Один рассказ е чарушина называется яшка. Вот так птица попугай! Чарушин Е
− Назовите героев рассказа. (Герои: девочка, поросенок и автор.)
− Какими словами начинается рассказ? («Однажды я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросенка говорить».)
− От чьего имени идет повествование? (Повествование идет от лица автора.)
− Какой вы её себе представляете? (Ответы детей.)
− Как девочка обращалась к поросенку? (Она говорила ему: «Поросеночек, скажи, пожалуйста».)
− Объясните, почему она так говорит. (Девочка очень любила поросёнка. Она была доброй и вежливой.)
− Какие слова девочка просила сказать поросенка? («Мама, папа, дерево, цветочек, здравствуйте, до свидания, хрю-хрю».)
− Что отвечал поросенок девочке на её вопросы? (Он отвечал ей: «Хрю-хрю».)
− Что ответил поросенок? (Ответил: «Хрю-хрю».)
− Как отреагировала девочка на его ответ? (Она очень обрадовалась.)
− Что сказала при этом? (Девочка сказала: «Ну вот, наконец-то! научился!»)
− Как вы думаете, научился ли поросенок говорить? (Нет, поросенок говорить не научился.)
Чтение рассказа по ролям. Пересказ в парах.
Чтение отрывка из сказки С. Маршака «Усатый-полосатый».
Жила-была девочка.
Как ее звали?
Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете,
Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет, –
Сорока еще нет.
А всего четыре года.
И был у нее… Кто у нее был?
Весь полосатый.
Кто это такой? Котёнок…
…………………………….
Стала девочка учить котенка говорить:
– Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
– скажи: ло-шадь.
А он горит: мяу!
– Скажи: э-лек-три-че-ство,
А он говорит: мяу-мяу!
Все «мяу» да «мяу»! Вот какой глупый котёнок!
Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки –
Отказался он от чашки.
Принесла ему редиски –
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала.
Говорит котенок: – Мало!
Вот какой глупый котёнок!
С. Маршак
− Кто такой этот загадочный «усатый-полосатый»? Что вы узнали о девочке из стихотворения «Усатый-полосатый»? (Только то, что ей 4 года.)
− Каким словам она хотела научить котенка? (Мячик, лошадь, электричество.)
− Чего не учла девочка, обучая котенка? (Она не учла повадки котенка. Он спит не на постельке, а на стуле, любит не редиску, а сметанку, умывается не водой, а лапкой, не говорит, а мяукает.)
– Чем похожи два произведения?
IV. Итог урока.
– О чем не знала девочка из рассказа Л. Пантелеева? Чему научил ее автор? (Не требовать от других больше, чем они могут сделать.)
– «Выше головы не прыгнешь» – объясните эту поговорку.
Урок 15
Е. ЧАРУШИН «ЯШКА».
А. КУШНЕР «ЧТО Я УЗНАЛ!»
Цели: расширить читательский кругозор, познакомить с Е. Чарушиным – писателем и художником; с помощью стихотворения А. Кушнера познакомить с жанрами изобразительного искусства: «портрет», «натюрморт», «пейзаж».
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит песня (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина):
Небылицы
Я купил на птичьем рынке
Говорящего кота,
Но не знал еще, что будет
С ним сплошная маета.
Убежал мой кот из дома
И явился в детский сад.
Пел он песню «Чунга-чанга»
Тридцать три часа подряд.
II. Объявление темы урока.
− Хотите завести такого кота? Можно ли кота научить говорить? Кого можно научить разговаривать? Каких птиц?
− Сегодня мы узнаем, как можно научить говорить птицу, но не попугая. Е. Чарушин написал об этом в рассказе «Яшка».
III. Работа по теме урока.
1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка» (учителем или хорошо читающими учениками).
Работа по вопросам учебника.
Выборочное чтение текста, работа с иллюстрациями.
− От чьего имени ведется рассказ? (Рассказ ведется от лица автора. Евгений Чарушин рассказывает о случае, произошедшем с ним в зоосаду.)
− Рассмотрите первую иллюстрацию. Какое название можно дать этой картинке? («Удивление», «Неожиданная просьба».)
− Найдите и прочитайте соответствующий ей отрывок текста. Как вы думаете, появилась ли у автора рассказа говорящая птица? Объясните свой ответ. (Последнее предложение говорит о намерении купить птицу и научить ее говорить. На иллюстрации мы видим, что автор уже обучает птицу.)
Выборочный пересказ текста.
− Хочется ли вам завести дома птицу и научить ее говорить? Расскажите, как вы справитесь с этим заданием.
− Евгений Иванович Чарушин был не только детским писателем. Он – один из самых любимых детьми художников мира животных. Чарушин был лучшим художником-анималистом.
Учитель обращается к выставке книг, написанных и проиллюстрированных Е. И. Чарушиным.
5. Чтение стихотворения А. Кушнера «Что я видел!».
На доске: детские рисунки, репродукции картин (портреты, пейзажи, натюрморты).
− Рассмотрите картины. Чем они похожи (различаются)?
− Какая картина называется «пейзаж»? Хотите узнать это наверняка? Прочитайте стихотворение А. Кушнера «Что я видел!».
Выборочное чтение стихотворения.
Главная / Библиотека / Чарушин Е. И.
Чарушин Е. И. Художественные произведения о мире животных.
Яша
Однажды я пошёл в зоосад. Там я посмотрел всех зверей и всех птиц. Видел слона, павлина, крокодила, разных антилоп.
Но почему-то всех больше мне понравилась простая рыжая кошка. Её звали Маруська. Она забралась в клетку к бобрам и сидела там, будто настоящий дикий зверь. А потом поймала огромную, противную крысу, вышла из клетки и понесла её в зубах мимо всех зверей. Потом эта Маруська встретила служителя зоосада, отдала ему крысу и снова пошла в клетку к бобрам -- ловить крыс.
Я ходил, ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на скамейку. Передо мной была клетка-вольера, в которой жили два больших чёрных ворона -- ворон и ворониха.
Сижу я, отдыхаю, покуриваю. Вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:
- Дай Яше горошку!
Я даже сначала испугался и растерялся.
- Чего, -- говорю, -- чего тебе надо?
- Горошку! Горошку! -- закричал снова ворон. -- Дай Яше горошку!
У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку.
Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с нею в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом съел свою половину. Интересная и умная птица! А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать
человеческие слова.
И там же, в зоосаде, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и маленького скворца. Говорить их учат так. Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу -- раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт.
Вот и вся премудрость. Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день ученья, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечьему:
- Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!
Тут ему горошку и дали:
- Кушай, Яшенька, на здоровье.
Рассказ о птицах для детей. Рассказ для внеклассного чтения. Рассказ о том, что даже ворона можно научить говорить. Не верите? Тогда прочитайте рассказ и всё сразу поймёте.
Евгений Чарушин. Яшка
Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка вольера, в которой жили два больших чёрных ворона — ворон и ворониха. Я сидел, отдыхал и покуривал. И вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:
— Дай Яше горошку!
Я даже сначала испугался и растерялся.
— Чего, — говорю, — чего тебе надо?
— Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!
У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с ней в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину.
Какая интересная и умная птица! А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова. И там же, в зоосаду, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.
Говорить их учат так.
Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом, не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт. Вот и вся премудрость.
Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день учения, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечески: «Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!» Тут ему горошку и дали. — Кушай, Яшенька, на здоровье.
Наверное, очень интересно держать у себя такую говорящую птицу. Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.
Е. ЧАРУШИН «ЯШКА».
А. КУШНЕР «ЧТО Я УЗНАЛ!»
Цели деятельности учителя: способствовать расширению читательского кругозора; создать условия для ознакомления с творчеством писателя и художника Е. Чарушина, жанрами изобразительного искусства: «портрет», «натюрморт», «пейзаж» на основе стихотворения А. Кушнера.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают содержание прочитанного; умеют называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе, выражать чувства, передавать настроение в стихотворении.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные : общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из текста; построение рассуждений.
Регулятивные : планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Коммуникативные : уметь воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Ход урока
I. Мотивация к деятельности.
Звучит песня (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина).
Небылицы
Я купил на птичьем рынке
Говорящего кота,
Но не знал ещё, что будет
С ним сплошная маята.
Убежал мой кот из дома
И явился в детский сад.
Пел он песню «Чунга-чанга»
Тридцать три часа подряд.
II. Постановка учебной задачи.
− Хотите завести такого кота? Можно ли кота научить говорить? Кого можно научить разговаривать? Каких птиц?
− Сегодня мы узнаем, как можно научить говорить птицу, но не попугая. Е. Чарушин написал об этом в рассказе «Яшка».
III. Открытие нового знания.
1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка» учителем (или хорошо читающими учениками).
2. Работа по вопросам учебника.
3. Выборочное чтение текста, работа с иллюстрациями.
− От чьего имени ведётся рассказ? (Рассказ ведётся от лица автора. Евгений Чарушин рассказывает о случае, произошедшем с ним в зоосаду.)
− Рассмотрите первую иллюстрацию. Какое название можно дать этой картинке? («Удивление», «Неожиданная просьба».)
− Найдите и прочитайте соответствующий ей отрывок текста. Как вы думаете, появилась ли у автора рассказа говорящая птица? Объясните свой ответ. (Последнее предложение говорит о намерении купить птицу и научить её говорить. На иллюстрации автор уже обучает птицу.)
4. Выборочный пересказ текста.
− Хочется ли вам завести дома птицу и научить её говорить? Расскажите, как вы справитесь с этим заданием.
− Евгений Иванович Чарушин был не только детским писателем. Он – один из самых любимых детьми художников мира животных. Чарушин был лучшим художником-анималистом.
Учитель обращается к выставке книг, написанных и проиллюстрированных Е. И. Чарушиным.
5. Чтение стихотворения А. Кушнера «Что я видел!».
На доске : детские рисунки, репродукции картин (портреты, пейзажи, натюрморты).
− Рассмотрите картины. Чем они похожи (различаются)?
− Какая картина называется «пейзаж»? Хотите узнать это наверняка? Прочитайте стихотворение А. Кушнера «Что я видел!».
Выборочное чтение стихотворения.
6. Работа по вопросам учебника.
Соотнесение рисунков, репродукций картин на доске с названиями жанров изобразительного искусства.
Ученики прикрепляют таблички со словами «портрет», «натюрморт», «пейзаж» рядом с соответствующей иллюстрацией.
IV. Рефлексия деятельности.
− Какие научные знания вы получили на уроке?
− Кто помог вам узнать жанры изобразительного искусства?
– Кто рассказал, как научить птицу говорить?
– Какие ещё открытия вы сделали на уроке?
Интересные истории Евгения Чарушина о животных, о птицах. Рассказы об умном вороне, о волчёнке, о преданном бульдоге.
Рассказы для внеклассного чтения в 1-4 классах.
Евгений Чарушин. Волчишко
Жил в лесу волчишко с матерью.
Вот как-то раз ушла мать на охоту.
А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил.
Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел — испугался: человек сидит, на него смотрит.
В другую сторону посмотрел — чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит.
Совсем забоялся волчишко. Полез в мешок обратно, да не влезть — лежит пустой мешок на полу, как тряпка.
А кот пыжился, пыжился да как зашипит! Прыгнул на стол, блюдце свалил. Разбилось блюдце.
Пёс залаял.
Человек закричал громко: «Ха! Ха! Ха! Ха!»
Забился волчишко под кресло и там стал жить-дрожать.
Кресло посреди комнаты стоит.
Кот со спинки кресла вниз посматривает.
Пёс вокруг кресла бегает.
Человек в кресле сидит — дымит.
А волчишко еле жив под креслом.
Ночью человек уснул, и пёс уснул, и кот зажмурился.
Коты — они не спят, а только дремлют.
Вылез волчишко осмотреться.
Походил, походил, понюхал, а потом сел и завыл.
Пёс залаял.
Кот на стол прыгнул.
Человек на кровати сел. Замахал руками, закричал. А волчишко опять под кресло залез. Стал тихонечко там жить.
Утром ушёл человек. Молока налил в плошку. Стали кот с собакой молоко лакать.
Вылез из-под кресла волчишко, подполз к двери, а дверь- то открыта!
Из двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в огород, из огорода в поле.
А за полем стоит лес.
А в лесу мать-волчиха.
А теперь волчишко вот каким стал волком.
Евгений Чарушин. Яшка
Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. Передо мной была клетка вольера, в которой жили два больших чёрных ворона — ворон и ворониха. Я сидел, отдыхал и покуривал. И вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:
— Дай Яше горошку!
Я даже сначала испугался и растерялся.
— Чего, — говорю, — чего тебе надо?
— Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!
У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с ней в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину.
Какая интересная и умная птица! А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова. И там же, в зоосаду, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.
Говорить их учат так.
Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом, не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт. Вот и вся премудрость.
Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день учения, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечески: «Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!» Тут ему горошку и дали. — Кушай, Яшенька, на здоровье.
Наверное, очень интересно держать у себя такую говорящую птицу. Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.
Евгений Чарушин. Верный трой
Сговорились мы с приятелем побегать на лыжах. Зашёл я за ним утром. Он в большом доме живёт — на улице Пестеля.
Вошёл я во двор. А он увидел меня из окна и машет рукой с четвёртого этажа.
— Жди, мол, сейчас выйду.
Вот я и жду на дворе, у двери. Вдруг сверху кто-то как загремит по лестнице.
Стук! Гром! Тра-та-та-та-та-та-та-та-та-та! Деревянное что-то стучит-трещит по ступенькам, как трещотка какая.
«Неужели, — думаю, — это приятель мой с лыжами да с палками свалился, ступеньки пересчитывает?»
Я поближе к двери подошёл. Что же там по лестнице катится? Жду.
И вот смотрю: выезжает из дверей пятнистая собака — бульдог. Бульдог на колёсиках.
Туловище у него прибинтовано к игрушечному автомобильчику — грузовичок такой, «газик».
А передними лапами бульдог по земле ступает — бежит и сам себя катит.
Морда курносая, морщинистая. Лапы толстые, широко расставленные. Выехал он из дверей, посмотрел сердито по сторонам. А тут рыжая кошка двор переходила. Как бросится за кошкой бульдог — только колёса подпрыгивают на камнях да ледяшках. Загнал кошку в подвальное окно, а сам ездит по двору — углы обнюхивает.
Тут я вытащил карандаш и записную книжку, уселся на ступеньке и давай его рисовать.
Вышел мой приятель с лыжами, увидел, что я собаку рисую, и говорит:
— Рисуй его, рисуй, — это не простой пёс. Он из-за храбрости своей калекой стал.
— Как так? — спрашиваю.
Погладил мой приятель бульдога по складкам на загривке, конфету ему в зубы дал и говорит мне:
— Пойдём, я тебе по дороге всю историю расскажу. Замечательная история, ты прямо и не поверишь.
— Так вот, — сказал приятель, когда мы вышли за ворота, — слушай.
Зовут его Трой. По-нашему это значит — верный.
И правильно его так назвали.
Ушли мы как-то раз все на службу. У нас в квартире все служат: один учителем в школе, другой на почте телеграфистом, жёны тоже служат, а дети учатся. Ну вот, ушли мы все, а Трой один остался — квартиру сторожить.
Выследил какой-то вор-ворище, что пустая у нас осталась квартира, вывернул замок из двери и давай у нас хозяйничать.
У него с собой мешок был громадный. Хватает он всё, что попало, и суёт в мешок, хватает и суёт. Ружьё моё в мешок попало, сапоги новые, учительские часы, бинокль Цейса, валенки ребячьи.
Штук шесть пиджаков, да френчей, да курток всяких он на себя натянул: в мешке уже места, видно, не было.
А Трой лежит у печки, молчит — вор его не видит.
Такая уж у Троя привычка: впустить он кого угодно впустит, а вот выпустить — так нет.
Ну вот, обобрал вор всех нас дочиста. Самое дорогое, самое лучшее взял. Уходить ему пора. Сунулся он к двери...
А в дверях Трой стоит.
Стоит и молчит.
А морда у Троя — видал какая?
А груд ища-то!
Стоит Трой, насупился, глаза кровью налились, и клык изо рта торчит.
Вор так и прирос к полу. Попробуй уйди!
А Трой ощерился, избочился и боком стал наступать.
Тихонько подступает. Он всегда так врага запугивает — собаку ли, человека ли.
Ворюга, видно, от страха, совсем обалдел, метаться на
чал без толку, а Трой на спину ему прыгнул и все шесть пиджаков на нём разом прокусил.
Ты знаешь, как бульдоги мёртвой хваткой хватают?
Глаза закроют, челюсти захлопнут, как на замок, да так и не разожмут зубов, хоть убей их тут.
Мечется вор, об стены спиной трётся. Цветы в горшках, вазочки, книги с полок сбрасывает. Ничего не помогает. Висит на нём Трой, как гиря какая.
Ну, догадался наконец вор, вывернулся он как-то из своих шести пиджаков и весь этот куль вместе с бульдогом раз за окно!
Это с четвёртого-то этажа!
Полетел бульдог головой вниз во двор.
Жижа в стороны брызнула, картошка гнилая, головы селёдочные, дрянь всякая.
Угодил Трой со всеми нашими пиджаками прямо в помойную яму. До краёв была завалена в этот день наша помойка.
Ведь вот какое счастье! Если бы о камни он брякнулся — все бы косточки переломал и не пикнул бы. Сразу бы ему смерть.
А тут будто кто ему нарочно помойку подставил — всё же помягче падать.
Вынырнул Трой из помойки, выкарабкался — будто целый совсем. И подумай только, успел он ещё вора на лестнице перехватить.
Опять в него вцепился, в ногу на этот раз.
Тут сам вор себя выдал, заорал, завыл.
Сбежались на вой жильцы со всех квартир, и с третьего, и с пятого, и с шестого этажа, со всей чёрной лестницы.
— Собаку держите. О-о-ой! Сам в милицию пойду. Оторвите только чёрта окаянного.
Легко сказать — оторвите.
Два человека тянули бульдога, а он только хвостиком- обрубком помахивал и ещё сильнее челюсти зажимал.
Принесли жильцы из первого этажа кочергу, просунули Трою между зубов. Только таким манером и разжали ему челюсти.
Вышел вор на улицу — бледный, всклокоченный. Трясётся весь, за милиционера держится.
— Ну и собачка, — говорит. — Ну и собачка!
Увели вора в милицию. Там он и рассказал, как дело было.
Прихожу я вечером со службы. Вижу, в дверях замок выворочен. В квартире мешок с добром нашим валяется.
А в уголке, на своём месте, Трой лежит. Весь грязный, вонючий.