Фрустрация — это эмоциональное состояние характеризующееся как. Что такое фрустрация и как с ней справиться

Фрустрация это такое психическое состояние, для которого характерна безысходность, глубокая печаль, разочарование, неудовлетворенность, тревога, психологический ступор, раздражение, расстройство замыслов, отчаяние. Само определение фрустрации включает невозможность удовлетворения в реальной жизни своих потребностей. До определенного момента такая ситуация является травмирующей для человека. При этом состоянии характерно продолжение упорной борьбы людей за получение желаемого, даже при условии отсутствия знаний и правильных действий для достижения успеха.

В последние годы проблема фрустрации является предметом экспериментальных исследований в психологии. Состояние фрустрации откладывает отпечаток на всю психическую жизнь человека. Существуют определенные трудности в понимании этого термина. Состояние фрустрации рассматривается в плане выносливости к жизненным трудностям и реакциям на эти сложности

Фрустрация в психологии

И.П. Павлов неоднократно упоминал о трудностях жизни, которые способны вызвать неблагоприятные состояния в коре больших полушарий головного мозга. С его слов жизнь сплошная трудность и если она возникает при не устойчивой нервной системе, то человек становится подвержен депрессиям. Все жизненные трудности делятся на две категории: преодолимые и непреодолимые.

Для преодолимых трудностей требуются огромные усилия. Зачастую эти трудности связаны с овладением профессиональной квалификации и когда упоминают о настойчивости, то здесь имеется в виду как раз преодоление профессиональных сложностей или овладение профессиональными навыками.

Концепция фрустрации к преодолимым трудностям не относится, а если относится, то только когда человек сдается и воспринимает их как непреодолимые.

К жизненным трудностям с непреодолимыми препятствиями относятся ; психологические барьеры, возникшие на пути к поставленной цели; удовлетворение потребностей, решение психологической задачи.

Но не стоит все непреодолимые жизненные трудности сводить к барьерам, которые блокируют намеченное действие. Иногда при жизненных уколах или разочарованиях для борьбы с невзгодами необходима твердость характера.

И действительно, так бывает, что возникают трудности, которые ставят барьер или преграду, но только условно и этим мешают, препятствуют благополучию, а также счастью.

Розенцвейг характеризовал фрустрацию, как встречу организма с более или менее непреодолимыми препятствиями, а также обструкциями на пути к удовлетворению жизненных потребностей.

Браун и Фарбер объясняют состояние фрустрации, как результат условий в момент ожидания реакции затормаживания или предупреждения.

Лоусон придерживается мнения, что фрустрация выступает конфликтом между тенденциями: «цель – реакция» и тенденцией возникшей под воздействием интерферирующих условий. Таким образом, фрустрация – психическое состояние, для которого характерно переживание; особое поведение, вызванное непреодолимыми трудностями, появляющимися на пути к желаемой цели, а также решению задачи.

Существует мнение, что фрустрация является совершенно закономерным явлением и выступает необходимым в жизнедеятельности личности или организма.

Майер считает, что само поведение человека или животного зависит от таких потенциалов:

1) репертуар поведения, определяемый условиями развития, наследственностью, жизненным опытом

2) следующий потенциал включает отборочные или избирательные процессы, а также механизмы. Они разделяются на действующие, вызванные мотивирующей деятельностью и возникающие при фрустрации

Велико влияние бихевиоризма на фрустрацию. Бихевиоризм – направление психологии о поведении животных и человека. Того, что относят к внутреннему миру человеку, а также существование сознания и переживаний отрицается бихевиоризмом, поэтому не заслуживает научного изучения. Но требование объективности психологии предполагает не отрицание внутреннего мира человека, а познание его наиболее объективными методами: через эксперимент, наблюдения, словесный отчет, самонаблюдение. Позиция бихевиоризма упрощает и искажает изучение фрустрации.

Фрустрация изучает раздражители, а также те ситуации, которые выступают фрустраторами – провокаторами. Имея ввиду фрустрации как реакции, во внимание принимаются производимые движения, а также действия. Зачастую сильное, а также глубокое переживание фрустрации слабо выражается внешне, уходит вглубь, наблюдается внешнее спокойствие, а по факту чувствование горя сильнее, чем у тех людей, которые проливают слезы.

Психологи говорят о том, что психические состояния приобретают временные изменения в эмоциональности и воображении

Виды фрустрации

Психическое состояние выступает в зависимости от фрустратора. Розенцвейг выделяет три вида и в зависимости от них проявляются ситуации фрустрации

1) Лишения – отсутствие необходимого для достижения цели, а также удовлетворения потребности (человек голоден, а пищи нет возможности достать; влечение к женщине и осознание своей непривлекательности, которое мешает осуществлению мечты)

2) Потери – смерть близкого человека, сгорел дом (внешняя потеря)

3) Конфликт, а именно внутренний конфликт человека, любящего и желающего замужнюю женщину, остающуюся верной супругу. Это желание сильно блокируется.

Фиксация при фрустрации способна проявляться в разных направлениях. В первом человек продолжает свою деятельность по инерции, но чувствуя ее бесполезность, а в другом фрустрирующий фактор полностью поглощает его внимание, что способствует стереотипности восприятия, а также мышления.

Фиксацию необходимо воспринимать, как прикованность к фрустратору. Эта потребность поглощает все внимание человека, вызывая необходимость длительно переживать, а также анализировать фрустратор. В данном случае важна стереотипность не движений, а именно восприятие и мышление. Как особая форма фиксации выступает капризное поведение, возникающее на действие фрустраторов.

Одной из активной формой фрустрации выступает уход в отвлекающую деятельность. Вместе со стеническими проявлениями возникают также астенические реакции на фрустраторы и как следствие возникают .

Например, ощущения людей при таком состоянии очень тяжелые, идет погружение в глубочайшую меланхолию и возникают проблемы со сном, появляются затруднения в мыслительной деятельности.

Состояние фрустрации знакомо каждому человеку. Правда, не все в этот момент осознают, что это называется именно так. Под фрустрацией понимается целый поведенческий механизм, в котором прослеживается переживание гаммы негативных эмоций, вызванных разочарованием. Это явление закономерно, и избежать его получается не всегда. Фрустрация присуща абсолютно каждому человеку, независимо от возраста (у маленьких детей это состояние возникает даже чаще), пола и социального положения. Как говорится, богатые тоже плачут.

Примеры из жизни

Проще всего объяснить сложный психологический термин на примерах. Первый, самый простой: вы идете в магазин, чтобы купить конкретное платье. Вы не просто хотите именно его, а уже построили определенные планы, подобрали специально под него туфли и сумочку.

Придя в магазин, обнаруживаете, что платья нет. И аналогичное в городе не найти. Тут вы и впадаете в состояние фрустрации. Это не просто, как говорится, облом, а нарушение многих планов. Вы в течение нескольких минут не можете рационально думать: все мысли только о том, что все сорвалось.

Под описание фрустрации подходит еще один яркий, но уже более глобальный пример – это измена. Фрустрация наступает сразу после новости о том, что вам изменил любимый человек или даже законный супруг. Мир рушится, начинается внутренняя борьба гордости и чувств. Перед глазами проплывает то, чему уже не суждено сбыться: совместная жизнь, счастливое будущее, возможно, планируемая крупная покупка или поездка. Такая фрустрация будет длиться дольше, чем от несостоявшейся покупки платья.

Получив примерное представление о том, что такое фрустрация, можно дать ей короткое, но уже более понятное определение. Это разочарование на пути к удовлетворению какой-то потребности. В переводе с латинского frustration означает «обман», «неудача», «тщетное ожидание». Собственно, это тоже можно называть понятиями фрустрации. Есть еще один термин из этой области: фрустратор. Так называют причину фрустрации.

Проявления

Все зависит от ситуации, в которую попал человек. Если это, скажем, то же платье, то человек расстроится, но все же сможет найти выход из положения. В случае с изменой все гораздо сложнее и значимее. Человек может впасть в тяжелую депрессию. Психологи выделяют несколько стадий развития эмоций в состоянии фрустрации, часть из которых может быть пропущена при облегченных состояниях. Чтобы было понятнее, в качестве примера будем использовать уже знакомое нам платье.

  1. Агрессия. Возникает почти всегда и может носить кратковременный (выругаться, топнуть ногой от досады) или длительный (сильно разозлиться, начать нервничать) характер.
  2. Замещение. Человек начинает невольно выпутываться из ситуации, придумывая новый способ удовлетворения потребности (найти другой магазин, где можно купить такое же платье).
  3. Смещение. Если не срабатывает замещение, то человек ищет более простой способ удовлетвориться (например, купить вместо желаемого платья другое, не такое красивое, но хоть что-то).
  4. Рационализация. Иначе говоря, поиск плюсов в случившемся (не купила платье – зато сэкономила деньги).
  5. Регрессия. Состояние, обратное рационализации. Присуще пессимистам, которые начинают эмоционально причитать и переживать.
  6. Депрессия, стресс. Резкий спад настроения, которое сложно восстановить. Эта стадия наступает не всегда.
  7. Фиксация. Заключительный этап, выход из фрустрации. Человек делает выводы, которые позволяет ему впредь не попадать в подобные ситуации. Происходит закрепление чувств и мыслей по поводу утерянного удовлетворения.

Частным случаем проявления агрессивной реакции на фрустрацию является перенос обвинения на обстоятельства. Проще говоря, человек начинает убеждать себя в том, что «не очень то и хотелось». Классический пример: басня И.А.Крылова «Лисица и виноград». Лиса захотела полакомиться ягодами, но не смогла их достать. И тогда она успокоила себя тем, что виноград неспелый, и что если бы она и дотянулась до него, то набила бы оскомину. Такой психологический прием помогает людям миновать стадию депрессии и сохранить бодрое расположение духа.

Есть еще одна классификация состояний фрустрации. Это несколько видов фрустрационного поведения. Даже те, кто не увлекается психологией, могут легко их выделить, вспомнив себя и окружающих:

  • апатия (бесцельно смотреть вдаль или замкнуться в себе);
  • двигательная возбужденность (хождение по комнате, активная жестикуляция);
  • агрессия (злость, нервозность);
  • регрессия (плач, отчаянные крики).

Психологи утверждают, что вид поведения при фрустрации зависит не от типа неудовлетворенной потребности, а от характера человека. Т.е., холерик будет злиться и кричать, меланхолик или флегматик, скорее всего, уйдет в себя. Сангвиник же может фрустрировать по-разному.

Фрустрация по Маслоу

Абрахам Маслоу, автор знаменитой теории потребностей, тоже высказывался о фрустрации. Примечательно, что ее проявления могут быть обратно пропорциональны известной пирамиде. Для начала кратко вспомним иерархию человеческих потребностей.

В чем же выражается обратная пропорциональность? Рассмотрим два примера фрустрации. Первый: вы не успели купить на вечер любимую пиццу и остались голодным (физиологическая потребность). Второй: новая должность досталась не вам (самовыражение). В каком случае вы будете переживать сильнее? Разумеется, во втором, несмотря на то, что эта потребность стоит на последнем месте.

Фрустрация потребностей по Маслоу имеет еще одно интересное замечание. Психолог уверен, что пока человек не удовлетворит потребность высшего уровня, он не станет жертвой фрустрации из-за неудовлетворения нужд следующих стадий. Иными словами, для человека, имеющего проблемы с жильем, расстроившееся свидание будет иметь не столь серьезное значение.

Причины возникновения состояния

Фрустрация в психологии развивается по двум причинам: внешним и внутренним. К внешним относятся различные реальные обстоятельства: рейс задержался, лопнуло колесо, не выдали вовремя справку и т.д. Внутренние причины фрустрации лежат глубже и зависят от личных характеристик и качеств человека. Это может быть недостаточность амбиций для занятия высокой должности или неуверенность во время сдачи экзамена по вождению.

Если фрустрация наступила из-за внешних факторов, человек переживает это легче, потому что есть возможность сместить вину. Если же причиной неудачи стали внутренние качества личности, то в худшем случае это рискует превратиться в самобичевание. В лучшем – человек сделает выводы и исправит ошибки (например, лучше подготовится для пересдачи экзамена).

Любовь

Несмотря на то, что потребность в любви стоит на третьем месте иерархии, люди очень часто испытывают любовную фрустрированность. Это явление интересно тем, что разочарование в любви нередко только усиливает чувства. Хотя, психологи считают, что это защитная реакция на предательство или измену. Т.е., человек, пострадавший от безответной любви, привязывается к объекту своей симпатии еще сильнее. Почему? Потому что он боится, что это прекрасное чувство больше никогда в нем не возникнет. Медики назвали бы это аутоиммунным заболеванием.

Но внешне любовная фрустрация может проявляться очень неожиданно. Яркая агрессия, вызванная фрустрированным состоянием и дополненная психическими проблемами, нередко направляется на объект любви. Отсюда и возникают криминальные случаи с обливанием кислотой или угрозами в адрес возлюбленного.

В сексе тоже много случаев фрустрации. Классический пример для мужчины: отсутствие эрекции или невозможность удовлетворить партнершу. У женщины тоже есть типичная сексуальная фрустрация, характеризующаяся трудностями с достижением оргазма, которые повторяются снова и снова. Особенно ярко это фрустрированное состояние начнет проявляться после того, когда женщина испытает оргазм и уже будет знать, что это такое, и чего она лишилась в очередной раз.

Как справиться?

Этого состояния порой невозможно избежать, а приносит оно, в основном, разочарование и эмоциональный спад. Но с фрустрацией можно и нужно бороться, стремясь к тому, чтобы негатив не так сильно вредил нервной системе, не портил настроение и не был препятствием перед достижением поставленной цели. Что же советуют психологи?

  1. Аутотренинг. Самое простое, что может попробовать сделать человек в первые секунды после наступления состояния фрустрации. Досчитайте до 10, глубоко вдохните и выдохните.
  2. Принять ситуацию и постараться избавиться от синдрома жертвы. Если ничего нельзя изменить, не нужно причитать и думать «А вот если бы все было по-другому…». От этого вы только ухудшите свое положение и еще больше расстроитесь.
  3. Готовиться заранее и просчитывать возможные проблемы наперед. Классический пример: выезжать на вокзал заблаговременно, запасая несколько минут на форс-мажоры (пробки, например).
  4. Умение переключаться. Некоторые люди, наоборот, усиливают фрустрацию грустными мыслями, печальными песнями или просмотром мрачных телепередач. А действовать нужно наоборот. Что-то не получилось? Ну и пусть, зато я сейчас могу зайти в магазин и купить себе что-то вкусненькое. А в наушниках обязательно при этом должна играть бодрая ритмичная музыка, которая настраивает на позитивный лад и мышление.

Рано или поздно человек достигает такого состояния как фрустрационная толерантность. Это способность противостоять неблагоприятным ситуациям и с честью, а иногда даже с выгодой для себя выходить из них. Кто-то считает, что это целое искусство, но на самом деле достаточно овладеть вышеперечисленными приемами.

состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Понятие «фрустрация» широко используется в современной психологической и психоаналитической литературе, но представление о фрустрации, как психическом состоянии, способном привести к возникновению невроза, находило свое отражение в классическом психоанализе. Так, при рассмотрении этиологии невротических заболеваний З. Фрейд использовал понятие Versagung, означающее отказ, запрет и чаще всего переводимое на английский язык как фрустрация.

Для основателя психоанализа вынужденный отказ человека от чего-либо и запрет на удовлетворение его влечений соотносились прежде всего с невозможностью удовлетворения потребности любви. Причем он считал, что человек является здоровым, если его потребность любви удовлетворяется реальным объектом, и становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Таков один из возможных поводов к психическому заболеванию. Другой тип поводов к заболеванию носит, по мнению З. Фрейда, иной характер, связанный с тем, что человек заболевает не вследствие внешнего запрета на удовлетворение его сексуальных желаний, а в силу внутреннего стремления раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение, когда попытка приспособления к реальности натыкается на непреодолимое внутреннее препятствие. И в том, и в другом случае наступает невротическое расстройство. В первом случае заболевают от переживаний, во втором – от хода развития. «В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения и индивидуум страдает от недостатка сопротивляемости, во втором задача требует замены одного удовлетворения другим и крушение происходит от недостатка гибкости». Такое понимание, по сути дела, фрустрации было высказано основателем психоанализа в статье «О типах невротических заболеваний» (1912).

По мере развития теории и практики психоанализа стало очевидным, что невротические заболевания могут возникать не только вследствие отказа человека от удовлетворения желаний, но и в момент их исполнения, когда он уничтожает возможность насладиться этим исполнением. В некоторых случаях при достижении успеха у человека может появиться неожиданно внутренняя неудовлетворенность после того, как внешняя неудовлетворенность уступает место исполнению желания. Размышляя о «крушении во время успеха», З. Фрейд обратил внимание на внутрипсихический конфликт, возникающий под воздействием сил совести, запрещающих человеку извлечь выгоду из счастливо переменившихся внешних условий. Речь шла о фрустрации, которой оказывался подвержен человек, когда его Я вооружается против желания, как только оно приближается к исполнению. Подобное понимание фрустрированного состояния человека нашло свое отражение в работе основателя психоанализа «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916).

Помимо размышлений о фрустрированном состоянии человека З. Фрейд поставил вопрос о том, какими средствами располагает психоаналитик, чтобы сделать скрытый в данный момент конфликт влечения у пациента актуальным. По его мнению, это можно сделать двояким образом: создать ситуации, в которых он станет актуальным, или довольствоваться тем, чтобы поговорить о нем во время анализа и указать на такую возможность. Первой цели психоаналитик может достичь в реальности или в переносе. В обоих случаях аналитик доставит пациенту в известной мере «реальное страдание из-за фрустрации и застоя либидо». Иначе, как подчеркивал З. Фрейд в работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937), имело бы смысл предписание, что аналитическую терапию следует проводить «в состоянии фрустрации». Но это относится уже к технике устранения актуального конфликта.

Представления З. Фрейда о фрустрации легли в основу тех психоаналитических концепций, в соответствии с которыми фрустрация с необходимостью вызывает враждебность, является источником инстинктивного напряжения и становится причиной невротической тревоги. Одни психоаналитики стали придерживаться подобного понимания роли фрустрации в возникновении враждебности, агрессивности человека и его психического заболевания. Другие не разделяли подобные взгляды на фрустрацию. К последним относится немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952), которая в работе «Новые пути в психоанализе» (1936) подвергла критике фрейдовское представление о фрустрации.

На основе анализа теории либидо К. Хорни пришла к следующим положениям: тот факт, что невротический человек чувствует себя фрустрированным, не позволяет делать обобщения о предопределяющей роли фрустрации в заболевании; как дети, так и взрослые могут переносить фрустрацию без каких-либо враждебных реакций; если фрустрация воспринимается как унизительное поражение, то проистекающие из нее враждебные реакции являются откликом не на фрустрацию желаний, а на то унижение, которое индивид субъективно переживает; человек не только может переносить фрустрацию удовольствия намного легче, чем полагал З. Фрейд, но и способен даже «предпочесть фрустрацию, если она гарантирует безопасность»; доктрина фрустрации в значительной мере способствовала «снижению потенциала психоаналитической терапии».

Американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1982) уделил особое внимание соотношению между фрустрацией и агрессивностью. В работе «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он подверг критике фрустрационную теорию агрессивности. Подчеркнув то обстоятельство, что «ни одно важное дело не обходится без фрустрации», он, подобно К. Хорни, придерживался точки зрения, согласно которой опыт жизни не подтверждает предположение о непосредственной связи между фрустрацией и враждебностью, поскольку люди ежедневно страдают, получают отказы, но при этом не проявляют агрессивных реакций. Словом, фрустрация не ведет к росту агрессивности. В действительности, как считал Э. Фромм, «важную роль играет психологическая значимость фрустрации для конкретного индивида, которая в зависимости от общей обстановки может быть различной».

В целом Э. Фромм исходил из того, что важнейшим фактором для определения последствий фрустрации и их интенсивности является характер человека и именно от него зависит, «во-первых, что вызывает в нем фрустрацию, и, во-вторых, насколько интенсивно он будет реагировать на фрустрацию».

Австрийский психотерапевт В. Франкл (1905–1997) ввел в психоаналитическую литературу понятие «экзистенциальная фрустрация», означающее, что фрустрированным может быть не только сексуальное влечение, но и стремление человека к смыслу. Он считал, что экзистенциальная фрустрация также может привести к неврозу. Речь шла о специфическом «ноогенном» (в отличие от психогенного) неврозе, связанном с моральными конфликтами и духовными проблемами человеческого существования, в числе которых «экзистенциальная фрустрация часто играет большую роль».

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное психическое состояние, обусловленное НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

ФРУСТРАЦИЯ

психологическая боль") - блокирование целенаправленного поведения; - 1) обман, введение в заблуждение; 2) напрасная надежда, неудача: в политической психологии - ситуация дискомфорта из-за несоответствия внешней и внутренней картин общественно-политической действительности. (Словарь, с. 304)

ФРУСТРАЦИЯ

frustration) Состояние, возникающее при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочаровании. Фрустрацию и ДЕПРИВАЦИЮ часто путают, хотя, строго говоря, фрустрация имеет отношение к последствиям, связанным с неудовлетворением влечения или неудачей в достижении цели, тогда как депривация подразумевает отсутствие предмета или возможности, необходимой для удовлетворения. Тем не менее, фрустрационная и депривационная теории невроза сходятся в утверждении, что депривация ведет к фрустрации, фрустрация ведет к АГРЕССИИ, агрессия ведет к ТРЕВОГЕ, тревога ведет к ЗАЩИТАМ…

Несмотря на распространенное мнение, что психоанализ убежден во вреде фрустрации, это не совсем так, ибо психоанализ считает, что РАЗВИТИЕ Я начинается с фрустрации. Фактически фрустрационные теории невроза предполагают, что как фрустрация, так и депривация являются патогенными при повышении определенного порога интенсивности (ста. ПОРОГ).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) - эмоционально-тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.

ФРУСТРАЦИЯ

Конфликтное эмоциональное состояние, которое может быть вызвав непреодолимыми для конкретного индивида трудностями, препятствующими достижению цели, крахом надежд и крушением всех планов.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

В связи с фрустрацией различаются:

1) фрустратор - причина, вызывающую фрустрация;

2) ситуация фрустрационная;

3) реакция фрустрационная.

Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и пр. Уровень фрустрация зависит:

1) от силы, интенсивности фрустратора;

2) от состояния функционального человека, попавшего в ситуацию фрустрационную;

3) от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности.

Важное понятие при изучении фрустрация - толерантность фрустрационная - устойчивость к фрустраторам, в основе коей лежит способность к адекватной оценке ситуации фрустрационной и предвидение выхода из нее.

ФРУСТРАЦИЯ

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие каких-либо препятствий и противодействий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится (В.С. Мерлин).

ФРУСТРАЦИЯ

лат. frustratio - обман, неудача) - одна из форм психологического стресса, возникающего в ситуации разочарования и проявляющегося гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины. Ф. вызывают объективно непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности.

ФРУСТРАЦИЯ

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр., удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Возникновение Ф. обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Ф. у детей возникает в виде переживаемого "чувства крушения", когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности. См. Аффект неадекватности, Гипотеза фрустрации-агрессии.

Фрустрация

Frustration). Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. В ситуации фрустрации, как это показали эксперименты Левина и его коллег, человек склонен регрессировать к поведению, свойственному более ранним стадиям развития. Само же жизненное пространство становится менее дифференцированным.

Фрустрация

Frustration). Отсутствие удовлетворения потребности или желания со стороны материнской фигуры. Также возникает при блокировании достижения личных целей.

Эго (Ego). В теории психоанализа - аспект личностной структуры; включает восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой невозможности достижения цели. Состояние Ф. сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

ФРУСТРАЦИЯ

Специальное использование в психологии обычно ограничивается двумя значениями: 1. Действие – прекращение, вмешательство или прерывание поведения, – которое направлено на какую-то цель. Это операциональное определение; под поведением может пониматься почти все: от явного, физического движения до скрытого, когнитивного процесса. 2. Эмоциональное состояние, которое, как считается, возникает в результате действия в значении 1. Обычно считается, что это эмоциональное состояние имеет мотивационные свойства, которые вызывают поведение, разработанное, чтобы обойти или преодолеть препятствие.

Фрустрация

Негативное эмоциональное состояние, которое тяжело переживается человеком, порой дезорганизует его жизнь и деятельность, превращаясь во внутриличностный конфликт. Фрустрация возникает, если потребности и желания личности не могут быть удовлетворены вследствие кажущихся непреодолимых препятствий, ограничений и запретов.

Фрустрация

психическое состояние, порождаемое переживанием недоступной цели, расстройством планов или разочарованием. Характеризуется отрицательными переживаниями (тревога, гнев и т. п.).

Фрустрация

психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.

Фрустрация

психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности индивида, вызванное столкновением с объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми как таковые трудностями, препятствующими удовлетворению потребности, достижению цели или выполнению поставленной задачи; переживание неудачи, сопровождающееся разочарованием, раздражением, отчаянием, тревогой.

Фрустрация

от frustration) вынужденный отказ, особое состояние или внутренний психический конфликт, возникающий при столкновении личности с субъективно непреодолимым препятствием на пути к достижению осознаваемых или неосознаваемых целей (термин введен 3.Фрейдом).

Фрустрация

необходимый компонент гештальт-психотерапии, а также фактор необходимый для созревания личности (см. зрелость). По словам Перлза, гештальт-терапевт - это искусный фрустратор. Клиент проецирует (см. проекция) на терапевта способность сделать за него то, что он сам не готов сделать в своей жизни, и пытается добиться этого с помощью манипуляций (см. манипуляция). «Гештальттерапия исходит из предположения, что пациенту не хватает способности опираться на себя, и что терапевт символизирует эту неполноту «я» пациента» [Перлз (17), с. 136]. Фрустрация проявляется в том, что психотерапевт не поддерживает манипулятивное поведение клиента, а побуждает последнего мобилизовывать собственные ресурсы для удовлетворения потребностей. Важно учитывать, что фрустрация не должна быть чрезмерной - терапевт должен соблюдать баланс фрустрации и поддержки. Лаура Перлз так сформулировала этот принцип: терапевт должен оказывать такую поддержку, которая необходима, но она должна быть наименьшей из всех возможных. Литература:

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов), 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. Исторически проблема Ф. связана с работами З. Фрейда и его последователей, усматривавших однозначную связь между Ф. и агрессией. В рамках бихевиористских теорий Ф. определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время многие авторы используют понятие Ф. и психологического стресса как синонимы; некоторые обоснованно рассматривают Ф. как частную форму психологического стресса. Правомерно также рассматривать Ф. в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных.

Фрустрация

от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов] - психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективной оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач. При этом подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности. В логике фрейдизма и неофрейдизма проблематика фрустрации напрямую связана с проблематикой агрессии как некий «запускающий» механизм, практически неизбежно приводящий индивида к проявлениям агрессивного поведения. В логике бихевиористского подхода фрустрация традиционно рассматривается в качестве фактора, если не разрывающего схему «стимул - реакция», то во всяком случае существенно замедляющего деятельностный «отклик» на предъявленный стимул и деструктурирующего естественное протекание ответной деятельностной активности. Понятие «фрустрация» в рамках современной психологической науки нередко рассматривается как разновидность стресса, а порой - как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться как лишь частично «покрывающее» в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной и непродолжительной депривации. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то понятно, что наибольший интерес здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений и прежде всего конфликтного взаимодействия. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрусрационную реакцию и фрустрационные последствия. Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане волне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «стойкости» личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «фрустрационной толерантности». При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет этим личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.

Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «фрустрация - агрессия» Д. Долларда и Н. Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. Левина, «детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним (типичная фрустрирующая ситуация - В. И., М. К.). Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение»1. В этом эксперименте, как и в ряде других было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия. Однако в других экспериментах, в частности Ю. Бернстайна и Ф. Уорчела, в ходе которого «...ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии»2.

Анализируя результаты этих и своих собственных экспериментов, Л. Берковиц пришел к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше (страх, гнев и т. д.). Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов (к классическим стимулам такого рода Л. Берковиц, в частности, относил наличие в поле зрения фрустрированного человека оружия), но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер (как, например, это имело место после дефолта 1998 г. в России), то и социальную проблему.

В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х - 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «...наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть; о качестве приготовления пищи; о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта. За ними по частоте упоминания следуют конфликты в отношении секса, общественной жизни, денег и детей.

Особенно высокий уровень фрустрации в семьях создают экономические проблемы. Большее число семейных конфликтов и вспышек бытового насилия регистрируется в семьях из рабочего класса, нежели в семьях из среднего класса, а также в семьях с безработными кормильцами и в семьях с большим количеством детей. ... Проблемы, связанные с работой, также находятся среди основных источников фрустрации и гнева. В ходе одного исследования, проводившегося среди работающих женщин, было обнаружено, что такие проблемы, как конфликты между ожиданиями руководителей и работниц, неудовлетворенность трудом и воспринимаемая недооценка своих умений были названы в числе сильнейших предикатов уровня общей враждебности. Эти примеры говорят о том, что враждебность порождается фрустрацией»3.

Совершенно очевидно, что практически все перечисленные источники массовой фрустрации характерны и для современной России. Кризис семьи, рост семейного насилия на протяжении последних лет являются предметом неизменного внимания средств массовой информации, государственных чиновников самого высокого уровня. На решение этих проблем направлены многочисленные целевые программы (поддержки молодой семьи, многодетных семей, доступного жилья и т. п.), к сожалению, пока не приносящие сколько-нибудь ощутимого позитивного результата. Позорно низкий для европейской страны экономический уровень жизни большинства населения остается неизменным, несмотря на огромные государственные доходы, обусловленные беспрецедентно благоприятной мировой конъюнктурой на газо- и нефтепродукты. К этому следует добавить такие специфические именно для российской действительности источники массовой фрустрации, как отсутствие полноценно функционирующих социальных «лифтов», критический уровень социального расслоения общества, постоянно меняющиеся правила игры, а то и откровенный произвол со стороны государственных и, прежде всего, так называемых «силовых» структур.

В этих условиях, наряду с очевидной необходимостью кардинального пересмотра всей внутренней политики, критически важной, с точки зрения не только модернизации, но и элементарного выживания общества, является проблема фрустрационной толерантности его членов. Она во многом обусловлена особенностями развития и социального научения в детском возрасте. Так, если в период становления детской инициативы (в возрасте от 3-х до 6-и лет) фрустрирующие действия взрослых (родителей, воспитателей и т. д.), направленные на подавление активности ребенка (в своей первооснове такие действия вполне оправданы и, более того, необходимы, если они объективно направлены на обеспечение безопасности ребенка, а также законных интересов его социального окружения: других детей, родственников и т. п.), приобретают глобальный характер, тем самым превращая ситуативную фрустрацию в устойчивую депривацию жизненно необходимой потребности ребенка в самостоятельной активности. В таких условиях ребенок учится реагировать на фрустрацию либо агрессией в адрес непосредственных фрустраторов (взрослых) в ее инфантильных проявлениях (чаще всего в форме истерического отвержения), либо ищет замещающие объекты (игрушки, домашних животных, других детей). В данном ракурсе становится совершенно понятна весьма распространенная схема реагирования на фрустрацию взрослых людей, описываемая анекдотом «...о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона; и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса»1.

Заметим, что в рамках отечественных традиций как семейного воспитания, так и классической дошкольной педагогики, в центре внимания которых было и остается не то, как развивается реальный ребенок в конкретных условиях, а то, как должен развиваться абстрактный ребенок в некоей идеальной схеме, культивируется именно директивный, совершенно дисфункциональный, с точки зрения формирования фрустрационной толерантности личности, подход к воспитанию.

Другим критическим в контексте рассматриваемой проблематики моментом развития является подростковый и юношеский период. В этом возрасте роль фрустраторов спонтанной личностной активности, наряду с родительскими и замещающими их фигурами (учителями), все больше начинают играть социальные институты. При этом особую значимость с данной точки зрения приобретают господствующие в обществе идеологические установки. В этой связи отчетливо наблюдаемая в современном российском обществе тенденция к агрессивному навязыванию так называемых «традиционных ценностей» в самой идиотизированной их форме, изоляционизма и ханжеской десексуализации представляют прямую и явную угрозу не только психологическому благополучию отдельных индивидов, но и самим первоосновам существования России как целостного государственного образования.

О том, что это действительно так, свидетельствует, в частности, рост ксенофобии и межнациональной напряженности, уже вылившийся в кровавые события в карельском городе Кондапога и целый ряд других инцидентов, не получивших столь широкого освещения в средствах массовой информации. Следует также добавить, что в более локальных своих проявлениях низкая фрустрационная толерантность отдельных членов сообщества может полностью парализовать деятельность группы. Особенно актуально это для команд, занимающихся ярко выраженной инновационной деятельностью, которая по определению предполагает высокий риск неудачи и связанной с этим фрустрации.

Практический социальный психолог, осуществляя ежедневное курирование конкретной группы или организации, должен иметь четкое представление о степени индивидуальной предрасположенности каждого члена общности к фрустрационным воздействиям и об уровне его фрустрационной толерантности, что является необходимым условием выбора той или иной коррекционно-поддерживающей программы психологического сопровождения жизнедеятельности сообщества.

Наверное, немногие знают, что такое фрустрация, а между тем бывать в этой ситуации, к сожалению, приходилось большому числу людей. Frustratio c латинского переводится как «обман», «напрасные ожидания», и в общем состояние фрустрации характеризуют именно эти неприятные переживания - крушение надежд, невозможность достижения цели.

Определение понятия

Такие явления, как стресс, кризис, тревожность и фрустрация, в психологии изучаются обычно в комплексе, как негативные психические состояния, имеющие схожие проявления. Понятия «фрустрация» и «стресс» особенно сближаются, есть даже мнение, что фрустрацию можно считать формой стресса. Фрустрация и тревожность также могут вызывать примерно одинаковые ощущения.

Что же вкладывается в понятие фрустрации, что выделяет ее в этом ряду? Определение явления в психологических словарях звучит так: фрустрация - это такое эмоциональное состояние, которое возникает, если человеку не удается добиться цели или удовлетворить потребность.

Состояние фрустрации сопровождают такие негативные эмоции, как тревога, чувство вины, разочарование, гнев и другие. Можно также встретить толкования, рассматривающие фрустрацию как пример той самой ситуации, когда желания не совпадают с возможностями. Уже заметна терминологическая путаница.

Что именно подразумевает термин: саму ситуацию или реакцию, которой организм на нее отвечает? В литературе используется и то, и другое понимание, однако в некоторых источниках специально оговаривается, что следует разделять фрустратор (причины фрустрации), фрустрационную ситуацию и реакцию на нее.

Всякая ли ситуация способна фрустрировать? При ответе на этот вопрос, во-первых, нужно учитывать особенности характера человека (насколько он устойчив к невзгодам, может ли успешно бороться с трудностями) и его общее физическое состояние. А во-вторых, есть обязательные компоненты самой ситуации. Таких составляющих две: сильная мотивация к достижению цели (удовлетворению потребности) и барьер, мешающий этому.

Следовательно, группировать фрустрации можно по мотивам (потребностям) и по барьерам. Например, серьезные последствия может нести неудовлетворение первичных потребностей (в безопасности, уверенности в завтрашнем дне), а неудовлетворение вторичных (самореализация, уважение других), как правило, переносится менее болезненно.

Фрустрация порождается самыми разными барьерами, виды которых можно представить следующими группами. Физические (стены здания, из которого невозможно выйти), психологические (страх, сомнения), биологические (болезнь, возрастная изношенность организма), социокультурные (общественные нормы, правила).

Интересны также идеологические барьеры. Термин этот предложил американский психолог немецкого происхождения Курт Левин при исследовании барьеров, посредством которых взрослые управляют поведением ребенка. Это подвид социокультурных барьеров, куда включены ценности, которые разделяет сам ребенок («Ты же девочка!»).

Если понимать фрустрацию как особое состояние, то требуется обратиться к : психология обогатилась этим термином именно благодаря теории . Как известно, Фрейд считал, что психика человека состоит из трех компонентов: Ид (бессознательные влечения), Эго (посредник между внутренним миром личности и окружающими) и Супер-Эго (моральные нормы, сдерживающие Ид).

Состояние фрустрации, согласно психоаналитической теории, возникает, если человек отказывается от своих влечений, порожденных Ид, которые подавляет «цензор» Супер-Эго. Постоянная борьба Ид и Супер-Эго и ведет к многочисленным фрустрациям.

Поведение при фрустрации

В концепции фрейдистов и неофрейдистов была намечена идея связи между фрустрацией и агрессивным поведением, которая позже получила значительное распространение в других психологических подходах. Так, типология американского психолога Сеула Розенцвейга включает три формы фрустрации, отличающиеся направленностью .

  • Экстрапунитивная форма характеризуется выплеском гнева и агрессии на внешние объекты, то есть стремлением обвинить в неудаче обстоятельства или других людей.
  • Противоположный тип - интропунитивный, когда в случившемся человек винит самого себя.
  • Импунитивное реагирование свойственно тем, кто к неудачам относится философски, считая их событием либо не слишком значимым, либо неизбежным.

Однако на современном этапе в признаки фрустрации включается не только агрессивное поведение. Обобщая существующие подходы, можно выделить несколько основных реакций на состояние фрустрации.

  • Уже рассмотренное агрессивное поведение (различной направленности).
  • Регрессия - «спуск» на более примитивный уровень поведения или реагирования. Плач, например, будет формой эмоциональной регрессии.
  • Уход от ситуации. Может выражаться в виде рационализации (попытке логически обосновать ненужность цели) и замещении (попытке выбрать новую цель).

Тип личности

Существует еще такая формулировка, как «фрустрирующий тип личности». Этот тип выделяется в новой, экспериментальной S-теории личности, в рамках которой и существуют как фрустрирующий, так и фрустрационный тип.

Что же отличает фрустрирующий тип от остальных? Это активные люди, инициаторы всевозможных начинаний, которые, кажется, никогда не сидят на месте. Любят пробовать новое, легко дают обещания и так же легко о них забывают. Они не доверяют другим, предпочитая лично убедиться в правильности или неправильности вывода или способа действия. Им очень тяжело принять собственные неудачи, в которых они предпочитают винить обстоятельства или других людей, они с трудом берут на себя ответственность.

Фрустрационный тип, наоборот, не любит суеты и спешки. Такие люди часто оттягивают момент принятия решений, не могут завершить начатые дела. С фрустрирующим типом их роднит боязнь ответственности и желание познать все на личном опыте, а не на чужом. Зато человек этого типа обычно миролюбив, спокоен, легко сглаживает острые углы в общении и так же непринужденно и мягко обходит мешающие ему запреты и правила. Автор: Евгения Бессонова

Современная жизнь часто «радует» большими разочарованиями и крахом надежд. Многие люди, сталкиваясь с неожиданными проблемами, осознавая, что все их желания становятся недостижимыми, впадают в определенное психическое состояние — фрустрацию. Состояние фрустрации - что это такое, опасно ли оно и чем чревато для личности? Давайте, поговорим о хитростях человеческой души.

Фрустрация — негативное психическое состояние

В переводе с латинского слово «фрустрация» обозначает «тщетное ожидание». Такое состояние появляется, когда личность на пути к осуществлению драгоценных желаний, сталкивается с непреодолимыми препятствиями и понимает, что достижимое вдруг становится недостижимым.

Фрустрация может развиться при столкновении как с внешними барьерами, так и при возникновении внутриличностного конфликта.

Вред фрустрации

Находясь в состоянии фрустрации, человек переживает практически все негативные эмоции, присущие личности: злость, раздражение, отчаяние, бессилие, обиду. Чувство фрустрации отличается продолжительностью. Длительное ощущение подобных эмоций неблагоприятно сказывается на человеке и может привести к следующим состояниям:

  • дезорганизация личность;
  • повышение агрессивности и враждебности;
  • появления стойкого чувства неполноценности;
  • формирования серьезных психических нарушений;
  • развитие апатичного состояния с утратой интереса к жизни.

Этот феномен является травмирующим для человека. Состояние, при котором личность сталкивается с несоответствием желаемого и достижимого, вызывает у нее сильное психическое напряжение.


Фрустрация негативно сказывается на личности и ее окружении

Стремясь восстановить внутреннюю гармонию, баланс, человек решается на порой легкомысленные и опасные поступки.

Польза фрустрации

Но фрустрировать – это не всегда плохо и разрушающе для личности. Все зависит от природного склада характера. Этот феномен может приносить и пользу. Испытывая фрустрацию, сильный духом человек внутренне организуется и меняется в лучшую сторону. Злость, появляющаяся при неудачах, становится мотивирующей, дающей дополнительные силы для решения проблем.

Понятие фрустрации в психологии неразрывно связано с появлением мощных возможностей для прогресса личности.

Такое испытание формирует волю, воспитывает решительность и стойкость. Страх потерять что-либо становится яркой силой – пусковым крючком к возможности человека самореализовываться и достигать новые цели.


Фрустрация может приносить и пользу

Умение справиться с фрустрацией и победить ее – важное человеческое качество. Оно необходимо, чтобы человек умел оставаться позитивным (а значит и сильным) в любых жизненных передрягах.

Поведенческие модели при фрустрации

Психолог из США Сол Розенцвейг, долгое время изучавший феномен и давший подробное определение фрустрации, считал, что фрустрирующая ситуация имеет следующие типы поведения:

Экстрапунитивное . Развивается, когда фрустрирующая личность начинает обвинять в неудачах окружающих людей либо внешние обстоятельства. Поведение личности становится агрессивным и примитивным. В человеке просыпается стойкое, озлобленное упрямство, и он стремится добиться желаемого любыми целями.


Виды воздействия фрустрации на личность

Интрапунитивное . Эта разновидность феномена формирует развитие у личности аутоагрессии (самобичевание). Человек во всех бедах винит себя и очень страдает, проявляя подавленность и повышенную тревожность.

Интрапунитивная фрустрация опасна, она способна вызвать серьезный психологический диссонанс и привести к развитию стойких депрессий . Человек становится молчаливым, уходит в себя, ограничивается в общении.

Импунитивное . Наиболее щадящее проявление феномена. Импунитивная личность никого не обвиняет в неудачах. С присущим таким людям оптимизмом фрустрация воспринимается как незначительное и малозаметное событие.

Особенности реакций

Каждая личность индивидуальна. Люди отзываются на фрустрационные события совершенно по-разному. Их модели поведения зависят от возраста, присущего характера и тяжести самого события (виновника феномена). Психологи, изучая человеческие реакции, выделили следующее поведенческие реакции:

  1. Агрессивность. Наиболее распространенный отзыв человеческой психики. Агрессивные проявления могут быть направлены на людей или на окружающие вещи (ссора, конфликты, битье посуды).
  2. Взвинченность. Фрустриующий человек может прийти в состояние повышенного двигательного возбуждения. Человек совершает бессмысленные действия (крутит и дергает волосы, машет руками, бесцельно ходит по квартире).
  3. Безучастность. Часто бывает так, что взвинченное состояние провоцирует противоположную реакцию – апатичность. Личность становится вялой, такой человек может сутками лежать на диване, чувствуя себя полностью опустошенным.
  4. Бегство от реальности. Фрустрация, особенно у психологически слабой и мнительной личности, способна сформировать своеобразную защитную реакцию психики. Человек бежит от реальности, отказываясь воспринимать информацию, которая когда-то спровоцировала у него расстройство.
  5. Зацикленность. Такое проявление также зависит от врожденного упрямства и неспособности принимать неудачи. Человек зацикливается на чем-то. После проигрыша в лотерею покупает билеты снова и снова или многократно поступает в ВУЗ, где его не приняли. Даже после понимания, что эта профессия ему не так уж и нужна.
  6. Соматические нарушения. Сильный стресс, возникающий при фрустрации, провоцирует различные соматические нарушения со стороны вегетативной системы: головокружение, тошноту, головную боль. В серьезных случаях к человеку может прийти гипертонический криз, инфаркт, развиться язва.
  7. Саморазрушение. Фрустрация при неблагоприятном исходе может вызвать не только длительную депрессию, но и стать причиной увлечения алкоголем, наркотиками. Заставить человека слишком много есть или полностью отказаться от пищи. Личность, не в силах справиться с ситуацией, ищет утешение в ином. Итогом становится наркомания, алкоголизм, булимия, анорексия.

Причины фрустрации

К данному феномену причастен ряд следующих причин (их можно объединить в четыре крупные группы):

  1. Лишения. Они могут быть внутренними (нехватка знаний, опыта, мастерства) и внешними (безденежье).
  2. Потери. Такие причины также могут влиять на личность внешне (смерть близкого, финансовое разорение) и внутренне (инвалидность, тяжелое заболевание).
  3. Конфликты. Велик риск развития опасного феномена, когда личность испытывает некую длительную борьбу с самим собой либо с кем-то из людей, окружающих человека (соперничество, разность взглядов).
  4. Препятствия. Они становятся провоцирующими факторами, когда вызывают резкое несоответствие между ожидаемым и получаемым. Когда человек ощущает некую блокировку по причине рамок собственной морали, совести, существующих законов и социальных табу.

На развитие этого феномена непосредственно влияет и характер ситуации, важность того, что человеку получить не удается.


Причины фрустрации

Чем значимее и сильнее потребность и получение чего-то недостижимого, тем больше вероятность того, что личность столкнется с фрустрацией . По мнению психологов, фрустрация развивается особенно сильно, когда она блокирует потребность личности в самоуважении.

Фрустрацию могут спровоцировать даже незначительные ситуации и события. Для мнительных, вечно сомневающихся людей достаточно резкого негативного замечания от посторонних, отказ друга помочь в чем-то. Даже не вовремя ушедший автобус, на который опоздал человек, приводит к появлению фрустрационного поведения.

Любовная фрустрация

Одними из причин развития фрустрационной ситуации являются неудачи на любовном фронте. Ее отличительной чертой является наличие конструктивного эффекта (целенаправленные попытки изменения ситуации). Человек, страдающий от любовной фрустрации, ощущает усиленную тягу к отвергнувшему его объекту.


Эмоции личности при фрустрации

Любовная фрустрация – это эмоциональное состояние, характеризующееся как некая зависимость от лица противоположного пола, с которым разрушились отношения . Действия личности чаще проявляются в крайне неадекватных поступках, появляется агрессивность, озлобленность, раздражительность. Человек становится зависимым от своего состояния, у него нарастает ощущение тревоги. Многие люди, обладающие силой воли, духовной зрелостью, справляются с этой ситуацией. Иные совершают противоправные действия, приводящие к преступлениям. Ломается жизнь обоих.

Диагностика проблемы

Чтобы распознать наличие у человека данного расстройства, психологи используют специально разработанные тесты. Тестирование также помогает определить способность человека противостоять стрессовым ситуациям и манеру его ответных реакций.

Главная задача психолога – не только помочь осознать пациенту, что у него развилась фрустрация, но и найти самые успешные пути выхода из такого состояния.

Как работает психолог . Специалист предлагает пациенту внимательно рассмотреть и проанализировать различные варианты ситуаций, которые могут произойти в жизни и дать им собственную оценку. Врач, внимательно следя за эмоциями и откликом человека, оценивает его внутреннее состояние. Одновременно понимая, как именно будет реагировать личность на фрустрацию.


Тесты, используемые психологом для определения фрустрации

Такие состояния – обыденные явления, с которым сталкивается каждый человек в жизни. Чтобы справиться с фрустрацией, следует воспринимать ее, как нечто неизбежное, как саму непредсказуемую жизнь. Что помогает в развитии таких способностей?

Борьба с фрустрацией

Если к человеку, испытывающему такое явление, подключаются тревожные симптомы: страх, депрессии, раздражительность, подавленность, к борьбе за гармоничное состояние подключаются медикаменты:

  • ноотропные препараты;
  • щадящие антидепрессанты;
  • растительные успокоительные средства.

Медикаменты могут помочь купировать лишь внешние проявления расстройства, но полностью избавить от проблемы не в силах. Фрустрация лечится с применением психотерапевтических методов.

Что такое фрустрация – это напряженное и длительное состояние эмоционального напряжения. Чтобы справиться с проблемой, следует обучиться справляться с самим собой: изменить мышление, скорректировать поведение и восприятие негативных ситуаций . Работа психолога направлена на:

  1. Улучшение внутреннего эмоционального состояния.
  2. Борьбу с возникающими психологическими зажимами.
  3. Развитие социальных навыков во взаимодействии с окружающими.

Можно ли самостоятельно выработать у себя такие качества? Напомним, что к фрустрации склонны люди с изначально слабым характером, мнительные и подверженные сомнениям. Своими силами воспитать у себя волевые качества и наладить жизнь способны лишь единицы.

При работе с проявлениями фрустрационного поведения лучше обратиться за помощью к опытному психологу. Специалист поможет человеку разобраться в истинных причинах появления психического синдрома и подберет оптимальный путь преодоления проблемной ситуации.