Игры для подготовительной группы по патриотическому воспитанию. Дидактические игры в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.

Дидактическая игра «Что нужно артиллеристу»

Задачи: Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь,фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной
профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).

Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»

Задачи: Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение;
воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры
Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию.
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.

Дидактическая игра «Кто защищает наши границы»

Задачи: Закрепить знания детей о военном воздушном, сухопутном, морском транспорте; развивать познавательную активность; воспитывать патриотов своей страны.
Ход игры
На карте России воспитатель показывает границы нашей страны. Обращает внимание детей на то, что границы проходят не только по суше, но и по воде. Уточняет, что по воздуху пересекать границу тоже нельзя. Дети отвечают на вопросы воспитателя относительно того, на каком виде военного транспорта охраняют границы. Обосновывают свой ответ. Например, если враг нападёт с моря, границу защитят военные корабли, катера. Если угроза на суше, то на страже стоят танки, пушки, военная техника.

Дидактическая игра «Составь карту»

Задачи: Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.
Ход игры
Для проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д.
Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.

Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»

Задачи: закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры
Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий.
Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

Дидактическая игра «Соберём картинку»

Задачи: Закрепить знания детей о военном транспорте; развивать мелкую моторику рук; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Детям предлагаются разрезные картинки танка, военного самолёта, военного вертолёта, военного катера, подводной лодки, военной машины.
Предложить собрать из частей целое изображение.
Варианты игры: дети собирают из частей целое изображение в паре, составляют целое из частей на время, на скорость.

Дидактическая игра «Как прадеды мир отстояли»

Задачи: Закрепить понятия: водный, наземный, воздушный военный транспорт; развивать зрительное и слуховое внимание; воспитывать чувство гордости за наших прадедов, которые отстояли мир для нас.
Ход игры
Ребёнок выбирает картинку с изображением военной профессии. В соответствии с выбранной профессией подбирает военный транспорт. Далее в соответствии с выбранным военным транспортом «встаёт» на границе нашей страны. Например, профессия – военный моряк, транспорт – военный катер, граница – морская акватория.

«Кто знает, тот угадает!»

Цель:

  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;
  • Развивать память, речь;
  • Воспитывать наблюдательность, любознательность.

Ход игры: Ребёнок закрытыми глазами берёт на столе одну открытку с видами родного города, затем даёт краткое описание, не называя самого места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того момента пока место родного города не будет отгадано. Ответивший верно ребёнок, становится ведущим. Игра повторяется. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ – образец.

«Найди флаг»

Цель:

  • Закрепить представления детей о государственном флаге;
  • Развивать внимание, память;
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Ведущий на столе раскладывает открытки с изображением флагов разных стран (около десяти) и даёт детям задание найти Российский флаг. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и в это время меняет картинки местами.

«Узнай герб нашей страны»

Цель:

  • Закрепить знания детей о государственном гербе;
  • Научить узнавать герб среди других стран;
  • Развивать внимание, память;
  • Воспитывать желание узнать что-то новое.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг России и назвать, из полотен каких цветов он состоит. Далее детям предлагаются разрезные картинки (по принципу пазлы). Дети собирают флаг России.

«В нашем городе гости»

Цель:

  • В игровой форме закрепить знания о родном городе;
  • Развивать речь, память;
  • Воспитывать любовь к родному городу.

Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем городе. Дети должны дать небольшие описательные рассказы о родном городе. «Гость» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказать о особенностях климата, о растительном и животном мире, символическом значении герба, называет имя главы города.

Дидактическая игра «Прогулка по городу»

Задачи: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о зданиях и их назначении; закреплять правила безопасного поведения на улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной; фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (например: аэропорт, памятники, цирк); карты со стихами-загадками – 10-15 шт.; кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений – 3 шт.; фигурка человечка – 1 шт.; фотографии города, разрезанные в форме мозаики.

В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей – 3-5чел.

Предварительная работа: целевые прогулки на близлежащие улицы, рассматривание расположенных на них зданий; беседы о том, что можно увидеть, открыв дверь заведения, для чего оно предназначено; рассматривание фотоальбома города; сравнение больших фотографий с маленькими карточками игры; знакомство с игровым полем-схемой ближайших улиц.

Варианты игры:

1 вариант – «Найди улицу».

Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).

2 вариант – «Загадки на улицах города».

В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель раздает играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем – более удалённые.

3 вариант – «Доберись до дома».

Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома – поставить туда фигурку человечка. Задание – описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

4 вариант – «Подскажи дорогу».

В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание – объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.

5 вариант – «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

6 вариант – «Дополни картинку».

Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются в игре.

7 вариант – «Собери мозаику».

Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено.

Дидактическая игра «Поедем в край родной»

Возраст: воспитанники старшей группы.

Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; расширять представления о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов природы; закреплять представления о символике Брянска, о крупных городах России; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: изображения двух паровозов: один – с гербом Брянска, второй – с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) России; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран; карта России.

Игровые действия:

1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.

2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.

3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Россию или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т.д.).

Игровые правила:

Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости – помогать.

Варианты игры:

1 вариант – «Кто куда».

Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Брянска, либо – с эмблемой южных стран.

2 вариант – «Классификатор».

Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.

Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй – ягоды или фрукты, в третий – деревья, т.е. классифицировать объекты.

3 вариант – «Исправь ошибки».

Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки.

Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в России. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).

4 вариант – «Необыкновенное путешествие».

Участвуют все картинки с животными и карта России. Все животные едут из Брянска на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного.


Патриотизм - это любовь к Родине. Так в самом простом виде можно охарактеризовать это непростое, многогранное понятие Почему же патриотизм - это чувство, которое должно быть нужно не только руководителям страны, но и всем ее гражданам, взрослым и детям?Потому что по-настоящему гармоничной личностью может считаться только тот человек, который чувствует свою сопричастность с событиями прошлого и ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Как же объяснить детям, воспитанным на заморских играх и фильмах, для чего она - любовь к Родине? В этом непростом деле особая роль отведена патриотическим играм для детей, которые в интересной и ненавязчивой форме учат важнейшим гражданским и человеческим ценностям.

Истоки патриотизма

Воспитание патриотизма у детей начинается самого юного возраста и продолжается на всех этапах становления личности. Родной дом, двор, близкие люди и добрые соседи, сирень под окнами - это первые впечатления малыша, которые запомнятся на всю жизнь, куда бы потом не забросила судьба.

Патриотическое воспитание дошкольников и школьников складывается из нескольких больших блоков:

  • изучение истории своей страны, ее фольклора и традиций, культуры, достижений, изучение истории малой родины: города, поселка, исследование своей родословной;
  • воспитание уважения к защитникам Родины, к военным подвигам, осознание собственного гражданского и воинского долга;
  • выработка уважения к законам своего государства и понимание важности их обязательного исполнения;
  • формирование ответственного и уважительного отношения к труду и его результатам;
  • воспитание любви и бережного отношения к родной природе и т.д.


Играем и учимся в детском саду

Без игр невозможно представить ни развитие, ни обучение ребенка. Особенно это касается младшего возраста, когда закладываются многие качества личности, в том числе бережное и уважительное отношение к родной стране и родному городу. Родители и педагоги должны всемерно поддерживать искру интереса у детей, которая впоследствии может развиться в искреннюю любовь и уважение к своей стране. Конкурсы поделок из природного материала, заботливо собранного в парке или осеннем лесу, конкурсы рисунков на тему «Мой город», «Моя Россия», подготовка рассказов о родственниках-участниках боевых действий и предметах старины, хранящихся дома, - все это помогает малышам осознать свою причастность к большой стране.


Патриотические мероприятия включают в себя и активные игры и развлечения, эстафеты и состязания:

  • «Донесение с фронта»

Для этой эстафеты детей нужно разделить на две или более группы, в каждой группе выбрать капитана. Каждой команде дается конверт с донесением, разрезанным на части. Это может быть пазл с картинкой или простым словом, например, «Победа». Капитаны стоят на финише. По команде первые участники бегут к капитану с одной частью депеши, отдают ее и возвращаются к «своим», а следующие участники несут очередную часть письма. Победа присуждается самой быстрой команде.

  • «Курс молодого бойца»

Простой курс для малышей можно устроить в просторной группе или на улице. Юным защитникам Родины предстоит пройти по «болотным кочкам», пролезть через тоннель, обойти вражеские мины, забраться на холм и посмотреть в бинокль. Препятствия несложно сделать из подручных материалов, а победитель выявляется по результатам времени прохождения полосы всеми участниками.


Воспитание патриотизма у школьников

В школе начинается более глубокое изучение родной истории, литературы, культурных и научных достижений России. В начальных классах актуальны фольклорные постановки, старинные народные игры и забавы. Они не только увлекательны, но и помогают детям узнать много нового о своей Родине. В средних и старших классах широко распространены викторины и интеллектуальные конкурсы на тему родной истории и культуры, позволяющие ребятам проявить свои знания, а также постановки отрывков из литературы военной тематики и исторические реконструкции. Как правило, их приурочивают ко Дню защитника Отечества и Дню Победы.


Многие взрослые помнят легендарную военно-патриотическую игру «Зарница», которая, пусть и в игровой форме, позволяла почувствовать атмосферу военного времени и проникнуться подвигом своей страны. Сейчас игры такого рода возрождаются на уровне классов, школ. Одна из альтернатив «Зарнице» - игра «Присяга», которую можно проводить в помещении, например, в школьном спортивном зале.

Она включает в себя 4 блока:

  • «Политподготовка» - проверка знаний молодых бойцов о родной истории, знаменитых сражениях и военачальниках;
  • «Физподготовка» - комплекс спортивных состязаний между участниками игры;
  • «Боевая готовность» - конкурсы на знание теории и практики ведения боя;
  • «Строевая подготовка» - проверка умения ходить маршем.

По итогам конкурса выявляются лучшие бойцы, достойные службы в вооруженных силах. Победителям вручаются вещмешки с ценными призами.

Итак, верность своему Отечеству - это благородное чувство, которое нужно воспитывать с малых лет. Игры для детей патриотического содержания - ценный элемент всей системы нравственного развития будущих достойных граждан нашего общества.

Маленькие патриоты!

Цель: Создание условий для формирования у учащихся патриотических чувств к своей Родине и нравственно - духовного развития личности на основе исторических ценностей.

Задачи:

    Воспитание любви и уважения к родной культуре и истории

    Развитие коммуникативных навыков

    Создание благоприятной атмосферы, психологического комфорта.

ПЛАН

Приветствие участников и гостей.

Вступительное слово педагогов:

Вступительное слово педагогов:

Познавательно - игровая программа.

Сценарий

Педагог: Здравствуйте дети! Сегодня у нас праздник. Какой? Да никакой, просто у нас хорошее настроение, и мы хотим поиграть и узнать что-то новое. Правда? Ответы детей.

В старину русские люди были сильными и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли. В те далёкие времена иностранные путешественники писали о наших предках: «Они любят свою родину и свободу, не склонны к рабству. Они храбры, отважны и сильны, особенно в своей земле».

Мы же тоже любим свою Родину? (Да). Знаем её историю? (Да)У каждого из нас есть свой любимый уголок в нашей огромной и многонациональной стране. Россия славится не только своими героями, но и славной историей, богатой культурой, песнями, праздниками, ремёслами, а самое главное богатство нашей Родины – это её люди.

Русские люди побеждали своих врагов только дружно, всем миром и в нашей игре победа достанется тем, кто будет играть честно, дружно и весело.

Договорились дети? (Ответы детей).

Условия игры: Участвуют дети 6-11 класс. Создается жюри из 3-х, 4-х человек, которые оценивают детей. В каждом классе выбирается капитан. Капитаны участвуют во всех конкурсах, помогая своей команде. Конкурс состоит из 6 заданий.

1-ый конкурс: «Капитаны»

В начале игры дети совещаясь, выбирают капитана. В первом конкурсе капитаны выходят на сцену.

Уважаемые капитаны. Я сейчас вам буду задавать вопросы, которые касаются нашей великой, могучей страны. Вы по очереди будите отвечать на вопросы. А наше многоуважаемое жюри будет оценивать ваши правильные ответы.

    Из каких цветов состоит государственный флаг РФ? (белый, голубой, красный)

    Как зовут президента РФ? (Путин В.В.)

    В какой стране впервые был осуществлен полет в космос? (Россия, СССР).

    Как зовут первого космонавта? (Ю.Гагарин).

    Как зовут первую женщину космонавта?(В. Терешкова)

    Какой город был столицей первого русского государства (Киев)-

    Какой праздник в России посвящён проводам зимы? ( Масленица)

    Назовите главную достопримечательность города Москвы? (Кремль)

    Как называется жилой дом у русского народа? (Изба)

    Как выглядит герб РФ? (двуглавый Орел)

    Какой город называют северной, культурной столицей России? (Санкт-Петербург)

    Какой день считается днем победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками? (9 мая)

    Как зовут премьер-министра РФ? (Медведев Д.А.)

    Какая музыка в Росси звучит в особо торжественных случаях? (Гимн РФ)..

    Какими блюдами славится старинная русская кухня? (Щи, блины).

    Как называется главная река России? (Волга).

    Как называется основной закон РФ или любого другого государства? (Конституция).

    В какой день в России принято праздновать Новый Год? (в ночь с 31 на первое).

2 конкурс «Загадки»

Детям загадываются загадки. За каждый правильный ответ дети получают балл.

Загадки:

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг -

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный... (ФЛАГ!)

Есть главная песня у нашей страны.
Услышав её, мы вставать все должны.
Единству народа поётся в ней слава,
И восхваляется наше держава.

На свете много песен разных,
Но эта нам важней всего,
Она, как символ государства,
Известна всем до одного. (ГИМН)

Он звучит торжественно,
Все встают приветственно –
Песню главную страны
Уважать мы все должны. (ГИМН)

Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо-чаша.
В окруженье диких скал,
Это – озеро … (БАЙКАЛ)

Стоит Таня
В белом сарафане.
На стройной ножке,
В ушах – серёжки. (БЕРЁЗА )

По всем странам славится
Русская красавица:
Белые одёжки,
Золото – серёжки,
С расплетённою косой,
Умывается росой. (БЕРЁЗА)

Кукла – символ материнства
И семейного единства.
Сарафан её одёжка,
Вся из дерева... (МАТРЁШКА)

На столе стоит пузатый.
Носик – кран его горбатый.
Рядом пряники, конфеты…
Загудит вдруг, как ракета,
Запыхтит, из носа – пар!
Тульский это… (САМОВАР )

Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывут в горячую страну
Там делать в дырочках луну. (БЛИНЫ)

Как хлеба и калачи,
Мы тебя пекли в печи.
Вот теперь гостей встречай,
Пышный русский... (КАРАВАЙ)

3 конкурс «Моя Россия»

Каждой команде дается набор слов. Детям нужно выбрать те слова, которые относятся к нашей стране

1.Какая из этих сказок русская?

-) Снегурочка,

-) Красная шапочка.

2.Какой город является столицей России?

3.Какой город был столицей первого русского государства

-Киев,

4.Какой из названых праздников посвящён проводам зимы?

Рождество,

- Масленица

5. От какого слова произошло слово Родина?

6.Назовите русского поэта?

Александр Сергеевич Пушкин

Фридрих Готлиб Клопшток

7.Какой город есть в России?

Краснодар

8. Что относится к достопримечательностям РФ?

Эйфелева Башня

9. К какой религии относится наша страна?

Мусульманство

Христианство

10. Назовите президента Российской Федерации?

Владимир Владимирович Путин

Серге́й Кужуге́тович Шойгу́

11. Когда в нашей стране празднуется день единства?

12. Назовите народного артиста России?

Лев Валерьянович Лещенко

Сильвестр Сталоне.

4«Барыня»

Дети танцуют барыню. (Жюри выбирает кто лучше).

5 конкурс «Нарисуй Россию»

Команде дается время посовещаться. Капитан оглашает того человека, который будет участвовать в данном конкурсе. На листе бумаги, формата а 4 детям предлагается изобразить все то, что у них ассоциируется с Россией.

Ведущий говорит:

У кого то Россия ассоциируется с замечательной и красивой природой. У кого то с символами России. У кого то с великими людьми. Наша страна прекрасна и могуча. И каждый представляет ее по- своему. Поэтому сейчас у вас будет возможность на листе бумаги изобразить все то, с чем связана у вас наша родина. Жюри будет оценивать внешний вид изображаемого, ну и конечно насколько точно и правильно вы поняли задание. (Дети рисуют, рисунки в конце конкурса передаются жюри).

6-ый конкурс « Я люблю Россию за то…»

Наша конкурсная программа идет к завершению. Напоследок хотелось бы услышать красивые слова о своей родине. Вам всем дается время посовещаться. Затем командир команды выберет человека, который продолжит фразу: «Я люблю Россию за то…» Вы сейчас подумаете и скажите, за что же вы любите нашу страну. А наше многоуважаемое жюри выберет самое красивое изречение. Победитель будет один, который получит балл.

6 конкурс «Флаг»

Ну а пока жюри совещается, на сцену приглашаются капитаны команд. Перед вами представлены разрезные пазлы. Вам нужно их собрать. Ну а что получится, мы увидим в конце.

Итог игры:

Вам понравилась игра? Сложно было отвечать на вопросы?

Все вопросы были посвящены истории нашей Родины. Я надеюсь, вы узнали что-то новое и интересное о России.

Оглашается победитель. Победитель получает приз.

Всем спасибо за игру, спасибо гостям за помощь и поддержку. До новых встреч!

Картотека дидактических игр

по нравственно- патриотическому воспитанию

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал : мяч

Ход игры : все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада.По плану дети ориентируются в пространстве

«Поиски добрых слов» .»

Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение

Материал:

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

Материал:.

иллюстраций, фотографий

Ход игры:

«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Южноуральска

Материал: иллюстраций, фотографий города Южноуральска и Челябинской области

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают

« Флаг России»

(города Южноуральска и Челябинской области ,

г. Челябинска)

Цель:

Материал : полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

«Расскажи о своей семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семь

«Найти флаг России, города Южноуральска,Челябинской области»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал ;картинки с изображением разных флагов

Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный

«Путешествие по городу Южноуральску»

Цель : знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.

Материал : альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей г орода

Ход игры : Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

Ход игры : Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

«Назови кто»

Цель : знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шайгу, Медведев,)

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры : Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

«Наш микрорайон».

Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада

Материал : фотографии и иллюстрации, макет микрорайона

Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада

«Назови виды спорта».

Цель : закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков

Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

«Моих родителей зовут…»

Цель : Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…

Материал: семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал : почтовые конверты, открытки

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

« Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффик -ец

Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут

Китай-китаец, африка-африканец…

«Путешествие по планете Земля»

Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.

Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,

«Узнай по описанию кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал : Картинки и иллюстрации с изображением животного мира.

Ход игры : Воспитатель описывает животное, дети отгадывают,

«У кого какой домик »

Цель : закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.

Ход игры : Медведю – берлога

Белке – дупло

«С какого дерева листок»

Цель : закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев

Ход игры : Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

« Зеленая аптека»

Цель : закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают.Рассказывает о ее целебных свойствах

« Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в

« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности

Материал :»малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц

Ход игры : Воспитатель показывает

Картинку с изображением редких животных и растений

Дети называют

Воспитатель

Рассказывает о них

«Страны и народы"

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира.Рассказывает о них

« Как найти дорожку в детский сад?»

Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры: дети ориентируются по плану и на макете.

« Узнай о ком я говорю»

Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Материал

Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.

«Продолжи пословицу»

Цель : знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.

Материал:

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Народные промыслы»

Цель:

Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества

Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.-

Дети называют

« Мир предметов»

Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода

Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный……

«Собери узор».

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

Цель:

Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры

«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира

Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

«Скажи какой»

Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое

Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей

Мышление

Ход игры ; татарин- татарский, мордвин - мордовский…..

« Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры : Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

«Я имею право...»

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).

Ход игры

Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Кто что делает?»

Цель: формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память

Материал : карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д.

«Путешествие в страну часов.»

Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины. .

Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов

Ход игры Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха,

по цветам, затем изобрели часы…..

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….

Цель: воспитывать внимание, доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого..

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда..

«Какие праздники ты знаешь?»

Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку

«Жилище человека»

Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, .

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….

Литература

1. Альбедиль М.Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. -С-Пб.: Лань,1997.

2. Белобрыкина О.А. Речь и общение.- Ярославль: Академия К., 1998

3.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду М.Просвящение, 1991

4. Вартаньян Э.. История с географией. - Самара: Бахрах, 1996.

5.Ветохина А. Я., Дмитренко З. С «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».- Детство-Пресс ,2013

6. Кожухова Л.Н. С любовью о доме. - Самара, 2002,

7.Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 развив.игр для детей 5-8 лет. - М.: АСТ Астрель, 2003.

10. Сиповский В.Д. Родная старина. - Н.Новгород, 1993.

11.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982

10. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения, М.: Айрис-пресс, 2008.

Подготовила

Воспитатель 1 кв.категории Нехаева Л.К.

МДОУ- детский сад №16 «Елочка»


МБДОУ « Звездочка» ЯНАО г. Ноябрьск Гринюк Людмила Любомировна воспитатель Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей средней группы (в соответствии с ФГОС)

Дидактическая игра: «Дом, в котором я живу»

Цели:
Формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Материал:
Стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры:
Рассмотреть рисунок дома -Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя) -Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: -Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму(папу, бабушку, дедушку)? -А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут? -По какому адресу находится твой дом?
Дидактическая игра: «Помощники в семье»

Цели:
1.Воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, осво- бодить от хлопот. 2.Учить детей строить отношения с другими людьми. 3. Развивать речь детей.
Материалы:
сюжетные картинки с бытовыми сценами.
Ход игры:
Воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: -Что делает дедушка. А как помогает малышка? -Расскажи как ты помогаешь маме(папе, дедушке, бабушке)».
Дидактическая игра: «Родословное дерево»

Цель:
Расширить представление о семье, учить ориентироваться в родословных отноше- ниях, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним.
Материал:
фотографии членов семьи, рис. генеалогического дерева.

Ход игры:

2 мл. гр.
Расспросить, знают ли дети как зовут бабушек и дедушек, маму и папу.
Ср.и ст. гр.
А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет. Какой он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как ча- сто вы встречаетесь(аналогично о бабушке)? Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья.(Информация о родословном дереве на обороте)
Дидактическая игра: «Защитники Отечества»

Цели:
1.Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. 2.Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.

Ход игры:
Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профес- сия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с пара- шютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.
Дидактическая игра: «Наш город»

Цели:
1.Расширить представление о родном городе. Помочь увидеть красоту родного города. 2.Развивать речь детей.
Материалы:
фото улиц г.Ноябрьска.
Ход игры:
Предложить детям рассмотреть несколько фото. -Что это город или деревня? Почему? (Многоэтажные дома, дороги и тротуары заасфаль- тированы, на дороге много машин) -Узнаёте ли вы улицы?(Это улицы нашего города Ноябрьска) Давайте поиграем в игру. Я начинаю предложения, а вы заканчиваете: 1) Мы живём в северном…(город) 2) Наш город называется…(Ноябрьск) 3) Мы живём в Ноябрьске и себя называем…(ноябряне) 4) Г.Ноябрьск – это город газовиков и …(нефтяников) 5) Мы живём у полярного…(круга)
Дидактическая игра: « Подбери орнамент»

Цели:
1.Углубить и расширить знания детей о коренных жителях Ямала. 2.Познакомить с национальным орнаментом.
Материалы:
нарисованная кукла Окся, орнаменты, фото.
Ход игры:
Эту девочку зовут Окся. Она хантейка (есть манси и ненцы). Она живёт на Севере. Одета в тёплую одежду – малицу. На ногах кисы. И одежда и обувь сделаны из оленьих шкур. Малица украшена красивым орнаментом. Давайте подберём для одежды нужный орна- мент.

Дидактическая игра: «Ямал – мой край родной»

Цели:
1.Помочь детям увидеть красоту родного края, познакомить с животным и растительным миром Ямала. 2.Расширить знания детей о коренных жителях Ямала.
Материалы:
иллюстрации северной природы, растений и животных Ямала.
Ход игры:
Показ трёх иллюстраций «Наш край суровый». Уже в ноябре наступает зима. Лето очень короткое. Земля не успевает глубоко прогреться. Поэтому деревья здесь низкорослые. Но посмотрите, как прекрасна тундра в любое время года.
Дидактическая игра: «Символика нашего города»

Цель:
1. Познакомить детей с символикой нашего города. 2. Формировать элементарное представление о символистическом значении герба. 3. Развивать интерес к истории и культуре родного города.
Материалы:
Герб и флаг г.Ноябрьска, герб ЯНАО.
Ход игры:

Герб города Ноябрьска.
Основой герба служит щит. В верхней части щита расположено название города – Но- ябрьск. В нижней части щита видим вышку с керном, разбуривающим северную часть земного шара. Керн упирается в точку земного шара, указывая географическое положение города. Буровая вышка вписана в орнаментальный круг – солнце. Солнце символизирует молодость и перспективность города, а крупный орнамент – принадлежность к ЯНАО.
Флаг города Ноябрьска.
Флаг города Ноябрьска представляет собой полотнище белого цвета, символизирующие северное положение города, чистоту и открытость. В нижней части полотнища волнооб- разные линии чёрного и синего цвета, символизирующие добычу нефти и газа. В верхнем левом углу герб города Ноябрьска.
Дидактическая игра: «Российский флаг»

Цели:
1.Формировать элементарные представления о флаге. 2.Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага. 3.Познакомить с символическим значением цветов российского флага. 4.Развивать речь и обогащать словарный запас.
Материалы:
репродукция В.И.Васнецова «Богатыри»; бело-сине-красный флажок; цвет- ные полоски.
Ход игры
Флаг нашей страны имеет историю. Много веков тому назад вместо флага использовали щит, привязывая к нему на верхушку пучок травы, окрашенный яркой краской. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было «стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села или города». Потом стяги стали делать из ткани, и на них стали вышивать или рисовать красками изоб- ражения святых – «знамения» («Священные знаки»). Так появилось слово «знамя». Зна-
мена тогда имели различные цвета: зелёный, жёлтый, белый, красный. А затем стали ис- пользовать сочетания белого, синего и красного. Белый цвет означал мир и чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Белый, синий, красный – цвета, которые издревна почитались на Руси. Мы говорим синее море, белый свет, весна красна, красна девица, употребляя, слово красный в значении «красивый». Белый, синий и красный – это цвета государственного флага России. Флаг-это отличи- тельный знак государства. Предложить детям из полосок белой, красной и синей бумаги сделать флаг.
Дидактическая игра: «Символика нашей страны»

Цель:
1.Познакомить детей с символикой нашей страны. 2.Воспитывать интерес к истории страны.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть изображение герба. -Что вы видите на рисунке, герба нашей страны. -Кто изображен на гербе (орёл У нашего герба есть своя история. В старину люди очень почитали солнце. Они его пред- ставляли могущественным царём, который днём путешествовал по небу на колеснице, за- пряжённой двумя золотыми орлами. Крылья орла похожи на солнечные лучи. Орёл золо- той, так как этот цвет – цвет солнца. Прошло много лет и солнечную колесницу стали называть двуглавым орлом. Двуглавый, значит с двумя головами. Изображение двуглаво- го орла – теперь герб нашей страны. Герб объединяет всех людей живущих в нашей стране, объединяет нас всех. Кроме герба у нашей страны есть флаг. -Что это? -Как вы думаете, зачем стране, и всем нам нужен флаг. -Что бы объединять нас. -Когда можно увидеть флаг. На праздниках и других торжественных случаях. Воспитатель обращает внимание, что флаг красивый, яркий, обращает внимание на цветные полосы, и объясняет, что каждая полоса обозначает.
Список литературы: 1. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008. 2. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006. 3. Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999. 4. Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006. 5. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005. 6. Народные игры в детском саду / Лялина Л. А., - М., 2008. 7. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. - М., 2008. 8. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006 9. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.