Пуговицы. Какие они были и какие они сейчас

Простейшая пуговица представляет собой диск с двумя сквозными отверстиями в середине, однако встречаются пуговицы других видов и форм (например, квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразные). Количество отверстий пуговиц может варьироваться.

История пуговиц

По уточнению из комментариев здесь на фото - справа от гербовой мундирной пуговицы - элемент декора конской упряжи 18 - 20вв.

В древности люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Самые древние пуговицы (а также предметы, похожие на пуговицы), используемые в качестве украшения, а не для застёгивания, были обнаружены в Индии в долине реки Инд. Они относятся к эпохе 2800-2600 до н.э. Подобные предметы эпохи бронзового века найдены в Китае (около 2000-1500 до н.э.), а также на территориях бывшего Древнего Рима и Древней Греции.

Пуговицы, изготовленные из ракушек, использовались в Индской цивилизации для декоративных целей приблизительно в 2000 году до нашей эры. Некоторые пуговицы имели правильные геометрические формы и отверстия, чтобы их можно было привязать к одежде с помощью нити. Эти пуговицы первоначально использовались скорее как украшение, чем как застёжки. Самые ранние из них найдены в Мохенджо-Даро, в долине Инда. Они имеют криволинейную форму, сделаны они около 5000 лет тому назад.

Пуговицы на кафтанах, примерно 10 век

Функциональные пуговицы, сделанные из камня, найдены на юго-востоке Турции, они датируются 1500 г. до н.э. Функциональные пуговицы с петлями для застёгивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке. Они быстро получили широкое распространение в Европе для изготовления облегающей одежды.

Долгое время пуговица служила декоративным украшением. Пуговицы изготовлялись из драгоценных металлов, кораллов, янтаря, жемчуга. Форма, размер, украшение пуговиц и их количество на одежде говорило о богатстве человека и его социальном положении. Зачастую некоторые предметы одежды имели более ста пуговиц. Шуба могла стоить дешевле помещённых на неё пуговиц. Века назад пуговицы были не просто дороги - они были драгоценны. Их передавали по наследству и описывали в литературе и завещаниях.

Пуговица как оберег. Пуговицы на Руси

Древнерусские пуговицы-гирьки (по уточнению из комментариев - это свинцовые оружейные пули 16 - 17вв.).

В прошлом пуговица была одним из важных магических амулетов , призванных отпугивать враждебные силы. На Руси эта функция пуговицы долгое время оставалась основной . Словарь Владимира Даля пишет, что. Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристёгивались, и не имели утилитарной функции . Магическая природа определялась двумя способами - рисунками (узорами т.п.) на пуговице и формой (например, форма яйца или желудя считалась символом плодородия).

Пуговица. Серебро, эмаль. 16-17 век

Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: самыми уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела - шея и лицо. Поэтому первые пуговицы помещались на воротнике и рукавах и украшалась заговоренными узорами, призванными отгонять, отпугивать от владельцев одежды злых духов. Частыми археологическими находками являются древнерусские пуговицы «гирьки» , украшавшие воротники крестьянских рубах. Практически все они имеют явно выраженное магическое значение. Чаще всего встречается символ солнца - спираль или круг с точкой посередине. Это и понятно: солнечный свет отгоняет силы Мрака. Реже встречаются знаки земли и засеянного поля.

О магической функции пуговиц упоминает академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси». Он цитирует онежскую былину «О Дюке Степановиче и Чуриле Пленковиче»:

А молодой боярин Дюк Степанович
Стал плеточкой по пуговкам поваживать,
Пуговкой о пуговку позванивать.
Как от пуговки было да до пуговки,
Налетели тут птицы клевучие,
Наскакали тут звери рыкучие...

Исследователи русского былинного эпоса всегда обращали внимание на эти волшебные пуговицы, пытаясь как-то истолковать их значение. Ответ на эту загадку неожиданно дали археологи: в одном из древнерусских княжеских кладов 10-13 вв. были обнаружены четыре массивные золотые пуговицы с магическими изображениями тех самых «птиц клевучих» и «зверей рыкучих». Рыбаков определяет эти пуговицы как «пуговицы-заклинания»: видимо они использовались для магических действий.

Можно заключить, что у западных народов основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время, как у славян на первое место ставилась функция оберега .


Принцип плетения пуговиц

На раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой помещена крупная плетеная пуговица красного цвета, которая ничего не застегивала и вряд ли служила украшением. С учетом того, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу (и потому был очень популярен), можно утверждать, что красная пуговица служила оберегом. Сам принцип плетения пуговиц сохранился до наших дней; китайские пуговицы в виде "кулака обезьяны" и аналогичные плетеные узлы «Джозефина» во Франции - ни что иное, как отголосок старинных магических мотивов.

Пуговицы в мужском и женском костюме

Пуговицы с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. Мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы, числом иногда больше сотни. Пуговицы демонстрировали богатство их владельца, так как были изысканными и дорогими. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости,они символизировали достаток и высокое положение в обществе.

Интересно, что вплоть до XIX века пуговица оставалась привилегией мужчин . Лишь треть всех пуговиц шла на женскую одежду. И только к середине века вместе с Haute Couture во Францию пришло осознание того, что пуговица в женском платье может быть не только функциональной, но и декоративной. Немедленно последовал взрыв. Как метко заметил один модный журнал 1877 г., «женщин обуяло пуговичное безумие». В то время большую часть фурнитуры составляли блестящие металлические пуговицы, и бедным модницам необходимо было чуть ли не ежедневно чистить до блеска все свое изобилие пуговиц на платье . Возможно, именно это обстоятельство побудило перейти к пуговицам, обтянутым тканью, сходной или точно такой же, как на платье. Впервые же пуговицы появились на ночных рубашках.

Из чего делают пуговицы

«Прародителями» пластмассовой пуговицы стали так называемые галлинитовые (gallinite) пуговицы, которые делались из уплотненного казеина - молочного коагулянта, который производился на молочных комбинатах в Аргентине, высушивался и доставлялся во Францию. После соответствующей переработки он принимал вид агата, об истинном происхождении которого никто не догадывался.

В XVII в. появились пуговицы из меди и дерева, а в XVIII - из перламутра и кожи. В XIX в. пуговицы изготавливались также из рога, эбонита, «вулканизированной фибры», фарфора, стекла и других материалов. В России XVIII века были очень популярны пуговицы, изготовленные из различных полудрагоценных камней - яшмы, агата, малахита.

Родоначальником настоящей обычной пластмассовой пуговицы можно считать парижанку Эльзу Шиапарелли, законодательницу женской моды Парижа в 1930-е гг. В содружестве с неким Жаном Клеманом, который был хорошо образован в области химии. Ои изготовили огромное число невиданных ранее пуговиц различных форм и цветов, в том числе фосфоресцирующих. Были среди них пуговицы в форме фруктов - лимонов, апельсинов, грейпфрутов, в форме фигурок балерин, ложечек, рождественных колокольчиков, лошадок, шнурков для ботинок, бумажных скрепок. Открытый Эльзой салон Madame Schiap пользовался огромным успехом. Говорили, что модницам доставляло такое же удовольствие носить купленные там пуговицы, как самим авторам придумывать их.

Уникальные пуговичные произведения из драгоценных камней и пуговицы, вышитые из ценнейших сортов шелка, стали соседствовать с изделиями массового производства.

Можно выделить четыре основных функции пуговицы:

  1. утилитарная (пуговица как застежка);
  2. декоративно-эстетическая (пуговица как украшение);
  3. магическая (пуговица - оберег или талисман);
  4. семиотическая или информативная (пуговица как опознавательный знак) .

Русские пословицы о пуговицах (из словаря Даля):

  • Пуговички золочёные, а три дня не евши.
  • Умная умница - что светлая пуговица.
  • Пуговицы не литы, петли не виты, ничего не сделано.
  • На чужой рот не пуговицу нашить.
  • С солдата не пуговку сорвёшь.
  • Стой, батальон: пуговку нашёл! Марш, марш - без ушка!

Фото пуговиц и где купить

Часть фотографий - с ярмарки мастеров, там можно купить или заказать пуговиц.

Сколько пуговиц должно быть на манжете пиджака? Три, четыре, две?
Есть ли какие-то правила, которыми руководствуются портные или конструкторы одежды? Если есть, то связаны ли они с типом пиджака (однобортный, двубортный) или, возможно, при пошиве следует ориентироваться на количество основных пуговиц? Например, на манжету двухпуговичного пиджака крепится две пуговицы, трехпуговичного — три и т.д.

Вопрос из тех, где не стоит искать четкую логическую зависимость. Более того, исторические или национальные традиции здесь тоже, по всей видимости, ни при чем. И четыре, и две, и три, и даже одна пуговицы встречались на любом историческом отрезке развития мужской моды последней сотни лет. Нет и большой связи со стилистикой костюма: спортивный, формальный — и там и там могло встретиться любое число.

Таким образом, заказывая пошив пиджака или изменяя манжеты на готовом пиджаке, вы можете руководствоваться исключительно субъективным эстетическим вкусом, а также личным выбором между выражением некоторой оригинальности или, наоборот, желанием примкнуть к большинству.

Да, единственное, о чем здесь можно говорить, это насколько часто или редко встречается то или иное количество пуговиц, а значит, в какой степени заурядна или оригинальна будет ваша манжета.

Что касается частотности, то безоговорочным лидером будет рукав пиджака с четырьмя пуговицами. Вариант самый безрисковый, на все случаи жизни. Пуговицы могут располагаться каскадом (waterfall) или слегка соприкасаться (kissing):


Три пуговицы встречаются гораздо реже, но все-таки такой вариант остается в рамках мейнстрима.


Теперь входим в зону нетривиального, но все еще сдержанного языка, на котором может говорить наша одежда, наш стиль. Двух- и однопуговичная манжеты — редкий, но по-своему изысканный способ заявить о себе как о натуре с тонкой душевной организацией, знающей, как ненавязчиво, но эффектно поразить публику. Разница между первым и вторым, конечно, есть: если с двумя пуговицами рукав смотрится более классично и, так скажем, законно, то одна пуговица у некоторых может вызывать недоумение и, возможно, отторжение. Но все это, опять же, дело вкуса.

Две пуговицы должны быть расположены на некотором расстоянии друг от друга:


Вот несколько примеров с одной пуговицей:


Для полноты картины приведу пример с , но он не совсем корректен, так как у Теба довольно близкие родственные связи с обычной курткой, да и манжета у него больше рубашечного типа.


Особняком стоит вариант с пятью пуговицами. Он хоть и встречается (довольно редко), но выглядит все-таки чересчур экстравагантно, и чувство меры владельца здесь, пожалуй, ставится под большой вопрос.


Наконец, бонусный вариант: для тех, кто мыслит максимально нестандартно и не скрывает это от окружающих. Пиджак с манжетами на молнии от Junya Watanabe:

Еще больше интересных материалов в наших группах.

Неужели существуют правила, которые регламентируют как застегивать пиджак, спросите Вы? Ведь нет ничего проще, чем застегнуть столько пуговиц, сколько пришито на пиджаке, разве это не логично? Тем не менее, существует этикет, как правильно застёгивать одни и держать расстёгнутыми другие пуговицы. Но обо всём по порядку.

История возникновения традиции

Есть две версии возникновения традиции держать расстёгнутыми последние пуговицы пиджака или жилетки. Первая повествует о том, что ковбои на Диком Западе часто использовали свои револьверы, которые доставали из кобуры на поясе. Они расстёгивали последнюю пуговицу на пиджаках, чтобы не терять ни доли секунды, когда выхватывали револьвер из кобуры. Малейшее промедление могло стоить жизни.

Вторая версия гласит, что моду на расстёгнутую пуговицу ввел бывший король Англии Эдуард VII. Для удобства, он часто расстёгивал последнюю пуговицу пиджака, когда садился на стул. Многие придворные стали повторять за королём и спустя какое-то время это вошло в норму.

Причины, по которым расстегивают пуговицы

Существует как минимум две, почему стоит застёгивать одни и держать расстёгнутыми другие пуговицы на однобортном и двубортном пиджаках, не смотря на традиции:

  1. Делать акцент на то, что Вы внимательны к деталям.

Подавляющее большинство людей не носят костюм или пиджак на постоянной основе, поэтому застёгивают все пуговицы на пиджаке. Эти маленькие правила знают люди, которые часто сталкиваются с деловым этикетом и осведомлены об этих маленьких деталей. Поэтому, можно косвенно определить, часто ли вы носите деловой костюм, по количеству застегнутых пуговиц пиджака. Возможно, это выглядит как-то несерьезно, или нелогично, но это реальность и часто подтверждает догадки.

  1. Сидеть и передвигаться с расстёгнутой снизу пуговицей удобнее.

Сидеть в полностью застёгнутом костюме может быть неудобно даже мужчине с нормальным телосложением, не говоря уже о крупных мужчинах. Кроме того, когда Вы садитесь, вы можете растянуть или даже порвать ткань, из которой сделан пиджак.

Бывают ситуации, когда и самую верхнюю пуговицу не застёгивают. Речь идет о так называемом thee-roll-two пиджаке, на котором верхние пуговицы пришиты прямо на лацкан и сделаны исключительно для стиля и красоты. Такие пиджаки, всегда шьют с тремя пуговицами, и у них нужно застёгивать лишь среднюю.

Важно отметить тот факт, что мы говорим именно о классическом деловом костюме, а не блейзере или спортивном пиджаке (с нашивками на локтях), где можно некоторыми правилами пренебречь. Все же не такой строгий, как деловой.

Как застегивать однобортный пиджак

Большинство современных костюмов шьют с однобортным пиджаком, процентов 90, это точно. Как застегивать пиджак, зависит от двух факторов: количество пуговиц и расположение их относительно талии.

Пиджаки с высокой талией, шьются с пуговицами выше и посередине талии. Пиджаки с заниженной талией (чаще всего встречаются именно такие), шьются с пуговицами по середине и ниже талии.

Пиджак с одной пуговицей

Однобортный пиджак с одной пуговицей чаше всего встречается в смокинге или в модных линейках итальянских дизайнеров. Одна единственная пуговица всегда должна быть застёгнута, когда вы стоите или ходите. Расстегнуть пуговицу можно только когда Вы присели.

Пиджак с двумя пуговицей

Обычно на пиджаках с двумя пуговицами верхнюю пуговицу застёгивают, а нижнюю всегда держат расстёгнутой, однако есть исключения:

  1. Если Ваш пиджак с очень длинными лацканами, которые слегка заворачиваются в районе верхней пуговицы (подобно thee-roll-two пиджакам), то можно оставить ее расстёгнутой, а нижнюю застегнуть.
  2. Очень высоким мужчинам может потребоваться прикрывать область талии, так как слишком короткий пиджак с расстёгнутой нижней пуговицей может оголять и талию, и ремень. Выглядеть это будет не хорошо.

Пиджак с тремя пуговицами

Однобортный пиджак с тремя пуговицами обычно носят с застёгнутой средней пуговицей, застёгнутой (по желанию) верхней пуговицей и расстёгнутой нижней пуговицей.

Традиционно, двубортный пиджак застёгивается на все пуговицы, даже когда Вы сидите. Однако, в некоторых случаях, можно расстегнуть правую нижнюю пуговицу, если Вы уверены в своем стиле. Именно последние модные тенденции позволяют держать расстегнутой одну пуговицу на двубортном пиджаке.

Пиджак – это всегда актуальная часть гардероба, независимо от того, одевается он как элемент делового костюма или как самостоятельная вещь. Пиджак делает его владельца уверенным и привлекающим внимание, но при его носке важно знать определенные правила. Неужели существуют нормы того, как стоит застегивать пиджак – спросите вы? Логичным выглядит застегнуть столько пуговиц, сколько на нем пришито, но это неверно. Существуют установившиеся негласные правила этикета на этот счет, которые нужно знать.

Пиджак с двумя пуговицами

То, как следует застегнуть мужской пиджак, зависит от его типа и количества имеющихся пуговиц. Наиболее распространены однобортные пиджаки с двумя пуговицами. Это – самый популярный пиджак, его владелец в любой ситуации выглядит привлекательно. Здесь важно помнить только одно правило – нижняя пуговица не застегивается никогда.

У этого правила нет исключений, а его история уходит далеко в прошлое. Основоположником традиции считается английский король Эдуард VII, живший в 17 веке. Но почему же эта традиция прижилась и в наше время, и зачем стоит ее соблюдать:

  • Во-первых, расстегнутая пуговица подчеркнет то, что обладатель пиджака знает тонкости делового этикета и следит за своей внешностью. Также деловые партнеры могут сделать вывод о том, что вы часто носите костюм и, в частности, пиджак, а значит, всегда выглядите аккуратно и стильно, вести дела с таким партнером – одно удовольствие.
  • Во-вторых, за внешней привлекательностью скрывается и удобство такого способа. С расстегнутой нижней пуговицей в пиджаке удобнее передвигаться и сидеть.

А теперь рассмотрим примеры других пиджаков, ведь для них действуют другие правила.

Пиджак с одной пуговицей

Однобортные пиджаки бывают и с одной пуговицей. Обычно они предназначены для торжественных мероприятий, но бывают и повседневные модели. Здесь тоже все просто – одна пуговица всегда должна быть застегнута, расстегнуть ее можно только в том случае, когда вы садитесь, если пиджак стесняет движения.


Пиджак на трех пуговицах

В этом случае средняя пуговица застегнута всегда, нижняя – всегда расстегнута, а средняя – в зависимости от желания и обстановки. Во время деловой встречи лучше ее застегнуть, в более расслабленной обстановке – можно оставить незастегнутой.


К пиджакам с тремя пуговицами стоит отнестись внимательнее, поскольку среди них бывают пиджаки вида three-roll-two. Они отличаются от классического пиджака тем, что верхняя пуговица на них имеет только лишь декоративную роль и может вообще не иметь возможности застегивания. Часто она находится на лацкане или в начале отворота, тогда как на классических моделях отворот начинается чуть выше пуговицы. В случае three-roll-two пиджака верхнюю пуговицу застегивать не надо ни в каких случаях.

Итак, первые три правила для однобортных пиджаков можно подытожить вот такой памяткой:

Двубортный пиджак

А теперь рассмотрим двубортный пиджак. На нем пуговицы пришиты в два ряда, количество пуговиц может быть разным, по 1, 2, редко 3 и более в ряду. Такие пиджаки принято застегивать на все пуговицы, даже когда вы сидите, но четких правил для них не существует. В последнее время дизайнеры все чаще демонстрируют показы, на которых правая нижняя пуговица остается расстегнутой, и эта тенденция становится все более популярной.

Верхние пуговицы, как правило, остаются расстегнутыми, поскольку в большинстве случаев играют декоративную роль и пришиты в таких местах, что застегивать их неудобно.


Женский пиджак

Пиджак давно уже прочно вошел не только в мужской, но и в женский гардероб. Каким образом застегивают женские пиджаки? Здесь все зависит от выбранной модели. В женском гардеробе при носке пиджака нет установленных временем правил, но существуют определенные рекомендации, которые помогут определиться:

  • Классический женский пиджак выбирают, как правило, активные девушки. Часто их носят с водолазкой и зауженными джинсами или брюками, в этом случае пиджак лучше не застегивать, что подчеркнет активную жизненную позицию. Конечно, если речь идет о деловом костюме для официального мероприятия, то пиджак застегивается полностью.
  • Очень популярны сейчас пиджаки в стиле милитари. Они имеют широкие плечи и воротники-стоечки, пуговицы часто расположены в два ряда. Такие модели предполагают, что нужно застегнуть все пуговицы. При этом пуговицы чаще всего выделяются и являются главным элементом декора модели.
  • Укороченные модели подходят для носки на каждый день и застегиваются на одну пуговицу. Чаще всего дизайнеры подчеркивают это, специально оставляя в модели одну функциональную пуговицу под грудью, остальные имеют лишь декоративную функцию или отсутствуют вовсе.


Итак, простые правила, которые легко запомнить, позволят вам всегда выглядеть элегантно и образованно, ведь только разносторонние эрудированные люди могут знать тонкости правил этикета. Подберите пиджак, который хорошо будет сидеть по фигуре, застегните его правильно и чувствуйте себя уверенно!

Собираясь каждый день на работу, учебу или прогулку, мы не придаем особого значения пуговкам на одежде. Они стали настолько привычным и обыденным аксессуаром, что порой их просто не замечаешь и застегиваешься по инерции. А ведь у пуговицы история очень интересна и богата. Познакомимся поближе с этим видом застежки.

Семантика пуговицы

В русском языке это слово соотносится с «пугалом», «пугачом», «пугать». Связано это с тем, что пуговице славяне приписывали охранительную и устрашающую функцию. Также, согласно словарю Даля, в русских диалектах долго сохранялось название «пугалка». Так называли специальный аксессуар-колокольчик, который прикрепляли к воротничку или вешали на цепочку. С древнего санскритского «пуга» - это «кнут», а «вица» - «розга», «прут», «хлыст». И получалось, что пуговицу называли пугохлыстом, кнутовицей или пугопрутом. То есть также имелась отпугивающая функция.

С английского языка «пуговица» (button ) обозначает «бутон» - нераскрывшийся цветок. Это наводит на мысли, что в Западной Европе маленькие детали одежды выполняли не скрепляющую, а эстетическую, декоративную функцию. Согласно романской интерпретации, существовали созвучные слова с ударением на первый слог: «батон», «ботон» и «ботао». Они означали «пронзать», «прокалывать», «протискивать».

«Пуговица» на арабском языке является омонимом розы и звучит как «зарра». А вот с древнеперсидского перевода это слово означает «золото». Можно предположить, что в давние времена пуговицы в тех местах символизировали солнце, и потому отливали их исключительно из драгоценных металлов.

Разновидности

Благодаря тому что у пуговицы история очень богатая, этот элемент одежды сегодня представлен во всевозможных цветах и формах. Самыми распространенными являются плоские круглые варианты. Но также можно встретить выпуклые, шарообразные, овальные, цилиндрические, треугольные, квадратные, в виде животных и другие пуговицы. Каждая форма придает своеобразный стиль, поэтому модельеры и рукодельницы тщательно выбирают пуговицы, чтобы они сочетались с тканью и фасоном одежды.

Большим спросом пользуются элементы с двумя или четырьмя сквозными отверстиями, реже - с тремя. Например, такие перламутровые пуговицы стали отличием мужских рубашек марки «Ван Лаак». Застежки с одним отверстием сквозные (похожи на плоские бусинки) либо имеют ушко, за которое и крепят нитками. Разновидность для джинсов не пришивают, а устанавливают на одежду. Такая пуговица имеет твердую ножку-гвоздик и плавающую шляпку. Также существует канадка. Она имеет отверстия и две продолговатые щели, через которые и крепится с помощью ленты.

Кроме туго, пуговицы различаются по размеру. Большие и толстые застежки пришивают на плотные ткани и верхнюю одежду. А тонкие и маленькие перламутровые пуговицы идеальны для легких материалов.

Функции застежек

Этот элемент одежды видоизменялся на протяжении всей истории. И в результате сложилось так, что пуговки различаются по назначению. Какие же функции они могут выполнять?

1. Утилитарную. То есть это первоначальная роль застежки, скрепление деталей одежды.

2. Информационную. По пуговице можно определить должность или статус.

3. Магическую. Из пуговок делали всевозможные талисманы и обереги.

Рассмотрим подробнее, какова история возникновения пуговицы и какие видоизменения она претерпевала со временем.

Древние застежки

Изначально первобытные люди не использовали пуговицы, а завязывали узлом кончики одежды или продевали один кусочек в отверстие другого. Позднее они уже догадались использовать пояса, шнуровку и булавки из косточек, палочек, камушков, шипов растений и других подручных материалов. В Древнем Египте уже был популярен способ скрепления с помощью пряжек. Самые старинные находки датируются 2800 годом до нашей эры.

Позднее (где-то в 2000 году до нашей эры) люди стали изготавливать металлические и глиняные бесформенные шарики с отверстиями. Но некоторые экземпляры были настолько аккуратными и точными, что их можно было прикрепить при помощи нити. Также находили пуговицы из ракушек, которые, скорее, использовались в качестве украшений. Что примечательно, застежки, изготовленные из панциря моллюсков, популярны и по сей день.

Как отмечают археологи, находки из камня, которые датируются 1500 годом до нашей эры, можно причислить к функциональным. То есть люди их использовали для застегивания, а не в качестве украшений как ракушки. Еще один доступный материал - это дерево. Но элементы одежды из него не находили. Можно только предположить, что деревянные пуговицы также были распространены. Но ввиду своих свойств попросту сгнивали и не сохранились до нашего времени.

Пуговицы как амулеты

Сегодня мало кто помнит, что элементы одежды были важными магическими оберегами, которые отпугивали враждебные силы. Среди них выделяют камушки, бусы, вышивки, колокольчики и псевдозастежки, которые крепились на цепочку или воротничок. Например, в Новгороде была найдена рубашка с крупной красной пуговицей. Она ничего не застегивала и точно не служила украшением. Красный цвет у славян отпугивал нечистую силу и был популярен. Потому можно утверждать, что пуговица в данном случае была оберегом. У китайцев к магическим мотивам относятся всевозможные узлы-застежки, из которых самый известный - «кулак обезьяны».

Также в полые металлические или деревянные пуговицы помещали дробинку, круглый камешек или кусочек олова, которые при движении издавали приглушенный звук, как у бубенца. Их как обереги помещали на цепочку или пришивали к одежде. Еще в качестве талисманов использовали плоские кругляши с четырьмя отверстиями. Здесь большое значение имел способ пришивания такой пуговки. Например, для привлечения богатства стежки нужно сделать в виде буквы Z, для сохранения богатырского здоровья и красоты - в виде крестика.

Инновационные идеи

В 16 веке венецианские мастера начали изготавливать пуговицы по новейшей технологии. Смысл заключался в том, что раскаленную стеклянную форму быстро опускали в ледяную воду и вынимали. Из-за перепада температур на изделии образовывались многочисленные трещинки. Их снова заполняли стеклом, и в результате преломления света пуговка переливалась яркими красками, словно драгоценный камень. Это была настоящая революция!

Спустя век флорентийские умельцы придумали мозаичное оформление для пуговицы. История до этого еще не видела такого прорыва в дизайне застежек. Мастера на серебряном или золотом каркасе выкладывали крошечные кусочки стекла или камня в хаотичном порядке, но получалось очень красиво. Позже под стеклянный верх застежки стали подкладывать разноцветную фольгу. А уже в 18 веке в моду вошли эмалевые пуговицы с миниатюрами, скопированными с работ и Буше. Именно с этого времени искусство оформления маленькой детали одежды достигло своего расцвета.

Пуговица как визитная карточка

В допетровской России по застежкам можно было многое узнать о человеке. Количество пуговиц, их форма, изображенные на них узоры или знаки говорили о положении, статусе, близости к власти или заслугах. К каждому число пуговиц было строго определенным. Например, на шубу пришивали 8, 11, 13-16 застежек, а на кафтан - 3, 8, 10-13, 19. Больше всего пуговок должно было быть на тегиляе, стеганом доспехе с коротким рукавом, в котором ходили ратники. Также имел значение материал изделия. Например, одеяниям Ивана Грозного полагалась золотая пуговица. Причем на одном кафтане она была представлена в количестве 48 штук, а на другом блистало 68 таких застежек.

Воинские звания тоже можно было различить по пуговицам. У офицеров они были серебряными или золотыми, а у солдат - бронзовыми, медными, оловянными или латунными. У гвардии и генералитета на застежках были гербовые рисунки, то есть с орлом. А полки, которыми руководили представители императорской фамилии, носили пуговицы с изображением короны. В дальнейшем знаковая роль продолжала развиваться. Пуговица могла подсказать, к какой профессии относится человек: военнослужащего, государственного чиновника, ученого и так далее. Некоторые эмблемы используются и в наше время. Это золотая пуговица с якорем на морских мундирах и с дубовыми веточками у лесничих.

Застежки в мужских и женских костюмах

Примечательно, что пуговицы долгое время были привилегией мужчин. Причем на их одеяниях эта маленькая деталь встречалась только с лицевой стороны справа. Дело в том, что мужчины одевались сами и застегивать спереди было удобнее.

Женщинам же помогали наряжаться служанки. Встречались платья, у которых были и корсет, и даже юбка на пуговицах. Можно представить, что процедура одевания могла затянуться надолго. Чтобы служанки все это время не крутились перед глазами хозяйки, все застежки на платьях размещались сзади. Причем пришиты они были с левой стороны. Это объяснялось тем, что прислуге так было удобнее застегивать, а значит, хозяйку можно было одеть быстрее.

Позже девушки стали одеваться сами, но, что удивительно, различия в расположении застежек сохранились и по сей день. Обратите внимание, что пуговицы на мужских рубашках находятся справа, а на женских - слева.

Пуговки как украшения

Позже застежки в женском наряде стали выполнять не только утилитарную функцию, но и декоративную. Тогда-то и случился «пуговичный бум». Девушки старались украсить все свое платье маленькими кругляшами. А поскольку тогда вся фурнитура была металлической, то бедным модницам приходилось натирать ее до блеска целыми часами. Так появились застежки, обтянутые тканью.

Тогда же были популярны пуговицы большие и дорогие. Их изготавливали из серебра, золота, фарфора и украшали драгоценными камнями. Такое приданое передавалось по наследству и перешивалось с одного платья на другое. И неудивительно, ведь сама одежка могла стоить четыре тысячи, а пуговки - восемь.

Современные пуговки

В 19 столетии уже перестали вручную изготавливать фурнитуру, весь процесс механизировался. Поэтому пуговки подешевели и стали доступны уже простому народу. А в 20 веке по миру распространилась пластмасса. Из ее различных видов можно было изготовить все что угодно и создать любую фигурную форму. Также среди девушек стала популярна джинсовая юбка на пуговицах. С ней-то и пришли в моду специальные клепки-застежки.

Сегодня пуговки часто встречаются как застежки и как декор на рубашках, пальто, шляпках, купальниках и другой одежде. Более того, их стали использовать в качестве материала для творчества. Ими украшают балетки, вазочки, пояса, всевозможные поделки, из них создают флористические композиции и даже картины.

  • Самый богатый пуговицами костюм был у французского короля Франциска. К нему было пришито более 13,5 тысячи штук.
  • Обязательным атрибутом манжеты мужской рубашки стала маленькая пуговица. Ее пришивали, чтобы солдатам было неудобно вытираться рукавом.

  • Самыми ненадежными оказались пуговицы на мундирах наполеоновской армии. Они были из алюминия и просто рассыпались на сильном морозе.
  • Людовик XIV за всю свою жизнь потратил на застежки более шести миллионов долларов. Так сильно он их любил.
  • В Англии долго существовала традиция собирать на леску или нитку самые красивые пуговки. Когда их будет 999, девушка найдет свою вторую половину.

В завершение

К сожалению, имя человека, придумавшего пуговицы, история не сохранила. Хотя он, как изобретатель колеса, однозначно заслуживает памятника. Времена меняются, и застежки как соединители одежды оказываются на втором плане. Их уже заменяют более удобными вариантами: молниями и липучками. Хотя в некоторых случаях это неоправданно. Ведь пуговки проще заменить, если они оторвались или просто хочется обновить одежку.