Особенности духовно-нравственного воспитания подростков. Нравственное воспитание подростков

Судьба человека – это его характер и нравственные ориентиры, по которым он следует. Система ценностей каждого человека во многом зависит от ого воспитания, прежде всего, воспитания в семья.

Нравственное развитие ребенка начинается с ранних лет. Достижение им подросткового возраста – не повод пустить все на самотек, оправдываясь тем, что ребенок повзрослел.

Подросток, раздираемый противоречиями, еще больше нуждается в нравственных ориентирах, его нужно продолжать воспитывать, но делать это придется более тактично, чем несколькими годами раньше.

Какие ценности надо развивать у детей?

Нравственной воспитание предполагает формирование определенной системы ценностей. Ценности эти являются непреходящими, общечеловеческими и большинству взрослых хорошо известны, даже если сами они ценным считают что-то другое. Перечислим некоторые из этих качеств:

  • ответственность;
  • чувство долга;
  • патриотизм;
  • совесть и честь;
  • умение различать хорошее и плохое, добро и зло;
  • готовность преодолевать жизненные невзгоды;
  • милосердие и сочувствие, доброта;
  • терпение и терпимость;
  • способность любить.

Нравственное воспитание предполагает формирование этих качеств.

Какие лучше использовать методы воспитания?

Основные методы нравственного воспитания тоже хорошо всем известны, но перечислить их с поправкой на подростковый возраст воспитанника стоит.

  1. Беседа. Не стоит путать этот метод с нравоучением. Чтение нотаций у подростков вызывает отторжение и протест. Разговоры должны строиться на обсуждении, анализе жизненных или литературных примеров, фильмов. Можно вспоминать случаи из своей жизни, обмениваться мнениями о просмотренном фильме, передаче, стараясь направить мысли подростка в нужное русло. Частое общение с высоконравственными людьми принесет свои плоды, даже если их темой будут самые обычные вещи. Поэтому нужно как можно больше общаться с подростком и постараться окружить его людьми, обладающими высокими моральными качествами.
  2. Ситуативный метод. В младшем возрасте его проявление – игра, когда создаются игровые ситуации, в которых ребенку приходится принимать решение. Подростки тоже играют, и некоторые компьютерные игры построены так, что герою приходится делать нравственный выбор. Но все же для подростка нужно создавать ситуацию выбора в реальности. Придумать, какими они будут – задача родителей. Например, подросток может оказаться перед выбором, проведать ли ему большую бабушку или съездить с друзьями на природу, сходить ли на дискотеку или выгулять и покормить собаку. Каждое правильное решение в таких ситуациях – кирпичик, из которого строится нравственный облик человека.
  3. Наказание и поощрение. Наказывать подростка опасно, но иногда необходимо, но все же в обычных ситуациях наказание лучше заменять порицанием – для ребенка, у которого в душе уже заложены с детства определенные нравственные ориентиры, муки совести страшнее лишения сладкого. Не мене важно хвалить свое чадо за хорошие поступки, достижения.
  4. Пример. Вовсе времена пример – самый действенный метод формирования нравственных качеств. Можно сколько угодно рассказывать о том, что старших нужно уважать, но если вы при ребенке хоть раз оскорбите своих родителей, он будет относиться к ним, а после и в вам, неуважительно. Чем старше становится ребенок, тем большую роль играет пример, прежде всего, - образ жизни его родителей.

Основываясь на этих методах, и надо строить воспитательный процесс в семье, не забывая о том, что воспитание – именно непрерывный процесс, а не эпизодичное чтение лекций.

Показывайте пример

В педагогике различают три основные ступени нравственного воспитания.

  1. Отзывчивость. Это качество формируют у детей с раннего детства, но даже если время упущено – начинать надо именно с этого. Научите его заботиться о тех, кто рядом, кого он любит: о младшем брате или сестре, о бабушке или дедушке, о родителях, когда они больны, о домашних питомцах. Не забывайте сами поступать так, как, по вашему мнению, должен поступать подросток.
  2. Стремление не причинить зла , которое в перспективе должно перерасти в стремление делать добрые дела. Основные методы здесь – беседа и личный пример.
  3. Понимание того, что о добре не нужно рассуждать, его нужно творить . Мало понимать, что хорошо, что плохо, важно поступать нравственно. На этой ступени используете собственный пример и ситуативный метод.

Из изложенного видно, что пример – самый важный и универсальный метод воспитания.

С какими проблемами могут столкнуться родители?

В своем стремлении воспитать в подростке нравственные качества, родители неизбежно столкнуться с двумя проблемами.

Первая – это негативное влияние извне . Оградить подростка от потока негативной информации полностью у родителей не получится, но постараться это сделать они должны. Сложность в том, что при этом нельзя лишать взрослеющего человека право на выбор и принятие решений. Дополнительное средство, которое поможет нивелировать вред, - это беседа. Обсудив с ребенком сомнительную информацию, вы поможете ему адекватно ее воспринимать.

Вторая проблема заключается в том, что самый действенный метод формирования моральных качеств – пример родителей. Поэтому начинать придется с самовоспитания , а признать необходимость и начать меняться очень непросто.

Но все же если у родителей сформировалось желание воспитать свое чадо высоконравственным человеком, препятствия эти они преодолеют.

« Нравственность подростков - это зеркало нравственности мира взрослых»

В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что - нет.

Основой воспитания детей во все времена была ячейка общества - семья!

Просмотр содержимого документа
««Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых»»

Подготовила Мещерякова Е.М.

«Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых»

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности

В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Культура поведения подростков в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

Основой воспитания детей во все времена была ячейка общества – семья!

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие

Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека.

Каждый поступок человека влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый.

Нравственное воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда является главным регулятором поведения в течение всей жизни. Общение с родителями, родственниками и сверстниками, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это откладывается и фиксируется в сознании.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. Нравственное воспитание подростков должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Решая задачи воспитания, школа, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Многое зависит и от неповторимой личности педагога, от его собственной морали, нравственности, духовности. Ведь дети в школе, кроме того, что учатся, воспитываются и развиваются еще и проживают определенное время собственной жизни. Педагог гуманистической направленности на интуитивном уровне ежесекундно учитывает это, поэтому детям с таким Человеком уютно, светло и комфортно.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

Принципы взаимодействия:

Взаимное уважение и доверие.

Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.

Вера в творческие силы ребёнка.

Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.

Важно помнить, что на воспитание детей больше всего влияют отношения в семье, а учитель и школа также являются важной частью системы воспитания, поэтому ребенок принимает поведение родителей и учителя за основу поведения в обществе, считая его существенной частью своей жизни.

Наше общество переживает не самые лучшие периоды своей биографии, однако молодежь – те, в чьих жилах течёт горячая кровь - несмотря на несправедливости и нелогичности общественного строя, должна вести страну в будущее. Мы можем всё изменить. А долг родителей и учителей - наполнить своей мудростью и опытом "силу поколения". Всё в ваших руках, дорогие Взрослые!

Именно от нас,взрослых, в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить о том, что является главным в формировании личности ребенка.

Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, написанным от имени подростка, еще раз подтверждающим это:

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

Вывод напрашивается сам собой: для того чтобы достичь успехов в нравственном воспитании детей, необходимо заняться нравственным воспитанием себя – другого пути нет. А вы как думаете?

Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?
В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни. Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.
Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние. Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим». Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным. Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям. Нравственное воспитание в педагогике Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами.
Задачи нравственного воспитания подростков:
Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
Формирование позиции личности и нравственных чувств;
Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.
Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.

Сыроватская Татьяна Витальевна,
учитель иностранного языка
МОБУ СОШ № 25 г. Якутска
Республики Саха (Якутия)

Актуальность данной темы обусловлена тем, что формирование нравственного воспитания подростков является важной и необходимой частью процесса обучения и воспитания в школе. Следует отметить необходимость развития становления нравственно-здоровой личности не только в стенах школы, а также за ее пределами, а именно воспитание и обучение, прежде всего в семье, в которой развивается духовно и физически ребенок. В этом становлении играют важную и особую роль родители. В школе же, примером становления нравственно-идейной личности является учитель. Беседы, лекции, диспуты становятся эффективными лишь тогда, когда подростки сами осознают необходимость в познании нравственности, которая должна сочетаться с различными видами деятельности: учебной, трудовой, общественной, эстетической - по мере овладения которыми учащиеся овладевают опытом нравственного поведения.

Не секрет, что успех просвещения школьников подросткового возраста зависит от умения учителя преподнести материал, будучи желающим донести что-то положительное для ученика. Восприятие учеником будет являться лучше, чем учитель будет более открытым. Эмоциональным, сам подаст положительный пример. Все чаще приходится утверждать, что формирование нравственных понятий на уроках уделяется все еще недостаточное внимание, а также сложившиеся стереотипы родителей. О том, что воспитание, становление нравственности ребенка должно происходить именно в стенах школы.

Отсюда можно сделать следующий вывод о том, что ребенок дезориентирова во взрослом мире. Не имея четкого представления о нравственных идеалах, запутавшись в своих ценностях, а также массовая экспансия молодежных субкультур - все это является тупиковой ситуацией для принятия верного решения о понятии и формировании нравственно-здоровой личности.

В современно настоящей педагогике существуют работы, посвященные изучению данной темы Сухомлинского В.А., Азимовой Р.Д., Халфина Ю.А. и др. К сожалению, что касается становлении личности ребенка содружество с педагогом, родителями, школой недостаточно изучен, что и побудило нас взять за основу исследования на тему: «Формирование нравственного воспитания подростков через систему «школа - родители - ученик» путем обучения и воспитания в условиях современной школы.

Нравственное поведение складывается из поступков, превратившихся в привычку. Умонастроение - это привычка, воля поступать в определенных ситуациях определенно, и отклонение линии поведения здесь случаются в исключительных случаях нравственного поведения определяется не только мотивом, а укоренившейся мотивацией, которая вытекает к конкретному поведению. Процесс морального развития, если он не имеет негативные коллизии, приближает личность к уровню социальной зрелости и духовного совершенства, который предполагает прохождение нескольких этапов: формирование личности, утверждение своего «я», становление личности. Поэтому, мы считаем, необходимым разработку конкретного содержания просвещения нравственности подростков. Важно учитывать возрастные, психологические, индивидуальные особенности старшеклассников.

Например, желание самоутвердиться в классном коллективе, отсюда вытекает желание подростков найти свое «я», но зачастую мы видим, как неправильно, в большинстве случаев, подростки находят путь к своему «я» - не хватает настойчивости, последовательности, силы воли, усидчивости, отрицательное влияние «трудных» подростков, жизненные ситуации, случаи на улице и т.д. Ребенок, в каком бы возрасте ни был, как «губка», которая впитывает все и быстро, но, к сожалению, чаще - негативное. Задача педагога, в содружестве с родителями - выявить причины безнравственного поведения, поступков, постараться устранить их с минимальным ущербом для личности подростка. Ведь подростки часто видят нравственное возмужание и самостоятельность в независимости своего поведения от контроля со стороны взрослых, переоценивают свои возможности в достижении нравственных высоких целей. Возникает интерес к моральным проблемам, им свойственен усиливающийся интерес к нравственной стороне окружающей его действительности. Они начинают анализировать поступки взрослых и сверстников, стараются разобраться в мотивах своих действий, чутко прислушиваются к общественному мнению, которое также оценивает его поступки, суждения, отношение к другим и самому себе.

Формирование у школьников старшей возрастной группы, на наш взгляд, нравственных понятий, представлений, оценок, мотивов, установок, ценностных ориентаций является процессом формирования нравственного сознания в целом. Моральные понятия, которыми осваивают подростки, формируют у них нравственные мотивы поведения, умение давать правильные оценки явлениям общественной жизни, собственному поведению, отношением в коллективе. Развитое нравственное сознание способствует возникновению у старшеклассников готовности выполнять общественные требования, самостоятельно выбирать способы поведения в простых и сложных жизненных ситуациях. Поэтому, мы выявили следующее, анализируя практику нравственного поведения в школе, можно заметить, что он осуществляется в процессе преподавания, в основном, гуманитарных предметов; во внеклассной деятельности: беседы, диспуты, обсуждение книг, кинофильмов, лекций, спектаклей, в которых затрагиваются проблемы нравственности; в процессе воспитания ребенка в семье. Мы обратились к данному аспекту, исходя из его насущности.

Система нравственных ценностей будет закладываться в подростках тем лучше, чем, например, преподаватель является более эмоциональным, так чаще говорит об этом опыт работы в школе, жизненные наблюдения тех или иных ситуаций. Успех просвещения школьников - подростков зависит в основном от этого, потому, что большую часть времени в основном, ученик проводит в школе, естественно, для него существуют идеалы, идеалы-учителей, те люди кому они больше доверяют, кто пользуется у них авторитетом. Учитель, используя разные методические приемы, старается добиться положительного эмоционального настроя учащихся при решении тех нравственных задач, которые будут поставлены на уроке. Именно, эмоциональная окраска преподавателя позволяет выявить главное, существенное в нравственной стороне изучаемого явления, раскрыть свою точку зрения. Побуждая чувства подростков, педагог влияет на разные стороны их морального сознания, прежде всего на мотивы деятельности и духовные потребности. Целенаправленное наблюдение за учебным процессом позволяют нам утверждать, что формированию нравственных понятий на уроках уделяется все еще недостаточное внимание. Задача же учителей - предметников и классных руководителей - определить какие ключевые понятия могут быть сформированы одновременно по каждому предмету. Желание учителя изучить эту проблему, составить схему ее подачи подростком - облегчит, на наш взгляд, и поможет в воспитании становлению нравственно гармоничной сформированной личности учащегося.

Конечно же, нельзя сказать, что ребенок воспитывает нравственность только в школьных стенах. Неотъемлемой частью нравственного становления личности является семья. «Семья, - говорил Энгельс, - дает нам в миниатюре картину тех же противоположностей и противоречий, в которых движется общество» Семья своего рода носитель «арсенала» человеческих чувств и представлений, «окно», через которое ребенок впервые приобретает возможность всмотреться в общество, а через него и в себе. Поэтому проблемы семьи не могут не сказаться на ее воспитательных функциях, как субъекта воздействия. Например, материально обеспеченные родители сказываются на воспитательных функциях семьи. Не случайно возникла уже проблема подростка, воспитываемой в условиях достатка. В таких семьях ребенок чаще всего воспринимает все как само собой разумеющееся. В подростковом возрасте начинает вырабатываться сознание, которое впоследствии обязательно отразится на таком качестве, например, как чуткость, и в развитии этого качества важную роль играют взаимоотношения родителей. Родительский авторитет формирует в ребенке отношение к миру с умом. Если учесть, что воспитанием ребенка занимаются молодые родители, где еще не устоялись жизненные ориентиры, порождает свои проблемы, затрудняющие процесс нравственного воспитания детей. Мы уверены в необходимости учреждений, проведение курсов, бесед, способствующих педагогическому обучению детей.

Что же необходимо для нравственного воспитания подростков? Проводя работу по домашнему аспекту воспитания здоровой личности ребенка, мы можем сделать следующие выводы и рекомендации: необходима качественная методика, направленная на проецирование программ по формированию целостной нравственной личности подростка. Целостность и эффективность системы деятельности учителя в процессе обучения. Принципиально важно в диагностике программы при их конфигурации заложить развивающее взаимодействие компонентов системы деятельности, направление на установление и развитие системы деятельностей, направленное на установление и развитие системы нравственных отношений в соответствии с нравственно-психологической структурой личности школьника с учетом возраста. Комплекс диагностических программ изучение состояний системы деятельности учителя по нравственному воспитанию и развитию личности в процессе обучения способен выполнить не только диагностическую, конструктивную, но и прогностическую, активно влиять на повышение уровня зрелости системы и нравственной сферы личности учащегося.

Цели, на наш взгляд, нравственного воспитания по своим содержательным характеристикам, делится на цели, которые связаны с идеалом нравственной личности, и те, которые непосредственно рождаются жизненной практикой и направлены на решение задач первостепенной важности: гражданской и нравственной зрелости подрастающего поколения, его готовности к труду, к осмыслению личной ответственности.

К средствам нравственного воспитания, мы считаем, относится широкий круг целенаправленных воздействий и прежде всего этическое просвещение через различные каналы и на различных уровнях, сюда же относятся общественное мнение и идейно-воспитательная работа. Так как это является неотъемлемым фактором становления нравственности подростков.

Нас интересует выработка средств управления нравственным воспитанием ребенка и подростка, по пути их морального развития в рамках треугольника торговых микросистем: семья - детский сад - школа. Под средствами управления нравственным воспитанием в этих микросистемах имеются в виду конкретные наблюдения, выявление индивидуальных характеристик каждого ребенка. Специфика торговых микросистем играет в моральном развитии ребенка определенную роль и создает возможность накопить «информативный» материал, необходимый для субъекта моральной деятельности, о возможностях и интересах воспитуемого.

Основная задача нравственного воспитания заключается в том, что она в первоначальной стадии предполагает «изучение выявление» внутреннего потенциала воспитуемого. Без этого знания воспитание может превратится в чистое морализаторство, когда создается почва для разрыва слова и дела, когда слова могут остаться повисшим в воздухе, не найти своего адресата души и чувств ребенка, подростка. Только лишь воспитание, мы считаем, протекающее одновременно с выявлением индивидуальных возможностей и способностей подростка, может сформировать практически действенные, эффективные условия управления нравственными процессами. Эта работа должна проводиться еще в детском саду в таком сотрудничестве с семьей и всеми воспитательными учреждениями. Подготовка ребенка к вступлению в большую жизнь начинается с детского сада и семьи, на данном этапе должно быть сделано все, чтобы помочь встать ему на путь самосознания, осмысления своей необходимости обществу. Живое отношение к живой действительности создает реальные условия для построения действенной воспитательной системы. Воспитатель по призванию и по профессии обязан знать внешние и внутренние детерминации (причины и условия) в которых протекает нравственное и духовное приобщение ребенка к общественной жизни. Вот почему первым шагом знакомства с воспитателем является изучение внешних условий, в которых оказался ребенок, а именно условий семьи. Ведь именно отсюда первые шаги по формированию нравственных качеств.

Круг друзей и семейный круг - все должно быть объектом постоянного внимания школы и координирующих соответствующих организаций.

В широком опыте учителей проверялось положение о том, что внесение изменений в направленность и характер процесса обучения, признание ему ярко выраженной устремленности к правовым ценностям в условиях организуемого и стимулирования общения подростков друг с другом должно вызвать к жизни нравственную деятельность, осознанные и нравственные мотивированные поступки, привести к интеграции необходимых компонентов нравственно целостной личности подростков в самом процессе их взаимосвязанного формирования. Основными педагогическими средствами интеграции компонентов выступали комплексное проектирование, программно - целевое планирование и формирование целостного процесса нравственного воспитания личности подростка в формах организации обучения, моделирования и формирование нравственной деятельности, организация и стимулирование обучения подростков друг с другом на нравственной основе. В результате, мы думаем, учебный процесс приобретает ярко выраженный коллективистский и гуманистический характер, такие системные свойства, такие как интегративность, целостность, нравственная направленность. Новообразования объясняются тем, что сама мораль по своей природе интегративна, целостна.

Нравственная направленность учебного процесса предопределяется постановкой целей и задач, системы вопросов и заданий, направленных выяснение нравственного аспекта явлений и процессов, их осмысление, оценку, выбор нравственных эталонов и их реализацию в поступках. Организация общения подростков друг с другом в нравственно направленном учебном процессе ставит их в жизненные ситуации. Такие ситуации общение на нравственной основе пробуждает у подростков неудовлетворенность сущим и стремление перестроить реальные отношения по критерию нравственного идеала. Согласованное и внутренние принятое нравственная порча получает возможность осуществиться какой-либо гранью в реальном действии подростов, закрепиться в их опыте, стать чертой характера. Способ организации общения подростков в процессе обучения превращается в способ интеграции знаний, в способ структурирования нравственно целостной личности. Так мы можем вывести формулу общения подростков интеграции знаний.

Учебная деятельность не имеет этической оценки, так как результат ее непосредственно не задевает ничьих интересов. И с этой точки зрения и ученик-отличник, и ученик-троечник, казалось бы, равны перед нравственностью. Их нравственные достоинства станут оцениваться в другой сфере и с других позиций. Учеба должна восприниматься подростками как деятельность, дающая им возможность в дальнейшем влиять на социальную жизнь общества, изменять ее, улучшать. Сами дети не в состоянии это понять и помнить постоянно. Профессиональное их будущее так далеко от их сегодняшнего дня. Если же учесть, что о профессии они судят по внешним формам ее проявления или отличия, а о сути и содержании профессии долго не подозревают, что становятся понятым, как мала возможность подростков по-настоящему понять, что их учение сегодня - это качество их работы завтра. Поэтому педагогически целесообразно ориентировать нравственное сознание старшеклассника на этическое значение учебной деятельности. Ученик должен видеть зависимость своей будущей жизни от сегодняшнего учения. Этот этический план подразумевает только человек, максимально развитый может принести пользу людям и обществу, следовательно, потенциально только он может быть высокоразвитым человеком. И следующее: сегодняшняя плохая учеба - это завтрашний невысокого качества труд, потому что, неразвитый человек при всем своем старании не обеспечит качественной продукцией труда.

Обеспечение нравственной ориентацией деятельности подростка способствует в определенной степени к решению проблемы выбора профессии: ученик начинает искать для себя профессию, в которой он мог бы быть максимально полезен для человечества, а не работу, которая бы была подходящая для него и с точки зрения престижности, и с точки зрения достижения материальных благ, и с точки зрения минимальной собственной подготовки к ней. Нравственная ориентация учебной деятельности может совершаться и в ходе объявления цели урока и подведения его итогов. Формулировка цели, сообщаемой учащимся, должна подчеркивать этические возможности знаний, изучаемой закономерности. Характеристика работы учащихся тоже содержит в себе возможности нравственной ориентации. Отмечая успехи, говоря о недостатках, поздравляя с удачами, учитель учит детей видеть и нравственный аспект их деятельности. Мы признаем, что для организации нравственно ориентированной учебной деятельности на уроке не так уже много средств и возможностей. Эти возможности удесятеряют свою силу, если идея реализуется всеми преподавателями. Мы считаем, в учительской среде не очень хорошо продуман этот вопрос, поэтому бытует всеобщая успокоенность в отношении такой оценки, как тройка, и такого ученика, как троечник, Им позволяется работать не напряженно, ошибочность такого суждения рождается из «тихого поведения троечника» - он не доставляет хлопот, он не требует к себе внимания. Вероятность того, что его позиция «тихого человека» потом вдруг перерастает в позицию гражданской активности, очень мала. Так как активность идет по нарастающей.

Многие учителя, понимая, понимая, сколь велико нравственное влияние открытого урока на детей, не только готовят его дидактическое оснащение, но и обеспечивают благоприятные условия для восприятия этого урока детьми. Нравственная ориентация урока требует от учителя постоянного внимания к требованиям, к аргументации, к оценке, к выполнению заданий на уроке.

Список использованных источников

    Азимова Р.Д. Управление нравственными процессами в разноуровневых коллективах: (Некоторые проблемы морального развития и воспитания становления личности) [Текст] - Баку: Элм, 1985.-115с.

    Аплетаев М.Н. Основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения. [Текст] Учебное пособие /Омский госпед. институт им. А.М. Горького/, Челябинский гос.пед.институт.- Омск; Челябинск: ЧГПИ, 1987.- 99.с.

    Гавриловец К.В. Воспитание человечности. [Текст] Книга для учителя. - Минск: Нар. Асвета, 1985.-183с.

    Иващенко А.В. Идейно нравственное воспитание старших школьников. [Текст] Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.-159с.

    Иващенко А.В. Идейно нравственное воспитание старших школьников. [Текст] Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.- 159с.

    Маркс К., Энгельс. Капитал - Т.1. Соч.2-е изд. 358с.

    Рувинский Л.И. Нравственное воспитание подростков [Текст] - М.: Изд-во МГУ, 1971.-94с.

    Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. [Текст] - 2 изд. М.: Сов. Россия, 1981.-93с.

    Халфин Ю.А. Пробуждение души (О духовном формировании подростка) [Текст] - М.: Знание, 1985.-80с.

    Щуркова Н.Е. Научить быть человеком: (О специфике нравственного воспитания). [Текст] - М.: Знание, 1979.- 96с.

Основы нравственного воспитания учащихся подростков.

В настоящее время проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, которые стали на тернистый путь преступления. Причинами отклонений в поведении учащихся являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.

По данным российских социологов в настоящее время на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере присутствует и в техникумах, и в вузах, и даже в школах.

Обратим внимание на развитие духовного потенциала подростков, главным образом, среднего школьного возраста, так как именно в этом возрасте складываются основные черты зрелой личности, формируются стержневые социально-психологические качества и механизмы регуляции поведения. Молодому человеку, а именно подростку, свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствованию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Они имеются лишь в потенциале. Психологи считают подростковый возраст особенно благоприятным для развития духовно нравственного потенциала. При этом они исходят из следующих положений:

    подросток становится автономной личностью. Он уже обладает определенной самостоятельностью, достаточно развитыми навыками самообслуживания, социальной, общественной и учебной жизни. Школьником уже усвоены основные социальные нормы.

    у подростка кардинально изменяется самосознание, у него возникает особый интимный личностный мир, который становится предметом его пристального интереса. Этот интерес к собственным интимным переживаниям ведет, с одной стороны, к самоуглублению и самоанализу, а с другой - к потребности принятия, поддержки и одобрения этого внутреннего мира (т.е. в принятии себя как личности) другими людьми. Работа подростка по поиску самотождественности предполагает взаимодействие, общение, коммуникацию с окружающими.

С учетом того, что подростковый возраст – это период развития и становления личностных черт человека, особое значение в этом периоде жизни ребенка придается процессу социализации. Но проблема заключается в том, что в настоящее время, наряду с позитивными факторами социализации личности, существует и ряд негативных факторов, которые препятствуют развитию духовного потенциала подростка, а значит и осуществлению духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.


Изучение теоретических источников в области социологии, философии, психологии и педагогики позволило установить факторы, которые оказывают воздействие на развитие нравственности подростков в условиях реформации российского социума.

Итак, к группе негативных факторов следует отнести:

Формирование во многом чуждой российскому менталитету молодежной субкультуры, подрывающей фундамент традиционной воспитательной системы общества;

Пагубное влияние на сознание подростков средств массовой информации;

Рост криминализации социума и распространение девиантных форм поведения;

Снижение роли общества в воспитании подрастающего поколения вследствие ухудшения нравственно-психологической атмосферы в самом обществе;

Ослабление непреходящих педагогических ценностей, достижений исторического опыта воспитания;

Актуализация проблемы обеспечения социальной, психофизиологической, духовно-нравственной безопасности подрастающего поколения, преодоления аморальных средств ее социализации.

К группе позитивных факторов относятся:

    возрождение национального и этнического самосознания, религиозных традиций народов в общероссийском масштабе;

    ярко проявляющаяся тенденция к диалогу культур на принципах толерантности в межэтнических и межконфессиональных отношениях в российском обществе;

    возрастание влияния среды на нравственную социализацию личности;

    формирование в обществе поколений людей, адаптированных к деятельности и социальным отношениям, морали транзитивного общества;

В реализации нравственного потенциала подростков психологи предлагают опираться на следующие положения.

1. Психологически обоснованной и педагогически оправданной является установка на формирование у подростков нравственных конструктов, занимающих доминирующее положение в структуре личности и определяющих их собственный моральный опыт.

2. Распространёнными способами нравственного воспитания подростков являются: организация групповой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества, активизация межличностного взаимодействия подростков, которое направлено на решение этических проблем, умение принимать нравственно оправданное решение в разнообразных ситуациях деятельности и общения.

3. В процессе разнообразной воспитательной деятельности с подростками формируются компоненты структуры поступка (морального выбора) и определяется стратегия и тактика нравственного поведения.

Нравственный потенциал у подрастающего поколения имеется, но его необходимо постоянно развивать. А развивать потенциал подростка можно лишь, включая его в разные виды педагогической деятельности.


1) В связи с этим , одним из условий развития духовного потенциала подростков является формирование коммуникативных навыков школьников . По мнению психологов, основой общей культуры личности являются именно коммуникативные навыки. Они помогают создать внутренний мир человека.

Психологи отмечают, что большая часть подростков в результате так называемого попутного общения (через средства массовой коммуникации, семью, сверстников, традиционное школьное обучение) не создают своего индивидуального стиля поведения как меры связи с людьми, природой, самим собой. При попутном общении человек усваивает лишь то, что связано с текущими потребностями и интересами, поэтому его результаты отрывочны и бессистемны. Необходимо специально организованное обучение детей общению.

Специальные занятия по культуре общения способствуют не только развитию познавательных и творческих возможностей школьников, но и формированию у подростков критического отношения к своей собственной речи. Развитие культуры речи школьников – есть неотъемлемая составляющая духовного воспитания.


2) Стремление подростка к самораскрытию своих возможностей, качеств укрепляется благодаря их участию в ролевых играх. Таким образом, следующим условием, раскрывающим духовный потенциал школьников, является организация такой деятельности, в которой подросток бы себя проявил. Такой деятельностью становится игра .

В игре подростки могут выразить свою потребность в активном, действенном самоутверждении. Замечено, что нравственное воспитание подростков осуществляется эффективней в ходе организации разнообразных социально-ориентированных игр с нравственным содержанием, которые способствуют развитию этической рефлексии подростков . Не случайно игра занимает особое место в социокультурной жизни человека и общества. Игровая деятельность образует культурное пространство, в котором её участники свободно развиваются. В игре присутствуют элементы дискурса – жесты, мимика, различные символы и предметы, что делает игру не только привлекательной, но и дедуктивной в плане полифонического развития нравственного сознания, приобретения нравственных качеств, усвоения моральных норм и поступков. В играх реализуются индивидуальные потребности и способности. Игры обостряют личностные проявления и особенности подростков. Они выступают как формы поведения, подчинённого определённым правилам.


3) В подростковом возрасте из-за небольшого жизненного опыта молодые люди еще не умеют быстро и объективно оценить ту или иную жизненную проблему, у них еще не сформировалось умение разрешать конфликтные ситуации. Как раз этому подростков и нужно учить.

Постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями, формирующих умение эффективно разрешать конфликтообразующие ситуации, способствуют социализации личности подростка, а значит, и развитию у него культуры мышления, умения сделать нравственный выбор. Эпизоды и ситуации с нравственными коллизиями предполагают разрешение моральных противоречий. Проигрывание эпизодов с нравственными коллизиями способствует развитию духовно-нравственных качеств подростков. Нравственный конфликт подразумевает выбор между двумя дилеммами: долг и безответственность, добро и зло, сострадание и черствость, участие и безразличие, идейность и пустота души и т.д. У человека всегда есть выбор, и задача образования, т.е. педагогов заключается в том, чтобы дать правильную ориентацию, способствующую развитию и раскрытию сущностных сил индивидуума. Способность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях является одной из основ нравственного развития личности подростка. Истинная педагогика начинается с помощи человеку в разрешении трудностей: не приспособиться к обстоятельствам, а разрешить противоречие.


Таким образом, развитие коммуникативных навыков школьников, вовлечение подростков в социально-ориентированные игры с нравственной направленностью, постановка и проигрывание ситуаций с нравственными коллизиями – все эти предпосылки в совокупности выступают как средство формирования морального сознания и приобретения нравственного опыта.

Литература:

1. Петрова М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 675-677.

2. Воловикова М. И. Нравственность в современной России / М. И. Воловикова // Психологический журнал.-2009.-№ 4. - С. 95–97.

3. Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения / В. Зикратов // Народное образование. - 2007. - № 8. - С. 232.

4. Рахимов А. З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А. З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001. - № 6. - С. 11.