Детская агрессия в 6 лет. Как отучить ребенка драться: мнения психологов

Детская агрессия - явление вполне закономерное и естественное. Американский психолог Паренс считает, что принципиально невраждебная форма поведения обнаруживается уже со второго месяца жизни ребёнка. Ребёнок ведёт себя агрессивно, чтобы самоутвердиться или совершенствовать свой опыт. Такой тип агрессии является важной мотивировкой для самоутверждения и побуждает к необходимой конкуренции в мире, что изначально не является деструктивным.

Годовалый малыш может в сердцах ударить по ложке каши, которую ему не хочется есть. А полуторагодовалый - шлёпнуть по лицу мать, если та настаивает на прогулке, а малыш увлечённо возится на ковре с машинкой. И в данном случае надо уметь уже изначально правильно отреагировать на первые вспышки агрессии, гнева и насилия со стороны ребёнка. Если во время не пресечь попытки деструктивной агрессии, то практически в 100 % случаев родители этим создают дополнительные проблемы, как себе, так и ребёнку.

Часто родителям кажется, что учить сдерживать эмоции трехлетнего карапуза бессмысленно. Это - более чем странная позиция, так как основы поведения в обществе должны закладываться изначально, а не спускаться с неба накануне школы. Недаром на Руси говорили, что «учить надо, пока поперёк лавки лежит, а как вдоль вытянулся - уже поздно».

Дети-агрессоры, как правило, оказываются изгоями в детском саду, а потом - и в младших классах. В поисках общения они либо начинают навязывать дружбы силой (а такие взаимоотношения изначально непрочны, так как основаны на страхе) или же объединяются с детьми с аналогичным темпераментом и эмоциональным миром, что приводит к асоциальному поведению. Ведь для того, чтобы иметь авторитет в такой компании, нужно постоянно доказывать, что ты - сильнее и безрассуднее остальных.

Непонятно почему многих мамочек умиляет, когда двухлетний малыш в попытке самоутверждения лупит маму кулачками по рукам и ногам. Они считают, что с возрастом такое поведение само собой нейтрализуется. Но само собой никогда ничего не происходит. Усвоив в детстве опыт, что маму можно бить, ребёнок переносит эту модель на девочек-одноклассниц, на подругу, позже - на жену и детей.

Причины детской агрессивности условно можно подразделить на несколько групп:

- причиной выступает модель деструктивного поведения родителей.
- причиной выступает стрессовая ситуация
- причиной выступает неправильная реакция родителей на проявления деструктивной агрессии или неправильное отношения родителей к ребёнку.
- причиной выступает психопатологические и неврологические отклонения в формировании мозга и психики.
Итак, если вы решили бороться с агрессией ребёнка, обратите, прежде всего, внимание на собственное поведение и поведение домочадцев. Ведь первая причина агрессии у детей лежит в природе социализации, когда ребёнок копирует поведение взрослых. Агрессивность в данном случае - это не свойство психики ребёнка, а перенятая у взрослых модель поведения. Как лично вы справляетесь с собственной агрессией? Как ребёнок узнаёт, что вы разозлились или расстроились? Если он часто наблюдает, как мама проявляет своё отношение к чему-либо, хлопая дверью или бросая в стену тапочки - то он будет считать агрессивную модель поведения нормой. Если папа бьёт маму, а мама считает само собой разумеющимся за любой проступок шлёпать ребёнка - то вам нужно сначала научиться справляться с собственной агрессией, нормализовать обстановку в семье.

Дайте ребёнку понять, что все имеют право на плохие эмоции, но для выражения злости нельзя бросаться на человека с кулаками. Научите ребёнка проявлять своё недовольство словами. Когда ребёнок близок к тому, чтобы разозлиться, скажите ему: я вижу, что ты сейчас расстроен и зол. Давай разберёмся, что ты чувствуешь и почему. Как правило, негатив, облечённый в форму слов, снимает напряжение. Если часто повторять такое упражнение, то постепенно для ребёнка станет нормой словесное выражение отрицательных эмоций.

Часто родители говорят: он не понимает слова, а всыпишь, как следует, становится как шёлковый. Странно, что в 21 веке приходится пояснять взрослым образованным людям, что физическое наказание порочно по своей природе. Давайте признаемся, что шлёпают ребёнка не для воспитательных целей, а потому что взрослый умный человек не смог справиться с всплеском эмоций. Разве мало способов ненасильственного решения проблем? Метод конкуренции, переключения внимания, метод естественных последствий, лишения его каких-то привилегий (прогулки, просмотра мультфильма), метод тайм-аута или «стула наказания», метод традиционного общения и пояснения, в конце концов. Если же вы чаще всего в ответ на непослушание шлёпаете ребёнка, то этим вы подписываетесь с том, что не смогли найти слов, чтобы объяснить ребёнку, как надо правильно поступать.

История криминалистической психиатрии свидетельствует, что среди убийц и маньяков, отличавшихся особой жестокостью, 97% выросли в семьях, где нормой было именно физическое наказание. Именно поэтому эти люди подсознательно считали, что физическая форма воздействия на неугодных людей (вплоть до убийства) является нормальной.

Не стоит утрировать, что от малейшего физического наказания у ребёнка нарушится психика, это не так. Нет ничего особенного, если раз в два месяца вы не смогли сдержаться и легко шлёпнули по попе ребёнка. Страшно, когда битьё становится нормой воспитания. Так закрепляется, что сильный имеет право лупить слабого.

Научитесь сами выражать свои эмоции не пинками и шлепками. Научитесь сами вслух говорить: «я недовольна твоим поведением, ты очень меня разозлил непослушанием, я просто вне себя от гнева. Поэтому, скорее всего, мне не захочется вечером читать тебе сказку». Кстати, отмечено, что для агрессивных людей выразить своё отношение в словах очень сложно, особенно в разговоре с детьми.

Но часто родители не видят, что показывают детям модель агрессивного поведения. Мол, мы же не бьём ребёнка, не бьём друг друга. Почему это, наше поведение считается агрессивным? Понятие агрессии гораздо шире, чем представляется изначально. Вот, например, бегает по улице с палкой двухлетний малыш - он гоняет голубей, а бабушка благосклонно смотрит на это. Почему? Потому что все равно не догонит? А если в следующий раз ребёнок так побежит на бабушку?

Если на этапе раннего развития, до 2-2,5 лет агрессивное поведение детей не пресечь и не переключить внимание к иным способам проявления своей уникальности, то агрессивная модель переходит в область осознанной реакции. Это и есть третья причина детской агрессивности.

Родители могут «запустить» механизм агрессивности ребёнка, постоянно принижая его. Если ребёнок подвергается в семье систематическим унижениям, то в стремлении к преодолению чувства собственной неполноценности, он рано или поздно попытается любыми путями доказать взрослым, что достоин иного. Через агрессию прольётся желание продемонстрировать, что его положение с системе социерархии выше, что он достоин иного отношения, большей степени доверия либо самостоятельности. Агрессия подобного рода похожа на извержение вулкана: она тихо клокочет в глубине детской души, а потом от какого-то небольшого толчка лавинообразно прорывается. Такая агрессия свойственна детям, которые долгое время пребывали в авторитарном обществе, где их мнение не учитывалось.

Бывает, что в семье ребёнка нет агрессивных родственников, но малыш при этом становится настоящим деспотом. Наиболее частая причина такой «непонятной» агрессии - это «грозовая» атмосфера в доме. Например, когда родители находятся в ссоре и практически не общаются. Или когда в гости приезжает свекровь, у которой натянутые отношения с мамой ребёнка. Хотя очевидного проявления негативных эмоций в семье нет, дети, как радары, чувствуют напряжённость между родственниками и разряжают её собственным деструктивным поведением.

Стрессовая ситуация часто провоцирует агрессию детей. Например, причиной агрессии может послужить резкая разница в воспитательных мерах. Так после воскресных посещений бабушки и дедушки трёхлетняя Алиса всегда становилась капризной и раздражительной. Причиной этого была, как ни странно, большая любовь бабушки и дедушки. Родители воспитывали дочку более строго, а у деда и бабы девочке позволялось то, что было категорически нельзя дома: она смотрела часами мультики, ела много шоколада, ложилась спать, когда хотела, получала бесконечные подарки и т.д. Дома девочка начинала неделю с того, что перестраивалась с вольготного житья у бабушки. А недовольство выражалось в виде вспышек агрессии.

У большого количества детей вспышки агрессии совпадают с началом посещения детского сада или школы. Мама первоклассника Дениса жалуется:

Он у нас был всегда милым домашним мальчиком, не скандалил, никаких проблем не было. В садик не ходили, нам были не нужны эти инфекции и уравниловка. А вот пошли в школу - как подменили! Учительница жалуется: скандалит, постоянно противоречит, не слушает, на переменах дерётся. А недавно сильно побил из-за какого-то пустяка одноклассницу, которая на голову его ниже!

В домашней обстановке ребёнок - царь и Бог, ему могут пойти на уступки и пожалеть. В школе ребёнок перестаёт быть центром маленького мирка. И это задевает, особенно если преуспеть в знаниях не удаётся. Если не удаётся достичь уважения умственными достижениями, то остаётся только один способ самоутверждения: с помощью кулаков заставить с собой считаться.

Здесь агрессия используется как механизм самозащиты, когда ребёнок видит реальную угрозу в свой адрес. Отметим, что такая реакция свойственна для неуверенных детей с несколько заниженной самооценкой, так как для них агрессия подменяет собой смелость. Как правило, через повышенную форму агрессии выражаются дети, недополучившие в раннем детстве материнской ласки или не чувствующие за своей спиной реальную помощь со стороны взрослых.

Психологи настоятельно рекомендуют, даже если есть возможность не водить ребёнка в детский сад, обязательно отдать его туда хотя бы полгода до школы. Опыт социализации должен быть приобретён ещё до школы, причём посещения спортивной секции или двухчасовых занятий в развивающем клубе - недостаточно. Нужны полноценные игры в среде сверстников под присмотром взрослых, тогда у ребёнка есть возможность приобрести опыт выяснения отношений в различных комбинациях.

Часто малыш становится агрессором, если происходит в семье что-то непонятное для него, на что ребёнок не может повлиять или просто не знает, как реагировать. Например, рождается второй ребёнок. Обычно уже 2-хлетка отлично понимает, что причина изменений в семье - это появление новорожденного. К сожалению, мне приходилось сталкиваться со случаями невиданной агрессии в сторону младенца со стороны старшего ребёнка: старшие дети били малыша по голове игрушками, скидывали на пол с дивана, пытались ударить лыжной палкой…Увы, был и ужасающий случай, когда шестилетняя девочка выбросила новорожденного братика из окна. Бороться с такого рода агрессией очень тяжело, её необходимо гасить ещё до явного проявления.

У вас не возникнет сильных проблем с ревностью, если вы заранее расскажите старшенькому, как хорошо, когда в семье есть много детишек. Хорошо, если вы покажите ребёнку картинки с малышами, сходите вместе покупать какие-то вещи, привлечёте ребёнка к выбору имени для «лялечки» или установке малышковой кроватки. Если же новый малыш сваливается на старшего ребёнка как снег на голову, то старший ребёнок обязательно начинает борьбу за внимание мамы.

Зачастую, выяснить, не является ли причиной агрессии стрессовая ситуация, в состоянии только специалист. И, конечно, только специалист поможет, если у ребёнка специфические отклонения в психике.

Признайте, что ваш ребёнок - полноправный член семьи. И его мнение надо учитывать при любых масштабных переменах.

Что же делать маме на начальном моменте борьбы с детской агрессивностью, как реагировать на вспышки ярости?

Если ребёнок поднимает на вас руку, перехватите её и строго скажите, глядя прямо в глаза: «мне очень не нравится, когда меня бьют, поэтому я никому не разрешаю так со мной поступать и тебе тоже не разрешу». Не факт, что ребёнок поймёт это с первого раза, особенно если раньше ему позволялось всех бить. Но раза с 10 начнёт происходить осознание.

Если ребёнок швыряет в гневе игрушку, поднимите её, верните ребёнку и строго скажите, что игрушкам не нравится такое обращение, что она может сломаться. Если ребёнок вторично швыряет игрушку - изымите её на день-два. Скажите, что игрушка на него обиделась и попросила её убрать от мальчика, который делает ей больно. Если ребёнку года два-три, попросите тут же погладить игрушку, а то она больше не будет играть со своим хозяином. Как вариант: ой-ой, кукле больно, её Катя на пол бросила! Теперь куклу надо лечить, у неё большой синяк на руке, Ну-ка, Катя, неси вату, бинты и крем - будем нашу куклу лечить. Заверни её в простынку, покачай…

Такой приём переключает ребёнка с деструктивной модели поведения на позитивную - пожалеть, проявить сострадание.

Если ребёнок замахивается на младшую сестричку, остановите его руку, потом строго скажите детям, что раз они не умеют играть друг с другом, то будут играть отдельно. Разведите детей по разным комнатам. Если спор был из-за игрушки - уберите её. Не начинайте выяснение, кто первый начал, так как это приводит к зарождению ябедничания.

Накажите строгостью тона и изыманием игрушки обоих провинившихся - за то, что они оба не смогли найти компромисс. Точно также надо разряжать ситуацию, когда виноват младший ребёнок. Часто младшие дети, видя, что в основном виноватым во всех конфликтах считают старшего ребёнка, специально провоцируют старшего на скандалы и проказы. Именно поэтому не говорите старшему ребёнку «ты старше, должен понимать» или «ты старший, обязательно уступи малышу».

Если ребёнок постоянно грубит бабушке, ограничьте их общение на некоторое время. Ребёнку спокойно объясните, что так как он огорчил бабушку, вёл себя грубо, обзывался и т.д., то больше с бабушкой общаться не получится. Очень жалко, потому что только бабушка покупает своему внуку киндер-сюрпризы, а ещё бабушка собиралась повести своего любимого малыша в парк покататься на аттракционах… Ну, раз вы дружить с бабушкой не умеете, то бабушка будет дома у себя сидеть, а ты - у себя.

Постоянно показывайте ребёнку неагрессивную модель поведения, учите состраданию. Представьте, что ребёнок хочет погладить уличного котёнка. Неправильная, агрессивная модель поведения в этой ситуации - закричать «не трогай, он заразный», отпихнуть котёнка, утащить силком за руку ребёнка в сторону. Правильная модель поведения заключается в том, что надо пожалеть котёнка: «смотри, какой он несчастный, как ему плохо. Давай, сходим домой и принесём ему кусочек колбаски! Но трогать котёнка или уносить его отсюда мы не будем. Представь, тебя начнёт трогать и уносить куда-то чужая тётя! Ты ведь испугаешься. Вот и котёнок испугается, если мы его будем трогать. К тому же, это может не понравиться его маме-кошке! Мы же не хотим огорчать маму-кошку!»

Учите ребёнка выражать свои эмоции в словах: «я недоволен», «мне грустно», « я разозлился», «мне неприятно» и т.д. Если ребёнок ещё мал, озвучьте это за него: «я тебя понимаю, Саша, эта машинка очень красивая, и тебе очень хочется эту машинку. Но я не могу тебе её купить, потому что забыла деньги дома (показываете пустой кошель). Я вижу, тебе грустно, что я не куплю эту машинку, ты даже на меня разозлился. Мне тоже жалко, что мы не сможем купить эту машинку, зато я тебе предлагаю пойти покататься на качелях.»

В этом случае, правда, вам придётся до конца прогулки никому и ничего не покупать, чтобы не получилось, что вы обманули ребёнка.

Агрессивность свойственна человеку. В этилологическом подходе (К.Лоренц) утверждается, что агрессия - это неотъемлемая часть человеческой сущности, её природа - во врождённом инстинкте борьбы за выживание. Однако это не означает, что человек не может научиться управлять своей агрессивностью. И учить этому должны ещё в детстве самые близкие люди.

Здравствуйте, дорогие родители! Детишки в возрасте около трех лет часто ставят в тупик даже опытных родителей. Милой создание вдруг изменилось до неузнаваемости? Перестали действовать обычные просьбы, а указания вызывают вспышки злости, ярости и громкие крики. Это случается во многих семьях, но если знать, что делать, то все проходит без следа и уж точно более мирно и гладко.

Вы же не начинаете раздражаться на ровном месте, всему есть какие-то причины, иногда не всегда очевидные. Так и у детишек. Они еще не умеют все объяснить и правильно сформулировать. Отсюда и вспышки: у кого-то упрямства, у кого-то сразу включается агрессивное поведение. А агрессия у ребенка 3 лет выглядит, как нечто чрезвычайное.

Кажется, еще вчера ребенок был тихим и послушным ангелом, а теперь вдруг стал грубить, обзываться и драться со сверстниками. Бывает и того хуже – с раннего возраста малыш отличался своенравием, теперь же он становится все старше, и его удары и укусы уже становятся совсем не безобидными. Так что же делать, если малыш кричит, ругается, замахивается и дерется?

Причины проявления детской агрессии

  • Формирование характера не происходит сразу. Поэтому, когда начинаются проблемы не нужно паниковать. Стоит понять своего карапуза и выяснить для себя истинные причины его изменившегося поведения.
  • Понимание поможет контролировать создавшуюся ситуацию и сделать все, чтобы такое поведение не закрепилось и не стало частью проявлений личности на долгие годы.
  • Одной из возможных причин является собственный темперамент ребенка и особенности его нервной системы. Одни люди терпеливы, другим нужно реализовать все и сразу. Дети здесь не исключение. Только терпения у них еще меньше, чем у взрослого.
  • Неверное воспитание и ошибки родителей. Иногда наше умиление и поощрение малыша приводит к закреплению нежелательных реакций. У меня в группе детского сада была девочка Настя трех с половиной лет. Нормальный, вполне адекватный ребенок. Если вечером за ней приходила мама, то все было нормально. При папе же она мгновенно превращалась в маленькую капризную женщину, которая может требовать все, что угодно. Ну и кто в этом виноват?
  • Страхи, стрессы, которые приводят к неуверенности в себе, тоже провоцируют не всегда зажатость со стороны детей.
  • Копирование поведения окружающих. Здесь не всегда причина в родителях. Стоит обратить внимание на все окружение малыша: бабушки-дедушки, детский сад или няни на дому. Иногда даже соседи на улице.
  • Телевизионные программы и постоянные компьютерные игры тоже вносят свой вклад. Так, что лучше тщательно контролировать, что происходит в помещении, где находится ребенок. «Он не смотрит» — здесь не аргумент. Он все равно слышит, иногда и видит, а значит и реагирует.
  • И конечно возросшие желания самого малыша, и неумение добиться их реализации быстро и самостоятельно.

Не стоит насмехаться и подшучивать над проявлениями приступов злости малыша. Кстати у детей этого возраста еще не развито чувство юмора, подобное поведение взрослых вызовет еще более сильную ответную реакцию. Юмору нужно учить весело и в хорошем настроении.

Как выражается детский негатив

Часто вспышки злости возникает как защитная реакция, неумение справиться с ситуацией. Помните общеизвестный тост: «Чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями?» Так у детей это противоречие еще сильнее.

Виды проявления агрессивного поведения

Психологи советуют родителям не доводить ситуацию до крайности. Не стоит ждать, когда раздражение перерастет и начнет выплескиваться агрессией. Никто лучше вас не знает вашего сына или дочь. Зная, как ваш сын или дочь реагирует на конкретную ситуацию, вы можете своевременно вмешаться и направить настроение ребенка в правильное русло. Зная проявления злости легче проанализировать и взять под контроль ситуацию.

Приступы агрессии выражающиеся физически. Это выражается в непосредственном нападении на ровесника или взрослого с целью причинить боль или что-то разрушить. Здесь же могут использоваться угрозы и неприличные жесты, которые свойственны или более старшему возрасту или используются в окружении ребенка и копируются им в определенных ситуациях. Часто это бывает очень «к месту».

Бывает реакция, которая выражается вербально, то есть в виде ругани и угроз. Часто это вызывается чувством страха, болью, насмешками.

Направленная агрессия всегда направлена к другим детям или взрослым. Проявляется она в виде злых насмешек, сплетен, злых шуток. И хоть проявляется она в более позднем возрасте, ее формирование начинается уже в возрасте 3-4 лет и мотив этой агрессии формируется постепенно, потом выражаясь, как своеобразная месть.

Недовольство чужим поведением приводит к ненаправленной враждебности. Это недовольство отсутствием чего-то материального: игрушки, сладости или неисполнения обещания.

Иногда случается недовольство самим собой — так называемая — аутоагрессия. Чаще это характерно для подростков, но очень редко случается и у маленьких деток. Видела я даже такие случаи в 4-5 лет у мальчика из очень хорошей семьи, где родители много занимались и посвящали свое время своим ребятам. Повышенная требовательность самого мальчишки к себе умело перенаправлялась родителями в русло достижений и радости своим успехам.

Как родителям избежать ошибок

Прежде всего, родителям не стоит паниковать и понимать, что сама по себе агрессия – явление вполне нормальное. Ведь для постоянной борьбы с трудностями, отстаивания своего «места под солнцем», защиты себя и своих близких определенная настороженная реакция просто необходима! И такого рода агрессия в обществе является не только социально приемлемой, но и поощряемой! Главное, чтобы дошкольник умел контролировать свои проявления, а пока он этого не умеет, то научить его этому — .

Противоположностью является агрессия, которая приводит к конфликтам и служит причиной ухудшения отношений с родными и окружающими. Именно с такой враждебностью и необходимо… нет, не бороться – а помочь ребенку понять как справиться с ней, перевести в форму, которая приводит к достижениям и поможет найти свое место в любом коллективе.

  • Прежде всего, нужно научить ребенка различным способам «разрядки». Ведь накопившееся раздражение все равно найдет выход – но это может быть драка с ровесником, а может быть игра в футбол.

Малышу – особенно если речь идет о мальчике, или о ребенке вообще достаточно подвижном, активном, склонном легко возбуждаться, — нужно предоставлять как можно больше возможностей для «выплеска» энергии. Если он основную часть своего времени проводит, уткнувшись в телефон или планшет – не удивляйтесь, что спустя время он начинает вести себя не совсем адекватно и искать способы выразить агрессию.

Гораздо лучшим способом времяпровождения являются активные игры на свежем воздухе – игра в мяч, лазанье по деревьям, догонялки. Дома выручат спортивные комплексы и общие дела с родными — посильная помощь и чувство нужности вместо отрицательных эмоций вызовут самоуважение, а значит, помогут научить отвечать на поступки других людей и избежать многих конфликтов.

Отличным способом разнообразить досуг и эмоционально разрядиться для детей станет посещение спортивной секции. Дома также можно дать ребятам возможность проводить время активно: обустроить для них спортивный уголок, играть в бой подушками или устроить веселую борьбу, игру в «щекотки».

  • Любого дошкольника необходимо с самого раннего возраста постоянно учить понимать и принимать свои эмоции. Здесь основными «врагами» становятся фразы, которые почему-то широко распространены в нашем обществе, призывающие ребенка отказаться от проявления эмоций и во что бы то ни стало не демонстрировать своей злости или огорчения – даже если они вполне уместны, и вызваны сложившимися обстоятельствами.

Например, когда малышу делают прививку – ему на самом деле больно и страшно, он пытается сопротивляться, дергает маму — и его тут же начинают стыдить: «Как ты себя ведешь!», «Такой большой, а плачешь… Вот тебя сейчас милиционер заберет!», «А медсестра еще укол сделает, большой иголкой!».

Трудности «маски приличия»

Взрослые призывают ребенка постоянно сохранять этакую «маску приличности и удобства», и ни в коем случае не показывать своей злости или раздражения. Все это приводит к тому, что агрессия все равно проявится – в другом месте, в другое время, когда она будет совершенно неуместна.

И опять заботливые взрослые начнут стыдить с удвоенным энтузиазмом… Как вести себя правильно? Стоит просто помогать как девочке, так и мальчику понимать, что своих эмоций стесняться не стоит. Вместо того чтобы стыдить, озвучить то, что на самом деле сейчас происходит с ним и поддержать: «Тебе больно, поэтому ты плачешь, но нужно немного потерпеть, все пройдет и мы займемся твоим любимым…», «Ты злишься, потому что я не купила тебе игрушку – я понимаю, но сегодня купить ее не могу».

И навсегда вычеркнуть из своего словарного запаса фразы из серии «Мальчики не плачут» и «Хорошие девочки так себя не ведут», если не хотите обеспечить своему малышу эмоциональные проблемы в будущем.

  • Попробуйте начать с себя! Ребенок неосознанно копирует поведение наиболее близких ему людей. Поэтому следите за тем, как взрослые в семье привыкли выражать эмоции. Может ли мама объяснить, что она устала и поэтому выглядит грустной, — или будет пытаться всеми силами сохранить «хорошую мину при плохой игре», и в результате все закончится скандалом?

Может ли папа сказать о том, что он рассержен и злится из-за того, что поссорился с начальником – или отлупит сына за очередную двойку, чтобы выплеснуть свое негодование?

Спокойная атмосфера дома

Еще одним важным фактором в профилактике детской агрессии является спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. Ребенок должен получать достаточно тепла и уважения, чувствовать себя значимым и уверенным – в таком случае поводы для проявления враждебности у него будут сведены к минимуму.

Будет очень хорошо, если даже с таким маленьким ребятенком обсуждаются поступки других людей: детей и взрослых, которые наблюдаются на улице, в книгах. Все, что видит ребенок, оценивается им так или иначе, и в наших силах помочь выработать правильное отношение к различным ситуациям, выработать правильную линию поведения и навсегда избавиться неконтролируемой агрессии.

Уже в 6-7 лет дети вполне могут осознанно контролировать свои поступки и вызывать улыбку гордости у своих родителей. Побольше внимания и любви, тогда дети не доставят особых хлопот. Помните старую пословицу: воспитывать человека нужно, пока он поперек лавки лежит, потом будет поздно.

А как вы справлялись с негативными проявлениями вашего чада? Иногда они способны вывести из себя кого угодно. Поделитесь своим опытом в комментариях. Буду рада вашему отклику!

С уважением, Мария Якушева

Нередко родители замечают за ребенком в возрасте 5–6 лет, как им кажется, агрессивное поведение. Оно может проявляться по-разному, например, в чрезмерной обидчивости, склонности ссориться со взрослыми и детьми, несдержанности. Задача родителя такого ребенка – понять причину его агрессивности, свести подобное поведение на нет.

Однако прежде всего нужно понять, что представляет собой понятие «агрессия детей»? Чем она отличается от обычной злости, которую время от времени испытывает каждый человек? Как распознать агрессивное поведение у детей? На эти и многие другие вопросы ответит BrainApps.

Что такое агрессивность?

Слово «агрессия» имеет латинское происхождение и буквально обозначает «нападение». Агрессия детей – нередкое явление, однако подобному поведению подвержены и взрослые люди. Основная его проблема – острое противоречие установленным в обществе нормам. Агрессивное поведение вызывает психологический дискомфорт у окружающих, нередко является причиной физического, морального и материального ущерба. Агрессивность детей – то, с чем нельзя мириться, ведь поведение маленьких детей можно контролировать, однако вырастая, агрессивный ребенок превращается в агрессивного взрослого и несет угрозу для окружающих.

Как понять, что ваш ребенок агрессивный?

  • Он часто ведет себя несдержанно, не умеет или не хочет контролировать себя. В некоторых случаях, агрессивный ребенок пытается взять под контроль свои эмоции, но ничего не получается.
  • Любит портить вещи, получает удовольствие, когда ломает или разрушает что-нибудь, например, игрушки.
  • Постоянно вступает в споры со сверстниками и взрослыми, ругается.
  • Отказывается выполнять просьбы и указания, знает правила, но не желает их придерживаться.
  • Совершает поступки назло, намеренно пытаясь вызвать негативную реакцию у окружающих людей: раздражение, злость.
  • Не умеет признаваться в ошибках и провинностях, до последнего оправдывается или перекладывает вину на других.
  • Ребенок долго помнит обиды, обязательно стремится отомстить. Отмечается чрезмерная завистливость.

Обратите внимание, что детей, особенно в возрасте 5–6 лет, случаются приступы непослушания. Злость, вызванная серьезной причиной, вроде обиды или несправедливого наказания – абсолютно нормальная реакция. Бить тревогу стоит только в том случае, если более полугода вы регулярно замечаете в поведении детей хотя бы 4 признака из перечисленных.

Причины, по которым возникает агрессия у маленьких детей:

Агрессия у маленьких детей может быть вызвана проблемами в семье.

Большинство причин аномального поведения маленького ребенка нужно искать в его окружении. Обстановка, в которой дети растут и развиваются, имеет большое значение в становлении личности. Дети формируют собственное поведение, опираясь на поведение близких людей, то есть, родителей и родственников.

Частая причина, по которой дети ведут себя агрессивно – напряженная обстановка дома. Не обязательно проявлять агрессию по отношению к детям, достаточно родителям часто ссориться между собой. Если ребенок видит агрессию со стороны родителей, присутствует при перепалках, слышит крики, это не может не отразиться на его эмоциональном состоянии.

Довольно части дети 5–6 лет формируют собственную модель поведения, глядя на родителей. Если мама или папа проявляет агрессивное поведение вне дома, а, например, в магазине или поликлинике, это может стать причиной агрессии детей.

Агрессия детей, вызванная причинами социально-биологического характера

Как мы уже говорили, агрессия детей в возрасте 5 лет появляется из-за окружения, в котором он растет, поэтому агрессивное поведение может быть вызвано недопониманием. О чем родители разговаривают между собой, когда думают, что ребенок не слышит или не понимает? Каких взглядов на жизнь придерживаются и как их озвучивают? Допустим, мама или папа высказывают пренебрежение или неприязнь по отношению к людям, которые немного зарабатывают.

В таких семьях маленькие дети бывают агрессивны по отношению, например, к сверстникам, у которых потрепанная одежда или старые, дешевые игрушки. По это же причине, дети 5 лет могут проявлять агрессию, например, по отношению к уборщице в детском саду или на улице.

Агрессивное поведение у детей как следствие недостатка внимания.

Когда маленький ребенок проявляет агрессию, причиной такого поведения может быть банальное привлечение внимания. Если родители не проводят с ребенком достаточно времени, относятся к его достижениям и успехам равнодушно, это часто становится причиной глубокой обиды у детей и, как следствие, агрессии.

Чем меньше ребенку уделяют внимания, тем больше вероятность того, что он начнет проявлять признаки агрессии. Между недостатком внимания и недостатком воспитания прослеживается довольно четкая связь. Возможно ребенку попросту не объясняли, как вести себя со взрослыми и сверстниками? Ребенок 5–6 лет еще не понимает, как вести себя в социуме, если родители ему не помогают, он выбирает модель поведения интуитивно и делает это не всегда верно.

Очень важно, чтобы воспитание детей в возрасте 5 лет было последовательным и единым. Родители должны придерживаться одинаковых взглядов на воспитание. Когда мама и папа не могут прийти к согласию относительно воспитания и поведения детей, каждый тянет одеяло на себя, то, как следствие, дети путаются. В конечном итоге, это выливается в недостаток воспитания и проявление агрессии у детей.

Еще одна распространенная причина агрессивного поведения в семье у детей – наличие любимчика среди родителей. Например, мама постоянно строгая, заставляет следовать правилам, помогать ей по дому, часто ругает. Папа, напротив, ведет себя с ребенком ласково, дарит подарки, многое разрешает. Дети в возрасте 5–6 лет уже способны выбрать среди родителей любимчика. Если родители вдруг начнут ссориться, ребенок, скорее всего, будет проявлять агрессию по отношению к менее любимому родителю, защищая любимчика.

Агрессия детей, вызванная причинами личного характера

Иногда агрессивный ребенок проявляет признаки нестабильного, неустойчивого психоэмоционального состояния. Причин может быть довольно много.

В некоторых случаях, причиной такого агрессивного поведения становятся наличие страхов. Ребенка терзает ощущение тревожности, мучают страхи и ночные кошмары. Агрессивность детей в таком случае – всего лишь защитная реакция.

Если родители не привили ребенку чувства самоуважения, ребенок до 6-7 лет может выражать недовольство собой и собственным поведением агрессией. Такие дети остро воспринимают неудачи, не могут с ними смириться, часто не любят себя. Такой агрессивный ребенок испытывает отрицательные эмоции по отношению к себе, а заодно и к окружающему миру.

Причина агрессии в 5-6 лет может быть банальным чувством вины. Малыш кого-то несправедливо обидел или ударил, ему стыдно, однако признать свою ошибку он по каким-то причинам не может. Как правило, это чрезмерная гордость и неумение признавать свои ошибки. Кстати, этому умению ребенка должны научить родители. Нередко агрессивность таких детей направлена даже в сторону детей, перед которыми они испытывают вину.

Агрессия детей, вызванная нарушениями физического здоровья.

Не всегда причины агрессии кроются в психологическом состоянии ребенка, его окружении. Нередко агрессию и агрессивность связывают с соматическими заболеваниями, например, с нарушениями в работе головного мозга. Они могут быть вызваны тяжелыми черепно-мозговыми травмами, инфекциями, интоксикацией.

Вспомните, если агрессивное поведение начало проявляться после перенесенной черепно-мозговой травмы, например, после сотрясения мозга, возможно причина агрессии именно в этой травме.

Иногда причина агрессивного поведения детей 5–6 лет – наследственность. Нередко родители ребенка 5–6 лет, проявляющего агрессию, до зачатия злоупотребляли алкоголем, наркотическими и психотропными веществами.

Может ли причина агрессивности детей крыться в увлечении видеоиграми?

Ученые довольно давно спорят по поводу того, может ли причиной агрессивного поведения стать увлечение жестокими компьютерными играми. На самом деле, сами по себе игры редко становятся причиной агрессии. Увлечение играми с большим количеством насилия и жестокости является скорее следствием агрессивного поведения. Безусловно, такие игры влияют на мозг человека, делают его менее сострадательным, но этого не достаточно, чтобы мирного, послушного ребенка превратить в агрессивного.

Как вести с ребенком 5–7 лет, который проявляет агрессию?

Если вы заметили в поведении ребенка в возрасте до 6–7 лет агрессию, а затем смогли выявить причину такого поведения, необходимо научиться правильно себя вести. Детскими психологами и педагогами разработан целый список рекомендаций, как правильно вести себя с агрессивным ребенком. Эти правила позволят не только не усугубить поведение детей, но и скорректировать его.

1. Не реагируйте на незначительную агрессию детей

Если дети проявляют агрессию, однако вы понимаете, что она неопасна и вызвана объективными причинами, наиболее разумно вести себя следующим образом:

  • сделайте вид, что не замечаете агрессию в поведении;
  • покажите, что вы понимаете детские чувства, произнесите фразу: «Я понимаю, что тебе неприятно и обидно»;
  • попробуйте переключить внимание ребенка на объект, далекий от объекта агрессии, предложите заняться чем-то другим, поиграть.

Агрессия детей, да и взрослых, может накапливаться, поэтому иногда нужно просто внимательно послушать, что до вас хочет донести ребенок. Кроме того, не забывайте, что ребенку в возрасте 5–6 лет критически нужно внимание взрослого, а значит игнорирование – мощный и эффективный способ коррекции поведения.

2. Оценивайте поведение ребенка, а не его личность

Сохраняйте спокойствие, разговаривайте твердым, доброжелательным голосом. Вам важно показать ребенку, что вы не против него, а против его агрессивного поведения. Не делайте акцент, что подобное поведение уже повторялось. Воспользуйтесь следующими фразами:

  • «Мне не нравится, что ты так со мной разговариваешь» – вы показываете свои чувства;
  • «Ты хочешь меня обидеть?» – вы показываете, к чему ведет агрессивное поведение;
  • «Ты ведешь себя агрессивно» – констатация неверного поведения;
  • «Ты ведешь себя не по правилам» – напоминание, что агрессивное поведение ведет к нарушению правил.

После приступов агрессивного поведения, с детьми нужно разговаривать. Ваша задача показать, что агрессия вредит больше всего самому ребенку. Обязательно обсудите поведение и агрессию, попробуйте вместе с ребенком представить, как было бы лучше поступить в подобной ситуации.

3. Держите собственные негативные эмоции под контролем

Агрессивное поведение у детей – это неприятно. Агрессия детей может проявляться в криках, слезах, ругани, и казалось бы, естественная реакция взрослого человека на неуважительное отношение – ответная агрессия. Вот только не стоит забывать о том, что вы – взрослый человек, который способен контролировать собственные эмоции.

Если ребенок в 5-7 лет проявляет агрессию, постарайтесь сохранять спокойствие и дружелюбие. Ваша цель – гармония в семье, спокойный, послушный ребенок, а подобное не возможно без установления партнерских отношений между детьми или родителями. Поэтому не повышайте голос, не кричите, контролируйте собственные жесты. Стискивание челюсти, сжатые кулаки, хмурый взгляд – признаки агрессии, которых стоит избегать при общении с детьми. Кроме того, избегайте оценочных суждений о личности ребенка и его друзей, не пытайтесь читать нотации, и конечно, не применяйте физическую силу.

4. Позаботьтесь о репутации ребенка

Агрессия у детей часто приводит к моментам, когда детям сложно признать собственную неправоту. Может показаться, что ребенок в 5 лет маленький и еще ничего не понимает, однако это достаточный возраст для того, чтобы испытывать желание поддерживать репутацию. Даже если ребенок не прав, постарайтесь не осуждать его публично, не показывайте окружающим своего негативного отношения. Порицание на публике мало эффективно и скорее всего станет причиной еще более агрессивных поступков.

Кроме того, учитесь идти на уступки. Когда вы узнали причину агрессивного поведения, предложите ребенку компромиссный вариант выхода из ситуации, при воспитании детей 5–6 лет - это оптимальный вариант. В таком случае ребенок не испытывает необходимости полностью подчиниться, он подчиняется «по-своему», что скорее поможет исчерпать конфликт.

5. Выбирайте для себя такую модель поведения, которую ожидаете от детей

Вы всегда должны помнить, что когда дети 5 лет проявляют агрессию, вы должны пересилить себя и, что бы ни чувствовали, проявлять неагрессивную модель поведения. В моменты проявления детьми агрессивного поведения, выдерживайте паузу, не спорьте, не перебивайте. Помните, что иногда детям в моменты агрессии нужно провести немного времени в одиночестве, чтобы успокоиться. Давайте ребенку это время. И самое главное – жестами, мимикой, голосом выражайте спокойствие.

Мы уже говорили, что дети склонны перенимать поведение родителей. Дружелюбность и не агрессивность присуща детям от природы, поэтому они довольно быстро перенимают от родителей неагрессивную модель поведения.

Если вы будете придерживаться перечисленных правил, рано или поздно это поможет побороть агрессивное поведение у детей. Вы, однако, можете ускорить процесс, помочь ребенку 5–6 лет скорее избавиться от агрессии. Например, агрессия детей в некоторых случаях устраняется физической нагрузкой. Отдайте ребенка в спортивную секцию, чтобы он выплескивал лишнюю энергию. Если замечаете за детьми зачатки агрессивного поведения, попросите их рассказать о своих чувствах, предложите нарисовать эмоции или вылепить из пластилина. Это несколько отвлечет ребенка от злости и, возможно, раскроет в нем какой-нибудь талант.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать: самое главное при появлении признаков агрессии у детей, сохранять спокойствие, быть понимающим, ищущим компромиссы родителем.

Малыш всегда ассоциируется с маленьким доброжелательным, который охотно идет на контакт с окружающими. Каково же бывает удивление родителей, когда на их дитя поступают многочисленные жалобы, а в один прекрасный день мама и папа видят агрессию ребенка по отношению к другим детям. Почему происходят такие колоссальны изменения?

Агрессия у детей требует обязательной коррекции

Определение агрессивности у детей

Агрессия – деструктивное поведение, направленное на других людей, которое приносит физические и моральные страдания. От этого состояния страдают не только окружающие родители, но и сам ребенок, окружение отторгается от него, малыш начинает чувствовать обиду. Негативные эмоции растут, как снежный ком, непонимание окружающих порождает новые приступы агрессивного поведения.


Виды агрессии у детей

Отмечено, что агрессия активизируется, когда ребенок попадает в детский коллектив. Когда он находился в кругу семьи с мамой и папой он был центром внимания. В детском саду один воспитатель и минимум двадцать человек таких же, как он.

При агрессивном поведении следует исключить заболевания нервной системы. В общем количестве случаев агрессивного поведения эти причины занимают небольшой процент. Трудность состоит в том, что для работы с такими детьми без комплексного обследования и медикаментозного лечения.

Почему важно раннее воспитание?

В остальных случаях большинство проблем можно решить при помощи воспитания. Процесс взаимодействия с ребенком необходимо начинать с первой встречи. Доказано, что ребенок запоминает обращение с родителями с первых дней жизни. Когда у ребенка появятся собственные дети, он копирует поведение родителей.


Агрессивность может проявляться уже в раннем детстве

Замечено, почему дети, которых мало кормили грудным молоком, часто агрессивны. В истории развития агрессивного ребенка встречается ранее отлучение ребенка от груди.

Тесный контакт с матерью дарит ребенку ощущение защищенности и нежности, ребенок проносит их через все детские годы.

Возраст до года - агрессивный ребенок что делать?

Многие взрослые, считают агрессию врожденным качеством, ведь многие дети часто плачут и устраивают истерику. Но такая реакция новорожденного ни что иное, как умение выражать свои эмоции. Криком малыш выражает различные эмоции и потребности.


Агрессивность родителей передается детям

С возраста одного года ребенок начинает проявлять сильные эмоции. Малыш осваивает сидение, ползание, ходьбу, говорит свои первые слова. Если ребенок не получает желаемого, то выражает свое недовольство волной протеста. Если малыш стремится получить это от взрослого человека, то по отношению к нему может возникнуть злость, ребенок может больно ударить, ущипнуть, закатить истерику. В этот момент старшие родственники стараются переключить внимание ребенка, поначалу это удается.

Почему нельзя ограничивать ребенка в желаниях и стремлениях?

Необходимо подготовить безопасное пространство для малыша, где он мог бы осуществить. Например, ребенку нравится доставать вещи с полки в комоде. Для его безопасности можно закрыть все остальные полки, а на самую нижнюю положить мягкие вещи без опасной фурнитуры. Так малыш осуществит свое желание, останется в безопасности.

Протест и недовольство ребенка – это еще не истинная агрессия, проблему могут появиться позже. Важно с ранних лет не расшатывать психику ребенка и не убивать в нем стремления к познанию мира.

Дети в промежутке от 2 – до 3 лет

Каждый ребенок развивается индивидуально, конкретно на этот возраст не стоит. Ваш ребенок может приблизиться к этому кризисному этапу с полугодовалым опоздание или наоборот раньше. Необходимо четко отследить признаки агрессии в поведении ребенка.

С этого момента ребенок отличается себя от других людей, формируется его личность. Малыш начинает говорить: «Я сам, мое, дай!». Ребенок проявляет самостоятельность, пытается сделать все действия в одиночку. Нельзя пресекать желания ребенка в этом случае вы столкнетесь с сопротивлением и непониманием.

Агрессия может проявляться к вещам, родителям, посторонним людям

Проявление негодования могут начаться из-за незначительного события. Агрессивный ребенок потянулся за игрушкой, не сумел ухватить, вначале раздается громкий плач, все попытки успокоить чадо сталкиваются с непримиримым сопротивлением.

Почему ребенок реагирует на слова агрессией?

Приступы агрессии могут быть вызваны не только в ответ на действия, но и на слова. Зачатки этого состояния можно наблюдать, когда у малыша скудный словарный запас. При попытке объяснить свои желания и стремления он сталкивается с непониманием и смехом. Очень важно относиться с пониманием к любому вербальному выражению чувств ребенком, в противном случае у ребенка появиться злоба и обида.


Агрессия может проявляться словесно, в действиях и в истерике

Дети от 4 лет – до школьного возраста

С ростом и развитием малыша совершенствуется речь и чувство контроля над своими эмоциями и действиями. К этому возрасту дети умело начинают управлять своими действиями, как правило, реже дерутся, хотя некоторые дети продолжают физической силой выяснять отношения. Хотя некоторые продолжают отбирать игрушки, драться и кусать сверстников.


Агрессия у школьников часто направлена на сверстников

К возрасту 4-5 лет дети начинают вести активную полемику. Они пытаются унизить достоинство непонравившего ребенка при помощи слов, начинают обзываться и ругаться. Почему из уст маленького человечка можно услышать нецензурную брань? Такое поведение обычно ребенок впитывает из семейного общения. Очень важно не выяснять отношения при ребенке.

Если ваш ребенок замечен в таком виде агрессии, стоит с ним серьезно поговорить и изменить отношения в семье. Лучший пример – собственное доброжелательное отношение. Говорите ребенку, что нельзя унижать достоинство других детей.


Агрессивное поведение ребенка говорит об избытке эмоций и энергии. Возможно, есть смысл устроить чадо в секцию или кружок, где он будет физически и эмоционально задействован. Очень полезны в этом плане занятия на основе соревнования, единоборств, состязаний.

Подросток и агрессия

Почему трудно работать с этой возрастной группой?

Самый трагичный этап развития агрессии в возрасте 11-14 лет, если с ребенком работать проще, больший положительный отклик. То в случае агрессии подросшего отпрыска все намного сложнее. Корни проблемы по-прежнему в семье. Многие родители очень занятые люди, им не хватает времени сесть и просто поговорить с ребенком, все общение ограничивается дежурными фразами.


Справиться с подростковой агрессией очень не просто, здесь нужна консультация психолога. Необходим обстоятельная беседа о важности вашей работы, ребенок еще не работает, уровень жизни всех членов семьи напрямую зависит от вашей занятости.

Борьба предстоит нелегкая, но нужно стараться и верить в успех. Не существует безвыходных ситуаций, если не знаете, что делать ищите опыт других людей и специалистов.

Причины возникновения детской агрессии:

Пагубное влияние человеческого общества . Человек не может существовать в отрыве от социума. Однако люди, с которыми мы и наши дети взаимодействуют не всегда наполнены добром и позитивом. Ребенка в силу возраста и отсутствия опыта легко ввести в заблуждение.


Причина агрессии - отношение к ребенку

Проблемы в общении в семье с детских лет . Часто причина агрессии ребенка кроется в разладах в семье. Агрессивные дети часто копируют поведение взрослых членов семьи. Некоторые родители при детях выясняют отношения, может дойти до ругани и драки. Необходимо научиться контролировать свои эмоции и учить этому ребенка. В человеческом обществе есть множество способов решения проблем, агрессия ни в физическом, ни в психологическом виде не приветствуется.


Дискомфорт в обществе - одна из причин агрессии

Средства массовой информации . Этот источник примера для поведения преследует ребенка постоянно. Так агрессивные дети постепенно превращаются в подростков. С экранов телевизоров льется много сцен насилия, ругани, драк. Ребенок с ранних лет ни чем не защищен от воздействия. Если бы между ребенком и компьютером, телевизором находился взрослый, но родителям постоянно некогда. Общение с любимым чадом они оставляют на потом. Так ребенок средних лет усваивает уроки из средств массовой информации, как прописную истину. На сегодняшний день даже детские мультфильмы поменяли приоритеты. Уже в моде добрые мультфильмы, которые учили прописным истинам. Сегодня молодежь делает ставку на бойкость и дерзость. Такой способ решения конфликтов до добра не доводит.


Психологи считают. интернет приводит к детской агрессивности

Методы борьбы с детской агрессией


Наказывайте ребенка, если он только действительно этого заслужил. Все проступки не должны оставаться без вашей оценки, ребенок не должен чувствовать безнаказанность. Если ребенок проявил себя с положительной стороны, то не оставляйте это без внимания, ваша любовь и забота найдут отклик.


Что делать с агрессивным ребенком

Какие ошибки не стоит допускать при борьбе с детской агрессией


Заведите домашнее животное. Дети, которые ненавидят весь мир, могут привязаться к щенку или котенку. Через это общение будет проще достучаться до сердца ребенка.

Похожие материалы

По статистике, с жалобами на агрессивное поведение ребёнка к психологам обращаются чаще всего. Давайте разберёмся в деталях детской агрессивности: какое именно поведение считать агрессивным и откуда берётся его источник? Читайте о том, что делать, если ребёнок агрессивный: причины агрессивности, рекомендации родителям, корректирующие поведение игры.

Агрессия и возрастные кризисы

Какие проявления поведения ребёнка указывают на наличие проблемы агрессивности?

Понаблюдайте за своим ребёнком: какие проявления его поведения указывают на наличие агрессивности? Он вспыльчив и частенько вступает в драку со сверстниками, может замахнуться на маму и бабушку (или запросто ударить их), швыряет и ломает различные предметы, кричит и угрожает, ругается, может обидеть животное. Всё это – признаки агрессивности. Однако это ещё не причина прицепить ребёнку ярлык «агрессивный».

Такая черта характера как агрессивность присуща далеко не большому количеству детей. Чаще всего за внешне агрессивным поведением могут скрываться много разных причин.

Агрессия , в первую очередь, - это реакция на конкретную ситуацию, чаще всего на неблагоприятную для ребёнка. Если родители не отнесутся внимательно к таким ситуациям и не смогут адекватно воспринять их, то всплески агрессии могут закрепиться в характере ребёнка, превратившись в устойчивую черту.

«Совет. Не воспринимайте агрессивное поведение ребёнка трагедией. Помните, что такое поведение чаще всего появляется в периоды возрастных кризисов (кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис 13-14 лет). А это значит, что это скоро пройдёт».

Проявления агрессивности связаны с возрастными кризисами

Гнев или злость – основа агрессивного поведения. Это важно понимать. Когда ребёнок проявляет агрессию в каком-либо виде, задайте себе вопрос: испытывает ли н при этом гнев? Определить это достаточно просто: по сжатым кулакам, напряжённому выражению лица, стиснутым зубам.

Агрессивность ребёнка 2-3 лет нельзя сравнивать с жестокостью, хотя вам может и показаться, что ребёнок жестоко ведёт себя, отрывая лапки кузнечику или ударяя маму мягкой игрушкой по голове. Малыш ещё не понимает, что это жестоко. Он ещё толком не знает, что такие действия могут причинить боль. Крохе нужно просто объяснить, что это больно. Если ваш малыш схватил вас за волосы, то скажите ему «Мне больно» и уберите его руку. Если малыш упал и заплакал, объясните: «Ты ударился, поэтому тебе больно. Я помогу тебе» и пожалейте его.

«Появляясь на свет, кроха ещё не знает, что можно делать, а что нельзя. Нужно с ранних лет прививать социальные нормы и правила поведения, рассказывать о том, как нельзя поступать. К примеру, нельзя бить людей и животных».

Агрессивность дошкольников (4-5 лет) проявляется по-своему. В группе детского сада обычно демонстрируют агрессию 1-2 воспитанника, причём происходит это неожиданно. Кого-то из детей кто-то бьёт по голове деревянным кубиком, кого-то толкают с лестницы, кому-то разрушают игрушечный замок. Насилие дошкольников носит необдуманный, непреднамеренный характер, а больше – спонтанный. Дети дошкольного возраста ещё не понимают и не признают свою жестокость, не могут оценить степень причинения боли.

Младшим школьникам (6-9 лет) и подросткам (13-15 лет) присуща групповая агрессия.

К основным причинам агрессивного поведения школьников относятся:

  • демонстрация физического превосходства
  • стремление возвыситься за счёт грубости, силы, унижения кого-то
  • сохранение личного достоинства
  • месть за унижение, оскорбление
  • борьбу ученика за высокий статус
  • эмоциональная неустойчивость
  • низкий уровень самоконтроля
  • просмотр сцен насилия и эротики в фильмах
  • общение в «плохой» компании
  • неблагополучная атмосфера в семье.

Агрессивность подростков может проявляться, если её не откорректировали в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Агрессивное поведение у подростков - частое явление

Причины детского гнева

Основные причины детского гнева, агрессивного поведения :

  • Семья и окружение ребёнка влияют на наличие его агрессивных наклонностей.
  • Зов ребёнка о помощи, горе, ощущение несчастья.
  • Врождённая склонность к насилию и разрушению.
  • Неврологический диагноз (поражение нервной системы).

Дети, у которых причинами агрессивности являются вышеописанные причины, нужно воспитывать более усердно, тщательно объясняя последствия их действий. Иногда не обойтись и без помощи специалиста (психотерапевта, психиатра), особенно для детей, которые проявляют разное неадекватное поведение или склонны сознательно причинять боль людям и животным. Такие проявления могут быть симптомами психических заболеваний (психопатии, шизофрении, эпилепсии).

Обратите внимание на факторы, усиливающие агрессию детей

Помните, что усиливать агрессивность и жестокость могут :

  1. Просмотр фильмов ужасов, сцен насилия.
  2. Жестокие компьютерные игры.
  3. Жестокое отношение родителей (если родители бьют, равнодушно относятся).
  4. Внутренне ощущение несчастья, непонимание родственниками и обществом.

Что делать с агрессивным поведением?

Реагируйте на агрессию, чтобы предотвратить закрепление подобного поведения как черты характера

Реагируйте немедленно

Если ребёнок поступил некрасиво – скажите ему об этом сразу, без промедления. Отведите его в сторону и объясните ему связь между его поведением и последствиями. Расскажите, что если он хулиганит или кусается, то, например, испортит праздник. Даже если сами сердитесь, постарайтесь не повышать голос на ребёнка, не ругать за непослушание и ни в коем случае не бить. Эти меры хоть и не заставят его стремительно поменяться, зато благодаря им он сможет понять, что вербальная и физическая агрессия допустимы далеко не всегда. Покажите хороший пример сами, взяв себя в руки и спокойно отведя ребёнка в сторону.

Следуйте плану

Реагируйте на агрессивное поведение всегда одинаково. Ведя себя предсказуемо («Ты снова дерёшься, поэтому поиграй-ка пока один»), маленький хулиган привыкнет к этому быстро. Он поймёт, что плохое поведение не добавит ему радости. А это осознание - первый шаг к самоконтролю.

Всегда обсуждайте

Когда ребёнок угомонится, обсудите произошедший случай. Лучше сделать это через полчаса-час: когда он уже пришёл в себя, но ещё не забыл о происшествии. Пусть малыш пояснит, что стало причиной вспышки гнева («Коля, почему ты поссорился с Костей?»). Объясните, что иногда сердиться – это совершенно нормально, однако нельзя драться. Можно научить ребёнка ещё одному способу преодоления гнева: просто уйти на какое-то время от ситуации или человека, которые приносят ему недовольство. В это время стоит обдумать своё поведение и найти верный выход из ситуации.

«Совет. Преодолеть гнев помогут специальные терапевтические сказки, которые можно придумать вместе».

Учите быть ответственным

Научите ребёнка правилу: разбил, сломал, разбросал – надо всё привести в порядок. Если сломал игрушку – помогите ему её починить. Если накрошил печеньем или рассыпал кубики – объясните, что нужно за собой убрать. Не наказывайте, а просто объясните ребёнку связь между агрессивным поведением и его последствиями.

«Совет. Научите ребёнка извиняться за своё недостойное поведение».

Замечайте хорошее поведение ребёнка

Награждайте ребёнка своим вниманием, одобрением, если он ведёт себя хорошо (особенно, если раньше поведение ребёнка отнюдь не блистало).
Например, если ребёнок больше не решает с помощью кулаков конфликт на детской площадке или уступает покататься на качелях другому ребёнку. Говорите, что вы гордитесь своим ребёнком и объясняйте, почему: «Ты хорошо поступил – именно так и делают воспитанные дети».

Ф ильтруйте, что смотрит по ТВ ваш ребёнок

Де допускайте длительно просмотра ребёнком всех подряд телепередач, мультфильмов и фильмов. Далеко не все из них безобидны: многие из них наполнены драками, криками, сценами жестокости, угрозами. Если вы увидели с ребёнком нечто подобное на экране, обсудите: «Мне кажется, этот персонаж на очень прилично себя ведёт. Ты видел, как он ударил щенка? Так поступать нельзя, верно?».

Следите, в какие компьютерные игры играет ребёнок

Ни маленьким детям, ни подросткам не пойдут на пользу компьютерные игры, наполненные сценами насилия, уродливыми персонажами, мрачным сюжетом. Предложите им другие, более яркие интересные виртуальные разработки.

«Совет. Если видите, что ваш ребёнок склонен к агрессии, частенько ведёт себя не так, как другие дети, а приступы агрессии не удаётся унять – не стесняйтесь обращаться к специалисту – психологу, психотерапевту или психиатру. Не приняв меры вовремя, можно ожидать сложностей в учёбе, общении и становлении личности».

Корректирующие игры

Игротерапия – великолепный способ коррекции поведения. Какие игры могут помочь агрессивному ребёнку?

Игра «Игрушка в кулаке»

Пусть ребёнок закроет глаза. Положите ему в руку какую-то игрушку. Теперь пусть он сильно-сильно сожмёт кулак и подержит так какое-то время. А потом раскроет руку и посмотрит на игрушку. Эта игра снимет напряжение ребёнка и переключит его на положительные эмоции.

Игра «Мешочек гнева»

Заведите так называемый «мешочек гнева». Для этого понадобится простой воздушный шарик, куда нужно насыпать муку, песок либо какую-то мели любую мелкую крупу (где-то полстакана). Завяжите получившийся мешочек. Покажите ребёнку новую игрушку, объяснив, что «мешочек гнева» можно использовать при каждом случае, когда на кого-то сердишься. Его можно бросать, бить о стену или о стол. Так ребёнок будет выражать свои агрессивные эмоции.

Внимательные родители могут сделать многое для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей

Что могут сделать родители агрессивного ребёнка в первую очередь?

  1. Признать его чувства, а также не утаивать свои. Делая это, вы научите ребёнка рассказывать, о чём он переживает, в чём нуждается.
  2. Научить выражать агрессию приемлемыми способами (см. игры).
  3. Завести правила поведения в семье и требовать их соблюдать.
  4. Попросить всех членов семьи воспитывать ребёнка в соответствии с единой тактикой.
  5. Любить ребёнка, помогая ему стать хорошим.
  6. Демонстрировать собственный положительный пример.
  7. Предложить ребёнку альтернативные способы выхода энергии (спорт, активные игры).
  8. Не перегружать ребёнка занятиями.

Любовь, внимательное и терпеливое отношение к ребёнку, позитивное поведение родителей способны делать чудеса – направить агрессию ребёнка в другое русло, научить его быть добрым и выдержанным.