Игры для мальчиков для развития речи. Развитие связной речи

Одним из эффективных способов развития речи являются игры, которые должны сопровождать ребенка с момента его рождения. Их выбор огромен, а мы постарались систематизировать занятия, способствующие речевому развитию ребенка, по возрастным группам: для раннего, младшего и старшего дошкольного возраста.

В своем речевом развитии каждый ребенок проходит несколько этапов, на каждом из которых осваивает определенные умения и навыки:

  • Предречевой этап
  • Этап образования звуков и становления активной речи
  • Этап обогащения словарного фонда
  • Этап сознательного усвоения речи с практическим использованием всех языковых средств

Для каждой возрастной категории детей на соответствующем этапе в качестве естественной стимуляции речевого развития можно использовать разнообразные речевые игры. Они способствуют формированию и совершенствованию следующих функций и умений:

  • Речевого и фонематического слуха
  • Силы голоса и темпа речи
  • Артикуляции
  • Физиологического и речевого дыхания
  • Слоговой структуры слова
  • Правильного произношения
  • Словарного запаса и грамматического строя речи
  • Связной речи

Игры для развития речи у детей раннего возраста

От 1 до 6-ти месяцев

На предречевом этапе ребенок еще только готовится к овладению речью, но на голос он начинает реагировать уже со второй недели после рождения. Нужно ласково разговаривать с малышом во время купания, переодевания, кормления, убаюкивая петь ему колыбельные песенки. В течение первого месяца жизни младенец начинает следить за движущимися предметами. Внимание ребенка можно привлечь яркой игрушкой, а медленно перемещая ее из стороны в сторону развивать навык зрительного слежения.

Начиная со 2-го месяца с малышом можно играть в такие простенькие, но очень полезные игры, как «Откуда звук» и «Ку-Ку». Их основной задачей является развитие зрительного и слухового внимания. Звучащей игрушкой — погремушкой или пищалкой — издавать звуки на разном расстоянии и с разных сторон от ребенка, приговаривая: «А что это/где это у нас гремит/пищит?» Примерно так же играют в «Ку-Ку», каждый раз появляясь в разных местах и прячась, как только малыш находит объект взглядом.

От 6-ти месяцев до 1 года

Месяцев с 6-ти, когда у ребенка начинают образовываться первые звуки, можно играть с ним в такие общеизвестные народные игры для развития речи с движениями, как «Ладушки-ладушки», «Сорока — белобока», «Водичка-водичка, умой мое личико», «Гули-гули, полетели», «Идет коза рогатая». В них рифмованные словосочетания сочетаются с различными движениями ручек и пальчиков, формируя чувство ритма, развивая общую и мелкую моторику, активизируя подражательные способности.

Когда ребенок начнет лепетать, постарайтесь добиться от него самостоятельных звукосочетаний и звукоподражаний, играя вместе в игрушки, занимаясь повседневными делами, гуляя на улице. Таких как НА, ДАЙ, БАХ, ТОП-ТОП, КУП-КУП, МЯУ, АВ-АВ, ЛЯ-ЛЯ и прочих. Разговаривать с ребенком нужно обычными полными словами и развернутыми предложениями, но подобные коротенькие слова повторять в подходящих ситуациях постоянно. Малышу легко их запомнить и воспроизвести. Именно они становятся его первыми словами.

От 1 года до 3-х лет

На 2-м году жизни игры для развития речи усложняются, в них появляются более сложные звукокомплексы, которые нужно воспроизводить, сопровождаемые скоординированными движениями:

  • Игра «Кто где?» тренирует голос и произношение некоторых звуков. Взрослый говорит: «Собачка – во дворе, гуси – на траве, коровка — травку жует, лошадка – тележку везет», а ребенок воспроизводит, как животные подают голос и двигаются.
  • В игре «Заинька беленький под елочкой сидит» малыш должен показать и рассказать, как зайчик замерз и дрожит (БР-БР-БР), скачет под елочкой (ПРЫГ-СКОК), убегает от волка (ОЙ-ОЙ-ОЙ) и прячется в «домике» (складывает ручки над головой, приговаривая ВОТ ТАК, ВОТ ТАК).

В раннем возрасте нужно обязательно читать малышу такие сказки как «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», а также разные детские стишки, потешки, прибаутки, рассматривать вместе с ним яркие картинки в книжках. По просьбе взрослых ребенок показывает, что нарисовано, повторяет слова, словосочетания, затем простые предложения.

Для детей раннего возраста, они просты в исполнении, легко запоминаются, улучшают общую координацию движений, и замечательно развивают детскую речь:

  • С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет»
  • И.А. Ермакова «Развиваем мелкую моторику у малышей»
  • О.И.Крупенчук « Ладушки. Пальчиковые игры для малышей»

Игры для развития речи у младших дошкольников

В возрасте от 3-х до 5-ти лет основной целью проведения речевых игр является накапливание словарного запаса наряду с активным формированием лексико-грамматического строя языка.

Игра «Узнай по описанию». Взрослый достаточно простыми словами описывает один из 5-7 реальных предметов – игрушек, посуды, овощей, фруктов, или картинку с нарисованными животными, птицами, которые лежат перед ребенком на столе: этот овощ растет в огороде, он красного цвета, круглый по форме, на вкус кисло-сладкий, его можно нарезать в салат; это домашнее животное с мягкой шерсткой и длинным хвостом, которое умеет мяукать и ловить мышей.

Выслушав описание, ребенок показывает и называет угаданный предмет. Если он уже достаточно хорошо разговаривает, пусть сам описывает что-то из лежащих перед ним предметов, а вы должны будете догадаться, о чем он говорил.

Для развития речевого дыхания очень полезно пускать , делать «бурю в стакане» — дуть в коктейльную трубочку, помещенную в стакан с водой, пускать кораблики в небольшом тазу, сдувать с ладошек снежинки из бумаги или кусочки ваты. Для формирования правильного произношения существуют специальные чистоговорки и скороговорки на разные звуки, их можно подобрать на любом логопедическом сайте в интернете.

Повторяя за вами какой-то стишок или озвучивая персонажа сказки, ребенок может по просьбе говорить громким или тихим голосом, в быстром или медленном темпе, с разной высотой голоса: грубо, как медведь, тоненько, как мышонок. Это прекрасно развивает силу голоса, помогает нормализовать темп речи, когда ребенок говорит слишком быстро или медленно.

Игры с конструкторами, выкладывание мозаики или пазлов, совместное изготовление , аппликаций, раскрашивание картинок, в первую очередь полезны для развития мелкой моторики рук, развития пространственного мышления и воображения. Но подобная деятельность ребенка очень благоприятно влияет и на развитие его речи. Поэтому формированию ручной умелости нужно уделять как можно больше внимания.

Игры для развития речи у старших дошкольников

Возраст от 5-ти лет и до поступления ребенка в школу является очень важным для формирования правильного произношения всех звуков речи, развития связной речи, подготовки к обучению чтению и письму.

Формированию звуковой культуры речи способствуют игры:

  • «Поймай звук» — взрослый перечисляет разные звуки, слоги, слова, ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданный звук;
  • « Назови 5 слов» — ребенок придумывает слова на заданный звук;
  • «Найди нужные словечки» — ребенок объединяет картинки в несколько стопок по заданным звукам;

Развитию связной речи и обогащению словарного запаса помогают игры:

  • «Путаница» — взрослый говорит предложения, в котором слова перепутаны местами, ребенок исправляет ошибки;
  • «Я знаю 5 предметов» — взрослый говорит какое-то обобщающее слово: овощи, мебель, посуда, учебные принадлежности, а ребенок перечисляет 5 относящихся к ним предметов;
  • «Скажи наоборот» — взрослый называет слово, ребенок подбирает к нему противоположное по значению;
  • «Найди лишнее слово» — взрослый перечисляет по 4 слова, например: морковь, банан, помидор, огурец. Ребенок объясняет, почему слово банан «лишнее»;
  • «Сочини сказку» — взрослый называет несколько слов, например: слон, прогулка, собачка, друг, а ребенок придумывает с ними коротенькую сказочную историю;

Очень полезны загадки, они развивают логическое мышление, расширяют знания об окружающем мире и значительно обогащают словарный запас.

Игры, которые подготавливают к овладению чтением:

  • «Придумай слова на звук…»
  • «Посчитай, сколько звуков в слове»
  • «Придумай предложения по картинкам»
  • «Сосчитай, сколько слов в предложении»
  • «Найди такую же букву»
  • «Какие буквы нарисованы неправильно»

Своевременно и полноценно развитая речь является основным средством общения и способом познания окружающего мира. Существует огромное количество игр, которые сделают процесс ее развития увлекательным, познавательным, в которые можно играть дома, на прогулке, на специально организованных занятиях. Они помогают решить множество сопутствующих речевых задач: воспитать звуковую культуру речи, сформировать словарь и лексико-грамматический строй речи.

Не ленитесь играть со своим ребенком, уделяйте больше времени его развитию, не перекладывайте эти функции на компьютер и телевизор. И тогда он вырастет грамотным, общительным, позитивным человеком, умеющим самостоятельно преодолевать любые трудности.

Ольга Лавицкая, логопед, специально для сайта Активная мама

Родная речь входит в жизнь ребенка еще до рождения: он учится узнавать голос матери и различать его интонации. Повышенная восприимчивость к звучащей речи сохраняется у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста. В возрасте до года ребенок уже умеет связывать звучание и значение слова. К двум различает все звуки родного языка и активно осваивает артикуляцию. В дальнейшем, на протяжении всего дошкольного периода, он развивает свои представления о слове и обогащает свой словарь. Овладение речью в раннем возрасте происходит в живом, непосредственном общении с людьми. Огромную роль в развитии речи малыша играют родители и те люди, с которыми он проводит большое количество времени. Именно в семье ребенок приобретает базовый языковой опыт. Чем больше слов слышит, понимает и правильно употребляет ваш ребенок, тем активнее развивается его речь и мышление. Но ребенку мало только слышать. Ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребенка и не способствуют развитию его речевых навыков. Поэтому необыкновенно важно много разговаривать с малышом, поощряя его связно и наиболее точно выражать свои мысли, задавать наводящие вопросы, читать ему. Разговаривать с ребенком необходимо связно и ясно, правильно строить предложения, чтобы у него была возможность моделировать свою речь по предложенному образцу. Вы можете, например, поддержать разговор с малышом, превращая его фразы и реплики в развернутые предложения. Например:

Ребенок : Хочу гулять!

Мама: Ты хочешь пойти гулять во двор один или со мной в сквер?

Ребенок : Мама, дай конфету!

Мама: Тебе шоколадную с начинкой или карамельку?

Ребенок : Кошка спит!

Мама: Кошка наигралась и решила немного отдохнуть.

Важно направлять диалог, не перехватывая у ребенка инициативу и оставляя ему время подумать и сформулировать свои мысли. В этом вам помогут наводящие вопросы: «Почему ты так думаешь?», «И что произошло?», «А дальше?», «И что ты сказал?», «Зачем он это сделал?», «С чем это можно сравнить?», «Для чего это было нужно?», «Что это значит?», «Откуда ты это знаешь?».

Вспомните известное стихотворение Р.Киплинга:

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых.

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где?

Чаще используйте в диалоге с ребенком эти вопросы, дающие пищу для размышлений.

Кроме того необходимо развивать у ребенка умение слушать и правильно воспринимать всю услышанную информацию, а также внимание. В этом вам помогут следующие игры.

Учимся слушать и слышать звуки. Развитие внимания

«Большое ухо»

В эту игру можно играть в любом месте и в любое время. Все мы помним мультфильм про инопланетянина Большое ухо, который любил слушать окружающие звуки. Предложите малышу остановиться, закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки он слышит? Голоса птиц, шум машин, шаги людей, капающую воду? Какие звуки дальше, а какие ближе? Слышит ли он собственное дыхание? Если это тихое место, предложите послушать тишину. Что ее нарушает? Бывает ли полная тишина?

«Что за звук?»

Для игры приготовьте несколько предметов: бумагу, книгу, карандаш, стаканчики с водой и без, несколько небольших предметов, которые можно уронить на пол: мячик, клубок, бусы. Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться. Произведите различные звуки, используя приготовленные предметы: перелейте воду из стаканчика в стаканчик, постучите по столу карандашом, размешайте воду в стакане ложкой, пошуршите бумагой, перелистайте страницы книги, уроните на пол мячик или бусы и т. п. Ребенок должен отгадать, что вы делаете и при помощи каких предметов. Вы можете использовать также предметы, находящиеся в комнате: открыть дверцу шкафа, переставить стул и т.д. Затем поменяйтесь с малышом ролями.

«Джин»

Эта игра развивает память и внимание, помогает научиться «схватывать» весь объем данной информации. Смысл игры заключается в том, чтобы выслушать несколько указаний, запомнить их и выполнить в нужной последовательности. Игрок, дающий указания — Аладдин, а тот кто их выполняет — Джин. Например: «Джин, слушай меня внимательно. Иди в прихожую, принеси оттуда тапочки, по дороге зайди на кухню, съешь конфету, а на обратном пути закрой дверь в спальню». Если малыш выполнил все правильно, поменяйтесь ролями. Детям младшего возраста можно давать простые задания, в два-три этапа, старшим более сложные, в семь-восемь.

Вежливое слово

Игра на развитие внимания. Предложите ребенку выполнять ваши задания — несложные физические упражнения, но только в том случае, если при обращении к нему прозвучит вежливое слово «пожалуйста». Например: «Лена, брось мне мячик, пожалуйста!», «Лена, встань на стул!». Задания должны следовать одно за другим, просьба без вежливого слова должна звучать неожиданно.

«Кто летает?»

Игра на развитие внимания. Вы называете словосочетания с разными объектами, которые могут или не могут летать. Например: самолет летает, птица летает, бабочка летает. Называя объект, вы поднимаете руку вверх. Ребенок должен повторить ваш жест в том случае, если названный объект действительно способен летать. Неожиданно вы называете то, что летать не может, тем не менее, поднимая руку. В этом случае ребенок руку поднимать не должен. Если малыш ошибся и по инерции поднял руку, он проигрывает. Если слушал внимательно, вы меняетесь ролями.

«Звукозапись»

Запишите для малыша на аудиокассету разные звуки - гудок машины, шум воды из крана, звонок на входной двери, голоса друзей и родных или персонажа мультфильма, скрип дверцы шкафа, шелест отдергиваемой шторы и т. д. Предложите ему узнать звуки при прослушивании кассеты. Поинтересуйтесь, какие звуки нравятся и не нравятся ему, есть ли у него любимый звук, какой еще звук он хотел бы записать на кассету. Запишите на кассету голос малыша и дайте ему послушать.

«Эхо»

Расскажите ребенку о таком интересном акустическом явлении как эхо. По возможности, соотносясь с возрастом, объясните ему, откуда берется эхо (когда мы говорим, то производим колебания воздуха, которые, отражаясь от предметов, возвращаются к нам, повторяя звук). Продемонстрируйте эхо в помещении с хорошей акустикой. А затем предложите поиграть в эхо. Пусть малыш отойдет в противоположный конец комнаты и станет к вам спиной. Он будет изображать эхо. Вы будете произносить слова, то негромко, то громко и отчетливо. А ребенок пусть повторяет их за вами, соответственно тихо или громко. Затем поменяйтесь ролями.

Эхо(2). Играете так же, как в Эхо(1), но теперь ребенок повторяет только последний звук.

«Испорченный телефон»

В эту игру можно играть с группой детей. Дети садятся в круг. Тихо прошепчите на ухо первому ребенку какую-либо фразу, так, чтобы слышал только он. Малыш должен также на ухо прошептать эту фразу соседу, повторив ее слово в слово. Тот передает ее таким же образом следующему соседу. Переспрашивать фразу и повторять дважды нельзя. Последний в круге должен произнести фразу громко вслух. Как она изменилась? Кто первый произнес ее в таком виде? В более сложном варианте игры для детей постарше можно предложить для пересказа коротенькую сказку или историю.

«Добавь слово»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком, а можно с группой детей. Один из играющих (вы или ребенок) начинает фразу, например: «На елке висели разные игрушки: шары,...». Вы должны повторить название последнего предмета и дополнить фразу еще одним словом. Следующий участник добавляет еще одно и т. д.

«Составляем рассказ»

Эту игру можно варьировать в расчете на любой возраст. Один из участников начинает рассказ, затем в произвольном месте останавливается, предлагая продолжить рассказ другому. Рассказ можно сочинять в процессе, развивая воображение, а можно просто пересказывать известную сказку или историю. Для детей постарше рассказ будет более сложным, для малышей можно ограничиться простым построением фраз и маленьким объемом.

Игры, расширяющие словарный запас

Необходимо постоянно расширять словарный запас ребенка. Для этого подбирайте вместе с ним названия и эпитеты ко всему, что вас окружает. Вы можете делать это дома, рассматривая предметы окружающей обстановки, игрушки или предметные картинки, или на прогулке, обращая внимание ребенка на деревья, цветочные клумбы, дома и т. д.

Цветы

Задержитесь с ребенком возле клумбы в сквере, рассмотрите высаженные на ней цветы и попросите его описать их: какие цветы— разные, красивые, белые, желтые, красные, душистые. Пусть он опишет окружающие деревья, если это осень, листья на деревьях, окрашенные в разные цвета. В дальнейшем пусть ваш малыш сам выбирает предмет для описания и подбирает характерные для него слова.

Любимая игрушка

Возьмите любимую игрушку вашего ребенка (мишка, зайка). Приготовьте также набор картинок с рисунками, изображающими действия вашего «главного героя»: мишка ест мед, лезет на дерево, убегает от пчел, танцует или едет на велосипеде в цирке. Попросите малыша рассказать о том, какой его мишка

— веселый, добрый, какие у него глазки, ушки, какого он цвета

— бурый (коричневый, белый), мягкий, пушистый, плюшевый. Что мишка умеет делать? Рассмотрите картинки вместе с ребенком, а затем пусть малыш покажет их мишке и прокомментирует, используя разные слова.

Слова про зайчика

Возьмите игрушку или картинку с изображением зайчика (это может быть любое другое животное). Пусть малыш ответит на вопросы: кто это? (зайка), как еще можно назвать его? (зайчик, заяц, зайчонок). Что он делает? (ест морковку, прыгает, прячется от лисы). Какой зайчик? (беленький, пушистый, маленький, робкий, быстрый). Повторите малышу все использованные слова, составив вместе с ним маленький рассказ о зайчике.

Подберем слова к щенку!

Выберите вместе с ребенком тему, по которой будете подбирать слова. Например, «домашние животные-щенок». Сначала подберите слова о том, какой ваш щенок. Лохматый, лопоухий, непоседливый, пятнистый, дружелюбный. Вы можете называть слова по очереди, перебрасываясь мячом. Затем вы даете сигнал «Стоп!». Теперь подберите слова о том, что щенок делает: играет, лает, бегает, скулит. Подберите кличку вашему щенку и решите, какой он породы. Каким командам вы будете его обучать: сидеть, лежать, на место, нельзя, охраняй. Подбирать слова можно на любую тему, расширяя кругозор ребенка и пополняя его словарь.

Короткие и длинные слова

Поочередно перебрасывайтесь с ребенком мячом, каждый раз называя новое слово. Заранее договоритесь, что после каждого длинного слова должно следовать короткое: сон-самолет- конь-экскаватор-дым-информация. Не бойтесь называть новые длинные слова, объясняйте ребенку их значение. Можете усложнить задания, называя слова на определенную тему.

Игры на определение звукового состава слова

Слово — основной инструмент человеческого мышления, имеющий смысловое содержание — каждое слово обозначает некий предмет, и звуковое выражение — слово состоит из звуков. Развитие речи детей дошкольного возраста строится на обогащении детского словаря и формировании звукового восприятия. Это первый этап в подготовке ребенка к чтению и в дальнейшем, письму. Когда ребенок учится читать, его интересует, что обозначает слово. Но поскольку слово состоит из звуков, а печатное из букв, чтобы научится читать, ребенок должен усвоить, какая буква какой звук обозначает. По сути, чтение это перевод букв-знаков в звуки-речь. Игры в буквы, звуки и слова — первый шаг на пути к быстрому и свободному чтению. Для начала стоит освоить игры, привлекающие внимание к звуковому составу слова.

Волшебник

Дайте малышу в руки красочную указку. Пусть это будет волшебная палочка. Ваш ребенок — волшебник, которого окружает множество заколдованных предметов, забывших свое название. Расколдовать их можно прикоснувшись к каждому волшебной палочкой и четко произнеся называющее их слово. Сначала называйте предметы вместе с ребенком, четко произнося слова и вслушиваясь в их звучание. Дальше пусть сам малыш называет разные предметы обстановки, четко проговаривая звуки.

Придумай слова

Медленно и отчетливо произносите слова, выделяя разные звуки в них: «Мм-ы-шш-о-нок, к-о-лл-о-к-о-лл-ь-ч-ик, шш-а-рр». Пусть ваш малыш придумает и произнесет слова так, чтобы отчетливо слышалось их звучание. Повторите их, дав образец правильного звучания.

Звукоподражательные игры

Выделять звуки в слове малышу помогут звукоподражательные игры. Для начала вы можете почитать ему стихи разных авторов, подчеркивая звуковую окраску и выделяя звуки интонационно.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!»

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише.» (В. Капралова.)

Барабанщик сильно занят, барабанщик барабанит:

Тара-ра, тара-ра, на прогулку нам пора. (Е. Благина.)

Жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух. (Е. Благина.)

Саша рассмешил ребят, смело стал на самокат, немного покатался — и самокат сломался.

Потренируйтесь вместе с вашим ребенком произносить скороговорки:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

От топота копыт пыль по полю летит.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Коси коса, пока роса, роса долой и мы домой.

Жуки

Разыграйте с малышом диалог двух жуков. Разговаривая на своем жучином языке, жуки должны употреблять как можно больше слов со звуком ж, ведь жуки жужжат. Например: «Здра- ствуй друЖище! Где ты Живешь? А вот мое Жилье. Приходи ко мне в гости! ПоЖуем пироЖки и пироЖные.

Автомобили

Точно так же как и в «жуках» разыгрываете диалог двух автомобилей, выделяя голосом и протягивая звук в: «Я аВВто- мобиль «Волга», а ты? ДаВВай знакомиться! Что ты вВВозишь? Я умею поВорачивать ВпраВо и ВлеВо, а ты?».Можете использовать игрушечные машинки.

Аналогично можно разыгрывать любые звукоподражательные сценки.

После того, как ваш малыш освоит выделение звуков в таких играх, ему будет проще научиться выделять звуки в отдельно взятых словах.

Играем в звуки

Выберите какой-либо звук, и оглядевшись вокруг, посоревнуйтесь с ребенком, кто больше назовет предметов, названия которых начинаются с этого звука.

Игра в слова

Вы по очереди называете слова, при этом каждое новое слово должно начинаться с последнего звука предшествующего слова. Чтобы играть было веселее, можно перебрасывать друг другу мяч, называя новое слово. Можно также играть в эту игру, используя кубики с изображением названных предметов, или предметные картинки, раскладывая их в соответствующей последовательности.

Слушай внимательно!

Вы произносите четко и ясно разные слова. Задача ребенка внимательно их слушать и выполнить следующие задания:

Найти одинаковый звук, который есть во всех этих словах: рыба, мороз, краб, торт(р).

Определить, с какого звука начинаются следующие слова: дым, дорога, Данил, дедушка?(д).

Хлопнуть в ладоши, если услышит звук я в следующих словах: ежик, Алена, юла, яблоко, улица, милиция, Австралия.

Придумай слова

Предложите ребенку придумать слова, в которых соответствующий звук находился бы: а) в начале, б) в середине, в) в конце слова. Например, звук о:

а) облако, оса, остров, б) столица, работа, крошка, в) дело, сено, лето.

Цветные схемы

По смыслу игра напоминает предыдущую, но здесь вы используете наглядный материал: цветные схемы и предметные карточки-картинки. Цветные схемы вы можете вместе с ребенком склеить из цветной бумаги. Схема представляет собой однотонную полоску, треть которой окрашена в другой цвет. У одной полоски эта треть будет началом, у другой — серединой, а у третьей — концом. Подберите карточки картинки с изображением предметов, в названии которых находится нужный звук. Предположим, пусть это будут звуки с и ш. Соответственно, нужны будут картинки, иллюстрирующие слова, у которых данные звуки находятся в середине, в начале и в конце:

Слон, часы, абрикос Шар, кошка, душ

Сова, коса, лес Шарф, вишни, карандаш

Стол, лиса, пояс Шкаф, крыша, ландыш

Объясните ребенку, что кусочек другого цвета на схеме обозначает нужный звук и его положение в слове. Возьмите картинки и называйте предметы, выделяя голосом нужный звук, а затем передавайте картинку малышу. Его задача— определить в начале, в середине или в конце слова находится звук и положить картинку под соответствующую схему.

Потерянный звук

Продолжайте использовать предметные картинки. Поочередно показывайте малышу картинки с изображениями предметов и животных: книги, стула, собаки, ромашки и т. п. Показывая ребенку картинки, называйте предметы неправильно, теряя начальный звук: «Это...нига, это..обака, это..омашка». Пусть ребенок поправит вас, правильно произнеся слова и назвав потерявшийся звук.

Рифмы

Возьмите в руки игрушку. Например, зайчика. Четко назовите его: «Зайка». Пусть малыш подберет сходное по звучанию слово — лайка, майка. Подберите сходные по звучанию слова к слову мишка-мышка, шишка. Подберите похожие слова рифмы к названиям других игрушек, предметам окружающей обстановки. В рифмы можно играть в любом месте в любое время.

Превращения

Подберите пары предметных картинок с изображением предметов, названия которых сходны по звучанию и отличаются одним звуком: мак-рак, кит-кот, мишка-мышка. Покажите ребенку картинку с изображением мака. Четко произнесите вместе с ним это слово. Теперь покажите парную картинку — рак. Как мак превратился в рака? Произнесите оба эти слова несколько раз, пропевая начальные звуки. Пусть малыш определит, какие звуки отличаются в этих словах. Проделайте то же упражнение с другими парами слов.

Фразы

Предложите ребенку составить фразы и предложения, в которых все слова начинаются на один звук: Мама мыла Мишу мылом. Второй вариант этой игры — выбрать слово и составить предложение, в котором все слова начинаются на соответствующие буквы этого слова, например: Миша-мыши испугали шорохом Алену.

Путаница

Произнесите вперемешку слова известного стихотворения или песенки и предложите ребенку распределить их в правильном порядке. Например: Ехали — велосипеде — на — медведе. Произнесите эти слова медленно, в нужной последовательности, обозначая каждое слово чертой на листе бумаги: «Ехали(черта) медведи(черта) на(черта) велосипеде», чтобы наглядно показать ребенку линейную последовательность слов в предложении. Попросите его также нарисовать на бумаге графически любую другую известную фразу (строчку песни или пословицу), проговаривая каждое слово.

Составляем букет

Для того, чтобы подготовиться к этой игре, вам понадобится комплект цветной бумаги, ножницы и клей. Вы можете готовить наглядный материал вместе с малышом. На листы картона наклейте аппликации — вазы с 3—5 стеблями цветов. На каждую вазу наклейте изображение цветка: роза, ландыш, сирень, василек, колокольчик.

Изготовьте из цветной бумаги головки цветов разного цвета — по несколько каждого. Игра заключается в том, чтобы приклеить головки цветов к стеблям (собрать букеты). В каждую вазу нужно поставить цветы того цвета, в названии которого присутствует звук, на который начинается название цветка, изображенного на вазе. В вазе, на которой изображена роза, должны стоять цветы того цвета, в названии которых есть звук р: красные, оранжевые, розовые, и т. д. Подбирая цветы в вазы, ребенок должен называть цвет, выделяя голосом нужный звук.

Подбери пару

В данной игре ребенку нужно будет подобрать пары слов, отличающиеся друг от друга одним звуком. Вам понадобится картонный красочный диск-часы с двойными стрелками — вы можете изготовить его сами вдвоем с ребенком. Диск делится на две половины: по краям верхней наклейте картинки-кружки с изображениями предметов и животных, по краям верхней — пустые кружки. На них ваш ребенок разложит остальные картинки, названия которых звучат сходно с названием той, на которую указывает стрелка на противоположной стороне диска. На картинках должны быть изображены парные слова: коза- коса, трава-дрова, катушка-кадушка, мишка-мышка, крыша- крыса, каска-маска, кит-кот, усы-осы, рак, мак, и т. д.

Домик

Предложите ребенку нарисовать домик. Домик вы будете рисовать в следующей последовательности: сначала рисуете части дома, в названии которых содержится звук с: стены, ставни. Затем содержащие звук р: крыша, труба, крыльцо, дверь, чердак. Затем части, в которых есть звук о: пол, порог, окно. Рисуя, ребенок должен четко проговаривать слова и называть нужный звук.

Пирамида

Для этой игры на листе ватмана начертите красочное изображение пирамиды, состоящей из пустых квадратов. В основании пирамиды — пять квадратов, в каждом последующем этаже на один квадрат меньше, в самой верхушке пирамиды — два квадрата. Вам понадобятся также предметные картинки по размеру квадратов, в названии которых содержится от двух до пяти звуков: еж, уж — 2 звука, мак, рак, жук — 3 звука, роза, лиса, рыба, ваза — 4 звука, кошка, мышка, мишка, чашка, майка — 5 звуков. Предложите малышу заполнить пирамиду картинками. В верхушке пирамиды должны быть картинки с названиями из двух звуков, в каждом последующем ряду - картинки, в названиях которых на один звук больше. В основании, соответственно, разместятся картинки с названиями из пяти звуков. Малыш должен проговаривать названия картинок, определять количество звуков и помещать их в нижний ряд.


Заметила, что мой ребенок в попытке угнаться за потоком мыслей и выразить их в слова, иногда проигрывает и глотает слоги… Попались на глаза интересные методы, которыми делюсь с превеликим удовольствием!)))

Формирование правильного речевого дыхания.

Дудочка и свистулька.

Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие - только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул - получился звук).
Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.
Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Пузыри мыльные и не только.

Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.
Кстати, если вы устраиваете детский праздник с конкурсами, то бутылочка мыльных пузырей будет отличным призом.
Сделайте раствор вместе с ребенком или купите готовый в магазине.
Рецепт раствора мыльных пузырей. Чтобы легко и быстро получить мыльные пузыри, смешайте небольшое количество средства для мытья посуды или пену для ванн и воду.
Можно построить из мыльных пузырей замок или гору. Налейте в стакан или кружку немного воды и средства для мытья посуды. Возьмите с малышом по соломинке, дуйте в них и смотрите, как пена растет прямо у вас на глазах.
Обычная коктейльная соломинка может доставить много радости во время купания в ванной. Там воды много, и можно брызгаться и пускать пузыри. Соломинку нужно будет укоротить до длины, подходящей вашему ребенку. Стандартный размер может оказаться для малыша слишком большим и неудобным. Это, кстати, один из действенных способов приучить боязливого ребенка к воде. В процессе обучения плаванью малышу дают пускать в воде пузыри, и с каждым днем соломинку постепенно укорачивают. Через соломинку можно просто дуть на воду, создавая эффект волн. Чем больше они получаются, тем лучше.

Огонь обладает магическим свойством притягивать внимание. Сделайте свечи неотъемлемой частью детских праздников. Это прекрасная возможность поиграть с ребенком. Задуть свечку - для двухлетнего ребенка на самом деле не такая уж простая задача, как может показаться взрослому. Для этого ведь нужно сосредоточиться, набрать побольше воздуха, сложить губы трубочкой, да еще и дунуть не куда-нибудь, а именно на пламя свечки.
Хвалите ребенка за каждую попытку, ведь научиться задувать свечку еще не самое сложное. Гораздо труднее малышу дуть на пламя так, чтобы оно не погасло. Для этого выдох должен быть плавным и долгим.
Почему именно свечка? Просто ее огонек подскажет ребенку, что он все правильно делает. А еще можно дуть на свечу, потихоньку отходя от нее, увеличивая тем самым расстояние.
Обязательно соблюдайте технику безопасности при обращении с огнем. Не оставляйте ребенка наедине с горящей свечой.

Вата или пенопласт.

Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий), положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача - дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.
А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате.

Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку, - это насколько хватит вашей фантазии.

2. Игры для развития речи

Кто дольше

В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.
януть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат.
Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:
Прибежала детвора - ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей - лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад - пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай - чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Проводи мишку

Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве
Необходимый инвентарь: мягкая игрушка (например, мишка).
Возьмите в руки мишку и голосом игрушки скажите ребенку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живет ваша семья. Попросите ребенка проводить мишку и показать ему все самое интересное.
Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.
Затем сходите с мишкой в другие комнаты.


Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.
Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.
Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.
Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.
воробей - чирикает (чирик-чирик)
ворона - каркает (кар-кар)
гусь - гогочет (га-га-га)
индюк - кулдыкает (кулды-кулды)
кабаны, свиньи - хрюкают (хрю-хрю)
коза - блеет (ме-е-е)
♦ корова - мычит (му-у-у)
♦ кошка - мяукает (мяу-мяу)
♦ лошадь - ржет (и-го-го)
лягушка - квакает (ква-ква)
мышка - пищит (пи-пи-пи)
осел - ревет (иа-иа)
петух - поет, кукарекает (кукареку)
пчела - жужжит (ж-ж-ж)
слон - трубит (ту-у-у)
собака - лает (гав-гав)
тигр, лев - рычит (р-р-р)
утка - крякает (кря-кря)
филин - ухает (уху-уху)
Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Угадай животное

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.
Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.
Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Кукла спит

Игра способствует развитию речи, слуха
Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.
Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.
Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.
Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).
Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Закончи слово

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания
Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.
Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.
Повтори за мной
Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:
Птичка прилетела, песенку мне спела.
Девочка проснулась, сладко потянулась.
Солнышко садится, Маша спать ложится.

Яблоко или тарелка?

Игра способствует развитию речи, внимания
Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.
Яблоко и груши - это овощи? (Нет, это фрукты.)
Ложка и тарелка - это посуда?
Шорты и майка - это мебель?
Ромашка и одуванчик - это деревья?
Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:
♦ Помидор и апельсин - это овощи?

У меня зазвонил телефон

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса
Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.
По очереди изображайте звонок телефона.
Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.
Меняйтесь ролями.
Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Чем заняться

Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...).
Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...).
Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.

Загадалки

Игра способствует развитию речи, воображения
Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется.
Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет.
Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).
Потом меняйтесь ролями.

В этой статье:

В возрасте 2-3 лет происходит активное развитие речевой моторики у малышей, хотя, конечно, не у всех. И в этом случае на помощь крохе должна прийти любящая мама, у которой должны быть на вооружении различные развивающие игры для детей, направленные на ускорение этого процесса.

Чтобы малышу было весело играть, нужно создать вокруг него непринужденную атмосферу и сделать занятия максимально интересными. Главное – привлечь его внимание, а потом процесс обучения пойдет намного проще и быстрее.

Эффективные игры для развития речи

Начинать проводить развивающие игры необходимо после того, как кроха достиг годовалого возраста. В это время все новое познается крохой намного быстрее, поэтому упускать такой шанс нельзя. Следующие игры отлично помогают овладеть первыми, самыми тяжелыми, речевыми навыками.

«Кто дольше?»

Суть игры довольно проста. Мама называет любую гласную или согласную букву. Задание крохи – переиграть маму, протянув подольше названный звук.

Играть в «Кто дольше?» можно всей семьей – этим вы только заинтересуете своего ребенка. Заниматься разрешается хоть каждый день, но лучше чередовать забаву с другой, чтобы она не наскучила малышу. Данное упражнение развивает не только речь, но и дыхательную систему ребенка.

«Повторяшки»

Очень веселая и интересная игра, формирующая навыки правильного произношения, и тренирующая артикуляционный аппарат крохи. Она предполагает чтение мамой небольших предложений, а задачей малыша является повтор последнего слога каждой строчки. Например:

«Вот пришла уже зима – ма-ма-ма, ма-ма-ма.

Будем весело играть – рать-рать-рать, рать-рать-рать.

Дождь на улице идет – дет-дет-дет, дет-дет-дет».

Такие рифмовки может придумывать каждый день – так крохе будет намного интереснее играть. Такой творческий подход ускорит процесс развития речи малыша. Играть в «Повторяшки» нужно с детьми в 1-2 года.

«Проводи зайку»

Такая игра улучшает не только речевую моторику крохи, но также учит его ориентироваться в пространстве. Для проведения такого мероприятия вам понадобится любимая игрушка вашего малыша (в данном случае – плюшевый зайчик).

Задача мамы: возьмите игрушку в руки и скажите ее голосом своему ребенку, что она хочет познакомиться с домом. Попросите малыша взять зайчика в руки и показать ему все самое интересное в доме. Но не только показать – кроха должен попытаться рассказать своему плюшевому другу обо всем, что его может заинтересовать.

После осмотра детской и гостиной, пройдите с ребенком на кухню, где все тем же «игрушечным» голосом спрашивайте у него название различных кухонных принадлежностей и предметов, которые там находятся. Обязательно интересуйтесь тем, для чего они необходимы.

Не засыпайте малыша всеми вопросами сразу – лучше играйте с ним в эту забаву каждый день, постепенно «разговаривая» его. Если вы станете спрашивать у него обо всем сразу, он запутается, и даже потеряет интерес к игре.

Игра «Проводи зайку» предназначена для детей, которым уже исполнилось хотя бы 1,5 года. Но если ваш ребенок в 1 годик уже вовсю учится связывать слова и словосочетания в предложения, вы вполне можете заниматься с ним до достижения им двухлетнего возраста.

«Спящая кукла»

Данная игра направлена на развитие речевого и слухового аппарата. Для ее проведения вам понадобится кукла, резиновый пупсик или мягкая игрушка. Далее все нужно делать по нижеприведенному алгоритму:

  1. Попросите своего ребенка уложить куколку спать, спев ей колыбельную песню.
  2. Когда игрушка «уснет», пусть кроха аккуратно уложит ее в кроватку и укроет одеялом.
  3. Пока кукла «спит», скажите ребенку, что разговаривать нужно шепотом, чтобы ее не «разбудить.

Во время «сна» игрушки говорите с крохой, спросите его о том, чем они будут заниматься, когда куколка «проснется», во что будут играть и т. д. Ваша цель – научить малыша связному разговору. Это будет непросто, но не давите на кроху, и уж тем более не кричите на него. Подобные действия могут надолго отбить у него желание играть в подобные игры.

Пальчиковые игры для развития речевой моторики

Пальчиковые игры предназначены для развития речи у детей в возрасте 10 месяцев. За счет проведения таких занятий развивается мелкая моторика, что положительно влияет на артикуляционный аппарат крохи. Они подразумевают выполнение так называемой «пальчиковой гимнастики», основанной на использовании забавных детских стишков.

Вовсе не обязательно делать все по шаблону. Мама вполне может сама подобрать рифмовки, и к каждой строчке придумать движения пальцами, которые будут передавать смысл сказанного.

Такое обучение делится на несколько этапов:

  1. Мама показывает малышу сценку только своими пальчиками.
  2. Под заранее заготовленные стишки мама двигает и своими пальчиками, и пальчиками малыша.
  3. Взрослый и малыш выполняют пальчиковые движения синхронно.
  4. Кроха выполняет движения самостоятельно, взрослый проговаривает стих, а при необходимости помогает ребенку правильно делать пальчиковую гимнастику.
  5. Ребенок самостоятельно выполняет упражнение и проговаривает стишок, мама только немного ему подсказывает и помогает.

Маленьким деткам, не достигшим хотя бы годовалого возраста, нужно только показывать пальчиковые «спектакли». Разучивать их вместе следует уже тогда, когда кроха научится проговаривать словосочетания. Отлично поддаются обучению полуторагодовалые малыши и детки постарше.

Для начала маме нужно будет потренироваться, самостоятельно разучив одну детскую потешку, и придумав к ней интересные пальчиковые движения. Например:

«Спозаранку Петушок

Песенки поет,

Чистит хвостик, гребешок,

Хоровод ведет.

Любят дети с ним играть,

Песни петь и танцевать».

К каждой строчке придумайте движение, потренируйтесь несколько дней, и уже потом переходите к занятиям с ребенком. От таких упражнений многие детишки просто в восторге, особенно если ежедневно им предлагают новые стишата.

Артикуляционная гимнастика для детей 1-3 лет

Занятия артикуляционной гимнастикой с маленьким ребенком особенно необходимы, если имеет место ярко выраженная . Существует целый комплекс упражнений, которые выполняются с целью укрепления и улучшения работы всех элементов артикуляционного аппарата (языка, щек, уздечки, губ).

Занятия с ребенком нужно сделать красочными, занимательными, необычными. Следует вызвать у малыша восторг и желание упражняться каждый день. Тогда и процесс развития речевого аппарата начнет продвигаться намного быстрее.

Вот несколько эффективных упражнений, которые можно выполнять ежедневно. Заниматься нужно с ребенком, который достиг полуторагодовалого (или хотя бы годовалого) возраста.

Упражнение «Блин»

Широко улыбнуться и высунуть язык. Поместить его на нижнюю губу и держать на протяжении 5-7 секунд. При этом необходимо следить, чтобы губа была расслаблена и не терлась о зубы. Даже легкое напряжение является показанием для повторного проведения манипуляции.

«Улыбка»

Это одно из простейших упражнений для развития артикуляционного аппарата у ребенка. Крохе всего лишь нужно растянуть губы в улыбке таким образом, чтобы зубы не были видны. Удерживать такое положение на протяжении 5-10 секунд. Делать 3-4 подхода в день.

Упражнение «Пятачок»

Вытянуть губы трубочкой, а затем двигать ими вправо, влево и по кругу. Выполнять процедуру на протяжении 1-3 минут.

Игра «Маятник»

Рот немного приоткрыть, губы растянуть в широкой улыбке и высунуть наружу кончик языка. Под счет мамы ребенок должен касаться попеременно каждого уголка рта кончиком языка. Повторять движения следует не менее 10 раз, постепенно увеличивая продолжительность занятий.

Все упражнения, из которых состоит комплекс артикуляционной гимнастики, должны выполняться в сидячем положении. Ребенок при этом должен быть расслаблен и настроен на игровой лад. Только тогда от таких занятий будет польза.

Дыхательная гимнастика для развития речи у детей

Такие упражнения играют особенно большое значение, поскольку тренируют дыхательную систему ребенка. Принцип прост: вдох выполняется через нос, выдох – через рот. Именно на выдохе и выполняется большая часть таких упражнений.

Упражнение «Лети, бабочка!»

Для выполнения такого упражнения вам нужно будет вырезать несколько бабочек из разноцветной бумаги. Каждую бабочку прикрепить к не очень длинной нитке, а затем все фигурки вместе приделать к шнурку или тонкому деревянному бруску. Заготовку для игры повесить таким образом, чтобы она висела на уровне лица малыша.

Покажите ребенку бабочек, после чего скажите что-то вроде: «Смотри, какие красивые бабочки – разноцветные, маленькие, интересные. А как они умеют летать»!

После этого легонько подуйте на бабочек, чтобы показать ребенку, что от него требуется. Скажите ему: «Погляди, как далеко они улетели! А ну-ка, давай и ты попробуй. Полетят ли они у тебя так же далеко?»

Задача малыша – набрать как можно больше воздуха через нос, и со всей силой подуть на бумажных бабочек. Вы же должны следить за тем, чтобы его плечи оставались прямыми, он не поднимался на носочки, не добирал даже немного воздуха в легкие, и не надувал щеки. Дуть следует осторожно, чтобы не спровоцировать головокружение.

Упражнение «И пошел первый снег»

Данная игра потребует от вас небольшого куска ваты, разделенного на множество мелких клочков. Они послужат снежными хлопьями. Разместив «снежинки» на столе, скажите: «Посмотри, как много снежинок. Все они напоминают о зиме, и если ты любишь эту пору, давай вместе подуем на них».

Покажите ребенку, как правильно выполнять упражнение, после чего он сам должен повторить процедуру. Проводите такие игры каждый день по 3-5 минут.

Такие упражнения должны выполнять только при желании ребенка, поэтому не заставляйте их учиться против воли. Этим вы можете добиться эффекта, прямо противоположного ожидаемому.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры не только помогают развивать речевой аппарат, но также улучшать память, мышление, фантазию и мелкую моторику.

Так, с ребенком можно играть во что угодно, имитируя:

  • семью;
  • школу;
  • магазин;
  • салон красоты;
  • праздники и т. д.

У таких игр есть свой алгоритм проведения, которому необходимо следовать. Он включает в себя следующие действия:

  1. Выбор темы.
  2. Тщательная разработка плана игрового мероприятия.
  3. Создание ситуации.
  4. Распределение ролей.
  5. Старт игры.
  6. Поддержание интереса ребенка к забаве за счет придумывания различных неожиданных поворотов и ситуаций.
  7. Завершение игрового мероприятия. Финал должен быть логическим, чтобы малыш понимал, ради чего проводилась игра.

Чтобы веселее было проводить такие занятия, лучше играть всей семьей. Это пойдет на пользу и крохе, и родителям.

Развивающие игры для детей от 2 лет

Дети от 2 лет и старше уже имеют кое-какие навыки общения, поэтому задача родителей заключается в их закреплении и развитии.

С этой целью был создан интерактивный обучающий комплекс «Мерсибо», который состоит из упражнений, направленных на:

  • выполнение дыхательной гимнастики;
  • развитие фонематического слуха;
  • проведение звуко-буквенного анализа;
  • улучшение неречевого слуха;
  • обучения основам грамматики (деткам от 3 лет и старше);
  • развитие логического мышления;
  • улучшение внимания;
  • стимуляция полноценного мышления и др.

Все игры, из которых состоит учебный курс «Мерсибо», проводятся в визуальном режиме. Это обеспечивают наборы картинок, которые выводятся на экран специальной мультимедийной доски.

Для кого предназначен обучающий комплекс?

Сборник упражнений «Мерсибо» используется в основном в дошкольных учебных заведениях, не имеющих доступа к сети интернет. Это платный курс, однако, программа обучения довольно обширная, поэтому она приобрела огромную популярность не только у воспитателей детских садов, но также у родителей.

Занятия по методике «Мерсибо» помогают развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, укрепляют память, вырабатывают смекалку, учат фантазировать и мыслить логически. Такие игры способствуют значительному пополнению словарного запаса малыша, подготавливают его к школе.

Интерактивный комплекс «Мерсибо» можно установить на домашний ПК, чтобы в любой момент вы могли открыть ту или иную игру и начать заниматься с ребенком. Но если вы придерживаетесь мнения, что обучать ребенка должны родители, тогда варианты домашних игр, представленных выше, выручат вас в любое время и любую погоду.

Полезное видео о том, как развивать речь ребенка 2-3 лет

Игры для развития речи ребёнка 2, 3 лет

Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком.

Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Артикуляцию очень хорошо развивают скороговорки.

Учите малыша считалкам. Повторение этих забавных стишков способствует развитию речи малыша. Несколько считалок приведено в разделе «Как выбрать ведущего». В этом же разделе собраны загадки; задавайте их ребенку, разбирайте ответ вместе с ним. Когда ребенок запомнит несколько загадок или научится сам их придумывать — загадывайте загадки друг другу. Они развивают воображение, наблюдательность и творческое мышление. Кроме того, что это интересное времяпрепровождение, с помощью загадок можно выбирать ведущего для игр в компании: кто отгадал загадку первым, тот и водит.

В период между двумя и тремя годами у ребенка только формируются навыки членораздельной речи. Часто это происходит уже после трех лет. Если вас что-то беспокоит, проконсультируйтесь у логопеда.

Кроме упражнений для дыхания и скороговорок нужно, проговаривая с ребенком все действия, следить за правильным произношением и ударением в словах.

Чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на качества, свойства того или иного предмета, используя при этом в своей речи как можно больше прилагательных для описаний. Обогащайте речь ребенка синонимами, омонимами и т. д.

Постарайтесь сделать ваши занятия интересными и веселыми!

Поскольку при грамотном дыхании мы произносим все слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания.

Дудочка и свистулька. Для ребенка мир полон разнообразных звуков: одни можно получить, если постучать вон той штучкой, другие — только если в эту штучку дунуть. Извлекая звуки, ребенок тренирует выдох, познает причинно-следственные связи (дунул — получился звук).

Начать можно со свистульки, поскольку для извлечения звука достаточно в нее просто дунуть. Выбирайте свистульки, которые нравятся ребенку внешне, удобны для его рук и с негромким свистом. В противном случае головная боль вам гарантирована.

Дудочка предназначена для детей более старшего возраста. Она усложняет задачу для ребенка и одновременно с этим делает ее более интересной и занимательной. Ведь дудочка, обладая мелодичным звучанием, позволяет получать разные звуки.

Пузыри мыльные и не только. Наверно, не найдется ни одного взрослого, который в детстве не любил бы мыльные пузыри. Сколько удовольствия и радости доставляют эти забавные шарики, переливающиеся всеми цветами радуги! Вашему ребенку они наверняка тоже очень понравятся. Ведь их можно не только выдувать, но еще ловить, бегая за ними и хлопая в ладоши.

Кстати, если вы устраиваете детский праздник с конкурсами, то бутылочка мыльных пузырей будет отличным призом.

Сделайте раствор вместе с ребенком или купите готовый в магазине.

Рецепт раствора мыльных пузырей . Чтобы легко и быстро получить мыльные пузыри, смешайте небольшое количество средства для мытья посуды или пену для ванн и воду.

Можно построить из мыльных пузырей замок или гору. Налейте в стакан или кружку немного воды и средства для мытья посуды. Возьмите с малышом по соломинке, дуйте в них и смотрите, как пена растет прямо у вас на глазах.

Обычная коктейльная соломинка может доставить много радости во время купания в ванной. Там воды много, и можно брызгаться и пускать пузыри. Соломинку нужно будет укоротить до длины, подходящей вашему ребенку. Стандартный размер может оказаться для малыша слишком большим и неудобным. Это, кстати, один из действенных способов приучить боязливого ребенка к воде. В процессе обучения плаванью малышу дают пускать в воде пузыри, и с каждым днем соломинку постепенно укорачивают. Через соломинку можно просто дуть на воду, создавая эффект волн. Чем больше они получаются, тем лучше.

Свечи. Огонь обладает магическим свойством притягивать внимание. Сделайте свечи неотъемлемой частью детских праздников. Это прекрасная возможность поиграть с ребенком. Задуть свечку — для двухлетнего ребенка на самом деле не такая уж простая задача, как может показаться взрослому. Для этого ведь нужно сосредоточиться, набрать побольше воздуха, сложить губы трубочкой, да еще и дунуть не куда-нибудь, а именно на пламя свечки.

Хвалите ребенка за каждую попытку, ведь научиться задувать свечку еще не самое сложное. Гораздо труднее малышу дуть на пламя так, чтобы оно не погасло. Для этого выдох должен быть плавным и долгим.

Почему именно свечка? Просто ее огонек подскажет ребенку, что он все правильно делает. А еще можно дуть на свечу, потихоньку отходя от нее, увеличивая тем самым расстояние.

Обязательно соблюдайте технику безопасности при обращении с огнем. Не оставляйте ребенка наедине с горящей свечой.

Вата или пенопласт. Возьмите небольшой кусочек ваты или пенопласта (он тоже достаточно легкий), положите на стол и просите малыша сдуть его. В эту игру интересно играть в компании. Задача — дунуть так, чтобы твой кусочек переместился как можно дальше.

А с пенопластом можно затеять еще более интересную игру: возьмите кусочек пенопласта, воткнув в него зубочистку, сделайте из бумаги парус. Теперь осталось набрать воды в раковину, таз или ванну и дать старт морской регате.

Вообще дуть нужно на всё, что попадается под руку, — это насколько хватит вашей фантазии.

Кто дольше

◈ В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный.

◈ Тянуть можно и некоторые согласные звуки. Все дети любят играть в эту игру вместе с родителями. Осталось только набрать воздуха.

Повторяй за мной

Формирует навыки правильного произношения, разбивает артикуляционный аппарат

◈ Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог:

Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

Проводи мишку

Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь : мягкая игрушка (например, мишка).

◈ Пойдите на кухню, пусть ребенок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.

◈ Затем сходите с мишкой в другие комнаты.

Голоса животных

Необходимый инвентарь : карточки с изображениями животных или игрушки-животные.

◈ Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.

◈ Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие.

◈ Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

♦ воробей — чирикает (чирик-чирик)

♦ ворона — каркает (кар-кар)

♦ гусь — гогочет (га-га-га)

♦ индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

♦ кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

♦ коза — блеет (ме-е-е)

♦ корова — мычит (му-у-у)

♦ кошка — мяукает (мяу-мяу)

♦ лошадь — ржет (и-го-го)

♦ лягушка — квакает (ква-ква)

♦ мышка — пищит (пи-пи-пи)

♦ осел — ревет (иа-иа)

♦ петух — поет, кукарекает (кукареку)

♦ пчела — жужжит (ж-ж-ж)

♦ слон — трубит (ту-у-у)

♦ собака — лает (гав-гав)

♦ тигр, лев — рычит (р-р-р)

♦ утка — крякает (кря-кря)

♦ филин — ухает (уху-уху)

◈ Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

Угадай животное

Игра способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром

Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.

◈ Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.

◈ Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.

Кукла спит

Игра способствует развитию речи, слуха

Необходимый инвентарь : кукла или мягкая игрушка.

◈ Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку и укроет одеялом.

◈ Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете говорить шепотом, чтобы не разбудить ее.

◈ Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).

◈ Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.

Закончи слово

Игра способствует развитию речи, памяти, внимания

◈ Попросите малыша закончить слово, которое вы произносите. Например: доро-га, мага-зин, коло-бок.

◈ Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.

Повтори за мной

◈ Предложите ребенку повторять за вами рифмованные строчки:

Птичка прилетела, песенку мне спела.

Девочка проснулась, сладко потянулась.

Солнышко садится, Маша спать ложится.

Яблоко или тарелка?

Игра способствует развитию речи, внимания

◈ Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.

♦ Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)

♦ Ложка и тарелка — это посуда?

♦ Шорты и майка — это мебель?

♦ Ромашка и одуванчик — это деревья?

◈ Усложняйте задания, называя предметы из разных тематических групп:

♦ Помидор и апельсин — это овощи?

У меня зазвонил телефон

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса

◈ Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора.

◈ По очереди изображайте звонок телефона.

◈ Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы.

◈ Меняйтесь ролями.

◈ Разговаривайте от имени игрушек, животных.

Чем заняться

◈ Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц...), на реке (купаться, нырять...).

◈ Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать...); что делает дворник (убирает, подметает...).

◈ Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.

Загадалки

Игра способствует развитию речи, воображения

◈ Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется.

◈ Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет.

◈ Например: высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан).

◈ Потом меняйтесь ролями.

Большеслов

Игра способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова

◈ Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой- нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый.

Кто есть кто?

Игра способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имен существительных

◈ Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа — слон, то мама — слониха, а их ребенок — слоненок и т. д.

Скороговорки

◈ Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять.

◈ Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте ее интонацией.

◈ Главное — не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пускай закончит ее.

◈ Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения. ◈ Вот несколько скороговорок — коротких и более длинные.

♦ Течет речка, печет печка.

♦ У ежа ежата, у ужа ужата.

♦ Ткет ткач ткани на платки Тане.

♦ У редьки и репки корни крепки.

♦ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

♦ От топота копыт пыль по полю летит.

♦ У перепела с перепелкой пять перепелят.

♦ У четырех черепашек по четыре черепашонка.

♦ Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щечки, нос.

♦ На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова.

♦ «Расскажите про покупки!» — «Про какие про покупки?» — «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».

♦ Ехал грека через реку. Видит грека — в реке рак. Сунул грека руку в реку. Рак за руку греку цап!

◈ Ваш малыш очень скоро полюбит это веселое и увлекательное занятие.

◈ Обязательно радуйтесь вместе с ребенком, хвалите его. Произнесите скороговорку сами и попросите его постараться сделать это лучше. Результат приятно удивит вас.