НОД по развитию речи в подготовительной группе «Как Иванушка за здоровьем ходил. Конспект НОД по развитию речи (грамота) в подготовительной группе "В поисках клада"

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная (6-7 лет)

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ «Детский сад «Буратино»
Месторасположение: ЯНАО, г. Надым.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Времена года в лирике А.С. Пушкина»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о творчестве поэта А.С. Пушкина;

Задачи:

— Совершенствовать навыки самостоятельного творческого рассказывания;

— Развивать связную монологическую речь и выразительность речи;

— Учить понимать красоту русского языка;

— Воспитывать интерес к поэзии;

— Обогащать словарь детей: блестящий, сверкающий, искрящийся, чародейка, проказница, осень — запасиха;

Материал: портрет А.С.Пушкина, репродукции картин на тему осени и зимы, письмо, стихи, снежок, картинки для рассказывания, картинки для игры «Что где выросло?», физ. Минутка.

Предварительная работа:

Наблюдения во время прогулок, чтение стихотворений А.С. Пушкина об осени и зиме, разучивание стихотворений, беседы о приметах осени и зимы, рассматривание иллюстраций с изображением природы осенью и зимой, рассказ о жизни и творчестве поэта.

Ход занятия

Ребята, нам сегодня принесли необычное письмо. Посмотрите, на что это похоже? (пол снежинки и пол листа березы). Послушайте, что написано в письме: «Здравствуйте ребята. Вы уже знаете сказки поэта А.С. Пушкина, учили его стихи. А мы уже долгое время спорим, кого больше любил знаменитый поэт. Просим вас, как знатоков поэзии разрешить наш спор. Подпись — Осень и Зима».

А как вы считаете, какое время года нравилось поэту?

(Осень. Он любил гулять по осеннему парку, любоваться красивыми разноцветными листьями, слушать, как они шуршат под ногами).

Давайте вспомним стихотворение А.С. Пушкина об осени.

(ребенок рассказывает стихотворение «Уж небо осенью дышало»)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь у двора.

Слушая, это стихотворение вспоминаются приметы осени. Давайте проведем соревнование: о каком времени года вы знаете больше — об осени или зиме!

(Дети распределяются на две команды. Одна команда бросает другой снежок и называет приметы осени, другая возвращает снежок и называет приметы зимы. Чья команда называет больше, та и победила).

Отлично справились. Знаете приметы.

А как А.С. Пушкин называл осень? (Золотая осень)

Да. И мы ее так называем. А еще про осень говорят: Щедрая тетушка, запасиха. Как вы понимаете эти названия?

(Осенью вырастают: овощи, фрукты, грибы, ягоды и шишки. Люди и животные делают запасы на зиму.)

Давайте и мы найдем, где щедрая осень, оставила свои подарки.

(Дети берут по одной картинке, и размещают по месту произрастания растений и объясняют свой выбор. На болото – клюкву, на кедр – шишки, на дуб – желуди, на рябину – ягоды, на поляну – грибы и бруснику, на огороде – овощи);

Вот теперь мы видим, что осень можно назвать запасихой.

А теперь вспомните, как мы называем и с кем мы сравниваем зиму?

(Чародейка, седая старушка, фея, снежная королева, красавица)

Ребята, послушайте стихотворение Пушкина о зиме:

(Рассказывает другой ребенок)

Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась;

Клоками повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Оказывается зима еще и волшебница! Зимой наша земля превращается в царство льда и снега.

А что можно рассказать про лед и снег?

(Лед, как стекло прозрачный. И твердый, как пол. По нему можно ходить. Снег пушистый, как перина. Он белый и мягкий, как вата)

Закончите предложение: каким еще может быть снег.

Снег искрится на солнце потому, что он……искрящийся

Снег блестит потому, что он…….блестящий

Он сверкает на солнце потому,что он ….. сверкающий

Снег скрипит под ногами потому,что он ……скрипящий

Зима тоже нравилась А.С. Пушкину. Он любил гулять по городу, кататься на санях, нравились ему народные гулянья.

А вам нравится зима? За что вы ее любите?

(Праздник Новый год. Можно кататься на коньках и лыжах, на санках. Играем в снежки. Строим снежную крепость и снеговика. Взрослые делают скульптуры из снега и льда. Мы катаемся на горке).

Покажите какие вы любите зимние забавы!

Физкультурная минутка: «Зимние забавы».

Чтобы Зима и Осень больше не спорили, давайте расскажем, как видел эти времена года А.С. Пушкин.

Помогут вам рассказать об этом стихотворения поэта и картинки.

(Дети распределяются на две группы, вокруг чтеца стихотворения. Выбирают подходящие картинки и по стихотворению составляют рассказ. Рассказывает один ребенок или все вместе полилогом)

По стихотворению: «Волшебница зима»

Например: Наступила волшебница зима. Она повесила снег на суках деревьев, дубов.

Покрыла снегом леса, поля, холмы. Превратила реку в лед. И река стала неподвижной.

Стало холодно, морозно. Но мы все рады проделкам (проказам) матушки зимы.

По стихотворению: «Уж небо осенью дышало»

Например: Осень покрасила листья разным цветом. Это очень красиво. Поэт говорил – очей очарованье. Редко светит солнце. День стал короче. С деревьев падают листья. Часто бывает туман. Гуси улетают караваном на юг.

Оказывается, А.С. Пушкин любил и осень и зиму. Теперь они об этом знают, и не будут спорить. Ребята, а что вам помогло их помирить?

(Мы знаем приметы осени и зимы. Мы знаем о том, что он любил. Мы знаем стихи поэта о зиме и осени).

В конце нашего занятия, я предлагаю вам сделать картины и отправить их золотой осени и волшебнице зиме на память.

(Наклеивание картинок, по которым дети составляли рассказы на ватман).

Книга сказок

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи

Программное содержание:

1. Закрепить у детей знания о сказках как о жанре, об их классификации, умения определять части сказок (начало, середина, конец сказки)

Закрепить умение по сочинительству сказок при помощи моделирования; продолжать учить детей отвечать полными предложениями. Способствовать активизации словаря.

2. Развивать образное мышление и ассоциации при помощи разноцветных геометрических фигур (треугольники, круги, овал). Развивать у детей творческие способности в придумывании сюжета сказки. Развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение.

3. Воспитывать интерес к творческой деятельности; внимательность, доброе отношение друг к другу. Воспитывать интерес к изучению башкирских сказок.

Предварительная работа: чтение сказок «Падчерица», «Урал батыр», «Заюшкина избушка», «Щедрый заяц», «Заяц и лев», «Лиса в заячьей шкуре», «Лиса - сирота», «Лиса - плотник», «Аминбек», «Акъял батыр», авторских сказок; пересказ сказок при помощи моделирования; придумывание собственных сказок методом моделирования; словесные игры «Угадай сказку», «Из какой сказки волшебный предмет?», «Узнай героя» и др., отгадывание загадок, работа над пословицами.

Материалы и оборудования: цветные круги (белый, оранжевый, серый, рыжий, голубой, желтый, коричневый), зеленые треугольники, проектор, экран, ватман, презентация.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть:

Дети заняты в игровой зоне. На экране появляется заставка передачи «Книга сказок» башкирского телевидения. Дети собираются в круг.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

(Дети сами называют тему занятия)

Сегодня мы будем говорить о сказках, потому что на экране заставка телепередачи о сказках.

В.: - Правильно думаете, дети! Книга сказок для вас приготовила интересные игры, задания. Вы готовы приступить к работе?

Основная часть:

В.: - Сегодня у нас занятие сказочное, волшебное. И поэтому первая страница нашей книги предлагает волшебную игру «Подари соседу волшебный предмет из сказки».

Дети, стоя в кругу, передают (дарят) друг другу волшебные предметы. На экране появляются различные волшебные предметы из разных сказок, дети могут их использовать в качестве подсказок: золотая рыбка, клубок, сундук с драгоценностями, Акбузат, курай, живая вода, зеркало, золотой ключик, ковер - самолет, колечко).

Карина, я дарю тебе волшебный клубок из сказки «Падчерица».

- …, я передаю тебе золотую рыбку из сказки.

- …, я подарю тебе волшебный курай из сказки «Курай».

- …, я дарю тебе Акбузата из сказки «Урал батыр».

В.: - Я думаю, всем приятно было получать подарки друг от друга. Эти волшебные предметы помогали героям сказок, которые вы называли.

Вторая страница книги сказок приготовила вопросы: (на экране смайлик: вопросительный знак)

В.: Что такое сказка?

Ответы детей: - Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего не бывает на самом деле в жизни. Раньше их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом, когда появилась письменность, собрали эти сказки и записывали их. Так они дошли до нас. Это народные сказки.

В.: - Какие виды сказок вы знаете?

Д.: Сказки бывают о животных, богатырские, бытовые.

В.: Правильно, дети. Во всех сказках есть волшебство, поэтому и бытовые, и богатырские сказки, и сказки о животных бывают волшебными.

Какие волшебства могут происходить в сказках?

Д.: В сказках животные разговаривают, им присущи человеческие качества. В богатырских сказках герои преодолевают непосильные трудности, препятствия.

Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы нашей книги.

Следующая страница превращает вас в сказочных героев знакомых вам сказок.

Дети с интонацией, мимикой имитируют сказочных героев. Говорят от лица героя сказки. Остальные дети слушают и называют героя и название сказки.

1. Ладно! - сказал. - Забирай! Но только на день, не больше. Завтра вернешь. Да смотри, не испачкай! (Медведь из сказки З.Кускильдиной «Честный волк».

2. Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать. (Хан из сказки «Курай»)

3. Я ведь хорошо плотничаю и могу построить тебе курятник, какой ты хочешь. (Лиса из сказки «Лиса - плотник»

После каждого рассказа хвалить, итог. После того, как дети отгадывают героя и сказку на экране появляется иллюстрация к сказке.

Что же предлагает нам следующая страница нашей волшебной книги? И эта страничка предлагает игру. Она называется «Найди иллюстрацию сказки, к которой подходит пословица»

На экране иллюстрации сказок «Щедрый заяц», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Заяц и лев».

Воспитатель говорит пословицу, дети определяют, к какой сказке подходит данная пословица. Сделав выбор, они объясняют, почему они так думают.

1. Друг познается в беде. («Заюшкина избушка»)

2. Ум - разум дороже золота. («Заяц и лев»)

3. Доброе дело не ржавеет. («Щедрый заяц»)

Дети, следующая страница приглашает вас отдохнуть вместе со сказочными героями.

Физминутка.

Откроем следующую страницу нашей волшебной книги. (На экране появляются геометрические фигуры).

Что это, ребята?

Это геометрические фигуры.

Что мы можем с ними делать?

Ответы детей: Мы их использовали, когда пересказывали сказки, когда сами сочиняли сказки.

Правильно, дети. Мы и сегодня, используя эти геометрические фигуры, сочиним сказку. Сначала вспомним: из каких частей состоит сказка?

Ответы детей: У сказок есть начало, середина, конец.

Как начинаются сказки? («Давным - давно, жили - были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»)

О чем говорится в начале сказки? (О ком или о чем будет рассказываться в сказке, где и когда происходит событие).

О чем мы говорим в середине сказки? (Это основная часть, здесь рассказывается о герое, что с ним происходит)

Как заканчивается сказка?

В конце сказки говорится о том, чем заканчивается история).

Молодцы, вспомнили, о чем будем говорить в каждой части сказки.

О ком мы составим сказку, узнаем, отгадав загадку.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - одета,

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета.

Дети, давайте вспомним интересные факты о зайце.

(На экране появляются картины). Дети рассказывают.

В хорошую погоду, когда зайцу грозит опасность, он ставит уши вертикально, а сам, прильнув к земле, смотрит вокруг, оставаясь незаметным.

В летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они выводят тепло из организма.

Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попала воды.

У зайцев зубы растут всю жизнь.

Зайцы топают ногами для предупреждения, что территория занята.

Молодцы! Посмотрите, что это?

Это ватман. Большой лист белой бумаги.

На что он похож? (Ответы детей: на снег, на землю, покрытую снегом и т.д.)

Ватман можно повесить на магнитную доску или положить на стол.

Значит, в каком времени года происходит событие? (Событие происходит зимой)

Кто начнет сказку? (Выслушиваются варианты ответов)

Однажды заяц гулял по зимнему лесу. (На ватман выставляется белый круг, зеленые треугольники).

Стояла солнечная погода. Был солнечный день. (На ватман - желтый круг).

Небо было голубое - голубое. Небо было безоблачным. (На ватман - голубой овал).

Заяц радовался, весело прыгал, любовался зимним лесом. (Можно белый кружок передвигать).

На ватман вставляется серый круг.

Вдруг из - за елки вышел страшный серый волк. Заяц испугался, побежал в другую сторону. Но там он увидел лису. (На ватман - оранжевый круг).

Заяц не знал куда бежать, что делать. С одной стороны - волк, с другой - лиса. Заяц стал звать на помощь. Тут на помощь прилетел дятел и начал сильно барабанить клювом по дереву. (Выставляется серый овал).

На ватман - коричневый круг .

Поспешили на помощь белочки. Они с ветки ели бросали шишки. Одна большая еловая шишка попала прямо волку в глаз. Волк от боли взвыл и убежал. Лиса хотела наброситься на зайца, ее рыжий пушистый хвост зацепился за пенек. Лиса рычала, кусала пенек зубами. А заяц тем временем убежал от нее.

Название: Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с органами дыхания»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Подготовительная к школе группа

Должность: воспитатель
Место работы: Детский сад «Сказка» г.Нефтегорска
Месторасположение: г. Нефтегорск

Непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с органами дыхания» для детей подготовительной к школе группе.

  1. Способствовать формированию у детей представлений о строении и функциях носа;
  2. Продолжать знакомить с правилами профилактики заболеваний органов дыхания;
  3. Помогать овладению навыками дыхательной гимнастики;
  4. Развивать обонятельное восприятие;
  5. Обучать вести диалог по проблеме, четко формулировать мысли, слушать и понимать речь других, адекватно реагировать на высказывания;
  6. Формировать целостное отношение к своему здоровью.

Оборудование: мультимедийный проектор, пластиковые стаканчики с пахучими веществами (по количеству детей), лист формата А3 и картинки для изготовления памятки, квадратный лист бумаги, клей, салфетки, клеенки, круги красного, черного и зеленого цвета (по количеству детей).

Логика образовательной деятельности:

На экране появляется изображение Микки-Мауса.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам пришел мультипликационный герой. Вы его узнали? Как его зовут?

Дети. Микки-Маус.

Воспитатель. Недавно с Микки-Маусом произошла неприятная история. Послушайте ее. Микки-Маус никогда не пользовался носовым платком, вытирался рукавом, ходил без шапки, любил подраться и часто получал по носу. У мышонка всегда был распухший и красный. Обиделся нос на Микки-Мауса и убежал от него в лес. А что же мышонок? Он решил обойтись без носа. Ребята, как вы думаете, правильное ли решение принял наш герой, можно ли прожить без носа?

Дети отвечают.

Воспитатель. Организм устроен так, что отсутствие или заболевание одного органа сразу отражается на работе других. Давайте поговорим о носе и расскажем Микки-Маусу о том, как он важен для нас и почему его называют «чудо-нос».

Я задам вам всем вопрос:

Для чего нам нужен нос?

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, вы совершенно правы. А почему нужно дышать носом, ведь можно это делать и ртом? Ребята, Микки-Маус говорит, что он

слышал, как нос называют «сторожем». От чего нос охраняет наш организм?

Дети высказывают разные предположения.

Воспитатель. Он защищает наши легкие от пыли. В носу есть волоски. Вы сами их можете увидеть, если рассмотреть свой нос в зеркальце. (Раздает детям зеркала.) Когда человек вдыхает воздух через нос, на волосках оседают все пылинки, и в легкие попадает уже чистый воздух. Нос охраняет нас и от болезнетворных микробов. Его внутренние стенки покрыты липкой жидкостью — слизью. К ней и прилипают микробы, которые пытаются проникнуть в наш организм вместе с воздухом. Когда слизи с налипшими на нее микробами и пылью становится много, мы чихаем, и наш нос очищается. А еще нос называют «печкой». От чего там жарко?

Дети высказывают разные предположения. На экран проецируется схема «Строение носа».

Воспитатель. Внутри стенок носа есть маленькие сосудики, по ним течет горячая кровь. Воздух проходя через нос, согревается. А что произойдет, если в морозный день дышать ртом?

Дети. Можно заболеть, простудиться.

Воспитатель. Что нужно делать, чтобы наш нос хорошо дышал?

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, чтобы нос хорошо дышал, его необходимо очищать с помощью носового платка или промывания. А еще нужно делать дыхательную гимнастику. Хотите научиться правильно ее выполнять?

Проводится дыхательная гимнастика.

  • Закрыть одну ноздрю пальцем, дышать через другую. Поменять ноздрю. (4-5 раз)
  • Попеременно нажимать пальцами то на одну ноздрю, то на другую и произносить звук «м».

Такие несложные упражнения вы можете делать и дома вместе с родителями. А теперь зажмите носик и повторите «НИ-на», «ма-ма». Что случилось? Значит, для чего нам еще нужен нос?

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, нос помогает нам красиво разговаривать. Вот, оказывается, почему про него говорят, что он чудо.

Вы хотите узнать продолжение истории Микки-Мауса? Тогда слушайте. Идет нос по лесу, радуется, дышит свежим воздухом, наслаждается запахами. Но вдруг на него напала простуда. В одно мгновенье нос заложило. У нас и группе тепло и чисто. Давайте пробуем дышать не через нос, а ртом. Зажмите свои носы пальчиками. (Достает очищенный мандарин.) А теперь вдохните носом. Что вы почувствовали? Почему раньше не уловили запах мандарина?

Дети отвечают.

Воспитатель. Наш нос умеет распознавать разные запахи - приятные и не очень. Давайте определим по запаху, что лежит в стаканчиках.

Проводится игра «Узнай по запаху». В пластиковых стаканчиках, закрытых марлей, лежат кора лимона, чеснок, духи, туалетное мыло, укроп, ваниль и т.п. Дети отгадывают, что находится внутри.

Воспитатель. Для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд. Мельчайшие частички пахучих веществ при дыхании попадают к нам в нос, и мы распознаем запах. Это называется обонянием. Нос - орган обоняния. Но незнакомые жидкости и вещества надо нюхать осторожно, иначе можно повредить слизистую оболочку и получить ожог. Посмотрите, как это надо делать, чтобы не навредить себе. (Показывает) У кого еще кроме людей есть носы?

Дети. У зверей, птиц, насекомых.

Воспитатель. Нос у человека не такой чувствительный как у животных. Например, кошка, собака, лошадь узнают запах человека задолго до того, как он приблизится. Оленя и кролика выручает острый нюх: почувствовав запах хищника, они успевают убежать и спрятаться. Лучше других животных воспринимают запахи собаки, птицы – очень слабо, а дельфины совсем не различают запахи.

А что же Микки-Маус? Слушайте продолжение истории. Проснувшись, он кинулся искать свой нос. А когда наше его, бедненького, простуженного в лесу, принялся лечить. Ребята, какие способы лечения простуды вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Я Микки-Маусу посоветовала подержать ноги в тазу с горячей водой, в которую можно добавить горчицы, затем вытереться насухо и надеть теплые шерстяные носки. Потом надо выпить теплый чай с медом и малиной или теплое молоко. С помощью моих советов Микки-Маус вылечил свой нос и с той поры стал его беречь, а если простужался, то обязательно лечил насморк.

Ребята посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у нас носы? Да, у каждого они разной формы – длинные и короткие, с горбинкой и вздернутые и т.д. Посмотрите, Микки-Маус приглашает нас на полянку. Растут на ней не цветы и ягоды, а необыкновенные носы. Отгадайте, чьи это носы и чем они знамениты.

На экран проецируются носы разных животных.

Дети. Нос слона - хобот. Он им пользуется, как рукой. Нос комара тоже своего рода хобот, им комар протыкает кожу и высасывает кровь. Пеликан использует свой нос-клюв как мешок для хранения рыбы. Нос собаки - самый чуткий. Нос утконоса, очень редкого австралийского животного, похож на клюв утки.

Воспитатель. Наш Микки-Маус расхрабрился и предлагает нам поохотиться на льва. Вы согласны?

Проводится подвижная игра «Мы охотимся на льва».

Пока мы отдыхаем после охоты, я предлагаю вам вспомнить, почему нос называют чудом.

Дети отвечают.

Ребята, у меня в конверте есть картинки, с помощью которых мы изготовим памятку, как надо заботиться о своем чудо-носике.

Дети готовят памятку вместе с воспитателем.

— Пользоваться носовым платком.

— Не засовывать в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки и т.п.).

— Осторожно нюхать незнакомые жидкости и порошки.

— Делать дыхательную гимнастику.

А Микки-Мауса за поучительный рассказ и приятное общение, думаю, надо отблагодарить. Может, подарить ему носовой платок? Вы согласны со мной? Вот он, уже готов, но наш герой любит вещи яркие, поэтому украсим платок разноцветными горошинами.

Дети занимаются аппликацией. Воспитатель одновременно проводит рефлексию занятия.

Горошину зеленого цвета приклеит тот, кто узнал на нашем занятии что-то интересное и полезное. Красную тот, кто чему-то научился. Черную тот, кто провел время без пользы и ничего нового не узнал. Вот какой яркий платок у нас получился. Я думаю, Микки-Маусу он очень понравится, потому что красивая вещь всегда радует глаз. А вечером расскажем своим друзьям, почему нос называют чудесным.

Список использованной литературы

БальЛ.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. М., 2000

Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. СПб., 1999.

Картуишна М.Ю. Бьггь здоровыми хотим. М., 2004.

Юранева Л. Г. Если волнует здоровье детей… // Начальная школа 1996. №11.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Весна»

Тема: «Здравствуй, Красавица Весна

Цель: Закрепить и уточнить знания воспитанников о весне .

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательными и глаголами); закреплять навыки употребления в речи сравнительных оборотов, закреплять умение правильно строить сложноподчиненные предложения с причинным союзом потому что.
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи, используя разную силу голоса.
  • Обогащать активный словарь детей за счет существительных, обозначающих названия весенних цветов.
  • Формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице, закреплять умение образно рассказывать о природе весной .
  • Закреплять правила безопасного поведения на водоеме весной .
  • Продолжать знакомить с творчеством А. К. Саврасова, формировать умение видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции.
  • Упражнять в умении чувствовать картину(«входить в нее») посредством передачи своих чувств, ощущений, настроения (ТРИЗ).

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к природе, воображение.
  • Совершенствовать речевой слух, внимание.
  • Развивать координацию речи с движением посредством логоритмики и звуковой гимнастики.
  • Развивать умение творчески применять ранее усвоенные способы конструирования из бумаги .

Воспитательные:

  • Воспитывать речевую активность, эмоциональность.
  • Воспитывать уважительное отношение ко взрослым и сверстникам: слушать, не перебивать.
  • Формировать эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства, мир природы.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Словарная работа: проталины, капель, набухают, снегогон, цветень, репродукция.

Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин о весне .

Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мнемотаблицы и карточки по теме , тучка, бумага для изготовления корабликов, ручеек, стенд «Правила поведения на водоеме», цветочная полянка.

1. Организационный момент.

Этюд «Доброе утро»

Придумано кем-то и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро! - солнцу и птицам.

Доброе утро! - улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым,

доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Возьмем друг друга за руки и скажем ласковые слова.

Эмоциональная игра «Мне нравится в тебе…»

Почувствовали тепло рук? Как приятно слышать хорошие слова, не хочется ссориться и обижаться. Пусть так и пройдет весь наш день.

2. Стихотворение «Кто пришел так тихо- тихо…»

Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто прошёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит

Тише всех пришла весна .

Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?

Вот и к нам пришла весна .

Светлее небо, тает снег

Мы расскажем с вами о весне ,

Как птицы с юга к нам летят,

Как ручейки бегут, звенят.

После какого времени года и перед каким наступает весна ?

3. Весенняя сказка.

Ребята, посмотрите, сегодня в группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что это?(тучка) О чем же она нам хочет рассказать? Давайте посмотрим.

Тучка приглашает нас в сказку. (просмотр на мультимедийном оборудовании)

Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне . Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали песни петь. Люди устали топить дома, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. АВесна сказала : «не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое может победить холод!»

Что это за чудо? Может тучка нам подскажет? (костер, лампочка, солнце).

Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне ? Почему вы так думаете?

Наступит ли весна , если солнце не будет светить и пригревать? Что произойдет?

4. Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»

Солнце самый главный помощник весны . Оно самое большое и доброе чудо. Но что-то наше солнышко невеселое. Хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова.

Какое солнышко?

Что оно делает?

5. Дидактическая игра «Сравни и назови».

Солнце желтое, как…

Солнце круглое, как…

Солнце ласковое, как…

Солнце веселое, как…

Солнце теплое, как…

Солнце яркое, как…

Солнышко улыбается нам, а мы улыбнемся ему.

Произнесем предложение «Весной солнце ярко светит » тихо, громко, радостно.

Действительно, солнце поднимается выше, светит ярче, греет сильнее.

А какие весенние месяцы оно приводит с собой? Отгадайте загадку:

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто знает?

Как в народе называют этот месяц? Почему?

6. Дидактическая игра «Будь осторожен»

Прислушайтесь, что это за звук?

Подойдем к ручейку поближе, но сначала посмотрите, что это за картинки? О чем они нас предупреждают? (закрепление правил поведения на водоеме весной )

7. Рассказы о весне.

Ручеек приготовил сюрприз - «на льдинке весенние картинки»:

белые - мнемотаблицы - рассказывание стихов (для детей с низким уровнем,

голубые (для детей со средним уровнем) - составление мнемотаблиц, которые помогут рассказать о весне ,

синие (для детей с высоким уровнем - читающих) - составление пословиц о весне из отдельных слов .

Весна получилась у всех разная. Прислушайтесь, ручеек шумит и зовет нас за собой.

Послушайте еще одну загадку:

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И подснежник вдруг проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

Как называют этот месяц в народе?

8. Физминутка «Цветы»

Как только растает снег, распускаются цветы.

Выходите на полянку.

Выпрямите спинки,

Протяните мне ладошки.

Будем цветы называть

И ладошками играть.

Кого ладошкой коснусь,

Тот называет цветок.

Раз, два, три! Превратились дети в цветы.

Ты какой цветок?

Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки совсем завяли.

Сначала опустили головки,

Потом листочки.

А потом согнулся весь стебелек

До самой земли.

Вдруг закапал дождь,

И цветочки начали оживать.

Подул ветерок,

Зашумели стебельки.

Затих ветерок.

Раз, два, три! Стали вы опять детьми.

Понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох носом, на выдох произнесем: «Ах, как чудно пахнет цветок»

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Птицы стаями летят,

Гром грохочет, угадай,

Какой это месяц? Как его называют в народе?

9. Дидактическая игра «Найди ошибку и исправь»

Май озорник! Разукрасил мир в разные цвета. И я с вами хочу поиграть. Послушайте внимательно предложения, все ли в них правильно?

Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.

Пригрело солнце, потому что расцвели цветы.

Оттаяла земля, потому что сажают деревья.

Наступила весна , потому что

проснулся медведь.

10. Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Много красивых слов сказано о весне , художниками написано много картин.

Сейчас приготовим свои глазки, для того чтобы увидеть одну известную картину.

Гимнастика для глаз.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано

Где картина, где окно.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Посмотрите, ребята, кто узнал эту картину? Кто её написал?

Посмотрим на нее внимательно.

Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окно и был потрясен. За окном голубело небо, блестели лужицы. Но главное - птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку. Они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.

Эту картину природы и запечатлел художник.

11. Беседа по картине «Грачи прилетели»

Как художник показал приближение весны ?

Всмотритесь в небо. Какое оно?

Посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?

Каким вы видите снег?

Расскажите о березках.

Что вы видите вдали?

Представьте, что мы сейчас вдруг оказались там в этой картине, чтобы мы увидели и услышали?

Закройте глаза и представьте себе, что вы там.

12. Изготовление бумажного кораблика - оригами

Что-то громче зашумел наш ручеек. Он стал большим и скоро добежит до Реки желаний. Предлагаю вам сделать лодочку, загадать желание и отправить её в путь. И тогда все мечты обязательно сбудутся.

13. Рефлексия

Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, вы справились со всеми заданиями. А что вам больше всего запомнилось?

Кораблики поплывут по волшебной реке и все ваши мечты сбудутся. А мое желание уже осуществилось. Посмотрите внимательно, что это за корзинка стоит на берегу. Посмотрим что в ней. Весна дарит каждому маленькое солнышко. Пусть на вашей душе всегда будет светло и радостно.

Выполнил воспитатель:

Кулиниченко В. Г.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Весну выручаем!» с использование м игровых, здоровьесберегающих , технологии личностно-о риентированного взаимодействия, исследовательской деятельности.

Цель:

Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней природы.

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширять и активизировать словарь детей по данной теме; закреплять навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; закреплять умение составлять слова из слогов.

Работать над предложением: закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в звуко — буквенном анализе; Совершенствовать фонематическое восприятие.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие связной речи, артикуляционной, мелкой и общей моторики. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных звуков в свободной речевой деятельности, развитие координации речи с движением, развитие памяти, внимания, мышления.

Воспитательные задачи:

Воспитание навыков сотрудничества в игре; активности, инициативности, самостоятельности, творческих способностей, воображение.

Ход занятия:

Приветствие: Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, сегодня у нас на занятии гости, а давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель :

Ребята я предлагаю вам послушать музыку сядьте по удобнее и закройте глаза – Что вы услышали какие звуки?

Дети: звон капели, журчание ручейка, пение птиц.

Воспитатель :

Как думаете когда и в какое время года мы можем их услышать?

Дети: Весной.

Воспитатель :

Правильно. И говорить мы с вами будем о весне

Воспитатель :

Ребята, сегодня по дороге в детский сад меня встретил Лесовичок, он рассказал мне что с весной произошла неприятность, ее в лесу задержал сильный порывистый ветер, он не хочет чтобы в город приходило весеннее тепло. Весна попросила Лесовичка обратится к вам за помощью. Как вы думаете, мы сможем выручить Весну? Давайте попробуем. А чтобы ветер отпустил Весну, нам нужно выполнить все задания, которые передал Лесовичок. Вы готовы помочь?

Дети:

Да, готовы!

Воспитатель :

А еще он передал зашифрованный пазл, если мы правильно будем выполнять задания, то сможем его открыть.

Воспитатель :

Вначале нам с вами нужно вспомнить, после какого времени года наступает весна, перед каким временем?

Дети:

Весна наступает после зимы. Она бывает перед летом.

Воспитатель :

Первое задание такое: нужно назвать приметы весны, а помогут нам в этом картинки (презентация по приметам весны). Начинать предложение нужно со слов — Весной …

(Дети составляют предложения). Весной небо высокое, голубое. Весной солнце светит ярко. Весной птицы прилетают из тёплых стран. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять и потекли ручьи. Весной появились проталины).

Воспитатель :

Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи?

Дети:

Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать.

Воспитатель :

Наступит ли Весна, если солнце не будет светить и пригревать? Почему?

Воспитатель :

А наше солнышко, заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным. (показ грустного солнышка)

Воспитатель :

А ведь оно главный помощник у весны. Ребята, что нужно сделать, чтобы солнышко стало веселым?

Воспитатель :

Давайте придумаем красивые слова к солнышку.

Дидактическая игра «Подбери слово»

Солнце какое. Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам. Вот мы и выполнили первое задание. (показ веселого солнышка, открытие первого пазла).

Воспитатель :

Скажите, какие изменения происходят весной в жизни животных?

Дети:

Весной медведи просыпаются после зимней спячки, у них появляется потомство. Заяц меняет белую шубку на серую. Белка вновь становится рыжей.

Воспитатель :

Так как мы говорим о весне, то давайте выполнил упражнение: «Звуковой анализ слова». (дети берут схему и выполняют звуковой анализ)

Воспитатель :

Посмотрите, какое дерево нам оставил Лесовичек. Оно не простое, а с заданием (на дереве висят слоги), вам нужно составить слова из этих слов.

Дети составляют слова из слогов (вет-ка, кап-ля, тра-ва, де-ре-во).

Воспитатель :

Молодцы, вы справились со вторым заданием (открытие второго пазла).

Давайте вспомним стихотворение про жука, пусть отдохнут и потренируются наши глаза.

В нашу группу жук влетел.

Закружился и запел;

«жу- жу- жу, жу-жу-жу,

Очень весело кружу!»

Вот он вправо полетел —

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел —

Каждый влево посмотрел.

Жук кружится и хохочет,

К Маше на нос сесть он хочет.

Ты, жучишка, не шали!

Где мы скажем, там сиди.

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко,

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук с ладошки улетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно;

Хлоп, хлоп, хлоп,

Улетай скорей, жучок.

Воспитатель :

Каких еще насекомых вы знаете?

Дети:

Муравьи, бабочки, кузнечики, пауки, мухи, гусеницы.

Воспитатель :

Как вы думаете, кто обрадуется появлению насекомых?

Дети:

Насекомым обрадуются птицы, потому, что насекомые — корм для птиц.

Воспитатель :

А еще, чтобы выручить Весну, нам нужно вспомнить птиц, которые возвращаются из теплых краев, называть будем по очереди.

Дети называют птиц.

Воспитатель :

Какие птицы прилетают первыми из тёплых стран?

Дети:

Воспитатель :

А какие последними?

Дети:

Ласточки.

Воспитатель :

Дети вот мы с вами и справились с третьим заданием. (открыть третий пазл)

Воспитатель :

Следующее задание, самое важное, мы должны с вами составить рассказ о весне, в начале но послушайте мой рассказ.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

Воспитатель :

А вам поможет составить рассказ вот такая таблица (показ мнемотаблицы)

Дети составляют рассказ.

Воспитатель :

Вот мы и выполнили 4-е задание. (Открыть 4 пазл) Наш пазл полностью открыт. Мы видим картину русского художника Алексея Соврасова «Грачи прилетели». На следующем занятии мы поговорим об это картине подробно

Воспитатель :

Ребята о чем мы с вами говорили на занятии?

Дети: О весне!

Воспитатель :

Правильно!

Воспитатель :

Вы сегодня очень старались ответы были правильными и полными. И мы смогли выручит весну. Вот и пали чару злого ветра, весна освободилась и у нас будет тепло.

Молодцы! На этом наше занятие закончено