Развитие мышления: способы тренировки мозга. Развитие мышления у детей

В психологии выделяют три формы мышления у детей дошкольного возраста: наглядно-действенное, наглядно-образное и пространственно-временное (темпоральное). Об особенностях развития мышления дошкольников каждого из вышеперечисленных видов и пойдет речь в этой статье. Вы узнаете, какие этапы проходит ребенок в процессе изучения внешнего мира и чем отличается мышление мальчиков от мышления девочек.

Особенности развития наглядно-действенного мышления у детей-дошкольников

Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит через непосредственное восприятие окружающего мира. Он начинает взаимодействовать с предметами. Среди всех процессов, развивающихся в психике, основополагающая роль отводится именно восприятию. Как сознание ребенка, так и его поведение практически полностью определяются тем, что он воспринимает в настоящий момент. Все его переживания сосредотачиваются на тех предметах и явлениях, которые окружают его.

Мыслительные процессы, представляющие собой внешние ориентировочные действия, являются наглядно-действенными: дети с помощью такой формы открывают для себя многочисленные связи между ними и предметами окружающего мира. Внешние действия представляют собой основу и исходный пункт, который служит отправной точкой для становления всех остальных форм мышления.

Ребенок получает необходимый опыт, когда начинает настойчиво и регулярно воспроизводить одни и те же элементарные действия, по итогам которых он получает ожидаемый результат. В конечном счете, этот опыт ляжет в основу более сложных мыслительных процессов, развивающихся в голове ребенка.

Данный опыт на начальных этапах развития наглядно-действенного мышления у дошкольников является неосознанным и включается в непосредственный процесс совершения действия. Важно отметить, что предметы в этом случае являются не только носителями практических и потребительских функций, но и общих характеристик, зачастую являющихся абстрактными понятиями. Те действия, которые ребенок совершает с предметами, направлены на вычленение их основных признаков.

Как развивается наглядно-действенное мышление у детей дошкольного возраста

В процессе зрительных и ориентировочных действий, образовавшихся во время манипуляций с различными предметами, формируются зрительные образы. На этом этапе развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста для ребенка главными признаками вещей являются их форма и величина. В раннем детстве цвет не имеет основополагающего значения для узнавания вещей. Дети обращают внимание на контуры и общую форму.

Особую роль играют соотносящие действия, которые направлены на развитие наглядных и действенных мыслительных процессов. Малыш здесь производит манипуляции с двумя и более предметами и учится постепенно соотносить их размеры, форму, место, где они находятся. Он начинает совершать действия с несколькими предметами - нанизывает колечки на пирамиду, ставит друг на друга кубики. Однако в ходе этих процессов он не принимает во внимание характеристики предметов, подбирать их в соответствии с формой и размером он начнет гораздо позже, как и располагать их в заданном порядке.

По этой причине большинство игрушек, рассчитанных на детей такого возраста (сюда относятся различные пирамидки, кубики, матрешки и т. д.), предполагают соотносящие действия. При этом для развития наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста все они должны быть направлены на получение определенного результата, чтобы все манипуляции имели одну общую цель. Соотносящие действия могут выполняться в зависимости от того порядка, который предлагает взрослый. Если ребенок занимается подражанием, т. е. он производит те же самые действия, что и взрослый участник игры, то результат будет получаться только при непосредственном участии наставника. Однако для формирования действенного мышления у детей необходимо, чтобы малыш самостоятельно учился выделять наиболее важные характеристики предметов, подбирать составные части и собирать их в правильном порядке.

Данный вид мышления у детей формируется по большей части самостоятельно. Участие взрослого человека должно ограничиваться только одним: ему необходимо заинтересовать ребенка предметом и вызвать желание начать с ним взаимодействовать. Сначала ребенок может начать практически опробовать предметы, так как он пока что не овладел навыками зрительного сравнения величины и формы. Особенность развития этого вида мышления у детей ярко проявляется на примере игры с матрешкой: прикладывая две неподходящие друг к другу половинки, малыш будет стараться получить нужный результат силой - втиснуть неподходящую часть. Как только он убедится в том, что его действия не приносят требуемого результата, он начнет пользоваться другими элементами до тех пор, пока ему в руки не попадет нужная деталь. Для развития мышления у детей игрушки разработаны таким образом, что они сами подскажут, какой из элементов подходит больше всего. Рано или поздно малыш сможет самостоятельно добиться долгожданного итога.

После того как внешние ориентировочные действия будут освоены, ребенок начинает зрительно соотносить характеристики вещей. Здесь происходит закладка зрительного восприятия, когда качества одного предмета принимаются им за образец, с которым малыш будет сравнивать свойства других вещей. Проявление данной способности заключается в подборе деталей на глаз. Это значительно ускоряет взаимодействие с предметами, так как практически направленное действие производится сразу, процесс практических проб отходит в сторону.

На следующем этапе развития мышления, когда дети достигают двухлетнего возраста, они уже способны подбирать предметы зрительно по образцу. Взрослый во время игры предлагает малышу подать ему точно такой же предмет, на что он должен правильно отреагировать и выбрать из всей массы игрушек наиболее, по его мнению, подходящую вещь. Однако мышление здесь направлено на три ключевых фильтра - сначала ребенок будет искать предмет, подходящий по форме, затем по размерам и только в последнюю очередь по цвету. Получается, что новое восприятие образуется для уже известных характеристик, которыми ребенок пользуется регулярно, а впоследствии оно переносится и на менее существенные показатели.

Стоит отметить, что особенности развития мышления у детей в раннем возрасте таковы, что они не могут правильно подобрать предмет довольно сложной формы, особенно если взрослый предлагает малышу найти сразу несколько вещей. Кроме того, ребенок может и вовсе упустить из виду характеристики, кажущиеся ему не слишком важными. К примеру, если ему требуется выстроить из кубиков пирамидку определенной величины по образцу, то он не будет обращать внимание на цвета, хотя уже умеет их различать.

Чуть позже, с развитием этого вида мышления дети приобретают постоянные образцы, с которыми они могут сравнивать все предметы. В их качестве выступают вещи, чья форма очень ярко выражена, или же представления о них. Например, малыш может воспринимать все треугольное как домик, а все круглое как мячик. Это скажет родителям о том, что их малыш уже приобрел определенные представления о форме предметов, и они закрепились в его мозге в связи с определенными вещами.

Представления о формах предметов формируются в зависимости от того, насколько быстро малыш начинает овладевать зрительной ориентировкой. Чтобы развитие этой формы мышления у детей не затормаживалось, а его представления о характеристиках предметов становились как можно более обширными, малышу нужно знакомиться со свойствами вещей при нахождении их в определенной среде. Ему приходится быть в постоянном взаимодействии с богатой сенсорной средой, и именно она оказывается влияние на его дальнейшее развитие, причем как на физическое, так и умственное.

Соотносящие действия ребенок регулярно воспроизводит и повторяет. За счет этого в его голове складываются определенные психические действия. Одна из особенностей развития этой формы мышления у детей заключается в том, что даже в этом возрасте у малышей начинают возникать действия, которые они производят только в своем уме, не прибегая к внешним воздействиям. Например, он в уме через зрение может выбрать наиболее подходящую деталь.

Психология развития наглядно-образного мышления у младших дошкольников

В основе догадки проба, прошедшая через умственный анализ, связана с образами предметов. Приблизительно около трех лет у детей младшего дошкольного возраста формируется наглядно-образное мышления. В раннем возрасте данная форма мышления у детей лишь зарождается, из-за чего малыш может применять его только в рамках ограниченного круга задач. Психология развития мышления детей в этом возрасте такова, что более сложные действия он производит при помощи наглядно-действенной формы.

Для развития всех типов мышления детям младшего дошкольного возраста требуются определенные развивающие игрушки, без которых данные процессы могут серьезно затянуться. Наиболее подходящими являются составные игрушки, при использовании которых малышу требуется соотносить детали по размеру или цветам. Иногда во время игры используют сразу две одинаковых вещи, одна из которых выполняет функцию образца, а вторая нужна для того, чтобы воспроизвести действие с предметом.

Одним из самых первых воспроизводящих действий является вкладывание одного предмета в другой. Ближе к концу первого года жизни ребенок достает из коробочки свои игрушки и помещает их обратно. Сначала он их вынимает, а затем разбрасывает. Если взрослый собирает их обратно, то малыш вновь будет их доставать. Так продолжается несколько раз подряд.

Еще через несколько месяцев ребенок быстро собирает небольшие игрушки в определенную емкость. Взрослый человек должен поддержать это начинание и для формирования наглядно-образного мышления у детей показать, как можно собирать игрушки в небольшую коробку, а потом перекладывать их в какую-нибудь другую тару. Если ребенку будет это интересно, такое занятие сильно увлечет его. Однако он станет получать удовольствие от самого процесса, а не от итогового результата.

Взаимодействие с вкладышами в процессе формирования наглядно-образного мышления у детей – более сложный процесс. Подобный набор - это несколько предметов примерно одной и той же формы, но разных размеров. Основная задача ребенка при игре с вкладышами состоит в соотнесении величины предметов, чтобы развить координацию рук. Эти предметы очень полезны для развития не только восприятия, но и мышления.

Как развить наглядно-образное мышление у детей дошкольного возраста

Еще одной крайне полезной игрушкой является пирамидка. Родители должны научить ребенка правильно играть с ней - прежде всего, надевать кольца и снимать их. Для малышей наиболее подходящей станет пирамидка с крупными разноцветными кольцами, находящимися на стержне небольшой длины (около 20 см). Как развить мышление у ребенка при помощи этой игрушки? Взрослый должен поставить стержень перед ребенком и показать, как нанизывать кольца и как снимать. Родитель может взять руку малыша и вложить в нее кольцо пирамиды. После того как упражнение несколько раз будет проделано, можно позволить ребенку выполнить его самостоятельно.

Для развития образного мышления у детей до полутора лет пирамидка требуется самая простая - максимум из пяти колец. Взрослый должен сам разобрать ее и показать малышу все необходимые манипуляции. Сейчас есть пирамидки с колечками разных размеров - эта задача станет для ребенка более сложной, однако значительно ускорит его развитие. Поначалу малыш будет нанизывать кольца, не обращая внимания на размер, но и в этом случае есть выход: купить пирамидку с коническим стержнем. Колечко, которое должно быть на вершине, невозможно надеть ниже.

Когда малыш будет немного старше, для развития наглядно-образного мышления дошкольников действия с пирамидкой можно разнообразить. Предложите ему сложить дорожку, кладя колечки от большего к меньшему. Сначала пусть он не обращает внимания на их величину, но в последующем он сам научится выкладывать сужающуюся дорожку.

Пирамидка с разноцветными кольцами представляет собой великолепный материал для того, чтобы научить ребенка различать цвета. Однако в этом случае взрослому придется не только принимать участие в игре, но и комментировать ее. Поэтому в этом случае для развития образного мышления у детей дошкольного возраста потребуются сразу две пирамидки. Малышу показывают красное колечко и просят найти аналогичное по цвету. Если он справился с заданием, ему показывают, что кольца совпали по цветам и хвалят. В случае, когда ребенок принес не то колечко, его вновь просят принести кольцо нужного цвета, но неверный вариант убирают.

Поначалу речь малыша неразрывно связана с его действиями, однако с течением времени слова начинают предварять любые поступки. Он сначала скажет, что он собирается выполнить, и только после этого сделает то, что запланировал. На этом этапе развития наглядно-действенное мышление переходит в наглядно-образное. У ребенка накопился достаточный жизненный опыт, чтобы представлять в своей голове определенные предметы и совершать с ними определенные поступки.

В дальнейшем мышление детей дошкольного возраста развивается на базе соотношения между образом, словом и действием, где все большую роль начинает играть слово. Тем не менее, примерно до семилетнего возраста мышление ребенка конкретное, т. е. оно не вычленяется из того, что он воспринимает в окружающей жизни. Начиная примерно с шести лет, развитие образного мышления дошкольников позволяет им умело применять имеющийся фактический материал, обобщать его и делать необходимые выводы.

Развитие формы визуально-словесного мышления у ребенка

Развитие визуально-словесного мышления у ребенка базируется не только и не столько на восприятии предметов, сколько на описаниях и объяснениях, полученных от родителей в устной форме. Несмотря на это, малыш все равно мыслит конкретными понятиями. Например, он уже знает, что металлические предметы тонут в воде, поэтому он точно уверен в том, что гвоздь пойдет ко дну. Тем не менее, он подкрепляет это личным опытом, который выражается словами: «Я сам видел, как гвоздь тонул».

В этом возрасте дети очень любознательные и задают взрослым массу вопросов. Для развития мышления у детей дошкольного возраста на каждый вопрос у родителей или воспитателей должен быть ответ. Первые вопросы зачастую бывают связаны с нарушением привычного порядка вещей, например, когда ломается игрушка, которая раньше работала нормально. Ребенок интересуется у взрослых, как ему быть и что делать. Несколько позже возникают вопросы относительно того, что его окружает.

Развитие мышления детей среднего дошкольного возраста и младших школьников ускоряется. Когда ребенок идет в школу, характер его деятельности претерпевает значительные изменения. Например, очень расширяется круг предметов, которые составляют его интерес. Учитель направляет детей в классе таким образом, чтобы они могли свободно излагать свои мысли словами. Им предлагается сначала подумать, а потом выполнить определенное действие. Несмотря на то, что в младшем школьном возрасте дети мыслят еще конкретно-образными понятиями, в них закладывается уже абстрактное мышление. Их умственные процессы начинают распространяться на животных, растения, окружающих людей и т. д.

Однако в этом случае темпы развития зависят, прежде всего, от того, насколько правильно подобрана программа обучения. Если дети занимаются по программе повышенной сложности, то примерно к восьми годам их способности к отвлеченному рассуждению значительно выше, нежели у сверстников, которые обучаются по стандартным образцам. Главным плюсом такого метода является то, что учитель всегда прекрасно осведомлен о том, какой фактический материал необходимо использовать и как формируются мыслительные процессы того или иного ученика.

Этапы развития пространственно-временного мышления детей

Ещё один вид мышления у детей дошкольного возраста – пространственно-временной или темпоральный. Взрослые люди прекрасно понимают, что время - понятие весьма неоднозначное и относительное. Дети тоже задумываются о чем-то подобном, однако первоначально их следует познакомить с данным понятием. Детские психологи уже давно отметили тот факт, что основным ориентиром для ребенка относительно времени является какое-либо яркое событие или же значимое впечатление, ожидание чего-либо. В данном случае получается, что малыш прекрасно ориентируется как в прошедшем, так и в будущем времени, но настоящее отсутствует. Ребенок представляет настоящее как текущий момент, то, что происходит сию секунду.

Было замечено, что даже очень маленькие дети способны усвоить то, что повторяется ежедневно - утро, вечер, ночь. Ребенку проще ориентироваться во времени, если родители будут желать ему доброго утра или спокойной ночи. В связи с тем, что мышление у детей дошкольного возраста наглядно-образное, им тяжело оперировать абстрактными понятиями.

Время как раз и представляет собой абстрактную категорию - его невозможно увидеть, почувствовать либо услышать.

Одна из особенностей развития темпорального мышления у детей дошкольного возраста – «природное ощущение времени», ведь даже младенцы ориентируются по своим внутренним биологическим часам, заложенным в них природой.

Если детям с самого раннего возраста прививался четкий временной распорядок дня, то усвоить время им будет значительно проще. Их организм подстраивается под существующий ритм жизни, поэтому представление о временных отрезках складывается в их мозге намного быстрее, чем у тех детей, которые не имеют определенного распорядка. Если сегодня малыша кормили в полдень, а вчера в 2 часа дня, ему значительно сложнее ориентироваться во времени.

Часами дети начинают интересоваться приблизительно с трех или четырех лет. Если малыш имеет хорошие природные данные, то уже к этому возрасту он способен в них ориентироваться. Для развития пространственно-временного мышления детей с раннего возраста родители должны познакомить их с самим понятием времени.

Этому не стоит посвящать каких-либо отдельных бесед, нужно всего лишь говорить слова, обозначающие временные понятия, в процессе игры и общения с малышом. В результате взрослый попросту комментирует свои действия и планы. Именно подобные понятия поначалу закрепляются в сознании ребенка. При этом они могут относиться не к ежедневным действиям, а к тому, о чем родители рассказывают своему отпрыску.

Немного позже можно начать обозначение более конкретных временных отрезков, чтобы в голове у ребенка складывалось понятие относительно прошедшего, настоящего и будущего. Это далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд, так как малыш зачастую путает эти слова. Ему тяжело разобраться в абстрактных понятиях, но со временем он освоит и это. Сразу же можно давать информацию относительно календарных понятий - дней, месяцев, недель и т. д. Чтобы все они находились постоянно у него на виду, нужно приобрести специальный детский календарь и повесить его в комнате малыша.

Следует быть готовым к тому, что пространственное мышление у детей развито недостаточно, и малыш сразу не в состоянии запомнить такие сложные слова и понятия. Родителям нужно набраться терпения, постепенно и последовательно обучать ребенка времени. Каждое утро надо рассказывать ему о том, какой сегодня день недели, число месяца и т. п. Со временем он научится самостоятельно определять их по календарю. Родителям нужно продумать, как превратить этот процесс в увлекательную игру. Удобнее всего, если временные понятия будут упоминаться в разговорах и планах.

Чтобы ребенок смог быстрее запомнить, что же такое неделя, проще всего, начиная с понедельника, обводить кружком каждый прошедший день. Когда наступит вечер воскресенья, малышу нужно показать, что минуло 7 дней, которые составляют одну строчку на календаре. В связи с тем, что ребенок мыслит предметно и зрительно, запомнить понятие недели с помощью такого подхода ему будет намного проще.

Можно поступить немного иначе - приобрести календарь с крупными клетками и каждый прошедший день рисовать в них какое-либо изображение. Оно должно символизировать событие, связанное с жизнью малыша в этот день. На календаре можно также отметить важные семейные праздники и другие даты. Благодаря этому подходу, малыш примерно к пяти годам научится готовиться к будущим событиям, станет планировать и распределять свое время.

Особенности развития мышления детей-дошкольников таковы, что уже в двухлетнем возрасте ребенок способен осознать, что происходит смена времен года. Этот процесс, возможно, ускорить, если родители будут обращать внимание малыша на те изменения, которые совершаются в природе при смене времен года. Можно не только рассказывать ребенку об этих изменениях, но и расспрашивать его, например, о том, как выглядели сквер или детская площадка еще совсем недавно. Малыш, конечно, не сможет сразу запомнить, в какой последовательности идут месяцы, поэтому к этой теме надо возвращаться снова и снова. В книжках для детей тоже так или иначе затрагивается понятие времен года и времени в целом.

Только после того как ребенок разберется с днями, неделями, годами и месяцами, можно переходить к часам. Чтобы эти разговоры не пропали впустую, его лучше познакомить с цифрами от 1 до 12. Проще всего разговаривать с малышом о часах на примере крупного циферблата с нанесенными на него делениями. Родители должны рассказать ему о том, как перемещаются минутная и часовая стрелки, причем ребенок в возрасте от пяти до семи лет в состоянии воспринять и усвоить такую информацию.

После того как он запомнит все это, нужно изо дня в день тренировать его, спрашивая, где находятся стрелки, когда он встает с постели или ложится спать.

Развитие ребенка в раннем возрасте: различия мышления мальчиков и девочек

В ходе проведенных исследований было выявлено, что девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить и на 5 месяцев позже говорить. А уже к периоду полового созревания этот промежуток увеличивается до 2 лет.

Разный пол детей - это не только отличия по первичным и вторичным половым признакам. Это еще и разный мозг, и разная психика и разное развитие мышления: у младших дошкольников-девочек оно выше.

В дошкольном возрасте девочки опережают мальчиков в развитии вербальных (устных, словесных) способностей. Они мало отличаются от них по скорости овладения речью, но после 2 лет девочки становятся более общительными, охотно контактируют с другими детьми. Речь девочек более правильная.

У мальчиков, в отличие от девочек, лучше развито пространственное мышление. Им, как правило, труднее облечь свои мысли в форму правильно построенного высказывания.

Процессы восприятия, развитие мышления младших дошкольников и их памяти также сильно различаются. Девочки при решении пространственных задач используют в основном речевые опоры, а при решении речевых или логических - образные и эмоциональные.

Мальчики всегда больше ориентированы на информацию, а девочки на отношения между людьми. Если мальчики задают вопросы ради получения конкретных сведений, то девочки - для установления эмоциональных контактов.

У девочек в дошкольном возрасте медленнее созревает правое полушарие, а у мальчиков - левое. Именно из-за этой физиологической особенности девочки до 10 лет лучше запоминают цифры, и им легче дается решение логических задач. Однако у них быстрее завершается развитие памяти.

Статья прочитана 29 977 раз(a).

В возрасте полутора лет у детей начинает развиваться наглядно-образное мышление — с его помощью решаются задачи с реальными предметами. Попросту говоря, чтобы ответить на тот или иной вопрос, ребенку нужно держать в руках сам предмет, видеть его и чувствовать.

К 4-5 годам, когда наглядно-образное мышление уже сформировано, детям достаточно только представить себе нужный предмет — вспомнить его образ. Такая способность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.

Мышление не простое, а критическое

Почему так важно развивать у детей не просто "мышление", а именно "критическое мышление"? В чем разница? В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия. Если их обобщить, то критическим мышлением называется сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения и формированием собственного отношения.

Мы, взрослые, в этот момент отчетливо видим, что у детей проявилась способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Они могут уже не только интерпретировать, но и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок, опираясь на логику и на мнение собеседника, всегда сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Пожалуйста, не думайте, что все это слишком трудно для дошкольников. Так может показаться лишь в теории, но на практике родители могут каждый день видеть проявления критического мышления у ребенка. Вечный детский вопрос "почему?" — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Малыши всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются. А если ребенком движет любознательность, ни в коем случае нельзя отмахиваться от его вопросов. Ведь игнорируя их, легко отбить интерес к познанию. Важно с вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем. Именно взрослые могут помочь ему объективно оценить факты, сделать выводы из полученной информации и лишь после этого сформировать свое отношение к ней.

Здесь нужно помнить еще о том, что иногда игра в "почемучку" — это способ привлечь к себе внимание родителей. Если таким образом ребенок "подает сигнал": "Мне вас не хватает!" — необходимо задуматься. Ни в коем случае нельзя пропускать такие "сигналы" мимо ушей, нужно решить этот вопрос вовремя.

Приведем еще один пример из повседневной жизни. Дети часто бывают не согласны с родителями или с другими детьми. В такой ситуации родителям нужно задать ребенку вопрос: "Почему ты не согласен?". Если ребенок может обосновать свою позицию, значит, он и сам задает себе вопрос: "Почему я так считаю?". И это говорит о высоком уровне развития критического мышления. Если же ребенок не понимает, почему он сделал тот или иной вывод, и не знает, как доказать свою правоту, родители должны помочь ему. Именно самые близкие люди смогут так построить общение с ребенком, чтобы он научился размышлять критически на разные темы.

Мыслящий или послушный?

Пришло то время, когда очень многие педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. К сожалению, об этом задумались лишь недавно. Раньше существовал такой стереотип: "Послушный ребенок не спорит со старшими". Во многих семьях и образовательных системах стереотип жив и по сей день. Детям часто приходится слышать: "Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят". Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью.

Естественно, нет ничего плохого в уважении к старшим, в вежливом общении с близкими людьми. Наоборот, это прекрасная традиция, которую обязательно нужно сохранять в семье. Но ведь это совсем не значит, что нужно лишать ребенка желания познать истину. Плохо именно то, что это желание может так и не возникнуть, если ребенку не давать выражать и доказывать свою точку зрения! Нам, взрослым, важно научиться разделять эти вещи — уважительное отношение к старшим и естественное желание осознать и объяснить свою детскую позицию умудренным жизненным опытом родителям.

Сейчас в большинстве новых учебных программ одним из важнейших требований становится умение детей критически мыслить. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать, еще нужно решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов. Иногда даже нужно спорить с учителем и доказывать свою правоту.

Чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше.

Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:

  1. В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: "Если..., то...".
  2. Пусть ребенок сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.
  3. Не принимайте ответ: "Потому что так хочу!" или "Потому что мне так нравится!", если речь идет об аргументации своего мнения. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над ними. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.
  4. Позвольте ребенку сомневаться. Этим он выражает недоверие к каким-то фактам. Значит, он будет стараться доказать, что он прав, и захочет узнать все об объекте спора. Так он узнает и запомнит много нового и интересного.
  5. Ваш ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и мечтает все знать. Поощряйте такие разговоры.
  6. Старайтесь на своем примере и на примерах из жизни показывать ребенку, что сначала всегда нужно получить о событии полную информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.

Статья предоставлена сетью центров раннего развития "Бэби-клуб"

Обсуждение

Знакомая история))) Теперь понимаю почему мой папа все время при мне свои мысли и рассуждения в слух выражал!

Комментировать статью "Ребенок и критическое мышление: поощряйте ""почемучку""!"

Почему так важно развивать у детей не просто " мышление ", а именно " критическое мышление "? Родителям о воспитании Опубликовано 27.02.2013, автор Алена Любовинкина, психолог и молодая мама Я уверена, что каждый человек в своей жизни, когда был ребенком...

Обсуждение

Беда, если она и в должности министра станет воспитанием заниматься. Нужен бы министр Образования и Науки, а не воспитательница.

К вопросу изоляции ещё:

"Катастрофически растет отставание имеющегося научного оборудования от мирового уровня. Самоизоляция страны и отсутствие ключевых технологий в сочетании с тем, что научное оборудование устаревает буквально за несколько лет, делают процесс отставания лавинообразным. Проблема кадров связана как с низким уровнем среднего и высшего образования, так и с непрестижностью профессии ученого в России. Разумеется, для решения проблемы оборудования и кадров требуются деньги, и не малые. Однако не менее важным (а по сути дела первичным и главным) является политическая воля и желание сделать Россию страной научной и образованной. Стране, обществу необходимо создание культа знаний, а не веры и эмоций; осознание ценности образования и самого существования научной среды, поддерживающей интеллектуальный потенциал нации. Не все станут эйнштейнами, но без тщательного, кропотливого и постоянного культивирования этой среды страна обречена продолжать быстрое движение на периферию научной карты мира. Это как с футболом - для сборной команды требуется всего 11 игроков, но чтобы эта сборная чего-то достигла, нужно, чтобы тысячи людей занимались этим видом спорта."

Почему так важно развивать у детей не просто " мышление ", а именно " критическое мышление "? Игрушки. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Стоит! Мы с ребенком двоем целый день, все бабушки-ддедушки...

Обсуждение

Там, где я живу, половина взрослых не имеет энциклопедических знаний, читают только комиксы, и в 40 лет режутся в компьютерные игры со своими 10 летними детьми (это к вопросу об инфантильности). При этом ухитряются быть вполне успешными и прилично зарабатывающими профессионалами в своей профессии.
И отсутствием ненужных им знаний не парятся. Поэтому, согласна, что проблема интеллигентская.

К инфантильности никакого отношения не имеет. считаю своего ребенка абсолютно инфантильным именно потому, что он вообще не читает беллетристику, а только энциклопедии, и детскую научно популярную литературу. Может вам рассказать (правда, довольно путанно), про глобальное потепление, про строение звезд и как получаются алмазы. Но энциклопедии он читает потому, что там статьи короткие, 5 минут и уже какую то информацию получил, долго напрягаться не надо.

Как про мою написано.Слово в слово:-)
6 класс,12 будет в конце декабря.

Развитие критического мышления у детей. Если хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше. Чем занимаемся (в плане логики и мышления): 1. книжки с задачками по логике 2...

у тебя есть примеры как развивать абстрактное мышление у ребенка? В общем-то недостаточно развитое абстрактное мышление не особо в жизни мешает, просто человеку трудно оперировать отвлеченными понятиями, концепциями, образами.

Обсуждение

Имхо это что нибудь попадающее под определение "вообще". Вот к примеру стол, буквально это то на чем сейчас скорее всего стоит ваш комп, а вообще это любое чего-нить с плоской поверхностью за которое можно сесть или встать, бочка накрытая большим куском фанеры тоже считается.

С такими людьми очеь тяжело работать, т.к. они не в состоянии взять книгу, прочесть немного теории, увидеть что из прочитанного применимо конкретно в его проекте, взять и воплотить в жиСТЬ кусок теории. Я с такими раз работала и чуть умом не тронулась. Беседы вести бесполезно. Как с роботом говоришь, всё "мимо кассы". Да, проект тот накрылся.

Развитие критического мышления у детей. Говорят, что нынешнее молодое поколение не читает книг... Развитие воображения и творческого мышления. Развивающие игры. Развитие критического мышления у детей. Критически мыслящий ребенок всегда сможет...

Как развивать логику и мышление?. Обучение чему-то. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева Как развивать критическое мышление у детей и зачем это нужно? Критически мыслящий ребенок, опираясь на логику и на мнение...

Обсуждение

Можно по праву назвать венцом человеческого познания. Оно представляет собой мыслительную деятельность со своими целями, мотивами, оперативными функциями и результатами. Охарактеризовать же его можно по-разному: как высшую степень усвоения и обработки информации и установление причинно-следственных связей между объектами реальности, как процесс отображения очевидных свойств объектов и явлений и, следовательно, формирование представлений об окружающей действительности, и как процесс познания мира, основывающийся на непрекращающемся пополнении багажа понятий и представлений о нем.

Но, независимо от трактовки, можно установить, что чем лучше развито мышление у человека, тем более эффективно он может взаимодействовать с окружающим миром и другими людьми, изучать и познавать, понимать феномены и истины. Мышление формируется по мере развития человека с самого его рождения, но жизненные обстоятельства не всегда складываются так, что оно продолжает развиваться. Нередко случается так, что, достигнув какого-то одного уровня, развитие замедляется. Однако на этот процесс, как и на многие другие, каждый из нас в состоянии повлиять. Другими словами, каждый способен
, и о том, как это делается, мы и поговорим в этой статье.

Но прежде чем мы приступим к основному материалу, следует сказать несколько слов о том, каким вообще бывает мышление. Всего существует несколько его основных видов, изучаемых специалистами чаще и более всего:

  • Наглядно-образное мышление;
  • Словесно-логическое (оно же – абстрактное) мышление;
  • Наглядно-действенное мышление;

Ниже мы представим краткое описание каждого из видов мышления и укажем эффективные и простые способы их развития.

Наглядно-образное мышление и упражнения на его развитие

При помощи наглядно-образного мышления реальность преобразовывается в образы, а обычные явления и объекты наделяются новыми свойствами. Оно предполагает зрительное решение проблем и задач без необходимости прибегать к практическим действиям. За его развитие ответственно головного мозга. Наглядно-образное мышление не следует путать с воображением, т.к. в его основе лежат реальные предметы, действия и процессы, а не воображаемые или выдуманные.

Развивать наглядно-образное мышление у взрослых и у детей можно одинаковыми способами. Вот несколько хороших упражнений:

  • Вспомните несколько людей, с которыми вам сегодня довелось общаться, и в деталях представьте их одежду, обувь, прическу, внешность и т.д.
  • При помощи всего двух существительных, одного наречия, трех глаголов и прилагательных опишите слова «успех», «богатство» и «красота».
  • Проведите : представьте форму ушей вашего домашнего животного или, например, слона; подсчитайте количество квартир в вашем подъезде и представьте, как они располагаются в доме; а теперь переверните английскую букву «N» на 90 градусов и определите, что из нее получилось.
  • Опишите в словах следующие объекты и явления: летящего лебедя, сверкающую молнию, кухню вашей квартиры, зарницу, сосновый бор, зубную щетку.
  • Воспроизведите в памяти образ недавней встречи с друзьями и дайте мысленные ответы на несколько вопросов: сколько человек было в компании, и какой была одежда у каждого из них? Какая еда и напитки были на столе? О чем вы беседовали? Каким было помещение? В какой позе вы сидели, какие ощущения испытывали, какой ощущали вкус от употребляемой еды и напитков?

Эти упражнения можно модифицировать по своему усмотрению – можно делать все, что угодно, но главное здесь – задействовать именно наглядно-образное мышление. Чем чаще вы будете им пользоваться, тем лучше оно будет развиваться.

Также можно ознакомиться с курсом, который поможет вам развить свое мышление всего за несколько недель. Посмотрите его вот .

Словесно-логическое (абстрактное) мышление и упражнения на его развитие

Словесно-логическое мышление характеризуется тем, что человек, наблюдающий определенную картину целиком, вычленяет из нее лишь наиболее значимые качества, не обращая внимания на несущественные детали, просто дополняющие эту картину. Обычно выделяют три формы такого мышления:

  • Понятие – когда предметы группируются по признакам;
  • Суждение – когда какое-либо явление или связи между объектами утверждаются или отрицаются;
  • Умозаключение – когда на основе нескольких суждений делаются конкретные выводы.

Развивать словесно-логическое мышление следует всем, но особенно полезно его формировать с раннего возраста у детей, ведь это отличная тренировка памяти и внимания, а также фантазии. Вот какие упражнения вы можете использовать для себя или своего ребенка:

  • Засеките на таймере 3 минуты, напишите за это время максимальное количество слов, начинающихся на буквы «ж», «ш», «ч» и «я».
  • Возьмите несколько простых словосочетаний, например, «что на завтрак?», «пошли в кино», «приходи в гости» и «завтра новый экзамен», и прочитайте их наоборот.
  • Есть несколько групп слов: «грустный, веселый, медленный, осторожный», «собака, кошка, попугай, пингвин», «Сергей, Антон, Коля, Царев, Ольга» и «треугольник, квадрат, доска, овал». Из каждой группы выберите те слова, которые не подходят по смыслу.
  • Определите отличия между кораблем и самолетом, травой и цветком, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
  • Еще несколько групп слов: «Дом – стены, фундамент, окна, крыша, обои», «Война – оружие, солдаты, пули, атака, карта», «Молодость – рост, радость, выбор, любовь, дети», «Дорога – машины, пешеходы, движение, асфальт, столбы». Выберите из каждой группы одно или два слова, без которых понятие («дом», «война» и т.д.) могло бы существовать как таковое.

Данные упражнения, опять же, можно достаточно легко модернизировать и видоизменить, упростив или усложнив по своему усмотрению. Именно благодаря этому каждое из них может стать отличным способом тренировки абстрактного мышления, как у взрослых, так и у детей. Кстати, любые подобные упражнения, помимо прочего, прекрасно развивают интеллект.

Наглядно-действенное мышление и упражнения на его развитие

Наглядно-действенное мышление можно описать как процесс решения мысленных задач посредством преобразования возникшей в реальной жизни ситуации. Оно по праву считается первым способом переработки полученной информации, и очень активно развивается у детей до 7 лет, когда они начинают объединять всевозможные объекты в одно целое, проводить их анализ и оперировать ими. А у взрослых данный вид мышления выражается в выявлении практической пользы у объектов окружающего мира, являясь так называемым ручным интеллектом. За развитие наглядно-действенного мышления отвечает головного мозга.

Прекрасным способом обучения и тренировки здесь можно назвать обычную игру в шахматы, составление паззлов и , лепку всевозможных фигурок из пластилина, однако есть и несколько эффективных упражнений:

  • Возьмите свою подушку и постарайтесь определить ее вес. Затем так же «взвесьте» свою одежду. После этого попробуйте установить площадь комнаты, кухни, ванной и других помещений своей квартиры.
  • Нарисуйте на альбомных листах треугольник, ромб и трапецию. Затем возьмите ножницы и превратите все эти фигуры в квадрат, разрезав один раз по прямой линии.
  • Выложите перед собой на столе 5 спичек и составьте из них 2 равных треугольника. После этого возьмите 7 спичек и составьте из них 2 треугольника и 2 квадрата.
  • Купите в магазине конструктор и составляйте из него различные фигуры – не только те, что указаны в инструкции. Рекомендуется, чтобы деталей было как можно больше – хотя бы 40-50.

В качестве эффективного дополнения к этим упражнениям, шахматам и прочему вы можете использовать и наш отличный .

Логическое мышление и упражнения на его развитие

Логическое мышление есть основа способности человека мыслить и рассуждать последовательно и без противоречий. Оно необходимо в большинстве жизненных ситуаций: от обычных диалогов и совершения покупок до решения различных задач и развития интеллекта. Этот вид мышления способствует успешному поиску обоснований каких-либо явлений, осмысленному оцениванию окружающего мира и и суждений. Главной задачей в этом случае является получение истинного знания о предмете размышлений с основой на разбор его разных аспектов.

Среди рекомендаций для развития логического мышления можно выделить решение логических задач (причем это еще и отличная тренировка памяти и внимания у детей и у взрослых), прохождение тестов на коэффициент интеллекта, логические игры, самообразование, чтение книг (особенно – детективов), и тренировку интуиции.

Что же касается конкретных упражнений, то мы советуем вам взять на заметку следующие:

  • Из нескольких наборов слов, например: «кресло, стол, диван, табурет», «круг, овал, мяч, окружность», «вилка, полотенце, ложка, нож» и т.п. нужно выбрать слово, не подходящее по смыслу. Несмотря на простоту, это очень эффективная технология развития логического мышления, а подобных наборов и упражнений можно в огромном количестве найти в интернете.
  • Коллективное упражнение: соберитесь с друзьями или всей семьей и поделитесь на две команды. Пусть каждая команда предложит противоположной разгадать смысловую загадку, где передается содержание какого-то текста. Суть – определить, . Вот небольшой пример: «Церковнослужитель имел в хозяйстве животное. Он испытывал к нему сильные теплые чувства, однако, несмотря на это, произвел над ним насильственное действие, повлекшее его кончину. Случилось же это по той причине, что животное сделало непозволительное – съело часть еды, для него не предназначенной». Размышляя логически, можно вспомнить детскую песенку, начинающуюся со слов: «У попа была собака, он ее любил…»
  • Еще одна групповая игра: член одной команды совершает какое-либо действие, а участник другой должен найти его причину, а затем – причину причины, и так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Повторимся, что эти упражнения (в частности – последние два) – превосходные способы развития логического мышления и интеллекта, подходящие людям всех возрастов.

Творческое мышление и упражнения на его развитие

Творческим мышлением называют такой вид мышления, который позволяет необычным образом систематизировать и анализировать обычную информацию. Помимо того, что оно способствует неординарному решению типичных задач, вопросов и проблем, оно также повышает эффективность усвоения человеком новых знаний. Применяя творческое мышление, люди могут рассматривать объекты и явления с разных сторон, пробуждают в себе желание создавать нечто новое – то, чего не было раньше (это и есть понимание творчества в его классическом смысле), развивают способность с одних задач на другие и находить множество интересных вариантов выполнения работы и выходов из жизненных ситуаций.

Способы развития творческого мышления основываются на идее о том, что человек в течение своей жизни реализовывает лишь небольшой процент своего потенциала, и его задача – найти возможности активизации незадействованных ресурсов. Технология развития креативности базируется, в первую очередь, на нескольких рекомендациях:

  • Нужно импровизировать и всегда искать новые пути разрешения повседневных задач;
  • Не нужно ориентироваться на установленные рамки и правила;
  • Следует расширять кругозор и постоянно узнавать что-то новое;
  • Нужно как можно больше путешествовать, открывать новые места и знакомиться с новыми людьми;
  • Нужно сделать обучение новым навыкам и умениям своей привычкой;
  • Нужно стараться делать что бы то ни было лучше других.

Но, конечно же, есть и определенные упражнения на развитие творческого мышления (кстати, советуем вам ознакомиться с нашими курсами по развитию творческого мышления и мышления вообще – вы найдете их и ).

А теперь давайте поговорим об упражнениях:

  • Возьмите несколько понятий, к примеру, «молодость», «мужчина», «кофе», «чайник», «утро» и «свеча», и подберите к каждому из них максимально возможное количество определяющих их суть существительных.
  • Возьмите несколько пар разных понятий, например, «рояль – машина», «облако – паровоз», «дерево – картина», «вода – колодец» и «самолет – капсула» и подберите для них максимальное количество схожих признаков.
  • Представьте несколько ситуаций и подумайте, что может случиться в каждой из них. Примеры ситуаций: «по городу ходят инопланетяне», «из крана в вашей квартире бежит не вода, а лимонад», «все домашние животные научились говорить человеческим языком», «в вашем городе посреди лета в течение недели валит снег».
  • Осмотрите помещение, где вы сейчас находитесь, и остановите взгляд на любом заинтересовавшем вас объекте, к примеру, на шкафе. Запишите на листок 5 прилагательных, подходящих к нему, а затем – 5 прилагательных, абсолютно противоположных.
  • Вспомните свою работу, хобби, любимого певца или актера, лучшего друга или вторую половину, и опишите это (его/ее) при помощи не менее 100 слов.
  • Вспомните какую-нибудь поговорку или , и напишите, основываясь на нем, небольшое сочинение, стих или эссе.
  • Напишите список 10 покупок, которые вы совершили бы перед концом света.
  • Напишите план на каждый день для своего кота или собаки.
  • Вообразите, что, вернувшись домой, вы увидели, что двери всех квартир открыты. Напишите 15 причин, почему это могло произойти.
  • Составьте список 100 своих жизненных целей.
  • Напишите письмо себе в будущее – когда будете на 10 лет старше.

Также для активизации своего творческого потенциала и интеллекта вы можете использовать в повседневной жизни два отличных метода – и . Эти способы развития креативности помогут вам разрушить все стереотипы, расширить зону комфорта и выработать оригинальный и ни на что не похожий тип мышления.

В заключение скажем, что если у вас есть желание организовать или продолжить свое обучение и развивать мышление эффективнее, то вам непременно придется по вкусу один из наших курсов, ознакомиться с которым вы можете по .

В остальном же мы желаем вам всяческих успехов и всесторонне развитого мышления!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был умным и сообразительным, успешным в жизни. Именно поэтому особое значение придается логическому мышлению , на котором базируется интеллект человека. Однако в каждом возрасте существуют свои особенности мышления, следовательно, и методы, направленные на его развитие, разнятся.

Специфика мышления ребенка в разном возрасте

  • До 3-5 лет сложно говорить о развитии логического мышления у ребенка, так как оно еще находится на этапе формирования. Однако сторонники раннего развития имеют множество упражнений, направленных на развитие логического мышления малышей.
  • Дети дошкольного возраста, до достижения 6-7 лет способны мыслить образно, а не абстрактно. Если вы хотите тренировать логическое мышление ребенка до школы, следует особое внимание уделить формированию наглядного образа, визуализации.
  • После поступления в школу у ребенка формируется словесно-логическое мышление и абстрактное. Если у школьника плохо развито словесно-логическое мышление, то возникают сложности с формулировкой словесных ответов, проблемы с анализом и выделением главного при создании выводов. Основные упражнения для первоклассников – это задачи на систематизацию и сортировку слов определенному признаку и математические задания.
  • Дальнейшее развитие школьников заключается в развитии словесно-логического мышления через решение логических упражнений, при этом используются индуктивные, дедуктивные и традуктивные методы умозаключений. Как правило, в школьной программе имеются необходимые упражнения, однако родителям следует заниматься с ребенком и самостоятельно. Почему это важно? Неразвитое логическое мышление – это залог проблем с учебой в целом, сложностей в восприятии любого учебного материала. Таким образом, логическое мышление – это база, фундамент образовательной программы любого человека, основа, на которой строится интеллектуальная личность.

Как книги помогают развить логику у детей?

Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.

Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.

Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.

Как развивать логическое мышление ребенка с помощью игрушек?

Игра – это основная форма деятельности маленького человека. Сквозь призму игры формируются не только логические цепочки, но и тренируются личностные качества, можно сказать, создается характер.

Среди игрушек, которые развивают логику:

  • Обычные деревянные кубики, а также разноцветные кубики. С их помощью можно строить разнообразные башни и дома, они помогают изучить геометрические формы, цвета, а также положительно воздействуют на моторику.
  • Пазлы помогают освоить логические понятия «целое» и «часть».
  • Сортеры способствуют освоению понятий «большое» и «маленькое», помогают узнать свойства геометрических фигур, их сопоставимость (например, квадратная часть не влезет в круглую и наоборот).
  • Конструкторы – это настоящий кладезь для развития логики и интеллекта в целом.
  • Игры со шнуровкой помогают развивать мелкую моторику рук, что способствует улучшению и закреплению логических связей.
  • Лабиринты – это отличный тренажер для логического мышления.
  • Разнообразные головоломки, соответствующие возрасту ребенка, помогут сделать процесс обучения еще более интересным.

Бытовые способы развития логики у детей

Старайтесь использовать любые бытовые ситуации для развития интеллекта и логики ребенка.

  • В магазине спрашивайте его – что дешевле, а что дороже, почему у большой упаковки цена больше, а у маленькой – меньше, обращайте внимание на особенности весового и упакованного товара.
  • В поликлинике расскажите о логических цепочках, связанных с микробами и заболеваниями, о путях заражения болезнями. Очень хорошо, если рассказ будет подкреплен иллюстрациями или плакатами.
  • На почте расскажите о правилах заполнения адресов и составления индексов. Будет здорово, если вы вместе отправите открытку, будучи в отпуске, а затем получите ее дома.
  • На прогулке говорите о погоде или о днях недели. Формируйте понятия «сегодня», «вчера», «было», «будет» и другие временные параметры, на которых базируется логика.
  • Используйте интересные загадки в то время, когда ожидаете кого-то или находитесь в очереди.
  • Придумайте разнообразные загадки, или используйте готовые.
  • Поиграйте с ребенком в антонимы и синонимы.

При желании родители способны значительно улучшить логическое мышление ребенка, сформировать творческую, интеллектуальную и неординарную личность. Однако системность и регулярность – это два главных составляющих успеха развития способностей у детей.

Компьютерные игры для развития логического мышления для детей

Сегодня успешно используются гаджеты с малых лет – компьютеры, смартфоны, планшеты есть в каждой семье. С одной стороны такая техника облегчает жизнь родителям, обеспечивая интересный и захватывающий досуг для детей. С другой же стороны, многие обеспокоены негативным влиянием компьютеров на неокрепшую детскую психику.

Наш сервис Brain Apps предлагает серию качественно сделанных игр, которые подойдут для детей разных возрастов. При создании тренажеров использовались знания психологов, game-дизайнеров, ученых из МГУ.

Детям нравятся такие игры, как Анаграмма (чтение слов наоборот), Геометрические переключения , Математические сравнения , Математические матрицы , Буквы и цифры .

Развивая день ото дня логическое мышление, ваш ребенок поймет закономерности внешнего мира, увидит и научится формулировать причинно-следственные связи. Многие ученые приходят к единому мнению о том, что логическое мышление помогает людям добиваться успеха в жизни. С детства полученные знания помогут в будущем быстро находить главное и второстепенное в потоке информации, видеть взаимосвязи, создавать умозаключения, доказывать или опровергать разные точки зрения.

«Я думаю, следовательно, я существую»
— Рене Декарт

Детское мышление, как и восприятие, внимание, память, имеет свои особенности развития. В младшем школьном возрасте оно занимает центральное звено в системе психических процессов. С происходит развитие и совершенствование не только этих процессов, но и интеллектуальных способностей. В данной статье мы предлагаем вашему вниманию пять упражнений, направленных на развитие основных мыслительных операций, которые будут полезны не только детям, но и взрослым.

Изучением особенностей развития мышления у детей занимались зарубежные и отечественные ученые, исследователи, психологи и педагоги. Ценный вклад в изучение проблемы развития мышления внес Ж. Пиаже. Теория о развитии интеллекта в детстве, которую он предложил, послужила основой для ряда экспериментальных и теоретических работ отечественных ученых: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, П.Я. Гальперина.

Мыслительная деятельность – незаменимая часть развития человека. Очень часто трудности, которые возникают в школе, связаны с недостаточностью развития основных мыслительных операций. Прежде всего, это анализ и синтез, обобщение, сравнение, конкретизация и абстрагирование. Подробнее о том, что такое мышление и каким оно бывает, можно прочесть

Реалии настоящего времени таковы, что существует огромное количество школьных программ, но, к сожалению не все способствуют тому, чтобы ребенок научился думать и размышлять. Поэтому в данном вопросе огромная роль возлагается на родителей, которые серьезно относятся к будущему своих детей.

Многочисленные теории и концепции развития мышления позволяют сделать вывод о том, что помимо естественного развития и прохождения определенных стадий развития индивидуального мышления, его развитие можно стимулировать путем индивидуальной или групповой работы.

Полезные упражнения для развития мышления

«Среда — источник развития ребенка»

Л.С. Выготский

Чтобы помочь ребенку полноценно развиваться, необходимо создать для него определенные условия, сформировать вокруг него среду, которая будет стимулировать развитие. Формирование такой среды предполагает наличие набора упражнений, способствующих развитию.

Предлагаем вашему вниманию пять упражнений, направленных на развитие основных мыслительных операций, которые будут полезны не только детям, но и взрослым.

«Анаграмма»

Берется анаграмма (набор букв) и предлагается составить слово, не добавляя и не убирая ни одной буквы. Следует начинать с трех букв и в зависимости от успехов, добавлять анаграммы из четырех, пяти, шести, семи букв. Можно усложнить задание, и ограничить выполнение определенным количеством времени.

  1. ЙВО, ЙЛА, АБЛ, АЖП, ОЗВ, УКБ, ИРМ, ОТМ, АСД, ОБЛ.
  2. ЯОДЛ, РУОТ, ЕНОБ, ИАПЛ, ААПЛ, ОЕРМ, ОКТС, ОРЩБ, ОЕТЛ, НУКТ.
  3. АИЦПТ, ООСВЛ, ОАМЛС, БРЕОР, ОТМШР, ОЕЛСВ ААШПЛ, ОЕМСТ, АИЛДН, ААШШЛ.
  4. УАРБЖД, УАККЖР, ООАРБД, ААККЗС, УАЬСБД, АИСЛПК, ЕУЗНКЦ, УАПРГП, ОООЗЛТ, ЬОЕЛЧМ.
  5. Вы можете самостоятельно подобрать семибуквенные слова и путем перестановки букв создать собственные анаграммы. Например, это могут быть слова на определенную тематику.

«Составь слова»

Предъявляется набор слов, особенностью которого является наличие пропущенных букв. Задача: как можно быстрее вставить пропущенные буквы так, чтобы слово обрело смысл.

  1. д-ло, к-ша, с-да, в-за, н-га, м-на, д-ля, к-ни, б-да, ч-до.
  2. п-л-а, м-ч-а, к-ш-а, л-в-а, с-м-а, в-с-ок, п-д-ак, п-р-а, б-л-он, с-г-об.

Постепенно можно усложнять упражнение, добавляя более длинные слова и пропуская 3 буквы.

«Сравнение понятий»

Необходимо подготовить пару слов и предложить найти сходства понятий, а затем различия. Обратите внимание, выделяется ли главный существенный признак сходства и отличия. Например, в паре «утро-вечер» существенным сходством будет то, что это части суток. Ключевое отличие заключается в том, что «утро» — начало, а «вечер» — конец дня.

Примеры пары слов: утро-вечер, летчик-танкист, лыжи-коньки, ворона-воробей, поезд-самолет.

Усложните задание и предложите пары слов, которые изначально несравнимы, но не предупреждайте об этом.

Примеры пары слов: стакан-петух, река – птица, ветер-соль, кошка-яблоко, корзина-сова.

«Исключение понятий»

Предложите набор из пяти слов. В этом наборе четыре слова должны быть объединены одним названием и только одно являться лишним. Задача: найти это лишнее слово и назвать (или написать), какое понятие объединяет четыре остальные слова.

Примеры наборов слов:

  1. Ива, клен, ясень, дерево, ольха.
  2. Сук, ствол, крона, дерево, ветка.
  3. Помидор, морковь, арбуз, огурец, капуста.
  4. Петр, Кирилл, Иванов, Иннокентий, Семен.
  5. Галка, сорока, воробей, птица, пингвин

«Раздели на группы»

Цель: рассортировать карточки, разделив их на группы и дать этим группам названия.

Приготовьте карточки, на которых будут изображены различные предметы из разных тематических категорий. В этом могут помочь несколько наборов лото на разные темы. Можно использовать напечатанные или написанные от руки слова, обозначающие предметы.

Вы можете взять несколько тем. Например, музыкальные инструменты, мебель, городской транспорт, воздушный транспорт, садовые цветы, полевые цветы и т.д. Затем в каждую группу подбираете по 5 слов. Перемешайте все карточки. Когда все приготовления закончены, приступаете к выполнению. Если ребенку сложно выделить узкие категории, предложите поиграть сначала с более общими понятиями: транспорт, цветы и т.д.

А какие игры вы используете для развития мышления? Поделитесь в комментариях.