Гармоничное развитие ребёнка по методике Домана. Обучение математике по Доману

На сегодняшний день воспитание малыша - важное и ответственное задание для современных родителей. Это связано с тем, что мир вносит свои требования к жизни, а, следовательно, и требования к человеку. Родители хотят видеть своих детей умными, развитыми, интеллектуально способными. На помощь современному воспитанию приходят различные методики раннего развития, одной из которых и является методика раннего развития Глена Домана от 0 до 4 лет.

4 103423

Фотогалерея: Методика раннего развития Глена Домана от 0 до 4 лет

Можно частенько слышать фразу: «вундеркинд с пелёнок», основанную на современной методике раннего развития. Это всё очень хорошо, но не нужно забывать, что ребёнок, кроме многих интеллектуальных способностей, должен получить счастливое и достойное детство, а также освоить моральную культуру и культуру поведения в обществе. Уже неоднократно доказано, что вундеркинды зачастую отстают в плане адаптации в социуме, они много знают, но могут забывать такие элементарные вещи, как уход за собой, любовь к ближнему и т.п. Поэтому, лично я рекомендую придерживаться во всём золотой серединки: мы, как родители, должны помочь своим детям в плане интеллектуального развития, но не перегибать в этом палку. Ведь давно известно, что гении рождены для общества, а мы, как правило, хотим видеть своих детей счастливыми, умными, которым будут не чужды все нормальные человеческие желания.

Ну а теперь поподробней о методике раннего развития Глена Домана, которая, прежде всего, ориентирована на детский возраст от 0 до 4 лет. Изучив тщательно от А до Я всю теорию этой методики, я для себя выяснила, что полностью её придерживаться просто невозможно да и не стоит. Главное - дать ребёнку базу интеллектуального развития, а не пытаться «выдрессировать» вашего малыша до мозга костей. Начиная обучение ребёнка по методике Глена Домана, нужно помнить, что любое интеллектуальное развитие малыша тесно связано с его физическим развитием. Поэтому, физические и интеллектуальные упражнения должны чередоваться и переплетаться друг с другом.

Раннее развитие: что это такое?

« Зачем нужно раннее развитие, - спросите вы, - ведь, мы обучались и без методик раннего развития и выросли довольно не глупыми?». На самом деле всё так, но лет двадцать назад и школьная программа была гораздо проще, и требования к детям были меньше. Тем более, помочь ребёнку в будущем - долг современных родителей.

Известно, что мозг ребёнка активнее всего растёт в первый год жизни, а последующие два года он продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Деткам в возрасте от нуля до четырёх лет обучение даётся довольно легко, непринуждённо, в процессе игры. В таком возрасте не нужно какого-либо дополнительного стимулирования. Заложив задатки интеллектуальных знаний в возрасте от 0 до 4 лет, вы облегчите обучение ребёнка в школьном возрасте.

Понятие «раннее развитие» предусматривает интенсивное интеллектуальное развитие малыша, начиная с рождения до шести лет. Поэтому, на сегодняшний день существует и создаётся целое множество детских развивающих центров. Сюда уже можно приводить шестимесячного малыша и начинать его обучение. С другой же стороны, лучшие учителя для ребёнка - это его родители, особенно в возрасте от рождения до трёх лет. Обучение дома вместе с родителями позволяет полностью и всецело уделять внимание только вашему ребёнку, с другой же стороны, нет необходимости адаптировать режим маленького ребёнка под график развивающего центра. Ведь, главное правило всех занятий - проводить обучение в то время, когда ребёнок больше всего настроен на обучение: он сыт, бодр и в хорошем расположении духа.

История возникновения методики раннего развития Глена Домана

Сама же методика раннего развития Глена Домана - объект многочисленных споров и дискуссий. Первоначально «методика воспитания гениев» родилась в сороковые годы XX века в филадельфийском институте и была направлена на реабилитацию детей с травмами головного мозга. Известно, что если перестают работать отдельные участки головного мозга, то с помощью определённых внешних раздражителей можно запустить в работу другие, резервные участки головного мозга. Таким образом, стимулируя один из органов чувств (в случае Глена Домана это было зрение), можно достичь резкого усиления активности всего мозга.

Больным деткам Глен Доман, врач-нейрохирург, показывал карточки с нарисованными красными точками, увеличивая интенсивность показов и продолжительность самих занятий. Длительность урока составляла всего лишь около 10 секунд, но количество самих уроков за день было несколько десятков. И как результат, метод сработал.

Основываясь на опыте с больными детьми, Глен Доман пришёл к выводу, что данную методику можно активно использовать для обучения здоровых детей, тем самым развивая их интеллектуальные способности.

Правила обучения

Итак, если вы решили приступить к обучению своего малыша по методике раннего развития Глена Домана, то следует придерживаться определённых основных правил:

  • всегда придерживайтесь своей интуиции и не делайте того, что по вашему мнению не нравится ребёнку;
  • не пытайтесь всецело и полностью следовать всем рекомендациям развивающей методики Глена Домана, сочетайте занятия с развивающими играми и другими занятиями;
  • как правило, демонстрационные материалы по методике Глена Домана показываются очень быстро, в течение всего 1-2 секунд, но тем не менее ритм обучения должен ориентироваться на ребёнка и на его потребности. Если же всё-таки двухгодичный ребёнок заинтересуется демонстрационной карточкой, возьмёт её и начнёт задавать вопросы, то не нужно её отбирать у малыша, правильнее будет ответить на все вопросы вашего ребёнка;
  • длительность занятий должна ориентироваться на ваши возможности, не нужно слепо следовать цели и подчинять всю жизнь обучению. Нужно помнить, что первоначально методика была создана для «особых» деток, поэтому все её алгоритмы не должны применяться для здоровых детей;
  • любые занятия дадут положительный результат, поэтому не нужно делать то, что вам не под силу.

Обучающий материал

Сам процесс обучения происходит по следующей схеме. Вы показываете ребёнку карточки со словами, замечу, с целыми словами. Доказано, что ребёнок лучше воспринимает целые слова, как бы фотографирует их в памяти, чем отдельные буквы и слоги.

Обучающий материал готовится из картона размером 10*50 см. Первоначально высота букв должна составлять 7,5 см, а толщина шрифта - 1,5 см. Все буквы должны быть написаны ровно и чётко. Позже слово должно сопровождать изображение соответсвующего предмета. В процессе взросления ребёнка сами карточки, а также высота и толщина букв уменьшаются. Сейчас можно найти готовые карточки Глена Домана в интернете, а также купить в магазине. Это очень удобно, так как не нужно тратить довольно много времени на изготовление обучающего материала.

Физическое развитие и интеллект

Методика раннего развития Глена Домана от 0 до 4 лет включает в себя целую систему интеллектуального и физического развития. Г.Доман настоятельно рекомендует родителям обучать своих детей всем возможным способам движения. Он разработал поэтапную схему развития всех навыков движения от ползания, плавания, гимнастики до ходьбы на руках и танцев. Всё объясняется тем, что, чем быстрее ребёнок совершенствует свой «двигательный интеллект», тем активнее у него развиваются высшие отделы головного мозга.

Обучение чтению, счёту и энциклопедическим знаниям

Всё интеллектуальное обучение по Доману можно разделить на три этапа:

  1. обучение чтению целых слов, для чего изготавливаются карточки с целыми словами и делятся на категории;
  2. решение примеров - для этого изготавливаются карточки не с цифрами, а с точками от 1 до 100, а также со знаками «плюс», «минус», «равно» и т.д.;
  3. обучению энциклопедическим знаниям с помощью карточек (картинка + слово) - такие карточки готовятся по категориям, в среднем 10 карточек из одной категории (например, «животные», «профессии», «семья», «посуда» и т.д.).

Вопросы и проблемы

В процессе обучения ребёнок не всегда хочет смотреть карточки. Причиной может быть либо неудачно подобранное время для занятий, либо слишком длительная по времени демонстрация одной карточки (напоминаю, время должно тратиться не больше 1-2 секунд), либо продолжительность самого занятия слишком долгая.

Не нужно проверять и тестировать ребёнка, через время, по его поведению, вы сами поймёте, что знает ваш малыш.

Делаем выводы

Обучение по методике Глена Домана всегда вызывает дискуссии и споры. Особенно сложно объяснить старшему поколению, которое учило своих детей читать по слогам, что нужно читать слова целиком. Как родитель, скажу откровенно, что слепо следовать всем аспектам данной методики не нужно и не стоит. Ваш ребёнок - индивидуальность, требующая особого подхода. Главное, что нужно уяснить для себя из этой методики, это то, что обучение чему-либо должно проходить «легко и приятно», ведь только при таких условиях способности малыша превзойдут все ваши ожидания.

Дети - самая важная и перспективная часть общества, наше будущее. А как известно, над будущим нужно работать в настоящем.

На сегодняшний день ни одна система не вызвала столько ажиотажа, противоречий и споров, как методика раннего развития Глена Домана. Многие родители и специалисты выступают категорически против советов этого американского врача-физиотерапевта, но еще больше мам являются ярыми сторонницами его системы.

Все же необходимость изучать раннее развитие детей объективно существует. Каждый здравомыслящий родитель стремится с ранних лет привить своему ребенку самые обязательные навыки и максимально подготовить его физически и психологически к взрослой жизни.

Кто такой Доман?

Глен Доман (1919 г.р.) - врач-нейрофизиолог, разработавший программу раннего физического, интеллектуального и сенсорного развития детей. Глен работал физиотерапевтом и военным врачом, но свое призвание нашел в помощи детям с неврологическими нарушениями. В 1955 году Доман основал Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. Также он выпустил серию книг о реабилитации и гармоничном развитии детей.

В 1966 году Доман получил в Бразилии титул «За заслуги перед детьми всего мира», а в 2007 году ему вручили медаль от Итальянского Сената за работу с детьми.

Директор Доман умер на 94-м году жизни. У него было трое детей, двое из которых - Дуглас и Джаннет Доман - продолжают дело великого родителя и руководят институтом в Филадельфии.

Для кого изначально была создана методика?

В послевоенные годы Доман работал нейрофизиологом и занимался реабилитацией детей с травмами головного мозга.

Повреждения головного мозга различного генеза приводят к целому спектру болезней, которые в медицинской практике принято обозначать диагнозами: «детский церебральный паралич», «церебральный инсульт», «эпилептический синдром», «аутизм», и т.д. Повреждениями мозга различной степени также могут сопровождаться генетические болезни, самая распространённая - синдром Дауна.

Более чем 20 лет ежедневной работы с детьми, имеющими неврологические нарушения, предшествовали изобретению комплексной системы реабилитации Домана. Еще на первых порах взаимодействия с подрастающим поколением Глен четко осознавал, что классические приемы работы с пациентами, имеющими повреждения различных участков головного мозга, работают меньше чем на 15%. К этим методикам относится массаж, пассивная ЛФК, аппликации парафина, озокерита, ортопедические операции, протезирование, гипсование, инъекции ботулотоксина и т.д. Их действие направлено только на решение симптомов и не влияет никак на причину заболевания - повреждение мозга.

Вместе с тем поврежденные участки мозга восполнить, нарастить или залатать, к сожалению, невозможно, но потенциал этого загадочного органа недооценен, и его можно развить до неизвестного до сих пор уровня. Таким образом, по методу Домана можно максимально развивать неповрежденные участки главного мозга, и они могут начать выполнять функции отмерших клеток.

Доктор Доман утверждал, что большинство диагнозов, на первый взгляд, безутешных («ДЦП», «синдром Дауна», «инсульт», «неврологическая слепота», «глухота», «немота», «аутизм», «эпилепсия»), является всего лишь медицинскими терминами, а не приговорами. Команда врачей под руководством Домана сумела доказать, что человеческий мозг имеет огромные, неоценимые ресурсы к самовосстановлению. Он ввел в медицинский лексикон термин «нейропластичность».

Доман многочисленными исследованиями доказал, что «нет связи между травмой мозга и умственной отсталостью». По его активной инициативе термин «умственная отсталость» был исключен из официального перечня диагнозов в Америке.

Суть методики раннего развития по Глену Доману

Вся суть и глобальный смысл многоуровневого метода реабилитации по Глену Доману вмещается в одно предложение: «Мозг необратимо совершенствуется при обучении сложным навыкам». Но вместе с тем мозг деградирует, если его не использовать.

Он отметил, что дети с повреждением мозга имеют огромные способности к обучению, важно только найти к ним правильный подход и начать реабилитацию с того уровня, на котором находится ребенок.

Доман - автор методики оценки навыков ребенка, которая называется «Профиль развития». Это шкала оценки сенсорных, физических, мануальных навыков малыша. Для здоровых деток оценивание по «Профилю» не обязательно, а вот для деток с травмами мозга это необходимо.

Институт развития человеческого потенциала

Это группа научных бесприбыльных учреждений, которые оказывают помощь детям с травмами головного мозга и обучают уникальной методике родителей и профессионалов со всего мира с 1955 года. После смерти основателя институтом руководит его сын Дуглас Доман.

Филиалы института находятся в Японии, Мексике, Италии, Сингапуре, Гватемале, Бразилии, Испании, Франции.

Преимущественно в институте принимают на курсы детей с особыми потребностями, там их тщательно диагностируют и обучают родителей тому, как заниматься с детками в домашних условиях.

Насколько необходима методика раннего развития Глена Домана здоровым малышам?

На этапе, когда реабилитацию по этой системе проходили сотни тысяч детей со всего света с повреждениями мозга разной степени, специалисты института начали наблюдать странные вещи. Некоторые навыки у детей с травмами мозга, которые интенсивно занимались, были намного развитее, чем у здоровых сверстников. Естественно, причиной этого никак не могла быть церебральная травма. Ученые поняли, что если особые пациенты могут опережать здоровых в развитии, то детки без неврологических нарушений также способны развиваться намного быстрее при условии занятий по той же методике.

Таким образом, началась глобальная популяризация концепции, которую создал Глен Доман. Методика этого американского нейрофизиотерапевта воспринималась уже не только в качестве реабилитационной системы для пациентов с травмами мозга, но и как методики раннего развития для всех детей.

Сразу нужно подчеркнуть, что Глен Доман и его последователи никогда не пытались мотивировать родителей сделать из своих детей мировых чемпионов или общепризнанных лидеров. Они подчеркивали, что занятия по системе - это просто интересная часть жизни маленьких человечков, и она не должна быть в тягость ни детишкам, ни их родителям. Но такое обучение обеспечивает качественную основу для дальнейшего развития ребенка.

Какие книги следует прочесть, прежде чем приступить к занятиям с ребенком?

Родителям, детки которых имеют проблемы с развитием, прежде всего следует прочесть книгу «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга». В ней автор пишет о создании институтов и о том, как развивалась методика Глена Домана. Описание основных проблем, связанных с повреждением мозга (таких как неврологическая слепота, нарушение слуха, дисбалансы мышечного тонуса, патологические рефлексы, эпилепсия, задержка речевого развития), автор также приводит довольно детально, дополняя полезную информацию практическими рекомендациями к занятию с детьми по всем пунктам, а также статистику результатов детей по программе.

Книга «Гармоничное развитие вашего ребенка» будет полезна родителям особенных и здоровых детей. Это своего рода план действий, подсказывающий, как заниматься по программе, как интегрировать полученные знания в обычную жизнь. Все последующие литературные труды Домана - это уже углубленные версии этой книги, которые детализируют программу по профилям:

  • «Как научить вашего ребенка читать».
  • «Насколько умен ваш ребенок» (написана в соавторстве с его дочерью Джаннет Доман).
  • «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания».
  • «Как сделать ребенка физически совершенным».
  • «Как развить интеллект вашего ребенка».

Физическое развитие по Глену Доману

Не важно, болен ребенок или абсолютно здоров, но для развития физического интеллекта детёнышу нужно двигаться.

Осмысленное движение - это основа жизни. Именно так твердил Глен Доман. Методика развития практически базируется на том, чтобы обеспечить ребенку жизнь в движении.

Согласно концепции Домана, лучшее место для новорожденного первых месяцев жизни - это пол. А лучшее положение - на животике. Самый важный навык для каждого человека - ползание на животе, затем - на четвереньках. Доман настаивает на том, что ребенка не нужно принудительно вертикализировать, водить, ставить в ходунки или другие приспособления. Дети не должны пропускать период ползания, который способствует укреплению мышц спины, ног, рук, развивает дыхание, зрение и речь.

Он рекомендует выкладывать ребенка на пол при каждом удобном случае. Пол при этом нужно сделать удобным и безопасным, в идеале - постелить гимнастический мат или покрытие, как на детских площадках. Ножки и локотки ребенка при этом должны быть не одеты, для хорошего сцепления с горизонтальной поверхностью.

Часто дети с задержкой развития не могут ползать по ровному полу. Их родителям Доман советует построить доску для ползанья, с бортиками, правильным покрытием и поставить ее под углом наклона, при котором ребенок может сползать.

Оставлять ребенка самого по себе ползающим Доман не советует. Вместо того рекомендует родителям всегда стоять на финише с интересными игрушками и преувеличено хвалить детеныша за достижения.

Развитие и коррекция зрения, слуха, сенсорного восприятия по Доману

Методика раннего развития Глена Домана «От 0 до 4 лет» включает обязательную сенсорную программу. Доктор отмечал, что сенсорные пути - это основные входящие каналы в мозг, которыми ребенок пользуется с первых дней.

Именно зрение, слух, запах, тактильные ощущения дают младенцу возможность составить первую картину окружающего мира. У детей с мозговыми травмами чаще всего нарушены исходящие нейронные пути, то есть функции, отвечающие за передачу сигналов от главного мозга до определенного действия (осмысленного движение, вертикализации, речи). Такие детки также часто искривленно воспринимают или вообще не воспринимают входящую информацию. У них нарушено зрение, слух, обоняние, тактильные сигналы. Причем искривление может быть в сторону и гипочувствительности, и гиперчувствительности. Например, у некоторых пациентов чуткий слух, отмечает Глен Доман. Методика реабилитационных мер для таких деток очень многоуровневая. Она очень хорошо описана в книге «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга».

Но для здорового ребенка также важно испытывать ежедневно всю гамму сенсорных сигналов. Они не только сами по себе влияют на развитие функций мозга, но и готовят главный орган к восприятию более сложной информации.

Доман советует развивать зрение ребенка с адекватного уровня. То есть не нужно месячному ребенку подсовывать мультики или работы Пикассо. С рождения сенсорные рецепторы детей еще недоразвиты. В это время детеныш больше воспринимает тень и свет. Методика раннього розвитку Глена Домана рекомендует начать с занятий с фонариком. В темной комнате на несколько минут включать одну лампочку или фонарик и учить младенца искать лучик светлого в темном пространстве.

Затем можно готовить зрение ребенка к восприятию контрастных изображений, показывая ему черно-белые картинки. Далее можно прибавлять по одному цвету.

Также тактильное восприятие ребенка можно развивать путем предоставления ему возможности ощупывать разные по температуре, плотности и текстуре вещи: теплые и холодные, твердые и мягкие, гладкие и шершавые и т.д.

Если проследить за поведением младенца, можно сразу уразуметь, что инициатором такого сенсорного опыта часто становится сам детеныш. Он все нюхает, щупает, помещает в рот. Таким образом дите воспринимает окружающий мир. Не следует его ругать за попытки познать пространство, даже если они приводят к порче домашнего имущества. Нужно просто обезопасить это самое пространство, убрать небезопасные, ценные или очень мелкие предметы.

Как развивать интеллект ребенка?

Родители, которые хотят заняться развитием интеллекта своего ребенка, с первых месяцев часто могут услышать нарекания подобного характера: «Да не трогайте вы ребенка, пусть себе живет счастливый, пусть у него будет детство, а то потом еще успеет 200 раз устать от всего этого обучения. У него еще садик, школа впереди». На это косвенно влияет сама система получения знаний в нашей стране. Образование воспринимается как нечто принудительное, тягостное.

Но западные специалисты, в том числе и Доман, настаивают на том, что ребенок счастлив, когда познает мир вокруг. Процесс обучения чему-то новому для него такой же естественный, как и дыхание. К тому же в раннем детстве мозг настолько пластичен, что может поглощать и перерабатывать бесконечное количество информации. Важно только преподносить знания ребенку в игровой, непринудительной форме, хвалить малыша за любые инициативы, успехи и попытки.

Развивать интеллект Доман советует, практикуя занятия с карточками - «битами интеллекта». Начинать нужно с примитивной информации: цвета, формы, предметов в квартире, животных и т. д. Например, подготовить несколько карточек с изображением геометрических фигур. Показать их по очереди, называя: «Это ромб, треугольник, круг и т.д.». Похвалить ребенка за внимание и закончить этот маленький урок. Согласно исследованиям Домана, ребенку достаточно просмотреть одну карточку 5 дней по пять раз ежедневно, чтобы навсегда запомнить изображение на ней и его обозначение.

Многих интересует прогрессивная методика чтения Глена Домана. В основе ее лежит тот факт, что ребенку сложно воспринимать символы, буквы. Они по сути ничего не обозначают, а вот слова, которые состоят из символов, имеют реальные обозначения. Доман рекомендует учить ребенка читать по словам. Написать на карточке большими буквами самые понятные ребенку слова: «мама», «папа», «баба». Показывать ребенку слова следует довольно быстро, четко озвучивая каждое. Писать их нужно большим шрифтом, каждая буква примерной высотой в 7-10 см.

Методика обучения Глена Доманаматематике также базируется на том, что цифры по сути ничего не значат для ребенка. Это просто символы. Но они могут означать некоторое количество предметов. Стартовать обучение математики нужно из пересчета предметов, а потом уже подключать изучение цифр, которые это количество обозначают.

Глен Доман: методика раннего развития в домашних условиях. Отзывы родителей и специалистов

Суть методики Домана базируется на ежедневном домашнем уходе, который обеспечивают сами родители. Доман вынес на новый уровень роль родителя в развитии ребенка. Отечественные врачи любят акцентировать внимание на том, что родители стали «такими умными, что жуть» или «специалисты лучше знают». Но Доман частично отвергает такой подход, подчеркивая, что родитель - главный персонаж в жизни детеныша. Именно он знает своего карапуза лучше всех. Но необходимо быть бдительными и рассудительными. Не суть важно, болен ребенок или здоров - приступать к занятиям по Доману следует только после прочтения его книг. Обучение должно проводиться в свободной, игровой, непринужденной атмосфере.

Сам Доман обозначил такие ориентиры для родителей:

  • Стимулируйте ребенка к любому движению. Это основа жизни и развития. Не ограничивайте малыша специальными приспособлениями (манежем, ходунками), не велите ему усесться.
  • Какое бы физическое действие младенец не совершал, позвольте ему сделать это самостоятельно. Именно так советует Глен Доман. Методика, которая практикуется в его институтах, полностью исключает «квочкование» над ребенком и все телодвижения в духе: «А хватит бегать, сядь уже успокойся» или «Я сама, а то ты разобьешь, сломаешь, раскидаешь и т.д.».
  • Научите ребенка гордиться тем, чем он так хорошо занимается и в чем делает успехи.
  • Но не заставляйте ребенка заниматься, когда он болен или устал.

Методика Глена Домана была создана более 50 лет назад. На момент создания эта система реабилитации являлось самой передовой, целостной и комплексной. Но и сегодня многие родители, воспитывающие детей с повреждением мозга, наблюдают у них положительную динамику только после занятий по Доману.

Несколько десятков русских деток даже являются пациентами института в Филадельфии. Их родители создают форумы, активно обсуждают методику, делятся впечатляющими результатами. Справедливости ради стоит отметить, что родители деток с ДЦП, аутизмом делятся преимущественно положительными отзывами о методике Домана. Каждому ребенку, с которым добросовестно занимаются, эта система в чем-то да помогла. Но родители особых деток редко приступают к новым реабилитационным методикам без подготовки. Они тщательно перечитывают книги, советуются с хорошим неврологом, возможно даже обращаются в институты.

Однако есть люди, которые негативно отзываются об этой программе. Это преимущественно те родители, которые не потрудились комплексно изучить философию метода, не перечитали книги, не спросили специалиста, а слышали о том, что ребенку каждый день нужно читать 25 слов, показывать картинки, напихивать ненужными знаниями, заставлять ползать по километру и т.д. Также негативно о системе Домана отзываются некоторые специалисты, особенно те, которые продвигают свои системы раннего развития.

Несмотря на противоречия, которые по мнению некоторых специалистов имеет методика развития Глена Домана, она все же является самой комплексной системой реабилитации детей с повреждением мозга во всем мире. Не сосчитать количества деток, которым эта реабилитация помогла осознать счастье первых шагов и первых слов. А директор Доман смог на примере многих смелых и целеустремлённых детей и родителей доказать, что возможности человеческого мозга безграничны. И каждый родитель может многократно умножить потенциал своих детей, если будет в них верить и прилагать усилия для их развития.

История появления методики начинается более 50-ти лет назад. Тогда еще молодой американский врач-нейрохирург по имени Глен Доман занимался лечением и восстановлением детей, получивших серьезные травмы мозга. Вроде бы все просто, но парадокс состоит в том, что вылеченные Гленом Доманом дети стали опережать в интеллектуальном развитии своих сверстников. В чем же успех его лечения? Во-первых, при работе с больными детьми, Доман акцентировал свои упражнения на здоровые участки мозга, не затронутые болезнью. То есть, он не больные клетки лечил, а стимулировал здоровые, тем самым улучшая работу мозга в целом и добиваясь полного выздоровления ребенка.

Упражнения Глена Домана состояли в демонстрации ребенку карточек со словами, цифрами, буквами и объектами. Каждую карточку ребенку показывали не более 1-2 секунд, при этом громко произнося то, что на ней написано. Общее время занятия составляло не больше 10 секунд. Такие занятия проводились очень часто, до нескольких десятков раз в день.

Постепенно, по мере освоения презентационных карточек, дети обретали навыки чтения, счета и письма. В дальнейшем, Гленом Доманом были разработаны программы совершенствования и развития физических навыков (для малышей), энциклопедических знаний, иностранных языков, овладения музыкальными инструментами. В итоге, дети, которые совсем недавно были умственно и физически отстающие, стали обгонять своих умных и здоровых сверстников в интеллектуальном и физическом плане, в проявлении творческих способностей и энциклопедических знаний.

В наше время, методикой раннего развития ребенка Глена Домана может воспользоваться каждый родитель, желающий повысить интеллектуальный уровень своего чада.

С какого же возраста начинать пользоваться методикой Глена Домана?

– С самого рождения. Доказано, что мозг ребенка за первые три года жизни формируется на 80 %, а за следующие несколько лет – на остальные 20%. Так что, самое идеальное время для раннего развития ребенка – это возраст от рождения до 3-х лет. Но все мы знаем, как нелегко усадить такого малыша для проведения каких-либо с ним занятий. В этом возрасте они совершенно не расположены к длительному изучению информации. Поэтому карточки Глена Домана – это один из лучших методов ненавязчивого обучения ребенка. Ведь занятия длятся всего несколько минут, а карточки постоянно меняются, что не дает малышу отвлечься или заскучать. Во время презентаций карточек мозг ребенка получает активную стимуляцию, благодаря чему усваиваются знания, которые не объяснишь ребенку в таком нежном возрасте. К тому же, презентации помогают выработать у малыша фотографическую память, что является очень важным преимуществом в интеллектуальном развитии.


Методика Глена Домана (для раннего развития) широко представлена в виде наборов с распечатанными карточками, которые можно приобрести в соответствующих магазинах. Но самое большую популярность получили презентации карточек в электронном виде под названием «Вундеркинд с пеленок». На нашем сайте вы найдете огромное количество электронных презентаций, которые находятся в свободном скачивании и абсолютно бесплатны. Просмотр презентаций на компьютере осуществляется с помощью программы «Power Point». При открытии презентационного файла в этой программе достаточно нажать клавишу F5 и презентация карточек выбранного файла начнется в автоматическом режиме в виде слайдов с картинками и со звуковым сопровождением. Если у вас нет программы Power Point, вы можете скачать ее во вложении внизу страницы.

Как, когда и сколько заниматься с ребенком презентациями на компьютере?

Выберите время, когда ребенок пребывает в наиболее хорошем расположении духа и обратитесь к нему с радостью: «Сейчас я тебе покажу ….» и называете тему карточек, которую вы будете ему сегодня демонстрировать. Заканчивать занятие нужно до того, как малыш начнет скучать. Никогда не ждите момента, когда он сам попросит прекратить. Если вы будете останавливать занятие, когда ребенку оно еще интересно – это будет усиливать желание малыша заниматься и со временем он будет сам вас просить включить презентации.

Просматривать презентации можно несколько раз в день, продолжительностью не более 5 минут каждая. Периодически добавляйте новые темы презентаций, а старые (достаточно хорошо изученные и надоевшие ребенку) убирайте из занятий.

Примечание: Не стоит бояться садить малыша за компьютер в раннем возрасте. Так как одна презентация длится всего несколько секунд, малышам до 1 года такое количество времени за компьютером абсолютно безопасно. Детям старше 1-1,5 лет – можно показывать от 2 до 5 презентаций за одно занятие. В общей сложности это не займет и 5 минут. К тому же нагрузка на глаза во время презентаций самая минимальная, так как в ней отсутсвует смена 24 кадров в секунду, в отличие от телевидения. Так что, просмотр презентаций намного безопаснее для ребенка, чем просмотр мультфильмов. Приятного просмотра!

Материал подготовила: Омельченко Таисия

Рассмотрим методику раннего развития и воспитания ребенка - методику Глена Домана

Способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту. (Г. Доман)

Пространство неограниченных возможностей

Многие годы педагоги разных стран успешно используют уникальную методику американского педиатра Глена Домана, связанную с ранним развитием ребенка. Результаты экспериментов поразительны: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, прекрасно чувствуют себя в воде.

Глен Доман предложил свою методику родителям, которые хотят, чтобы их дети с раннего возраста овладевали энциклопедическими знаниями. Более того, знаменитый нейрофизиолог считал, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Этому посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг самого Домана.

Возникла эта методика более полувека назад, когда молодой американский врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названном Институтом ускоренного развития ребенка, начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он пришел, сводились примерно к следующему: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. С помощью внешних раздражителей врач попытался стимулировать «резервные» клетки головного мозга, не пораженные болезнью.

Чтобы дети начали фиксировать взгляд, им стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий, затем — слова и картинки. Занятия длились не более 10 секунд, но регулярно и по нескольку десятков раз в день. Со слепыми детьми работать было намного сложнее, но сотрудники справились и с этим, обучая незрячих для начала хотя бы воспринимать очертания.

По мере освоения чтения добавлялись таблицы с крупными красными точками, обучающие счету, и карточки с рисунками простых объектов, окружающих малыша. По мере того как дети учились читать и считать, они постепенно начинали и двигаться.

Далее была разработана программа совершенствования физических навыков, овладения энциклопедическими знаниями, иностранными языками, игрой на музыкальных инструментах. В результате дети, еще недавно отстававшие в физическом развитии, обгоняли своих сверстников, выполняли сложные гимнастические упражнения, демонстрировали творческие способности и относительно высокий уровень интеллекта.

Систему, разработанную для больных, Доман позже применил и в работе со здоровыми детьми. Педагог был уверен, что человеческий потенциал огромен, даже в раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет уже начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами. Кроме того, они развивались и физически: хорошо плавали, бегали, прыгали. Творческие возможности этих детей оказались настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. По сути, педагог стал основоположником идей раннего развития детей, совершив так называемую «мягкую революцию», которая стала применяться во многих семьях.

Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если правильно организовать процесс, любой ребенок с удовольствием будет учиться всему, что ему предложат. И делать это он будет с такой легкостью, которой трудно добиться от детей школьного возраста.

Чем хороша методика Домана? Тем, что ребенок может усваивать большой объем информации наиболее приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. Главное, в чем убежден Доман: чем младше ребенок, тем легче он усваивает новые для него знания. Надо лишь воспользоваться этим детским даром. Кстати, в мире уже немало нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.

Работы Домана стали источником вдохновения для многих педагогов-новаторов. В частности, многое из этой системы позаимствовали супруги Никитины, на ней же основаны рассуждения о воспитании другого не менее известного родителя-педагога — француженки Сесиль Лупан. Тем более что система Домана исходит из реальной ситуации: нехватка времени, забота современного родителя о том, что должно остаться время и на семью, и на себя, и, наконец, о том, что общение с ребенком не должно превратиться в бесконечные занятия.

Правое полушарие и минусы обучения

Система Глена Домана имеет непосредственное отношение к теме, которая в настоящее время широко обсуждается педагогами всего мира. Дело в том, что у большинства людей лучше развито левое полушарие мозга (язык, логическое мышление), кроме того, само образование ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. Практически мы игнорируем искусство, музыку, творчество, развитие воображения (за это ответственно правое полушарие). При таком подходе левое полушарие развивается активно, а правое в известной степени атрофируется из-за неэффективного использования.

Проще говоря, левое полушарие анализирует и раскладывает по полочкам. Запас его памяти ограничен, при избыточной информации «лишняя» стирается.

В отличие от левого правое полушарие накапливает огромное количество информации, но ее фиксирование начинается при выполнении определенных условий: подача информации небольшими порциями, включение воображения в игре без какого-либо давления.

Доман считает, что идеальное запоминание информации правым полушарием происходит в три года, но постепенно эта возможность сокращается, и к шести годам верх берет уже левая половина мозга. Это не значит, что после шести лет невозможна прежняя скоростная система запоминания, но она требует применения специально разработанных методик релаксации ученика.

Вот почему, как считают некоторые сторонники Домана, большое значение имеет фотографическая память, поскольку тренировать ее относительно легко. Умение мысленно «фотографировать» серии образов является не только способом активизировать и развивать правую, творческую половину мозга, но и возможностью попасть в «царство подсознания». В результате дети учатся видеть картину или текст целиком, в цвете и во всех деталях.

Когда определенный порог пройден, ребенок привыкает, что ему столько-то раз в день показывают однообразные карточки, его мозг во время очередного занятия переключается с логического восприятия информации на совершенно иной способ. И в этот момент информация прямиком попадает в правое полушарие, минуя левое — логическое.

Естественно, для привыкания к такому способу получения информации и для продолжения занятий по этой системе каждый день строго по режиму ребенку нужно показывать карточки установленного размера в таком же темпе, как вчера и позавчера (как у Домана). То есть ничего не должно меняться, нельзя пропускать занятия или отступать от рекомендаций автора — только в этом случае после нескольких месяцев, а то и лет напряженных занятий все начнет усваиваться, причем действительно с большой скоростью и эффективностью. И ребенок не только будет знать огромное количество фактов из всех отраслей человеческих знаний, но и сможет сложить в голове целостную систематизированную картину мира, где все факты взаимосвязаны.

Такова методика Глена Домана. С момента своего появления она вызвала бурную полемику среди ученых, психологов и педагогов, которая не утихает до сих пор. Если суммировать скептические взгляды и мнения оппонентов американского врача, то они сведутся к следующему.

Во-первых, сама система требует от родителей, в первую очередь от матери, полного самоотречения, ее жизнь посвящается только обучению ребенка. В течение многих лет ей предстоит изготавливать тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей, а затем загружать головку своего ребенка, словно компьютер, этими «битами информации», как называет их сам Доман.

Во-вторых, в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения: мама показывает ему то одну, то другую серию карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Давать карточки в руки, отвлекаться на посторонние вопросы не рекомендуется. Как таковые отсутствуют диалог и совместное творчество.

Оппоненты Глена Домана считают, что обученный таким образом ребенок вырастет пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области, а заложенное в любом малыше от рождения стремление к творчеству и самостоятельному познанию мира будет подавляться в зародыше.

В-третьих, если использовать при обучении только карточки, т. е. картинки с подписями, у ребенка не формируется текстовое мышление — умение самостоятельно читать (или слушать) и анализировать текст, получать необходимую информацию. Чтобы у малыша была нормально развита речь, вовремя сформировались тонкие функции интерпретации текста, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, чтобы мозг малыша научился самостоятельно достраивать зрительный ряд к тексту. Мама должна обязательно играть с ним в традиционные потешки, пестушки и пальчиковые игры. Увы, для подобных занятий в системе Домана почти не остается времени.

Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти, но все-таки компьютером, который для успешной работы необходимо снабдить хорошей базой данных. Но мальчик и девочка отличаются от компьютера тем, что им необходимо не только получить определенный объем информации. Прежде всего им нужно сделать то, чего не распишешь на карточках: осознать свое место в мире, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, отработать в ролевых играх различные житейские ситуации. А система Домана предполагает, что мир малыша ограничен рамками семьи. При столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками; проводить же такие занятия в детских садах невозможно: эта система ориентирована исключительно на обучение в семье.

Кроме того, Доман уверен, что детям абсолютно не нужны обычные игры и игрушки. По его мнению, их создали взрослые, чтобы отвязаться от детей, а сами дети хотят только учиться и решать серьезные «взрослые» проблемы. Но на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима детям для нормального интеллектуального и эмоционального развития. Лишив малыша «бесполезных» кукол и машинок, мы превратим его в холодноватого всезнайку.

Оппоненты утверждают: детские игры — это не пустая трата времени. В играх ребенок живет. Он проигрывает многие социальные роли, готовя себя ко взрослой жизни, приобретает навыки общения, исследует границы возможного, развивает фантазию.

Голые факты, сухие знания не научат малыша главному — адаптироваться к окружающей действительности.

К счастью, у маленьких детей прекрасно развит инстинкт самосохранения и они обычно столь активно протестуют против той или иной формы занятий, что родителям приходится искать другие способы обучения. Например, француженка Сесиль Лупан в книге «Поверь в свое дитя» рассказывает, как смогла адаптировать систему Домана для собственных детей. Из нее действительно можно многое позаимствовать. Надо лишь умело сочетать элементы этой системы с другими методиками раннего развития.

Заповеди Глена Домана

♦ Начинайте как можно раньше.

♦ Учите с удовольствием.

♦ Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

♦ Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

♦ Создайте подходящую для обучения обстановку.

♦ Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

♦ Почаще вводите новый материал.

♦ Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

♦ Если вам и вашему ребенку неинтересно, прекратите занятия. Видимо, вы что-то делаете неправильно.

И полезным обществу человеком. С самого рождения люди отправляют своих детей в специализированные сады, на кружки. Популярностью пользуются занятия с репетитором. Однако не все могут позволить себе такое обучение, ведь за все в нашей жизни приходится платить. Всестороннее развитие можно обеспечить своему малышу и в домашних условиях. Существует множество методик развития, для использования которых не обязательно иметь педагогическое образование. Одна из таковых - методика Домана.

Методики раннего развития

Всех их можно условно разделить на три вида. Каждая имеет определенное направление:

  1. Физическое развитие (особенно актуально для малышей до года).
  2. Творческое развитие.
  3. Всестороннее развитие (память, мышление, логика).

Лучше, конечно, использовать всё в комплексе. Нельзя делать акцент только на творчестве или на физическом воспитании.

Большой популярностью пользуются у родителей и педагогов следующие методики:

  • Методика Марии Монтессори . М. Монтессори - известный итальянский педагог, врач и философ 19-го века. Её построена по принципу «сделай сам». Роль взрослого - направить малыша в нужное русло. Ребёнок всё впитывает как губка. Поэтому родители и воспитатели должны окружающий мир сделать максимально доступным и понятным. Игры главным образом сосредоточены на развитии образного мышления.
  • Методика семьи Никитиных . Основной акцент сделан на и развитии творческих способностей. Ребёнку предоставляется свобода действий. Он сам решает, сколько и как ему заниматься. Задача родителей - не мешать, а создать необходимые условия для развития.
  • Методика Н. Зайцева. Представляет собой обучение чтению с помощью кубиков. По мнению педагога, единица речи - это слог. Каждому слогу отведена грань на кубике. Ребёнок сам учится создавать слова. Кубики различны по своему цвету, форме, размерам. Таким образом, дети быстрее осваивают звонкие и мягкие звуки.
  • Вальдорфская методика . Это развитие ребёнка согласно его возрасту. Упор в большей степени сделан на активацию творческих способностей. Приветствуются занятия музыкой и упражнения на мелкую моторику.
  • Методика Воскобовича. Основной инструмент педагога - игра. Только когда малыш наиграется, он будет готов к восприятию «школьной» науки.
  • Методика Китаева и Трунова . Это для годовалых деток. Благодаря физическим упражнениям ребёнок начинает раньше сидеть и ходить. Также активно развивается его мозг.
  • Методика Глена Домана. Основная цель - раннее развитие в возрасте от рождения до семи лет, когда мозг ребёнка активно растёт и развивается.

Кто такой Доман?

Глен Доман - известный американский нейрохирург, который исследовал человеческий мозг. Он также занимался лечением детей с умственными расстройствами. Основная задача, стоявшая перед специалистом, - активизировать мозг больных малышей. В отличие от своих предшественников, которые безрезультатно старались научить ребят читать, Доман достиг огромных успехов. Очень скоро дети, отстающие в развитии, начинали превосходить своих сверстников по многим показателям.

А всё благодаря специально разработанной методике врача. По его программе уроки длились по пять-десять секунд, а их количество доходило до нескольких десятков в день.

Суть обучения - демонстрация карточек со словами, написанными крупным шрифтом красного цвета. Каждое слово громко произносилось вслух. Мозг детей настолько активизировался, что они начали осваивать беглое чтение.

Вскоре методику применили и в других школьных дисциплинах. Ребёнок, занимающийся по программе Домана, мог стать эрудитом. Обучать по системе врача стали и здоровых детей.

Особенности процесса

Методика Глена Домана пользуется огромной популярностью во всём мире. Не один нобелевский лауреат воспитывался по её принципу. Суть методики состоит в использовании специальных карточек, на которых изображены слова или картинки со словами. Демонстрируя ребёнку материал, обязательно нужно проговаривать его содержимое. Если нарисован арбуз, то говорить нужно именно «арбуз», не заменяя слово синонимами и красноречивыми описаниями.

Одно занятие должно длиться 10-15 секунд. За это время необходимо показать 10-15 картинок. На одну картинку - одна секунда. Карточки можно подбирать как по тематике (овощи, фрукты, транспорт, профессии), так и вразнобой.

Обязательное требование к материалу - рисунки должны быть чёткими, крупными и не расплывчатыми, слова пишутся разборчиво.

Благодаря такой системе активизируется мозг ребёнка, формируется его мышление, память. Методика развития Домана с успехом применяется не только в дошкольных учреждениях и школах, но и в вузах, техникумах.

Дидактический материал

Карточки для обучения по методу Домана можно приобрести в специализированных магазинах или изготовить их самостоятельно.

Делают материал из белого картона. На полосках размером 10 х 40 (50) см пишут слова печатными буквами красного цвета. Высота букв - около 7 см, а толщина шрифта - 1,5 см. Постепенно шрифт можно уменьшить, а цвет заменить на чёрный. Со временем вместо слов на полосках пишут целые словосочетания, таким образом, максимально приближая ребёнка к чтению.

Методика раннего развития Глена Домана успешно применяется и на занятиях по математике. Для этого на картон наносят разное количество красных точек (не цифр!). Цифра - понятие абстрактное, а ребёнок должен чувствовать реальное количество. Точки на картоне можно заменить реальными предметами - мячиками, бабочками, вишенками. Главное правило - изображения должны быть крупными и иметь красный цвет (он хорошо привлекает внимание). Также можно изготавливать отдельно карточки с математическими знаками.

Результат обучения появится только после систематических занятий. Так, воспитать эрудированного и талантливого ребёнка помогут простые карточки. Методика Домана - это отличный способ обучения в игровой форме. Главное - не забывать о поощрении!

Когда лучше начинать занятия?

Г. Доман утверждает, что человеческий мозг наиболее готов к познанию во время своего активного роста. Это происходит в возрасте от рождения и до семи лет. Поэтому занятия по методике Домана лучше всего начинать с самого рождения, когда малыш уже реагирует на предметы. Родители отмечают, что дети такое обучение воспринимают как увлекательную игру.

Приступать к занятиям необходимо с карточек, на которых изображены разные предметы - игрушки, фрукты, овощи, транспорт и так далее. Методика способствует формированию фотографической памяти, развитию мышления, логики, речи.

Мозг маленького человека с самого рождения нацелен на познание всего нового. Ребёнок сам интересуется названиями животных, предметов быта и всего того, что его окружает. Поэтому идеальное время для обучения - младенчество. Не понадобится даже мотивация.

Каждый новорожденный - словно чистый лист бумаги. То, каким он станет, во многом зависит от его родителей. Наибольший багаж знаний дети получают в возрасте до трёх лет - не упустите возможность!

Методика раннего развития Домана: как заниматься?

Обучаться можно и даже нужно несколько раз в день по пять-десять секунд. Ребёнок должен воспринимать занятия как игру. Начинать следует с тематических карточек. Для каждой карточки отводится одна секунда. За это время взрослый успевает проговорить слово, изображённое на картинке. Для одного занятия не нужно выбирать слишком много карточек. Обучение нужно закончить, прежде чем у малыша пропадёт интерес. Таким образом, у него всегда будет желание заниматься.

Методика Домана используется для обучения чтению и математике. Такие занятия можно проводить с годовалым малышом. Конечно, ребёнок не сможет читать к двум, но уже в три-четыре года после систематических занятий это вполне реально.

При использовании методики на занятиях по математике у детей гораздо быстрее развивается Со временем они абсолютно безошибочно будут называть количество предметов «на глаз», даже не считая их!

Отрицательные стороны

Как и любая другая, имеет свои недостатки. Прежде всего, это пассивное обучение, отсутствие творчества и созидания. Огромное количество неоспоримых фактов, которые ребёнок запоминает с помощью карточек, может храниться в его голове как хлам, если малыш не научится их использовать. Более того, постоянные нагрузки на мозг могут привести к психическим расстройствам.

Поэтому использовать для обучения только одну методику не рекомендуется. Лучше совмещать несколько программ раннего развития. И не стоит забывать, что ребёнок - это не компьютер. Обязательно следует оставлять время для прочих игр и баловства.

Методика Домана: отзывы психологов

Несомненно, способ, разработанный нейрохирургом Доманом, работает. По мнению многих педагогов, благодаря этой программе можно воспитать гения. Однако необходимо руководствоваться и другими методами обучения, обязательно оставляя время на творчество и самостоятельное познание мира.

Большинство психологов утверждают, что методика Домана, хоть и даёт свои результаты, имеет много недостатков, главный из которых - пассивность. Развивается только зрительная и слуховая система, дети охватывают лишь тот материал, который изображён на картинках. Ребёнка нагружают фактами, которые он не всегда может применить.

Врач-невролог Е. Меланченко - противница любых методик раннего развития. Она объясняет это тем, что переполненный информацией детский мозг часто даёт сбои, и в результате малыши сталкиваются с такими проблемами, как головные боли, неврозы, энурез и т. п. Психологическое напряжение, которое испытывают дети раньше времени, приводит к спазму сосудов и ряду других заболеваний.

Мозг ребёнка созревает постепенно, поэтому и нагрузка должна быть подобрана по возрасту.

Заключение

Методика Домана - потрясающий инструмент для воспитания гениальных детей, если она применяется с умом. Подбирая программу для раннего развития своего ребёнка, следует учитывать его индивидуальные особенности, возраст, состояние здоровья. Никогда не принуждайте малыша. Проводите занятия в форме игры и не забывайте о системе поощрений!