Похищение невесты на Кавказе – красивый обычай или ужасный пережиток времени? Похищение невест – преступление или традиция.

July 15th, 2015

Закончила производство документального фильма об обычае похищения невест на Северном Кавказе! Каждый раз смотрю и удивляюсь, насколько интересные съемки нам удалось сделать.
Фото рабочих моментов съемок:

Жанр-документальный фильм с элементами докудрамы (реконструкции событий с участием актеров).
Хронометраж 71 мин. 5 сек.

Автор сценария и режиссер Елена Самойлова
Продюсеры Елена Самойлова, Алексей Самойлов
Производство Pro Vision Group www.profi-vision.ru

Съемки фильма проходили в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Ставропольском крае, Мордовии.

Многие считают обычай похищения невесты народным фольклором. На память сразу приходит комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Тем не менее, такое явление, как похищение невест, среди некоторых народов России не просто имеет место, но и процветает. Современные женихи используют веками проверенные средства: друга и коня - теперь железного. По сравнению с древними временами поменялось только одно: кражу невесты обязательно снимают на мобильный телефон и такое home video расходится по сети как настоящий блокбастер.

Раньше за похищение невест наказывали. В советском Уголовном кодексе была даже глава «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев», но потом эту статью отменили. Однако похищение невест остается одной из актуальных проблем современного Северного Кавказа. Ежегодно в прокуратуры республик Южного федерального округа поступают сотни заявлений от родителей похищенных девушек. Считается, что большинство "умыканий" происходит с согласия невест, которые не видят ничего дурного в древнем обычае. Среди историй похищений невест есть забавные, заставляющие порой громко смеяться, есть со счастливым финалом, но есть и трагические, обернувшиеся болью для многих людей. По статистике, как минимум треть «кавказских пленниц» - это девушки, которых украли против их воли. Руководство, правоохранительные органы и духовенство северокавказских республик категорически против похищений невест и всеми силами пытаются искоренить древнюю традицию.

Данный документальный проект ставит своей целью попытку привлечь внимание широкой общественности к этой серьезнейшей социальной проблеме юга России. Посмотрев этот фильм, зритель должен сделать вывод - похищение «невесты» против ее воли и принуждение к вступлению в брак является актом насилия, ущемления прав и свобод личности, коверкающим судьбы многих людей. Возможно, кого-то этот фильм остановит от опрометчивого эгоистичного поступка по отношению к любимому человеку и подвигнет пересмотреть свои взгляды на небезобидный древний обычай.

Трейлер документального фильма о похищении невест на Северном Кавказе

О РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ:

Наш первый герой - молодой дагестанский артист, участник команды КВН «Горцы от ума» Эльдар Иразиев, несколько лет назад похитил любимую девушку. История Эльдара олицетворяла актуальность похищения невест для современного поколения кавказцев.

Очень часто похищают тут девушек, - откровенничал с нами Иразиев, лихо разруливая по улицам Махачкалы на красном джипе «Infiniti», - Все, как и сто лет назад, ничего не изменилось! И в соседних республиках тоже похищают. Очень много разборок у нас из-за этого, кровная месть, часто бывают летальные исходы, когда молодые не то что не поженились, но еще и не выжили!

Иразиеву повезло. Похитив 17-летнюю девушку, он выжил и даже не попал в тюрьму. Его возлюбленная уговорила родителей забрать заявление из милиции. Однако оскорбленные родственники запретили девушке выходить замуж за артиста. По словам Эльдара, виной всему был национальный вопрос. Оказывается, в Дагестане, где живут более тридцати народностей, старшее поколение часто не приветствует межэтнические браки. Любимая девушка кумыка Иразиева была аваркой, поэтому ее родители были категорически против их союза. Эльдар утверждал, что только по этой причине он и решился на похищение. В конце концов, устав от выяснения отношений с родственниками аварки, Эльдар женился на симпатичной лачке. На этот раз все было с соблюдением всех патриархальных правил: было и сватовство, и общение с невестой в кругу родственников, и калым.

Сказать, что героев проекта - похитителей и похищенных невест было трудно уговорить сниматься, это не сказать ничего. Во-первых, многие джигиты побаивались внимания к своим былым «подвигам» со стороны правоохранительных органов. Во-вторых, в силу специфики кавказского менталитета откровения на тему взаимоотношений полов не приняты в принципе, вопросы, так или иначе затрагивающих женскую честь и репутацию - под особым табу, а в историях похищений деликатных моментов хватает. В-третьих, когда речь заходила о разборках из-за украденных невест, где на кону стояла честь влиятельных кланов, мы вообще рисковали головой. Герои отнекивались от съемок до конца или соглашались говорить на камеру на каких-то особых условиях. Чтобы убедить их принять участие в проекте нам потребовались недели и чудеса дипломатии.

Мы с огромным трудом уговорили сниматься известного аварского поэта члена Союза писателей России Махмуда-Апанди Магомедова, который в молодости похитил свою будущую супругу Залиху, поскольку за день до нашего приезда на семейном совете пожилая чета вдруг решила, что это может как-то их опорочить.

Махмуд и Залиха познакомились еще в школе и полюбили друг друга.

Но когда молодой человек ушел в армию, родители девушки сосватали ее за другого и горячий горец украл возлюбленную буквально из-под носа соперника накануне свадьбы.

Танцую, танцую, он мне прохода не давал! - вспоминала Залиха, - Моментально он взял
меня на руки и бегом! И бросил меня в машину! И я даже не знаю, совсем посторонний человек там рядом, черный такой. И я так боялась! Ору, кричу! У меня одна туфля там осталась. И ноги у меня вот так вверх подняты и бьют по стеклу, а водитель меня держит!

Эту историю мы поехали снимать в высокогорное аварское селение Харахи, где сорок лет назад разыгрались события. Я не раз бывала в горах в Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, но так высоко никогда прежде не забиралась. Мы ехали в горы почти пять часов, временами по бездорожью и серпантину. Взгляду открывались бездонные пропасти ущелий, в которых ютились крошечные селения. Всю нашу съемочную группу здорово укачало, у всех кружилась голова. Бодрость сохраняли лишь молодые актеры местного театра, которых мы ангажировали для участия в съемке эпизодов реконструкций событий. Они рассказали, что частенько бывают в этих краях на гастролях, а некоторые и вовсе оказались уроженцами горных сел.

Когда мы, наконец, добрались до Харахи, я поняла, что не жалею о потраченном времени на дорогу. Каменистые улочки, дома, утопающие в садах, бескрайние луга, заросшие полевыми цветами, представляли собой великолепную натуру для съемок.

Проблема возникла тогда, когда мы меньше всего этого ожидали.Мы собирались снять сцену лезгинки в сельском клубе, во время которой наш герой когда-то похитил свою невесту, как вдруг нам сообщили, что в село приехал молодой парень, недавно похоронивший своего отца. Отец был односельчанином нашего героя, харахинцем. То есть, снимать в Харахи лезгинку и похищение из уважения к трауру молодого человека было нельзя. Мы впали в ступор. Было уже далеко за полночь, все устали и в буквальном смысле валились с ног. При этом я понимала, что если мы не снимем здесь эту сцену, то другой такой возможности нам не представится. На следующий день мы собирались уезжать обратно в Махачкалу. Нам предложили поставить сцену в соседнем селе за горным перевалом.
Делать было нечего. Посреди ночи мы поехали в другую деревню под названием Тлайлух. По всей видимости, все тлялюховцы спали крепким сном. Клуб был закрыт и некоторое время мы с актерами бродили в ночи, тщетно пытаясь дозвониться до кого-нибудь из администрации. Но тут подошли местные жители и отвели нашего продюсера к местному авторитету - известному дагестанскому поэту. Поэт вышел на встречу в медвежьей шкуре на плечах, налил две рюмки водки, выпил с продюсером за знакомство и постановил: «Клуб открыть!», что незамедлительно было сделано. Вскоре в клуб стали подтягиваться полусонные местные жители. Потихоньку все распелись, растанцевались и сцену похищения невесты мы сняли уже всем селом с впавшими в азарт тлайлуховцами.

Под утро мы добрались до Харахи и свалились там мертвым сном.

Традиции военно-вайнахских дорог
В Чечне и Ингушетии чуть ли не каждый встречный рассказывал нам истории, связанные с похищением невест: кто-то сам своровал девушку, кто-то помогал воровать «по дружбе», у кого-то украли родственницу.
Самого экзотического похитителя невест мы сняли в Грозном. Пожилой чеченец Хаджи-Акмет Исраилов - многоженец. У него три жены, двадцать пять детей, более двадцати внуков. Когда я впервые увидела его «гарем», то честно говоря, испытала шок. Меня поразил отнюдь не сам факт полигамного союза в Чечне, тем более что глава этой республики не раз высказывался в пользу узаконивания многоженства, сколько то, каким образом сложилась эта семья. Оказалось, что всех троих жен Исраилов украл.

В 72-м году в сентябре первую жену Малику украл, - рассказывал Акмет, - После у нас были дети. Четверо. Одна дочка умерла, осталось трое. Я думал надо жениться, чтобы была большая семья. В 79-м году через семь лет украл Зухру в Грузии, выехав на заработки выращивать лук. В 86-м году, недалеко от Грозного есть поселок Гикало, оттуда тоже старшую дочь у родителей украл я. Тоже год-полтора домой не пускал, пока у нее один-двое детей не появилось.

Самой общительной из трех похищенных Хаджи-Акметом женщин оказалась аварка Зухра. Она подробно рассказала нам, как ее воровали.

Он спящую меня из дома вытащил прямо в ночной рубашке. Я проснулась, кричу: «Это что такое?» - вспоминала Зухра, которой на момент похищения было 17 лет, - Я вырвалась из машины, побежала прочь, но наступила босой ногой на обломок бутылки и согнулась от боли: «Ой, Аллах!» «Вот тебе Аллах!», - закричал Акмет. Он за мной гонялся, схватил меня опять, затолкнул в машину, увез и спрятал в горах. А когда родственники послали за мной милицию, он мне угрожал: «Скажи, что ты по согласию со мной ушла. Если не скажешь, я тебя зарежу!» Ну, я испугалась, пришлось сказать, что по согласию иду.

Да, я сказал ей, если ты к ним выйдешь, я тебя живой не отпущу, - с ухмылкой вспоминал похититель, - Был такой разговор!

Свою первую жену Малику Хаджи-Акмет заставил притворяться его сестрой. Малика покорно играла эту роль, опасаясь развода, в случае которого она могла потерять детей (по шариату они принадлежат главе семьи - мужчине). Когда Зухра узнала, что она жертва многоженца, то долго горевала, но назад дороги не было. Жизнь с Акметом оказалась тяжелой. Годы прошли в нищете и заботах о семерых детях, рожденных от него. Всего детей было девять, но двое умерло в младенчестве.

Обычай похищения невест - это плохо! - убежденно говорила Зухра, - Если человеку нравится женщина, он должен у родителей спросить согласия, посвататься, и у русских, у всех так положено, правда ведь? Некрасиво - взять и похитить как тряпку!

Если бы не было перестройки, зоны боевых действий я и на четвертой тоже бы женился, - доверительно сообщил мне Исраилов, - Я желательно хотел бы русскую взять, чтобы была у нас как бы дружба народов. Мне нравятся грамотные. Многодетной семье грамотная тоже не помешает.

Малика, Зухра и Луиза признались мне, что едва сводят концы с концами. Глава семьи уже много лет безработный, а число детей и внуков постоянно растет. Жены Исраилова перебиваются мелкими заработками на местном рынке, им нужно кормить многочисленное потомство, а еще - купить на всех школьную форму (по их словам, ее в обязательном порядке необходимо приобретать в республике за 2,5 тыс. рублей за комплект). Это была тихая трагедия трех женщин, попавших в безвыходное положение и смирившихся со своей участью. Они рассказывали мне, как вместе ведут хозяйство, принимают друг у друга роды, воспитывают общих детей и внуков. Большинство из них, как старший сын первой жены Малики Инди берут пример с главы семьи.

Он тоже четыре раза женился, - рассказала Зухра об Инди, - У него похищение в крови! Троих он похитил, эта четвертая у него жена. Не отстал он от отца.

Это все по-молодости, - оправдывался Инди, - Если кто-то бы со мной советовался, я никому не дал бы похитить. Это самый большой грех по Корану. Этого делать нельзя! И по закону нельзя! Просто по нашему кавказскому обычаю можно.

Интересно, что в адатах - своде правил поведения вайнахов: чеченцев и ингушей и, в целом, в мусульманском праве традиции похищения невест нет. Историк Муса Аушев, с которым мы познакомились в Ингушетии, объяснил нам, что этот обычай зародился в глубокой древности. Оказывается, девушек воровали бедняки, у которых не было денег, чтобы заплатить калым - традиционный у мусульман выкуп за невесту. Похищение девушки избавляло жениха от многих проблем. Спустя столетия почти ничего не изменилось.

Я вам расскажу случай, когда в Насыр-Корте у Оздоевых украли единственную дочь, - рассказывал Аушев, - Она кричала, она не была согласна. И ей зажали рот, чтобы она не кричала. Она задохнулась! Они ее выбросили на кладбище и уехали. Отец получил инсульт. И так он через три года с этой болезнью скончался. Теперь в Али-Юрте был случай, когда похитили девушку. Они на больших скоростях опрокинулись. Девушка погибла. Таких случаев уйма! Получается, что сегодня он похищает одну, забирают у него, завтра он похищает другую, послезавтра - третью. И даже доходило до того, что сейчас на машинах приезжают, студенты выходят на перемену, и они смотрят: «Вон та красивая, нет, вон та красивей, давай вот эту украдем!»

По словам Аушева, никто из похитителей за свои злодеяния наказан не был. В том, что такое, в принципе, возможно, мы убедились, когда начали снимать в селе Сурхахи историю похищения невесты, вокруг которой разыгралась настоящая трагедия. Все случилась в 2004-м году. Тогда в селе Верхние Ачалуки пропала двадцатилетняя Фатима Чапанова. Ее нашли в Сурхахи. Выяснилось, что девушку похитили. Потенциальный жених оказался выходцем из уважаемой семьи Аушевых, поэтому родители Фатимы вскоре смирились с ситуацией и согласились на свадьбу. Но накануне бракосочетания родственники невесты передумали. Как рассказала нам мать жениха-похитителя Мария Аушева, на рассвете вооруженные автоматами, они ворвались в их дом, чтобы забрать девушку. В результате завязавшейся перестрелки погибли двое братьев со стороны жениха и брат невесты Джабраил Галаев, приехавший вызволять похищенную девушку из Москвы.

Самым удивительным было то, что в итоге в тюрьму никто так и не сел. Похоронившая сыновей Мария Аушева показывала нам дырки от пуль по всему дому и жаловалась, что долго обивала пороги различных инстанций, писала даже Путину, но возбуждения уголовного дела так и не добилась.

Мы куда только не обращались, но ответа не было! - жаловалась Мария Султановна, - В прокуратуре мне сказали: «Пиши, что хочешь, мы не будем принимать от тебя заявление!»

Многие местные жители признавались мне, что российские законы здесь почти не работают, милиции они не доверяют, в правосудие не верят, а власть считают коррумпированной и продажной. К средствам массовой информации и, в частности, к телевидению, люди тоже относятся скептически, потому что, по их мнению, оно не только не отражает реального положения дел, но и давно утратило способность на что-либо влиять в принципе.

Цыганочка с выходом
Последнюю историю о том, как одна заботливая мать украла четырнадцатилетнюю невесту для своего шестнадцатилетнего сына, мы поехали снимать в Ставропольский край, где произошло преступление. Драма разыгралась между двумя цыганскими семьями. Семья похищенной девушки проживала в станице Урухской, куда мы отправились вместе с прокурором-криминалистом следственного управления Георгиевской межрайонной прокуратуры Андреем Нестеровым.

Похищения девушек тут частенько случаются, - подтвердил Нестеров, - Но к нам, как правило, обращаются не кавказцы, которые как-то сами между собой эти вопросы решают, а цыгане. Их тут довольно много. Вообще, это очень непростой контингент. Можно сказать, живут по своим неписаным законам. Вести следствие или какие-то судебные процедуры с ними очень тяжело. Собираются всем табором, орут, камнями бросаются, в общем, оказывают сопротивление сотрудникам правоохранительных органов.

Мы разыскали дом похищенной невесты Тамары Гавриленко. Оказалось, что недавно она вышла замуж и теперь живет в Подмосковье. Отец девушки - Николай, вышел к нам в изрядном подпитии, едва держась на ногах. Рассказывать о похищении дочери он не хотел, но потом согласился сделать это за тысячу рублей, потому что в доме кончалось спиртное, а ему хотелось еще.

Приехали ночью, перепрыгнули, - вспоминал Гавриленко, - выбили двери, залетели, схватили девчонку, жена проснулась, услышала: «Коль, - говорит, - Тамарку украли!» Ну, я к ним, они меня битами вырубили. Сначала ударили в грудь, а потом по морде! Они ее на маршрутку и увезли. Мы ни номера, ничего не запомнили. Потом кое-как вышли на след. Эти похитители - кочевые цыгане, жили во Владикавказе на вокзале. Из картона домишки какие-то себе сбили. Я увидел это, чуть с ума не сошел. У нас там война, караул, была! Они же ее нам не отдавали. Машину побили, нас побили. Только тогда мы к ментам обратились.


По словам Николая Гавриленко, похищение Тамары организовала его дальняя родственница Наталья. Это обстоятельство, похоже, возмущало его куда больше чем само преступление.

За такие поступки нужно было бы убить ее! Она мне теткой доводится! - возмущался Гавриленко, - Она взяла мою дочку украла для своего сына. За это вообще надо убивать, а не сажать. Похищать знать надо у кого же! Что же я у своих буду воровать? У нас если чужие, то женимся, сватаем или воруем по согласию. А это нахально приехали, побили, налетели ночью. Да еще свои! Вот что обидно! Были бы чужие, я бы не обиделся. А это свои - родная наша кровь!

Попивая брагу из мутной трехлитровой банки, Николай рассказал, что похищения невест у цыган делятся на «нахальные» и «ненахальные». В первом случае девушку воруют против ее воли, а во втором - с ее согласия, но зачастую без благословения родителей.
Цыган забежал в дом и вывел на улицу молодую женщину.

Вот, это моя сноха Нина Николаевна! Мы ее тоже украли.
- Да, по согласию, - смутилась она.

За организацию похищения Тамары Гавриленко тетка Николая получила шесть лет лишения свободы. Она отбывала наказание в Мордовии. Общаться с журналистами женщина отказывалась наотрез. Нам было необходимо ее официальное согласие на интервью, которое должно было проциркулировать по нескольким инстанциям от Мордовии до Москвы и обратно. Чтобы убедить похитительницу сниматься мне пришлось поднять все журналистские связи во ФСИН. Наконец, получив официальную бумагу с разрешением на съемки, мы совершили марш-бросок в Мордовскую туберкулезную зону. Оказалось, что наша героиня подцепила опасный вирус и тяжело болела. Вообще, посещение зоны, где у многих заключенных открытая форма туберкулеза лично для меня было куда более серьезным испытанием, нежели трехнедельные съемки в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии и Ставропольском крае. Охранники посоветовали нам держаться от заключенных на дистанции и, по возможности, ни к чему не прикасаться. Интервью героини мы снимали, нервно озираясь по сторонам.

Мы решили ее похитить замуж. У нас такой обычай, - объясняла нам цыганка Наталья, - Меня саму украли, когда мне было 13 лет. Дочь мою тоже украли, когда ей было 13. У цыган так принято, когда к родителям приезжают сватать, они детей в 13-14 лет уже отдают.

На современном Кавказе суда за похищение невесты не бывает практически никогда. Несколько лет назад в Чечне был введен штраф для похитителей - миллион рублей. Но желающих украсть приглянувшуюся девушку и жениться на ней это не останавливает.

Обычай похищения невесты древний. Он практиковался многими народами. В некоторых культурах его следы сохраняются до сих пор. Сейчас на Кавказе эта практика существует в трех основных вариантах.

Если девушку крадут ради шутки, при этом и родители молодых в курсе происходящего, и сами они осознают шутливость, то это - дань традиции. Иногда похищение совершается по сговору парня и девушки. В третьем же случае девушку действительно похищают помимо ее воли, при этом ее родственники могут быть также настроены против брака.

Нередко кражу девушки оправдывают мусульманскими традициями, но это не верно - ислам запрещает браки без согласия обеих сторон. Более того, многие мусульманские деятели настаивают, чтобы на обряде бракосочетания (никях) присутствовал и отец невесты.

Отрицательное отношение к похищению имеется и в чеченском традиционном праве, адате. Согласно его нормам женщина должна иметь право выбора. Однако даже муллы часто женятся, похитив невесту. И у такого поведения есть причины.

Некуда деваться

Кавказские родители своих дочерей любят и выдавать замуж за первого, кто попросит их руки, не спешат. А часто жених уже назначен и отказывать ему не станут. Тогда мужчина может начать выслеживать понравившуюся ему девушку.

Когда она останется одна, ее насильно затаскивают в машину и увозят в заранее приготовленное место. Во многих случаях сам факт похищения - это уже пятно на репутации девушки, даже если ее удалось отбить или она смогла сбежать. Но если ее не нашли за ночь, то это уже практически гарантия брака. Родители редко принимают обратно дочь, хотя и такие случаи встречаются.

Порой попытки родственников вернуть девушку заканчиваются конфликтами с применением оружия. Если есть погибшие, то в этом случае просто закрыть глаза на ситуацию получается редко.

У девушек есть возможность сказать «нет» на религиозной церемонии бракосочетания, но пользуются ею единицы - и потому, что потом семья может отказаться от «запятнанной» дочери, и потому, что жених нередко угрожает убийством.

Но даже если девушка и возвращается домой, то на ней мало кто потом захочет жениться - в глазах традиционно настроенного общества она уже опозорена. Мужчины мотивируют свой отказ тем, что не хотят брака с девушкой, до которой дотрагивался кто-то еще.

Девушка, похищенная тем, кого она видеть в мужьях не желает, и отвергнутая родственниками, либо смиряется с такой ситуацией и дает согласие на брак, либо совершает самоубийство.

Для соблюдения видимости законности жених порой платит за девушку отступные. Семья, скорее всего, согласится и без них. Тайные свадьбы проходят редко.

По взаимному согласию

Иногда похищение выбирают и сами жених и невеста. Например, если родители хотят выдать дочь за выбранного ими жениха, а у девушки уже есть возлюбленный. В этом случае родительский страх того, что дочь будет опозорена, нередко играет молодым на руку, и они получают согласие на свадьбу.

На похищение «по согласию сторон» решаются и в том случае, если жених или невеста младшие в семье, а их старший брат или сестра еще не в браке. В этом случае полагается либо ждать свадьбы старшего сына или дочери, либо устраивать «вынужденное» бракосочетание, чтобы не допустить позора на всю семью.

Порой родители в курсе планирующегося похищения. Это происходит в том случае, если семья жениха или невесты испытывает материальные трудности. По традиции свадьба должна быть максимально роскошной, с участием всей родни с обеих сторон. А вот похищение дает возможность провести скромную церемонию, исключительно для официального оформления брака. Невесту театрально «крадут» по всем правилам, увозят в дом будущего мужа, а наутро туда отправляются ее родители.

В некоторых случаях жених и невеста оказываются в ситуации Ромео и Джульетты: если они происходят из враждующих родов, то похищение - это самый простой способ добиться брака. Конфликт в таком случае должны урегулировать старейшины.

Число заявлений в полицию по факту похищений ежегодно исчисляется на Северном Кавказе сотнями. Но перед судом предстают единицы. Остальные похитители становятся законными мужьями.

В 2013 году глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что в республике невест больше не воруют. Он же установил наказание для религиозных деятелей, участвовующих в похищении, - им грозит лишение духовного звания. Однако, несмотря на декларативные заявления местных властей и религиозных деятелей, до реального прекращения практики кражи девушек на Кавказе еще далеко.

пт, 07/02/2014 - 15:42

Похищение невесты - практика насильственной женитьбы, распространённая в средней Азии, которая до сих пор практикуется в Киргизии. Трудно поверить, но в настоящее время почти две трети всех браков в Киргизии являются результатом варварского похищения. В республике ежегодно крадут не менее 15 тысяч девушек, которых впоследствии принуждают вступить в брак против их воли.

Мужчина проходит по жилому кварталу с горами на заднем плане.

Майрамгуль, 19-летняя жительница киргизского села Аксы, чью фамилию ее родители попросили не называть в СМИ, только недавно оправилась от перелома ноги и психического потрясения. Травму девушка получила, когда пыталась скрыться от троих пьяных мужчин, преследовавших ее по сельской улице на автомобиле, рассказывает киргизский правозащитник Илья Лукаш.

Загнав жертву в угол между домов, водитель сбил ее, после чего Майрамгуль затащили в машину и отвезли в дом будущего мужа, которого она видела впервые. Той же ночью девушка сбежала через окно и, пройдя с переломом около 10 км, вернулась домой.


Старшее поколение деревни за столом во время свадьбы. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

“Подобные картинки, напоминающие Средневековье, – обыденность для современного Кыргызстана, констатирует Лукаш. Традиция похищения невесты, сохранившаяся у многих народов лишь как шуточный свадебный ритуал, в этой стране превратилась в жестокую и преступную забаву.

“Например, едешь в маршрутке – увидел симпатичную девушку, – рассказывает Лукаш. – Звонишь своим друзьям: “Я такую девчонку приглядел, хочу ее украсть”. Когда дама выходит из автобуса, ее прилюдно хватают, и никто не реагирует”.

При этом, как в знаменитой советской комедии Кавказская пленница, девушка вовсе не хочет, чтобы ее похитили.


20-летняя Фарида борется с Тыхчыкбеком, который затащил ее с подругой в машину, чтобы похитить и вынудить ее семью выдать ее за него. «Я выйду за тебя. Просто отпусти меня сейчас», – кричит она. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Девушек затащили в машину и повезли показывать невесту родителям Тыхчыкбека. Таким же образом происходит большинство похищений молодых женщин в Кыргызстане. 80% узниц мужчины принуждают выйти за них замуж, и лишь немногим удается вырваться из плена. По данным киргизской правозащитной организации Open line, пятую часть невест злоумышленники крадут просто ради развлечения.


Родственники 26-летнего Тыхчыкбека ждут его у юрты после того, как он похитил студентку Фариду, на которой намерен жениться. Прежде чем похитить, он встречался с девушкой дважды. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Хотя по результатам опроса еще одной местной правозащитной организации Open line, пятую часть невест мужчины крадут просто ради развлечения, а если и создают семьи, то более половины из них распадаются в первый же год совместной жизни.

Высокий сезон отлова невест в Кыргызстане приходится на весну и осень – традиционно в этот период происходит и рост числа официальных бракосочетаний в стране.


Родственники 26-летнего Тыхчыкбека ведут Фариду в юрту после похищения. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Причем свадьба и ограничение свободы человека в сознании многих киргизов – понятия неразделимые, и исчезновение женщины у всех на глазах обычно не вызывает протеста. Так, в декабре 2012 года правозащитники Open line сымитировали похищение в центре Бишкека, возле здания филармонии. Двое молодых людей тянули “невесту” к машине, “жертва” взывала о помощи, и, притом что вокруг было немало людей, никто и не думал вступиться, хотя с девушкой обращались подчеркнуто жестко и грубо.


Старшая родственница жениха пытается убедить 20-летнюю Фариду выйти за него. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Столь низкий порог критичности к таким действиям у окружающих заложен в национальном характере, считает Анна Лянна, психолог, специализирующийся на насилии в отношении женщин. По ее мнению, соответствующее воспитание мальчики получают во многих киргизских семьях.


26-летний Тыхчыкбек с родственниками пытаются уговорить 20-летнюю Фариду выйти за него замуж. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

«Я обещаю, что ты будешь счастлива в будущем, так что, пожалуйста, выходи за меня», – говорит он. Она отвечает: «Как ты мог похитить меня? Ты же знаешь, что у меня есть парень. Даже если я выйду за тебя, любви между нами не будет».


20-летняя Фарида рядом с братом, который прибыл, чтобы спасти ее от семьи мужчины, похитившего ее на улице Нарына.

«Если моя сестра хочет остаться здесь, я не стану ее останавливать. Но посмотрите на нее, она плачет и говорит, что хочет уйти. Поэтому я забираю ее домой», – так обратился этот молодой человек к родственникам несостоявшегося жениха. В конце концов, ему удалось забрать сестру с собой.

Каждый год около 16 000 женщин выходят замуж за своих похитителей. В советские времена эта традиция похищения практиковалась реже чем сейчас, тогда обычно родители устраивали браки своих детей. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


18-летняя Айтилек в белом головном платке. Это символ того, что она поддалась желанию своего похитителя стать его женой. Мужчина похитил ее на следующий день после знакомства в Бишкеке. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

В отличие от кино, реальные истории не заканчиваются хеппи-эндом: жертвы обычая зачастую становятся наложницами и бесплатной рабочей силой в доме похитителя. Царящая в стране бедность лишь способствует распространению дикого обряда.

Согласно результатам исследований Института омбудсмена Кыргызстана, каждый год в стране похищают около 8 тыс. девушек, и большинство из них подвергаются насилию и побоям. 80 % своих узниц мужчины принуждают выйти замуж, а 20% удается вырваться из плена.


18-летняя Айтилек и ее муж Бактияф, похитивший ее на следующий день после знакомства в Бишкеке. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Вместе с тем, по данным МВД Кыргызстана, за последние 12 лет милицией было зарегистрировано всего 159 фактов похищения девушек, и, согласно милицейской статистике, уголовное дело возбуждается лишь в одном из 700 случаев.

Скудная статистика легко объяснима: большинство пострадавших и их родителей воспринимают дикую выходку как народную традицию, а не преступление, и не спешат обращаться в правоохранительные органы.


Одна из юрт во время свадебной церемонии. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

18-летняя Бахтыгуль, жительница Чуйской области, попросившая на называть ее фамилию в прессе, впервые увидела своего жениха, когда ее доставили к нему в дом. Предварительно Бахтыгуль схватили на улице и тащили, удерживая за руки и ноги.

По ее словам, “суженый”, оказавшийся вдвое старше ее, требовал согласия на женитьбу несколько дней, держа пленницу под охраной пожилых сообщниц – своих родственниц. После недели безуспешных попыток сбежать похищенная невеста отравилась найденными в доме сильнодействующими таблетками. Попав в реанимацию в состоянии комы, Бахтыгуль выжила, но на всю жизнь осталась инвалидом.

Из больницы напуганный похититель отвез Бахтыгуль к ее родителям, а через год женился на другой и уже успел обзавестись детьми. “Он остался ненаказанным, – сетует пострадавшая, – До похищения у меня был молодой человек, за которого я хотела выйти замуж. Но теперь я никому не нужна”.


Учитель истории в средней школе 24-летний Ахмат Касимбаев (справа) и его друзья разрабатывают план по похищению 22-летней Динары по пути к ее дому. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

По данным Центральноазиатского института свободного рынка CAFMI, в Кыргызстане сегодня до 20 % безработных (официально – лишь 8%), а уровень бедности составляет 36,8%. Для сравнения: в Украине – 14%, России – 13%, Чехии – 9%.

Большая масса молодых людей, которые не учатся и не трудоустроены, сосредоточена в сельской местности – как в горах, так и вокруг крупных городов. У многих есть небольшие частные дома, но живут они лишь своим приусадебным хозяйством. Обзавестись женой для этого маргинального контингента означает лишь получить бесплатную пару рабочих рук.

Весной девушки оканчивают школу, а в семьях потенциальных женихов уже подыскивают, кто будет пасти скот и выполнять домашнюю работу, рассказывает Римма Султанова, специалист по мониторингу киргизского Центра помощи женщинам.


22-летняя Динара противится тому, что старшая родственница человека, похитившего ее, пытается надеть на девушку белый платок. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Платок обозначает то, что она сдалась и готова выйти замуж. Через 3 часа она, наконец, сдалась и позвонила родителям, чтобы сказать, что останется с Ахматом. В тот же вечер Динара вернулась к себе домой. На следующий день Ахмад подарил ей кольцо и снова привез в свой дом.


22-летняя новобрачная Динара в платке – символе брака. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Динару похитил Ахмат, который хотел на ней жениться. 5 часов она ему отказывала, но потом согласилась. «Я не очень хорошо знала Ахмада и не хотела оставаться здесь», – говорит Динара.


На следующий день после того, как Динара приняла предложение Ахмата, родственники Ахмата собрались, чтобы помолиться за свадьбу в доме ее семьи. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Утром перед свадьбой 24-летний Ахмат – жених – тащит овцу, приготовленную специально для этого случая. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

«Я искал нужную женщину целый год и был во многих местах, но так и не нашел ту самую. Я увидел Динару за 10 дней до того, как похитил, на базаре. Тогда подумал, что хочу жениться на ней». (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Родственники и друзья Динары помогают ей надеть фату в день свадьбы. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Динара и Ахмат молятся на свадьбе. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Новобрачные Динара и Ахмад веселятся в своей комнате в первую неделю совместной жизни. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Динара отдыхает от домашней работы на кухне в первую неделю семейной жизни с Ахматом. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Новобрачная Динара в доме своего мужа. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Рисунок пары в традиционных киргизских костюмах. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

К ала-качуу – традиции красть невесту – в старину в Кыргызстане прибегали в основном бедные молодые люди – те, кто был не в состоянии выплатить калым, то есть выкуп родителям невесты, рассказывают историки. Другая категория – женихи, имеющие влиятельных родственников, но желающие жениться на девушке из бедного сословия. Похищение было способом придать узаконенный вид брачным отношениям.

В обоих случаях обряд выглядел вполне пристойно и даже красиво: невесту наряжали в лучшее платье, она должна была сама выйти навстречу жениху – например за водой к ручью, где ее уже поджидали кунаки жениха. Родители обеих сторон заранее знали о готовящейся церемонии.

В советское время обычай подзабыли, а с распадом СССР и пробуждением национального духа ритуал снова вошел в обиход, правда, в извращенном виде. Впрочем, прослойка киргизов, занимающихся охотой на женщин, осталась прежней – это, как правило, люди небогатые, подчеркивают местные правозащитники.


18-летняя Чолпон сидит за занавеской в ожидании гостей на свадьбу. Двумя днями ранее ее похитил Аман. Чолпон видела Амана раньше, но они даже никогда не разговаривали.

«Когда меня привезли сюда, я отказывалась 6 часов. Но для киргизской женщины, если ты вошла в дом мужчины, уходить грубо, к тому же, старшие женщины уговаривали меня остаться. Наша традиция – уважать старших. Поэтому я в итоге сдалась». (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


18-летняя Чолпон и ее будущий муж Аман молятся во время свадебной церемонии. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


18-летняя Чолпон в своем новом доме – доме ее нового мужа Амана. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Новобрачные Чолпон и Аман. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


26-летняя Эльвира Касымова со своей 2-летней дочерью Адинай. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Из-за домашнего насилия она покинула дом своего мужа Азамата и теперь живет со своими родителями. Таксист Азамат похитил ее в 2004 году. Он привез девушку к себе домой и насильно удерживал ее там, принуждая к замужеству. Касымова рассказывает, что ее убеждали остаться с женихом и родственники Азамата. На выходе из дома они рассыпали хлебные корки – по традиции, наступивший на хлеб навлекает на себя проклятие.

«Я до этого никогда не встречала Азамата и не хотела выходить за него, но его старшие родственницы продолжали уговаривать меня. В Кыргызстане считается грубостью перешагивать через гостеприимство, и если женщина вошла в дом мужчины, она больше не считается чистой. Поэтому, чтобы избежать скандала, я сдалась. Теперь, когда я покинула дом мужа, я начала ходить в медколледж. Я хочу развестись и в будущем стать медиком».


Самая старая пара в поселке Салуу. 83-летний Эшен и его 82-летняя жена Турсун. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Эшен похитил Турсун в сентябре 1954 года. «Нам не нравится современный способ похищения невест, – говорят они. – Мы хорошо знали друг друга и обменивались письмами с признаниями в любви перед похищением. Сейчас же молодые люди просто похищают девушек, а это не наша традиция. Сегодняшнее несогласованное похищение – просто модная выходка».


Динаркул держит фотографию своей 19-летней дочери Урус Касымбай, которая покончила с собой после того, как ее похитили. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Урус училась на журналистку, и у нее был парень, за которого она хотела выйти замуж. Ее похитил 34-летний незнакомец, но через два дня ее родственникам удалось ее освободить. И все же на следующий день девушка покончила с собой. «Моя дочь была очень умной и веселой. Я против похищений невест в Кыргызстане», – говорит ее мать.


Мама (сидит справа), сестра (в центре) и парень (слева) Урус Касимбай скорбят на ее могиле. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)


Судья Сабир Суданбеков проверяет документы во время слушания дела. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Эксперт заключает, что малограмотные сельские жители не знакомы с законами и не только не осознают тяжести этих преступлений, но и косвенно их покрывают. Так, по рассказу правозащитника, мать девушки, которая убежала из дома жениха, встретила ее пощечинами и со словами: “Ты опозорила нашу семью этим бегством”. Она отказалась принять дочку, сбежавшую от злоумышленников, и заставляла ее вернуться в дом жениха.

Между тем уголовный кодекс Кыргызстана предусматривает даже отдельную статью за похищение женщины для вступления в брак вопреки ее воле. До недавнего времени она предполагала максимальное наказание – три года лишения свободы. С 2013-го срок увеличен до семи лет, а в случае, если жертва несовершеннолетняя, – до десяти лет. Тем не менее как раньше, так и сейчас похитители невест редко попадают за решетку.


Подсудимый 34-летний Сейтбек Имонакунов. (©Noriko Hayashi/Panos / LUZ)

Он похитил Урус Касымбай, и хотя через два дня после этого семья забрала ее обратно, она повесилась во дворе на следующее утро. Сейтбека приговорили к шести годам тюрьмы за похищение и изнасилование.

Приветствую вас, уважаемые читатели. Сегодня мы рассмотрим с вами очень болезненную тему для всех жителей – похищение невесты. Этот старинный обычай в последние годы оброс просто немыслимыми мифами и предрассудками. В данной статье возьму на себя смелость развенчать все предрассудки и недопонимания сущности такого красивого, но очень противоречивого обычая.

Обсуждать и, тем более, осуждать традиции любого народа очень некорректно. Но, никто не мешает дать трезвую оценку тому или иному обычаю. Только нужно это делать не с позиции «хорошо» или «плохо», а с точки зрения фактов и аргументов. Поверьте, после того, как прочитаете всю статью, вы откроете для себя много нового.

Более полугода назад в очерке о между строк пообещал, что напишу интересный пост о похищении невест на Кавказе. С недавних пор самые внимательные читатели стали резонно спрашивать с меня, дескать обещал — будь добр исполнять обещанное. Но, я почему-то затягивал. Дело даже не в том, что не знал, что и как нужно писать. Познаний моих в этой области хватит на несколько статей. Просто писать на такие резонансные темы очень сложно и даже опасно. Нет, я боюсь не за себя. Представьте себе, молодой человек решил похитить невесту (хотя, слово «невеста» здесь можно употребить только условно). Прежде, он захочет поискать информацию в сети по поводу того, что его может ждать, после того, как он похитит человека.

Представили себе ситуацию? Скорее всего, этот парень наткнется на данную статью и… моральная ответственность за его дальнейшие действия отчасти ложится и на меня. Если мне удастся донести до него всю ситуацию так, чтоб он сделал правильный для себя выбор, то это хорошо. Но, где уверенность в том, что он поймет мои слова правильно? Тогда, может случиться самое страшное! Именно это и сдерживало меня долгое время.

После опубликования статьи о девушками на Кавказе, человек десять задали мне один и тот же вопрос: «Как вы относитесь к похищению невест?». Можно было бы просто каждому написать свое мнение по этому поводу, но лучше осветить эту проблему для широкого круга читателей. Тем более, это вопрос интересен многим из вас. Итак, давайте с истоков...

Похищение невесты – история появления обычая

Порой бывает достаточным взглянуть в историю, чтоб понять многие процессы, происходящие сегодня. Более того, чаще всего мы можем найти выход из, казалось бы, тяжелейших ситуаций. Так же и здесь. Глупо полагать, что – это истинно кавказский обычай. Сами понимаете, что в таком случае на русских свадьбах не стали бы прибегать к этому обычаю.

Все мы слышали, что похищение невесты – это древний и красивый обычай. Более того, это навязывалось нам на протяжении многих десятилетий. Незримая пропаганда велась даже в советские годы. Вспомните вечный фильм «Кавказская пленница». Хотя, давайте я помогу вам вспомнить:

Знаменитая фраза «красивый и древний обычай»! Не знаю, как на счет «красивый», но то, что древний – это точно! Доказательством моих слов выступает библейская книга судей, в которой рассказано о войне между народом Израиля и колена Вениамина, и последовавшим после этого прощении. Цитирую:

«И поклялись Израильтяне в Массифе, говоря: никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество... И сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена?

И сжалились сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля; как поступить нам с оставшимися из них касательно жен, когда мы поклялись Господом не давать им жен из дочерей наших?

И сказали старейшины общества: что нам делать с оставшимися касательно жен, ибо истреблены женщины у Вениамина? И сказали... но мы не можем дать им жен из дочерей наших; ибо сыны Израилевы поклялись, говоря: проклят, кто даст жену Вениамину.

И сказали: вот, каждый год бывает праздник Господень в Силоме... И приказали сынам Вениамина и сказали: подите и засядьте в виноградниках, и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову...

Сыны Вениамина так и сделали, и взяли жен по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них»

Еще одно упоминание об этой традиции можно встретить у древних римлян. Исторический факт заключается в том, что на заре зарождения Рима его населяли только мужчины. Знаю, это выглядит странно, но так пишут римские историки. Понятно, что мужчинам нужно было как-то восполнять свои биологические потребности. Соседние племена отказывались выдавать своих дочерей замуж за «захватчиков». Тогда Ромул – правитель Рима – пошел на хитрость. Он устроил праздник и пригласил все соседей. Те прибыли на праздник со своими семьями. В самый разгар праздника римляне напали на безоружных людей и забрали у них жен и дочерей. Впоследствии, это привело к войне!

Стоит ли говорить о том, что данный обычай был распространен среди славян, татар, народов Средней Азии. К примеру, у славян был даже целый обряд похищения. Ведь, знаменитая фраза «играть свадьбу» произошла от того, что в старину невест выбирали во время игры, забав и так далее. Не остались в стороне и . Ведь, во время похищения молодой человек проявляет смекалку, ловкость и быстроту. А это те ценности, которые больше всего почитались на Кавказе.

Мифы и сущность обычая похищения невесты

Давайте называть все своими именами. Если убрать всю мишуру и романтика, то в сухом остатке получим насильственную женитьбу. Конечно, не всегда все так грустно, но чаще всего... Представьте себе, парень хочет взять в жены девушку. А девушка не хочет этого либо же родители ее против. Кстати, на до сих пор родители могу влиять на выбор молодых.

Что делает парень? Правильно, не находит ничего умного, как похитить ее. А теперь раскрою вам свой секрет — я сам два раза хотел похитить невесту. Но, каждый раз меня что-то останавливало. В первый раз уже договорился с друзьями, что они помогут мне выкрасть одну девушку из Хасавюрта. Но, потом подумал, что, если бы девушка хотела выйти за меня замуж, то мне бы не пришлось ее похищать. А, ломать ее судьбу, да и свою тоже, я не захотел. Да, а что вы думали? Что украл девушку и все будет классно? Нет! Ниже расскажу, к чему это может привести. Кстати, сейчас та девушка счастлива со своим мужем, и я рад этому!

Ну и второй случай у меня был, когда хотел похитить уже свою нынешнюю жену. Ее отец не хотел выдавать замуж. Не то, чтоб он был против меня лично. Просто, обстоятельства так сложились. Как говорится: «Пока ты семь раз отмеришь, другой уже отрежет». Но, со временем он поменял свое мнение и теперь мы в счастливом браке.

Так вот, парень хочет жениться, а девушка или родители – против этого. Вы понимаете, какой это удар наносит по самолюбию молодого человека? Он уже не может простить ей этого! Теперь становится для него делом чести. Тем более, друзья готовы в любой момент помочь в этом деле. Как говорится, на то и есть друзья. Как и что происходит дальше, смотрите сами:

После этого молодой человек приводит девушку к себе домой и ждет ночи. Традиция гласит, если девушка остается на ночь у того, кто ее похитил, то она просто обязана выйти за него замуж. Даже, если и не было между ними интимной близости. Да и вряд ли кто-нибудь еще женится на эту девушку. Ведь, никому не докажешь, что интимной связи не было. Только, те парни, которые прибегают к похищению невесты забывают о трех очень важных моментах:

  • Похищение сугубо отрицательно сказывается на психологическом состоянии девушек.

Чаще всего при похищении применяют физическую силу. А грубость вызывает отвращение. Более того, девушка может получить тяжелый эмоциональный стресс, который приводит к развитию комплексов – боязни и страха. Получается, что в душе она никогда не простит вам этого. За редким исключением, конечно же. Не знаю, как вы, но я хочу, чтоб рядом со мной был живой и интересный человек, а не «овощ», который еще и ненавидит меня.

  • Очень часто приводит к вражде между целыми родами.

Нередки случаи, когда все заканчивается кровопролитием. Особенно в последнее время, когда во время похищения применяют огнестрельное оружие. Тем более, мы знаем, что сегодня чуть ли не «шпана» на Кавказе ходит и хвастается боевым оружием.

  • Вам грозит уголовное преследование.

В Уголовном Кодексе это рассматривается, как «похищение человека». Об этом подробнее ниже поговорим. Отмечу, что наше законодательство очень лояльно относится к подобным фактам. Если на Западе это однозначно трактуется, как «похищение человека», то у нас есть определенные лазейки, которые позволяют ускользнуть провинившимся. Но, это пока позволяют. В последние годы все чаще звучат призывы ужесточить наказание за это преступление. Считаю, что это действительно преступление. Дабы не быть голословным, скажу, что совсем недавно представители Ингушской Республики пытались провести в Государственной Думе закон, который ужесточает наказание «за похищение женщин с целью вступления в брак».

Случаи, когда обычай может быть оправданным

Не сказать, что я впрямь такой ярый противник этого обычая. Есть в нем и положительные моменты. Всегда стараюсь искать положительные моменты в самых отрицательных вещах и поступках. Как говорил Дейл Карнеги: «Пытаюсь из лимона получить лимонад». Правда, не всегда это удается. В принципе, смотрите сами, удалось ли мне в этот раз.

Итак, считаю, что похищение невесты на Кавказе может быть оправданным только в трех случаях:

1. Молодые любят друг друга, но родители против.

До боли знакомая ситуация, не так ли? Еще У. Шекспир очень красиво описал ее: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». К сожалению, сегодня это одна из самых распространенных причин похищения. Но, отличие тут заключается в том, что закон будет стоять на стороне парня, так как все произошло с согласия девушки. Правда, девушка должна быть старше 18 лет.

Бывают разные ситуации и причины отказа родителей. Суть одна – нужно до последнего стараться убедить своих родителей в том, что вы хотите быть вместе. Только, делайте это вместе! Если же ничего не помогает, то тогда «флаг вам в руки и барабан на шею»… но, заранее приготовьтесь к тому, что, возможно, от вас отвернутся родители… или начнут преследовать родственники. Но, будьте уверены, что со временем, вас примут и поймут. И тогда обязательно попросите их благословения. Поверьте, это очень и очень важно.

2. «Техническое» похищение.

Катя Мамонтова и Лена Самохина — 4 года

Эта история похищения девушек началась осенью 2000 года. Две жительницы Рязани, 14-летняя Катя и 17-летняя Лена пришли в центр города на праздник. Дискотека закончилась поздно, городской транспорт уже не работал. Девушки попытались поймать машину, и им это удалось. К сожалению. Рядом с водителем сидела спутница, которая предложила девушкам выпить. В алкоголе было снотворное. Очнулись девушки почти за 100 километров от дома. В плену.

Похитителями оказались 54-летний Виктор Мохов и его 25-летняя сообщница Елена Бадукина. На дачном участке Мохова был гараж, в котором маньяк оборудовал настоящий бункер — комнату с двухъярусной кроватью и разнообразными предметами для проживания в ней: электроплиткой, столом с несколькими стульями. Там и оказались девушки. Пленницы использовали ведро в качестве туалета и тазик с водой в качестве умывальника; пищу готовили себе сами.

Девушки провели в бункере 44 месяца. Мохов регулярно насиловал обеих. Если девушки пытались защищаться, Мохов избивал их, морил голодом и распылял в бункере слезоточивый газ. Когда пленницы« вели себя хорошо», он приносил им книги и журналы. Через три года девушки окончательно сломались и перестали сопротивляться. Тогда Мохов начал выводить их на прогулки — поодиночке. Однажды он вывел из бункера Катю и приказал ей сыграть роль его племянницы. Как выяснилось, в доме маньяка поселилась еще одна девушка — молодая студентка сняла у маньяка комнату. Мохов планировал с Катиной помощью похитить и ее. Кате удалось незаметно предостеречь квартирантку, та отказалась пить алкоголь со снотворным. Позднее девушка нашла в своих вещах записку:

Популярное

Виктор мне не дядя. Он нас держит в подвале с сентября 2000 года. Он нас и тебя может убить. Отнеси записку в милицию.

Студентка немедленно уехала в родной город и обратилась в милицию там.

Удивительно, но сотрудники милиции, проводившие обыск на участке Мохова, не сумели обнаружить вход в бункер. К счастью, Мохов сознался сам. Девушки были освобождены 4 мая 2004 года. Всего они провели в бетонном мешке 3 года, 7 месяцев, 4 суток и 15 часов. За это время Лена Самохина родила двух детей — оба мальчики. Роды принимала Катя. Младенцев Мохов подкидывал в подъезды многоквартирных домов. На момент освобождения Лена была беременна третьим ребенком(позднее у нее случился выкидыш). Двое старших детей живут в приемных семьях. Виктора Мохова приговорили к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима, его сообщницу Елену Бадукину к 5,5 годам. Мать Мохова, с которой он проживал, уверяла следствие, что ничего не знала о происходящем.

Коллин Стэн — 7 лет


10 мая 1977 года 20-летняя Коллин Стэн пыталась автостопом добраться на день рождения друга. Последующие 7 лет она провела в плену. Девушку похитили супруги — чета Хукер, Камерон и Джанис. Коллин стала сексуальной рабыней Камерона, но этого, видимо, было недостаточно, поэтому он регулярно подвергал ее издевательствам: избивал и заставлял спать в деревянном ящике, который стоял под кроватью супругов. Кроме того, Хукер внушил пленнице, что за ней наблюдает мощная тайная организация под названием« Компания», которая будет её мучительно пытать и навредит её семье, если она попытается сбежать.

Спустя 7 лет, в 1984 году, Камерон Хукер решил добыть себе еще рабов, и это не понравилось его жене Джанис. Она освободила пленницу и позже заявила на мужа в полицию. Но Коллин была сломлена полностью: после освобождения она писала и звонила Хукеру, признавалась ему в любви. Возвращаться, однако, отказалась.

Коллин Стэн все же удалось восстановиться после этой истории про похищение. Она возобновила учебу, получила степень, вышла замуж, родила дочь, а также стала членом организации, помогающей женщинам, подвергшимся насилию. Камерон Хукер приговорен к 104 годам лишения свободы.

Наташа Кампуш — 8 лет


2 марта 1998 года 10-летняя девочка из Австрии по имени Наташа Кампуш вышла из дома и отправилась в школу. Но не дошла. Позже свидетельница похищения сообщила, что видела, как двое мужчин заталкивали девочку в белый микроавтобус. Несмотря на оперативный розыск, девочку не нашли. При этом ее похитителя Вольфганга Приклопиля допросили, но он, естественно, не сознался, а причин для его задержания не было.

8 лет девочка жила в подземной каморке размером 5 квадратных метров, без окон, оборудованной в подвале дома Приклопиля. Чуть позже маньяк стал позволять Наташе прогулки в саду. Позже девушка описывала свое заключение так:

Я всегда думала: вряд ли я выйду на свободу. Может быть, я так и останусь взаперти и моя жизнь будет полностью разрушена. Я впадала в отчаяние от такой несправедливости. Я всегда чувствовала себя жалким цыплёнком в курятнике. Вы видели место моего заточения по телевизору, так что вы знаете, каким оно было маленьким. Это было место отчаяния.

23 августа 2006 года Наташе удалось сбежать. Ее похититель отправил девушку пылесосить салон автомобиля, а сам отвлекся на телефонный звонок. Наташа оставила пылесос включенным, добежала до соседнего дома и попросила его хозяйку вызвать полицию. Приклопиль, поняв, что полиция преследует его, бросился под поезд и скончался. Наташе Кампуш удалось наладить собственную жизнь: она закончила школу и работала ведущей собственного ток-шоу. В 2010 году вышла её автобиография« 3096 дней», одна из самых известных историй похищения детей.

Фусако Сано — 9 лет


9-летняя Фусако Сано пропала без вести 13 ноября 1990 года. Масштабный поиск ребенка не принес никаких результатов: девочка исчезла бесследно. Как выяснилось впоследствии, ее похитил Нобуюки Сато, 28-летний душевнобольной безработный. Маньяк продержал ее в комнате на втором этаже своего дома более 9 лет, при этом его жилье находилось всего в двухстах метрах от полицейского участка.

Сато жил с матерью, которая, по ее словам, никогда не поднималась на второй этаж — его занимал сын. Но в какой-то момент тогда уже очень пожилая женщина обратилась в социальную службу: сын стал вести себя агрессивно. Мать маньяка попросила сотрудников службы здравоохранения посетить ее дом, и 28 января 2000 года это, наконец, случилось. К работникам службы вышла Сано: дверь в ее комнату, оказывается, все 9 лет не запиралась, но девочка была слишком запугана маньяком и ни разу не решилась совершить побег.

Я была похищена вблизи школы человеком, который заставил меня сесть в машину. За девять лет я не сделала ни шага из дома. Сегодня я вышла впервые.

Медицинское обследование показало, что девушка, прожившая 9 лет в заточении, в целом здорова, однако ее психическое развитие не соответствовало возрасту: девушка вела себя как ребенок. До сих пор Фусако Сано испытывает трудности в общении и предпочитает одиночество.

Джейси Ли Дьюгард - 18 лет


Эта история похищения людей произошла в Калифорнии. В 1991 году 11-летняя Джейси была похищена супругами Филиппом и Нэнси Гарридо. Девочка ждала школьный автобус возле своего дома. В этот момент к остановке подъехал автомобиль, из него вышла женщина и затолкала ребенка в машину. Отчим девочки попытался на велосипеде догнать похитителей, но это ему не удалось. Подозрения в похищении пали на родного отца девочки, но он, как выяснилось, был невиновен.

Филипп Гарридо, похититель Джейси, ранее был дважды арестован за изнасилование и похищение, а в 1977 году осужден на 50 лет. В тюрьме он познакомился с Нэнси, женщина посещала своего дядю. В восьмидесятых пара поженилась, а позже Филипп был условно-досрочно освобожден. Спустя 3 года он похитил Джейси.

Девочка жила в доме Гарридо, который был окружен высоким забором. За время своего заключения она родила от Филиппа двух девочек: первую — в августе 1994 года, вторую — в ноябре 1997 года. Джейси впервые стала матерью в 14 лет и выдавала себя за дочь Гарридо, а девочек — за своих младших сестер. Возможно, Джейси бы так никогда и не вернулась к семье, если бы Филипп Гарридо не привел ее в полицию самостоятельно.

Преступник вел блог, посвященный своей собственной« Церкви божьей воли», и в 2009 году попытался получить разрешение полиции на проведение публичного мероприятия. Сотрудница департамента полиции посчитала посетителя странным и назначила ему еще одну встречу. На которую Гарридо явился в сопровождении Джейси и двух ее дочерей. Тогда подозрительным показалось уже поведение девочек, и полицейские устроили им раздельное собеседование. Гарридо заявил, что все девочки — его племянницы(хотя все трое называли его папой). Джейси назвалась Алисой и заявила, что она — мать девочек, ей 29 лет, и она просто молодо выглядит. Якобы она сбежала с детьми от мужа-садиста, а Гарридо приютил всю семью и был к ним добр. В конце концов и Филипп Гарридо, и Джейси рассказали полиции правду.

Джейси вернулась в семью, но, по словам родственников, ее эмоциональная связь с преступником еще долго была очень сильна. Дети остались под опекой Джейси, также она забрала животных, о которых заботилась в доме маньяка. Позже она написала книгу« Украденная жизнь» о своем заключении. Филипп Гарридо был приговорен к 431 году тюремного заключения, его жена Нэнси — к 36 годам.

Элизабет Фритцль — 24 года


Австрийский электрик Йозеф Фритцль не похищал чужих детей. Более 20 лет он держал в плену собственную младшую дочь. В 1984 году он запер 18-летнюю Элизабет в бункере, который оборудовал в подвале дома. При этом издевательства он начал задолго до этого: ей было всего 11, когда она впервые подверглась бытовому насилию, а позже и сексуальному. Заперев дочь в подвале, Фритцль объявил свою дочь в розыск, но позже заявил, что якобы получил от нее письмо: с девушкой все в порядке, она просто живет самостоятельно. Власти перестали искать Элизабет.

За время своего заключения Элизабет родила от отца семерых детей. Трое из них никогда не покидали подвал: дочь Керстин прожила в нем 19 лет, сын Штефан — 18, сын Феликс — 5. Один ребенок скончался вскоре после рождения, лишенный необходимой медицинской помощи. Остальных детей Фритцль выносил из подвала в младенческом возрасте. Каким-то образом он умудрялся подстроить ситуацию так, что окружающие верили: «блудная дочь» подкидывает внуков родителям. Фритцль так же рассказывал, что его дочь ушла в секту.

В 2008 году старшая дочь Элизабет Керстин серьезно заболела. Элизабет настояла на медицинском обследовании. У Керстин была обнаружена тяжелая форма почечной недостаточности, и медики потребовали ее медицинскую карту. Присутствие матери так же было необходимо. Фритцль предъявил письмо от дочери: якобы она пожелала остаться в секте, а судьба Керстин ее не волнует. Но письмо вызвало подозрение. Фритцль, под давлением полиции и прессы, привел Элизабет в больницу и немедленно был арестован. Когда Элизабет пообещали, что она не вернется к отцу, женщина рассказала все о своем 24-летнем заключении. Йозеф Фритцль был приговорен к пожизненному заключению в специальном тюремном учреждении для душевнобольных.