
По направлению реакции ответы подразделяются:
  1. Экстрапунитивные – изучается внешняя причина фрустрации (направление на окружение), определяется степень ситуации, в редких случаях для разрешения «конфликта» требуется участие других лиц.
  2. Импунитивные – проблемное явление характеризуется как «неизбежно случившееся», которое преодолевается с течением времени, нет вины не самого человека, не его окружения.
  3. Интропунитивные – фрустрационная ситуация не подлежит осуждению, принимается как благоприятная (возможность научиться на своих ошибках, и не допускать их совершения в будущем).

Лечение

Все люди периодически подвергаются фрустрации, и для роста личности полезно умение эффективной борьбы с возникающим напряжением. Индивиду необходимо самостоятельно контролировать свое состояние. В настоящее время существует множества эффективных методик для корректировки фрустрационного поведение, помогающие освободить эмоциональную и физическую зажатость, повысить коммуникативные способности и улучшить когнитивное мышление.

Способы расслабления (медитация, глубокое дыхание при помощи диафрагмы, рассмотрение специальных изображений) уменьшают гнев и разочарование. Занятия спортом (например, йога) помогут избавиться от эмоциональных и телесных зажимов. После таких упражнений, человек чувствует себя лучше, расслабленнее и спокойнее.

Важно понимать, что от фрустрации вылечиться навсегда не получится, в жизни будет происходить что-то, что вызовет негативные эмоции. Человек не способен это предотвратить или как-то прогнозировать, но изменить свое отношение к таким жизненным ситуациям возможно.

Важно!
Если контролировать свое поведение в период фрустрации не получается, и оно отрицательно сказывается на важных жизненных сферах, следует обратиться к специалисту.

Примеры

Состояние фрустрации провоцируется различными жизненными явлениями (критичные высказывания от друзей, коллег, категоричный отказ в помощи и т.д). Подобные мелочи могут испортить настроение, но часто лишь на короткое время.

Примеры фрустрации в реальной жизни:

  • Работник сделал порученный ему заказ, за который ему мало заплатили и не похвалили за хорошее выполнение. Человек чувствует себя плохо, т.к его потребность в самоутверждение, уважении от начальника и финансах игнорируется, или удовлетворяется в неполном размере.
  • Девушку пригласили на свадьбу, и она не может купить понравившееся платье своего размера ни в каких магазинах, на некоторое время ее охватывает отчаяние, планы рушатся, она не может мыслить ясно, в голове крутится навязчивая мысль о невозможности выполнить задуманное.
  • Предательство мужа/жены. Общие планы на жизнь, отдых, приобретение имущества все это рушится из-за измены любимого человека. Преданных людей мучает обида, гнев и разочарование, а в конце все эти эмоции уходят, и наступает апатия. Это состояние длится намного дольше, чем неприятные ощущения из примеров выше.

Фрустрация – хорошо или плохо?

Ответить на данный вопрос однозначно невозможно. Фрустрация в психологии имеет как позитивные, так и негативные последствия. Положительным аспектом считается мотивация человека в учете всех ошибок, преодоление жизненных сложностей и движение к своей цели, не смотря ни на что. В этом случае фрустрация крайне выгодна.

Но когда это состояние сопровождается злостью, раздражительностью, напряжением, опустошением, даже депрессией, что приводит к ухудшению качества жизни, низкой самооценке, стрессу, это плохо.

Считать фрустрацию только явлением разрушающим жизнь человека - неправильно. Многие специалисты утверждают, что она способна выступать в качестве мотиватора роста личности. Только тогда, когда людям приходится преодолевать сложности, решать возникающие проблемы, они прогрессируют, становятся более находчивыми, самостоятельными и готовыми к неожиданностям.

Так же именно фрустрация помогает выработать силу воли, смелость и активность. Важно научиться контролировать свое состояние и бороться с переживаниями, которые могут вызвать различные заболевания психики.

Ваше мнение

Была ли эта статья полезна для вас? Как часто Вы испытывает фрустрацию, какие способы помогают легче перенести такое состояние?

Состояние фрустрации время от времени испытывает каждый человек. Однако лечения оно требует лишь в том случае, когда личность не в состоянии сама справиться с возникшей ситуацией.

Что такое фрустрация? Терминология

Фрустрация - это в психологии такое состояние психики человека, при котором его желания не соответствуют действительности - на пути к ним стоят непреодолимые преграды, либо возможности не покрывают всех стремлений. Термин, близкий к английскому слову «разочарование» и происходящий от латинского «неудача», «обман».

Каждый из этих переводов присутствует в изначальном определении термина "фрустрация". Это эмоциональное состояние, наступающее после разрушения всяческих надежд. Можно подобрать несколько различных определений, чтобы описать, что такое фрустрация, и всегда будет оставаться несколько нюансов. Предлагается рассмотреть важнейшие из них.

В чем различие фрустрации и разочарования?

Фрустрация - это в психологии термин, связанный с препятствиями, неудачами и ограничениями на пути к целям. Для того чтобы развенчать миф о схожести фрустрации с чувством, знакомым каждому и гораздо более простым по терминологии, - разочарованием, следует указать, что, в отличие от разочарованного, фрустрированный (кем-либо или чем-либо) человек не отказывается от своих стремлений, а продолжает в них верить и идти к ним.

Между прочим, препятствия, из-за которых человек может оказаться в данном психическом состоянии, не всегда даже реальны, вымышленные способны оказывать на него столь же сильное влияние, а в некоторых случаях - даже сильнее.

Связь фрустрации с ирреальным миром, в принципе, велика - уход от проблем в свои собственные фантазии всегда легче, чем их решение, хотя и является худшим из лекарств от разочарования. Это же формирует вторую часть определения фрустрации: человек, предпочитающий вымыслы фактам, продолжает идти к свои целям, руководствуясь, однако, фантазийными представлениями о действительности. В то же время его сознание уже знает истину, и потому фрустрация становится неизбежной.

Фрустрация и депривация

Разочарование, в свою очередь, не единственное, с чем связывают фрустрацию. Столь же часто в разговорах о том, что такое фрустрация, вспоминается депривация и агрессия - самостоятельные термины, образующие все вместе причинно-следственную связь.

Депривация - психическое состояние, основанное на факте отсутствия чего-либо, обычно обстоятельств, к которым человек был привычен длительный период времени. Она может проявляться как отдельным состоянием, так и предпосылкой к фрустрации при наличии определенного развития событий.

Фрустрация и агрессия

Агрессия также является или симптомом, или последствием многих психических состояний, но ее взаимосвязь конкретно с фрустрацией имеет свойство видоизменяться и являться неизменной даже при отсутствии внешних проявлений. Достоверно известно, что агрессия - объективный результат фрустрации. Л. Берковиц, исследуя эту проблему, пришел к выводу, что, несмотря на факт возможности изменения вероятности проявления агрессии, одно то, что именно агрессивные действия становятся объектом внимания психолога, означает, что агрессия - основное последствие ограничения человека.

Симптоматика фрустрации. Последствия

В то же время существует другая классификация, по которой агрессивное поведение - лишь один из пунктов. Вид этой классификации следующий:

    Эмоциональная агрессия. Даже при распределении моделей поведения такое последствие самое распространенное.