Формы для изделий из гипса

Формы для гипсовых изделий могут быть гипсовыми, эластичными клеевыми и формопластовыми, силиконовыми, комбинированными, цементными, бетонными, деревянными, металлическими и даже из пенопласта.
Гипсовые формы (черновые) делают, как правило, с мягких моделей и используют только для получения одной гипсовой отливки, после чего форму расколачивают.
Эластичные формы снимают преимущественно с твердых моделей в тех случаях, когда требуется передать все мельчайшие ажурные детали модели.
Комбинированные формы сочетают в себе эластичные и гипсовые кусковые формы. Формы делаются открытым или закрытым способом.

Изготовление формы :
Простейшая небольшая форма для поделок из гипса готовится следующим образом. В небольшой короб (картонную коробочку) наливается гипсовый раствор слоем около 1 см. Короб нужен, для того чтобы гипс не растекался. Когда он затвердеет, на этот слой укладывается предварительно смазанная маслом или вазелином модель.
Затем короб с моделью заполняется до середины модели гипсом - получится нижняя часть формы. Чтобы половинки форм было удобно потом совмещать, делаются специальные «замки», для чего на полузатвердевшей нижней половине формы вырезаются на небольшую глубину углы. Застывшую половину формы вместе с моделью следует тщательно смазать маслом или вазелином. Теперь свежим гипсовым раствором окончательно заливаете модель примерно выше уровня модели на 2 см.
Когда форма затвердеет, но еще не окончательно просохнет, половинки с помощью тонкого ножа (лезвия) следует разъединить. В форме необходимо ножом вырезать литейник в виде воронки, доходящей до самой модели. Модель убирается. Половинки форм готовы.
Чтобы отлить копию модели, половинки форм смазываются маслом или вазелином, плотно прижимаются друг к другу (помогают в этом «замки»), можно стыки обмазать пластилином, через литейник в образовавшуюся полость заливается подготовленный гипсовый раствор. После затвердения гипса, форма разъединяется, и копия модели осторожно извлекается.

Гипсовые изделия для отделки внутренних помещений зданий отливают главным образом в эластичных формах, разновидностью которых являются клеевые (желатиновые). Клей (желатин) благодаря своей эластичности позволяет снимать форму с модели любой сложности. При хорошем уходе за формой в ней можно сделать до 60 отливок. Эти формы удобны также тем, что в отличие от гипсовых форм позволяют не зачищать швы на отливке, кроме бокового шва.

Клеевые формы делают из желатина или столярного клея открытым или закрытым способом. Сначала готовят клей. Желатин (7 кг) заливают теплой водой (0,5 л) и выдерживают 20-30 минут, пока он разбухнет. Плитку столярного клея разбивают молотком на мелкие куски и вымачивают их в течение суток в воде, меняя ее 2-3 раза, затем, добавив 1,5 л горячей воды, варят на водяной бане до готовности. Клееварка должна быть плотно закрыта крышкой. В конце варки добавляют 300 мл воды и 500 г технического глицерина.

Клеевую форму открытым способом готовят следующим образом . Модель раствором гипса прикрепляют к гипсовой плите, вокруг нее устанавливают деревянные бруски-бортики с небольшим наклоном внутрь. Модель, плиту и бортики покрывают 1-2 раза лаком. Когда лак подсохнет, смазывают смазкой и оставляют на 12 часов. Затем модель обливают клеем (посуду с ним держат над моделью в 10 мм). Через сутки убирают бортики, с модели снимают клеевую форму. На форму слоем не более 3 см наносится гипсовый раствор – получится кожух, верх которого делают плоским, чтобы его можно было поставить на стол при изготовлении отливок. Через час кожух снимают с формы. На нем останутся два «замка» в виде выпуклостей там, где были вырезаны предварительно углубления-метки на форме (как при изготовлении гипсовой формы). Затем кожух внутри 2-3 раза покрывают лаком, чтобы форма плотно лежала в нем. Саму форму обезжиривают тальком, квасцами или формалином.

Клеевая форма закрытым способом . Сначала подготавливается модель. Модель из мрамора, кости, дерева, бронзы предварительно следует покрыть густой мыльной пеной, хрупкое изделие, например, из терракоты, - обернуть фольгой, обычную модель накрывают кусочками влажной бумаги. Подготовленную модель облепливают глиной слоем в 1 см, хорошо выравнивают ее поверхность, покрывают стеариновой смазкой и делают в глине углубления-метки для фиксации кожуха. Затем модель сверху заливается гипсовым раствором - это и будет кожух. Через час кожух можно снять, внутри его следует покрыть шеллачным лаком.
В самых высоких местах кожуха просверливают одно отверстие (суженное наружу) диаметром 4-5 мм для воронки, и второе диаметром 3-4 мм для выхода воздуха. Затем модель (уже без глины) накрывается кожухом и в пространство между кожухом и моделью через воронку заливается клей (при температуре 55°С). Этот слой клея и образует форму. Через сутки кожух снимают, а форму разрезают специальным ножом (на конце лезвия ножа есть изгиб под углом 120°), на одной стороне формы получается углубление, на другой - выпуклость, что предохраняет части формы от сдвига при изготовлении уже самой копии модели.
Для того чтобы не испортить форму от воздействия воздуха и влаги, ее следует задубить 10%-ным раствором алюмокалиевых квасцов (можно крепким отваром дубовых орешков или ивовой коры). Перед отливкой модель обязательно покрывается внутри смазкой.

В последнее время наибольшей популярностью пользуются формы из формопласта . Они водоустойчивее и эластичнее по сравнению с клеевыми, не усыхают, дольше сохраняют гибкость и эластичность, что позволяет делать в ней до 400 и более отливок, четко воспринимают все мелкие детали модели и точно передают их на отливках.
Формопластовые формы не требуют дубления и смазки, в результате чего сокращается время изготовления отливка, повышается оборачиваемость форм. Но изготовление формопластовых форм имеет один недостаток - формопласт при нагревании выделяет резко пахнущий и вредный газ.
Сначала перед отливкой формы модель подготавливается. Одни модели из твердых материалов очищаются от разных жировых покрытий, краски, лака с помощью растворителя, ацетона или жидкости для снятия красок. Другие модели (фарфоровые) смазываются кипяченым растительным маслом и нагреваются до температуры 40°С. Хорошо просушенную модель из гипса с помощью кисти два раза пропитывают горячей натуральной олифой, в которую добавляют 5-10% канифоли. Олифа заполняет поры гипса. Если при этом на модели образовалась пленка, ее размывают скипидаром с помощью кисти, модель просушивают, чтобы скипидар улетучился, а затем вновь пропитывают смесью олифы и канифоли.

Из формопласта также можно изготовить формы открытым или закрытым способом.
Закрытая форма из формопласта готовится в два этапа по аналогии с клеевой. Сначала делается кожух, а затем уже отливается сама форма. Подготовленную модель устанавливают на подставку, облепляют глиной толщиной в 2 см, наверху долепливают небольшую трубу (длиной 5 см и диаметром до 2 см), устраивают «замки» и наливают кожух толщиной 3 см (аналогично описанному выше).
Затем снимают кожух с модели снизу вверх и, выполнив необходимые подготовительные операции, снова надевают кожух на чистую модель (модель должна быть влажной, но без капель воды). В пространство между моделью и кожухом через воронку вливается расплавленный формопласт. Температура наливаемого формопласта должна быть 125-128°С. При заливке формопласта более низкой температуры форма будет расслаиваться. Наливая на модель формопласт, струю направляют на наиболее высокую часть рельефа, чтобы масса постепенно и равномерно растекалась по всей модели. Как только форма остынет до 60°С, ее снимают с модели. При снятии формы с крупных бюстов форму и кожух на модель делают из двух половин, то есть разъемными, так как целый кожух трудно снять с крупной модели.

Силиконовая форма . Делается контейнер для заливки из любого жесткого материала (стеклопластик, ДСП, деревянные дощечки и т. п.). В контейнере не должно быть щелей, поэтому все части обечайки соединяются клеем. Можно просто взять подходящую по размеру емкость (например, ящик). Берется скульптурный незатвердевающий пластилин (нельзя брать детский пластилин - он очень липкий, от него трудно будет очистить модель), равномерно укладывается почти до половины контейнера. Поверхность пластилина должна быть гладкой, без щелей.
В пластилин вдавливается модель. Вокруг в пластилине карандашом делаются несколько дырочек - «замки», чтобы при изготовлении отливки в последующем не происходило смещение частей формы.
Теперь измеряется необходимый объем формообразующего материала. Для этого насыпается в контейнер сыпучий материал, который потом высыпается в мерную емкость. Поверхность модели смазывается разделительной смазкой. Для силиконовой формы нельзя использовать силиконовую смазку, используют жировую, восковую смазку или мыльный раствор. Компоненты формовочной массы смешиваются по инструкции и медленно тонкой струйкой заливаются по контуру обечайки, чтобы не появились пузыри. После отверждения верхней части формы аккуратно удаляется пластилин, снова смазывается поверхность модели и формы, включая замки. Готовится формовочный материал и заливается вторая часть формы. После полного отверждения второй части форма разнимается и модель извлекается. Форма готова.

Наиболее распространенными эластичными формами для отливки сложнопрофилированной скульптуры из гипса являются формы из формопласта. В некоторых случаях формы из этого материала могут быть успешно заменены клеевыми формами, приготовленными из технического желатина или качественного плиточного столярного клея.

Наиболее качественные клеевые формы получаются из технического (гранулированного) желатина. Для приготовления клея желатин предварительно увлажняется водой для набухания. Процесс набухания желатина происходит в течение 25-30 мин. при тщательном его перемешивании. Так, на 7 кг желатина для его увлажнения берется 0,5 л теплой воды. В дальнейшем количество добавляемой воды берется также в минимальных количествах, так как процесс приготовления клея происходит только за счет образующегося пара между гранулами желатина. При набухании желатин увеличится в объеме, но при нагреве снова займет почти прежний объем.

Применяя столярный клей (для чего берут клей высших сортов) взамен желатина, плитки клея раздробляют и замачивают в течение суток (вода меняется 2-3 раза), при этом количество поглощенной столярным клеем воды будет достаточным для первой стадии его варки.

Клей варят на водяной бане, используя для этого достаточно мощный источник тепла, например газ, мощную электроплитку (800- 1000 ватт) или два больших кипятильника, опущенных в водяную баню.

Клей, нагреваемый на водяной бане, размягчается очень медленно, температура клея должна быть около 70° С. При нагревании клея клееварка (например ведро) должна быть плотно закрыта крышкой с тем, чтобы потери образующегося пара в клееварке были минимальными. В процессе нагревания клея на водяной бане небольшими порциями добавляется горячая вода для компенсации испаряющейся.

Процесс варки клея за счет парообразования довольно длительный и происходит более 7 часов. За это время в клееварку добавляется до 1,5 л воды (исходя из 7 кг желатина). Одновременно добавляется горячая вода и в водяную баню, дополняя выкипающую в процессе нагрева.

Время приготовления клея зависит от мощности источника тепла и количества приготовляемого клея.

После полного разжижения желатина или столярного клея и превращения его в однородную массу (типа густой сметаны) в клей добавляется еще 250-300 см 3 воды, при этом клей тщательно перемешивается и в него вместе с водой добавляется в качестве пластификатора 500-600 г технического глицерина.

Для предотвращения образования грибка и гниения клеевой формы при ее хранении в клей добавляют 50 г антисептика, например пентохлорфенолята натрия или фенола.

Готовым клеем заливают подготовленную в соответствующем кожухе модель. Заливку клея производят через достаточно широкую воронку, согнутую из жести. Клей должен заполнять пространство между кожухом и моделью достаточно быстро. При этом в верхней части кожуха должны быть предусмотрены отверстия для выхода воздуха в процессе заливки клея.

После остывания клея и его отвердения кожух снимают с модели примерно через 12-15 часов (время остывания и отвердения клея зависит от залитого объема клея).

Клеем заливают гипсовую модель, покрытую шеллачным лаком. Несколько остуженным клеем (до температуры 50-55°С) можно заливать и пластилиновую модель, выполненную из твердого пластилина (марки "Т"), покрытую шеллачным лаком и смоченную водой * .

* (Клеем лучше всего заливать охлажденный в холодильнике пластилин. )

Попутно отметим, что в клеевую форму можно заливать и формовочный воск * , но температура воска не должна быть выше 52-54°С, при этом воск заливается в форму, смоченную водой. Форма быстро "окатывается" воском, а излишек воска немедленно выливается из формы с тем, чтобы внутри формы не было толстых и горячих масс воска, могущих повредить клеевую форму.

* (Формовочный воск состоит из 50% натурального воска, 25% парафина, 25% стеарина. )

После снятия кожуха клеевая форма разрезается (например на две половины) на залитой модели. Разрез формы производят специальным ножом, имеющим на конце лезвия изгиб в форме угла (угол примерно равен 120°). Разрез формы таким "угловым" ножом дает возможность получить замок, называемый "ремнем", создающий на одной стороне формы углубление, а на другой выпуклость, что не допускает сдвига половин клеевой формы, находящейся в гипсовом кожухе.

Количество отливок в такой клеевой форме можно получить от 30 до 50. Многое зависит от аккуратного обращения с формой и от времени года (температуры и влажности воздуха) и т. п.

Для предотвращения влияния влажности воздуха и воды при заливке гипса клеевые формы следует после изготовления задубливать, смазывая их (2-3 раза) десятипроцентным раствором алюмокалиевых квасцов.

Практика показала, что в летние месяцы можно сделать без повреждения форм до тридцати гипсовых отливок, а в холодное время года до пятидесяти. Клеевые формы следует хранить в сухом прохладном месте упакованными в полиэтиленовые мешки.

При использовании старых форм для варки клея следует значительно уменьшать потребное количество воды, необходимой для образования пара, учитывая, что использованные формы уже содержат некоторое количество воды.

желатиновые формы

Клеевые или желатиновые формы, пришедшие в негодность, переплавляют, разрезая их на мелкие куски. Переплавку клея надо выполнять не более 10 раз. При большем числе переплавок масса сильно загрязняется смазкой, дубящими веществами, добавками и теряет свою эластичность. При переплавке старых форм дубленую пленку рекомендуется срезать слоем толщиной 1...1,5 мм, так как она не плавится.

Если в процессе многократной плавки клей или желатин загустеет, его разбавляют водой, добавляя ее столько, чтобы не разжижить клей. Клей от переплавки теряет эластичность и чтобы ее повысить, в клей добавляют глицерин - 1...2 стакана на ведро.

От частой переплавки в клеевой или желатиновой массе образуются комки, которые не растворяются даже при длительном кипячении. Чтобы удалить эти комки, необходимо сваренную горячую массу процедить через сито с не менее чем 100 отверстиями на 1 см2. Сито должно быть металлическое, желательно медное, которое не ржавеет и дольше служит.

В случае невозможности использовать клеевые формы их очищают от смазки и огрубевшей пленки, нарезают мелкими кусками, сушат и хранят в сухом месте.

С желатиновой формы можно получить около 100 качественных отливок или изделий средней сложности. С формы из мездрового клея получается в 3...4 раза меньше отливок, а из костного клея - меньше в 6...7 раз.

Однако клеевые формы имеют много отрицательных свойств: начинают плавиться от нагревающегося гипса, размокают от цементных изделий, высыхают от сквозных ветров, коробятся и т. д., но главное - недолговечны. Поэтому был изыскан специальный материал, который заменил клеевые формы, долговечный, не разрушающийся от сырости и не коробящийся - это формопласт.

36. Приготовление растворов для дубления клеевых форм

Для предохранения клеевых и желатиновых форм от разрушения водой и нагревающимся при отливке изделий гипсовым раствором, а также для придания формам долговечности их закрепляют, т. е. дубят. В процессе дубления мельчайшие поры клея стягиваются и на его поверхности образуется плотная пленка. Еще раз напоминаем, что дубленые формы выдерживают в 2...3 раза больше отливок, чем недубленые. Для дубления в основном применяют квасцы и формалин.

Квасцы перед употреблением для приготовления из них раствора растворяют в воде. Чтобы они быстрее растворились, квасцы растирают в порошок. Раствор квасцов приготовляют так: в металлическую или эмалированную посуду наливают 1 л горячей воды и насыпают туда 300...400 г квасцов. Посуду держат на огне до тех пор, пока квасцы не растворятся и раствор не закипит. Полученный раствор охлаждают и применяют только в холодном виде. Горячий раствор для дубления непригоден, так как может расплавиться лицевая сторона формы. Хранят раствор в закрытой посуде.

Формалин обладает хорошими дубильными свойствами для животных клеев. Клей, покрытый раствором формалина, не растворяется в воде и становится теплостойким. Дубить формы формалином рекомендуется в случаях, когда гипс при схватывании развивает повышенную температуру. Для дубления применяют раствор формалина 30-40%ной крепости. Если раствор формалина 100%ный, то для приготовления из него 30...40%ного на 1 ч. формалина вливают 2,5.. .3 ч. воды. Хранят формалин в стеклянной посуде с плотно закрытой пробкой.

С каждым годом любителей спиннинговой ловли становится все больше, это приводит к росту загрязнения водоемов приманками, особую опасность представляют силиконовые приманки, которые сегодня такие модные. Все дело в том, что при попадании части такой приманки в организм рыбы, она не может ее переварить и может погибнуть. Также силикон могут съедать птицы, и это также может стать причиной их погибели. Помимо всего прочего масса приманок остается лежать на дне, ведь вероятность зацепиться крючком за корягу или прочие подводное препятствие довольно велика.

Одним автором был предложен самодельный вариант изготовления экологически чистых приманок. Их главная особенность заключается в том, что через определенное время нахождения в воде они полностью растворяются. Конечно, состав для их изготовления еще пока не идеален, но идея уже заслуживает внимания.

Материалы и инструменты для изготовления приманок:
- пару пакетов желатина;
- вода;
- таблетки рыбьего жира;
- краситель;
- мисочка для размешивая смеси и плита;
- форма для литья приманок;
- столовая ложка и другие мелочи.







Процесс изготовления приманок:

Шаг первый. Смешивание ингредиентов

Для создания смеси понадобится взять 3/4 стакана воды и налить в небольшую кастрюлю. Если в качестве ароматизатора будет использоваться рыбий жир, то нужно проколоть булавкой или иголкой капсулу и выдавить содержимое в кастрюлю. Далее в кастрюлю нужно насыпать четыре пакетика желатина.



Чтобы желатин растворился, кастрюлю нужно поставить на плиту и включить самое маленькое пламя. По мере нагревания желатин нужно размешивать, в итоге должна получиться равномерная масса. По словам автора, на это уходят порядка двух минут. После этого в желатин можно добавлять краситель.




















Шаг второй. Отливаем приманки
На следующем этапе изготовленная смесь заливается пресс-форму. Ее можно изготовить из гипса. После этого форма помещается в морозильную камеру, теперь лишь остается подождать, пока желатин застынет. На застывание уходит порядка 15-ти минут, после этого приманки извлекают и можно отливать новую партию. Для более простого извлечения, формы можно смазать подсолнечным маслом или жиром.











Шаг третий. Простой способ изготовления червей
Если нужно изготовить много приманок в виде червей, то для этих целей не обязательно использовать пресс-форму. Можно использовать трубочки, из которых пьют напитки. Их нужно нарезать так, как указано на фото, и затем установить в какой-то емкости. После этого в трубочки наливается желатин. Впоследствии все это дело опять же отправляется в морозильную камеру. Затем лишь останется извлечь желатин из трубочек и съедобные резиновые черви готовы. Их можно нарезать до нужной длины при необходимости, ну и сделать надрезы по телу для лучшей гибкости.











Шаг четвертый. Проверка приманок, их преимущества и недостатки перед силиконом
Пожалуй, самым главным преимуществом таких приманок является их дешевизна. Такие приманки может изготовить любой у себя дома в кратчайшие сроки, для этого достаточно иметь желатин, который стоит копейки. Ну и само собой экологичность таких приманок, так как желатин абсолютно безопасен для окружающей среды и полностью растворяется в воде.

Помимо всего прочего преимущество такого способа в том, что можно изготовить приманки любых размеров, форм и характеристик. Можно отливать разнообразных жуков, жаб, рыбок, червей и прочую живность, которой питается рыба. Можно также для создания форм использовать реальных жуков.


Из недостатков самый главный заключается в том, что желатин довольно быстро растворяется в воде, в связи с этим такой приманкой можно сделать порядка 1-3 забросов, а затем ее нужно менять. Но эта проблема решаема, нужно экспериментировать с составом, добавляя в него различные вещества. К примеру, если покрыть желатин жиром, то он будет отталкивать воду, и приманка будет служить куда дольше. Еще желатин боится тепла, он становится мягким при нагревании, поэтому приманки должны быть охлажденными.

Следующий недостаток заключается в том, что желатин довольно сложно пробить крючком, он слишком твердый. В связи с этим крючки лучше всего сразу устанавливать в форму, то есть отливать приманки уже сразу вместе с крючками.

Ну и еще один недостаток желатина в том, что если рыба возьмет за кончик приманки, она может его откусить и не попадется на крючок.

Подводя итоги, несомненно, можно сказать, что такая технология изготовления приманок имеет место быть. Ведь таким способом можно сделать довольно уловистые приманки в больших количествах просто у себя на кухне, причем очень дешево и быстро. Для еще большей привлекательности таких приманок можно использовать различные аттрактанты.

Всем привет.
Нашел интересный рецепт изготовления формы для отливки мелких деталей из эпоксидки. Можно, например, сделать копию заглушки буксировочного крюка в бампер или накладку омывателя фар и т.д. потому-как бывает что они стоят совсем неадекватно (кусочек пластика 800-1000р).Я, к примеру, сделал копию эмблемы.
Предыстория такова:
Примерно каждый третий Додж, встречающийся на дорогах, ездит с оторванной эмблемой.Видимо детвора коллекционирует.
Оригинал стоит в районе 2тр, а недорогие бараны на рынках встречаются довольно редко.
За неделю у меня свистнули 2 оригинальных, и потом, некоторое время ездил без эмблемы, т.к. 2тр выбрасывать в очередной раз не хотелось.
Наконец попался на рынке бараш подходящего размера за 600р. Купив его, решил на будущее, попробовать снять копию с него, на случай очередного отсутствия оных в продаже.
Форму для отливки сделал из смеси глицерина с желатином (нашел рецепт на модельных форумах).
Саму эмблему отлил из эпоксидки.
Получилось так-себе.Первый вообще комом.Форма слишком густая была, плохо повторяла контуры.
Потом новую форму сделал, добавив глицерина.Стало получше.
Купил краску "хром".Правда после покраски выяснилось, что с хромом практически ничего общего не получилось.Остальное покрасил кисточкой, в черный.Думаю если зафигачить просто черным глянцем, будет лучше.
В принципе, с расстояния в пару метров выглядит неплохо.Пока поставлю покупного, а если "уйдет" снова, прилеплю самопал.
Эта технология отливки мелких деталей может пригодиться и для других случаев.У кого-то из Себринговодов пропала крышка омывателя фар.Если найти оригинал на время, можно сделать неплохую копию.

Теперь, собственно, про саму форму:
Официально, пропорции взятые с интернета 50/50 (желатин/глицерин).

Я купил 3 пачки желатина по 30 г. и 4 пузырька глицерина по 25 г. Все смешал и парил на водяной бане. Но это оказалось очень долго и не эффективно. Гораздо лучше поставить в микроволновку. Только надо следить, минуты оказалось много, начинает убегать. Нужно греть секунд 30,затем вытащить и перемешать и так несколько раз, до полного растворения желатина и получения массы однородной консистенции. Правда получилось густовато, пришлось добавить еще пузырек глицерина. Итого 90г. желатина и 125г. глицерина. Когда все растворилось, нужно еще раз хорошо нагреть и быстро вылить в опалубку с нужной деталью, предварительно чем-нибудь смазанной (я использовал обычное растительное масло). Минут через 10,когда все остынет, можно вынимать деталь и смотреть результат.По консистенции, после застывания, похоже на силикон. Если что-то не нравится, не проблема:снова плавим в микроволновке и заливаем повторно. Готово!

Перед заливкой эпоксидки снова смазал маслом.

В чем преимущества такой формы:
Перед гипсом и эпоксидкой-не крошится при вынимании детали, можно сделать несколько отливок.
Перед силиконовым герметиком-не воняет, быстро застывает.

Всем удачи, может кому-то пригодится.