Современная модель семьи и её особенности. Семья как малая группа

Она является первичной малой социальной группой, объединением людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью.

Каждый ее член играет четко определенную роль – мама, папа, бабушка, дедушка, сын или дочь, внук или внучка. Ячейка общества является проводником норм и правил, которые приняты в обществе. Она способствует формированию полноценной личности человека, воспитывает духовные и культурные ценности, образцы поведения. Она дает подрастающему поколению первые представления о нравственности и гуманизме, жизненных целях.

Характеристика семьи как малой социальной группы

Первоначальной основой всех союзов является брак, который заключается двумя молодыми людьми по взаимной любви и симпатии. Традиционным видом отношений в нашей стране считается союз между мужчиной и женщиной. Другие формы, такие как многоженство, многомужество или однополые в России запрещены.

Ячейки бывают самыми разными. В одних царят гармония, открытость, эмоциональная близость и доверительные отношения, в других – тотальный контроль, уважение и подчинения старшему.

Семья, как вид малой социальной группы, может быть нескольких типов:

По количеству детей

  • Бездетные – их мало, но они все таки есть.
  • Однодетные – чаще всего это жители крупных городов, которые имеют всего одно малыша.
  • Малодетные – в которых по двое детей. Это самый распространенный вариант.
  • Многодетные – от трех и более чад.

По составу

  • Полные – в которых есть мама, папа и дети.
  • Неполные – отсутствует один из родителей по различным причинам.

По проживанию одного или нескольких поколения на одной жилой площади

  • Нуклеарные – состоящие из родителей и детей, не достигших еще совершеннолетия т.е. двух поколений, которые живут отдельно от бабушек и дедушек. К этому стремится каждая молодая пара. Жить отдельно, только своей семьей, всегда лучше – меньше времени требуется на «притирки» друг к другу, сводятся к минимуму ситуации, когда муж или жена находятся «между двух огней», вынужденные принимать чью-то одну сторону и делать выбор в пользу родителей или супруга. Однако, не всегда получается сразу после свадьбы жить отдельно, особенно в крупных городах. Многие молодожены первые годы своей супружеской жизни вынуждены «гостить» у родителей, в ожидании решения собственного квартирного вопроса.
  • Расширенные или сложные – те, в которых проживают сразу несколько поколений, три или четыре. Это распространенный вариант для патриархальной семьи. Такие социальные группы встречаются как в сельской местности, так и в городах. Ситуация, когда в одной трехкомнатной квартире проживают бабушка и дедушка, родители и их выросшие дети, которые также успели обзавестись собственными женами, мужьями и детьми – уже не редкость. Как правило, в таких союзах старшее поколение принимает активное участие в воспитании внуков и правнуков – дает советы и рекомендации, водит на дополнительные развивающие занятия во Дворцы культуры, Дома творчества или образовательные центры.

По характеру распределения семейных обязанностей

  • Традиционная патриархальная. Главную роль в ней играет мужчина. Он – основной добытчик, полностью финансово обеспечивает потребности жены, детей, возможно и родителей. Он же принимает все основные решение, улаживает спорные ситуации, решает возникающие проблемы, т.е. берет на себя полную ответственность за членов своей фамилии. Женщина, как правило, не работает. Ее основная обязанность – быть женой своему мужу, невесткой родителям и матерью. Она следит за воспитанием и образованием детей, а также порядком в доме. Ее мнение при принятии важных решений обычно не учитывается.
  • Эгалитарная или партнерская. Полная противоположность патриархальной. Здесь супруги играют равные роли, договариваются, идут на компромисс, совместно решают проблемы, заботятся о детях. Домашние обязанности в таких ячейках, как правило, тоже разделены. Муж помогает супруге мыть посуду, полы, пылесосить, принимает активное участие в повседневной заботе о детях – может также их искупать, если они еще слишком малы, переодеть, позаниматься с ними или почитать сказку на ночь. Такие семьи обычно более эмоционально сплоченные. Для супругов и детей нежные прикосновения, ласковые слова, объятия и поцелуи на ночь и перед уходом – норма. Дети, на примере своих родителей, более открыто выражают свои чувства как тактильно, так и словесно.
  • Переходного типа – они вроде и не патриархальные, но еще и не партнерские. Это относится к тем союзам, в которых жена и муж решили быть более демократичными, поровну делить обязанности по дому, но на деле выходит, что женщина по-прежнему тянет всю ношу на себе, а действия мужа ограничиваются лишь чем-то одним – например, пропылесосил квартиру или помыл раз в неделю посуду. Или, наоборот, союз решает стать более патриархальным – муж работает, жена занимается домом. Но несмотря на это, супруг продолжает активно помогать супруге во всем, что касается быта и детей.

Функции семьи как малой социальной группы

Они выражаются в ее жизнедеятельность, которая имеет прямые последствия для общества.

  • Репродуктивная, самая естественная функция. Это одна из основных причин создания ячейки общества – рождение детей и продолжение своего рода.
  • Воспитательная и образовательная – она выражается в становлении и формировании личности маленького человека. Так дети приобретают первые знания об окружающем мире, усваивают нормы и допустимые модели поведения в обществе, приобщаются к культурным и духовным ценностям.
  • Хозяйственно-экономическая – она связана с финансовым обеспечением, ведением бюджета, доходов и расходов, покупку продуктов, предметов обихода, мебели и техники, всего, что необходимо для комфортной жизни. Эта же функция включает в себя распределение трудовых обязанностей по дому между супругами и подросшими детьми, в соответствии с их возрастом. Так, например, пятилетнему ребенку вводят уже минимальные обязанности – убирать за собой игрушки, посуду, заправить кровать. Хозяйственно-экономическое обеспечение затрагивает также и заботу о престарелых или больных родственниках, опеку над ними.
  • Эмоционально-психологическая – семья является надежным оплотом, тихой гаванью. Здесь можно получить поддержку, защиту и утешение. Установление эмоционально близких отношений между родными способствует развитию доверия и заботы друг к другу.
  • Духовная – связано с воспитанием у младшего поколения культурных, нравственных и духовных ценностей. Это чтение детям взрослыми сказок, стихов и басен, в которых рассказывается о добре и зле, честности и лжи, щедрости и жадности. Из каждой прочитанной сказки нужно делать вывод, как поступать хорошо, а как плохо. Посещать всеми детские кукольные и драматические театры, филармонию, смотреть постановки и концерты. Все эти действия способствуют формированию моральных и нравственных ориентиров, принятых в обществе, приобщает к культуре.
  • Рекреационная – совместный досуг и отдых. Это и обычные повседневные вечера, проведенные в кругу родных, интересные путешествия, экскурсии, походы, пикники и даже рыбалка. Такие мероприятия способствуют сплочению рода.
  • Социально-статусная – передача детям своего статуса, национальности, или принадлежности к какому-либо месту жительства, в городе или сельской местности.

Признаки семьи как малой социальной группы

Как групповое образование она имеет несколько видов признаков – первичные и вторичные.

Первичные

  • единая цель и деятельность;
  • личные взаимоотношения внутри союза, сформированные на основе социальных ролей;
  • определенная эмоциональная атмосфера;
  • свои ценности и моральные устои;
  • сплоченность – она выражается в дружественных чувствах, взаимоподдержке и взаимовыручке,
  • четкое распределение ролей;
  • контроль за поведение членов фамилии в обществе.

Вторичные

  • Конформность, способность уступить или подчиниться общему мнению.
  • Эмоциональная близость отношений, принадлежность, которые выражаются во взаимной симпатии, доверии, духовной общности.
  • Нормы поведения и ценности передаются от старшего поколения младшему через традиции и обычаи.

Особенности семьи как малой социальной группы: что характеризует ячейку общества

Семью, как малую социальную группу, отличают следующие признаки:

  • Рост изнутри – выполняя репродуктивную функцию, она расширяется. С каждым новым поколением количество ее членов возрастает.
  • Закрытость в отношении присоединения взрослых людей. У каждого ребенка есть свои мама и папа, бабушки и дедушки, других уже точно не будет.
  • Каждое изменение, касающееся отдельной яцейки общества, контролируется обществом и фиксируется государственными органами. В день свадьбы в отделе ЗАГСа в официальной книге появляется запись о регистрации брака, при рождении детей выдаются сперва справки, а потом и свидетельство, при расторжении брака также приходится выполнять все юридические формальности.
  • Долговременность существования. Каждый союз в своем развитии проходит определенный закономерный цикл – создание, появление первого ребенка, затем последующих детей, их воспитание и образование, период «пустого гнезда», когда уже взрослые дети сами женятся или выходят замуж и покидают отчий дом. А затем прекращает существовать, когда один из супругов умирает.
  • Семья, как малая соц.группа, в отличие от других, не предполагает наличие единой для всех деятельности. Каждый член выполняет свои обязанности, у всех они разные. Родители работают, финансово обеспечивают всех, следят за порядком в доме. Основная деятельность для детей зависит от их возраста – игровая или учебная. И только в определенные дни все родственники могут быть заняты чем-то одним – совместным досугом, например, или субботником.
  • Динамичные особенности – они выражаются в нормах поведения, идеалах, традициях и обычаях, которая каждая ячейка общества формирует для себя сама.
  • Обязательность эмоциональных отношений. Родители и дети связаны любовью, нежностью и заботой. Эта психологическая вовлеченность носит тотальный характер для всех членов фамилии.

Отличительной особенностью рода может стать и создание своей родословной , генеалогического древа . Работа по оформлению семейного альбома может выполнить сразу несколько задач:

  • Вовлекает каждого члена фамилии в этот процесс, совместную деятельность – маму, папу, детей, бабушек и дедушек.
  • Она способствует укреплению рода, его сплоченности.
  • Формирует уважительное отношение младшего поколения к истории своих предков.

Чтобы сделать генеалогическое древо по всем правилам и не запутаться в научных сложностях, воспользуйтесь услугой, которую предлагает компания «Российский Дом Родословия» в виде родословной книги . Ее авторы разработали уникальную методику, дают подробные рекомендации и инструкции, руководствуясь которыми вы без труда составите документальную историю своей семьи.

Специфика современной семьи определяется 4 особенностями:

1. Важная роль отведена родительству. Психологами было выделено 6 исторических стадий развития детско-родительских отношений – инфантицид (аборт), бросающий стиль воспитания (пристраивание в чужие руки), амбивалентный (жесткая лепка характера), «навязчивый» стиль (полный контроль воли и чувств), социализирующий (подготовка к самостоятельности) и свободный (взаимопонимание, индивидуализация ребенка).

2. основой супружеского союза является любовь, поддержка и эмоциональное принятие

3. открытость семейной системы – в современном мире достаточно легко как заключить брак, так и расторгнуть его.

4. современная семья претерпела изменения по составу – переход от расширенной (супруги, дети, прародители, родственники) семьи к нуклеарной (родители и дети)

Тенденции развития:

      Увеличение продолжительности жизни привело к росту числа пожилых людей

      Рост числа разводов – примерно 1/3 всех семей пережили развод

      Рост числа детей, воспитывающиеся без семьи или при минимальном общении с родителями

      Рост числа несовершеннолетних родителей

      Рост числа семейно-бытовых преступлений

      Рост числа бездетных семей

      «Двухкарьерная семья» (оба супруга ставят перед собой цели «карьерного роста» и в быту происходит распределение ролей).

С точки зрения функционирования современной семьи как системы рассматриваются проблемы:

      несоответствие общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

      противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

      падение престижа традиционного брака.

Проблемы современной семьи

    урбанизация – горожане не заточены на укрепление былых семейных традиций, эмансипация женщин – ненужность мужчины как добытчика, падение культуры, эгоизм -> семья как ячейка теряет свою ценность -> растет количество разводов

    отодвигается возраст вступления в брак -> большинство семей останавливаются на одном ребенке -> вымирание нации

    материальная проблема: родители вынуждены больше времени уделять работе, - дети предоставлены сами себе -> самоубийства, пьянство и наркомания, травматизм, компьютерная зависимость

    разобщенность в семье, бытовое пьянство, инфантилизм и безответственность родителей

    растет культ потребления -> проблемы со здоровьем

31. Религия как социальный институт, её структура и функции. Специфика социологического анализа религии.

Религия является сложным социальным явлением, имеющим разнообразие форм, культов, функций, методов влияния на социальную жизнь. Религия - исторически сложившийся комплекс верований, ритуалов, обрядов, символов, заповедей и норм поведения, обусловленных верой в сверхъестественные силы, проявляющиеся в сознании, стандартах поведения, социальных позициях, религиозной деятельности лиц, признающих свою принадлежность к данной религиозной системе.

Организационный уровень религии связан с образованием религиозных организаций. Все религиозные организации можно разделить на три группы - церкви, деноминации и секты

Церковь: имеет четкую внутреннюю организационную структуру, включающую духовенство (клир) и мирян, характеризуется массовостью, тесно связана с обществом и действует внутри него.

Клиром считаются лица, которые посвятили свою жизнь религиозному культу, имеют право организовывать и проводить его. В традиционном христианстве клир делится на церковнослужителей, не имеющих духовного сана, и священнослужителей - лиц, имеющих духовный сан (по рангам они делятся на диаконов, священников и архиереев). Мирянами считаются простые верующие. Они не могут проводить религиозные обряды, однако имеют право и должны участвовать в них.

Церковь возникает в процессе развития определённого вероучения, имеет стабильные связи с основными сферами общественной жизни и ведущими социальными институтами - политикой, идеологией, культурой и т.д.

Церковь является универсальной организацией, поскольку в неё входят лица разных полов, возрастов и статусных групп, она удовлетворяет большинство основных запросов ее участников.

Деноминацией считается организация, которая поддерживает социальные связи с обществом и нормальные отношения с церковью, но не имеет такой широкой социальной базы, как церковь, чёткой внутренней структуры, не делится на духовенство и мирян, сплачивает вокруг себя незначительные группы сторонников, которых не удовлетворяют постулаты ортодоксальной церкви.

Деноминации возникают в результате плюрализации религиозных систем в обществе. Они должны конкурировать между собой, доказывая потенциальным сторонникам правильность, истинность учения, которое несёт деноминация. Если церковь требует безусловной преданности своих сторонников, то деноминация пытается привлечь как можно больше последователей, независимо от чистоты их верований. К основным деноминациям в нашей стране можно отнести баптистов, адвентистов седьмого дня, евангелистов.

Секта - религиозная организация, которая отвергает любые связи с обществом и церковью. Она как правило, возникает на оппозиции к официальной церкви.

Секты зачастую характеризуются такими чертами как:

Слепая вера последователей в идеалы секты;

Самоизоляция и обособленность от других общин;

Противопоставление собственного религиозного учения всем остальным, действующих в обществе;

Признание исключительности своей религиозной системы, избранности её Богом;

Принцип вождизма, основанной на беспрекословном признании авторитета руководителей секты;

Отсутствие чёткой разветвлённой внутренне организационной структуры;

Противодействие многим социальным нормам, действующим в обществе;

Строгая регламентированность внутри секты и исключительно строгая дисциплина.

Сектантство часто расшатывает устои не только религиозного, но и всей общественной жизни, поскольку, как было сказано, оно отвергает значительную часть социальных норм. Все это, умноженное на слепую веру адептов и строгую дисциплину в выполнении решений руководителей секты, делает последние негативным явлением общественной жизни. Иногда секты ведут себя крайне агрессивно, угрожая общественному порядку. Типичным примером может служить деятельность таких сект, как "сатаниты", "белое братство", "Аум Сенрикё". Они опасны тем, что глубоко проникают в психику и сознание индивида, заставляют его полностью подстроить своё поведение под агрессивные идеалы секты, требуют слепого поклонения руководителям секты и безоговорочного выполнения их приказаний.

Особенности современной семьи

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Рассмотрим черты, присущие современной семье.

1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5-10 лет назад. Но сложность заключается еще и в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то есть обращенными к прошлому поколению, со специфической ему мозговой организацией психических процессов. По данным главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России профессора Балевой Л.С., почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями. С 1992 по 2001 год в России постепенно увеличивается число больных новорожденных. До начала девяностых годов их было 25 %. Все чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растет число новорожденных с аномалиями центральной нервной системы.

В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста нарушений у совсем маленьких детей – до трех лет. Различные психические расстройства в той или иной форме выявляются у 66 % юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65 % младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показателями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами развития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на ее членов (на мать в значительной степени). По мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время). Помощь такой семье, по мнению психологов, заключается в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Напоминание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребенка, несогласие с решениями специалистов в оценке его медицинского и психологического статуса нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаимодействии со специалистами.

2. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт – особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным материнством», проявляющимся не только в индивидуальных стилях поведения, но и находящим отражение в социальных процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей и т.п.). Мама со спящим инстинктом материнства – это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупится от ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства.

Материнство имеет свои особенности. С эволюционной точки зрения – это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу и приобретающий самостоятельную функцию, специфику в виде охраны, заботы, выхаживания, воспитания ребенка; обеспечения со стороны матери адекватной заботы о потомстве. Формирование такой способности и способов удовлетворения этой потребности в онтогенезе проходит сложный путь. Современные исследования выделяют несколько этапов становления материнства:

1 этап – отношения ребенка (девочки) с собственной матерью, начиная с раннего детства. В этот период формируется понимание сути детско-родительского взаимодействия;

2 этап – игровой, или этап общения со сверстниками (игры в семью, когда проигрываются отдельные компоненты родительского поведения);

3 этап – подражание. Реальное участие в отношении к живому ребенку; наблюдение за поведением взрослого и ребенка, анализ характера этих отношений;

4 этап – реальное взаимодействие с собственным ребенком (включает подэтапы: беременность, постнатальный период и др.).

Депривированное материнство реализуется (по крайней мере, на некоторых этапах) в условиях невозможности полноценной эмоциональной связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например: нездоровые матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт матери во взаимоотношениях с собственными родителями, личностные особенности и др.

Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребенок с отклонениями в развитии часто не способен «включить» мать и ее материнский инстинкт не получает необходимого первотолчка. Ребенок «не цветет» довольством, значит, у матери чахнут материнские чувства, следовательно, ребенок получает от нее еще меньше эмоциональной поддержки и т.д. Впрочем, разве так уж принципиально, по чьей вине начинается порочный круг, осложнения всегда печальны.

Матери больных детей чаще связывают свои собственные переживания со здоровьем – болезнью ребенка, а не с достижениями ребенка в разных сферах жизнедеятельности. Болезнь ребенка сужает эмоциональный опыт матери, что нередко проявляется в ее стереотипах эмоционального поведения с ребенком. Помощь следует направлять и на снижение проявлений тревожности и страхов у родителей, и на формирование адекватных представлений о заболевании и своей роли в его патогенезе.

Глубина чувств между ребенком и родителями определяет все его дальнейшее развитие. Именно эмоционально-личностное общение чаще всего страдает в дисфункциональных семьях.

3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная – это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность. Почему? Часто брак рассматривается людьми как путь достижения счастья. Но счастье в браке обеспечивает не государство, а люди как участники культурных, национальных и религиозных сообществ и партнеры по браку. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он рассматривается сейчас не как средство выживания, а как условие счастья, обретения личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по психологическим причинам.

Типичные профили родительского отношения

К ребенку

Группа семей

Подгруппа

Характеристика родительского отношения

Благополучные семьи

Понимающие

Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка таким, каков он есть. Чувствительны к потребностям ребенка, часто говорят о нем, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях.

Покровительствующие

Родители хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его самого и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.

Безразличные

Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, чем о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, принятому в обществе.

Неблагополучные семьи

Подавляющие

Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят переменчивый, неустойчивый характер.

Тревожные

Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они плохо знают своих детей, чувствительны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются противоречивостью (амбивалентностью).

Отстраненные

Родительская позиция крайне негибкая, жестокая; полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему.

Отвергающие

Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. В эмоциональных отношениях преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыта для них. Плохо знают своих детей, но при этом их представления о ребенке достаточно адекватны.

В современных семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменения родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жестче, индивидуализация воспитания минимальна. Факторы среды в совокупности с генетически унаследованными образованиями и условиями воспитания имеют принципиальное значение для воспитания ребенка и развития его взаимоотношений с окружающими. Особая роль в этом взаимодействии принадлежит педагогу, влияние которого порой выше влияния родителей. Недаром многие родители, пытаясь чего-то добиться от ребенка, просят именного педагога оказать им помощь. Педагог способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Стиль поведения педагога, как правило, бессознательно присваивается детьми и становится своеобразной культурой самих детей.

Успех взаимодействия в психолого-педагогической системе «педагог – ребенок – родитель» зависит от системы взаимодействия участников этого процесса.


В дохристианской модели семьи на Руси распределение ролей предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи. Она обладала свободой как до брака, так и в браке, власть мужчин - мужа, отца - была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «болыпуха» - жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все - и женщины, и младшие мужчины в семье. Преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого.

С проникновением христианской модели в организацию семейной жизни изменились отношения между домочадцами (см. Первое послание апостола Павла к Коринфянам, гл. 7). Эта модель в «русской версии» отражена в уложении правил жизни семьи под названием «Домострой» (XVI в.).

Согласно «Домострою», взаимоотношения супругов предполагали жесткое соответствие семейным и гендерным ролям. Мужчина безраздельно властвовал над членами семьи и нес за нее полную ответственность. Жене предписывалось подчиняться мужу («Жена да убоится мужа своего»), заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Родительские роли в семье доминировали над ролями эротическими, признававшимися малозначительными. Семейные удовольствия, по «Домострою», связаны с уютом в доме, вкусной нищей, почетом и уважением со стороны соседей. Воспитательные стратегии «Домостроя» отражены в следующих рекомендациях родителям: «Воспитывай дитя в запретах», «Любя сына, увеличивай ему раны». Главные обязанности детей - абсолютное послушание родителям, забота о них в старости.

Осуждение значимых и уважаемых людей считалось страшным наказанием для семьи, а зависимость от мнения людей стала важной чертой национального характера российских семейных отношений. Нужно было демонстрировать семейное благополучие социальному окружению, строго запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира - для себя и для людей. При этом, в силу специфики российского населения, подавляющее большинство которого составляло крестьянство (долгое время - крепостное), традиционно принято идеализировать описанный семейный уклад, наделяя патриархальную семью чистотой и «правильностью» нравов и отрицая жизненные реалии. Так, историк Н. И. Костомаров в работе «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» пишет: «Все иностранцы поражались избытком домашнего деспотизма мужа над женой. Русская женщина была постоянною невольницею с детства до гроба <...> Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений» .

Специфика российской семьи во многом объясняется преобладанием на протяжении столетий такой формы жизненного и семейного уклада, как крестьянская община . Семья была не только родственным, но и хозяйственным союзом, в котором главе семьи (большаку) принадлежало главенствующее положение, а семейное имущество находилось в коллективной собственности. Большак (обычно самый опытный и старший по возрасту мужчина) управлял всем хозяйством, отвечал за благосостояние семьи, распределял работы между ее членами, разбирал споры, наказывал провинившихся, следил за нравственностью, заключал сделки, платил налоги и т.п.

Семейную структуру характеризовала жесткая вертикаль власти, проявлявшаяся в ригидном иерархизме: все принижены перед главой семьи, женщины - перед мужчинами, младшие - перед старшими, дети - перед взрослыми. В семье господствовали принудительный коллективизм и централизм; общие интересы семьи, как их понимал большак, не просто главенствовали, а являлись некой абсолютной ценностью, поглощавшей интересы отдельных членов семьи. Сказанное позволяет отнести крестьянскую патриархальную семью к авторитарному типу, в котором насилие признается совершенно нормальной и эффективной формой воздействия.

Сама крестьянская семья жила в рамках и под опекой сельской общины, или мира, как называли ее крестьяне. Община имела широкий круг обязанностей: обеспечивала переделы земли, находившейся в коллективной общинной собственности, раскладку и сбор податей, рассмотрение гражданских и мелких уголовных дел между членами общины, отстаивала интересы крестьян перед государством, помещиком, опекала больных и немощных и т.д. Государство имело отношение не с отдельными крестьянами, а с общиной. Важной функцией общины являлось то, что через общественное мнение, представлявшее собой коллективную совесть, вынесенную вовне, она регулировала поведение крестьян.

Община была замкнутой, закрытой системой. Низкая мобильность крестьян способствовала консервации общинных порядков. Социализация подрастающего поколения происходила внутри общины и главным образом посредством устной традиции, живых примеров, прямой передачи опыта от родителей к детям.

Семейно-общинная организация крестьянской жизни порождала личность с определенными характеристиками и ценностями, свойственными авторитарной структуре. Члены семьи и общины умели жертвовать индивидуальными интересами во имя общих либо вовсе не имели интересов, отличавшихся от общинных. Они испытывали потребность в сильной власти и руководстве, легко допуская принуждение, стремились к единомыслию и едиподействию. Ориентировались на традицию, старину, авторитеты - там искали образцы, идеалы, ответы на вопросы, негативно относились ко всякого рода нововведениям, не любили перемен, от которых ожидали только ухудшения положения. Русский крестьянин жил под страхом нарушить многочисленные запреты, правила, требования, он все время оглядывался на соседей, общину, церковь, боясь сбиться с правильного пути. А если и решался сойти с проторенной дороги, то - всем миром.

Вследствие этого инициативные, самостоятельные личности не уживались в деревне: они покидали ее либо добровольно, либо по принуждению. Община, по крайней мере с середины XVIII в., имела право высылать «порочных членов» в армию, Сибирь и в прочие отдаленные места.

Приблизительно с начала XVIII в. русское крестьянство (85% населения в 1914 г.), с одной стороны, дворянство, буржуазия, либеральная интеллигенция - с другой, идеологически стали все больше отдаляться друг от друга: если крестьянская семья и община как бы законсервировались, то другие слои населения постепенно трансформировались в соответствии с установившимися к тому времени европейскими культурными стандартами. В XVIII - начале XX в. ни крестьянская семья, ни община не претерпели кардинальных изменений. Правительство, в 1906 г. начавшее борьбу с общиной путем реформ, за 10 лет так и не смогло ее разрушить, хотя и потеснило (за 1906-1916 гг. из общины вышло 26% дворо- хозяев). В прочности устоев крестьянской семьи и общины заключалась важная причина скромных успехов реформ XIX - начала XX в., проводившихся российским правительством сверху.

Дальнейшие события доводили общинную психологию до экстремальной формы. Насильственная коллективизация 20-30-х гг. XX в. не противоречила устоям традиционной крестьянской культуры. Использование коллектива в качестве средства обезличивания людей, культ коллективного, а не индивидуального успеха, обобществление частной жизни (трудовые коллективы несли ответственность за моральный облик своих членов перед компетентными органами и решали их семейные проблемы), огосударствление общества (каждый человек формально или неформально являлся наемным работником государства, государственным служащим, был приписан к месту жительства, нередко к работе), отчуждение от собственности и власти при декларации принципов демократии - все это было свойственно отношениям общинного типа. Массовые репрессии 20-50-х гг. XX в. и ставшее некоторой общественной нормой состояние холодной гражданской войны были возможны для власти во многом благодаря опоре на общинное мировоззрение большинства с его стремлением к единомыслию, неуважением личности, мнения меньшинства и прав собственности.

В период революционных переворотов в России появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа и материнства. Родственные чувства оценивались как менее прочная связь, чем партийное товарищество. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом. В числе первых декретов Советской власти были изданные в декабре 1917 г. декрет о гражданском браке и о расторжении брака. Этими декретами номинально были отменены действовавшие ранее законы, ставившие женщину в семье в неравноправное положение с мужчиной в отношении детей, прав на имущество, при разводе. Однако эти декреты скорее служили укреплению идеологии советского режима, чем отражали реалии российского общества и помогали жизни конкретных людей.

В 20-50-е гг. XX в. в условиях войн и массовых репрессий, а также под влиянием государственной пропаганды в советской семье наблюдается ослабление супружеских, родительско-детских, родственных связей. Во времена «застоя» (1970-1980-е гг.) сложилась следующая модель советской семьи: ответственность за все несет мать, она доминирует в семье и более близка с детьми эмоционально; мужчина «выброшен» за пределы семейных отношений, не оправдывает ожиданий жены и детей. В семье остро встала проблема отцовства: общественное воспитание считалось основным, система льгот в связи с рождением ребенка, уходом за детьми, их воспитанием предоставлялась только матерям, а отцам - лишь в связи со смертью матери, ее длительным отъездом или болезнью. Следовательно, мужчина знал, что от его забот и личных качеств судьба его как отца никак не зависит, а ребенок - прежде всего женская проблема .

Итак, на протяжении всего XX в. семья в России находилась в исключительно сложных условиях:

  • - войны и репрессии разрушали семьи физически и психологически (физические и эмоциональные разрывы);
  • - тоталитарное государство внедрялось в функционирование семьи (ценности и традиции, воспитание детей, самоопределение и т.п.), лишая ее автономии и самодостаточности;
  • - распад тоталитарного государства в 1990-е гг. породил неизбежный ценностный вакуум, обесценивание привычных стабилизирующих норм.

Современная российская семья имеет свои культурно-исторические особенности, которые условно можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести особенности, связанные с условиями жизни семьи в России XX в. :

  • - во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины: во времена войн и репрессий - физически, в период «застоя» - скорее психологически. Отчасти с этими обстоятельствами связано противоречивое отношение к мужчине в российской семье (со стороны как жен, так и матерей): от него многое ожидается и одновременно он оберегается от излишней нагрузки;
  • - поколения зависят друг от друга эмоционально и часто материально, границы между ними плохо структурированы: многие нуклеарные семьи, не имея отдельного жилья, продолжают жить в родительских семьях; молодые супруги входят в новую семью на правах детей; в некоторых семьях ценится обращение к родителям супруга «мама» и «папа»; уже повзрослевших детей продолжают материально поддерживать родители;
  • - идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, при которой личные интересы имеют меньшую ценность, чем интересы и правила более сильной системы.

После распада СССР и открытия границ российская семья стала приобретать черты современной семьи постиндустриальной культуры (вторая группа особенностей).

  • 1. Изменяется представление о смысле создания семьи. В связи с возросшей продолжительностью жизни дети успевают вырасти, а родители все еще активны и молоды. Им предстоит долгая жизнь вне родительских функций, а также и без внуков, так как нижняя граница родительства отодвигается.
  • 2. Разделение ролей в браке перестает быть жестко определенным, практически нивелированы различия между «мужскими» и «женскими» делами, что во многом связано с технологичностью и облегчением быта, который не отнимает теперь столько времени и сил у одного из членов семьи - как правило, женщины. Возможная минимизация быта в каждодневной жизни способствует уменьшению количества совместных дел у членов семьи. Таким образом, брак становится более эмоциональным, личпостно ориентированным и менее прочным.
  • 3. Вместе с ростом разводов появляется огромное количество бину- клеарных (или полинуклеарных) семей с детьми от предыдущих браков, в которых бывшие супруги сохраняют контакт друг с другом как родители. Однако в обществе пока нет общепринятых правил и устоявшихся ритуа- лизаций организации такой жизни.
  • 4. Активно меняются коммуникативные технологии, что углубляет разрыв поколений, опирающихся на абсолютно разные способы получения информации и мышления - книгу и компьютер. Ребенок становится для своего родителя экспертом в области информационных технологий, обучающим или помогающим ему. Одновременно растет бытовая зависимость ребенка от родителей, особенно в крупных городах.
  • 5. В мультикультурном, быстро меняющемся обществе утрачивается единое представление о правильном воспитании детей, что приводит к росту родительской тревоги и неуверенности.
  • 6. Появляется множество разных форм и условий школьного обучения и одновременно встает сложная задача «правильного» выбора школы для ребенка. Опять растет уровень родительской тревоги, увеличивается ответственность за выбор учебного заведения, что приводит к форсированному обучению ребенка, перегрузкам всей семьи, чрезмерному включению в процесс обучения родителей.

Итак, семья - это динамичное образование, чутко реагирующее на изменения культурно-исторического контекста, частью которого она и является (тесные связи семьи с другими социальными контекстами особенно очевидны в случае тех или иных отклонений ее развития от некоторых ожиданий культурной нормы; см. главу 5). Особенно быстро структурнофункциональные характеристики семьи изменяются в последние десятилетия с развитием постиндустриальной эпохи. Спецификой современной социокультурной ситуации развитых стран, к которым в данном случае можно отнести и Россию, является сосуществование разнообразных вариантов семейных укладов, что в наибольшей степени заметно в мегаполисах. Подобная вариативность семейных форм, с одной стороны, отражает нормативную и ценностную подвижность современного мира, а с другой стороны, свидетельствует о кризисном состоянии семьи как социального института, претерпевающего значительные изменения.

Специфика современной семьи определяется, по меньшей мере, четвrрьмя"ос6бенностями:

1. В современной семье особую роль играет родительство. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой. И.С. Кон (1988) приводит в качестве иллюстрации, подтверждающей это положение, периодизацию развития родительско-детских отношений в истории общества А. Ллойд-Демоза. С точки зрения автора “психогенной теории истории" можно выделить шесть стадий развития родительско-детских отношений, каждая из которых определяет специфику родительства как института первичной социализации человека: инфантицид, “бросающий” стиль воспитания, амбивалентный стиль, "навязчивый" стиль, социализирующий и помогающий стиль воспитания. Примеры инфантицида как массового явления детоубийства, мы находим в библейских сюжетах - избиение младенцев. В античные времена в Древней Спарте практиковалось "отбраковывание” физически неполноценных детей, которые не могли стать хорошими воинами. В средние века детей воспитывали вне семьи - отсюда само название родительского стиля воспитания - "бросающий стиль". Низшие социальные слои отдавали детей в люди - на обучение ремеслам в мастерских, добывать себе “хлеб насущный”, власть и богатство имущие сразу же после рождений передавали детей на руки кормилицам, отправляли их в монастыри для получения образования, посылали на воспитание к отдаленным родственникам и друзьям и т.п. Эмоциональная близость и любовь родителей к детям вовсе не считалась добродетелью или ценностью. "Домострой”, как основное руководство по воспитанию детей того времени, не возлагал на родителей обязанности любить детей, хотя дети обязаны были проявлять беспрекословное послушание; уважение и любовь к родителям. Амбивалентный стиль воспитания отражал изменение взглядов на ребенка - хотя за ним и признавалось наличие души, но сам ребенок метафорически рассматривался "чистой доской", а значит легкой добычей дьявола. Основным педагогическим методом становилась "лепка" души ребенка по образцу, принимаемому родителями. "Навязчивый" стиль воспитания, присущий 18 веку, характеризуется навязчивым стремлением к тотальному контролю в воспитании, где уже не только поведение, но и сознание ребенка, внутренний мир его переживаний становился предметом вмешательства и диктата со стороны родителей. Социализирующий стиль воспитания представляет собой переход к новой системе воспитания детей, где главной задачей родителей становится подготовка ребенка к самостоятельной жизни и воспитание и тренировка качеств и способностей, необходимых для перехода на новую статусную позицию - позицию взрослого. Помогающий стиль воспитания, знаменует собой переход родителей на принципиально новую гуманистическую позицию. Отношение родителей к ребенку преобразуется в отношение к личности, равной себе заслуживающей уважения и права на свободный выбор своего жизненного пути. Коренная перестройка социального предназначения воспитания и смысла родительства является завоеванием второй половины 20 века. Здесь особое значение занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия, родительская любовь, становится приоритетной ценностью семейной жизни.

В современном обществе в условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса общества - до окончания школы, а в определенных аспектах и до завершения высшего образования.

2. Основой супружеского союза в современной семье является любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в 19 веке супруги считали любовь желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу "стерпится - слюбится", соглашаясь с тем, что "браки заключаются на небесах". Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы - еще одна крайность современной семьи - разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей в семье. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака здесь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала.

З. Семейная система является достаточно открытой, в современном обществе легко вступить в брак, но также легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов.

4. Современная семья изменилась и по составу - произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья - родители и дети - становится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместе с тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширенной семьи. Расширенная семья -многопоколенная - включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширенной семьи определяются, в основном, этническими и культуральными особенностями. На фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются “территориально расширенные“ семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилищной площади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

Можно обозначить также ряд тенденций развития семьи, отчетливо выступивших за последние десятилетия в европейском и североамериканском обществах:

Возрастание продолжительности жизни, увеличение числа пожилых людей (к нашей стране, к сожалению, указанная тенденция не относится) на фоне снижения рождаемости, весьма характерно для современного российского общества. Таким образом, в семье на одного ребенка приходится четверо прародителей - бабушек и дедушек. Это обстоятельство сдвигает “центр тяжести” забот семьи - родителям приходится заботиться о собственных пожилых родителях. Особенностью положения семьи в нашей стране является взаимность помощи и забот в семье: бабушки и дедушки-пенсионеры помогают работающим детям в воспитании внуков, ведении хозяйства и т.д.

Диспропорция продолжительности жизни мужчин и женщин. В пожилом возрасте и старости наблюдается значительное преобладание женского населения, много вдов. Возникает особая психологическая проблема -разрешение задачи переживания утраты супруга и самоопределения женщины в условиях вдовства. В нашем обществе такое самоопределение нередко лежит в плоскости утверждения бабушки в новой роли - “незаменимого члена семьи” своих детей - неформального главы семьи, основного воспитателя внуков, организатора быта и “домоправительницы" и хозяйки дома и т.д. Подобная экспансия прародителя в отношении семейных ролей, традиционно исполняемых самими супругами, приводит к размыванию границ семейной системы (или подсистем семьи) и нарушению ролевого функционирования семьи.

Увеличение числа разводов - примерно 1/З всех семей пережили развод. Психологическая «стоимость» развода необыкновенно велика. По стрессогенности развод занимает второе место (!) после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируется лишь спустя 1 - 3 года после развода;

Возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с водителями и близкими взрослыми: сироты, воспитанники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д. Эта тенденция характерна для российского общества, а также для стран с низким жизненным уровнем; переживающих значительные социальные потрясения, войны, перевороты, революции.

Возрастание числа несовершеннолетних родителей - подростковое родительство. В ряде стран, например в США государством и общественными организациями несовершеннолетним беременным школьницам и матерям-подросткам оказывается значительная социальная и психологическая поддержка. В России еще только осуществляются первые шаги в направлении развития специальной социальной и психологической службы поддержки несовершеннолетних родителей. В силу этого у нас много «отказных детей», т.е. детей, от ответственности за воспитание которых матери отказываются еще в родильных домах.

Рост числа преступлений на семейно-бытовой почве. Акты насилия и агрессии в семье перестают быть экстраординарными явлениями, а часто превращаются в ужасающую реальность повседневного существования семьи. Супруги отвергают принцип «Лучше по-человечески расстаться, чем не по-человечески быть вместе», и, перейдя Рубикон от любви к ненависти, переходят к открытым проявлениям агрессивности и насилия. Проблема насилия в семье, особенно насилия родителей в отношении ребенка привела к появлению в англоязычной литературе термина "chl1d abused" - ребенок, подвергшийся жестокому обращению. Вопрос о том, что именно включать в содержание понятия "жестокое обращение", остается открытым. В зависимости от степени благополучия общества психологи предлагают причислять к жестокому обращению широкий спектр проявлений родительского поведения: от прямой физической агрессии, сексуального насилия, неудовлетворения основных жизненных (витальных) потребностей ребенка до холодного отношения родителя к ребенку, недостатка эмоциональной близости и привязанности к ребенку. В последнем случае возникает дискуссионный вопрос о том, является ли отсутствие любви родителя к ребенку актом насилия? Известно, что родитель, не испытывающий чувства любви к ребенку зачастую сам глубоко страдает от чувства вины, сознания своей “ущербности и неполноценности” и сам нуждается в психологической помощи и поддержке, в полной мере являясь жертвой своей “нелюбви” к ребенку.

Увеличение числа бездетных семей, в которых статус “семья без детей” является сознательным выбором супругов. Нередко отложенное решение супругов иметь детей, обусловленное задачами завершения профессионального образования, осуществления карьеры, трудными финансово-экономическими условиями существования семьи или жилищными проблемами перерастает в окончательно решение жить без детей, “ради себя", в конечном счете, приводит к сознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Совершенно иные проблемы вынуждены решать супруги, в силу медицинских причин не имеющие возможности иметь детей - проблемы длительного и далеко не всегда эффективного лечения от бесплодия, усыновления детей, воспитания приемных детей. Отметим, что развитие репродуктивной медицины в значительной степени способствует решению указанных выше проблем.

Последняя тенденция, не столь явно выраженная пока еще в российском обществе, но все более и более набирающая силу, - это явление так называемых «двухкарьерных» семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, демократизме и взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, наличии ресурсов поддержки семьи в решении ряда вопросов - воспитания детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи и пр.

Наряду с объективно существующими тенденциями развития семьи, отражающими необходимость пересмотра роли женщины в современном обществе, учета вклада в совокупную общественную практику, демографических изменений и прогрессивного развития культурных норм и ценностей в отношении личности и общения, существует мифологизация семьи и процессов ее развития. «Мифы о семье” содержащиеся в общественном сознании, искажают и нeaдeкватно интерпретируют происходящие изменения в семье как социо-культурном институте, приводят к обесцениванию семьи и, в силу этого, представляют известную помеху сознания и функционирования гармоничной семьи. Наиболее распространенными мифами: обусловленными временной дестабилизацией семьи являются миф "крушения семьи как социального института", миф "вырождения настоящих мужчин" (Обозова А.Н., 1984) и миф "маскулинизации женщин".

1. ”Семья изжила себя как социальный институт» - миф о крушении семьи основан на фактах постепенной передачи семьей своих функций другим социальным институтам и возрастающей эффективности реализации функций семьи каждым из супругов в отдельности, независимо друг от друга. Действительно, хозяйственно-бытовая функция теперь может с успехом осуществляться самостоятельно каждым из супругов, воспитательная функция реализуется матерями (или реже отцами) с помощью системы общественного воспитания, а, если повезет, то и с реальным участием прародителей, исчезло табу на свободные сексуальные отношения и супруг или супруга перестают быть единственным сексуальным партнером друг для друга, общение реализуется, в кругу коллег по профессии и единомышленников и даже репродуктивная функция может быть с успехом реализована и в отсутствии супруга путем искусственного зачатия или привлечения “матери”-донора. Кажется, нет ни одной функции семьи, которая не могла бы быть реализована, в отсутствие супружеского союза с другими партнерами. Возрастание числа разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, дает основания сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы об исчезновении семьи как социального института. В противовес семье предлагаются другие формы. отношений между партнерами - так называемый «свободный союз» - гражданский брак, или вариант “воскресного папы". Однако, за последние годы наметился явный, безусловно, положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития. Ценность семьи возрастает, рейтинг семьи растет.

Два последующих мифа питаются из одного источника, тесно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга. «Настоящие мужчины перевелись», - утверждают представительницы прекрасной половины человечества. «Женщины уже больше не женщины, это скорее мужчины в юбках - ни нежности, ни терпимости, ни заботы", - вторят им представители сильного пола. Подтверждением этому расхожему мнению становится и создание нового образа моды в одежде, прическе, поведении, образе жизни, привычках и пристрастиях: образа unisех, принципиально не делающего различии между мужчинами и женщинами, юношами и девушками. Причиной рождения мифов о стирании граней между представителями полов является неадекватное противопоставление маскулинности и феминности вплоть до их прямой противоположности. В действительности же "чисто феминных" или чисто маскулинных" типов личности не существует. Личность андрогинна - сочетая в различных пропорциях феминные и маскулинные качества. Современная женщина, раздвигая границы традиционно отведенного ей социального пространства и утверждая себя в новых социальных ролях, заставляет общество пересмотреть прежнюю систему представлений о "предназначении и уделе" женщин.

Мифы об упадке и крушении семьи отражают неспособность определенных слоев общества увидеть за негативными внешними симптомами изменения жизни семьи сущность происходящих изменений - формирования качественно новых отношений в рамках института семьи, обусловленных изменением места и роли женщины в производстве и обществе, отношений, основанных на уважении права каждого из супругов на индивидуацию и полную личностную самореализацию в профессиональной и общественной жизни. Развитие семьи переживает на данном историческом этапе кризис, разрешение которого обусловит рождение нового типа семьи, отличительными особенностями которой станут новая функционально-иерархическая структура и новый тип отношений между супругами.

Современная семья в различных вариантах своей жизнедеятельности обнаруживает негативную симптоматику кризиса, послужившую основанием для создания мифа о "крахе" семьи. Примерами таких «отклонений» в функционировании семьи, не выходящими, тем не менее, за пределы социальной "нормы" существования" семьи как семейною института, являются следующие наблюдаемые явления. В достаточно большом числе случаев семейного бюджета как такового не существует, супруги осуществляют свои расходы врозь, соответственно доходам каждого члена семьи. Общего “семейного кошелька " нет, хотя финансовая помощь более обеспеченного супруга менее обеспеченному практикуется точно также, как практикуется целевое выделение денег на воспитание ребенка. Еще один пример - "отложенное"" на неопределенное время родительство или семья без детей, где важнейшая функция семьи оказывается невостребованной супругами. Наконец, примером "нестандартного” поведения семьи, отвергающего важнейшую семейную функцию - сексуально-эротическую, может быть так называемая «открытая» семья. "Открытая"" семья, т.е. семья с неопределенными размытыми границами семейной системы, это семья, в которой отсутствуют ограничения на внебрачные сексуальные связи, где есть признанные супругами любовники и любовницы. Очевидно, что в этом случае супружеская измена носит ординарный характер, и потому внебрачные связи как таковые супругами изменой не считаются и не являются в такой семье ни причиной развода, ни поводом для семейных конфликтов Развитие репродуктологии позволяет супругам в отдельности успешно решать и другую традиционно важную функцию семьи - функцию продолжения рода. Все эти факты приводят к выводу о том. Что, если из функций семьи ”вычесть” все перечисленные функции, то основу жизнедеятельности семьи составят функция эмоциональной поддержки и принятия, а также функция воспитания детей, конечно, при условии наличия их в семье, Именно эти две функции определят, по всей вероятности специфику семьи ближайшегоo будущего.