Как научить ребёнка быстро решать примеры. Приобщение ребенка к домашним обязанностям

Специалисты утверждают, что дети должны учиться считать еще в детском саду, важно, чтобы занятия проходили интересно, и ребенок 3-4 лет сам хотел считать. Как только первые знания о цифрах и счете будут получены, малышу будет легче и проще закреплять новые знания о сложении и вычитании.

Первые шаги ребенка в счете должны поддерживать взрослые. К примеру, можно просить малыша, чтобы он нашел один или несколько предметов, озвучивая их количество. Также нужно будет обучить малыша пониманию того, что такое «больше», «меньше» и «одинаково».

Прежде чем ребенок научится слагать и вычитать, нужно научить его просто считать, далее обучить проговариванию счета вслух, потом он должен научиться делать это шепотом, а только последним этапом станет счет в уме, и вслух малыш будет произносить только получившийся результат.

Считать можно не только дома, вполне можно научить ребенка счету на прогулке. К примеру, вы можете посчитать, сколько машин припарковано во дворе, потом попробовать усложнить задачу и посчитайте, сколько из них красных, а сколько серых. Можно сосчитать встречающихся животных, птичек, деревья и все, что только попадется на глаза. Так ребенок будет усваивать процесс счета, подкрепляя его визуальными образами, и на шаг приблизится к цели, чтобы научится быстро считать в уме.

Любое обучение ребенка счету должно проходить в виде игры. Тут вам могут помочь специальные счетные палочки или же обычные одинаковые предметы, это могут быть карандаши, пуговки, фломастеры. Начините занятия с дошкольником, начиная усваивать счет до пяти. Когда ребенок научится быстро считать в пределах 5, вы можете попробовать обучить его счету до 10-ти.

Постарайтесь объяснить ребенку, из чего состоит число. Это легко сделать при помощи сладостей, к примеру, у ребенка есть четыре конфеты, если он поделится с мамой и даст ей одну, то у него останется три конфеты. Вы сможете объяснить ребенку процесс вычитания, что если у него было 4 конфеты и если одну убрать, то останется 3.

Для счета можно использовать палочки и линейки

Попробуйте научить малыша и сложению таким же способом, меняйте количество конфет местами, чтобы ребенок понял, что от перемены мест слагаемых сума не меняется. Так вы сможете очень до 5-ти и до 10-ти, а также закрепите навыки сложения и вычитания.

Обязательно поясните ребенку понятие «ноль», это сделать гораздо проще чем кажется. Просто разложите перед малышом несколько счетных палочек и проведите с ними несколько сложений и вычитаний, и приведите пример, когда три палочки будут отниматься от трех палочек. Уберите все палочки со стола и объясните, что в этом случае ничего не останется, то есть, будет ноль.

В обучении счету ребенка главное регулярность и никакого принуждения, занятия должны быть ежедневными и веселыми, чтобы малыш понимал, что быстро считать в уме числа – это очень весело. Старайтесь давать ребенку простые и хорошо запоминающиеся примеры, так он запомнит числа намного быстрее, тут вам могут помочь бумажечки с цифрами.

Обучение цифрам для малышей – цифра и число 10

Пока вы обучаете малыша счету в пределах 10-ти, вы должны ему объяснить из чего состоит число 10. Он должен понимать, что десятку можно получить разными способами, сложив 5+5, 3+7 или 8+2. Как только малыш сможет слагать и вычитать числа до десяти в слух, попробуйте его попросить делать это шепотом, а потом и в уме.

Чтобы научить дошкольника счету до 20-ти, используйте тот же способ, что и при обучении до десяти. Приведите ребенку пример, что нужно сложить 8+4. Числу 4 не хватает до десяти 6, мы их заберем у 8. Останется 2, а потом десятку нужно прибавить к двум, вот и получится 12.

Не забывайте о том, что нужно научить дошкольника счету сначала на наглядных пособиях, потом перейти на карточки с цифрами, потом на устный счет вслух без пособий, на счет шепотом и только потом устный счет в уме. Пока ребенок не усвоит первый уровень знаний и не доведет их до автоматизма, не переходите ко второму.


Как только дошкольник сможет легко сосчитать до 20-ти, вы можете превратить счет в увлекательную игру, предлагая малышку складывать и вычитать разные числа, которые он встречает на улице. Это могут быть номера домов, машин или цифры на рекламных плакатах.

Сложные числа по типу «245» разлагаете на простые, просите малыша посчитать, сколько будет 2+4+5 вслух или шепотом. Так ребенок сможет в виде игры оттачивать навыки счета в уме и легко научится слагать и вычитать цифры до 20-ти.

Неплохо может помочь в обучении дошкольника счету до десяти и до 20-ти обычная линейка с делениями. Тут вы можете наглядно показать ребенку сложение и вычитание и можете обучить его быстро считать до 20-ти. Попросите малыша приплюсовать 4+4. Найдите на линейке цифру 4 и от нее пальчиком пойдите вправо, так как речь идет о сложении.

для детей малышей – Удивительная стройка – Сложение – Учимся складывать числа

Нам нужно прибавить еще 4, значит нужно сделать 4 шага. Опробуйте таким же образом вычитание, только возьмите в пример 9-5. Найдите с ребенком девятку, оставьте на ней пальчик, а другим отсчитайте 5 шагов. Остановите свой пальчик на цифре 4. Так вы сможете очень легко и наглядно обучить малыша счету, сложению и вычитаю до 20-ти.

Многие родители сомневаются, нужна ли ребенку до школы, но вы, как родитель, должны оценить способности своего малыша, возможно, для него это будет слишком большая нагрузка. Не стоит превращать жизнь дошкольника в сплошной урок математики, есть много других интересных занятий. Счет должен быть интересной и увлекающей игрой, а не обязанностью.

Вопросом о том, как научить ребенка быстро считать в уме задаются многие родители, у которых дети уже достигли младшего школьного возраста. Родители должны понимать, что интерес к счету нужно начать прививать как можно раньше, в форме игры, чтобы малыш понял, какой это интересный предмет – математика.

Чтобы счет поддавался первокласснику намного проще и легче, обязательно нужно научить малыша складывать и вычитать числа в столбик. Обучить ребенка будет легко, для этого вам понадобиться немного терпения, желание малыша, листочек и ручка.

В начале обучения сосредоточьтесь только на сложении. Попросите ребенка на листике записать числа так, чтобы единицы были над единицами, десятки – над десятками, сотни – над сотнями. Как только числа будут записаны – подведите под ними черту.

Поясните, что сложение нужно начинать с единиц, которые записаны в самом конце. Если сумма цифр получается меньше десятки, то вам нужно будет сразу записать ее под чертой. Если больше, чем десять, то единицы пишите под черту, а количество десятков – запомните или запишите сверху примера.

Теперь нужно будет складывать десятки, но к ним же нужно будет прибавить тот десяток, который мы запомнили при сложении единиц. Сотни и тысячи складываются точно так же, как и десятки.

Сложение столбиком целых чисел

Когда первоклассник запомнит, как складывать числа, попробуйте решать примеры на вычитание. Поясните, что записывать цифры нужно точно также, а если количество единиц в уменьшаемом больше, чем в вычитаемом, необходимо «занять» десяток.

Научите первоклассника делению. Для этого число, которое делите, запишите на бумаге и отделите его от делителя уголком. Результат записывает под ним. Помните, что в отработке счета в столбик нужна практика. Занимайтесь с ребенком, который пойдет в первый класс по чуть-чуть, но регулярно. Обязательно следите, чтобы примеры были решены правильно.

Устный счет для школьника

Существует несколько видов устного счета и для ученика, который ходит в первый класс, очень важно освоить каждый их них.

Беглый слуховой счет развивается, когда его насчитывает учитель, родитель или одноклассник. Основная нагрузка приходится на память, но при этом малыш будет быстро утомляться, поэтому не нужно практиковать этот счет слишком долго.

Зрительный устный счет может производиться при помощи таблиц, плакатов и записей на доске. Так ребенку будет намного легче выполнять математические действия, и математика будет усваиваться намного легче при наличии наглядных пособий.

Комбинированный счет может проводиться при помощи разных способов. Класс может показывать ответы на карточках, учитель может попросить детей провести взаимопроверку, упражнения могут даваться в виде игры, викторины, лабиринта и т. д.

Круглые числа

Чтобы объяснить ребенку понятие круглых чисел, можете использовать обычную длинную линейку. Вы сможете пояснить, что десяток состоит из десяти единицы, два десятка – из двадцати и так далее.

Расскажите малышу, который ходит в первый класс, что чтобы посчитать что-либо десятками правильно, нужно использовать принцип счета единицами, на ноль не нужно обращать внимание. Постарайтесь посчитать десятками и не забывайте записывать ноль.

Трехзначные числа

Часто бывает, что когда первоклассники доходят до темы трехзначных чисел, они пугаются. Чтобы ребенок быстро понял, что к чему, постарайтесь преподнести малышу материал при помощи таблиц.

Сотни Десятки Единицы
3 5 1
2 3 8

Решим пример 351+238 с помощью таблицы. Нам нужно будет заполнить пустой ряд

Расписываем число на разряды и проводим складывание. У нас получится простой счет в пределах десятки.

Сотни Десятки Единицы
3 5 1
2 3 8
5 8 9

Похожие действия можно делать с вычитание и с переходом на десятки.

Приведу схему, которую я использовал для обучения детей сложению в пределах 100 (когда сумма < 100). Это один из ключевых навыков, который нуждаются в обстоятельной отработке, т.е. решении большого числа примеров.

Как обычно, по методике можно пройти электронный курс Сложение в пределах 100 (бесплатный), включающий объяснения и решение примеров, в последовательности, описанной в методике.

Общая схема
Посмотрим сначала на крупные блоки, а потом уже на конкретные шаги в каждом блоке.

В целом в обучении сложению в пределах 100 нет особых принципиальных сложностей. Обучение можно построить так, что сложность растет очень постепенно, и каждый новый навык строится из уже известных кирпичиков.
Единственный принципиально новый навык – нахождение состава числа и переход через десяток. Далее остановимся на нем поподробнее.

Детально по каждому блоку
Детальная схема, кликните на нее, чтобы посмотреть в большем масштабе.

Главное, что нужно подчеркнуть, каждый из приведенных шагов (навыков) нужно отрабатывать с ребенком на примерах. Чтобы ребенок мог комбинировать и применять их для решения задач на автомате.

ШАГ 0. Для начала нужно повторить

Счет до 10 – 20 – 100

Понятие сложения

Простое сложение в пределах 10

Все дальнейшие шаги будут основаны на этих навыках, поэтому их нужно применять очень уверенно. Тут же можно познакомить ребенка с основными типами заданий и задаваемых вопросов.

ШАГ 1. Начнем с самого простого – сложения единиц с десятками

a. Научимся прибавлять единицы к 10
Здесь можно повторить, что такое десятки и единицы, и как раскладывать на десятки и единицы двузначное число.

ШАГ 2. Затем будем складывать десятки как единицы

a. Повторим счет десятками до 100

здесь важно, чтобы ребенок почувствовал последовательность десятков и то, что десятки полностью аналогичны единицам

b. Научимся складывать числа кратные 10 по аналогии с единицами

ШАГ 3. Самая сложная тема – состав числа и простой переход через 10

a. Сначала состав числа 10

b. Потом состав чисел до 10
Аналогично п. а)

c. Сложение 3ех и более чисел
Прибавляем по очереди

d. Сложение с переходом через 10, оба числа меньше 10

Разбиваем второе число
доводим первое до 10ти
прибавляем к десяти то, что осталось

ШАГ 4. Разберем общий случай сложения без перехода

a. Добавление единиц к любому числу без перехода
Десятки не меняются, просто складываем единицы

b. Добавление десятков к любому числу
Единицы не меняются, просто складываем десятки

c. Потом общий случай

a. Сначала проверяем, есть ли переход
Для этого смотрим на единицы. Если их сумма больше 10, значит есть переход.

b. Добавление единиц к любому числу с переходом


Внимание, более правильно делать это следующим образом:
прибавить к большему числу единицы до следующего десятка, а остаток поместить в единицы (получившегося числа).

c. Потом общий случай
Разлагаем второе число на десятки и единицы. Прибавляем сначала десятки, потом единицы.

ШАГ 6. Финально потренируемся складывать два числа до 100 в общем случае
Здесь нужно повторить, как определять, есть ли переход. Все остальные кирпичики ребенок к этому моменту уже должен освоить.

Что нужно, чтобы начать
нужно знать счет до 100 и сложение в пределах 10

Как можно применить методику
можно заниматься по учебнику, с учетом приведенных шагов
можно тренировать ребенка самому, задавать ему примеры
можно начать проходить курс онлайн (все некоммерческое)

В завершение
Большая просьба к тем, кто уже проходил или начинает проходить электронный курс, по возможности написать комментарии по формату курса, стилю изложения, типам заданий – что удобно, а что нет.

Мои дети уже к такому формату привыкли, но чтобы делать инструмент для широкого круга учеников этого недостаточно. Хотелось бы учесть ваше мнение, сделать обучение максимально удобным и эффективным.

Без этого очень сложно развивать курсы, получается работа вслепую. Без совместной работы никак)) Комментарии можно писать в личку или под постом, заранее большое спасибо!

Родители часто спрашивают, как научить ребёнка считать в пределах 20. Иногда маленький ученик успешно проводит вычисления до 10, но не до конца понимает, как складывать/вычитать большие величины.

Материал содержит примеры упражнений, анализ основных ошибок, которые часто допускают родители во время занятий.

Общая информация

Вычисления часто даются маленьким ученикам сложнее, чем чтение. Чтобы ребёнок полюбил математику, родителям важно знать основные правила и приёмы обучения. «А как же школа, учителя?» – спросят многие.

Конечно, основная нагрузка ложится на педагогов, но при выполнении домашних заданий родители должны правильно объяснять определенные правила, находить ошибки. Когда взрослые понимают, как привить любовь к математике, занятия проходят намного проще.

Уделять внимание обучению счёту всё равно придётся. Таков родительский труд, от совместных занятий с ребёнком никуда не деться. Даже при посещении репетитора (детского развивающего центра) домашние задания нужно выполнять. Если родители будут знать основные приёмы, современные методы обучения, будет намного проще взрослому и ребёнку.

Как научить считать в пределах 20

Педагоги, родители дают рекомендации, предлагают проверенные алгоритмы, благодаря которым маленький ученик поймёт, что такое десятки, как усвоить более сложные понятия. Всегда проверяйте, запомнил ли «юный математик» пройденный материал, не перескакивайте, даже если на изучение уйдёт не 2–3 дня, а неделя.

С чего начать

Алгоритм:

  • выучите названия чисел второго десятка;
  • понадобится два набора кубиков. Предметы должны быть одинаковые;
  • ребёнок должен выложить в ряд 10 вещей, обязательно слева направо;
  • скажите, что 10 – это десяток, он называется «дцать»;
  • на первый ряд кубиков положите ещё один. Получилось – 11 или один плюс «дцать» = одиннадцать;
  • положите два, затем три, четыре кубика на «дцать». Получилось: три – на – дцать, четыр – на – дцать и так далее;
  • пусть маленький ученик сам ставит кубики, прибавляет знакомую цифру к десятку;
  • ребёнок чётко запомнил схему построения чисел от 11 до 19? Переходите к следующему этапу.

Как образуется сотня

Алгоритм:

  • большинство деток, хорошо усвоивших образование чисел до 20, быстро понимают, как сделать два, три, четыре десятка до сотни;
  • начало упражнения то же: выложите 10 кубиков, скажите, что это десяток или «дцать»;
  • рядом поставьте такой же ряд из десяти кубиков, получилось два ряда. Название: два плюс «дцать» = двадцать, три плюс «дцать» = тридцать;
  • 40 (сорок) и 90 (девяносто) оставьте на потом, скажите: у этих круглых чисел другое название. Покажите, что у десятка всегда «0» на конце, потому число круглое, к нему прибавляются цифры 1, 5, 8 и так далее;
  • 50, 60, 70, 80 – ещё проще запомнить. Спросите, сколько десятков в числе 50. Правильно, пять. Пусть детки назовут первую цифру, прибавят слово «десят» – получится ПЯТЬДЕСЯТ. Когда ученик понял принцип, спросите: «Сколько десятков ты нашёл в 60, 70 и 80?» Конечно, шесть, семь, восемь. Так получатся новые названия: ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ.

Счёт до 20 без перехода через десяток

Алгоритм:

  • вновь достаньте те же кубики;
  • пусть ребёнок построит ряд из десяти штук;
  • поставьте сверху (обязательно слева направо) ещё два кубика. Получилось 12;
  • рядом по тому же принципу постройте число 15;
  • объясните маленькому ученику, как быстро сложить 12 и 15. Прибавьте 1 + 1 десяток, получилось 2 десятка или ДВАДЦАТЬ;
  • прибавьте единицы: 2 + 5 = 7. Теперь есть ДВАДЦАТЬ и СЕМЬ, вместе – ДВАДЦАТЬ СЕМЬ;
  • подкрепите объяснение кубиками. Пусть ребёнок пересчитает, действительно ли 27 кубиков на столе;
  • закрепите урок, дайте попробовать разные варианты, пока «юный математик» не поймёт принцип;
  • сложение освоено? Приступайте к вычитанию: принцип тот же;
  • через десяток переходите только после полного понимания материала с любыми числами от 10 до 100.

Совет! К началу обучения ребёнок должен чётко понимать, где десятки, а где – единицы в двузначном числе, чётко знать понятия «лево – право».

Правила счёта с переходом через десяток

Используйте таблицу, в которой показан состав числа. Детки должны понимать, как получить цифры разными способами. Например, 8 = 3 + 5, 4 + 4, 6 + 2, 7 + 1, 8+ 0. Без навыков быстрого счёта, сложения/вычитания от 0 до 10 нельзя переходить к более сложным упражнениям.

Задача родителей: объяснить, что одно из чисел нужно разложить на два, чтобы получить 10, затем прибавить остаток. Правило легко понять на примере.

Смотрите:

  • задача: найти, сколько будет 18 + 6;
  • 18 – это 10 и 8;
  • запишите по-новому (10 + 8) + 6;
  • спросите, сколько от 6 не хватает до десятка, чтобы прибавить к 8;
  • правильно, 2 (пригодится таблица «Состав числа);
  • теперь запишите 6 как 2 и 4. Получилось: 10 + 8 + 2 + 4 или 10 + 10 + 4. Два десятка плюс четыре единицы равно ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ;
  • когда ребёнок запомнит сложение, так же объясните вычитание;
  • всегда держите под рукой таблицу «Состав числа». Детки будут меньше теряться, проще ориентироваться.

Постоянно проводите «тренировку между делом», чтоб лучше запомнился состав числа. Проговаривайте чаще, подключайте ребёнка, пусть оканчивает фразу: «На столе слева стоит 3 тарелки, я ставлю справа ещё 3 тарелки. Сколько всего предметов? Правильно, 6». Покажите другой способ: «Я поставлю слева 2 тарелки, справа – 4 тарелки, вновь получилось 6 тарелок» и так далее (1 + 5).

По адресу прочтите инструкцию по применению детских капель в нос Виброцил.

  • проводите занятия в игровой форме. Дошкольники и младшие школьники остро реагируют на скучные задания, «серые», невыразительные картинки;
  • приводите простые примеры, ищите персонажей для счёта, понятных по возрасту. Маленький ученик должен легко узнавать предметы, животных, которых нужно сосчитать. Например, кот – подходит, дикобраз – нет (многие малыши думают, что это ёжик с длинными колючками, не сразу узнают и называют зверька). Апельсин – подходит, киви – нет (экзотический фрукт чем-то напоминает картошку, можно ошибиться) и так далее;
  • математические игры – отличный вариант для развивающих занятий. Подойдёт домино, лото, лабиринт, по которому можно путешествовать при помощи фишек, кубики с крупным изображением. Купите игры, изготовьте карточки из картона самостоятельно;
  • заинтересуйте ребёнка, расскажите, как важен счёт в повседневных делах. Считайте ступеньки в подъезде, стулья около стола, окна в магазине, синие или белые машины на дороге. При покупках в супермаркете просите ребёнка подать с полки 1 пакет молока, 2 бублика, 3 пачки творожка и так далее. Скажите: «В корзинке 4 банана, я положу ещё 1, получится 5 бананов». Проговаривайте все числительные чётко. Такие разговоры часто «напрягают» родителей, нередко кажутся скучными, пустыми, но сложно переоценить пользу от занятий для детей;
  • тренировка между делом. Этот приём наглядно демонстрирует, что для людей значат цифры и вычисления. Ненавязчиво приучайте малыша к миру математики. При сервировке стола к ужину или обеду говорите: «Я ставлю 5 тарелок, я кладу 5 вилок». Постепенно маленький человечек поймёт, что каждый раз количество столовых приборов, посуды бывает разным. Поставьте одну тарелку, озвучьте, добавьте ещё одну – вновь назовите число и так далее;
  • регулярность, настойчивость – одно из главных правил. Проводите тренировку между делом, придумывайте сказки с математическим уклоном об окружающих предметах (одушевлённых/неодушевлённых).

  • просите помощи у «юного математика», пусть подскажет, сколько кошек сидит около подъезда. Покрошите хлеб, попросите посчитать голубей, прилетевших за едой. Часто слетается 10, 20 и более птиц. Вот хороший повод показать, что «ты досчитал до 10, а есть числа больше, например, 11, 15, 20 и так далее, чтобы сосчитать всех птиц»;
  • игра в кафе/магазин. Многие родители и опытные педагоги советуют простой приём для обучения счёту, особенно, для сложения, вычитания чисел через десяток. Добавляя к 10 рублям ещё 1, 2 или 5 рублей, ребёнок поймёт, что такое число 15 = 10 + 5, 20 = 10 + 10. Изготовьте бумажные деньги из плотного материала. Понадобятся «монеты» и «купюры» всех номиналов, даже таких, которых нет в реальном обращении. Нарисуйте 3,4,7,8 рублей: вы получите любое число при добавлении к 10. Какой размер «денежки» выбрать? Чтобы чётко был виден номинал;
  • школа. Ещё одна полезная игра. Детки любят быть учителями. Предоставьте им эту возможность, решайте примеры, иногда с ошибками, чтобы «учитель» мог поправить вас, проверить свои знания. Если маленький педагог сам ошибся, мягко подскажите, не смейтесь. Проверьте правильность решения на кубиках, яблоках, счётных палочках, вместе подумайте, кто прав. Похвалите за знания, пообещайте исправить оценку, подтянуть математику;
  • для сложения чисел в пределах 20 используйте наглядные пособия, счётные палочки, кубики. Изучать числа от 0 до 100 поможет обычный мягкий метр, который применяется при шитье. «Юный математик» увидит все числа, поймёт, какое находится левее, какое – правее. Удобно объяснить, что 12 меньше 17, потому что оно находится левее. Можно отмерить 12 и 17 см ткани, отрезать, сравнить куски, подтвердить правоту;
  • понятия «плюс» и «минус» вводите позже, когда усвоены правила сложения/вычитания до 10;
  • всегда объясняйте каждое слово в задаче. Пока ученик не поймёт, что означает условие, он вряд ли решит задачу. На первых порах сами придумывайте примеры, ищите хорошие учебники с интересными, понятными заданиями;
  • при сложностях не стесняйтесь просить совета у репетитора, педагога детского центра или учителя. Главное: найти человека, понимающего не только математику, но и детскую психологию. Задача достаточно сложная, но разрешимая;
  • психологический контакт с маленьким учеником – обязательное условие для успешного обучения. Крики, унижение, постоянное напоминание о неудачах отбивают охоту к учёбе, провоцируют неуверенность в своих силах, тяжёлые комплексы.

Вооружитесь советами педагогов, родителей, попытайтесь научить деток правильно считать в пределах до 20. В одних случаях материал усваивается легко, в других требуется настойчивость, терпение, долгие разъяснения. Не отчаивайтесь, не ругайте «юного математика», консультируйтесь с педагогами, психологами. Только регулярные занятия, поощрение малейших достижений принесут результат.

С возраста трех, а то и двух лет родители начинают задумываться – как правильно научить ребенка читать и считать? Дело в том, что именно в этот период малыши становятся наиболее любознательны и позитивно воспринимают желание взрослых научить их чему-либо, новые знания ложатся на благодатную почву – у детей быстро усваивается новая информация и они начинают активно использовать ее в своих играх и общении с окружающим миром. Однако, объяснить ребенку принципы счета, базовые принципы геометрии и ориентации в пространстве не так просто. Ребенок может пропустить некоторые числа, или поменять их местами не понимая логики счета. Это происходит потому, что память маленького человечка устроена таким образом, что они запоминают только то, что их заинтересовало, испугало или обрадовало.

В психологии выделяют определенные возрастные периоды, когда правильно осваивать с ребенком некоторые принципы счета:

  • в возрасте двух лет ребенок в состоянии осуществлять порядковый счет, т.е считать предметы по очереди от одного до десяти;
  • в три-четыре года дети научаются считать осознанно, группировать предметы, делить и т.п.;
  • когда возраст достигает четырех-пяти лет, формируется умение считать в уме и дети становятся способны к пониманию абстрактных понятий.

Если родители будут придерживаться возрастных особенностей, то научить считать будет гораздо проще.

Задача родителей сделать процесс обучения максимально интересным для детей, именно в таком случае освоение принципов математики пройдет легко и незаметно.

Принципы обучения счету в уме

В младшем дошкольном возрасте, родители начинают задаваться вопросом: как научить ребенка считать в уме? Психологи и педагоги разработали несколько правил и упражнений, использование которых позволит быстро научить детей счету в уме.

База, на которой должно строится освоение новых знаний – это готовность ребенка к упражнениям с математическим уклоном, увлекательность занятий, их периодичность . Просто научить ребенка считать в уме возможно поэтапно, сохраняя последовательность упражнений:

  1. Прежде чем приступить к обучению, необходимо разъяснить малышу понятия «больше» и «меньше». К примеру, читая книги обращайте его внимание на рисунки – каких предметов изображено больше, каких цветов меньше и т.п.
  2. Используйте в играх понятие «поровну». Просите малыша разделить предметы между членами семьи или сверстниками в равных долях.
  3. На этом этапе правильно начинать изучение сложения и вычитания. Используйте при этом хорошо знакомые предметы: фрукты, игрушки, палочки. В 3-4 года малыш должен понимать, что при сложении предметов получается больше, а при вычитании – меньше.
  4. Так же с помощью известных предметов покажите, что если поменять их местами – общее количество не изменится.
  5. Переходите к подсчетам до 10. Покажите различные виды сложения и вычитания в пределах этого числа. Двузначные числа пойдут позже – когда ребенок легко ориентируется в однозначных.
  6. Линейка – поможет научить считать в уме. Пальцами откладывайте на ней шаги и показывайте ребенку. Впоследствии, линейка станет незаменимым помощником в школе.
  7. Учите в формате игры – зазубривание не даст должного эффекта, а спровоцирует через некоторое время негативное отношение к обучению.
  8. На этом этапе малыш должен понимать принципы порядка счета, т.е. сколько было вначале, сколько затем прибавили или отняли и сколько в итоге получилось. Пробуйте отучить от сложения и вычитания на счетах, или использование предметов в качестве наглядности и стремится научить проводить эти операции в уме.

Обучение счету может осуществляться родителями в любой ситуации: в процессе игры, прогулки, или когда взрослый занимается домашними делами.

Можно не использовать цифры – считайте все, что видите, например: сколько деревьев ты видишь? Или, после ужина задать вопрос: сколько тарелок ты видишь на столе?

Упражнения для обучения счету

  1. Учимся считать в пределах 10

Дома можно проводить с ребенком такие игры:

  • Учите основам счета на пальцах, знакомя ребенка с числами до пяти. Однако, помните, что научить этому просто, а отучить обратно гораздо сложнее. Многие дети до 5 класса считают с использованием пальцев, что негативно сказывается на их дальнейшем развитии. Чтобы впоследствии отучить малыша от этого простейшего метода счета, используйте специальные разработанные психологами и педагогами методики.
  • Нарисуйте или найдите картинки, с изображенными на них предметами в количестве от одного до пяти штук, цифры пока не показывайте малышу – это может его запутать. Освоение новых знаний с использованием картинки считается самым эффективным методом, когда возраст детей до трех лет .
  • Смотрите вместе развивающие мультфильмы и передачи – есть специализированная программа и видео в интернете, в которых используются различные приемы и методики для освоения счета.
  • Можно учить сложению и вычитанию на счетах – в магазинах игрушек встречаются красочные и интересные для детей варианты.
  • Читайте стишки для маленьких, в которых встречается счет и другие математические приемы.
  • Ну и не забывайте в любое свободное время и в любой момент использовать возможность посчитать окружающие вас предметы вместе с малышом.

  1. Обучаемся считать до двадцати

Поле того, как малыш освоил счет на пальцах до пяти и цифры до десяти, и не «плавает» в их последовательности, можно приступать к обучению счету до двадцати посредством использования следующей методики:

  • В первую очередь объясните ребенку, что следующие числа после 10 состоят из двух цифр. Расскажите, что первые цифры обозначают десятки, а вторые – единицы.
  • Возьмите две емкости или коробки. В одну положите двузначное число (например, 12 или 13) знакомых ребенку предметов, а в другую несколько единиц или один предмет. Этот прием позволит детям наглядно увидеть разницу.
  • Расскажите, что единицы всегда следуют одна за другой – сначала 11, потом 12, 13 и т.д.
  • После того, как малыш разберется с основами счета до двадцати и хорошо придерживается последовательности цифр, давайте ему задания на укрепление полученного навыка: например, просите подать вам 12 вилок, или собрать 15 ягод.
  1. Обучаемся считать до ста

Когда малыш вступает в старший дошкольный возраст (4-6 лет), можно обучать счету до ста.

  • Сначала расскажите о числах 10, 20, 30, 40 и далее до 100, что десятков всего девять. Объясните, что от 10 до 20, от 20 до 30 и т.д. есть еще единицы, приведите примеры.
  • Каждый день выучивайте по одному десятку. В конце дня – повторяйте, сначала используя любые подручные предметы. Если усвоение идет плохо – возвращайтесь в начало ваших занятий .
  • Не забывайте про развивающие игры – когда большая часть чисел будет освоена, напишите в ряд числа по очереди, пропустив одно. Задача малыша – найти его.
  • Обязательно хвалите! Старайтесь не использовать фраз «ты делаешь это плохо», «ты не способный» и т.п. Делайте все возможное, чтобы сохранить позитивную мотивацию к обучению.

Математика – царица наук

Не стоит забывать, что математика не ограничивается сложением и вычитанием. В третьем, пятом классе детей начинают знакомить с другими правилами математики – умножением и делением, а также с основами геометрии – их учат различать различные геометрические фигуры, выделять более длинные или короткие, которые меньше или больше и т.п. Родители, которые хотят самостоятельно, до поступления ребенка в первый класс, научить его основам математики, должны придерживаться нескольких правил:

  1. Для начала определите время для проведения занятий: во-первых, заниматься необходимо как минимум 30 минут в день, во-вторых, продолжительность одного вашего «урока» должна составлять не более 10-15 минут, чтобы не перетруждать пока еще не готового к активной мозговой деятельности малыша. Это может спровоцировать негативное отношение к предмету, которое возможно проявит себя позже, когда ребенок пойдет в первый класс.
  2. Регулярное повторение пройденного материала в контексте новых упражнений . Это означает, что не стоит просто зазубривать – если 2+2 вы освоили, вернитесь к этому, когда будете проходить длину или ширину отрезков.
  3. В случае, когда вы замечаете, что малыш плохо справляется с заданием, или он не понимает вас – не стоит упорствовать, лучше вернитесь к более простым заданиям и через какое-то время вновь используйте более сложные примеры. Подстраивайтесь к детскому мышлению, оно существенно отличается от мышления взрослого человека. Сначала они привыкают к новому знанию, затем приходит понимание и только потом – информация запоминается.

Считаем столбиком

Осуществлять сложение и вычитание в столбик необходимо, когда эти действия невозможно или трудно произвести в уме.

Начинать учить считать в столбик необходимо с разъяснения, как получаются однозначные и многозначные числа, как их нужно записывать. Затем покажите, что действия с цифрами осуществляются разрядно – единицы с единицами, десятки с десятками и т.п.

При сложении цифр, которые образуют сумму больше 10, у малыша могут возникнуть трудности. Допустим, вам надо сложить 12 и 29. 9+2=11 – объясните ребенку, что записывая одну единицу, вторую нужно оставлять «в уме», чтобы затем прибавить к сумме следующего столбца цифр, т.е 1+2=3 и +1 (которая была «в уме»), итого получается 4 в первом столбце и 1 во втором, т.е сумма 12 и 29 равна 41. Если оставлять «в уме» у малыша получается плохо, можно эти цифры записывать над первым столбцом.

Дорогу осилит идущий!

Если вы задумались, как научить вашего ребенка быстро считать, вас ждет трудная и долгая работа. В классе занятия бывают утомительными, и многие дети плохо усваивают материал и начинают отставать, не справляясь с нагрузкой.

Именно вы можете сформировать тягу к обучению, интерес к математике и заложить основы практического мышления .

Пусть у вас будет программа развития вашего малыша - сделайте из обучения игру, используйте развивающие материалы, создавайте комфортные условия и ваш малыш пойдет в первый класс с позитивной мотивацией и желанием познавать новое.

Развитие устного счета нужно начинать еще в дошкольный период. Удивительно, но самая трудная из наук – математика – воспринимается детьми, как веселая игра. Если, конечно, построить занятия грамотно. Как научить ребенка считать в уме – несколько хитрых секретов для вас.

Устный счет для дошкольника

Что бы объяснить, какие составляющие включает число, необходимо применять единичные фишки (в отличии от тех, которые напечатаны на одном листе). С помощью таких фишек можно познакомить со сложением и вычитанием. Фишками могут быть любые одинаковые предметы.

Как мы уже говорили, дошкольник 4-5 лет способен усвоить состав числа до 5. А, возможно, и больше. Как научить ребенка счету? Обучение должно проходить в три этапа.

Разбираем состав числа

Например, у Маши на столе три конфетки. Если одну спрятать, сколько останется? Две. Значит, два и один будет три.

Считаем

Выяснив, что число три включает такте пары, как 1 и 2, 2 и 1,делаем следующий шаг – считаем устно. Прикрываем наглядность салфеткой. Спрашиваем: «Если Маша угостит одной конфеткой маму, сколько у нее останется?». В любом случае, перепроверяем результат – поднимаем салфетку и делаем отнимание с предметами.

А если у Маши две конфеты и мам дала ей еще одну, сколько конфет станет у девочки? Иллюстрируем пример с помощью наглядности.

Заучиваем

Решение подобных устных задач доведет знания ребенка до автоматизма. Кроме того, прогуливаясь или играя, время от времени спрашивайте: «Два и один, это…?».

Устный счет для школьника

Как научить ребенка быстро считать в уме? Если дошкольник усвоит состав числа до начала учебного года, его математическое обучение пойдет как по маслу. Педагог применяет те же приемы, которые мы описали выше. Это гораздо проще, чем учить малыша прибавлять или отнимать по одной единице.

Для маленьких школьников тоже есть своя хитрость. Это волшебный числовой луч. Иначе говоря, две обыкновенные линейки длиной 10 и 20см.

Решаем пример 3+2

  1. Находим на линейке цифру 3.
  2. Делаем вправо (при отнимании – влево) два шага.
  3. Там, где пальчик остановился, и есть ответ – 5.
  4. Разобравшись с приемом вручную, считаем глазами – то есть, устно (1-2 недели).
  5. Решаем примеры устно без помощи луча.
  6. Через две-три недели ребенок запомнит состав всех чисел до десяти.

Опытные педагоги советуют прибавлять и отнимать одно и тоже число одновременно (3+2 и 3-2).

Круглые числа

  1. Расскажите школьнику, что десятки считают точно также, как и единицы – не обращая внимания на ноль.
  2. Потренируйтесь считать с помощью линейки.
  3. Не забывайте, что речь идет не о единицах, а о десятках – после вычислений, не забываем приписывать ноль.

Именованные числа представляют особую категорию. Видя приписку в конце числа, школьник пугается и путается. Ребенку следует рассказать, что с такими числами работают, не обращая внимания на единицы измерения. Единственное, о чем не следует забывать – перевод единиц.

Трехзначные числа

Как правильно научить ребенка считать числа больше ста? Операции с третьеразрядными числами (любыми!) нетрудно выполнить устно. Для начала, приучите чадо работать в разрядной таблице. После тренировок, школьник поймет принцип счета и станет считать устно.

Решим пример 562+321 с помощью таблицы.

Расписываем число на разряды и легко складываем. Как видите, у нас получается счет в пределах 10. Остается только заполнить нижний ряд.

Тоже можно делать и с вычитанием, и с действиями с переходом через десяток. Например: 463+328

Кроме предложенных нами нестандартных приемов вычислений, есть более традиционные методы – многократное повторение. Отличный результат дают пособия О. Узоровой – ее примеры для устного счета. Книги построены по принципу печатной тетради и представляют собой многочисленные примеры, которые нужно систематически решать. Выполняя задания ежедневно, ребенок гарантированно запомнит все табличные случаи вычислений.