Песочная терапия для детей: терапевтические игры с песком по методике Sandplay. Конспект занятия по песочной игровой терапииТема: «Путешествие в песочную страну

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Игры с песком»
(для детей старшего дошкольного возраста)
О.В. Васечкина педагог-психолог
Цель: Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники.
Коррекционные задачи:
стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.
развитие ментальных нарушений у воспитанников с помощью песочной терапии.
Образовательные задачи:
формирование навыка экспериментирования с песком;
обогащение тактильного опыта у воспитанников;
Развивающие задачи:
развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
развитие речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.
Воспитательные задачи:
воспитывать аккуратность;
вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Образовательные области:
«Здоровье»
продолжать вызывать желание заботиться о своем здоровье.
Оборудование:
стол с песком;
столы и стулья на каждого ребенка;
салфетки;
подносы с песком по количеству детей:
магнитная доска;
палочки для рисования на песке
магнитофон, диск с записью звуков природы;
цветной песок;
мелкие предметы (макароны; бусины; фасоль).
вода и салфетки для мытья рук.
Педагог-психолог: Проходите ребята я очень рада вас видеть. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения

подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Молодцы, ребята, а сейчас повторяйте за мной:
Проснулось солнышко и сладко зевнуло,
(Поднять руки вверх)

Солнышко лучик тебе протянул,
(Протянуть руки в центр круга)

Солнышко щечку тебе полоскало,
(Погладить ладонями щечки)

Доброго утра пожелало!
(Прижать ладони к груди)
Ребята скажите, а какое сейчас время года?
Ответы детей: осень.
А в какое время играют снегом?
Ответы детей: зимой.
А в какое время года играют песком?
Ответы детей: летом.
Снега ждать осталось не долго, а вот до лета ждать долго.
Ребята, а знаю такую волшебную страну, где круглый год лето, светит солнышко и согревает все кругом своими лучиками. В этой стране совсем нет снега, там много песка, которым можно играть, из которого можно строить замки. Хотите туда отправиться?
Ответы детей: да.
Давайте пофантазируем. Возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова:
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по нашему вели!

Дети открывают глаза и подходят к столу с песком.
Посмотрите ребята, что это? Ответы детей, песок. Правильно-это настоящий песок. Так и хочется его потрогать, поиграть с ним.
Но прежде, чем мы начнём играть с песочком, давайте вспомним
Правила игры с песком
1. Нельзя брать песок в рот - можешь подавиться!
2. При игре с песком у детей всегда должны быть чистые руки и носы.
3. Нельзя бросать песок в лицо – можешь повредить глаза!
4. Нельзя вдыхать песок - будет трудно дышать!
5. После игры с песком – помой руки!
Педагог-психолог: Молодцы! Все правила запомнили!
Давайте опустим ладошки в песочек, погладим его, переберем пальчиками. Какой он на ощупь?
Ответы детей: теплый, сыпучий, интересный, мокрый, холодный.
Давайте аккуратно пересыплем песочек из одной ладошки в другую и почувствуем как приятно стало нашим ладошкам. А теперь давайте представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по теплому песочку от края стола к центру и за тем обратно.
Пошли пальчики гулять,
Долго, долго шли пешком,
А затем бегом, бегом,
Немного поскакали
И в конце пути упали.
Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры:
«Идёт медведь» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок
Мишка косолапый
По лесу идет, Топ-топ-топ..
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.
«Ползёт змея» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Бежит сороконожка» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение
У сороконожки заболели ножки.
Видишь на дорожке снятые сапожки?
Педагог-психолог: Посмотрите, какие получились интересные следы.
А теперь, я прошу вас подойти к столам и сесть на стулья. Посмотрите ребята у вас на столах приготовлены подносы с песком. Скажите ребята какие геометрические фигуры вы знаете. Ответы детей.
Молодцы!
Упражнение «Геометрические фигуры»
Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах.
Оборудование: подносы с песком, палочки для рисования на песке.
Посмотрите на магнитную доску, какие геометрические фигуры спрятал художник? Ответы детей: круг, квадрат, треугольник. А теперь давайте возьмем в руки палочки для рисования на песке и нарисуем эти геометрические фигуры.

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, солнышко похоже на какую геометрическую фигуру? Посмотрите как оно ярко светит, так и хочется понежиться под его лучами. Ярко светит солнце, наши глазки не привыкли к такому яркому свету, давайте зажмурим глазки сильно-сильно, откроем. Уже легче смотреть на солнце. Еще раз зажмурим, сильно-сильно, откроем. Поморгаем. Привыкли глаза.

Игра – упражнение «Песочное солнце»
Цель: Создание мандалы на песке, с использованием разноцветного песка методом посыпания, с использованием мелких предметов (макарон; бусин; фасоль).
Ребёнок на песке с помощью трафарета рисует круг, посыпает цветным песком; украшает лучики солнца различными предметами
Педагог-психолог:
Нарисуем желтый круг, (дети засыпают цветным песком круг солнца)
После лучики вокруг – (дети засыпают лучи солнца)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
А теперь давайте украсим лучики (дети украшают лучи солнца макаронами, бусинами и т.п.)
Я рисую на песке
Носик и глаза в кружке.
Это солнце яркое,
Посмотрите, какие красивые, радостные солнышки у вас получились. Молодцы ребята! Все справились с заданием. Наши солнышки нам улыбается, давайте мы тоже улыбнемся им
Устали? А теперь немножко отдохнём.
Упражнение «Релаксация»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Проходите на коврик, ложитесь рядом друг с другом, закрываем глаза, (звучит релаксационная музыка)
Впереди у нас волшебный сон,
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Наши ручки отдыхают,
Наши ножки отдыхают,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются.
Педагог-психолог: Открываем глазки, просыпаемся, потягиваемся, аккуратно встаем.

Но мы забыли выполнить последнее правило: После игры с песком - помой руки! Проходите к лейке.
Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам в детский сад, вставайте в круг, возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.

Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по нашему вели!

Рефлексия.
В какой стране мы с вами сегодня побывали?
Чем вам запомнилась эта страна?
Чем мы занимались в этой стране?
Давайте вспомним какой песок на ощупь?
Ребята вам понравилось играть с песком?
А теперь посмотрите сюда, на моей тарелочке лежат смайлики зеленого и желтого цвета, если вам сегодня на занятие понравилось и вас все получалось, возьмите зеленый смайлик, если вам не понравилось и вам было трудно то возьмите желтый смайлик.
Ребята спасибо вам за работу на занятии

Предлагаю Вам конспект занятия по песочной терапии для детей 3-4 лет. Данный материал будет интересен воспитателям и педагогам-психологам детских садов, а также родителям дошкольников. Данный конспект был разработан специально для проведения занятия в рамках открытых дверей в детском саду. Занятие проводилось в холле детского сада, поэтому на занятии присутствовало четыре ребенка и для компактности для каждого ребенка были подготовлены небольшие песочницы для работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель : развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности и игре.

Задачи:

Образовательные задачи:

Формировать представление детей о свойствах песка;

Формировать навыки экспериментирования с песком;

Обогащать тактильный опыт детей;

Активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка».

Развивающие задачи:

Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;

Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;

Воспитывать аккуратность;

Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.

Ход работы:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Наши гости пришли узнать, как и чем интересным занимаются детки в детском саду. Давайте им покажем наше занятие и поучим их так же хорошо заниматься? Договорились?

1. Упражнение «Волшебный камешек»
Цель: создание положительного настроя, на совместную продуктивную работу.
Чтобы настроиться на работу и позаниматься очень хорошо мы с вами сделаем первое упражнение, оно называется «Волшебный камешек». Вам необходимо сесть на стульчики, положить руки на столы, ладонями вверх, закрыть глазки и ждать, когда на вашей ладошке появится волшебный камешек. Чтобы камешек быстрее появился на вашей ладони, вам необходимо расслабиться, не двигаться и не открывать глазки. Все тело должно быть расслабленным. Ну вот, у каждого в руке по волшебному камешку (какой он?) (холодный, гладкий, голубой, прозрачный), посмотрите на свой камешек, сожмите его в своей ладошке, погрейте его. Камни обладает большой силой, что как только они коснулись вашей ладошки, так сразу вы становитесь самыми умными, самыми добрыми, самыми внимательными, самыми послушными и все, что вы будете делать, у вас обязательно сегодня получится! Вот как здорово!

2. Упражнение с массажными мячиками
Цель: развивать ручную умелость и мелкую моторику.
Вот мы с вами и подготовились, а теперь нам необходимо подготовить наши ручки и пальчики к работе. Чтобы ручки и пальчики были ловкие и умелые мы с вами сделаем им массаж. Массаж мы будем делать массажными мячиками.
Этот шарик не простой,
Весь колючий он такой.
Меж ладошками кладем
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!

3. Ну, вот и ручки наши готовы, чтобы нам продолжить занятие, отгадайте загадку:
Из меня куличек печь удобно, только есть меня нельзя.
Я сыпучий, желтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (песок)
Снимите салфетки, перед вами – песок.
А вы любите играть с песочком?
Прежде, чем мы начнем играть с песочком, давайте вспомним правила игры.
Нельзя брать песок в рот.
Нельзя бросать песок в глаза, на пол.
Нельзя вдыхать песок.
Нужно мыть ручки после игры с песком.

Ярко солнышко сияет
И ребяток приглашает
Поиграть сейчас в песочек
Речки ласковый дружочек,
Это очень интересно,
Увлекательно, чудесно.

4. Игра «Чувствительные ладошки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Давайте поздороваемся с песочком. Здравствуй песок!
Послушайте, он очень тихо с нами здоровается.
Возьмите свой волшебный камешек. Погрузите свои ручки в песочек, спрячьте его. Что вы чувствуете? Какой песочек? (шершавый - гладкий, мягкий – твердый, холодный, желтый, сухой…)
Набрать песок в кулачок, потихоньку разжимать его и смотреть на тонкую струйку песка, второй рукой.
Набрать щепотку песка (посолить)

5. Игра «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения
«Идет медведь» - ребенок кулачками с силой надавливает на песок
Мишка косолапый
По лесу идет, топ-топ-топ…
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!
Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок!
«Ползет змея» - ребенок расслабленными пальчиками делает поверхность волнистой в разных направлениях.
Змея очковая в песке
Очки вдруг потеряла.
Ползет она в большой тоске,
Ползет куда попало.
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаться под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»)

6. Игра «Песочные прятки»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
Посмотрите, что у меня в руках. Да, это рыбки и они захотели с нами поиграть. Рыбки очень любят прятаться в песке от ребятишек. Давайте с ними сыграем в песочные прятки. Сейчас вы закроете глаза, а они спрячутся в песок. После того, как я скажу «открываются глаза, начинается игра», вы должны найти их в песочке и не просто руками, а кисточками, аккуратно чтобы не поранить рыбку раскопать ее.
Молодцы, рыбкам очень понравилось с вами играть. Вы очень старались и рыбки улыбаются вам, улыбнитесь им в ответ.

7. Упражнение «Песочные капли»
А еще в нашей песочнице идут необычнее дожди. Песочные!!! Подставьте свои ладошки под такой дождик!

8. А что еще можно делать из песка? Правильно, Куличики!!! Нам нужны формочки. Пробуем!
А почему у нас не получается? Какой нужен песок? Влажный! Можно налить в этот песочек воды или побрызгать его, но мы это сделаем в следующий раз. Сейчас я вам приготовила другой песок! Каждый подойдет к этой песочнице и слепит куличик.
Молодцы! Мы славно поиграли в песочек. Что мы сегодня с вами делали? Оставляли следы, отпечатки, рисовали, пересыпали, лепили из песка. Молодцы!

В ладошки наши посмотри-
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам поиграть помог!
Давайте вытрем наши ручки и попрощаемся с гостями.

Песочница - идеальное поле для развития творческого потенциала малыша, проявления его характера и индивидуальности

Какую цель преследует песочная терапия?

Умело преподнесенная игровая деятельность в песочнице может помочь развить внутренние возможности малыша, научить его пространственному воображению, а также способности мыслить образно и логически. Помимо развития мелкой моторики песочная терапия знакомит ребенка с гармонией мира вокруг него и показывает в простой и доступной форме, что такое хорошо и что такое плохо.

Свойства песка волшебны настолько, что позволяют оживлять уже знакомые сказки, а ребенок при этом уже не зритель, но участник и даже режиссер. Видя результат своей деятельности, ребенок учится быть ответственным, развивает новые качества.

Принцип песочной терапии прост: работая с песком, ребенок успокаивается. Песочная терапия особенно полезна для детей с гиперактивностью (рекомендуем прочитать: ). В каждой песчинке будто таится маленький кусочек солнышка, которое подпитывает нас и заряжает энергией. Мы видим, что песочная терапия – это мощный инструмент развития и любого возраста.

Гармоничное сочетание пользы и интереса

В программе песочной терапии гимнастика для рук сочетается с актерским мастерством, а все это в комплексе улучшает эмоциональный фон крохи, развивает чувствительные и моторные навыки, стимулирует работу познавательных процессов. Песочная терапия может применяться с самого раннего возраста, а значит уже тогда возможно узнать о том, что тревожит ребенка, что его страшит. Порой даже взрослому человеку бывает сложно выразить свои чувства. Фигурки, которые ребенок использует в создании собственного мира в методе песочной терапии, могут поведать о фантазиях и проблемах, волнующих малыша.


Использование разнообразных маленьких фигурок позволяет ребенку создавать свой собственный уникальный мир

Какова цель песочной терапии? Программа не ставит себе задачу изменить ребенка или обучить навыкам поведения. Самое главное – дать ребенку свободу творчества.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста хороша еще и тем, что деткам не нужны специальные знания и навыки, как например в рисовании. Композиции создаются легко и просто, а значит процесс этот приносит только положительные эмоции: веселье, раскованность, полет фантазии. Ошибок здесь нет и быть не может, а значит нет и поводов для расстройства. Создание нового мира – процесс увлекательный и очень приятный.

Песочная терапия – своего рода игра, где кроха учится решать сложные ситуации, бороться с затруднениями и знакомиться с миром вокруг него. Рядом всегда должен быть взрослый, психолог или воспитатель, чтобы уметь вовремя подсказать решение непростой ситуации.

Песочная терапия своими руками

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Песочная терапия вполне осуществима дома. Для этого нужно:

  • Ящик (короб). Размер: 50х70х8 см. Этот формат наиболее удобен для восприятия ребенком.
  • Песок. Желательно брать чистый песок, предварительно очищенный.
  • Вода.
  • Маленькие фигурки.

Короб лучше брать синего цвета, тогда его дно сможет стать морем, а стенки - небом

Какой материал подойдет для изготовления песочницы в песочной терапии? Дерево или пластик. Предотвратить просыпание песка можно за счет высоких бортиков песочницы. Днище окрашивают в голубой цвет. Он символизирует водную и небесную структуру. Это позволит сделать процесс создания картины еще проще.

Песок для упражнений может быть влажным или сухим. Также будет нужно множество фигурок миниатюрного формата. В начале занятия песочной терапии воспитатель просит ребенка воспроизвести с помощью песка свое настроение. Кроха может выбирать на свое усмотрение любые из имеющихся фигурок.

Фигурки-миниатюры

Большое внимание следует уделить именно фигуркам. Они должны быть максимально разнообразными, чтобы была возможность отразить любую сферу жизни. Среди прочих подготовьте:

  • Фигурки людей (специалисты разных профессий, возраста, расы). Люди могут быть реальными и фантастическими.
  • Фигурки зверей (домашние питомцы, лесные звери, существа из мифологии).
  • Символические атрибуты (зеркальце, яйца, бабочки).
  • Соединяющие предметы (камешки, веревки, фасоль, зерна).
  • Транспорт (машины, поезда, корабли, самолеты).
  • Растения и деревья (ветки, кусты, цветы).
  • Прочие вещи (перышки, монеты, пуговички).

Как могут выглядеть эти фигурки, посмотреть можно на фото в интернете. Педагоги наравне с психологами могут применять песочную терапию и в детском саду, и в школе. Классические приемы обучения проигрывают песочной терапии в эффективности. Ребенок, создавая руками картину, легко осваивает смену времен года, направления, буквы (рекомендуем прочитать: ).


Помимо специализированных фигурок для песочной терапии подойдут также различные камушки, дары леса (шишки, листья, ветки), украшения

Песочная терапия для детей 4-5 лет наряду с развитием мышления с помощью образов стимулирует работу памяти и восприятия. Вклад песочной терапии в совершенствование мелкой моторики и чувствительных восприятий является колоссальным. Ознакомиться с методиками и техниками арт терапии на практике можно с помощью видеороликов.

Подходы к применению песочной терапии

Методики применения песочной терапии могут быть разными:

  • занятия для коррекции психики у дошкольников;
  • игровые занятия с детьми младшего школьного возраста и в подростковом периоде;
  • обучающая песочная терапия, в игровой форме учащая писать, читать и овладевать различными знаниями;
  • подготовительные занятия перед школой в небольших группах по 6 человек.

Перечислим важные основные задачи, которые ставит перед собой песочная терапия. Цели:

  • совершенствование созидательных способностей ребенка;
  • установление равновесия в эмоциональном плане и положительного восприятия мира;
  • создание положительных моделей для общения;
  • корректировка решения трудных задач и ситуаций;
  • избавление от агрессии, страха, замкнутости;
  • совершенствование внутреннего потенциала ребенка (малыш становится более самостоятельным, уверенным и ответственным);
  • улучшение деятельности процессов познания (памяти, мышления, воображения, внимания);
  • формирование навыков коммуникации.

Виды песочной терапии

Игровые методы

Песочную арт-терапию используют для карапузов. Научно доказан тот факт, что песок обладает способностью впитывать негативную энергию, а также успокаивать и создавать внутреннюю гармонию за счет кропотливой работы мелкой моторики. Крохам поэтому крайне полезно возиться и играть в песочнице.

Перечислим ряд игр, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Игры в сказкотерапии». Все приведенные ниже техники песочной терапии содействуют развитию мелкой моторики, воображения, осязательной и кинестетической чувствительности, а также облегчают процесс познания окружающего и собственного внутреннего мира:

  • «Чувствительные ладошки». Учат определять мягкое и твердое, сухое и мокрое, горячее и холодное.
  • «Отпечатки наших рук». Детки с удовольствием оставляют на песочке следы своих рук и ног, а также схематично изображают следы разных зверей. Еще одно приятное удовольствие – закопать ладошку или ножку в песок.
  • «Секретик». В песок педагог прячет какую-то игрушку и помечает тайник условным знаком. Ребенок должен раскопать находку, а затем сделать свой собственный «секретик».
  • Рисунки на песке. Используйте палочку, чтобы начертить цифры, буквы, геометрические фигуры, а также полноценные картины (рекомендуем прочитать: ).

Такие, казалось бы, примитивные методы песочной терапии несут в себе огромную пользу для развития психики ребенка. К принципам песочной терапии отнесем налаживание эмоционального фона, а также тот факт, что стимулирование мелкой моторики вносит огромный вклад в развитие речевой деятельности, памяти и внимания. Песочная терапия помогает услышать себя и понять свои ощущения и чувства.


Рисование на песке - отдельный вид терапии, который обязательно придется по вкусу ребенку

С целью диагностики

Индивидуальная форма песочной терапии помогает выявить:

  • присутствие внутренних конфликтов (война, битва или разрушения городов);
  • уровень агрессии и ее нацеленность (ауто- и гетероагрессия);
  • «нелады» в семье: когда герои вымышленного мира вступают в конфликты – герои здесь прототипы близких;
  • потенциальные возможности и скрытые ресурсы (присутствие волшебных предметов, позволяющих решить все проблемы и любые ситуации);
  • реакцию на возникающие трудности (забота, взаимовыручка, уклонение);
  • уровень развития чувственного восприятия (самоанализ, самопознание).

Песочная терапия в детском саду при групповом подходе позволяет диагностировать:

  • микроклимат в группе;
  • разделение ролей;
  • поведенческий стиль каждого участника.

Психокоррекционное воздействие

Коррекционное воздействие на психику посредством песочной терапии используется, если у ребенка присутствуют нарушения в эмоциональном плане и в поведении, имеющие невротических характер. Также применяется как вспомогательное средство для совершенствования навыков сенсорики, снятия эмоционального напряжения и т.д. Метод хорош и с точки зрения психологии подростков, используется как психокоррекция на сложных этапах развития ребенка.


Работа с песком улучшает мелкую моторику, которая невероятно важна для логопедического развития ребенка

В логопедии также широко используется песочная терапия. Детям с проблемами в речи намного проще освоить уроки с помощью некоторых видов песочной терапии. Малыши с удовольствием лепят буквы, буквосочетания, вызывающие трудности, и слова. Сложности в речи у детей дошкольного возраста преодолеваются легче, потому что структура песка воздействует на осязательные и кинестетические центры, имеющие связь с мозговыми полушариями, ответственными за речевую деятельность. Еще одним видом песочной терапии будет построение рассказа на основе созданной на песке истории. Это упражнение подходит для детей постарше (рекомендуем прочитать: ). Так они учатся пересказывать, а процесс этот действительно увлекательный, потому что описывать изображенную и проигранную ситуацию весело и интересно.

Для детей с проблемами развития

Наиболее полезна программа песочная терапия для деток с , ОВЗ и ОНР. Основными характеристиками таких детей являются неустойчивость в эмоциональном плане, отсутствие самоконтроля, агрессия, сложности приспособления в детском коллективе, частые перепады настроения, чувство страха, фамильярное отношение, суетливость. Прелесть песочной терапии состоит в том, что ребенок сам определяет характеры своих героев-фигурок. Эти герои вступают в разговоры и действия, которые также инсценирует ребенок. Часто бывает, что малыш зовет взрослого присоединиться к игре, отводит ему роль управлять каким-либо персонажем. Ребенок - режиссер, вершитель судеб в этом созданном им мире. Все придуманное в упражнении является воплощением детского подсознания, его тайных желаний и переживаний. С помощью методов песочной терапии психолог может прочесть историю жизни маленького творца, написанную песком.

Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает. Поэтому так притягательна песочная возня для детей дошкольного возраста. Но не всегда цена отдыха позволяет несколько раз в течение года вывозить малыша к морю. Исходя из этого, психологами была разработана программа занятий «Песочная терапия».

Программа

Программа «Песочная терапия» известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейд, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы сформировалась «Песочная терапия», которая стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.

«Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения. Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.

Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.

Ситуации, при которых детям просто необходимы занятия

  • психосоматические заболевания у детей;
  • повышенная тревожность, агрессивность;
  • замкнутость ребенка;
  • невроз;
  • стресс как следствие сложных семейных или социальных конфликтов;
  • для детей с особыми потребностями.

Противопоказания к занятиям

  • при эпилепсии;
  • с легочными и кожными заболеваниями;
  • с аллергической реакцией на пыль;
  • с проявлениями гиперактивности.

Этапы терапии

Занятия «Песочная терапия» предполагают постепенный переход с одной ступени на следующую в индивидуальном ритме ребенка.

Хаос

Это начальный этап для детей, когда они забрасывают в песок множество игрушек без группировки их по размерам, цветам, принадлежности к животным, предметам и т.д. Это свидетельствует о глубоких внутренних страхах и переживаниях, растерянности.

Борьба

Ребенок начинает разделять фигурки на противоборствующие группы. Появляются добрые и злые, плохие и хорошие фигурки. Не торопите малыша, предлагая ему доброго героя. Пусть выплеснутся все страхи, обиды и сомнения. Этот этап завершится с наступлением мира у воюющих сторон.

Исход

Это заключительный этап покоя, уравновешенности и гармонии. Все фигурки в парах или небольших группах. Появляются яркие элементы. Движения становятся спокойными и плавными.

Игры

Занятия «Песочная терапия» представляют собой детские игры, дающие возможность детям себя проявить.

«Знакомство»

Предложите малышу дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок. Нарисуйте волны и змейки. Выполните рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.

Комментируйте ощущения, задавайте наводящие вопросы. Подсказывайте светлые, радостные и добрые ассоциации.

«Дождик»

Пусть малыш наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку. Эта игра расслабляет, регулирует мышечный тонус.

«Угадай — ка»

Ребенок должен узнать наощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.

«Веселая история»

Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.

«Мой город»

Пусть малыш построит любимый город, расставит в нем любимые фигурки, устроит место для себя.

Конспекты занятий

Вы можете изучить готовые конспекты занятий по «Песочной терапии», но лучше всего самому выстроить логику занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка или группы детей. Ваши конспекты будут включать все те же базовые игры, но в индивидуальной последовательности, в нужном для вас темпе. Предлагаемые конспекты помогут вам найти подходящий поэтический материал, детские потешки, прибаутки, которые создадут атмосферу доброжелательности на занятии.

Обратите внимание на инвентарь, который предлагают готовые конспекты. Его цена абсолютно доступна. Вам понадобятся:

  • живой (кинетический) песок;
  • песок для домашней песочницы или цветной кварцевый песок (цена указана на сайтах производителей);
  • контейнер для песка (песочница, ящик, большая коробка и т.п.);
  • фигурки животных и рыб, растений и человечков, сказочных героев и героев мультфильмов;
  • ленты;
  • лоскутки;
  • цветные камушки;
  • машинки;
  • замки;
  • башни;
  • мостики и т. д.

Цены

Для групповых занятий нужно приобрести песочницы (средняя цена – 3000 рублей) и наборы для «Песочной терапии».

Цена на занятия в специализированных центрах по этой методике колеблются в пределах 2000 рублей за 1 час.

Книги

Тема: Игры с песком

Наталья КУЗУБ,
педагог-психолог я/с № 15
Эрика ОСИПУК,
педагог-психолог я/с № 64,
г. Брест, Республика Беларусь

В ГОСТЯХ У ПЕСОЧНОЙ ФЕИ

Организация педагогических игр с песком
для детей дошкольного возраста

Данные игры могут использовать в своей работе как психологи, так и воспитатели ДОУ. Занятия, проводимые в песочнице, позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ С ПЕСКОМ

Введение

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель - один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Оборудование «педагогической песочницы»

1.Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта - небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий - 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2.Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен - его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах сотверстиями):

Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

Разнообразные пластиковые формочки разной величины - геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

Миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

Набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

Различные здания и постройки;

Бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Организация игр-занятий с песком

1. Ориентировочный этап (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения воспитателя/психолога соотносятся с возрастом детей).

Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей в одной большой или нескольких малых песочницах.

Воспитатель/психолог знакомит детей со своей игрушкой-посредником в играх с песком - это может быть «Песочная фея», «Хозяйка песочницы», «Королева песочного мира». Игрушка должна быть красивой и интересной для детей. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку воспитатель объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.

Ведущий (воспитатель или психолог) в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.

Ведущий должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий в песке. Воспитатель (психолог) сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе со взрослым - «рука в руке».

2. Игра с Песочной феей . Песочная фея приглашает детей к себе в гости, в песочницу. Дети внимательно рассматривают саму песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана), символическое обозначение неба, воды и земли. При работе со старшими дошкольниками можно сразу придумать ритуал приветствия (звук колокольчика, определенное движение и т.п.). Также дети с помощью Песочной феи обозначают для себя некоторые правила поведения в песочнице.

Затем дети говорят о том, какие игры и занятия в песке могут приносить удовольствие и радость. Фея хвалит каждого высказавшегося ребенка и предлагает поиграть с ней в разные игры. Занятия в песочнице заканчивается ритуалом прощания. Для детей с особенностями в развитии обязательны тактильные маркеры начала и окончания занятия.

3. Правила поведения в песочнице

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.

После игры в песке надо помыть ручки.

4. Домашнее задание

Для закрепления правил поведения в песочнице дети могут самостоятельно либо с помощью взрослого символически изобразить их на листе бумаги. Наиболее удачный вариант можно поместить рядом с песочницей.

Этап прикосновений и игр на поверхности cухого песка

Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

Разогревающие игры

1. Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель:снижение психофизического напряжения.

Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

Дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

Легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

Дотрагивается до песка всей ладошкой - внутренней, затем тыльной стороной;

Перетирает песок между пальцами, ладонями.

В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка - ...»

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» и т.д.

2. Упражнение «Песочный дождик»

Цель:регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная фея. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

3. Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать психологи, прошедшие определенную подготовку в этом направлении). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

4. Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель:развитие тактильной чувствительности, воображения.

« Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).

«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Дидактические игры-упражнения

1. Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Песочная фея. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу - из треугольников.

2. Игра-упражнение «Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ - город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).

«Первый урок волшебства:
лес, поляна и их обитатели»

Цель : развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.

Песочная фея . Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, ведущий бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри - как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники - пальцы (ведущий сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес .

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых слов).

«Второй урок волшебства:
море, река, озеро и их обитатели»

Задание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка.

«Третий урок волшебства:
город и его жители, профессии и службы».

«Четвертый урок волшебства: деревня и ее жители».

«Пятый урок волшебства:
космическое путешествие; встреча с инопланетянами».

Цель : развитие воображения.

Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

3. Упражнение «Мы едем в гости»

Цель:развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за - из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Песочная фея. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?

Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.

В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.

Этап игр и упражнений с погружением рук в песок

Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок, поэтому они не будут участвовать в данном этапе. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением чередуются, в зависимости от их желания.

1. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитиетактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.

Песочная фея. Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами - искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

2. Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель:развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Первый вариант

Песочная фея. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку - «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Второй вариант

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением (на начальном этапе - несложные для восприятия, с изображением одного предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.

Песочная фея. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка

Дополнительные условия организации
игр-занятий с мокрым песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Ориентировочный этап

Желательно, чтобы ребенок уже знал свойства сухого песка и игры с ним.

Песочная фея. В нашей песочной стране иногда идут дожди, появляются настоящие реки и озера. Хотите посмотреть, как это происходит?

Взрослый делит песок в песочнице на две части и показывает ребенку способы увлажнения песка:

«Ручеек течет» - взрослый льет воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» - другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

Взрослый обращает внимание детей на изменившийся цвет и запах мокрого песка. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок (воды для увлажнения должно быть столько, чтобы излишне не залить песок).

Песочная фея. Давайте поздороваемся с мокрым песком. С ним вы сможете поиграть в удивительные игры - вы превратитесь в волшебников-строителей.

Затем проводятся упражнения, аналогичные тем, которые проходили с сухим песком: «Здравствуй, песок» и «Необыкновенные следы».

Игра «Норки-холмики»

Ребенок каждым пальцем поочередно, затем всеми сразу делает дырочки в песке - жилище для мышки, лепит холмики - жилище для черепашки.

Дидактические игры-упражнения

1. Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например - только геометрические формы, только животные.

2. Игра «Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф - только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

3. Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания - игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

4. Упражнение «Узоры на песке»

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Описание упражнения см. выше - занятия с сухим песком.

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы - ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Психопрофилактические игры с песком

Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.

Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Упражнение «Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Песочная фея. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет - каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость» . Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней - успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

Адаптационные игры и занятия в песке

Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.

Правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника - Песочную фею.

Взрослый знакомит детей со своей игрушкой - «Песочной феей».

Ведущий. Песочная фея - это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками. (Дети показывают игрушки и по возможности называют их.) Песочная фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир.

Сначала дети осматривают песочный поднос: дотрагиваются до бортиков, крышки, тихонько стучат пальчиками по крышке. Песочная фея разрешает войти в ее песочный дом (взрослый снимает крышку с песочницы). Дети осматривают песочницу изнутри. Взрослый указывает на борта песочницы: «Они голубого цвета, как небо», указывает на дно песочницы без песка: «Оно голубое, как вода в море».

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Ведущий. Песочная фея хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом - песком.

Описание упражнения см. в разделе «Игры-занятия с сухим песком».

Правила игры в песочнице
для малышей

На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.

Ведущий. Песочная фея загрустила, потому что ее подружки-песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Игра-занятие «Песочный детский сад»

В данной игре поэтапно обыгрывается целый день в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например расставание с родителями или прием пищи.

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек-«детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.

Среди больших игрушек в группе выбирается такая, которая в понимании ребенка может символизировать родителя. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.

Игра с игрушкой-«родители»
и игрушкой-«ребенок»

«Родители» приводят «ребенка» в песочный детский сад, где их уже ждет Песочная фея - воспитательница. Воспитательница показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке/мешочке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из комнаты). Песочная фея-воспитатель вместе с малышом машут родителям и идут вместе в группу - песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты: там стоит игрушечный столик с посудой, спальня с игрушечной кроваткой, туалет с игрушкой - имитация горшка. Часть песочницы может быть засажена веточками-деревьями - это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее игровой сюжет развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.

При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например расставания с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации, так как его песочный опыт будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий: «каждое утро ты идешь в детский сад», «на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей», «ты можешь весело поиграть с другими детьми», «воспитатель всегда поможет тебе», «ты должен слушать, что говорит и что просит тебя сделать воспитатель», «родители всегда придут за тобой, они любят тебя».

Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.

Литература

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум покреативной терапии. - М.: Речь, 2003.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина La Posuda. Воспользовавшись услугами интернет магазина La Posuda, Вы сможете по выгодной цене и с доставкой по Москве и Санкт-Петербургу купить набор посуды Luminarc . Пользующаяся признанием и популярностью по всему миру французская посуда Luminarc – это изготовленные из ударопрочных материалов столовые сервизы самых разных цветов и оттенков, которые идеально впишутся в интерьер любой кухни. Посетить интернет магазин La Posuda можно по адресу http://www.laposuda.ru/