Детско-родительские конфликты в семье. "Детско-родительский конфликт"

Редактор Яна Жукова

© Владислав Прусенко, 2018

ISBN 978-5-4493-2207-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие редактора

С автором книги Владом Прусенко я познакомилась в интернете и пришла к нему сначала как клиент. Клиентом и продолжаю быть, но стала еще и редактором всех его книг – считаю за честь прочитывать их первой. Та информация, которую Влад умудряется вместить в слова и предложения, очень нужна тем, кто идет по пути трансформации и саморазвития. А про «Решение родительского конфликта» стоит читать вообще всем.

Как происходит нужная встреча в наше время?

Увидела отзыв на мастера в фейсбуке, почувствовала отклик, поинтересовалась у знакомой, что за специалист такой, она ответила: «Иди обязательно, он гений», – Влад как раз приезжал в Москву. Три очные встречи, на первой – диагностика: прикосновения локтем к спине и постепенное считывание информации – так мы дошли до знакомства моих родителей.

Психосоматика связывает проблемы и болезни определенных областей тела с разными блоками и психологическими вопросами, но Влад выдавал не просто общие слова, а действительно историю моей жизни, моей семьи, привычных установок. Помимо собственно энергетического процесса, во время которого снимались обнаруженные блоки и иллюзии, Влад загружал всю информацию своими четкими формулировками прямо в мозг, «перезаписывая файлы» на всех уровнях. В прошлой жизни он программист, и у него это отлично получается.

Действительно перезаписывая: когда я пришла на второй сеанс, он попросил напомнить, над чем мы «работали» – в теле этой информации уже не осталось.

После каждого сеанса были еще ЦУ, с которыми я шла жить дальше. Например, «открытое наслаждение собой» – как способ существования, закрытый для большинства женщин на постсоветском пространстве.

После тех сеансов с меня упали «розовые очки», я четко увидела истинное положение вещей в себе и семье, которые всю жизнь прятались по норам и за разными ширмами. «Три сеанса заменили мне годы психотерапии» – так я описала свое состояние. Причем, все это безболезненно, без резких энергетических или психоэмоциональных выносов.

С тех пор было еще три сеанса, два раза из них по скайпу. Казалось – как это может происходить дистанционно!? Но в современном мире для тонко чувствующих мастеров это не преграда – Влад просто настраивается на клиента, и процесс начинается. Недавний наш сеанс, затронувший крайне сложную тему, был чувствительным на физическом уровне и для меня, и для него, хотя мы находились на расстоянии тысяч километров друг от друга.

Я обращаюсь теперь по конкретному запросу, раз в полгода-год, когда всплывает тема, и становится понятно – с этим только к Владу. Процесс трансформации – это ведь такое дело: снимаешь один вопрос, спустя время приоткрывается другой, слой за слоем, как с луковицы снимается шелуха. Процесс неостановимый, но насколько же легче и радостнее получается жить, насколько меньше тратится энергии на пустое, насколько спокойнее и продуктивнее становится каждодневное бытие.

А результат работы, бывает, виден сразу, в моем случае – даже день в день с сеансом. Я говорю спасибо и иду дальше.

Яна Жукова, журналист,
главный редактор Organicwoman.ru

Введение

Эта книга – третья в серии, которая началась «Резонансным психосоматическим не-массажем» и «Кратким руководством по самореализации».

Первая книга серии, «Резонансный психосоматический не-массаж. Книга 1: Диагностика» , описывает инструментарий, с помощью которого были получены данные для всех последующих. Этот инструментарий предполагал деление на роли терапевт-пациент. Он позволил выделить ключевые вопросы, на которые мы должны ответить в процессе познания себя.

Вторая книга серии, «Краткое руководство по самореализации, или как научиться мыслить и брать ответственность за свою жизнь» , содержит теоретическую часть и больше полусотни упражнений для самостоятельной работы, позволяющих ответить на значительную часть таких вопросов. Эта книга рассчитана, главным образом, на самостоятельную работу или работу в группах.

Проводя, в том числе, работу в группах, я имел возможность наблюдать, какие именно ответы возникают у студентов, с какими трудностями они сталкиваются, как меняется их сознание в результате. В результате анализа и обобщения большого количества личных историй мне удалось выделить некую общую закономерность, в которую так или иначе укладывается большинство сюжетов. Именно эта закономерность легла в основу методики «Решение родительского конфликта». Таким образом, предлагаемая книга – не теория, под которую еще предстоит подогнать практику; наоборот, это эмпирическое обобщение практического опыта.

Данная книга не опирается непосредственно на труды коллег и предшественников, хотя и не отрицает их. Мерилом истины каждый раз была практика, практические результаты – порой хорошие, порой удивительные, а порой и нулевые. Критерием успешности терапии являлось достижение человеком психической автономности , или взрослости , т.е. способности самостоятельно решать свои психические проблемы, другими словами – способности мыслить и принимать решения самостоятельно, без оглядки на друзей, партнеров, социум или иных авторитетов.

Вследствие выбранного подхода – опоры больше на практику, чем на существующие теории – изложенные концепции порой перекликаются с (некоторыми) уже известными и привычными, а порой и остро противоречат им. Немало священных коров «кухонной» психологии и эзотерики было принесено в жертву в процессе работы над этой книгой.

Нужно отдавать себе отчет, что описанная модель, при всей своей сложности, является статистическим упрощением и усреднением и описывает сознание «обычного» условно-здорового человека. В реальности встречаются исключения, точнее – усложнения, которые только в процессе терапевтической работы постепенно приближаются к общей схеме. Описать весь спектр таких исключений в рамках этой книги вряд ли возможно, и я не ставил перед собой такую задачу. Человеческое сознание сложно и многомерно, и еще более разнообразны способы, которыми оно описывает само себя и внешние типичные, в общем-то, ситуации.

Для кого эта книга

В первую очередь, для тех специалистов, кто выбрал работу с людьми своей профессией, – психологов, терапевтов, аналитиков, консультантов. Эта книга предлагает оригинальную стратегию исследования подсознательных сценариев, условно разделенных на три большие группы: мужское, женское, индивидуальное. А также описание наиболее типичных сценариев и вариантов их взаимодействия.

Эта книга и для тех, кто всерьез интересуется психологией и психоэнергетикой в попытке познать себя и изменить свою жизнь. Для вас эта книга поднимет много вопросов; на некоторые вы не сможете ответить самостоятельно. Я считаю, что просто задать себе эти вопросы – уже большая удача.

Как этим пользоваться

Книга содержит вступительную теоретическую часть, в которой я поясняю свое виденье некоторых ключевых вопросов и понятий, т.е. свожу контексты и расставляю акценты. А также закладываю основу для понимания остальных частей.

Следующие главы условно соответствуют чакрам – от свадхистаны (вторая снизу, в проекции поясницы) до вишудхи (горловой чакры). Самая нижняя чакра – муладхара – не вошла в данную книгу, поскольку в ней отсутствует разделение на субличности, а, значит, она не попадает в область родительского конфликта. Две верхние чакры – головная и коронная – также не попадают непосредственно в область родительского конфликта, поскольку не относятся к подсознанию. Хотя, конечно, структура родительского конфликта влияет на их работу самым непосредственным образом. Если вы ничего не знаете про чакры – в данном случае, это даже к лучшему.

Главы «3. Свадхистана», «4. Манипура», и «5. Анахата» разбиты на части: Энергетика , Расшифровка , Последовательность работы и Упражнения.

Энергетика отображает мое виденье ментального поля человека. Я могу воспринимать его визуально или в проекции на свое физическое тело. В качестве альтернативы прямому виденью, можно использовать проективные методики типа групповых расстановок по Хеллингеру, индивидуальных расстановок, расстановок на фигурках, разного рода метафорические карты и т. п. Мне, как автору, было бы интересно ознакомиться с результатами альтернативных подходов. Если вы не можете воспринимать ментальное тело непосредственно, я рекомендую использовать предлагаемую модель в качестве опорной схемы.

Расшифровка поясняет описанную энергетическую схему на общепринятом человеческом языке. Эта часть будет полезна даже тем, кто не верит ни в какие ментальные поля и прочую эзотерическую чепуху.

Последовательность работы, как следует из названия, предлагает перечень основных моментов, которые нужно проработать для каждого энергетического центра. Строгое следование порядку их выполнения необязательно и порой невозможно – человеческая психика многомерна, и не может быть упакована в линейную последовательность. Эта часть, в основном, для специалистов. Она не содержит ничего о том, как именно прорабатывать обозначенные вопросы – у каждого специалиста по работе с человеческой психикой должен быть свой инструментарий для таких случаев. Имеет смысл задействовать именно его.

Упражнения представляют собой, преимущественно, короткие медитации для самостоятельной работы. Они не исчерпывают тему, и недостаточны для полной проработки вопроса. Это лишь дополнительные инструменты.

Местами в тексте приведены фрагменты диалогов, возникшие при публичном обсуждении. Они содержат типичные вопросы читателей и мои ответы. Я надеюсь, эти фрагменты облегчат восприятие материала.

В самом конце книги в Приложения вынесены тексты, которые я считаю любопытными, но не принципиальным для общего понимания материала.

Метафора родительского конфликта

Метафора родительского конфликта, как ни странно, не связана непосредственно с отношениями с родителями. Чтобы решить родительский конфликт внутри себя, необязательно любой ценой налаживать отношения с фактическими родителями в том виде, как они проявлены в настоящем, – это не всегда возможно, а иногда и вредно. Порвем шаблоны сразу.

Скорее, это способ описать взаимодействие концепций мужского и женского внутри нашего ментального поля. Я утверждаю, что взаимодействие мужского и женского полей внутри нас описывает ВСЮ ПРОЯВЛЕННУЮ КАРМУ ЛИЧНОСТИ. Без исключений. Не только отношения, но и работу, карьеру, увлечения, выбор религии, отношения с Богом – вообще всё. Взаимодействие мужского и женского начал фрактально отображается на все аспекты нашей жизни. Взаимодействие мужского и женского внутри нас полностью определяет, какие мужские и женские качества будут нам доступны в тех или иных жизненных ситуациях. Естественно, мы подсознательно выбираем для жизни тот сектор реальности, в котором можем проявить максимальное количество субъективно важных качеств.

Родительская метафора используется по нескольким причинам. С одной стороны, концепции мужского и женского копируются с родителей и передаются по роду. Так же передаются по роду и сценарии взаимодействия этих концепций. Но обнаружить весь этот коктейль непосредственно внутри себя порой непросто, а иногда и крайне неприятно. Увидеть его на примере родителей – эмоционально проще. При этом, все, что нам удается увидеть в поле клиента как «родительские сценарии», – на 100% присутствует в самом клиенте и проявлено либо на уровне самоощущения, либо на уровне поведения. И тот факт, что родительские сценарии нам не нравятся – ничего особо не меняет. Сценарии никуда не деваются, мы просто выбираем их не замечать. Избавиться от них напрямую сложно, но можно, но не нужно. Потому что за каждым таким сценарием лежит взаимодействие качеств изначально конструктивных . Некорректное взаимодействие конструктивных качеств.

Каждый человек обладает немного разным набором качеств. Точнее, набор в итоге одинаковый, но каждое качество имеет свой коэффициент (степень) важности, и коэффициент разрешенности. Назову это матрицей качеств (естественнонаучное образование дает о себе знать).

Матрица качеств – перечень всех теоретически возможных качеств, где каждому качеству соответствует коэффициент ценности и коэффициент разрешенности. Взаимодействие этих коэффициентов дает степень проявленности, или реализованности , качества – относительно других качеств, а также относительно такого же качества других людей. Субъективно малоценные качества необязательно окажутся малопроявленными – нередко, будучи полностью разрешенными, они подразумеваются как очевидные, и не требуют дополнительного развития. (Например, первая функция в соционике Аугустиновичюте-Калинаускаса. ) И наоборот, субъективно высокоценные качества часто оказываются максимально запрещенными. Из чего можно сделать вывод, что коэффициенты ценности и разрешенности как-то взаимосвязаны. Также очевидно, что субъективная (для себя) и объективная (для других) ценность качеств не тождественны и не равны. Аналогично, можно выделить субъективную и объективную разрешенность. Здесь можно поискать аналогии с соционическим или любым другим типированием, но я не буду этим заниматься.

В конечном счете, задача человека – сделать наиболее субъективно ценные качества максимально разрешенными и максимально проявленными, т.е. преодолеть ограничения – как внешние объективные, так и внутренние субъективные. При этом зачастую, по причине внешнего социального давления, человек старательно развивает объективно (т.е. для других) важные качества, в ущерб субъективно важным.

Также мне кажется очевидным, что качества образуют пары противоположностей, по типу напряжение-расслабление, контроль-доверие, концентрация-многозадачность и т. д. Именно эти противоположные качества сталкиваются в любом личностном конфликте. Универсально-общечеловеческие качества, скорее всего, не задействуются в личностных конфликтах и не являются темой этой книги.

Заложенные в нас матрицы качеств мужского и женского являются своего рода константой. Изменить их в рамках психотерапии нельзя. А вот изменить способ их взаимодействия вполне можно. В результате, заложенные в нас качества, вместо прямого конфликта или раздельного сосуществования, начнут усиливать друг друга. Энергия из каналов Ида и Пингала (Мама и Папа, Мужское и Женское) поступит в Сушумну (Я, индивидуальность), и начнет подниматься вверх, питая творческое самовыражение и самореализацию.

Итак, сталкиваясь с другим человеком, т.е. с другой матрицей качеств в конкретной ситуации мы обнаруживаем, что некоторые наши качества взаимно усиливаются, другие вовсе не задействуются, а некоторые – конфликтуют и взаимно подавляются. Причем, в разных ситуациях паттерн взаимодействия, естественно, разный.

При выборе партнера для отношений мы подсознательно ищем такую матрицу качеств, которая скомпенсировала бы наши слабые (неразвитые) стороны и ограничила гипертрофированные. Т.е. мы ищем некий внешний отражающе-корректирующий инструмент, чтобы сбалансировать собственную личность, свою матрицу качеств. Вылечить свои неврозы. И проявить свои таланты. Именно такая возможность влечет нас друг к другу.

Однако те качества в партнере, которые должны нас балансировать, при близком контакте начинают раздражать и приводят к конфликту. Соответственно, есть механизм, по которому изначально перспективная ситуация превращается в перманентную трагедию нашей жизни, и этот механизм передается по наследству. В связи с чем возникают два вопроса: как строить отношения, чтобы механизм не запускался; и разобраться в нюансах самого механизма – как он работает, откуда вообще взялся, и почему он такой а не какой-то еще. Имеет смысл тщательно изучить оба вопроса.

Описанный в книге подход позволяет не только исчерпывающе описать причины текущей жизненной ситуации, но и смоделировать новую. Не абстрактно-произвольно любую, но вполне конкретную, лучшую из доступных для данного человека. Она как бы реактивирует кармическое поле, предоставляя человеку возможность заново сделать ключевые выборы в его жизни сознательно, не вслепую. Начать сначала. И да, далеко не все готовы делать хоть какой-то выбор самостоятельно, поэтому техника порой не срабатывает.

Глава 1. Теория

Типы отношений. Режимы мышления. Субличности

На основании большого количества эмпирических данных, я пришел к следующему выводу.

То, какие человек строит отношения, можно разделить на три группы:

1. Близкие отношения, на короткой дистанции. Неформальное общение. Соответствуют максимальной открытости. Между участниками общения есть взаимный интерес или влечение, но нет общих дел, ожиданий, обязанностей и прочих абстрактных конструкций (идей). Это отношения строго один-на-один. Прямой канал связи человек-человек. Интимность в широком смысле слова.

2. Дистантные отношения, они же рабочие отношения, на дальней дистанции. Формализованное общение. Участники проявляют интерес не друг к другу, а к некой общей ценности, идее, делу. Связь человек-идея-человек. Каждый участник общения строит отношения не с другим человеком, а с идей, которая объединяет их интересы, но разделяет личности. Это также отношения один-многие, поскольку любая группа из двух и более человек обрабатывается мозгом как некое обобщенное ОНИ, т.е. как идея. Публичность в широком смысле слова.

Первые две – условно «социальные» структуры, которые могут быть зафиксированы внешним наблюдателем.

3. «Нулевые» отношения, бытие наедине с собой. Отношения с самим собой, со своим внутренним «я». Отсутствие внешних субъектов и идей. Это асоциальная структура, как правило, недоступная внешнему наблюдателю в прямом взаимодействии.

В каждый момент времени одна из субличностей инициирует общение, а некий внешний или внутренний субъект на него откликается. В случае с третьим типом общения – это диалог одного из социальных Я с внутренним Я, как отражение диалога родителя с ребенком.

Перечисленным типам отношений соответствуют достаточно разные наборы ценностей, мотиваций, реакций, паттернов поведения, суждений, мыслей, навыков, самоощущений, представлений о себе и т. д. По большому счету, это раздельные, существенно различные, независимые фазы сознания. Каждая из которых образует вполне целостную субличность.

Таких субличностей, или фаз сознания, по умолчанию ровно три, ни больше и ни меньше. Они соответствуют все той же троице папа-мама-я, во всех ее проявлениях. В идеале, каждая пара из этой тройки строит внутри себя открытые близкие отношения первого типа (Я-папа), абстрактно-идейные отношения (Я-мама), или динамические (мама-папа), в результате чего субличности знают о существовании друг друга и могут общаться, договариваться, действовать согласованно, и вовремя передавать управление той субличности, которая лучше всего соответствует объективной внешней ситуации.

Да, как ни странно, прямые отношения по умолчанию строятся именно с отцом, с мужским типом сознания, а опосредованные идейные – с матерью, с женским типом сознания. Почему так – либо читайте в «Руководстве по самореализации», либо пока поверьте на слово. В реальности нередко бывает, что женщины демонстрируют мужской тип мышления, и наоборот. Это результат гендерного дрейфа, о котором я тоже писал в «Руководстве».

Вследствие некорректного решения родительского конфликта, во взаимодействии субличностей могут возникать искажения. Перечислю самые типичные, поскольку не все возможные варианты жизнеспособны. Итак:

1. Один из социальных типов общения (близкие или дистантные) устойчиво доминирует, а остальные подавляются. В этом случае все системы отношений в жизни строятся по одному шаблону, и в результате одна из ключевых фаз самореализации – работа или отношения – неизбежно оказывается неустойчивой.

2. Социальные типы проявлены в равной степени, но не согласованы. Поэтому наперебой вырывают друг у друга управление, невзирая на собственную некомпетентность и неадекватность ситуации.

3. Социальные типы подавляются, уступая место третьему типу, асоциальному. Что соответствует сильному, но плохо социализованному характеру. Который, как следствие, не может проявить свои качества вовне и развивается только виртуально, внутри себя.

4. Все типы мышления хаотично нашинкованы до состояния мелкой лапши и тщательно перемешаны подобно винегрету, что соответствует «раздробленному» сознанию и чувству тотальной дезориентации и беспомощности. Внешне проявляется как «зависание», вечное ожидание «у моря погоды».

Нетрудно также заметить, что, если социальные субличности есть проекции родителей, а сами по себе родители также несут в себе по три субличности – то мы получим классический фрактал , который охватывает все без исключения типы отношений в нашей жизни. Т.е. всю проявленную карму.

В силу особенностей нашего мозга, сочетания субличностей 1+3 или 2+3 неустойчивы и встречаются редко (соответствуют психическим расстройствам).

Сделаю смелое заявление. Когда управление принимает одна из субличностей, две оставшиеся воспринимаются ею как ПОДсознание или НАДсознание. Но в целом, в данной модели никакого статичного подсознания не существует. Есть только взаимное расположение субличностей. В каждый момент времени управляющая субличность кажется сознанием человека, а оставшиеся – бессознательным.

Гипотеза:

За пределами этих трех субличностей – двух социальных и одной индивидуальной – никакого подсознания не существует. И все три могут быть формально исследованы.

Таким образом, теоретически возможно:

– вычислить структуры всех субличностей. Потому что все они проявлены, так или иначе, в разных жизненных ситуациях и могут быть обнаружены модельным экспериментом;

– тщательно отделить и очистить их друг от друга – разобрать винегрет на исходные составляющие, – а затем восстановить внутреннюю целостность каждой, в отрыве от других;

– выровнять потенциалы субличностей, чтобы ни одна из них не несла доминирующий заряд энергии – с социальными субличностями это достигается за счет взаимодействия с их же вытесненными частями, иначе – тенями. Третьей асоциальной субличности нужно просто освободить пространство для роста;

– провести терапию обеих социальных субличностей, в частности, сделать их автореферентными ;

– заново настроить взаимодействие субличностей.

Если родительский конфликт решен правильно, социальные субличности – уже не тени родителей, а полностью автономные внутренние процессы, основанные на ресурсных качествах, перенятых от родителей. Соответственно, нужно сформировать критерии, в каком случае какая субличность получает управление, а остальные – молча наблюдают, вместо того чтобы вмешиваться или, наоборот, выпадать в бессознательность. В реальной жизни все три субличности должны сосуществовать, сменяя друг друга естественным образом. Если удастся добиться такой внутренней гармонии, то спустя какое-то время субличности взаимно исследуют друг друга и интегрируются. В результате, должно получиться одно целостное сознание без всяких под- и над-. Это и будет просветление.

Первая соционическая функция – базовая, основа личности и интеллекта человека. Мало подвержена изменениям. Это зона самоуверенности и самоутверждения, область, в которой человек чувствует себя экспертом, свободно и быстро воспринимает информацию в большом объеме, улавливает связи и тенденции. Соответствует максимально полному отображению реальности. Через первую функцию мы реализуем свои основные способности, что приносит ощущение полноты и успешности жизни, уверенности в своих силах. Подробнее см., например, И. Калинаускас «Игры в которые играет МЫ».

Обратите внимание, что определение «близких» и «дистантных» отношений отличается от общепринятого. Имеется в виду не столько субъективная эмоциональная вовлеченность, сколько структурная близость. При этом структурно близкие отношения могут субъективно проживаться и как эмоционально яркие и приятные, и как холодные или опасные. Аналогично, структурно опосредованные отношения могут субъективно ощущаться и как близость, и как отчужденность. Почему так – станет понятно позже.

Это, конечно, идеальный случай, своего рода «сферический конь в вакууме». На деле, каждая «родительская» субличность также расщеплена на условно хорошую, одобряемую, и условно плохую – неодобряемую. Свет и тень. Которые, в свою очередь, тоже могут быть расщеплены, повторяя родовое древо, но на практике, на начальных этапах терапии, достаточно описать второй уровень расщепления, редко – нужно описать третий (восемь родовых субличностей + индивидуальность). После чего, в силу их фрактального подобия, систему можно снова упростить до двух-четырех. Как это работает – станет понятно позднее.

См. Приложение 1. Картина будет полной, если представить, что каждый сегмент – не одномерный отрезок, а многомерное пространство.

Отношение детей и родителей на протяжении многих веков, по праву, считается весьма интересующим и интригующим вопросом, который привлекает огромное количество исследователей в этой области. Прежде всего, данный вопрос мучает психологов, которые пытаются разобраться в причине возникновения и распространения данного конфликта поколений.

Стоит отметить, что детско-родительские конфликты, считаются одними из самых распространенных, постоянно возникающих в разных семьях. Данная проблема, превосходно описана в книге «Отцы и Дети» Тургенева. Именно с тех пор, психологи и педагоги стали более широко изучать ситуацию, которая, рано или поздно, покоряет определенную семью. На сегодняшний день, причины возникновения, распространения и способы решения изучает огромное количество институтов, благодаря исследованиям и теоретическим предложениям. Взаимоотношения родителей и детей возникают на различной почве, чаще всего это случается в случае полного непонимания каждой из сторон, позиции другой. Именно амбиции и «взрослый» взгляд со стороны детей и становится причиной того, что родители перестают их понимать. Родители же в свою очередь наотрез отказываются признать, что дети выросли и способны принять собственные, ответственные решения, которые, в значительной мере скажутся на его жизни.

Современные психологи на основании многих исследований, пришли к выводу, что конфликты между детьми и родителями могут возникнуть по следующим распространенным причинам. Прежде всего, конфликтные ситуации могут образоваться в результате типа, к которому относится семья, а именно от их внутреннего взаимоотношения. Ученые по праву выделяют два вида семейных отношений. Гармоничный – это удивительный тип семейных отношений, в котором отношения между родителями и детьми распределяются равномерно, а слово «Мы», означающее единство, способно решить все возможные конфликты даже поколений. Противоположным типом, как правило, считается дисгармоничная семья, которая не обладает единым крепким стержнем внутри. Именно в таких ячейках общества обычно и случаются различные конфликты, как между супругами, так и между поколениями.

Иногда, причинами для разногласия становится тяжелый переходный возраст , когда ребенок, становясь личностью, постоянно спорит с родителями, выражая упрямство и показывая свой характер, чем и вызывает негатив со стороны взрослых. Дети, достигая определенного возраста, как правило, стремятся избавиться от опеки и постоянного контроля, чем и вызывают, появление различного рода конфликтов.

Чтобы исчерпать конфликт и предотвратить появление нового, необходимо работать над собой не только детям, но и родителям. Прежде всего, родители, как мама, так и папа, должны понять, что ребенок меняется, взрослеет, а значит и его чувства и восприятие значительно расширяется. Никто не сказал, что будет легко и понять, и принять своего дитя новым, но для этого, нужно работать со своим сознанием, а не воспринимать ребенка как малыша, постоянно опекая его. Ничего хорошего из данного явления не получится, только неприязнь и агрессия со стороны младшего поколения.

Дети, в свою очередь, также должны понять и принять родителей. Не стоит задумываться о том, что они поступают неправильно. Если ребенок считает себя взрослым, но он должен поставить себя на место мамы или папы и понять, а приятно ли ему, если его родная кровинушка будет так поступать или говорить. Ведь родители, они не враги своему ребенку и хуже они никогда не сделают. Не стоит их недооценивать, иногда они знают и понимают намного больше, чем об этом думает их чадо.

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми.

А.С. Макаренко

Рождение детей – совершенно новый этап в жизни семьи. Конечно, для нормальных супругов рождение чада всегда очень большая радость и счастье. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем… образ Воскресения».

Но всякое хорошее дело, а особенно такое важное, как рождение и воспитание детей, не совершается без искушений. И умножение семьи всегда приносит новые трудности и проблемы.

Один мой знакомый папа, измученный семейными проблемами, капризами и непослушанием своих детей, как-то сказал мне в минуту отчаяния: «Как же тяжело с детьми! Наверное, даже адские муки терпеть легче!» Конечно, это было сказано в состоянии аффекта. Я знаю, что этот отец любит своих детей, но, думаю, у каждого из родителей бывали периоды, когда хотелось убежать от своих отпрысков на край света. Однако жизнь без детей невыносима и скучна. Так что в нашей жизни все так – «грусть соседствует с любовью».

Тему детско-родительских конфликтов условно можно разделить на две части:

  • конфликты супругов из-за детей,
  • детско-родительские конфликты.

Начнем с первых.

Новый член семьи

Рождение младенца является не только проверкой, экзаменом для супругов на их готовность стать отцом и матерью, но и испытанием их чувств. И если супруги плохо готовы к этому событию, даже самый долгожданный ребенок может послужить яблоком раздора для них. И часто рождение детей вместо того, чтобы еще более сплотить мужа и жену, наоборот, разъединяет их. Почему? Вина тут чаще всего обоюдная. Рассмотрим несколько вариантов.

Отчуждение, конфликт между супругами, как правило, происходит из-за ревности. Муж, которому до рождения ребенка жена уделяла много времени, с появлением в семье нового члена отходит на второй план. Очень часто ситуация усугубляется еще тем, что жена видела в муже своего «первого ребенка»: заботилась о нем, холила и лелеяла, как дитя. А когда она стала настоящей матерью, ее взрослый «ребенок» оказался забыт. Рождение младенца, особенно первого, – очень волнующее и радостное событие для матери. Ведь она, в отличие от отца, уже девять месяцев имела связь с ним. Недаром в Евангелии сказано, что женщина, «когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» ().

Но здесь многие матери совершают ошибку. Они отдаются заботе и уходу за ребенком на все сто процентов. Происходит это еще и из-за неопытности, ведь такая мать все делает впервые, а уже со вторым ребенком она гораздо меньше переживает и тратит душевных и физических сил. А сейчас любой писк или недовольство младенца способны вызвать у нее панику. Она часами гладит пеленки, кипятит соски и наводит в детской стерильную чистоту. Есть даже такая шутка: если первый ребенок уронит соску на пол – мать кипятит ее, если второй – моет под краном, а когда рождается третий младенец – просто облизывает ее.

И вот в первые месяцы после рождения ребенка некоторые женщины забрасывают все дела и занимаются только младенцем. Это совершенно неправильно.

Специалисты утверждают: «Парадоксально, но факт: одержимые мамочки, посвящающие все свое время и силы младенцу, как правило, в результате получают плаксивого, болезненного и нервного ребенка.

Почему так происходит? Малыш эмоционально очень сильно связан со своей матерью, и если чувствует ее подсознательное желание проводить с ним как можно больше времени, всеми возможными способами будет удовлетворять это ее желание: часто просыпаться по ночам, плакать каждый раз, когда мать обращает внимание на мужа, и вообще не отпускать от себя маму ни на шаг. Как правило, беспокойные дети бывают у тех родителей, чьи отношения далеки от абсолютной любви и взаимопонимания».

Так что такая гиперопека наносит двойной вред – и ребенку, и взаимоотношениям супругов. У мужа вполне могут возникнуть ревность, обида; не видя внимания жены, он будет стараться утешиться где-то вне дома в компании друзей или отдавшись любимому увлечению.

Ребенок только тогда послужит объединению семьи, когда родители будут вместе заботиться о нем. Женщине нужно понимать, что, если она будет привлекать мужа к уходу за малышом, например супруг будет купать его, переодевать, иногда гулять с ним, чтобы немного разгрузить маму, то это не только пойдет на пользу ей (ведь она будет больше отдыхать и заниматься домом), но и поможет отцу установить необходимый контакт с ребенком, а также укрепит супружеские чувства. Ведь ничто так не объединяет, как общее дело.

Бывает и такой вариант: муж сам оказывается не готов к отцовству и не хочет брать на себя ответственность и заботу о ребенке. Он видит, что жена с рождением младенца начинает уделять ему меньше внимания, и вместо того, чтобы начать дарить свою ласку, любовь и заботу ей и ребенку, поддержать их, проявляет эгоизм, начинает ревновать жену к ребенку.

Женщина после беременности и родов особенно нуждается в поддержке и внимании. Для нее это время очень непростое, недаром как реакция на огромный стресс, связанный с рождением ребенка, у многих матерей развивается так называемая послеродовая депрессия. Конечно, в супружеском отчуждении, связанном с рождением ребенка, бывает большая вина и женщин. Ведь, несмотря на то, что материнский долг обязывает ее много сил отдавать ребенку, она должна также проявлять любовь и чуткость к мужу, понимать, что ему сейчас может быть тяжелее, чем ей, ведь женщины, как правило, очень привязаны к младенцу, и, несмотря на трудности, ей доставляет большое удовольствие быть матерью. А мужчине еще только предстоит научиться быть отцом.

Так что обоим супругам нужно понять, что с появлением ребенка они должны перестроить свои отношения, научиться взаимодействовать уже в новом качестве – отца и матери.

И первое, что им нельзя забывать: самое важное сейчас – сохранить и преумножить свою любовь и чувства, ведь самое главное для их ребенка – расти в семье, где родители по-настоящему любят друг друга. Кто-то однажды высказал мудрую мысль: «Самое большое, что может сделать отец для своего ребенка, – это любить его мать».

Полюбите детей

Почему супруги рожают детей? Если устроить опрос среди родителей на эту тему, можно будет услышать весьма разные ответы. Кто-то скажет: «Дети – это наше продолжение, мы хотим оставить на земле след, чтобы наша фамилия, наш род не исчезли». Или, например: «Мы хотим иметь опору и поддержку в старости»; «хотим, чтобы дети реализовали наши планы и мечты, которые не смогли осуществить мы»; «если вступили в брак, нужно рожать детей: без них семья будет неполной». И все эти ответы содержат долю истины. Конечно, каждая семья должна стремиться к продолжению рода, любой родитель хочет, чтобы ребенок покоил его в старости, и многие супруги хотят, чтобы дети продолжили их дело и достигли в нем бо льших успехов, чем они сами (хотя, конечно, каждый человек должен сам выбрать свой путь в жизни).

Но самый главный мотив рождения детей должен быть только один – любовь к детям .

Очень хорошо это видно на примере многодетных семей. Многодетных родителей не страшат никакие трудности, экономические и жилищные проблемы, потому что они любят детей. Они знают, что каждый новый ребенок дает им новое счастье.

И когда родители поймут, что главное в воспитании ребенка и в общении с ним – это любовь, тогда их жизнь и жизнь их чада изменится к лучшему.

Что бы мы ни делали: играли с детьми, учили чему-нибудь, наказывали их, – нужно всегда руководствоваться только одним – любовью к ним. И поэтому даже если у вас пока нет особых чувств к вашему чаду, нужно приложить все усилия, чтобы полюбить его. Без любви процесс воспитания ребенка не будет иметь смысла.

Однажды, когда я выступал в одной аудитории, мне был задан вопрос. Молодая женщина, мать, спросила: «Что делать, если папа не имеет контакта, близости с детьми, мало общается, играет с ними?» Установление дружеских, теплых отношений с детьми напрямую связано с общением. Конечно, это определенный труд. Преодолеть усталость, лень; придя с работы, не залечь на диван с газетой, а найти время поиграть с детьми, почитать им книгу. Один мой знакомый дедушка переживал и сетовал, что его внук холодно относится к нему. Но вот внук немного подрос, и дед стал больше общаться с ним, забирать из школы, играть в футбол и вообще больше проводить с ним времени. И взаимоотношения межу дедом и внуком сразу улучшились.

Да, любовь является главным фактором в воспитании детей, но здесь есть одно но . Любовь должна быть правильной и разумной. Ведь очень многие родители, а также бабушки и дедушки понимают любовь как потакание всем желаниям любимого чада. Одна моя знакомая говорила: «Любовью не избалуешь». Избалуешь, и еще как. Любовь к детям предполагает не только заботу, нежность и ласку, но и строгость – мы в ответе за них. «Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах, чтобы, отличившись в познании и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих», – говорит преподобный Нил Синайский. Тот, кто балует, излишне опекает ребенка; если и любит его, то слепой любовью, ведь избалованные дети оказываются совершенно не готовы к вступлению во взрослую жизнь. Они не могут взять на себя ответственность за жену и детей, не умеют принимать решений.

Кроме гиперопеки и балования, существует и другая крайность. Это стиль родительского поведения, который можно назвать собственничеством . То есть родителям кажется, что они любят ребенка, но на самом деле они воспринимают его как свою собственность, материал для реализации своих планов. И совершенно не хотят видеть в нем личность.

С самого рождения детей такие родители имеют четкий план относительно них. Например, спецшкола с усиленным изучением английского, потом – Институт иностранных языков или МГИМО, далее – работа дипломатом. Или юристом, экономистом, еще кем-нибудь, но только в соответствии с родительским сценарием. А потом получается, что ребенок хотел стать музыкантом или врачом, но вместо этого оканчивает какой-нибудь весьма скучный вуз, потом без всякой охоты работает адвокатом или финансистом только потому, что это престижно, приносит хороший доход и так захотели его родители.

Или иногда родителям очень хочется, чтобы их чадо воплотило в жизнь те проекты и амбиции, которые не получилось воплотить им. И они, не считаясь с желанием и наклонностями ребенка, используют его для претворения в жизнь своих идей.

Конечно, как правило, любому родителю хочется, чтобы ребенок пошел по его стопам. Но это не должно становиться идеей-фикс.

Самая главная наша задача как родителей – образовать ребенка, то есть взрастить в нем образ Божий, воспитать его верующим, благочестивым человеком и дать развиться его хорошим наклонностям. Конечно, родители должны давать ребенку направление в жизни, но только сообразуясь с его задатками и способностями.

«Мы его не понимаем!»

Перейдем к детско-родительским конфликтам.

Снова и снова вспомним, что конфликт – это непонимание. Обе стороны конфликта не могут или не хотят понять друг друга.

Недавно я поздравлял одну свою знакомую с долгожданным первенцем, и на вопрос: «Как обстоят дела с малышом?», она ответила мне: «Все хорошо, только мы пока не понимаем его». И те же самые слова могут сказать большинство родителей не только младенцев, но и младших школьников, и подростков. Когда я стал отцом и появились новые хлопоты и проблемы, то, признаться, завидовал своим детям. Как иногда хотелось беззаботно лежать в кроватке, кушать, играть и не думать о том, что завтра вставать ни свет ни заря и ехать на службу, что нужно чем-то кормить семью и вообще решать с утра до вечера множество взрослых задач! Большинству взрослых кажется, что дети вообще лишены каких бы то ни было проблем. И если они капризничают, беспокоятся и что-то просят, то просто валяют дурака. Какие у них могут быть проблемы? Делай то, что тебе говорят родители, не делай того, что они не велят, ходи в школу и веди себя хорошо. На самом деле жизнь ребенка, несмотря на то, что он, конечно, чувствует родительскую защиту и поддержку, ничуть не менее трудна, чем взрослая жизнь.

Просто трудности у детей иного плана. Они, в отличие от взрослых, не обладают жизненным опытом, у них нет иммунитета к житейским проблемам, и если мы вспомним себя в детстве, то поймем, что жизнь ребенка тоже отнюдь не беззаботна. В ней присутствуют свои стрессы, страхи, обиды, скорби и переживания. Мы боимся выговора на работе, а ребенок боится получить плохую оценку, быть побитым школьным хулиганом и вообще имеет свои детские страхи, про которые нам неведомо. Мы испытываем стресс, узнав о том, что не сможем вовремя погасить кредит, а ребенок боится, что плохо напишет контрольную, так как совсем не готов к ней.

Дети-дошкольники также имеют свои переживания, страхи, волнения, и нередко их капризы или агрессия могут быть вызваны какими-то внутренними причинами. И мы сможем прийти к взаимопониманию с нашими детьми, когда научимся входить в их положение, постараемся проникнуть в их внутренний мир и понять, чем они живут и дышат. И, конечно, научимся общаться с ними. У детей свое ви дение мира, отличное от нашего взрослого восприятия; оно может быть незрелым, наивным, неправильным, но если родители будут понимать своего ребенка, им будет очень легко без ссор, конфликтов и суровых наказаний заставить его слушаться их. Чадо будет больше доверять им и проявлять послушание не из страха, а из любви.

Начнем с общих положений. Чего в первую очередь ждут от нас дети? Любви и понимания. Мы уже не раз напоминали, что любовь – это жертва. Жертва всегда посвящается кому-то, совершается ради кого-то. В данном случае жертва любви приносится ради наших детей, ради их воспитания. Мы жертвуем свободным временем, покоем, физическими и душевными силами и, конечно, имеем определенные материальные затраты.

Главное, чем любой родитель может повлиять на своего ребенка, – это собственным примером. Как отрицательным, так и положительным. Родители всю жизнь являются примером для детей, а в дошкольном возрасте они составляют для него почти весь мир. Поэтому наша ответственность перед детьми просто огромна. Рождение и воспитание ребенка – очень большой стимул для родителей, чтобы начать работать над собой, бороться со своими недостатками и вредными привычками.

Если мы не хотим, чтобы ребенок начал курить, мы сами должны не курить. Если родители хотят отучить ребенка от телевизора и компьютера, то должны первыми подать ему пример. Говорить детям, что нельзя употреблять плохие слова, а самим не гнушаться крепких выражений – это значит учить их лицемерию. Они имеют полное право так выражаться, пока их родители не будут сами следить за своей речью. И так во всем! Если не хотим, чтобы сын вырос лентяем и неряхой, сами должны не лениться и не разбрасывать свои вещи. И главное: учить ребенка духовной жизни и молитве можно только личным примером.

Родители должны прийти к взаимопониманию и согласию между собой хотя бы ради своих детей. Ведь дети при создании собственной семьи будут ориентироваться на родительские сценарии.

Так что, воспитывая ребенка, мы воспитываем и самих себя.

Родители склонны допускать одну из двух ошибок. Первая: родители считают, что дети – это маленькие взрослые; они все знают и понимают лучше нас, и поэтому не стоит их особенно воспитывать. И вообще нужно общаться с ними на равных. Это очень большое и вредное заблуждение. Ребенок не может быть равен нам. Он еще не сформировался, у него не развито сознание, и он не обладает опытом и багажом знаний взрослого человека. Если он и поражает нас иногда своими умными высказываниями, то происходит это по двум причинам. Либо он почерпнул какую-нибудь информацию из телепередачи, радиопрограммы, книг, разговоров с взрослыми… Либо возможен такой вариант: сознание, восприятие ребенка, в отличие от взрослого, менее загружено, его глаз менее «замылен», и он иногда может увидеть то, на что мы обычно просто не обращаем внимания. Вот почему устами младенца иногда «глаголет истина».

Но ребенок не взрослый, и, общаясь с ним, нужно это не забывать. Он не будет понимать нас с полуслова. Он ждет от нас объяснений. Он только познает этот мир, и то, что давно известно и понятно нам, может быть для него тайной за семью печатями. Поэтому не будем лениться беседовать с малышом, терпеливо объясняя ему смысл наших слов, просьб и запретов. Дети крайне любопытны. Особенно дети дошкольного возраста. Они задают огромное количество вопросов. Например, у моего младшего сына Коли речь наполовину состоит из вопросов. Правда, он иногда путает «зачем?» и «почему?», что выглядит особенно смешно. Вот мы подходим к дому, и он спрашивает: «А мама дома?» – «Нет» – «А зачем?» Но в основном вопросы он задает правильные и весьма интересные. Для родителей это тоже своего рода тренировка ума, ведь им надо соответствовать статусу всезнаек, обладать достаточной эрудицией. Ребенок задает вопросы не только чтобы получить информацию, для него это также и способ общения. Ведь он сам не обладает еще достаточным кругозором, не может четко формулировать мысли и строить речь. Но он тянется к родителям, хочет поговорить с ними, и поэтому ему легче общаться в вопросно-ответной форме.

При общении с малышом взрослым нужно не забывать, что ребенок обладает очень подвижным сознанием, он часто непостоянен и не очень усидчив. Сейчас ему хочется одного, а через пять минут другого. Детская память также имеет свои особенности, и поэтому в воспитании детей нужно иметь большое терпение, не нужно злиться, если они что-то не запомнили с первого раза. Например, с тем же моим младшим сыном произошел такой случай. Он с помощью мамы склеил очень красивый фанерный самолетик. Потом подошел ко мне и попросил разрешения раскрасить его фломастерами. Я сказал, что делать этого не следует, так как получится некрасиво, лучше оставить все как есть. Коля подходил несколько раз и каждый раз получал отказ. Через пару дней я увидел, что весь самолет «искалякан» разноцветными фломастерами. Я строго спросил его: «Зачем ты это сделал? Ведь я не разрешил тебе!» И тогда Николай чуть не плача сказал: «Нужно было напомнить мне, как только я начал его разрисовывать!» Мне стало очень стыдно, я понял, что ребенок просто забыл про запрет, а я расценил это как неуважение к отцу и проявил ненужную строгость.

Кроме ошибки «ребенок – маленький взрослый», существует и другой неправильный стиль поведения с детьми. Это общение с ребенком исключительно путем приказов, команд и запретов. Родители, практикующие этот метод, считают, что ребенок глуп, мал и неразвит. Он не должен особенно думать и рассуждать, с ним не нужно особенно разговаривать, он должен просто слушать то, что ему говорят родители, и выполнять это. Такой стиль поведения может привести к полной потере контакта с ребенком. Он просто замкнется в своем мире, уйдет туда как в раковину. Он перестанет доверять своим родителям, а слушаться их будет только до поры до времени из страха наказания.

Ребенок с самого раннего детства ждет от родителей поддержки, защиты и помощи. И он должен получать эту поддержку. Один мужчина рассказывал, что его жена придерживается очень странной теории, и он ничего не может с этим поделать. По ее мнению, детей нельзя брать на руки, целовать и ласкать. Родители, которые лишают своих детей ласки, особенно в младенчестве, не смогут потом установить с ними контакт, найти общий язык. Их взаимоотношения будут формальными и холодными.

Детям очень важно чувствовать себя защищенными и обласканными не только словесно, но и телесно. Они чисто инстинктивно хотят подбежать и прижаться к матери в минуту грусти или посидеть у отца на коленях. Это также очень способствует сближению между детьми и родителями. Только, конечно, все должно быть в меру. Если переусердствовать в ласках, ребенок может так привыкнуть к ним, что не будет слезать с рук или они, наоборот, будут вызывать у него отвращение.

Практикум «Конфликты между родителями и детьми,

и пути их разрешения»

Цель: формирование у родителей навыков принятия эффективного решения выхода из конфликтной ситуации и способов позитивного разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

1.Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье.

2.Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

3.Ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия. Развивать умение предвидеть последствия своих действий.

Оборудование: презентация, анкеты детей, карточки с конфликтными ситуациями, памятки для родителей.

Ход встречи

Педагог-психолог:

1. Вступительное слово

Уважаемые родители, мамы и папы!

(Слайд 1.)

Итак, сегодня мы с вами поговорим о конфликтах.

Наш сегодняшний мир полон противоречий и отчаянья, на каждом шагу мы сталкиваемся с отчуждённостью людей друг от друга. Но у нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и простят, чтобы с нами не случилось. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, культуре и терпению. Но, вот парадокс, именно в семье чаще всего и происходят конфликты.

Конфликт - не прихоть и не признак плохого воспитания. Если он заявил о себе – значит, столкнулись чьи- то интересы, желания, мнения. Это неприятно, но не смертельно. Если все сделать правильно, ваши отношения смогут даже улучшиться.

Педагог-психолог:

2. Основная часть

Прежде всего, давайте попробуем разобраться, что такое конфликт?

Педагог-психолог:

Задание 1. Назовите ваши ассоциации к слову КОНФЛИКТ. Какой образ подсказывает вам ваше воображение?

После первого круга произвольных ассоциаций можно задать следующие вопросы:

* если конфликт – мебель, то какая?

*если конфликт – посуда, то какая?

* если конфликт – одежда, то какая?

2. Давайте попробуем дать определение этому понятию.

Что такое конфликт?

(Предложить родителям ответить на данный вопрос.)

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.

Конфликт – это болезненное состояние его участников, которое может привести либо к примирению, либо к отчуждению (слайд 2.)

3. Скажите, что самое страшное в конфликте? – это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Причем отрицательные.

Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликта (слайд 3.)

4. Предлагается серия вопросов, побуждающих родителей к педагогическому самоанализу:

Каковы наиболее частые причины возникновения конфликтов в общении с вашим ребенком?

Вспомните себя в этом возрасте. Какие ситуации чаще всего были причиной конфликтов в общении с вашими родителями?

Как на них реагировали ваши родители (мать и отец)?

Как чаще всего в этих ситуациях реагируете вы?

Видите ли вы какое-то сходство ваших действий с действиями ваших родителей? (слайд 4.)

Вывод: что в разрешении конфликтов они нередко подвержены определенным, усвоенным еще в своих родительских семьях, стереотипам, которые не всегда осознаются (слайд 5.)

5 . Как вы думаете, кто чаще всего бывает инициатором конфликтов в семье? (Слайд 6.)

После ответов родителей им предлагается проанализировать следующую ситуацию и определить инициатора конфликта:

Педагог-психолог:

«Четырехлетний Вова послал бабушку к черту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился:

Бабушка о тебе заботится, а ты ее оскорбляешь! Сын парирует:

Но ты ведь маме тоже так говорил! Вмешивается мать:

Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребенка требуешь вежливости!» (Шуман С.Г. Родительские тревоги. - М., 1982).(слайд 7)

Прошу вас проанализировать эту ситуацию.

После этого родителям задается вопрос:

Кто чаще всего бывает инициатором конфликтов в вашей семье? Если можно, приведите пример.

В процессе обобщения педагогу уже не составляет труда подвести родителей к заключительному выводу о том, что конфликт с детьми в семье чаще всего провоцируется педагогическими ошибками родителей.

6. Выясним наиболее типичные ошибки родителей: (слайд 8)

    Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка

    Не подтверждение родительских ожиданий и надежд

    Проецирование поведения ребенка на себя и в его возрасте

    Незнание его возрастных и индивидуально-психических особенностей,

    Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым

    Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы

    Принятая в семье конфликтная практика отношений

Все эти ошибки допускают любящие родители, которые искренне желают своему ребенку только хорошего. В очень конфликтных и асоциальных семьях постоянным источником конфликтов может быть отрицательная установка одного или обоих родителей на ребенка, их неспособность к эмпатии, грубость, оскорбления, жестокость.

Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать и научиться позитивно выходить из любой ситуации, чтобы ни одна из сторон не испытывала дискомфорта. Мы должны, открыто обсуждать их.

Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к более серьезным проблемам. Давайте вместе подумаем, к каким проблемам это может привести? (Слайд № 9.)

    Проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

    Проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д);

    Проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Поэтому все серьезно, и мы не должны загонять в угол и уходить от его решения, а должны сотрудничать со своим ребенком

Педагог-психолог:

7. Послания родителям от детей. Предлагаю вашему вниманию проанализировать анкеты ваших детей и сделать определенные выводы об увиденном.

Задание 8. Подумайте и постарайтесь назвать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов.

Родители называют качества поочередно, Например,: «Умение слушать и, главное, слышать другого», «Хладнокровие и выдержка», «Сдержанность в эмоциях», «Терпение», «Умение влиять на другого», «Красноречие», «Способность поставить себя на место другого», «Умение аргументировать свою позицию», «Не многословие», «Умение убеждать».

Родители должны помнить, что конфликтную ситуацию нельзя решить следующими мерами: (слайд 10)

Угрозы, указания, приказы;

Диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого вами, но не принятого им;

Морализаторско-менторские поучения;

Гнев, раздражение.

Задание 9. Анализ и решение конфликтных ситуаций.

А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем конфликтные ситуации. У вас на столе карточка с конфликтной ситуацией. Минуты две вы обсуждаете в группе, затем зачитываете ситуацию и предлагаете своё решение.

(Раздать по группам ситуации)

Ситуация 1

Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ - “это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся”

Как вы поступите в такой ситуации?

Есть ли другое мнение? Кто считает иначе?

Ситуация 2

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.

Как поступить в такой ситуации?

Есть ли другое мнение?

Ситуация 3

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

Как поступить в подобном конфликте?

Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?

Ситуация 4. Семья располагается вечером у телевизора, но смотреть хочет каждый свое. Например, сын заядлый болельщик, и он рассчитывает посмотреть трансляцию футбольного матча. Мама настроена на очередную серию зарубежного фильма. Разгорается спор: мама никак не может пропустить серию, она «весь день ждала»; сын никак не может отказаться от матча «он ждал его еще дольше!».

Ситуация 5. Мама торопиться закончить приготовления к приему гостей. Неожиданно обнаруживается, что в доме нет хлеба. Она просит дочь сходить в магазин. Но у той скоро начало спортивной секции, и она не хочет опаздывать. Мама просит «войти в ее положении», дочка делает тоже. Одна настаивает, другая не уступает. Страсти накаляются…

10. Представление родителям алгоритма действия для оптимального разрешения конфликта (теоретическая часть).

Безусловно, каждый конфликт уникален и неповторим и в его разрешении необходимо учитывать весь спектр сложившихся отношений, индивидуальные особенности его участников. Но, тем не менее, в педагогике, и психологии разработан некий обобщенный алгоритм действий для оптимального разрешения конфликта.

В качестве примера рассмотрим следующую знакомую многим родителям ситуацию: у ребенка в комнате беспорядок, а родители настаивают на уборке. Возникает конфликт, так как интересы сторон находятся в противоречии. Интерес мамы: желание воспитать в ребёнке стремление к порядку и избавиться от чувства неловкости перед гостями. Интерес ребенка: желание избежать неинтересного занятия, убеждённость в том, что «и так всё нормально».

Шаг 1. Обнаружение и прояснение конфликтной ситуации .(Слайд 11.)

Цель: вовлечь ребёнка в процесс решения проблемы. Необходимо чётко и немногословно сообщить ребёнку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребёнка необходимо.

Педагог-психолог: «Мне становится стыдно всякий раз, когда наши и твои гости видят беспорядок в этой комнате. Боюсь, что от остатков еды могут завестись тараканы. Давай это обсудим».

Педагог-психолог:

Важно!!! Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д.

    Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму «Я-сообщения».Заменяем все Ты - высказывания на

Я – высказывания (грамотное высказывание своего недовольства) Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации:

Я обеспокоена , когда слышу это»

    "Я огорчена этим"

    "Я так волнуюсь за тебя»

    «Меня очень утомляет громкая музыка» (слайд 12)

Ты –высказывания воспринимаются ребенком как обвинение, критика, угроза.

Я – сообщения представляет возможность детям узнать нас поближе, узнать наши чувства и причину нашего раздражения.

11. Практическая работа:

Давайте с вами потренируемся и попробуем поучиться перефразировать наши Ты –высказывания и заменить их на Я- высказывания.

Раздать родителям Ты –высказывания:

    Ты никогда меня не слушаешь (Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю);

    Что ты все время разговариваешь параллельно со мной? (Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос – задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

    Вечно ты хамишь! (Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь я постараюсь быть более терпеливой.)

    Ты всегда ужасно себя ведешь! (Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь сдержан).

    Ты всегда без спросу берешь со стола мои вещи!(Мне не приятно, когда без просу берут вещи. Предварительно, спроси меня, можно ли это сделать.

    Ты такой неряха! (Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей)

    Ты не мог бы сделать музыку потише? (Меня очень утомляет громкая музыка)

Педагог-психолог:

Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений. (Слайд 13.)

Цель: собрать как можно больше вариантов решения. Появляется возможность узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая их и не принижая. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив. «Гости больше не приходят к тебе, а дверь в комнату всегда закрыта»; «Один раз в неделю проводится большая уборка, в которой ты обязательно принимаешь участие»; «Я получаю поощрение всякий раз после уборки»; «Я получаю в подарок моющий пылесос и другие необходимые предметы, а также право делать уборку под любую громкую музыку»; «Я ем только на кухне, а уборку произвожу перед приходом гостей».

Шаг 3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. (Слайд 14.)

Цель: активизировать ребёнка на высказывания по поводу различных решений. Можно предложить ребёнку высказаться по поводу собранных предложений, сообщить свои чувства и интересы. «Мне нравятся варианты насчёт совместной уборки или уборки перед приходом гостей. Хорошо, что друзьям нравится приходить к тебе, и особенно приятно пригласить их в чистую комнату. Покупку пылесоса мы сможем обсудить после первых успехов. А что думаешь ты?»

Выбор наиболее приемлемого решения .

Цель: принять окончательное решение. На этом этапе оговариваются обязательства обоих сторон по выполнению решения. Если решение состоит из нескольких пунктов, можно зафиксировать его письменно. Родители не убирают комнату подростка и не несут ответственности за возможные последствия: потерянные вещи, грязная и мятая одежда и прочее, так как комната подростка является его территорией. В разных семьях возможны разные варианты решений.

Шаг 4. Выработка способов выполнения решения и проверка. (Слайд 15.)

Цель: спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения. Выносятся на обсуждение вопросы о начале выполнения решения, о проверке качества выполняемой работы, если речь идёт о домашних обязанностях и т.д.

Контроль и оценка результатов.

Цель: способствовать реализации решения. По мере претворения решения в жизнь интересоваться у ребёнка результатами принятия решения, сообщать о своих мыслях и чувствах. Возможны пересмотр или изменение решения.

Конечно, далеко не все конфликты требуют для своего решения применения всех описанных пунктов. Строя отношения с ребёнком, важно обладать умением слушать, отвечать и исследовать альтернативы.

Этот способ не оставляет никого с чувством проигрыша. Напротив, он приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.

Педагог-психолог:

Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания.

Важно, безусловно, принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник (список можно продолжать бесконечно), а просто так – просто за то, что он есть! Давайте запомним: ребёнку знаки безусловного приятия особенно нужны – как пища растущему организму. Они его питают эмоционально. Помогая психологически развиваться.

Первым вопросом, который должен решать взрослый при решении какой-либо проблемы, является вопрос о том, чья именно это проблема. Слишком часто взрослые полагают, что все проблемы детей являются и их проблемами. Это неверно и даже вредно для ребёнка – он лишается возможности пробовать свои силы. Ребёнок имеет право сам находить решения. И если проблема принадлежит ребёнку, то взрослый может выбрать, что делать: внимательно выслушать, поискать альтернативы, предоставить ребёнку возможность самому столкнуться с последствиями своей самостоятельности или скомбинировать приведённое выше. Чем чаще родители проявляют готовность к сотрудничеству, тем больше вероятность того, что ребёнок будет вести себя подобным образом в других ситуациях и с другими людьми.

На память о нашей с вами встрече хочу подарить памятки для родителей, в которых вы найдете много полезной информации о воспитании, умении выйти из конфликтных ситуаций. Закончить нашу встречу мне хотелось бы словами Омара Хайяма.

Других не зли и сам не злись

Мы гости в этом бренном мире

И если что не так смирись,

Умнее будь и улыбнись.

Холодной думай головой

Ведь в мире все закономерно

Зло, излученное тобой

К тебе вернется непременно.

Материал подготовила:

педагог-психолог

Новицкая А.Н.