Занятие по рисованию тема «Зимушка-зима. План-конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Зимний лес

Ольга Кушпа

Вид проекта: информационный –творческий, групповой, познавательный, исследовательский.

Тип проекта: краткосрочный (2 недели).

Участники проекта:дети 3-5 лет, родители, воспитатели младшей разновозрастной группы.

Этапы реализации проекта:

19.12 – 30.12 -2016г.

Цель проекта: Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Рисовать предметы состоящие из сочетаний линий. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа. Учить детей описывать внешний вид животных. Дать представление о жизни зайца в лесу зимой.

Задачи проекта:

Образовательные:Познакомить детей с техникой тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Формировать представление о свойствах снега (цвет, бывает рыхлый и липкий, тает, превращается в воду). О свойствах льда (твердый, прозрачный, тает). Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета. (ватными палочками, штампики). Вызвать у детей положительные эмоции.

Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитывать желания и умения взаимодействия при создании коллективной работы. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательный интерес. Обогащать словарный запас слов. Прививать трудолюбие кмастерству, терпение. Воспитывать бережное отношение к животным.

Развивающие: Развивать эстетические восприятие окружающей природы,наблюдательность, умение получать радость от прогулки. Развивать логическое мышление. Продолжать работать с техникой получения отпечатка. Тренировать мускулатуру пальцев. Развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста. Углубить знания детейо диких животных. Развивать внимание, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.

Актуальность:

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. С помощью нетрадиционного рисования, можно достичь желаемого результата. Знакомясь с разными материалами приобретает опыт в изодеятельности. Ребенок творчески развивается, проявляя свою фантазию. Познание нового, интересного. Развивается логическое мышление. Повышается словарный запас слов. С заботой относится к животным. В изобразительной деятельности проявляет самостоятельность. Учиться работать в коллективе. Формирует представления о свойстве снега и льда. Экспериментируя проявляет интерес. Развивается зрительная активность умений и навыков.

Предполагаемый результат:

Дети уточняют представление о окружающем нас мире природы. Знакомятся с зимним пейзажом, новой техникой «тычок»- полусухой щетинной кистью. Разнообразные задания обогащают словарный запас слов. Развивают логическое и творческое мышление. Дети знакомятся с загадками о зиме. Рассматривают деревья и кустарники. Развивая моторику рук. Появляется интерес к рисованию. Узнают о прекрасном и добром, научаться любоваться красотой. Создание папки о «Зиме» выставка рисунков родителями и детьми. Инсценирование сказки «Заюшкина избушка». Разучивание стихов о зиме, о животных-зайка, козленок. Потешки и песенки.

Этапы реализации проекта:

1. Этап – подготовительный:

Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта. Составление плана мероприятий. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных);стихов, загадок, сказок, иллюстраций. Оформление информационного стенда для родителей.

2. Этап-основной:

Определение темы проекта,его актуальности. Определение цели и задачи. Подбор литературы, дидактического материала. Консультация с родителями о проведении проекта. Знакомство с новой техникой «тычок» сухой, жесткой кистью. Рассматривание иллюстраций о зиме. Разучивание стихов, загадок, потешек,чтение сказок. Проведение физминутки. Пальчиковые игры. Создание альбома «Зима». Изготовление елочных игрушек.

3. Этап-заключительный:

Выставка рисунков: «Первый снег», «Белоснежная зима», оформление коллективной работы «Елочка пушистая,нарядная». (использование нетрадиционной техники рисования, ватные палочки, «тычок» жесткой кистью., оттиск ластиком). «Мои рукавички» Рассказывание стихов, потешек, знание загадок. Раскраски (восковые мелки). «В лесу родилась елочка». Изготовление игрушек на елку.

Методы ОД:

Метод обследования , наглядности .Словесный ,- (беседа, стихи, рассказы, загадки наблюдения, художественное слово. Практический - (самостоятельная деятельность) Проблемно- мативационный (включения детей в проблемную ситуацию в ходе занятия. Сотворчества взаимодействия педагога и ребенка. Мативационный, убеждения, поощрения.

Образовательная область: художественно-эстетическоеразвитие, изобразительная деятельность. Интеграция образовательных областей, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, исследовательское. Социально-коммуникативное развитие.

Деятельность педагога:

Подбор соответствующего материала, литературных источников,иллюстраций натему: «Зима». Подготовить учебно-методические пособия, наглядность, картотеку дидактических игр. Материалы и оборудование. Предложить родителям принять в реализации проекта.

Работа с детьми:

Проведение ОД по художественному творчеству познание. Беседы на тему: «Почему снег скрепит под ногами», «Из чего состоит снег». Рассматривание иллюстраций о зимнем пейзаже, дети на прогулке,Чтение и заучивание стихотворения «Белый снег.» И. Суриков «Елочка О. Высотской Защита книжек-малышек по проекту «Зима». Организация и выставка детских работ, чтение сказки «Заюшкина избушка» развитие кукольного театра. Выставка игрушек на елку.

Работа с родителями:

Оформление информационного стенда. Оформление альбома на тему «Зима». «Животные зимой»Изготовление елочной игрушки.

План реализации проекта:

Беседа: «Белоснежная зима».

Задачи: Рассматривание иллюстраций о зиме. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа. Отвечать на вопросы о цвете, объяснять понятие «хвойный лес». Подбор цвета на палитру. Знакомство с холодными тонами. Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать вкус, чувство цвета. Воспитывать любовь к природе.

Д\И «Когда это бывает» пальчиковая игра «Помощники».

Стихотворение И. Сурикова «Белый снег пушистый…»

Почемучкины рассказы: Почему снег скрипит под ногами? С. В. Альтшулер

Занятие: «Маленькие елочки»(вырезанные из плотной бумаги елочки, техника «тычок», укрась елочку (рисование пальчиками, ватными палочками)

Прогулка на участок.

Чтение сказки «Два Мороза»

П/И «Мороз красный нос»

Беседа: Знакомство со свойствами снега.

Задачи: Рассказать детям о природном материале---снеге;формировать представление о свойствах снега (цвет,бывает рыхлый и липкий,тает,превращается в воду); воспитывать наблюдательность,любознательность.

Загадки о снеге,вопросы; исследовательские действия (опыты со снегом,тает на руке, лепится).

Чтение Б. Заходера «Первый снег» физминутка «Вдоль по улице


Объект наблюдения-снег, формочки для снега, совочек,салфетки.

Занятие: В лесу родилась елочка.

Задачи: Учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе. Устанавливать взаимосвязь в природе: наступила зима---стало холодно-выпал снег, замерзла река---исчезли растения---насекомые спрятались---птицы улетели;Совершенствовать умение делать отпечатки ладони. Развивать творчество,навыки коллективной деятельности. Воспитывать чувство прекрасного.

Д\И «Узнай по описанию», «Волшебная палитра»

Пальчиковая гимнастика «Жук»

Стихотворение С. Я. Маршак «В декабре, в декабре…»

Занятие:Знакомство со свойствами льда.

Задачи:Продолжать учить детей наблюдать за объектами неживой природы; формировать представление о свойствах льда (твердый, прозрачный, тает);воспитывать интерес к окружающему.

Загадки о льдинке; снеге,вопросы детям;исследовательские действия.

Чтение стихотворения В. Берестова «Гололедица»

Объект наблюдения-лед; салфетки. Изготовление цветных льдинок.

«Почему при сильном ветре холодно?»-почемучкины рассказы С. Альтшулер

Занятие:Мои рукавички-аппликация.

Задачи:Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Учить правильно наносить клей. Прививать аккуратность.

Вопросы детям «Для чего рукавички нужны?»

Физминутка «Воробьи».

Из чего состоит снег? С. Альтшулер (почемучкины книжки)

Занятие:Экскурсия в зимний лес.

Задачи:Расширить представление детей о парке в зимний период:

Земля покрыта снегом, растительность исчезла, показать отличия деревьев друг от друга в зимнем лесу. Развивать познавательный интерес, память, речь, внимание. Воспитывать бережное отношение к природе, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.

Чтение стихотворений о зиме. Рассказ педагога с рассматриванием объектов живой и неживой природы.

д/и «Раз,два, три-к дереву беги»;Вопросы поискового характера.

Чтение о зиме Л. Воронкова «госпожа Метелица».

Занятие: Хвойный лес (пластилинография).

Задачи:Учить детей изображать предметы,состоящие из сочетаний линий; создавать композицию. Развивать мелкую моторику пальцев. Уточнить представление - хвойный лес.

Загадка про елку.

Чтение сказки «Снегурочка»

Д\И «Летает-не летает».

Занятие: Животные зимой.


Задачи: Углубить знания детей о диких и домашних животных,о приспособленности к сезонным изменениям в природе. Развивать интерес к жизни животных зимой. Воспитывать бережное отношение к животным. Формировать представление о внешнем виде зайца.

Рассказ педагога об изменении в поведении животных зимой с рассматриванием иллюстраций.

Физминутка: «Заинька»

д/и «Что изменилось?» «Назови по описанию». «Следы», картинки к д/и

Чтение произведений И. Соколов-Микитов «Беляк» Е. Чарушин «Лиса»

Занятие: Заяц на снегу.

Задачи: Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура. Закреплять навыки смывания кисточки и вытирания о салфетку. Тренировать мускулатуру пальцев. Развивать умение слушать потешки и имитировать движение зайца по ходу текста. Дать представление о жизни зайца в лесу зимой.

Народная потешка «Заинька ходит»

д/и «Какой формы следы?»

Пальчиковая гимнастика «Зайчик» психоэтюд - «Настроение», упражнения на эмоциональное состояние; чтение стихотворения С. Маршак «Котята»

Самостоятельная деятельность детей.

Задачи: Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности, эстетическое восприятие, художественный вкус. Развивать самостоятельность, активность, творчество. Воспитывать аккуратность во время работы.

Материалы: ватные палочки,кисточки с щетиной, ластиковые печатки,

Восковые мелки, гуаш, раскраски.

Цель:

Уточнение знаний детей о зимних явлениях в природе, совершенствование умений детей создавать картинки зимней природы на основе знаний, полученных при восприятии окружающей действительности, чтении литературных произведений и рассматривании репродукций картин известных художников.

Задачи:

Обобщать знания детей о зимних природных явлениях, об их взаимосвязи с жизнью человека.

Формировать умение детей строить развёрнутые предложения на заданную тему.

Обогащать активный словарь детей.

Совершенствовать умения детей использовать полученные изобразительные и технические представления для самостоятельного выбора содержания рисунка в пределах предложенной темы.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отношения средствами изобразительного искусства.

Развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая других.

П редварительная работа :

Экскурсия в зимний парк.

Беседы о зиме.

Чтение художественных произведений: «Зима» Д.Н. Мамин-Сибиряк , «Шёл первый снег» А.П.Чехов, «На катке» В.А.Осеева, «Здравствуй, зима!» М.В. Шолохов, «Снеговик» В.Мохов.

Рассматривание репродукций картин: «Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан.

Пение песен о зиме, слушание музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года».

Рисование на занятиях по изобразительной деятельности и в самостоятельной художественной деятельности различных картинок о зиме.

Тонирование бумаги, изображение на ней дополнительных деталей рисунка, которые могут пригодиться.

Оборудование:

Репродукции картин с изображением зимней природы разных авторов («Зима в лесу» И. Шишкин, «Зимняя дорога» И. Левитан, «Розовая зима» Н. Крымов, «Зима пришла» Р. Дункан), аудиозапись пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди и фонограмма песни «Новогодний хоровод» муз. Г. Струве, оборудование для рисования, тонированные альбомные листы и по две плоские счетные палочки на каждого ребенка, подборка стихов русских поэтов, загадок о зиме, зимних явлениях.

Ход занятия

Педагог: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. Какое это время года было?

Дети: Осень.

Педагог: А какай именно период осени?

Дети: Поздняя осень.

Педагог: А что сейчас изменилось в природе?

Дети: Выпал снег, стало холодно, люди надели зимнюю одежду, перелётные птицы улетели в тёплые края, животные сменили летние шубки на зимние, а медведи и ежи уснули до весны.

Педагог: Так какое время года пришло на смену осени?

Дети: Зима.

Педагог: Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Пришла весёлая зима» В. Коркина

(Педагог читает стихотворение с одновременным показом электронной презентации «Зима пришла».)

Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Примерзло солнышко ко льду,
Я на каток с утра иду.
И щиплет больно нос
Сердитый Дед Мороз. —

Примерзло солнышко ко льду.
Снежки стремительно летят —
Никто не трусит из ребят.
И вспыхнул жаркий бой,

Хоть мы друзья с тобой.
Снежки стремительно летят.
Пришла веселая зима —
Кругом снежинок кутерьма.

Не спи, пораньше встань.
Коньки скорей достань.
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!

Педагог: Понравилось вам это стихотворение?

Дети: Очень.

Педагог: И если вы были внимательны, то сможете ответить на вопрос, какой же период зимы описан в стихотворении?

Дети: Начало зимы.

Педагог: Какие слова вам подсказали ответ?

Дети: Пришла весёлая зима.

Педагог: Почему зиму часто называют весёлой?

Дети: Потому что зимой можно играть в разные весёлые игры: в снежки, кататься на санках, кататься на коньках и на лыжах, лепить снеговиков и строить из снега крепости.

Педагог: Вы молодцы и поэтому я предлагаю поиграть в очень интересную игру, которая поможет мне проверить, хорошо ли вы знаете приметы зимы.

Дидактическая игра «Я знаю 5 зимних слов».

Педагог бросает мяч одному из детей и тот, отбивая мяч об пол, произносит пять слов на зимнюю тематику.

(Снежинка, снеговик, санки, лед, снегопад, рукавички, шуба, шапка, мороз, вьюга, Снегурочка, метель, пуржит, коньки, лыжи, вьюга, мороз, зима и др.).

Педагог: А теперь попробуйте разгадать загадки о зиме.

Отгадывание загадок.

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице … (Мороз )

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный … (Снег)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой… (Лыжи )

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел … (Сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает … (Снеговик)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим … (Лёд)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый … (Дед Мороз)

Педагог: Сейчас немного отдохнём. Вставайте быстрее в круг.

Физкультминутка «На дворе у нас мороз».

(Звучит фонограмма песни «Новогодний хоровод», муз. Г. Струве)

На дворе у нас мороз, Дети хлопают себя ладонями по плечам и
Чтобы носик не замерз,
топают ногами, хлопают в ладоши.
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
С неба падают снежинки,
Дети поднимают руки над головой и делают
Как на сказочной картинке.
хватательные движения, «ловят снежинки».
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы,
Потягивания - руки в стороны.
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Ходьба на месте с высоким подниманием
Поднимаем выше ноги.
колен.
Мы идем, идем, идем
Ходьба на месте.
И к себе приходим в дом.
Дети садятся на свои места.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, так как же называется самый первый месяц зимы.

Дети: Декабрь.

Педагог: А какие зимние месяцы вы ещё знаете?

Дети: Январь и февраль.

Педагог: Я попробую вас запутать и предлагаю ещё одну игру «Скажи наоборот».

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.

(Лето-зима, тепло-холодно, стоит-идёт, день-ночь, жара-мороз, дождь-снег, вода-лёд, летний день-зимняя ночь, и др.).

Педагог: Ребята, а вы согласны с высказыванием, что «Зима – чудесное время года!»?

Дети: Да.

Педагог: Объясните, почему и расскажите, за что вы любите зиму.

Составление рассказов на тему «Хорошо зимой» с помощью мнемотаблицы.

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!

Вопросы:

Какое наступило время года?

Какой снег?

Какая погода на улице?

Как оделись дети?

Куда пошли дети?

Что делали дети на прогулке?

Педагог: Молодцы, очень интересные рассказы у вас получились. А сейчас взгляните, как увидели и изобразили зиму известные художники.

(Показ репродукций картин)

Рассматривание картины «Зима пришла» Р. Дункан.

(Педагог обращает внимание на одну из выставленных картин и просит детей внимательно её рассмотреть.)

Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая интересная картина. Обратите внимание, девочка вышла на улицу, она рада зиме, так как морозы еще не очень сильные, она может играть со снегом и лепить снеговиков.

Вопросы:

Что на картине изображено близко к нам, а что – на отдалении?

Какого цвета краски использовал художник?

Нравится ли вам эта картина?

Какие мысли и желания возникают у вас, когда вы глядите на эту картину?

Педагог: Хотите и мы с вами организуем выставку ваших работ?

Дети: Хотим.

Педагог: А для этого мы с вами должны стать настоящими художниками. Подходите к своим «мольбертам» и подумайте, какую картину на зимнюю тему вы хотели бы нарисовать. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники».

Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы поставить на счетные палочки.

Не отрывая средний и указательный пальцы от «лыж»- счетных палочек, ребенок «едет» скользящими движениями по столу и проговаривает слова стихотворения.

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

Педагог: Я предлагаю украсить ваши картины снеговиками. И каждый из вас нарисует только такого снеговика, чтобы он отличался от других. Конечно, ваши снеговики будут немного похожи друг на друга, ведь каждый снеговик состоит из снежных шаров. Сколько нужно снежных шаров для снеговика? Какого размера эти шары и как они расположены? Что может служить снеговику головным убором? Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? А что дать ему в руки? Какое выражение лица может быть у снеговика?

Продуктивная деятельность детей «Забавные снеговики».

Звучит фонограмма пьесы «Декабрь» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

(Дети рисуют снеговиков)

Педагог: Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Вы работаете под музыку Антонио Вивальди. Пьеса называется «Декабрь» из цикла «Времена года».

Итог занятия: выставка детских работ.

Педагог: И так, ребята, у нас получилась замечательная выставка. Действительно каждый снеговик отличается от остальных, но все они очень красивые и весёлые. С такими снеговиками и наступившая зима будет весёлой, интересной и забавной.

Программное содержание.

Закрепить знания дошкольников о жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт .

Учить детей понимать, как художники передают свой замысел с помощью цвета, оттенка, тени в зависимости от того, что изображено. Продолжать учить детей изображать зимний пейзаж.

Учить детей использовать в рисовании нетрадиционные техники.

Развивать мелкую моторику рук , воображение.

Воспитывать сосредоточенность, самостоятельность и чувство удовлетворения от своей работы.

Оборудование. Лист альбомной бумаги, гуашевая краска, блюдце с поролоном, ворсистая нить, тампон из марли, свеча, стакан с водой, тряпка для вытирания рук, репродукции пейзажных картин.

Ход занятия по рисованию в детском саду

Орг. момент

Воспитатель. - Сегодня мы с вами будем художниками. А кто такие художники?

Да, это люди, которые с помощью цвета, оттенка передают на бумаге свое настроение, красоту окружающей природы, предметов быта и прочее.

Что на картинах изображают художники?

А как называется картина, где изображена природа в разные времена года? (Пейзаж)

Кто еще может быть изображен на картине? (Люди)

А как называются такие картины? (Портрет)

А еще что можно увидеть на картинах? (Фрукты, цветы, предметы быта)

Как называется этот жанр искусства? (Натюрморт)

Портрет, пейзаж, натюрморт - это жанры живописи.

Так сколько жанров живописи?

Назовите их...

А сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду показывать репродукции картин известных художников, а вы будете определять жанр живописи.

Что изображено на картине?

Как называется этот жанр?

А ты как думаешь? Почему?

Сегодня на занятии мы с вами будем рисовать природу.

Как можно будет назвать нашу картину? (Пейзаж)

Хотите узнать, какое именно время года мы будем с вами изображать?

Тогда слушайте мою подсказку:

Кто, угадай-ка, седая хозяйка:

Тряхнет перинки - над миром пушинки? (Зима.)

Что мы будем сегодня рисовать?

Дети, а какая зима? (белая, очаровательная, морозная, холодная, снежная, заснеженная, строгая, серебристая, блестящая, ледяная...)

Дети, прежде чем приступить к изображению пейзажа, давайте полюбуемся пейзажами известных художников. Посмотрите это репродукции картин - Шишкина, Васнецова, Васильева, Репина. Эти художники любили рисовать природу. Они выбирали очень хорошие места, любовались ими и с нами поделились своей радостью, нарисовав замечательные картины.

Что изображено на картине?

Настроение в таком пейзажи?

Какие цвета присущи зиме?

Да, такие цвета и оттенки мы будем использовать в своей работе.

Психогимнастика «Снежинки»

Воспитатель. - Я вижу вы немного притомились. Дети, представим себя маленькими, легкими снежинками, которым хорошо спится в облаке. Они плывут по небу, как в лодочке, им хорошо, ведь они все вместе. Вдруг налетел легкий ветерок, покружил облако слева - направо. Полетели снежинки в лес, в поле, в деревню и город - закружились в танце. А ветерок играл с ними: то поднимал их вверх, то вниз. В конце концов все снежинки сели: одна - на землю, другие - на деревья, на людей... Все спустились на землю.

Под спокойную музыку, дети имитируют кружение снежинки.

Отдохнули, а теперь снова за работу.

Итак, мы с вами сейчас приступаем к изображению «Зимнего пейзажа ».

Обратите внимание, чем мы сегодня с вами будем рисовать.

Вот посмотрите как бы я нарисовала зимний пейзаж.

Сейчас становитесь удобно и смотрите в какой последовательности, я буду рисовать пейзаж .

Вот и готов зимний пейзаж. Приятно вам смотреть на зимние картины?

Наверное каждый человек глядя на такую ​​красоту, переживает приятные чувства и радость, восторг, спокойствие. У меня же несмотря на этот пейзаж, родилось вот такое стихотворение:

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка-зима!..

А теперь, пойдем в художественную мастерскую, посмотрите, на каждом столе есть разные предметы, которыми можно рисовать. Выберите, чем вы хотите рисовать, затем садитесь, но это делаем не спеша, не мешая друг другу.

Садитесь удобно, давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика

Мы снежинки, мы пушинки,

Водяные живые капельки.

(Поднимают ладошки, разгибают пальчики и плавно опускают руки).

Потанцуем, покружим,

Тихо - тихо постучим.

(Кончиками пальцев стучат по поверхности стола).

Рисование дошкольниками по заданию воспитателя

Дети выполняют работу различными техниками: одна группа - рисование ладошкой, пальчиками; вторая - рисование нитью, третья - рисование поролоном; четвертая - тампоном из марли; пятая - свечой. Воспитатель дает индивидуальные рекомендации, помогает детям, которые испытывают трудности, следит за аккуратностью при выполнении работы. Дети рисуют под спокойное музыкальное сопровождение.

Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционного метода рисования в старшей группе «Береза в зимнем уборе».


Будилова Галина Евгеньевна, воспитатель ГБОУ школа №2097, дошкольное отделение, г. Москва.

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста; младшего школьного возраста; воспитателей детских садов; преподавателей дополнительного образования.

Цель: познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – рисование солью.

Задачи: продолжать знакомить детей с нетрадиционными приемами рисования, развивать образное мышление, воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в рисунке, развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание.

Материалы: бумага синего и оранжевого цвета, простой карандаш, гуашь белого и черного цвета, кисть для красок, баночка с водой, клей ПВА, соль крупного помола.

Ход занятия.

Воспитатель: дети послушайте и отгадайте загадку

Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
Белом сарафане.

Дети: береза.

(Показать картинку березки)

Воспитатель:
Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её на Руси всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!

Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей.

Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, белый», от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА.

Русская березка красива в любое время года. Вспомните, какая береза бывает весной?

Дети: береза наряжается в желто-зеленые сережки, распускаются зеленые, клейкие, нежные листочки.

(Показ картинки «Березка весной»)

Воспитатель: наступило лето, и чем же береза радует нас?

Дети : березы наряжаются в красивый зеленый наряд. На ветвях березы птицы вьют гнезда и поют свои песни.

(Показ картинки «Березка летом»)

Воспитатель: что происходит с березой осенью?

Дети: осенью березка меняет зеленые листочки на желтые, становится «словно золотой». Под березой вырастают грибы подберезовики.

(Показ картинки «Березка осенью»)

Воспитатель : а, какая березка зимой?

Дети: на березке нет листьев, она покрыта снегом.

(Показ картинки «Березка зимой»)

Воспитатель: послушайте, как поэт С. Есенин рассказал о зимней березке.
Белая береза под моим окном.
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

Что это за серебро, которым принакрылась березка?

Дети: березка накрылась снегом или инеем.

Воспитатель: сейчас зима, на деревьях нет листьев. Почему поэт называет ветки пушистыми с белой бахромой?

Дети: ветки покрыты белым пушистым снегом. Снег покрыл ветки не ровным слоем, поэтому кажется, будто спускается бахрома.
Физкультминутка «Берёзка»
Мы берёзку посадили, Имитация посадки дерева.
Мы водой её полили, Имитация полива дерева из лейки.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой.

Воспитатель: сегодня мы с вами будем рисовать березку в зимнем уборе.
Возьмите лист бумаги синего или оранжевого цвета, положите вертикально и возьмите простой карандаш.


Проводим линию снизу вверх, чуть изогнутую снизу.


Проводим еще одну линию снизу вверх, чуть изогнутую в другую сторону. Линии должны сойтись в одной точке вверху.
Это ствол нашей березки.


Теперь рисуем ветки. Начинаем рисовать с нижних веток, они самые длинные. В конце ветки сгибаются вниз. Чем выше ветки, тем они становятся короче.


Около ствола ветки утолщаем.


Снизу рисуем корни дерева.


Теперь рисуем мелкие ветки. Они спускаются вниз волнистой линией. Рисуем на каждой центральной ветке по две ветки меньшего размера.


На каждой мелкой ветке рисуем по две, три ветки меньшего размера.


Ствол и крупные ветки окрашиваем белой гуашью.


На белом фоне ствола и крупных веток рисуем черной гуашью пятнышки. Корни дерева рисуем крупными линиями черной гуашью.


После того, как высохнет гуашь, ветки дерева покрываем клеем ПВА.


Когда все ветки покрыты клеем ПВА, все дерево посыпаем солью.


Лишнюю соль убираем с рисунка. Ветки получаются как будто покрытые «снегом».


Теперь около корней дерева несколькими мазками наносим клей ПВА.


На клей сыпем соль.


Лишнюю соль убираем. У нас получились «сугробы».


Вот такая березка в зимнем уборе у нас получилась.

Конспект

занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной форме

с использованием здоровьесберегающих технологий, икт технологий, игровых технологи по теме:

«Зима»

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ЦРТДиЮ ст.Петровской

Сафонова Марина Алексеевна

ст. Петровская

2016год

Цель: Развивать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы.

Задачи:

Учить детей создавать образ зимней природы, предавать ее красоту, разнообразие деревьев.

Помочь детям почувствовать красоту поэтического описания зимней природы.

Продолжать закрепление нетрадиционных форм рисования – техника рисования «солью».

Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность.

Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Материалы, оборудование:

Бумага для рисования, гуашь, кисточки,соль, салфетка, фонограмма. Шкатулка (сюрпризный момент),презентация, мультимедия.

Ход занятия:

Звучит музыка Чайковского из сюиты «Времена года».

1.Организационный момент. Слайд 1.

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Педагог: Слайд 2.

Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…

Дети: Зима.

2.Сообщение темы занятия Слайд 3.

Здравствуй, зимушка-зима!
Белым снегом нас покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый -
Здравствуй, зимушка-зима!

Вьется след замысловатый,
От полянки до холма.
Это заяц напечатал -
Здравствуй, зимушка-зима!

Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях -
Здравствуй, зимушка-зима!

Педагог: Правильно, молодцы! (Тихо звучит музыка).

Слайд 4. Белые, белые, снежные,
В форточку письма влетают,
Кружатся - тихие, нежные,
И тают, тают, тают…

Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим.

Слайд 5. Это же письмо от лесных жителей и Маши. Сейчас я вам его прочту:«Здравствуйте, ребята! Помогите нам, у нас случилась беда! Мы все ждали прихода Зимы. У всех было веселое, радостное настроение. Вот придет Зима и своей волшебной кисточкой раскрасит – деревья, кусты, шубки зайчатам. Но прознала, об этом злая Баба Яга и сказала: «Ну, уж нет, ни за что не допущу, чтобы звери веселились и радовались Зиме, не бывать лесу красивым». Спрятала Баба Яга волшебную кисточку Зимы в сундучок и закрыла его на 3 больших замка. Стоит теперь лес без снега, все кругом замерзает: и деревья, и земля, и кусты. А небо над лесом хмурое, серое. Помогите нам ребята расколдовать сундучок Зимы и достать волшебную кисточку.»

2.Основная часть занятия Слайд 6.

Педагог: Ребята, поможем лесным жителям?

Дети: Да.

Педагог: Чтобы расколдовать сундучок, нам нужно выполнить три задания.

Вы готовы помочь лесным жителям?

Дети: Да

Педагог: Чтобы открыть первый замок вы должны назвать три зимних месяца. Слайд 7.

Дети: Декабрь, Январь, Февраль.

Педагог: Молодцы ребята, мы открыли первый замок.

Педагог: Чтобы открыть следующий замок, вам нужно назвать признаки зимы. Слайд 8.

Дети: Все покрыто снегом.

Педагог: Молодцы ребята! Вот открыли мы с вами и второй замок.

А чтобы открыть третий замок вам нужно отгадать загадки о зиме и о животных. Слушайте внимательно.

Эту зимнюю хозяйку,
Все боятся, даже зайка.
Не боится лишь апрель,
Снежно - белую… (Метель) Слайд 9.

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Для зимы - другого цвета. (Заяц) Слайд 10.

Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь) Слайд 11.

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили, морковку. (Снеговик) Слайд 12.

С неба падают зимою,
И кружатся над землёю,
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки) Слайд 13.

Слайд 14. Педагог: Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием. Вот мы и расколдовали волшебный сундучок и освободили волшебную кисточку Зимушки. И она своей волшебной кисточкой раскрасит природу и землю во все белое, серебристое. Ребята у нас с вами тоже есть волшебные кисточки и можем помочь Зиме согреть и украсить лес снежными нарядами. А чтобы снег на деревьях и снежные сугробы были сказочными, мы с вами воспользуемся необычным приемом – на белую краску мы будем наносить соль.

Педагог: Но сначала, мы немного отдохнем. Слайд 15

Физкультминутка: «Я мороза не боюсь».

Я мороза не боюсь, шагаем

С ним я крепко подружусь. хлопаем в ладоши

Подойдет ко мне мороз, присели

Тронет руку, тронет нос показали руку, нос

Значит надо не зевать, хлопаем в ладоши

Прыгать, бегать и шагать. прыжки и шагаем.

Слайд 16. Педагог: Молодцы ребята, садимся все на свои места. И поможем Зимушке раскрасить лес белыми красками. У каждого из вас на столе лежит лист бумаги, на котором изображен зимний лес. Вам нужно это рисунок раскрасить белой гуашью с помощью наших волшебных кисточек. Когда рисунок будет раскрашен, берем аккуратно соль и насыпаем на, деревья, сугробы.

Педагог: Ребята приступили к работе. Только помним, сидим ровно, спинку держим прямо.

Вы, ребята, посмотрите:
Все ли правильно сидите.
Быть прямой должна спина,
Как гитарная струна
Ноги вы соедините,
Прямо голову держите.

Педагог: Молодцы ребята. Какой красивый у вас получился зимний лес. Зимушка благодарит вас за помощь.

3.Закрепление изученного материала.

Ребята кому мы сегодня помогли?

Какие вы знаете месяцы зимы?

Молодцы ребята! Вам понравилось помогать Зимушке?