Детские капризы — как реагировать правильно? Как реагировать на капризы и истерики ребенка.


Может казаться, что дети начинают капризничать без видимых причин, но они, несомненно, есть. Ребенок проголодался, ему холодно, жарко, скучно, он устал. Ребенок требует внимания к себе или ему вдруг ни с того ни с сего (а на самом деле, если разобраться, вполне закономерно) очень сильно захотелось какую-то игрушку или развлечения, сделать то, что сейчас не разрешается. Постарайтесь предвидеть острые ситуации и избегать их. Если вы идете в поликлинику и знаете, что там будет очередь, подумайте, чем вы увлечете ребенка. Если можно допустить мысль, что малыш проголодается после кружка рисования, возьмите ему что-нибудь перекусить. Не затевайте дальние прогулки без коляски, если малыш едва научился ходить.
Дети редко капризничают без причины. Предугадать причину – это особый материнский талант. Он редко врожденный, чаще приходит с опытом.

Предвидеть все невозможно.
Поэтому нужно научиться владеть «методиками успокоения». А придумать что-то на ходу, когда малыш уже хнычет и твердит одно и то же, крайне тяжело. В вашем арсенале должно быть заранее заготовлено несколько средств против криков, и каждый раз это средство должно быть новое.

Итак, малыш начинает плакать.
«Слушай, я вчера прочитала в газете, что в зоопарке за стакан слезок крокодила дают. Давай постараемся наплакать стаканчик! Вот я взяла с собой на всякий случай».
Увидите, плакать «на заказ» не получится, и кроха успокоится. Продолжайте беседу, спросите, где будет жить наш крокодил, хватит ли ванной, не съест ли он бабушкину кошку и т. д.

В следующий раз дайте малышу, собирающемуся расплакаться, кусочек пластилина и покажите, что из него можно сделать любой предмет. Вот зонтик, только сложенный, а чтобы его открыть, надо нажать на кнопочку, чтобы увидеть кнопочку, надо сделать очки…
Прием отвлечение внимания − самый действенный для детей до 4 лет.
Только вот надо знать, на что отвлекать внимание. Ведь если каждый раз показывать ребенку девочку или птичку, он будет кричать еще сильнее, чувствуя подвох.
Приложите немного усилий, добавьте фантазию, и вот малыш утирает слезы, разглядывая маленькую коробочку от скрепок, в которой помещается большой поролоновый шарик.
Сделайте вид, что вы нашли ее случайно на скамейке, а не специально достали из кармана, чтобы отвлечь ребенка от его желания купить игрушку или залезть в лужу.
Если малыш плачет при людях, каким бы громким и пронзительным ни казался вам его крик и как бы много народу ни было рядом, не нарушайте своих принципов воспитания.
Часто мамы, чувствуя недовольные взгляды осуждающих, готовы сделать все, что угодно, лишь бы малыш замолчал и больше не привлекал к себе внимания.
Они пытаются закрыть ему рот, кричат на него, но ребенка так не успокоить. Или же, наоборот, несмотря на запрет, решают дать поиграть сотовый телефон или купить игрушку.
В нецелесообразности первого метода вы убедитесь сразу, второго − на следующей прогулке. Уступить малышу означает подтолкнуть его к новой истерике, ведь прошлый раз это сработало, и он получил желаемое.

Если больше всего на свете вас раздражают подобные советы и вы готовы взорваться, как мина замедленного действия, то, скорее всего, беда в вашей низкой самооценке и неуверенности в себе.
Советы чужих людей можно использовать как своеобразный тест для молодых мам. Кстати, большинство замечаний изначально адресуются именно им.
Люди видят растерянность и неспособность и спешат на помощь.
Чтобы чувствовать себя увереннее и воспитывать малыша, читайте больше книг и журналов для родителей, общайтесь с компетентными людьми, не бойтесь задавать вопросы и знайте, что лучше вас никто не сможет вырастить вашего ребенка.

Не переживайте из-за замечаний посторонних людей. Они не гении педагогики и совершали массу ошибок, когда воспитывали своих собственных детей.

Часто, наблюдая за чужими детьми и их родителями и осуждая поведение таковых, мы забываем, что оценивать способы воспитания, примеряя их на своих малышах, нельзя.
Кроме того, надо понимать, что зачастую мы не можем знать достаточно, чтобы осудить или оправдать, поэтому и не стоит давать оценку и вмешиваться в жизнь других людей.

Нельзя осуждать поведение чужого ребенка, мысленно сравнивая его со своим «идеальным» отпрыском. Дети и ситуации бывают самые разные.

Однако бывают ситуации, когда даже люди, прекрасно понимающие личные границы других, вынуждены сделать замечание непутевым родителям или дать совет. Эти случаи касаются безопасности ребенка или окружающих, родительской агрессии, безразличия к издевательствам над животными и т. п. Но и тут есть своя тонкость.
Чтобы замечание было услышано, его нужно правильно сделать.
Можно мягко сказать в случае опасности: «У вас такой чудесный малыш, постарайтесь уберечь такое чудо. Мне кажется, опасно так оставлять коляску!»
А если грубо одернуть раздраженную мать, поднимающую руку на ребенка, можно сделать только хуже.
Попробуйте отвлечь ее посторонними вопросам типа «Как пройти..?» или «Вы не подскажете, какая эта улица?»
Только не проходите мимо, считая, что каждый вправе воспитывать ребенка, как считает нужным, ведь нашим детям потом жить рядом с теми, кого родители били и обзывали при всех, и никто не заступился.

Если ребенок действительно превысил нормы поведения на улице, накричался вдоволь, собрал массу замечаний и реплик о себе и своих родителях, даже придя домой, не так просто справиться с раздражением и обидой. Начинаешь осуждать ребенка: «У всех дети как дети. А ты у меня...» Да нет же! Все дети время от времени плачут на улице. Только когда кричит чужой, почему-то думаешь: «Как хорошо, что мой ребенок так себя не ведет!» Или такие мысли не приходили вам в голову? Спустя несколько минут винишь себя: «Да что же я за мать такая, срываюсь на малыше?» Обычная мать, несовершенная, конечно, но самая родная и дорогая. Нужно просто понять, что идеальных мам не существует, как, впрочем, и идеальных детей.

Появление малыша в семье – это всегда огромное счастье. Когда после девяти месяцев ожидания, наконец то, в семье появляется кроха, то он сразу же становится центром внимания всех. Родители с трепетом наблюдают за тем, как он растет по часам, как учится каждый день новому и радуются тому, что у них есть такое чудо.

Но постепенно, по мере взросления, родители начинают замечать, что ребенок начинает капризничать, меняется его поведение и это начинает беспокоить родителей. Ведь они привыкли видеть спокойного и послушного ребенка.

Однако, детские капризы являются обычным делом к концу 1 года жизни малыша. И сегодня мы рассмотрим капризы детей, будем разбираться в причинах такого поведения и попытаемся понять как с этим нужно бороться.

Капризы малышей до года

Для того, чтобы вникать в суть дела, необходимо понять психологические особенности малышей до первого года жизни. И тут необходимо начинать с самого начала, чтобы вся картина была ясной.

  1. Кризис новорожденности – один из самых важных этапов в жизни ребенка, является данный кризис, который проявляется со дня рождения до 2 месяцев. Этот кризис является нормой, и основной его признак — это потеря веса младенца.
  2. Младенческий возраст – это второй важный этап в жизни малыша, который длится от 2 месяца до 1 года. Это тот период, когда кроха общается благодаря своим эмоциям. И во время этого этапа родители должны много времени проводить и уделять общению с малышом. Несмотря на то, что этот этап сам разделяется на разные этапы, все же основной нуждой малыша тут остается связь и общение с родителями. Когда ребенок много плачет, все время издает звуки – это верный признак того, что он хочет общаться. Данный кризис проходит с появлением речи у ребенка.

Это 2 основных кризиса, которые встречаются у ребенка до 1 года жизни. Теперь посмотрим, нужно ли беспокоиться и придать серьезность детским капризам, которые появились до 1 года.

Раскрываем понятие или что такое каприз?

На сегодняшний день, говоря каприз, понимается всякого рода прихоти и упрямство ребенка, которое сопровождается криками, плачем и тому подобным.

До первого года жизни у малыша появление капризов напрямую связано с его дискомфортом или же в недополученных его основных потребностях.

То есть, когда родители »жалуются» на своего ребенка, которому нет и года, то тут речь идет просто о неправильном истолковании дискомфорта малыша. Ведь кроха просто не имеет другого способа, чтобы общаться или донести до родных что ему что-то нужно. Сами подумайте, ведь словарного запаса у крохи нет, жесты почти не развиты и только заплакав он может суметь привлечь к себе внимание и общаться с окружающими.


Итак, плачь ребенка может иметь несколько причин:

  • Малыш просто голоден, пора его кормить;
  • У него что-то болит или причиняет беспокойство. Чаще всего это колики или газы;
  • Пора менять подгузники;
  • Ребенку холодно.

Как бы на первый взгляд не было трудно распознать плачь малыша, все же мама через несколько дней, сразу начинает понимать причину плача своего ребенка.

Если же вы убедились, что ребенок сыт, пеленки чистые и у него нет газов, а между тем он продолжает плакать, тогда вероятно у него есть какая-то болезнь. Следовательно, необходимо обратиться к педиатру.

А начиная с 3 месяца у малыша начинают набухать десны, режутся зубики. И все это сопровождается плачем, беспокойством днем и ночью. Так что, если вы видите, что кроха пытается все что попадает в ручки тянуть в рот и у него появилось обильное слюноотделение, то можете быть уверенны, его беспокоят зубы. И даже тот факт, что сами зубики появятся через 2 месяца, все равно в большинстве случаев »капризы» связанны именно с этим.

Как бы это странно не звучало, все же для детей, особенно для малышей до 1 года, четкое соблюдение режима дня является важнейшим. Сам режим касается как кормления, так и его сна, прогулок, разных игр и занятий.

Если у ребенка есть режим, но по каким-либо причинам этот график нарушается, то это может вызвать у малыша острую реакцию. Именно этим и объясняется тот факт, когда после какого то праздничного мероприятия, в котором ребенку было очень хорошо и весело, внезапно под конец у него начинаются капризы, плачь, беспокойство и раздражение. Дело в том, что малыши очень трудно переносят нервное перенапряжение в возрасте 10-18 месяцев. И с помощью слез они просто пытаются снять напряжение. Ведь вся праздничная обстановка: шум, новые, незнакомые лица, яркий свет, громкие звуки и тому подобное являются источником стресса для малыша. Что делать в такой ситуации? Ни за что не ругать малыша. В таком состоянии ему нужно ваше внимание, забота и любовь.

Качайте его на своих руках, обнимите и прижмите его к себе, можно провести такие процедуры которые ему нравятся, купать малыша (ведь теплая вода сама по себе может успокоить нервную систему), делать ему массаж и т.п. Таким образом ваш ребенок сможет легко успокоится.

Важнее всего то, чтобы понять, что нельзя ни в коем случае ругать ребенка, впасть в истерию и начать кричать на него. Ведь когда ваш малыш плачет, то он просто нуждается в вашей любви и понимании.

Истерики детей

Такие неприятные явления как истерика у малыша могут наблюдаться в тех случаях, когда родители выбирают авторитарный стиль воспитания и часто ставят запреты перед ребенком. Однако родители должны понимать, что у малыша есть естественный интерес. Ведь в течении года он был »взаперти» в своем манеже или коляске. Каждый день он видел одно и тоже, а теперь он уже может ползать и изучать все больше и больше вещей. Он с каждым днем расширяет свой кругозор, для него все ново и интересно. И хотя многие вещи вокруг могут для него быть жизненно опасными, сам малыш этого не знает и не понимает. И так как он не знает что такое опасность, он не только смотрит, но и хочет трогать тот или иной предмет, почувствовать какой вкус у него и тому подобное. И тут-то, родители с ужасом и криками набрасываются на ребенка и грубо отбирают предмет из его рук. Такая реакция родителей не только не понятна для малыша, но и вызывает ответную реакцию в виде капризов и истерии. Ведь он не имеет другого инструмента, кроме крика и плача для выражения своего недовольства и возмущения.


Такая реакция, или как родители часто ошибочно называют ее »истерика», не что иное, как призыв разрешить ему удовлетворить свою естественную потребность: познать окружающий мир. Когда малыш уже увидел, что вокруг него есть столько нового, успокоить его при помощи старых игрушек или же возвращением в манеж немыслимо.

Конечно, безопасность ребенка важнейшая вещь и поэтому, по мере взросления малыша, нужно продумать как безопасным способом удовлетворить естественную потребность своей крохи в познании мира. Для этого уберите с доступных для малыша мест все те предметы, которые могут навредить ему. Пускай вокруг него будут лишь те предметы, которые малыш может потрогать, попробовать на вкус, не нанеся вреда для себя. Небольшая переделка в квартире подарит вашему малышу искреннюю радость и море удовольствий и вы забудете о капризах или истерии малыша.

Самой распространенной проблемой и капризом у детей – это каприз вечернего сна . Ребенку уже пора спать, а он хочет есть, пить, играть или же смотреть мультики. Тут криками делу не поможешь. Отличным решением будет выработка специальных »ритуалов», которые будут сигналом для ребенка о том, что уже приближается время сна: например, просмотр программы »спокойной ночи, малыши» и тому подобное. И еще, отличным способом является за час до сна убрать все активные игрушки и прекратить активные игры ребенка.

Это нелегкое дело или учимся говорить

Другой, очень распространенной причиной детской раздражительности, является трудность во время усвоения речи. Малыш растет и развивается, он с каждым днем узнает новое, может уже делать очень много вещей, но, к сожалению, его речь не развивается так же легко и просто. Он начинает мычать, издает звуки, протягивает свои ручки, чтобы передать свои эмоции, но его не могут понять окружающие. И тут ребенок снова обращается к уже работающему способу: к капризам. В этом случае детский каприз может проявляться как отказ делать привычные вещи (нежелание купаться, возмущение и протест против горшка и тому подобное). Иными словами, ребенка как бы поменяли и теперь все то, что он любил делать, вызывает у малыша раздражение, капризы и истерию.

Как уже ясно, это не каприз, а крик о помощи, некий намек родителям. Ведь ребенок дает сигнал о том, что хочет говорить, но не может. И в этом случае выказывать агрессию, насилие ни в коем случае нельзя. Присмотритесь к вашему ребенку и тогда вы найдете причину его каприза. Ведь вполне вероятно, что во время последнего купания вода была горячей, и этот дискомфорт оставил след у малыша. Вариантов может быть очень много, поэтому важно запастись терпением и изучить причины поведения малыша. Пройдет какое-то время и привычки малыша вернуться в прежнее русло.

Детские капризы и поведение взрослых

Никому не приятно, когда ребенок начинает капризничать, строит истерику и ведет себя ужасно. Такое поведение у ребенка заставляет родителей терять самообладание и они желают побыстрее заставить ребенка прекратить капризы. Однако, надо понимать, что детский каприз – это крик о помощи. И делая так, ребенок ждет, что родители поспешат ему на помощь.

Дорогие родители, помните, что капризы вашего ребенка это не просто безобразие. Это единственное доступное средство, при помощи которого ребенок вызывает родителей на помощь, и так как его не понимают, он наполняет свой »арсенал» и уже идут в ход плач, рев, крики, укусы, дёрганье за волосы и тому подобное. Но тут есть один момент: если такое поведение дает результаты и ребенок своим капризом достигнет желаемого, тогда такое поведение закрепляется у него, как единственный правильный способ заполучить желаемое. И ребенок будет считать такое поведение нормой и все свои проблемы будет решать капризами.


Конечно, каждый понимает, что этого допустить нельзя. Поэтому нужно реагировать на капризы малыша и показывать ему, что таким образом он ничему и не добьется. И если правильно реагировать на капризы ребенка, то он начнет менять свое поведение.

Давайте ниже рассмотрим те основные модели поведения взрослых, которые становятся причинами для появлений капризов у детей.

  1. Есть ситуации, когда на капризы малыша просто не стоит обращать внимание. В некоторых случаях это бывает наилучшим решением проблемы. Ведь зачастую ребенку легче успокоиться, когда рядом нет никого. Так как часто присутствие людей рядом, которые пытаются его успокоить или же жалеть, только дают обратную реакцию и начинается новая волна капризов.
  2. Многие родители ошибочно полагают, что чем больше окружать ребенка вниманием и любовью, тем меньше он будет капризничать. Но на деле все именно наоборот: те дети, которых чрезмерно опекают и любят становятся капризными. Конечно, ребенку необходима родительская любовь, ласка и забота. Но, как уверяют психологи, во всем необходимо соблюдать меру. Нельзя впадать в крайности. Необходимо донести до ребенка, что у родителей есть и другие обязанности и они не могут весь день сидеть, обнимая ребенка.
  3. Следующая крайность, которая »портит» ребенка – это неограниченность и вседозволенность. Как уверяют психологи, с раннего детства каждый ребенок должен знать, что значат такие слова как »нельзя» и »нет». Эти слова станут стимулом для того, чтобы дисциплинировать малыша потом. Когда ваш ребенок знает эти слова, то он намного меньше капризничает и устраивает истерик. Ведь он знает, если мама сказала нет, то сколько ни плачь нет остается нет. Тут главное быть настойчивым и не уступать ребенку, а то эти слова будут простым звуком для малыша.
  4. Чрезмерное внимание взрослых – ребенку необходимо играть одному или же общаться с ровесниками с помощью жестов и улыбок. Если мама или другой взрослый все время рядом с ним, то это тоже может привести к детским капризам, ведь навязчивость взрослых нагнетает малыша. Лучше будет если вы будете во время прогулки общаться с другими мамами и позволите ребенку самому наслаждаться прогулкой или же »найти себе друга» из соседней коляски. Естественно, тут важно соблюдать меру, так как ребенка нельзя оставлять в полном одиночестве. Без внимания взрослого у ребенка могут появляться нежелательные психологические проблемы или же это может негативно повлиять на его эмоциональное состояние. И в этом случае у него будут появляться капризы, которыми он будет попытаться привлекать внимание.
  5. Родительская непоследовательность является одним из самых пагубных явлений для малышей. Если мама говорит одно, а папа другое, а в это время бабушка с дедушкой третье, то у ребенка появляется проблемы с адаптацией в окружающем мире. Или же он начинает пытаться подстраиваться под всеми. Для того, чтобы избежать таких нежелательных последствий необходимо договариваться насчет ключевых моментов в воспитании малыша. А если что-то было можно вчера, а сегодня нельзя, то нужно объяснить причину перемены ребенку. Ведь он на эмоциональном уровне все может понять, несмотря на то что очень мал.


Для того, чтобы правильно воспитать ребенка и не спровоцировать у него появление капризов, нужно быть настойчивой и следить за вышеуказанными советами.

Кое-что напоследок

Для правильного воспитания ребенка родители должны быть прежде всего внимательны и последовательны сами. Как бы это не было тяжело, нельзя поддаваться капризам малыша. Если сказали, что нельзя что-то делать, тогда это делать нельзя!

Но в то же время нельзя переусердствовать. Если вы все время будете строги к ребенку, то он закроется от вас навсегда.

Для того, чтобы ваш ребенок был спокойнее нужно больше времени проводить на прогулке. К тому же для них важным является составление и соблюдение режима. К тому же не забудьте, что если в семье будет неспокойная атмосфера, то это не может не сказаться на ребенке.

Если ваш ребенок делает что-то новое, или же что-то хорошее, то нужно хвалить его за это. Показывайте малышу, что он важен для вас. Пусть он увидит, что вы внимательны к нему и к его успехам. И скоро вы увидите, как изменяется поведение вашего малыша и каким он становится спокойным, добрым и главное, без капризов.

Многие родители беззащитны перед ребёнком. Это удивительно — и это правда. Взрослые, успешные, состоявшиеся люди совершенно беззащитны перед маленьким существом, которое часто даже и говорит-то с трудом. Попробуем разобраться, почему так происходит и что с этим делать.

Для начала — короткое расставление точек на «i». Любой ребёнок капризничает и любой ребёнок истерит. Хотя бы раз в жизни это случается. Это никак не связано с родителем и, как это ни странно, никак не связано с ребёнком. Это, если хотите, природа.

Два причины истерик

Почему дети истерят и капризничают? Есть всего две причины: рациональная и случайная (названия, конечно, больше для красоты).

Рациональная причина — получение желаемого. Истерика и капризы ребёнка — это один из способов получить желаемое. Можно попросить, можно умаслить родителя, а можно закатить истерику. Что-то работает лучше, что-то хуже, но попробовать нужно всё.

Подчеркну — любой ребёнок использует истерику и капризы хотя бы раз в жизни. Просто для того, чтобы проверить — работает это или нет. Так что ждать, что ребёнок никогда не будет истерить и капризничать — нереалистично. Это ровно то же самое, как ждать, что ребёнок никогда не заболеет насморком. Хотя бы раз — но это бывает у всех детей.

Случайная причина — это перевозбуждение. Организм ребёнка таков, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Проще говоря, возбуждается ребёнок сразу, успокаивается долго.

И часть истерик, многие капризы — это всего лишь результат перевозбуждения. Слишком много мультиков, слишком много новых людей, слишком много впечатлений... И ребёнок перевозбуждается.

Это тоже совершенно нормальное состояние ребёнка, обусловленное развитием его психики. Лет до семи ребёнок может быть только таким.

Как быть с рациональными истериками?

Нужно просто перестать реагировать на эмоции ребёнка. Ведь как это работает? Родитель что-то запретил. Ребёнок заплакал. Родитель эмоционально включился. Погрузился в обиду, залился виной, обжёгся злостью, захлебнулся яростью.

И всё. Теперь он стал ведомым, а ребёнок раскрутит эту ситуацию туда, куда захочет. Злится родитель? Ничего, сейчас нашлёпает, а вот потом будет виноватым и всё загладит. Обиделся родитель? Не страшно. Теперь ему придётся первому идти на примирение.

Другое дело, когда родитель эмоционально на плач не включается. Он спокойно смотрит на ребёнка и выражает только лёгкое сочувствие. Мол, прекрасно тебя понимаю, потеря желаемого иногда может быть и болезненной, такое в жизни бывает, тут уж ничего не поделать, это жизнь, давай я тебя обниму, ты у меня всегда любимый.

Подчеркну — речь идёт не о том, что родитель игнорирует ребёнка и вообще отвернулся. Нет, нет и ещё раз нет. Игнорирование — это форма насилия, фактически то же самое, что и ударить.

Речь идёт о том, что родитель ребёнка видит, подаёт ему сигналы «Я здесь, я тебя люблю», но при этом не включается и не начинает пляски вокруг дитяти. Просто находится рядом и всегда готов обнять, как только капризка закончится.

Может возникнуть вопрос: мол, как не включаться, если кровиночка плачет? Тут спасают две вещи — мозг и опять мозг. Просто понимание того, что поддерживая, подкрепляя, развивая истерики ребёнка, вы портите ему жизнь, творит чудеса. Каждый раз, когда ребёнок падает и выгибается, достаточно вспомнить: уступая ему, вы приучаете его к тому, что он своего всегда добьётся одной истерикой и ничем больше. Угадайте, сильно ему этот навык пригодится в жизни? На работе, например? В семейной жизни? То-то и оно.

Данный вывод неоднократно проверен в полевых испытаниях и мной, и моими клиентами, и многими другими родителями. Ребёнок быстро успокаивается, улыбается и идёт играть дальше. Опять же родитель нервы не тратит. Всем хорошо.

Это — не истерики
Часто дети в возрасте от двух с половиной до трёх лет (приблизительно, конечно) просыпаются ночью и начинают требовать непонятно чего. То они хотят пить, то не хотят, то требуют мультиков, то отказываются, то им холодно, то жарко. Поведения и требования меняются каждую секунду, родитель просто не успевает выполнить что-либо. Это — нормальный этап в жизни ребёнка. Он вызван естественным ходом созревания мозга. Малыш в такие моменты не отдаёт себе отчёта в своих действиях. Фактически, у него сейчас что-то вроде приступа, и это надо просто пережить. Выход всё тот же — говорить мерным, успокаивающим голосом.

Что делать со случайными истериками?

Детские истерики заставляют родителей или съёживаться и замирать, или рычать и орать. Между тем ребёнку в момент истерики (да и вообще — по жизни) нужно другое поведение родителя. Спокойное, уверенное, предсказуемое.

Отсюда — есть правильный способ реакции на детское непослушание, истерики, возбуждение и так далее. Суть — объясняйте ребёнку, что с ним происходит. Как только вы начинаете объяснять ребёнку, что с ним происходит, ему тут же становится легче, он сразу начинает успокаиваться и реагирует уже не так бурно.

Например, ребёнок насмотрелся мультиков, перевозбудился. Ему спать пора, а он скачет по квартире лучше табуна мустангов и ни в какую не укладывается. Надо просто сообщить ему, что его состояние — это перевозбуждение, что это бывает и для его возраста совершенно нормально.

Повторить придётся раза четыре или пять — дети слышат только каждое третье слово, поэтому смысл сообщения доходит до них только после нескольких повторений. Повторяйте — это перевозбуждение, такое бывает, для твоего возраста это нормально, сейчас побесишься и пройдёт.

Удивительно, но даже двухлетние дети внимают словам родителей и успокаиваются. Разумеется, на них действует больше тон, чем текст, но факт успокоения — налицо. Не могу сказать, что успокаиваются сразу, но — достаточно быстро.

Почему это работает? Две причины.

Первая. Родитель говорит спокойным тоном и как бы «заземляет» ребёнка. Ребёнок от крика родителя возбуждается ещё больше. А спокойный тон его успокаивает.

Вторая причина. Ребёнок плохо себя понимает — просто мал ещё. И не все реакции его организма ему понятны и уж тем более не всеми реакциями он может управлять. И когда он скачет перевозбуждённый по квартире, ему не так-то легко. Он не чувствует себя в безопасности и нуждается в поддержке. Вот тут ему и помогает объяснение родителя. Ребёнок понимает, что происходящее с ним нормально, жизни не угрожает. Вот и расслабляется потихоньку.

В любом случае в выигрыше все. Родители не кричат и не чувствуют себя потом виноватыми и сберегают нервы. Дети чувствуют себя в безопасности и любимыми. Полагаю, это весьма достойный результат.

Наблюдениями и советами делится детский и семейный психолог Екатерина Кес.

Что происходит с ребенком, когда он начинает капризничать? В этот момент его что-то беспокоит, он переживает или чего-то хочет. Он может обижаться, сердиться, расстраиваться, ему может быть больно, скучно, обидно, неинтересно, жарко, холодно, он может нуждаться в вашем внимании, хотеть есть, спать, пить. Возможно, он просто устал. Иными словами, может быть много разных причин для капризов.

Часто взрослые говорят: «Не ной!», «Замолчи»! «Закрой рот!», «Не могу больше слышать твое нытье». Но помогают ли эти фразы успокоиться или еще больше расстраивают малыша? Давайте разберемся.

Фраза «Не ной» не дает ребенку ощущения, что взрослый хочет его услышать и понять. Подобные слова нацелены на то, чтобы он немедленно прекратил делать то, что делает, потому что взрослому его поведение не нравится. Но ребенок не может подчиниться команде и усилием воли изменить свое эмоциональное состояние.

Останавливающие и запрещающие фразы оказывают на ребенка обратный эффект: он становится еще более капризным

Даже взрослым сложно управлять эмоциями. Мы не можем просто прекратить испытывать то или иное чувство. Что уж говорить о маленьком ребенке!

Именно поэтому останавливающие и запрещающие фразы оказывают на ребенка обратный эффект: он становится еще более капризным, громче плачет, требует, грубит, вырывается или впадает в истерику. Если же вам удастся удержать себя от привычных фраз, а вместо этого отвлечь и успокоить ребенка, то ситуацию можно изменить.

Если с самого начала правильно реагировать на поведение ребенка, постараться наладить с ним контакт, переключить внимание или развеселить, то, скорее всего, он быстро успокоится. И наоборот: если требовать «прекратить сию же минуту», игнорировать потребности, чувства и состояние ребенка, говорить строгим командным голосом, стыдить или угрожать, то каприз с большой вероятностью перерастет в неуправляемую истерику.

Как же реагировать правильно?

1. Произнесите вслух возможную причину того, что с ребенком происходит

Например:

  • «Я вижу, ты устал. Конечно, сегодня был тяжелый день, поэтому тебе хочется немного поплакать. Я тебя понимаю».
  • «Тебе обидно. Тебе хотелось, чтобы мы это купили. Но, к сожалению, мы спешим. Давай-ка я посмотрю, может, в моей сумке найдется что-нибудь интересное».
  • «Ты обиделся на меня, потому что я это сказала, да еще так громко»
  • «Тебе не нравятся эти колготки, и поэтому ты плачешь? Ты хочешь что-то другое. Давай подумаем, чем их заменить…»
  • «Понимаю, у тебя не очень хорошее настроение. Наверное, тебе просто хочется, чтобы тебя обняли. Иди ко мне».

Так вы уже в первой фразе стараетесь озвучить состояние ребенка, вслух проговариваете, что с ним происходит, из-за чего он может переживать. В результате и малыш чувствует, что вы стараетесь его понять, и вам становится проще «включиться» в его состояние. В этот момент вы передаете ему послание: «Мама (папа) тебя слышит, понимает, поддерживает». Ребенок чувствует это отношение и начинает лучше себя понимать, осознавать происходящее. Это очень важно. Это также дает вам время подумать, как быть и что в этой ситуации можно сделать.


2. Предложите ребенку альтернативу

Предложите ребенку выбор, альтернативу, вместо того, чтобы игнорировать его чувства и желания. Благодаря этому приему малышу будет не так обидно из-за запрета.

3. Отвлеките внимание ребенка

Внимание маленького ребенка завоевать легко: сейчас он расстроен, но вот вы обратили его внимание на тучки на небе, похожие на жирафа, и он уже позабыл о своем горе. А если вдруг зазвучит интересная история про мишку, который не любил надевать шапку на прогулку, то малыш даже не заметит, что сам уже в шапке и давно вышел на улицу.

4. Переключайте внимание на действие, которое нужно выполнить

Наши замечания часто указывают ребенку, чего ему делать не следует. Например: «Не капризничай». Вместо этого подскажите ребенку, что ему делать. Старайтесь обходить частицу «не». Начинайте предложение с конкретного призыва к действию. Например:

  • «Пожалуйста, помоги мне».
  • «Давай разберем вещи».
  • «Обними меня!»
  • «Посмотри туда! Ты когда-нибудь видел такое?»

Подобные фразы направляют ребенка, побуждают его к нужному действию.

Эти простейшие приемы помогут вашему малышу быстрее успокоиться и сохранят вам обоим хорошее настроение.

Об эксперте

REPLACE_related_art_multi_preview

У меня есть недостаток - я чувствительна и наблюдательна. И чем больше возрастает моя чувствительность, тем больше я наблюдаю то, что раньше ускользало от моего внимания. Например, как реагируют люди на капризы и истерики детей. Каждый раз, когда я вижу истерику ребенка - на улице, в парке, на детской площадке - я испытываю сочувствие к обеим сторонам конфликта. Я понимаю, что родителям в этот момент нужна поддержка точно так же, как и ребенку. В первую очередь, потому что они находятся, как правило, в смятении, не зная, как поступить.

Мы все не рождаемся родителями. В школах и институтах нас никто не учит действительно важным знаниям о вопросах, с которыми столкнется любой из нас в жизни. Одна из таких важных тем - как контактировать с ребенком. Ошибки в воспитании мы совершаем не из-за отсутствия любви к детям или ответственности за них, а из-за нехватки знаний и умений. Женщина, в первую очередь, как правило, находится во власти иллюзии, что как только она станет мамой, включится инстинкт и она будем автоматически знать, как вести себя правильно. Но родить ребенка и стать хорошей матерью -это не одно и то же. И когда мы сталкиваемся с непониманием своего ребенка или теряем радость от контакта с ним, мы находимся в смятении, и именно это является критерием, что мы все больше отдаляемся от тех навыков и знаний, которые дают нам полноценное родительское счастье.

Так что же делать, если ребенок закатывает истерику?

Ответ в том, какой выбор вы делаете, как родитель.

Существует две системы воспитания и соответственно два способа реакции на то, что проявляет ребенок.

Традиционная система (я рискну утверждать, что она продолжает оставаться доминирующей и на Западе, и особенно, на территории постсоветского пространства) сводится к тому, что ребенок должен беспрекословно во всем слушаться своих родителей, и любая цена при этом хороша. Поэтому реакция на истерику ребенка уже обозначена в вопросе выше, если вы его прочитаете внимательно: это надо пресекать, и с этим надо бороться. Традиционная система воспитания вообще очень насильственна, и если сейчас физические наказания детей уже, скажем так, вышли из моды (особенно в развитых станах Запада), то в отношении эмоционального террора, которому мы подвергаем детей, - у нас царит полное средневековье.

Альтернативная система воспитания. В наше время приходят дети, которые заставят нас измениться. Эта система воспитания возникла в ответ на полную неэффективность традиционной, и ориентирована на то, чтобыизбегать вмешательства в свободное естественное развитие ребенка и не нарушить равновесия его еще погруженного в мечту сознания. С другой стороны, альтернативное воспитание не предоставляет ребенка самому себе, а берет на себя руководство подходящими для этого средствами примера и подражания. Альтернативная система очень юная и мы живем именно в то время, когда она формируется, поэтому можно сказать, что у более прогрессивных родителей во многих случаях нет готовых моделей поведения на трудные ситуации с ребенком. Альтернативную систему еще называют воспитание в осознанности, и это самое сложное , потому что, чтобы воспитывать детей в осознанности, нужно самому быть там .

Давайте сделаем упражнение на осознанность прямо сейчас.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, который возвращает вас в осознанность: «Когда ребенок капризничает или в истерике, в чем ваш личный дискомфорт?»

Чаще всего, ответ один. Мы не готовы к проявлению ребенком негативных эмоций. Не готовы потому, что нам самим их запрещали в детстве. Более того, мы привыкли оперировать термином «негативные эмоции», хотя на самом деле они являются неотъемлемой составной нашей жизни, и гнев, раздражение, страх, печаль, это такие же естественные эмоции, как радость, восторг и удовлетворение. Называть их негативными, по большому счету, все равно, что называть негативными реакциями организма кашель, рвоту или мочеиспускание.

Но в каждой семье существуют запрещенные чувства (как правило, по двойной морали запрещенные только для детей), Они были недопустимы, потому что родители их боялись и не знали, что с ними делать. Когда мы выражали неразрешенные чувства, например, гнев, мы нарывались на брань, угрозы, наказания или презрение. Со временем память о таких переживаниях научила нас отрицать свой гнев. Но поскольку никогда не испытывать гнев мы все равно не можем, догадайтесь, куда он уходит.

Ответ, на самом деле, короткий, - В НАШИ МЕДИЦИНСКИЕ КАРТОЧКИ!

90% всех болезней спровоцированы застрявшими в нашем теле, не прожитыми, полузадушенными эмоциями. К середине жизни тело среднестатистического человека завалено многолетними эмоциональными блоками.

И если мы отрицаем какие-то определенные эмоции, мы не позволим и ребенку их выражать. Что же делают дети?

На практику насилия и подавления чувств, практику унижения воли, практику ограничения и лишения любви, тепла, что, в общем-то, даже и не считалось в прежние времена наказанием, одна группа детей, живущих на планете (мальчики), реагирует тем, что становятся столь же агрессивны к окружающим, даже во много раз более агрессивными, это присуще мужской психике. Мужчина склонен проявлять эту энергию непрожитых негативных эмоций в социальном ключе, и часто начинает мстить за то, что с ним делали, ближним, дальним, или всему обществу. Вторая группа тех, кто подвергается традиционному методу воспитания на основе страха и подавления - это девочки, и для женской природы больше характерно движение вовнутрь, поэтому они не действуют в ответ на насилие, причиняя такое же насилие окружающим. Они начинают свершать насилие над собой и более склонны к саморазрушению, чем мужчины.

Вопрос стоит не том, переживать или не переживать вашему ребенку негативные эмоции, а в том, КАК переживать, чтобы эти маленькие атомные взрывы прошли безопасно для окружающих, и главное, безопасно для самих детей.

1. Самое главное: позвольте детям выражать негативные эмоции, примите это как данность, что ребенок имеет право и возможность периодически не быть веселым и послушным.

2. Потратьте какое-то время на изучение природы вашего ребенка (в этом пункте у нас, родителей, ужасающее невежество). Когда вы будете знать, например, что нормальные трехлетки обязательно говорят на все, что вы им предлагаете, «нет», и в истерике падают на землю и сучат ногами, вы будете к этому готовы, гораздо легче и быстрее переживете этот период. Я бы даже рискнула пообещать - гораздо веселее и комичнее.

3. Внимание! Ребенок абсорбирует ваши текущие эмоции, и если вы сами подавляете свой гнев или обиду, ребенок будет становиться все более неуправляемым. Займитесь своим эмоциональным состоянием - автоматически успокоится ребенок.

4. По этой же причине родители, особенно, мама должны следить за тем, чтобы ваша усталость не принимала угрожающих масштабов, вы ОБЯЗАНЫ позаботиться о себе, о своем отдыхе, иначе вы будете испытывать скрытое (от вас) раздражение, которое ваш ребенок отразит, как зеркало.

5. Сохраняйте благожелательность и спокойствие, когда ребенок кричит и требует. Не наказывайте его, и не кидайтесь исполнять то, что он хочет (это тоже реакция на страх перед негативными эмоциями, вынесенный с детства).

Родители, удовлетворяя капризы ребенка, по сути, мешают ему пережить негативные эмоции. А ес ли негативные эмоции не пережиты, человек начинает терять связь с позитивными эмоциями, со своей внутренней системой управления, которая перерастает со временем в жизненную мудрость, и тогда начинается беспредел эгоизма.

6. Часто родители спрашивают: «А что делать, если ребенок все время просит то это, то то, я же не могу ему это все дать?»

Специализированная литература по детям и многочисленные источники в интернете пестрят рекомендациями о том, что ребенок должен рано узнать, что такое нельзя, и должен понимать, что не любое его желание может быть исполнено. А собственно, почему? В чем проблема, если он будет желать? Все, что нас окружает, из чего мы пьем, едим, на чем спим, чем любуемся, что слушаем, чем красим губы, на чем ездим, было когда-то чьим-то желанием. Нет никакой проблемы, чтобы ваш ребенок желал, более того, чем масштабнее его желания, тем больше растет его личность, тем лучше для него. Проблема начинается, когда мы решаем, что все, что он просит, мы должны ему дать, и немедленно. Но это не более, чем наша бредовая установка.

Что-то вы ему даете, а на что-то СПОКОЙНО и БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО отвечаете:

«Извини, в этот раз не получится, может быть, в другой раз»

«Прости, но мне нужно кое-что сделать»

«Извини, я понимаю, что ты этого хочешь, но сейчас мы будем делать то-то и то-то»

«Хорошее желание, немножко нужно времени на него. Лучше давай сейчас займемся вот этим»

«Сейчас время пришло делать то-то и то-то»

«Мы ведь с тобой собирались сделать вот это и это, так и поступим».

Таким образом, вы даете ребенку бесценный навык хотеть большего и при этом иметь терпение, понимание, что не все в этом мире должно происходить немедленно, умение наслаждаться не только достижением цели, но и движением к ней, предвкушением цели.

Самое бесценное, что вынесет ребенок из этого опыта, - это то, что в этом мире можно открыто выражать разные эмоции и тебя все равно любят, а не только в том случае, если ты полностью совпадаешь с желаемой картинкой родителей. Это то, за что дети бесконечно благодарны нам. Это то, что делает их очень счастливыми.

Наталья Михайловская - Сертифицированный тренер-консультант, психолог, директор Центра Позитив Плюс, член Украинского Союза Психотерапевтов, Европейской Ассоциации Психотерапии.