Развитие малыша в. Важность раннего развития малышей

Только ли радость переполняет нас при ожидании появления дочери или сына? Конечно, это счастливое событие, но при этом всегда появляется волнение и беспокойство, ведь маленький человечек будет полностью зависеть от вас, и вам нужно будет воспитать его настоящим человеком, помочь ему правильно развиться, вырасти здоровым и полноценным.

Конечно, все заботливые мамы и папы интересуются развитием своего крохи, как только он появляется на свет. Они заинтересованы в том, чтобы малыш мог прижиться в обществе среди своих ровесников, сначала в садике, а потом и в учебном учреждении. Только родившийся кроха беспомощен, но в нем заложен колоссальный потенциал, который должен раскрыться, в чем ребенку необходима поддержка родителей. И тут нельзя указать конкретный период развития, ведь оно начинается с самого начала, и маленький человечек начинает становиться личностью. Именно развитие крохи в ранние годы жизни имеют большое значение для него, если при этом что-то было упущено, то полноценно это уже не будет компенсировано, когда дитя подрастет. О чем это говорит? О том, что потенциал человека полностью не реализуется.

Невыраженный потенциал развития детей и его последствия

Нередко дети невнимательны во время учебы, отчего они постоянно получают низкие оценки, имеют плохие отношения с учителями и не могут развиваться полноценно. Где искать источник проблемы? Конечно, тут нельзя указать только один фактор - они могут быть разными, однако это часто связано с периодом младенчества. Специалисты сообщают, что через неделю после появления ребенка у него начинается двухнедельный период, являющийся благоприятным для развития зрительного сосредоточения. В дальнейшем это будет играть огромную роль в развитии его внимательности. Поэтому вам в это время нужно будет активно общаться с крохой, побуждая его реагировать на движения глазами, чтобы он мог сосредоточить взгляд, например, на конкретной погремушке. Это очень важно, не упустите такой момент, в противном случае малыш не будет иметь возможность оптимально развивать свое внимание.

Что же можно сказать о способности взрослого человека делать какие-то движения руками? Про одного знакомого мы можем сказать: «У него золотые руки», к другому же такую метафору применить не получится при всем желании. Но не всем известно, что своими корнями проблемы такого типа уходят далеко в прошлое, когда человечек только начинал работать руками, брать игрушки, сжимать руку в кулачок. Маме нужно обязательно позаботиться, чтобы кисть руки ребенка развилась правильно, чтобы в определенном возрасте он мог выполнять простые движения ручками. Впоследствии это поможет человеку работать руками и не только, ведь, оказывается, от развития кисти и пальцев зависит способность малыша разговаривать, общаться с людьми. На развитие мышления малыша и его способность выражать эмоции влияют условия, создаваемые родителями в ранних периодах, в то время как они учат его переворачиваться с животика на спинку, садиться самостоятельно, а потом и ходить.

О чем нужно помнить родителям малыша?

Первые годы, прожитые малышом, как раз и определяют, будет ли он способен впоследствии реализовывать себя, самосовершенствоваться и жить в социуме достойно. Закладка основ происходит именно в ранние годы, в это время человечек становится личностью, формируется его физическое и психическое здоровье. Следить за этом нужно и матери, и отцу, чтобы оба родителя были заинтересованы в развитии крохи и соглашались друг с другом в выборе развивающей и воспитательной методик. Лишь благодаря совместному труду вы сможете добиться прекрасных результатов, ваша семья будет дружной, и радостный смех малыша будет раздаваться в вашей квартире намного чаще.

Многие психологи говорят о том, что воспитывать кроху с наибольшим вниманием нужно, пока ему не исполнилось три годика. В этот период его окружают практически только родственники, которые помогают ему удовлетворить его основные потребности, и при этом закладывается фундамент физического и психического здоровья ребенка. Он становится личностью. И здесь важно верно расставить приоритеты, вкладывая все свое внимание в воспитание крохи. Если вы что-то упустите, то восполнить это потом уже не получится. Поэтому помните: на вас лежит большая ответственность, и вам нужно быть осведомленными в данной сфере относительно закономерностей воспитания. Лишь благодаря этому вы обеспечите правильное развитие своего сына или дочери. Знать все о воспитании малыша нужно также бабушке и дедушке малыша, иначе получится так, что мама с папой учат его согласно одной методике, а остальные родственники перечеркивают весь эффект своими действиями.

Вы должны создавать особые условия, которые помогут малышу развиваться, вливаясь в жизнь без психологических травм. Также важно помогать маленькой личности реализовывать потенциал, который в ней заложен. Читая эти строки, вы наверняка понимаете, в чем причина проблем в воспитании многих современных детей лет 5-10 и старше: до трех лет малыша не воспитывали должным образом, родители упустили многие моменты, и исправить это уже возможности нет.

Как понять, каким образом нужно действовать?

Итак, о том, что воспитывать малыша нужно с ранних лет, мы уже знаем, как и о том, что это колоссальный и ответственный труд. Но не нужно беспокоиться на этот счет и волноваться, как именно организовать свои действия - прочесть об этом вы сможете во многих книгах по раннему воспитанию малышей. Это не только подскажет вам, что нужно делать, но и поспособствует более глубокому осознанию процесса воспитания и развития деток. Вы сможете понимать своего малыша более чутко, подбирать правильные решения в случае сложной ситуации. Специалисты разрабатывают целые программы, которые помогают воспитывать деток уже с момента их рождения. Такие пособия отражают главные закономерности развития, и родители, придерживающиеся указаний, получают всю информацию: вы узнаете, в какие моменты и каким образом нужно производить те или иные действия. Конечно, это ориентировочные сведения, ведь вам нужно будет учитывать индивидуальные особенности развития своего ребеночка.

Чтобы ваш малыш чувствовал себя комфортно в обществе, его собственный маленький мирок должен ему соответствовать. Ведь многие из нас, взрослых помнят, что значит чувствовать себя неуютно среди более опытных, умных, знающих людей. И как хорошо, когда ты можешь выгодно отличиться на их фоне. Мы хотим, чтобы наши малыши были всесторонне развиты, могли самостоятельно добиваться поставленных целей и, в конце концов, просто нашли свое место в таком большом и сложном мире. В наше время существует множество методик развития детей. И многим родителям будет достаточно сложно не потеряться среди них.

Почему это важно

Учеными доказано, что память малыша в возрасте до 3-х лет способна воспринять и записать такое количество информации, которое не запомнить ни одному взрослому. И тут мнения разделяются. Одни считают, что у ребенка «должно быть детство» и всему свое время, а другие – что чем быстрее развивается ребенок, тем лучше для него самого. Конечно, решать только родителям.
Что же касается меня, то я придерживаюсь второй точки зрения. Ведь все мы были детьми, кто-то имеет уже своих, а кто-то просто их любит. И достаточно просто ответить на вопрос, в чем именно заключается детство до 3-х лет. Правильно, оно заключается в познании мира, и наша задача ответить на все вопросы «Что?», «Как?» и «Почему?» максимально доступно. У меня растет дочь, и мне, как и многим родителям, хотелось, чтобы она раньше начала говорить, понимать и анализировать. Выбрав наиболее подходящую методику раннего развития, мне посчастливилось на собственном опыте убедиться, что чем больше информации ей предоставлено, тем быстрее она развивается.

Методики раннего развития детей

Итак, вы решили, что вам и, прежде всего, вашему малышу это нужно. Теперь нужно сделать выбор в пользу той или иной методики. Из личного опыта знакома с некоторыми из них, а потому хочу предложить всем читателям МирСоветов рассмотреть эти методики и разобраться, какая оптимально подходит вашему ребенку.
Первая система – методика Глена Домана , основателя филадельфийского «Института ускоренного развития ребенка». У этой методики раннего развития есть много поклонников и оппонентов. О ней много писалось и спорилось, но, тем не менее, она остается одной из самых эффективных. Сама система обучения разрабатывалась для деток, отставших в развитии. Но пусть вас это не пугает, так как эта методика широко применяется и для относительно здоровых полноценных детей.
Основана эта методика на зрительном восприятии. Для занятий необходимо сделать или купить специальные тематические карточки. Всего 10-20 штук. На прямоугольном листе бумаги (картона) клеится изображение по заданной теме. Рисунок обводится рамкой. Под рамкой наименование изображения крупными красными буквами. Для чего рамка и красный шрифт? Рамка выделяет рисунок на фоне бумаги. Но если там фото с четко выраженным фоном, рамку можно и не делать. Что касается цвета, то давно доказано, что красный сильнее раздражает рецепторы глаза и таким образом сильнее воздействует на кору головного мозга, а соответственно информация быстрее запомнится.
Карточки нужно показывать малышу по 1-й секунде, называя изображенный на ней предмет. Занятия нужно проводить, когда маленький в хорошем расположении духа. И заканчивать до того, как ему это надоест. Заниматься по карточкам Домана можно с самого рождения малыша. Увидев картинку и надпись, а, также услышав звуковое воспроизведение, у ребенка в памяти откладывается изображение и название того, что он увидел. Таким образом, малыша можно обучить не только предметам, но и чтению и счету. Для этого существуют карточки со словами разной сложности (набор слов из 4-х букв, 5-ти и т.д.), а также карточки с разным количеством предметов, где подпись делается в виде цифры красного цвета.
Подробнее о методике можно прочитать в авторской книге Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка». В этом замечательном пособии подробно описывается не только, как правильно делать карточки и по ним заниматься, но и различные способы быстро научить ребенка ходить, говорить и играть на музыкальных инструментах.
Методика Глена Домана достаточно сильная, направлена на всестороннее развитие, и что немаловажно, интересная детям. Ведь кто из нас, будучи маленьким, отказывался рассматривать красивые яркие картинки???
Вторая методика, которую мы рассмотрим – это система Марии Монтессори . Она основывается на том, что ребенок должен развиваться самостоятельно, проявляя свои интересы и удовлетворяя их. Задача взрослого – создать такую среду, которая сможет реализовать запросы малыша. Девиз М. Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!» Т.е. не стоит делать что-то за ребенка, показывая пример. Нужно помочь ребенку самому прийти к решению задачи, которую он сам себе поставил. Это помогает малышу осознать, что он – , способная решать вопросы самостоятельно.
Материалов для этой системы множество. И все они созданы для того, чтобы ребенок мог, глядя на него, автоматически поставить цель, достичь ее или в противном случае сам обнаружить ошибку в своих действиях. Например, игрушка «Сортер». Имея определенные фигуры, ребенок вставляет их в соответствующие отверстия.
В свою очередь Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины , разработали свой метод раннего развития, основанный на множестве развивающих игр, которые позволяют малышам активно мыслить, самостоятельно усложнять задачи и, в конце концов, развивать в них способности, которые заложила природа. Участие родителей в игре просто необходимо. Одна из игр, придуманная Никитиными, помогает ребенку познакомиться и запомнить геометрические фигуры, а также по мере развития эти фигуры, составлять более сложные образы из разных геометрических фигур (например, какое-нибудь животное из кружков и овалов разного размера).
Сама по себе методика несовершенна, т.к. по большей части направлена на развитие логики и абстрактного мышления. Поэтому ее стоит совмещать с элементами других систем раннего развития. Тут будут полезны и игрушки Монтессори, и карточки Домана, и «Кубики Зайцева», знаменитые во всем мире.
«Кубикам Зайцева» хотелось бы уделить немного особого внимания. Их можно купить, а можно изготовить самостоятельно. Но самое главное – это не просто кубики с буквами из нашего детства. Они имеют разный цвет, размеры и звучат по-разному:
  • на желто-золотых кубиках нанесены гласные буквы, на гранях кубиков других цветов – слоги;
  • на больших кубиках согласные в слогах произносятся твердо, на гранях маленьких – мягко;
  • звучат кубики в зависимости от того, какие согласные содержатся в слогах:
    • на кубиках, внутри которых звенят металлические части, согласные – звонкие (кубики синего цвета);
    • с деревянным наполнением – глухие согласные;
    • шелестящие кусочки бумаги внутри кубиков с шипящими согласными (эти и «деревянные» кубики – коричневые);
    • и всё сразу (металл, дерево и бумага) внутри кубиков со знаками препинания (белые кубики).
Кубики Зайцева охватывают целые слоги языка, для начала с их помощью можно обучить ребенка алфавиту, далее произносить слоги, играть с ним в складывание слов. Так кубики способны обучить трехлетнего малыша чтению всего за несколько занятий, а годовалого ребенка научить произносить все звуки алфавита, а, следовательно, четко и правильно говорить.

Из личного опыта…

Что касается моего личного опыта. Для своей маленькой дочки, которой на тот момент исполнилось всего 4 месяца, я выбрала методику Глена Домана. На создание первого комплекта карточек у меня ушло не более получаса, а первое задание привело малышку в восторг.
Уже в полгода, малышка показывала мне пальчиком, где нарисовано 5 кружочков, а где 2. Затем мы использовали карточки с игрушками и фруктами, постепенно переходя к более сложным предметам.
Когда дочке исполнился годик, она без проблем могла объяснить, что она хочет черную смородину. Пусть ее речь была несовершенной, и в звуковой форме это выглядело, как «Дай цёню моньдю», но мы (родители), прекрасно знаем, что большинство малышей до 2-х лет практически не разговаривают.

Кроме вышеуказанных систем раннего развития детей, существует еще множество других. Но ведь главное не методика, а ваш уникальный подход в ее применении. Ведь каждый ребенок действительно Личность, и относиться к нему нужно особенно. Уделите малышу совсем немного своего драгоценного времени, и не успеете оглянуться, как он удивит вас своими результатами!

С самого первого дня появления на свет, маленький человек начинает развиваться с большой скоростью. В первые дни жизни малыш уже умеет улыбаться, узнаёт голос папы и мамы, спустя несколько месяцев он уже держит головку, переворачивается на животик, ползает, ходит… Он настолько быстро развивается, что родители не успевают удивляться возможностям своего малыша. Для того, чтобы ребенок рос здоровым, умным и всесторонне развитым человеком, с ним нужно заниматься с самого раннего возраста.

Что такое раннее развитие ребенка и для чего оно необходимо?

Раннее развитие малыша – это формирование физических, психологических, эмоциональных и языковых способностей, которые проявятся в будущем. Ранним развитием считают период, во время которого человек развивается быстрей всего. Это возраст од рождения и до 7 лет. В этот период времени малыш учится всему, схватывает всё на лету и узнаёт этот мир, такой интересный и прекрасный. Маленький мозг способен запоминать очень много информации без особых усилий. Кроме этого, в возрасте до 7 лет открываются способности у малыша к определённому виду деятельности, формируется его личность, характер и умственные способности.

Поэтому очень важно развивать его способности, для этого и существует раннее развитие ребенка . Учёные долго исследовали возможности маленького человека и сделали вывод, что 70% навыков формируется именно в младенчестве. Кроме этого, был проведён ряд социологических исследований. В их следствии было выяснено, что потенциал детей, с которыми занимались в раннем возрасте гораздо выше, чем у тех, развитием которых родители не занимались до 7 лет.

Кроме этого, учёные изучили биографию известных людей, гениев в той или иной сфере, и было выяснено, что с ранних лет с ними работали и развивали. Поэтому, как гласит поговорка: «гениями не рождаются, ими становятся». Каждый может вырастить со своего малыша гения. Каждый ребенок особенный, талантливый и неповторимый.

Как мы видим, раннее развитие – это незаменимая часть жизни, без неё будет трудно открыть таланты вашего малыша. С первых дней жизни мама даёт своему ребенку заботу, внимание и базовые навыки поведения. После 2 лет малыша можно записывать на специальные курсы раннего развития. Такие занятия помогут открыть и развивать таланты ребенка, учится взаимодействовать с другими детьми и развивать своё «Я». Дети – самое главное в жизни, занимайтесь со своими детьми, и они обязательно вырастут умными и образованными людьми.

Учёными уже доказано, что возраст от рождения до 6 лет - решающий для всего будущего развития ребенка. Поэтому родителям и педагогам, занимающимся с детьми важно знать, что на ранних стадиях развития мозг требует не только питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные питания, и, особенно стимулирующей «учебной» среды, атрофируются, и, чтобы этого не произошло, необходимо с самых первых дней жизни снабжать ребенка необходимой информацией.

Мышление, чувства, творческие способности развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Именно потому, что дети, воспитанные в волчьем логове, жили вне обучающей среды в первые годы своей жизни, они так никогда и не усвоили социальные нормы человеческой жизни и не научились говорить.

Но нельзя забывать и то, что каждый ребенок индивидуален, развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом… У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему; несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку внимание: играть с ним, что-то рассказывать, показывать картинки, читать книги - как он начинает развиваться и взрослеть на глазах. Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой. Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитием» ребенка.

Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор. Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Раннее развитие направлено не на опережение общеобразовательной программы, а на формирование у ребенка желания получать знания и навыков, необходимых для последующего успешного обучения. Наверняка на школьных уроках ребенок откроет для себя что-то новое. Дети, которых развивали с младенчества, очень любознательны, легко обучаются, у них нет проблем с восприятием и запоминанием материала. Выработанная в раннем детстве тяга к знаниям остается на всю жизнь. Отбить охоту получать новые знания можно, заставляя ребенка заниматься тем, что ему не по душе, или заниматься сверх меры. В вашей власти превратить занятия, как в каторгу, так и в увлекательную игру.

Повторим, ни одна методика раннего развития не предполагает принуждения.

Маленькие дети больше всего на свете любят учиться. Дети учатся всегда, каждую минуту своего дня. Придя в этот мир, маленький человек с интересом знакомится со всем, что его окружает. Поэтому раннее развитие необходимо, оно удовлетворит потребность ребенка вполучении знаний. Ни одна методика раннего развития не призывает принуждать ребенка к занятиям. Если у ребенка нет настроения, он устал или плохо себя чувствует – отложите занятие. Не хочет выполнять конкретное упражнение – перейдите к другому.

Большинство экспертов отмечают, что дети, посещающие специальные занятия для дошкольников, развиваются в среднем 1,5 раза быстрее и эффективнее, чем дети, выросшие и воспитанные в домашней обстановке. Семья оказывает наиболее сильное влияние на жизнь ребенка, но хороший детский сад может существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии. Ведь умение общаться со сверстниками также необходимо для полноценного развития личности. Опытные профессионалы в области раннего развития способны оказать малышу специальную помощь, которая невозможна в семье. Есть и те, кто считает, что ранним развитием ребенка обязательно должен заниматься профессионал. Сейчас достаточно много специалистов в этой области, многие няни и воспитатели обучаются методикам раннего развития. Это замечательно, но раннее развитие не возможно без участия родителей, ведь, общение с близкими очень важно для малышей.

У методик раннего развития есть сторонники, которые согласны с утверждением Масару Ибука «после трех уже поздно», но также есть и противники такого направления в развитии малышей, их аргументы: ребенок лишается детства, читать и писать он научится в школе. Сегодняшние школьники жалуются на перегрузки в школе, что отрицательно влияет на их здоровье. Сколиозы и близорукость – болезни, которыми страдает большинство детей, как в специализированных, так и в обычных школах. Приготовление уроков уже в начальной школе отнимает у детей около 3-х часов ежедневно. Многие дети из-за недостатка времени лишены обязательных (по медицинским нормам) двухчасовых прогулок на свежем воздухе после школы, у них не остается времени на увлечения, на посещение кружков. Поэтому надо понимать, что дошкольная пора – наиболее подходящее время для создания хорошей базы к школе, что позволит ребенку не только успешно пройти адаптацию к учебному заведению, но и утвердиться в своей личностной позиции.

Итак, перед родителями встает вопрос: учить или не учить малыша, а главное, когда начинать: в год, в два, в три? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем проследить, как развивается познавательная сфера ребенка.

Развитие познавательных процессов ребенка раннего возраста идет быстрыми темпами: стремительно развиваются внимание, память, восприятие, мышление и др. Но, как отмечает выдающийся психолог XX столетия Л. С. Выготский, главной, доминирующей функцией данного возраста является восприятие. А это значит, что наибольших успехов ребенок этого возраста достигнет не в области памяти или мышления, а в области восприятия. Именно восприятие является той функцией сознания, которую надо развивать в первую очередь.

Каких успехов достигает ребенок в области восприятия? Дети второго года жизни могут узнавать на картинках различные предметы по их некоторым деталям (при этом цвет не играет никакой роли). Но не всегда дети могут соотнести нарисованный предмет с реальным, и этому их надо учить. Так, например, читая ребенку книгу, мама может задать вопрос: «Кто это?» - и ответить: «Зайчик», а затем показать игрушечного зайку: «Зайка на картинке и зайка у меня в руках». Позже на вопрос «кто это?» ребенок будет отвечать сам.

Чтобы восприятие малыша совершенствовалось, ему можно предложить пирамидку и набор мисочек разных размеров, чтобы малыш вставлял одну в другую, матрешку и т.д. Играя с этими игрушками, ребенок вскоре поймет, что предметы отличаются по форме и по величине, что мисочку нельзя надеть на штырек пирамидки, и что маленький предмет легко помещается в большой.

Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и мы тоже можем помочь ему. Например, родитель, показывая ребенку два яблока, говорит: «Это желтое яблоко, а это красное. Дай мне желтое!» Как отмечает психолог В. С. Мухина, ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов. Но обязательным минимумом к трём годам является называние и соотнесение ребёнком четырёх основных цветов.

Если ребенок в период раннего детства прочно овладеет такими понятиями, как «большой», «маленький», «круглый», «квадратный», «красный», «желтый», «зеленый», «синий» и др., то и овладевать впоследствии знаниями в школе ему будет гораздо легче.

Продолжая разговор о познавательной сфере малыша, следует отметить, что роль восприятия в процессе развития памяти, мышления и внимания также чрезвычайно велика.

Память ребенка раннего возраста всегда связана с его активным восприятием - узнаванием. Если полугодовалый ребенок может узнавать только близкий для него круг предметов и людей, с которыми постоянно общается, то ребенок к концу второго года жизни может узнать то, что видел или слышал несколько недель тому назад. Ребенок второго года жизни уже может запоминать простейшие музыкальные мелодии и напевать их.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы и речи. Как только ребенок начинает ходить, расширяется область предметов, которые он может исследовать самостоятельно, что в свою очередь способствует развитию внимания. Теперь ребенок может рассматривать не только то, что находится вокруг него, но и то, что может самостоятельно достать с полок, вытащить из шкафов, взять со стола. Так малыш учится удерживать своё внимание на различных предметах, которые попадают в его поле зрения. В тот момент, когда ребенок разглядывает что-то, взрослый может заострить его внимание на деталях предмета: «какой красивый цветок. Посмотри, какие у него маленькие зеленые листики».

Мышление ребенка развивается в процессе манипулирования различными предметами. Если малышу необходимо закрыть детскую кастрюлю крышкой, он будет действовать методом проб и ошибок, подбирать различные крышки и прикладывать их к кастрюлям, пока не найдет нужную. Более интенсивно мышление ребенка начинает развиваться с развитием речи. Малыш задает вопросы, следовательно, у него уже появляются какие-то представления о причинно-следственных связях. Наблюдения Б. Уайта показывают, что одной из характерных особенностей хорошо развитого трехлетнего ребенка является его умение вести разговоры со взрослым человеком, как со своим сверстником.

По мере овладения речью, ребенок значительно меняется, он начинает по-другому относиться к окружающему. От 1 года 2 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым слова по собственной инициативе. На втором году жизни начинается усвоение грамматического строя речи. От 1 года 8 месяцев до 1 год 10 месяцев в речи ребенка появляются двухсловные предложения. В 2-3 года в предложениях, сказанных ребенком, появляется согласованность между отдельными частями.

Таким образом, в раннем детстве прежде всего необходимо развивать у ребенка восприятие и речь (и обязательно в игровой форме, без принудительных и скучных «уроков»). Этого мнения придерживается большинство ведущих педагогов и психологов.

Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом. Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды. Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом. Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день.

Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало. Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред. Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах. Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в транспорте, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем. Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения. Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

А ещё, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому. Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

Теперь, когда разгадка смысла понятия «раннее развитие» стала ближе, стоит прислушаться к себе, своим ощущениям и стремлениям. Почему вы хотите обучать ребенка по методу раннего развития? Когда возникла эта мысль? Чего вы хотите достичь? Чего ждете от ребенка? Это очень важные вопросы! Если под желанием отдать малыша в центр раннего развития лежат родительские амбиции, или неудовлетворенность собственным воспитанием, или любая другая причина, никак не относящаяся собственно к ребенку, – лучше оставить эту идею. Такой родитель не сможет полноценно включиться в работу с педагогами, не сможет дать ребенку необходимого количества положительных эмоций, получаемых от обучения.

Если же вы согласны с тем, что любой ребенок – это личность, со своими собственными желаниями и возможностями, – вам прямая дорога в центр раннего развития! Если вы решаете заняться ранним развитием своего ребенка, не стоит соревноваться с окружающими Вас людьми. Ваш малыш не должен стать лучше, чем сын соседа или дочка подруги. Пусть он сам совершенствуется и меняется в лучшую сторону, пусть станет лучше, чем были Вы много лет назад в этом нежном возрасте.

«Мой ребенок умеет читать с года, я занималась и занимаюсь с ним ранним развитием » — такая фраза в некоторых сообществах мам звучит хуже, чем «Я кричу на своего ребенка». Напомню, что в моем понимании всех важных сфер в жизни ребенка, которое происходит через игру и к взаимному удовольствию ребенка и родителя . Самый частный вопрос, который мне при этом задают: «Зачем все это нужно?». Я собрала очень разные ответы на этот вопрос: от японского автора книг до Министерства образования, от собственного опыта раннего чтения до мнений других мам, которые тоже занимаются со своими детьми.

Зачем заниматься ранним развитием?

Вариант №1:

Для начала, вот ответ Масару Ибуку («После трех уже поздно»):
«С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире «.

Вариант №2:

Что говорит Закон РФ «Об образовании» ? Статья 18, п.1: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте ».

Вариант №3:

Представители прокомментировали важную для них тему развития детей: «Чаще всего противостояния родителей в том, когда пора заниматься с ребёнком, сводятся к столкновению двух взглядов. Одни берут дело в свои руки и начинают самостоятельно заниматься с ребенком как можно раньше. Ведь понимают, это плодотворно скажется на его умственном и психическом развитии. Другая же часть родителей уверена, что детей всему научат в школе. А пока, пускай они наслаждаются свободой отдыхом, играми. Мы не могли остаться в стороне и делимся с вами фактами о пользе раннего развития:

  • 35 000 детей дошкольного возраста в США, Канаде и Англии показало, что развитие математических навыков ещё в детсадовском возрасте влияет не только на дальнейшие успехи в этом предмете . Даже элементарное знание цифр в раннем возрасте эффективно способствует развитию навыка чтения и положительно влияет на обучение ребёнка в целом.
  • Ранние занятия с детьми существенно влияют на их социализацию. Исследователи из Университета штата Пенсильвания и Университета Дьюка отслеживали более 700 детей с ясельного возраста и до 25 лет и выявили, что социально развитые дети в дальнейшем могли взаимодействовать с людьми без побуждения со стороны, быть полезными другим, понимать их чувства и решать проблемы самостоятельно, а также имели больше шансов получить высшее образование и достойную работу к своим 25, нежели люди, чьи социальные навыки были ограничены в детстве.
  • Существенная часть навыков, которые получает ребёнок в школе, неумолимо устаревают или применяются крайне редко . В значительной степени именно родители могут стать для детей открытой «дверью» к актуальной информации. Чего стоит только один обмен жизненным опытом, благодаря которому вы можете научить ребенка специальным знаниям.

Вариант №4:


Зачем ребенку уметь читать до школы?:
1) Чтение — это развитие прежде всего процессов мышления, внимания, памяти и обработки информации.
2) Легкость освоения . Мы не помним, как научились говорить, а мой сын не помнит, что не умел читать. Для него это просто и естественно — читать то, что он видит. Поэтому вокруг этой темы нет напряжения, сложностей, неприятных эмоций. Паша уверен, что читать — это легко)))
3) Удовольствие от процесса . Кто-то любит лабиринты, кто-то загадки, кто-то слова озвучивать, кто-то конструктор собирать, кто-то читать. Зачем лишать ребенка удовольствия прочитать интересную историю по возрасту? Конечно, только если он сам этого хочет. И это будет простенькая книжка на несколько предложений или любимое стихотворение на одной странице, а не «Война и мир». Я кстати из тех людей, которые очень любят читать и получают удовольствие от чтения.
4) Самостоятельность . Когда я была в США, меня порадовало то, что вокруг все понятно: все вывески на английском, указатели, меню и т.п. И как неуютно, когда я не понимаю, что написано, потому что это французский, или итальянский, или немецкий, или тайский. Даже в магазине не могу найти сметану((А дети вынуждены жить так до школы. Насколько проще ориентироваться в мире, если ты можешь прочитать хотя бы простейшие слова. «А, сейчас станция Аэропорт, следующая — наша» — говорит мне сын. «Вот на полу указатель на «Пушкинскую». «Нет, мама, видишь, написано «йогурт Растишка», а мне нужен «творожок Растишка» (у них похожие упаковки). «Варить 9 минут» — на упаковке с макаронами. Или ребенок может по оглавления найти нужный ему рассказ или сказку (Паша давно так делает).
5) Чтение — базовый навык для других освоения других областей знаний . Если ты умеешь читать, значит, ты можешь прочитать о чем угодно и найти ответы на интересующие тебя вопросы. Или в энциклопедии, или в Гугл.
6) Мама тоже развивается, занимаясь организацией таких игровых занятий 🙂

Каких целей я перед собой НЕ ставлю:
— вырастить самого умного, гениального, лучше всех. Я вообще и считаю это порочной практикой. Моему ребенку не обязательно быть лучшим в чем-то, я люблю и буду его любить вне зависимости от его успехов или неуспехов в жизни , просто потому, что это мой ребенок.
— Чтобы читал сам к какому-то определенному сроку. Я не ставила сроков, когда Паша должен продемонстрировать полученные навыки. Зачем? Когда мы занимались (т.е. играли в чтение), мы получали удовольствие от процесса, результат был вторичен. Тем не менее, если придерживаться методики и играть регулярно, результат не заставит себя ждать. Конкретные сроки в данном случае давили бы и на мою психику («я — плохая мать, я все неправильно делаю») и на психику сына («я должен оправдать ожидания родителей»). Поэтому — просто играем, когда ребенок захочет, он сам покажет, что умеет читать.

Вот что говорят мамы, которые также занимаются с детьми ранним развитием.

Вариант №5:

Ольга, мама Андрея (1,5 года)
1) возможность быть рядом, поставленные цели не дают возможности для поисков всевозможных «безотлагательных» дел в стороне от ребенка (готовка, уборка, интернет и пр)
2) мир вокруг нас стал настолько быстрым и умным, требования к детям растут и становятся всё жестче. Хочется предпринять все возможные меры, чтобы облегчить ему дальнейшую жизнь, и это естественный материнский инстинкт))
3) еще, мне кажется, самостоятельность и развитие интеллекта тесно связаны между собой , и одному без другого не бывать. Все таки не хотелось бы видеть своего ребенка «маменькиным сынком» во взрослой жизни.
4) ну, и мне просто приятно и очень интересно выполнять разные задания, что-то мастерить, изучать, просто посидеть посмотреть книжку вместе с моим любимым сынишкой.

Вариант №6:

Кристина, мама Елисея (2 года)
Я — мама, и хочу для своего ребёнка всего самого лучшего. Я считаю важным заниматься ранним развитием ребёнка, потому что верю, что это даст моему сыну прочную базу на будущее , поможет ему вырасти успешным человеком, раскрыть свои способности и таланты . Моему сыну нравятся наши игры и занятия , я вижу их результаты, и для меня это мощный стимул продолжать.

Вариант №7:

Меня зовут Наталья Локтенко, мне 31 год, по образованию — журналист.
Я мама двух сыновей-погодок Дениса (7 лет) и Родиона (5 лет). Сейчас работаю сотрудником компании «Умница» (филиал в Воронеже), после рождения второго сына заинтересовалась также Монтессори-педагогикой и прошла обучение на курсах Монтессори.
Заниматься развитием ребенка не просто важно, нужно. Но маме не нужно думать, что развитие — это только обучение счету, письму, грамоте, чтению. Это и беседы, и прогулки в лес, например, и чтение книг на ночь, походы в музеи и на выставки, даже совместное собирание конструктора .
Мама — самый главный учитель для своего ребёнка и самый первый. Только мама знает своего малыша, его потребности, желания, умения и знает «ключик» к нему: как учить и чему. Но главное не превращать занятия в уроки, пусть все будет в форме игры и только с хорошим настроением .

Вариант №8:

Елена, мама Таисии (2 г. 4 мес.)
Чтением я стала заниматься с дочкой по причине билингвизма. Хотелось, чтобы она хорошо владела русским до дет.сада, а потом поддерживать знания книгами. В чтение пока так и не вышла, сейчас думаю, как дальше продвигаться к результату. Но умение концентрировать внимание — это явная заслуга домановских карточек.
Считаю, что занятия в раннем возрасте дают прочную базу для развития гармоничной личности малыша . Для меня занятия являются отличным ориентиром в сильных и слабых сторонах дочки. Вот математика не пошла изначально, зато творить, петь, танцевать — это мы любим. И это ценно понимать.

Вариант №9:

Мария, мама Вероники (3 года)
Для меня развитие ребенка с раннего возраста важно по трем причинам. Прежде всего, это как фитнес для мозга — заставлять его работать и развиваться, как фитнес для тела. Во-вторых, постоянные занятия с ребенком помогают выработать привычку учиться и познавать мир . И, конечно, оно помогает раскрыть таланты и склонности у ребенка еще в раннем возрасте .
Моей дочери Веронике — 3 года, вместе мы очень любим читать по-русски и по-английски, заниматься по методике Домана, петь, рассказывать стихи наизусть и кататься на коньках

Вариант №10:


Марина, мама дочки Саши (2 года)

Когда я говорю, что занимаюсь со своим ребенком английским и не только, я часто слышу, ради чего я это делаю? Какая конечная цель стоит передо мной? Ответы могут быть самыми разными: и общее развитие , гибкость мышления ; и будущая успеваемость в школе; и путешествия , уверенность и легкость общения; и престижная работа и возможность устраивать свою жизнь в любой точке планеты . У всех причин есть одна общая мотивация — выход за определенные рамки, освобождение от определенных ограничений . Занимаясь развитием ребенка, мы закладываем самый основной фундамент, на который впоследствии будут опираться остальные знания . Открывая ему двери в этот удивительный мир, полный новых открытий и идей, родители выстраивают ему основу для будущего. Для какого? А для какого он захочет ! Очень важно дать ребенку возможность в будущем выбрать дорогу, которая ему будет по душе. Любой вклад в своего ребенка, сделанный с любовью, даст свои плоды. Как здорово,что появится совсем новое поколение интеллектуальных, развитых молодых людей, которые будут мыслить прогрессивно, креативно, смогут учиться и жить, где захотят и иметь друзей по всему миру.

Вариант №11:


Анна, мама Саши, 1,1 год

Для меня материнство — это огромная ответственность. В первую очередь за будущее любимого чада. Вместо того, чтобы постоянно придумывать отговорки о том что я ничего не успеваю (особенно играть с ребёнком), сидеть часами в телефоне и тд, я для себя решила посвятить все это время сыночку. Я люблю проводить с ним время , у нас дома практически нет обычных бесполезных игрушек . Только игры для развития, таких сейчас очень много в магазинах. И они совсем не скучные. Зато интересно играть не только ребёнку, но и маме, и папе, и бабушкам. Нам сейчас 1,1 г, но результаты уже огромные.
Я пытаюсь научить своего малыша самым необходимым качествам и умениям в жизни. Так как мне хочется чтобы мой малыш в будущем был добрым, счастливым и независимым . Чтобы умел любить, ценить и уважать окружающий мир . Мог порадоваться новым победам и принять с достоинством поражения. Был милосердным и толерантным. Свободным и честным. Был опорой и примером для своего будущего поколения. Сильным и здоровым. Поэтому мы радуемся каждому мгновению проведённому вместе. Вместе играем, прибираемся, готовим и т.д!

Мне очень хотелось показать вам, что можно заниматься гармоничным ранним развитием, когда все игры приносят радость, когда кроме интеллекта развиваются и другие сферы , когда нет цели вырастить гения, а лишь приоткрыть мир безграничных возможностей.

Я надеюсь, истории увлеченных мам вдохновили вас 🙂

Может быть, у вас есть своя история и вариант №12? Поделитесь в комментариях!