Комплексное занятие "Ветер по морю гуляет…"

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой,
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
"Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?"
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана. "
Князь им вымолвил тогда:
"Добрый путь вам, господа,
По морю, по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон".
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальний;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
"Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?" -
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
"Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца".
Лебедь князю: "Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром".
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль - и в щель забился.

Вопросы и задания

1. Нарисуй смешную картинку, изображающую кораблик, бегущий в волнах на раздутых парусах. (Внимание: не идущий, а бегущий, не под парусами, а на парусах. Чтоб было смешнее, паруса должны быть не надуты, а раздуты, иными словами преувеличены, гипертрофированы.)

2. Прочти еще раз, что рассказали о себе корабельщики князю Гвидону.

Как ты знаешь, в описываемые времена внешнеторговые операции проводились просто. Закупив отечественный товар, купцы вывозили его за рубеж и там продавали с прибылью. Накупив на вырученные деньги заморского барахла, купцы везли его. на родину и опять же продавали с выгодой. Ясно, что чем быстрей им удавалось осуществить цикл "деньги-товар-деньги-товар-деньги", тем быстрее они богатели. Никакими временными ограничениями купцы стеснены не были.

Тем не менее князю Гвидону купцы-корабельщики признались в том, что "теперь им вышел срок".

Как ты думаешь - за что корабельщики мотали срок на чужбине? Выбери подходящий вариант:

а) умышленное нарушение пушных квот и злостный демпинг;

б) кривая растаможка, пересортица;

в) запаривание иностранным лохам кошек в качестве песцов;

г) оплата импортного товара этикетками от бульонных

кубиков, сопровождаемая клятвенными заверениями в том, что эти этикетки - настоящие деньги, но в царстве славного Салтана.

д) драка в ресторане после удачно проведенной торговой операции;

е) групповая попытка испортить пластиковую манекеншу в витрине отдела мехов в элитном супермаркете.

Подумай и скажи: за что еще могли за рубежом загреметь на шконцы купцы-корабельщики? (Предложи не менее шестидесяти пяти вариантов.)

3. Почему, - как ты думаешь, - купцы-корабельщики все разом откинулись с зоны?

б) Коллективный побег?

в) Иное? (Предложи свой вариант.)

4. Попробуй объяснить, почему князь Гвидон, желая увидеть отца, испытывает грусть и тоску?

Князь Гвидон знает, что его отец ушел на войну, оставив мать беременной. Еще князь Гвидон знает (из воплей матери в бочке), что на основании беспричинного указа отца, его самого - князя Гвидона, - да вместе с царицей-матерью попытались казнить. О том, что царь Салтан не виноват в происшедшем, знает только сам Салтан, знают ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха и посланный ими подставной гонец - заговорщики-интриганы, знает А.С.Пушкин - автор, и знаем мы с вами - читатели. А князь Гвидон этого пока не знает. Ему это просто неоткуда было узнать!

Можно, конечно, понять желание князя Гвидона увидеть отца: "хотел бы я своими глазами поглядеть на это чудовище, на эту гниду". Но грусть-тоска.

Попробуй интерпретировать данное состояние князя Гвидона, используя новейшие достижения клинической психиатрии.

  1. Развлечение с использованием игр и упражнений.
  2. Экологическая игра “Бюро прогноза погоды”.
  3. Аппликация “Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет” (по стихотворению А.С. Пушкина).

Цели урока:

  1. Развивать логическое мышление, воображение, внимание.
  2. Учить обозначать погоду с помощью символов-рисунков.
  3. Учить детей способам вырезания основных частей корабля, развивать аккуратность, формировать навык применения правил техники безопасности при работе с клеем.

Методы и приёмы: игра, диалогическая беседа, объяснение, метод эмоционального образного постижения слова, иллюстрация, выбор изображения заданного объекта, самостоятельная работа с бумагой и ножницами.

Материалы к занятию: предметные рисунки, иллюстрация корабля, штурвала, готовая аппликация кораблика, шаблоны, ножницы, клей, цветная бумага.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Столы приставлены друг к другу, на доске рисунок с изображением штурвала.

Воспитатель : Ребята, прошу вас занять места на нашем корабле

Мы отправляемся в плаванье по “ Реке Знаний”.

Во время нашего путешествия мы будем учиться развивать речь, выполнять аппликацию “Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет” по стихотворению А.С. Пушкина.

II. Основная часть.

1) Конкурс на звание капитана.

Воспитатель: Чтобы отправиться в плаванье, нам необходимо выбрать капитана, который бы управлял нашим кораблём.

Проводится конкурс на звание капитана. Им становится ребёнок, получивший за правильные ответы наибольшее количество звёздочек.

1. Паровоз без колёс!
Что за чудо паровоз!
Не с ума ли он сошёл
Прямо по морю пошёл. (Пароход)

2. Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила всех ершей.
Говорили всем ерши:
Щи у щуки хороши! (Сколько видов рыб было?)

3. На свете нет её сильнее,
На свете нет её буйнее.
В руках её не удержать,
И на коне не обогнать. (Вода)

4. Задумали число.
Когда его увеличили на один,
Получилось число “три”. (Какое число задумали?)

Ребёнок, ставший капитаном, отдаёт команду, и корабль отправляется в плаванье.

2) Игра-путешествие.

Воспитатель читает:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Мимо острова крутого…

Корабль плывёт к острову “Заколдованнуых Камней”


Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят!

1. Остановка: “Остров Заколдованных Камней”

Воспитатель: Ребята, мы с вами попали на “Остров Заколдованных Камней”.

Злой волшебник превратил все предметы на острове в камни.

И мы должны обнаружить сходство камней с этими предметами.

После выполнения задания дети отправляются в путь.

Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят!

2. Остановка: “ Остров Весёлых гномов”


Воспитатель: Главный гном предлагает вам, ребята, выполнить следующие задания: придумать, как можно обозначить ясный солнечный день; пасмурный день; идет дождь; ветреный день; снегопад.

Дети рисуют очень простые, легко узнаваемые рисунки.

3. Гномы предлагают детям поиграть в экологическую игру “Бюро прогнозов погоды”

Воспитатель даёт сведения о погоде, а ребёнок сообщает их жителям острова, используя рисунки с условными обозначениями: пошёл дождь, дует сильный ветер, выглянуло солнце.

Воспитатель: Внимание! Отправляемся вниз по реке, но корабль садится на мель


Водяной царь выпустит корабль, если вы поиграете в игру “Море волнуется раз…”.

III. Развитие речи

Работа по отрывку “Ветер по морю гуляет” из сказки А.С.Пушкина

Воспитатель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Вопросы по тексту:

– Где гуляет ветер? (По морю)

– Что подгоняет ветер? (Кораблик)

– Какие паруса у корабля? (Раздутые)

Воспитатель: Давайте рассмотрим аппликацию кораблика.


– Из каких частей состоит кораблик?

(Кораблик, парус, флажок)

IV. Физминутка.

Буратино потянулся,
раз нагнулся, два нагнулся,
руки в стороны развёл – видно ключик не нашёл,
чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

V. Практическая работа.

Выполнение аппликации.

Воспитатель раздаёт детям шаблоны, прямоугольник коричневого цвета, круг жёлтого цвета, треугольник красного цвета.

  1. Из прямоугольника можно вырезать кораблик, свернув его пополам и срезав угол, а когда развернём, то изображение получится с двух сторон. Самостоятельное вырезание кораблика детьми.
  2. Давайте на чистый лист наклеим кораблик.

  3. Из кружочка давайте сделаем парус. Свернём его пополам, развернём и разрежем по линии. Из половинки наклеим парус.
  4. Из треугольника сделаем флаг и приклеим его над парусом.

– Чем ещё можно дополнить нашу работу?

– Где плывёт кораблик? (По морю)

– А как мы изобразим море? (Волнами)

  1. Волны вырежем из синей бумаги, и приклеим внизу. Дети по желанию наклеивают облака, солнышко.

VI. Выставка выполненных работ.

(Воспитатель выставляет работы детей на доске (стенде), отмечает положительные стороны в каждой работе, корректно обращает внимание на недостатки выполненных поделок, даёт рекомендации.)

VII. Заключительная часть

.

Эвристическая беседа с детьми:

– Понравилось ли вам наше путешествие?

– Что вы видели интересного во время нашего плаванья?

– Чему научились?

– Что вам запомнилось?

– Хотелось ли вам отправиться в плаванье на настоящем корабле?

– Где бы вы хотели побывать?

Заключительное слово воспитателя:

Ребята! Наше путешествие завершилось. Я рада, что вы были сегодня очень активны, внимательны, старательны, смело преодолевали трудности во время путешествия. Мне бы было не страшно отправиться с вами в путешествие и на настоящем корабле.

Литература:

  1. Бондаренко А.К. Комплексное занятие в средней группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство “Учитель”, 2003.
  2. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду.
  3. Ильчук Н.П. Хрестоматия для дошкольников.

Татьяна Уварова
Занятие в средней группе по сказке А. С. Пушкина «Ветер по морю гуляет»

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально - художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели : Познакомить с отрывками из сказки А . С. Пушкина «Сказка о царе Салтане » продолжать учить рассматривать рисунки-иллюстрации, рассказывать с помощью воспитателя, что нарисовано на картинке; обогащать речь совершенствовать умение работать

с красками, упражнять в рисовании волнистых линий; учить двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.

Задачи :

Развитие нравственно-эстетических чувств, познавательных творческих способностей детей.

Предварительная работа : Чтение сказки о царе Салтане , просмотр иллюстраций, посещение выставки-музея. Рассматривание иллюстраций кораблей и парусников.

Планируемые результаты : участвует в беседе, выражает эмоциональную отзывчивость на отрывок сказки А . С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане » проявляет активность и выполняет движения под музыку, принимает активное участие в продуктивной деятельности.

Материалы и оборудование : Иллюстрации к сказке , сюжетные картинки, игрушка кораблик, плоскостная фигурка- кораблик из бумаги, таз с водой, мольберт, краски, кисти,стакан с водой, салфетка, лист бумаги.

Организационный момент :

Воспитатель : Сегодня мы с вами отправимся в сказку , которую написал замечательный поэт : Он много сказок сочинил

В страну сказок путь открыл-

Где с чудесами встречаемся мы с вами

Вы знаете этого поэта? (ответы детей)

Воспитатель : Отправимся мы в путешествие по морю . А вы знаете, что такое море? (ответы детей)

Воспитатель : Да верно, море-это много солёной воды, где невидно берегов, где шумят огромные волны.

А, на чём можно плыть по морю , как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель :

А ещё вот на таком паруснике. (показать картинку) . Ребята, а вода на картинке какого цвета? А вы знаете, что такое паруса? мачта? (ответы детей) .

Воспитатель : В давние времена люди плавали по морю на кораблях с парусами. В сказке А . С. Пушкина «О царе Салтане» герои сказки плавали на паруснике. Ребята, а у меня есть вот такой парусник (показать игрушку, обсудить) . Где паруса, мачта?

Игра с корабликом :

Давайте поиграем с этим корабликом. Но прежде покажите мне, как ветер дует и поднимает волны. (дети дуют и показывают руками высокие волны- маленькие волны) .

Воспитатель : А теперь подуйте на наше маленькое море и в паруса нашего парусника. Но не все дуйте, кто- то дуйте на воду, а кто- то в паруса, что бы кораблик поплыл. Представьте, что мы на этом паруснике поплывём в сказку . Вы хотите быть моряками? Наденем матросские воротники.

Что ж ребята путь далёк

Поплывём мы на восток.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

(помахивают руками)

(сцепляют пальцы в замок)

Мимо острова крутого

Мимо города большого,

(встают)

Пушки с пристани палят ,

(хлопают)

Кораблю пристать велят.

(топают)

Музыкально-ритмические движения.

Воспитатель : Ребята, вот мы и на острове. Вы весёлые моряки? (ответы детей) . А давайте спляшем, вот и музыка! (дети пляшут под плясовую мелодию : «Из- под дуба.»

Воспитатель : Ребята, посмотрите, какой чудесны и большой город.

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами,

Блещут маковки церквей,

И святых монастырей.

В городе этом есть чудо,. посмотрите- ка скорей (показать иллюстрацию.)

Ель стоит под елью белка,

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд.

Ребята, что происходит на картинке?

(рассказ детей по картинке )

Воспитатель : А здесь ещё царевна есть.

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава,

Выступает будто пава;

Сладку речь то говорит,

Будто реченька журчит.

А на этом рисунке что происходит?

(рассказ детей по картинке )

Рисование моря.

Вот сколько чудес в этом городе. Ребята, а вы не забыли на чём мы сюда приплыли? (ответы детей) . А мне показалось, что мы вот на этом паруснике приплыли. Верно это не наш кораблик. Он бумажный и не

может плавать в настоящем море.

Для него нужно необычное море, а нарисованное. Давайте все вместе нарисуем для него море. (дети садятся за столы)

Воспитатель : Что бы нарисовать море, что нам нужно взять что? (ответы детей) Верно кисточку. А ещё что, краску.

А какого цвета? (ответы) .

Мы будем сегодня рисовать море, где волны поднимаются высокие (нарисовать пальцем в воздухе) . Вот такое море у меня получилось.

А теперь вы покажите мне какое море вы нарисуете- пальчиком в воздухе рисуем волны.

Берём кисточку, краску и рисуем море, а то нашему кораблику не терпится пуститься в путешествие. (дети рисуют, а воспитатель помогает) .

Рефлексия :

Выставить рисунки на стенде. Вот какое море у нас получилось.

А нам друзья в дорогу пора

Собирайтесь детвора-

Через море-окиян

Поплывём обратно к нам.

Ветер по морю гуляет

(поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет,

(помахивают руками)

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах

(сцепляют пальцы в замок)

Мимо острова крутого

(расцепляют пальцы садятся на корточки)

Мимо города большого,

(встают)

Пушки с пристани палят ,

(хлопают)

Кораблю пристать велят.

(топают)

Вот мы снова в нашей группе .

Понравилось вам путешествие ребята? (ответы детей)

Спасибо за внимание.

Провела занятие Уварова Татьяна Алексеевна воспитатель 1 кв. категории.

Интегрированное занятие «Ветер по морю гуляет… » по сказке А . С. Пушкина .

Интеграция образовательных областей :

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Познание»

Литература : Ребёнок в детском саду №3 2008г.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»

Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

«Сказка о царе Салтане » А. С. Пушкина .

Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Доминантное занятие по слушанию музыки в подготовительной группе «Путешествие по морю-океану» Доминантное занятие по слушанию музыки «Путешествие по морю - океану» (подготовительная группа) Цель: Повторение и закрепление пройденного.

Цель занятия: вырабатывать чёткое движение и правильное положение органов артикуляционного аппарата; отрабатывать длительный плавный ротовой.

Цель: Формирование интереса детей к самостоятельному наблюдению за явлениями неживой природы. Задачи: 1. Учить детей определять наличие.

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Материал: Бассейн.