Принципы воспитания в семье. Отрицательные стороны религиозного воспитания

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Что же это такое - хорошие родители. Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало .

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни .

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта -искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого .

Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера .

1) Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.

2) Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать .

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется, прежде всего, возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребенка .

У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность "ориентиров" в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте .

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. В результате родитель получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден .

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни. .

Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: "Плавать, прежде чем ходить"; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка .

Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим "особо ценным" качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной .

Вопрос воспитывать ребенка дома или отдать в дошкольное учреждение, каждый решает по-своему. Для одних важен тот факт, что они не могут быть уверены в качестве присмотра и бдительности посторонних людей. Другие же считают, что такой подход к воспитанию, даст ребенку больше возможностей для развития, как личностных качеств, так и их гармоничного существования в обществе. Но, как и в любом вопросе, есть и положительные и отрицательные стороны.

К явным плюсам воспитания в домашних условиях можно с уверенностью отнести:

1. Домашняя обстановка положительно влияет не только на умственное развитие, но и на психику в целом. Ведь у многих детей зачастую отсутствует желание идти в детсад. Да и болеют дети дома намного реже, в отличие от детского сада, что немаловажно.

2. Родителям не нужно переживать, насколько хорошо организовано питание и уход за ребенком, ведь это контролируется лично.

3. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход и лучше родителей никто не сможет организовать режим и проведение занятий.

4. Личность ребенка развивается спокойно и планомерно, благодаря получению воспитания от родителей.

5. Дети учатся контактировать с взрослыми, помогают и участвуют в повседневных делах.

Но, домашнее воспитание не только сплошные положительные моменты. Минусы, все же есть:

1. Не все родители способны выдерживать ребенка, а тем более несколких 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Когда ребенок в садике или школе, родители психологически отдыхают и даже скучают по ребенку. А когда они постоянно вместе, может накапливаться усталость, раздражение и желание побыть в одиночестве. При чем это касается не только родителей, но и детей. Поэтому, если вы решились на домашнее воспитание, вам необходимо обоначить личные границы, находить время для себя и научить ребенка самозанятости. И это не должен быть планшет, компьютер или телевизор.

2. В некоторых ситуациях, родители вынужденно остаются с ребенком, и воспитание превращается из приятных обязанностей в невыносимые. В таком случае стоит нанять гувернатнку для ребенку дошкольного возраста и репетитора (или нескольких) для школьника, обучающегося дистанционно или вне школы.

3. Основная масса детей все же ходит в детсад или школу довольно, поэтому может быть сложно организовать общение со сверстниками в первой половине дня. Но если водить ребенка на разыне кружки, секции (плавание, йога, танцы, шахматы, восточные единоборства и т.п.), то обшение со сверстниками легко восполняется. Кроме того, гуляние вечером на площадке также восполняет пробел в общении. Более того, обучаяь в школе или садике, ребенок общается только со своими одногруппниками или одноклассниками, а "домашний "ребенок имеет больший выбор.

4. В первое вреся родителям бывает непросто настроить ркебенка на систематическое обучение, ребенок может отвлекаться, не слушаться, отказываться заниматься. Это происходит и в садике, и в школе, но там с ребенком не будут церемонится, а вот дома вы можете подобрать индивидуальный подход, правильную мотивацию и нужные слова.

5. В финансовом плане восптание и обучение также может быть весьма затратным, но вы всегда вольны выбирать, чему и как обучать свлего ребенка.

Итак, как вы видите, в домашнем воспитании есть свои плюсы и минусы, нюансы, оторые нужно учитывать. Для кого-то садик и школа это ад, где детей ломают, уравнивают и портят, для других - это возможность ребенку быть как все. В любом случае, выбор остается только за родителями. Не нужно слушать советы других людей, ведь это не их ребенок, они его не знают. Все дети разные и один тип воспитания для всех применить невозможно. Тем более что одни дети быстро адаптируются и доверяют и другим взрослым, не только маме, папе и членам своей семьи. А вот другие, после того, как их определили в детский сад, замыкаются и считают, что они не нужны родителям, их не любят, их бросили. В таких случаях последствия могут быть очень серьезными.

Подходить к такому ответственному решению следует исходя не только из соображений удобства. Стоит серьезно взвесить все возможные последствия. Но, самый лучший выход – обсудить с ребенком, ведь это его жизнь. И, несмотря на то, что родители принимают решение, мнение ребенка должно учитываться. Когда ребенок понимает, что так же имеет право высказать свое мнение, он чувствует себя взрослее, а это еще одна ступень в развитии его личности. И такой подход к воспитанию вызывает доверие со стороны детей и учит их ценить согласие в семье.

Все хорошо знают, что у каждого воспитательного метода есть свои сильные и слабые стороны. Но часто ли мы задумываемся о том, какое воспитание, на самом деле, подходит нашему ребенку? Что окажет на маленького человечка самое благополучное влияние и поможет вырастить из него честного, доброго и порядочного человека с твердыми моральными убеждениями? Как способна воздействовать на него религия и что это принесет ребенку в его будущем?

Положительные стороны религиозного воспитания

Помимо выражения «про опиум», справедливости ради, не помешает вспомнить еще одно: «Если религия – это наркотик, то атеизм можно назвать газовой камерой». И в этом есть своя огромная доля истины. Что дает религиозное воспитание ребенку?

  • Прежде всего, такое воспитание прививает уважение.

Ваш ребенок научится уважать свою семью, родителей, а также других родственников и окружающих его людей, а если повезет, окружающий мир – природу, животных, а также тех, кто от него отличается.

  • Религия прививает ребенку семейные ценности. Это, очень важно. Человек, имеющий семью, понимает всю ответственность за нее перед Богом. Во многих религиях не допустимы разводы.
  • Человек, воспитанный в религии, никогда не будет одинок . Потому что у него есть Бог. По статистике, среди религиозных людей, очень низкий процент самоубийств. Религия формирует ощущение принадлежности человека к семье, религии, народу.
  • Религиозное воспитание дает уравновешенность . Ежедневное чтение молитв помогает расслабиться, успокоиться и формирует здоровый оптимизм и веру в чудо, которых очень не хватает в современной жизни.
  • Терпимость. Осознание того, что все в мире – «творения Божьи», а это значит, что окружающие люди, животные, а также растения, заслуживают, как минимум, понимания их значимости перед Богом.
  • Целомудренность – одна из самых положительных сторон воспитания в религии. Это касается не только физического тела. В религиозном воспитании очень много внимания уделяется целомудренности и чистоте мыслей, что способно уберечь от разных проявлений моральной неустойчивости и эгоизма – «гордыни».
  • Понятие греха . Детям, воспитанным в религии, с рождения прививаются моральные ценности, очень четко разграничивается плохое и хорошее, внушается мысль, что за плохой поступок всегда нужно ответить, как минимум, перед Богом.
  • Религия учит умеренности. Это касается всех сфер жизни человека. Умеренность и воздержанность в еде, личных отношениях, отсутствие проявлений фанатизма, способного привести к страшной беде.

Отрицательные стороны религиозного воспитания

Как известно, в любом воспитательном методе имеются и отрицательные стороны. Есть ли они в религиозном воспитании? Давайте разберемся.

  • Прихожан церкви, «божьих рабов», на церковном языке называют «паствой». То есть, говоря по иному, ведомыми «овцами», где роль ведущего отведена священнику. А кому нравится быть «овцой» и «рабом»? Лично меня, эти сравнения всегда коробили и я бы не хотела прививать такое «смирение перед Богом» своему ребенку.
  • Религия разделяет мир на «черное» и «белое», четко обозначая, что такое грех. Это, конечно же, не принесет вреда, даже наоборот, поможет сформировать моральные принципы. Однако не стоит забывать о том, что мир многоцветен и когда-нибудь придется рассказать ребенку о его оттенках. Главное, не сломать при этом уже сложившуюся систему ценностей.
  • Одна из ведущих религиозных установок – «…мы все под Всевышним…», а также: «Бог воздаст, направит и поможет». Это, в свою очередь, учит перекладывать ответственность за свою жизнь на «Бога», а не брать ее на себя.
  • В религии много разных мифов, легенд и неподтвержденной фактами «мистической установки», утверждающей присутствие в жизни невидимого Бога, от которого зависит практически все. И эти истины считаются аксиомой и они не подвергаются сомнениям. Все остальное «инакомыслие» недопустимо. Религии, требующей бездоказательного принятия всех постулатов, не нужна пытливая «паства рабов», которая может подвергнуть сомнению «непреложные истины» и будет искать свои ответы.

Так нужно ли ребенку религиозное воспитание? Возможно, оно не помешает, но без фанатизма.

Во всем нужно соблюдать равновесие, особенно в воспитании детей.

Думаю, было бы разумным оставить ребенка в покое, но при этом прививать ему моральные ценности и воспитывать уважение к окружающему миру. А нужно ли смешивать это с религией или нет, пусть ваш ребенок решит сам, когда вырастет.

А как считаете вы?

- 142.50 Кб

Введение

Семья - сложнейшая подсистема общества, выполняющая разнообразные социальные функции. Это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Проблемы семейного воспитания, взаимодействия школы и семьи в воспитании детей были предметом изучения многих педагогов. Так, В.А. Сухомлинский создавая гуманистическую воспитательную систему Павлышской средней школы, исходил из признания огромной роли семьи в воспитании учащихся. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях с родными», - утверждал В.А. Сухомлинский. «Будьте воспитателями ума своего ребенка, учите его мыслить», - советовал он родителям.

На сегодняшний днеь область семейного воспитания менее изучена по сравнению с общественным воспитанием. Это объясняется рядом причин.

1. Долгие годы в нашей стране осуществлялась государственная политика, ориентированная преимущественно на общественное воспитание, что принижало роль семьи как социального института, делало малоактуальным изучение теории и практики семейного воспитания.

2. Семья, будучи одним из сложнейших образований в истории человечества, имеет много взаимосвязанных направлений своей деятельности (функций), поэтому изучение особенностей семейного воспитания невозможно вести автономно, в рамках одной педагогики: необходим междисциплинарный комплексный подход.

3. Семейная жизнь и домашнее воспитание – сложны е предметы научного исследования, поскольку зачастую представляют собой «тайну за семью печатями», в которую люди неохотно впускают посторонних, в том числе и исследователей.

4. Исследование семьи требует разработки и применения, наряду с традиционными, иных методов, чем те, которые активно и достаточно результативно используются в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в детском саду, школе, колледже, вузе.

Воспитание в семье всегда определялось как домашнее (иногда – домашне-семейное). При этом учитывается, что домашнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовленными к воспитательной деятельности лицами (няня, бонна, гувернер и др.). В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным: дети посещают дошкольное учреждение, студию, школу искусств, спортивную секцию и др.

В свое время Иоганн Генрих Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманного, суррогативного дела, учит делом, а не словом. А слово в семейном воспитании, по мнению великого педагога, только дополнение, и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление, чем когда звучит из уст учителя.

Таким образом, в каждой семье, как справедливо говорит известный отечественный психолог А.В. Петровский, складывается своя, индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной. Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития.

Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы – это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.

Цель курсовой работы – изучить сущность домашнего воспитания и его проблемы.

Объект изучения – современная семья.

Предмет – проблемы домашнего воспитания детей.

  1. Изучить научно-теоретическую литературу по теме курсовой работы;
  2. Определить понятие и сущность домашнего воспитания;
  3. Рассмотреть положительные стороны и отрицательные стороны домашнего воспитания;
  4. Изучить проблемы домашнего воспитания детей на современном этапе.

1. Теоретические аспекты изучения проблем домашнего воспитания детей в современных условиях

1.1 Домашнее воспитание ребенка. Понятие, сущность

Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжения рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обес печенность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Идеалом воспитания является разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях. Но каждый из этих социальных институтов обладает определенными преимуществами в воспитании у детей тех или иных свойств, качеств личности, формировании способов поведения и деятельности. Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.

Воспитание здорового ребенка – одна из важнейших задач семьи. Из курса дошкольной педагогики вы знаете о тесной взаимосвязи физического и психического развития ребенка, о том, что полноценное физическое развитие – своеобразный фундамент, на котором «выстраивается» каркас личности. Между тем современная статистика свидетельствует о неблагополучии физического развития и здоровья детей и подростков. Все активнее входит в профессиональную лексику понятие «децелерация», означающее, что поколение современных детей отличается более низкими показателями физического развития, чем их сверстники 10-15 лет назад.

Казалось бы, что современные супруги должны чувствовать особую ответственность за здоровье будущего ребенка. На деле это далеко не так. К услугам специалистов медико-генетической службы обращаются очень немного молодых людей, намеривающихся вступить в брак и испытывающих тревогу за физическое благополучие будущих наследников. А это благополучие может оказаться иллюзорным, если учесть груз наследственных и иных заболеваний, которыми отягощены супруги, особенности их образа жизни, приверженность к некоторым, мягко говоря, вредным привычкам (алкоголь, курение, наркомания). В результате значительная часть новорожденных появляются на свет с теми или иными отклонениями в физическом, а часто и психическом развитии. Прибавьте к этому неблагополучную экологическую обстановку, сложившуюся во многих регионах страны, экономические трудности, переживаемые значительной частью семей, и вам станет ясно, почему сегодня, как никогда раньше, важно сосредоточиться на задачах физического воспитания детей. Между тем во многих семьях именно эта область воспитания «отодвинута» на последний план. Нет, родители бывают очень обеспокоены здоровьем ребенка, особенно когда он часто болеет, но не прилагают специальных усилий для его укрепления, профилактики болезней, тем более уделяют недостаточно внимания развитию движений, физических (двигательных) качеств, культурно-гигиенических навыков, приобщению к спорту.

Поскольку воспитание здорового ребенка содержит много аспектов, напомним о наиболее важных для современной семьи. Особо следует отметить связь охраны здоровья ребенка с гигиеническим воспитанием. Оно начинается с создания соответствующих требованиям гигиены условий воспитания ребенка (чистота и порядок в квартире, особенно на кухне, в детской комнате; детская мебель, приспособленная к его росту; индивидуальные постельные и гигиенические принадлежности, посуда; одежда из натуральных материалов, подобранная по погоде, и пр.). Важной обязанностью родителей является воспитание у детей привычки мыть руки (перед едой, после прогулки, посещения туалета), тщательно чистить зубы утром (после завтрака) и вечером; ежедневно принимать душ, подмываться; по мере надобности пользоваться носовым платком; убирать постель, ухаживать за своей одеждой.

Подлинная забота родителей о полноценном физическом и психическом здоровье – залог рационального режима дня, в котором предусмотрено достаточное время для полноценного сна (ночного и дневного), прогулок на свежем воздухе (не менее 4 ч), часы приема пищи, игр. Необходимо избегать нарушений привычного режима в праздничные и выходные дни, когда у ребенка много впечатлений, он утомляется, вследствие чего особо нуждается в отдыхе, спокойных занятиях.

Рост, развитие ребенка, предупреждение многих заболеваний напрямую зависят от рационального питания: достаточного, доброкачественного, разнообразного, с необходимым количеством витаминов.

В настоящее время немало семей во всем мире, в том числе и в нашей стране, где дети элементарно недоедают, пьют недоброкачественную воду, что ведет к ярко выраженной гипотрофии (дефицит веса). Чтобы решить эту проблему, недостаточно только желания и усилия родителей: нужны серьезные социально-экономические меры.

Опираясь на знания, усвоенные при изучении естественнонаучных учебных предметов, сформулируйте требования к организации рационального питания ребенка в семье. Объясните причины того, что в современных семьях часто нарушаются эти требования.

Одно из средств повышения защитных сил организма – закаливание. Известно, что к моменту рождения ребенка его физиологические механизмы полностью не сформированы, поэтому у него более высокая теплоотдача, чем у старших детей и взрослых, что может привести к более быстрым переохлаждениям или перегреваниям.

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева, представляет собой период «первоначального фактического складывания» личности. Именно в эти годы происходит становление основных личностных механизмов и образований. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Известно, что за всю многовековую историю человечество выработало мораль, т.е. совокупность норм, требований, запретов, правил поведения и межличностного общения, предъявляемых обществом каждому своему члену. Педагогическая функция морали состоит в том, что с ее помощью дети осваивают сложный мир социальных отношений.

Ребенок начинает приобщаться к моральным ценностям человечества и конкретного общества с раннего возраста в процессе взаимодействия с членами семьи, которые составляют первую в его жизни референтную группу (А.В. Петровский). Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения. Именно семья закладывает фундамент становления нравственной позиции ребенка благодаря постоянству, длительности, эмоциональной окрашенности воспитательных воздействий, их разнообразию, своевременному использованию механизма подкрепления. Поэтому все отклонения в семейном нравственном воспитании ребенка могут серьезно осложнить его дальнейшую жизнь, когда он столкнется с иными моральными ценностями и требованиями – в детском саду, школе, в жизни.

Заключение 31
Список использованной литературы 33

Педагогическая наука заявляет, что именно от родителей и их стиля воспитания зависит то, каким вырастет их ребенок. Его поведение, отношение к окружающему миру и обществу, становление его, как личности в основном зависит от обстановки в семье. В данном случае мы рассмотрим один стиль - это авторитарное воспитание. Как оно влияет на формирование личности ребенка и к каким приводит результатам.

Определение термина

Авторитарное воспитание - действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение воспитанника (ребенка, ученика, студента) воспитателю (родителю, няне, преподавателю и т. д.). У этого стиля есть и плюсы, и минусы.

Происходит понятие от латинского слова auctoritas - авторитет, уважение, власть или влияние. Течение зародилось еще в античную эпоху.

То есть авторитарное воспитание - это такой метод влияния, с помощью которого взрослый подчиняет полностью себе ребенка. Он развивает в нем безынициативность, подавляет его самостоятельность, препятствует выражению индивидуальности.

Теория авторитарного воспитания

Под таким стилем подразумевается полная диктатура. Ребенка держат под очень строгим контролем, так сказать "в ежовых рукавицах", запрещая практически все, что может приносить ему радость.

Если представить себе то, в данном стиле авторитарного воспитания пряника нет вообще, только кнут. Фактически, единственное, чем родители берут, это наказаниями, которых ребенок страшно боится.

Этот метод всегда вызывал среди деятелей педагогики жаркие споры, деля ученных на два лагеря. В первом доказывали, что это приносит положительные результаты, развивая в отпрысках послушание, добропорядочность и организованность. Вторые же напротив, высказывались категорически против авторитарного типа воспитания, объясняя это тем, что такие дети вырастают с некими психическими отклонениями и полностью подавленной волей.

Так какие же на самом деле можно выделить положительные и отрицательные стороны такого метода?

Плюсы такого воспитания

Безусловно, первым положительным итогом такого стиля станет дисциплинированность и ответственность за свои действия. Такие дети вырастают послушными. Так сказать, роботы, которым дали команду, и они ее выполняют без всяких пререканий.

Второй плюс выражается в том, что такие дети в совсем раннем возрасте не станут искать решения по какому-либо поводу, что не позволит произойти нервному срыву.

Минусы авторитарного воспитания

Отрицательные стороны такого метода заключаются в том, что:

  1. У малыша развиваются комплексы - это заниженная самооценка, малодушие, неактивность и неуверенность.
  2. Личность ребенка практически не развивается. Он автоматически слушается приказов и советов родителей даже во взрослом возрасте. И порой совсем не замечает, что эти действия идут вразрез с его собственными желаниями.
  3. Развивается огромный комплекс неполноценности. Страдает психика ребенка, если он постоянно боится наказания.
  4. Немаловажным фактором считается то, что в более зрелом возрасте он может просто сорваться и пойти во все тяжкие, наверстывая все то, что ему запрещали.

Положительный результат

А теперь можно рассмотреть, каким в итоге станет ребенок, который получил авторитарное семейное воспитание.

В лучшем случае человек вырастет таким.

  1. Робким, спокойным, очень послушным.
  2. Не думая о последствиях, он исполнит любое пожелание, исходящее от родителей или тех, кто старше его.
  3. Он будет стараться очень хорошо учиться, и, возможно, закончит школу с отличием.
  4. Он может стать хорошим работником, который всегда и вовремя выполняет поставленную перед ним задачу.
  5. С мужской точки зрения, девочки, воспитанные таким образом, становятся хорошими женами.

Отрицательный результат

  1. Деспотом, который спроецирует свое тяжелое детство на окружающих и близких.
  2. Во взрослом периоде ребенок потеряет уважение к родителям. На его место придет ненависть и их пониженный авторитет.
  3. Человек станет агрессивным, циничным и конфликтным. Все проблемы будет решать силовым методом.
  4. Практически нереально будет найти работу под чьим-нибудь начальством и в коллективе, так как он со всеми будет вступать в споры.
  5. Всю свою жизнь он будет бороться за что-либо, против чего-либо и с кем-либо. Главной целью станет борьба.

Поведение родителей

Если говорить простыми словами, то поведение родителей можно разделить на 2 варианта:

  1. Я так сказал, значит так оно и будет.
  2. Я родитель, я взрослый, значит, я прав.

То есть родители не идут на компромиссы, заставляя ребенка выполнять свои требования от и до. Их частые фразы: "ты должен", "ты идиот", "ты обязан", "ты лентяй, тупой, дурак" и т. д.

Как правило, такие родители наказывают ребенка за каждый проступок, чаще всего прибегая к физическому наказанию. Любое проявление Желания и просьбы не слышатся и полностью игнорируются.

Реальные примеры

Наиболее ярким примером ребенка, получившим авторитарное воспитание, является сам Адольф Гитлер. Его отец, уйдя в отставку со службы таможенника, оставил о себе нелестные отзывы, его характеризуют, как очень конфликтного и высокомерного человека.

Его тиранические наклонности заставили старшего сына, брата Гитлера, сбежать из дома. Сам же Адольф закончил с отличием школу в Ламбахе.

После бегства сына отец Адольфа стал муштровать его, что привело Гитлера к тем же мыслям о побеге, как и брата, но он не стал этого делать.

Однако свою ярость и борцовские черты он направил на формирования себя, как лидера. Уже в школе он сильно отличался от одноклассников, что видно даже по фотографиям. И, как говорил один из них, Гитлер был спокойным фанатиком.

Тиранический метод воспитания сказался на дальнейшей судьбе немецкого подростка, который в дальнейшем стал одним из самых ярких мировых диктаторов, погубившим миллионы человеческих жизней.

Еще одним мальчиком, который воспитывался в таком режиме, стал опять-таки немец. Это был Ганс Мюллер. Несмотря на то, что он был единственным ребенком в семье, держали его родители в строгой дисциплине. Любое нарушение правил каралось физически.

По приказу родителей Ганс вступил в вооруженные силы нацисткой Германии и в национальную-социалистическую партию. В возрасте 25 лет его приняли в специальное подразделение, которое отвечало за охрану концлагерей "Мертвая голова".

Когда советская армия освободила Освенцим, к ним в руки попала вся документация, где были подробно описаны все злодеяния и ужасы, которые вытворял с пленными Г. Мюллер.

Заключительные выводы

Метод такого воспитания может привести к необратимым, пагубным последствиям для ребенка. То насилие и давление, которое родители оказывают на свое чадо, возможно навсегда лишат их спокойной старости. И, к сожалению, кружку воды подать будет некому.

Поэтому выбирая, как воспитывать ребенка, стоит сохранять равновесие и одинаково часто и хвалить, и воспитывать в нем дисциплину. Малыш должен чувствовать поддержку и любовь родителей, тогда только из него получится успешный и добрый человек.