Почему мы празднуем праздник День Победы? Почему мы празднуем Рождество, праздную потому что знаю.

Культура народа саха представляет собой многослойный синтез разных древнейших культур. Религиозные верования саха больше тяготеют к индоиранской культуре, где главенствующей религией был культ солнца. Ыһыах является религиозно-обрядовым праздником поклонения Солнцу, солнечным Белым Божествам, он связан с культом возрождения природы и духовного обновления человека. Ыһыах - это ритуал общения с небесными и земными силами, обмена энергетической силой с окружающим миром. Название праздника восходит от глагола «ыс» - окроплять.

В глубокой древности ритуал открытия Ыһыаха совершал Айыы Ойуун (Белый Шаман) – Верховный жрец религии Аар Айыы (Белых Божеств). Его сопровождали 8 невинных девушек и 9 непорочных юношей. Ритуал окропления кумысом с молениями Верховному Богу Юрюнг Аар Тойону , Божествам Айыы и Духам местности приурочивали к восходу Солнца, которое олицетворяло Верховного Бога. Обращение к Небу, Солнцу и небесным божествам Айыы, от которых зависело благополучие человека, было главным и важным моментом праздника. После обращения Верховного жреца к небесам, если боги услышали молитвы, то обязательно подавали знак: среди ясного дня шел теплый солнечный дождик – признак небесного изобилия, спускались на поляну, где проводился Ысыах, священные стерхи – это небесные Айыыудаганы (Небесные Божественные шаманки) почтили своим присутствием Великий праздник.

До восхода Солнца обрядовая часть праздника начиналась внутри берестяного шатра – «Могол Ураса», там к священнодействию готовился Верховный Жрец – Белый Шаман.

Ыһыах всегда проводили в день летнего солнцестояния с 21 по 23 июня. Совершался Обряд встречи Солнца, олицетворяющего свет, добро и жизнь на Земле. Первые лучи восходящего Солнца даруют живительную энергию, которой люди заряжаются на весь год, слова молитвы, произнесенные в час рассвета, доходили до небес, находя отклик у могущественных и добрых Божеств. Обряд встречи Солнца – это ритуал коллективного причащения, после которого люди обновлялись и духовно, и физически.

Место проведения Ыһыаха обставлялось особым образом. На восточной стороне ставили массивную священную коновязь – «Аар багах сэргэ». Эта коновязь является прообразом мифологического Мирового Древа – Аар Кудук Мас. Для древних предков саха cэргэ также является символом оси Вселенной, на которой держится мировой порядок. По мифологии саха в Мировом Древе жила Богиня Земли Аан Алахчын Хотун , а девять ветвей Древа источали белую благодать, ниспосланную с небес. На древнем языке саха слово «кудук» означает «чаша». Название Аар Кудук Мас можно перевести как «Великое Древо Чаши Изобилия».

Священную коновязь поднимали в момент восхода Солнца при помощи трех волосяных веревок. Ритуал становления «Аар багах сэргэ» олицетворял возрождение и обновление. Священная коновязь в разных улусах имеет различные формы. Но чаще всего на ее вершине ставилось изображение четырех конских голов соответственно четырем сторонам света. Иногда «Аар багах сэргэ» делали с девятью массивными ветвями. К коновязи привязывали жеребца белой масти, который олицетворял символическое жертвоприношение Белому Солнцу.

«Аар багах сэргэ» в старину называли «Багахтаах Ургэл сэргэтэ» - «Священная коновязь Плеяд». Считалось, что на ней во время проведения обрядовой части Ыһыаха находились Верхние Божества. Они не ступали на грешную землю, чтобы не осквернить себя.

Ыһыах устраивали внутри сакрального круга – тюсюлгэ. Переводится как «место, куда спускаются Боги» . Тюсюлгэ – это своеобразный алтарь под открытым небом. Тюсюлгэ обрамляли молодые березки – чэчир. Чэчир ограждали место священнодействия от другого пространства и представляли собой сакральную границу, которую не переступал грешный человек. На березках развешивалась священная салама – ритуальная веревка, сплетенная из конских волос, украшенная разноцветными лоскутками и берестяными символами изобилия и благополучия. Тюсюлгэ было обращено к востоку, где по верованиям обитали Белые Божества. Посередине тюсюлгэ ставились три или четыре коновязи, соединенные между собой перекладинами, на которых подвязывали большие кожаные сосуды с кумысом. Вокруг ставилась ритуальная деревянная посуда для кумысопития. Вовремя Ыһыаха строго запрещалось кушать из медной, железной или серебряной утвари. По древним верованиям Боги на пиршествах ели только из деревянных сосудов, сделанных из цельного куска березы.

Перед тюсюлгэ сооружали очаг – «танарабэлэhэ» - «горло богов». Пред ним совершал священнодействия Айыы Ойуун – Белый Шаман.

После священного обряда окропления кумысом совершался ритуал кумысопития. Этот ритуал начинался с кругового распития кумыса семью почтенными старцами внутри кругатюсюлгэ. Остальные участники Ыһыаха располагались вне алтаря – тюсюлги, образуя круги по родам, по сословиям, по возрастам.

После распития кумыса начинались игры. В начале игр разыгрывалась драматическая сценка космической борьбы Зимы и Лета, олицетворяющих Зло и Добро. Добро всегда побеждало. Все это сопровождалось особым пением. После инсценировки начинались спортивные игры, конские скачки, конкурсы запевал Оһуохайа и хомусистов.

На Ыһыахе было много разных состязаний, целью которых было «завоевание счастливой доли»: это прыжки на одной ноге (кылыы) и прыжки обеими ногами (куобахтыы) по меткам, якутская борьба, стрельба из лука, скачки и др.

Спортивные игры на Ыһыахе можно рассматривать как своеобразный диалог с судьбой, как испытание своих физических и нравственных возможностей.

В основе ритуальных игр на Ыһыахе лежит символический обмен удачей, счастьем. Удачу каждый год мог поймать кто – то другой, так счастье и слава переходили из одного рода в другой. Также проводились шуточные состязания, когда победителем становился тот, кто больше съедал пищи или выпивал кумыса, своеобразный «обряд едоков». Здесь «судьба» участников игры реализовывалась через обрядовое поглощение еды, то есть чем больше выпито и съедено, тем больше счастья заслуживал победитель в будущем году. На Ыһыахе давалась уникальная возможность изменить и перестроить свою судьбу: каждый на празднике творения Вселенной и человека мог «стереть» свое прошлое и переигрывать заново судьбу.

В незапамятные времена во время Ыһыаха иногда провозглашали о восхождении к власти нового Тыгына. Старый предводитель народа саха перед всеми собравшимися сородичами торжественно передавал новоизбранномуТыгыну символ земной власти. Новый Тыгын давал клятву на крови перед своим народом и водружал символ власти на специально сооруженное место, этим он отмечался перед Верхними Божествами. По древним обычаям саха за время своего правления Тыгын только один раз, после своего избирания, мог водрузить символ земной власти.

В древности Ыһыах проводился в течение семи дней и ночей, а иногда и девяти. Все это время люди общались, состязались, пели, плясали – радовались жизни, красоте окружающего мира, воспевали и восхваляли свой родной край, благодарили за все Матушку-Природу, настраивались на успех, удачу и благополучие.

Люди в старину готовились к Ыһыаху заранее, шили нарядную одежду. Каждый год этот летний праздник женщины встречали в новом платье, а мужчины надевали новые рубахи. В первый день Ыһыаха каждый человек должен был выглядеть торжественно и нарядно. Надевалась традиционная национальная, богато и изысканно украшенная одежда и серебряные украшения. Ыһыах было принято встречать в светлой одежде в знак того, что ты чист душой и телом, и готов к священнодействиям, к общению с Белыми Божествами.

Перед началом великого праздника древние саха три дня духовно и физически готовились к священнодействиям. Проводили обряд омовения, окуривания, воздерживались от мясной пищи, часто выходили на природу, общались с Духами Земли и местности, очищались от дурных мыслей, культивировали в себе добро и любовь ко всему Миру, посылали во Вселенную слова любви и благодарения…

Некое мистическое значение в обряде проведения Великого Священного Праздника имел круговой танец Оһуохай. Этот танец отражает культ Солнца и Неба. Танцуя этот ритуальный хоровод и повторяя слова за запевалой, ритмично двигаясь по направлению Солнца, люди как бы возносились к небесам: очищалась душа, все невзгоды оставались позади, а впереди ждали удача и успех.

В наши дни Оһуохай также занимает особое место в обряде проведения Ысыаха. Как считают многие исследователи, Оһуохай имеет целительную силу, происходит круговое вращение положительной энергии и единение душ всех танцующих. Академик Международной тюркской академии Н.Е.Петров писал: «...произносимое как «ом», это есть самое священное из всех священных слов, этим словом создана Вселенная, и оно является матерью всех имен и форм. Слово «осуохай» связано с великим словом «ом» («дом»). Хоровод осуохая очищает, вылечивает дух и тело человека, помогает принятию энергии с земли и космоса, восстанавливает биополе, делает так, что человек становится добрее» . У саха существует традиция: каждый во время Ыһыаха должен станцевать Оһуохай, сделать хотя бы три круга.

Ыһыах, как культ единения человека с Природой, торжества и радости жизни, был праздником семейным. Семейные традиции праздника включали: приглашение всех близких и дальних родственников, тесное общение всех родственников, планы на будущее, совместную трапезу и, наконец, благословение уважаемыми и почтенными членами семьи молодого поколения. Здесь особое значение придавалось «обычаю произнесенного слова», через благопожелания задавались направление и цель будущей жизни.

Каждая семья, род или клан сооружали свое тюсюлгэ. Знатные роды ставили три резных богато украшенных коновязи в виде равнобедренного треугольника. К сэргэ, с северной стороны, привязывали жеребца как защиту от злых сил. К средней коновязи привязывали верховую лошадь в праздничном убранстве. Она олицетворяла благополучие и изобилие. К столбу - сэргэ, расположенному на южной стороне, привязывали кобылу с жеребенком, как символ достатка и приумножения конского скота, одного из основных богатств саха.

Посередине символического треугольника на круглых коврах, сплетенных из конских волос, расставлялась ритуальная посуда и праздничная еда. Вокруг рассаживались все члены семьи и рода, начиналась трапеза. Во время трапезы почтенные старейшины семей и родов благословляли своих сородичей, иногда происходил обмен подарками. Одаривали уважаемых и именитых родственников, юношам и девушкам, достигшим совершеннолетия, дарили особые подарки: юношам – ножи, девушкам – серебряные украшения. Участие в таких обрядах представителей всех поколений, а также детей всех возрастов символизирует вечное продолжение человеческого рода.

Особое значение имели во время проведения Ыһыаха алгысы - слова благопожелания и благословения. Они произносились Белым Шаманом и почтенными старцами. Считалось, что слова, произнесенные в этот день, непременно сбудутся. Не всякому человеку разрешалось произносить алгыс, а богам обращались лишь избранные и безгрешные. В алгысах запечатлена модель человеческого счастья и прослеживается настрой на добрые дела.

Если обратиться к древним алгысам - заклинаниям, то можно выявить эту модель счастья: «О, Великий и Всемогущий Верховный Бог - Юрюнг Аар Айыы Тойон, могущественные и справедливые Верхние Боги - Айыы, милостливые и оберегающие от невзгод Земные Духи - Иччи, достопочтенная и дарующая добро Богиня Земли - Госпожа Аан Алахчын, всезнающий и всепрощающий Дух Огня - Почтенный Старец Хатан Тимиэрийэ! Окиньте нас добрым взором, даруйте нам благодать небесную! Обращаются к Вам простые смертные, внемлите нашим мольбам. На девять поколений прочное благополучие, на 8 поколений непоколебимое счастье, на семь поколений неубывающее обилие сотворите нам!»

Старейшины родов благословляли своих потомков словами: «Пусть голодный насытится в вашем доме и замерзший обогреется у вашего очага. Пусть бедный и убогий у вас получит помощь, пусть погибающий у вас спасется, больному матерью станьте, хворому отцом будьте. Детей здоровых рожайте, пусть в изгороди крупный рогатый скот наплодится, на лугах конный скот прибавляется. Живите мирно и счастливо!» В этих словах заключается смысл простого человеческого счастья, когда человек видит смысл жизни в творении добра, в каждодневном труде, приносящем благополучие и достаток, также прослеживается уважение и почтение к окружающему миру, воспринимаемому как нечто божественное и одухотворенное.

Каждая семья старалась заготовить необходимый запас праздничной пищи и кумыса. На Ыһыахе был представлен весь набор якутской национальной кухни, базирующейся на древнетюркской традиции. Праздничные блюда в основном готовились из мяса, рыбы, дичи и молока.

Способ приготовления продуктов был несложный: мясо, рыба и дичь жарились на вертеле, варились или пеклись. Кумыс и другие кисломолочные продукты заготавливались заранее.

Каждый должен встретить Ыһыах с открытым сердцем, с добрыми помыслами, с чувством благодарности ко всему Миру, должен благословить и благодарить Матушку – Природу, преклоняться перед Ней, попросить прощения за нанесенный Ей человечеством ущерб и вред, дарить друг другу радость и любовь. Если каждый из нас будет жить по древним законам в гармонии с Миром и с самим собой, то жизнь на Земле изменится...

Варвара КОРЯКИНА ,

В первую секунду после полуночи 1 января суббота сменится воскресеньем. Как правило, такой переход никакого особого значения не имеет. Однако смена года для нас имеет особую важность, особый символизм. Этот уникальный момент побуждает нас оставить все свои заботы и привычные дела, чтобы оглянуться назад, подвести итоги, оценить, что мы сделали, и принять решение по поводу дальнейших действий. Кроме дней рождения, пожалуй, никакой другой момент в течение года не получает такого рода внимания. Праздновать его любят все.

Чтобы выжить

Почему же начало нового года имеет такой особый символизм? И почему его празднование настолько распространено по всему миру, или, по крайней мере, там, где есть календари? Поведение это, конечно, связано с чем-то внутренним в человеческом сознании, чем-то глубоко осмысленным и важным, учитывая, сколько энергии и ресурсов мы вкладываем в праздник, сколько усилий прикладываем, чтобы сделать этот момент особенным, снимая множество запретов. Ради чего? Может быть, что символизм, который мы придаем этому моменту, связан с одной из самых мощных мотиваций - стремлением человечества выжить.

Повод для праздника очевиден, ведь мы празднуем дни рождения и Новый год через каждые 365 дней, чтобы дать хронологическую оценку нашей жизни с помощью единицы измерения - года. Ура! Наконец-то, еще один год закончился, а мы все еще живы! Самое время поднять бокалы и выпить за тех, кто выжил, и вспомнить тех, кто в текущем году не дожил до этой даты.

Этот праздник позволяет подвести некоторые итоги, судить о том, как жить лучше, дольше и качественнее. Это естественное желание иметь хотя бы примерное представление о том, что ждет нас впереди, ведь будущее без прогнозов выглядит весьма тревожно и туманно. Не зная, что нас ждет, мы не можем подготовиться к этим событиям, чтобы обезопасить себя. Мы принимаем серьезные решения, даем себе множество обещаний: бросить курить, заняться спортом, вести здоровый образ жизни и начать экономить. Не столь важно, сумеем ли мы в следующем году сдержать обещание, важен сам момент осознания того, что человек способен контролировать ситуацию, а значит, даже в трудные дни сможет сохранить самообладание.

Научно доказано

Исследования психолога Ричарда Уайзмана, проведенные в 2007 году, позволили установить, что для многих из нас слова песни группы U2 актуальны: "Ничего не меняется в день Нового года". 3000 человек подвели в новогоднюю ночь итоги, и 88% из них так и не удалось достичь поставленных целей, хотя 52% были уверены, что достигнут их во что бы то ни стало. Это лишь краткое описание исследования, но оно позволяет сделать некоторые предложения о том, как сделать свою жизнь лучше.

Интересно отметить, что люди, давая самим себе наставления в новогоднюю ночь, хотят, как правило, чтобы лечение было лучшим, новые друзья - верными, а долги были погашены. Так было на протяжении всей нашей истории. Поэтому к Новому году люди стремятся успеть сделать все самое важное. Вавилоняне возвращают долги. Евреи надеются на прощение. Шотландцы идут в гости к соседям, чтобы пожелать им успехов в наступающем году. Какое все эти социальные поступки имеют отношение к выживанию? Все просто. Мы - социальные животные. Мы эволюционировали, чтобы зависеть от других, причем для нашего же здоровья и безопасности. Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Оказывается, этот принцип является прекрасной стратегией выживания, актуальной и в наши дни.

Больше молитв

Многие люди полны решимости больше молиться. Это имеет смысл с точки зрения выживания тоже. Всемогущая сила способна сделать быт людей более безопасным, если молиться больше. Евреи молятся в начале своего нового года, чтобы иметь возможность вписать свое имя в «Книгу жизни» на следующий год. И хотя смерть неизбежна, на протяжении всей истории люди имели дело со страхом смерти, аффилированным с религиями, которые обещают счастливый и безмятежный конец, спокойную загробную жизнь. Молитесь больше, и смерть уже не будет казаться такой страшной.

Ритуалы для привлечения удачи

Есть сотни ритуалов, связанных с новогодними праздниками, направленных на осуществление контроля над своей судьбой. Голландцы, для которых форма круга является символом успеха, в новогоднюю ночь едят пончики. Греки выпекают специальный Vassilopitta - торт с монеткой внутри, которая дарует удачу в наступающем году тому, кто находит ее в своем кусочке. Фейерверк в новогоднюю ночь в Китае, как и тысячелетия назад, - это способ изгнания злых духов. Японцы, проводя празднование Bonenkai (Новый год), прощаются с проблемами прошлого года и подготавливаются к лучшей жизни в новом году. Разногласия и непонимание между людьми должны быть улажены, обиды нужно отложить. В ритуале новогоднего празднования дома очищаются, плохие вибрации устраняются, освобождается место для лучших событий.

Мотивация

Новый год является тем моментом, когда можно рассмотреть наши слабости, понять, что нужно сделать для того, чтобы мысли о неизвестном будущем не тревожили нас. Интересно, что разные культуры используют чаще всего один и тот же праздник - Новый год, для таких действий. Все это продиктовано основным фундаментальным стремлением человечества - выжить, даже несмотря на складывающиеся неблагоприятно обстоятельства.

Подведем итоги

Итак, как же успокоить себя и отвлечь от мысли о неминуемой смерти? Подходят пончики, особые торты с монетками, фейерверки и бокал шампанского с неизменным тостом: "Чтобы выжить!".

ФОТО Getty Images

Мы возрождаемся. «Времена года можно уподобить как времени суток, так и периодам нашей жизни, - утверждает Владимир Баскаков. - Ведь в природе все циклично». И если весна - это утро и детство, то получается, что зима - это ночь и смерть. Новый год отличается от всех остальных праздничных дней года в первую очередь тем, что это вовсе не «день» - мы начинаем праздновать поздним вечером 31 декабря, а Новый год наступает в полночь. И хотя формально Новый год завершает лишь первый зимний месяц, для многих он знаменует собой середину холодного времени года. И вот в самом центре этой тьмы, холода и покоя возникает яркая точка жара, активности, жизни - праздник, веселье. Мы северная страна, у нас на Новый год холодно, и с танатотерапевтической точки зрения это очень удачно, потому что так обеспечивается максимальный контраст, и тем ярче мы переживаем свою жизненную силу и способность к возрождению».

Мы участвуем в ритуале. Елка, гирлянды, салат оливье, фильм «Ирония судьбы», речь президента, бой курантов, шампанское, подарки… Порядок действий в новогоднюю ночь предсказуем. В этом смысле его можно считать ритуалом. «Латинское слово ritualis означает «знаемую последовательность известных действий, которая гарантированно приводит к знаемому результату», - напоминает Владимир Баскаков. Необходимость заботиться о результате таким образом отпадает, и мы можем со всей полнотой отдаться переживаниям каждого настающего момента. У ритуала есть объединяющая функция - мы все вместе, и знакомые, и незнакомые, выполняем одни и те же действия, и это сплачивает группу, будь то семья, дружеский круг или общество в целом. И, поскольку успех нам «гарантирован» (ведь Новый год обязательно наступит), это на символическом уровне укрепляет нашу уверенность в том, что и другие наши действия приведут к желаемым результатам.

Кстати, рост тревожности, который ощущают некоторые из нас в преддверии новогодних праздников, может быть связан с неустойчивостью ритуала, с непониманием своего места в нем. Тогда, может быть, следует продумать все заранее, написать план? «Не стоит, - не соглашается Владимир Баскаков. - Мы и так все время обдумываем свои поступки и ставим себе сознательные цели… Во время праздника нам незачем опасаться провала: как бы «неправильно» мы ни поступали, все равно за 31 декабря придет 1 января. Так что у нас есть возможность безопасно попробовать другой способ действия и восприятия: открыться происходящему и прислушиваться к своей интуиции, пусть она сама подскажет, что делать».

Мы расстаемся с прошлым. «В наполненный до краев бокал не нальешь еще шампанского, - замечает Владимир Баскаков, - так что если мы хотим получить нечто новое, это значит, что мы должны освободить для него место, расставшись с чем-то». Но расставание не всем дается легко. Сама эта ситуация может вызывать тревогу и даже страх - причем независимо от того, с хорошим или плохим мы расстаемся. «Я иногда предлагаю упражнение, с помощью которого можно понять, как мы переживаем расставание, - рассказывает Владимир Баскаков. - Два человека становятся лицом друг к другу на расстоянии примерно десяти шагов. Потом один из них немного поворачивается боком к другому, как бы собираясь уходить. Он еще не ушел, только обозначил направление, а у «остающегося» это вызывает сильную реакцию, он испытывает печаль. Тогда я спрашиваю: «А вы хотите, чтобы он ушел?» И часто ответ: «нет». Тогда я предлагаю спросить «уходящего», а хочет ли он уходить. Может быть, он сам хочет остаться? После вопроса он останавливается». В этой точке возникает возможность выбора, когда мы можем повлиять на происходящее, можем взаимодействовать - в приведенном примере с другим человеком, но так же и с обстоятельствами - вступать в диалог, высказывать свои пожелания. В Новый год мы вспоминаем прошедшие события, заново оцениваем их, решаем, что нам хочется взять с собой в будущее, а что оставить в прошлом.

А если мы все же теряем что-то, что было нам дорого? «Возможно, в этом случае мы будем грустить. И наша грусть будет свидетельством ценности того, что у нас было». Психотерапевт напоминает историю Франциска Ассизского, который горевал о своем умершем друге и сказал так: «Я безмерно несчастлив, оттого что потерял его, но я безмерно счастлив, что у меня был такой друг». Жизнь состоит из дуальностей: вдох-выдох, день-ночь, радость-грусть. Это и есть жизнь. «Принимая свою грусть, мы открываем себе возможность переживать радость», - подчеркивает Владимир Баскаков.

Мы возвращаемся в детство. Не буквально, конечно, а символически. «Мы всегда покупаем живую елку, - признается Владимир Баскаков. - Даже если ее приходится искать, как в этот раз, мы купили ее в Подмосковье, она пушистая и пахнет настоящей смолой. Мир детства - это мир запахов. В детстве пахнет все, пластилин, карандаши. Запах - это машина времени, он мгновенно возвращает нас в ту обстановку, где мы с ним встретились впервые». А если у кого-то в детстве была искусственная елка? Тогда, возможно, на первый план выступят какие-то другие впечатления. Важно то, что мы оживляем свои детские воспоминания и свежесть тогдашнего мировосприятия. Мы можем даже немного играть в беззаботность и веселье, создавать «театр праздника», где у каждого есть своя роль. «Мы только ставим елку, - продолжает Владимир Баскаков, - а наряжать ее приезжает наша взрослая дочь. Она специально едет ради этого с другого конца города. Это традиция и повод собраться вместе». Исполняя обычаи и поддерживая семейные привычки, которые передаются из поколения в поколение, мы придаем событиям повторяемость, а жизни устойчивость, и становимся участниками вечного цикла обновления.


Первых 330 лет в истории христианской веры из-за ее гонения Рождество Христово не праздновали. И лишь в IV веке римским императором Константином Великим было разрешено христианам открыто исповедовать свою веру и возвести церковь Рождества. С тех времен этот день начал почитаться как великое событие. Однако начиная с XVI века весь христианский мир разделился и отмечает этот праздник в разное время. Католики - 25 декабря, а православные - 7 января.

На Руси Рождество стали отмечать после введения христианства - в Х веке, и с тех времен этот праздник начинался в ночь на 25 декабря. Но с изменением календаря Юлианского на Григорианский поменялась и дата празднования. Известно, что современный календарь, называемый григорианским (новый стиль), ввел папа Григорий XIII в 1582 году, заменив юлианский календарь (старый стиль), применяемый с 45 столетия до нашей эры.


В связи с этим получилось так, что часть христианского мира, куда вошли не только Русская, но и Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, а так же Украинская Греко-Католическая Церковь также отмечает этот день 25 декабря, но еще по старому стилю - по Юлианскому.

Смена юлианского календаря в XVI веке вначале затронула католические страны, позже - протестантские. В России же григорианское летоисчисление было введено после революции 1917 года, а именно - 14 февраля 1918 года. Однако Русская Православная церковь, сохранив традиции, продолжает жить и отмечать христианские праздники по юлианскому календарю.

Развитие иконографии Рождества Христова

Стремление человека изображать главные события своей жизни берет свои истоки от первобытных племен. Поэтому такое событие как рождение Спасителя было важной вехой в жизни людей. В первых христианских изображениях Рождество Христово выглядело обычным рисунком, где изображали ясли с Младенцем и склоненную над ним Богородицей, а так же праведного Иосифа и ангелов, пастухов и волхвов, ослика и вола или корову.


Древнейшие археологические артефакты, найденные в христианских саркофагах, в виде первых иконографий на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло, являются тому подтверждением. А начиная с VI столетия уже сформировалась та иконография Рождества Христова, которая останется до XXI века.

Византийская иконография Рождества Христова включала в себя три плана: верх - «небо», центр - «соединение неба и земли», и низ - «землю». Древнерусская иконография, многие века следовавшая византийской традиции, а в XVII столетии заимствовала манеру западноевропейской живописи.


Значение некоторых символов в иконографии Рождества Христова


На фоне неба яркая Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки, касающаяся вершины горы с пещерой символизируют выражение: «Рождество – это небо на земле». Со времени рождения Христа небо стало открытым человеку, означающее, что путь на небо открыт и таким образом можно приблизиться к Богу, благодаря стремлению человеческой души вверх к вершине.

Часто в иконографии используют образы вола и осла это образы двух миров – израильского и языческого, для спасения которых пришел в мир Господь.


Форма яслей, напоминающая форму гроба так же символична: " Христос родился в мир, чтобы умереть за него и воскреснуть для него". Пастухи и язычники волхвы также имеют свою роль в иконографии, через которых Всевышний явился миру сему: "Отныне каждый человек может найти свою дорогу к Богу".


Рождество Христово на полотнах старых мастеров

Тема Рождества Христова при своей актуальности не могла не отразиться в творчестве художников разных христианских стран. Особенно богата религиозными сюжетами о рождении Спасителя Западно-Европейская живопись.


Филиппино Липпи был одним из первых итальянских художников, использовавший пейзаж в иконографии Рождества. Мадонна со слетевшими с небес ангелами поклоняются новорожденному Спасителю на лугу, усыпанному цветами, который огражден изгородью и символизирует рай.



Итальянец Паоло Веронезе использовав библейский сюжет, изобразил пышную и роскошную обстановку, где видим дорогие ткани, перья, драпировку, элементы античной архитектуры. Все полотно пропитано торжественностью знакового события.


Бартоломе Мурильо таинство рождения маленького Иисуса изобразил в виде жанровой сценки, где
на контрастах света и тени происходит поклонение пастухов. По толкованиям богословов именно эти простые люди станут духовными пастырями и первыми евангелистами.


Яркий свет, идущий от Младенца, который озаряет Мадонну и ангелов, усиливает ощущение Его божественности. А поющие ангелы, держащие лист с нотами, предают полотну Яна Калькара торжественность.




Когда я росла Рождество* мы не праздновали. Праздновали Новый год. Конечно, с ёлкой, подарками, застольями, бенгальскими огнями и Дедом Морозом. Когда я встретила моего мужа и переехала к нему в США, то Новый год для меня стал называться Рождеством - с теми же ёлкой, подарками, застольями, бенгальскими огнями и Дедом Морозом, которого в США обозвали Сантой. Вот только праздновать Новый год на 5 дней раньше мне не особо нравилось. Поэтому как-то так получилось, что очень скоро Рождество у нас полностью «растворилось» в празднике Новый год.

Позже Свидетели Иеговы подарили мне Библию на русском. И новое знание полностью изменило мою жизнь. Теперь я стала понимать, что Рождество должно отмечать рождение Христа на Земле в человеческой плоти. Однако, так как никто не знает, когда именно был рождён Иисус, а 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, в Римской империи праздновали рождение языческого солнечного божества (Непопедимое солнце, Митра), то стало также понятным, что 25 декабря и рождение Христа не имеют между собой ничего общего. Так мы несколько лет не отмечали Рождество теперь уже по причине его языческих корней. Сегодня мы готовимся к празднованию Рождества. Что же изменилось?

Изменился ли сам праздник? Было ли доказано, что Иисус был рождён 25 декабря? Нет. Просто изменилось наше отношение к Рождеству.

Теперь, когда большинство людей не хотят даже слышать о Боге; когда преподаватели - от простого учителя до профессора, теряют работу только из-за оглашения своего мнения о том, что теория создания имеет равное право на изучение, как и теория эволюции; когда цитирование Библии вслух в общественном месте расценивается как терроризм; когда медиа постоянно выставляет верующих ограниченными религиозными фанатиками; когда верующих сажают в тюрьмы только за то, что они отказываются обслуживать свадьбы геев и лесбиянок; когда большинство людей не понимает и не хочет понять, что вообще означает Рождество, - теперь мы празднуем Рождество, как заявление о нашей вере. Теперь это - наш праздник. И дата уже не имеет никакого значения.

Мы утверждаем, что этот праздник отмечает Первый приход Христа на Землю. Бог, Создатель Вселенной снял с Себя всё Своё божественное могущество, чтобы стать как одно из Его созданий. Стать одним из нас. Он появился на Земле в виде беспомощного младенца в обыкновенной семье среднего достатка. Он болел теми же болезнями, какими болели остальные дети. Учился у тех же учителей, что и остальные дети (хотя в 12 лет уже удивлял своим разумом книжников при Иерусалимском храме). Он также тяжело трудился для поддержания своей семьи, как и остальные парни; имел те же трудности и соблазны.


Единственная разница между Ним и другими людьми была в том, что Он никогда не грешил. Есть, возможно, такие люди, которые никогда не лгали, не воровали, не совершали другие грехи. Однако нет такого человека, который бы не совершил греха в мыслях своих. В Христе же не было греха вообще. Потому что, хотя и без Своего могущества, Он всё равно всегда оставался Тем же, а именно: Богом. Он был Человеком и Богом.

Некоторые люди не могут понять божественной сущности Иисуса. Видя Его физическую слабость, они заключают, что Иисус не мог быть Богом, потому что во всём зависел от Бога Отца и все чудеса производил силою Святого Духа. Всё это так. Но делал Он это не потому что не был Богом, а потому, что Сам отказался от Своего божественного могущества, чтобы стать обычным человеком, чтобы показать нам, обычным людям, путь к Спасению. Показать, что через веру обычный человек может совершать чудеса силою Святого Духа, как это делал Он на Земле. Через веру, прощение и любовь человек будет воскрешён, как был воскрешён Он, и сможет вернуться к Отцу, как вернулся к Отцу Он. После Своего воскрешения Иисус получил назад всю власть на небе и на земле (Мат.28:18).


Иисус стал вторым Адамом, чтобы исправить грех, совершённый Адамом первым. И как грех пришёл к людям через непослушание первой девы (Евы), так и плата за грех пришла к людям через послушание второй девы (Марии).

С самого начала Иисус знал, что Он погибнет от рук Своих любимых созданий, оплёванный, осмеянный, причисленный к преступникам, униженный и истерзанным ими. Зачем Он взвалил на Себя эту ношу? Зачем Всевластному Богу нужно было унизиться до беспомощного плода и позволить людям брать Его на руки, ухаживать за Ним? (Есть хорошая песня на английском с такими словами: «Мария, знала ли ты, что, целуя своё дитя, ты целовала лицо Бога?»...меня это трогает всегда, когда я слышу эту песню..) Он мог оставить всё, как есть; позволить сатане привлечь к себе всех людей, и отдать ему землю с людьми на полное её разрушение и гибель человечества. Но Он имел для нас другой План - план вернуть рай Эдемский людям. Для того и умалился, стал меньшим из меньших. Из огромной - божественной - любви к нам грешным.

Только несколько людей в то время понимало значение Рождества. Мудрецы с Востока проделали долгий утомительный путь, чтобы только увидеть и поклониться младенцу - будущему Спасителю Израиля.


Симеон, муж почтенный, ожидал рождения Христа, чтобы увидев его, отойти с миром в вечность. Увидев младенца в храме, он изрёк: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои Спасение Твоё, Которое Ты уготовал пред лицем всех народов, Свет к освещению язычников, и Славу народа Твоего Израиля» (Лук.2:29-32).

За 700 лет до рождения Христа пророк Исайя писал: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Исайя 9:6).

И мы готовимся сегодня отметить ЧУДО, данное нам - Рождество Бога. С Рождеством всех!

*(в России по юлианскому календарю Рождество приходится на 7 января; в Европе и США - по григорианскому календарю - на 25 декабря)

Метки:
-Раб вы божий, или чадо божие, зависит от вас. Своим ученикам Иисус говорил: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (И-н 15:15).

У сатаны много методов для вызывания ненависти к верующим. Один из них – помпезная религиозность, как в России. У атеистов она часто вызывает презрение, у верующих других деноминаций - раздражение. Но в других христианских странах в основном другая проблема – христиане теряют свои позиции: христианские программы и церкви закрываются из-за малой доходности.

Рождественские подарки не связаны с культом Митры. Они пришли из кельтского языческого праздника, который праздновался это же время. Оттуда же - рождественская ёлка. Церковь просто подхватила идею о подарках, привязав к ним историю с восточными мудрецами, принесшими подарки новорожденному Иисусу.

В том, что Санта и есть сатана, что вся система сегодня пропитана сатанинской символикой и выполняет задачу по подготовке общества к правлению антихриста, я с вами совершенно согласна. Но сколько у сатаны имён, наверно, известно только ему.

По какому календарю встречать Рождество, и встречать ли его вообще, - личное дело каждого верующего. Мы встечаем его 25 декабря, потому что все вокруг нас встречают его в этот день. Наша же задача напоминать людям, что празднуем мы Рождение Бога, а не приход Санты.

То, что Иисус был рождён в хлеву, потому что в гостиннице не было места из-за стечения большого количества народа по причине переписи - написано в Библии. Что же тут смешного? Животных в то время в хлеву не было. Из книги Матфея мы знаем, что пастухи со стадами в то время были на пастбищах.