Как живут похищенные кавказские невесты. Зачем крадут невест на кавказе

July 15th, 2015

Закончила производство документального фильма об обычае похищения невест на Северном Кавказе! Каждый раз смотрю и удивляюсь, насколько интересные съемки нам удалось сделать.
Фото рабочих моментов съемок:

Жанр-документальный фильм с элементами докудрамы (реконструкции событий с участием актеров).
Хронометраж 71 мин. 5 сек.

Автор сценария и режиссер Елена Самойлова
Продюсеры Елена Самойлова, Алексей Самойлов
Производство Pro Vision Group www.profi-vision.ru

Съемки фильма проходили в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Ставропольском крае, Мордовии.

Многие считают обычай похищения невесты народным фольклором. На память сразу приходит комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Тем не менее, такое явление, как похищение невест, среди некоторых народов России не просто имеет место, но и процветает. Современные женихи используют веками проверенные средства: друга и коня - теперь железного. По сравнению с древними временами поменялось только одно: кражу невесты обязательно снимают на мобильный телефон и такое home video расходится по сети как настоящий блокбастер.

Раньше за похищение невест наказывали. В советском Уголовном кодексе была даже глава «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев», но потом эту статью отменили. Однако похищение невест остается одной из актуальных проблем современного Северного Кавказа. Ежегодно в прокуратуры республик Южного федерального округа поступают сотни заявлений от родителей похищенных девушек. Считается, что большинство "умыканий" происходит с согласия невест, которые не видят ничего дурного в древнем обычае. Среди историй похищений невест есть забавные, заставляющие порой громко смеяться, есть со счастливым финалом, но есть и трагические, обернувшиеся болью для многих людей. По статистике, как минимум треть «кавказских пленниц» - это девушки, которых украли против их воли. Руководство, правоохранительные органы и духовенство северокавказских республик категорически против похищений невест и всеми силами пытаются искоренить древнюю традицию.

Данный документальный проект ставит своей целью попытку привлечь внимание широкой общественности к этой серьезнейшей социальной проблеме юга России. Посмотрев этот фильм, зритель должен сделать вывод - похищение «невесты» против ее воли и принуждение к вступлению в брак является актом насилия, ущемления прав и свобод личности, коверкающим судьбы многих людей. Возможно, кого-то этот фильм остановит от опрометчивого эгоистичного поступка по отношению к любимому человеку и подвигнет пересмотреть свои взгляды на небезобидный древний обычай.

Трейлер документального фильма о похищении невест на Северном Кавказе

О РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ:

Наш первый герой - молодой дагестанский артист, участник команды КВН «Горцы от ума» Эльдар Иразиев, несколько лет назад похитил любимую девушку. История Эльдара олицетворяла актуальность похищения невест для современного поколения кавказцев.

Очень часто похищают тут девушек, - откровенничал с нами Иразиев, лихо разруливая по улицам Махачкалы на красном джипе «Infiniti», - Все, как и сто лет назад, ничего не изменилось! И в соседних республиках тоже похищают. Очень много разборок у нас из-за этого, кровная месть, часто бывают летальные исходы, когда молодые не то что не поженились, но еще и не выжили!

Иразиеву повезло. Похитив 17-летнюю девушку, он выжил и даже не попал в тюрьму. Его возлюбленная уговорила родителей забрать заявление из милиции. Однако оскорбленные родственники запретили девушке выходить замуж за артиста. По словам Эльдара, виной всему был национальный вопрос. Оказывается, в Дагестане, где живут более тридцати народностей, старшее поколение часто не приветствует межэтнические браки. Любимая девушка кумыка Иразиева была аваркой, поэтому ее родители были категорически против их союза. Эльдар утверждал, что только по этой причине он и решился на похищение. В конце концов, устав от выяснения отношений с родственниками аварки, Эльдар женился на симпатичной лачке. На этот раз все было с соблюдением всех патриархальных правил: было и сватовство, и общение с невестой в кругу родственников, и калым.

Сказать, что героев проекта - похитителей и похищенных невест было трудно уговорить сниматься, это не сказать ничего. Во-первых, многие джигиты побаивались внимания к своим былым «подвигам» со стороны правоохранительных органов. Во-вторых, в силу специфики кавказского менталитета откровения на тему взаимоотношений полов не приняты в принципе, вопросы, так или иначе затрагивающих женскую честь и репутацию - под особым табу, а в историях похищений деликатных моментов хватает. В-третьих, когда речь заходила о разборках из-за украденных невест, где на кону стояла честь влиятельных кланов, мы вообще рисковали головой. Герои отнекивались от съемок до конца или соглашались говорить на камеру на каких-то особых условиях. Чтобы убедить их принять участие в проекте нам потребовались недели и чудеса дипломатии.

Мы с огромным трудом уговорили сниматься известного аварского поэта члена Союза писателей России Махмуда-Апанди Магомедова, который в молодости похитил свою будущую супругу Залиху, поскольку за день до нашего приезда на семейном совете пожилая чета вдруг решила, что это может как-то их опорочить.

Махмуд и Залиха познакомились еще в школе и полюбили друг друга.

Но когда молодой человек ушел в армию, родители девушки сосватали ее за другого и горячий горец украл возлюбленную буквально из-под носа соперника накануне свадьбы.

Танцую, танцую, он мне прохода не давал! - вспоминала Залиха, - Моментально он взял
меня на руки и бегом! И бросил меня в машину! И я даже не знаю, совсем посторонний человек там рядом, черный такой. И я так боялась! Ору, кричу! У меня одна туфля там осталась. И ноги у меня вот так вверх подняты и бьют по стеклу, а водитель меня держит!

Эту историю мы поехали снимать в высокогорное аварское селение Харахи, где сорок лет назад разыгрались события. Я не раз бывала в горах в Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, но так высоко никогда прежде не забиралась. Мы ехали в горы почти пять часов, временами по бездорожью и серпантину. Взгляду открывались бездонные пропасти ущелий, в которых ютились крошечные селения. Всю нашу съемочную группу здорово укачало, у всех кружилась голова. Бодрость сохраняли лишь молодые актеры местного театра, которых мы ангажировали для участия в съемке эпизодов реконструкций событий. Они рассказали, что частенько бывают в этих краях на гастролях, а некоторые и вовсе оказались уроженцами горных сел.

Когда мы, наконец, добрались до Харахи, я поняла, что не жалею о потраченном времени на дорогу. Каменистые улочки, дома, утопающие в садах, бескрайние луга, заросшие полевыми цветами, представляли собой великолепную натуру для съемок.

Проблема возникла тогда, когда мы меньше всего этого ожидали.Мы собирались снять сцену лезгинки в сельском клубе, во время которой наш герой когда-то похитил свою невесту, как вдруг нам сообщили, что в село приехал молодой парень, недавно похоронивший своего отца. Отец был односельчанином нашего героя, харахинцем. То есть, снимать в Харахи лезгинку и похищение из уважения к трауру молодого человека было нельзя. Мы впали в ступор. Было уже далеко за полночь, все устали и в буквальном смысле валились с ног. При этом я понимала, что если мы не снимем здесь эту сцену, то другой такой возможности нам не представится. На следующий день мы собирались уезжать обратно в Махачкалу. Нам предложили поставить сцену в соседнем селе за горным перевалом.
Делать было нечего. Посреди ночи мы поехали в другую деревню под названием Тлайлух. По всей видимости, все тлялюховцы спали крепким сном. Клуб был закрыт и некоторое время мы с актерами бродили в ночи, тщетно пытаясь дозвониться до кого-нибудь из администрации. Но тут подошли местные жители и отвели нашего продюсера к местному авторитету - известному дагестанскому поэту. Поэт вышел на встречу в медвежьей шкуре на плечах, налил две рюмки водки, выпил с продюсером за знакомство и постановил: «Клуб открыть!», что незамедлительно было сделано. Вскоре в клуб стали подтягиваться полусонные местные жители. Потихоньку все распелись, растанцевались и сцену похищения невесты мы сняли уже всем селом с впавшими в азарт тлайлуховцами.

Под утро мы добрались до Харахи и свалились там мертвым сном.

Традиции военно-вайнахских дорог
В Чечне и Ингушетии чуть ли не каждый встречный рассказывал нам истории, связанные с похищением невест: кто-то сам своровал девушку, кто-то помогал воровать «по дружбе», у кого-то украли родственницу.
Самого экзотического похитителя невест мы сняли в Грозном. Пожилой чеченец Хаджи-Акмет Исраилов - многоженец. У него три жены, двадцать пять детей, более двадцати внуков. Когда я впервые увидела его «гарем», то честно говоря, испытала шок. Меня поразил отнюдь не сам факт полигамного союза в Чечне, тем более что глава этой республики не раз высказывался в пользу узаконивания многоженства, сколько то, каким образом сложилась эта семья. Оказалось, что всех троих жен Исраилов украл.

В 72-м году в сентябре первую жену Малику украл, - рассказывал Акмет, - После у нас были дети. Четверо. Одна дочка умерла, осталось трое. Я думал надо жениться, чтобы была большая семья. В 79-м году через семь лет украл Зухру в Грузии, выехав на заработки выращивать лук. В 86-м году, недалеко от Грозного есть поселок Гикало, оттуда тоже старшую дочь у родителей украл я. Тоже год-полтора домой не пускал, пока у нее один-двое детей не появилось.

Самой общительной из трех похищенных Хаджи-Акметом женщин оказалась аварка Зухра. Она подробно рассказала нам, как ее воровали.

Он спящую меня из дома вытащил прямо в ночной рубашке. Я проснулась, кричу: «Это что такое?» - вспоминала Зухра, которой на момент похищения было 17 лет, - Я вырвалась из машины, побежала прочь, но наступила босой ногой на обломок бутылки и согнулась от боли: «Ой, Аллах!» «Вот тебе Аллах!», - закричал Акмет. Он за мной гонялся, схватил меня опять, затолкнул в машину, увез и спрятал в горах. А когда родственники послали за мной милицию, он мне угрожал: «Скажи, что ты по согласию со мной ушла. Если не скажешь, я тебя зарежу!» Ну, я испугалась, пришлось сказать, что по согласию иду.

Да, я сказал ей, если ты к ним выйдешь, я тебя живой не отпущу, - с ухмылкой вспоминал похититель, - Был такой разговор!

Свою первую жену Малику Хаджи-Акмет заставил притворяться его сестрой. Малика покорно играла эту роль, опасаясь развода, в случае которого она могла потерять детей (по шариату они принадлежат главе семьи - мужчине). Когда Зухра узнала, что она жертва многоженца, то долго горевала, но назад дороги не было. Жизнь с Акметом оказалась тяжелой. Годы прошли в нищете и заботах о семерых детях, рожденных от него. Всего детей было девять, но двое умерло в младенчестве.

Обычай похищения невест - это плохо! - убежденно говорила Зухра, - Если человеку нравится женщина, он должен у родителей спросить согласия, посвататься, и у русских, у всех так положено, правда ведь? Некрасиво - взять и похитить как тряпку!

Если бы не было перестройки, зоны боевых действий я и на четвертой тоже бы женился, - доверительно сообщил мне Исраилов, - Я желательно хотел бы русскую взять, чтобы была у нас как бы дружба народов. Мне нравятся грамотные. Многодетной семье грамотная тоже не помешает.

Малика, Зухра и Луиза признались мне, что едва сводят концы с концами. Глава семьи уже много лет безработный, а число детей и внуков постоянно растет. Жены Исраилова перебиваются мелкими заработками на местном рынке, им нужно кормить многочисленное потомство, а еще - купить на всех школьную форму (по их словам, ее в обязательном порядке необходимо приобретать в республике за 2,5 тыс. рублей за комплект). Это была тихая трагедия трех женщин, попавших в безвыходное положение и смирившихся со своей участью. Они рассказывали мне, как вместе ведут хозяйство, принимают друг у друга роды, воспитывают общих детей и внуков. Большинство из них, как старший сын первой жены Малики Инди берут пример с главы семьи.

Он тоже четыре раза женился, - рассказала Зухра об Инди, - У него похищение в крови! Троих он похитил, эта четвертая у него жена. Не отстал он от отца.

Это все по-молодости, - оправдывался Инди, - Если кто-то бы со мной советовался, я никому не дал бы похитить. Это самый большой грех по Корану. Этого делать нельзя! И по закону нельзя! Просто по нашему кавказскому обычаю можно.

Интересно, что в адатах - своде правил поведения вайнахов: чеченцев и ингушей и, в целом, в мусульманском праве традиции похищения невест нет. Историк Муса Аушев, с которым мы познакомились в Ингушетии, объяснил нам, что этот обычай зародился в глубокой древности. Оказывается, девушек воровали бедняки, у которых не было денег, чтобы заплатить калым - традиционный у мусульман выкуп за невесту. Похищение девушки избавляло жениха от многих проблем. Спустя столетия почти ничего не изменилось.

Я вам расскажу случай, когда в Насыр-Корте у Оздоевых украли единственную дочь, - рассказывал Аушев, - Она кричала, она не была согласна. И ей зажали рот, чтобы она не кричала. Она задохнулась! Они ее выбросили на кладбище и уехали. Отец получил инсульт. И так он через три года с этой болезнью скончался. Теперь в Али-Юрте был случай, когда похитили девушку. Они на больших скоростях опрокинулись. Девушка погибла. Таких случаев уйма! Получается, что сегодня он похищает одну, забирают у него, завтра он похищает другую, послезавтра - третью. И даже доходило до того, что сейчас на машинах приезжают, студенты выходят на перемену, и они смотрят: «Вон та красивая, нет, вон та красивей, давай вот эту украдем!»

По словам Аушева, никто из похитителей за свои злодеяния наказан не был. В том, что такое, в принципе, возможно, мы убедились, когда начали снимать в селе Сурхахи историю похищения невесты, вокруг которой разыгралась настоящая трагедия. Все случилась в 2004-м году. Тогда в селе Верхние Ачалуки пропала двадцатилетняя Фатима Чапанова. Ее нашли в Сурхахи. Выяснилось, что девушку похитили. Потенциальный жених оказался выходцем из уважаемой семьи Аушевых, поэтому родители Фатимы вскоре смирились с ситуацией и согласились на свадьбу. Но накануне бракосочетания родственники невесты передумали. Как рассказала нам мать жениха-похитителя Мария Аушева, на рассвете вооруженные автоматами, они ворвались в их дом, чтобы забрать девушку. В результате завязавшейся перестрелки погибли двое братьев со стороны жениха и брат невесты Джабраил Галаев, приехавший вызволять похищенную девушку из Москвы.

Самым удивительным было то, что в итоге в тюрьму никто так и не сел. Похоронившая сыновей Мария Аушева показывала нам дырки от пуль по всему дому и жаловалась, что долго обивала пороги различных инстанций, писала даже Путину, но возбуждения уголовного дела так и не добилась.

Мы куда только не обращались, но ответа не было! - жаловалась Мария Султановна, - В прокуратуре мне сказали: «Пиши, что хочешь, мы не будем принимать от тебя заявление!»

Многие местные жители признавались мне, что российские законы здесь почти не работают, милиции они не доверяют, в правосудие не верят, а власть считают коррумпированной и продажной. К средствам массовой информации и, в частности, к телевидению, люди тоже относятся скептически, потому что, по их мнению, оно не только не отражает реального положения дел, но и давно утратило способность на что-либо влиять в принципе.

Цыганочка с выходом
Последнюю историю о том, как одна заботливая мать украла четырнадцатилетнюю невесту для своего шестнадцатилетнего сына, мы поехали снимать в Ставропольский край, где произошло преступление. Драма разыгралась между двумя цыганскими семьями. Семья похищенной девушки проживала в станице Урухской, куда мы отправились вместе с прокурором-криминалистом следственного управления Георгиевской межрайонной прокуратуры Андреем Нестеровым.

Похищения девушек тут частенько случаются, - подтвердил Нестеров, - Но к нам, как правило, обращаются не кавказцы, которые как-то сами между собой эти вопросы решают, а цыгане. Их тут довольно много. Вообще, это очень непростой контингент. Можно сказать, живут по своим неписаным законам. Вести следствие или какие-то судебные процедуры с ними очень тяжело. Собираются всем табором, орут, камнями бросаются, в общем, оказывают сопротивление сотрудникам правоохранительных органов.

Мы разыскали дом похищенной невесты Тамары Гавриленко. Оказалось, что недавно она вышла замуж и теперь живет в Подмосковье. Отец девушки - Николай, вышел к нам в изрядном подпитии, едва держась на ногах. Рассказывать о похищении дочери он не хотел, но потом согласился сделать это за тысячу рублей, потому что в доме кончалось спиртное, а ему хотелось еще.

Приехали ночью, перепрыгнули, - вспоминал Гавриленко, - выбили двери, залетели, схватили девчонку, жена проснулась, услышала: «Коль, - говорит, - Тамарку украли!» Ну, я к ним, они меня битами вырубили. Сначала ударили в грудь, а потом по морде! Они ее на маршрутку и увезли. Мы ни номера, ничего не запомнили. Потом кое-как вышли на след. Эти похитители - кочевые цыгане, жили во Владикавказе на вокзале. Из картона домишки какие-то себе сбили. Я увидел это, чуть с ума не сошел. У нас там война, караул, была! Они же ее нам не отдавали. Машину побили, нас побили. Только тогда мы к ментам обратились.


По словам Николая Гавриленко, похищение Тамары организовала его дальняя родственница Наталья. Это обстоятельство, похоже, возмущало его куда больше чем само преступление.

За такие поступки нужно было бы убить ее! Она мне теткой доводится! - возмущался Гавриленко, - Она взяла мою дочку украла для своего сына. За это вообще надо убивать, а не сажать. Похищать знать надо у кого же! Что же я у своих буду воровать? У нас если чужие, то женимся, сватаем или воруем по согласию. А это нахально приехали, побили, налетели ночью. Да еще свои! Вот что обидно! Были бы чужие, я бы не обиделся. А это свои - родная наша кровь!

Попивая брагу из мутной трехлитровой банки, Николай рассказал, что похищения невест у цыган делятся на «нахальные» и «ненахальные». В первом случае девушку воруют против ее воли, а во втором - с ее согласия, но зачастую без благословения родителей.
Цыган забежал в дом и вывел на улицу молодую женщину.

Вот, это моя сноха Нина Николаевна! Мы ее тоже украли.
- Да, по согласию, - смутилась она.

За организацию похищения Тамары Гавриленко тетка Николая получила шесть лет лишения свободы. Она отбывала наказание в Мордовии. Общаться с журналистами женщина отказывалась наотрез. Нам было необходимо ее официальное согласие на интервью, которое должно было проциркулировать по нескольким инстанциям от Мордовии до Москвы и обратно. Чтобы убедить похитительницу сниматься мне пришлось поднять все журналистские связи во ФСИН. Наконец, получив официальную бумагу с разрешением на съемки, мы совершили марш-бросок в Мордовскую туберкулезную зону. Оказалось, что наша героиня подцепила опасный вирус и тяжело болела. Вообще, посещение зоны, где у многих заключенных открытая форма туберкулеза лично для меня было куда более серьезным испытанием, нежели трехнедельные съемки в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии и Ставропольском крае. Охранники посоветовали нам держаться от заключенных на дистанции и, по возможности, ни к чему не прикасаться. Интервью героини мы снимали, нервно озираясь по сторонам.

Мы решили ее похитить замуж. У нас такой обычай, - объясняла нам цыганка Наталья, - Меня саму украли, когда мне было 13 лет. Дочь мою тоже украли, когда ей было 13. У цыган так принято, когда к родителям приезжают сватать, они детей в 13-14 лет уже отдают.

На YouTube в любое время можно увидеть сотни свежих клипов о том, как кавказские парни похищают девушек. Но чего там не увидишь, так это того, что происходит с похищенной дальше и чем это всё заканчивается.

Говорят, что крадут на Кавказе невест.

И за кражу невест не берут под арест.

(Из кавказской песни)

Как происходит похищение

Многие наверняка знают, что обычай похищения девушки с целью создания с ней семьи был распространен не только на Кавказе. Кражей невест занимались и славяне, и народы Средней Азии, и татары. А если верить Википедии, первые упоминания об этом обычае можно встретить даже в Библии.

Однако на Кавказе этот древнейший обычай действует до сих пор. И даже в годы Советской власти, когда за такое можно было на 2 года (или меньше) лишиться свободы, кавказцы продолжали приводить в свой дом невесту, похитив ее.

Начинается всё с того, что у парня возникает желание создать семью с определенной девушкой. Но по разным причинам сыграть свадьбу так, как это принято на Кавказе, не представляется возможным. И тогда парень решает похитить свою избранницу.

Итак, решение принято. После этого будущий похититель обговаривает план действий со своими друзьями. Причем о планирующемся знают только самые близкие.

В назначенный день друзья садятся в машину и едут на «дело». Обычай на то и обычай, что сохраняется почти в первозданном виде: если раньше жених похищал девушку, оседлав коня, то сегодня он отправляется за невестой тоже на коне, но уже железном.

Избранница джигита, ничего не подозревая, возвращается домой из школы (чаще всего), с работы и т.п. Прямо на улице (невест похищают, в основном, в селах Кавказа, а улочки там очень узкие) к ней подъезжает автомобиль, из него выскакивают двое горцев (или один) и силой заталкивают девушку в машину.

Тут необходимо сделать отступление и отметить, что невеста не всегда бывает в роли ничего не подозревающей жертвы. В некоторых случаях кража происходит по предварительному сговору влюбленных друг в друга парня и девушки. Но сам процесс кражи проходит так же.

Итак, девушка украдена. Ее везут либо в дом жениха (если родители жениха были осведомлены о краже), либо в какое-нибудь заранее подысканное помещение.

Чем всё заканчивается

После того как девушка проведет ночь во владениях похитителя, независимо от того, произошла между ними интимная связь или нет, она становится женой укравшего. Родственникам невесты приходится соглашаться на это, так как девушка считается опозоренной. А для кавказцев, как известно, честь семьи (рода, тухума) – на первом месте. Остаются формальности: девушка пишет заявление в полицию, что вышла замуж по согласию. И всё заканчивается свадьбой.

Но не всегда такие истории завершаются «хэппи эндом» (хотя счастливый финал составляет 80% от всех случаев). Иногда похищение невесты становится началом длительной вражды между целыми родами, которая сопровождается кровопролитием.

Нередко и такое следствие женитьбы с похищением невесты, как холодность или даже ненависть жены к укравшему ее мужу. Представьте, каково это жить с ненавистным тебе человеком. Наверняка и мужчине это будет далеко не приятно.

Наконец, еще один частый финал таких историй: мужчина, добившийся своего, через какое-то время охладевает к своей жене и бросает семью. Конечно, это в любом случае неприятно, но если женщина и выходила-то замуж не по своей воле, ужасно вдвойне.

Вот по такому сценарию и происходит кража невесты на Кавказе. Да, еще один важный момент. Весь процесс похищения парни, принимающие в этом участие, очень часто снимают на мобильный телефон. Еще бы, как не запечатлеть такой подвиг! Ладно бы еще хранили это видео в своей частной коллекции, так нет же...

Ну и напоследок отмечу, что кража невест на Кавказе большинством уже не воспринимается так радостно, как раньше. Похитители преследуются по закону, хотя на практике чаще всего всё заканчивается мирным соглашением.

Старинный обычай – похищение избранницы на Кавказе очень популярен. Современному цивилизованному человеку сложно понять и принять сей факт. Гражданские власти, духовные лидеры, старейшины, с одной стороны, выступают за отказ от древнего наследия горцев, с другой стороны, кража приглянувшейся невесты на Кавказе вновь набирает популярность среди молодежи. Каково это – выйти замуж за человека, которого зачастую даже не видела? Чем заканчиваются подобные истории? Попробуем разобраться в тонкостях кавказской свадьбы.

В каких случаях происходит кража невесты?

История происхождения традиции стара как мир. Согласно летописям, историческим трактатам славянские народы, древние римляне, народы востока таким способом издавна выбирали себе вторую половинку. Подтверждением служит и библейская книга судей, повествующая о возобновлении рода Вениаминова путем похищения девиц Израилевых. Но, оставим дела давно минувших дней.

С развитием общества, прогрессом социальной, культурной жизни женщины получили равные с мужчинами права. Но ряд обычаев, традиций остался прежним. Насколько хороши или плохи они – судить сложно. Стать женой малознакомого человека по чьей-то прихоти? А может по большой любви? Многие считают такую «практику» уголовно наказуемой, а сам обычай – варварским. Как ни странно, народы Кавказа как мужчины, так и женщины, поддерживают принятые традиции. В каких случаях парни прибегают к краже невесты на Кавказе?

  1. Как способ решения финансовых проблем: похищение на Кавказе позволяет решить вопрос с выплатой калыма родителям за дочь.
  2. Социальный статус жениха намного ниже, чем у избранницы. Понимая, что семья девушки не даст согласия на брак, организовывается похищение невесты.
  3. Очень распространенный вариант: приглянулась будущая невеста. Избранница часто не подозревает о планах будущего супруга. Этот способ добиться благосклонности девушки не всегда заканчивается печально: во многих семьях Кавказа царит любовь и гармония.
  4. Самый приятный для обеих сторон случай – по взаимной договоренности. Когда девушка и парень любят друг друга, но, в силу определенных обстоятельств, не могут пожениться. Причины могут быть разнообразные:
  • Молодой парень и девушка питают симпатию друг к другу, а семьи настроены против этого брака. Кража избранницы на Кавказе в этом случае дань традиции.
  • Когда семья девушки настаивает на свадьбе с нелюбимым человеком, тогда как ее сердце отдано другому. Истинный джигит не позволит своей избраннице страдать в ненавистном браке и похитит любимую, а родители вынуждены будут согласиться с выбором дочери.

Принятые обычаи народов Кавказа сложно рассматривать отдельно от существующих исторических традиций. Очень многие девушки считают, что только похищением истинные кавказцы подчеркивают силу чувств и серьезность намерений. Молодые парни, в свою очередь, приходят к выводу, что лучше встретить девушку своей мечты, проявляющую к ним благосклонность, чем жить с человеком, втайне ненавидящим супруга.

Описание процесса похищения невесты

Как происходит процесс похищения избранницы? Помощь в краже девушки на Кавказе обычно оказывает семья жениха, родители, друзья. Старинные легенды гласят, что истинный джигит похищает будущую супругу на коне, перекидывает ее через седло и увозит в неизвестном направлении. В настоящее время роль лошади исполняет железный конь – автомобиль. Выбрав нужный момент, когда девушка остается одна, к ней подъезжает авто, открываются двери и один или несколько молодых людей похищают невесту, скрываясь в машине с места происшествия.

Затем девушку прячут дома у родителей жениха, заставляя провести там ночь. Ведь по традициям восточных народов, если незамужняя женщина не пришла ночевать домой, она считается опозоренной. Дальнейшая личная судьба ее очень сложна – никто не захочет выбрать «нечистую» невесту в жены. Вот и приходиться похищенным девушкам давать согласие сыграть свадьбу, чтобы не опозорить свой род. Одним из способов спасти честь, избежать брака для девушки является следующий обычай: убежать из-под стражи до наступления рассвета.

Проведя ночь под одной крышей с похитителем, избранница делает выбор: соглашается вступить в брак или наотрез отказывается, что может привести к разжиганию вражды между семьями. Наличие сексуальной связи этой ночью не является решающим. Давая согласие на свадьбу, невеста и жених отправляются к ее родителям просить благословения. Последние, по традиции, отказывают в нем молодым. После рождения первенца, родители меняют мнение и принимают зятя в семью.

Официальная позиция религиозных лидеров, старейшин Кавказа заключается в том, что кража невесты не метод для создания семьи. Негативное душевное состояние похищенной девушки, зачастую очень юной, может привести к непоправимым последствиям, вплоть до самоубийства. Законодательство также стоит на страже интересов женщин. На основании обращения родителей на похитителя открывается уголовное дело. Если в дальнейшем семья похищенной отзывает заявление о краже, решая все полюбовно, а девушка соглашается на брак, претензии со стороны закона снимаются.

Возможные финалы таких историй

Многие молодые парни, решаясь на похищение невесты, не подозревают о возможных последствиях. Отлично, когда финалом такого способа создания семьи становится счастливый брак. Гораздо плачевнее, если молодая девушка вынуждена покориться воле похитителя, выйдя за него замуж. Вариантов дальнейшей жизни не много: либо «стерпится – слюбится» или же несчастная всю жизнь будет тихо ненавидеть супруга. Бывают случаи похуже, когда горячий парень с Кавказа, «наигравшись», охладевает к избраннице. К чему приводят обычаи похищения невест?

Happy End

Испытывая нежные чувства к молодому человеку, красавица Кавказа по различным причинам может не иметь возможности выйти за него замуж: возражения семьи, незамужняя старшая сестра, несоответствие положения жениха и невесты. Тогда, похищение невесты зачастую заканчивается счастливым финалом: молодые вступают в брак как бы против воли родителей невесты, но после рождения ребенка, испросив вновь благословения, получают прощение. Случай с кражей остается в прошлом, молодая семья, согласно обычаям, признается родителями девушки.

Позор невесты и вражда между кланами

Традиции кражи предполагают удержание невест хотя бы одну ночь в доме похитителя или родных. Все это время избранницу уговаривают выйти замуж за похитителя, демонстрируя его особые качества: смелость, богатство, положение в обществе. Нередки случаи, когда проходит несколько дней уговоров, а девушка отвечает отказом. Тогда родители забирают девушку домой, не обращая внимания на предрассудки. Иногда непокорную невесту отпускает домой сам жених, предпочитая найти кого-нибудь менее строптивого.

Похищение дочерей – позор и неуважение для семьи невесты. Результатом становится семейная вражда между кланами, доходящая до кровавых разборок и мести. Тяжелее всего переживают происходящее непосредственные участницы событий, решая сложнейшую дилемму: вступить в брак с нелюбимым парнем или позор на всю оставшуюся жизнь. Молодые девушки не хотят становиться причиной родовой ненависти, вражды. Вот и выходят замуж вынужденно. Замечательно, если мужем окажется добрый человек, который со временем завоюет любовь и нежность супруги.

Уголовное преследование

Власти, духовные лидеры Кавказа стараются повлиять на ситуацию: по законам государства, согласно законам шариата похищение невесты, насилие психологическое, тем более физическое – недопустимы. Уголовным кодексом предусмотрены статьи за похищение людей. Родные девушки обращаются с заявлением в полицию, а похитителю и его сообщникам, при наличии доказательной базы, грозит арест и лишение свободы сроком от 5 до 15 лет.

Случаи, когда кража является оправданной

Оправдать похищение юной красавицы на Кавказе возможно в отдельных случаях:

  • Когда крадут невесту с ее согласия. Непринятие родителями жениха/невесты, отличия социального положения – не повод разлучать влюбленных. Похищение невесты в этом случае – вынужденная мера.
  • Когда в семье есть незамужние старшие сестры, младшие ожидают своей очереди выйти замуж. Тогда разыгрывается «спектакль» похищения младшей, чтобы соблюсти старинные обычаи, традиции. Часто это происходит непросто с согласия родителей невесты, а при их непосредственном участии.

Видео: кража невесты в национальных костюмах

Как сыграть свадьбу в лучших традициях Востока? Соблюдение старинных обычаев для современной молодежи Кавказа зачастую – дань уважения предкам. В мегаполисах, крупных городах молодые люди воспринимают похищение любимой девушки как театрализованное представление. Флаги рода или клана на капоте автомобиля символизируют чистоту намерений, а кража становится доказательством серьезности чувств кавказцев. Избранница счастлива, ведь ради нее молодой человек решился на похищение. Как происходит кража невесты по взаимному согласию на Кавказе? Посмотрите наш видеоролик.

На современном Кавказе суда за похищение невесты не бывает практически никогда. Несколько лет назад в Чечне был введен штраф для похитителей – миллион рублей. Но желающих украсть приглянувшуюся девушку и жениться на ней это не останавливает.

Обычай похищения невесты древний. Он практиковался многими народами. В некоторых культурах его следы сохраняются до сих пор. Сейчас на Кавказе эта практика существует в трех основных вариантах.

Если девушку крадут ради шутки, при этом и родители молодых в курсе происходящего, и сами они осознают шутливость, то это - дань традиции. Иногда похищение совершается по сговору парня и девушки. В третьем же случае девушку действительно похищают помимо ее воли, при этом ее родственники могут быть также настроены против брака.

Нередко кражу девушки оправдывают мусульманскими традициями, но это не верно – ислам запрещает браки без согласия обеих сторон. Более того, многие мусульманские деятели настаивают, чтобы на обряде бракосочетания (никях) присутствовал и отец невесты.

Отрицательное отношение к похищению имеется и в чеченском традиционном праве, адате. Согласно его нормам женщина должна иметь право выбора. Однако даже муллы часто женятся, похитив невесту. И у такого поведения есть причины.

Некуда деваться

Кавказские родители своих дочерей любят и выдавать замуж за первого, кто попросит их руки, не спешат. А часто жених уже назначен и отказывать ему не станут. Тогда мужчина может начать выслеживать понравившуюся ему девушку.

Когда она останется одна, ее насильно затаскивают в машину и увозят в заранее приготовленное место. Во многих случаях сам факт похищения – это уже пятно на репутации девушки, даже если ее удалось отбить или она смогла сбежать. Но если ее не нашли за ночь, то это уже практически гарантия брака. Родители редко принимают обратно дочь, хотя и такие случаи встречаются.

Порой попытки родственников вернуть девушку заканчиваются конфликтами с применением оружия. Если есть погибшие, то в этом случае просто закрыть глаза на ситуацию получается редко.

У девушек есть возможность сказать «нет» на религиозной церемонии бракосочетания, но пользуются ею единицы – и потому, что потом семья может отказаться от «запятнанной» дочери, и потому, что жених нередко угрожает убийством.

Но даже если девушка и возвращается домой, то на ней мало кто потом захочет жениться – в глазах традиционно настроенного общества она уже опозорена. Мужчины мотивируют свой отказ тем, что не хотят брака с девушкой, до которой дотрагивался кто-то еще.

Девушка, похищенная тем, кого она видеть в мужьях не желает, и отвергнутая родственниками, либо смиряется с такой ситуацией и дает согласие на брак, либо совершает самоубийство.

Для соблюдения видимости законности жених порой платит за девушку отступные. Семья, скорее всего, согласится и без них. Тайные свадьбы проходят редко.

По взаимному согласию

Иногда похищение выбирают и сами жених и невеста. Например, если родители хотят выдать дочь за выбранного ими жениха, а у девушки уже есть возлюбленный. В этом случае родительский страх того, что дочь будет опозорена, нередко играет молодым на руку, и они получают согласие на свадьбу.

На похищение «по согласию сторон» решаются и в том случае, если жених или невеста младшие в семье, а их старший брат или сестра еще не в браке. В этом случае полагается либо ждать свадьбы старшего сына или дочери, либо устраивать «вынужденное» бракосочетание, чтобы не допустить позора на всю семью.

Порой родители в курсе планирующегося похищения. Это происходит в том случае, если семья жениха или невесты испытывает материальные трудности. По традиции свадьба должна быть максимально роскошной, с участием всей родни с обеих сторон. А вот похищение дает возможность провести скромную церемонию, исключительно для официального оформления брака. Невесту театрально «крадут» по всем правилам, увозят в дом будущего мужа, а наутро туда отправляются ее родители.

В некоторых случаях жених и невеста оказываются в ситуации Ромео и Джульетты: если они происходят из враждующих родов, то похищение – это самый простой способ добиться брака. Конфликт в таком случае должны урегулировать старейшины.

Число заявлений в полицию по факту похищений ежегодно исчисляется на Северном Кавказе сотнями. Но перед судом предстают единицы. Остальные похитители становятся законными мужьями.

В 2013 году глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что в республике невест больше не воруют. Он же установил наказание для религиозных деятелей, участвовующих в похищении, – им грозит лишение духовного звания. Однако, несмотря на декларативные заявления местных властей и религиозных деятелей, до реального прекращения практики кражи девушек на Кавказе еще далеко.

В известном фильме «Кавказская пленница» похитители невесты оказались на скамье подсудимых. На современном Кавказе суда не бывает практически никогда, а вот похищения девушек встречаются все чаще. Несколько лет назад в Чечне был введен штраф для похитителей – миллион рублей. Но желающих украсть приглянувшуюся девушку и жениться на ней это не останавливает.

Обычай похищения невесты древний. Он практиковался многими народами. В некоторых культурах его следы сохраняются до сих пор. Сейчас на Кавказе эта практика существует в трех основных вариантах.

Если девушку крадут ради шутки, при этом и родители молодых в курсе происходящего, и сами они осознают шутливость, то это - дань традиции. Иногда похищение совершается по сговору парня и девушки. В третьем же случае девушку действительно похищают помимо ее воли, при этом ее родственники могут быть также настроены против брака.

Нередко кражу девушки оправдывают мусульманскими традициями, но это не верно – ислам запрещает браки без согласия обеих сторон. Более того, многие мусульманские деятели настаивают, чтобы на обряде бракосочетания (никях) присутствовал и отец невесты. Отрицательное отношение к похищению имеется и в чеченском традиционном праве, адате. Согласно его нормам женщина должна иметь право выбора. Однако даже муллы часто женятся, похитив невесту. И у такого поведения есть причины.

Некуда деваться

Кавказские родители своих дочерей любят и выдавать замуж за первого, кто попросит их руки, не спешат. А часто жених уже назначен и отказывать ему не станут. Тогда мужчина может начать выслеживать понравившуюся ему девушку.

Когда она останется одна, ее насильно затаскивают в машину и увозят в заранее приготовленное место. Во многих случаях сам факт похищения – это уже пятно на репутации девушки, даже если ее удалось отбить или она смогла сбежать. Но если ее не нашли за ночь, то это уже практически гарантия брака. Родители редко принимают обратно дочь, хотя и такие случаи встречаются.

Порой попытки родственников вернуть девушку заканчиваются конфликтами с применением оружия. Если есть погибшие, то в этом случае просто закрыть глаза на ситуацию получается редко.

У девушек есть возможность сказать «нет» на религиозной церемонии бракосочетания, но пользуются ею единицы – и потому, что потом семья может отказаться от «запятнанной» дочери, и потому, что жених нередко угрожает убийством.

Но даже если девушка и возвращается домой, то на ней мало кто потом захочет жениться – в глазах традиционно настроенного общества она уже опозорена. Мужчины мотивируют свой отказ тем, что не хотят брака с девушкой, до которой дотрагивался кто-то еще.

Девушка, похищенная тем, кого она видеть в мужьях не желает, и отвергнутая родственниками, либо смиряется с такой ситуацией и дает согласие на брак, либо совершает самоубийство.

Для соблюдения видимости законности жених порой платит за девушку отступные. Семья, скорее всего, согласится и без них. Тайные свадьбы проходят редко.

По взаимному согласию

Иногда похищение выбирают и сами жених и невеста. Например, если родители хотят выдать дочь за выбранного ими жениха, а у девушки уже есть возлюбленный. В этом случае родительский страх того, что дочь будет опозорена, нередко играет молодым на руку, и они получают согласие на свадьбу.

На похищение «по согласию сторон» решаются и в том случае, если жених или невеста младшие в семье, а их старший брат или сестра еще не в браке. В этом случае полагается либо ждать свадьбы старшего сына или дочери, либо устраивать «вынужденное» бракосочетание, чтобы не допустить позора на всю семью.

Порой родители в курсе планирующегося похищения. Это происходит в том случае, если семья жениха или невесты испытывает материальные трудности. По традиции свадьба должна быть максимально роскошной, с участием всей родни с обеих сторон. А вот похищение дает возможность провести скромную церемонию, исключительно для официального оформления брака. Невесту театрально «крадут» по всем правилам, увозят в дом будущего мужа, а наутро туда отправляются ее родители.

В некоторых случаях жених и невеста оказываются в ситуации Ромео и Джульетты: если они происходят из враждующих родов, то похищение – это самый простой способ добиться брака. Конфликт в таком случае должны урегулировать старейшины.

Число заявлений в полицию по факту похищений ежегодно исчисляется на Северном Кавказе сотнями. Но перед судом предстают единицы. Остальные похитители становятся законными мужьями.

В 2013 г. глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что в республике невест больше не воруют. Он же установил наказание для религиозных деятелей, участвовавших в похищении, – им грозит лишение духовного звания. Однако, несмотря на декларативные заявления местных властей и религиозных деятелей, до реального прекращения практики кражи девушек на Кавказе еще далеко.