Петр первый и указ о новогодней елке. История появления праздника

Новый год - один из календарных российских праздников, отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января каждого года.

История появления праздника

До XVIII века новый год в России начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (до 1492 года) или с сентября (с 1492 года) по юлианскому календарю.

Сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году.

Празднование Нового года до 1700 года

Во время празднования Нового года в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Начиналась церемония около 9 часов утра по современному счёту.

На соборной площади Московского Кремля, напротив северных дверей Архангельского собора, перед Красным крыльцом устраивался большой помост. Помост покрывался персидскими и турецкими коврами. Между Архангельским собором и Иваном Великим на помосте устанавливали три аналоя - два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Перед аналоями ставили большие свечи, стол с серебряной чашей для освящения воды. Напротив аналоев ставили два места: слева для патриарха, справа для царя.

Патриарх в сопровождении духовенства выходил на действо из западных ворот Успенского собора. Они несли иконы, кресты и хоругви. Когда патриарх выходил на площадь, с Благовещенской паперти выходил царь. Шествия патриарха и царя сопровождалось колокольным звоном на Иване Великом. Звон прекращался после того, как патриарх и царь занимали свои места.

Царь выходил в праздничной одежде. С 1679 года Фёдор Алексеевич начал выходить на действо в Большом царском наряде - то есть в порфире, диадеме, Шапке Мономаха. Свита, сопровождавшая царя, была одета в золотах, то есть в парчовых одеждах и горлатных шапках. По указу от 19 декабря 1680 года на празднования нового года полагалось приходить в золотых ферязях.

Царь прикладывался к Евангелию и иконам, его благословлял патриарх. Патриарх в специальной речи спрашивал о здоровье у царя. Царь ответную речь заканчивал словами «…дал Бог, жив».

Духовенство и бояре занимали места по чину у мест царя и патриарха. Соборная площадь была заполнена служилыми людьми. На рундуке (помосте) от Благовещеского до Архангельского собора стояли стольники, стряпчие и дворяне, за ними гости. На рундуке между Благовещенским и Успенским соборами стояли стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники, головы и полуголовы стрелецкие. На паперти Архангельского собора стояли иноземные послы и иностранные гости. На рундуке между Архангельским и Успенским собором стояли генералы, полковники, прочие начальные люди и иностранцы. В задних рядах на рундуках стояли прочие чины, одетые не в золотах. Между рундуков и за рундуками стояли стрельцы со знамёнами, барабанами, оружием.

Начиналась служба, митрополиты, архиепископы, епископы и другие духовные лица подходили по двое с поклоном к царю и патриарху. После службы патриарх обращался с длинной «здравственной» речью к царю. Царь отвечал короткой речью и прикладывался к Евангелию и иконам. После этого царя и патриарха поздравляли с новым годом духовные власти; по два в ряд и с низким поклоном. Царь отвечал поклоном головы, а патриарх благословением. Потом царя поздравляли бояре и прочие светские чины с поклоном на большой обычай (почти до земли). При этом один из старейших произносил поздравительную речь. Потом бояре поздравляли патриарха. Когда взаимные поздравления заканчивались, царя поздравляла вся площадь. Все присутствующие на площади, включая стрельцов, били челом в землю. Государь отвечал поклоном.

После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.

Преобразования Петра I

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю.

«7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.»

Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года»

Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах.

Новый стиль

С переходом на новый стиль по декрету большевиков в 1918 году, первый Новый год, совпавший с европейским пришёлся на 1919 год. Кроме того, возник так называемый Старый Новый год, приходившийся на 14 января. Тогда Новый год широко не праздновали, а праздновали Рождество. В многочисленных рассказах про Ленина и ёлку речь идёт про ёлку рождественскую, а не новогоднюю. Даже в 1924 году, незадолго до его смерти, в Горках давали рождественскую ёлку для детей.

Начиная с 1929 года празднование Рождества было официально отменено. Однако уже 28 декабря 1935 года в «Правде» было опубликовано письмо Первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.

Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.

Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины.

Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны.

Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»

С 1930 по 1947 год 1 января в СССР был обычным рабочим днём. 23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём. По закону от 25 сентября 1992 года в России и 2 января стало выходным. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы (ранее - только 1 и 2), и эти дни объявлены нерабочими, а с учётом выходных дней и Рождества - официального праздничного дня, выходные длятся 10 дней. С 2013 года в России новогодние каникулы уменьшились до 8 дней (с 1 по 8 января).

Новогодние традиции

Василий Суриков «Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского»

В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одной из его реформ. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на немецкий образец.

Говорят, гостей дворца на три дня запирали в обеденной зале, чтобы они, не прекращая, ели и пили, пока не упадут замертво, а когда приходили в себя – продолжали. Тогда же появилась традиция маскарадов и народных гуляний.

Со сменой правителей Новогодние праздники постепенно обрастали новыми традициями. Елизавета I отмечала Новый год балами, Екатерина II ввела обычай дарить подарки.

Традиция пить на Новый год шампанское появилась после войны 1812 года, когда из Франции на Русь привезли трофейный напиток. Во время правления Николая I на улицах появились публичные елки.

Изготавливать елочные игрушки на фабриках в России начали только в конце XIX века, до этого их привозили из Германии или делали своими руками.

Но по-настоящему всесоюзным праздником Новый Год стал только в СССР. Этому предшествовала отмена Рождества в 1929 году (стало обычным рабочим днём пятидневки) и введения фактически запрета на его празднование в рамках атеистической кампании, проводимой в СССР. Специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. Впервые Новый год стали праздновать в 1935 году: Дед Мороз, ёлка (дерево и сам праздник), подарки под ёлкой - все неизменные атрибуты старого Рождества по велению атеистов сделались «новогодними». Вифлиемская звезда на ёлке стала советской пятиконечной, такой же, как недавно повешенные на башнях Кремля. В январе 1937 года у Деда Мороза появилась обязательная спутница - Снегурочка, истоки которой лежат в языческой мифологии.

Празднование Нового года, как новая советская традиция, одной из первых описана в рассказе «Чук и Гек» Аркадия Гайдара 1939 года и в повести «Комендант снежной крепости».

В советское время также появились собственные атрибуты Нового года: советское шампанское, мандарины, салат оливье, бой курантов, во время которого нужно обязательно загадать желание, торжественное обращение государственного лидера к гражданам страны. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, в советское время на смену им пришли, как и в ряде других стран, новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни, такие как «В лесу родилась ёлочка» и «Пять минут».

В 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны – Кремлёвская.

С конца 1980-х в России и других странах Европы появились модное веяние связывать приход Нового года с одним из животных китайского гороскопа (крыса, бык, свинья и др.), даже несмотря на то, что китайский Новый год наступает позже. Также всё более популярной становится зарубежная (в первую очередь американская) символика нового года: олени в упряжке Санты Клауса, сочетания красного с зелёным в декоративных элементах, открытки изображения венков, которые в России обычно не приняты.

После 1990 года постепенно вошло в традицию сразу после полуночи жечь фейерверки и запускать салюты, как организованно, так и экспромтом, просто жителями населённого пункта, района, квартала или дома.

Новогодние приметы

С Новым годом в России традиционно связано большое количество народных примет (часть из них перешла к нему от Рождества, которое долгое время не отмечалось). В Новогоднюю ночь принято одеваться в новую и лучшую одежду, так как если войти в новый год с обновкой, то целый год будешь ходить в обновках. Также считается, что нельзя отдавать деньги в канун Нового года, иначе весь год придется их отдавать. Поэтому перед Новым годом заранее отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться. До сих пор также верят, что брать взаймы под Новый Год нельзя, а то весь год придется просидеть в долгах. Спать в новогоднюю ночь тоже нельзя, иначе весь год пройдёт вяло и неинтересно(исключение — дети в возрасте до 7 лет). Новогодний стол должен ломиться от яств и вин, чтобы весь год жилось богато и весело. Перед Новым годом также рекомендуется выбросить из дома всю битую посуду, перемыть окна и зеркала. Те, кто верит в приметы, связанные с принадлежностью наступающего года тому или иному животному по китайскому календарю, стараются обогатить праздничный стол блюдами, как считается, угодными этому животному (например, сыр для года Мыши, бананы для года Обезьяны) и воздержаться от неугодных (говядина для года Быка).

20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. Таким образом, 1699 год оказался самым коротким в российской истории, так как фактически продолжался с 1 сентября до 31 декабря или всего 4 месяца.

Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и столетием. На Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Кстати, и сам обычай украшать ёлку появился тоже при Петре - первую новогоднюю ёлку установили в Санкт-Петербурге в 1704 году.

Забавно, что именно эти повеления оказались неимоверно стойкими - до сих по мы на Новый Год украшаем дома ветвями хвойных деревьев и ставим ёлки, а уж без фейверков и вообще Новый Год представить сложно. И из ружей люди в 12 часов стреляют - в иных местах пальба стоит неимоверная, будто не маленькое такое сражение началось!

6 января 1700 года празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом. Боярам и служилым людям было велено облачиться в европейские костюмы — венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

Надо сказать, что эти новые новогодние обычаи прижились в нашей стране довольно быстро, ведь раньше в ту пору на Руси отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки. И многие старые обряды — веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года. И с тех пор и до наших дней этот праздник закрепился в российском календаре.

С ёлкой, правда, получилось интересно - после смерти Петра I их ставить практически перестали. Возродился обычай лиш в начале XIX века при царе Николае I. А в 1852 году в Петербурге на Екатерингофском вокзале была установлена первая публичная елка. При большевиках пытались запретить ставить ёлку, однако не долго и довольно непоследовательно.

Напомню, если Дед Мороз появился еще о революции, то его спутница Снегурочка - традиция уже советская, она появилась с 30-х годов прошлого века. А традиция наряжать маленького мальчика Новым Годом и вообще пошла с годов 60-х.

Кстати, именно русский Дед Мороз оказал влияние на целый ряд западных зимних персонажей, причем в некоторых странах Европы (например, в Польше и Болгарии) известен под собственным именем. Американский Санта-Клаус тоже имел образцом русского Деда Мороза. Впрочем, это объяснимо - многие новогодние открытки для России заказывались за рубежом, а тамошние художники выполняя работу по русскому заказу, невольно использовали русские сюжеты и для заказов для своей страны. Такое вот культурное влияние России.

Но в целом в России Новый Год со своими особенностями и непременными атрибутами сформировался уже в Советское время, примерно в годах 50-60-х. Таким он остается и сейчас.

И новогодние фотографии 60-80-х годов:

В преддверии Нового 1980-го года:

Первый осознанный праздник:

Встреча Нового Года в семейном кругу:

Новогодняя торговля:

Официальная ёлка:

Новый год в армейском коллективе (тоже так встречал - хорошо праздновали!):

Новый Год мог застать в пути:

Куда же без "Новогоднего Огонка":

Традиционный советский салат оливье - на Новый Год просто обязан быть на столе:

Детский утренник:

Дети и учителя после новогодней постановки:

Между прочим, новогодние традиции настолько живучи, что даже насильно их искоренить крайне трудно. Вот, например, на этом видео хорошо видно, как из парада в честь Святого Мыколая (которого там сейчас усиленно внедряют вместо советской традиции) в украинской Виннице получился натуральный парад русских Дедов Морозов, а еще и со Снегурочками:

И новогоднего котопозитива в ленту.

Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января..

Языческое эхо

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

Колядование дошло до нас из языческих времен. Фото: Commons.wikimedia.org

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Зима близко

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Фрагмент указа Петра I от 1699 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

Пугающая перемена

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр - необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили... Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда...»

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

Новый Год с ёлкой завел на Руси Петр I триста лет назад. 20 декабря 1699 года царь предписал россиянам считать начало года "от Рождества Христова восемь дней спустя".

Конкретно указ гласил:

"Известно ему, великому государю, стало - не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны... - все те народы согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания мира, за многую рознь и считание в тех летах.

И ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век. И для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять... с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве... по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых... А людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить. И чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по седьмой день того ж 1700 года.

Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с Новым Годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет - то... каждому на своем дворе из небольших пушечек, если у кого есть, и из нескольких мушкетов или иного мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится".

Петр со своим "всешутейшим и всепьянейшим собором" вознамерился гулять неделю только с 1 числа. Но великий и могучий российский народ решил начинать раньше: провожать Старый и встречать Новый Год в ночь с 31-го на 1-е. А благодаря ленинскому указу 1918 года петровский недельный загул естественным образом вырос в двухнедельный: по советскому календарю Новый Год Петра I отмечают в ночь на 13 января с последующим опохмелением.

Во-первых, указ Петра принимался по большой пьянке. Ясно же, что никакой новый век не наступал: 1700 год был последним годом XVII столетия, а век XVIII начинался в 1701 году. Во-вторых, царь сохранил на Руси Юлианский календарь, который к нашему столетию "отстал" от более точного Григорианского на 13 дней.

В XVII веке Петр I мог договариваться с иноземцами лишь с помощью "зеленого змия", поскольку жил с ними в разном времени: с разницей в 10 дней. Как раз в 1700 году разница выросла до 11 суток: по Юлианскому календарю год был високосным, а по Григорианскому - нет, пишет журнал Суперстиль.

До указа россияне верили, что Новый Год наступает 1 сентября. Он отмечался богослужениями и возлияниями в избах и хоромах. Ныне это тоже праздник: начало нового года в учебных заведениях. Сентябрьский Новый Год уступил январскому, как сам ранее сменил господствовавший в Древней Руси год мартовский.

До Петра I русские отмечали Новый год в марте. После его перенесли на сентябрь, а потом и вовсе на январь.

Взойдя на российский престол, Пётр I провёл ряд реформ. Некоторые из них касались и повседневной жизни россиян, в том числе порядка проведения праздников.

Фактрум вспоминает великую эпоху правления Петра Алексеевича, положившую новую традицию новогоднего празднования.

Как праздновали приход нового года до Петра Великого

Новый год на Руси вплоть до XV века приходился на день весеннего равноденствия в марте. Предшествовали празднику 12 дней колядования, когда по деревням ходили ряженые, пели песни и получали за это угощение. Также было принято разбрасывать у порогов изб зерно, чтобы урожай лучше народился.

Колядования

Когда на Руси было принято православие, языческие обряды встречи нового года изменились. В 1495 году перенесли начало нового года на первое сентября, так как считалось, что в этот день Богом был сотворён наш мир. На празднование царь вместе с патриархом церкви выходили на главную площадь и открывали шествие. В те времена первый день в году проводили как и любой другой праздник: приглашали гостей, накрывали стол и организовывали танцы.

Почему начало нового года при Петре I перенесли на другую дату

Первые петровские реформы были направлены на искоренение всех старинных традиций. Когда Пётр I побывал в Голландии, то увидел, как там весело и ярко встречают первый день нового года. Ему захотелось такого же веселья и у себя на родине. Кроме того, царь по примеру европейских стран решил ввести в России григорианский календарь. Полностью перевести Россию на григорианское летоисчисление не удалось, церковные праздники всё-таки отмечались по юлианскому календарю.

В декабре 1699 года был издан указ Петра I о Новом годе. Он чётко регламентировал порядок проведения праздника и праздничных увеселительных мероприятий.

Что говорилось в указе Петра I о праздновании Нового года

Фрагмент указа Петра I «О праздновании Нового года»

В новом указе царь подробно расписал, что должны делать его подданные, так как традиции празднования Нового года сильно изменились по сравнению с прошлым. Так, бедняки должны были украсить ворота своих домов еловыми и сосновыми ветками. Люди из более высоких сословий обязаны были нарядить любое дерево перед своим домом, украсив его по своему вкусу и разумению. Для того, чтобы россияне лучше поняли задумку царя, была организована выставка в петербургском Гостином дворе, где были показаны наряженные деревья.

Кроме этого, в указе о праздновании Нового года было написано, что отныне его будут встречать весёлыми огненными потехами и фейерверками. Каждому, кто владел пушкой, ружьём или оружием, в Новогоднюю ночь предписывалось сделать несколько выстрелов. А на перекрёстках и улицах Петербурга должны были всю ночь гореть огромные костры.

Сам царь Пётр I тоже принимал участие в празднованиях. Во главе своей многочисленной свиты он ездил по улицам Петербурга, заходил в дома знатных людей и пировал с ними.

Как отреагировали люди на перемены

Ни простому люду, ни боярам со служивыми петровские перемены не пришлись по душе. Последним особенно не понравилось то, что царь заставил их одеться в иностранные кафтаны, это порушило все прежние уклады жизни. Новые традиции встречи года казались людям очень неудобными и непривычными. Им было непонятно, к чему такой шум, песни, пляски и канонада пушек и ружей. Хоть в прошлом празднование наступления Нового года и было весёлым и бурным, но не настолько, как в петровские времена.

Конечно, с течением времени россияне привыкли к новым новогодним традициям, полюбились им и салюты, и пушечные залпы ровно в полночь, и балы-маскарады, и украшения деревьев и домов.