Общаться с ребенком как юлия борисовна гиппенрейтер. Естественное следствие непослушания

Замечательная книга Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» (Лабиринт , Озон) выдержала уже несколько переизданий. В ней она рассказывает об активном слушании, подсказывает правила общения с ребенком, как помочь ребенку развить чувство самоценности и как ребенка сбивают с толку наши автоматические ответы.

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Даже если вы видите, что он делает ошибку, не представляющую угрозы его здоровью.

Правило 2. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: 1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. 2. По мере освоения ребенком новых действий, постепенно передавайте их ему.

Правило 3. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.

Правило 4. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

Правило 5 . Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Правило 6. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорит от ПЕРВОГО ЛИЦА. Сообщите О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, о его поведении.

Правило 7. Не требуйте от ребенка невозможного или невыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

Правило 8. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. (Он вообще знает, что вы думаете, что он знает? Назло ли он делает – или по неведению?)

Правило 9. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка. (Т.е. ваши переживания из-за его поступков не должны мешать ему пробовать что-либо и развиваться.)

Правило 10. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон, в котором сообщается т требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Как помочь ребенку развить чувство самоценности?

  1. Безусловно принимать его.
  2. Активно слушать его переживания и потребности.
  3. Бывать вместе (читать, играть, заниматься).
  4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
  5. Помогать, когда просит.
  6. Поддерживать успехи.
  7. Делиться своими чувствами (значит – доверять).
  8. Конструктивно решать конфликты.
  9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы:
  • Мне хорошо с тобой.
  • Хорошо, что ты пришел.
  • Я рада тебя видеть.
  • Мне нравится, как ты…
  • Я по тебе соскучилась.
  • Давай (посидим, поделаем…) вместе.
  • Ты, конечно, справишься!
  • Как хорошо, что ты у нас есть.
  • Ты мой хороший.
  1. Обнимать и улыбаться минимум 4-8 раз в день!

Автоматические ответы – помехи на пути активного слушания ребенка и помощи ему:

  1. Приказы, команды.
  1. Предупреждения, предостережения, угрозы.

Угрозы бессмысленны, если у ребенка сейчас негативное переживание. При частом повторении дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.

  1. Мораль, нравоучения, проповеди, особенно упрекающим тоном.
  1. Советы, готовые решения. Особенно приводя в пример себя в подобном возрасте.

Советы и готовые решения раздражают детей, а главное, не вызывают желания больше рассказать о своей проблеме. Правильнее задать ребенку вопросы, помогающие ему самому найти ответ.

  1. Доказательства, логические выводы, нотации, лекции.

В лучшем случае, не слышат, в худшем – посылают подальше. Важную роль играет интонация. Критика должна быть воодушевляющей, а не унижающей.

  1. Критика, выводы, обвинения.

Вызывают у детей либо активную защиту, в т.ч. ответное нападение, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих родителях.

  1. Похвала.

Плоха похвала-оценка: а где оценка, там то похвала, то выговор. Вместо: «Ты – молодец» — «Я очень за тебя рада!» Важно также подчеркивать усилия ребенка: «Ты постарался, и у тебя получилось!»

  1. Обзывание, высмеивание.

Это – лучший способ оттолкнуть ребенка и помочь ему или разувериться в себе, ил разувериться в вас как родителях и «авторитетах».

  1. Догадки, интерпретации.

«Небось, опять подрался…» «Я вижу тебя насквозь.»

В ответ будет любая защитная реакция и желание уйти от контакта с родителем.

  1. Выспрашивание, расследование.

Лучше вопросительные предложения заменить на утвердительные, побуждая рассказать больше. Вместо «Почему ты злишься?» — «Я чувствую, что ты злишься.»

  1. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.

Иногда лучше обнять вместо всяких формальных слов. А во фразах «Не обращай внимания!», «Всё пройдет!» можно услышать пренебрежение к заботам ребенка, преуменьшение или отрицание его переживаний.

  1. Отшучивание, уход от разговора.

Чувство юмора ребенок оценит, а проблема останется.

Начав использовать активное слушание в разговоре с ребенком, вы заметите, как одновременно изменятся и ваши отношения с мужем и родителями – близкими, которым тоже важны доброта, отзывчивость, мотивация и поддержка. Дети действительно меняют нас к лучшему, если мы позволяем этим переменам преобразовать нашу жизнь.

Как же часто родитель ловит себя на мысли, что не понимает своего ребенка. Почему он ведет себя совсем не так, как хочется родителю, почему не идет на контакт и закрывается в себе, а взрослым становится не под силу достучаться до него? Книги Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» помогут вам разобраться в этих вопросах и еще на шаг приблизиться к своему ребенку.

Общаться с ребенком – как?

Первая книга «Общаться с ребенком. Как?»построена уроками, в которых автор демонстрирует различные техники общения с детьми, приводит примеры из жизни, из писем взрослых и детей, отвечает на часто задаваемые вопросы родителей, а затем предлагает сделать домашнее задание.

Автор акцентирует внимание на том, что взрослые изначально должны любить ребенка не за что-то, а просто так – безусловно. Да, он может быть не такой, как вам хочется – у него свои мысли, желания, понимания окружающего мира, и он может быть не согласен с вами, а вы – с ним. Но это ВАШ ребенок и если вы его любите, то принимаете его не за то, что он красивый, умный или хороший помощник, а просто за то, что он есть! Кроме того, психологически правильно, если ругая ребенка за проступки, вы не будете кричать ему, что он плохой. Помня, что ваш ребенок хороший и вы любите его безусловно, вы будете вести критику с точки зрения описания поступка – поступок плохой, значит его не нужно повторять.

Также Ю.Гиппенрейтер посвящает целую главу о важности развития ребенка через помощь взрослого – волшебные слова «давай вместе», которые имеют отличные результаты по сравнению с «ты что, не можешь сделать этого сам?!».

Рассказывается и про конфликты между поколениями, об их причинах, конструктивном и некоструктивном способах их решения. Не малое значение автор отводит проблеме тональностей общения — как правило, родители используют «руководящие указания», которые не дают ребенку свободы действий и оставляю большое поле для возникновения конфликтных ситуаций.

Юлия Гиппенрейтер учит родителей тому, что ответственность ребенку также необходима, как и все остальное, поэтому важно научиться снимать с себя заботу и постепенно передавать ответственность за личные дела ребенка ему самому. Необходимо позволять ребенку сталкиваться и с негативными последствиями своих поступков, ведь только получив личный опыт, ребенок станет более сознательным в поступках.

«Воспитатель, лишающий ребенка свободы действий, убивает естественные силы его развития».

М.Монтессори

Самый замечательный урок для родителей – описание техники активного слушания ребенка с примерами. Автор учит родителей, что «активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство». Важно, что данная техника работает как с маленькими детьми, так и с подростками, и с взрослыми людьми. То есть, если вы научитесь общаться, используя данную технику, дети будут вам благодарны, мало того, они достаточно быстро примут вашу манеру ведения разговора и начнут активно слушать вас.

«…Получается так, что «техника» активного слушания оказывается средством преображения родителей. Мы думаем, что «применяем» ее к детям, а она меняет нас самих. В этом ее чудесное свойство…»

Также автор не проходит мимо темы чувств родителей. Ведь взрослые тоже могут устать, плохо себя чувствовать и быть просто не в силах достойно отвечать ребенку. В данном случае, Юлия Гиппенрейтер советует применять «я-сообщения». То есть честно говорить ребенку о своих чувствах и переживаниях. Особенно важно сообщать детям о своих отрицательных переживаниях, вызванных поведением ребенка. Например, если у вас болит голова, а ребенок шумит, можно сказать, что в другое время вы бы без проблем реагировали на шум, но сегодня вы плохо себя чувствуете и просите его быть тише. Помните, что очень важно говорить о себе и своем переживании, а не о поведении ребенка или о нем самом.

Автор учит родителей, что их требования не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка (например, двигательной активностью), что взрослые должны согласовывать между собой ограничения (чтобы не было ситуаций, когда папа разрешает что-то, а мама это запрещает), а также что запреты не обязательно сообщать повелительным тоном. Тон вполне может быть дружественно-разъяснительным.

Также разъясняется момент наказания – лучше наказывать лишая чего-то хорошего, чем делая ребенку что-то плохое.

Мы не можем предвидеть всех последствий приглушения непосредственной, самопроизвольной деятельности ребенка в ту пору, когда он только начинает проявлять активность. Может быть, мы заглушаем саму жизнь.

Итак, чтобы не допустить разлада ребенка с самим собой, вам необходимо:

  • Принимать и любить его безусловно
  • Активно слушать его переживания
  • Качественно проводить с ним время, отдаваясь его потребностям
  • Не вмешиваться в то, с чем он справляется без посторонней помощи
  • Помогать, если просит
  • Поддерживать успехи
  • Делиться с ним своими чувствами
  • Стараться решать конфликты конструктивным способом

Продолжаем общаться с ребенком – так?

Во второй книге Ю.Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» повествует о необходимости знания и понимания своего ребенка родителями, раскрывает различные способы и пути воспитания, отвечает на вопросы родителей.

Данная книга уже не структурирована в виде уроков, порой кажется, что автор перескакивает с темы на тему. В книге много рассказов из жизни, в том числе автобиографических описаний о детстве известных личностей – Марины Цветаевой, Айседоры Дункан, Марка Шагала, Павла Флоренского, К.Лоренца, Л.Ландау, Чарли Чаплина, Николо Паганини.

Автор много ссылается на различные источники, которые также могут помочь родителю глубже разобраться в тонкостях детской психологии, в т.ч. приводит много цитат из книги «Саммерхилл — воспитание свободой» А.Нилла, А. Звонкина «Домашняя школа для дошкольников».

Желаем вам приятного прочтения, дорогие настоящие и будущие родители. Помните, гармоничные отношения – это условие благополучного развития вашего ребенка в целом, и эмоционального развития в том числе.

Материал написан для сайта http://www.prostokniga.com.ua/


P.S. Уже есть в продаже моя книга « «, где я рассказываю о периоде в жизни женщины от планирования беременности до момента, когда ребенок идет в школу. Вы можете заказать книгу, заполнив форму ниже 🙂

В младенчестве все дети – милые и забавные, но в процессе взросления приобретают черты индивидуальности, которые могут не всегда понравиться родителям. Нередки случаи, когда малыш начинает проявлять агрессию, не собирается делиться игрушками, не желает слушать мать и отца, которые искренне удивляются данному поведению и не понимают, как с ним справиться. Что же делать в этом случае?

Читать онлайн Общаться с ребенком. Как?

О книге

Юлия Гиппенрейтер смогла написать полезную для всех родителей книгу «Общаться с ребенком. Как?». Само название уже привлечет внимание взрослых, у которых возникли сложности в процессе воспитания детей. Как же выстроить общение с непослушным ребенком, который, словно решил проверить на прочность нервы родителей? В большинстве случаев мать и отец испытывают самое настоящее отчаяние, удивляясь, как изменился прежде замечательный и примерный ребенок. Что же произошло? Возможно, что причина в отношении самих родителей, которые пожинают плоды в виде истерик, агрессивности, капризов и непослушания.

Прежде всего, взрослые должны понимать, что дети намного умнее большинства родителей, учитывая, что не приобрели негативный опыт, накопленный в процессе жизни. Они не судят людей, исходя из собственных комплексов и аналогичного поведения собеседников, с которыми приходилось общаться в прошлом. Дети очень наблюдательны, вследствие чего достаточно скоро могут понять, как добиться желаемого, как от родителей, так и от бабушек с дедушками.Наверняка многие видели, что ребенок достаточно легко идет на контакт к одному взрослому, выражая испуг при виде другого. Дети прекрасно чувствуют людей. Они не способны польститься на сладости, если ощущают, что милый с виду человек – не тот, за кого себя выдает.

Родители могут обернуть данный нюанс на пользу себе. Необходимо направить кроху в нужное русло, чтобы впоследствии он прислушивался к словам значимого взрослого и выказывал уважения. Довольно часто это не удается сделать в силу повышенной любви к ребенку. Распространенный случай, когда родители все разрешают малышу, потакают любым капризам, а потом искренне удивляются, почему кроха ведет себя соответствующим образом.

Именно для профилактики подобного рода ситуации и служит книга, написанная Юлией Гиппенрейтер. Она позволит избежать неуверенности в себе как в родителе и воспитать из ребенка по-настоящему здоровую и гармонично развитую личность. Самое главное в воспитании – это общение. Дети испытывают уважение лишь к тем, кто способен проявлять к ним равное отношение. Не стоит потакать капризам малыша, как и не нужно проявлять попустительство. Не нужно забывать о наказаниях, так как во взрослом мире, мы в любом случае сталкиваемся с последствиями своих, как негативных, так и положительных поступков. Самое главное – недопустимо прибегать к авторитарному стилю воспитанию, при котором у ребенка совсем нет никаких прав. Можно прибегнуть к более деликатному подходу, о котором можно прочитать в данной книге.

Автор на доступном языке описывает вещи, которые могут упустить из внимания родители. Важно удовлетворение не только физиологических потребностей ребенка, но и эмоциональных. Это позволит малышу вырасти человеком, обладающему эмпатией, умеющему тонко реагировать на прекрасное, уважающему взрослых людей. Это достаточно просто, но лишь на первый взгляд.

Юлия Гиппенрейтер смогла написать превосходную книгу, которая действительно принесла пользу для воспитания детей. При наличии проблем или желании провести меры профилактики трудного поведения ребенка, стоит непременно прочитать данное пособие. Она сочетает в себе опыт многих родителей, разработки специалистов в области детской психологии, благодаря чему внушает доверие.

Ю. Б. Гиппенрейтер

Общаться с ребенком. Как?

Предисловие к 6-му изданию

Эта книга повторяет текст предыдущих ее изданий без изменений. Однако в ней гораздо больше рисунков, к тому же цветных. Обычно иллюстрации помогают лучше понять то, что выражено словами. Они пробуждают интерес и лучше запоминаются. Как оказалось, многие родители читают эту книгу вместе с детьми, и картинки очень помогают в их совместных обсуждениях и разборах случаев. Надеюсь, в этом новом виде книга понравится читателям всех возрастов.

Приношу глубокую благодарность художницам Валерии Хмара и Полине Егорушкиной, творчески воплотившим в рисунках многие интересные и трудные моменты общения детей и взрослых.

Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер, апрель 2008 год

Предисловие к 5-му изданию

Этот выпуск повторяет предыдущие издания книги без изменений.

Меня очень радует постоянное стремление родителей улучшать свои взаимоотношения с детьми. Читатели часто обращаются с просьбой написать «больше» или «что-нибудь еще». Эти просьбы вдохновляют и заставляют думать об углублении и расширении главных тем, которым посвящена эта книга. Надеюсь, в скором будущем мне удастся выполнить пожелания читателей.

Хочется добавить, что все ответы на вопросы «Как…?», которые вы здесь находите, относятся не только к отношениям с ребенком, но и к взаимоотношениям взрослых между собой. Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребенком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

Я нередко слышу от близкого друга: «Напиши в своей книжке, что мужья – те же дети», а знакомые женщины добавляют: «И жены – тоже!». И они правы в том смысле, что гуманные принципы общения универсальны для всех возрастов. Если вы еще не женаты или у вас еще нет детей, а тем более если они у вас есть, самое время позаботиться друг о друге и о гармоничных отношениях между собой. Тогда вы станете создателями атмосферы, которая необходима для развития личности ребенка – и вашей тоже.

Очень надеюсь, что эта книга поможет вам в этом.

Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер, август 2006

Предисловие ко 2-му изданию

Первое издание этой книги быстро разошлось, что подтвердило огромную потребность наших читателей в приобретении знаний и практических навыков, которые помогают лучше общаться с детьми.

Восхищает исключительная готовность людей серьезно трудиться для создания психологического благополучия своих детей и семей, несмотря на экономические катаклизмы и стрессы нашей современной жизни. Специалисты «помогающих профессий» – практические психологи, психотерапевты, социальные работники и педагоги, число которых сейчас быстро растет, стали незаменимыми участниками этого процесса.

Автору было приятно и важно получить доброжелательные отзывы о практической пользе книги от разных кругов читателей – родителей и учителей, упомянутых специалистов, работающих с семьями и детьми, преподавателей, обучающих этих специалистов, и даже (что было особенно приятной неожиданностью) от самих детей-подростков.

Положительный прием книги заставил продолжать думать над ее содержанием: что еще было бы полезно в нее включить?

Некоторые результаты этих размышлений нашли отражение в настоящем издании. Прежде всего в него вошел совсем новый материал, посвященный «слоям» нашей эмоциональной жизни, самооценке и ее решающей роли в жизни ребенка и взрослого. Это составило содержание нового, десятого урока. В нем же систематизируются практические выводы из всех предыдущих уроков.

Наконец, нужно отметить новое художественное оформление настоящего издания.

Хочу принести искреннюю благодарность художнику Г. А. Карасевой за чуткое отношение ко всем пожеланиям автора и их мастерское творческое воплощение в рисунках и макете книги.

Моя неизменная глубокая благодарность Т. В. Сорокиной за огромный кропотливый труд по литературному редактированию обоих изданий книги, а также за постоянный энтузиазм, который был для меня большой поддержкой в процессе работы над книгой.

Проф. Ю. Б. Гиппенрейтер Москва, 1997 г.

Можно ли что-то поправить? Как?

(Предисловие к 1-му изданию)

– Как построить нормальные отношения с ребенком?

– Как заставить его слушаться?

– Можно ли поправить отношения, если они совсем зашли в тупик?

Практика воспитания изобилует подобными «вечными» вопросами. Может ли психология помочь родителям, учителям, воспитателям в их решении?

Безусловно, может. В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности.

Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных контактов со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни.

Анализ многочисленных случаев смерти младенцев в домах ребенка, проведенный в Америке и Европе после Первой мировой войны, – случаев, необъяснимых с одной лишь медицинской точки зрения, – привел ученых к выводу: причина – неудовлетворенная потребность детей в психологическом контакте, то есть в уходе, внимании, заботе со стороны близкого взрослого.

Этот вывод произвел огромное впечатление на специалистов всего мира: врачей, педагогов, психологов. Проблемы общения стали еще больше привлекать внимание ученых.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» и «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.

Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии – известный американский психолог Карл Роджерс – назвал его «личностно центрированным» , то есть ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься.

Гуманистический подход к человеку и человеческим взаимоотношениям составил идейную основу этой книги. Он противостоит авторитарному стилю воспитания детей, который долгое время бытовал в наших школах и семьях. Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребенка – его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития его личности. Стиль общения, с которым вы познакомитесь в этой книге, базируется на таких знаниях.

Прежде чем приступить к основному содержанию, сообщу об одной очень важной закономерности, обнаруженной практическими психологами.

Оказалось, что большинство тех родителей, которые обращаются за психологической помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Специалисты пришли к выводу, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно «записывается» (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно.

Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

«Со мной никто не возился, и ничего, вырос», – говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.

Другая часть родителей более или менее осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают «все не так», пытаются вести себя по-новому, быстро «срываются», теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.

10 13 162 0

Воспитание – довольно тонкий процесс, не лишенный шероховатостей. Зачастую между родителями и их детьми возникает стена непонимания, причем каждая из сторон уверена, что правда за ней. Ребенок справедливо обижается, что родители не учитывают его интересы, не реагируют на его просьбы, а мама с папой недоумевают, почему на их «заботу» детка только огрызается и угрюмо молчит. Отсюда – бесконечная череда недослушанных фраз, молчаливых обид и хлопающих дверей в общении детей с родителями.

К сожалению, такая атмосфера царит во многих семьях. И чем упорнее каждый гнет свою линию, тем больше напряжения вносится в семейные отношения. Однозначно, виновники таких ситуаций – родители. Они на правах мудрых и взрослых людей должны сделать правильный педагогический шаг навстречу эмоционально незрелым детям.

Наше общество погрязло в чудовищных стереотипах, с которыми нам удобно жить, ведь повышать голос на детей, поучать и опекать их – наши родительские привычки.

Разговаривая с детьми, мы машинально произносим привычные фразы, не задумываясь об их истинном смысле и влиянии на взрослеющую личность.

Эта статья разбивает все педагогические стереотипы, из-за которых родители и дети не могут найти общий язык. Измените тактику общения со своим чадом – и вы почувствуете истинное волшебство родительского влияния. Мотайте на ус наши советы и рекомендации и запоминайте, как правильно разговаривать с ребенком.

Вам понадобятся:

Разговаривайте шепотом

Шепот – достойная альтернатива крикам, угрозам и любым проявлениям родительского негодования. Дети очень чутко чувствуют, когда мама с папой обессилели и над ними можно одержать победу – когда родители кричат на ребенка.

Если вы пытаетесь достучаться до упрямой детки и волей-неволей повышаете голос из-за эмоций, ребенок вас не услышит и тем более не послушается ваших советов и просьб. А все потому, что он будет защищаться на подсознательном уровне от ваших криков и направит свою энергию отнюдь не на восприятие информации.

Поэтому дети больше реагируют на интонацию в разговоре, а не на его содержание. Воспринимать смысл сказанного они могут только в спокойной и комфортной обстановке.

Одарите своего упрямого шалуна теплым взглядом, наклонитесь к его уху и таинственно шепните подготовленную поучительную фразу. Это потребует от вас огромного самообладания, но зато и результат приятно удивит.

«Сейчас я уйду, а ты оставайся!» Это фраза, которая созвучна в сознании ребенка с предательством. Дикий страх, который охватывает ребенка при виде уходящего родителя, заставляет его забыть обо всех увлекательных играх, открытиях, интересном окружении и броситься за ним вслед. Родители, пожалейте и без того беззащитных детей!

«Дай, я сделаю сам». Раздражение, которое слышится за этой фразой, говорит ребенку, что он ни на что не способен. Постоянно повторяя эти слова, в один прекрасный день родители увидят свое чадо, абсолютно безразличное ко всему и не желающее браться ни за какую работу, ведь он – полная бездарь.

«Я же тебе говорила!» Вместо того, чтобы поддержать свое чадо в момент неудачи, мама или папа многозначительно произносит эту фразу. Что чувствует ребенок? Боль, обиду, иногда – раздражение.

Родители, которые любят таким образом брать реванш над детьми, запомните: подчеркивание своей правоты лишний раз заставляет ребенка поверить в свое несовершенство.

Каким он после этого вырастет? Лучше чаще рассказывайте ему, что и вы – земной человек, который совершает свои ошибки.

«Давай быстрее!» Думаете, от этой фразы ребенок действительно быстрее закончит свои дела? Как раз все наоборот: торопясь и волнуясь, малыш может что-то перепутать, забыть, еще больше замешкаться. А если взвинченный родитель скажет такую фразу флегматику, который от природы не может делать ничего быстро, то он может подумать, что его упрямое чадо просто не реагирует на его слова. Вот вам повод для очередного конфликта.

Чтобы этого не было, выделяйте запасное время и давайте ребенку возможность все делать в удобном для него темпе.

А если не можете без комментариев, лучше проговаривайте, что за чем пошагово нужно сделать.

«Это не стоит переживаний», «не плачь!». Не умаляйте значение чувств и эмоций маленького человечка – от этого он только отдалится от вас. Вы должны проникнуться его проблемами до глубины души и понять его эмоции. Кстати говоря, дети имеют право на слезы, ведь они отлично снимают напряжение. Не воспринимайте плач ребенка как раздражитель.

Посмотрите на него по-другому – глазами любящего и понимающего родителя. Обнимите свое страдающее чадо и посочувствуйте ему.

Заменяйте слово «нет»

Нетрудно догадаться, какие эмоции у ребенка вызывает небрежно брошенное родителями категоричное «нет» – досаду, разочарование, обиду, злость… Ребенок понимает, что далее – пустота. Не будет прогулки, сладостей, мультфильма и еще многих вещей, на которые он так надеялся! А если малыш голоден или устал, то эти три жестокие буквы запросто могут спровоцировать затяжную истерику, ведь слово «нет» вполне можно сравнить с красной тряпкой, которая магическим образом действует на быка. Поэтому поскорее уберите это слово из вашего общения с ребенком. В большинстве случаев его можно заменить спасительным «может быть».

Когда вы произносите «может быть» или «посмотрим», то у ребенка появляется надежда: а вдруг родители передумают? Это – отличная мотивация для вашего чада.

Если уберешь игрушки – пойдем на прогулку. Если съешь суп – получишь пирожное. В итоге ребенок не просто замотивирован, а учится нести ответственность за последствия своих поступков.

Однако бывают ситуации, когда запрет все же остается запретом. Даже в таких случаях избегайте этого ненавистного слова из трех букв. Будьте дипломатом и покажите, что вы понимаете и разделяете страдания своего несчастного чада. Дайте понять ребенку, что он имеет право на свое мнение («Ты действительно думаешь, что мы должны купить тебе плеер. Я отлично понимаю твое желание»), и оно – правильное.

Спокойно, коротко и уверенным тоном объясните ребенку, по какой причине вы отказываете ему. Чем младше ребенок, тем короче должны быть объяснения.

Еще один интересный психологический прием – фантазирование об осуществлении желания. Вместе с ребенком усядьтесь поудобнее и пофантазируйте, «какой отличный плеер он сейчас держит в руках». От такой косвенной поддержки с вашей стороны он немного отвлечется и успокоится, направив энергию на другие, более приятные мысли.

Просите прощения

Родители – не боги. Они так же, как и дети, совершают ошибки и учатся всю жизнь (а в чем-то – даже у своих детей). И огромное количество ошибок они совершают в воспитательном процессе. Поэтому ничего зазорного нет в том, чтобы признать свою вину и попросить прощения у ребенка.

Ведь это – самый действенный метод воспитания. Кроме того, идеальные родители – постоянный «напрягающий фактор» для детей: они видят свое несовершенство и смиряются с мыслью, что никогда не смогут сравняться с мамой или папой. Вот где зарождается огромная пропасть и отчужденность между поколениями отцов и детей.