Психология детей в детском саду. Шпаргалка: Работа психолога в детском дошкольном учреждении

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Работа психолога в детском саду

1.1 Должностные инструкции психолога педагога

2. Задачи и функции психолога в детском саду

2.1 Участие психолога в воспитательном процессе

2.2 Диагностическая работа психолога

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Введение

Внедрение психолога в образовательные учреждения в нашей стране началось в 1988 г., когда ставка "психолога" была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей.

Детский психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.

От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Психологическая деятельность в детском учреждении сложна, специфична и предъявляет большие требования к человеку, который занимается этой деятельностью, поэтому основной цельюнаучно-исследовательскойпрактики является:

· закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по основным психологическим дисциплинам;

· выработка практических навыков работы психолога и подготовка к самостоятельной трудовой деятельности;

· формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;

· подготовка к написанию выпускной квалификационной работы.

Поставленная цель достигается решением задач:

· знакомство с базой практики, с воспитателями, с детьми;

· знакомство с особенностями и методами работы психолога данного учреждения;

· изучение и выбор соответствующих методик исследования;

· активное участие в осуществлении других видов деятельности психолога данного учреждения в соответствии со спецификой учреждения и согласно календарному плану работы психолога;

· для выпускной квалификационной работы;

· изучение и анализ теоретического материала, периодической литературы и методических материалов по вопросам, разрабатываемым в выпускной квалификационной работе;

· сбор, систематизация и обобщение практического материала для использования в выпускной квалификационной работе;

· формулировка выводов по итогам учебно-ознакомительной практики. (7.21)

Научно-исследовательская практика проходила в МАДОУ Д\С п. Романово - муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад п. Романово

Продолжительностью практики - 3 недели, что составляет 120 часов и охватывает период с 06.08.11 по 27.08.11 года.

Схематично практика проходила в два этапа:

сбор и обработка теоретических и методических материалов, которые определяется содержанием теоретической части выпускной квалификационной работы. Эта работа продолжалась в течение всей практики.

сбор, систематизация и обработка практического материала в соответствии с темой выпускной квалификационной работы, а также разработка предложений, направленных на улучшение работы психолога ДОУ.

На период практики предусмотрен следующий краткий план:

1. Всестороннее знакомство детским учреждением.

2. Знакомство с организацией работы психолога.

3. Изучение основных направлений работы психолога ДОУ и их методическое обеспечение.

4. Выбор и реализация программы наблюдения за детьми.

5. Подведение итогов практики.

1. Работа психолога в детском саду

1.1 Должностные инструкции психолога педагога

Общие положения:

Педагог-психолог относится к категории специалистов. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее среднее психологическое или среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология"___ (без предъявления требований к стажу работы, стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет, от 4 до 6 лет, свыше 6 лет) или высшее психологическое (педагогическое) образование с дополнительной специальностью "Психология"__ (без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы (работы по специальности): от 2 до 4 лет, от 4 до 6 лет, от 6 до 10 лет, свыше 10 лет) или___ (II, I, высшую) квалификационную категорию.

Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению

Педагог-психолог должен знать:

Конституцию РФ.

Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования.

Декларацию прав и свобод человека.

Конвенцию о правах ребенка.

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты.

Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.

Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики.

Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения.

Современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Педагог-психолог подчиняется непосредственно (директору учреждения; иному должностному лицу)

На время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

Должностные обязанности Педагога-психолога:

Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях.

Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.

Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников), и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).

Оказывает помощь обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.

Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).

Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.

Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.

Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Педагог-психолог вправе:

Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.

По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности.

В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой должности педагога-психолога, согласованной с Минтрудом России (постановление Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65) и утвержденной приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 14 декабря 1995 г. № 622/1646, оплата труда педагогов-психологов производится в диапазоне 7-14 разрядов Единой тарифной сетки. При этом 7-12 разряды устанавливаются в зависимости от образования и стажа педагогической работы по специальности (т. е. если, кроме педагогического стажа, имеется стаж по специальности, то учитывается и тот, и другой стаж), а 12-14 разряды - в зависимости от квалификационной категории, полученной по результатам аттестации. психолог воспитание диагностика коррекция

Согласно письму Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России), за работу в специальных коррекционных образовательных учреждениях для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) педагогов-психологов, как и остальных педагогических работников, повышаются на 15-20%. Кроме того, педагоги-психологи, работающие в детских домах, специальных дошкольных образовательных учреждениях и в психолого-медико-педагогических консультациях, имеют еще одно преимущество: они пользуются отпуском продолжительностью 56 календарных дней, а педагоги-психологи, работающие в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида, имеют отпуск 42 календарных дня (основание: постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1052).

Вследствие того, что педагог-психолог подчиняется как заведующему ДОУ, так и руководителю научно-методического кабинета, то при оформлении на работу, с одной стороны, у него должны быть заранее оговорены присутственные дни в детском саду, с другой стороны, - дни, в которые он отсутствует в ДОУ и посещает заседания научно-методического объединения психологов (например, 1 раз в две недели). Формы отчетности работы педагога-психолога тоже готовятся для обоих руководителей: как по профессиональной, так и по административной линиям подчинения.

Для того чтобы урегулировать эти взаимоотношения, перед поступлением на работу педагог-психолог заключает с администрацией ДОУ договор (на оговариваемый срок). (10.48)

Психопрофилактическая работа педагога-психолога

Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе.

С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.

Сопровождающая работа педагога-психолога в период адаптации

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Это активный процесс, приводящий или к позитивным результатам, или к негативным (стресс). Критериями успешной адаптации считаются:

· внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность);

· внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Педагог-психолог проводит в начале учебного года наблюдение за поведением вновь поступивших детей, их эмоциональными проявлениями в течение дня. Период адаптации - достаточно сложный период в жизни дошкольника. Он может проходить по-разному.

Длительность и характер адаптации зависят от возраста ребенка. В исследованиях Н.М. Аксариной, Н.П. Жуковой и др. отмечено, что наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9-10 месяцев до 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться устойчивые привычки и возможности их перестройки еще нет.

После двух лет изменяется подвижность нервных процессов, дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, они хорошо понимают речь взрослого, малыша легче успокоить, уже есть опыт общения с разными людьми. Поэтому для ребенка старше двух лет процесс адаптации проходит легче по сравнению с младшими.

Привыкание к новым условиям зависит также от индивидуальных особенностей нервной системы. Одни дети бурно реагируют на первые посещения детского сада: громко плачут, отказываются от пищи, не играют, протестуют, но проходит несколько дней, ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит и сон, он охотно общается с детьми и воспитателями. Такое протекание адаптации, в целом, нормативно и свидетельствует о том, что малыш привык к коллективу.

Другие дети внешне ведут себя спокойно, они послушны, но это не является свидетельством их благополучия: садятся есть, но едят без аппетита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут игрушку, но не играют с ней. Когда за ребенком приходят родители, он с плачем бросается к ним. Во время наблюдения за таким ребенком можно отметить, что он насторожен, даже испуган. Внутреннюю напряженность можно отметить по скупым жестам, малой речевой активности, безынициативности. Воспитатель отзывается о нем: "нормально", "не мешает".

Именно на "незаметных" детей должно быть в первую очередь обращено внимание педагога-психолога, потому что подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и даже привести к заболеванию. Для осуществления помощи такому ребенку психолог проводит наблюдение за особенностями эмоциональных проявлений.(7.36)

Карта проведения наблюдения:

Для понимания причин сложного протекания адаптации педагог-психолог проводит беседу с родителями и предлагает заполнить анкету, в которой родитель излагает собственное мнение о том, как протекает период адаптации, и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка дома.

Анкета для родителей :

Ответы родителей на вопросы анкеты и результаты наблюдения за ребенком в детском саду помогают педагогу-психологу разобраться в причинах сложного протекания адаптации, разработать индивидуальные рекомендации для предупреждения "срыва", протеста против посещения детского сада.

На характер адаптации оказывает влияние и то, насколько меняются условия жизни ребенка: режим дня, характер питания, температура помещения. С целью предупреждения эмоционального стресса от резкого изменения этих условий родителям еще до поступления ребенка в группу рассказывают о режиме дня детей данного возраста, о температуре в групповых и спальных комнатах, характере питания, рекомендуют начать придерживаться таких же условий дома.

Педагог-психолог на родительском собрании для вновь поступающих детей делает сообщение о том, какие навыки самообслуживания и общения у ребенка могут быть сформированы по возрасту.(11.28)

Создание условий для полноценного психического развития ребенка :

Распорядок дня в детском саду составлен чтобы достаточное количество времени отводилось на прогулку и на игры. Однако современные требования, предъявляемые к будущему первокласснику (умение читать и писать печатными буквами), стереотип "чем раньше ребенок начнет читать, тем он лучше будет учиться",-- все это приводит к тому, что дети 5-6 лет, а иногда и более младшего возраста значительное время проводят сидя за столами.

Обязанность педагога-психолога разъяснять, что снижение двигательной активности ребенка пагубно сказывается на общем развитии. С этой целью проводятся консультации, выступления на педсоветах, совместные дискуссии. Например, проведение круглого стола "Развитие движений дошкольника" с целью обмена опытом воспитателей.

Педагог-психолог рекомендует использовать в процессе занятия подвижные дидактические игры. Например, упражнение "Назови, каким бывает..." сочетается с перебрасыванием мяча от педагога к ребенку. В этом случае дошкольники не сидят за столами, а располагаются по кругу в свободном пространстве групповой комнаты. Загадывая слово, воспитатель бросает ребенку мяч, который надо поймать, назвать определение и бросить обратно. Усложнять задачу можно, если использовать мяч маленького диаметра, упростить - прокатывая по полу.

Индивидуальные рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей составляются по результатам диагностического обследования. Педагог-психолог в беседе с воспитателями рассказывает о том, что произвольное поведение формируется на определенном этапе развития нервной системы, предлагает изменять выражение "он (она) не хочет стараться" на "ему (ей) пока сложно...". Традиционно считается, что чем эмоциональнее проведено занятие, досуг или праздник, тем больше радости это доставляет детям. Как показывает практика, не все дети испытывают положительные эмоции после "феерического" мероприятия. Некоторые дошкольники, особенно младшего возраста, начинают капризничать, плакать, проситься домой. Понимание того, что это проявление усталости, эмоционального перенапряжения, помогает найти правильный подход к ребенку, успокоить его. При планировании подобных мероприятий психолог должен проводить соответствующую разъяснительную работу.(4.56)

Формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития

Педагог-психолог знакомит воспитателей с современными исследованиями в области воспитания и обучения детей, обеспечивает необходимым диагностическим инструментарием для изучения личностного роста дошкольников.

Для решения этой задачи используются такие формы работы, которые подразумевают практическое участие воспитателей: деловые игры, семинары-практикумы, тренинги. Для создания творческой атмосферы проводятся занимательные викторины, например "Бывает ли психология мужской или женской?". Подбор научно-популярных статей по определенной тематике, проведение с педагогами проективных тестов, как правило, вызывает интерес, побуждает изучать общие закономерности психической жизни человека и проецировать их на работу с детьми.

Психолого-педагогическое изучение личности ребенка

Психологическое обследование каждого ребенка проводится:

1. при поступлении в детский сад;

2. при переходе на новый возрастной этап;

3. в процессе подготовки детей к школе.

В течение года проводится диагностика уровня общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление психологических причин особенностей общения. Практика показывает, что методика "Два дома", разработанная для детей 5-6 лет, позволяет получить наиболее полную информацию о взаимоотношениях детей в группе, определить статус каждого. В ходе выполнения ребенок "расселяет по двум домам --- красному и серому" детей своей группы в зависимости от собственной симпатии или антипатии. Качественный анализ позволяет определить:

1. отношение каждого ребенка к каждому из детей группы;

2. представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из сверстников;

3. каков в действительности каждый член группы в глазах остальных детей, т. е. личностный статус ребенка.

В зависимости от полученных результатов педагог-психолог составляет план тренингов по развитию коммуникативных навыков.

Диагностическое обследование

В своей деятельности педагог-психолог использует обширный диагностический материал, с помощью которого определяется уровень психического развития ребенка, соответствие его возрастным нормам. Мы приводим перечень параметров, по которым целесообразно диагностировать дошкольников.

В настоящее время в детских садах используется Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М.М. Семаго, Н.Я. Семаго), в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик. Широко распространен также стандартизированный тестовый материал издательства "Иматон".

В результате проведения общего обследования педагог-психолог выявляет детей, которые имеют проблемы интеллектуального или личностного развития. С такими детьми проводится углубленная диагностика с целью выявления причин отклонений.

Следует отметить, что при составлении психологического заключения надо избегать использования как медицинской, так и дефектологической терминологии. Например, диагноз "задержка психического развития" ставится врачом, заключение "общее недоразвитие речи" - логопедом. Психолог использует такие термины, как "темповая задержка развития", "недоразвитие вербально-логического компонента речи". Более подробная типология представлена в книге Семаго Н.Я., Семаго М.М. "Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога".

По результатам диагностического обследования на основании заключения педагог-психолог составляет планы развивающих и коррекционных занятий для группы детей или индивидуально. (8.75)

2. Задачи и функции психолога в детском саду

2.1 Участие психолога в воспитательном процессе

Психологическое просвещение педагогического персонала и родителей

Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: это лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы и т.п. Начиная работу в детском учреждении, психолог прежде всего должен рассказать коллективу и родителям о своих функциях и задачах, дать представление о том, какую помощь он может оказать. Необходимо разъяснить, что детская психология не является отраслью медицины - она занимается изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога состоит в обеспечении такого развития, в создании необходимых для этого условий. Это позволит сразу же снять негативную или неадекватную установку по отношению к психологу и наладить партнерские отношения со взрослыми участниками воспитательного процесса. Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий, но некоторые из них можно рекомендовать для любого детского учреждения. Вот их примерный перечень:

1. Роль природных свойств ребенка, условий его жизни и воспитания в психическом развитии;

2. Психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп;

3. Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению;

4. Развивающее значение разных видов детской деятельности - игры, рисования, конструирования и др.;

5. Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка;

6. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка;

7. Особенности подхода к "трудным" детям;

8. Адаптация ребенка к детскому учреждению. (6.43)

Этот перечень можно было бы, конечно, продолжить. Но главное - не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое психолог стремится передать воспитателям и родителям. Необходимо убедить всех участников воспитательного процесса в том, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых - сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой. (Это вовсе не значит, что взрослые должны всегда и во всем потакать детям, идти навстречу любым, часто неразумным, да и невыполнимым, их желаниям.)

Успех в развитии в значительной степени зависит от того, смогут ли воспитатели отказаться от привычной схемы с одним, единственно правильным путем развития, который жестко определяется небогатым перечнем бытующих в наших детских учреждениях видов детской деятельности (якобы обеспечивающих "всестороннее" и даже "гармоническое" развитие личности). Психологу стоит иметь в виду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация, и поощрять следует те из них, которые могут быть лучше организованы взрослыми и к которым испытывает большую склонность сам ребенок. (3.64)

В свое время замечательный советский психолог Л.С. Выготский говорил, что обучение в дошкольном возрасте отличается от школьного обучения тем, что ребенок учится по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. Искусство психолога как раз и заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому - вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Каковы же центральные достижения психического развития в дошкольном возрасте? Крупнейший исследователь дошкольного детства А.В. Запорожец показал, что к таким достижениям следует отнести образные формы познания (восприятие, наглядно-образное мышление, воображение) и социальные эмоции (сопереживание, любовь к близким людям, доброжелательность по отношению к сверстникам). Наряду с этими образованиями у детей должны развиваться также и многие другие психологические качества, необходимые для их успешного перехода к школьному обучению, в частности, элементарные формы логического мышления, умение организовать свое поведение, произвольно управлять им.

Гуманизация воспитательной работы

Одна из важнейших задач психолога - сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы. Такой переход чрезвычайно сложен в условиях общегрупповых занятий, он означает прежде всего отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни детей в группах. Так, целесообразно делить их на подгруппы, чтобы в то время, когда с одной из подгрупп проводится занятие, остальные дети могли свободно выбирать себе любую привлекательную для них деятельность (играть, строить, рисовать).

Очень важна помощь психолога воспитателям в осуществлении индивидуального подхода к детям: ведь проводимые им обследования детских групп и отдельных детей дают богатейший материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослых. Конечно, воспитатели обращаются к психологу лишь по поводу детей, затрудняющих работу с группой: агрессивных, недисциплинированных, однако психолог должен обратить внимание воспитателей и на тех, кто, не будучи "помехой", отличается личностным неблагополучием, - застенчивых, робких, неуспешных, одиноких. (5.44)

Далеко не всегда достаточно просто сообщить воспитателю свой "диагноз" и предложить соответствующий "рецепт". Особенности подхода к тому или иному ребенку, меры, которые должны быть приняты для улучшения его эмоционального состояния, психолог и воспитатель должны вырабатывать в каждом конкретном случае совместно. Это тем более необходимо, что нередко одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого воспитателя. Неадекватное отношение воспитателя к ребенку, в свою очередь, возникает как следствие непонимания подлинных причин, вызывающих те или иные неблагоприятные особенности поведения ребенка. Поэтому зачастую углубленная и систематическая работа с воспитателем позволяет изменить его педагогические установки не только по отношению к отдельным детям, но даже к группе в целом.

Психолог может наметить и реализовать ряд специальных видов работы с коллективом детского сада, способствующих улучшению эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усталости, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми. Хорошо, если в детском саду удается выделить специальное помещение для отдыха персонала, где психолог может проводить сеансы релаксации, психотерапевтические беседы с воспитателями, обсуждать с коллективом возникшие сложные педагогические ситуации в группах и совместно намечать пути их решения.

Отказ от строгой унификации программ даст психологу возможность выявить наиболее "сильные" стороны каждого воспитателя и помочь ему так скорректировать свою работу с детьми, чтобы эти его стороны выдвинулись на первый план. Это принесет несомненную пользу не только детям, но и самому воспитателю, повысив его самооценку и предоставив возможность развития собственного творческого потенциала.(8.13)

Для улучшения самочувствия детей в детском саду серьезное значение может иметь приближение их жизни в группах к домашней обстановке и налаживание более тесной связи с семьей. Следует всячески поощрять посещение детского сада родителями в любое время, их присутствие на занятиях, участие в играх, прогулках. Хорошо, если в саду систематически отмечаются дни рождения детей, когда каждый ребенок приносит маленький подарок "имениннику", а сам "именинник" и его родители угощают детей печеньем, конфетами и т.п. Поскольку не все родители в достаточной мере подготовлены к участию в таком общении, в сложных случаях психолог может выступить в качестве посредника с тем, чтобы установить более тесный контакт родителей с педагогом и детьми.

Адаптация детей к детскому саду

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все: отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т.п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

Прием новых детей в группу связан с некоторыми трудностями и для воспитателей. Не всегда им, так же, как и родителям, удается облегчить процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят нескольких новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним. (2.14)

У некоторых воспитателей сложилось неправильное, упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы - это результат избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят здесь проблемы: "Скучно ребенку в детском саду? Плачет? Ничего страшного, поплачет и перестанет. Пройдет время - привыкнет". И тогда процесс привыкания затягивается, время проходит, а в группе остаются неадаптированные, впоследствии трудновоспитуемые дети, у которых уже сформировались нежелательные черты характера.

Чтобы этого не происходило и ребенок мог сравнительно безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрей привыкнуть к новым требованиям, психолог должен своевременно организовать подготовку к приему новичков, помочь воспитателям завоевать симпатии детей, постоянно поддерживать у детей хорошее, бодрое настроение. Рассмотрим основные элементы такой подготовки.

Еще до поступления новичка в группу психологу и воспитателям следует познакомиться с родителями и ребенком, установить с ними контакт, узнать об условиях его развития в семье. Все привычки и особенности каждого ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты поведения ребенка, его склонности и интересы, - это поможет впоследствии считаться с ними.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к детям в семье и детском саду. В целях предупреждения отрицательных эмоций не следует резко изменять привычный уклад жизни детей. Особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и оставляют до вечера. Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, где условия напоминают условия домашнего двора: здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми.

Наблюдая за поведением новых детей в группе в первые дни, психолог помогает воспитателю найти индивидуальный подход к каждому из них. Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать, чтобы он сразу подошел к незнакомому человеку: пусть немного освоится. Лучше найти возможность побеседовать втроем (с участием матери), рассмотреть какую-нибудь игрушку, понаблюдать за играми других детей.

Случается, что ребенок хотя и не плачет и явно никак не выражает негативные эмоции, но выглядит подавленным, не играет со сверстниками. Состояние такого ребенка должно тревожить не меньше, чем состояние плачущих детей. Психолог должен обратить на него внимание воспитателя, посоветовать родителям на первых порах сократить время пребывания ребенка в группе до минимума, а домашние условия приблизить к детскому саду: организовать похожий режим, упражнять ребенка в самостоятельности, - чтобы он мог сам есть, обслуживать себя и т.п.

Родителям можно предложить пройти в группу вместе с ребенком: присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом (играет с детьми или просто рассматривает с ними игрушки), помогает освоиться в новой обстановке, установить отношения с воспитателями, со сверстниками.(8.67)

Обычно родители сосредоточивают свое внимание на своевременном приходе ребенка в детский сад, забывая, что при этом дети становятся свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей при расставании со своими родителями. Нет нужды объяснять, как это сказывается на их настроении. Психолог может посоветовать родителям приводить новичков попозже не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить внимание ребенка на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней встрече. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыва, отторжения от дома.(6.97)

В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность "интимизировать" обстановку: принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы - все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт. Любимая знакомая игрушка овладевает вниманием ребенка и помогает ему отвлечься от расставания с близкими.

Психологу следует подсказать воспитателям, какие заманчивые игры и развлечения предложить детям при приеме, как вызвать у детей радостное изумление, чтобы у них возникло желание войти в детское общество. Самое главное заключается в создании атмосферы радости, заботы и внимания, чтобы ребенок почувствовал чуткость и доброжелательность воспитателя и сверстников. Если ребенка встречает строгий воспитатель, который редко улыбается и шутит, наказывает за любые нарушения, то ребенок находится в постоянном напряжении, боится ошибиться, не уверен в своих силах, замыкается в себе, проявляет нежелание идти в детский сад.

Психолог помогает воспитателям правильно подобрать игрушки и специально организовать окружающую среду в групповой комнате таким образом, чтобы они не слонялись без дела, не скучали, чтобы у них был выбор действий, чтобы они играли, рисовали, лепили, смотрели картинки, ухаживали за животными. Иными словами, создать условия для возникновения у детей потребности в содержательной деятельности.(11.65)

Если психолог и воспитатель, организуя деятельность детей, помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе - тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.

2.2 Д иагностическая работа психолога

Организация и проведение индивидуальных обследований

Психологическое индивидуальное обследование ребенка в детском саду, как правило, проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка. Наблюдение за ребенком в группе - за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима - помогает психологу создать первоначальное общее представление о ребенке.

Перед началом обследований психолог должен создать благоприятные условия для общения с ребенком. Так, нецелесообразно отрывать ребенка от интересного для него занятия, приводить его на обследование против воли, так или иначе принуждать его к выполнению заданий - это затруднит ход исследования, диагностически ценные данные не будут получены, а результаты окажутся не показательными. Установление доверительного и доброжелательного контакта, хорошего взаимопонимания между психологом и ребенком является необходимым условием получения достоверных результатов.(4.97)

В некоторых случаях установление контакта становится основной целью начальной части обследования, и тогда методики предлагаются ребенку только после того, как эта цель достигнута (иногда даже не в первый день работы). Пути установления контакта могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его отношения к психологу и ситуации обследования. Иногда эффективным оказывается спокойный, доброжелательный разговор с ребенком на нейтральные, не перегруженные информацией для ребенка темы. В другом случае полезно вначале вовсе не обращать внимания на ребенка, дать ему возможность самостоятельно сориентироваться в ситуации и привыкнуть к новой обстановке. Затем предложить ему интересную игрушку, поиграть с ним вместе и лишь после этого, как бы не выходя из игровой ситуации, постепенно начать предъявлять ему задания методик.

Как бы то ни было, доброжелательное отношение к ребенку, принятие его таким, каков он есть, отсутствие замечаний, одергиваний, авторитарного тона, настаивания на соблюдении обязательных норм поведения (здороваться, обращаться на вы к взрослому и т.п.), положительная оценка его личности и его действий создают тот фон, на котором могут в наибольшей степени реализоваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности.

Для проведения обследования необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок. Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками, которые ребенку можно будет посмотреть перед началом обследования. Выставленные на виду яркие, необычные предметы или чересчур привлекательные игрушки нежелательны, так как они могут отвлечь внимание ребенка от поставленных заданий. Перед началом обследования психолог должен подготовить весь экспериментальный материал, но расположить его так, чтобы он не был виден ребенку.

Обследование проводится за маленьким столиком. Дошкольника лучше не сажать лицом к окну, чтобы происходящее за окном не отвлекало его. Воспитателя, если он хочет присутствовать при обследовании, следует посадить подальше от ребенка, сбоку или за его спиной. Ребенку можно предложить выбрать, что он хочет делать: поиграть, порисовать или позаниматься. Выбор фиксируется, и ребенку дается соответствующая методика.

В первой части обследования лучше предлагать методики, направленные на диагностику уровня познавательного развития, так как они наиболее трудны для детей, и, выполняя эти задания, ребенок не должен быть уставшим. После проведения одной-двух "интеллектуальных" методик возможно чередование заданий различных типов.

Некоторые "личностные" методики и задания предполагают наличие особенно доверительного контакта со взрослым, их желательно предлагать, когда контакт достаточно укрепился и ребенок чувствует себя свободно и комфортно. Для многих детей особую трудность представляет беседа с малознакомыми взрослыми, поэтому предлагать таким детям словесные задания лучше в середине или в конце обследования, предварительно наладив с ними речевое общение. В целом обследование ребенка-дошкольника может занимать от 30 до 60 минут.

Важным условием проведения обследования является приспособление к индивидуальным особенностям ребенка - привычному для него темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком (получить ответы на существенные вопросы) или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики).

По ходу обследования психолог должен вести протокол, в котором фиксируются предлагаемые задания и успешность их выполнения, оказываемая ребенку помощь и уровень его обучаемости, способность к самостоятельному нахождению ошибок и адекватность оценки результатов своих действий. Отмечаются также характер реакции ребенка на ситуацию обследования, особенности контакта с психологом, эмоциональные проявления, отношение к выполнению различных заданий, уровень активности ребенка в общении с психологом и в выполнении заданий, высказывания, характеризующие самооценку и уровень притязаний, темп деятельности, особенности внимания, степень упорядоченности и целенаправленности действий и другие существенные показатели особенностей познавательного и личностного развития.

В том случае, если обследование проводится по просьбе родителей и кто-то из них сопровождает ребенка, целесообразно предложить родителю заполнить анкету (см. Приложение 1). Если по ходу заполнения анкеты у него возникают вопросы, не следует разъяснять возможные варианты ответов - родитель должен заполнять анкету самостоятельно, отметив те пункты, которые вызвали затруднения. Если родители не собираются присутствовать при обследовании, можно предложить им заполнить анкету предварительно. Материалы анкеты могут оказать психологу существенную помощь в работе с ребенком.

Данные об истории развития ребенка могут быть получены от родителей и в дальнейшем, после обследования. В этом случае психолог будет исходить из уже сложившегося у него в результате обследования представления о ребенке, и задаваемые им вопросы будут носить более направленный, "прицельный" характер. В любом случае знакомство с родителями и получение от них информации о ребенке необходимы для составления обоснованного психологического заключения по результатам обследования и для выработки педагогических рекомендаций.

Знакомство с историей развития ребенка

Выяснение условий, в которых рос ребенок, имеет большое значение для понимания особенностей его индивидуального развития и выработки рекомендаций по коррекции отклонений. Узнать историю развития ребенка (собрать "психологический анамнез") психолог может в доверительной беседе с родителями. Возможно также проведение анкетирования, хотя данные, полученные таким путем, имеют значительно меньшую ценность.

Следует учитывать, что родители часто не очень хорошо понимают смысл задаваемых им вопросов, не всегда точно помнят существенные для ребенка особенности жизненных ситуаций, а нередко не хотят быть откровенными и осознанно утаивают часть информации. Сообщая психологу определенные факты, отец или мать одновременно дают и собственную оценку этих фактов, часто совершенно неадекватную. Задача психолога - суметь отделить факты от их интерпретации.

Знакомство с родителями и сбор информации о ребенке должны помочь психологу сделать выводы, касающиеся не только самого ребенка, но также личностных особенностей родителей и стиля воспитания в семье.

Анализ результатов обследований

Анализируя результаты обследований, в первую очередь психолог должен разграничить норму и патологию (под патологией понимаются интеллектуальная недостаточность, задержка психического развития, другие виды психических отклонений), имея в виду, что дифференциальная диагностика различных форм патологии не входит в задачу детского психолога.

Основная цель обследования - создать психологический портрет нормально развивающегося ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.

Анализ познавательного развития ребенка подразумевает выявление общего уровня развития восприятия, образного мышления, памяти, речи и воображения. Следует определить, равномерно или неравномерно друг относительно друга развиты перечисленные процессы. Случаи равномерного развития являются достаточно простыми, трудности при анализе представляют варианты неравномерного познавательного развития. Последнее выражается не только в различиях уровней восприятия, мышления, воображения и т.п., но и в симптоматических различиях внутри каждого отдельного познавательного процесса.

Анализ результатов необходимо проводить комплексно, интерпретировать отдельные проявления следует только в связи с другими: сам по себе отдельный симптом всегда неоднозначен, его истинное значение вытекает из сопоставления с другими симптомами. В еще большей степени комплексный анализ важен для понимания личности ребенка, проявляющейся в особенностях поведения, выполнения проективных, познавательных и так называемых "личностных" заданий.

Специальное значение при анализе результатов обследования приобретает правильное понимание особенностей взаимодействия ребенка с другими людьми.

Значительную роль здесь играют характер воспитания в семье, уровень требований, предъявляемых к ребенку, степень конфликтности семьи и т.п. Не менее важны и качества самого ребенка, определяющие его поведение за пределами семьи (с детьми, воспитателями, другими взрослыми), в частности, инициативность, конфликтность, организованность ребенка.

Анализируя данные обследования, психолог должен стремиться не к оценке количественного уровня развития той или иной функции, а к созданию целостного психологического портрета ребенка, выявлению общего типа поведения ребенка. В таком случае оказывается возможным выработать конкретные рекомендации для родителей и воспитателей.

Рекомендации составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться коррекции познавательного развития, особенностей его эмоциональной сферы, детско-родительских отношений, взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

Особой проблемой является принятие этих рекомендаций родителями (воспитателями) - только в этом случае они становятся действенными. Чем более связаны советы психолога с проблемами, сформулированными в запросе, чем большее участие в их разработке принимает тот, кто обратился к психологу за консультацией, тем продуктивнее окажутся рекомендации.

Этика психолога в работе с родителями и воспитателями предполагает неразглашение полученных сведений; заключения и рекомендации, даваемые родителям или конкретному воспитателю по их запросу, никому больше не передаются.(9.66)

Заключение

В ходе практики я познакомилась с нормативными и методическими материалами, принимала участие в плановой работе психолога, присутствовала на занятиях разных групп развития; самостоятельно провела ряд методик, анализировала результаты, подбирала коррекционно-развивающие упражнения; посетила родительское собрание в младшей группе.

Развивающее направление работы педагога-психолога данного ДОУ, на который сделан основной акцент - психологическое здоровье. Исходя из этого направления мною продолжена эта работа по программе психологических занятий для дошкольников. Думается, что проведенная работа по реализации этой программы, поможет детям стать психологически здоровыми и жизнерадостными.

Основные трудности, которые возникли при реализации программы - это недостаточная активность родителей, непонимание ими важности психологической профилактики.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующий вывод: сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему психологическому здоровью.

Также отмечу, что работа психолога в детском дошкольном учреждении мне доставила удовольствие и практический опыт, полученный в ходе практики, несомненно, пригодиться в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.

Кроме того, в ходе практики, собран теоретический и практический материал для выпускной квалификационной работы.

Глоссарий

Общая психология - Раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки. Общая психология имеет важное значение для других наук: философии, социологии, физиологии, информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения, юриспруденции.

Педагогика - Наука о воспитании и обучении человека

...

Подобные документы

    Особенности, направления и методы работы психолога ДОУ. Психологическое здоровье как развивающее направление работы педагога-психолога. Реализация программы О.В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я", цель которой сохранение психологического здоровья детей.

    отчет по практике , добавлен 22.07.2010

    Задачи психолога в организации. Формированию климата в коллективе. Основные документы в деятельности психолога. Методы работы специалиста в детском саду. Развивающие кубики Никитина. Главные задачи игры "Необычный оркестр". Форма планов и отчётов.

    отчет по практике , добавлен 26.06.2013

    Краткая характеристика предприятия. Психология как основа работы с персоналом. Участие психолога в решении вопросов научной, социальной и производственной жизни. Должностная инструкция психолога. Положение о психологической службе ОАО "ФСК ЕЭС".

    отчет по практике , добавлен 12.07.2011

    Общая характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 9 "Семицветик". Кадровый состав организации. Основные направления деятельности педагога-психолога. Исследование уровня удовлетворения условиями работы.

    отчет по практике , добавлен 19.06.2014

    Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду. Исследование динамики интеллектуального и личностного развития.

    практическая работа , добавлен 02.10.2008

    Направления работы психолога в МОУ СОШ №172. Изучение уровня удовлетворенности изучаемыми предметами и познавательной активности. Определение уровня умственного развития учащихся по методике Э.Ф. Замбицявичене. Коррекционная, развивающая работа психолога.

    отчет по практике , добавлен 22.07.2010

    Модели профессиональной деятельности практического психолога, проблема его индивидуального стиля. "Кризисы разочарования" и основные этапы развития психолога-профессионала. Проблема тенденции развития профессиональных деструкций в развитии психолога.

    реферат , добавлен 28.06.2012

    Предмет и задачи психодиагностики. Методы исследования и диагностики. Ведущие функции диагностики педагогического процесса. Объективная оценка психологических тестов (методов исследования). Назначение диагностики в практической деятельности психолога.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2011

    Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Условия полноценного физического и психического здоровья ребенка в детском саду. Обеспечение максимальной активности детей; программа воспитания и обучения. Направления психологической работы; методы диагностики, прогнозирование развития, коррекция.

Психология детей в детском саду сильно отличается от обычного «домашнего» состояния. Рядом с родителями ребенок всегда чувствует себя спокойно и умиротворенно, осознавая их покровительство. Когда же детей в детском саду передают воспитателям, они могут даже испугаться. Это психологический момент, требующий вмешательства третьих лиц. Сами родители не должны стараться успокоить чадо, воспитатель обязан найти подход к ребенку. Обычно в первый момент дети отказываются от общения, считая поступок родителей неправильным. Особенно это неприятно, когда ребенок всегда привык быть с матерью, а теперь его «вырывают» из родной среды. Дети в детский сад не всегда хотят ходить, что связано с психологическим состоянием в первый момент посещения. Психология детей сложна, лучше посмотреть на детский сад с двух сторон, что поможет понять ребенка.

Воспитатели становятся первой причиной психологической нестабильности детей. Они обязаны заменять родителей ребенку во время его нахождения в детском саду. При этом ни один воспитатель не вправе выделять детей, если появится «любимчик», вместе с ним проснется зависть. Это станет явной ошибкой, пропадет единство всей группы, а оно должно воспитывать общественные отношения. Опытные воспитатели стараются уделять одинаковое внимание всем. Дети понимают это и быстро принимают сторону единства.

Психологией детей в детском саду может управлять и обыкновенное желание общения. Общественная жизнь ребенка начинается в этом учреждении. До детского садика ребенок мог общаться с детьми на улице или , но они были непостоянными собеседниками. После первого посещения, нового для себя, места, чадо понимает необходимость каждодневного общения с одними и тем же людьми. Психология при этом может поменяться. Встречаются случаи, когда ребенок отказывается снова идти в детский садик. Причиной становится противодействие с другими детьми, что может произойти даже в яслях. Родителям следует разъяснить чаду удобство общения и важность посещения сада.

Детский сад становится важнейшим этапом психологического развития ребенка. В нем он начинает построение своего понимания общественной жизни. Важной частью этого шага становятся воспитатели и остальные дети. Опытный руководитель подберет сотрудников, являющихся психологами. Такие воспитатели смогут подобрать не только подход к каждому ребенку, но и создать теплые отношения в группе. Психология детей в детских садах при этом складывается положительно. По этой причине частные учреждения более привлекательны для родителей.

Психология ребенка слишком важна, чтобы травмировать ее на первых этапах жизни. Детские сады особенно важны, но родители также должны участвовать в развитии. Они способны влиять на ребенка, могут подсказать ему правильный шаг и объяснить, как поступать нельзя. Из-за этого нужно обращать внимание на все чувства ребенка, вызываемые детским садиком. Появление отрицательных эмоций лучше пресекать сразу, иначе ребенок не сможет стать частью общества. Это в результате приведет к большим сложностям во взрослой жизни, которые можно исключить развитием психологии.

В должностные обязанности педагога-психолога детского сада входит проведение диагностики. Она проводится минимум два раза за учебный год – в начале и в конце. Это позволяет отследить динамику развития каждого ребенка.

При необходимости диагностика может быть проведена в середине учебного года. Ее проводят, например, для детей, имеющих проблемы в обучении.

При проведении диагностики педагог-психолог использует методики исследования таких психических процессов, как память, восприятие, внимание, мышление и др. Сравнение результатов с нормами развития дошкольников помогает дать общую картину развития детей.

Психолого-медико-педагогическое консультирование

Педагог-психолог входит в комиссию специалистов детского сада – ПМПК. Эта комиссия проводит дополнительную работу с детьми, отстающими в развитии. Такие дети выявляются по результатам диагностического обследования.

Функция педагога-психолога – определить психологическую зрелость дошкольников. Он должен написать свое заключение и рекомендации педагогам и родителям. Так осуществляется доврачебный контроль за состоянием детей.

Семейное консультирование

Одной из обязанностей педагога-психолога в дошкольном учреждении является консультирование родителей дошкольников. При выявленных проблемах он приглашает на беседу папу, маму или того взрослого, который является опекуном ребенка.

Педагог-психолог консультирует не только родителей детей, которые посещают детский сад, но и родителей неорганизованных детей.

В процессе консультаций задача специалиста – показать варианты решения проблем, возникших у ребенка в обучении или поведении. Кроме того, он должен объяснить родителям, что только совместные действия детского сада и семьи дадут положительный результат.

При взаимодействии с семьями воспитанников педагог-психолог повышает педагогическую грамотность родителей. Это благоприятным образом отражается на отношениях между членами семьи конкретного ребенка.

Помощь педагогам

Помимо детей и их родителей, педагог-психолог проводит работу с педагогическим персоналом детского сада. На таких мероприятиях, как педагогический совет, собрание, семинар и других, он рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволят наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.

Сотрудники дошкольного учреждения могут обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим моментам, но и по личным вопросам. Так специалист поддерживает благоприятный климат в коллективе детского сада.

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Консультационная

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

  • личный (беседа с каждым ребенком);
  • общий (работа с детским коллективом);
  • личный (беседа с каждым родителем);
  • общий (с группой родителей);
  • личный (с ребенком и его родителями);
  • общий (с родителями и воспитателями);
  • общий (с воспитателями и детьми).

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения - требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего психолог не имеет права делать

Функции психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.

Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

Какое образование у детского психолога?

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес .

Зачем идти к детскому психологу?

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей на разные темы по детской психологии.

Какие услуги предоставляет детский психолог?

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и , психокоррекционные занятия с ребёнком.


Специалист может проводить различные .

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • страхи,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, ),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • , не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и .

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о и проверить перед поступлением в 1 класс.

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете .

Как записаться на приём к детскому психологу?

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, .

Первый контакт с детским психологом.

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

Формы работы детского психолога.

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, .

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить и проводить психологические занятия с ним.

Методы работы детского психолога.

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

Направления работы детского психолога.

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение .

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

Принципы работы детского психолога.

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на .
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

Алгоритм работы детского психолога.

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

Задачи детского психолога

– научить родителей и детей эффективным , помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.

Цели детского психолога

– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.

Как работает детский психолог?

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

Длительность приёма у детского психолога.

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

Мифы о детском психологе.

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», .