Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание детей - неотъемлемая часть комплексного воспитания ребёнка. Основы духовности и нравственности необходимо прививать с ранних лет. В этой статье мы опишем все особенности духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье и дошкольных заведениях.

Воспитание ребёнка - длительный и сложный процесс, который состоит из множества аспектов. Родителям необходимо уделить внимание каждому из них:

  • физическому развитию;
  • психологии;
  • эмоциональному состоянию.

Не стоит забывать и о духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Многие специалисты говорят о том, что приобщать малыша к духовной сфере необходимо ещё в первые годы его жизни. Такая особенность вызвана рядом причин. В возрасте 1-3 лет малыш переживает формирование своей личности. В это время он познаёт мир.

Ребёнок осваивает основные стороны окружающего мира, узнаёт, что хорошо и что плохо. В такие моменты родителям необходимо формировать у него принципы морали и нравственности. От этого зависит поведение и характер ребёнка в будущем.

Участие родителей в духовном воспитании ребёнка обязательно. Нравственные и моральные принципы младшего члена семьи создаются на примере поведения мамы и папы.

Духовное воспитание дошкольников берёт своё начало в семье. Именно родители закладывают основы морали и духовности у ребёнка. В достижении таких целей помогают различные методы и способы:

  • поддерживайте индивидуальность малыша: ребёнок будет уважать свои личностные качества только тогда, когда родители будут уважать его личность;
  • приобщайте ребёнка к культуре: произведения искусства благотворно повлияют на его мышление и поведение;
  • общайтесь с ребёнком, разъясняйте ему, что хорошо и что плохо, и почему так;
  • истребляйте эгоизм: воспитывайте в ребёнке милосердие и бескорыстие, желание помогать и приносить пользу людям;
  • помогайте вместе тем, кто нуждается в вашей помощи: людям, бездомным животным;
  • подавайте личный пример: нравственное поведение родителей - наиболее надёжный метод воспитания моральных принципов у ребёнка.
Мама и папа закладывают основы духовного воспитания ребёнка. Позже большой вклад в достижение такой цели вносит дошкольное образование.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста направлено на воспитание и поощрение культурного поведения ребёнка, понимание им законов и принципов морали. Внедряемые программы дают возможность применить различные методики в процессе обучения, игры, отдыха, выполнения физических упражнений и занятий.

Такой подход позволяет воспитать в ребёнке ключевые составляющие нравственности:

  • уважительное отношение к другому человеку;
  • умение сострадать и оказывать бескорыстную помощь людям;
  • уважительное отношение к окружающей природе;
  • традиционное мировоззрение, восприятие окружающего мира.

Духовно-нравственное воспитание даёт возможность сформировать у ребёнка модель культурного поведения в обществе. Кроме того, такой подход позволяет воспитать сильный, волевой характер.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Факультет дошкольного образования

Кафедра управления образованием

Праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

дипломная работа

студентки

заочной формы обучения

Нурдавлетовой Азалии Закиевны

Научный руководитель:

Оценка научного руководителя Работа защищена

__________________________ ________________________

Зав. Кафедрой___________

(научный руководитель)

«___»______________20____г. «___»______________20__г.

Магнитогорск, 2014

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..

Глава I. Теоретическое обоснование влияния праздников на духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.........................................................................

      Сущность духовно – нравственного воспитания в дошкольном возрасте

      Значение праздника в духовно – нравственном воспитании старших дошкольников………………………………………………………………

      Воспитательный потенциал праздников………………………………….

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………….

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по выявлению духовно – нравственных качеств старших дошкольников средствами праздников……………………….

Опытно – экспериментальная работа по выявлению духовно – нравственных качествстарших дошкольников средствами праздников……..

2.1.Исследование уровня сформированностидуховно - нравственных качеств у старших дошкольников………………………………………………..

2.2 Организация работы по формированию духовно - нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием праздников………

2.3 Результаты экспериментальной работы………………………………………

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………

Введение

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально - волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем духовно - нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности духовно - нравственного воспитания старших дошкольников.

Ни у кого не вызывает сомнения истина, что основы воспитания закладываются в раннем возрасте, характер формируется в первые годы жизни. Недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства, - писал В.М. Бехтерев, - отражается губительно на всей жизни человека и многие (с хорошей наследственностью) остаются искалеченными на всю жизнь. Если родители не обращают внимание на то, какими предметами играет ребёнок, какие книги рассматривает, какие слова говорит, что он рисует, то дети усваивают ряд неправильных, искажённых представлений, приобретает вредные привычки.

Первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что в семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди.

Анализ научной литературы показывает, что проблема духовно - нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. В то же время имеющийся материал по проблеме формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных социально-экономических преобразований, происходящих в обществе.

По мнению большинства ученых, именно в этот период закладываются основы таких духовно - нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.

Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играют праздники в формировании личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Праздники показывают жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача духовно - нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия самих участников, поведение которых значимо для ребенка. Общеизвестно, что каждый народ имеет свои народные праздники, которые связаны между собой.

Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития, такое воспитание приобретает необычайно влиятельную силу на формирование национального характера, национальной психологии человека, на его нравственное становление.

Вопросами воспитания детей на праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский). Приобщение детей к участию в праздниках родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.

В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них духовно - нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус. Все это обусловило выбор темы курсовой работы: «Праздники как средство духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Цель работы: определить влияние праздников в духовно - нравственном воспитании дошкольников.

Объект исследования: процесс духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: праздники как средство духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: мы полагаем, что духовно - нравственное воспитание старших дошкольников будет более эффективно при использовании праздников как педагогического средства, если:

    работа по духовно - нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом;

    будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей;

В соответствии с целью, объектом и предметом были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Раскрыть сущность духовно - нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

3. Определить влияние праздников на духовно - нравственное воспитание;

Теоретическая основа исследования: теория познавательного интереса (В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова, Н. А. Погорелова, Г.И. Щукина и др.); концептуальные положения о развитии познавательных интересов в онтогенезе (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина); положения о роли жизненного опыта в развитии познавательного интереса (С. А. Бедрина, Е. Н. Темникова и др.) Также к теоретической основе относятся труды выдающихся педагогов В.Ф. Афанасьев, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, М.Г. Стельмахович, К.Д. Ушинский,Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Ф. Гербарта, И.П. Песталоцци, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Методы исследования:

1) метод теоретического исследования (теоретический анализ, изучение литературы)

2) изучение педагогического опыта (анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности)

3) математический метод (регистрация, ранжирование, шкалированиеи др.)

Этапы исследования:

1) Подготовительно-поисковый. На основе изучения теоретических аспектов, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были определены его объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.

2) Опытно-экспериментальный. На этом этапе разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент с целью определения исходного уровня сформированности духовно – нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.

3) Аналитический. На этом этапе осуществляется анализ и систематизация результатов исследования, обобщались результаты эксперимента.

Теоретическая значимость: теоретически обосновано влияния праздников на духовно - нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Практическая значимость: в курсовой работе представлены праздники для старших дошкольников.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария по категориальному аппарату и по персоналиям, списка использованной литературы.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведно­сти, нравственности.

Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и вели­чия, чтобы приобщиться к её истокам.

Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружении себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувст­вовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порица­ют, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребенок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собст­венное поведение.

Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместны­ми усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпри­нятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно нравственной лич­ности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном воз­расте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. По­этому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и цен­ности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспи­тание детей.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли опре­деленные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделя­лось большое внимание. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотде­лимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, спо­собности противостоять лжи и жестокости.

Русский философ И.А. Ильин писал: «Судьбы народа сокрыты в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и его будущее; она явля­ет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его задание, и его при­звание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная за­пись его судеб, пророческое знамение грядущего».

Народная культура и основанная на ней народная педагогика — неис­черпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает чело­века: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям. «Ведь все живое и неживое создано Творцом и дано нам в виде бесценного подарка. Так будем же, братии, беречь его», — так обращался к своей пастве Феофан Затворник, известный толкователь евангельских притч.

Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию де­тей на основе формирования представлений о народной и православной культуре русского народа являются следующие задачи:

  • Знакомство детей с основами духовно-нравственных народных тра­диций русского народа и традиционного уклада жизни. Важно чтобы, окру­жающие предметы, впервые пробудившие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность были национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
  • Использование всех видов фольклора с учетом регионального компо­нента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.);
  • Знакомство с русскими народными традициями, православными праздниками. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблю­дения за характерными особенностями времен года, погодными изменения­ми, поведением птиц, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Духовно-нравственное воспитание на основе народных и православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений че­ловека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориента­цию, интеллектуальный потенциал.

В работе с детьми для большего понимания смысла обычаев, об­рядов нужно использовать фольклорные произведения. Содержание фольклора от­ражает жизнь народа, его опыт, просеянный сквозь сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое примене­ние в разных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобрази­тельной, музыкальной. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности — представ­ление о добре, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведени­ях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством че­ловеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. При организации занятий нужно использовать методические приемы, связанные с поиском игровых персонажей. Использовать игрушки в виде животных, наиболее часто встречающиеся в фольклорных произведениях (котик, мышка, петушок, мишка). По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются ро­ли в играх-драматизациях. Все это превращает детский сад не в учреждение, а добрый теплый дом.

Наиболее эмоциональный отклик в душе детей, дающие духовные ро­стки, вызывают народные и православные праздники. Праздники — неисся­каемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни чело­века, обращая его к традициям нашего народа. Детскому восприятию прису­ща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее мно­гоцветье к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, березки — на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки на Пасху, а народные гуляния на Масленицу. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Уже в младшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать радостную атмосферу праздников. Учитывая то, что дошкольники находятся еще в том возрасте, когда все со­бытия ими воспринимаются очень эмоционально, во время проведения праздников важно создать радостную атмосферу. Перед праздниками Свет­лого Христова Воскресенья, Рождества Христова, Троицы — праздника рус­ской березки, Масленицы — проводов зимы, разъяснять некоторые обряды, обычаи, слова, связанные с данным праздником. На Пасху принято красить яйца; на праздник Троицы у христиан существует обычай украшать дома, комнаты зелеными ветвями и цветами. Весенняя зелень и цветы указывают на обновление людей силой, сошедшего на них Святого Духа. На Рождество нужно делать с детьми ангелов и украшать рождественскую елку, на Масле­ницу сжигать чучело Масленицы и лакомиться блинами.

Одна из задач — воспитание таких добродетелей, как милосердие, со­страдание, умение прощать обиды и другие. Что же кажется проще, чем общать­ся друг с другом? Любому человеку, а особенно маленькому, общение необ­ходимо так же, как дыхание для жизни. Нужно научить ребенка видеть в себе движение к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечения сердца и совести (добронра­вие), формировать доброе отношение к близким. Народная мудрость гласит: «Кто добро творит, тому зло не вредит».

Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ: в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива. И дети наши начинают говорить языком доброты: будь красив делом, чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, да на дело не скор», умей веселиться, но помни: «Делу — время, потехе — час», береги дружбу и помни: «Нет друга, так ищи, а нашел — береги», люби и цени свою семью; «В семье лад, так не ну­жен и клад», цени Отчизну свою, ведь не даром в народе говорят: «Дерево красно корнями, а Отчизна сыновьями». Ушинский говорил: «Воспитание существует в русском народе столько веков, сколько существует сам народ — с ним родилось, с ним — выросло, отразило в себе всю его историю».

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к про­цветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-нравственных тра­диций. Мы любим детей и надеемся, что с детства осознав, что самое высшее на свете — это Бог, а самое страшное — грех, наши дети будут стремиться к Богу, избегая греха.

Литература:
1. Алексеева А. Примерная программа православного воспитание детей дошкольного воз­раста.
2. Киркос Р.Ю Православное воспитание детей дошкольного возраста. СПб.: Сатисъ- Держави, 2005.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-пресс, 2004.

Светлана Москалёва
Духовно-нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста

«Духовно – нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста ».

1. Введение.

2. Основные цели и задачи духовно -нравственного развития детей дошкольного возраста .

3. Разнообразие форм и методов работы.

4. Приобщение родителей.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта. Систематическое ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка , так как большую часть времени многие дети проводят в дошкольных образовательных заведениях. Качественно новой ступенью в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей , во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования .

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие.

Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве . Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно - нравственных качеств личности. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.

Целостное духовно -нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач :

1. Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.

2. Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.

3. Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.

4. Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей .

5. Формирование духовно -нравственных качеств.

Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры.

Разнообразие форм и методов работы.

Развивать духовно -нравственные качества личности ребенка дошкольного возраста , в первую очередь, можно с помощью игры. Ведь игра является не только ведущей деятельностью дошкольников , но и представляет собой отражение детьми окружающей жизни. А также, игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, воспитывает хорошие манеры .

Для формирования духовно -нравственных качеств детей , используют игры, которые учат умению общаться, помогают ребенку в накоплении социального опыта. Используют игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания .

2. Народные праздники и традиции.

Ни для кого не секрет, что русские народные праздники, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонии. Они способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Такие праздники, как : Святки, Масленица, Пасха, Троица, Яблочный спас и другие, которые можно отметить всем детским садом, способствуют расширению знаний о традициях русского народа, развивают интерес к ним.

3. Фольклор : потешки, пословицы и поговорки, сказки.

Духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ведь эти произведения поучительны чистотой и непосредственностью. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Поэтому, можно сказать, что литература – богатейший источник, побудитель человеческих чувств - нравственных, интеллектуальных, эстетических. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка .

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. В детском саду этот жанр устного творчества практически не используется, так как больше предназначен для матерей.

В детском саду чаще всего используется такой вид устного народного творчества, как потешки. Потешка не только учит движению, она воспитывает , учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо» . Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить. Данный вид устного народного творчества можно использовать во всех режимных моментах. Большую роль в воспитании духовно – нравственных качеств личности у детей играют пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека : поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются . В детском саду пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной работы .

Например : одеваются на прогулку, медлительному ребенку говорят : «Семеро одного не ждут» , на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе : «Поспешишь - людей насмешишь» . Во время наблюдений можно использовать различные пословицы : «Весна красна цветами» , «Осень красна плодами» , «Март с водой, апрель с травой» . Загадки – полезное упражнение для детского ума.

Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор : развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества : доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского народа, свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т. д., но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают . Например : сказки «Репка» , «Теремок» , учат детей быть дружными , трудолюбивыми; «Гуси лебеди» , «Сестрица - Алёнушка и братец Иванушка» учат слушать родителей. Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики» . Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается - «Хаврошечка» , «Царевна Лягушка» .

4. Беседы.

Кроме всего, необходимо проводить беседы с детьми. Беседа побуждает их думать и говорить. Вопросы позволяют ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают. В эстетических беседах с детьми, закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами : жестокостью, злом, трусостью, ленью. В детском саду - с помощью воспитателя - ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя.

Воспитание и развитие у дошкольника духовно -нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями : сообщать им о достижениях и проблемах, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно -нравственной культуры можно использовать следующие методы :

Групповые родительские собрания;

Консультации;

Дни открытых дверей;

Папки-передвижки.

Работая в направлении «Духовно-нравственное воспитание » необходимо создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к народным , духовным традициям и общечеловеческим нормам морали. Проводя занятия с детьми, ставить определенные задачи :

Вызвать интерес детей к истории своего народа, к духовным праздникам России .

Развивать представления детей о традициях семьи , преемственности связывающей разные поколения.

Обогатить знания детей об образе жизни людей, их трудовой деятельности.

Приобщать детей к истокам народной культуры : фольклору, песням, танцам.

Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей .

Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Если придерживаться этих задач и целей и систематически проводить беседы, игры, приобщать к народным традициям, использовать разнообразные методы в работе по развитию духовно -нравственных качеств, стараться совместно с родителями, можно будет говорить об успешном процессе духовно-нравственного воспитания личности ребенка дошкольного возраста .