Почему встречают хлебом с солью. Почему на руси принято встречать гостей хлебом и солью

В лучших традициях свадьбы, после торжественной росписи, новобрачных должны встретить родители жениха с караваем (хлебом-солью). Считается, что он символ гостеприимства большой семьи, которая принимает в дом нового члена (невестку). Это красивый ритуал славянской свадьбы, который практически в оригинальном виде дошел до наших дней. В нем все участники играют определенную роль, говорят важные слова, выполняют определенные действия, согласно давним поверьям и традициям. Давайте рассмотрим подробно, что это за действия, и каков сценарий данного обычая.

Сценарий встречи жениха и невесты с караваем

Согласно современным устоям, пока новобрачные добираются от ЗАГСа к месту свадебного банкета (как правило, это время посвящено свадебной фотосессии), родители с гостями отправляются к ресторану. Они должны выполнить важные приготовления для встречи молодых с караваем. Все участники свадебного торжества (новобрачные, их родители, гости) принимают участие в проведении ритуала с хлебом-солью:

  • Гости торжественно под музыку должны встретить молодых, щедро усыпая их дорогу от автомобиля к ресторану монетами и лепестками роз.
  • Мамы и папы свято благословляют у порога своих детей на долгую, счастливую семейную жизнь.
  • После произнесения родителями определенных слов молодожены должны оторвать по куску каравая (во время этого они солят их или обмакивают в соль, которая насыпана по центру хлеба), чтобы накормить друг друга.
  • Новобрачным важно соблюсти момент отламывания от каравая по куску. Это святой предмет, кусать который будет грубым кощунством и грехом.
  • В конце обряда новобрачные выпивают по глотку шампанского, а затем выливают за спину остатки, чтобы завершить данный ритуал.

Считается, что тот из молодых, кто отломит больший кусок от хлеба-соли, будет главой семейства. Данный, казалось бы, простой старинный ритуал требует тщательных предварительных приготовлений в короткий промежуток времени, пока виновники торжества добираются до места свадебного банкета. Чтобы не упасть лицом в грязь, важно узнать заранее, что необходимо делать каждому герою сценария, какие слова произнести. Более подробно это рассмотрим далее.

Подготовка гостей к встрече молодоженов

Добравшись до ресторана, все собираются на пороге в ожидании главных виновников торжества. Предварительно гостей необходимо подготовить, вручив им в руки предметы для осыпания молодоженов: различные монеты, конфеты, рис или пшеницу, лепестки роз. Далее всех приглашенных организованно выстраивают по обе стороны у входа в заведение (живой коридор) для торжественной встречи жениха с невестой.

Важно, чтобы ритуал осыпания молодых проходил не слишком интенсивно, чтобы не травмировать только что родившуюся супружескую пару монетами, не испортить их внешний вид. Необходимо объяснить гостям, что они должны посыпать молодоженов в ноги, как бы устилая молодым жизненный путь богатством, благополучием, счастьем. Все организационные моменты данной традиции должен выполнять тамада.

Кто и как держит каравай

После того, как гости осыплют по живому коридору только что прибывших молодоженов, последние ступают на порог ресторана. Здесь уже их радушно встречают родные родители вместе с хлебом-солью. По сложившимся традициям, каравай держит мама жениха, но не голыми руками, а на красиво расшитом рушнике. Однако современное проведение свадьбы немного отступает от старых обычаев, и каравай может держать мама невесты.

Это связано с тем, что сегодняшние новобрачные не идут жить к родителям жениха (как это было в старину), а начинают свою самостоятельную семейную жизнь в отдельном жилье. А раз так, значит, обе семьи (родители жениха и невесты) принимают новых членов в свой состав на равных условиях. Держать каравай могут обе мамы, олицетворяя воссоединение, единство двух семей.

Роль отцов в ритуале встречи молодых

Пока мамы держат главный атрибут торжественной встречи молодых (каравай), папы не стоят без дела. В руках у одного из них должен находиться поднос с питьем, которым новобрачные скрепляют свой союз, согласно обычаю, и закусывают напополам разрезанным яблоком. А другой папа держит икону, которой родители все вместе благословляют своих детей на долгую счастливую семейную жизнь.

Ритуал угощения гостей свадебным караваем

После окончания обряда встречи жениха и невесты с хлебом-солью, новобрачные вместе с гостями проходят в зал, танцуют свой первый танец. Затем происходит ритуал угощения приглашенных свадебным караваем. Данный атрибут ни в коем случае нельзя продавать, подобно свадебному торту. Испокон веков хлеб считался святым символом, кормить которым необходимо без корысти, с чистой душой и сердцем. Поэтому молодые обходят банкетный стол, угощая каждого приглашенного гостя щедрым куском каравая.

Во время угощения гости должны произнести благодарственную речь, искренне поздравить жениха и невесту с рождением их семьи. В современной версии свадебного торжества молодожены, как правило, остаются на своих местах, а тамада с подносом и сундуком обходит всех гостей. Поднос – для раздачи вкусного каравая, а сундук – для сбора даров, которые преподносят люди, собравшиеся по такому случаю.

Речь родителей при встрече молодых на свадьбе

Родители обязательно должны благословить своих детей на грядущую счастливую семейную жизнь, дать несколько наставлений перед тем, как они отведают хлеб-соль, предложенные родителями. Подготовиться к этому волнительному моменту лучше всего заранее, выучив несколько традиционных слов, которые обычно говорятся в таком случае. Для каждого родителя, согласно данной традиции, существует определенная благословительная речь, ознакомиться с которой вы сможете далее.

Слова мамы жениха и мамы невесты

Ваши слова могут быть сказаны произвольно, вовсе не обязательно выучивать определенные фразы, стихи. Это просто должна быть речь, которая служит напутствием на счастливую семейную жизнь. Пожелайте своим детям добрых и чистых отношений, светлого совместного жизненного пути. Одарите их своим теплом и благословением, пусть молодожены почувствуют вашу любовь, поддержку в такой важный для них момент. Пример смотрите на фото ниже.

Если каравай держит свекровь, то слова произносит она. Речь может быть в произвольной форме, например: «Дорогие наши дети! Примите со всей душой каравай, который мы подготовили, как символ благословения на долгую и счастливую семейную жизнь. Пусть она будет крепка, наполнена любовью, нежностью, достатком и благополучием!». Когда слова произнесены, каравай отдают свидетельнице, чтобы та занесла его в зал, поставив среди остальных блюд на свадебный стол молодоженов.

Слова папы жениха и папы невесты

Жених с невестой отламывают и съедают по куску каравая с солью, а затем выпивают по бокалу с шампанским, которые стоят на подносе у одного из отцов. Тут же лежит яблоко, разрезанное напополам – им молодые должны закусить. Папы также не стоят, молча и, как главы своих семей, произносят определенную речь. Они аналогичным образом должны поддержать своих детей и благословить. Пример слов смотрите на фото ниже.

Слова отцов необязательно должны быть в стихотворной форме, просто воспользуйтесь произвольной речью. Скажите свое твердое слово главы семьи о том, что жених, как муж должен оберегать свою возлюбленную и быть надежной опорой для нее. Дайте понять, что вы, как родители, всегда готовы прийти на помощь советом и делом в любую минуту их совместной жизни.

Видео: встреча новобрачных с караваем в ресторане

Невзирая на то, что данный ритуал проводился много веков назад, его традиции дошли и до наших дней. Без свадебного обычая с караваем не обходится ни одна современная свадьба. Это замечательный и красивый обряд, благодаря которому праздник приобретает особую значимость, торжественность, а молодожены отдают дань своим далеким предкам. Чтобы подробнее увидеть и изучить, как проходит старинный ритуал с хлебом-солью, посмотрите видео, в котором родители торжественно встречают новобрачных с караваем у ресторана.

«Горько, горько» - кричат молодым еще в ЗАГСе, а уже потом, на пороге ресторана, который заменил дом жениха, родители жениха встречают молодую семью хлебом и солью. Что это значит, откуда взялось и зачем мы, такие современные, продолжаем это делать?

«Горький» обряд многовековой и с годами сильно изменился. Если раньше невеста, обходя гостей, предлагала им выпить за здоровье нового брака (не самих молодых, а именно новой семьи!), то сейчас гости наливают сами, пьют сами и хмельными голосами требуют поцелуев от молодоженов. Символизм прост: все горести и тяготы предстоящей семейной жизни (а наши предки знали и понимали, что семья это не поваляться на диване под телевизором) невеста и жених делили со своими гостями – людьми, на глазах которых создавалась семья. Ведь семья признавалась семьей только после отгулянной на глазах всего честного народа свадьбе, если даже было так называемое «тайное» венчание, его требовалось засвидетельствовать в течение трех-четырех месяцев перед всеми людьми свадебным пиром– иначе брак считался аннулированным или, еще хуже, не состоявшимся. А молодая девушка, соответственно, обесчещенной. Но вернемся к водке. Горька вода – именно такое понятие несла водка для наших предков и, созданная для медицинский целей арабами, применилась на нашей земле уже как лекарство и от душевных недугов. Предлагая водку гостям невеста на глубоком символическом уровне просила поддержки у общины, у соседей, у друзей и несла свои предстоящие горести заранее разделить с ними. Гость, принявший водку, выпивал и подтверждал «горько» - обозначая что выпил именно водку, что она горька и что он взял на себя часть обязательств по сохранению новой семьи и помощи ей. Интересно «присоседился» этот обычай и к хлебосольной встрече молодых: сейчас на каравай ставят молодым рюмку водки, которую они должны выпить, а затем разбить через плечо. Символиз этого «новородка» также прост: на входе в семейную жизнь молодые принимают часть символичных горестей и разбивают тару, в которых они хранились, о то место, где стоит черт (обычно просят молодых разбить за левое плечо). Выпиваем, понимаем что горько, но понимаем и что глупые ссоры – и выбрасываем «тару» глупых размолвок к черту. Другая версия: соединение традиции бить тарелки на свадьбу и иную посуду. Бились тарелки для того, что бы больше они никогда не бились (битая тарелка символ и раздора и ухода благосостояния). Соответственно, разбита рюмка может символизировать и попытку разбить все горести прямо здесь и сейчас.

Хлеб да соль. Встречая молодую, свежеиспеченную семью, на пороге с хлебом и солью, родители жениха приветствуют рождение новой семьи. Хлеб – это символ тела. Семья, как нам известно на подкорковом уже уровне – ячейка общества. Новое тело. Семья отныне неразлучна и для общины выглядит как новое целостное тело. Соль – придает радость и, в определенном смысле, остроту ощущениям в семейной жизни. Каравай выпекался женской стороной общины, хорошо настроенной к невесте. Тесто замешивалось в то время, как невеста оплакивалась свою молодую жизнь на девичнике, и обязательно с любовью к невесте – замешивалось аккуратно и нежно, не «билось» как тесто для обычных караваев – делалось это для того, что бы муж не бил жену. Делалось мягким и пушистым – что бы семейная жизнь проходила легко, да и брачное ложе было «пушистым». Традиция «покормить» друг друга посоленными кусочками хлеба из большего введена от безделья теми, кто ведем свадьбы. Для смеха. Тем не менее, в обряде этом нет ничего смешного и отнестись к нему следует с уважением. Особенно невесте, если она не хочет в браке быть «битой». Доверять выпекание свадебного каравая незнакомой тетке по объявлению – странная затея. С какими мыслями она пекла этот каравай? Что она там себе думала о невесте? Неизвестно. В таком случае уж пусть лучше родная мама испечет шарлотку J Тем не менее, каравай кусали, мерялись, кто в доме будет главный. Жена в этом случае не хватала с феминистическим настроем кусок как у мужа – спокойно отдавая ему право быть главным и нести, внимание, девушки! – ответственность за семью и за, дважды внимание, девушки! – духовное состояние жены. Откусили больше – не жалуйтесь, что муж вас обижает J В последствии хлеб относился матерью жениха в церковь, где клался как пожертвование. В таком случае, считали наши предки, Господь дополнительно благословит семью на лад и покой. Да и богатство.

Чтите традиции наших предков – все они медитативны и рассчитаны на помощь вам, молодой семье, а не на то, что бы весело провести время в ожидании возможности надраться в сани.

Время чтения: 4 мин.

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли — смех»
Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.
Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.
Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.


Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.
Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.
«Божий дар»
Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.
В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.
В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.
«Без соли и стол кривой»
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.
Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.
В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».
Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.
Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Когда вы приходите в чужой дом и застаете хозяев за столом, то обязательно желаете им приятного аппетита, так ведь?

А в далекие времена на Руси говорили: хлеб да соль вашему дому.

И, должна сказать, смысл выражения в былые времена был намного полнее, чем наши с вами пожелания приятного аппетита.

Спросите почему?

Давайте вместе разберемся.

Все мы знаем народную традицию подавать молодоженам каравай с солью. Если вы думаете, что это делается для красоты или просто, чтоб народ повеселить, то вы ошибаетесь.

Этой традиции очень много лет. Хлебом-солью всегда встречали самых дорогих гостей на Руси. Если с хлебом все более-менее понятно, то возникает вопрос: а зачем соль? Почему нужно аккуратно отломить кусочек хлеба и, макнув его в соль, съесть? В чем тут скрывается потаенный смысл?

Оказывается, подношением хлеба-соли хозяева приветствовали дорогих гостей и желали им богатства (хлеб, как символ богатства) и отгоняли нечистых духов (соль, как символ чистоты души). С солью вообще связано очень много народных примет. Например, .

Некоторые источники утверждают, что предложением попробовать соль, хозяева проверяли гостей, живые ли они люди, а не морок насланный.

Гости обязаны были принять дар хозяев, т. е. попробовать кусочек хлеба с солью. И только тогда между ними устанавливались дружеские отношения.

Если гость отказывался принять этот дар, в дом его не пускали, боялись занесенной нечести, дурных помыслов и злого глаза.

Поэтому самых гостеприимных хозяев до сих пор называют хлебосольными, т.е. умеющими не только радушно принять и вкусно покормить, но и подарить свет душевной беседой и сердечным теплом. Не зря существует .

Теперь немного о свадебной традиции подавать молодоженам хлеб-соль.

Это делают родители молодоженов, встречая их на пороге дома. Сейчас каждый из молодых старается откусить кусок побольше, так как есть такая примета, чей кусок больше, тот и хозяин в доме, тот и будет рулить семейной лодкой.

А в былые времена, полагалось хлеб отламывать не спеша, степенно – хлеб требует уважения и внутренней уверенности в своих силах.

Так вот, отламывался кусочек, макался в соль и съедался.

После того, как каждый из молодых съедал кусочек хлеба с солью, жених брал в руки каравай, разламывал на две части. Одну оставлял себе, а вторую вручал невесте. И они шли по кругу и угощали приглашенных гостей.

Т.е. со всеми приглашенными заключался молчаливый хлебосольный договор о дружбе и поддержке.

На следующий день со стола собиралась оставшаяся еда и относилась в церковь, для нищих. Хлеб при этом присаливался. Так молодожены делились со всем людом своим душевным богатством и своим счастьем.