Притча «Ожидание благодарности. Как ожидание благодарности приводит к страданиям

К знакомому батюшке как-то подошла прихожанка с вопросом: «Батюшка, можно я не буду делать добрые дела?» На лице священника отразилось недоумение. «Дело в том, – пояснила прихожанка, – что как только я начинаю делать добрые дела, у меня сразу начинаются , а как не делаю, так всё в порядке. Так может, мне их совсем не делать?» «Ну что ж, надо подумать», – ответил батюшка. И после того, как они вместе подумали, прихожанка стала делать еще больше добрых дел.

Мы часто надеемся, что, совершая доброе дело, непременно получим взамен тоже добро. Встречая подлость, обман, немилосердие, мы приходим к досадному разочарованию: «Как же так? Я от души старался ради других, а мне взамен такое!» Расчет на благодарность непременно обернется разочарованием.

И, увы, именно так и должно быть. Таково правило жизни, а не исключение. Если же мы ожидаем чего-то другого, то значит, мы невнимательно читали Евангелие: «Если любите любящих вас, какая вам за то ? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 32–36).

Вообще, говоря о подлинной любви к людям, всегда важно помнить, что эта любовь бескорыстная. А это значит, что, помогая ближним, мы не должны чего-либо ждать взамен.

Господь Иисус Христос говорит об этом так: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови , увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк. 14: 12–14). Конечно, слова Христа вовсе не означают, что нам возбраняется угощать обедом родных и близких, но Господь призывает нас к большему – являть в отношении к другим людям такую любовь, которая не руководствуется земными расчетами.

В бескорыстном милосердии к ближним таится удивительная свобода.

В бескорыстном милосердии к ближним таится удивительная свобода, когда ты не терзаешься внутренне: «Да когда ж меня отблагодарят?», а радуешься, помогая другим, и в этой самоотдаче обретаешь простор сердца, какой-то внутренний источник чистых и светлых чувств. В этой связи милосердие становится вполне понятно и естественно в жизни христианина: он не может не делать добро, что бы ни происходило.

Вспомним пример , которая во время Первой мировой войны брала на себя в больнице самую трудную работу, ассистировала при операциях, делала перевязки, всячески утешала раненых и стремилась облегчить страдания больных. Они говорили, что от великой княгини исходила целебная сила, которая помогала им переносить боль и соглашаться на тяжелые операции. Каково же было земное воздаяние за всё это? Глубокой ночью 18 июля 1918 года великую княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, то она произносила молитву, дарованную распятым на кресте Спасителем: «Господи, прости им, не знают, что делают!»

Она стала усиленно молиться. И произошло чудо – родители бросили пить. Но начал пить ее сын.

А вот история нашего времени. Одна женщина после смерти супруга с трудом воспитывала ребенка. Ей удалось устроиться на предприятие богатого человека, где она числилась вроде бы в месте привилегированном – в отделе кадров. Но реально работать там не пришлось: хозяин попросил ее сидеть со своими двумя маленькими детьми-погодками. Здесь раскрылись ее воспитательские таланты. Только вот хозяева постепенно начали деградировать. Постоянные вечеринки и фуршеты, свойственные многим богатым людям, пристрастили их к алкоголю, причем не только отца детей, но и мать. Они всё чаще оставляли детей на попечение драгоценной няни, летом вообще покидали их и улетали в заморские края. Няня, видя, что пагубное пристрастие к алкоголю безжалостно вторгается в жизнь родителей воспитываемых ею деток, стала усиленно молиться. Жалея особенно малышей, она молилась горячо, с надеждой и крепкой верой. Произошло чудо – родители бросили пить, бросили окончательно. Не менее удивительно оказалось и то, что после этого начал пить ее собственный сын. Вместе с тем платили за работу скудновато. Настал момент, когда она решила уйти, но мать детей, узнав об этом, упросила ее остаться. «Без вас мы погибнем», – сказала она и стала теперь каждый месяц доплачивать няне. Через какое-то время узнал о доплате и сам хозяин. Выйдя из себя, он тут же уволил ее с работы, причем пенсия у нее оказалась самая мизерная.

Так о страждущих, увенчавшаяся успехом и повлекшая искушения в личной жизни, была отблагодарена жестокостью. Для христианина в этом нет ничего удивительного. К чужой злобе по отношению к нам, к чужим зложелательствам, подобным шипению ядовитых змей, надо относиться не просто спокойно, а даже с некоторым пониманием. Как еще поступать человеку, лишенному света Евангелия? Только как ходящему во тьме. А кто во тьме ходит, тот «не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2: 11).

Подлинный христианин помогает нуждающимся и бедствующим просто и естественно, не замечая творимых им добрых дел: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6: 3). Он помогает так, как если бы это было для него самого необходимо.

«Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20: 35), – говорит Спаситель. Увы, мы часто хотим если и давать, то так, чтобы потом за это принимать, и принимать с излишком. К сожалению, помощь может быть и эгоистически расчетливой, и лукавой – для самооправдания.

Кто имеет подлинную , тот делает добро, не задумываясь о воздаянии, являя в себе образ Господа, Который всё дает людям даром. Не имеющие любви подсчитывают, кто кому больше должен. Это уже не дар, а расчет и оплачиваемая услуга. Такой человек, сделав другим что-то даром, пытается как бы купить их свободу, чтобы они отрабатывали за его помощь, ожидает в ответ чего-либо, как процентов за вложенные деньги в банк.

Христианин – это тот, кто совершает добро только лишь потому, что и не может не делать добра. Это его обычная естественная жизнь. «Тогда-то и бывает истинная и искренняя любовь, когда кто любит нас, несмотря на то, что мы совершенно бесполезны для любящих», – говорил святитель Иоанн Златоуст.

А Господь Иисус Христос по этому поводу учил так: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 7–10).

Как важно понять, что нам никто ничего не должен. Зато сами мы должники перед Богом.

Как важно понять, что нам никто ничего не должен. Зато сами мы должники перед Богом. делает добро ради самого добра, не ожидая похвалы или награды, а поскольку источник подлинного добра – Сам Бог, то земная неблагодарность не значит ровным счетом ничего, кроме того что помогает еще раз вспомнить про ценности вечные. Делая ради Христа, мы и можем получить лишь от Христа, и то, если душа наша будет того достойна.

И еще один важный момент. Делая ради любви, христианин получает награду в самой любви, потому что иметь любовь – это уже великое счастье, что подтвердит всякий, кто хоть однажды в жизни испытал настоящую любовь.


У мудреца Такуана было много последователей. Среди них был старик, имени которого никто не помнил. Он был немного чудаковат. Однажды послал к Такуану своего слугу, чтобы после окончания церемонии пригласить мастера на трапезу.

Как бы скромна ни была моя пища, я хочу, чтобы Такуан в моем доме отведал вареный рис с ячменем, - сказал старик слуге.

Такуан, любивший это блюдо, с готовностью принял приглашение и отправился в гости к старику. Там ему предложили большую тарелку, полную каши из риса и ячменя. Никаких приправ к каше у старика не было.

Обычно неприхотливый, Такуан в этот раз подумал: «Неужто старик не подаст к рису никакого соления?», но задавать вопросы было некогда, поскольку рот был занят вкусной кашей.

Старик спокойно сидел перед гостем, ожидая конца трапезы. Когда живот мудреца наполнился, он поднялся, чтобы уйти, но старик остановил его и спросил:

Такуан-сан, я угостил вас вареным рисом, а вы уходите, даже не поблагодарив меня. Разве монахи так поступают?
- Вы пригласили меня отведать вареного риса с ячменем. Вы не приглашали меня говорить вам «спасибо», - без промедления ответил Такуан и быстро вышел из дома.

Этот ответ задел старика, и он решил когда-нибудь отыграться на Такуане.

Однажды старик задумался, как ему поймать мудреца на слове. В этот самый миг к нему в дом вбежал Такуан и воскликнул:
- На улице льет, как из ведра! Одолжите мне, пожалуйста, зонтик и гэта (деревянные туфли).

Старик обрадовался возможности отыграться и очень вежливо предложил ему то, что тот попросил. Старик был уверен, что на этот раз Такуан поблагодарит его, но этого снова не случилось. Такуан быстро вышел из дома и вскоре прислал молодого монаха, чтобы вернуть взятые вещи.

Через несколько дней Такуан и старик встретились за чаем. Старик решил, что пришло время поговорить обо всем, и начал издалека:
- Вам не повезло в тот день, когда дождь застал вас на улице, правда?
- Да, не повезло. Надеюсь, молодой монах вернул вам зонтик и гэта!
- Конечно, вернул. Это было очень мило с вашей стороны, - сказал старик, заметив, что невольно сам благодарит Такуана.

Такуан сидел напротив старика и улыбался. Старик не мог больше сдерживаться и выпалил:
- Такуан-сан, вы плохо воспитаны. Вы могли бы по крайней мере сказать мне «спасибо»!
- Если я скажу вам «спасибо», тем самым я выплачу вам свой долг, - сказал Такуан спокойным голосом. - Я всегда про себя благодарю вас и никогда не забываю вашу доброту. Если же человек ожидает благодарности за свою доброту, это не настоящая доброта. Вы не должны рассчитывать на то, что станете свидетелем радости других и услышите их похвалу. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, и при этом, давая что-то другим или помогая им, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.


Вы обманываете себя, если делаете что-то доброе из тщеславия или самодовольства. При этом вы позволяете заблуждению войти в вас. Люди склонны к корыстолюбию. Делая одолжение другим, они стремятся получить что-то взамен. Ничего не понимает в людях тот, кто не видит различия между добротой и заинтересованностью. Если вы делаете добро, руководствуясь только своими личными интересами, вы совершаете ошибку. Если же вы каждым своим действием стараетесь помогать другим, вас никогда не постигнет разочарование.

Лауреат в номинации «Зрелость» в конкурсе сочинений-эссе на тему: "Милосердное служение" к I Международному Форуму "Милосердие" 1 ноября 2014 г. Всего в номинации 57 рассказов и эссе взрослых работающих людей, пенсионеров, аспирантов, студентов 5 курса и выше.

Не ожидая слов благодарности

У пенсионеров свои устоявшиеся характеры и, как и у всех категорий граждан, свои плюсы и минусы. Если человек в молодости был активным, старался вести общественную жизнь, помогал всем, то и в более зрелом и пожилом возрасте это качество также проявляется. Женщине, о которой пойдет речь, 78 лет, и она продолжает служить людям.

…В далекий сибирский поселок тридцать лет назад приехала молодой врач Дина Троицкая. Имея образование хирурга, она была оформлена терапевтом в участковую больницу. Население отлично знало этого специалиста. Сколько было поставлено диагнозов, и назначено правильного лечения этой милой женщиной. Хоть днем, хоть ночью доктор Троицкая спешила к своим пациентам, спасая их от приступов, кризов, травм и других бед и болезней.

Но подошло время — и доктор Троицкая, получив звание «Ветеран труда», вышла на заслуженный отдых. Человек, который привык всегда помогать людям, оказался одинок. Дети выросли и разъехались. Всю жизнь старавшаяся быть полезной, она неожиданно ощутила свою отчужденность и ненужность.

И доктор Троицкая стала помогать своему соседу — молодому инвалиду, который опустился до уровня бомжа по причине постоянных пьянок. Наша доктор стала его помощником и опекуном: помогала решать вопросы с оформлением документов, хлопотала о косметических ремонтах, периодически подкармливала этого временами наглевшего инвалида. Чаще всего люди не понимали ее. На вопрос: «Зачем вы помогаете этому алкоголику?», отвечала: «Он просто больной человек. И нуждается в помощи». Доктор Дина постоянно беседовала со своим подопечным, пыталась ругать его за пьянки: по-соседски, по-матерински. А подопечного постоянно мучило угрызение совести, он стеснялся перед ней своего состояния и обещал исправиться. Но слишком безвольный характер мешал изменить жизнь к лучшему.

Так продолжается многие годы. Всю свою помощь доктор Троицкая оказывает, не ожидая слов благодарности. Не афиширует свою заботу и не помогает напоказ. Просто натура такая — помогать не за что-то, а просто так: словом и делом.

Живет по принципу: «помогу нуждающемуся, и значит, день прожит не зря», и от этого на душе становится радостно и легко.

Главное, не быть равнодушным.

Татьяна Владимировна Бруцкая,

гор. поселение Коммунистический

Ханты-Мансийского автономного округа — Югры,

"Между тем, лишь смирение духа и явление
благодарности соответствуют удаче".
А.Й, Мир Огненный ч.3, 52

Д умаю , не стоит давать подробное описание, что такое БЛАГОДАРНОСТЬ . Мы с детства слышим, скажи "спасибо" . Нас учат с пелёнок благодарить за всё доброе, которое делают нам. Моя мама всегда говорила: "Не забывайте говорить спасибо. Не забывайте благодарить за всё, что вам делают хорошее. Пусть даже это будет горсть семечек, всё равно скажи спасибо. Сегодня он поделился с тобой своей добротой, а завтра ты его угостишь и он тебе скажет спасибо. Только его спасибо будет чуть больше, потому что в него входит и твоё спасибо и Боженькина Любовь". Вот так просто учила нас быть благодарным даже за самую малость. И мы, её дети, а нас у неё было одиннадцать, благодарны нашей маме за то, что она воспитала в нас чувство благодарности. Помню, как она сердилась, когда кто-то из нас забывал поблагодарить. "Ты что в лесу живёшь, один? Да и в лесу берёзке сказать надо спасибо, что соком своим тебя поит, и ягодку поблагодарить, ведь потом пирог сладкий есть будешь. Чай не заболит язык, слово доброе сказать!" Конечно, после таких нравоучений, мы старались не забывать это тёплое слово - СПАСИБО. Особенно, после обедов. Поел и обязательно, маме благодарность. "Спасибо мама, всё вкусно!" - и бежали по своим делам. Если младшие забывали, старшие напоминали. Так и росли с любовью мамы и с чувством благодарности к жизни. И это чувство не раз помогало нам и мы принимали благодарность от людей, которые делились с нами своей добротой и дарили им свою.
Прошли годы, и только теперь я могу более подробно рассказать об этом удивительном светлом чувстве, БЛАГОДАРНОСТЬ.
Марк Туллий Цицерон утверждал: «Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей ». В любом словаре вы прочитаете, что благодарность (от «благо дарить ») - чувство признательности за сделанное добро, например за оказанное внимание или услугу, а также различные способы выражения этого чувства, в том числе и официальные меры поощрения.
Е.П. Рерих писала: "Благодарность есть великий двигатель. Никто не напрашивается на благодарность, но велико качество этой мощи. Благодарность действует, как очиститель, но все очищенное уже легче движимо. Таким образом, благодарность есть средство ускорения пути. Кому-то кажется, что в порыве благодарности он унижается. Какое невежество! Благодарность лишь возвышает, очищая, она привлекает новые энергии. Даже машина без пыли лучше работает". (АУМ, 454) «Мощь сердечной благодарности – самый целебный бальзам" (Е.Рерих, 12.XI.46). И этот бальзам очень полезен не только для сердца, но и для вашей души. Любовью и теплом наполняется сердце, когда благодарите вы, но "горячо" внутри становится, когда благодарят вас. Почему-то вспомнилась учеба в школе при Союзе, когда воспитание человечности, доброты, любви, благодарности, взаимопомощи, сострадания и милосердия были на первом месте. Люди умели благодарить и умели принять благодарность. Жаль, изменилась система образования, взгляды на нравственное воспитание тоже изменились, и подрастающее поколение в основе своём, стало менее благодарным, но более уверенным и чаще просто невоспитанным. А ведь нравственное воспитание начинается с пелёнок и не заканчивается никогда. Вы понаблюдайте за своими детьми: всегда ли вы получаете благодарность за вкусный борщ, за новую кофточку, к примеру. Всегда ли ваши дети благодарят своих друзей, близких. И если не всегда проявляется чувство благодарности, то в этом виноваты вы, уважаемые родители. Какую благодарность разливаете вы, такую же россыпь делают ваши дети. Если ребёнок не научен быть благодарным к другим, то как же он сможет просто, от души поблагодарить в будущем своего рабочего или помощника по работе? В советские времена благодарности объявляли открыто, на всеобщих собраниях, торжественно, и душа радовалась, принимая это чувство не только от начальника, но и от друзей. Разливался свет души человеческой, согревая теплом сердца, а потому что была искренность в словах благодарности, были добрые взаимоотношения в коллективах. "Один за всех, все за одного!" Вот и благодарность была не фальшивой. Умели хвалить за работу искренно, просто, от души. Даже простые, но сердечные слова: "Ну ты и молодец! Как здорово ты всё сделал! Умеешь хорошо работать!" - дают огромный стимул не только к работе, но и к жизни. Вспомните, кого когда-нибудь начальство просто и искренно хвалило? Думаю, очень мало найдётся таких, да и премий за хорошую работу стали выплачивать значительно реже. Зачерствело чувство благодарности, затмило его самолюбие, зависть и алчность. Конечно, могут официально, формально сказать "спасибо" и вручить или грамоту, или лист со словами благодарности, но от такого поздравления радости на душе вряд ли будет. У российского народа в крови чувство благодарности, взаимопомощи, сострадания и любви к людям. Надо, чтобы не забывались эти чувства, не черствели души человеческие. "Благодарность лишь возвышает, очищая, она привлекает новые энергии". (Аум, 454)
Вот теперь об энергиях. Наши мамы не знали ничего ни о каких энергиях, но чувство благодарности смогли воспитать. В наше время об энергиях говорят много. Я не буду уточнять, где правда, а где ложь, главное, чтобы люди понимали, что это такое. Наш Учитель Иисус Христос говорит.... :

Более подробный текст в следующей книге. "МЫ ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ"