Если ребенок не слушается маму. Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок не слушается родителей

В пятилетнем возрасте у детей формируется характер и ладить с ними бывает крайне непросто.

Но такое происходит не всегда, поэтому, если ребёнок в 5 лет не слушается, то воспринимать это следует, прежде всего, как сигнал о проблемах в ваших с ним отношениях.

Особенности возраста

  1. Индивидуализм и самостоятельность;

Пятилетние дети – большие индивидуалисты. Им важно самовыражение. Они всячески привлекают к себе внимание.

Таковы особенности психического развития в этом возрасте, которые могут приводить к вспышкам детской агрессии.

Например, пятилетке может нравиться самостоятельно подбирать себе одежду. Маме придётся либо спорить с ним по поводу выбранного наряда и искать компромисс, либо соглашаться на его условия.

  1. Потребность в самоутверждении;

Пятилеткам нравится отстаивать свою точку зрения, потому они идут наперекор родителям. Собственные желания для пятилетних детей всегда первостепенны и им ещё сложно сопоставить их с чужими возможностями и потребностями.

Они до последнего будут проверять выставленные родителями границы, капризничать, закатывать истерики. И, вместе с тем, в этом возрасте одобрение взрослых для них крайне важно. Они очень чувствительны и ранимы.

  1. Богатая фантазия;

У пятилеток богатое воображение. Они любят фантазировать, придумывать всякие небылицы. Поймав однажды малыша на лжи, нужно спокойно ему объяснить, что этого делать не стоит.

  1. Потребность в заботе;

В пятилетнем возрасте у детей появляется потребность заботиться о ком-то. Часто они просят родителей о братике или сестричке (читайте статью по теме: Как решиться на второго ребенка ?>>>), о домашнем питомце.

Если нет возможности выполнить их просьбу, следует подыскать альтернативу.

  • Ребёнок вполне может играть с маленькими племянниками или детьми друзей;
  • Можно кормить с ним птиц на улице или вместе посадить комнатное растение и поручить малышу за ним ухаживать.

Делая из него помощника, мы повышаем детскую самооценку и показываем ребенку, что считаемся с ним, уважаем его.

  1. Быстрая обучаемость;

Полноценное общение с родителями в пятилетнем возрасте быстро приносит свои плоды.

Это период, когда дети усваивают всё на лету, поэтому беседы о том, что такое хорошо, а что такое плохо, как нужно себя вести, а чего делать не следует – будут очень эффективными.

С помощью терапевтических сказок про непослушание тоже можно добиться изменений в поведении ребёнка в лучшую сторону. Сказки помогут ему понять себя и свои эмоции и научат правильному поведению.

Причины непослушания

Если ребёнок в 5 лет не слушается родителей, на то есть несколько причин:

  • Низкая самооценка;

Малыш слышит постоянные упрёки и обвинения в свой адрес. Его настолько загнобили в семье, что он абсолютно не верит в себя и свои силы. Ему очень тяжело и он начинает протестовать.

  • Вседозволенность;

Родители не просто балуют своего ребёнка, они не прилагают никаких усилий для его воспитания, не умеют запрещать и наказывать.

Малыш растёт в условиях отсутствия каких-либо правил и рамок и, что называется, начинает «садиться на голову» родителям.

  • Разные подходы в воспитании родителей;

Если мама разрешает то, что категорически запрещает отец – малыш будет справедливо возмущаться и негодовать. Согласованность родителей в воспитании должна быть обязательно.

  • Чрезмерная опека;

В пять лет полным ходом идёт сепарация от родителей. Окончательно она наступит только после совершеннолетия, но пятилетка уже осознаёт себя личностью, отдельной от мамы и папы.

Как и полностью этого лишать, повторяя к месту и не к месту: «Ты уже большой». Всё хорошо в меру.

  • Месть родителям;

Непослушанием дети мстят за несправедливые наказания, за отсутствие внимания, телесного контакта и недостаток любви и за конфликты в семье.

Недаром ведь говорят: «Если ребёнок не слушается, причина в вас, а не в ребёнке».

Если ребёнку 5 лет, и он не слушается вас, огрызается, следует как можно быстрее начинать выстраивать с ним отношения (читайте по теме: Почему ребенок не слушается ?>>>).

  1. Интересуйтесь его жизнью, по возможности проводите с ним больше времени, чаще организуйте какое-то общее интересное занятие;
  2. В 5 лет дети активно подражают взрослым, поэтому нет смысла требовать от них того, чего не делаете вы сами. Терпеливо рассказывайте ему, как следует себя вести и будьте достойным примером;
  3. Старайтесь не срываться на крик, всегда спокойно объясняйте, почему ребёнок вас огорчил и как ему следовало поступить.

Если вам тяжело сдерживаться, начните применять техники из семинара Мама, не кричи !>>>

Помните! Постоянные упрёки и нотации рано или поздно приведут к «психологической глухоте», когда дети перестают слышать потоки обвинений в свой адрес.

Родители раздражаются от этого ещё больше и конфликт вспыхивает с новой силой. Получается замкнутый круг.

Как быть?

  • Учитесь вести диалог с ребёнком;
  • Вовлекать его в обсуждение;
  • Искать компромисс;
  • Забудьте про назидательный тон, говорите спокойно;
  • Старайтесь смотреть ему в глаза.

Если ребёнок в 5 лет не слушается, что делать родителям?

Можно воспользоваться несколькими нехитрыми приёмами воспитания. Они помогут договориться с детьми и избежать капризов и истерик.

  1. «Виш-лист»;

Когда малыш просит какой-то подарок, лучше не отвечать категоричным отказом, который, скорее всего, приведёт к детской истерике, а спокойно сказать: «И правда хорошая вещь. Ты должен включить её в свой список желаний».

Как только у вас появляется возможность, что-то из списка можно покупать.

  1. Правило 5 минут;

Часто конфликт возникает из-за того, что ребенок увлечен интересным занятием, а взрослый что-то требует от него (например, немедленно убрать игрушки и лечь в кровать).

Введите правило 5 (10,15 – на ваше усмотрение) минут. Как только возникает необходимость, чтобы ребенок завершил своё дело, предупредите, что у него остаётся 5 минут.

«Давай ты ещё 5 минут покатаешься с горки и мы пойдем домой». Можно использовать колокольчик, оповещая ребёнка, что оговоренное ранее время подходит к концу.

Дети быстро привыкают к этому правилу и перестают протестовать.

  1. Посиди и успокойся;

Если ребенок не на шутку разбушевался, то можно посадить его на стульчик в центре комнаты и объяснить, для чего вы это делаете:

«Ты очень разгорячился, пожалуйста, посиди на этом стуле 5 минут и успокойся. Как только ты почувствуешь, что стал спокойнее – скажи мне и я разрешу тебе покинуть стул»

Можно всякий раз после баловства усаживать его на стул, давать мячик или игрушку-антистресс, чтобы непоседа успокоился.

Важно! Очень травматично для детей, если за один и тот же проступок их то наказывают, то нет, поэтому родителям стоит быть последовательными в своих действиях.

Главное, что нужно осознать: послушный ребёнок на родительском языке означает «удобный, беспроблемный». А ведь малыш не обязан отвечать родительским ожиданиям и угождать вам.

Своим непослушанием он отстаивает собственные границы, учится прислушиваться к себе и решать, что ему нравится, а что нет.

Важно сохранять с ребенком близкие и доверительные отношения, а возрастные кризисы всегда проходят. Относитесь к этому с пониманием.

Прежде всего, хочется уяснить, для чего мы хотим, чтобы ребенок был послушным? Что мы вкладываем в это понятие? Нам нужно, чтобы ребенок беспрекословно выполнял наши требования, не мешал, следил за порядком и приносил из школы одни пятерки? Или мы хотим воспитать здорового, счастливого, духовно развитого человека? Святые отцы говорят, что послушание - это не подавление воли старшим младшего, а направление его собственной воли к благу. Послушание необходимо для воспитания ребенка, но нужно оно самому ребенку, а задача родителя быть ему помощником и педагогом (от древнегреческого παιδαγωγός, «ведущий ребенка»).

Изучая педагогическую и психологическую литературу, творения Святых отцов и православных педагогов, можно выделить несколько причин детского непослушания. Нам всем необходимо чаще напоминать себе о них, чтобы не скатываться в эти крайности и не наносить тем самым вред ребенку.

Настоящая любовь не только не исключает, но и предполагает разумную строгость, объективность

Неразумная любовь родителей к детям. Казалось бы, как это любовь может навредить ребенку? Ведь любовь - это основа взаимоотношений внутри семьи! Это так, но то, что мы назвали «неразумной любовью», зачастую уже любовью не является. Можно скорее определить ее как болезненное чувство, страсть. Бывает, что родитель «души не чает» в собственном ребенке, он смысл всей его жизни. Одновременно с этим такой родитель требует, чтобы ребенок горячо и с одинаковым постоянством любил нас. Боясь потерять любовь ребенка, родители идут у него на поводу, выполняя любой каприз и не замечая его проступков. Ребенок же, чувствуя это, начинает пользоваться слабостью родителей. Настоящая любовь не только не исключает, но и предполагает разумную строгость, объективность. В противовес «неразумной любви» родители должны быть преисполнены безусловной любовью к ребенку, когда вы любите его в любое время, несмотря на усталость, раздражение, в не зависимости от его проделок, даже когда он вас совсем не слушается.

Отсутствие родительского авторитета. Это очень важная причина непослушания. Именно потому, что от нас требуется постоянный добрый пример, а мы часто его не показываем. По мнению А. С. Макаренко, есть различные виды ложного авторитета.

Авторитет подавления. Им по большей части обладают отцы, проявляя настоящий террор, держа в страхе всю семью. Такой «авторитет» ничего не воспитывает, он только приучает детей держаться подальше от «страшного папаши», порождает в ребенке лживость, трусость и жестокость.

Авторитет расстояния. Некоторые родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка выступая в роли начальника. Дети при этом находятся на попечении бабушки или няни.

Авторитет резонерства. «Родители заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В этой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть в глазах детей непогрешимыми» (А.С. Макаренко).

Избалованность ребенка взрослыми, с одной стороны, и излишняя строгость - с другой. Угрозы в адрес ребенка, по мнению Х.Дж. Джайнотт, также ведут к непослушанию. Дети часто воспринимают угрозу как призыв повторить запретное действие. Когда взрослый говорит: «Еще только раз сделай…», ребенок слышит лишь: «Сделай».

Тепличное воспитание, когда взрослые оберегают детей от любых усилий.

Отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

Обобщая взгляды ученых на разнообразие причин детского непослушания, приходим к выводу: большинство их кроется в неумелом, неразумном воспитании, в дурном примере, который многие из родителей подают детям. Постараемся понять, как нам не допустить такого.

В воспитании у детей послушания Н. И. Козлов рекомендует использовать алгоритм последовательных действий: 1) обратите внимание на себя и убедитесь в наличии контакта; 2) обратите внимание на то, что у вас к ребенку есть просьба, и убедитесь, что вас услышали; 3) изложите проблему, сформулируйте требование (лучше в форме просьбы) и убедитесь, что вашу просьбу поняли; 4) выслушайте ответ и договоритесь до чего-то, что устроило бы обе стороны; 5) если нужно, решите вопрос с мотивацией; 6) договоритесь о контроле (как вы узнаете о выполнении); 7) подтолкните к выполнению и эмоционально «подкормите» теплом или личным отношением; 8) поддерживайте постоянный фон, спокойствие, теплоту и требовательность (варьируется по ситуации).

Ни одна область жизни ребенка не может быть оставлена без требовательного и уважительного внимания к его действиям и поступкам. Приказаний, требований, запретов не должно быть слишком много. Педагогическим условием воспитания разумного послушания и одновременно профилактики непослушания является грамотное предъявление требования. Требовательность должна основываться не на насилии над личностью, а на справедливости и доверии. Там, где отношения взрослых и детей строятся на основе разумной любви и уважения, требовательность помогает ребенку находить нужные формы поведения.

Справедливость и законность требований - непременные условия формирования осознанного послушания. Если ребенок чувствует, что с ним обошлись несправедливо, то его реакция может быть самой неожиданной. Даже уравновешенные, послушные дети иногда отвечают на несправедливые требования упрямством и капризами. Некоторые, испытывая глубокое чувство обиды, замыкаются в себе, теряют доверие к взрослым. Нельзя чередовать требовательность с попустительством. Если ребенка заставляют убирать игрушки, класть вещи на место, чистить на ночь зубы и т.п., то этого нужно придерживаться постоянно. Если же воспитание строится на уступках, то оно, в конечном итоге, будет зависеть от детского «хочу - не хочу».

Непоследовательность взрослых также отрицательно влияет на поведение дошкольника. Резкие переходы от нежности и ласки к чрезмерной строгости сбивают детей с толку, они с трудом понимают, чего от них хотят. В итоге у ребенка развивается неуравновешенность. Иногда взрослые, стремясь восполнить отсутствие должной требовательности и исправить ошибки воспитания, обрушивают на ребенка целый поток требований: соблюдать чистоту и порядок, следить за своим внешним видом, выполнять поручения по дому и т.д. Ребенок не справляется с таким объемом указаний, нервничает, и это нередко приводит к конфликтным ситуациям. Пренебрежение взрослыми чувством меры ведет к тому, что самые хорошие побуждения могут вызывать у детей негативные формы поведения.

В семьях, где имеются разногласия в требованиях, ребенку выгоднее слушаться того, чьи указания совпадают с его желаниями

Согласованность и последовательность в требованиях крайне важны. Малышу сложно ориентироваться в ситуациях, если воспитатель чего-то потребовал, а родители не поддержали; если мама разрешила, а папа отменил; если бабушка похвалила, а дедушка осудил. В семьях, где имеются разногласия в требованиях, ребенку выгоднее слушаться того, чьи указания совпадают с его желаниями, поэтому недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой - как добрый защитник. Дети быстро улавливают, как вести себя с каждым: папу нельзя не слушать - он строгий; с бабушкой можно покапризничать - она пожалеет, уступит; ну, а мама всегда купит то, что просишь, особенно если заплакать.

Когда правила меняются ежедневно, ребенок, проявляя непослушание, начинает испытывать авторитет взрослых. Если взрослые показывают ему, что у них есть предел прочности, то тем самым поощряется ухудшение плохого поведения. Чаще всего в таких ситуациях взрослые прибегают к наказанию. Только согласованность требований создает условия для закрепления правильных форм поведения, вырабатывает в ребенке веру в законность родительского слова. А от этого в значительной степени зависит и незыблемость родительского авторитета. Безусловно, даже в самых незыблемых правилах бывают исключения, это нормально. Родитель должен всегда сопоставлять требования с реальной ситуацией. Если вы каждый вечер чистите зубы, а сегодня вернулись домой за полночь, то ничего страшного, если этот раз будет исключением из правил. Если ребенок болеет, с температурой, никакого «быстро убери игрушки на место» и быть не может. При этом ребенок не воспримет этот как разрешение не убираться за собой, правило есть правило, а сегодня исключение.

Чтобы требования вызывали у ребенка желание их выполнять, далеко не безразлично, в какой форме они высказаны. Ведь одно и то же указание может звучать по-разному в зависимости от того, как его преподнести. «Кому сказано: сейчас же - марш в постель!» В таком распоряжении чувствуется раздражение. Ребенок может подчиниться, но может и ответить упрямством, упорным отказом. Или: «Побыстрей ложись в постель, я тебе сказку расскажу». Заинтересованный малыш торопится в постель, но оказывается, что обещание рассказать сказку - это лишь прием, злоупотребление его доверчивостью. В следующий раз он не поверит родительскому слову.

Некоторые родители прибегают к обману как к средству, усиливающему весомость распоряжения. Это значит, что они не надеются на послушание ребенка без дополнительного «усилителя». В таком распоряжении скрыта слабость взрослых. Если ребенок это почувствует, то впоследствии он не будет реагировать на их требования.

Предупредить детское непослушание позволяет и учет интересов детей. Нельзя забывать, что у дошкольника есть свои интересы, духовные запросы, являющиеся движущей силой его развития, формирования волевых качеств; нельзя не учитывать, что каждый ребенок испытывает потребность высказать свои маленькие (но для него такие важные) обиды и радости и в ответ ждет сочувствия, поддержки. Ребенка надо уметь выслушать даже тогда, когда с точки зрения взрослых его заботы и волнения выглядят малозначительными. Это важно для формирования доверия к окружающему миру, чувства собственного достоинства. Это не то советское «человек - это звучит гордо», а любовь и уважение к тому образу и подобию Божиему, которые есть в каждом человеке. Нельзя любить Бога и пренебрежительно относиться к Его образу в маленьком человеке.

Ребенку, который заигрался или зачитался интересной книжкой, сложно переключиться на выполнение требований взрослого: сесть за уроки, сходить в магазин, принести какую-нибудь вещь. Увлеченный своим делом, ребенок как бы не слышит родителей. Не всегда такое поведение надо толковать как непослушание. Собираясь о чем-то попросить ребенка, но видя, что тот поглощен интересным занятием, следует сначала отвлечь его внимание, дать возможность переключиться, а потом уже требовать. Иногда приходится прибегать к прямому вмешательству, чтобы пресечь недозволенный способ поведения. В таких случаях экстренной мерой является запрещение. Например: «Нельзя дерзко отвечать маме, это очень плохо».

В воспитании послушания очень важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка, но это отдельная большая тема.

Воспитание - это соработничество родителей и Бога

Послушание - такое растение, которое может расти только там, где почва для него благоприятна. В воспитании разумного послушания важным условием является проявление безусловной любви к ребенку. В то же время родители, даже безупречно выполняющие свои родительские функции, порой сталкиваются с вспышками протеста, непослушания со стороны ребенка. В таких ситуациях они должны знать, что все дети время от времени капризничают, не слушаются. Нельзя забывать, что даже самый подготовленный родитель не может целиком определить жизнь ребенка. Воспитание - это соработничество родителей и Бога. Именно Ему нужно вверять попечение о своих детях, и прилагая максимальное усилие в правильном воспитании и добром примере, не забывать о молитве о детях.

У маленьких детей во время взросления происходит становление характера. И очень часто этот процесс проявляется непослушанием взрослым. Поэтому вопрос, почему ребенок перестает слушаться родителей, и что делать, очень актуальный. Наиболее острые периоды неповиновения взрослым отмечаются приблизительно в пятилетнем возрасте, когда малыш понимает, что своим поведением может влиять на них. Капризы пятилетнего ребенка не следует связывать с какими-либо обязательными возрастными факторами. Нужно просто правильно скорректировать свое поведения, выяснив причины детского непослушания.

Причины детского непослушания

Когда пятилетний малыш начинает проявлять характер, и перестает слушаться взрослых, то всегда для этого есть определенные причины. Но при этом, согласно утверждениям психологов, никакого кризиса пятилетнего возраста не существует. В большинстве случаев непослушание дитя напрямую связано с неправильным поведением взрослых. Кроме того, если ребенок не слушается, то это может быть также связано с его внутренними переживаниями и состоянием здоровья.

Самой частой причиной непослушания детей 5 лет может быть недостаток внимания со стороны взрослых. С самого рождения дети на подсознательном уровне пытаются привлечь к себе внимание самых близких людей. Но только в пятилетнем возрасте у малыша начинает формироваться понимание того, что для родителей он является самым главным в жизни. И для собственного утверждения маленький член семьи может использовать любые способы, в том числе и капризы по любому поводу.

Как правило, каждый конкретный ребенок интуитивно чувствует, как и чем можно привлечь внимание взрослых. Но, чаще всего, самым простым способом является непослушание. Малышу настолько требуется внимание взрослых, что он стремится получить его, даже через негативное отношение к себе. Стремление привлечь к себе внимание любыми способами может появиться в том случае, если на свои просьбы поиграть с ним, он постоянно слышит фразы типа: «Мне некогда» или «Подожди». Недостаток общения приводит к тому, что ребенок переходит в категорию «трудных» детей, так как начинает делать все вопреки указаниям взрослых. Ведь по его детскому пониманию только в этом случае, они способны бросить все и броситься к малышу, начав воспитывать его.

Среди других причин, которыми можно объяснить, почему пятилетнее чадо перестает слушаться, психологи выделяют следующее:

  • Самоутверждение малыша. Этим фактором можно объяснит непослушание детей из благополучных семей, которые не обделены родительским вниманием. Ребенок не слушается, потому что он на подсознательном уровне сопротивляется строгому контролю взрослых за каждым его шагом.
  • Месть за какую-либо серьезную обиду. В этом случае непослушание может быть связано, как с несправедливым наказанием за поступок, который дитя не совершало, так и за невыполненное обещание.
  • Потеря веры в себя. Как правило, малыш начинает действовать наперекор взрослым, когда они часто ругают его и выбирают для этого плохие слова, к примеру: «Дырявые руки» или «дурная голова». В этом случае чадо теряет веру в себя и становится закомплексованным, а на уровне подсознания перестает слушаться взрослых.

Как заставить пятилетнего ребенка слушаться

Разобравшись с тем, почему пятилетний малыш не слушается, следует обязательно постараться, как можно быстрее, изменить ситуацию. То есть, ребенка нужно заставить поступать так, как говорят взрослые, но при этом кричать и наказывать его категорически нельзя. Если вы решили, что причиной непослушания стал недостаток общения с вами, нужно постараться сделать так, чтобы малыш перестал чувствовать себя не нужным.

Даже, если вы очень занятой человек, договоритесь с малышом, что каждый вечер вы будете с ним общаться на любые интересные ему темы или играть хотя бы в течение получаса. Когда вы будете делать это регулярно, то этого уже будет достаточно, чтобы чадо в 5 лет осознало, насколько оно важно для родителей. Следует помнить, что любое данное обещание нужно обязательно выполнять, ведь ребенок в таком возрасте не поймет никаких откладываний общения с родными людьми «на потом» и затаит в душе обиду.

Искреннего послушания пятилетнего чада можно добиться только на основе доверительных отношений. Малыш должен понимать, что он может задавать любые вопросы в процессе общения и получать ответы на них, не опасаясь вызвать раздражения. По мнению психологов, восстановить утерянный психологический контакт помогает физический контакт с дитем. Нужно стараться, как можно чаще прикасаться к нему, ведь этим способом можно передать то, что вы очень заинтересованы в нем. К примеру, каждый раз, когда вы просите малыша 5 лет о чем-либо, нужно подойти к нему и приобнять.

Если вы поняли то, что ребенок не слушается, поскольку избалован вниманием всех членов семьи и, таким образом, выражает свой протест, нужно предоставить ему больше свободы. Может быть, нужно чаще делать так, чтобы он выполнял определенные задания в одиночестве и после этого делился результатами выполненной работы с взрослыми. Уместной и очень действенной в таких случаях будет фраза: «Какой ты молодец, что справился сам». Кроме того, нужно давать понять малышу, что он является равноправным членом семьи и к его мнению все готовы прислушаться. По любому поводу нужно, как можно чаще задавать такой вопрос: «Как ты думаешь, как лучше поступить?»

Если протест вашего чада в виде непослушания возник на фоне незаслуженного наказания или невыполненного обещания, то наказывать ребенка или ругать его ни в коем случае нельзя. Даже если заставить его раскаяться, то он затаит обиду в душе, что в скором времени снова приведет к тому, что малыш перестанет слушаться. Более того, таким образом, родители сами подталкивают своего кроху к тому, что он начинает вести двойную жизнь. Чадо будет просто поджидать удобного случая, чтобы снова поступить наперекор, по-своему отомстив за незаслуженную обиду.

Что нужно предпринять в таких случаях, следует решать индивидуально в зависимости от сложившейся ситуации. Безусловно, вряд ли, следует явно просить прощения у крохи за свое поведение, даже если вы были неправы. Пожалуй, оптимальным способом решения проблемы будет такое поведение, которое позволит малышу забыть свои обиды. Можно постараться, почаще просить свое чадо, что-то сделать для вас. И при этом обязательно нужно не забывать его каждый раз благодарить за оказанную услугу. Теплые слова заставят малыша поверить в то, то родители его очень любят, и он быстрее забудет нанесенные ему обиды.

Что нельзя делать, когда ребенок не слушается

С непослушанием детей в 5 лет сталкиваются все родители, даже в случае, когда они стремятся уделять максимум внимания малышу и прислушиваются к советам психологов. Поэтому важно не только понимать, почему не слушается малыш, но и знать, чего не нужно делать. Прежде всего, ни в коем случае нельзя договариваться с ребенком о том, чтобы он слушался, используя подкуп в виде игрушек и сладостей. Абсолютно антивоспитательной и неправильной является фраза: «Если не будешь слушаться, то я не куплю тебе…». Кроме того, также нельзя:

  • Пугать малыша чем-либо или кем-либо, в случае его непослушания. Это может расшатать психику дитя, находящуюся в стадии становления.
  • Показывать крохе собственное бессилие, которое может выражаться приказными поступками типа: «Немедленно и сейчас».

Также следует помнить, что нельзя наказывать свое чадо даже за самые плохие проступки в следующих случаях:

  • когда малыш кушает;
  • если в доме находятся посторонние люди;
  • сразу после просыпания;
  • во время игры, когда малыш сильно увлечен;
  • когда кроха выражает желание вам помочь.

Непослушание детей может выражаться по-разному. Но при этом психологи утверждают, что ребенок 5 лет, чаще всего, не слушается, когда дело касается выполнения определенных указаний. В каждый такой ситуации взрослый человек может обойти непослушание крохи очень разумным способом, не заостряя на этом внимание.

Очень часто пятилетний малыш, после того, как его уложили спать, встает с кровати, не реагируя на просьбы взрослых. Вместо того чтобы повышать голос, пугать чадо чем-либо, можно просто сказать ему перед тем, как укладывать спать: «Я надеюсь, что ты меня послушаешь, и больше не будешь вставать с кровати».

Иногда протест ребенка выражается в том, что он отказывается кушать приготовленную вами еду, и заставить его это сделать очень трудно. Во всяком случае, угрозы по поводу того, что малышу не позволят встать из-за стола, пока он не доест, вряд ли подействуют. Такое поведение может вызвать только слезы и истерику. Более действенно в этом случае будет напомнить ему о том, что после ужина не будет больше никаких перекусов, даже когда он проголодается, поэтому лучше съесть все.

Довольно часто дети в 5 лет стремятся выразить свой протест в людных местах. Очень часто малыш не слушается в магазине, что, безусловно, вызывает сильное раздражение родителей. Категорически нельзя в такой момент переходить на крик, ведь ваше чадо именно этого и добивается, чтобы привлечь к себе внимание. Также ни в коем случае нельзя угрожать ребенку тем, что вы не позволите ему, к примеру, вечером посмотреть его любимые мультики. Гораздо действеннее будет отвлечь внимание малыша, обратившись к нему с такой просьбой: «Помоги мне найти на полках магазина твой любимый йогурт».

Когда пытаясь приучить к домашней работе малыша 5 лет, вы постоянно встречаете его сопротивление, не следует раздражаться и переходить на упреки. И уж совсем глупо произносить в этом случае фразу типа: «Пока не уберешь игрушки, ужина не получишь». Доказано, что в таких случаях великолепно работает другая фраза: «Я прошу тебя собрать игрушки. Когда ты это сможешь сделать — до ужина или после?». Желательно обращаться с такой просьбой к малышу, приобняв его за плечи.

Очень часто малыш в 5 лет начинает капризничать без каких-либо объяснимых причин. Конечно, можно это объяснить плохим настроением и не замечать. Но при отсутствии внимания со стороны взрослых простое хныканье может превратиться в истерику, и чадо очень трудно будет успокоить. Угрозы со стороны взрослых, к примеру, выбросить игрушки или не пойти в зоопарк, также ни к чему хорошему не приведут. Лучше всего будет в такой момент отложить все дела, подойти к хныкающему малышу, обнять его и сказать: «Я бы тебя с удовольствием послушала, но, к сожалению, я могу понять только, когда ты говоришь нормальным голосом». После этого кроха в скором времени успокоится и можно будет поговорить на отвлеченные темы.

Родители часто задаются вопросом: «Как реагировать если маленький ребенок плохо слушается»? Все просто, если воспитывать ребенка правильно он будет добрым и послушным. Но прежде чем начать воспитательный процесс необходимо, разложить свое поведение «по полочкам» и дать ему адекватную оценку. Взрослые не понимают, почему кроха бегает, кричит и упорно не хочет реагировать на замечания.

Физическое наказание за и против

Когда ребенок плохо слушается старших и постоянно балуется, родители невольно задумываются о том, как реагировать на такое поведение малыша? Может, ребенок заслужил физическое наказание? Но не нужно торопиться с выводами, детская психика тонкая и ранимая, поэтому прежде, чем взять ремень в руки нужно 10 раз подумать.

Чем опасно физическое наказание, по мнению психологов:

  • делает ребенка замкнутым;
  • развивает в нем чувство неуверенности;
  • малыш становится пассивным;
  • ребенок может стать озлобленным, или агрессивным.

Когда кроха не слушается реагировать на его поведение можно по-разному. Специалисты утверждают, что большинство детей не понимают, за что именно их наказывает папа или мама. Происходит это в силу того, что ум ребенка воспринимает все немного иначе. Шалости и капризы – это способ привлечения к себе внимания и прежде чем поднимать на ребенка руку необходимо попробовать с ним договориться.

Важно: «Часто родители путают воспитание без физического наказания и вседозволенность. Малыш должен знать и понимать слово «нельзя». По мнению психологов, запреты и ограничения должны присутствовать в жизни любого человека».

Безопасность вот чего хочет ребенок, он желает чувствовать себя защищенным. Некоторые врачи утверждают, что физическое наказание, запреты и ограничения – это элемент стабильности, который дает малышу определенную предсказуемость событий.

По данным социологических исследований, родители детей в возрасте до года, утверждают, что нельзя наказывать малышей физически. Родители детей старше трех лет говорят об обратном.

Причина таких результатов заключается в том, что с трех лет кроха начинает активно познавать мир и плохо слушается взрослых, он лезет на полку, берет в руки мамину косметику, папины инструменты или принадлежности для бритья – это не нравится родителям. Но это временное явление, которое скоро пройдет.

Важно: «несправедливо наказывать ребенка нельзя. Такое воспитание не даст положительно результата, вместо понимания к малышу придет агрессия и озлобленность».

Как воспитать послушного ребенка?

Существует несколько способов сделать из непослушного баловника примерного мальчика. В интернете полно способов и методов, которые помогут приучить чадо слушаться. Есть несколько общих правил, которые помогут сделать активного ребенка послушным и покладистым.

Полный игнор

Если ребенок кричит, стучит ногами и руками о пол, совсем не слушается то не стоит на него реагировать. Такое поведение родителей непременно удивит малыша. «Как так? Я кричу, а меня никто не слушает?» - вот о чем задумается непоседа. Игнорировать кроху можно до определенного времени, когда малыш подрастет взрослым так или иначе, придется прислушаться к его проблемам.

Важно: «Начинать воспитывать малыша и приучать его к порядку необходимо с 2 до 12 лет. Идеальным периодом для становления личности считается время с 2 до 5 лет, потом процесс воспитания будет идти медленнее».

Достижение компромисса

Если чадо умеет разговаривать и способно отвечать на вопросы мамы или папы, строить с родителями диалог, то можно найти компромисс. Если договориться с малышом и четко исполнять все требования договора, то ребенок поймет, что вы четко следуете указаниям и выполняете свои обязательства. В ответ от него вы требуете того же самого, соблюдение определенных правил воспитывает в малыше дипломатичность, сдержанность и дисциплинированность.

Ребенок с рождения хочет повзрослеть и стать более значимым, поэтому разговаривать с юным дипломатом стоит по-взрослому, как с равным. Так, кроха будет чувствовать на своих плечах груз ответственности.

Важно: «Нельзя внушать детям, что они еще маленькие и ничего не понимают, малыш может отреагировать на такие указания негативным образом. Его будет трудно заставить слушаться, и выполнять требования людей, которые считают его мнение ничего незначащим».

Нельзя наказывать малыша физически, если вы не разобрались в ситуации, необъективная оценка повлияет на ваш авторитет перед ребенком. Поэтому нужно оценить ситуацию и вынести правильное решение в трудный момент.

Убедив ребенка в своих интеллектуальных способностях, родители получат определенный вес в его глазах и смогут воздействовать на решения и поступки малыша при помощи спокойного диалога.

Система воспитания 8 шагов

Система воспитания 8 штанов – это один из методов приучения малыша к дисциплине. Если ребенок упорно отказывается слушаться взрослых, то можно попробовать приучить его к порядку используя систему пошагово.

Первый шаг: принцип пристройки

Малыш бегает, кричит, не слушается родителей и не собирается останавливаться. Нужно просто подстроиться под его состояние, особенно если речь идет о крохе, которому еще нет 3 лет. Пусть он носится по комнате «сломя голову», сделайте вид, что так и нужно, кричите ему: «Быстрее, беги еще, не останавливайся!» Ребенок услышит слова, он радостно замашет руками и начнет скакать с удвоенной силой. Так родители приучат чадо немного прислушаться к своим словам.

Шаг второй: научите ребенка отзываться на имя

Необходимо подзывать кроху к себе и давать ему сладости или что-то рассказывать. Это поможет приучить малыша слушаться родителей, откликаться на их просьбы и уделять взрослым необходимое внимание. Так ребенок будет воспринимать просьбы спокойно, и реагировать на них быстро.

Шаг третий: научится разговаривать и договариваться с ребенком

«Кроха сын к отцу пришел, и спросила кроха
Что такое хорошо, а что такое плохо?»

На практике эта схема работает немного иначе, нужно разговаривать с ребенком и объяснять ему, в чем заключается проблема. Нельзя кричать на малыша, лучше строить с ним диалог, объясняя, почему нельзя так делать, а нужно делать иначе. Почему этот поступок считается правильным и хорошим, а другой считается плохим и неправильным.

Не стесняйтесь рассказывать крохе о привычных вещах, ребенок будет слушаться вас и впитывать информацию как губка. Чем больше полезных сведений чадо услышит от родителей, тем лучше для его развития. Но необходимо чтобы в диалоге участвовали два собеседника. Поэтому не стесняйтесь задавать маленькому болтуну вопросы, пусть он выстраивает свои мысли в цепочку и доводит фразу до логического завершения.

Четвертый шаг: игнор или нет капризам

Нельзя реагировать на истерики малыша и поддаваться на уловки капризного ребенка. Представьте ситуацию, мама, папа и бабушка собирают вещи или делают ремонт в комнате. Все очень заняты и никто не реагирует на капризы маленького хулигана. Чадо необходимо приучить к тому, что есть дела поважнее, чем игры и мультики. Когда взрослые закончат свои дела, они поиграют с ребёнком, стоит лишь немного подождать. Так малыш научится терпению.

Пятый шаг: взаимные требования

Если ребенок начал приходить, когда его зовут родители, научился проявлять терпение и спокойствие, то тогда к нему можно предъявлять определенные требования. Чадо не ожидает, что кто-то из родителей попросят его о чем-то всерьез, поэтому нужно объяснить краже все, что вы от него хотите. Возложенные требования должны развить в ребенке чувство ответственности.

Если у малыша что-то не получилось, не нужно ругать его, особенно если это его первая оплошность. Психика у детей подвижная и они быстро впадают в уныние, но также быстро выходят из этого состояния.

Важно: «В том случае, если маленький ребенок не слушается и не отзывается на имя, его родителям стоит обратить на это внимание. Реагировать нужно быстро, если малыш не откликается есть вероятность, что у него аутизм или СДВГ».

Шестой шаг: выделить обязанности

У малыша должен быть список обязанностей - это требования, которые ребенок обязан выполнять изо дня в день. Обязанности должны быть по силам, малышу, выполнять их необходимо постоянно, без послаблений.
Например, чадо регулярно убирает в комнате за собой и моет посуду после еды. Но сегодня в гости пришла тетя Катя и кроха вместо уборки сел смотреть мультики. Такого быть недолжною, пусть уберет игрушки, а уже потом идет гулять или смотреть телевизор.

Седьмой шаг: воспитываем самостоятельность

Когда ребенок слушается родителей и выполняет свои обязанности, то можно переходить к следующему этапу воспитания. Прививать чаду самостоятельность. Теперь кроха должен научиться действовать без подсказок, он может сам собрать вещи, необходимые для похода в бассейн и уложить их в сумку. Приготовить учебники на завтра, и самостоятельно разогреть обед. Родители должны быть уверенны, что ребенок справиться с заданием и сделает все «как нужно».

Научить малыша самостоятельно принимать решения – это очень важный этап, дети, которые решают свои проблемы сами, быстрее становятся взрослыми и независимыми.

Последний шаг: ответственность

За свои ошибки человек должен отвечать – это правило касается и ребенка, пусть даже он еще маленький. Если кроха по тем или иным причинам не справился с полученным заданием его нужно наказать. Необязательно использовать физическое наказание, достаточно сделать внушение ребенку и оставить его без сладкого. Это послужит уроком для юного нарушителя порядка, он поймет, что просто так ничего не бывает и легко отделаться от родителей – не получиться.

Мама и папа обязаны быть добрыми, но справедливыми иметь в глазах сына или дочери неоспоримый авторитет. Это поможет выстроить дружеские отношения с малышом и заслужить его полное доверие.

Злободневный вопрос, который волнует миллионы родителей по всему миру.

Проблема не так уж и страшна. Для начала нужно успокоиться и перестать паниковать. Вспомните о том, что ребенок - тоже личность и имеет право выражать свои эмоции и мысли.

Невозможно отыскать абсолютно послушного ребенка. Даже если вдруг вам такой и повстречается, то это должно как минимум насторожить. Такое поведение может быть вызвано чрезмерной пассивностью ребенка, что впоследствии приведет к безинициативности взрослого человека.

Что делать, если дети не слушаются? После того как вы успокоились, необходимо поговорить с ребенком и выяснить истинные причины такого самовыражения. И лишь после этого принимать меры, которые помогут разрешить конфликтную и стрессовую ситуацию. Не забывайте про возраст ребенка. Малыши и подростки требуют к себе кардинально противоположного отношения.

В чем может скрываться причина непослушания детей? Советы по воспитанию детей

  1. в процессе которого ребенок переживает новый этап в своем личностном становлении. Научно выделено несколко таких кризисных периодов. Первый кризис происход в 1 год, далее в 3 года. Затем следуют кризисы дошкольного и подросткового возрастов. Однако это не значит, что каждый из описанных этапов обязательно будет сопровождаться непослушанием и проблемами. Все в жизни индивидуально, и эти ситуации не исключение. Психологи всего-навсего отмечают тот факт, что именно в этих возрастных категориях происходят изменения в жизни ребенка. Например, в год ребенок, как правило, начинает ходить и становится более самостоятельным, для него все это великие события. И когда родители пытаются внедриться в его и помешать делать то, что хочется, проявляется протест.

2. Огромное количество требований, ограничений и жестких правил, установленных взрослыми.

Конечно, без ограничений и запретов не обойтись, и они нужны для детей любой возрастной категории. Однако нельзя с ними перебарщивать. Если ребенок не может сделать какие-то элементарные вещи без вашего «нет» или «нельзя», то само собой он начнет протестовать. Требовать от ребенка послушания необходимо лишь в тех ситуациях, когда его действия могут навредить ему самому либо окружающим.

3. Непоследовательность действий со стороны взрослых. Вы рашьше не обращали внимания на беспорядок в комнате у ребенка, а сейчас вдруг начали из-за этого на него кричать и возмущаться? Представляете, в какой растерянности в этот момент будет находиться ваш ребенок?! Если такие ситуации повторяются периодически, то ребенок обязательно начнет протестовать и бороться против несправедливости с вашей стороны.

Что делать, если дети не слушаются? Здесь также можно выделить еще несколько немаловажных пунктов:

1. Несоответствие сказанных слов и совершаемых поступков.

2. Противоречащие друг другу требования от разных членов семьи.

3. Неуважение ребенка, невосприятие его как личности.

4. Семейные проблемы и конфликты, не связанные с ребенком.

Воспитание детей родителями - очень сложная задача и, как правило, индивидуальная. Однако есть общие черты. Родители обязательно должны работать над собой. До сих пор не можете ответить на вопрос, что делать, если дети не слушаются? Если вы хотите поменять поведение ребенка, то начните сначала с себя. Результат появится в самые короткие сроки и приятно вас удивит.