Развивающие игры на развитие речи. И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.


Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких .

Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Кто говорит?

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

Игра «встали пальчики»

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

Артикуляционная гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

  1. «Открываем-закрываем ворота» . Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу.
  2. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться.
  3. «Чистим-чистим зубки» . Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов.
  4. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей» :

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2-5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса - 10-15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы - от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки - тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, .

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей - всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения - мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи - эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени - всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. . Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок - важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков - важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже - будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей - поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут - это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут - вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» - всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят - наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице - «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки - это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость - она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее - нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить - подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать - «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал - повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.

10 07.2016

Мы продолжаем тему детской болтовни, и сегодня поговорим о том, какие игры для развития речи детей 2 лет мы можем использовать у себя дома. Вы наверняка не раз слышали на прогулке или в общественном транспорте, как чужой малыш всю дорогу щебечет с мамой о том, о сем и обо всем.

И как же хочется, придя домой, услышать от любимого чада не только «Привет!», а и что-то вроде «А мы сегодня выучили стишок про мишку. Хочешь, расскажу?»

Чтобы воплотить в жизнь реальные мечты каждого родителя, мы начнем разговор с направлений речевого развития 2 летнего ребенка, чтобы знать, с чего начать, на что обратить внимание, какие игры выбрать.

Возраст активного познания

После 2 лет у детей начинается возраст интенсивного развития речевых функций, они начинают с успехом пользоваться речью полноценно, заменяя жесты и упрощенные слова. Общие положения по теме как развивать речь ребенка в 2 года родители могут найти на странице нашего блога, посвященной этапу формирования малыша до 3 лет.

  • 1. Знаний об окружающем мире у маленького человека уже достаточно много, чтобы он мог активно вести беседу на тему, скажем, сегодняшней погоды. Это так называемый пассивный словарь малыша. На нем основано понимание речи окружающих.

N.B. А вы практикуете в своей семье беседы с малышом на свободные темы? О чем вы ему рассказываете? Какие темы вы любите больше других?

  • 2. Слова, которые вы употребляете в своей семье для общения друг с другом, составят активный словарь вашего ребенка. К нему относятся слова приветствия и прощания, ежедневные словесные описания дел и обязанностей (почистить зубы, умыться, приготовить обед, накрыть на стол и пр.)
  • 3. Употребляя правильно окончания и предлоги, родители учат кроху выражаться грамотно, тем самым тренируя грамматику его языка.

  • 6. Наша любимая мелкая моторика, которая выступает катализатором речевого процесса, также продолжает свое формирование. Родителям нужно обратить особое внимание на игры, посвященные стимуляции речи через мелкие мышцы рук, потому что подобные упражнения дают высокие результаты. В педагогике и психологии выступают взаимосвязанными процессами в общем формировании детской личности.
  • 7. Для того, чтобы научить ребенка разговаривать, его артикуляционный аппарат должен быть достаточно развит, чтобы совершенствовать уже произносимые звуки и обеспечить положительный эффект при изучении новых. Органы артикуляции проходят сложный процесс формирования и созревания, им необходима помощь и поддержка, которую тоже должны обеспечить родители.

В помощь родителям разработаны специальные упражнения для тренировки каждой из сфер речевого развития. Мы попробуем выделить 10 игровых направлений, которые помогут разнообразить игровой день ребенка и научить его говорить правильно и свободно.

N.B. Разговаривать с крохой необходимо с первых дней его жизни и обо всем. Тем самым вы будете давать малышу установку на важность и полноценность его присутствия в жизни семьи, тогда ребенок не будет чувствовать себя отделенным и обделенным. Для его полноценного развития важно ощущать себя неотъемлемой частью общества родных людей.

Позиции под грифом ТОП

Все игры, представленные сегодня в нашем перечне, любой родитель может создать своими руками. Это, как показывает практика, самые ценные и интересные варианты, тем более что разнообразить и заменить их подобными ничего не стоит. Пожалуй, начнем.

  • 1. Развитие пассивного словаря. Мы поставили эти упражнения на первую позицию не случайно.
    Развитие речи у ребенка начинается с момента рождения. Он с первых дней накапливает пассивный запас слов, которые он слышит круглосуточно, находясь в условиях развития своей семьи. К играм для этой цели можно отнести те, в которых взрослый рассказывает истории с вопросом в конце или представляет ребенку вопросы-загадки.

Ответы ребенка прячутся в выложенных перед ним предметах или картинках, ему нужно только выбрать. Например, «Что лишнее?» , когда нужно выбрать из 4 предметов один, «Только синий» , где из нескольких кубиков или колечек малыш должен выбрать только синие (красные, большие, круглые и т.п.)

  • 2. Пополнение активного словарного запаса.

Здесь вы можете попросить малыша повторять за вами рифмованные строчки или заканчивать вашу фразу. Например,

А) Птичка крыльями помашет, нам споет и снами спляшет.
Муха, муха-цокотуха, позолоченное брюхо.

Б) Носит красный сюртучок этот кругленький жучок.
В ровненькие строчки черненькие точки
По траве ползет он ловко. Это …(божия коровка)

В этом же разделе можете использовать игры на активное говорение. Например, вы позвонили ребенку по телефону от имени мишки или зайца, поговорите с ним о погоде, о том, чем он любит заниматься или что у него было на обед.

  • 3. Режимные моменты.

Эти игры тоже направлены на увеличение слов ежедневной лексики, с которыми малыш сталкивается каждый день. Можно составить распорядок дня по пунктам и вместе напоминать друг другу, что за чем идет. Например,

 7:30 – подъем,
 7:35 – умыть лицо, почистить зубы,
 7:45 – убрать постель и т.д.

А можно один режимный момент разбить на пункты и следовать им, вместе проговаривая следующий шаг.

Предположим, та же чистка зубов:

 Взять щетку из стакана
 Открыть кран с водой
 Смочить щетку
 Взять тюбик с пастой
 Открыть крышку
 Нанести пасту на щетку и т.д.

  • 4. Грамотно включать в речь предлоги и окончания. Дети привыкают, если слышат правильную речь в своем окружении.

Для этого родители могут сами составить список предлогов, с которыми нужно поработать. Для начала подойдут простые игры.

Можно взять платок, им накрыть игрушку и спросить у малыша: «Кто спрятался под платком?». Спрятать игрушку в шкаф, вопрос с предлогом «В» определен.

Основные понятия местоположения предметов легко помещаются в короткие строчки стихотворений. К примеру,

Мы ПОД стол катили мячик,

А НА стуле кукла плачет

В холодильнике мороз

ЗА окном цветочек рос.

********************

Вот у Кати кукла Рая

Она красивАЯ, смешнАЯ.

А Денис принес домой

Новый пароход большОЙ.

Придумывая рифмованные стишки или игры с предлогами и окончаниями слов, вы будете развивать также мышление и внимание вашего крохи.

  • 5. Организация игр на развитие фонематического слуха основана на подборке стихов с похожими по звучанию словами.

Можно почитать малышу произведение Б. Заходера «Кит и кот» , а можно подобрать картинки к словам, которые рифмуются, но имеют разное значение: пила-юла, муха-брюхо, цветок-листок, мишка-мышка, батон-бутон, суп-зуб.

N.B. Вместо аудио можно взять маски зверей и устроить дома зоопарк для зайки или куклы. А еще дети любят, когда герои игр просят у них помощи. Пусть малыш поможет зайке найти дорогу домой, а для этого нужно угадать, кому принадлежат голоса.

  • 6. Дыхательных упражнений , таких интересных и полезных, существует великое множество.

В любой семье знают, что такое мыльные пузыри. И детям выдувать из соломинки эти разноцветные шарики очень нравится. Но прежде чем дать малышу дуть в соломинку, убедитесь, что он не напьется мыльного раствора.

Перед этим потренируйтесь на стакане с соком или водой. Побулькайте в чашку и в себя, пусть малыш усвоит понятия вдохнуть и выдохнуть. Упражнение на вдох – пылесос, упражнение на выдох – ветерок.

Используйте любую возможность подышать с ребенком, купите ему вертушку, пусть он посмотрит, как она вертится на улице, когда на нее дует ветер. Дома можете закрепить этот навык сами.

Надувайте воздушные шарики или надувные игрушки, сложите самолет или кораблик из бумаги и пустите его в плаванье по ванне с водой. Или устройте соревнования, чей кораблик быстрее доплывет до края ванны, и чей самолет полетит дальше, если в него дунуть.

  • 7. Мелкие мышцы рук – незаменимые помощники в борьбе за развитие речи ребенка.

После 2 лет малыш уже знает, что кусочки пазлов или элементы мозаики нужны для того, чтобы сложить красивую картинку, из теста или пластилина можно лепить все, что хочешь. А можно просто скатывать мячики или колбаски.

Пусть упражняется.

Готовые картинки и поделки можно поместить на листы картона и украсить ими комнату или сделать специальный съемный стенд или целый альбом. Это игры с готовыми материалами, которые вы можете купить в любом магазине детских товаров.

  • 8. Самостоятельно изготовить пособие или игру для занятий в домашних условиях совсем не сложно.

В каждом доме найдутся бусинки или пуговицы разного размера. Дайте их ребенку (конечно, все должно происходить под вашим руководством), найдите нитку и покажите, как можно из этого многообразия создать украшение для куклы, бусы или гирлянду.

Подойдут также крупные и мелкие макаронные изделия с отверстием внутри.

Если надоело нанизывать на нитку пуговицы, сделайте шнуровку и учитесь завязывать узелки и бантики из шнурков.

Игры с использованием мелких рецепторов пальчиков благотворно сказываются не только на развитии речевых зон головного мозга, но на общем самочувствии ребенка. Это своеобразный массаж, вреда от которого точно не будет.

  • 9. Развитие и тренировка артикуляционного аппарата – первый шаг к овладению речью без помощи специалистов из логопедического кабинета.

Пропойте вместе с малышом гласные звуки. – Как гудит паровоз? – Уууу! – А как кричат на футболе? – Гооол! – Куда плывут облака? – Тудааа! Далекооо!

Можете попробовать петь и согласные. – Как жужжит жук? – Жжж! – Как шумит ветер? – Шшш! – Как думает папа? – Ммм!

  • 10. Проводите перед зеркалом и друг перед другом артикуляционную гимнастику.

Потренируйтесь в проявлении различных эмоций, улыбайтесь, показывая зубы, а потом одними губами. Высуньте язычок и подышите часто, как собачка, а теперь облизывайтесь, как кошка, когда съест сметану.

Как видите, это совсем не сложно – организовать игровую программу для развития речи собственного чада у себя дома. Я уверена, что многие из вас легко найдут нужные подходы к своим деткам, придумывая игры и занимательные упражнения.

Материалы для игр вы отыщите у себя дома, стоит только внимательно оглянуться по сторонам. Подойдет все, что вас окружает.

Наша подборка книг


Заметила, что мой ребенок в попытке угнаться за потоком мыслей и выразить их в слова, иногда проигрывает и глотает слоги… Попались на глаза интересные методы, которыми делюсь с превеликим удовольствием!)))

Формирование правильного речевого дыхания.

Дудочка и свистулька.

Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие - только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул - получился звук).
Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.
Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Пузыри мыльные и не только.

Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.
Кстати, если вы устраиваете детский праздник с конкурсами, то бутылочка мыльных пузырей будет отличным призом.
Сделайте раствор вместе с ребенком или купите готовый в магазине.
Рецепт раствора мыльных пузырей. Чтобы легко и быстро получить мыльные пузыри, смешайте небольшое количество средства для мытья посуды или пену для ванн и воду.
Можно построить из мыльных пузырей замок или гору. Налейте в стакан или кружку немного воды и средства для мытья посуды. Возьмите с малышом по соломинке, дуйте в них и смотрите, как пена растет прямо у вас на глазах.
Обычная коктейльная соломинка может доставить много радости во время купания в ванной. Там воды много, и можно брызгаться и пускать пузыри. Соломинку нужно будет укоротить до длины, подходящей вашему ребенку. Стандартный размер может оказаться для малыша слишком большим и неудобным. Это, кстати, один из действенных способов приучить боязливого ребенка к воде. В процессе обучения плаванью малышу дают пускать в воде пузыри, и с каждым днем соломинку постепенно укорачивают. Через соломинку можно просто дуть на воду, создавая эффект волн. Чем больше они получаются, тем лучше.

Огонь обладает магическим свойством притягивать внимание. Сделайте свечи неотъемлемой частью детских праздников. Это прекрасная возможность поиграть с ребенком. Задуть свечку - для двухлетнего ребенка на самом деле не такая уж простая задача, как может показаться взрослому. Для этого ведь нужно сосредоточиться, набрать побольше воздуха, сложить губы трубочкой, да еще и дунуть не куда-нибудь, а именно на пламя свечки.
Хвалите ребенка за каждую попытку, ведь научиться задувать свечку еще не самое сложное. Гораздо труднее малышу дуть на пламя так, чтобы оно не погасло. Для этого выдох должен быть плавным и долгим.
Почему именно свечка? Просто ее огонек подскажет ребенку, что он все правильно делает. А еще можно дуть на свечу, потихоньку отходя от нее, увеличивая тем самым расстояние.
Обязательно соблюдайте технику безопасности при обращении с огнем. Не оставляйте ребенка наедине с горящей свечой.

Вата или пенопласт.

Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий), положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача - дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.
А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате.

Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку, - это насколько хватит вашей фантазии.

2. Игры для развития речи

Кто дольше

В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.
януть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат.
Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:
Прибежала детвора - ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей - лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад - пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай - чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Проводи мишку

Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве
Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).
Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное.
Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.
Затем сходите с мишкой в другие комнаты.


Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.
Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.
Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.
Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.
воробей - чирикает (чирик-чирик)
ворона - каркает (кар-кар)
гусь - гогочет (га-га-га)
индюк - кулдыкает (кулды-кулды)
кабаны, свиньи - хрюкают (хрю-хрю)
коза - блеет (ме-е-е)
♦ корова - мычит (му-у-у)
♦ кошка - мяукает (мяу-мяу)
♦ лошадь - ржет (и-го-го)
лягушка - квакает (ква-ква)
мышка - пищит (пи-пи-пи)
осел - ревет (иа-иа)
петух - поет, кукарекает (кукареку)
пчела - жужжит (ж-ж-ж)
слон - трубит (ту-у-у)
собака - лает (гав-гав)
тигр, лев - рычит (р-р-р)
утка - крякает (кря-кря)
филин - ухает (уху-уху)
Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Угадай животное

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.
Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.
Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Кукла спит

Игра способствует развитию речи, слуха
Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.
Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.
Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.
Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).
Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Закончи слово

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания
Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.
Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.
Повтори за мной
Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится.

Яблоко или тарелка?

Игра способствует развитию речи, внимания
Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.
Яблоко и груши - это овощи? (Нет, это фрукты.)
Ложка и тарелка - это посуда?
Шорты и майка - это мебель?
Ромашка и одуванчик - это деревья?
Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:
♦ Помидор и апельсин - это овощи?

У меня зазвонил телефон

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса
Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.
По очереди изображайте звонок телефона.
Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.
Меняйтесь ролями.
Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Чем заняться

Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...).
Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...).
Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.

Загадалки

Игра способствует развитию речи, воображения
Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется.
Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет.
Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).
Потом меняйтесь ролями.

Развитие речи у детей предшкольного возраста имеет огромное значение. Правильно сформированная и развитая речь – основа дальнейших успехов в обучении ребенка в школе. Если ребенок меняет в своей речи местами слоги или звуки, так же он будет и писать, и читать. Скудный словарный запас помешает ребенку пересказывать тексты, писать изложения, сочинения, объяснять решение задач. Пытаться исправить такие упущения за пару месяцев до школы – бессмысленное занятие, которое не принесет ребенку ничего, кроме стресса. А вот за пару лет это сделать реально даже дома. Помочь в этом могут игры на развитие речи, правильно подобранные для детей 5 – 6 лет.

Речь на пороге школы: характерные черты

По достижении возраста 5 – 6 лет ребенок уже в достаточной степени владеет своим родным языком: его грамматикой, фонетикой, лексикой. Он умеет выражать свои мысли эмоционально, связно и логично, но при этом последовательно и выразительно.

Если говорить о развитии речи в 5 – 6 лет, то его особенности состоят в следующем.

  • Словарный запас.

В активном словаре дошкольника в этом возрасте может быть до 3 тысяч слов. Он понимает многие обобщающие термины (животные, птицы – дикие или домашние, ягоды, деревья, транспорт, профессии). Понятийный аппарат включает самые разнообразные темы: ребенок в состоянии размышлять, например, не только о смене времен года и поведении животных, но и о таких сложных вещах, как мечты, космос, любовь, семья. В речи практически отсутствуют ошибки произношения в виде добавленных, переставленных или замененных слогов или звуков. Это возможно только с многосложными словами, которые употребляются редко (экскаватор, парикмахерская, бронетранспортер). Но, как правило, если взрослые обратили внимание ребенка на эту ошибку, больше он ее не повторяет.

  • Грамматика.

Малыши этого возраста способны ответить на вопрос по знакомой теме, строя полное развернутое предложение. К 6 годам фразы ребенка становятся все более длинными, распространенными, большая часть слов употребляется в правильной форме. Иногда встречаются речевые ошибки («ихние», «медвежонков»).

  • Произношение.

Обычно к шестилетнему возрасту речевой аппарат дошкольника – при отсутствии анатомических отклонений (высокое нёбо, короткая подъязычная уздечка) – сформирован полностью, и трудностей с произношением звуков практически нет. Возможные проблемы с артикуляцией – неправильная постановка языка при произношении звуков [р] и [л] (их замена на другие звуки или пропуск в речи). Иногда страдают шипящие. Дети в этом возрасте уже способны замечать неправильное произношение у себя и окружающих. Если к 5–6 годам у дошкольника существуют проблемы с произношением тех или иных звуков, скорее всего, самостоятельно с ними он уже не справится – потребуется помощь специалиста.

  • Связная речь.

Старшие дошкольники способны пересказывать прочитанное произведение, составлять связный рассказ по картинке или группе связанных картинок, придумывать начало или конец предложенной истории, делиться впечатлениями об интересных событиях, просмотренном мультфильме, играх с друзьями. Они уже умеют осознанно подбирать наиболее подходящие слова для выражения своих чувств и мыслей. Дети точно описывают предметы, а также находят нужный предмет по описанию.

  • Выразительность.

Ребенок в возрасте 5–6 лет умеет говорить тише или громче, медленнее или быстрее. Умеет говорить шепотом, читать наизусть стихи с выражением, подбирая нужные интонации, делая логические паузы.

В чем помогут игры?

Игровая форма наиболее благоприятна для освоения различных навыков, в том числе и речевых. Правильно подобранные игры способствуют совершенствованию самых разных сторон речи, культуры общения.

Основные направления развития речи старших дошкольников в форме игры:

  • интонационная и динамическая выразительность речи;
  • правильный темп, ритм;
  • четкость произношения;
  • постановка правильного ударения;
  • умение ставить слова в правильные грамматические формы;
  • умение четко и полно формулировать свою мысль;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие монологической и диалогической речи;
  • формирование предпосылок к освоению письменной речи.

При этом важно, чтобы все задания ребенок воспринимал как призыв к участию в игре, а не занудное занятие (повтори, приведи пример, найди). Соответственно, мотивация к игровым занятиям и интерес к ним у ребенка намного выше, чем к урокам по развитию речи. А значит, и эффект будет ощутимее.

В процессе игрового общения с дошкольником не «глушите» его эмоции, чувства, давайте возможность их выразить. В противном случае у ребенка постепенно снизится потребность в общении как таковом, а значит, снизится и речевая активность. Если ребенок в какой-то момент не может найти подходящее слово – позвольте ему выразить мысль, подключив мимику, жесты, пластику.

У каждой игры – своя цель

Найти или придумать игру по развитию речи не так сложно. Главное – понимать, что у каждого вида игр есть своя цель, достигая которую, ребенок развивает тот или иной навык.

Все упражнения и игры для детей 5 – 6 лет можно разделить на 4 группы.

  1. Игры, развивающие звуковую культуру речи. В них ребенок совершенствует фонематический слух, учится определять расположение звука в отдельном слове или предложении, количество слогов в слове; подбирать слова с нужным звуком или с указанным количеством слогов.
  2. Игры на понимание грамматического строя родной речи. Такие игровые упражнения учат детей усваивать правильное, нормативное употребление слов в предложении, согласуя существительные и прилагательные по роду, числу, падежу, глаголы – по времени, виду и наклонению.
  3. Игры, способствующие пополнению лексического запаса. Играя, ребенок узнает о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках, учится согласовывать их между собой, выбирать из своего активного словарного запаса самое подходящее в данном случае слово, работать с синонимами и антонимами в речи.
  4. Игры, способствующие развитию связной речи. Другими словами – обучение рассказыванию. Оно тесно связано со всеми предыдущими видами игр (лексический запас, звуковая культура, грамматика). Ребенок учится составлять не просто связный текст, но текст логичный, обдуманный, наполненный смыслом.

Далее приведены примеры игр каждой группы. Не обязательно «переиграть» их все в один день и утомить ребенка. Можно какое-то время проводить по 1–2 игры, которые по мере утраты интереса к ним заменяются новыми. Изучив смысл каждой игры, родители смогут и сами придумать множество аналогичных заданий для своих детей.

Развитие звуковой культуры

Приведенные ниже игры способствуют освоению навыков распознавания звуков в словах, деления слов на слоги. Это поможет в дальнейшем избежать ошибок в произношении.

  • «Дорожка».

Играть веселее с несколькими детьми (или другими членами семьи). Мяч передается по кругу. Каждый последующий игрок называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова.

  • «Найди слово».

Ребенку предлагают подобрать слово с определенным звуком в начале (середине, конце), с обозначенным количеством слогов или букв. Если «с наскоку» не получилось – даются подсказки-характеристики, ребенок может задавать наводящие вопросы. Такое слово можно, например, поставить на пароль компьютера. Если малыш разгадает его – получит несколько минут компьютерной игры. Или, скажем, оно обозначает того, кому сегодня нужна помощь (хомячок, которому надо почистить клетку). Разумеется, придется помочь.

  • «Топорики».

Топориками на время становятся руки малыша. Когда взрослый называет ему слово по слогам, ребенок должен «отрубить» хлопком каждый слог. В конце можно посчитать, сколько слогов «нарубили».

  • «Верни слово».

Ребенку бросают мяч, называя первый слог слова. Его задача – быстро придумать окончание и «вернуть» взрослому готовое слово вместе с мячом. (ку – лак, ли – сток, кра – ски).

  • «Ловушка».

Роль ловушки играют ладошки ребенка. «Ловить» ими нужно определенный звук в словах. Как только услышал – «ловушка» «захлопывается» (хлопок в ладошки).

Формирование грамматической согласованности

Согласованное употребление частей речи в предложениях – залог правильной и красивой речи ребенка. Помогут в этом следующие игровые упражнения.

  • «Мешок».

Взрослый говорит: «Я даю тебе мешок, ты клади в него на -ок». Малыш должен называть слова, оканчивающиеся на -ок (листок, колобок, чулок, гребешок). Можно играть до первой промашки (например, «пирог»). Или предложить малышу назвать определенное количество слов, а затем посчитать допущенные ошибки. За каждую ошибку придумывается «штраф» — выполнение какого-либо шуточного задания (рассказать скороговорку, стихотворение, отгадать загадку).

  • «Поэт».

Взрослый читает детское стихотворение, не договаривая последнее слово рифмующихся строк (чтобы ребенок мог подобрать рифмованное окончание строки):

«Мы видали двух сорок

Без ботинок и… чулок».

  • «Расселение».

Взрослый показывает картинки с изображением предметов разного рода и числа. Малыш должен «расселить» их по домикам: в первом будут жить слова, определяемые фразой «она моя», во втором домике – «он мой», в третьем – «оно мое», в четвертом домике – «они мои».

  • «Это чьё?»

Ребенку показывают картинки с изображением частей тела разных птиц или животных. Он должен правильно отвечать на вопросы: «Это чей хвост?» «Это чья лапа?», «Это чье ухо?» (Волчий, заячья, овечье и т. д.)

Пополнение лексического запаса

Богатый словарный запас облегчает выражение мнения, чувств, отношения к происходящему, упрощает коммуникацию с другими людьми. А в дальнейшем это поможет с написанием сочинений, докладов, рефератов.

  • «Наоборот».

Взрослый бросает ребенку мяч, называя слово. Задача малыша – подобрать противоположное по значению слово и вернуть мяч (день – ночь, холодный — горячий, далеко – близко).

  • «Он какой?»

Играть интересно с несколькими детьми или всей семьей. Взрослый показывает игрокам какую-либо картинку или предмет и просит их ответить на вопрос: какой он? Победит тот, кто даст больше правильных ответов. Например: хлеб какой? Белый, мягкий, вкусный, полезный, ценный, румяный, хрустящий.

  • «Что бывает таким?»

Игра, обратная предыдущей. Игрокам называют признак предмета, к которому нужно подобрать как можно больше предметов.

  • «Скажи иначе».

Взрослый произносит фразу и просит ребенка сказать то же самое, но используя другое слово: дождь идет – моросит, льет; чистая вода – прозрачная; чистые руки – вымытые.

  • «Договори».

Родители называют начало фразы, а малышу нужно ее закончить. Например: «лед холодный, а огонь…», «солнце видим днем, а луну…».

Развитие связной речи

Умение выражать свои мысли последовательно и логично необходимо не только для успешного дальнейшего обучения (особенно точным наукам), но и для продуктивного общения со сверстниками и окружающими людьми.

  • «История из детства».

Когда ребенок просит взрослых рассказать ему интересные, памятные истории из их детства, можно договориться, что это будет взаимный обмен историями: мама – ребенку, а он – ей. Пусть вспомнит что-то памятное для него и поделится своими переживаниями по этому поводу взамен на рассказ родителей.

  • «Пойми меня».

Ребенку необходимо описать предмет на картинке, не называя его, так, чтобы остальные участники игры догадались, о чем идет речь.

  • «Интервью».

Ребенку предлагают примерить на себя роль журналиста и взять интервью у каждого члена семьи или других родственников, особенно если есть повод (юбилей, недавняя поездка куда-то). Можно вместе с малышом продумать вопросы для каждого интервьюируемого. Роль микрофона может сыграть, к примеру, расческа или отвертка от игрового набора инструментов. Не нужно забывать и в подобном общении (спасибо, извините, простите за нескромный вопрос).

  • «Если бы да кабы».

Ребенок должен пофантазировать на тему, что было бы, если бы: «я стал волшебником», «я всегда оставался маленьким», «я стал невидимым», «зимы не было» и т. д.

  • «Репортаж».

Родители изготавливают стенд, повествующий о недавнем приключении малыша (поход в цирк, поездка на море). Можно расклеить снимки с места событий, красочно подписать их яркими фломастерами, нарисовать смайлики, иллюстрирующие настроение. Важно собрать побольше слушателей. Ребенку дают указку (карандаш), и он в подробностях и красках повествует собравшимся о своих приключениях.

Если ребенок во время рассказа запинается, ища нужное слово, или строит предложения слишком примитивно, помогайте ему наводящими вопросами. Это тоже весьма полезно для развития речи.

Можно найти или придумать множество подобных игр. Главная задача взрослых – заинтересовать ребенка процессом игры и помогать наводящими вопросами при затруднениях. «Антураж» для каждого упражнения может быть любым, но лучше – сказочным. Пусть его просят составить предложения или найти нужные слова сказочные герои, которым нужна помощь. Тогда ребенок будет развивать свою речь, играя и получая огромное удовольствие – что и требовалось получить для хорошего эффекта.