Не говорит в 3. Карлос гонсалес «мой ребенок не хочет есть» - главные выводы книги

Становление речи у детей - очень сложный процесс, зависящий от множества факторов, и какой-то определенной даты, когда ребенок должен начать заговорить, нет. Но если к трем годам малыш упорно хранит молчание, не может связно излагать мысли, его словарь крайне беден, то пора бить тревогу.

Итак, что же «запирает» речь у маленьких детей? Специалисты выделяют 15 основных причин. По своему происхождению их можно разделить на 3 большие группы.

Физиологические причины отсутствия речи

  1. Нарушения слуха . Когда из процесса развития выпадает один из анализаторов, формирования речи резко затормаживается или останавливается совсем, страдает интеллект. Если ребенок не слышит речь взрослых, с трудом ее разбирает, не слышит себя, то и говорить он не будет. Нарушения слуха могут быть врожденными или возникнуть после тяжелой болезни. Малыша нужно обязательно показать неврологу и отоларингологу. Даже если ребенку поставили диагноз «тугоухость», не расстраивайтесь. Сейчас существует немало эффективных методик лечения и обучения слабослышащих детей, которые дают хорошие результаты.
  2. Наследственность . Если развитие ребенка соответствует возрасту, все хорошо, кроме речи, то возможно дело в незрелости нервной системы, которая передается генетически. Расспросите родственников, в каком возрасте заговорили их дети, они сами. Скорее всего, это произошло позже 3 лет. В этом случае нужно просто еще немного подождать.
  3. Неразвитые органы речи, слабый челюстно-лицевой мышечный аппарат . Причины различны: раннее отлучение от груди, слишком короткая уздечка языка, гипотонус мышц и т. д. Определить недоразвитие органов речи можно по следующим признакам: ротик постоянно приоткрыт, из него постоянно течет слюна, твердая пища часто вызывает рвоту. Кроме того, при аномалиях речевого аппарата ребенок не может четко произнести звуки и слова.
  4. Задержка умственного развития , вызванная тяжелыми генетическими заболеваниями (синдром Дауна), внутриутробными вирусными инфекциями (например, краснухой), энцефалитом и т. д.
  5. Неврологические отклонения , спровоцированные гипоксией, родовыми травмами, перенесенной инфекцией и рядом других факторов. Если дело в недоразвитой сенсомоторной сфере, то «запустить» речь помогут регулярные занятия с логопедом и грамотно назначенное лечение.

Развитие речи следует начинать как можно раньше. Как только вы заметили признаки недоразвития, сразу же проконсультируйтесь со своим педиатром. Он направит малыша на консультацию к неврологу, отоларингологу и , назначит необходимые исследования, в зависимости от причины отсутствия речи.

Социальные и психологические причины

Если обследование не выявило никаких отклонений здоровья, то родителям и педагогам следует обратить внимание на социальные и психологические факторы отсутствия речи.

  1. В семье много детей одного возраста . Позднее появление связной отчетливой речи у близнецов, тройняшек, погодков - скорее норма, чем аномалия. Согласитесь, когда у тебя есть интересные собеседники, которые прекрасно понимают и говорят на твоем «птичьем» языке, зачем еще общаться со взрослыми?!
  2. Плохая обстановка в семье . Постоянные ссоры, крики, скандалы родителей, физические наказания, уход отца или матери - не самая лучшая почва для развития ребенка. В таких семьях дети чувствуют себя ненужными, забитыми, виноватыми в проблемах родителей. Они молчат скорее из страха привлечь внимание и быть наказанными.
  3. Ребенок предоставлен сам себе . Чтобы малыш заговорил к 2-3 годам, с ним необходимо много заниматься: развивать мелкую моторику, логическое мышление, фантазию, петь детские песенки, читать художественную литературу, делать артикуляционную гимнастику. Создайте ему базу для хорошей речи.
  4. Телевизор . Да, детские телеканалы с мультфильмами нон-стоп, игры в телефоне и планшете - настоящее спасение для уставших мамы и папы, но такой «досуг» оставляет малыша наедине с самим собой, делает его безучастным зрителем, которому нужно только нажать кнопку. Ему абсолютно не с кем разговаривать, его речь не востребована, словарь не пополняется новыми словами. Такие дети хорошо воспроизводят отдельные фразы из мультиков и передач, но совершенно теряются, когда нужно сконструировать предложение самостоятельно, могут не понять обращенную к ним речь.
  5. Гиперопека . Когда взрослые начинают говорить с ребенком на его лепетном языке, предугадывают желание и настроение по изгибу бровей, хорошего здесь мало. Малышу просто не нужно ничего говорить, он все получит и без слов.
  6. Билингвизм . Если в семье говорят на смеси языков, особенно, если они сильно отличаются друг от друга по фонетике и грамматике, то малыш находится в замешательстве: какой язык главный? Он плохо понимает значения слов, разделяет языки, и до 4 лет такие дети говорят хорошо крайне редко.
  7. Негативное отношение к речи . Когда ребенок теряет интерес к слову, а родители настаивают на его частом повторении, он может замолчать в знак протеста. То же самое может произойти, если родители смеются над неправильным произношением, ударением или употреблением слова, предъявляют завышенные требования.
  8. Стресс, испуг . Случается и так, что ребенок, делающий неплохие успехи в речи, надолго замолкает, пережив сильное потрясение, например, смерть или уход одного из родителей, насилие, стихийное бедствие, аварию и т. д.
  9. Родители слишком быстро говорят, много громких звуков вокруг . Да-да, именно так. Малыш просто не успевает разобрать слова, усвоить их из-за быстрого темпа речи (а уж если один из родителей плохо выговаривает звуки, то и сложность задачи возрастает), ему мешает постоянно включенный телевизор или радио. Как ни странно, здесь друг речи - тишина.
  10. «Больничный» синдром раньше был редким явлением, но сейчас встречается все чаще. Если ребенок долго находится на лечении в больнице, особенно с рождения, он оторван от сверстников, окружающего мира, мама постоянно нервничает, сильно напряжена и не может заниматься с ним полноценно при всем желании. Такие дети начинают говорить позднее сверстников.

Устранить психологические и социальные причины отсутствия речи, легче, чем физиологическом. При грамотном подходе, правильно выстроенных занятиях со специалистами, ребенок быстро наверстывает упущенное время.

Одним из главных факторов полноценного развития ребенка является речь. Благодаря этому навыку формируются все основные психические процессы: внимание, память, мышление.

Становление и активное развитие речевых навыков происходит в первые три года жизни. Если темп освоения языка замедляется или останавливается, то в логопедии это называется задержкой речевого развития (ЗРР). Дети с ЗРР в будущем испытывают большие трудности при обучении письму и чтению.

Что делать, если ваш ребенок не разговаривает? Как вовремя распознать ЗРР? Каковы причины этой патологии? Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Нормы развития речи

В науке выделяется три этапа развития детской речи. В норме ребенок должен пройти их все:

  1. Доречевой этап. Возникает в первые месяцы жизни и длится до одного года. Формирование речи начинается с произношения определенных звуков, которые называются младенческим лепетом и гулениями.
  2. Дограмматический этап длится до двух лет. В это время закладываются основы словообразования.
  3. Грамматический этап начинается в три года. Ребенок учится говорить правильно, учитывая окончания, запоминает порядок слов в предложениях.

Возраст

Что должен уметь произносить ребенок

1-й месяц

Формирование речевых зон тесно связано со слухом. На 14-15-й дни малыш должен реагировать на внешние звуки, особенное оживление вызывает голос мамы. Чуть позже он способен различать интонацию. На грубый, резкий голос он начинает кукситься, а на спокойное, ласковое обращение улыбается. Единственным способом общения на этом этапе является крик.

К концу первого месяца ребенок успокаивается под мелодичный напев. Здесь нужно и важно петь колыбельные.

2-4-й месяцы

Услышать гуления можно на 2-м месяце. Сначала ребенок начинает агукать. Чуть позже он уже может протягивать несколько гласных звуков - получается свирель. Лепет появляется ближе к 4-му месяцу. Важно, что агуканье наблюдается даже у частично или полностью глухих малышей.

5-6-й месяцы

Ребенок внимательно наблюдает за движениями губ взрослых, пытается подражать. Многократные попытки закрепляют двигательный навык губами. К полугоду малыш говорит слогами короткие слова: ма-ма; ба-ба; тя-тя и т.п.

7-9-й месяцы

Процесс становится осмысленным. Ребенок начинает соотносить слова с окружающими предметами, действиями и явлениями. «Тик-так» означает часы, «бух» - падать. Также активно в лексикон входит слово «дай»! Ребенок запоминает не только новые слова, но и реакцию на них окружающих. Так начинают формироваться временные связи.

10-12-й месяцы

Речь в основном представлена существительными, которые ребенок употребляет только в единственном числе и именительном падеже.

1-1,5 года

В год возникают первые попытки составить короткое предложение в виде просьбы: «Мама, дай-дай!». Ребенок запоминает словесные обозначения частей тела, названия игрушек, имена взрослых. В этот период в речи появляются глаголы в форме повелительного- наклонения: «Иди!»

1,6 -2 года

Активные период развития самостоятельной речи. Ребенка интересует всё, что его окружает. Он постоянно задает вопросы и при этом многократно повторяет ответ, пытаясь заучить его. В этом возрасте он может односложно ответить на общий вопрос, понимает короткие вопросы, которые начинаются со слов «где», «что», «кто».

3 года

Появляется активное и пассивное слушание. Ребенок прислушивается к разговорам взрослых, любит слушать сказки, стихи. Это важный этап для формирования активного словарного запаса.

Важно! До 1,5 лет ребенок имеет пассивный словарь из 30-80 слов. Период резкого скачка в развитии речи происходит в возрасте 1,5-2 лет. В этот период ребенок знает уже около 300 слов. К трем годам количество слов увеличивается в четыре-пять раз.

Причины задержки речевого развития у детей

К постановке диагноза ЗРР могут привести следующие причины:

  1. Родовая травма, которая привела к внутричерепному кровоизлиянию. При этом могут быть травмированы речевые зоны головного мозга, что впоследствии приведет к задержке речи у ребенка.
  2. Инфекционные, вирусные заболевания, перенесенные на сроке от четырех недель до четырех месяцев беременности. Развитие в этот период внутриутробной патологии способно вызвать грубое недоразвитие речи.
  3. Черепно-мозговые травмы, тяжелые заболевания в возрасте до трех лет могут дать осложнения на слух, зрение и речь.
  4. Задержка речевого развития часто связана с педагогической запущенностью или гиперопекой. В первом случае взрослые неохотно поддерживают общение с малышом, все попытки ребенка вступить в активный разговор пресекаются. При чрезмерной опеке все действия и желания ребенка предугадываются наперед. Это лишает малыша стимула к развитию коммуникативных навыков.
  5. Неполноценное речевое окружение, которое представлено глухонемыми родителями, родственниками с дефектами речи. В этом случае ребенок скопирует все недостатки речи у взрослых. К ЗРР приводит и ограничение социальных контактов вследствие болезни.
  6. Патологии в физическом развитии. Недоразвитие речевых зон, апраксия мышц лица, волчья губа, критически малый вес при рождении, незрелость плода при многоплодной беременности.
  7. Наследственность. Если кто-то из родителей имеет тугоухость, то есть риск рождения малыша с такой же патологией.
  8. Психические нарушения. Если к трем годам ребенок плохо разговаривает, то это может быть симптомом аутизма, олигофрении. К отказу от активной речи приводят травмирующие ситуации, длительный стресс, сильный испуг.

Следует знать, что небольшая задержка в развитии речевых навыков может наблюдаться в семье, где родители говорят на разных языках. Для одновременного усвоение двух и более языков в раннем детстве требуется немного больше времени. Обычно к четырем-пяти годам разговорная речь у детей-билингвов достигает нормы.

Признаки задержки речевого развития у детей

Диагноз ЗРР ставится только в раннем дошкольном периоде. Но обычно при своевременном обращении к специалистам этот дефект удается исправить.

Первые тревожные звоночки можно заметить уже на первом году жизни ребенка. Отсутствие эмоционального отклика на игрушки или улыбку взрослого, замедленная реакция на происходящее вокруг могут говорить о неврологических проблемах. В шесть-семь месяцев ребенок способен часами издавать различные звуки, он активно лепечет, а к году пародирует мимику родителей. Если вы не замечаете этого у своего ребенка, то следует проконсультироваться с врачом.

О проблемах в речевом развитии могут говорить еще и следующие признаки:

  • В 1,5 года малыш не откликается на свое имя, не понимает простейших просьб, не говорит «мама», «няня», «папа». Есть трудности с жеванием и проглатыванием твердой пищи.
  • К двум годам ребенок говорит лишь несколько простых слов, не пытается связать их в предложения. Малыш не запоминает новые названия предметов, имена.
  • В 2,5 года активный словарь состоит из 10-20 слов. При этом ребенок не может назвать частей своего тела, не понимает простых вопросов: «Кто это?», «Где мама?», «Как зовут собачку?». Вместо просьб малыш мычит и показывает пальцем.
  • В три года ребенок - редкий молчун или его речь очень неразборчива. Даже близкие люди понимают его с трудом. Малыш не умеет активно слушать, стихи и сказки его утомляют.
  • Растягивание слов, слишком замедленная речь. При этом в семье подобных нарушений ни у кого нет.
  • Общение происходит с помощью зеркальных фраз, которые он слышит от взрослых. Также речь ребенка представлена заученными фразами из мультиков, игр.
  • Независимо от возраста малыш постоянно держит рот чуть приоткрытым. Чрезмерное выделение слюны без челюстных патологий.

Не стоит принимать за ЗРР чрезмерную избирательность малыша в собеседниках. Если вы переживаете, почему ребенок не разговаривает в незнакомом месте, избегает контактов с малознакомыми людьми, включая детей на детской площадке, то обратитесь за консультацией к детскому психологу. Возможно, ребенок смущается или боится быть отвергнутым.

Что делать для речевого развития ребенка

Для полноценного речевого развития крайне важно создать эмоционально благоприятную обстановку. Активно побуждайте ребенка к проговариванию просьб, желаний. Всегда старайтесь слушать внимательно речь малыша, не перебивайте его и не торопите, не поправляйте без надобности, не критикуйте. Всё это будет положительно влиять на формирование речевых навыков.

Как научить ребенка разговаривать, если вы уже заметили отставание в речевой деятельности? Здесь важно уделять больше времени живому разговору, ведь телевизор и радио не дадут эмоционального подкрепления, которое очень важно для мотивации ребенка к разговору.

Однако не проявляйте чрезмерной активности с разговорными просьбами: «Скажи, что это?», «Назови, что ты видишь?». Такой напор родителей зачастую приводит к обратной реакции. У ребенка может сформироваться речевой негативизм, когда малыш молчит, выступая против чрезмерного внешнего давления.

Все выученные слова сначала попадают в пассивный словарь, потом ребенок их начинает использовать в речи. Нужно лишь подтолкнуть ребенка к активной коммуникации.

В этом поможет использование ритмики. Подвижные игры со звуковыми или музыкальными эффектами, настольные групповые игры с живым активным общением позволяют ребенку стать более раскрепощенным, и слова сами будут срываться с губ.

Ежедневно используйте методики для развития и стимулирования мелкой моторики. Центры головного мозга, которые отвечают за движения руки и пальчиков (мелкая ручная моторика), и зоны артикуляции находятся в тесной взаимосвязи. Если вы развиваете руки, речь может «подтянуться» автоматически. Хороший результат дают пальчиковые игры («сорока-белобока»), массаж подушечек пальцев, перебирание крупы, собирание пазлов, шнурование, игра на музыкальном инструменте. Для рисования выбирайте твердые красители - мелки, карандаши. Если малыш предпочитает краски, то вместо кисточки используйте пальчики.

Постоянно говорите с ребенком, проговаривайте все совместные действия, следите за правильностью и четкостью своей речи. Развивайте слух, внимание. Для этого играйте в игры «Узнай, кто говорит», «Сломанный телефон (узнать слово по шепоту)», «Какой инструмент сейчас проиграл?».

Для правильной постановки звуков обязательны занятия с логопедом. Если задержка речевого развития связана с психическими или неврологическими нарушениями, то нужно посетить невролога, дефектолога и психиатра.

Неоказание грамотной поддержки в младшем возрасте может привести к отставанию в умственном развитии, проблемам с адаптацией, замкнутости, инфантилизму, формированию своеобразных черт характера.

При активных занятиях и своевременном лечении ЗРР полностью устраняется до школы. В старшем возрасте никаких отклонений не наблюдается. Самое главное не откладывать обращение к специалистам!

Всякий ребёнок – личность, которая развивается в строго индивидуальном темпе. Эта непреложная истина относится и к речевому развитию, поскольку один карапуз уже в полтора года сыплет словами, а другой и в четыре годика молчит, словно сыч. Однако имеются определённые возрастные нормы, по которым можно судить, насколько малыш отстаёт или опережает своих ровесников. Например, иной трёхлетка способен выстраивать речевые цепочки с употреблением различных частей речи. Но так случается не со всеми ребятишками, вот почему сегодня мы поговорим о том, что волнует многих родителей: ребенку 3 года – не разговаривает, не поддерживает беседу.

Как в норме развивается речь?

Специалисты выделили несколько нормативных периодов формирования речи, по которым можно судить, как развивается эта высшая психическая функция у ребёнка. Если у крохи имеются какие-либо проблемы с языковыми навыками, необходимо вспомнить, насколько точно он проходил указанные ниже этапы:

8 недель – малыш интонационно выражает радость и недовольство;

3 месяца – появляется агуканье и повторение некоторых звуков;

5 месяцев – кроха начинает повторять слоги;

12 месяцев – в детской речи возникают первые словечки;

24 месяца – маленький говорун произносит предложение из двух-трёх слов;

2, 5 годика – время появления многочисленных вопросов;

3 года – ребёнок обладает словарём в 300-500 слов, выстраивает фразы, которые состоят из различных частей речи, включает в предложения предлоги;

4 года – малыш говорит на понятном взрослому языке.

Безусловно, эти данные являются усреднёнными, однако игнорировать их также не следует, поскольку сравнение с такими показателями позволяет говорить о приблизительном соответствии возрастным нормам.

Что же касается трёхлетнего возраста, то мама и папа уже управляют поведением ребёнка при помощи речи, а не жестового языка или коротких слов («дай», «принеси», «кошка»). Теперь родители могут передавать малышу двухсложную инструкцию. Например, «Сначала сними кофточку, а потом брюки».

Опять же в норме трёхлетка уже должен понимать простую речь окружающих людей. А вот внятное произношение не всегда формируется именно к этому возрасту, поскольку оно возможно, если достаточно развит периферический речевой аппарат, включающий органы дыхания, зубы, язык, мягкое нёбо и т.д.

Если же ребенок не говорит в 3 года, необходимо обратиться к специалистам, установить причину недоразвития речи и выбрать правильную тактику работы с малышом. Ведь затягивание грозит серьёзным отставанием детей от ровесников. А чем старше ребёнок, тем сложнее наверстать упущенное.

Почему ребёнок не разговаривает?

Некоторые «неполадки» в физическом и психологическом развитии протекают совершенно незаметно от родителей и обнаруживаются только на плановом медицинском осмотре. Если же родители замечают отставания в развитии языковых навыков, посещение невролога обязательно. Узкий специалист установит точные причины нежелания или неумения ребёнка общаться.

На дальнейшее формирование речевых функций большое влияние оказывают множественные физиологические факторы, которые к тому же могут ещё и сочетаться. Среди частых причин недоразвития речи выделяют следующие:

Недостаток кислорода в течение всего периода вынашивания малыша или асфиксия во время родов;

Недоношенность или, напротив, переношенная беременности (в первом случае мозговые зоны недостаточно сформированы, во втором – возможны проблемы при родах из-за большой массы ребёнка);

Осложнённая родовая деятельность;

Приём каких-либо серьёзных медицинских препаратов, негативно повлиявших на развитие основных систем органов у плода (особенно опасны лекарства в первом триместре);

Патология органов слуха – речь и слух тесно связаны друг с другом, поэтому часто языковые умения запаздывают из-за проблем со звуковосприятием.

Нельзя отрицать и вероятность так называемой социальной депривации (неудовлетворение жизненно важных потребностей). Если ребёнок с первых недель жизни предоставлен сам себе, то речевые навыки не развиваются из-за недостатка общения и стимулов к коммуникации.

Некоторые родители уделяют время лишь уходу за карапузом, не особо касаясь психологического аспекта. К примеру, работа, личные проблемы переходят на первый план, а малышу достаётся в лучшем случае общение с телевизором. Однако в раннем возрасте, когда речь развивается гигантскими темпами, подобное отношение просто недопустимо.

{reklama2}

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года?

Прежде всего, чтобы карапуз залепетал в нормативные сроки, а тем более захотел общаться, необходимо с самого начала жизни формировать точную моторику – именно ручек и пальчиков. Учёные давно доказали, что моторные умения теснейшим образом связаны с речевыми навыками.

Опытные специалисты способны «опознать» неговорящего ребёнка по очень простому тесту с условным названием «Покажи палец». Карапузу предлагают показать сперва один палец, потом два-три, демонстрируя образец. Если пальцы двигаются изолировано, значит, предварительно можно говорить о нормальном развитии, при возникновении трудностей (напряжённые пальчики или чрезмерно вялые) предполагают выраженные нарушения речи.

Вот почему мамы, столкнувшиеся с такой проблемой, как неумеющий или нежелающий говорить ребёнок, должны понимать, что, прежде всего, важно трудиться над совершенствованием мелкой моторики и стремиться к ловкости и координированности в работе пальчиков. Это будет великолепным заделом для успешного развития речи.

В качестве примера приведём самые обыденные занятия, которые могут выполнять родители без специального образования и навыков:

Пальчиковые игры и гимнастика (уже с полугода и даже раньше), сопряжённые с чтением коротких стишков и потешек; ​ обязателен массаж ручек и каждого пальчика в отдельности;

Обучение застёгиванию и расстёгиванию различных застёжек – пуговок, молний, липучек, шнуровок;

Нанизывание на леску или шнурок крупных бусинок, макаронин;

Перебирание и сортировка фасоли, прочих зерён;

Забавы с различными вкладышами;

Разрывание пальчиками бумажек или обычных газетных листов;

Игры с пластилином или мягким тестом.

Как видите, для реализации подобных игр не требуется никаких дополнительных затрат, необходимо лишь желание мамы ускорить детское развитие. Во всех перечисленных развлечениях активнейшим образом участвуют пальцы. Однако важно понимать, что все забавы с мелкими предметами должны проходить под строгим родительским контролем.

Здесь мы намеренно не касаемся медицинских аспектов развития речи, поскольку серьёзные языковые трудности в раннем возрасте ВСЕГДА тянут за собой или являются следствием других психофизических проблем, вплоть до умственной отсталости. Поэтому крайне важно пройти комиссию, состоящую из нескольких специалистов, которые и подскажут конкретные шаги. В некоторых ситуациях приём медицинских препаратов обязателен!

Скорее всего, всё нижесказанное вы уже не раз слышали и читали, однако повторить рекомендации специалистов нужно обязательно. Итак, что же советуют логопеды, неврологи, психотерапевты и дефектологи, чтобы ускорить речевое развитие неговорящего трёхлетки? Ваши действия могут быть следующими:

1.​ Как можно чаще общайтесь с карапузом. Прогуливаясь по парку, объясняйте каждую перемену в погоде и окружающей среде. Во время приготовления пищи рассказывайте о каждом своём шаге, последовательности действий.

2.​ Ваши слова должны быть максимально понятными и чёткими. Предложения формулируйте правильно, говорите медленно, «чеканя» каждый слог. Соблюдайте паузы и промежутки между предложениями. И обойдитесь без сюсюканий. Обязательно задавайте ребёнку вопросы, требующие развёрнутый ответ.

3.​ Откажитесь от излишне частого просмотра телевизора, даже если там демонстрируют развивающие передачи. Для любого карапуза крайне важна живая эмоциональная речь, а для неговорящего – она необходимо вдвойне или втройне. Поэтому читайте сказки, пойте веселые песни, побуждая кроху к вам присоединиться.

4.​ Не торопитесь заканчивать знакомый ребёнку стих или рассказ – произнеся начало строки или предложения, предлагайте ему сказать окончание. Обязательно рассматривайте картинки и изображения в книжках, прося назвать животное или предмет, изображённый на них.

5.​ Не нужно выполнять за трёхлеткой каждую его просьбу, сопровождающуюся к тому же жестом. Старайтесь добиваться озвученного прошения, иначе вы никогда не добьётесь желания говорить. Зачем? Ведь мамочка и так всё делает.

6.​ Не забывайте, конечно, про пальчиковые игры. Если же проблемы с периферическим речевым аппаратом (например, неправильный прикус), попробуйте поделать миогимнастику. Самый простой способ – «поцелуйчик», когда малыш вытягивает губы и чмокает.

7.​ Обязательно занимайтесь работой с натуральными природными материалами. Это может быть собирание фигурок из камней, шишек, вырезание из овощей. Осязание крайне важно для формирования языковых умений.

Кстати, ребятишки, пошедшие в садик, начинают развиваться быстрее. Связано это с «окунанием» в языковую среду – ребёнок просто вынужден взаимодействовать со сверстниками, а также причиной тому служит отрыв от матери, которая прежде с полуслова и полунамёка понимала своего молчащего карапуза.

Игрушки для неговорящего ребёнка

Формирование речи и мыслительных навыков крайне сложно представить без предметной деятельности, то есть без взаимодействия с игрушками. Даже, казалось бы, обычные и ничем непримечательные погремушки в младенческом возрасте выполняют важнейшую роль – развитие слухового восприятия.

Для ребёночка до года подойдут также кубики из различных материалов (тканевые, деревянные, пластиковые), пирамидки, обязательны также музыкальные инструменты – свистки, дудочки и барабан. Все они формируют звуковосприятие, тактильные ощущения и мелкую моторику.

Годовалому малышу уже вполне можно предоставить безопасную акварель и предложить изобразить что-нибудь необычное. Да, это будут обычные каракули, зато выполненные детскими пальчиками, без помощи взрослых, то есть развивается попутно и самостоятельность.

Трёхлетние детки обычно любят рисовать, выкладывать пазлы, собирать узоры из мозаики, конструировать. Неплохая идея – приобрести электронную игрушку, за которой необходимо повторять какие-либо слова. Однако играть в неё нужно понемногу, поскольку живое общения с мамочками никаким «крутым» гаджетом заменить нельзя.

Если ребенок не говорит в 3 года, не нужно ждать, пока всё «устаканится», а следует незамедлительно обращаться к врачам. Да, каждый карапуз развивается в собственном ритме, отличном от прочих ребятишек, но даже если ваша тревога окажется ложной, вы просто удостоверитесь, что всё хорошо и получите рекомендации, как побудить ребёнка к общению. Если же обнаружится какое-либо отклонение, то следует тут же приступить к лечению и целенаправленным занятиям. А выполняя наши советы, вы поможете своему молчуну скорее заговорить и догнать уже вовсю болтающих сверстников.

Увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии в нынешнее время является неутешительной тенденцией. Все чаще можно встретить родителей, которые обеспокоены тем, что ребенок не хочет говорить или говорит с явным отставанием от нормы. Когда малыш еще совсем кроха, то, безусловно, каждый из взрослых живет с надеждой, что в будущем все изменится. Но, если ребенок достиг трехлетнего возраста, а данная проблема не исчезла, то ожидать «чуда» уже неразумно. Здесь пора серьезно задуматься над тем, что мешает малышу заговорить.

Первое, что должны сделать родители – это убедиться в том, что у ребенка нет дефектов слуха, и его центральная нервная система находится в норме. Это позволит в дальнейшем более точно определить основную причину задержки речевого развития и найти правильные пути к ее устранению.

Достаточно часто можно услышать мнение, что, как только малыш пойдет в детский сад и начнет общаться со своими сверстниками, то он обязательно заговорит. Ведь дома не всегда у родителей есть возможность вовлекать его в постоянное общение, а в саду, чтобы играть и дружить с детками, ребенок будет вынужден заговорить. В принципе, это утверждение отрицать нельзя. Но, как показывает практика, так происходит не всегда. Хоть словарный запас и увеличивается в некотором роде, но четких и понятных слов может так и не появиться, а общение жестами и звуками по-прежнему будет на первом месте.

Так почему же ребенок 3 лет не говорит, если в целом он абсолютно здоров и у него нет отклонений в умственном развитии? Разве общение не является основой для успешного становления речи?

Основываясь на многочисленных исследованиях ученых (логопедов, дефектологов, невропатологов) можно с уверенностью заявить, что нет, не является. Разговаривать с ребенком, читать книжки, разучивать чистоговорки, стишки и т.д., безусловно, необходимо. Но главный аспект кроется не здесь.

Что делать, если малыш не хочет говорить

Чтобы малыш вовремя заговорил и, более того, захотел говорить, практически с первых дней жизни ему нужно развивать мелкую моторику пальцев рук (не следует путать с развитием общей моторики). Доказано, что если двигательные навыки пальчиков развиты согласно возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и, соответственно, наоборот.

Многим специалистам, чтобы понять, говорящий перед ними ребенок или нет, достаточно провести небольшой эксперимент-игру (назовем ее «Покажи пальчик»). Малыша просят показать сначала один пальчик, затем два и три, при этом демонстрируют ему, как это необходимо делать. Если движения пальчиков изолированные, то всё в норме, если же возникают определенные трудности – есть напряжение в пальцах или они, наоборот, вялые, малыш показывает их все вместе – то на лицо явные проблемы с речью. Поэтому родители, которые столкнулись с тем, что ребенок не хочет говорить или не может, должны запомнить, что в первую очередь необходимо работать над развитием движений пальчиков рук и стремиться, чтобы они стали свободными и ловкими. Только в этом случае речь будет развиваться успешно и соответственно возрасту.

Для этого с ребенком нужно играть в любые пальчиковые игры , начиная с 6-7 месячного возраста, делать массаж на ручках, а в 3 года малыш обязательно должен сам застегивать пуговицы или хотя бы пытаться это сделать. Кроме этого, очень полезными для него будут различные шнуровки, завязывание и развязывание на лентах, шнурах или тесемках узелков. Нанизывание на нитку бусин или пуговиц, перебирание ручками крупных деревянных бус, игры во вкладыши и с пирамидками. Даже самые простые забавы – разрывание бумаги или газеты на мелкие кусочки, а также скатывание шариков из пластилина, являются не менее эффективными в развитии мелкой моторики пальцев рук. Ведь при этих энергичных движениях участвуют все пальчики, а это очень важно.

Также родителям, у которых ребенок 3 лет плохо говорит, следует помнить, что разговаривать с ним нужно на нормальном и понятном языке, никакого сюсюканья и лепета, не повторять детские «словечки» и постоянно исправлять ошибки в его речи. А при использовании ребенком жестового общения нужно делать вид, что ничего непонятно, и добиваться от него произношения слов, а то и коротких предложений. Конечно же, бить тревогу о том, что малыш не говорит, следует, не дожидаясь трехлетнего возраста, когда проблема уже может достаточно глубоко укорениться. В силу этого, наряду со всеми утешительными доводами близких и знакомых, что со временем малыш будет, что «воробышек чирикать», все же уделяйте его пальчикам достаточно много внимания. Ведь именно они помогают ребенку заговорить.

Тагиева Ирина специально для сайта

Речь - основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей.
«А что, если он отстает в развитии? А вдруг он так и не научится говорить?»
Если ребенок не говорит в 3 года, уже нужно предпринимать определенные меры для решения данной проблемы. Детский возраст от года до пяти - самый пластичный для развития и коррекции речи, именно в этот период можно исправить многие логопедические нарушения.

Как развивается речь

Новорожденный ребенок не умеет разговаривать, этому навыку он обучается в первые годы жизни. Именно так малыш адаптируется в окружающем мире. Он начинает различать речь взрослого, которая может побуждать или запрещать, учится выражать вербально свои желания и мысли. Известно, что дети, которые росли в изоляции от других людей, впоследствии не смогли научиться связно разговаривать, несмотря на то, что соответствующие зоны мозга были вполне сформированы.

В становлении речи можно выделить три периода:

Первоначальный этап

Начальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых - гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.

Формирование активной речи

В период от 1 года до трех лет резко растет словарный запас, как активный, так и пассивный. В два года ребенок начинает пользоваться речью для общения, он уже складывает фразы из двух-трех слов. Сначала малыш многие слова произносит неправильно, но постепенно произношение становится более отчетливым. Речь ребенка в 3 года должна быть понятна незнакомому взрослому, а не только близким родственникам.

Монологическая речь

От трех до пяти лет речь постепенно становится грамматически правильной, появляются предложения, которыми ребенок уже способен связно рассказать о каком-то событии. Произношение становится еще лучше: малыш может понять, какие звуки у него не получаются и старается это исправить.

Речь - это сложный составной навык. Для его развития важна основа - правильно сформированные отделы головного мозга, от которых зависит понимание речи и умение говорить (зона Брока). Они созревают в разное время, поэтому сначала малыш учится различать речь, а потом говорить. Первый процесс связан со становлением речевого слуха (способностью различать слова), а второй - с «тренировкой» артикуляционного аппарата.

Задержка в развитии речи

Задержка в развитии речи бывает связана с отставанием созревания соответствующих зон головного мозга, недостаточным развитием артикуляционных мышц или сенсорными недостатками. Последний фактор можно заметить уже к окончанию первого месяца жизни. В этот период должно возникнуть слуховое сосредоточение - специфическая реакция на речь взрослого, особое внимание к ней. На основе этого процесса затем формируется различение речи. Отсутствие слухового сосредоточения может быть связано с глухотой или органическим поражением головного мозга.

Если логопед в 3 года поставил ребенку диагноз «задержка речевого развития», родителям не стоит сразу воспринимать данный факт как что-то страшное. Это просто констатация того, что словарный запас ребенка меньше нормы, он по какой-то причине не спешит пользоваться речью для общения.

Задержка – это некоторое отставание, а не нарушение развития. У большинства детей такой диагноз просто снимается по достижению 4–5 лет, поскольку они догоняют своих сверстников.

Причины отставания в развитии речи

Все причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

Внутренние причины

Они связаны с мозговой дисфункцией, которая возникает из-за проблем во внутриутробном развитии (например, резус-конфликт, гипоксия плода), по причине тяжелых родов (асфиксия) или повреждений головного мозга, возникших после рождения (сотрясение, повышенное внутричерепное давление и т. д.). Также это могут быть нарушения слуха. При выявлении речевых патологий следует обязательно исключить эту причину.

Имеют значение физиологические различия между полами. Для развития речи важны нейронные связи между полушариями - у девочек они формируются быстрее: у них лучше развито мозолистое тело, связывающее правое и левое полушарие. В то же время исследования австралийских ученых показали, что высокий уровень тестостерона в крови матери приводит к замедлению развития зон мозга, отвечающих за активную речь. Именно поэтому нарушения речи у мальчиков встречаются в два-три раза чаще. Впрочем, с возрастом различия стираются.

Не последнее место в становлении речи играет наследственность. Если родители начали говорить поздно, то и ребенок может развиваться по тому же сценарию.

Внешние причины

Эта группа причин связана с особенностями воспитания и общей обстановкой в семье.

Гиперопека приводит к отсутствию у ребенка потребности говорить: зачем, если ему и так все дадут?

Другая причина отставания развития речи - педагогическая запущенность, явная или скрытая. Бывает, что с ребенком в семье просто не говорят и не побуждают к этому. Известно, что дети развиваются путем подражания и повторения за взрослым. Недостаток внимания и совместной деятельности замедляет формирование коммуникативных навыков. Если взрослые включают малыша в свой разговор, задавая вопросы и побуждая отвечать на них, проблем с речью обычно не возникает.

Еще одна проблема современности - подмена живого общения электронными устройствами. Родители, постоянно отвлекающие внимание ребенка мультфильмами или компьютерными играми, обедняют его активный опыт. А телевизор, непрерывно работающий в комнате, где находится ребенок, создает информационную перегрузку. В таком случае малыш просто перестает реагировать на человеческую речь, постоянно «забивающую» его слух.

Стрессы и перенесенные заболевания тоже могут стать причиной временной задержки развития речи в 3 года.

Пример из практики: к логопеду обратилась мама с дочкой 3 лет. Жалуется, что ребенок практически не говорит, хотя выполняет просьбы, может показать предметы, о которых ее спрашивают. В целом, девочка очень стеснительная и необщительная, играть предпочитает одна и только двумя-тремя привычными игрушками. При сборе информации выяснилось, что в возрасте двух лет девочку отправили жить к бабушке на полгода, поскольку у мамы были тяжелые роды, и она длительное время находилась в больнице со вторым ребенком, а папа работал вахтенным методом. Семья уже полгода как воссоединилась, но девочка словно «забыла» даже те слова, которые говорила в два года. Стресс от переезда вкупе с личностными особенностями характера малышки привели к тому, что ребенок просто замкнулся в себе.


Что предпринимать, если ребенок не говорит

Если ваш ребенок в 3 года плохо разговаривает или вообще молчит, первое, что нужно сделать – это пройти полное медицинское обследование. Врач-невролог выяснит, нет ли у ребенка неврологических нарушений. Лор проверит слух и обследует артикуляционный аппарат. Психолог определит, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам. Логопед проведет тесты, которые помогут оценить уровень развития речи.

Если перечисленные выше причины исключены, значит, с ребенком все в порядке, и он просто относится к категории «молчаливых» детей. Такие малыши могут долгое время использовать только невербальные методы общения, а затем начинают сразу разговаривать связными предложениями. У молчунов нет проблем с пониманием обращенной речи, они выполняют все просьбы взрослого и активно интересуются окружающим миром. Как научить такого малыша разговаривать? Его достаточно подтолкнуть в нужном направлении, призывая к диалогу с домочадцами или детьми в развивающих группах.

Нельзя недооценивать роль родителей в развитии речи ребенка, особенно это касается мамы. Начиная с первых дней жизни, малыш слышит ее голос, реагируя на обращенные к нему слова. Непосредственно-эмоциональный контакт становится базой для дальнейшего развития.

Существует две группы родителей, неправильно реагирующих на проблемы с речью у своего ребенка.

  1. Мама и папа, которые слишком беспокоятся, что их малыш в речевом развитии отстает от других. Они всем задают один и тот же вопрос: «Ребенку 3 года, не разговаривает, что делать?!» Хотя «не разговаривает» чаще всего означает «не говорит то, что мне надо» или «говорит не так хорошо, как его брат в том же возрасте». Родители начинают давить на ребенка, заставляя: «Скажи!», «Повтори!», «Повтори еще раз лучше!». Этим они вызывают речевой негативизм у малыша и, как следствие, протест, выражающийся в молчании.
  2. Вторая группа – родители, которые отрицают, что у их ребенка могут быть проблемы. Они говорят себе: «Но он же совершенно здоров, отлично ест и спит, а что не говорит – так вон Эйнштейн до пяти лет не говорил, а вырос и стал знаменитым».

Если вы хотите, чтобы малыш заговорил вовремя, избегайте этих двух крайностей.

Методики по развитию речи у детей

Существует методика, разработанная педагогом и психологом О. Е. Грибовой. Она написала книгу «Что делать, если ваш ребенок не говорит» , в которой дает подробные рекомендации родителям. По словам О. Е Грибовой, главное правило любых занятий с ребенком заключается в том, что они должны доставлять ему удовольствие и восприниматься как игра.

Отличное пособие для родителей - книга Е. Янушко «Помогите малышу заговорить» , предназначенная для занятий с детьми до трех лет. В ней рассказывается о значении эмоционального взаимодействия и сотрудничества ребенка и взрослого, которое позволяет максимально заинтересовать малышей простыми упражнениями.

В пособии М. Кольцовой и М. Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» рассказывается о механизмах развития речи. Это поможет взрослому понять суть этих процессов и руководить ими. А часть, посвященная пальчиковому игротренингу, рассказывает родителям о развитии точных движений пальцев - мелкой моторики.


Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук

Некоторые родители не понимают связи между развитием мелких движений пальцев и речью. Связь здесь самая прямая - эволюционная. Головной мозг человека прогрессировал в двух направлениях: усложнение манипуляционных действий руками и развитие речи. Именно эти два фактора обусловили прогресс человечества. Речевая моторная зона (она отвечает за способность произносить слова) и проекция кисти располагаются рядом в двигательной области коры головного мозга. Поэтому любые упражнения по развитию мелкой моторики влекут за собой прогресс в развитии речи.

Для развития мелкой моторики в 3 года подойдут любые упражнения, включающие манипуляции с маленькими деталями и предметами. Важно заниматься с малышом по 5–10 минут каждый день.

Любые упражнения должны нравиться малышу. Если он не заинтересовался тем, что вы ему предложили, подберите другие занятия.

Пойдет на пользу лепка из пластилина и рисование. Очень полезны игры с «живым» и «кинетическим» песком. Это особый вид песка, изготовленный с использованием полимерных соединений, который не высыхает. С ним можно играть дома: он не рассыпается и не пачкается.

Можно организовать игры с небольшими игрушками, которые нужно брать пальчиками. Используйте наборы «Лего» с маленькими деталями. Поощряйте застегивание/расстегивание пуговиц на одежде, пересыпание крупы (риса, гороха, перловки). Можно раскрашивать фасолины или макароны разных форм фломастерами. Возможно, ребенку понравится играть с мелкими гладкими камешками, складывать в коробочку пуговицы или нанизывать бусины на нитку.

Вечером можно устроить теневой пальчиковый театр и показать вместе с малышом сказку.

Ольга, мама Егора 3,5 года: «Егор в 3 года плохо говорил, во рту была «каша» из звуков. Его никто не понимал, и он вообще замкнулся. Помимо занятий с логопедом, мы каждый день вечером играли с мелкими предметами. С папой они постоянно собирали конструкторы, а со мной устраивали игры с крупами. Из белой фасоли делали пингвинов, рисуя им черные «фраки». Пищевыми красителями я покрасила рис, и он в нем ковырялся, искал маленькие игрушки из киндеров. Прогресс налицо, Егора уже понимают посторонние люди».

Массаж кистей рук тоже поможет в развитии движений пальчиками. Его можно выполнять каждый вечер перед сном. Для этого ладошку малыша поглаживают кончиками пальцев сверху вниз и по кругу, затем переходят на тыльную сторону, делая то же самое. Пальчики гладят от ногтя вниз. После поглаживания выполняют растирающие движения кончиками пальцев: по кругу, по спирали. Лучше при этом использовать детский крем.

Кроме того, многие дети, которые не разговаривают даже в 3 года, с удовольствием играют в пальчиковые игры. Во время игры разговаривать не обязательно, зато действия, производимые пальчиками и кистями рук способствуют развитию речи.


Игры и общение

Как научить ребенка разговаривать в 3 года? В этом возрасте вы можете сделать многое, ведь малыш уже ходит, умеет и любит манипулировать разными предметами, играть. Все эти навыки можно использовать в общении с ним.

Подталкивайте ребенка к диалогу незаметно, задавая вопросы между делом, и никогда не ругайте, если он не отвечает. Не просите малыша повторить что-либо, а просто вставляйте во все режимные моменты такие фразы, которые предполагали бы ответ. Например: «Давай будем одеваться. Принеси, пожалуйста, свои брюки. Что ты принес?». Задавайте альтернативные вопросы: «Что тебе налить: молоко или кефир?».

Создавайте ситуации, когда малышу нужно что-то попросить. Не давайте ему все по первому жесту, а делайте вид, что не понимаете, о чем он просит. В играх просите у ребенка спеть колыбельную кукле или поругать ее за плохое поведение. Хвалите малыша за любое произнесенное слово и пока не исправляйте его ошибок.

Чтение сказок и стихов вслух помогает обогатить словарный запас ребенка. Используйте книги с яркими, но простыми иллюстрациями. Привлекая внимание ребенка, называйте изображенные предметы, рассказывайте, что происходит с ними, что делают герои. Разучите несколько стишков и, проговаривая их, оставляйте ребенку возможность вставить последнее слово в строчке. Этот простой детсадовский метод помогает многим ребятам «разговориться», особенно если стишки смешные и действительно им нравятся.

Словарный запас ребенка может быть небольшим из-за недостатка общения в семье . Всегда комментируйте все свои действия, громко и четко называйте предметы, которые показываете ребенку. Всегда проговаривайте все свои действия вслух, рассказывайте малышу на прогулке о том, что видите вокруг. Старайтесь говорить эмоционально, вызывая интерес к своим словам и привлекая внимание. Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть лицо взрослого, его артикуляцию и мимику. Покажите ему любимую игрушку, затем медленно, почти по слогам называя и показывая части тела, расскажите, что он любит делать: «Мишка любит прыгать, умываться, кушать кашу», тут же демонстрируйте эти действия.

Хорошие результаты дает артикуляционная гимнастика , позволяющая тренировать мышцы губ, неба, языка, отвечающие за произношение. Занятие становятся интересной игрой для ребенка, поскольку он может «корчить рожицы», повторяя движения за взрослым. Например, упражнение «улыбка», когда необходимо на некоторое время удерживать на лице улыбку с сомкнутыми губами. Или «хоботок» – вытягивание губ трубочкой. Главное посвящать занятиям нужно не менее 5–10 минут в день.



Коррекционные занятия

В специализированных детских садах или группах предлагаются, кроме занятий с логопедом, проверенные методики развития речи. Одна из них - логоритмика. Она включает пение и проговаривание стихов под музыку, сопровождающееся движениями рук. Эта комплексная методика решает сразу множество задач: координирует движения рук, фонематическое восприятие и артикуляцию. Логоритмика развивает чувство ритма, музыкальный слух. Она позволяет детям общаться друг с другом в непринужденной обстановке, что помогает малышам раскрыться.

В целом, общение со сверстниками является мощным стимулирующим фактором для развития речи. Необходимость объясняться словами (в отличие от родителей, которые нередко понимают и без слов), договариваться и решать конфликты приводит к быстрому развитию вербальных навыков. Поэтому стоит подумать над тем, чтобы организовать среду для общения малыша, будь то группа детского сада или развивающие занятия.

Видео по теме