Что умеет грудничок в 3 месяца. Третий месяц жизни ребенка

В 3 месяца малыш активно растет и развивается, овладевает новыми навыками и умениями, знакомится с окружающим миром. Ребенок уже узнает маму, папу и других близких людей, пытается приподняться на ручках, когда лежит на животе, радуется, заливаясь смехом, выражает недовольство громким плачем и капризами.

У 3 месячного малыша вырабатывается собственный распорядок дня и режим питания, он все меньше спит и больше бодрствует, теперь ему интересно не просто лежать, а трогать игрушки, общаться с мамой и разглядывать окружающую обстановку.

Развитие 3 месячного ребенка

За эти 4 недели ребенок достигает максимальной прибавки в весе и росте – примерно 900 г и 2-2,5 см. Практически каждый день малыш учится чему-то новому, и список его достижений растет постоянно.

Наиболее характерным для третьего месяца жизни ребенка является "комплекс оживления", когда он радуется, активно двигает руками и ногами при приближении к кроватке мамы. Этот комплекс свидетельствует о нормальном психофизическом развитии 3 месячного ребенка.

Когда малыш находится в вертикальном положении на руках у родителей, он уже вполне уверенно удерживает голову, а лежа на животе, старается немного приподнять плечи. Если поставить малыша на твердую поверхность, он хорошо упирается стопами.

Ребенку в 3 месяца уже недостаточно просто разглядывать игрушку, теперь он стремится с ней поиграть. У малыша просыпается познавательный интерес, он тренирует тактильные ощущения, укрепляет мелкие мышцы пальцев.

Режим 3 месячного ребенка меняется, он меньше спит и больше бодрствует, с ним уже можно побеседовать, так как он все сильнее интересуется звуками вокруг. Если малыш слышит звон колокольчика или телефонный звонок, он не просто ищет глазами источник звука, но и старается повернуть голову, чтобы понять, что это и откуда.

В конце 3 месяца жизни младенец должен уметь:

  • Поднимать голову на 45° лежа на животе;
  • Следить глазами за предметом, перемещаемым перед ним по дуге на расстоянии 15 см от лица.

Режим дня 3 месячного ребенка

Режим сна и бодрствования в этом возрасте, как правило, уже сформирован. Ночью малыш спит на протяжении 8-10 часов, изредка просыпаясь поразмяться. Не стоит вставать к ребенку при малейшем шорохе, тогда со временем он перестанет пробуждаться. Несмотря на то, что ночной сон достаточно длителен, кроха спит и днем. Всего в режиме 3 месячного ребенка 3-4 дневных сна по 1,5-2 часа.

Как правило, лучше всего младенец засыпает и спит на свежем воздухе. Гулять с малышом рекомендуется до трех раз в день, а общая продолжительность прогулки должна составлять примерно 6 часов. Рекомендуется гулять в любую погоду, за исключением дней, когда идет сильный дождь или на улице мороз ниже 10°С.

День малыша должен обязательно начинаться с утренних гигиенических процедур: мама умывает лицо и глазки, протирая их ватным диском, смоченным в чистой воде, по мере необходимости прочищает носик и ушки. В течение дня нужно подмывать младенца каждый раз, когда он сходит в туалет, используя воду с мылом, если он покакал.

В режиме дня 3 месячного ребенка особого внимания заслуживает сеанс вечернего купания перед отходом ко сну. Если малыш чрезмерно возбудим и долго не может успокоиться после ванны, его можно искупать в обед. Комфортная температура воды для младенца – 37-38°С, хорошо добавлять отвары трав, например, ромашки или череды.

Питание 3 месячного ребенка

Режим кормления трехмесячного малыша зависит от способа вскармливания. Детки на грудном вскармливании, как правило, кушают по требованию, то есть без каких-либо временных ограничений. По-другому обстоят дела с малышами-искусственниками. Их рекомендуется кормить 6 раз в сутки каждые 3,5 часа, делая перерыв в шесть часов ночью. Недоношенные и ослабленные дети требуют более частых кормлений – 7 раз каждые три часа.

Другие особенности питания 3 месячного ребенка строго индивидуальны. Например, для детей с плохим аппетитом или недостаточной прибавкой в весе устанавливается свой режим кормлений. Как только введен прикорм, они переводятся на питание каждые 4 часа пять раз в день, ночной перерыв составляет 8 часов.

Количество жидкости, необходимой малышу, определяется состоянием здоровья, характером вскармливания и климатическими условиями проживания. На 1 кг массы тела, как правило, требуется 100-120 мл жидкости. Если младенец испытывает чувство жажды, то дополнительно назначается от 50 до 200 мл в сутки. Воду малышу дают между кормлениями или во время ночных пробуждений по 1-2 чайной ложки.

Рациональное питание 3 месячного ребенка – это, прежде всего, материнское молоко. Последние исследования показали, что в первые 3-4 месяца малыша следует кормить исключительно грудным молоком. Ранний прикорм в виде соков и пюре может привести к аллергическим реакциям или нарушениям пищеварения.

Введение прикорма с 3,5 месяцев оправдано лишь в случае недостаточного прироста массы тела, при признаках рахита или анемии, а также тогда, когда малыш находится на искусственном или смешанном вскармливании.

Прикорм вводится осторожно, начиная с нескольких капель сока, разведенного в кипяченой воде или с чайной ложки фруктового пюре без сахара. В случае отсутствия аллергических и других реакций через 3-5 дней можно увеличить предлагаемый объем прикорма.

Начинать лучше с яблочного, а затем постепенно познакомить малыша с другими фруктовыми и овощными соками. Перед введением любого прикорма следует проконсультироваться с педиатром.

Развивающие занятия и игры для ребенка 3 месяцев

Игры и развивающие занятия просто необходимы малышу трех месяцев, ведь его навыки совершенствуются с каждым днем, формируются новые условные рефлексы, развиваются личностные особенности.

В развитии 3 месячного ребенка большую роль по-прежнему играют занятия на фокусировку взгляда. Необходимо стимулировать младенца фиксировать взгляд на разных предметах – неподвижных и движущихся. Например, можно предложить малышу понаблюдать за яркой игрушкой, перемещая ее в разные стороны.

Музыкальные игрушки, издающие различные звуки, также интересны крохе, ведь они развивают не только внимание и зрение ребенка, но и слух. Различные погремушки и колокольчики можно повесить на кроватку. Тогда малыш будет слышать их при движении, а со временем попытается схватить, что является хорошей профилактикой гипертонуса.

Тактильные ощущения для детей 3 месяцев также очень важны. Младенца можно познакомить с разными материалами и предметами, предложив ему различные по фактуре, форме и величине игрушки.

Любое желание младенца двигаться следует поощрять, ведь благодаря этому он со временем научится переворачиваться, ползать и сидеть. Малыша нужно мотивировать, привлекать его внимание, например, положив рядом яркую игрушку, которую он захочет рассмотреть и потянется поближе к ней.

В режиме 3 месячного ребенка должны быть не только сон и кормления, но и игры, и общение с мамой, ведь только таким образом младенец будет правильно и полноценно развиваться и быстрее освоит соответствующие возрасту навыки.

Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов

Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Игрушки для ребенка 3 месяцев

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев

В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Задача 5. Развитие слухового сосредоточения

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев

Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?

Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.

Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!

Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Ребенок в 3 месяца уже значительно отличается от новорожденного. Он значительно подрос, более осознанно смотрит на мир, улыбается и гулит. В течение первого года жизни ребенок очень быстро развивается. Почти каждый день появляются новые умения, чаще проявляется целый комплекс новаций в поведении и восприятии. В статье подробно рассмотрим, что умеет ребенок в 3 месяца, как развивать трехмесячного ребенка, на что стоит обратить внимание родителям во время развития (в конце данной статьи будет видео для закрепления материала).

Что умеет ребенок в 3 месяца и чему нужно научиться?

Развитие ребенка в 3 месяца проходит стремительно. Родителей на данном этапе волнуется вопрос, что должен уметь ребенок в 3 месяца, однако, не стоит забывать, что все дети развиваются по-разному и какие-то умения ребенок освоит в конце третьего месяца, другие же — позже.

  • Кисти рук немного закрыты, пальцы рук согнуты незначительно. Ребенок в 3 месяца активно рассматривает свои руки, особенно увлекает его сжатие и разжатие пальчиков и наблюдение за этими процессами. Он понимает, что это именно его рука и управляет ей он сам.
  • Ребенок в 3 месяца умеет поднимать голову под углом 30-40 градусов и удерживать ее на протяжении 10-30 секунд. Не стоит забывать, что у крохи еще мышцы шеи не окрепли и ему еще нужна перестраховка родителей. Ребенок в 3 месяца отлично контролирует движение своей головки. У крохи лучше получается удерживать и крутить головкой в вертикальном положении.
  • Ребенок в 3 месяца, прикасаясь к различным предметам, учится отличать мягкие и твердые материалы. Если мама дает ребенку игрушку, он пытается брать её рукой. Ему очень нравиться трогать и хватать разные предметы, стоит позаботиться о безопасности и использовать для игр безвредные погремушки. Желание все потрогать говорит о развитии тактильных ощущений и познавательного интереса. В тоже время укрепляются пальчики.
  • Ребенок на 3 месяце развития может попытаться попробовать игрушки на вкус или просто подносить предметы к лицу. Кроме того, все, что попадает к нему в рот, он сразу же принимается сосать, будь то пальчик или край пеленки, одежка. Но есть разница между едой и просто сосанием и он хорошо это отличает. Можно пронаблюдать, когда младенец не голоден, он может сосать пустышку, в противном случае он просто ее выплевывает и требует грудь.
  • Совершенствуются зрение и слух. Услышав звук погремушки или колокольчика, малыш повернет голову к источнику звука, захочет посмотреть на него. При незнакомых звуках ребенок сначала замирает, прислушивается, а потом начинает активно двигать ножками и ручками. Младенец хорошо может отличать звуки, звонок телефона, шорохи, шелест.
  • Ребенок в 3 месяца жизни смеется осознанно и, тем самым, приносит радость маме и всем родным.
  • Наблюдает за предметами, которые движутся вблизи от него. Поворачивает головку в направлении движения игрушки или родителей.
  • У младенца развиваются речевые навыки на ряду с пополнением словарного запаса. Малыш уже активно начинает гулить, звать маму, используя различные звуки. Лексикон крохи еще невелик, однако, звуки: «Л», Б», «П», «Ф», «М» ребенок начинает задействовать во время взаимодействия с предметами и людьми.
  • В этом возрасте малыш начинает распознавать родителей, узнает маму и папу.
  • Меняется способ сосания, ребенок в 3 месяца умеет уже крутить головкой в поисках груди, а затем захватывать её губами.
  • В положении на спине ребенок может делать попытки перевернуться с бока на бок, ножки в этот момент будут подгибаться. Однако, это лишь попытки. Как правило, детки начинают переворачиваться с 4-го месяца.
  • Малыш может делать попытки ползанья, но для данных движений ребенку понадобится больше сил.

Многие родители подумают, что это обязательный список, что должен уметь ребенок в 3 месяца своей жизни, однако это не так. Некоторые умения трехмесячный ребенок может освоить чуть позже. В этом нет ничего страшного, все детки индивидуальны.

На что нужно обратить внимание?

Данный список умений ребенка в 3 месяца, которые малыш не освоил к концу этого периода, должны насторожить родителей.:

  1. К концу 3-го месяца малыш не может поднять головку выше, чем на 5 см.
  2. Не может держать голову в вертикальном положении
  3. Ребенок в 3 месяца не может приподняться лежа на спине
  4. Если ребенок не тянется рукой к игрушке, которую дает ему мама
  5. Если на источник звука реагирует плохо или не реагирует вообще
  6. Отсутствие улыбки на лице

Этот перечень, является тем минимумом, что должен уметь ребенок в 3 месяца. При обнаружении какого-либо из пунктов, обратитесь за консультацией к педиатру.

Как развивать ребенка в 3 месяца

Чтобы развитие ребенка в 3 месяца было продуктивным и многие умения были достигнуты, существует ряд физических и обучающих упражнений, которые помогут преуспеть малышу в развитии.

  1. Упражнение «осваиваем перевороты». Как правило, развитие ребенка в 3 месяца не позволяет делать полноценные перевороты, но уже можно постепенно в конце этого месяца делать подготовку. Исходное положение: ребенок лежит на спине. Вы поднимаете правую ножку (можете также поднять правую ручку) и легонечко тянуть правую ножку к левой ножке. Положение ребеночка должно меняться и постепенно потянув за правую ножку вы должны перевернуть ребеночка на бочок. Опять таки, если упражнение дается сложно, то можно брать и за правую ручку и за ножку одновременно. Тоже самое можно проделать, взяв малыша за левую ножку.
  2. Играйте с ребеночком игрушками недолго, 10-15 минут будет достаточно. Если ребенок устал, дайте ему спокойствие и отдых.
  3. Как было уже сказано в статье, у ребенка в 3 месяца стремительно происходит процесс развития речевого аппарата, поэтому важно петь песни, рассказывать стишки в момент игрового процесса, купания, перед сном. Заметьте, что все слова, которые вы произносите должны быть четкими. Малыш не поймет смысл слов, но звуки, которые вы будете произносить, станут хорошим укреплением фундаментального развития речи.
  4. Развитие мелкой моторики для малыша в 3 месяца это также не менее важный этап. Следует проводить массаж в виде поглаживаний стоп и ладошек, пальчиков. Прощупываем фактуры конечностей.
  5. Показывайте яркие картинки вашему ребенку и проговаривайте детали, которые размещены на картинке. Не забывайте о четкой речи.
  6. В борьбе с недугами и болезнями, родители прибегают к закаливанию. В разумных приделах без фанатизма можно немножко понижать температуру во время купания. Еще одним хорошим способом является грудничковое плаванье.
  7. Упражнения, связанные с улучшением координации движений, благоприятно влияют на развитие ребенка в 3 месяца. Для этого нужно положить ребеночка на живот и на расстоянии в 10-15 сантиметров положить игрушку от него. Чтобы завлечь внимание, вы можете потарахтеть игрушкой, но не давать в ручку. Ребенок будет слышать звук и пытаться узнать, что же это за интересное звучание. У младенца появится интерес и он захочет «познакомиться» с предметом и начнет тянуться к нему. Это упражнение поможет в дальнейшем развить мышцы и поползти, однако развитие ребенка в 3 месяца не предполагает этого.
  8. Пищащие игрушки можно укрепить на кроватке, между прутьями. Малышу очень понравиться задевать их ножками или ручками, что бы услышать звук.
  9. Для развития тактильных ощущений в ручку надо вкладывать различные ткани, они могут быть шуршащими или мягкими. Бархат, вельвет, мешковину можно скрепить и развесить на разной высоте, чередуя твердые и мягкие предметы.
  10. Для развития зрения на ручки и ножки можно надеть цветные манжеты или носочки. Сначала на ручки, потом на ножки, а потом на все конечности.

Теперь вы знаете, как развивать ребенка в 3 месяца. Эти простые упражнения помогут освоиться на данном этапе развития и улучшить способности малыша.

Важны физические упражнения, укрепление ножек и ручек малыша. Можно проделывать упражнение «велосипед», он сам начнет толкать руки взрослого. Слегка подтягивайте его за ручки, голова не должна запрокидываться, если все же не держится еще, то со временем шея окрепнет.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Ребенок все активнее начинает реагировать на окружающий мир. У ребенка в 3 месяца совершенствуется обоняние, он хорошо отличает родителей не только по голосу, но и по запаху.

Трехмесячный малыш активно проявляет свои чувства, он может плакать и кричать в знак протеста на дискомфорт или неудобства. Активно улыбаться и гулить, когда он доволен. Плакать он может из-за:

  1. боли и дискомфорта;
  2. испуга;
  3. голода;
  4. неудобства;
  5. желания спать.

Все детки любят быть на руках, особенно у мамы. Ребенок в 3 месяца уже понимают, что на руках у мамы ему тепло и удобно. Младенец всегда ожидает контакта, сам пытается отвечать на прикосновения, протягивает ручки. Все дети любят, когда с ними ласково беседуют или играют. С самого раннего возраста важно правильное психологическое развитие, а для этого надо обеспечить постоянный контакт с младенцем.

Проявление любви родителей повлияет на дальнейшее психологическое развитие ребенка в 3 месяца. В этот момент ему так важно чувствовать любовь родителей.

Питание ребёнка в 3 месяца

За одно кормление ребенок должен получить до 150 граммов, не менее 130 граммов. В сутки это примерно 1/6 веса. Лучшим питанием остается грудное молоко. При его недостатке нужно стараться сохранить хотя бы часть кормлений именно грудным молоком. Сколько бы не было его, вначале надо приложить ребенка к груди, а только потом докормить из бутылки. Чтобы понять, сколько он смог высосать, надо взвесить его до и после кормления. При необходимости можно использовать адаптированную детскую смесь. Как правильно ее приготовить написано на коробке. Обязательно надо следовать инструкции.

Уход за ребенком в 3 месяца

Вы уже знаете, что умеет ребенок в 3 месяца и каким должно быть питание, пришло время затронуть вопрос об уходе за младенцем.

К 3 месяцам у ребенка должен наладиться регулярный однородный стул. Важно проследить за этим. При запорах, которые продолжаются по нескольку дней надо обратить внимание на питание мамы при кормлении грудью. В случае если стул редкий, но мягкий и однородный волноваться не стоит, это говорит об отличном усвоении грудного молока.

Ребенок всегда должен быть чистый и сухой. Купать его можно каждый день, а менять подгузник следует не реже чем через 3 часа или меньше при необходимости.

Кожа по-прежнему требует особого ухода, ежедневно надо использовать детский крем или молочко после купания и сна. Крохотные ноготки растут очень быстро, и подстригать их требуется очень часто. В противном случае он может поцарапать себе личико. Надо научиться правильно подстригать ногти, чтобы они не врастали в кожу.

Для трехмесячного ребенка в некоторых случаях характерно появление ярких красных пятен, которые потом могут покрыться тонкой сухой коркой. Они могут зудеть или даже болеть. Это явление назвали молочными корками (молочный струп) — это сигнал о неправильном обмене веществ, экссудативном диатезе.

На третьем месяце может появиться . Стоит знать его признаки:

  • Младенец становится беспокойным, сильно пугается резких звуков.
  • Появляется потливость. Капельки пота могут быть при кормлении, а ночью голова настолько мокрая, что остаются следы на простынке или подушке.
  • Из-за выпадения волосиков на затылке ребенок старается потереться ею.
  • Наблюдается и резкий запах в моче из-за увеличения количества аммиака.

Многие родители пренебрегают массажем и зарядкой. Обязательно стоит начать выполнять упражнения. Их длительность может быть уже до 25 минут в день. Но делать массаж надо только тогда, когда ребенок в хорошем настроении, не капризничает и не голоден.

Спать трехмесячный ребенок должен столько же как и раньше. Разница в том, что он начинает ощущать время суток. Многие малыши могут спать всю ночь от вечернего до утреннего кормления. Трехмесячный ребенок может просыпаться, если ему требуется «перекус» ночью.

В этой статье:

Новорожденный, которому уже исполнилось два месяца — это уже далеко не беспомощное существо. Теперь тело его окрепло, личико приобретает осмысленное выражение, а реакции на окружающий мир изменяются. Быстрое развитие будет происходить весь первый год жизни, и разница между двух и трехмесячным ребенком значительна.

Психическое развитие

Третий месяц жизни новорожденного знаменуется тем, что он начинает узнавать голос матери, различать предметы и слышать запахи. Потому реакции маленького ребенка уже приобретают смысл: он плачет, когда ему плохо и улыбается, смеется – когда хорошо, но если что-то малышу не нравится, то он начинает резко громко кричать.

Теперь и общение с родителями и бабушками – дедушками становится двусторонним: на слова взрослых новорожденный отвечает своими словами, но пока еще агуканьем. Ребенок начинает понимать, что комфортнее всего ему находится на руках у родственников, потому может начать требовать этого все чаще и чаще.

В три месяца новорожденный любит слушать музыку, потому рекомендуется повесить над кроваткой музыкальную игрушку, которая будет крутиться, чтобы ребенок мог устанавливать взаимосвязь между тем, что слышит и что видит.

Меняется и характер плача и родители теперь могут определить, что беспокоит их малыша:

  • голодный плач начинается с громкого всхлипа и быстро перерастает в громкий крик;
  • если ребенок трет глазки и вертит головой, при этом плач его с капризными нотками, то он просто хочет спать;
  • плач от боли начинается резко, он непрерывный и пронзительный;
  • если у ребеночка повышено внутричерепное давление, то он может монотонно и регулярно плакать по вечерам, что должно заставить родителей обратиться к врачу.

Физическое развитие

Происходит развитие 3 месячного ребенка в физическом плане скачкообразно. Можно ежедневно замечать, как крепнут его ручки ножки. Малыш уже самостоятельно переворачивается со спинки на бочок и держится в этом положении. Делает он и попытки сидеть, но при этом его нужно немного придерживать за попу.

Теперь ребенок поворачивает голову, следя за мамой глазами, делает попытки схватить игрушку, а лежа на животе вместе с головкой поднимает и плечи. Если придерживать ребенка за подмышки, то он уже способен опираться на ножки, что обычно ему нравится делать. Но использовать этот прием как постоянное упражнение не желательно, так как двигательный аппарат далеко не готов к таким нагрузкам.

В этом возрасте новорожденный играет со своими ручками, тянется к погремушкам, подносит предметы ко рту и личику, учится хлопать в ладоши.

Основные игры новорожденного ребенка в 3 месяца :

  1. «Перекличка» с мамой, то есть родители говорят с ребенком и ждут от него ответа. Ласковые слова мама произносит медленно и четко, таким образом, маленький человечек вслушивается в ее речь. Слова произносятся плавно, можно использовать для этого потешки и песенки. Монолог мамы продолжается около минуты – полторы, а затем малыш должен издать ответные слова – звуки. При этом лучше приговаривать слова со многими тянущимися гласными, так новорожденному будет легче их понять и попытаться повторить.
  2. Упражнение, которое развивает хватательный рефлекс и учит удерживать предметы. В качестве игрушки нужно использовать яркую шумящую погремушку, которая будет потихоньку перемещаться около ребенка, то приближаясь к нему, то отдаляясь на столько, чтобы он захотел ее схватить. Когда это получится хотя бы раз, малыш уже с удовольствием и усиленной энергией будет пытаться это сделать снова и снова.
  3. Разговор с мамой начинается с проговаривания ему еще одной песенки или стишка, причем все слова и звуки проговариваются очень выразительно, с разными необходимыми интонациями, побуждая ребенка повторять за мамой движение губами. Так он учится координировать движение губ и произносить звуки.

Режим дня и прогулки

Когда исполняется ребеночку 3 месяца, он все меньше спит и много и активно бодрствует. Потому к гимнастике, массажу и плаванию в ванной рекомендуется понемногу добавлять еще и закаливание при помощи воздушных ванн.

По – прежнему необходимо соблюдать режим 3 месячного ребенка. Ночной сон должен занимать 8-10 часов, возможно, с периодическими просыпаниями на еду. Приэтом в течение дня малыш может спать еще несколько раз по 1,5 – 2 часа.

Желательно на этот период выходить с ним на свежий воздух, что и ребенку и маме полезно. К тому же прогулки должны занимать в день не менее 6 часов, в любую погоду, за исключением сильного дождя и крепкого мороза.

Утро малыша начинается с умывания, а при потребности с очищения ушек и носика. Обязательны гигиенические процедуры в течение для после туалета. Но, основное купание – ежевечернее, которое приносит массу удовольствия и 3 месячному младенцу, и его родителям. В ванночку можно добавлять отвар ромашки или череды.

Питание

Основной продукт питания новорожденного в трехмесячном возрасте остается грудное молоко, а вот разнообразные прикормы добавлять не следует. Приемов пищи за день у малыша должно быть не менее 6 с примерным перерывом в 3, 5 часа.

Если материнского молока не хватает, то после консультации с педиатром, можно добавлять детские смеси, но все же лучше пытаться повысить лактацию всеми доступными средствами. Конечно, детские смеси производятся в соответствии со всеми ГОСТами, но они дольше усваиваются организмом и способны вызывать аллергические реакции.

Учитывая развитие ребенка 3 месяца жизни, необходимо помнить, что он уже подрос, научился переворачиваться и освоил хватательный рефлекс, потому все окружающее его пространство необходимо освободить от различных ненужных ребенку предметов.

Каждая игрушка теперь будет пробоваться на вкус, поэтому все, что может попасть к маленькому человечку в руки, а после и в рот, обязательно моется теплой водой с мылом и тщательно ополаскивается.

Ребенок в три месяца уже интересуется окружающим миром и родители должны помочь ему в этом. Также нужно следить, чтобы нервная система малыша не перегружалась, потому капризы и плач не должны быть составляющей жизни ребенка, родители всегда могут взять свое дитя на руки, прижать его к себе, покачать и успокоить.

Полезное видео о развитии ребенка в 3 месяца

Лежа на животе трехмесячный ребенок опирается на ладошки и приподнимает уже не только голову, но и верхнюю часть туловища. В таком положении намного удобнее рассматривать окружающую обстановку. Трехмесячного малыша нельзя оставлять без присмотра ни на минуту, ведь он стал таким шустрым!

Рост и вес ребенка 3 месяцев

К концу третьего месяца ребенок набирает от 800 до 900 г. Вырасти он может примерно на 2,5 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 3 месяца

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 3 месяца:

Узнавать игрушки, которые мама прячет на несколько дней, а потом показывает;

Активно двигать руками и ногами, рассматривая их;

Почти выпрямлять руки;

Узнавать близких людей и просто знакомых;

Удерживать в кулачке погремушку и играть ею;

Опираться на всю стопу, когда папа поддерживает подмышки.

Развитие ребенка в 3 месяца

Игрушки для ребенка трех месяцев

Главная роль в развитии ребенка в три месяца принадлежит игрушкам. Хорошо, если они разные - по фактуре, цвету, назначению, например, звенящие погремушки и матерчатые куколки, которые удобно держать в руке. Во время бодрствования ребенок все активнее двигается, он уже может познакомиться с подвесными игрушками и мобилем.

Совсем скоро он будет тянуться к погремушке осознанно.

Зрение ребенка 3 месяцев

С этого месяца зрение ребенка изменилось - он начал видеть предметы почти так, как взрослый. Если раньше он воспринимал мир каждым глазом отдельно, то сейчас его зрение становится бинокулярным. Малыш уже может рассматривать предметы с близкого расстояния: он хорошо фокусирует взгляд и видит детали предметов. Кроме того, ребенок знает, что игрушка не исчезает совсем, а только прячется. Покажите малышу игрушку и спрячьте его за спину. Ребенок понял, что игрушка временно пропала из поля зрения. Он вытянет шею и будет ждать, когда же игрушка появится снова.

Слух ребенка в 3 месяца

Слух маленького человека тоже становится острее. Поэтому надо использовать любые способы для его развития. С трехмесячного возраста специалисты рекомендуют включать ребенку разную музыку: быструю и медленную, тихую и в меру громкую. Чтобы ему было еще интереснее, хлопайте в ладоши в такт мелодии. Читайте ребенку детские стихи - их четкий ритм положительно влияет на развитие слуха, пойте песенки. Повесьте крохе на руку колокольчик и научите его сознательно звонить им. Благодаря этому упражнению ребенок знакомится со своим телом и тренирует слух. Ребенок ищет источники звука, поворачивая голову в его сторону. У него уже появляются «любимые» и «нелюбимые» звуки. Например, малыш с удовольствием прислушивается к своему гулению, которое с каждым днем становится все разнообразнее.

Здоровье ребенка в три месяца: витамин Д, прививки, плановый осмотр

Чтобы рос ребенок здоровым, не забывайте о ежемесячных плановых посещениях участкового педиатра. В три месяца у вас следующий план:

Сдайте анализы. Перед прививкой врач проверит мочу и кровь. Запасы железа в организме ребенка, накопленные еще до рождения, истощились, поэтому нужно следить за уровнем гемоглобина.

Сделайте ребенку комбинированную от дифтерии, столбняка и коклюша (АКДС), а также от полиомиелита и гепатита В.

Обеспечьте профилактику рахита у детей с помощью витамина D. Если вы заметили у ребенка признаки рахита: ребенок стал больше потеть, у него появилась залысина на затылке, повысилась возбудимость, то, скорее всего, дело именно в нехватке витамина Д. Это распространенное явление на третьем - четвертом месяце жизни. Скажите об этом педиатру, он подберет препарат для лечения рахита у ребенка и определит дозу и длительность приема.

Психология детей 3 месяцев: почему ребенок плачет

Психологи установили интересный факт: оказывается, существует взаимосвязь между тем, понимает ли мама причину плача ребенка, и его интеллектуальным развитием после года. Конечно, в первые два месяца жизни ребенок плачет часто, и разобраться в причинах непросто. Но немного практики - и у вас все получится. К третьему месяцу вы уже научились понимать, что именно хочет «сказать» вам ребенок. Ведь плач - это в первую очередь способ общения. Как же еще малыш может объяснить, что он проголодался или что ему надоело смотреть на розового слона?

Если внимательно наблюдать за настроением ребенка, легко уловить различные оттенки его плача. Он может выражать просьбу, протест, испуг. «Голодный» плач слышится приблизительно каждые 3 часа. По первому звуку понятно, что ребенок настойчиво требует молока. А вот на мокрые подгузники малыш пока может не обращать внимания. Поэтому мама сама следит за этим.

Ребенок 3 месяцев часто плачет, когда хочет спать. Его глаза закрываются, а он изо всех сил этому сопротивляется. Такая дилемма нарушает его душевное равновесие, и… малыш начинает плакать. Его голосок в это время звучит очень обиженно. Крик ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. Он спокойнее себя чувствует, если наверняка знает, что его услышат и помогут. Не забывайте, что у каждого ребенка свои оттенки плача. У вашего малютки они особенные. И если в ответ на мамины действия он успокаивается, значит, вы хорошо понимаете друг друга.

Упражнения для детей трех месяцев

1. Ходьба

В упражнениях для новорожденных детей активно используются рефлексы. Одно из них - врожденное «умение» ходить. Возьмите ребенка подмышки и держите в вертикальном положении, чтобы он чуть прикасался ступнями к поверхности. Кроха рефлекторно сделает пару шагов. Если же у него не возникнет желания «пройтись», слегка наклоните верхнюю часть туловища вперед, и он наверняка шагнет. Только не переусердствуйте: помните, что мышцы и кости у ребенка еще очень слабые.

2. Разведение бедер

Положите ребенка на спинку и согните его ноги в коленях. Поддерживая за область коленных суставов, полукруговым движением осторожно разведите бедра в стороны.

3. Ползание

Положите ребенка на живот, разведите колени в стороны и согните ножки. Дайте малышу упереться стопами в ваши ладони. Ребенок оттолкнется от них и чуть-чуть проползет.

Что делать, если:

- у ребенка появилась сыпь

В большинстве случаев высыпания на коже ребенка это потница, опрелости или аллергия. С высыпаниями у детей легко справиться: чаще меняйте подгузники, устраивайте ребенку воздушные ванны, исключите аллерген. Но если на коже ребенка появились гнойнички, есть повод вызвать врача.

Гнойничковые заболевания кожи обычно провоцируются стрептококками и стафилококками. У новорожденных эти возбудители вызывают пузырчатку. Появлению сыпи у ребенка способствует недостаточно тщательный уход за кожей младенца. Также источником инфицирования может быть ухаживающий за ребенком человек с гнойничковыми заболеваниями.

Симптомы пузырчатки: на шее новорожденного, в подмышечных впадинах, на животе и в паховой области появляются маленькие пузырьки, наполненные серозно-гнойным содержимым; оболочка пузырей очень тонкая и легко прорывается, из них вытекает инфицированная жидкость, которая заражает соседние участки кожи. Болезнь обычно протекает с температурой, но при лечении длится 6-8 суток и заканчивается выздоровлением.

Так как заболевание очень заразно, оно может быстро распространяться в родильных домах. Поэтому как только вы принесете ребенка домой, осмотрите внимательно его кожные покровы. И если заметите что-то похожее на пузырьки, то сразу же скажите об этом лечащему врачу. Помните, что лучший способ избежать заболевания - это его профилактика. Следите за состоянием кожи младенца, а также за своим здоровьем, и высыпаний на коже у ребенка не будет.

- у ребенка 3 месяцев судороги, дрожь в ручках и ножках

Нервная система ребенка еще только развивается, иногда она не поспевает за семимильными шагами, которые делает ваш ребенок на пути своего развития.

Если вы заметили, что ваш ребенок пытается перевернуться, потягивается и при этом у него возникает дрожь в конечностях, то, скорее всего, это не опасно. Скоро движения ребенка станут более четкими, скоординированными, дрожь исчезнет. Однако всегда говорите с вашим педиатром о том, что вас тревожит дрожь у ребенка.