Направление работы по развитию мелкой моторики в средней группе массового детского сада. Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей средней группы

Светлана Крицкая
«Методы и способы развития мелкой моторики у детей средней группы»

Цель : познакомить родителей с методами и способами развития мелкой моторики у детей средней группы

Лекция (5 мин) .

Массаж и упражнение (10 мин) .

Лепка из теста (15 мин) .

Задачи :

1. Лекция о влиянии мелкой моторики на развитие речи

3. Расширить представления родителей об упражнениях с природным материалом для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

4. Познакомить родителей с организацией проведения массажа с использованием ручных тренажеров из имеющихся дома подручных средств .

Ученые педагоги заметили, что развитие интеллекта и речи тесно связано с формированием и развитием мелкой моторики ребенка . Ученые физиологи подтвердили данное наблюдение и установили, что центры головного мозга, отвечающие за движение пальцев и за речь, расположены близко друг к другу. Кроме того, практически третью часть площади участка коры головного мозга, которая отвечает за движение пальцев, занимает проекция кисти рук, которая, в свою очередь, отвечает за двигательную активность. Стимуляция этого центра активизирует процессы речевого центра. Отсюда, развитие пальцев необходимо для формирования у ребенка правильного и более быстрого формирования речевых навыков.

Оказывается, старинные игры в «ладушки» и «сороку-белобоку» не было бессмысленным занятием. Это массаж пальчиков, при котором происходит активизация нервных окончаний на ладошке, а это автоматически ведет к стимулированию работы речевого центра.

Действительно, дети, регулярно выполняющие упражнения на развитие мелкой моторики , раньше начинают говорить, у них быстрее формируется правильная речь, меньше логопедических дефектов речи. В школе у них быстро формируется навык письма и практически не встречается дисграфия. Поэтому ученые настоятельно рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, дети приобретают хорошую подвижность кисти рук, гибкость, у них исчезает скованность движений. Если вместе с упражнением будет звучать стихотворение, которое будто комментирует действие, то в процессе обязательно будут задействованы речь и память

Кроме пальчиковых упражнений, существуют графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики . Их выполнение в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом : «дорисуй сам» , «обведи узоры» , «продолжи узоры» и т. д. (показ работ детей ) .

Важно упражнять руку ребенка при рисовании горизонтальных, вертикальных, прямых линий, наклонных, вогнутых, волнистых, замкнутых форм (показ работ детей ) .

Изготовление разных поделок из природного материала расширяет представления детей об окружающем мире , развивает их внимание , способствует совершенствованию сенсорной моторики и координации движения и их точности (показ работ детей ) .

Давайте выполним несколько упражнений вместе.

1. Массаж рук.

Массаж рук оказывает общеукрепляющие действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц . Так же действует успокаивающим образом

Можно проводить самомассаж шишками сосны, кедра, ели и др.

2. Упражнения.

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца, правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего , безымянного и мизинца.

«Человечек» - указательный и средний палец правой руки «бегают по столу» .

3. Игры с крупой и семенами.

Рисование на манке. На манке, рассыпанной в лотке, можно рисовать пальцем. Рисовать можете все, что сами захотите. Если что-то не устроит, одним движением руки все это разравнивается. Кроме того, можно выложить фигуры или узоры, используя семена фасоли, гороха, арбуза, фиников.

Упражнения с гречихой : прижать кисти рук, скользить, зигзагообразные и круговые движения, ребром ладони и кулачком, поиграть на пианино. Зерна гречихи оказывают положительное воздействие на здоровье. Каждое гречишное зерно похоже на маленькую пирамидку. А любая пирамидная форма концентрирует энергию и передает ее, поэтому влияет положительно на здоровье.

Тренажерами могут быть предметы природного материала, такие как грецкие орехи, косточки из абрикосов и персиков и т. п.

И, наконец, соленое тесто. Основными преимуществами данного материала являются его экологичность, оно безопасно, все необходимые материалы всегда есть дома, а также они доступны и дешевы. Тесто легко отмывается, не оставляет следов. Кроме того, можно получать разные оттенки, если добавить в тесто краску. Из теста можно слепить практически все, что хочется : и любимых героев сказок, и печенье, и пирожные.

Предлагаю встретить ваших детишек, сделать с ними упражнения.

Материалы : подносы с манной крупой, контейнеры с фасолью, грецкие орехи, доски, тарелочки, соленое тесто, шишки, косточки, гречка.

Входят дети и показывают мамам и папам свои упражнения на развитие мелкой моторики .

Стихи читает один ребенок, все остальные делают упражнения :

1 - «Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз- два, раз-два.

Этот зайка под сосной,

Этот под другой.

Дали зайке барабан,

Он ударил трамп - пам – пам».

2 - «Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала,

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю »

3- «Научился два ореха

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы разные писать»

4 - «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Мы расскажем :

Две синицы, воробей,

Один щегол, трое голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватало зернышек».

Я предлагаю всем, и взрослым, и детям вылепить букву, с которой начинается ваше имя и украсить ее семенами.

А теперь наши дети покажут, как они научились владеть рукой.

Рисование по контуру.

1 Дети обводят сложный рисунок по штрихам.

2 Дети рисуют орнамент из крестиков.

3 На одной половине нарисованы линии (горизонтальные и вертикальные) . Дети срисовывают на вторую половину листа.

Публикации по теме:

В первом полугодии мы в группе проводили родительское собрание. Одним из пунктов этого собрания было «Развитие мелкой моторики рук у детей.

Цель: развитие мелкой моторики рук, умения открывать и закрывать, отворачивать и заворачивать разные виды крышечек; развитие активной речи,.

Гры для развития мелкой моторики. Цель:Развитие мелкой моторики рук,активной речи,воображения,умения различать основные цвета и называть.

Конспект НОД для развития мелкой моторики в средней группе «Гуси-лебеди» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию мелкой моторики в средней группе (4 – 5 лет) «Гуси – лебеди» Цель: Развитие.

План самообразования воспитателя второй младшей группы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук» Тема: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Актуальность. Пластилинография – это.

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен­но те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обра­тить их в интересные и полезные игры.Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так­же словарный запас детей.Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать, специально у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Груши и яблоки с пуговицей»

Цель: упражнять детей в закреплении понятий «большая – маленькая груша», учить пристегивать и отстегивать груши, яблоки, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: картинки яблок, груш, нитки, пуговицы, картон для макета деревьев, скотч для «ламинирования».

Ход игры: Поиграем в «Ураган» – дуя на дерево и раскачивая его одной рукой, воспитатель или ребенок отстегивает от него яблоко. «Бабах! Ветер сдул яблоко, оно упало на землю». Предлагают ребенку побыть ветром – подуть, покачать дерево, затем отстегнуть яблоки.

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра: «Накорми колобка»

Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности .

Оборудование: невысокие пластиковые баночки с крышками, крупа (фасоль, горох, гречка и другие).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта.


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Крупинки-придумки!»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).

Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).

Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.



Предварительный просмотр:

«Дорисуй картинку с помощью пробок»

Цель: развивать воображение, творчество детей, мелкую моторику рук.

Оборудование: иллюстрации с изображением цветов, самолета, елки, мухомора, пробки или пуговицы.

Ход игры: воспитатель просит дорисовать картинку с помощью пробок или пуговиц.

Предварительный просмотр:

«Разноцветные прищепки»

Цель : развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Оборудования: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик и другие), прищепки.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.

Наблюдая за деятельностью детей, посещающих 2-ю младшую группу, в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною было выявлено, что многие дети с трудом пользуются ложкой, неуверенно держат карандаш, непростая задача для многих – скатать «колбаску» из пластилина. Также мною было проведено педагогическое исследование с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук детей в группе.

Для проведения исследования были выбраны упражнения, предложенные Ивановой Ю.В. в сборнике: Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.

По результатам исследования выявлено, что при выполнении предложенных упражнений только 19 % детей не испытывали затруднений и выполнили их правильно. Остальные дети выполняли упражнения либо с небольшими затруднениями, либо испытывали значительные трудности. Это выразилось в неточном выполнении движений, с усиленным зрительным контролем, с напряжением, в недостаточной координации рук. Пальцы рук дети сгибали и разгибали синхронно. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребёнок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Из результатов исследования следует, что необходимо проведение работы по развитию мелкой моторики рук у детей данной группы.

Цель комплекса: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 3-4 лет через использование игр с предметами, пальчиковых игр.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

  • улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • улучшить общую двигательную активность;
  • содействовать нормализации речевой функции;
  • развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук могут служить следующие показатели:

У ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

В играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

При составлении комплекса игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 2-й младшей группы я использовала следующие методические пособия: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: Детство-Пресс, 2014; Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014; Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005; Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014; Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

В основу образовательной программы нашего ДОУ положена примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Согласно программе, образовательный процесс строится по комплексно-тематическому принципу. Данная модель позволяет построить образовательный процесс вокруг одной центральной темы, максимально используя разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому я предлагаю пример комплексов игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет, объединённых определённой темой. В комплекс включены игры и упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей ребёнка.

В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит:

Самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них;

Пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек;

Дидактические игры с использованием различных предметов.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, включая её в разные виды деятельности детей в течение дня. Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков.

Комплекс игр и игровых упражнений

Тема: «Я и моя семья»
Цель: формирование умения разгибать по очереди пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках; учить подражать движениям взрослого; укрепление и развитие мышц кисти, указательного и большого пальцев; нормализация мышечного тонуса; обогащение представлений о семье
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж пальчиков «Мышиная семья» Воспитатель рассказывает потешку и демонстрирует детям массажные движения, дети повторяют их за воспитателем. Выполняется самомассаж обеих рук поочерёдно.

Раз гостила у меня

Вся мышиная семья:

Папа-мышка,

Мама-мышка,

Мышь-дочурка,

Мышь-сынишка

И ещё сынок-мышонок –

Самый маленький ребёнок.

(растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к кончику, начиная с большого)

Вот такая у меня

Раз в гостях была семья!

(круговые движения одной ладошки по другой)

Е. Савельева

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Игра проводится сначала на одной руке, затем на другой. При успешном выполнении можно предложить детям поиграть пальчиками двух рук одновременно.

Игра с бумагой: «Выгладим платочки для мамы и для дочки» Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Детям, у которых уже не возникает затруднений при выполнении упражнения, можно предложить сделать тоже самое одной рукой или пользуясь двумя большими пальцами (указательными).
Игра с прищепками «Маленькие помощники» Воспитатель предлагает детям помочь маме (бабушке) развесить на верёвочку разноцветные салфетки, прикрепив их прищепками соответствующих цветов.
Тема: «Осень»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в умении загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию; формирование умения застёгивать/расстёгивать кнопки на одежде, брать мелкие предметы щепотью; формирование произвольных, координированных движений обеих рук; расширение представлений детей об осени
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж грецким орехом Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех.

О.И. Крупенчук

Пальчиковая гимнастика «Осень» Ветер по лесу летал,

(плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой.

Вот последний лист

Ветер бросил на тропинку.

(Укладывают ладони на коленки)

Н. Нищева

Игра-тренажёр «Запасливый ёжик» Познакомьтесь - это ёжик,

Он знаток лесных дорожек.

Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр «Ёжик» с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки.

Игра с фасолью «Золушка» Воспитатель предлагает рассортировать ребёнку фасоль разных цветов по тарелочкам: красную фасоль брать левой рукой и класть в левую тарелочку, а белую фасоль брать правой рукой и класть в правую тарелочку.
Тема: «Домашние животные»
Цель: нормализация мышечного тонуса; формирование умения выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; развитие целенаправленность действий; расширение представлений о домашних животных.
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж шестигранным карандашом Карандаш качу, качу,

Карандаш не уроню

(ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)

Ладошка правая,

(катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),

Ладошка левая,

Катаю ловко и умело я!

(катает карандаш на весу, левая ладонь сверху)

С.В. Ихсанова

Пальчиковая гимнастика «Наши уточки» Наши уточки с утра -

Кря-кря, кря-кря.

Наши гуси у пруда -

Га-га, га-га.

(сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными - получится раскрытый клюв)

Наши гуленьки вверху -

Гу-гу, гу-гу.

(поднять руки вверх и помашите кистями)

Наши курочки в окно -

Ко-ко, ко-ко.

(постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом)

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»

(выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать)

Игра «Шаловливый котёнок» Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок.
Игра «Разрезные картинки» Предложить детям собрать разрезные картинки «Домашние животные» из 6 частей, предложив для образца изображение животного целиком. Для игры дети могут объединяться в пары.
Тема: «Мамин день»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; формирование умения брать мелкие предметы щепотью; развитие целенаправленности действий.
Название игры / упражнения Содержание игры /
Самомассаж крупными бигуди Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу»

Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

Т. Волгина

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка» Кукле кашу я сварю:

(мешаем кашу)

В миску молока налью,

(наливаем молоко)

Положу туда крупу

(насыпать крупу)

И поставлю на плиту.

(поставить на плиту)

Будет каша хороша!

(поднять большой палец вверх)

Кушай, кукла, не спеша.

(пригрозить пальчиком)

Игра «Накорми колобка» Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с крышками с изображением Колобка (отверстие на месте рта), крупную крупу (фасоль, горох).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине, чтобы «Колобок не подавился».

Игра «Собери бусы» Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус.

Список литературы.

1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 96с.

3. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 45 с. – (Школа развития).

4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с.

5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 151 с.

6. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: младшая группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.

"Путешествие в зоопарк"

Задачи:

  • развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук;
  • формировать представления детей о зоопарке, о представителях зоопарка,
    активизировать словарь детей;
  • совершенствовать координацию движений;
  • закреплять элементарные математические представления: форма, цвет предмета;
  • развивать интерес к нетрадиционным формам работы с краской — рисование пальчиками;
  • · воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Ход занятия
Вводная часть
— Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Хотите узнать, что в нём написано? (воспитатель с помощью детей достаёт письмо из конверта и читает)
— Письмо это прислали зверюшки из Зоопарка. Послушайте, что они пишут.

Ребята! В зоопарке появилась озорная обезьянка и устроила беспорядок.
Помогите нам пожалуйста!

— Ребята, поможем зверюшкам. Нам нужно найти озорную обезьянку и навести порядок в зоопарке. Вы согласны отправиться в путешествие в зоопарк?

Но прежде чем отправляться туда, давайте вспомним, кого же мы можем встретить в зоопарке. И в этом нам поможет «сухой бассейн».

Игра «Прятки» (сухой бассейн) Опустите руку, поищите, ощупайте, отгадайте! - Кого ты нашёл (нашла)?… (дети руками ищут и достают из «сухого бассейна». небольшие фигурки животных: обезьяна, жираф, тигр, лев, крокодил, бегемот, носорог, зебра).

— Попробуй левой рукой!
— Покажи всем кого ты нашёл. Кто это?
— Молодцы ребята! Вот сколько разных и интересных животных можно встретить в зоопарке.

Воспитатель: Отправляемся в путешествие!(дети выполняют самомассаж).

Вы готовы, глазки?
- Да! (поглаживание век)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (поглаживание ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
- Вы готовы? (развести руки в стороны)
- Да! (обнять себя руками)

— А нам с вами пора отправляться в зоопарк, чтобы помочь животным. Вставайте все за мной. Готовы к путешествию?

Мы шагаем в зоопарк
Побывать там каждый рад
В зоопарк идём мы дружно,
Нам помочь зверюшкам нужно!

Пришли!
— Посмотрите! На двери висит замок. Чтобы его открыть нам нужно поиграть в игру.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок складывают руки, переплетая пальцы
Кто его открыть бы смог
качают «замок» вправо, влево, сгибая кисти
Мы замочком повертели
круговые движения кистями
Мы замочком покрутили
круговые движения кистями
Мы замочком постучали
не расцепляя пальцев стучим ладошками
Постучали и открыли!
расцепили пальцы, развели ладошки в стороны
— Молодцы! Замок открыт. Проходите в зоопарк (воспитатель приглашает детей к столу, где лежат крышки от бутылок, на которых изображены животные: зебра, жираф, крокодил, бегемот, пингвин, белый медведь, обезьяна)

ИГРА с КРЫШКАМИ
Игра «Посади животное в вольер»
— Посмотрите, сколько здесь разных животных. Обезьянка -проказница открыла клетки и выпустила их. Теперь они потерялись и не могут найти свои вольеры. Давайте поможем им! Согласны? (дети берут в руки крышки с изображением животного и прикручивают ее в нужном месте).

— Посмотрите на этот вольер. Что вы здесь видите? Кто здесь живёт? (перед детьми четыре картинки: лёд-вода-снег; дерево-джунгли; поляна - трава; саванна)

— Какое животное на крышке? Посади его в вольер (дети накручивают на основу крышку с необходимым животным).

ИГРА с ПРИЩЕПКАМИ «Сосчитай животных»

Теперь нам нужно узнать, а сколько же зверей в клетках. Для этого нужно посчитать животных и прикрепить столько прищепок, сколько животных на картинке.

Воспитатель. Молодцы, управились,

И с бедой вы справились.

Нам предстоит пройти по мостику, расставьте руки в стороны и аккуратно пойдем по мостику. (Дети расставляют руки в стороны и идут по досточке друг за другом ).

ИГРА «Кто что любит кушать?»

Кажется обезьянка и тут напроказничала (воспитатель приглашает детей к другому столу, на котором стоят баночки с наклеенными мордочками животных и разинутыми ртами. В центре стола тарелка с перемешанным кормом для этих животных: обезьяна - бананы, медведь - малина, тигр - косточка, жираф - зеленые листочки).

— Медведь что любит кушать? - Малину. Вот вкусная малина. (воспитатель показывает в тарелочке малину) . Малина какого цвета? (красного)

Жираф что любит кушать? - Листочки. Они какого цвета? (зеленого)

Тигр что любит кушать? - Косточки. Они какого цвета? (белого)

Обезьяна чем любит лакомиться? - Бананами. Они какого цвета? (желтого)

— Обезьянка перепутала всю еду животных, нам нужно разобраться и накормить животных. Для этого мы с вами поиграем в игру «Кто что любит кушать»

Воспитатель: Накормили животных, можем отправляться дальше. Пойдем на поляну где всегда цвели цветы! (На «полянке» лежат серединки цветов)

ИГРА с ВЯЗАННЫМИ ЦВЕТАМИ

Вот сюда теперь идите, Проходите, не спешите,

И внимательно глядите! Что же здесь?

А здесь кружочки, А ведь были тут цветочки,

Обезьянка пошалила, все цветочки развалила.

Давайте соберем цветочки. Прикрепим лепестки к серединкам цветка.

(Дети садятся за стол и пристегивают «лепестки» к «сердцевинкам» и украшают полянку)

Воспитатель. Молодцы, ребята!

Ну, теперь нам всем туда. (Ходьба по следам)

Ой, а тут опять беда.

Посмотрите-ка сюда.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ

А здесь обезьяна шалунишка разлила на жирафов краску и теперь наши жирафы без пятнышек. Поможем жирафам? Присаживайтесь к столу. Как же мы сможем нарисовать пятнышки жирафу, если у нас нет кисточек (Ответы детей).

— Да, рисовать мы будем с помощью наших волшебных пальчиков. Сожмите руку в кулачок, а теперь отогните только один указательный пальчик. Он и будет нам помогать.

Для этого мы опустим пальчик в краску и приложим палец к рисунку. так получилось пятнышко. Рядом сделаем ещё одну. Если краска кончилась — повторим: краска-рисунок.
(Дети выполняют работу самостоятельно, воспитатель помогает, поправляет)

(После окончания работы показ — как вытереть пальчик салфеткой).

Здорово мы с вами потрудились. Давайте сделаем себе массаж.

Игра-самомассаж: «Про зверят»
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках,
У тигрят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках,
А у зебры есть полоски, полоски, полоски, полосочки везде.
На лбу, на ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках,

— Посмотрите, кажется, здесь кто-то прячется (воспитатель обращает внимание детей на пальму на полочке. За ней прячется обезьянка) — Да это же наша проказница. Дети давайте расскажем ей о правилах поведения.
— Можно ли убегать из дома?
— А можно ли безобразить и мешать другим?

— Давайте её возьмём с собой в детский сад и научим как себя вести, а чтобы она нас не боялась, мы её погладим и успокоим. Какая обезьянка на ощупь? (мягкая, пушистая, меховая). Ой, что-то обезьянка говорит. Да она приготовила нам подарок. Смотрите, ребята, да это же игра о зоопарке. Давайте быстрее вернемся в детский сад и будем играть в эту замечательную игру! А вот и тропинка.

Тренируйте пальчики

Девочки и мальчики

Станут пальчики сильнее,

Головушка умнее,

А речь красивее.


« Развитие мелкой моторики у детей средней группы в процессе художественного труда»
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием определённых импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, логически рассуждает, у него хорошо развиваются память, внимание, связная речь.
Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, ребёнку приходится удерживать в руках непослушный карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!
Проведённая мною диагностика уровня развития мелкой моторики, позволила сделать вывод, что стало выше качество знаний и умений детей. Сначала прошлого года и на начало нынешнего учебного года количество детей, которые справились с заданием увеличилось на 14%, а количество детей, которые не справились с заданием, уменьшилось на 2%.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне обычное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно беспокоить педагогов и родителей: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать!
Я предлагаю игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые должны следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание должно иметь название и выполняться два-три раза в день.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его большой для него работой. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной и тогда это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые мною систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Итак, развивая пальцы рук, мы будем развивать речь и мышление ребенка и тогда отпадут проблемы в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Хотелось бы повторить основное правило - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов.
Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку.
Художественный ручной труд – это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха.
Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием я решаю не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учу сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, учу помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).
Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка. Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения.
На сегодняшний день проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста очень актуальна. Я считаю: чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.
Вот почему инновационной деятельностью моей работы является приобщение детей к разным видам художественной деятельности.
Поэтому целью моей работы стало развитие мелкой моторики детей посредством выполнения поделок из различных материалов.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1.Формировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы;
2.Развивать цветовое восприятие, композиционные навыки.
3.Воспитывать желание участвовать в художественном ручном труде, делать своими руками игрушки, поделки и украшать ими свой быт, дарить.
Уже во второй младшей группе я проводила кружковую работу «Послушные пальчики», где укреплялись руки малышей. Сначала мы разминали ручки или проводился массаж ладоней ребёнка, а потом приступали к работе. Детям нравилось делать дорожку из гороха для колобка, украшать крупой пасхальные яички, выкладывать на пластилине зернышки (рис, гречка) для петушка, создавать образ пушистой тучки путем отщипывания кусочков бумаги, скатывания её в шарик и прикрепления к фону. Такие упражнения увлекательны для малышей. Они способствуют развитию мелкой моторики, творческой активности, координируют работу глаз и обеих рук. Я учила детей анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Все, что ребёнок делал, осознавая, осмысливая, пропускал через свое сознание. Поэтому, выполняя одно и тоже задание, детские работы получались совершенно разные.
Когда работа находилась на начальной стадии, все занятия с воспитанниками проводились в игре. Детям нравились игры: «Чудесный мешочек», « Логические цепочки из фигур», «Составь узор из крупной мозаики». Все это способствовало раннему развитию мелкой моторики пальцев рук.
В средней группе особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественной деятельности проигрыванием. Ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребята с удовольствием делают атрибуты к сюжетно - ролевым играм: «Магазин», «Семья».
Я думаю, что работа с пластилином способствовала развитию не только мелкой моторики рук, но и фантазии детей. Делая пластилиновые жгутики, скручивая их в круг и овал, у ребят получались вишенки, снеговики, цветочки, цыплята, гусеницы.
В средней группе мы стали делать аппликации из чайной заварки. На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета, далее – брали формы по - мельче. Также начали пробовать складывать из бумаги (оригами), детям эта работа даётся с трудом. Зато сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками! Я сделала вывод, что при создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.
Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить». Для родителей я провела ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей родители могли видеть на выставках. Стенды регулярно обновлялись к праздникам. Дети и взрослые видели плоды своей деятельности.
Наша задача - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Я предлагаю игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1. «Отгадай на ощупь». Цель игры: развивать тактильные ощущения, учиться отгадывать наполнитель на ощупь. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке. Цель: развивать тактильные ощущения.
3. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами. Цель: укрепление пальцев и всей кисти руки, тактильные ощущения.
4. "Резиночка". Для этого упражнения я использую резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
5. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. Задача: учиться выполнять специальные движения пальцами.
6. Игра "Разноцветные снежинки" направлена не только на развитие мелкой моторики рук, но и на формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Я показываю, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, я говорю, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Тогда я прошу детей раскрасить снежинки.
Так как снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
7. "Повтори движение". Цель: развитие мышц пальцев рук, мышление, память.
Я, садясь напротив ребенка, делаю пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь я сижу напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
8. Игры с рисованием. Цель: развитие творческих способностей ребёнка. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для меня, а я - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). У нас в группе есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
9. Игры с предметами домашнего обихода. Цель: развитие речи, фантазии, воображения.
В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Я беру яркий поднос, затем тонким равномерным слоем рассыпаю по подносу любую мелкую крупу. Провожу пальчиком ребенка по крупе. Получается яркая контрастная линия. Разрешаю малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем пробуем вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т.д.).
Подбираю пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываю рисунок сама, затем прошу малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без моей помощи, предлагаю ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Насыпаю в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаю горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладу на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
10. Игры – шнуровки. Цель: пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу»", «справа", "слева», формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант), способствуют развитию речи и развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти пальцев, полезны и детям постарше.
Следует помнить, что от развития тонкой координации движений и ручной умелости зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно сделать вывод, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
Проводимые мною наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
Перебирать крупные деревянные бусы.
Собирать, складывать пирамидки.
Работать со шнуровками.
Застёгивать пуговицы.
Завязывать, развязывать узлы.
Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.
Таким образом, знакомя детей с разными видами художественного труда, развиваются мелкая моторика мышц пальцев рук детей, интерес к деятельности, формируются учебные навыки, познавательный интерес к окружающему, самостоятельность к познанию нового. Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях!