Инновационные формы работы с семьёй в детском саду. «Инновационные методы работы с родителями

Сошлись как-то вместе четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень; сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует? Спорили-спорили и порешили в судьи выбрать Красное Солнышко: «Оно высоко в небе живёт, много чудесного на своём веку повидало, пусть и рассудит нас».

Согласилось Солнышко быть судьёй. Принялись живописцы за дело.

Зима

Первой вызвалась написать картину Зимушка-Зима.

«Только Солнышко не должно глядеть на мою работу,— решила она.— Не должно видеть её, пока не закончу».

Растянула Зима по небу серые тучи и ну давай покрывать землю свежим пушистым снегом! В один день всё кругом разукрасила.

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам — то тут, то там свою волшебную картину исправит.

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.

«Оденься и ты, косой, в белую шубку,— решила Зима,— тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь».

А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить.

Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.

Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!»

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади — один за другим — два маленьких; и лисий — будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться — из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.

Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры — рябчики и тетерева — бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.

Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!

Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки — Зимы. Можно её и Солнышку показать.

Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины... А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

Любуется Солнышко картиной Зимы, любуется месяц, другой — глаз от неё оторвать не может.

Всё ярче сверкают снега, всё радостнее, веселее кругом. Уж и сама Зима не в силах выдержать столько тепла и света. Приходит пора уступать место другому художнику.

«Ну что ж, поглядим, сумеет ли он написать картину краше моей,— ворчит Зима.— А мне пора и на отдых».

Весна

Приступил к работе другой художник — Весна-Красна. Не сразу взялась она за дело. Сперва призадумалась: какую бы ей картину нарисовать?

Вот стоит перед ней лес — хмурый, унылый.

«А дай-ка я разукрашу его по-своему, по- весеннему! »

Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные серёжки.

День за днём всё наряднее пишет свою картину Весна.

На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг неё, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

Ещё рисует день и другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.

Посреди луговины уже зеленеет трава. А на самых сырых местах, как золотые шары, распустились цветы калужницы.

Всё оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Май-ские жуки загудели возле зелёных берёзовых веток. Первые пчёлы и бабочки летят на цветы.

А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Вместе с птицами строит Весна уютные гнёздышки.

Вот на сучке берёзы, возле ствола,— гнездо зяблика. Оно как нарост на дереве — сразу и не заметишь. А чтобы сделать его ещё незаметнее, в наружные стенки гнезда вплетена белая берёзовая шкурка. Славное получилось гнёздышко!

Ещё лучше гнездо у иволги. Точно плетёная корзиночка, подвешено оно в развилке ветвей.

А длинноносый красавец зимородок смастерил свой птичий домик в обрывистом берегу реки: выкопал клювом норку, в ней и устроил гнёздышко; только выстлал его внутри не пухом, а рыбьими косточками и чешуёй. Недаром же зимородка искуснейшим рыболовом считают.

Но, конечно, самое замечательное гнёздышко придумала Весна-Красна для одной маленькой рыжеватой птички. Висит над ручьём на гибкой ольховой ветке бурая рукавичка. Соткана рукавичка не из шерсти, а из тонких растений. Соткали её своими клювами крылатые рукодельницы — птички, по прозвищу ремезы. Только большой палец у рукавички птицы не довязали; вместо него дырочку оставили — это вход в гнездо.

И много ещё других чудесных домишек для птиц и зверей придумала затейница Весна!

Бегут дни за днями. Неузнаваема стала живая картина лесов и полей.

А что это копошится в зелёной траве? Зайчата. Им отроду всего только второй день, но какие уже молодцы: во все стороны поглядывают, усами поводят; ждут свою мать-зайчиху, чтобы их молоком накормила.

Этими малышами и решила Весна-Красна закончить свою картину. Пусть Солнышко поглядит на неё да порадуется, как всё оживает кругом; пусть рассудит: можно ли написать картину ещё веселее, ещё наряднее?

Выглянуло Солнышко из-за синей тучки, выглянуло и залюбовалось. Сколько оно по небу ни хаживало, сколько дива-дивного не видывало, а такой красоты ещё никогда не встречало. Смотрит оно на картину Весны, глаз оторвать не может. Смотрит месяц, другой...

Давно уже отцвели и осыпались белым снегом цветы черёмухи, яблонь и груш; давно уже на месте прозрачной весенней лужи зеленеет трава; в гнёздах у птиц вывелись и покрылись пёрышками птенцы; крохотные зайчата уже стали молодыми шустрыми зайцами...

Уж и сама Весна не может узнать своей картины. Что-то новое, незнакомое появилось в ней. Значит, пришла пора уступить своё место другому художнику-живописцу.

«Погляжу, нарисует ли этот художник картину радостней, веселей моей,— говорит Весна.— А потом полечу на север, там ждут меня не дождутся».

Лето

Приступило к работе Жаркое Лето. Думает, гадает, какую бы ему картину нарисовать, и решило: «Возьму-ка я краски попроще, да зато посочнее». Так и сделало.

Сочной зеленью расписало Лето весь лес; зелёной краской покрыло луга и горы. Только для речек и для озёр взяло прозрачную, ярко-синюю.

«Пусть,— думает Лето,— в моей картине всё будет спелым, созревшим». Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали — наклонились до самой земли.

В лесу под деревьями, под кустами рассадило Лето много-много разных грибов. Каждому грибку своё место облюбовало.

«Пускай в светлом березняке,— решило Лето,— растут подберёзовики с серыми корешками в коричневых шапочках, а в осиннике — подосиновики». Их нарядило Лето в оранжевые и жёлтые шапочки.

Немало ещё самых различных грибов появилось в тенистом лесу: сыроежки, волнушки, маслята... А на полянах, будто цветы расцвели, раскрыли свои ярко-красные зонтики мухоморы.

Но самым лучшим грибом оказался гриб боровик. Вырос он в сосновом бору, вылез из влажного зелёного мха, приподнялся немного, стряхнул с себя увядшие жёлтые иглы, да таким красавцем вдруг стал — всем грибам на зависть, на удивление.

Вокруг него зелёные кустики брусники, черники растут, все они ягодами покрыты. У брусники ягодки красные, а у черники — тёмно-синие, почти чёрные.

Окружили кустики гриб боровик. А он стоит среди них такой коренастый, крепкий, настоящий лесной богатырь.

Смотрит Жаркое Лето на свою картину, смотрит и думает: «Что-то мало ягод в лесу у меня. Нужно прибавить». Взяло оно да весь склон лесного оврага и разукрасило густыми кустами малины.

Весело зеленеют кусты. А уж до чего хороши на них ягоды — крупные, сладкие, так сами в рот и просятся! Забрались в малинник медведица с медвежатами, никак от вкусных ягод оторваться не могут.

Хорошо в лесу! Кажется, и не ушёл бы отсюда.

Но художник Жаркое Лето торопится, везде ему побывать нужно.

Заглянуло Лето в поле; покрыло колосья пшеницы и ржи тяжёлой позолотой. Стали поля хлебов жёлтыми, золотистыми; так и клонятся на ветру спелым колосом.

А на сочных лугах затеяло Лето весёлый сенокос: в душистые копны сена улеглись полевые цветы, запрятали в зелёный ворох травы свои разноцветные головки и задремали там.

Зелёные копны сена в лугах; золотые поля хлебов; румяные яблоки, груши в саду… Хороша картина Жаркого Лета! Можно её и Красному Солнышку показать.

Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, смотрит, любуется. Ярко, радостно всё кругом. Так и не отводило бы глаз от сочной зелени тёмного леса, от золотистых полей, от синей глади рек и озёр. Любуется Солнышко месяц, другой. Хорошо нарисовано!

Только вот беда: день ото дня листва на кустах и деревьях тускнеет, вянет, и вся картина Жаркого Лета становится не такой уже сочной. Видно, приходит пора уступать своё место другому художнику. Как-то справится он со своей работой? Нелегко ему будет нарисовать картину лучше тех, что уже показали Солнышку Зимушка-Зима, Весна-Красна и Жаркое Лето.

Осень

Но Осень и не думает унывать.

Для своей работы взяла она самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток... А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы — лебеди; летят, машут крыльями, словно платками, шлют прощальный привет родным местам.

Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука — в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу — сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут, к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

Спешит, торопится Осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листвы. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее.

Довольна Осень своей работой, можно её и Красному Солнышку показать.

Выглянуло Солнышко из-за сизой тучки, и под его ласковым взглядом сразу повеселела, заулыбалась хмурая картина Осени.

Словно золотые монетки, заблестели на голых сучьях последние листья берёз. Ещё синее стала река, окаймлённая жёлтыми камышами, ещё прозрачней и шире — заречные дали, ещё бескрайней — просторы родной земли.

Смотрит Красное Солнышко, глаз оторвать не может. Чудесная получилась картина, только кажется, будто что-то в ней не закончено, будто ждут чего-то притихшие, омытые осенним дождём поля и леса. Ждут не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придёт новый художник и оденет их в белый пушистый убор.

А художник этот уже недалеко. Уже настаёт черёд Зимушке-Зиме новую картину писать.

Так и трудятся по очереди четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето и Осень. И у каждого из них по-своему хорошо получается. Никак Солнышко не решит, чья же картина лучше. Кто наряднее разукрасил поля, леса и луга? Что красивее: белый сверкающий снег или пёстрый ковёр весенних цветов, сочная зелень Лета или жёлтые, золотистые краски Осени?

А может быть, всё хорошо по-своему? Если так, тогда волшебникам-живописцам и спорить не о чем; пусть себе каждый из них рисует картину в свой черёд. А мы посмотрим на их работу да полюбуемся.

Татьяна Турусова
Конспект НОД по сказке Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима» с использованием технологии продуктивного чтения

Сказка Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима»

Цель. Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима». Формировать у детей навык воспринимать литературный текст, осмысливать события сказки.

Задачи:

Учить внимательно вслушиваться в литературный текст, понимать смысл сказки.

Учить детей подбирать и применять в речи образные выражения.

Обогащать знания детей о зиме и зимних явлениях.

Развивать умения предполагать, прогнозировать содержание текста до чтения по иллюстрации, музыке.

Развивать пантомимические навыки, учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов.

Формировать связную речь детей.

Воспитывать грамотного читателя, размышляющего над замыслом автора; читателя делающего свои собственные выводы.

Оборудование: фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей; аудиозапись цикла П. И. Чайковского «Времена года. Зима»; шапочки-маски, волшебная палочка, разноцветные султанчики.

Используемые методы и приемы:

словесные: речевое пояснение, вопросы к детям, интонации, логические ударения, паузы.

практические: игра-драматизация.

наглядные: показ фотоиллюстраций, мимика, жесты, использование ТСО. Метод оживления детских эмоций с помощью музыки.

Словарь: чародейка, нахлобучила, краше.

Ход занятия

Работа с текстом до чтения (антиципация)

Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Зима»

Воспитатель: Дети у нас сегодня необычное занятие. Я вас приглашаю, не выходя из группы, совершить прогулку в прекрасный, волшебный мир природы.

Послушайте эту удивительную музыку. Её сочинил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Эта музыка из цикла «Времена года». Какому времени года посвящена музыка? Какая музыка по характеру? Что вы представляете, слушая её? И вот сейчас посмотрим фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей.

Все картинки разные, но все они о зиме. Зиму, ребята, можно изобразить не только на картине, но и словами. Сегодня, ребята, я предлагаю вам послушать сказку Георгия Алексеевича Скребицкого «Четыре художника. Зима».

Часть 2

Комментированное чтение

Четыре художника. Зима

Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. (А почему это произошло)

Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит. (Что она делает)

Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть. А вон меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: (А почему зайке серенькому плохо зимой) на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.

«Одену-ка я косого в белую шубку,- решила Зима,- тогда уж его на снегу не скоро заметишь».

А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплее нарядить.

Чудесную шубку припасла ей Зима, просто диво: (Какого цвета шубка у лисы зимой) вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.

Заглянула Зима в лес. «Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!» (Как зима может разукрасить лес)

Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.

А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.

И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.

Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. (Чьи следы можно увидеть зимой в лесу) Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади - один за другим - два маленьких; и лисий - будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать (Почему нет медвежьего следа) , да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться - из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки Зимы. Можно её и Солнышку показать.

Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится. (Что происходит, когда зимой солнышко начинает светить)

Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.

Физминутка «Потрудились - отдохнём»

Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Часть 3

Обсуждение прочитанного.

Беседа с детьми о содержании прочитанного.

Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ?

Как позаботилась Зима о животных?

Снег зимой бывает разным. Вы согласны с этим? Подумайте, каким бывает снег в ясный морозный день.

Каким становится снег, когда начинается оттепель?

Как вы думаете, почему снег под солнечными лучами из белоснежного превратился в разноцветный?

Попробуйте рассказать, что в зимней природе вам нравится больше всего.

Часть 4

Воспроизведение текста.

Этюды на выражение эмоций и движений.

Воспитатель предлагает детям изобразить действующих лиц сказки в разных ее эпизодах. Давайте представим, что с помощью волшебной палочки мы можем попасть в эту сказку.

Представьте себе Зиму, которая ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам.

Покажите, как серый зайчишка крадется меж кустов.

Покажите Лису Патрикеевну в новой шубке.

Вспомните, как Зима обрядила сосны и ели. Как автор назвал в сказке деревья? Покажите, как стоят лесные богатыри. А как можно изобразить кустики и молоденькие деревца?

Каким узором расписала Зима снег? Давайте пройдем по лисьему следу.

Как можно показать, что снега вспыхнули, засветились, заискрились?

Итог

О чем эта сказка? (о зиме)

Кто ее написал? (Г. Скребицкий)

Вот поэтому Георгий Алексеевич Скребицкий написал такую красивую сказку, в которой он рисует картины природы, учит наблюдать за природой, видеть и понимать её красоту.

1. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима» - М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Чиндилова, О. В. Чтение художественной литературы дошкольниками: подходы к пониманию и формы реализации. – Дошкольное воспитание. – 2011. – №1. – С. 59 – 61.

Публикации по теме:

Формирование типа правильной читательской деятельности дошкольника с использованием технологии продуктивного чтения (слайд №2) Свое выступления мне хотелось бы начать со слов Альберта Эйнштейна: «Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки.

Возрастная группа: 3 – 4 года Тема: «Сказка за сказкой» Цель: обобщить знания детей по теме комплексно-тематического плана «В гостях у сказки».

Конспект непосредственной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего возраста Тема НОД: В гости в сказочную страну. Возраст детей: 4-5лет. Цель: формирование познавательного интереса к литературному жанру «сказка».

Конспект НОД для детей 3–4 лет по образовательной области «Речевое развитие» в форме занятия-путешествия «Спешим на помощь» Цель: развитие связной речи детей 3-4 лет с ОНР посредством обучения совместному со взрослым пересказу текста знакомой сказки. Задачи:.

«Домашние животные». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (первая младшая группа) Программное содержание: Образовательные задачи: Познакомить детей с домашними животными и их детенышами (корова – теленок, коза – козленок,.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Пересказ рассказа Н. Д. Калининой «Про снежный колобок» МАДОУ ЦРР№2 «Дельфин» Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» (старший.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» для второй младшей группы «Зайка-попрыгайка» Программное содержание:: 1. Продолжать учить детей составлять короткий рассказ с помощью воспитателя; заклеивать бумажную заготовку на лист.

«Белоснежная зима». Конспект открытой образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Программные задачи: Учить детей сравнивать времена года, отмечая характерные признаки каждого, развивать связную речь, активизация и обогащение.

Конспект занятия «Транспорт» по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе Цель: закреплять знания о видах транспорта, действия, которые они совершают и активизировать словарный запас по теме «Транспорт» Задачи:.

Конспекта НОД по образовательной области речевое развитие МБДОУ Одоевский детский сад №1 общеразвивающего вида. Воспитатель: Ван. О. Н. Тема НОД: Рассказывание по игрушке. Цель: создавать условия.

Библиотека изображений:

Белоножко Виктория Викторовна,

воспитатель, МКДОУ "Д/с № 4" п. Первомайский, Челябинская область

Инновационные формы работы с родителями

СКАЧАТЬ (с картинками)

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и детям.

«Дошкольное детство» -уникальный период в жизни человека, в то же время это период, в течении которого ребенок полностью зависит от окружающих его взрослых -родителей, педагогов.

В основе взаимодействия семьи и дошкольной организации лежит идея о том, что за воспитание детей лежит ответственность на родителях, а все другие социальные институты призваны помочь, дополнить их воспитательную деятельность.

Многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных организаций, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов .

Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции, свои методы воспитания.

Для того, чтобы эффективно спланировать работу с родителями, необходимо начать с анализа социального состава родителей, их настроя, и ожидания от пребывания ребенка в детском саду.

Таким образом, работа с родителями, это:

Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

Это учет индивидуальности ребенка;

Это укрепление внутри семейных связей;

Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье .

Анализ практики работы ДОО выявил два вида форм совместной работы:

Совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет.

Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории .

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с ДОО является родительское собрание. Родительские собрания могут быть:

Организационными;

Текущими или тематическими;

Итоговыми.

Родительское собрание закономерно считается в среде педагогов не менее сложным «жанром», чем занятие или воспитательная работа.

Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, педагоги и родители - для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Для подготовки к родительскому собранию воспитатель может воспользоваться Интернет ресурсом для подготовки анкет для родителей.

Создаем анкету

Новый опрос

Редактируем анкету

Проведение родительских собраний налагает большую ответственность на педагога на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания, поэтому использование Интернет ресурса будет для воспитателя огромной помощью.

Время идет вперед и поэтому, некоторые традиционные формы работы с родителями постепенно теряют свою актуальность. На смену им приходят современные практичные, мобильные и эффективные формы работы с родителями, не требующие у родителей больших временных затрат. Это формы работы с родителями, которые базируются на использовании персонального компьютера и сети интернет: электронная почта, сайт группы или детского сада, сообщества в социальной сети.

Сегодня выход в интернет имеет практически каждый человек, у всех активных пользователей есть бесплатный адрес электронной почты, например на Mail.ru или Яндекс. Используя электронную почту мы получаем массу преимуществ.

Работа с родителями через электронную почту может осуществляться в двух вариантах: воспитатель делает рассылку по всем адресам, или создается общий почтовый адрес, доступ к которому имеет как воспитатель, так и родители.

С письмами, отправленными на общий электронный адрес, знакомятся сразу все родители, письма не теряются; родители могут задавать вопросы и видеть все ответы на них. Электронная почта служит важным инструментом того, чтобы информация доносилась быстро и «всем сразу».

Сайт группы -это еще одна форма с родителями через Интернет.

Сайт позволяет выкладывать на всеобщее обозрение большое количество разнообразной информации. Важно продуманно создать вкладки на сайте, например: домашнее задание, фотоальбом, информация о группе; для того, чтобы родители успевали следить за работой сайта, необходимо обновлять информацию в определенное время. Сайт более информативен, не требует много времени, работает по принципу «открыл и посмотрел»

«Одноклассники» или «Вконтакте» -социальная сеть, которая создана для общения между людьми во всемирной паутине: наличие аудиохостинга, наличие групп по интересам, можно создать свою группу, которую можно наполнить интересным материалом, а также пригласить в неё других пользователей; необходимо приобщить родителей к такой форме взаимодействия.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дает положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из родителей стали активными помощниками воспитателей. Благодаря участию родителей в педагогическом процессе, у детей формируется чувство гордости за своих близких, повысилась самооценка; родители приобрели опыт педагогического сотрудничества.

Список литературы:

  1. Антонова Т.В. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества [Текст] Т.В.Антонова, Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, Н.А. Разгонова // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. - М.: МГУ, 2005. С. 112-118.
  2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей [Текст] / Е.П.Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2004. №9. С. 52-58.
  3. Детский сад и семья — рука об руку [Текст] / Под ред. А.П. Халиповой. - М.: Педагогика, 2008. - 231 с.
  4. Семичев Даниил. Методические рекомендации по использованию ИКТ в работе с родителями [Текст] / Сборник методических рекомендаций для работников дошкольного образования. -Москва.2015-46 с.
  5. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. Пособие [Текст] / А.Н. Ганичева, Т.В.Кротова - М.: ТЦ Сфера, 2011.

Наталья Шапочанская
Инновационные методы работы с родителями в ДОУ

Подготовила

Шапочанская Наталья Сергеевна

воспитатель МБДОУ детского сада №37

г. Новочеркасска

В современном обществе постепенно устанавливается принципиально новый подход к работе с родителями , где ведущими субъектами становятся сами родители . Мне хотелось бы представить некоторые инновационные формы работы с семьёй в детском саду.

В настоящее время обозначается целый ряд проблем, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи.

1. Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. «Я работаю , у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием», - это мнение можно услышать и сегодня.

2. Неразрешимые пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен» .

3. Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены , воспитанием в детском саду, и после посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, а детский сад посещают от случая к случаю.

4. Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому часто родители глухи к советам , просьбам воспитателей, не идут на контакт. Родители выступают сторонними наблюдателями, т. е. безразличными.

5. Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие ДОУ, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя, таким образом, «социальный заказ» . Но и здесь возникает проблема : такой «социальный заказ» ограничен музыкой, танцами, иностранным языком; это скорее дань моде : а не «социальный заказ» .

6. Родители и педагоги часто чувствуют себя не единомышленниками, сотрудниками, а скорее оппонентами, не всегда понимающими друг друга.

7. В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей и родители стали требовать от воспитателей обеспечить подготовку детей к школе, понимая это как умение писать, читать, считать. При этом звучат слова родителей : «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками - играми, готовьте его к школе». Их совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания родители считают лишними .

8. Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.

Выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов . Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу.

В детском саду проводятся формы взаимодействия, в которых участвуют все родители , но степень активности здесь весьма разная, хотя для нас важно само их участие в этих формах.

К ним относятся :

Родительские собрания .

Родительские конференции .

Дни открытых дверей.

Ежедневный непосредственный контакт с родителями , во время приёма и ухода детей.

Участие родителей в мероприятиях группы и детского сада (развлечения, конкурсы, утренники, спектакли и т. д.) .

Индивидуальная консультация.

Для более эффективной работы с родителями необходимо расширить рамки нашего сотрудничества и организовать данное взаимодействие в неформальной обстановке с применением инновационных форм :

2. Исследование

3. Социально – педагогический тренинг

4. Психологический тренинг (игра)

5. Диагностика

6. Конференция

7. Консультативный пункт

8. Организация работы семейных клубов по интересам;

9. Дни открытых дверей;

10. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта;

11. Организация встреч с родителями в форме дискуссий ;

12. Семинары –практикумы;

13. Диспуты;

14. Круглый стол;

15. Тренинг;

16. Обмен опытом семейного воспитания;

17. Организация совместной деятельности детей и родителей .

1. Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей , но и самих педагогов.

Темы встречи могут быть различными. Беседу начинают активисты – родители , затем в нее включаются психолог, врач, воспитатели, остальные родители . Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то , что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

2. Онлайн общение с родителями посредством интернет сайта.

Помогает познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам .

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми , платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами.

3. Лекция – изложение какой-то темы. Лекции могут быть организованы на самые различные темы по воспитанию детей.

Лекционная форма родителями не воспринимается .

4. Психологический тренинг.

В начале встречи попросить родителей заполнить анкету , сделать короткое выступление, обосновывающее актуальность темы тренинга.

Родителям даётся задание , высказывания записываются на доске, в завершение делается резюме.

5. Дискуссии.

Цель : рассматривание проблемы с разных сторон (позиций) ; выбор оптимального варианта - решения.

Партнерами становятся две группы родителей , расположившиеся друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссии предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против» . В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию : например, одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую прелюдное наказание ребёнка, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость наказания. После того, как предложен вопрос для обсуждения, участники поочередно высказываются по предложенному вопросу.

На первом этапе работы группы прорабатывают предоставленные в их распоряжение материалы, поддерживающие ту или иную точку зрения, затем излагают их и пытаются убедить друг друга в справедливости своей позиции. На втором этапе задача каждой группы меняется на противоположную. Каждая группа отстаивает теперь точку зрения недавних оппонентов. Воспитатель следит за тем, чтобы группы не повторялись в своей аргументации, а находили новые аспекты, оттенки, нюансы, доводы, развивающие защищаемую позицию. Намеренная смена позиций выполняет очень важную функцию – она способствует развитию гибкости в споре, умения посмотреть на ситуацию глазами оппонента, взвесить все «за» и «против» , прежде чем будет принято решение. Наконец, на третьем этапе обе группы ищут согласованную позицию, объединяя все имеющиеся сведения.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей , воспитатель поддерживает ход, подводит итог дискуссии.

Важно иметь в виду форму дискуссии :

Круглый стол – самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

Симпозиум – обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

Дебаты – обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды;

6. Конференция – итоговая форма работы с родителями . Она проводится, как правило, один раз в год. Её цель – обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению.

Проведению конференций предшествует разносторонняя подготовительная работа .

Обсудить с педагогами детского сада и представителями родительского комитета целесообразность предложенной темы. Наметить оргкомитет по подготовке к конференции.

Выделить ответственных за подготовку выступлений педагогов и родителей , ответственных за подготовку выставки, организацию консультаций, оформлении помещения, культурную программу (выступление детей, персонала детского сада, родителей ) .

Разработать обращение к родителям .

7. Семинары-практикумы

Практическое занятие по какому-то вопросу.

Например, практикум «Возможности семьи в речевом развитии ребенка» .

Предложить родителям обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

2. Общение ребёнка со сверстниками.

3. Строение артикуляционного аппарата.

4. Речь взрослых – образец.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Чтение детям художественной литературы.

7. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Задание родителям .

Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.

Предложить родителям познакомиться с содержанием раздела программы по развитию речи. Дать прослушать аудиозапись с высказываниями детей, сделанную в начале учебного года до занятий. Спросить, какие ощущения возникали у родителей , когда они узнавали голос своего ребенка, слышали его речь?

На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях.

8. Дни открытых дверей.

Организуется 2 раза в год. В эти дни родители могут посетить режимные моменты, занятия.

Предполагает спор, столкновение различных, иногда противоречивых точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы.

Законы диспута.

Свободный обмен мнениями

Все активны и равны

Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен

Говори, что думаешь, и думай, что говоришь

Главное - факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются

Острое, меткое слово приветствуется

Перешептывания на месте и шутки неуместны.

К нетрадиционным формам работы с родителями относятся : устные журналы, родительские гостиные , клубы по интересам, библиотека компьютерных игр, совместное творчество родителей , детей и педагогов.

Нельзя забывать о роли наглядной пропаганды в повышении педагогической культуры родителей .

Эффективной формой работы с родителями являются тематические выставки. На выставке используются разные материалы : книги, детские рисунки, самодельные игрушки, высказывания детей, фотографии и т. д.

Правильное сочетание всех форм работы с родителями (традиционные, нетрадиционные, наглядная пропаганда способствуют повышению теоретических знаний родителей , побуждают их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада.

Использование разнообразных форм работы с родителями даст определенный результат :

- родители станут активно участвовать в жизни детского сада,

Станут верными помощниками воспитателей

Все это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности воспитательно - образовательной среды.