Яблочный Спас – праздник урожая. История праздника Яблочный Спас (Преображение Господне)

В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй – 19 августа, «на горе», и третий – 29 августа.Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом.

Почему Второй Спас называется Яблочным

Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

Другие названия праздника

Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа

История праздника

Яблочный спас: все о празднике

Почему Второй Спас называется Яблочным
Другие названия праздника
Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа
История праздника
Обряды и приметы на Яблочный Спас
Яблоки

В августе есть три праздника в честь Спасителя, которые так и называются – Спасами. Первый Спас отмечают 14 августа, по-народному называется «на воде», второй – 19 августа, «на горе», и третий – 29 августа, «на полотне».

Яблочный спас

Второй Спас, отмечаемый в день Преображения Господня, в народе называется Яблочным Спасом.
Почему Второй Спас называется Яблочным

Яблочный Спас – народное название праздника Преображения Господня. К нему приурочено множество народных обрядов. Прежде всего, Яблочный Спас означает наступление осени, преображение природы. Раньше до этого праздника не положено было есть фрукты, вообще никакие плоды, кроме огурцов. 19 августа их освещали в церкви, после чего уже все фрукты разрешалось употреблять в пищу. После освящения часть принесенных фруктов нужно выдать притчу, а остальные отнести в дом, где ими разговляются.

Считается, что если родители до Второго Спаса не едят яблок, то на том свете их детям раздают гостинцы, среди которых – райские яблоки. А тем детям, родители которых пробовали яблоки – не раздают. Поэтому многие родители, особенно похоронившие детей, считают грехом есть яблоки до этого праздника. Матери, потерявшие детей, утром на Яблочный Спас несут в храм несколько яблок, освящают, а после относят на могилки умерших детей. Если могила далеко, освещенное яблоко можно положить на любую детскую могилку или оставить в храме. Раньше часто освященные яблоки несли на кладбища, чтобы положить всем умершим родственникам.

Также существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив кусочек, можно загадывать желание, которое непременно сбудется.

С этого дня в садах наступает горячая пора, яблоки заготавливаются впрок по множеству рецептов: их и сушат, и консервируют, и замачивают. Во время праздника также нужно готовить множество блюд с яблоками, запекать в печи или духовке с медом, делать пироги. Спасовские яблоки давали нищим и больным.

В этот же день начинается массовое употребление гороха, иногда даже устраивался специальный «Горохов день». С Яблочного спаса и праздника Преображения начиналась жатва яровых и посев озимых (ржи). Знахари старались заготовить до этого дня лекарственные травы, гуцулы не выносили на улицу огонь, на Закарпатье в этом день огонь не одалживали.

Приурочивались к празднику массовые народные гуляния и ярмарки.

По народным приметам, после Яблочного Спаса ночи становятся холоднее. Этот праздник также является встречей осени. «Пришел Второй Спас – бери рукавицы про запас».
Другие названия праздника

У Второго, Яблочного Спаса имеются и другие народные названия – например, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Вторая встреча осени, Преображение. Русской православной церковью в этот день почитается Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.
Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа

В Евангелиях описано таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Господа. Оно произошло на горе перед тремя ближайшими учениками Иисуса Христа во время молитвы. Об этом событии сообщают все евангелисты, за исключением Иоанна.

Православное празднование проходит 19 августа, а если по юлианскому календарю – то 6 августа. В Католической церкви празднуется также 6 августа, или переносится на следующее за этим днем воскресенье. Армянская Апостольская Церковь считает этот праздник переходящим от 28 июня до 1 августа.

Традиционным местом Преображения Господня называется гора в Галилее под названием Фавор. Однако имеется версия, что местом Преображения являлся отрог горы Хермон, находящейся в окрестностях Кесарии Филипповой.

В Евангелиях описано, что Иисус поднялся с Петром, Иаковом и Иоанном на гору помолиться, и во время молитвы преобразился. Лицо Его просияло как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. И явились два пророка из Ветхого завета, Илия и Моисей, и беседовали со Спасителем об Исходе. Он запретил говорить об увиденном своим ученикам, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.
История праздника

Праздник отмечался в Палестине с IV века, с того времени, когда императрицей Еленой на горе Фавор был построен храм Преображения. На Востоке упоминания о празднике относятся к V веку.

Евангельские тексты говорят, что это событие случилось в феврале, за 40 дней до Пасхи, однако Православной церковью празднование было перенесено на 6 (19) августа – чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. А на 40-й день после Преображения всегда проходит праздник Воздвижения Креста Господня.

Во Франции и Испании праздник совершался с VII века, но в католической церкви он был установлен папой Каликстом III в 1456 году.

В Православной церкви праздник принадлежит к двунадесятым великим праздникам, совершается литургия, читаются паримии, поется канон. Цвет богослужебных одежд – белый. Праздник приходится на Успенский пост, который ранее был почти равен Великому.

На Руси Яблочный Спас был одним из самых отмечаемых праздников. Вечером крестьяне наблюдали заходы солнца, и когда оно касалось горизонта – начинались песнопения.

В южных районах освящали и пробовали не яблоки, а первый виноград. Или все фрукты, какие есть.
Обряды и приметы на Яблочный Спас

Яблочный Спас называется еще «первыми осенинами» – встречей осени. Вечером, провожая закат солнца, провожали и лето. «Пришел яблочный спас – ушло лето от нас».

Также считается, что он напоминает о том, как необходимо духовное преображение. В этот день сначала угощали яблоками родных, близких, сирот, неимущих, поминали уснувших вечным сном предков – и только потом ели сами.

С этим праздником связаны многие приметы и обычаи. В старину люди считали их важными для здоровья и благополучия всей семьи. Например, собранными с огорода плодами угощали нищих – чтобы на следующий год собрать отменный урожай.

Еще есть примета, что если в день Второго Спаса стоит жара, то в январе будет мало снега, а если идет дождь – то зима будет снежной.

Есть и другая интересная примета: если в этот праздник на руку дважды сядет муха, то человека ожидает успех. В этот праздник нужно быть терпеливым даже к мухам и не прогонять их, чтобы не спугнуть удачу.

По словам археологов, даже пещерные люди употребляли в пищу яблоки. В Древнем Риме было известно 23 сорта яблок, а благодаря римским солдатам яблоки попали и в Европу. Сейчас яблони – наиболее популярные фруктовые деревья в мире.

Яблоки можно использовать в огромном количестве блюд, на них производятся даже водка с сидром, не говоря уже о вареньях, десертах, салатах, компотах, пирогах, тортах, соусах. С яблоками запекаются утки, тушится мясо.

Согласно физиологическим нормам, человек должен употреблять около 50 килограмм яблок в год, из них 40% – в виде соков. В яблоках есть почти все вещества, которые необходимы организму: кальций, магний, фосфор, калий, натрий, железо, витамины С, Е, РР, В1, В2, В6, фолиевая кислота, каротин. Они легко усваиваются и их сочетания для людей оптимальны.

Не зря англичане говорят: «Яблоко в день – и доктор не понадобится». А еще лучше – два-три яблока. Эти удивительные плоды помогут поддерживать организму прекрасное здоровье.

Всех с праздником,всем добра!!!

Среди 12 великих православных праздников день Преображения Господнего или Яблочный Спас отличается особой красотой и величием.

Божественное сияние - символ любви

Литургии, паремии этого праздника подчеркиваются цветом одеяния как священства, так и людей. Богослужебные одежды должны быть белыми, они являются символами этого дня, когда Иисус оделся в нерукотворный фаворский свет.

Одежд священников и прихожан на праздник Преображения должна быть белой

Белые одежды отображают отблески небесного сияния, явленного на Фаворской горе. Смысл такого одеяния в стремлении человека к надежде и вере, что по данной Иисусом благодати христиане могут преобразовываться в образ Спасителя через молитву, пост и покаяние.

Важно! В этот день православные в первую очередь должны заботиться и просить Творца о духовном очищении и преображении.

Согласно посланиям евангелистов (Матв.17:1-2), Иисус выбрал среди Своих учеников троих, Иакова, Иоанна и Петра и пошел с ними на гору Фавор. Внезапно тело Христа преобразилось, Его окутал яркий свет, который появился ниоткуда, вернее это Сам Бог Отец явился в свете людям. Ученики по обе стороны от Иисуса увидели пророков Илию и Моисея, которые в свое время были взяты на небе живыми.

Преображение Господне: Христос явил апостолам Свою славу

Бог явил Себя через Фаворский свет, он есть сущностью Творца, Его благодатью, воссиянием и энергией, которая вечна. Нерукотворный Фаворский свет есть Сам Бог, явленное перед апостолами Божество. В этот день было явление всей Святой Троицы, когда Бог Отец, сиянием Святого Духа явил Себя в Своем Сыне, показав людям, что Иисус наполнен божественной и человеческой сущностью.

Явление пророков, по словам Иоанна Златоуста, было дано апостолам, чтобы подчеркнуть власть Иисуса над живыми и мертвыми, земным и небесным. Апостолам Иисус запретил говорить о том, что они видели до той поры, пока Он не примет страдания, умрет и воскреснет на третий день. В тот момент ученики не поняли о чем, шла речь, а после воскрешения Христа рассказали о фаворском сиянии.

В чем христианская сущность Преображения Христа

Для христиан этот день знаменателен не только появлением яркого света, пронизывающего плоть Христа. Творец на горе Фавор утвердил Божественную сущность Иисуса, открыв ее не только апостолам, но и пророкам.

Моисей, узнав в сияющем образе Того, Кто явился ему в пустыне в виде несгораемого куста и на горе Сион, в тот момент, когда пророк получил скрижали с Десятью заповедями.

Пророки склонились в трепете, ведь они знали, что начинается новая эра в истории человечества, после страданий и распятия над землей воссиял Свет Божий в Иисусе, который всегда Живой.

Святой лик Преображения

Подчеркивает торжество единства человека и Бога и одноименная икона.

Икона Преображение Господне

На иконе изображен Иисус Христос, стоящий в центре круга, символизирующий землю. По обе стороны от Спасителя стоят пророки Моисей и Илия, которые свидетельствуют о сбывшихся пророчествах, о приходе Мессии, когда умирает все ветхое и рождается благодать спасения. От увиденной славы Господней апостолы пали ниц.

Святой свет, исходящий от фигуры Богочеловека, Сына Бога, завораживает Своим сиянием.

История появления праздника Преображения

Читая евангелие и сопоставляя его с датой 19 августа, мы видим несоответствие. Восхождение Христа с учениками на гору Фавор произошло приблизительно за сорок дней до распятия Иисуса. В жизни Учителя было немного радостных дней, Он жил среди бедных, больных и обездоленных людей. Явление Божественной сущности Спасителя было явлено всего несколько раз, один из них произошел на Фаворской горе.

Точно неизвестно, чем обоснована эта дата, почему именно 19 августа, а не другой день выбран для празднования.

Существует несколько версий даты этого дня.

  • Если бы празднование этого события происходило за 40 дней до Распятия Христа, то это был бы строгий пост, день скорби покаяния и воспоминаний о страданиях Иисуса, когда радость неуместна.

Церковь решила перенести празднование Преображения Господнего в летний период, за сорок дней до Воздвижения, когда все православное христианство поклоняется Кресту Христову. Во время служения красной нитью проходит связь между преображением и страданиями Спасителя.

В песнопениях говорится, что гора уподобилась Небу, и Божье Облако покрыло ее. В этот момент вся слава Божья проявилась в явлении Богочеловека, о котором свидетельствовал Сам Бог-Отец.

В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения

Свидетельство Богоявления Иисуса было дано для апостолов, чтобы после воскрешения Спасителя они не усомнились в Его божественности. Сияние Божественного света постоянно пребывало с Христом, и когда он был на горе фаворской, и когда висел на кресте.

Важно! Ученики, видя распятого Иисуса и вспоминая явление славы Господней на горе, не сомневались в том, что Он истинно Сын Бога Живого.

  • Праздник Преображения Господнего начали отмечать на уровне церковного служения армянским святителем Григорием в четвертом веке. Первые записи об этом дне, сохранившиеся до нашего времени, принадлежат перу богослова Михаила Скабаллановича.

В то время в Армении правил император Маврикий, который поощрял распространение празднования Преображения среди светской власти и народа. Константинопольская Церковь ввела в свои Богослужения празднование Богоявления в 900 году.

  • Есть предположения, что 19 августа была освящена церковь, построенная приказу царицы Елены на горе Фавор, на которой Бог назвал Иисуса Свои Единственным Сыном, озарив Его сиянием Своей любви.
  • Возможно, таким образом церковь пыталась отвлечь народ от поклонения языческому божеству Вакха, установив в этот день молитву, освящающую собранные урожаи. В этом действии нет богословской или исторической основы.
  • Римско-католическая церковь отмечает событие, происшедшее на горе Фавор, 6 августа, в память о победе 1456 года, когда венгерский регент, поклонник христианства, Янош Хуньяди, победил турок в сражении под Белградом.
  • Армянская апостольская Церковь привязывает Праздник Преображения Господнего к Пятидесятнице, отмечаемой в православии, как Троица и отмечает его в воскресение седьмой недели после явления святого Духа. Поэтому, этот праздник у армян не в числе, а передвигается в зависимости от дня празднования Воскресения Господнего. Его отмечают на сотый день от Пасхи.

Почему же тогда Яблочный Спас

19 августа в народе больше известен, как Яблочный Спас. Такое название этот день имеет только у православных христиан восточных стран . Нельзя назвать эту традицию языческой, так как по Типикону в этот день христиане освящали урожай винограда.

Типикон является Богослужебным Уставом, в котором описаны порядки проведения богослужений в православии.

В Типиконе описаны:

  • все престольные храмовые праздники;
  • правила поведения во время постов;
  • монастырское общежитие;
  • преимущества монашества.
Интересно! Для жителей Руси яблоко - символ богатства и достатка. Круглая форма этого фрукта сравнивалась с женским началом.

У восточных славян урожай винограда собирают не везде, поэтому православные христиане приносят в этот день в храмы яблоки, как выражение благодарности Богу за благословение природы.

Освящение яблок как выражение благодарности Богу за благословение природы

По народной традиции в этот день хозяйки начинают делать яблочные заготовки на зиму. Яблоки сушат, из них варят компоты, джемы и варенье, пекут пироги с яблочной начинкой.

В этот день поминают павших в боях воинов.

Для сведения! Яблочный Спас - народное название праздника Преображения Господнего, во время Литургии которого идет поклонение Богу за Богоявление Своего сына и освящение яблок, как дар Богу за благословение природы, давшей хороший урожай.

По народным наблюдениям погода на Яблочный Спас показывает, какой будет осень. Сухой день - сухие осенние дни и наоборот, а вот ясное солнышко станет предвестником суровой зимы.

Яблоки стали первой ступенькой к богатству миллиардера Рокфеллера, который начинал с торговли этими наливными фруктами.

Можно относиться к Яблочному Спасу, как к языческому празднику, но православные христиане видят в этом фрукте многогранность Божьей любви, проявляющаяся в богатстве, достатке, благословении, благополучии и свете христианской жизни.

Видео об истории праздника Преображения Господня

19 августа празднуется Второй Спас, который ещё называют Яблочным. Православная церковь в этот день отмечает . Праздник посвящен знаменательному событию из жизни Иисуса Христа. В конце земного пути Спаситель сообщил Своим ученикам, что ему предстоит пострадать за людей, быть распятым на кресте, умереть и на третий день воскреснуть. Однако ученикам было сложно в это поверить. Тогда Иисус возвёл трех апостолов – Петра, Иоанна и Иакова – на гору Фавор, расположенную недалеко от Назарета и преобразился перед ними: Его лицо просияло как солнце, а одежды стали белоснежными.

Во время Преображения явились ветхозаветные пророки Моисей и Илия, которые обсуждали с Господом конец Его земного пути. Потом гору и всех, кто находился на ней, осветило светлое облако, из которого раздался глас небесный, свидетельствующий о Божестве Иисуса: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Моё благоговение. Его и слушайте ». Удивленные ученики в испуге упали на землю и закрыли свои лица. Христос подошел к ним, коснулся и сказал: «Встаньте и не бойтесь ». Ученики поднялись на ноги и открыли глаза, но никого, кроме Иисуса они не увидели. Когда они спускались с горы, Он запретил им говорить о том, что они здесь увидели, до тех пор, пока их Учитель не воскреснет из мёртвых.

Преображением на горе Фавор Христос показал славу Своего Божества. Сделал он это для того, чтобы ученики во время Его Крестных страданий и смерти не поколеблись в вере в Него – Сына Божия.

История праздника Яблочный Спас

На Руси праздновать Яблочный Спас начали очень давно. Как и другие августовские праздники приурочен он к сбору урожая. В народе Спас был одним из самых почитаемых праздников, а дату, на которую он выпадал, связывали с наступлением осени. После крещения Руси праздник обрел новую силу, потому что в этот день Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник Преображение Господне. Нынешний Спас вобрал в себя элементы христианства и язычества, различные народные и церковные традиции.

Яблочный Спас: традиции праздника и его обычаи

По традиции, на Преображение Господне в церквях в конце Божественной литургии освящают яблоки и другие плоды. По этой причине в народе и назвали этот праздник Вторым, или яблочным, Спасом. Кое-где, видимо под влиянием священного писания, праздник именуется «Спас на горе».

В этот день наши предки отмечали Осенины – встречу осени. Вечером всей деревней отправлялись в поле и с песнями провожали закат солнца. Считалось, что на Преображение начинает преображаться природа – к ночи становится холодно, а днём уже не так сильно припекает солнце, постепенно начинает желтеть листва, первые стаи журавлей отлетают на юг. В это время наблюдается начало перелета лебедей, что является предзнаменованием скорого наступления холодов: «Лебедь на хвосте несёт зиму ».

С раннего утра на паперти церквей выставлялись столы, на которых громоздились горы яблок, картофеля, гороха, репы и брюквы, стояли посудины с зерном ячменя и ржи. После обедни священник благословлял плоды нового урожая, а прихожане всего понемногу ссыпали в специальные корзинки – в пользу причта. Потом, перекрестясь, разговлялись яблоками. Священник передавал яблоки детям, нищим и тем людям, у которых не было своих садов.

Вернувшись из храма, крестьяне приступали к сбору яблок (кроме поздних сортов). Владельцы больших садов, составляющих значительную часть сельскохозяйственных угодий, перед сбором урожая приглашали к себе священника. В саду под деревьями ставили икону Преображения Господня и служили благодарственный молебен, после чего приступали к снятию яблок.

Садоводы спешили собрать как можно больше фрукты, потому что верили – собранные в этот день плоды лучше выглядят и дольше сохранятся. К тому же впереди крестьян ждало много работы – уборка других фруктов и овощей, жатва ярового хлеба, посев озимых. Всё это нужно успеть до наступления осенних ненастных дней. Не случайно в народе говорили: «После Второго Спаса дождь – хлебогной ».

В некоторых деревнях на Преображение Господня организовывали так называемые столованья. На площади перед храмом ставили длинный ряд столов, хозяйки выносили всевозможную снедь, прежде всего ватрушки и пироги с яблочной начинкой, яблочный квас, отчего вся окрестность наполнялась ароматом выпечки и свежих яблок. У этих столов собирался народ, пробуя угощения и нахваливая хозяек.

Существовало поверье, что на том свете детям, чьи родители до Второго Спаса не ели яблок нового урожая, раздают яблочки. Поэтому взрослые, особенно те, у кого умирали дети, считали за большой грех кушать яблоки до Преображения.

Время после Второго Спаса считалось самым удачным для посева озимых, особенно если погода тому благоприятствует. Сеять рожь старались при северном ветре, тогда, по народным наблюдениям, она родит крепче и крупнее.

Ещё 19 августа справляли «горохов день»: одевались в праздничные платья, шли на гороховое поле и потчевали друг друга. В некоторых губерниях долгое время существовал обычай всеобщего разговения горохом: отслужив молебен, крестьяне всем миром отправлялись на гороховое поле, где до самого вечера лакомились зелёными стручками, не обращая внимание на то, где своя полоса, а где чужая. Эти гороховые разговены были истинным праздником для деревенской детворы, которая за целый день вдоволь наедалась вкусного и сладкого гороха.

Накануне праздника пчеловоды одаривали водяного. Делали это ночью, до того, как начнут петь петухи. Водяного кормили свежим мёдом, от каждого улья приносили понемногу воска. Также водяному духу приносили жертву: топили в пруду или болоте первый пчелиный рой, «первак». Делалось это для того, чтобы уберечь пчел в будущем и не допустить больших разливов рек весной.

По погоде дня определяли, какой будет осень и зима:

  • сухой Спас предвещает сухую осень;
  • мокрый – мокрую;
  • ясный – суровую зиму.

Яблочный Спас: поговорки и пословицы

  1. Каков Второй Спас, таков и январь.
  2. Второй Спас – всему час.
  3. Второй Спас шубу припас.
  4. На яблочный Спас готовь рукавицы про запас.
  5. В («на воде») олень в реке обмакивает копыто, во Второй Спас («на горе») – хвост (от чего становится ещё холоднее вода).
  6. Со Второго Спаса засевай озимые.
  7. На Яблочный Спас и нищий нищего яблочко угостит.

Видео: Яблочный Спас

19.08.2016 19.08.2016 by Ласточка

Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе - доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, - зелено-золотистый, мягкий.

Иван Шмелев «Лето Господне»

Второй Спас в череде августовских праздников, посвященных Спасителю, после Медового, – Яблочный Спас .

Православный праздник под названием Преображение Господне, который в народе именуют Яблочным Спасом, традиционно отмечают 19-го августа.

Джованни Беллини. Преображение Господне. 1480 г.

История этого праздника связана с библейским сюжетом. В этот день Иисус Христос возвел своих апостолов Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился перед ними. Он явил ученикам свою Божественную природу. Христос предстал пред своими апостолами в кристально чистой белой одежде, чтобы они не усомнились в его святости и Божественности. Затем апостолы увидели пророков Илию и Моисея, которые стали беседовать с Христом. А после этого, как сказано в Евангелии, «явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: «Сей есть сын мой возлюбленный, Его слушайте »». Считается, что этот праздник напоминает людям о необходимости духовного преображения.
В день этого чудесного Преображения в народе сложилась традиция освящать в церквях яблоки, а также виноград, груши, сливы и т. д. Эта традиция была установлена еще в Иерусалиме в начале XX века. До 19 августа не разрешалось есть яблоки, потому что они считались грешными плодами. Ведь согласно Библии яблоко было именно тем средством, с помощью которого змей-искуситель заставил Еву согрешить. Освященные же яблоки можно было есть, и поэтому праздник назывался Яблочным Спасом.
Так как приблизительно с этого дня вечера становились холоднее, то в народе Яблочный Спас празднуют и как встречу осени. У крестьян после Яблочного Спаса в садах начинается горячая пора. Необходимо было собрать урожай яблок и заготовить их на зиму. При этом использовались различные рецепты. Яблоки сушили, замачивали, консервировали. Существует поверье, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. А так как с Яблочным Спасом приходят первые холода, то в старину существовал обычай - в этот день в широком поле провожать песнями закат первого осеннего солнца.

Другие названия праздника

У Второго, Яблочного Спаса имеются и другие народные названия – например, Праздник первых плодов, Средний Спас, Спас на горе, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Вторая встреча осени.

Народные приметы на Яблочный Спас.
  • Если на Яблочный Спас угостить нищего своим урожаем, следующий год вы будете жить в достатке. На Древней Руси это было правилом, которому никто не изменял.
  • До наступления Яблочного Спаса со времени Пасхи женщинам нельзя есть яблоки.
  • Если не собрать хлебные злаки до Спаса, эти запасы сгниют. Примета эта связана с сезоном дождей.
  • В Яблочный Спас лето уходит от нас. В этот период снимается урожай и продолжаются «огородные» работы, хотя лето уже почти закончилось.
  • Какая будет погода в Яблочный Спас, такой будет январь. Если Второй Спас выдался дождливым, зима будет снежная.
  • Считалось, что съеденное на Спас освященное яблоко исполнит самое заветное желание: «Что надумано - сбудется, что сбудется - не минуется».
Стихи о Яблочном спасе

Борис Пастернак «Август»

АВГУСТ

Как обещало, не обманывая,

Проникло солнце утром рано

Косою полосой шафрановою

От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою

Соседний лес, дома поселка,

Мою постель, подушку мокрую

И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу

Слегка увлажнена подушка.

Мне снилось, что ко мне на проводы

Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,

Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

Шестое августа по старому,

Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная как знаменье,

К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,

Нагой, трепещущий ольшаник

В имбмрно-красный лес кладбищенский,

Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами

Соседствовало небо важно,

Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею

Стояла смерть среди погоста,

Смотря в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически

Звучал, нетронутый распадом:

«Прощай, лазурь Преображенская

И золото второго Спаса,

Смягчи последней лаской женскою

Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины.

Простимся, бездне унижений

Бросающая вызов женщина!

Я - поле твоего сраженья.

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство».

Александр Блок «Преображение»

В светлый день Преображенья

Дух безумца поражен:

Из неволи, из смятенья

Ныне скорбный, ныне бедный,

В лоне Вечного Отца,

Близ Тебя, в лазури бледной

Жаждет нового конца…

Сергей Есенин «Преображение»

Зреет час Преображенья,

Он сойдет, наш Светлый Гость,

Из распятого терпенья

Вынуть выржавленный гвоздь.

От утра и от полудня

Под поющий в небе гром,

Словно ведра, наши будни

Он наполнит молоком.

Яблочный спас в картинах





Яблочный спас: постные рецепты

Праздник Преображения Господня отмечается во время Успенского поста, поэтому предлагаем вам приготовить вкусные постные блюда из яблок на Яблочный Спас, в первую очередь – десерты.

Ингредиенты:
1 кг лещей

корень петрушки 1 шт.

корень сельдерея 1 шт.

лук-порей 1 шт.

лук 2 шт.

лимон 1 шт.

тертый хрен 2-3 ст. л.

кислые яблоки 2-3 шт.

соль

уксус 3%

сахар, специи

Приготовление:

Лещей промывают, очищают, нарезают на куски, солят, заливают на 5-7 мин. горячим уксусом, а затем, вынув рыбу из уксуса, варят ее до готовности в отваре из овощей и кореньев. Куски отварной рыбы выкладывают на красивое блюдо, украшают полуломтиками лимона, а сбоку кладут тертый хрен, смешанный с натертыми яблоками, и заправленный также уксусом, сахаром, солью и рыбным бульоном.


Вареники с яблоками

Ингредиенты:
мука – 3 стакана, 1 ч.л. соли, 1 стакан воды, яблоки – 600 г, сахар – 70 г, мед – 50 г.

Приготовление:
охладите воду и растворите в ней соль. Муку просейте в миску, сделайте в ней углубление и понемногу вливайте в него воду. Вымесите некрутое тесто. Продолжайте интенсивно в течение 15-20 минут вымешивать тесто на поверхности, пока оно не станет гладким и не вберет в себя всю муку. Накройте тесто салфеткой и оставьте на 20 минут, чтобы оно набухло. Яблоки очистите от кожуры, удалите сердцевину, нарежьте их соломкой, посыпьте сахаром и дайте постоять 15-20 минут. Раскатывайте тесто, вырезайте из него стаканом круги и выкладывайте на них начинку. Защипните края и забросьте вареники в кипящую подсоленную воду. Когда они всплывут, проварите их еще в течение 3-5 минут. Подавайте готовые вареники с медом.

Яблочный джем

Ингредиенты:
1 кг яблок,
750 гр. сахара,
½ ст. воды.

Приготовление:
Яблоки вымойте, очистите от кожуры и натрите на средней терке. В это же время смешайте воду и сахар и поставьте кастрюлю на огонь. Как только сироп закипит, добавьте в него тертые яблоки и варите около часа на среднем огне, периодически помешивая. За это время джем станет густым. После варки остудите джем, выложите в банку и храните в холодильнике.

Варенье из яблок с ванилью и корицей

Ингредиенты:

3 кг яблок,
1 кг сахара,
1 упаковка ванильного сахара,
1 ч.л. корицы,
лимонный сок.

Приготовление:
Яблоки вымойте, очистите от кожуры и семян и нарежьте ломтиками. В кастрюлю выложите половину яблок и засыпьте их половиной сахара, сверху снова яблоки и сахар. Оставьте стоять на пару часов. Затем поставьте на огонь и варите в течение 20 минут. Остудите варенье и еще 2 раза повторите процедуру варки. В конце последней варки добавьте лимонный сок, корицу и ваниль. Горячее варенье разлейте по банкам и закатайте крышкой.

Ингредиенты:

яблоки – 5 шт, 1 стакан пшеничной муки, дрожжи прессованные – 10 ст.л, растительное масло, сахар – 3 ст.л, соль – по вкусу.

Приготовление: испеките яблоки в духовке, протрите их через сито. В полученную массу добавьте муку, дрожжи, сахар, соль и 2 ст.л. растительного масла. Замесите тесто и отправьте его в теплое место на 30-40 минут, чтобы оно подошло. Когда тесто поднимется, жарьте оладьи на раскаленном растительном масле. При подаче полейте оладьи медом.


Компот из яблок

Ингредиенты:
1,5 кг яблок,
1 лимон,
1,5 л. воды,
2-3 бутона гвоздики,
250 гр. сахара.

Приготовление:
Яблоки вымойте, очистите от кожуры, разрежьте на 4 части и удалите сердцевину. Выложите яблоки в миску и полейте соком, выжатым из 1 лимона, перемешайте и накройте крышкой. Кожуру от яблок выложите в кастрюлю, залейте водой и доведите до кипения, затем добавьте сахар, перемешайте и варите 5 минут. Снимите кастрюлю с огня, процедите содержимое через сито. Яблоки выложите в чистую сухую банку, добавьте к ним сироп, накройте крышкой и остудите. Аккуратно перелейте сироп в сотейник и прокипятите его. Гвоздику обдайте кипятком и положите к яблокам. Залейте яблоки кипящим сиропом так, чтобы до верха банки оставалось около 2 см. поставьте банку в кастрюлю с кипящей водой на 20 минут, после чего герметично закройте крышкой, переверните банку вверх дном и в таком состоянии остудите до комнатной температуры. Храните компот в темном прохладном месте.

Постный десерт из яблок

Ингредиенты:
Яблоки - 4

Чернослив или изюм - 50 г

Орехи - 30 -50 г

Мармелад - 30-50

Приготовление: Яблоки помыть и аккуратно очистить от сердцевины, оставляя целостность фрукта.

Орехи, чернослив и мармелад измельчить ножом до небольших кубиков.

Изюм залить кипятком на несколько минут, затем вынуть из воды и обсушить.

Смешать сухофрукты, орехи и мармелад, затем наполнить этой начинкой каждое яблоко.

Яблоки выложить в форму, аккуратно в нескольких местах проколоть кожицу каждого плода, налить на дно формы немного воды и поставить в разогретую до 150 градусов духовку на 20 минут.

Готовые яблоки вынуть из духовки, украсить несколькими дольками мармелада и подать к столу.

Каждый год 19 августа народ отмечает Яблочный спас. Это яркое летнее торжество, разбавляющее весельем суровый , проходит в несколько этапов.

В празднике сплелись церковные традиции и языческие верования, о которых мы расскажем ниже.

В древние времена существовали не только Ореховый, и Яблочный, но и другие Спасы, посвященные продуктам – грибам, ягодам, хлебу.

До наших дней сохранилось лишь трио главных августовских торжеств, возможно потому, что все они нашли свой церковный эквивалент.

Так, Яблочный спас совпадает с православным праздником Преображения Господня . В этот день люди традиционно несут в церковь садовые фрукты и овощи (а не только яблоки), чтобы их освятить.

Обычаи и приметы Яблочного спаса

Историки полагают, что имя древнему празднику дал языческий бог Спас (в других источниках – Вакха), которому трудолюбивые земледельцы посвящали свой обильный урожай (в основном, виноград, а там, где он не рос – яблоки).

До значимой даты плоды считались зелеными и незрелыми, поэтому употреблять их в пищу не рекомендовалось. Зато после 19 числа кушать яблочки можно было в любых количествах.

Люди верили, что съеденный в этот день фрукт наделит их здоровьем, долголетием и недюжинной красотой.

В IV веке торжество включили в христианский календарь, связав его название с фигурой Христа Спасителя и Преображением Господнем.

Праздник также именуют Спасом на горе, Вторым спасом или Днем первых плодов. Из августовской тройки он считается самым важным и значительным .

Описание праздника Яблочный спас

Современная суть праздника будет понятна из библейской истории о Преображении господнем. Перед самой смертью Иисус обратился к ученикам своим, поведав о грядущих страданиях во благо человечества.

На горе Фавор он собрал апостолов и во время молитвы преобразился перед ними. И увидели они, что одежды Христа в мгновение побелели, а лицо засияло.

До смены календаря на григорианский праздник отмечался 6 августа. В этот день в храмах проводится Божественная литургия, поется канон, а в финале освящаются яблоки и прочие плоды, собственноручно выращенные и принесенные прихожанами .

В Яблочный спас принято поминать всех, кто умер, а также относить освещенные плоды на могилки детей.

Считалось, что если родители до самого праздника не будут есть «дары лета», то их почивших малышей на небе ждут гостинцы от Девы Марии, в том числе золотые райские яблочки.

Яблочный спас: как отмечать и соблюдать традиции

Народ старался не лакомиться фруктами и овощами вплоть до Яблочного спаса (разрешены были только огурцы и ягоды).

Зато начиная с этой священной даты можно было «разговеться яблочком» и попотчевать организм другими свежими витаминами. Плоды по словам верующих обладали истинной магией и способствовали исполнению желаний.

Праздник также называли «Первые осенины» или «Встреча осени» . Торжество напрямую связано с проводами лета: считалось, что с 19 августа начинает холодать, и солнечный сезон уступает свои права осеннему ненастью.

Поэтому в этот светлый день пеклись пироги с ароматной начинкой, варились яблочные джемы и варенья, в полях устраивались веселые хороводы и пелись песни.

Приготовленной выпечкой и иными лакомствами было принято угощать прохожих, в особенности, нищих.

Была примета: чем больше в этот день благ отдашь бездомным и беднякам, тем лучше позаботится Господь о твоей почившей родне. Хозяева садов обязательно выставляли на дорогах тележки с фруктовыми угощениями.

Если вы еще раздумываете, как отметить и что приготовить на Яблочный спас, отдайте предпочтение самому популярному народному десерту – печеным яблокам с медом (можно с добавлением корицы).

Среди других ароматных лакомств – штрудели, блинчики, сытные каши, пирожки, сладкие компоты из фруктов и кисели («грушовники»).