Какого числа празднуется день железнодорожника. День железнодорожника — все о празднике

День железнодорожника в России - один из первых профессиональных праздников, берущих начало еще в Российской империи. Железные дороги России по своей величине являются вторыми в транспортной железнодорожной системе всего мира, уступая лишь Соединенным Штатам Америки. В общей доле всех грузоперевозок Российская Федерация занимает более 20%, в доле пассажирских перевозок - 10%. Российские железные дороги имеют огромное мировое значение, так как географическое расположение России позволяет связывать посредством железнодорожных сетей между собой Европу и Восточную Азию.

Какого числа отмечается

В каком же месяце отмечается День железнодорожника? Его празднуют каждый год в первое воскресенье августа. В 2014 году празднование выпадает на 3 августа. Этот день не является официальным выходным днем, но к его празднованию приурочены разные мероприятия: проводятся различные фестивали и соревнования спортивного характера, а также чествование ветеранов. Еще одной традицией, помимо концертов и фестивалей, является вручение наград, как на высшем правительственном уровне, так и на местах в регионах. Ведь работа железнодорожника подразумевает в себе беспрерывное ежедневное перемещение сотни тысяч людей и перевозку грузов.

Кто празднует

На сегодняшний день в железнодорожной системе работают порядка миллиона человек и все они в этот день принимают поздравления с Днем железнодорожника. В российской железно-транспортной сети всегда работали профессионалы высокой квалификации, что является необходимым условием для эффективной и слаженной работы, а также дальнейшего развития всех отраслей железных дорог.

Немного о профессии

Профессия железнодорожника всех уровней очень важна для развития регионов Российской Федерации. Труд железнодорожника, обеспечивающий транспортную сеть по всей России, значительно влияет на развитие экономики, укрепляет производственный потенциал государства, содействует реализации намеченных инфраструктурных проектов, а также социальных программ. Сегодня перед железнодорожниками стоят важнейшие задачи по разработке и внедрению новых управленческих схем, модернизация, как железных дорог, так и поездов, повышение безопасности перевозок, общее повышение качества предоставляемых услуг железнодорожными службами. Осуществление всех этих планов можно реализовать, опираясь на многолетний опыт предшественников.

История возникновения

История празднования Дня железнодорожника уходит в 1896 год, когда приказом Министерства транспортных дорог началось строительство первой железной дороги. Приурочено строительство было еще ко дню рождения царствующего в то время Николая I. По старому стилю этот праздник отмечался 25 июня. После революции 1917 года почти 20 лет этот день не отмечался и был забыт. Возрождение празднования прошло по инициативе самих работников железных дорог. Произошло это в 1935 году, когда работники перевыполнили план, в связи с чем правительством было принято решение о возвращении празднования.

День железнодорожных войск Российской Федерации – это профессиональный праздник военнослужащих, военнообязанных, рабочих и служащих (гражданский персонал) Железнодорожных войск РФ (ЖДВ ВС России). Данный профессиональный праздник отмечается в нашей стране ежегодно 6 августа. В 2017 году праздничная дата совпадает с Днем железнодорожника, который традиционно отмечается в России в первое воскресенье августа.

Впервые дата праздника была официально установлена указом президента России от 19 июля 1996 года «Об установлении Дня железнодорожных войск Российской Федерации». В настоящее время праздник отмечается как памятный день в соответствии с указом от 18 июля 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».


Железнодорожные войска – это специальные войска, предназначением которых является строительство, восстановление, эксплуатация и техническое прикрытие железных дорог, которые используются для воинских перевозок. Свою эти формирования берут еще с 6 августа 1851 года, когда российский император Николай I на завершающем этапе постройки Санкт-Петербургско-Московской железной дороги утвердил Положение о составе управления данной железной дороги. Отсюда и современная дата празднования – 6 августа. В соответствии с данным положением и были основаны первые специальные воинские формирования, предназначенные для эксплуатации и охраны железной дороги. Им было предписано охранять станции, мосты и транспортные узлы новой дороги. Вот уже на протяжении более 160 лет военные железнодорожники в нашей стране самоотверженно и беззаветно несут службу в интересах своего Отечества.

Уже в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов военные железнодорожники обеспечивали непрерывное снабжение соединений русской армии по специально построенному железнодорожному участку Бендеры-Галац. Очень важную роль сыграли железнодорожные войска и во время Первой мировой войны, за время которой ими было построено порядка 300 километров ширококолейных железных дорог и около четырех тысяч километров узкоколеек. Также железнодорожными войсками было восстановлено более 4,6 тысяч километров путей.

После Октябрьской революции 1917 года в жизни железнодорожных войск начался новый этап. Железнодорожные войска Красной Армии были созданы уже 5 октября 1918 года, после того как приказом главнокомандующего ВС республики было объявлено об их формировании. В мирные годы после завершения гражданской войны в России они занимались реконструкцией существующих и сооружением новых железнодорожных путей. Весомым был и их вклад в победоносное для Советского Союза завершение Великой Отечественной войны. Советские железнодорожные части и соединения сумели особым образом отличиться во время обороны Ленинграда, Москвы, а также в Сталинградской битве, битве на Курской дуге и других стратегических операциях на территории СССР и стран Восточной Европы. Выполняя свои задачи в крайне тяжелых, очень часто боевых условиях они сумели восстановить порядка 120 тысяч километров путей, а также более 15 тысяч мостов, построили более 10 тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более двух миллионов фугасов и мин, способствуя безопасности железнодорожных перевозок.

После завершения Великой Отечественной войны железнодорожные войска приняли активное участие в восстановлении и реконструкции разрушенных войной железных дорог и постройке новых магистралей. Наиболее существенными из них считаются железнодорожные линии Кизел – Пермь, Усть-Каменогорск – Зыряновск, Абакан – Тайшет, Тюмень – Сургут, Ивдель – Обь, Трансмонгольская магистраль, Байкало-Амурская магистраль (БАМ). При этом необходимо помнить о том, что каждый 9-й километр железных дорог в СССР был электрифицирован с помощью военных железнодорожников. Одновременно с этим подразделения железнодорожных войск на регулярной основе привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе техногенных. В частности военные железнодорожники работали над ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, наводнения в Крымском районе Краснодарского края.


В период с 1991 по 2005 год железнодорожные войска входили в силовую компоненту российского государства, но находились вне численности Вооруженных Сил страны. Так в сентябре 1995 года указом российского президента была образована Федеральная служба железнодорожных войск РФ. Данная управленческая структура просуществовала до интеграции железнодорожных войск обратно в состав Вооруженных Сил, интеграция произошла в 2005 году. 27 ноября 2010 года приказом министра обороны страны было утверждено Положение о Главном управлении начальника железнодорожных войск.

Современные железнодорожные войска согласно своей организационно-штатной структуре включают в себя Главное управление железнодорожных войск, а также управления железнодорожных войск военных округов. В составе российских железнодорожных войсках имеются отдельные железнодорожные бригады постоянной готовности, а также части центрального подчинения. На данном этапе развития российских ВС Главное управление начальника железнодорожных войск входит в структуру центрального аппарата Материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ (МТО ВС РФ).

В своей работе военные железнодорожники активно используют спецтехнику: мостовые краны, путеукладчики, буровзрывное оборудование. Только в 2013-2014 годах российские железнодорожные войска получили более 500 единиц автомобильной техники и 40 единиц различного инженерного вооружения. В результате этого доля современных (со сроком эксплуатации до 6 лет) образцов автомобильной техники общевойскового назначения была доведена до 35%. В целом же, как и все Вооруженные Силы РФ, железнодорожные войска активно перевооружаются. В соответствии с действующей программой Гособоронзаказа до 2020 года доля новой техники в войсках должна быть доведена до 75%. При этом численность железнодорожных войск в России составляет сегодня около 23 тысяч человек, из которых порядка 5 тысяч человек являются контрактниками.


В 2013-2014 годах российские железнодорожные войска каждый год осуществляли ремонт около 140 километров железнодорожных путей необщего пользования. Также можно отметить, что в 2015 году группировка железнодорожных войск начала процесс строительства участка железной дороги Журавка – Миллерово на территории Воронежской и Ростовской областей России. Они строят дорогу в обход Украины. Поезда, следовавшие из Москвы в сторону Ростова-на-Дону и Сочи, вынуждены были без остановок преодолевать участок Луганской области. Длина новой, строящейся дороги составит 122,5 километра, движение по новой ветке может быть запущено уже в середине августа 2017 года.

Стоит отметить, что основной целью совершенствования железнодорожных войск России до 2020 года является придание им инновационного облика, который будет удовлетворять потребностям обеспечения вооруженной защиты национальных интересов России, в соответствии с мобилизационными и экономическими возможностями нашей страны.

В этот день коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех военнослужащих, гражданский персонал и ветеранов, чей жизненный путь по-прежнему связан или ранее был связан с железнодорожными войсками, с их профессиональным праздником. Достойно продолжайте славные традиции российских железнодорожных войск, ведь ваш труд при строительстве железнодорожных магистралей важен не только армии, он оказывает серьезную поддержку и социально-экономическому развитию страны.

По материалам из открытых источников

Ни одна страна мира не может обойтись без железнодорожного транспорта. Это не самый быстрый, но один из наиболее надежных и дешевых способов перевозки большого количества грузов и пассажиров. Профессиональный праздник День железнодорожника в 2019 году какого числа следует отмечать? Если в вашей семье есть люди, которые трудятся на железной дороге, вам наверняка будет интересен ответ на этот вопрос. А заодно давайте скажем несколько слов и о самом железнодорожном транспорте России.


Роль железных дорог в развитии любой страны, в том числе, и России, сложно переоценить. И конечно, у всех людей, работающих на железной дороге должен быть свой профессиональный праздник – День железнодорожника. Впервые в нашей стране этот день был учрежден еще в 1896 году. Его полагалось праздновать 25 июня, в день рождения Николая I, фактически начавшего дело строительства первых железных дорог в России. Однако после октябрьского переворота 1917 года этот праздник был отменен. И снова его начали праздновать лишь спустя 19 лет. В 1936 году, специальным Постановлением Правительства День железнодорожника устанавливался 30 июля. Однако спустя некоторое время праздник железнодорожников был перенесен на первое воскресенье августа. Так его отмечают и в наши дни. Таким образом, в 2019 году День железнодорожника будет отмечаться 7 августа.

Немного об истории российского железнодорожного транспорта

Российский железнодорожный транспорт зародился еще в 18-м столетии. Еще в 1788 году Александровский пушечный завод вылил из чугуна первые рельсы и построил первые пути у себя на территории. А вот рельсовая дорога, работающая на паровой тяге, была построена в России значительно позже. Произошло это в 1834 году, в Нижнем Тагиле, на металлургическом заводе, принадлежавшем знаменитым купцам Демидовым. Авторами первого российского паровоза являются отец и сын Черепановы – народные мастера, бывшие крепостные все тех же Демидовых. Они получили свои вольные именно за страсть к самообразованию и изобретательству. К сожалению, в середине 19-го столетия государство еще не могло в полной мере оценить все преимущества нового вида транспорта, а потому первые железные дороги использовались, главным образом в металлургической и горнодобывающей промышленности. Однако, через два года, в 1836 году, Николай I, вдохновленный опытом стран Западной Европы, в качестве эксперимента велел построить железную дорогу из Петербурга до Царского Села, торжественное открытие которой состоялось в 1837 году. Ее длина составляла 25 верст, Царскосельская железная дорога имела ширину колеи 0.857 саженей, строительство продолжалось 1 год и 8 месяцев. Стоимость постройки этой железной дороги составила 5 миллионов рублей.

Уже в 1843 году началось строительство железной дороги из Петербурга в Москву. За год до эго событии был образован специальный Департамент железных дорог, на который и были возложены обязанности по ее постройке, а также по прокладке других рельсовых путей в России. Проект данной железной дороги, которую впоследствии назовут Николаевской, принадлежал инженерам П.Мельникову, Н.Крафту и А.Готману. На строительство железной дороги было выделено из казны 43 миллиона рублей серебром, ее длина должна была составить около 604 верст. Однако впоследствии выделенную сумму пришлось увеличить до 66 850 тыс. рублей серебром, что, впрочем, все равно оказалось значительно дешевле стоимости постройки аналогичных железных дорог за границей.

Строительство Николаевской железной дороги продолжалось 8.5 лет. В его ходе были разработаны многие уникальные инженерные решения, которые применяются и в наше время. Например, до сих пор ширина колеи российских железных дорог составляет именно 1524 мм. Все здания вокзалов были спроектированы специально приглашенными для этой цели архитекторами. В частности, здания вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге были спроектированы К.А.Тоном. Их строительство закончилось в 1851-1852 годах. До сих пор, даже в 2019 году эта железная дорога исправно функционирует.

Первые локомотивы, используемые на российских железных дорогах, выпускались все на том же Александровском чугунно-литейном заводе. Они были сделаны по западным образцам, но соответствующим образом адаптированы к особенностям новой железнодорожной линии.

Александр II, вступивший на престол после Николая I, продолжил дело своего предшественника. В его царствование были построены железнодорожные пути в Ярославском, Курском и Нижегородском направлении, тогда же в Москве появились и соответствующие вокзалы. И к 1856 году общая протяженность железнодорожных путй в России составила уже 3000 км.

День железнодорожника 2019. Российские железные дороги

Однако настоящий железнодорожный бум в России начался лишь в начале 70-х годов 19-го столетия. Главным образом это было связано не с пассажирскими перевозками, а с необходимостью осваивать Криворожский и Донецкий угольный бассейны, а также с тем, чтобы улучшить сообщение с Уралом и Сибирью. Кроме того, нужно было осваивать и Среднюю Азию. По мере развития железнодорожного сообщения становилось очевидным то, что для поддержки определенного порядка на новом транспорте нужно было выработать и новые регламентирующие правила, то и было сделано уже в 1875 году.

В начале 90-х годов 19-го века Кабинет Министров России принимает поистине историческое решение о строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали. Она была заложена во Владивостоке 19 мая 1891 года. Руководить строительством было доверено О.Вяземскому, К.Михайловскому, А.Урсати, А Меженинову – все это были чрезвычайно опытные и ответственные инженеры, о которых тоже нужно вспомнить в День железнодорожника в 2019 году. Проектная стоимость данной железной дороги определялась, как 350 млн. рублей золотом.

Строительство Транссибирской магистрали – это невероятное сочетание смелой инженерной мысли и тяжелого физического труда. Но особенно хочется отметить строительство мостов через сибирские реки, в частности, через Амур. Этот мост до сих пор считается одним из самых ярких инженерных сооружений. Его длина составляет 2.6 км, высота – 64 м, на его постройку ушло 17 800 тонн металла. Общая стоимость этого уникального сооружения составила 13.5 млн. рублей. Авторами проекта моста через Амур являются инженеры Л.Проскуряков и Г.Передерия.

Следует также отметить, что в годы русско-японской войны, именно Транссиб стал той основной магистралью, которая смогла обеспечить снабжение российских войск оружием и необходимым продовольствием.

Железным дорогам России без малого 200 лет. Железнодорожный транспорт по-прежнему незаменим — современные РЖД каждый год перевозят более миллиарда пассажиров и более миллиарда тонн грузов. В российских железных дорогах заняты более 800 тысяч сотрудников, которые в августе отмечают свой профессиональный праздник. Когда день железнодорожника в 2018 году в России: какого числа отмечают этот праздник, какова его история, в каких ещё государствах бывшего СССР отмечается этот день.

Когда появился день железнодорожника в России

Российский праздник День железнодорожника стал первым подобным праздником во всей Европе. Он появился ещё в 1896 году, и его отмечали до 1917 года 25 июня по старому стилю (по новому — 6 июля). Эта дата — день, когда родился император Николай I, при котором в нашей стране появились железные дороги.

История российских железных дорог началась в 1830-е годы. Первую железную дорогу страны — Царскосельскую — открыли в 1837 году. Она соединяла Санкт-Петербург и Царское село. Средняя скорость поездки в 51 км/ч по тем временам была фантастикой.

Так был дан толчок для развития этого современного вида транспорта в стране. К концу XIX века железные дороги уже неплохо соединяли главные города европейской части страны, а в 1891 году началась реализация амбициозного проекта — строительство Великой Сибирской магистрали, основы современного Транссиба. К 1904 году железные дороги дошли до Владивостока.

Традиции проведения Дня железнодорожника в царское время подразумевали, что железнодорожные учреждения в этот день вообще не работали, а руководство дорог собиралось на праздничный ужин и концерт в столице Российской империи — Санкт-Петербурге.

После прихода к власти большевиков не осталось ни одного царского праздника, и никакого дня железнодорожника не существовало почти два десятилетия. Вернулся он в 1936 году, и уже ни о каком отдыхе для железнодорожников в свой праздник речи не шло — возвращение состоялось под лозунгом дня “максимальных трудовых усилий во славу Родины ”.

Дата первой версии советского празднования Дня железнодорожника — 30 июля, в честь встречи Сталина с работниками железнодорожного транспорта 30 июля 1935 года. Однако, уже с 1940 года дата празднования подверглась небольшой реформе, и День железнодорожника в СССР получил “прописку” в первый воскресный день августа. Так этот профессиональный праздник был закреплён за выходным днём.

С тех пор ничего не изменилось, и дата празднования профессионального праздника работников железной дороги — первое воскресенье августа.

День железнодорожника в 2018 году: какого числа отмечается

Первое воскресенье августа в этом году — 5 число. Соответственно день железнодорожника в 2018 году отмечается 5 августа .

Праздник этот непосредственно затрагивает 800 с лишним тысяч сотрудников современных Российских Железных Дорог. Машинисты и проводники, простые путевые рабочие и директора вокзалов — все они принимают поздравления в этот день со своим профессиональным днём.

По традиции в этот день проводятся торжественные мероприятия и концерты, лучшим железнодорожникам вручаются премии и награды. Кроме российских железнодорожников в первое воскресенье августа отмечают аналогичный праздник работники железных дорог Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Во многих других постсоветских республиках также существует такой праздник, но отмечается в другие даты.

В 2018 году российский праздник День железнодорожника всего на один день расходится с ещё одним родственным ему днём — Днём железнодорожных войск . Этот день, в отличие от основного праздника всех железнодорожников, привязан к дате 6 августа. Кстати, в прошлом, 2017 году произошла редкая встреча в календаре этих двух дней — День железнодорожника тогда также пришёлся на 6 число.

День железнодорожных войск появился в 1996 году в память о появлении 6 августа 1851 года специальных подразделений для охраны недавно открытой железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. В современных железнодорожных войсках российской армии служит около 28,5 тысяч человек.

День железнодорожника — первый профессиональный праздник в России. Он был учрежден приказом по министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года и приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в России. Отмечался ежегодно 25 июня (6 июля по новому стилю).

В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом.

Традиция празднования Дня железнодорожника была возрождена по инициативе самих железнодорожников, впервые за долгие годы перевыполнивших план перевозок в 1935 году.

В конце июля 1935 года на состоявшемся в Кремле приеме работников железнодорожного транспорта была выдвинута инициатива отмечать профессиональные трудовые успехи ежегодно. Постановлением правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее его празднование перенесли на ближайший выходной день.

В настоящее время российские железные дороги являются второй по величине транспортной системой мира, уступая по общей длине эксплуатационных путей лишь США. По протяженности электрифицированных магистралей российские железные дороги занимают первое место в мире. Российская Федерация в настоящее время осуществляет более 20% грузооборота и 10% пассажирооборота всех железных дорог мира.

По своему географическому положению российские железные дороги являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными системами Северной Америки.

Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами транспорта они удовлетворяют потребности населения, экономики и государства в перевозках. При этом железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40% от всего транспорта страны.

Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение , перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.

18 сентября 2003 года постановлением правительства РФ было учреждено Открытое акционерное общество "Российские железные дороги". Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. Полномочия акционера осуществляет правительство РФ.

По итогам 2016 года, ОАО "РЖД" перевезено 1,371 миллиарда пассажиров (+1,6% к 2015 году), из них в дальнем следовании — 101,4 миллиона (+3,6%), в пригородном сообщении — 935,7 миллиона (+1,4%). Суммарные доходы холдинга за 2016 год выросли на 7,1% по сравнению с 2015 годом и