Глухой - не значит изгой. Глухие дети.Воспитание

дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным. Если такое нарушение является врожденным или приобретенным до того, как сформировалась речь, то без спец. педагогического воздействия речь у Г, д. не развивается (см. Глухонемота). Если же нарушение слуха наступает после того, как речь вполне сформировалась, то она в той или иной мере сохраняется. Таких детей называют позднооглох-шими (см. Позднооглохшие дети).

Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое, а отчасти и на физическое развитие ребенка. Она лишает Г. д. возможности воспринимать звуковые сигналы внешнего мира.что затрудняет их ориентировку в окружающей обстановке и проявляется в некоторых внешних особенностях поведения(шумы, сопровождающие дыхание и прием пищи, шаркающая походка, необычные голосовые реакции при физическом усилии, различных эмоциях и т. п.). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир глухого. Наибольший ущерб развитию Г. д. приносит создаваемое глухотой препятствие развитию речи как средства общения и обучения, средства познания окружающего мира, орудия мышления.

Однако даже без спец. педагогического воздействия, не овладев речью, Г. д. все же могут компенсировать свой дефект. Нарушение функций слухового анализатора в значительной мере компенсируется у них за счет других, сохранных анализаторов, которые Г. д. используются для познания окружающего мира и ориентировки в нем. Не имея возможности общаться с окружающими с помощью речи, Г. д. прибегают к помощи предметов, действий, рисунков, а также мимико-жестикулятор-ных средств (см. Мимико-жестику-ляторная речь глухонемых). Если Г. д. лишены возможности мыслить на базе словесной речи, то в их распоряжении все же остаются наглядные образы, представления, связанные с восприятием внешнего мира посредством сохранных анализаторов. Эти образы и представления в сочетании с мимико-жестикуляторными средствами служат той основой, на которой развивается и осуществляется мышление глухих, не обученных словесной речи.

Без спец. педагогического воздействия возможности компенсации у Г. д. все же весьма ограниченны. Отсутствие словесной речи не возмещается в достаточной мере мимико-жести-куляторной речью, которая располагает ограниченными средствами и пригодна для общения лишь с узким кругом людей. Мимико-жестикуля-торная речь не может заменить словесную и в качестве базы мышления, которое у необученных глухих носит наглядно-образный характер. Более полная компенсация возможна лишь при условии спец. обучения и воспитания, которое помогает преодолеть последствия глухоты, прежде всего сформировать у Г. д. словесную речь и речевое мышление. Это достигается в результате опоры на потенциальные психофизиологические возможности глухого, в частности на сохранные анализаторы. Наиболее трудная и спец. задача - формирование у Г. д. словесной речи. Следует различать устную, письменную, а также специфическую для глухих дактильную разновидность словесной речи. Каждый вид словесной речи предполагает определенные способы ее восприятия и воспроизведения. Письменная и дактильная речь воспринимается зрительно и воспроизводится с помощью соответственных движений руки. Эти виды словесной речи наиболее доступны Г. д. Следует особо подчеркнуть компенсаторную роль дактилологии, ее доступность для восприятия Г. д. и воспроизведения.

Однако в целях более полного преодоления последствий дефекта Г. д. должны овладеть не только письменным и дактильным видами речи, но и устным словом, поскольку оно является наиболее употребительным средством общения.

Если воспроизведение устной речи осуществляется глухими так же, как и слышащими (говорение), то воспринимается она иначе. В то время как слышащие воспринимают устную речь на слух, глухие вынуждены прибегать к помощи зрения, к т. н. чтению с губ.

Возможность усвоения Г. д. устной речи, и в частности произносительной ее стороны, обусловлена сохранностью их зрительного, кожного и двигательного анализаторов. Большинство Г. д. обладают теми или иными остатками слуха, использование которых также может содействовать усвоению произношения. Компенсаторная роль анализаторов еще более возрастает благодаря применению различных пособий и технических средств, содействующих зрительному, тактильно-вибрационному, кинестетическому, а при остатках слуха и слуховому восприятию элементов речи (см. Вибратор, Виброскоп, «Видимая речь», Зонды логопедические, Микрофонный класс, Слуховые аппараты, Шпатель).

Овладение словесной речью - необходимое условие всестороннего развития глухого ребенка. Это главная задача всего учебно-воспитательногопроцесса. Словесная речь расширяет познавательные возможности глухого ребенка, обеспечивает постепенный его переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, оказывает глубокое влияние на формирование всей личности ребенка, способствуя включению его в общество слышащих.

Чем раньше начинается спец. педагогическая работа с Г. д., тем успешнее преодолеваются последствия глухоты. Поэтому в систему учебно-воспитательных учреждений для Г. д. включены не только спец. школы, но и детские сады и ясли. Если до школы глухой ребенок воспитывался в семье, то и здесь должны быть обеспечены особые условия для его развития (см. Семейное воспитание).

Практика показывает, что, овладев словесной речью, получив в школе общеобразовательную и трудовую подготовку, глухие располагают по существу неограниченными возможностями дальнейшего развития. Они успешно работают в промышленности и сельском хозяйстве, многие из них являются передовиками производства, имеют правительственные награды, а некоторые за свой самоотверженный труд удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Окончив школу, глухие имеют также возможность продолжать свое образование (см. Образование взрослых глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих в СССР).

Моей дочке сейчас 2,10. Роды были первые и, я бы не сказала, что сложные. Акушерки и врачи в роддоме сказали – все хорошо, ребенок родился здоровый! И я вздохнула с облегчением…

Спустя пять месяцев я заметила, что малыш не реагирует на голос, поворачивается только на игрушки-пищалки. Педиатр посоветовала сходить к сурдологу. Первый прием у сурдолога я не забуду никогда…
Мне сообщили, что у дочки вторая степень тугоухости. Для меня весь мир почернел, я шла домой и реально ничего не видела. Слезы лились ручьем сами по себе. Мне не хотелось ни говорить, ни есть, ни пить. Мой ребенок НЕ СЛЫШИТ…
Чтобы нам выписали слуховые аппараты, в карте написали третью степень тугоухости.

Увидев ребенка с аппаратами на крохотных ушках, я снова разрыдалась. Очередной наплыв эмоций пришелся в момент, когда делали индивидуальные вкладыши в ушко. Для этого внутрь заливается специальная масса, через несколько минут она застывает, и из ушка достают «силиконовый» пример для будущего пластмассового вкладыша. Но ведь нужно было ждать несколько минут… Вспомните, как неприятно, когда в ухо попадает вода. Она хрустит, ухо распирает… А каково годовалому малышу?

Мы живем в Нижневартовске, и чтобы пройти обследование на более высоком уровне, нам предложили съездить в г.Сургут. И этот день я запомню на всю жизнь – мне сказали, что у моей дочки тотальная глухота… После этого мы много раз проходили КСВП и ASSR, но результат не утешал, слух ухудшился и восстановлению не подлежит.

Нас поставили в очередь на кохлеарную имплантацию, но каждая клеточка, каждая частичка меня была против. Там же в Сургуте я впервые увидела проимплантированного мальчика и ужаснулась! Огромный имплант занимал почти полголовы! Для своего ребенка я такого не желала… Но шли дни и месяцы и улучшений в речевом развитии своей дочери в слуховых аппаратах я не видела, она произносила только гласные, слышала громкие звуки.

В начале 2010 года нам позвонили и сказали собирать анализы для имплантации. И я согласилась! Операция длилась почти два часа, после нее нельзя пить и есть в течение 2 часов. Малышка проспала почти весь день, лишь к вечеру просила пить. Через три дня она снова бегала по палате, играла с другими детками и смеялась, как ни в чем не бывало.

Пролежали в больнице мы полмесяца, первое подключение импланта сделали через месяц. Увидев имплант, все мои страхи улетучились – он оказался не таким уж и страшным, ведь с каждым годом техника совершенствуется, и это касается и имплантов. У нас стоит Freedom 5, самый новый, к нему идет пульт управления, сушка, 2 аккумулятора, наушники и много других примочек, в которых я толком даже и не успела разобраться! Сурдологи предупреждали, что каждый ребенок реагирует на новые звуки по разному – кто-то прислушивается, кто-то начинает смеяться, а кто-то плачет… Дочка плакала.
Привыкали мы к импланту больше месяца – она просто устраивала истерики, когда я надевала ей на ушко процессор. Спасались прогулками – была осень, шапочку снимать она не умеет, да и песочница с качелей её отвлекала.

Я терпеливо ждала, когда малышка привыкнет к новым звукам, ведь привыкнув к аппаратным звукам она просто не различала имплантатные, когда начнет реагировать на свое имя и произносить, наконец, согласные… Самые сложные для восприятия тугоухих деток – шипящие звуки «с», «ш» и др. Я была на седьмом небе от счастья, когда услышала «бахи», так она называет машину.

Со дня подключения прошло 4 месяца, а мой ребенок повторяет почти все, конечно, на своем лепетном языке, но если подумать, что всего полгода назад она говорила только гласные и ничего толком не слышала, для меня это прогресс, с большой буквы. Знаю, что не стоит на этом складывать руки, типа, «слышит и ладно», нужно много заниматься, чтобы ребенок говорил как я, или вы, нужно каждую минуту говорить и говорить, чтобы малыш накапливал словарь. Многие, грубо говоря, «вешаются», что у них детки болтливые или почемучки; мамочки, миленькие, радуйтесь этому, ведь я пока только об этом мечтаю. И если встает вопрос сделать кохлеарку или нет, не думайте, делайте, ваш малыш потом будет вам благодарен!
Сейчас все вспоминаю как страшный сон, все обследования, компьютерная томография, наркоз, документы, анализы, минуты до операции, минуты после, истерики с привыканием к импланту…
Но оно того стоило!

Потеря слуха, или глухота – состояние, при котором младенец не в состоянии слышать звуки в одном или обоих ушах. Младенцы могут потерять слух полностью или частично обрести тугоухость.

Альтернативные названия: глухота у младенцев; нарушение слуха у младенцев; проводящая потеря слуха у младенцев; центральная потеря слуха у младенцев; нейросенсорная тугоухость у младенцев.

Причины и факторы риска глухоты у новорожденных

Некоторые младенцы могут иметь некоторую потерю слуха еще при рождении. Потеря слуха также может развиваться у детей, которые имели нормальный слух в младенчестве.

Потери слуха могут иметь место в одном или в обоих ушах. Они могут быть разной степени - легкой, средней, тяжелой или глубокой. Глубокая потеря слуха - это то, что большинство людей называет «глухотой».

Иногда потеря слуха становится сильнее, ухудшается с течением времени. В других случаях она остается стабильной.

Факторы риска у детской с тугоухостью

Семейная история потери слуха;
- низкий вес при рождении.
Потеря слуха может возникнуть и развиться, когда у ребенка есть проблемы в наружном или среднем ухе. Эти проблемы могут замедлить или предотвратить звуковые волны, проходящие через ухо (уши). Они включают:
- врожденные дефекты, которые вызывают изменения в структуре слухового прохода или среднего уха;
- скопление ушной серы;
- скопление жидкости за барабанной перепонкой:
- повреждение или разрыв барабанной перепонки;
- предметы, которые могли застрять в ушном канале;
- шрам или повреждение на барабанной перепонке от различных инфекций.

Другой тип потери слуха происходит из-за проблемы с внутренним ухом. Это может произойти, когда крошечные волосковые клетки (нервные окончания), которые двигают звук через ухо, повреждены. Этот тип потери слуха может быть вызван:

Воздействием некоторых токсичных химических веществ или лекарств - в то время, как младенец в утробе матери и вскоре после рождения младенца;
- генетическими нарушениями;
- инфекциями от матери, которые она передает своему ребенку еще в своей утробе (например, токсоплазмоз, корь или герпес, опоясывающий лишай волосистой части головы, или стригущий лишай волосистой части головы, или опоясывающий герпес);
- инфекции, которые могут повредить мозг после рождения – такие, как менингит.

Проблемы структуры внутреннего уха

Опухоли. Центральная потеря слуха возникает от повреждения самого слухового нерва или путей головного мозга, которые приводят к нерву. Это бывает редко у младенцев и детей.

Симптомы глухоты у младенцев

Признаки потери слуха у младенцев различаются по возрасту. Например:

Новорожденный ребенок с потерей слуха может не услышать громкий шум неподалеку;
- младенцы, которые должны реагировать на знакомые голоса, могут не проявлять реакцию на чей-то голос.

Дети должны использовать (произносить) отдельные слова в возрасте 15 месяцев и простые предложения из двух-трех слов в возрасте 2 лет. Если они не достигают этого в указанных возрастных вехах, то причиной этого может быть потеря слуха.

Некоторым детям не может быть диагностирована потеря слуха, пока они не учатся в школе. Это верно, даже если они уже родились с потерей слуха. Невнимательность и отставание в учебе могут быть признаками недиагностированной потери слуха у ребенка.

Диагностика глухоты у ребенка

Потеря слуха не дает ребенку слышать звуки ниже определенного уровня. Ребенок с нормальным слухом услышит звуки ниже этого уровня.

Врач должен будет изучить больного ушами ребенка. Обследование может показать проблемы с костями или признаки генетических изменений, которые могут привести к потере слуха у ребенка.

Врач обычно использует инструмент под названием «отоскоп» (отоскопия - осмотр наружного с применением специальных инструментов слухового прохода, барабанной перепонки, а при разрушении барабанной перепонки - барабанной полости. Под контролем отоскопии производят осмотр и чистку уха, удаление инородных тел, полипов и грануляций, а также разного рода операции - тимпанопункцию, парацентез), чтобы видеть ушной канал ребенка. Это позволяет врачу увидеть барабанную перепонку и найти проблемы, которые могут привести к потере слуха.

Два общих для всех теста используются для скрининга новорожденных на потерю слуха:

Слуховой тест на ответ ствола мозга;
- тест «отоакустическая эмиссия». Микрофоны, помещенные в ушах ребенка, могут обнаружить поблизости звуки. Эти звуки должны повториться в ушном канале. Если нет эха, то это верный признак потери слуха.
Младенцы и маленькие дети могут быть обучены через игру правильной реакции на звуки. Эти тесты, известные как «аудиометрия визуального отклика», и игры, могут лучше определить диапазон слуха ребенка.

Лечение глухоты у детей

Раннее, своевременное лечение потери слуха может позволить многим младенцам развивать нормальные языковые навыки без промедления. У младенцев, рожденных с потерей слуха, лечение должно начаться уже не позднее возраста 6 месяцев.

Лечение зависит от общего состояния здоровья ребенка и от причины потери у него слуха. Лечение может включать:

- логопедию (обучение слушанию и правильному произношению звуков и слов);
- обучение языку жестов;
- кохлеарный имплантат для людей с глубокой нейросенсорной тугоухостью. Он представляет собой медицинский протез, позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым больным с выраженной или тяжелой степенью нейросенсорной или сенсоневральной тугоухости. Для компенсации потери слуха часто пациентам достаточно слуховых аппаратов, но иногда их применение не вполне эффективно. Кохлеарная имплантация - слухопротезирование, применяемое при неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов в случае наличия у больных сенсоневральной потери слуха. Для установки кохлеарного имплантата требуется хирургическая операция;
- средства, воздействующие на инфекции;
- ушные трубки для лечения повторных инфекций уха;
- хирургическую операцию по коррекции структурных проблем.

Прогноз

Очень часто можно лечить потерю слуха, которая обусловлена проблемами в среднем ухе, лекарствами или хирургическим вмешательством. Однако нет никакого лечения потери слуха, вызванной повреждением внутреннего уха или слуховых нервов.
Насколько хорошо ребенок слышит, зависит от причины и тяжести потери им слуха. Достижения в области слуховых аппаратов и других устройств, а также в области речевой терапии, позволяют многим детям развивать нормальные языковые навыки в том же возрасте, что и их сверстники с нормальным слухом. Даже младенцы с глубокой потерей слуха при правильной комбинации лечения могут слышать довольно хорошо.
Если у ребенка имеется какое-либо заболевание, которое затрагивает также и слух, перспективы зависят от того, есть ли у ребенка также другие симптомы и проблемы.
Необходимо обратиться к врачу, если ребенок, особенно маленький, выражает признаки потери слуха: не реагирует на громкие звуки, не имитирует звуки, услышанные от окружающих, или не говорит в возрасте, в котором он уже должен начать говорить.
Если ребенку вставлен в ухо кохлеарный имплантат, настоятельно рекомендуем обратиться к врачу сразу же, если у ребенка поднялась высокая температура тела, а также возникли ригидность затылочных мышц, головная боль или ушная инфекция. Возможно, имплантат еще не прижился, и его нужно поправить, что должен сделать только опытный врач – возможно, даже хирург.

Профилактика

Невозможно предотвратить все случаи потери слуха у детей раннего возраста.

Женщины, которые планируют забеременеть, должны убедиться, что им были или своевременно будут сделаны все необходимые прививки.

Если женщина или ее партнер (муж) имеет семейную историю потери слуха, она может получить консультацию специалиста по генетике, прежде чем забеременеть.

Слух — важная составляющая в развитии ребёнка. В том числе от него зависит, сумеет ли малыш усвоить необходимые для жизни знания, умения, навыки, созреет ли абстрактно-логическое мышление. Полная глухота у детей встречается редко. Как правило, сохраняется остаточный слух. Чаще возникает тугоухость , при которой возможно распознание громкой речи: слух утрачивается частично.

Если вы обнаружили проблемы со слуховым восприятием у ребёнка, незамедлительно обратитесь к врачу. Доктор определит причины и подберёт подходящее лечение.

Признаки глухоты заметны без каких-либо специальных приборов, начиная с рождения ребёнка. Обратите внимание на тревожные симптомы:

  • новорождённый не пугается, не вздрагивает от внезапного громкого шума, не замирает, когда слышит голос;
  • до полугодовалого возраста ребёнок не открывает широко глаза при неожиданном громком звуке;
  • ребёнок в возрасте 4 месяцев не находит источник шума, не поворачивает голову в сторону звука, не появляется гуление;
  • до 5 месяцев не возникает лепет;
  • не реагирует на своё имя после 5 месяцев;
  • к 8 — 10 месяцем малыш не произносит слоги;
  • не говорит простые слова к годовалому возрасту;
  • ребёнок часто переспрашивает, подходит близко к источнику звука, чтобы расслышать (к телевизору, радио, игрушке).

Причины

Причины можно разделить на три группы:

  • наследственные . Глухота возникает из-за нарушения в хромосомах, передающихся с генами от родителя к ребёнку;
  • врождённые . Врождённая глухота появляется при воздействии неблагоприятных факторов на плод во время беременности матери (принятие алкоголя, наркотиков, определённых медикаментов, курение, недостаток веса плода, инфекционные болезни беременной) или повреждения при родах (наложение щипцов, гипоксия);
  • приобретённые . Сюда относят травмы (механические, долгое воздействие шума) и болезни ушей (корь , менингит , паротит, отит), перенесённые после рождения.

Многие родители не задумываются о том, почему рождаются дети со слуховыми нарушениями, и что делать во избежание проблем. Учитывайте причины глухоты. Откажитесь от вредных привычек и самолечения, наблюдайтесь у акушера-гинеколога во время беременности.

Степени снижение слуха

Человек теряет слух частично (тугоухость) или полностью (глухота). В первом случае он распознаёт громкую разговорную речь. При глухоте усиление звука не влияет на разборчивость сказанного. Выделяют 4 степени тугоухости. Они различаются расстоянием, на котором человек слышит обычную и шёпотную речь.

  1. Для первой степени это 3 — 6 и 1 — 3 метра соответственно. Расстройство проявляется в том, что ребёнок часто переспрашивает, не понимает сказанного в шумной обстановке.
  2. Для второй — 4 метра. Человек понимает шёпотную речь, произнесённую возле уха. Родители замечают, что малыш избегает контакта, на вопросы и просьбы отвечает односложно. Речевое развитие запаздывает, словарный запас бедный, слова произносятся с ошибками.
  3. Для третьей — 1 метр. Шёпот не распознаётся. Малыш не пытается говорить, игнорирует обращения.
  4. Для четвёртой — крик у уха. Собственной речи нет. Данное состояние граничит с глухотой. Однако, в отличие от последней, тугоухость 4 степени поддаётся лечению.

При глухоте человек слышит звуковые колебания силой свыше 91 децибела при норме от 0 до 25 дБ. Степеней глухоты не выделяют.

Глухонемота

Следует различать понятия «глухие» и «глухонемые». Глухота не предполагает немоту. Отсутствие речи при глухонемоте обусловлено нарушениями слухового восприятия и речевого аппарата (поражения голосовых связок, нёба, языка и другое). В специальных детских садах и школах глухих людей учат пользоваться голосом и чтением по губам для общения, помимо изучения языка жестов. При этом глухонемота бывает:

  • врождённая . Если малыш родился глухим, то без специального обучения он останется немым;
  • приобретённая . При потере слуха после обретения речи ребёнок постепенно перестаёт разговаривать.

Диагностика

Для диагностики детей раннего возраста применяют аудиометрию, предложенную малышу в виде игры (игрушки и картинки со звуком). Наблюдают за фиксацией на источниках звука, находящихся на определённом расстоянии друг от друга. Отмечают, вырабатывается ли условный рефлекс на звук при предъявлении определённых изображений. Используют аппаратные методы, регистрирующие вызванные слуховые потенциалы.

Лечение

Вылечить глухоту невозможно. При остаточном слухе применяют:

  • препараты для улучшения кровоснабжения, обмена веществ, проведения нервных импульсов в ухе и головном мозге;
  • звукоусиливающие аппараты;
  • установку кохлеарного импланта. Операцию необходимо делать, если ребёнок воспринимает звуки громкостью ниже 80 дБ.

Тугоухость у любого ребенка — не повод сдаваться. Полную потерю слуха при повреждении или недоразвитии слухового анализатора вылечить невозможно. Обратите внимание на признаки поражения и обратитесь к врачу при их наличии. Доктор выявит причины нарушения и назначит индивидуальное лечение. Сурдопедагоги в детском саду и школе для глухих и слабослышащих научат ребёнка использовать голос и чтение по губам для общения.