Развивающие игры щенок 1 мес. Правильные игры человека с собакой

Большинство из нас любит проводить время лежа на диване и глядя в телевизор или ноутбук, но, к сожалению, собакам такое времяпрепровождение не доставляет особого удовольствия. Питомцы предпочитают совместную деятельность — прогулки, игры и обучение командам. Если вам сходу не приходит в голову, чем занять собаку, то предлагаем прочитать нашу подборку, узнать, как играть с собакой дома или на прогулке, и уже завтра отлично провести время со своим питомцем.

Игры с собакой дома

  • Оставьте собаку в комнате одну и закройте дверь. Позовите пса к себе. Это упражнение будет выполнить значительно легче, если дверь открывается наружу — собаке нужно лишь толкнуть ее лапой или носом. Двери, открывающиеся внутрь, представляют собой непростую задачу. Позвольте собаке самой найти возможность открыть дверь.
  • Возьмите старые сапоги или свернутый носовой платок и насыпьте внутрь лакомство. Наблюдайте, как собака старается достать вкусняшку.
  • На глазах у собаки откройте выдвижной ящик, положите туда лакомство и снова закройте, но так, чтобы оставалась небольшая щель. Разрешите собаке достать вкусняшку.
  • Привяжите к шнуру или веревке большое лакомство, например, свиное ухо, и засуньте его подальше под шкаф так, чтобы в досягаемости собаки оказался только конец веревки. Следите за тем, чтобы собака получила поощрение только за вытягивание лакомства за веревку. Будьте осторожны, собака не должна проглотить шнур!
  • Возьмите таз с водой и положите в воду нетонущую крышку с лакомством или игрушку. Прикажите псу достать лакомство.
  • Выложите в квартире дорожку из лакомств и пустите по ней собаку.
  • Расставьте табуретки друг за другом и накройте сверху одеялом, чтобы получился туннель. С помощью лакомства заставьте собаку пройти через него.
  • Повесьте полотенце в проеме двери так, чтобы оно доставало до земли. Позовите собаку, чтобы она прошла через эту завесу.
  • Прикажите собаке пробежать через катящийся хула-хуп . Чтобы облегчить упражнение, пускайте обруч не сразу, сначала держите его перед собой и бегите вместе с ним. С помощью лакомства покажите собаке, как она должна пробежать через обруч. Когда получится хорошо, можете пускать обруч и приказывать собаке проскакивать через него.
  • Научите собаку прыгать через прыгалки. Один конец прыгалок отдайте другу, а другой держите сами. Используя команду «Барьер» заставьте собаку прыгать в точно установленное время. Будьте осторожны, не ударьте собаку!

Игры с собакой на улице

  • Заройте корм или игрушку неглубоко в землю или под листву и заставьте собаку его достать.
  • Воткните в землю палочку с прикрепленным наверху лакомством или подвесьте его на веревке (будьте аккуратны, собака ни в коем случае не должна проглотить веревку или палку). Упражнение можно усложнить, если палочка с лакомством будет качаться. При этом обязательно следите за безопасностью собаки.
  • Предложите собаке перескочить через ряд препятствий , если найдете подходящие на спортивной площадке.
  • Найдите широкий ствол покосившегося или поваленного дерева и прикажите собаке запрыгнуть на него.
  • Обучите собаку удаляться от вас в разных направлениях по команде «Вперед» .
  • Научите собаку обегать деревья по вашей команде . Для этого с помощью лакомства обведите ее вокруг небольшого дерева. Ежедневно повторяйте упражнение, а затем увеличивайте расстояние. Добейтесь, чтобы собака по вашему жесту и команде могла обегать деревья, находящиеся в 10 метрах от вас.
  • Научите питомца отпрыгивать от стен и деревьев, как описано в упражнении «Паркур» .
  • Займитесь спортом, подходящим для вашей собаки. Купите снаряды для аджилити (барьер, слалом и др.) или фрисби и самостоятельно начните тренировки, либо запишитесь на занятия на собачьей площадке.
  • Прикажите собаке найти знакомого ей человека при условии, что она не видела, где тот спрятался.
  • Пройдите с собакой и другом вдоль ручья, через который есть мост. Затем останьтесь на этом берегу и попросите своего друга с собакой перейти на другой. Пройдите дальше параллельно берегу 10-20 метров. Друг с собакой должны сделать то же самое на противоположном берегу. Затем позовите собаку, и подождите, пока ей в голову не придет идея вернуться к мосту, чтобы добраться до вас.

Прежде всего, нужно научить щенка быстро реагировать на кличку. На первом этапе следите, как вырабатывается этот навык. Необходимо постепенно сокращать число поощрений. Отмечайте ими только быструю и четкую реакцию щенка на кличку. Когда щенок начнет результативно реагировать на кличку, начинайте второй этап. Поощрение выдавайте, если заметите, что реакция ослабевает.

Когда щенку исполнится 2 месяца, можно начинать аккуратно, не причиняя боли, приучать малыша к поводку и шлейке.

Первый этап : приучение к шлейке. Она должна соответствовать размерам щенка. Будьте осторожны, надевая шлейку, но действуйте быстро. Отпустите щенка, чтобы он свободно побегал. Малыш беспокоится? Затевайте игру, пробежку. Это отвлечет собаку. Щенок ведет себя хорошо? Похвалите его, погладьте, дайте лакомство.

На втором этапе щенка приучают к поводку. Вам нужен легкий поводок с нетяжелым карабином, ширина поводка - 1 см, длина - от 1,5 до 2 м. Ваша задача: присоединить поводок к шлейке и опустить его на пол. Контролируйте ситуацию: поводок не должен ни за что цепляться. Начинайте с 20 минут пребывания щенка на поводке.

На третьем этапе берите поводок в руки, чтобы походить вместе со щенком. Щенок тянет в сторону или останавливается? Проговорите кличку, затем скомандуйте «Пошли». Щенок упрямится? Увлеките его лакомством или игрушкой. За хорошее поведение «премируйте» собаку поглаживанием, похвалой, угощением.

Запомните : поводок нельзя использовать для наказания, чтобы щенок его не боялся. Нельзя позволять собаке тянуть поводок зубами, грызть его - поводок не игрушка, а инструмент воспитания.

Щенок и внешняя среда: когда и как провести «знакомство»

Главное, чтобы к этому времени между собакой и хозяином установился прочный контакт. Маленькие щенки весьма ранимы и восприимчивы, если сталкиваются с резкими раздражителями. Поначалу вам нужно оберегать от них собаку. Выбирайте для прогулок спокойные места, где нет взрослых собак, гуляйте недолго. Помните, что щенок еще не прошел весь курс вакцинации, поэтому он должен гулять в корзине или у вас на руках.

Но щенок все равно может чего-либо испугаться. Если это случилось, переключите его внимание на игрушку, отдалитесь от пугающего объекта. Немного подождите и снова вернитесь к источнику страха. Так щенок поймет, что опасности нет.

Приучаем щенка к команде «Ко мне»

Важно, чтобы эту команду щенок начал осваивать после того, как с хозяином будет установлен хороший контакт, а привыкнет к кличке и месту. Обучение команде «Ко мне» проходит наиболее удачно, если щенок будет воспринимать ее как прелюдию к поощрению, которое объединено с приятными ощущениями. Это может быть игра, угощение, похвала.

На первом этапе вам потребуется кормушка. Наполните ее кормом, возьмите в руки. Позовите щенка, используя кличку. Когда он обратит на вас внимание, скомандуйте «Ко мне», опуская кормушку на место. Щенок начал подбегать к вам? Дайте команду еще раз. Подбежал? Скажите ему: «Хорошо!» и покормите.

Примерно пять таких занятий - и ваш щенок готов ко второму этапу: обучение команде «Ко мне» при выходе из дома.

Учим щенка прекращать нежелательные действия и спокойно реагировать на мытье и чистку

Для этого использую команду «Фу». Действовать следует деликатно, чтобы не тормозить общую активность щенка, его естественные потребности в играх и беге. В отучении щенка от нежелательных действий основной момент - переключение внимания собаки на другую деятельность. Вы видите, что щенок заигрался, ухватил зубами штору или тапок? Произнесите его кличку, отвлекая внимание, бросьте на пол любимую игрушку малыша. Скорее всего, он устремится за игрушкой. Можно использовать звук гремящей жестянки, чтобы отвлечь собаку.

Столь же деликатно нужно действовать, приучая щенка к мытью и чистке. Не причиняйте ему боли, будьте осторожны - тогда в дальнейшем он не будет бояться .

Учимся играть со щенком

После того, как щенок освоится с обстановкой, привыкнет к членам семьи, его можно приучать к играм. Это игра в прятки, недлинные пробежки, игры с предметами, которые бросают на пол. Игры нужны, чтобы возместить щенку забавы с однопометниками, невозможные из-за разлуки с ними. Пробуйте имитировать действия других щенков: кувырки, опрокидывания на спину, используя руки. Будьте осторожны! Щенок не должен чувствовать боли и уставать. Время от времени позволяйте щенку победить в игре: это помогает обрести инициативность, смелость, настойчивость. А вот кусать вас за руки не позволяйте!

В играх могут участвовать и другие члены семьи, и дети. Но необходима осторожность и небольшая продолжительность игр. Щенок - не живая игрушка, он может переутомиться и потерять аппетит.

Приучаем щенка гулять, подходить по команде, играть со сверстниками

Время для освоения этих навыков наступает тогда, когда щенок пройдет весь курс вакцинации. Ошейник и поводок можно начинать осваивать с возраста 3-х месяцев, проходя те же этапы, что при освоении шлейки. Не дергайте поводок и не натягивайте его резко: щенку будет больно, ему станет трудно дышать. Ошейник выбирайте легкий, шириной 1 см. У поводка должна быть такая же ширина, легкий карабин и длина от 1,5 до 2 м.

Чтобы щенок легко привык к прогулкам, начинайте с небольшой их продолжительности. Меняйте маршруты. Не гуляйте со щенком вблизи источников сильного шума.

Команда «Ко мне» на прогулке

Когда, гуляя, щенок отойдет от вас на расстояние 7-8 шагов, позовите его. Пес обратил на вас внимание? Скомандуйте «Ко мне». Когда щенок подойдет к вам, похвалите его, погладьте и дайте угощение. Повторять это упражнение нужно около 5-ти раз.

Щенок не реагирует на кличку? Повторите ее, добейтесь внимания. Команду «Ко мне» подайте более громко и повелительным тоном. Потом покажите щенку угощение. Помните, что выкрикивать команду и кличку нельзя!

Щенок продолжает игнорировать команду? Позовите его, быстро отойдите в сторону или присядьте. Это должно заинтересовать щенка, он подойдет к вам. Теперь можно похвалить его, угостить и погладить.

Игры со сверстниками

Хорошо, если такая возможность есть. Это принесет пользу и физическому развитию щенка, и его социализации. Главное - чтобы возраст играющих и их комплекция примерно совпадали. Начинайте с небольшой продолжительности игр. Проверяйте площадку для игр: там не должно быть вредоносных предметов.

Приучаем щенка к команде «Гуляй»

Когда щенок достигнет возраста 3-3,5 месяца, его можно приучать отходить от хозяина по команде «Гуляй». К этому времени щенок должен освоить команду «Ко мне». Выйдя со щенком на прогулку, отсоедините поводок, скомандуйте «Гуляй». Вам нужно слегка пробежаться, чтобы увлечь щенка за собой и позволить ему опередить вас. Щенок немного погулял? Командуйте «Ко мне», поощряйте лакомством. Далее уменьшайте длину вашей совместной пробежки, а затем оставайтесь на месте, отправляя щенка вперед. Частота повторов упражнения: 4-5 раз в день.

Новый уровень команд «Ко мне» и «Гуляй»

Осваивается поэтапно. Вначале давайте команду «Ко мне», не произнося перед нею кличку. Затем наращивайте расстояние, на которое отбегает щенок по команде «Гуляй», и расстояние, с которого даете команду подойти к вам. Увеличивайте долю времени, которое щенок проводит без поводка, но не слишком увлекайте его свободой. Зовите его, если он скрылся от вас или слишком далеко отошел.

От молодого щенка не ждите моментального и четкого выполнения команд. Пусть он небыстро, но выполнит ее.

Многих владельцев интересует вопрос, а как играть с собакой, ведь эти животные очень активные и подвижные. Перед тем, как приобрести любимца, следует это понимать. Благодаря такому подходу животное может оттачивать свои инстинкты и навыки, учиться общаться с хозяином и детьми, если у вас они есть.

Каждый владелец четвероногого друга просто обязан уделять ему необходимое внимание и не только играть, но и заниматься с ним, обучать необходимым командам. Именно такое времяпровождение помогает физически развиваться животному, укрепляет связь между хозяином и собакой.

Пусть знает, кто главный

Во время игры собака будет стараться угодить своему хозяину, чтобы и в будущем он с ним играл постоянно. Такой момент нужно использовать для обучения животного, ведь в это время четвероногий друг будет более внимательно слушать хозяина и выполнить все, что от него требуется. Это также помогает в установлении так называемых иерархических отношений, вы должны показать, кто главный в «стае», но не стоит использовать любое насилие. Все можно сделать спокойно.

Помните еще одно: когда собаке не будет хватать подвижных игр, то она сама найдет развлечения, к примеру, гонять кошек , пугать прохожих, грызть мебельные принадлежности или обувь. Чтобы избежать этого следует обращать внимание на своего любимца, уделять ему достаточное количество времени.

Но есть некоторые принципы, использовать которые во время такого времяпровождения вы просто обязаны:

  • Как уже было сказано, обязательно лидером во всех играх и обучающих элементах должен быть только хозяин. По его команде начинается, а затем заканчивается игра, именно тогда, когда захочет владелец собаки, но никак не наоборот. Нельзя идти на поводу у животного, и не начинайте игру сразу же поле того, как ваш питомец принесет любимую игрушку. Подождите буквально несколько минут, и можно начинать – это покажет собаке, кто в доме главный;
  • животное не должно показывать, что он чем-то недоволен. Но если такое произошло, вам, все же, следует закончить игру или добиться выполнение команды, которая вызвала такую реакцию, и сразу же закончить это времяпровождение. Пес должен знать, если не выказывает свое недовольство или делает что-то неправильно, что не нравиться его хозяину, тогда все игры очень быстро заканчиваются.

Правила обучения собак игр с игрушками

Не стоит думать, что обучить собаку играм – это очень легко и просто. Все совсем не так, да бывает, что ваш любимец очень быстро осваивает какую-то игру или команду, но это относится не ко всему, чему вы хотите его обучить. Чтобы ваш питомец смог весело проводить время, вам нужно узнать, как научить собаку играть с игрушками и что для этого нужно? Немного вашего внимания и времени, а также необходимый набор предметов для игры или обучения.

Необходимо купить несколько игрушек, которые подойдут псу, но они се должны быть разными. Эти четвероногие любят предметы небольшого размера, которые легко поместятся в их пасти, их можно будет катать по полу или земле и грызть. Обязательно среди всего прочего должны быть резиновые мячики и игрушечные кости. Только стоит понимать, что слишком мелкие предметы нельзя приобретать, так как, если игра слишком захватит питомца, то может так случиться, что он проглотит такой предмет. Следует все такие игрушки разделить по группам. Меняйте активные игры каждую неделю, тогда пес не успеет привыкнуть к тому или иному времяпровождению.

Не стоит ждать, что собака захочет играть сразу же в то, что ей предлагает хозяин. Для того, чтобы заинтересовать животное, вам необходимо положить перед ним игрушку, чтобы четвероногий друг обнюхал ее. Зачастую, животные некоторое время опасливо изучают этот, совершенно новый для себя, предмет, обнюхивают игрушку, пробуют, и только тогда уже начинают играть с ней на полу, то есть просто катают. Вот когда вы дождались этого момента, спокойно включайтесь в игровой процесс.

Можно бросать этот предмет в один угол, потом во второй, пускай песик побегает за ним. Через некоторое время животное более охотно вовлечется в этот процесс, тогда игру желательно продолжить уже на улице, где есть возможность соединить ее с дрессировкой .

Но вовлекать четвероногого в этот процесс можно и без вспомогательных предметов. К примеру, есть возможность играть в догонялки или прыгать через специальные препятствия. Обязательно ведите себя со своим псом дружелюбно в период игрового момента, тогда вы не вызовите у своего любимца агрессии ни по отношению к себе, ни другим людям, а также избежите стресса, ведь животные также подвержены некоторым человеческим слабостям.

Почему следует проводить время с собакой?

Когда собака лишена такой возможности, как игра, она становится очень осторожной и даже пугливой, не будет иметь склонности к лидерству.

Что же значит игровой процесс в жизнедеятельности собак? С помощью такого времяпровождения, пес может исполнять различные роли, обучается многим командам и запоминает то, что с ним в данные момент происходит, а также происходит моделирование тех ситуаций, которые могут случиться с ним – это помогает животному подготовиться к жизни. Поэтому очень хорошо, если у хозяина есть возможность не только самому подключаться к игре, но и использовать для этого детей, а также других собак.

Если же привлекать к игровому процессу всю семью, тогда образовываются очень крепкие связи между вами и животным. Это дает возможность любимцу быстрее разобраться во взаимоотношениях и влиться в вашу семью и, что придаст ей уверенности.

Уличные игры с собакой

Псу, внимание необходимо уделять постоянно. Если же общения питомцу недостаточно, не происходит совместных игр, тогда нечего считать, что у вас могут сложиться близкие, дружеские отношения. Зачастую, хозяева любят обучать своих четвероногих питомцев вне дома. Но, если вы только приобрели себе друга, тогда необходимо понимать, как проводить игры с собакой на улице, привлекая к этому процессу всех, то есть и пса, и свою семью.

    • Пробежка, которую питомец всегда считает игрой, это активный и веселый процесс. Во время такого времяпровождения у животного развивается сила, выносливость, ловкость, внимание, если хозяин постоянно меняет темп движения, а также направление.
    • Игрушки помогают развивать животное, отвлечь от тех занятий, которые можно назвать нежелательными и негативными. Также дает ему нужную физическую нагрузку, к примеру, если брать жевательные предметы, то развиваются челюсти.
    • Фрисби развивает выносливость, внимание, скорость, ловкость.
    • Переползание и перепрыгивания потребуют от питомца физических усилий, но вместе с тем, развиваются мышцы, тренируется координация движений, а также ловкость.
    • На улице много места и возможностей поиграть, поэтому более интересные и масштабные игры доступны на улице.

Поиск клада . Нужно закрыть игрушку немного в землю, песок, листья или просто спрятать ее. Сверху стоит установить палку с лакомством, также его можно подвесить. Для усложнения можно сделать качающуюся веревку или палку;

Перепрыгивание через препятствия . Отлично подойдет спортивная зона, где есть какие-либо устройства. На природе послужить препятствием может упавшее дерево;

Бег между деревьями . Сначала нужно показать, что требуется делать, оббегая деревья с лакомством. Если проводить упражнение достаточно часто, постепенно можно увеличивать сложность. Конечная цель - чтобы животное по одной лишь команде начинало оббегать деревья в радиусе 10-и метров;

Паркур с питомцем . Для игры нужно научить любимца отпрыгивать от вертикальных препятствий;
Спорт для собаки. Можно купить специальные снаряды, что помогут отрабатывать бег, прыжки через барьер, прохождение препятствий, слалом. Спортом можно заниматься с собакой самостоятельно или в специальных школах;

Поиск человека . Можно вместе с друзьями прятаться от собаки, а потом кто-то должен приказать искать. Главное, чтобы собака не видела, где спрятаны люди;
Нужно перейти через мост одному из друзей с собакой, затем пойти вдоль побережья реки обеим сторонам на 20-30 метров. После занятия позиции хозяин должен позвать животное и ожидать, пока питомец додумается побежать через мост в обратном направлении;

Поиск выхода . Необходимо отделить определенный участок и создать на нем забор так, чтобы собака не могла его перепрыгнуть. Основная задача владельца - это сделать запутанный лабиринт, пусть и небольшой. Друг запускает животное с одной стороны и закрывает калитку, а с другой стороны хозяин зовет пса к себе. После удачного испытания можно усложнить задачу, если выполнить все в ночное время;

Игра с надувным шариком . Нужно, чтобы собака не могла его укусить, то есть шарик должен быть достаточно большим. Затем сверху кинуть надувной шарик и наблюдать, как домашний любимец бьет носом по нему, постоянно подбрасывая вверх;

Лазерная указка или фонарик . Многие псы бегают за лазером, это можно использовать для игры с ним. Желательно залезть повыше и светить на расстояние 10-30 м от себя. Особенно интересно играть, если есть несколько собак.

Игра «отними мою игрушку» . Хозяин держит игрушку с одной стороны, а пес с другой перетягивая друг друга.

Играем с собакой дома

Но не всегда погода позволяет играть со своим псом на улице. Что делать в этом случае, как играть с собачкой дома, если нет другой возможности. Проводить время интересно с питомцем можно и в условиях небольшой квартиры или дома. Хотя бы покатать тот же резиновый мячик. Но есть и более интересные игры.

Существует много различных игр с собакой, выбрать есть из чего, мы рассмотрим некоторые лучшие игры с домашним любимцем, которые помогут развлечься, а также будут способствовать развитию собаки.

  • Собаку оставить в одной комнате и прикрыть дверь, не закрывая на защелку. Перейдя в другую комнату позвать пса. Упражнение легко выполняется, когда движение дверей происходит наружу, тогда животному нужно только толкнуть ее наружу. После того, как собака освоила открытие таким способом стоит обменяться сторонами так, чтобы дверь открывалась внутрь, что будет более сложной задачей. Предоставьте возможность открыть дверь псу самостоятельно;
  • Для игры потребуются старые сапоги и носовой платок, внутрь которого нужно насыпать угощение и завернуть, а затем положить сверток в сапог. Теперь остается только наблюдать как собака достает вкусняшку. Далее стоит изменить место и положить угощение в ящик, чтобы животное видело его. Если самостоятельно достать не получается, приоткройте дверцу;
  • Для следующей игры нужно большое лакомство, его нужно засунуть далеко под мебель, чтобы достать собака могла только кончик веревки и догадалась тянуть за нее. Важно следить, чтобы животное тянуло исключительно за веревку и не проглотило сам шнур;
  • Можно взять небольшую пластиковую тару и внутрь положить игрушку или что-то вкусное. Далее поставить тару в ванну или большую миску. Позвольте собаке достать эту вещь или еду;
    Выложите из лакомств дорожку по квартире и наблюдайте, как она следует по ней;
  • Можно создать импровизированный тоннель, установив стулья или табуретки в одну линию и накрыв одеялом. С обратной стороны нужно разместить какой-то стимул или просто позвать любимца;
  • Нужно запустить хула-хуп и приказать собаке пробежать через него. Изначально животное может не понимать сути задачи, поэтому запускать обруч стоит не сразу, а немного пробежав с ним перед собой. Предварительно нужно показать, что она должна пробежать через обруч, стимулом является вкусняшка;
  • Прыжки через скакалку. Играть нужно хотя бы вдвоем, передав один конец другу. Нужно научить собаку прыгать в четко установленное время или чтобы она ориентировалась по слуху, давая команды. Быстро крутить не стоит, животное не успеет прыгать и будет получать сильные удары.

  • Поиск предметов. Сначала вы показываете своему хвостатику игрушку, которую он должен найти, дайте ее обнюхать и назовите изделие вслух. Спрячьте этот предмет, и только теперь можно давать команду «искать». Любимец должен не просто найти его, но и принести, а затем отдать изделие своему хозяину. Но бывает и так, что четвероногий друг не хочет отдавать игрушку. В этом случае необходимо озвучить такую команду, как «дай » и самостоятельно забрать. Если же и в этом случае пес не хочет отдавать, тогда нужно закончить игру.
  • Для игры в обманывали необходима помощь кого-то из семьи или друзей. Нужно сесть на напольное покрытие. Помощник также садиться перед вами, приблизительное расстояние – это три метра. Теперь нужно по полу быстро перекатить мяч к другому человеку. Собака попытается догнать и схватить это резиновое изделие. Помощник после того, как поймает мяч, должен ввести собаку в заблуждение обманным движением. К примеру, сделать вид, что собирается бросить его в левую сторону. Когда пушистик кинется туда, то он бросает мяч с правой стороны от собаки вам. Эта игра очень нравиться четвероногим, но еще и отрабатывает у них такие качества, как ловкость и внимание.

Следует понимать, что потребность играть заложена в собаках, она исполняет очень важную, если не главную, роль в ее жизни. Без такого времяпровождения, как одного из приятных способов обучения животного необходимым командам, очень сложно воспитать послушного и активного пса. Четвероногий любимец с большим уважением, вниманием будет относиться к вам, если увидит в хозяине не только партнера, а также друга, тогда вам легче будет его обучать или натаскивать командам.

Для этого нужно знать, во что можно поиграть с собакой, и делать этот процесс активным и постоянным, хотя бы раз в день. Так проводить время, как вы уже поняли, можно не только на улице, когда погода позволяет, но и в домашних условиях, только следует помнить о том, что нагрузка, как физическая, так и эмоциональная, должна быть разумной.

Являются значимой составной частью жизни малыша, а в дальнейшем и взрослой собаки. В свою очередь, и для владельца щенка игра со своим четвероногим подопечным не просто забавное времяпрепровождение. Совместные игры укрепляют контакт между хозяином и питомцем, что в дальнейшем, несомненно, пригодится во время дрессировке и обучении собаки.

После предварительной игры со щенком уроки дрессировки будут проходить гораздо плодотворнее.

Инициатива начала и завершения игры со щенком всегда должна исходить от владельца собаки. Хозяин должен стать авторитетным лидером для своего питомца, для чего относиться к нему нужно как к ребенку, и воспитывать терпеливо, ласково, последовательно и настойчиво. Во время игры следует пресекать попытки щенка укусить руку или ногу. Укусы человека даже в пылу игры должны быть под запретом.

Весь процесс дрессировки направлен на закрепление поведения собаки, которое имеет под собой игровую основу. Стремление завладеть добычей, защита своей территории, определение вожака в стае – все эти задатки ярко проявляются во время игры, развивается логическое мышление, отрабатываются новые навыки и социальные роли, происходит эмоциональная разгрузка. Замечено что питомец намного легче перенесет временное одиночество в квартире, если хозяин перед уходом выгуляет щенка и активно с ним поиграет.

Не будут полноценными без игрушек. Для питомца следует приобрести пищалки, мячики, искусственные косточки. В возрасте четырех – пяти месяцев, когда у малыша меняются зубы, ему полезно в качестве игрушек давать яблоко или целую морковь: этим вы можете спасти обувь и мебель от нападений, а организм щенка получит дополнительные витамины. Чтобы щенок в квартире не устраивал погромы, а нерастраченная энергия нашла мирный выход его следует занимать активными играми во время прогулок.

Хорошо когда на улице сухая и солнечная погода, когда можно подолгу прогуливаться со своим питомцем в скверах или набегаться до упада в догонялки. Но что делать, когда на улице льет дождь или снегом завалило все аллеи.

Когда за окном льет как из ведра и собаку невозможно уговорить отойти от крыльца дальше, чем это надо чтобы сходить в туалет, то игры со щенком и обучение командам приходится проводить в пределах квартиры. Так что же можно придумать и как играть со щенком ?

В ограниченном пространстве квартиры можно отрабатывать команды на смену положения: «Стоять – сидеть – лежать!», разучивать команду «Место! ». А когда питомец устал или у него пропало настроение, то можно и просто поиграть. Например, в перетягивание. Для чего можно взять канатик, ухватку или другую прочную игрушку, за которую можно удобно ухватиться с двух сторон. Привлечь внимание щенка можно, оживляя игрушку. Если двигать ее перед носом питомца, то он непременно кинется преследовать добычу. Завершать игру следует командой «Дай!» и поощрением малыша.

В перетягивание можно чередовать бросками игрушки. Тогда питомец, сбегав за игрушкой и принеся ее хозяину, практически выполнит команду «Апорт! ». Остается только забрать игрушку в обмен на лакомство. Также в квартире можно поиграть и в поиск. Для чего игрушку прячут поблизости на глазах щенка, предварительно подразнив ею малыша. Затем, подав команду «Ищи!», побуждают питомца встать и пойти за игрушкой. Когда щенок найдет игрушку, его непременно следует поощрить. В дальнейшем игру можно усложнить и прятать предмет в другой комнате.

Активным щенкам такие игры очень нравятся.

Кроме совместных игр с хозяином, щенка можно озадачить и интерактивными игрушками, которые сейчас появились в продаже. Как правило, это полые игрушки, внутрь которых можно насыпать лакомство. Щенок будет катать такую игрушку лапой или носом пытаясь добраться до содержимого. Для игрушек различной формы требуется персональный подход.

Всем, кого интересует вопросы по воспитанию, кормлению и дрессировке собак рекомендую посетить раздел «Чтиво ».

нЩ ХЦЕ РЙУБМЙ Ч ДТХЗЙИ ОПНЕТБИ, ЮФП ТБУЛПЧБООЩЕ ЙЗТЩ - ЙУФЙООПЕ УЮБУФШЕ ДМС УПВБЛЙ! пДОЙН ЙЪ ЧЕМЙЮБКЫЙИ РПДБТЛПЧ АОПУФЙ ЗПМДЙ - ЙЪВЩФПЛ ТБДПУФЙ ЧП ЧУЕН, ЮФП ДЕМБЕФ ЧБЫ ЭЕОПЛ. й ЧПФ ХДБЮБ - ЧЩ УФБОПЧЙФЕУШ ХЮБУФОЙЛПН ЬФПЗП РТПГЕУУБ! чБЦОБС ЮБУФШ РПЪОБЧБФЕМШОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ - ТБЪЧМЕЛБФШУС ЧНЕУФЕ У ЗПМДЙ. йЗТЩ УП ЭЕОЛПН ОЕ ФПМШЛП ХУЙМЙЧБАФ УЧСЪШ НЕЦДХ ЧБНЙ, ПОЙ ФБЛЦЕ ХФПНМСАФ ЕЗП, ОП, РТЙ ЬФПН ЧЩ РПМХЮЙФЕ ФБЛЦЕ ПЗТПНОПЕ ХДПЧПМШУФЧЙЕ.

ХВЕДЙФЕУШ, ЮФП ЧУЕ ЧБЫЙ ПВХЮБАЭЙЕ ЙЗТЩ ЪБВБЧОЩ, Б ФБЛЦЕ ВХДХФ РПМЕЪОЩ Й ХУРЕЫОЩ. рХУФШ ПОЙ ВХДХФ ОЕРТПДПМЦЙФЕМШОЩНЙ, ДБВЩ ЮТЕЪНЕТОП ОЕ ОБРТСЗБФШ ЧОЙНБОЙЕ НБМЩЫБ. рПМШЪХКФЕУШ ФЕН, ЮФП ЧБЫ ЭЕОПЛ ЪБЧЙУЙФ ПФ ЧБУ Й ЕЗП УБНПЕ УЙМШОПЕ ЦЕМБОЙЕ ВЩФШ ТСДПН Й ЙЗТБФШ У ЧБНЙ. еЗП ДПЧЕТЙЕ ВХДЕФ ТБУФЙ ФБЛ ЦЕ ВЩУФТП, ЛБЛ Й ЕЗП НБМЕОШЛЙЕ ОПЦЛЙ Й ФЕМШГЕ.

ъБ НОПК!
чБЫ ЭЕОПЛ ОЙЛПЗДБ ОЕ ДПМЦЕО УДЕМБФШ ДМС УЕВС ПФЛТЩФЙЕ, ЮФП ПЮЕОШ ЧЕУЕМП Й ИПТПЫП ХВЕЗБФШ ПФ ЧБУ, Й Ч ДПНЕ, Й ЧОЕ ЕЗП, ДБЦЕ ЛПЗДБ ЧЩ ЙЗТБЕФЕ. хЮЙФЕ ЕЗП ВЕЗБФШ ЪБ ЧБНЙ, РТЙДХНЩЧБС ЙЗТЩ, РППЭТСАЭЙЕ ФБЛПЕ РПЧЕДЕОЙЕ. еУМЙ ПО ОЕНОПЗП НЕДМЙФЕМЕО, РТЙФЧПТЙФЕУШ, ЮФП ВЕЦЙФЕ, РТЩЗБС ОБ НЕУФЕ, ЙМЙ ДЕМБКФЕ Н БМЕОШЛЙЕ ЫБЗЙ, ЮФПВЩ ПО РПКНБМ ЧБУ. пТЙФЕ Й ЫХНЙФЕ У ЧЕУЕМЩНЙ ОПФЛБНЙ, ЛБЛ ОЕОПТНБМШОЩК, Й ЗПЧПТЙФЕ ЕНХ: "иПТПЫЙК НБМШЮЙЛ (ДЕЧПЮЛБ), ЪБ НОПК!" - ЛБЛПЕ ЧЕМЙЛПЕ РТЙЛМАЮЕОЙЕ РЕТЕИЙФТЙФШ УЧПА НБНПЮЛХ! лПЗДБ ЧБЫ ЭЕОПЛ ХВЕЗБЕФ ПФ ЧБУ, ОЕ ВЕЗЙФЕ ЪБ ОЙН, ФБЛ ЛБЛ ПО РПДХНБЕФ, ЮФП ЬФП ЙЗТБ Ч РТЕУМЕДПЧБОЙЕ. юФПВЩ ПВНБОПН ЪБУФБЧЙФШ ЕЗП ЧЕТОХФШУС, УФБОШФЕ ОБ ЛПМЕОЙ Й РТЙФЧПТЙФЕУШ, ЮФП ОБЫМЙ УПЛТПЧЙЭЕ. тБЪЗПЧБТЙЧБКФЕ ЧПЪВХЦДЕООП У ЬФЙН ОЕЧЙДЙНЩН РТЕДНЕФПН, ДБЦЕ РПТПКФЕУШ Ч "ЪЕНМЕ". чБЫ ЭЕОПЛ РТЙДЕФ Л ЧБН ТБЪХЪОБФШ, ЮФП ФБЛ ЪБЙОФТЙЗПЧБМП ЧБУ Й ЧЩ УРПЛПКОП ЧПЪШНЕФЕ ЕЗП ОБ РПЧПДПЛ.

рПКНБК ЭЕОЛБ
дЧПЕ УЙДСФ ОБ РПМХ Ч 3-6 НЕФТБИ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ОБРТПФЙЧ, ПДЙО ХДЕТЦЙЧБЕФ ЭЕОЛБ, МБУЛБС ЕЗП. рХУФШ ДТХЗПК ТБДПУФОЩН ЗПМПУПН ЪПЧЕФ ЕЗП: "нБМЩЫ, ЛП НОЕ, ЛП НОЕ!" ыЙТПЛП ПФЛТЩФШ ТХЛЙ Й ЪЧБФШ ЕЗП, Б ЛПЗДБ РТЙДЕФ, ЛТЕРЛП ПВОСФШ ЕЗП, РПИЧБМЙФШ.

НПЦЕФЕ ДЕМБФШ ЬФП У НСЮПН ЙМЙ ЙЗТХЫЛПК, РЕТЕВТБУЩЧБС ЙИ Й ЪБУФБЧМСС ЭЕОЛБ, ЗПОСФШУС ЪБ ОЙНЙ. рХУФШ ПО ИЧБФБЕФ ЙЗТХЫЛХ, ДБКФЕ ЕНХ МБЛПНУФЧП, ЮФПВЩ ПО ПФРХУФЙМ ЕЕ, РЕТЕВТПУШФЕ ЕЕ ДТХЗПНХ МЙГХ. фПФ ФПЦЕ РПИЧБМЙФ ЭЕОЛБ, РТЙМБУЛБЕФ, ЛПЗДБ ПО УИЧБФЙФ ЙЗТХЫЛХ, ХЗПУФЙФ ЕЗП Й ВТПУЙФ ЙЗТХЫЛХ РЕТЧПНХ ЮЕМПЧЕЛХ. рПГЕМХК НЕОС!

РПГЕМХК НЕОС РП ЛПНБОДЕ - ПВХЮБАЭБС ЙЗТБ. ьФП ОЕ ХРТБЦОЕОЙЕ, ОП ЬФП ОЕЮФП, ДПУФБЧМСАЭЕЕ ТБДПУФШ ПВПЙН ЧУЕЗДБ. эЕОПЛ ПУПВЕООП ЗПМДЙ, РПФЕОГЙБМШОЩЕ МЙЪХОЩ. мЙЫШ УЛБЦЙФЕ ЕНХ: "рПГЕМХК, РПГЕМХК, НПМПДЕГ!" Й ПО ЛБЦДЩК ТБЪ ВХДЕФ ГЕМПЧБФШ ЧБУ. пО ВХДЕФ ЮТЕЪЧЩЮБКОП ТБД ХЗПДЙФШ ЧБН. рПГЕМХЙ ЕЗП ЛТБФЛЙЕ, ЪБУФБЧМСКФЕ ЕЗП ЕЭЕ Й ЕЭЕ, ЕУМЙ НПЦЕФЕ, ОП ОЕ РЕТЕХУЕТДУФЧХКФЕ, Б ФП ЗПМДЙЛ ЪБМЙЦЕФ ЧБУ ОБУНЕТФШ.

рТСФЛЙ
йЗТБКФЕ ОБ ЧПЪДХИЕ Ч ФБЛЙЕ ЫХФПЮОЩЕ ЙЗТЩ ЛБЛ РТСФЛЙ. ьФП РПНПЦЕФ ПВХЮЕОЙА ЛПНБОДЩ "лП НОЕ" Й ХУЙМЙФ ЧБЫЕ РПМПЦЕОЙЕ ЪБЭЙФОЙЛБ-МЙДЕТБ. рПДПЦДЙФЕ, РПЛБ ПО ОЕ ОБЮОЕФ ПВОАИЙЧБФШ ФТБЧХ ЙМЙ ПФЧМЕЮЕФУС. вЩУФТП УРТСЮШФЕУШ ЪБ ДЕТЕЧПН, ЗДЕ ЕНХ ОЕ ВХДЕФ ЧБУ ЧЙДОП. чЩЗМСОЙФЕ, ЛПЗДБ ПО ПВОБТХЦЙФ, ЮФП ЧБУ ОЕФ, Й ОБЮОЕФ ВЕЗБФШ Ч РПЙУЛБИ. лПЗДБ ПО ПЛБЦЕФУС ТСДПН, ЧЩИПДЙФЕ Й ТБДПУФОП РПИМПРБКФЕ Ч МБДПЫЙ, УЛБЪБЧ "лП НОЕ". уСДШФЕ ОБ ЛПТФПЮЛЙ У РТПФСОХФЩНЙ Л ОЕНХ ТХЛБНЙ, Й ХЧЕТСА ЧБУ, ПО РТЙВЕЦЙФ Л ЧБН!

рТЙОЕУЙ!
уСДШФЕ ОБ РПМ ОБ ЛХИОЕ Й ВТПУБКФЕ ЙЗТХЫЛХ ЭЕОЛХ, ЮФПВЩ ПО МПЧЙМ Й РТЙОПУЙМ ЕЕ ЧБН. "нБМЩЫ, МПЧЙ!" - ЬФЙ УМПЧБ ПЪОБЮБАФ ОБЮБМП ЙЗТЩ. лПЗДБ ПО РПОЕУЕФ ЙЗТХЫЛХ, УЛБЦЙФЕ "рТЙОЕУЙ ЛП НОЕ!" лПЗДБ ЧЕТОЕФУС У ЙЗТХЫЛПК, РХУФШ РПДЕТЦЙФ ЕЕ ОЕНОПЗП, РТЕЦДЕ ЮЕН ЪБВТБФШ ЕЕ Х ОЕЗП, РП ДЧХН РТЙЮЙОБН:

1. пО ВХДЕФ ЪОБФШ, ЮФП ЕЗП ИЧБМСФ ЪБ ФП, ЮФП ПО РТЙОЕУ ЕЕ.

2. х ОЕЗП ОЕ ЧПЪОЙЛОЕФ НЩУМЙ, ЮФП ЧЩ ЪБВЕТЕФЕ ЙЗТХЫЛХ ЧУСЛЙК ТБЪ, ЛБЛ ПО РТЙОЕУЕФ ЕЕ. уЛБЦЙФЕ "вТПУШ". лПЗДБ ПО ХУФХРЙФ ЧБН ЕЕ, РПИЧБМЙФЕ. еУМЙ ОЕ ПФРХУЛБЕФ, ПФВЕТЙФЕ БЛЛХТБФОП ЙЪП ТФБ УП УМПЧБНЙ "вТПУШ". уОПЧБ ВТПУБКФЕ ЕЕ, ЧЕУЕМП ТБЪЗПЧБТЙЧБС У ОЙН, ЛПЗДБ ПО РПВЕЦЙФ ЪБ ОЕК РП ЛХИОЕ. й ПО ЪБХЮЙФ УМПЧБ ЙЗТЩ. й ВХДЕФ ЪОБФШ ХЦЕ 3 УМПЧБ: ЛП НОЕ, ВТПУШ, РТЙОЕУЙ.

ФЕРЕТШ УДЕМБЕН РТЕДПУФЕТЕЦЕОЙЕ. еУМЙ Ч ВХДХЭЕН ЧЩ ИПФЙФЕ ЪБОСФШУС ОБФБУЛПК ЙМЙ ЧПУРЙФБФШ ТБВПЮЕЗП ТЕФТЙЧЕТБ ЧУЕЗДБ ЪБУФБЧМСКФЕ РПДБЧБФШ ЙЗТХЫЛХ Ч ТХЛЙ, У ЛПНБОДПК "дБК", Й ФПМШЛП ЪБФЕН ВТПУБКФЕ ЕЕ. фПМШЛП Ч ТХЛЙ, ХУМПЦОСС УЙФХБГЙА РПУБДЛПК УПВБЛЙ У ЙЗТХЫЛПК, У РПУМЕДХАЭЕК ДБЮЕК РТЕДНЕФБ ЧБН Ч ТХЛЙ. чП ЧФПТПН ЧБТЙБОФЕ ЙЗТЩ "рТЙОЕУЙ" ЙУРПМШЪХАФ 2 ЙЗТХЫЛЙ. дБКФЕ ЭЕОЛХ ПДОХ ЙЗТХЫЛХ, Б ДТХЗХА УРТСЮШФЕ Ч ЛБТНБО. рПИЧБМЙФЕ, ЛПЗДБ ПО ЧПЪШНЕФ РЕТЧХА ЙЗТХЫЛХ, Б ЮЕТЕЪ НЙОХФХ РПЛБЦЙФЕ ЕНХ ЧФПТХА Й РПНЕМШЛБКФЕ ЕА ЧПУФПТЦЕООП. вТПУШФЕ ЕЕ, Б ЛПЗДБ ПО РПВЕЦЙФ ЪБ ОЕК, РПДВЕТЙФЕ РЕТЧХА Й РПНБОЙЧ, ВТПУШФЕ. рП ЦЕМБОЙА, НПЦОП ДПВБЧЙФШ ФТЕФША. рПДВЙТБКФЕ, ЛПЗДБ ПО ВТПУБЕФ ЙИ Й РТПДПМЦБКФЕ НЕОСФШ ЙИ, ЮФПВЩ ПО ВЕЗБМ ЧПЛТХЗ У ОЙН ОЕУЛПМШЛП ТБЪ. оЕ ЪБВЩЧБКФЕ РПЧПТБЮЙЧБФШУС Л ОЕНХ, ЮФПВЩ РПДВПДТЙФШ Й РПИЧБМЙФШ, ЛПЗДБ ПО РПДВЕЗБЕФ Л ЧБН. вХДШФЕ ЙЪПВТЕФБФЕМШОЩ, РТЙДХНЩЧБКФЕ УЧПЙ ЧЕТУЙЙ ЙЗТЩ. ъБОСФЙС ДЕМБКФЕ ЛПТПФЛЙНЙ Й РТЕЛТБЭБКФЕ ЙЗТХ, ЛПЗДБ ЙОФЕТЕУ Л ОЕК Х ЭЕОЛБ ЕЭЕ ДПЧПМШОП ЧЩУПЛ. й ПВСЪБФЕМШОП ЧУЕЗДБ РТЕЛТБЭБКФЕ, ЕУМЙ ПО ЪБНЕДМСЕФ ФЕНР ЙМЙ ФЕТСЕФ ЙОФЕТЕУ Л ЙЗТЕ. рПНОЙФЕ, ЮФП ЧЩЫЕ С ХЛБЪБМБ, ЮФП ЦЕМБФЕМШОП УТБЪХ ПФТБВБФЩЧБФШ РПДБЮХ Ч ТХЛЙ.

"оПТБ"
чПЪШНЙФЕ ЛБТФПООХА ЛПТПВЛХ Й РТПДЕМБКФЕ Ч ОЕК ОЕУЛПМШЛП ПФЧЕТУФЙК. рПМПЦЙФЕ ЧОХФТШ ЛХУПЮЛЙ МБЛПНУФЧ, ЪБФЕН ЪБЛТПКФЕ ЕЕ Й ЪБДЕМБКФЕ ЫЧЩ ЛМЕКЛПК МЕОФПК. уПВБЛБ ПВОАИБЕФ "ОПТХ", Й ВХДЕФ УФБТБФШУС ДПУФБФШ ЙЪ ОЕЕ МБЛПНУФЧБ ОПУПН Й МБРБНЙ.

рТЕПДПМЕОЙЕ РТЕРСФУФЧЙС
рТПТЕЦШФЕ ВПМШЫПЕ ПФЧЕТУФЙЕ Ч ЛХУЛЕ ХРБЛПЧПЮОПК ВХНБЗЙ. оБФСОЙФЕ ВХНБЗХ Ч ДЧЕТОПН РТПЕНЕ ЙМЙ РТЙИПЦЕК. рЕТЧЩК ТБЪ ЧЩ РПНБОЙФЕ УПВБЛХ, ЮФПВЩ ПОБ РТЩЗОХМБ Ч ПФЧЕТУФЙЕ, Б РПФПН ВХДЕФ ДПУФБФПЮОП ДБФШ ЛПНБОДХ "ИПР!". чЩУПФХ ПФЧЕТУФЙС НПЦОП НЕОСФШ

"ъПМПФПЙУЛБФЕМШ"
ъБЛПРБКФЕ Ч РЕУПЛ ЗБМЕФХ, ФБЛ, ЮФПВЩ УПВБЛБ ЧЙДЕМБ ЬФП, Б РПФПН ДБКФЕ ЕК ЛПНБОДХ "йЭЙ!". оП, РПНОЙФЕ, ЮФП ЗПМДЕОЩ - РТЙТПЦДЕООЩЕ ЛПРБФЕМЙ Й, ЕУМЙ ЧЩ ОЕ ЦЕМБЕФЕ, ЮФПВЩ ЧБЫ ХЮБУФПЛ ВЩМ РПИПЦ ОБ ЦЕТФЧХ ОБЫЕУФЧЙС БТНЙЙ ЛТПФПЧ, ФП ОЕ ЙЗТБКФЕ Ч ФБЛЙЕ ЙЗТЩ, ИПФС ПОЙ ВЕЪХУМПЧОП ФТЕОЙТХАФ ЮХФШЕ.

пВИПД ЛЧБТФЙТЩ
уОБЮБМБ ОХЦОП ОБХЮЙФШ УПВБЛХ ТБЪМЙЮБФШ ОБЪЧБОЙС ЛПНОБФ. лБЛ НПЦОП ЮБЭЕ ЗПЧПТЙФЕ ЕК: "рПКДЕН ОБ ЛХИОА. чЙДЙЫШ, НЩ РТЙЫМЙ Ч УФПМПЧХА. ьФП УРБМШОС, ДЕФУЛБС" Й Ф.Д. лПЗДБ ПОБ ЪБРПНОЙФ ОБЪЧБОЙС, НПЦОП ОБЮЙОБФШ ЙЗТХ. хЧЕТСА ЧБУ, ЮФП НЕУФП РПД ОБЪЧБОЙЕН лхиос ЗПМДЙЛ ЪБРПНЙОБЕФ НПНЕОФБМШОП. оБЙВПМЕЕ УРПУПВОХА УПВБЛХ НПЦОП ВХДЕФ ДБЦЕ РПУЩМБФШ Ч ПРТЕДЕМЕООПЕ РПНЕЭЕОЙЕ ЧБЫЕЗП ДПНБ, ОБРТЙНЕТ, ЪБ НСЮЙЛПН. ьФХ ЙЗТХ НПЦОП ЛПНВЙОЙТПЧБФШ У РТЕПДПМЕОЙЕН РТЕРСФУФЧЙС, ОБФСОХЧ Ч ДЧЕТОЩИ РТПЕНБИ ВПМШЫЙЕ МЙУФЩ ВХНБЗЙ У ПФЧЕТУФЙСНЙ.

бРПТФЙТПЧБОЙЕ
оХ, ХЦ ЬФП Ч ЛТПЧЙ, Ч ЗПМПЧЕ Й Ч ЛБЦДПК ЛМЕФПЮЛЕ ЗПМДЕОБ. зПМДЙ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН РТЙОПУЙФ НСЮЙ, ЛПМШГБ, НСЗЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ Й Ф.Д. рТЕДНЕФ ДПМЦЕО ВЩФШ ОЕ УМЙЫЛПН ВПМШЫЙН, ЮФПВЩ ЕЗП ВЩМП ХДПВОП ОЕУФЙ Ч ЪХВБИ, ОП Й ОЕ УМЙЫЛПН НБМЕОШЛЙН, ЮФПВЩ НБМЩЫ ЕЗП ОЕ РТПЗМПФЙМ.

лБФБОЙЕ НСЮБ
тБЪДПВХДШФЕ ВПМШЫПК Й ДПЧПМШОП ФСЦЕМЩК НСЮ. нЕДМЕООП ЛБФЙФЕ ЕЗП ОБ УПВБЛХ. нСЮ ОЕ ДПМЦЕО РПДРТЩЗЙЧБФШ. еУМЙ УПВБЛБ ОПУПН ЙМЙ МБРБНЙ ФПМЛОЕФ ЕЗП ПВТБФОП, РПИЧБМЙФЕ ЕЗП.

Х НЕОС Ч МЙФПК НСЮ ЪБРБСО ЪЧПОПЮЕЛ, РТЙ РЕТЕЛБФЩЧБОЙЙ ТБЪДБЕФУС НЕМПДЙЮОЩК ЪЧХЛ.

йЗТХЫЛБ ОБ ТЕЪЙОЛЕ
ъБЛТЕРЙФЕ ЛПОЕГ ТЕЪЙОЛЙ ЙМЙ ЬМБУФЙЮОПК МЕОФЩ (ЛТЕРМЕОЙЕ Й ХТПЧЕОШ-ЧЩУПФХ РТПДХНБКФЕ УПЗМБУОП ЧБЫЙН ХУМПЧЙСН Й ТПУФХ УПВБЛЙ). л ОЙЦОЕНХ ЛПОГХ ТЕЪЙОЛЙ РТЙЧСЦЙФЕ ЛБЛХА-ОЙВХДШ ЙЗТХЫЛХ. рХУФШ ОЕНОПЗП РПРТЩЗБЕФ.

"уМХЦЙ!"
рТЙЛБЦЙФЕ УПВБЛЕ УЕУФШ Й РПДЕТЦЙФЕ ОБД ЕЕ ЗПМПЧПК МБЛПНУФЧП ОБ ФБЛПК ЧЩУПФЕ, ЮФПВЩ ПОБ НПЗМБ ДПУФБФШ ДП ОЕЗП, УЙДС ОБ УЧПЕК РПРЛЕ. рПМХЮЙФЕ ОПЧПЗП РЙФПНГБ, РПД ОБЪЧБОЙЕН ЪБКЛБ

"лБОБФПИПДЕГ"
уПВБЛБ ХДЕТЦЙЧБЕФ ТБЧОПЧЕУЙЕ, ЙДС РП РПЧБМЕООПНХ ДЕТЕЧХ ЙМЙ ВТЕЧОХ. уНПФТЙФЕ, ЮФПВЩ ЕЕ МБРЩ ОЕ ЪБУФТСМЙ Ч ЧЕФЛБИ,Й РЕУШЛБ ОЕ ЗТПИОХМБУШ ВЩ ОБ ЪЕНМА У ВПМШЫПК ЧЩУПФЩ.

"дЧПТЕГЛЙК"
еУМЙ ЧЩ ПВХЮЙФЕ УПВБЛХ ЧЩРПМОСФШ ЛПНБОДЩ "рТЙОЕУЙ" Й "дБК", Х ЧБУ ВХДЕФ РТЕЛТБУОЩК ЮЕФЧЕТПОПЗЙК РПНПЭОЙЛ РП ИПЪСКУФЧХ ОБ ЧУЕ УМХЮБЙ ЦЙЪОЙ. б, ЕУМЙ ЧЩ ЪБИПФЙФЕ ОБ ПВЕД ХФЛХ ЙМЙ ЪБКГБ, ФП РПТБ ОБ ПВХЮЕОЙЕ УЕТШЕЪОЩН ОБХЛБН, Б ЧБН РПЛХРБФШ ТХЦШЕ.

уРПТФЙЧОЩК ЛПНРМЕЛУ
оБ ДБЮЕ, Ч УБДХ НПЦОП ХУФТПЙФШ ГЕМЩК УРПТФЙЧОЩК ЛПНРМЕЛУ ДМС ХРТБЦОЕОЙК ОБ МПЧЛПУФШ: ДПУЛБ ОБ ДЧХИ ВТЕЧОБИ - ДМС ВБМБОУЙТПЧБОЙС; ЧПФЛОЙФЕ Ч ЪЕНМА ЮЕТЕОЛЙ ДМС МПРБФ ЙМЙ НЕФЕМ - РПМХЮЙФЕ УОБТСД ДМС БДЦЙМЙФЙ РПД ОБЪЧБОЙЕН УМБМПН; ХЛТЕРЙФЕ РБМЛХ ОБ ОЕВПМШЫПК ЧЩУПФЕ - ЬФП ВХДЕФ ВБТШЕТ. оП ЧУЕ ОБЗТХЪЛЙ ДПМЦОЩ ВЩФШ УПТБЪНЕТОЩ У ЧПЪТБУФПН! рПНОЙФЕ, ЮФП ТБУФХЭЕНХ ПТЗБОЙЪНХ ОХЦЕО ЭБДСЭЙК ТЕЦЙН ЧЪТПУМЕОЙС, ЛБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП, ФБЛ Й ЬНПГЙПОБМШОПЗП!

____________________________________________

рТЕДПУФЕТЕЦЕОЙС
оЙЛБЛЙИ ЙЗТ ОБ РЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ

РТЕДХРТЕЦДЕОЙЕ: ОЙЛПЗДБ ОЕ ЙЗТБКФЕ УП ЭЕОЛПН ЙМЙ ЧЪТПУМПК УПВБЛПК ОБ РЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ ЕЗП ЙЗТХЫЛЙ ЙМЙ ДТХЗПЗП МАВПЗП РТЕДНЕФБ. рЕТЕФСЗЙЧБОЙЕ - ДПНЙОБОФОБС ЙЗТБ, Б ЧБЫБ УПВБЛБ ОЙЛПЗДБ ОЕ ДПМЦОБ ПЛБЪБФШУС РП ПФОПЫЕОЙА Л ЧБН Ч ЗПУРПДУФЧХАЭЕН РПМПЦЕОЙЙ, ДБЦЕ Ч ЙЗТЕ, ЗДЕ ПОБ ПЛБЦЕФУС Ч ПРРПЪЙГЙЙ Л УЧПЕНХ ИПЪСЙОХ.

оЕ ДТБЪОЙФЕ, РПЦБМХКУФБ
лПЗДБ ЙЗТБЕФЕ УП ЭЕОЛПН, ОЙЛПЗДБ ОЕ ДЕМБКФЕ ОЙЮЕЗП ФБЛПЗП, ЮФП НПЗМП ВЩ УВЙФШ ЕЗП У ФПМЛХ ЙМЙ УНХФЙФШ, ЙМЙ ЪБУФБЧЙФШ РПЮХЧУФЧПЧБФШ УФТБИ. нБМЕОШЛЙЕ ДЕФЙ ПУПВЕООП ЮБУФП УЮЙФБАФ ЪБВБЧОЩН ПВНБОХФШ ЙМЙ РПДТБЪОЙФШ ЭЕОЛБ. рПЛБЪЩЧБАФ ЕНХ ЙЗТХЫЛХ, РПФПН РТСЮХФ ЙМЙ ДЕМБАФ ЧЙД, ЮФП ВТПУБАФ ЕЕ. рПЦБМХКУФБ, ОЕ РПЪЧПМСКФЕ ЙН ДЕМБФШ ЬФП. пВЯСУОЙФЕ, ЮФП ЬФП ПВЕУЛХТБЦЙФ ЭЕОЛБ Й ПВЙДЙФ, Й ПО ОЕ ЪБИПЮЕФ ВПМШЫЕ ЙЗТБФШ.

пУФЕТЕЗБКФЕУШ ФТБЧН
чУЕ ЙЗТЩ ДПМЦОЩ ВЩФШ ТБЪХНОЩ Й РТПДХНБОЩ ЧБНЙ ЪБТБОЕЕ. оЕ ДПМЦОП ВЩФШ ФТБЧНБФЙЮЕУЛЙИ УЙФХБГЙК, ВПКФЕУШ УЛПМШЪЛЙИ РПМПЧ.