План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему: Конспект беседы в средней группе Тема: «Мой дом. Мой посёлок.»

Наталья Стрельцова

Направление: Познавательно-речевое.

Основная образовательная область: «Познание»

Интегрированные образовательные области:

- «Речевое развитие»,

- «Социально - коммуникативное развитие»,

-«Физическое развитие».

Цель: Закрепить у детей знания о понятии «Дом».

Задачи:

Образовательные: Продолжать знакомить детей с историей жилища, с видами домов. Уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома, о профессиях людей которые строят дома. Расширять знания детей о своей «малой родине»,улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Закрепить умение называть свой адрес. Повторить жилища животных.

Развивающие: Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности. Развивать связную речь через полные ответы на вопросы. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных; употребление родственных слов). Воспитательные: Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, посёлку.

Планируемый результат: Сформировать у детей знания о видах домов, об истории их возникновения; закрепить умение называть свой домашний адрес.

Методы и приемы:

Наглядный: показ, рассматривание.

Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово, указание.

Практические: инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка», игра «Чей домик».

Наглядные средства обучения: Дидактические игры «Чей домик», «Кто где живет?» Использование мультимедийной презентации: «Какие бывают дома»; картинки с изображением жилища человека, игра «Строительные профессии», домик, костюмы лисы и зайца.

Индивидуальная работа: инсценировка сказки «Заюшкина избушка», заучивание стихотворения.

Словарная работа: жилой, многоэтажный, одноэтажный, общественный; домовой, домохозяйка, стекольщик, кровельщик, дизайнер.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций «Строительные профессии», картинок с изображением жилища человека, презентации «Какие бывают дома», «Кто где живет?»; чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок, экскурсия по нашему микрорайону, выставка рисунков на тему «Мой дом»,изготовление дидактической игры «Чей домик».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый домик. Интересно, чей же он? Кто здесь живет? Кажется, я знаю! И вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.

Что это за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

Воспитатель: Правильно, это заяц. Давайте постучим и поздороваемся с ним. (Стучат) Зайчик, выходи скорее.

Из домика выходит лиса.

Лиса: Здрасьте, здрасьте! Нет здесь никакого зайца! Я здесь живу. Это мой дом!

Уходит обратно в домик.

Воспитатель: Ребята, что же случилось? Почему лиса у зайчика в домике живет? И где же сам зайчик?

Выходит заяц и плачет

Воспитатель: Здравствуй, зайчик. Почему ты плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала! Остался я без домика.

Воспитатель: Ребята, правильно поступила лиса, выгнав зайчика из его собственного домика?

Дети отвечают.

Воспитатель: Конечно. Ведь это его дом, и никто не имеет права его выгонять из собственного дома. Что же нам делать? Давайте позовем лису.

Дети стучат в домик.

Лиса: Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Воспитатель: Лисонька-лиса, выходи, пожалуйста. Мы хотим с тобой поговорить.

Лиса выходит.

Воспитатель: Ты нехорошо поступила. Нет у тебя права выгонять зайца из его дома.

Лиса: А как же я? Где же мне жить? Моя избушка- то растаяла?

Воспитатель: Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы найдем для тебя подходящий домик.

Дидактическая игра «Найди свой дом».

Одной группе детей раздаются картинки с изображением животных, а другой группе - жилища животных, каждый находит себе пару.

Воспитатель: Вот, лисичка, нашли мы твой домик, твою норку. Ты рада?

Лиса: Спасибо, ребята.

Воспитатель: Оставайтесь на нашем занятии, наши ребята расскажут вам еще много интересного и поучительного.

Герои садятся.

Воспитатель: Ребята, из какой сказки пришли к нам лиса и заяц? (отвечают)

Вы знаете, где живут звери и как называются их домики.

Медведь живет в (берлоге) ,

Лиса, барсук – в … (норе) ,

Бобер построил … (хатку) ,

Белка живет в … (дупле) ,

Крот под … (землей) ютится –

Там он с семьёю всей.

А где живем мы с вами,

Кто скажет мне скорей? (Ответы детей.)

Воспитатель: правильно, ребята, мы с вами живем в домах, в квартирах. А где живет собака? (В будке.) Где живет петух? (В курятнике.) Где живет корова? (В сарае, коровнике.)

Волк, заяц, белка, еж, медведь, свинья, корова, собака, овца, лошадь, ласточка, скворец и т. д. (Ответы детей).

Игра «Чей дом» с мячом.

(Дети встают по кругу, либо в ряд) Воспитатель кидает мяч всем детям по очереди и задаёт вопросы:

- У медведя, чей дом? (Медвежий).

У зайца, чей дом? (Заячий).

У волка, чей дом? (Волчий).

У белки, чей дом? (Беличий).

У барсука, чей дом? (Барсучий).

У черепахи, чей дом? (Черепаший).

У лягушки, чей дом? (Лягушачий).

Воспитатель: Ребята, а где живет человек? (Ответы детей).

Для чего нужны людям дома? - Правильно, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей.

А вы знаете, что в далекие времена люди жили в пещерах. (Показ слайдов) Только со временем они научились строить дома. Сначала это были землянки, затем деревянные избы , каменные дома . Сейчас это большие многоэтажные , кирпичные, панельные дома. Как вы понимаете эти названия? (Ответы детей.) - Действительно, ребята, вы правы. Деревянные дома – это дома, построенные из дерева, кирпичные – из кирпича, панельные - из блоков.

Дома ещё бывают одноэтажными и многоэтажными. А как вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом? (Ответы детей.) Правильно, дом состоит из одного этажа, многоэтажный – значит, состоит из двух и более этажей.

В каждой стране дома разные (Показ слайдов) . Они отвечают своеобразному образу жизни людей. Какие дома вы знаете? В каких домах живете вы? Расскажите, пожалуйста. (Несколько детей рассказывают о своем доме. Воспитатель вызывает детей, живущих в различных домах).

Чем различаются кирпичные и деревянные дома? (отвечают) .

Воспитатель: - Подскажите ребята, из чего можно построить дом? (из кирпича, из бетона, из камня, из дерева, из глины, из бумаги, из веток, из пластмассы, из металла).

Давайте поиграем.

Дидактическая игра «Назови какой дом?»

Дом из камня (какой дом) – каменный дом.

из бетона – из пластмассы – из бумаги –

из кирпича – из металла – изо льда –

из глины – из стекла – из дерева –

Воспитатель: – Дом из бумаги, дом из соломы, дом из кирпича. Какой вы думаете дом будет прочным? Почему вы так думаете?

Стихотворение «Дома бывают разные»

(читает ребенок)

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные…

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, легко ли построить дом? Почему вы так считаете? (Ответы детей) .

Есть много разных строительных профессий. Давайте вспомним их.

Дидактическая игра «Чем занимается… ?»

Чем занимается каменщик? (Ответы детей) - Правильно, каменщик кладет кирпичи, строит стены домов.

Чем занимается плотник? (Ответы детей) - Плотник делает из дерева двери, окна, деревянные лестницы.

Чем занимается электрик? (ответы детей) - Электрик прокладывает провода, чинит электрические приборы.

Чем занимается маляр? (ответы детей) - Маляр красит стены, белит потолки.

Воспитатель: - Вот видите, ребята, сколько людей с разными строительными профессиями участвуют в строительстве дома?

– Люди ещё каких профессий участвуют в строительстве дома? (штукатур, кровельщик, стекольщик, бетонщик, сварщик, сантехник, электрик и т. д.) .

Сейчас мы с вами превратимся в строителей и попробуем сами построить собственный дом!

Физкультминутка:«Игрушечная стройка».

Получили мы подарки: (Дети изображают, как выкладывают)

Кирпичи, бруски и арки. (предметы из коробки.)

Из коробки мы берем, (Кулачок ставят на кулачок.)

Строим мы красивый дом. (Стучим кулачками.)

Строим быстро, строим скоро, (Дети садятся на корточки)

Без цемента из раствора. (постепенно выпрямляясь)

Дом растет все выше, выше, (а потом встают на носки.)

Есть карниз, труба и крыша. (Сомкнуть руки над головой.)

Давайте поиграем в игру «Семья слов».

– Как можно сказать о маленьком доме?

(домик)

– О большом доме?

(домище)

– Сказочный человек, который живет в доме?

(домовой)

– Человек, который любит проводить свободное время у себя дома?

(домосед)

– Как назовем дела, которые выполняем дома?

(домашние)

– Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство?

(домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка

это семья слов, слова-родственники.

«Назови родственные слова к слову - ДОМ».(игра с мячом)

В каком еще жилище может жить человек? (в замке, во дворце, в шалаше, в избе, в тереме, в крепости, в палатке).

Воспитатель: Ребята, мы с вами много говорили о строительных профессиях. Среди них есть ещё одна – дизайнер.

- Дизайнер - занимается оформлением квартиры, дома, подбирает красивые цвета стен, штор, полов, других вещей в доме, занимается внешним видом комнат и дома.

Я предлагаю вам на некоторое время превратиться в архитекторов и дизайнеров, и нарисовать такой дом, в котором вам хотелось бы жить.

Рисование «Дом моей мечты». (Заранее подготовлены силуэты домов, дети их раскрашивают, рисуют мебель)

Воспитатель: наша работа готова.


Посмотрите, как много интересных домов у нас получилось! Ребята, а давайте придумаем название городу, где все наши дома будут «жить». (Предложения детей) .

Воспитатель: - У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес?(отвечают)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Может лисичка и зайчик захотят придти к вам в гости. (называют)

Воспитатель: Вы назвали улицы, на которых вы живете. А вы знаете, почему они так называются? Например, улица Гагарина?(отвечают) .

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, родной дом-это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наш родной посёлок! Наш дом-это наша большая Родина-Россия!

Рефлексия:

Воспитатель:

- Понравилось вам, лисичка и зайчик, на нашем занятии? А вам, ребята? Что интересного было? (отвечают)

Теперь Лисичка и Зайка будут жить только в своих домиках! И обязательно придут к вам в гости ещё! Сегодня все остались довольны!

Ребята, а когда вы вырастете, я очень надеюсь, что кто-то из вас станет строителем-профессионалом и будет строить красивые, надежные, уютные, современные дома!

Конспект беседы в средней группе

Тема: «Мой дом. Мой посёлок.».

Цель: Закреплять у детей знания о понятиях- «дом», «посёлок»

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, посёлку.

Развивающие: Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.

Развивать образное мышление и память.

Развивать внимание, воображение, творческие способности.

Образовательные: Расширять знания детей о своей «малой родине, улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении.

Повторить жилища животных. Обогащать словарь детей правильными названиями предметов, их свойств, действий, которые с ними можно совершать, учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе

Учить образовывать прилагательные от существительных (дом из стекла-стеклянный….)

Методы и приемы:

Наглядный: показ, рассматривание, инсценирование.

Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово,

Практические: инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка»,

Д/И игра «Чей домик», Д/И «Разные дома», физминутка «Автобус»

Индивидуальная работа: инсценировка сказки «Заюшкина избушка»,

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый домик. Интересно, чей же он? Кто здесь живет? Кажется, я знаю! И вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.

Что это за зверь лесной встал,

как столбик под сосной и стоит среди травы-уши больше головы?

Воспитатель: Правильно, это заяц. Давайте постучим и поздороваемся с ним.

Инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка»

(Стучат) Зайчик, выходи скорее.

Из домика выходит лиса.

Лиса: Здрасьте, здрасьте! Нет здесь никакого зайца! Я здесь живу. Это мой дом!

(Уходит обратно в домик.)

Воспитатель: Ребята, что же случилось? Почему лиса у зайчика в домике живет? И где же сам зайчик?

Входит заяц и плачет.

Воспитатель: Здравствуй, зайчик. Почему ты плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала! Остался я без домика.

Воспитатель: Ребята, правильно поступила лиса, выгнав зайчика из его собственного домика?

Дети отвечают - «нет».

Воспитатель: Конечно. Ведь это его дом, и никто не имеет права его выгонять из собственного дома. Что же нам делать? Давайте позовем лису.

Дети стучат в домик.

Лиса: Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Воспитатель: Лисонька-лиса, выходи, пожалуйста. Мы хотим с тобой поговорить.

Лиса выходит.

Воспитатель: Ты нехорошо поступила. Нет у тебя права выгонять зайца из его дома.

Лиса: А как же я? Где же мне жить? Моя избушка растаяла!

Воспитатель: Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы найдем для тебя подходящий домик.

Игра «Чей домик»

Одной группе детей раздаются картинки с изображением животных, а другой группе - жилища животных, каждый находит себе пару (медведь-берлога, лиса-нора, белка-дупло, волк-логово, собака-будка)

Воспитатель: Вот, лисичка, нашли мы твой домик, твою норку. Ты рада?

Лиса: Спасибо, ребята.

Воспитатель: Оставайтесь у нас в гостях, наши ребята расскажут вам еще много интересного и поучительного.

Герои садятся.

Вы знаете, где живут звери, как называются их домики. А где живут люди? (отвечают)

Воспитатель: Для чего нужны людям дома? (отдыхают, кушают, спят, зимой здесь тепло)

А вы знаете, что в далекие времена люди жили в пещерах. Только со временем они научились строить дома. Сначала это были землянки, затем деревянные избы, каменные дома. Сейчас это большие многоэтажные кирпичные, панельные дома. В каждой стране дома разные. Они отвечают своеобразному образу жизни людей. Какие дома вы знаете? (отвечают)

Д/и «Разные дома»

Как мы назовём дом из кирпича (кирпичный), из стекла, из дерева, из железа, из бумаги, из пластилина, изо льда.

Стихотворение «Дома бывают разные»

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные…

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные –

Дома бывают разные.

Воспитатель: У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес?

(отвечают)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Может лисичка и зайчик захотят прийти к вам в гости.(называют)

Воспитатель: Вы назвали улицы, на которых вы живете.

Воспитатель:

Умнички! Ребята, родной дом-это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наш родной посёлок.Как называется посёлок в котором мы живем? Наш дом-это наша большая Родина-Россия!

Рассматриваем фотографии родного посёлка (дети узнают и называют знакомые им места).

Педагог. Наш посёлок большой и красивый.

Детский парк

Площадь (на ней проходят праздники)

Много разных магазинов

Различные предприятия, где трудятся ваши родители.

В нашем посёлке все живут дружно и никто никого из домов не выгоняет.

Воспитатель: Наше путешествие заканчивается

Воспитатель: Понравилось вам, лисичка и зайчик, на нашем занятии? А вам, ребята? Что интересного было? (отвечают)

Воспитатель: Давайте попрощаемся с нашими гостями, пора им уже домой возвращаться. Как говорится в пословице: «В гостях хорошо, а дома лучше!»


ГБОУ ООШ№23 структурное подразделение «Детский сад» г. Сызрани

Конспект занятия в средней группе

«Мой дом»

Подготовила:

Хабушева Анна Юрьевна

Сызрань, 2013 г.

КОНСПЕКТ

занятия познавательного цикла «Мой дом»

воспитателя Хабушевой Анны Юрьевны.

Программное содержание:

Рассказать детям об истории жилища человека, его эволюции, познакомить с конструкциями домов и с разными строительными материалами. Уточнить представления детей о том, что люди строят дома в зависимости от климатических условий и образа жизни.

Упражнять в образовании имен прилагательных от существительных (дом из камня – каменный дом)

Воспитывать любознательность, познавательную активность, умение работать в коллективе.

Материал: презентация «Из чего можно построить дом», различные строительные материалы (кирпич, солома, камень, стекло, фанера, брезент и т.д.), серия иллюстраций «Дома разных континентов», раскраска «Жилища народов мира»

Ход занятия:

Звучит песня О.Митяева «Родильный дом»

Воспитатель: Ребята, вы прослушали песню. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем беседовать?

Да, совершенно верно. В песне поется о различных домах. Какие вы запомнили дома?

И тема нашего занятия – мой дом. Вы узнаете, как появились дома, какие дома были в древности, как люди научились их строить и почему на разных континентах люди строят жилища определенного вида.

Итак, где бы ни жил человек – на крайнем севере или знойном юге, на берегу моря или в горах- ему обязательно нужно жилище, чтобы укрыться от жары или холода, ветра или дождя. Свои дома люди всегда строили из того, что было под руками, приспосабливаясь к природным условиям.

Предлагаю посмотреть презентацию.

Слайд 2. Самым первым жилищем человека была пещера. Это углубление в скале, где можно было укрыться от непогоды и диких зверей, развести костер и приготовить еду. Потом, когда людей становилось все больше, им становилось тесно в пещерах. Пришлось самим строить дома.

Слайд 3. Вспомните известную сказку «Три поросенка». Ниф-Ниф построил дом из соломы. Такие дома существуют на самом деле. Жителям Африки достаточно для проживания такого легкого дома. Соломенные стены плотно связаны веревками, соломенная крыша защищает от жгучего солнца. А еще можно строить дома из прессованной соломы. Нужно только сложить кубики друг на друга.

Слайд 4. В Африке можно также увидеть и дома из бревен. Люди строят каркас на высоких сваях, а стенами служат большие полотна ткани. Такой дом не защитит от холода, но зато в нем можно спастись от длительных дождей.

Слайд 5. первые дома были очень простыми, похожими на чумы, юрты, иглу, вигвамы. Все эти дома объединяет то, что они круглые, с очагом в середине и отверстием в крыше, куда выходит дым от очага. Чумы, юрты строят так: сначала делают высокий конус из палок, воткнутых в землю. Затем на этот полочный конус накидывают шкуры животных, которые защищают хозяина от ветра и дождя. У чумов есть зимняя и летняя одежда. Зимой на каркас накидывают шкуры оленей, а летом – ткань брезент, чтобы не было сильно жарко.

Слайд 6. Чумы и юрты можно переносить с места на место, потому что люди, которые в них живут, не останавливаются долго на одном месте, а кочуют. Потому что стадам оленей и лошадей, которые они пасут, нужна постоянно свежая пища. Поэтому кочевники и не живут долго на одном месте, а передвигаются вместе со своими стадами.

Слайд 7. Иглу строят северные племена – эскимосы – изо льда. Лед не тает, потому что стенки иглу очень толстые, а снаружи холодно. Пол в иглу застилают шкурами убитых животных.

Слайд 8. Также можно строить дома из глины. Они прочнее соломенных, и в таких домах можно использовать печку для приготовления пищи и обогрева жилища. Глиняные дома легко ремонтировать: надо только сделать глиняный раствор и заделать трещину.

Слайд 9. Но самым распространенным материалом для строительства домов в давние времена и по сей день является дерево. Чтобы дом простоял долго, сначала выкапывали яму, в которую укладывали большие камни. На них складывали первые, самые толстые бревна – пол будущего дома. Потом устанавливали бревна, из которых делаются стены. А для тепла между бревнами укладывали мох.

Слайд 10. Раньше все дома были деревянными. Чтобы быть спокойными, людям надо было быть очень осторожными с огнем. Однажды в нашем городе Сызрани случился большой пожар, в котором сгорел почти весь город.

Слайд 11. Очень быстро люди поняли, что самый прочный и надежный материал для строительства домов – это камень.

Слайд 12. Люди научились создавать искусственный камень – лепить из глины кирпичи, которые обжигали, чтобы они становились прочными. С помощью специальных растворов кирпичи скрепляли друг с другом.

Слайд 13. В наше время дома строят из различных материалов. Придумали даже строить дома из стекла.

Слайд 14. Это современный крупный город, в котором можно встретить дома из разных материалов, разной высоты и назначения.

Слайд 15. Давайте поиграем. Назовите одним словом…

Дом из камня – каменный дом , дом их соломы – соломенный дом , дом из глины – глиняный дом , дом из дерева – деревянный дом , дом из кирпича – кирпичный дом , дом изо льда – ледяной дом и т.д.

Давайте посмотрим на строительные материалы. Назовите их. Дети рассматривают камень, кирпич, дерево, стекло, солому и брезент. Как вы думаете, какой материал самый прочный? Из какого материала можно построить самый светлый дом? Из чего можно построить самый легкий дом? Из чего можно построить переносной дом? Из чего можно построить самый высокий дом? Дети обосновывают свои мнения.

Физкультминутка «Дом для поросят»

А теперь я хочу предложить вам сесть за столы, закрыть глазки и пофантазировать, какой дом вы хотите, будет он волшебным, или совсем обыкновенным, похожим на ваш дом где живете вы сейчас. А теперь ребята, открываем глазки и попробуем разукрасить домики которые лежат перед вами.

Итог занятия: о чем мы с вами сегодня разговаривали? Что мы с вами узнали? Что больше всего вам понравилось в сегодняшнем занятии?


Конспект НОД «Мой дом»

Материал для воспитателей дошкольных учреждений.

Тема: Мой дом

Возраст : Средняя дошкольная группа (4-5 лет)

Направление : Познавательно-речевое

Основная образовательная область: «Познание»

Интегрированные образовательные области: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», Музыка»

Цель : Закрепить у детей знания о понятии «дом».

Задачи:

Воспитательные : Воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу.

Развивающие : Развивать связную речь через полные ответы на вопросы.

Развивать образное мышление и память. Развивать внимание, воображение, творческие способности.

Образовательные : Продолжать знакомить детей с историей жилища, с видами домов в других странах. Расширять знания детей о своей «малой родине»,улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Закрепить умение называть свой адрес. Повторить жилища животных.

Планируемый результат : Сформировать у детей знания о видах домов, об истории их возникновения; закрепить умение называть свой домашний адрес.

Методы и приемы:

Наглядный : показ, рассматривание.

Словесные : объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово, указание.

Практические : инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка», игра «Чей домик»

Наглядные средства обучения : демонстрационный материал «Какие бывают дома», дидактическая игра «Чей домик», домик, костюмы лисы и зайца.

Индивидуальная работа: инсценировка сказки «Заюшкина избушка», заучивание стихотворения.

Словарная работа: жилой, общественный; юрта, вигвам, шатер, иглу.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание пословиц и поговорок, разучивание песни «Здравствуй, Родина моя!»,экскурсия по нашему микрорайону, выставка рисунков на тему «Мой дом»,изготовление дидактической игры «Чей домик».

Структура

I. Инсценировка отрывка из сказки «Заюшкина избушка»

II. Игра «Чей домик»

III. Беседа «Мой родной дом»

1. Для чего нужен дом, история возникновения

2. Виды домов

3. Стихотворение «Дома бывают разные»

4. Что такое адрес

5. Почему улица так называется

6. Песня «Здравствуй, Родина моя»

Ход

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый домик. Интересно, чей же он? Кто здесь живет? Кажется, я знаю! И вы догадаетесь, если отгадаете мою загадку.

Что это за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

Воспитатель: Правильно, это заяц. Давайте постучим и поздороваемся с ним. (Стучат) Зайчик, выходи скорее.

Из домика выходит лиса.

Лиса: Здрасьте, здрасьте! Нет здесь никакого зайца! Я здесь живу. Это мой дом!

Уходит обратно в домик.

Воспитатель : Ребята, что же случилось? Почему лиса у зайчика в домике живет? И где же сам зайчик?

Выходит заяц и плачет

Воспитатель : Здравствуй, зайчик. Почему ты плачешь?

Заяц : Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная, попросилась она ночевать, да меня же и выгнала! Остался я без домика.

Воспитатель: Ребята, правильно поступила лиса, выгнав зайчика из его собственного домика?

Дети отвечают.

Воспитатель : Конечно. Ведь это его дом, и никто не имеет права его выгонять из собственного дома. Что же нам делать? Давайте позовем лису.

Дети стучат в домик.

Лиса: Сейчас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Воспитатель : Лисонька-лиса, выходи, пожалуйста. Мы хотим с тобой поговорить.

Лиса выходит.

Воспитатель: Ты нехорошо поступила. Нет у тебя права выгонять зайца из его дома.

Лиса : А как же я? Где же мне жить? Моя избушка растаяла?

Воспитатель : Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы найдем для тебя подходящий домик.

Игра «Чей домик»

Одной группе детей раздаются картинки с изображением животных, а другой группе - жилища животных, каждый находит себе пару.

Воспитатель : Вот, лисичка, нашли мы твой домик, твою норку. Ты рада?

Лиса: Спасибо, ребята.

Воспитатель: Оставайтесь на нашем занятии, наши ребята расскажут вам еще много интересного и поучительного.

Герои садятся.

Воспитатель : Ребята, из какой сказки пришли к нам лиса и заяц? (отвечают)

Вы знаете, где живут звери, как называются их домики. А где живут люди? (отвечают)

Воспитатель : Для чего нужны людям дома? А вы знаете, что в далекие времена люди жили в пещерах. Только со временем они научились строить дома. Сначала это были землянки, затем деревянные избы, каменные дома. Сейчас это большие многоэтажные кирпичные, панельные дома. В каждой стране дома разные. Они отвечают своеобразному образу жизни людей. Какие дома вы знаете? (отвечают)

Воспитатель: А как вы думаете, почему в городе строят многоэтажные дома? (отвечают)

Воспитатель : Как называются дома, в которых живут люди?Какие общественные дома(здания)вы знаете?

Стихотворение «Дома бывают разные»

(читает ребенок)

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные…

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные -

Дома бывают разные.

Воспитатель: У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес?

(отвечают)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Может лисичка и зайчик захотят придти к вам в гости.(называют)

Воспитатель : Вы назвали улицы, на которых вы живете. А вы знаете, почему они так называются? Например, улица Гагарина?(отвечают)

Воспитатель:

Умнички! Ребята, родной дом-это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наш родной город Нижнекамск! Наш дом-это наша большая Родина-Россия!

Песня «Здравствуй, Родина моя!»

Утром солнышко встаёт,

Всех на улицу зовёт,

Выхожу из дома я, —

Здравствуй, улица моя!

Я пою, и в вышине

Подпевают птицы мне,

Травы шепчут мне в пути.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №169» г. Оренбург КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «МОЙ ДОМ - ПРИРОДА» Подготовила: Воспитатель I квалификационной категории Томина Е.В. 2015 год Цель: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе. Задачи: Образовательная область - «Познавательное развитие» - Дать детям понять, что природа – это наш общий дом, расширять знания детей о природе, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека. - Развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, память, внимание. Образовательная область - «Социально-коммуникативное развитие» - Согласовывать свои действия с действиями сверстников. - Приучать детей внимательно слушать задание, старательно выполнять его. - Доставить детям радость, вызвать интерес. Образовательная область – «Речевое развитие» -Обогащать и активизировать словарь по теме. -Упражнять в умении давать ответы. Образовательная область – «Художественно-эстетическое развитие» -Развитие восприятия произведений искусства (музыкального) Образовательная область – «Физическое развитие» -Развивать координацию движений. Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, музыкально-художественная деятельность. Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей. Материалы и оборудование: Рисунки обычного дома и «дома-природа», макет земного шара со следами, веточка для Лесовичка, «мусор», бумага на каждого ребёнка вырезанная в виде круга для плакатов, фломастеры, «Жалобная книга природы», мольберты, аудио устройство, аудиозапись «Звуки леса » Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы. Ход занятия. (Дети входят в группу под аудиозапись «Звуки леса» , садятся на ковёр.) Воспитатель читает стихотворение: Наш дом родной, наш общий дом Земля, где мы с тобой живём! Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть: Леса и горы и моряВсё называется - земля! Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (Ответы детей.) Правильно, это наша земля. Наша земля это наш общий дом. Как вы думаете, ребята, что мы оставляем на нашей планете Земля? Вот такие следы остаются после вас на земле. Даже если вы их не видите, земля помнит их. И каждый человек, живущий на этой планете, оставляет свой след. Посмотрите, какие следы вы видите на земле. (Ответы детей.) Правильно, большие, маленькие, чистые, грязные. Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о том, какой же след мы должны оставить на земле. Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок. Воспитатель: Вот послушайте: Люблю я бегать босиком, Разбрызгивая лужи, И оставлять следы потом. Но солнце землю сушит. Я на асфальте обведу Свои следы мелками. Но ветер тучи принесёт И смоет их дождями. А может, краски попросить И, извозив сандалики, так на дороге наследить, Чтоб все об этом знали? А мне в ответ: Земля твой дом. Грязь разводить не стоит в нём.» Воспитатель: Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей.) Правильно, не только в своём доме, но и в природе нельзя развозить грязь. Земля - общий дом человека. Все люди на свете одна большая семья. И все стараются, что–то сделать для неё, у кого- то получается, у кого-то нет. Природа позаботилась о том, чтобы Земля всегда была в «порядке». Ребята, назовите, какие вы знаете природные явления. (Ответы детей.) Правильно, ветер, дождь, снег, солнце. Подумайте, как эти различные природные явления помогают Земле выглядеть так? Например, такое природное явление, как ветер как помогает? (Ответы детей.) Да. Ветер приносит прохладу, очищает воздух. А что, даёт дождь? (Ответы детей.) Дождь питает растения, даёт влагу. Воспитатель: Как помогает Земле снег? (Ответы детей.) Правильно, утепляет землю, покрывает как одеяло, даёт тепло, утепляет деревья, чтобы не замёрзли у них корни. А как солнце помогает Земле выглядеть именно так? (Ответы детей.) Солнце даёт свет всему живому. Но солнце не только светит, что ещё делает? Правильно, от солнца исходит тепло, оно греет. Ребята, каждый из вас живёт в доме со стенами, но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Послушайте, ребята: Словно крыша над землёю, Голубые небеса. А под крышей голубоюГоры, реки и леса, И поляны и цветы, и, конечно я и ты. Так, в какой мы дом попадаем? Правильно в дом – природу. Посмотрите, ребята, на эти рисунки обычного дома и дома природы, давайте, мы эти дома сравним. (Картины.) Отчего в нашем доме бывает светло? (От лампы.) А что можно сравнить с лампой в природе? (Солнце.) Но солнце не только греет, значит, его можно сравнить ещё с чем?... с плитой, батареей. В природе идёт дождь, а в нашем доме, что напоминает дождь? (Душ.) В природе ветер, а в доме? (Вентилятор.) В доме есть пол, а в природе? (Земля.) На полу у нас лежит ковёр, а на земле? (Растёт трава.) В обычном доме бывают каменные и деревянные стены, а в доме природы? (Горы и деревья.) У нас горит пламя на газовой плите, а в природе огонь откуда выходит? (Вырывается из вулкана.) В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах, а у себя в обычном доме человек научился делать снег где? (В холодильнике.) В природе живут какие животные? (Дикие.) В обычном доме? (Домашние.) В природе дикорастущие растения, а в доме? (комнатные растения) Ребята, почему в обоих домах художник оставил часть рисунка не закрашенным, это что? (Воздух.) А зачем нужен воздух, что произойдёт, если не будет воздуха? (Ответы детей.) Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если не будет поступать воздух в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить. Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.) А теперь мы отдохнём и немножко поиграем. Физкультминутка: Руки подняли и помахалиэто деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнулиВетер сбивает росу. Плавно руками помашемЭто к нам птицы летят. Как они сядут, покажемКрылья мы сложим назад. Стук в дверь, заходит Лесовичок грустный, расстроенный. Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, что с тобой случилось? Лесовичок: Я побывал в своих владениях, в лесу везде слышал жалобные голоса, растений, животных. Все жалобы я записал в Жалобную книгу природы. Ребята, хотите узнать, кто и на что жалуется? Жалуется ёлка, вот её жалоба: «Пусто и одиноко мне в лесу, совсем одна я осталась. А ведь вокруг меня когда- то росли ёлки - красавицы, но под новый год появились в лесу жестокие люди с топорами и вырубили их под самый корешок». Воспитатель: Можно ли вырубать ёлки? (Ответы.) Ребята, а давайте, мы с вами сделаем доброе дело, нарисуем плакаты о бережном отношении к живым елям и развесим их в разных местах, чтобы люди видели. Ребята, а теперь начинаем рисовать, и не забудьте перечеркнуть ёлочку красной линией, как вы думаете, что обозначает красная линия? Дети: нельзя, тревога. (На столах бумага в виде круга, дети рисуют ёлки под спокойную музыку.) Воспитатель: Молодцы! Какие плакаты замечательные нарисовали. Плакаты убираем на край стола. Ребята, скажите, для чего вы нарисовали эти плакаты? Правильно, дети, мы призываем людей самовольно не вырубать ели - это очень хороший поступок – защита природы. Лесовичок: Молодцы! Спасибо, вы помогли лесу. Теперь люди подумают, прежде чем пойдут в лес рубить деревья. Лесовичок: Ребята, я чуть не забыл, про полянку, которая у меня в лесу. Раньше полянка была у меня очень красивой, но пришли туристы и берёзку на дрова срубили, забросали полянку пустыми банками, фантиками, бутылками. Воспитатель: Как помочь полянке? Что нужно сделать? (Ответы детей.) Нужно нам скорее оказаться на этой полянке, а как это сделать? Ребята, нам помогут попасть на полянку, волшебные слова: Воспитатель: давайте, скажем волшебные слова. «Сим-салабим, абра – кадабра» (Дети повторяют волшебные слова и оказываются на «полянке».) Воспитатель: (обращает внимание детей на полянку) Надо, ребята, помочь Лесовичку, навести порядок, так как это портит красоту, леса и также эти бутылки могут быть опасны для зверей. Вот какой след оставили после себя туристы. (Три ребёнка убирают мусор.) Молодцы! помогли Лесовичку, навели порядок у него на полянке. Лесовичок: Я очень рад, что познакомился с вами, оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я вам дарю свою Жалобную книгу природы на память, и хочу чтобы она оставалась всегда пустой- чтобы никто не жаловался. Воспитатель: Помогли мы сегодня Лесовичку, оставили свой добрый след на полянке, пора нам возвращаться в нашу группу. Дети прощаются с Лесовичком и с помощью волшебных слов «Сим- салабим, абра- кадабра» возвращаются в группу. Воспитатель: Давайте будем беречь планетуВо всей вселенной похожей нету. Во всей планете только одна Для жизни и дружбы она нам нужна! Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Вы хотите стать друзьями и защитниками природы? Тогда пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!